Что такое семья: значение семьи в жизни человека. Семья: понятие и организация

· Подростковое насилие

Эта статья - о социологических, демографических и психологических аспектах понятия семьи. О юридической, культурологической стороне вопроса, о брачном союзе см. Брачный союз .

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества , помимо социального статуса , этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Определение семьи

Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса , под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа , члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Согласно традиционным представлениям, семья складывается вокруг гетеросексуального союза мужчины и женщины, однако социокультурные изменения, происходящие в обществе, легализуют и однополые семейные союзы. Семья изменяется вслед за развитием общества.

Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком.

В праве под семьёй понимается законный , находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» - из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми) . В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м . Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи .

Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд (нем. Klaus Schneewind )) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:

  • Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.
  • Пространственная и временная ограниченность.
  • Закрытость, межличностная интимность.
  • Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Аспекты семьи

Социологи выделяют несколько функций семьи:

  • Репродуктивная: рождение потомства.
  • Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
  • Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
  • Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
  • Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
  • Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
  • Социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация .
  • Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

История

Научное изучение форм семейной жизни началось в XIX веке и связано с работами И. Бахофена , Л. Моргана , М. М. Ковалевского . В том числе было показано, что тип семьи в высокой степени детерминировал характер дальнейшей эволюции соответствующего общества .

Изменились и социально-психологические установки на рождаемость. С суждениями, что «долг каждой женщины стать матерью» и «долг каждого мужчины растить детей» гораздо чаще соглашаются представители старших, нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин. На вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью?» среди опрошенных в конце 1990-х гг. петербургских женщин от 18 до 29 лет утвердительно ответили лишь 20 %, а среди 30-39-летних - только 17 %. Это значит, что материнство, которое религиозная мораль всегда считала главной ипостасью женщины, становится лишь одной из её социальных идентичностей. В представлениях россиян о справедливом распределении семейных функций и об обязанностях матери и отца традиционалистские установки борются с эгалитарными, сопровождаясь жёсткими взаимными обвинениями мужчин и женщин.

Признаки трансформации семьи стали проявляться в развитых странах Европы уже с середины 1960-х годов, а в других европейских странах - с конца 1980-х - начала 1990-х годов. Перечень важнейших перемен в состоянии семьи были кратко сформулированы Дирк ван де Каа :

Семейный цикл

С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства:

  • предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца
  • репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей
  • социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией)
  • прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

Семейная структура в демографической статистике

Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

  • размер семьи (число её членов);
  • тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)
    • Нуклеарные семьи (англ. nuclear family ) - семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми
    • Сложная семья - к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
  • число детей в семье
    • малодетные семьи - 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)
    • среднедетные семьи - 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)
    • многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

Примечательно, что в России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей (за демографические достижения вручались награды: Медаль «Медаль материнства» II и I степеней - вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней - вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей). Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной считается уже среднедетная семья. Именно такая по численности детей семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной для государства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Типы семьи и её организации

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации [неавторитетный источник? ] .

В зависимости от форм брака:

  • моногамная семья - состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров
    • Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх
    • Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета , Гавайских островов .

В зависимости от пола супругов:

  • однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
  • разнополая семья

В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;

В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
  • сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  • родительская - это семья, в которой человек рождается
  • репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,
  • патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;
  • неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные . Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.

Вопросами классификации современных семей занимался Торохтий В. С. .

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

Социальные функции семьи

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах . Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная - в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная - (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь - только своему, родному

г) образовательно-воспитательная - (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная - (лат. recreatio - восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная - психотерапевтическая функция.

Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Семейная психология

Семья как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и открытая самоорганизующаяся система.

Психологический климат семьи

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью , уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях . Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака .

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

Семейные традиции

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.

См. также

Примечания

  1. , с. 9
  2. , с. 275
  3. Бим-Бад Б.М. , Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // . - М .: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. - С. 27-53. - ISBN 978-5-94881-139-0
  4. Коротаев А. В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // История и филология древнего и средневекового Востока / Отв. ред. Васильев, Д. Д., и Волков, С. В. М.: Наука, 1987, с.3-11.
  5. , с. 20
  6. // Большой Энциклопедический словарь, 2000
  7. Семья - статья из Большой советской энциклопедии
  8. , с. 25
  9. Familie - статья в толковом словаре немецкого языка «Дуден ».
  10. // Юридический словарь, 2000
  11. , с. 10
  12. , с. 10-11
  13. , с. 26-27
  14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - СПб: Азбука, 2009. - 256 с. - ISBN 978-5-9985-0470-9
  15. Маринова, М.А. Основные социологические и экономические подходы к изучению домохозяйства = The main social and economic approaches to housekeeping study // Вестник РУДН : серия Социология. - 2004. - № 6-7.. - С. 202-211.
  16. Чаянов, А. В. Организация крестьянского хозяйства // Избранные произведения. - М .: Моск.рабочий, 1989. - 366 с. - ISBN 5-239-00639-3
  17. Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики : Сб.. - М ., 2009. - № 1. - С. 192.
  18. Демографический прогноз до 2030 года
  19. Статистический сборник «Семья в России»
  20. Краткие итоги пилотного обследования «Семья и рождаемость»
  21. Семья // Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка (недоступная ссылка)
  22. Семья // П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка (недоступная ссылка)
  23. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000. С. 40.
  24. Морган в книге «Древнее общество» () выделяет ряд исторических этапов эволюции семьи и брака, что однако позже, в частности, Юрием Семёновым (Происхождение брака и семьи ), было признано ошибочным.
  25. См., например: Коротаев А. В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // Васильев , Д. Д., и Волков, С. В., ред., История и филология древнего и сре¬дневекового Востока. М.: Наука, 1987, с.3-11.
  26. Кон, И.С. Ребенок и общество . - М .: Академия, 2003. - 336 с. - ISBN 5-7695-1420-5
  27. Van de Kaa D.J. Europe’s Second Demographic Transition // Population Bulletin, Vol. 42, № 1. Population Reference Bureau, Washington D.C., 1987
  28. цит. по Митрикас, А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования . - 2004. - № 5. - С. 102-183.
  29. Williams Brian Marriages, Families & Intinamte Relationships. - Boston, MA: Pearson, 2005. - ISBN 0-205-36674-0
  30. Статья w:en:Family (семья) на англоязычном сайте Википедии
  31. Википедия на испанском языке, статья w:es:Familia (семья)
  32. О предмете и методах демографии (формат.doc)
  33. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М .: ЭКСМО Пресс, 1996. - Т. 3. - С. 224. - 500 с. - ISBN 5-900578-03-8
  34. Рябова Г. Б. Семьеведение. Учебное пособие. - Томск: ТМЦДО, 2004. - 171 стр.
  35. Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций . - М .: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 132-133. - 512 с. -

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Признаки

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Основные функции

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная . Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая . Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная . Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная . Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Структура

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак ;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная : изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная : наличие только одного родителя;
3) распавшаяся : развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная : низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

Мечта о браке, который «заключается на небесах», совершенно нереальна; над любыми устойчивыми взаимоотношениями между мужчиной и женщиной нужно постоянно работать, строить и перестраивать, постоянно обновляя их за счет обоюдного личностного развития.
Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни.
Джонни Депп

В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Так что же такое семья, что-как там?

Что такое семья: определение

Семья — это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Это маленькая группа члены которой связаны общностью быта (установившегося порядка повседневной жизни), взаимной помощью, получением сексуальных удовольствий (для мужа и жены), рождением и воспитанием детей.

Это включает в себя: взаимную поддержку членов семьи; наличие материальной и моральной общности: никаких «я» в семье не существует, есть «мы».

Определение семьи даётся также в семейном праве: семья — это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления. «Полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей). «Неполная семья» - из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми).

Удачный брак - это строение, которое нужно каждый день реконструировать.
А. Моруа

Супружество - это соглашение, условия которого ежедневно пересматриваются и утверждаются заново.
Б. Бардо

Вот главные признаки семьи:

  1. совместное проживание;
  2. наличие общих детей (в большинстве случаев);
  3. взаимная поддержка членов семьи;
  4. наличие материальной и моральной общности;
  5. Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.
  6. Закрытость, межличностная интимность.
  7. Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Основные функции семьи:

  1. Рождение потомства, воспитание детей, самореализация родительских чувств.
  2. Удовлетворение сексуальных потребностей , получение сексуального удовольствия.
  3. Экономические выгоды для членов семьи; удовлетворение материальных потребностей членов семьи, рост благосостояния и семьи, и отдельных ее членов.
  4. Восстановление физических и интеллектуальных сил. Это как будто аквариум, где можно плавать в теплой расслабляющей атмосфере.
  5. Удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите, любви и восхищении.
  6. Совместные проведение досуга и духовное обогащение друг друга.

Семья = не Семь + Я, а МЫ

Крепка бывает та семья,
Где нет владений буквы «я»,
Где правит только слово «мы»,
Где есть совместные мечты.
© Мать Тереза

Супружеские пары бывают четырех видов:

  • ты и я равняется Ты;
  • ты и я равняется Я;
  • ты и я равняется Мы;
  • ты и я равняется Ты и Я.

Это во многом определено принятыми между людьми, участниками такой семьи, правилами такой игры, как «семья» .

Стоит напомнить: отношения – это выбор и ответственность обоих людей. Это выбор – быть или не быть, а если быть, то как.

В жизни складывается так, что чтобы что-то получить, надо потрудиться. Когда-то просто попросить, а когда-то прямо-таки вложиться.

Чтобы удовлетворить свои потребности в еде, в крыше над головой, в финансовой безопасности, мы прикладываем массу усилий. А чтобы удовлетворить свои потребности в любви, в человеческом тепле, в нежности, заботе, ласке, душевной, духовной и физической близости..? Кто отвечает за то, чтобы мы были сытыми, довольными и счастливыми? Чья эта ответственность?

Мамы с папой, а может Его или Её? Взрослый человек сам отвечает за удовлетворение своих потребностей .

А теперь, давайте рассмотрим семью «Я плюс Я» и семью типа «Мы» — это две разные модели семьи.

Семья «Я+Я»

Семья «Я+Я» это когда партнеры живут каждый своей жизнью, заботятся все-таки в первую очередь о себе и дорожат своей личной свободой. А точнее, независимостью. А если честнее - то своей свободой от другого.

Я уважаю территорию твою - ты не залезай на мою территорию. Хорошо? Ну и славно, дай тебя поцелую, милый!

Семья «Я + Я» - это сделка двух индивидуумов, взаимное использование: ты мне, я тебе.

Обычно в основе модели Я+Я лежит вера, что у мужчины изначально свои мужские интересы, и женщина там может быть только временно. Или женщине нужно свое (например, ребенок), а мужчина нужен только как источник денег (статуса, надежности, роли отца или других важных моментов для жизни).

Каждому из нас нужно свое, но вместе и рядом нам быть выгоднее, чем жить отдельно.

Один из признаков семьи Я+Я — желание иметь запасной аэродром: так, на всякий случай.

Семья типа «МЫ»

Что такое семья типа «МЫ» ? Это такие отношения двух людей, когда все участники таких отношений становятся как будто одним целым.

Это не какое-то конечное состояние. Можно сказать, что чем более идеальная семья или пара, тем больше они МЫ, а не Я+Я+Я…

Это можно представить как шкалу.

С одной стороны участники семьи могут чувствовать себя абсолютно «САМИ ПО СЕБЕ». Это не очень высокого уровня семья. Очень близко к тому, что ты живешь один. Вы смотрите на мир, принимаете решения только с позиция «Я», особо не рассматривая интересы других участников семьи. На поддержку другого члена такой семьи можно особо не рассчитывать.

А с другой стороны — вы чувствуете себя частью «МЫ». У вас есть ощущение, что вы часть такой общности, как «СЕМЬЯ». Вы смотрите на мир как часть семьи, в своих решениях вы думаете о других членах семьи, учитываете и их интересы. Вы знаете, что вы можете рассчитывать на поддержку других членов семьи, но и вы сами готовы оказать такую поддержку при необходимости. Вы как бы являетесь одновременно всеми членами своей семьи.

И между этими сторонами есть множество промежуточных состояний.

Семья — не семь Я, это МЫ

О разводе не может быть и речи, поэтому у нас два варианта:
либо стреляться, либо научиться договариваться

Суть семьи МЫ: забота о нас обоих, о себе и о тебе, о нашей паре. Мы были отдельные, а стали вместе, стали парой: ты становишься частью меня, я частью тебя. «Ты и я — мы одно целое».

В «МЫ»: Ты и я — одно целое, продолжение друг друга . В семье МЫ могут быть элементы сделки, но основа ее другая: пара живет верой в любовь , в то, что другой может о тебе заботиться, как о себе самом.

Тип семьи «МЫ» подходит немногим. Она подходит только тем:

  • кто именно такую семью хочет. В реальности таких не очень много.
  • кто в возможность такой семьи верит. Молодежь часто в такую семью верит ровно до тех пор, пока не попробует от романтических сказок и «ля-ля» перейти к делу.
  • тем, кто такую семью осилит, у кого хватит силы личности такую семью построить.

Семья «МЫ» — существенно более трудная конструкция, чем семья Я+Я. Она реально по силам только людям зрелым, с жизненным опытом и мудростью.

От мужчины она требует умения быть главой семьи, от женщины — готовности поддержать решения мужа. И от обоих — думать в первую очередь не о своих интересах, а об интересах семьи.

Но если пара или хотя бы один в паре с отношениями МЫ не справляется, появляются спорные и просто кривые варианты отношений МЫ.

Структура семьи

Семья разделяет такие вещи, как мечты, надежды, воспоминания, улыбки, печаль и радость. Семья - это клан, который скреплен клеем любви и держится на цементе взаимного уважения. Это убежище от бури; дружественный порт, когда волны жизни становятся слишком большими и бурными. Этого невозможно понять, если не являться членом семьи.

Существуют множество типов семей с её различной организацией:

  • Моногамная семья отличается от полигамной тем, что, как правило, состоит из двух партнеров. В то время как в полигамной семье, один из супругов может иметь сразу нескольких брачных партнеров.
  • Семьи могут различаться по количеству детей и подразделяться на несколько видов: бездетная семья; однодетная семья (1 ребенок); малодетная семья (1-2 ребенка); среднедетная семья (3-4 ребенка); многодетная семья (от 5 детей);
  • В современном обществе наиболее распространена нуклеарная семья. Что такое нуклеарная семья? Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей. А сложная семья включает в себя несколько поколений (дедушек, бабушек, сестер и их мужей, братьев и их жён, племянников и т.д.)
  • Молодая семья. Семью можно считать молодой, если она отвечает по следующим параметрам: возраст супругов должен быть от 18 до 30 лет; брак должен быть заключен впервые, а продолжительность совместной жизни не должна превышать 3 лет.
  • Шведской семьей называется семья, при которой трое человек (двое из которых одного пола) живут вместе. При этом отношения между партнерами могут быть различными и не всегда подразумевать совместный секс.

Есть одно очень важное наблюдение. Важно, чтобы оба члены семьи четко понимали, кто из них в семье является лидером. Не важно, мужчина это или женщина, но они оба понимают, кто это.

Если лидер в семье мужчина, то семья, по некоторым наблюдениям, более счастлива. Возможно это как-то связано с историческим распределением ролей в семье и с физиологией, а конкретно с вырабаткой тестостерона — мужской гормона.

Ресурсы семьи: их виды

Муж всё прощает, пока суммарная ценность благодаря жене быстро возрастает.
Елена Ермолова

Для удовлетворения потребности членов семьи необходимо обладать определенными ресурсами.

Ресурсы семьи — это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов.

Существует несколько видов ресурсов:

  • Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
  • Материальные ресурсы. Включают в себя любую недвижимость, бытовую технику и транспортные средства передвижения.
  • Трудовые ресурсы. Подразумевают под собой членов семьи с их возможностью вести домашнее хозяйство.
  • Финансовые ресурсы. Включают в себя деньги, ценные бумаги, банковские счета и т.п.
  • Технологические ресурсы. Используется технология ремонта, технология приготовления пищи и т.д.

Семью можно сравнить с компанией. Некоторые компании располагают большим финансовым и технологическим потенциалом, и они способны оказывать большое влияние на жизнь. Быть частью такой компании — очень комфортно и приятно. Но надо помнить — такие компании не сразу строились.

Но некоторые семьи похожи на компании-банкроты. Быть частью их — это вечные потери, нервотрепка, убытки и полное отсутствие перспектив. Но, опять же, эти компании были так созданы и их банкротное состояние постоянно поддерживается.

Психологический климат семьи

Какими словами вы будете называть своих жену и детей, такими они для вас по жизни и будут. Прежде всего, не называйте их «Дорогими»!
Стас Янковский

Психологический климат — это характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который возникает из настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Хорошая эмоциональная атмосфера семьи обеспечивает стабильность брака.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений. Он создается и может меняться. Каждый член семьи создает этот климат и от этих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. И как долго продлится брак.

Для благоприятного психологического климата характерны: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В такой семье каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, а к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи оказывается под угрозой.

Семья и ребенок

Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Особенно важную роль семья играет в жизни ребенка. Когда мы вырастаем, мы часто покидаем родительское гнездо для того, чтобы наладить свою собственную жизнь и в перспективе создать собственную семью. Но к этому моменту мы уже получили от родителей все, что нам было необходимо, чтобы решиться отправиться в самостоятельное плавание.

Обучение. Глядя на родителей, мы учимся не только повторять за ними простейшие действия, но и взаимодействовать с окружающим миром. В детстве папа и мама учат нас, как правильно держать вилку или как чистить в зубы. А потом, сами того подчас не осознавая, на примере родителей мы учимся, как необходимо вести себя с другими людьми: с противоположным полом, с друзьями, с надоедливыми соседями и т. д.

Моральная поддержка. Человек, у которого есть семья, никогда не будет одинок. Безусловно, отношения внутри семьи у всех складываются по-разному. Но если вы растете в нормальной, любящей семье, вы всегда можете рассчитывать на поддержку со стороны близких. Они и утешат вас и помогут советом, а если потребуется, то и делом.

Экономическая поддержка. До определенного момента человек не может обеспечивать себя самостоятельно и все наше детство нас содержат родители. Так поступают не только люди, но и животные, которые заботятся о своем потомстве, пока те не достигнут определенного возраста. Людей от животных отличает то, что этот процесс, как правило, взаимный. После того, как вы вырастаете и встаете на ноги, уже вы начинаете помогать родителям как финансово, так и морально и физически. По мере того, как человек стареет, он все больше становится похож на ребенка, которому во всем нужна помощь. Не зря говорят в народе – что стар, что мал. В этом вопросе многое зависит от воспитания.

Семья и родители

Семья – самое важное в жизни. У тебя могут быть удачные дни, могут быть отвратительные, но вечером каждого дня дома тебя кто-то будет ждать.

Если говорить о том, что дает семья родителям, то здесь встает вопрос о том, зачем люди заводят детей. Что дает семья человеку, понятно. Семья – это тихая гавань, в которой тебя поймут, помогут и выслушают. Именно ради этого большинство людей женятся и заводят семьи. Но зачем заводить детей? Если не брать во внимание тот факт, что размножение – это естественный процесс, который свойственен всем живым существам и является основой развития и существования вида, то можно сказать, что рождение детей служит нескольким целям:

  • это символ любви двух влюбленных, которые видят ее воплощение в детях;
  • это способ сплотить семью и попробовать себя в новой роли;
  • дети, как бы корыстно и себялюбиво это не звучало, часто служат для воплощения идей, желаний и стремлений родителей, которые сами они не сумели реализовать.

Роль семьи в жизни общества

Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья - это кристалл общества.
Гюго В.

Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные.
Бэкон Фрэнсис

Семья – это самый древний и самый прочный институт семейных отношений, который существует уже многие века. Что дает семья обществу:

  • В семьях происходит передача знаний и традиций, накопленных предыдущими поколениями. Когда не существовало письменности и все знании передавались, что называется, из уст в уста, только родители способны были передать своим детям знания, которые они приобрели на собственном опыте. Те, в свою очередь, сохраняли и приумножали эти знания, передавая их своим детям. Так двигался прогресс.
  • Дети, которые растут в здоровых семьях, более эмоционально стабильные и уравновешенные, у них есть очень хорошая база для дальнейшего развития.

Семейное счастье

Секрет семейного счастья: женщина должна делать так, чтобы мужчине было приятно приходить домой, а мужчина должен делать так, чтобы женщине было приятно его встречать.

Чтобы создать прочный фундамент в семье, необходимо работать над собой и развивать нужные качества. Они помогут пережить вам вместе и взлёты, и падения. Будьте ответственны за ваше счастье и помните, что оно для вас общее. Никаких «я» в семье не существует, есть только «мы» . Так вы создадите крепкую и счастливую семью.

Семья — как лодка, в которой плывут все вместе

А для ребенка, семья — это, прежде всего среда, в которую закладываются условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы это развитие осуществлялось, вы должны уделять внимание воспитанию ребенка и проводить с ним различные занятия.

Как создать свою семью-крепость

Вначале вам определенно стоит определить для себя, что и как именно вы хотите иметь в своей семье. Понять или определить для себя, что и как в ней будет происходить. Вы можете спроектировать свою семью как долгосрочную игру. Как это сделать описано .

Основа отношений между мужчиной и женщиной — это любовь. И ее нужно создавать постоянно. Вы можете научиться делать это с легкостью — разберитесь в этом . Не забудьте и про знание основ сексуальной жизни .

Помните, что когда женщина злиться или негодует. Чаще всего она просто нуждается в подтверждении вашей любви к ней . И лучше всего — просто не давать ей и малейшего повода для сомнений .

И, хоть это и неприятно, но иногда случаются и измены. Что и как делать в этом случае — смотрите .

Хорошая семья — это большая ценность. И теперь вы больше знаете что и как в семье.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое семья? В чем ее смысл, и какое значение она имеет в вашей жизни? Из школьной программы мы помним, что «семья - это социальная ячейка общества ».

Большинство страшится остаться одинокими по жизни и выстраивают тесные связи с людьми – это обусловлено устройством нашей психики на уровне инстинктов. Получается, что семья – это один из способов «быть с кем-то, чьим-то» в этом мире? Давайте разбираться подробней.

История понятия

По мнению ученых, изначально дикие люди, произошедшие от обезьян, жили общинами. Инстинкт продолжения рода сподвигал мужчин (самцов) биться между собой за право обладания женщиной (самкой), т.е. за вступление с нею в половые отношения. Последние подпускали к себе только самых сильных и активных, чтобы иметь здоровое потомство.

Психическая эволюция позволила мужчинам понять, что если приносить своей избраннице «мамонта», защищать ее от диких зверей, то можно стать ее постоянным партнером. И пока другие мерились силой, самые хитрые занимались охотой.

Женщины тоже изменили свои приоритеты: постоянный партнер давал стабильность, защиту, обеспечивал пищей, кровом и защищал взамен на ее благосклонность. Так стали появляться первые семьи, которые со временем меняли свой внешний «вид», организацию, обрастали новыми условиями существования, внутренними обязанностями.

Определение семьи — что это такое

Разные научные течения имеют свой взгляд по этому вопросу: по-разному трактуют определение семьи. Разберем некоторые из них:

  1. Социологи подразумевают под этим понятием объединение нескольких человек, связанных кровным родством либо узаконивших свои отношения в ЗАГСе.

    То есть муж и жена – это уже семья. Женатая пара, их родители и дети в совокупности тоже называются семьей.

  2. В юриспруденции семья – это совместно проживающие люди, которые состоят в официальном браке.
  3. Психологи называют семьей группу, члены которой связаны личными взаимоотношениями, общими ценностями, интересами и традициями.

Если объединить все эти определения, то:

семья — это отдельная, подтвержденная на государственном уровне (не всегда) ячейка общества, внутри которой люди связаны общим бытом, схожими целями, интересами и мировоззрением.

Среди признаков семьи можно выделить следующие:

  1. зарегистрированные в ЗАГСе отношения;
  2. совместный быт и проживание;
  3. наличие совместно приобретенных материальных ценностей;
  4. взаимоотношения близкого, интимного характера;
  5. наличие детей (необязательно, ведь бездетные супруги тоже считаются семьей).

Какие бывают семьи

Типов семей существует великое множество, поэтому ученые объединили их в классификацию:

Для чего она нужна (семейные функции)

Семья выполняет ряд важных функций:

Зачем человеку семья

Отвечая на этот вопрос в широком смысле, можно сказать, что семья – это то, что определяет социальный статус человека.

Если размышлять более узко – с точки зрения психологии, это то, что дает людям ощущение кого-то рядом , поддержки. То, что помогает справляться с трудностями, ради чего хочется жить и добиваться высоких результатов.

Семья – это место, где тебя всегда поймут, выслушают и помогут. Это человеческое, душевное тепло. Родные люди придают нам чувство нужности и собственной значимости. Стремления заложены в нашей психике как важные потребности, которые оставаясь неудовлетворенными, приносят человеку много страданий и грусти.

Одинокий человек лишен таких привилегий. Он не спешит домой, потому что его там никто не ждет. Никто не обрадуется его приходу, не спросит как дела и не угостит вкусным чаем. Никто не скажет «Все равно ты лучший», когда он потерпит какое-либо поражение в жизни или совершит досадную ошибку. Никто не скажет «Я в тебя верю», когда он готовится сделать нечто важное.

Какими бы сильными ни были люди, им всегда будет хотеться опереться на чье-то плечо.

Портрет счастливой семьи

Однажды, два разнополых человека (уф, сейчас могут быть варианты), которые полюбили друг друга, решают создать свою отдельную ячейку и регистрируют свои отношения во дворце бракосочетания.

Их отношения строятся на любви и взаимном уважении. Надевая обручальные кольца, партнеры негласно обязуются быть вместе при любых обстоятельствах, не интересоваться людьми другого пола и заботиться друг о друге.

Они несут равную ответственность за свой союз и в случае проблем не перекладывают ее на другого. Супруги ведут себя честно, открыто и доверительно. Вместе отдыхают, получают впечатления, удовольствие от жизни, а также принимают решение завести детей.

Также в нормальной семье у каждого есть право на свою личную жизнь – возможность побыть одному, иметь своих друзей, хобби и интересы. Возможность иметь свои желания и реализовывать их.

Партнеры должны понимать, что каждый человек имеет свои особенности – принимать их и уважать.

Например, если муж оказался заядлым фанатом футбола, то нормальная жена не будет настаивать на том, чтобы супруг от этого увлечения отказался. И, наоборот. Личные увлечения женщины не должны ущемляться мужчиной, даже если они ему не нравятся.

Частая ошибка – стремиться быть во всем похожими друг на друга. Это приводит к тому, что супруги становятся одинаковыми: им становится скучно друг с другом, все чаще возникают скандалы, основанные на взаимном раздражении. Парадокс ( ?), но чем больше разнятся люди, тем выше вероятность счастливой семейной жизни.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Друг - кто это такой, 5 видов дружбы и как научиться дружить Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Сибарит - это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни Что такое мечта и зачем это нам нужно - 10 бонусов для мечтателя Социализация - это то, что позволит вам жить в гармонии с миром Маргинал или изгой общества

малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психол. отношений. Как социальное явление С. претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм С. обладает относит, самостоятельностью.

На ранних этапах существования человечества - в рамках родо-племенных отношений - С. не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совм. воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная С. как союз супругов, ведущих совместное х-во и воспитывающих собственных детей. Т. о., С. явилась одним из наиб. ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первонач. форм частной собственности. Самой ранней формой С., сохранившейся до наст, времени, была патриархальная С., в к-рой объединялись родственники неск. поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной С. авторитарны, при ведущей роли старшего поколения. Экон. взаимозависимость в патриархальной С. была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможно.

В 20 в. по мере роста благосостояния населения развитых пром. стран получила распространение т. и, нуклеарная С., объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. В массовом масштабе появились неполные С., состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная С., предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экон. и психол. независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии неск. поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.

В совр. условиях существуют С. разных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также С. смешанных форм, когда, напр., совм. проживание неск. поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экон. функции С. отступили на второй план; совр. С. поддерживается не столько необходимостью совм. выживания, сколько психол. мотивами.

С. как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. С. - первый коллектив, к-рый дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В С. юный гражданин получает первые практич. навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с др. людьми, усваивает нормы, к-рые регулируют поведение в разл. ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

На протяжении тысячелетий С. была осн. формой социализации. Вопрос о роли С. в формировании человека привлекал внимание мн. ученых и порождал противоречивые суждения. Антич. философы, в частности Платон, утверждали: все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условий воспитания в С. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и пр. пороки. Философы нового времени не обошли эту проблему, хотя оценивали ее по-разному. Т. Кампанелла, Ш. Фурье, В. Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной). С. и семейного воспитания (эту форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло). Т. Мор и Г. Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и обществ, воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей; при этом общество должно взять на себя максимум забот по воспитанию детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в обществ, дет. учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей. Последняя точка зрения получила нек-рое распространение и в сов. пед. науке: вплоть до нач. 60-х гг. существовало мнение о том, что гос-во должно взять на себя воспитание детей «от люльки до ун-та». Совр. ученые, не преуменьшая роли обществ, воспитания, подвергают критич. пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гармонич. ное развитие ребенка наиб. полно осуществляется при сочетании семейного и обществ, воспитания, а не при их противопоставлении.

Ведущий компонент воспитат. потенциала С. - внутрисемейные отношения, поскольку С. как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естеств. основу С. составляют брачные и родственные связи, к-рые в определенном смысле являются первичными. Помимо них, С. включает в себя хоз.-экон., правовые, нравств., эмоционально-психол. и др. связи. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с нац. и бытовыми отношениями. В преобразованном виде С. аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они выступают первым специфич. образцом обществ, отношений, с к-рыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство обществ, отношений и т. о. создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности др. компонентов воспитат. потенциала С. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной С., а следовательно, ее воспитат. возможностей.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, к-рые делают семейное воспитание наиб. адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиб. полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психол. механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в разл. областях жизни, познает.н. усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравств. основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психич., но и физич. развитие. Психол. наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 мес до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать). Прекращение данного контакта на длит, время нарушает естеств. формирование мн. качеств детей.

Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми в С. создаются как посредством его постоянного взаимодействия с родителями и прародителями, так и посредством тех связей, к-рые она устанавливает с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т. п.). С. не однородная, а дифференци-ров. социальная группа, в ней представлены разл. возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в С. сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значит. ельно облегчает нормальное психич. и нравств. развитие ребенка, позволяет ему наиб. полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации воспитат. учреждений и одностороннего, только женского влияния на психику детей.

Психологи отмечают, что уникальной характеристикой внутрисемейных отношений - супружеских и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключит. воспитат. ценность. Прежде всего потому, что неповторимы интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитат. силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком в процессе подражания и сопереживания нравств. позиций родителей, проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к др. людям, обществ, событиям и т. д. С др. стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения.

В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положит, эмоциях, в к-рых он нуждается с момента рождения. Общение в С. оказывает сильнейшее влияние на дет. психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад С. в эмоционально-нравств. развитие личности становится особенно ощутим в эпоху, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм обществ, жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности». Внутрисемейные отношения, т. о., важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают С. и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравств.-эмоциональный климат С., а следовательно, ее воспитат. возможности.

Степень нравств.-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах С., как демократическая, авторитарная и С. переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравств. и психич. развитие детей. Сравнит, исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демокр. тип С. обладает более высоким воспитат. потенциалом. Установлено, в частности, что в таких С. значит. ельно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких С. обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из С. с более низкой степенью демократизации отношений. Существ, влияние на ребенка оказывает также согласованность либо, наоборот, дезор-ганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу С.). Имеются данные, согласно к-рым неблагополучная С. негативно влияет на познават. деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно к-рой дети, воспитанные в конфликтной С., оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значит. ельно чаще.

Конфликтная атмосфера в С. объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в С. с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в т. ч. и педагогической). и, наоборот, когда в плохо обеспеченных С. у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни пед. знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитат. неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы С Аномалии в пси-хич и нравств. развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих отрицат. явлений, к-рые нередко становятся причиной самой конфликтно-сти либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицат. ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т и). Считается, что конфликтная атмосфера С способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития Волнение матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод Эмоциональное состояние матери остро воспринимают дети любого возраста Особенно чувствительны к взаимоотношениям родителей подростки Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет. с отклонением от нормы В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, к-рые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психич. травмам В С с ненормальными отношениями супругов более чем в 2 раза чаще встречаются дети с аномалиями психики У лиц, воспитывавшихся в С, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность неврологич. реакций

Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, к-рые устанавливаются между родителями и детьми Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер Получено достаточно убедительных доказательств того, что в С с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.н. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В С с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается Мн исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, к-рое характеризуется отрицат. эмоциональной окра-шенностью, ранит.н. ожесточает ребенка Поскольку дет. сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед др людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в С (семейных отношений, структуры и численности С, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания взрослыми Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положит. примера.

Успех сознат воспитат. деятельности взрослых зависит от мн обстоятельств Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции Особая роль принадлежит пед. культуре родителей, к-рая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный воспитанию семейному в большей мере, чем любой иной его форме.

Интимно-эмоциональная сфера семейных отношений и любовь к ребенку - необходимое условие его полового воспитания Особую важность в этой связи приобретает многообразие нравств. чувств, в формировании к-рых С играет определяющую и незаменимую роль, весь опыт неполовой любви и дружбы, к-рый ребенок получает в С, и в первую очередь любовь и уважение к матери Научившись в С уважать мать, ребенок впоследствии, став взрослым, всегда с уважением будет относиться к женщине, материнству, С Только в С рождаются нравств. -эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни,

Супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности В С на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца.

Мужественности С вносит известный вклад в становление психол пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д. В наст. время роли отца и матери взаимодополнимы, хотя частично и сходны Родители, заменяя и дополняя друг друга, выполняют разнообразные воспитат. задачи Взаимодополнение связано прежде всего со спецификой выполнения мужских и женских социальных ролей в С От мужской роли отца обычно ждут энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений и т.н. От женской роли матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты, др нравств. качеств человека Именно мать в первую очередь создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей, вводит их в общение с более широким кругом родственников, приучает к семейным традициям Однако родители - и отец и мать - совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.

Гармонич. ное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в С каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитат. действий Исследования показывают, что ок 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитат. методы своих родителей

Наилучшая позиция, к к-рой следует стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, без переоценки или недооценки его роли Родителям следует относиться к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, без излишнего любопытства или диктаторства, приноравливаясь к уровню его развития, проявляя уважение к его индивидуальности Наилучшим способом воздействия является объяснение, а не навязывание или принуждение Ребенок в такой С знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.

Влияние С на развитие ребенка на разных этапах его не остается одинаковым «Пик» этого влияния приходится на первые годы жизни Это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в обществ. обра-зоват учреждения Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния Более того, С - единственный воспитат. институт, нравств. воздействие к-рого человек испытывает на протяжении всей жизни Поэтому следует говорить не об утрате влияния С на ребенка, а об утрате монопольного влияния С начинает разделять свою воспитат. функцию с др. институтами И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значит. ельнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Лит Макаренко А С, Книга для родителей, M, 1969, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M, 1978, Иваново И, Семья, общество и социа лизация индивида, в кн. Семья как объект филос. и социология исследования Л, 1974, Лаптеноке Д, Семья и духовное развитие личности, Минск, 1977, ХарчевА Г, Мацковский M С, Совр. семья и ее проблемы, M, 1978, Б с с т у ж с в-Л ада И Ф, Семья вчера, сегодня, завтра, M, 1979,

Отличное определение

Неполное определение ↓


Top