Что нельзя делать в церковные праздники? Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом.

Все православные празднества являются торжествами общецерковными в православной вере. Они обычно посвящаются историческим священным событиям или же почитанию святых. В народе давно и прочно утвердилось мнение, что в дни церковных праздников всякая деятельность должна прекращаться.

И если вы спросите у кого-нибудь, чего нельзя делать в церковные праздники, то в ответ наверняка услышите - ничего. Так ли это на самом деле? И существуют ли различия между праздниками по выполнению домашних и других дел? В этой статье попробуем разобраться, откуда пошли эти обычаи и что это за церковные праздники, когда нельзя ничего делать.

Какие бывают церковные праздники

Классификация церковных праздников зависит, прежде всего, от значимости священных событий, которым эти праздники посвящались. Согласно этой значимости, выделяют праздники великие, малые и средние. В число великих входит Пасха, а также все те, которые называют двунадесятые. Также существуют разделения согласно времени и места празднования.

Согласно времени, существует две большие группы: неподвижные, то есть те, которые закреплены за определенной датой, и переходящие. Еще можно выделить три большие группы согласно того, кого почитают в этот день. Таким образом, существуют Господние праздники, торжества, посвященные Богородице, а также дни почитания святых.

Церковный праздник сегодня. Что нельзя делать?

Большинство рекомендаций относительно запретов в той или иной деятельности имеют в своей основе результат многовековых наблюдений и совпадений. Хотя, конечно же, никакой доказательной базы для объяснения этого нет. Люди часто интересуются, какой сегодня церковный праздник. Что нельзя делать? Это происходит потому, что традиции и обычаи очень плотно вошли в жизнь населения. И хотя практически никто не знает причину этих обычаев, все соблюдают их просто автоматически. Просто потому, что так нужно.

Итак, чего нельзя делать в церковные праздники. Самым распространенным запретом является запрещение шитья и других видов рукоделия на Рождество. Также возбраняется в такие дни охотиться, поскольку грешно отбирать жизнь животного в день, посвященный рождению или воскрешению. Наилучшим вариантом считается проводить дни церковных торжеств в собственном доме. И уж тем более никуда не переезжать. На день почитания Ильи святого запрещено купаться в водоемах. Эта примета связана с тем, что по наблюдениям чаще всего в воде происходили именно в этот день. А на празднование Благовещенья женщинам воспрещается создавать прически. Особенно заплетать косы. Или вот еще. В праздник, посвященный обезглавливанию святого налагается запрет на использование любых режущих предметов. В этот день не пользуются ножами. Еду не разрезают, а разламывают руками на куски. Особенно это касается хлеба, имеющего круглую форму.

Запрещенная работа не значит безделье

Многие относятся к церковным запретам очень серьезно. Не имеет значения, какой сегодня церковный праздник. Что нельзя делать, все знают, и по-другому никак. Но так ли все серьезно на самом деле? Какова позиция Церкви? Откуда, в конце концов, пошли все эти приметы и почему нельзя ничего делать в церковные праздники? Существует официальная позиция церкви относительно всего, о чем уже упоминалось. Эта позиция говорит о том, что все эти народные приметы скорее миф, чем реальность. Никто не запрещает во время церковных торжеств мыться и причесываться. И даже заниматься легкой уборкой своего жилища. Воздерживаться священнослужители рекомендуют лишь от полноценной тяжелой работы и посвятить это время своим близким и родным. Более того, согласно церковным писаниям, во время церковных праздников следует, помимо изучения Библии, оказывать помощь беднякам и нуждающимся, навещать больных в госпиталях или заключенных в тюрьмах. Или заниматься другими милосердными делами. Так что о безделье речь не идет совершенно.

Рождество на пороге, или Чего нельзя делать в церковные праздники зимой

Во все времена люди особое значение придавали рождественским приметам. Считалось, что весь будущий год напрямую зависит от того, как проводили Рождество. Существует ряд вещей, которые в это время делать не рекомендуется. Нельзя охотиться. Причем на охоту налагается запрет начиная от Рождества и заканчивая Крещением. Считается, что в это время природа особенно заботится о животных.

А значит убивать их - большой грех. Нельзя гадать. Для этого существует специальное время. Также налагается запрет на рукоделие и любую другую работу по хозяйству. Но существуют и более безумные приметы. Например, на Рождество нельзя пить воду. Можно любые жидкости, но воду нельзя.

Крещенские приметы

Праздник Крещение впитал в себя огромное количество народных традиций, большинство из которых связано со свяченой водой, которой в этот день отведена ключевая роль. Грехом считается набирать в больших количествах, поскольку она является лекарством духовного характера.

Набирая нельзя ссориться или ругаться, нельзя плохо думать о ком-то. Перед праздником возбраняется одалживать деньги и даже вещи, а после праздника запрещено гадать, а также полоскать в реках белье. Хотя на сегодняшний день эти запреты вряд ли будут актуальными.

Пасхальная неделя. Обряды и традиции

Празднование Пасхи одним днем не ограничивается. Это целая неделя, в течение которой все должны веселиться. Но в отличие от Масленицы, в эти дни не приветствуются всякие излишества и уж тем более драки.

Нельзя злиться и грустить, нельзя ходить на кладбище. Нельзя употреблять алкоголь во все дни кроме воскресенья. Что же касается хозяйственной работы и рукоделия, то тут особых ограничений нет. Работа позволительна в умеренных количествах, хотя от рукоделия все же рекомендуют воздерживаться.

Что такое Красная горка?

Существует еще один, не менее важный, выпадающий в этом году на 19 апреля, церковный праздник. Что нельзя делать на Красную горку? Прежде всего, нельзя молодым девушкам, которые еще не нашли себе мужа, сидеть в этот день дома. Таким образом они упускают судьбу. Это время сватовства и свадеб. Считается, что брак, заключенный в этот день, обречен стать богатым, здоровым и благополучным союзом. Нельзя в этот праздник грустить и ругаться. Что же касается работы, то тут никаких запретов. Даже есть такой обычай на привлечение богатства - мытье икон. Делать это должен самый старший член семьи, а весь обряд ни в коем случае не должен поддаваться огласке.

Вербное воскресенье

Одним из самых светлых церковных праздников считается Вербное воскресенье. В этот день необходимо посещать церковную службу и всячески обогащать себя в духовном смысле. Главный атрибут - освященные ветки вербы. Хранят эти ветки потом на протяжении всего года, располагая их в доме позади икон, или прикрепляют в разных местах. По преданиям наших предков, они спасают дом от молнии и Рекомендуется в этот день воздержаться от всякого рода работы. Также возбраняются средства массовой информации.

Итак, нам удалось выяснить, Из всего вышеизложенного становится понятно, что подобные приметы вовсе не призыв к безделью. А скорее смена деятельности. И что бы вы ни сделали, главное, чтобы это было с душой и от чистого сердца.

Запрет на различные виды деятельности в зачастую несет под собой больше суеверный страх, чем реальную угрозу. Однако он настолько силен, что многие предпочитают прислушаться к мифам и слухам и отказаться от всего в такие дни. На самом же деле, не советует заниматься физическим трудом исключительно для того, чтобы была возможность провести этот день с семьей, пообщаться и т.д.

Большая часть такого рода рекомендаций была основана на наблюдениях обывателей и ряде совпадений. Так, например, достаточно распространенным запретом является запрет шитья и штопки на Рождество. Но это поверье из серии тех же, нельзя шить . Связано оно с тем, что ребенок якобы обвивается пуповиной. Научной же доказательной базы под собой это утверждение не несет.

Под запретом в церковные праздники находятся и различные переезды. Вообще, считается оптимальным вариантом оставаться дома, т.к. никакие поездки или запланированные выезды удачно не закончатся.

У сторонников запретов такого рода есть один совет – остаться дома и молиться: за здравие, за успехи и т.д.

Одна из примет Пасхи гласит, что женщинам в первый день Великого поста нельзя ходить по дворам, т.к. это несет за собой несчастья и болезни.

А вот на Благовещенье дамам вообще прически. Особенно такие, которые подразумевают плетение кос. Причем зачастую сторонники такого утверждения ссылаются на Святое Писание, в котором есть такие слова: «Марфа, Марфа, не чешись».

Рекомендуется отказаться в этот день от посещения парикмахера. Также не стоит записываться на эпиляцию.

На день святого Ильи запрещается купаться, т.к. по статистике именно в этот происходит максимально большое количество несчастных случаев на воде.


В сентябре в православной Церкви воспоминаются также двух великих двунадесятых .


Так, 21-го сентября Церковь отмечает Божией Матери. Праздник именуется Рождеством Пресвятой Богородицы. Этот день был особо почитаемым для , так как считается, что Русь является одним из уделов Божией Матери.


27-го сентября очередной красный день церковного календаря, ознаменованный постом. В этот день во всех православных храмах проходят богослужения в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. История праздника уходит еще в IV век, когда императрица Елена (мать царя константинопольского Константина) обрела в Иерусалиме тот крест, на котором был распят Христос. 27-го сентября в Константинополе при огромном собрании народа был воздвигнут крест Спасителя для поклонения верующими. В этот день Церковь воспоминает также страдания Христа. Именно поэтому православный предписывает строго поститься 27-го сентября.


Кроме этих основных праздников, в сентябре есть и иные торжества церковные. Например, 14-е сентября - начало церковного года (новолетие), 19-е сентября - память архистратига Михаила (воспоминается его чудо в Хонех), а 30-го сентября Церковь отмечает день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Почему нельзя фотографировать человека спящим: популярные версии

Наши предки считали, что душа спящего человека покидает пределы бренного тела, отправляясь странствовать. Поэтому во время сна тело лишено защиты и подвержено нападкам нечистой силы. Спящего человека не переносили с одного места на другое и даже не переворачивали в пределах одной и той же кровати. Считалось, что в результате перемещения тела вернувшаяся душа может не найти его. Как следствие – смерть. Категорически запрещалось рисовать спящих людей, так как подобные действия забирали силы, провоцировали возникновение болезней или приводили к летальному исходу.


Мистики считают, что фотоснимок хранит огромное количество информации об изображенном на нем человеке. Колдуны могут читать эту информацию и использовать ее для того, чтобы отправить в адрес изображенного на фото человека недобрые заклинания или сглаз. Учитывая, что пребывающий во сне человек находится в обессиленном состоянии, порча или сглаз будут действовать на него гораздо сильнее. Также стоит отметить, что для совершения недобрых магических ритуалов темным магам вовсе не обязательно обладать снимком человека на фотобумаге, для сглаза они могут использовать фото в электронном виде.


Кроме мистических ответов на вопрос «почему нельзя фотографировать спящих?» существуют вполне реальные объяснения. Прежде всего, необходимо отметить, что яркая вспышка или щелчок затвора фотоаппарата могут сильно испугать спящего человека. Поэтому фотограф рискует услышать в свой адрес многоэтажную тираду не совсем ласковых слов. В результате испуга у могут возникнуть нарушения в функционировании центральной нервной системы и развиться фобии.


Ну и наконец, самый понятный ответ на поставленный вопрос, который способен удовлетворить как верящих в мистику людей, так и отрицающих ее существование: спящего человека не следует фотографировать потому, что он на фотографии будет выглядеть абсолютно непривлекательно. Это объясняется тем, что во время сна все мышечные группы организма расслаблены, а положение тела может быть самым непредсказуемым.


Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему» - так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» - так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.

Многие сельские жители постоянно интересуются: можно ли работать в церковные праздники? На селе, особенно весной и осенью, очень много работы и на огороде, и дворах. Тем более что к церковным праздникам относится и воскресный день в течение всего года. Чтобы ответить на вопроскогда работать, когда не работать, и в какие именно церковные праздники , попробую обобщить всю информацию по этому поводу: что я слышал и читал лично, что слышал от наших священников, что слышал от людей, постоянно ходящих в храм.

Откуда пошло, с каких пор возбраняется трудиться в церковные праздники?

Четвертая заповедь Божия гласит:

«Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.»

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота. В Новозаветное время, в которое мы проживаем, суббота в первые века христианства сменилась на воскресение.

Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: "шесть дней трудись." Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.

Под воскресным днем нужно подразумевать не только воскресение, но и другие праздники и посты, установленные Церковью.

Очень подробно об этой и о других заповедях Божиих написано на сайте 10zapovedei.ru .

Практическое применение 4-й заповеди

Мы же касаемся практического применения этой заповеди в наше время для сельской местности, для людей, занятых земледелием (самым благородным занятием по свидетельству Ветхого Завета).

Итак, разберем на реальном примере вопрос о том, как относиться к работе в церковные праздники.

Знакомый фермер, Олег, который уже излагал свой личный опыт на этом сайте, после совета с нашими местными священниками поступает так:

По большим праздникам (список ниже) и воскресным дням в его хозяйстве никто не работает.
Но… если была крайняя необходимость, например, посевы пшеницы очень быстро поедала какая-то черепашка, то работа по химобработке шла и в праздники, важен был каждый час.

Отсюда следует одно общее правило: если есть работа по дому, по огороду, которую можно отложить, то ее лучше отложить и выполнить после церковного праздника. Например, покрасить забор, поколоть дрова, вырыть колодец и т.д. День-два ничего не решат, и совесть будет чиста, да и получится все потом в лучшем виде.

Но… можно колоть дрова, если дрова закончились и надо протопить печь в доме, чтобы семья не замерзла. То же самое и со стиркой. Если, например, нет чистых вещей для детей и для мужа, то можно и нужно стирать. Также с глажкой. А кормить семью и домашних животных? Тоже можно и нужно. Даже на Пасху.

То есть ко всему надо подходить с рассуждением: надо смотреть по обстоятельствам. Если взять православные монастыри, где есть на подворье коровы, то их так же кормят и доят даже по большим церковным праздникам. И здесь нет никакого противоречия.

Часто люди работают на производстве, на подворье и огород остаются только выходные. Другого времени просто нет. А например, сроки посадки каких-либо огородных культур уже уходят. Многие люди в нашей местности в этом случае поступают так: начинают работу тогда, когда отходит воскресная служба, или, по крайней мере, с обеда воскресного (праздничного) дня.

Еще замечено, не только мной, но и многими людьми, что на церковный праздник так и «распирает» сделать какую-нибудь работу, которую спокойно можно перенести на другой день. Это самое настоящее искушение.

И еще можно привести массу примеров, когда работа на церковные праздники ничем хорошим не заканчивалась. Бывали даже трагические случаи.

Некоторые скажут, а когда же работать, если по церковному календарю сплошные праздники?

Далеко все не так. Больших праздников не так уж много - 12. Остальное - это как правило дни памяти Святых и дни почитания икон Царицы Небесной. В эти дни можно работать.

Но есть на Руси и особо чтимые святые, или престольные праздники храмов. Для той местности в данном случае это день покровителя этого населенного пункта. В этих случаях по желанию также можно воздержаться от работы.

Итак, самый главный христианский праздник - Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою. Это переходящий праздник, выпадает на разные даты в каждом году.

7. Благовещение (ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия) - 7 апреля

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - в последнее воскресенье перед Пасхой

9. Вознесение Господне - в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы) - в пятидесятый день после Пасхи (переходящий праздник)

Следует заметить, что праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Сразу следом, в понедельник, празднуется День Святаго Духа - тоже большой праздник. Работать без крайней необходимости нежелательно.

Другие наиболее чтимые праздники

Приведу универсальную рекомендацию, если вы не знаете как поступить с работой в Праздничный (воскресный) день. Спросите у вашего священника, и как он благословит, так и поступайте. В этом случае он всю ответственность берет на себя. Только перед тем, как идти к священнику, твердо решите для себя, что точно последуете его совету.

Чем заняться в церковные праздничные дни?

Во-первых, по-возможности, посетить богослужение.

Во-вторых, можно уделить время близким людям, которым из-за повседневной работы не хватает нашей заботы и внимания. Например, погулять с детьми, выехать с ними на природу, на рыбалку и т.д.. Можно посетить пожилых родителей или просто старых знакомых, или кого-то в больнице.

И конечно, никто не запрещает собраться всей семьей, с друзьями, знакомыми, посидеть за праздничным столом и выпить чего-нибудь спиртного. Конечно, в меру.

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (12393) раз


Top