Каким образом чествовали древние греки олимпиоников? Внеклассное воспитательное мероприятие «правила этикета.

Путешествие в страну Вежливость

Цель : Формирование представлений о нравственных качествах,

воспитание потребности употреблять в своей речи вежливые слова,

развивать речь, интерес к речевому этикету, чувство такта, прививать этические нормы поведения в общественных местах, вежливое обращение с окружающими.

Ход занятия

1.Вводная часть

Сегодня будем говорить о вежливости:

Как проявляется вежливость?

В словах, а так же в тоне, которым они сказаны.

Вежливыми рождаются или становятся?

Становятся.

Для того чтобы стать вежливыми, нужно, как можно чаще, пользоваться вежливыми словами. От них становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Это волшебные слова.

2.Основная часть

Сегодня совершим путешествие в волшебную страну Вежливость. Кто желает отправиться в путешествие, тот «кладёт» в волшебный кузовок вежливое слово.

Практическая работа : создание «банка вежливых слов».

(записи вежливых слов на отдельных лепестках).

Путешествовать будем на поезде, который называется «Чу – Чу». Наш поезд отправляется в путь.

1.СТАНЦИЯ «Волшебные слова».

1.Конкурс «Словарь вежливого человека».

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят …(до свидания).

2.Стихотворение «Вежливые слова»

Добрый день! – тебе сказали

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Нам желают: Доброго пути!-

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему - ни будь.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы

Кому сказали, сколько раз.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать,

А если я всё же буду,

Простите, я больше не буду.

2.СТАНЦИЯ «Добрые поступки».

1.Стихотворение «Очень вежливый индюк».

(чтение и обсуждение)

Раз по 30 в день, не реже Только раньше бы умыла

Он кричал: «Эй вы, невежи!» Ты своё свиное рыло.

Заходите к нам в гости, Как ни бился он, однако

Поучитесь вежливости. К индюку никто не шёл:

Я и сам – кричал индюк – Ни хавронья, ни собака,

Доктор вежливых наук, Ни корова, ни осёл.

И жена моя – пример Посинел индюк от злости -

Замечательных манер. Зря пропали все труды:

Даже, когда спит она, Все они балды, балды, -

Не стесняйся ты, осёл, Своего величья, -

Заходи, садись за стол, Не усвоили они

Что же ты молчишь, как рыба? Правила приличья.

Ты свиньёй не будь, свинья,

Не только слова должны быть добрыми, нужно, чтобы и поступки были разумными, ясными, такими, чтобы никогда не пришлось за них краснеть и стыдиться. Надо всегда стараться быть приятным людям.

2.Стихотворение С. Я. Маршака «Урок вежливости».

(Чтение и обсуждение).

Медведя лет пяти – шести Так мишку лет пяти - шести

Учили, как себя вести. Учили, как себя вести.

В гостях, медведь, нельзя реветь, Хоть с виду стал он вежливым,

Нельзя грубить и чваниться, Остался он медвежливым.

Знакомым надо кланяться, Он кланялся соседям,

Снимать пред ними шляпу, Знакомым и медведям.

Не наступать на лапу. Знакомым место уступал,

И не ловить зубами блох. Снимал пред ними шляпу.

И не ходить на четырёх, А не знакомым наступал

Не надо чавкать и зевать, Всей пяткою на лапу,

А, кто захочет спать, Совсем, куда не надо, совал он нос,

Тот должен лапой прикрывать Топтал траву и мял овёс.

Разинутую пасть. Наваливался брюхом На бабушку в метро,
Послушен будь и вежлив будь И старикам, старухам

И уступай прохожим путь, Грозил сломать ребро.

И старших уважай, Медведя лет пяти - шести

И бабушку медведицу Учили, как себя вести,

В туман и гололедицу Но, видно, воспитатели

До дома провожай. Напрасно время тратили!

3. «Вежливый сад».

Если поведение вежливое, то дети поднимают руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни); если поведение не вежливое, то дети опускают руки вниз (дерево огорчается, ветки опущены вниз, стыдно):

Поздороваться при встрече;

На прощанье буркнуть под нос «ну пока»;

Наступить на ногу товарищу и не извиниться;

Специально толкнуть товарища;

Уступить место в автобусе пожилому человеку;

Жаловаться на всех подряд.

3.СТАНЦИЯ «Вежливый разговор».

Инсценировка отрывка из сказки «Гуси-лебеди».

Разговор девочки с яблонькой.

Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Съешь моего лесного яблочка, скажу.

У моего батюшки и садовые не едятся.

Разговор девочки с печкой.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

У моего батюшки и пшеничные пирожки не едятся.

Разговор девочки с речкой .

Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

У моего батюшки и сливочки-то не едятся.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Изменить разговор девочки так, чтобы сказочные герои ей помогли.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».

Теперь давайте все вмести решим задачи:

1.Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Какие три ошибки он допустил?(Скажите пожалуйста, который сейчас час, спасибо).

2.Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой не вежливый, зовёт меня Галькой. – А ты его как зовёшь? – спросила мама. –А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты».

Скажите, права ли Галя? А мальчик?

Многое зависит от того, как сказаны слова: спокойно, приветливо или грубо, не вежливо.

1.Чтение стихотворения.

Папа разбил драгоценную вазу, И мама молчит,

Бабушка с мамой нахмурились сразу. Улыбается даже.

Но папа нашёлся: Мы купим другую,

Взглянул им в глаза Есть лучше в продаже.

И ровно, и тихо простите, сказал. «Простите!»- казалось бы,

Что в нём такого, а вот ведь какое чудесное слово!

Каким тоном папа сказал слово «простите»?

2.Как можно вежливо обратиться к человеку?

Будьте добры!

Прошу вас!

Пожалуйста!

Будьте любезны!

3.Разговаривайте с людьми вежливо.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО РАЗГОВОРА:

    Разговаривай с людьми вежливым тоном, уважай старших.

    Во время разговора – не хвастайся.

    Разговаривай с людьми вежливо.

    Во время разговора употребляй, как можно больше, «волшебные слова».

    Будь внимательным к людям!

4. СТАНЦИЯ «Весёлая полянка».

Игры:

    «Угадай вежливое слово».

Маша знала слов немало, За подарком, за обедом

Но одно из них пропало. Это слово говорят,

А оно-то, как на грех, Если вас благодарят.

Говориться чаще всех. Но молчит она, как рыба,

Это слово ходит следом Вместо каждого … (спасибо).

День был серый, непогожий, Наступила мышка

Над землёй густая тень. На ногу слону.

Добрый день! – сказал прохожий. Две минуты с лишком

Я ответил: - … (добрый день)! Слон не мог шагнуть.

После этого мгновенья Мышка огорчилась:

До конца большого дня -Ах, какая жалость – то!

Почему – то настроение Мышка извинилась:

Было добрым у меня. -… (Простите, пожалуйста!)

Слон сказал: - Ну, что же,

Ладно уж, бывает.

Вежливость тоже от боли помогает.

2. «Вежливые прятки».

Дети встают в круг, водящий с завязанными глазами – в центре. Один ребёнок из круга произносит вежливое слово, а водящий по голосу должен угадать, кто сказал это слово.

5.СТАНЦИЯ «Друзья».

Можно ли назвать вежливым человека, который обижает животных, не

любит их?

СТИХОТВОРЕНИЕ «Соседний щенок».

Привязали на цепь щенка,

Цепь холодная, коротка …

Говорят, уже через год

Подойди к нему – разорвёт.

А сейчас он тихонечко плачет,

Грустный хвостик под лапы прячет.

Стоит мне подойти поближе

Торопливо мне руку лижет

«Отпусти меня, отпусти».

Я глаза отвожу:

«Прости, ты не мой,

Понимаешь, не мой».

Грустный я ухожу домой.

Если б я великаном был,

Я тогда бы все цепи разбил!

Какие чувства вы испытали, прослушав это стихотворение?

6.СТАНЦИЯ «Вредные советы».

Послушайте стихи Григория Остьера и скажите, как надо поступать правильно.

Как нужно здороваться?

Если ты пришёл к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Ни кому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Вот и закончилось наше путешествие в волшебную, вежливую страну.

Запомним правила вежливого человека:

    В вежливости проявляется отношение к другим людям.

    Вежливый человек не причиняет другим неприятности.

    Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

    Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

    Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

И к совести не глухи, Поможете вы маме

Вы место без протеста … И помощь ей предложите …

(Уступите старухе). (Без просьбы – то есть сами).

Ежели вы вежливы И ежели вы вежливы,

В душе, а не для виду, То в разговоре с тётей,

В автобус вы поможете … И с дедушкой и с бабушкой...

(Взобраться инвалиду) (Вы их не перебьёте).

И ежели вы вежливы, И ежели вы вежливы, -

То, сидя на уроке, Тому, кто послабее, Не будете с товарищем… (Трещать, как две сороки). Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

А ТЕПЕРЬ ДАДИМ КЛЯТВУ:

Клянёмся вежливыми быть!

Всегда спасибо говорить!

Добрый день! До свидания!

Нет в мире выше звания!

4.ИТОГ:

Вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки необходимо в повседневной жизни.

Будьте всегда вежливы, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться! Только к вежливому, доброму и воспитанному человеку люди относятся по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Чаще употребляйте вежливые слова, и тогда ваши желания будут исполняться.

Макеевская общеобразовательная школа I - III ступеней №21

Классный час на тему:

« Путешествие в страну Вежливость»

1-Б класс

Клас. руководитель Яловая Т.Н.

2016-2017 учебный год

СЦЕНАРИЙ

Открытого воспитательного мероприятия, проведенного в ходе предметной недели «Культура общения и поведения». Подготовила С.П.Плахотнюк.

Тема: Культура общения и поведения.

Цель: познакомить учащихся с сущностью, формой и правилами общения, историей возникновения и особенностями правил этикета в разное время и в разных странах;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать убежденность в необходимости выполнять и уважать нормы морали и этикета.

Выступление преподавателя.

Культура общения.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении есть три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1) язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2) интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3) мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4) жесты, как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закреплённые за ними значения или экспрессивными, служащими для большей выразительности речи.

5) расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В общении выделяют следующие этапы:

1) Потребность в общении;

2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

3) Ориентировка в личности собеседника;

4) Планирование содержания своего общения, человек планирует, представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7) Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения, и оно окажется неэффективным. Такое общение может серьёзно осложнить жизнь и существенно повлиять на будущее.

Причинами плохой коммуникации могут быть также:

а) стереотипы - упрощённые мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» - склонность опровергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаём, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношения человека враждебные, его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

Г) отсутствие внимание и интереса собеседника;

д) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы, заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний, неправильный выбор слов, сообщения, слабая убедительность, нелогичность.

Общение бывает открытым и закрытым. Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание или неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдало если есть значительная разница в компетенции и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности и в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Односторонее выспрашивание - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого, но не раскрывает свои.

“Истерическое” предъявление проблемы- человек открыто выражает свои чувства и проблемы, не интересуясь, желает ли другой человек слушать излеяния.

Виды общения:

“Контакт масок”- формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника,используются привычные маски (вежливости, строгости, скромности) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции,отношение к собеседнику.

Примитивное общение- когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет все и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда участник знает собеседника, может предвидеть его реации, интересы. Самую большую радость в жизни дает нам такое общение.

/песня о дружбе/

Манипулятивное общение направлено на получение выгоды от собеседника, при этом используются разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в таких случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения. Кодекс светского общения:

Вежливость, такт «соблюдай интересы другого»;

Одобрение, согласие « не порицай другого»;

Симпатия, «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной:

Принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

Принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

Принцип качества информации - «не ври»;

Принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

Выражай мысль ясно и убедительно;

Умей слушать и понять нужную мысль;

Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

Я думаю, что вы поняли, какой вид общения избрать, чтобы получить удовольствие от общения и какой, чтобы разрешить проблему, выяснить отношения, поддержать или самому получить поддержку.

Общение осуществляется по речевому (вербальному) и неречевому (невербальному) каналам общения. Речь, как средство общения, выступает одновременно и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади:

«Умен ты или глуп,

Велик ты или мал

Не знаем мы пока

Ты слова не сказал».

В структуру речевого общения входят:

Значение и смысл слов, фраз: «Разум человека проявляется в ясности его речи».

В ежедневном общении слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое общение 55%; еще Публиций утверждал: «Говорим голосом, беседуем телом».

Мимика - движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние, она дает истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Основную познавательную нагрузку в ситуации распознания истинных чувств несут брови и губы. В романе «Война и мир» Лев Толстой описал 97 оттенков улыбки, 85 выражений глаз, но все равно он мучился недосказанностью: «Я думал: пойду, опишу я, что вижу. Но как написать это? Надо пойти, сесть за закапанный чернилами стол, взять серую бумагу, чернила, пачкать пальцы и чертить на бумаге буквы; буквы составят слова, слова - фразы; но разве можно передать чувство? Нельзя ли как-нибудь перелить в другого свой взгляд…».

Много информации при общении несут жесты, в языке жестов есть слова, предложения. Жесты имеют ярко выраженный национальный и расовый характер. К примеру, здороваясь, американцы и русские пожимают руки, французы целуются, латиноамериканцы обнимаются, самоанцы трутся носами. Но мы без труда можем прочесть чувства и эмоции других народов, выраженные в мимике и интонациях. Ведь не зря мы с удовольствием слушаем и даже исполняем песни на незнакомых языках.

Песня на английском языке

Есть интернациональные жесты, которые люди делают бессознательно и, тем не менее, они очень верно показывают чувства человека. К примеру:

Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;

Уверенности - соединение пальцев в купол, покачивание на стуле;

Нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами;

Самоконтроля - руки сведены за спину, одна сжимает другую;

Ожидания - потирание ладоней;

Отрицания - дотрагивание до кончика носа, ушей;

Неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу;

Ухаживания - выпячивание груди, прикосновения к волосам, шее, бедрам. Умение понимать популярные жесты позволяет лучше понимать людей.

Для того чтобы располагать к себе других людей, стать обаятельным и привлекательным, необходимо знать и соблюдать следующие правила:

Проявляйте искренний интерес к другим людям: «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает, наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».

Старайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте человеку почувствовать свою значимость.

Песня «Давайте восклицать…».

Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более выгодно, чем критиковать, ибо критика в 99 случаях из 100 бесполезна, так как ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания.

Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.

Знайте и выполняйте принятые правила и нормы поведения.

Сейчас наши учащиеся продемонстрируют как надо вести себя на дискотеке. Учащиеся танцуют вальс и демонстрируют, как надо приглашать на танец, благодарить и провожать после танца.

Обращайтесь к человеку по имени, помните, что для человека звук его имени самый важный и приятный звук в человеческой речи.

Учитывайте привязанности, вкусы, интересы вашего собеседника (подобно тому, как рыбак, когда ловит рыбу, думает не о том, что любит сам, а о том, что любит рыба, и насаживает на крючок червей, которых любит рыба, а не клубнику, которую любит сам).

Будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать о себе.

Проявляйте уважение к мнению другого, никогда не говорить человеку, что он неправ. Этим вы наносите удар по чувству собственного достоинства и побуждаете его вступать в борьбу с вами и наносить ответный удар. Используйте метод Сократа: вступая в разговор, ищите сходство во мнениях, не начинайте его с тех вопросов, по которым вы расходитесь со своим собеседником, а побудите собеседника с самого начала ответить «да», то есть задавайте такие вопросы, с которыми собеседник вынужден, будет согласиться. Выигрывая одно согласие за другим, легче будет добиться полного согласия.

Соответствуйте социальным ожиданиям, выполняйте свои социальные роли.

Стихотворение В.Солоухина « Я слухам нелепым не верю…».

Давайте возможность выговориться собеседнику (большинство людей, пытаясь убедить собеседника, слишком много говорят сами). Задавайте вопросы, пусть он думает и говорит сам, осознает свои противоречия и неправоту. Ни в коем случае не перебивайте его, если не согласны. Пусть он чувствует, что найденное решение, идея принадлежит ему самому.

Попытайтесь честно увидеть вещи с точки зрения другого, поставить себя на его место.

Указывайте человеку на его ошибку, не нанося ему обиды: узнайте, что он сам думает о своем поступке, начинайте с признания достоинств человека и затем указывайте на конкретную ошибку, ни в коем случае не делайте общих отрицательных обобщений типа: «Ты всегда такой…».

Избегайте критиковать человека при посторонних свидетелях, не унижайте его. Такого не прощают.

А самый главный секрет успешности в общении, да и в жизни: любить себя и окружающих, уважать себя и свое окружение, чувствовать поддержку и быть готовым придти на помощь. И тогда все у вас получится сейчас, и будущее будет прекрасным.

Песня «Прекрасное далеко».

Особую заботу и уважение в общении надо проявлять к близким людям. Назовите, пожалуйста, самого близкого вам человека. Да, конечно, это мама.

Слова о матери читает учащаяся.

Стихотворение «Пишите письма вашим матерям…»

Песня «Поговори со мною, мама…»

А сейчас наши ведущие организуют увлекательную игру-путешествие: «Этикет, время и мы». Самых быстрых, находчивых и эрудированных ждут призы.

1 ведущий. Добрый день ребята и педагоги! Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве, познакомимся в ходе нашего круиза с этикетом древних народов и наших современников, продемонстрируем наши знания этикета.

2 ведущий. Этикет - это правила поведения в обществе. Но это не только культура поведения за столом, в гостях, на улице. В широком смысле слова - это обычаи, традиции, верования народов и даже кулинарные пристрастия. Этикет пришел к нам из глубокой древности, какие-то правила отмирали, что-то сохранялось, появлялись и исчезали новые обычаи, но главный этический принцип: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» остается неизменным на протяжении тысячелетий.

1 ведущий. Мы отправляемся в путь и прибываем в удивительную страну с огромными пустынями. Красновато-желтые пески сменяются суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире, от разливов этой реки зависит вся жизнь в стране. Назовите страну и реку.

2 ведущий. Предоставим возможность команде «Нефертити» рассказать нам об обычаях Древнего Египта, которые нам сейчас кажутся, мягко говоря, несколько странными. Хотя некоторые из этих странностей египетских можно наблюдать и в наше время и даже в нашем лицее. Жюри оценивает команды исходя из того насколько интересными, краткими, оригинальными и познавательными были их выступления.

Выступление команды «Нефертити».

1. Обычаи египтян отличались от обычаев народов других стран. У египтян женщины торговали на рынке, а мужчины хозяйничали дома.

2. Египтяне месили тесто ногами, а глину - руками, писали не слева направо, а наоборот, справа налево. Любили носить парики и даже надевали их на мумии.

3. В Египте даже мужчины носили юбки и платья, пользовались косметикой и надевали украшения.

4. Египтяне почитали фараона как бога. При жизни никому из смертных нельзя было

приближаться к фараону, смотреть на него, а тем более говорить, с ним. Египтяне верили,

что человек, нарушивший эти запреты, умирает на месте.

А сейчас мы предлагаем команде «Артемида» ответить на наши вопросы о Египте.

1. Для египтян очень важен был религиозный культ. Они поклонялись даже животным. Например, богине Бастет в образе кошки. Почему египтяне так любили богиню Бастет?

Выращивая зерновые культуры, египтяне заботились о сохранности урожая, а уберечь зерно от мышей помогали кошки.

2. Как назывались усыпальницы фараонов, и кто охранял спокойствие усыпальниц фараонов.

Усыпальницами фараонов были гробницы и пирамиды. Охраняли их сфинксы.

3. К людям, какой профессии в Египте относились с особым уважением?

Особым почтением в Египте пользовались жрецы и писцы.

4. К какому еще животному, кроме кошки, египтяне относились с особым почтением:

запрещали охоту, держали в качестве ручных животных и хоронили с особыми почестями.

Такое трепетное отношение у египтян было к крокодилам.

1 ведущий. Наши корабли приближаются к крутым и обрывистым берегам. Вдалеке виднеются постройки на холме. Мы видим, как блестит на солнце позолоченный шлем и наконечник копья огромной статуи. «Если ты не был в нашем городе,- говорили его жители, то ты чурбан; если ты не восторгался им - осел, а если ты добровольно покинул его, то ты верблюд». Этот город называли «городом, увенчанным фиалками». Так, где же мы оказались? Верно, это древнегреческий полис Афины. Что расскажут нам об обычаях и нравах жителей древних Афин представители команды «Артемида»?

1. Древние греки большое значение придавали обеду. А правила поведения были таковы: пищу брали руками, руки вытирали хлебом. А суп вообще не подавали к столу.

2. И мужчины и женщины носили длинные волосы и перевязывали их лентами.

3. Высшей доблестью греки считали отдать жизнь за Отечество. Погибшего за свободу страны хоронили с большими почестями, а труса отказывались погребать.

4. Древнегреческие законы были суровы к тем, кто их нарушал. Если доктор запрещал больному пить вино, а тот пил и выздоравливал, то больного казнили за то, что он ослушался врача.

А теперь мы предлагаем вопросы на знание обычаев древних греков команде «Гефест».

1.Помните поэму Гомера «Одиссея»? Какие правила гостеприимства нарушил циклоп Полифем?

Циклоп встретил гостей неласково, напал на них, и даже съел двоих. Таким образом встречать гостей не принято не только в Греции.

2. Соблюдали ли правила приличия, в нашем понимании, древние греки, если им не нравилась пьеса в театре.

В нашем понимании - нет, потому что недовольные представлением зрители могли побить автора пьесы и забросать гнилыми овощами и фруктами незадачливых актеров.

3. В Афинах народ осуществлял свои права в Народном собрании - главном законодательном, исполнительном и судебном органе власти, впервые в истории претворяя в жизнь принцип прямой демократии. Чтобы сохранить ее был введен специальный суд. Скажите что это за суд?

4. Одним из крупнейших событий в жизни греков были Олимпийские игры. Демонстрация физической красоты и совершенства человеческого тела, дух соперничества и единства составляли их суть. Во время проведения игр прекращались все распри и войны. Их победители - олимпионики становились национальными героями.

Каким образом чествовали древние греки олимпиоников?

20 октября 2010 года в библиотеке духовного развития «Родник» были подведены итоги цикла мероприятий «Этикет и культура поведения».

В течение нескольких месяцев учащиеся 7-х, а теперь уже 8-х классов школы № 12, принимали участие в беседе по истории этикета «Этикет наших предков», ситуационной игре «Твое поведение в школе, общественных местах, дома и на улице», часе полезной информации «Столовый этикет с малых лет», мастер – классе общения по телефону, Интернету «Ты меня мобильно уважаешь?», Рыцарском турнире, познавательной беседе «Всегда по моде и к лицу».

В брейн – ринге «Этикет от А до Я» приняли участие ученики 8а и 8б классов.

Искусство общения ребята продемонстрировали в первом раунде «Давайте говорить, друг другом восхищаясь!». Вопросы этого раунда «Сколько раз в день вы поздороваетесь с одним и тем же человеком?», «Нужно ли здороваться с людьми, с которыми вы не знакомы?» вызвали у ребят бурное обсуждение, т.к. однозначного ответа на них дать нельзя. Но участники попытались доказать свою правоту и аргументировать свои ответы, отвечая с определенной долей юмора. Показали ребята в этом раунде и свое умение пользоваться языком жестов: как человек подчеркивает свое превосходство, как определить, что вы надоели собеседнику, каким жестом можно выразить похвалу, как догадаться, что ваш собеседник лжет…

Во втором раунде «Эта изменчивая мода» ребята пытались ответить на вопросы: что такое мода, подчиняются моде, или ей следуют, сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде, откуда пошло выражение «менять, как перчатки».

Самым интересным ребятам показался последний раунд «Приятного чаепития». Участникам было предложено накрыть чайный стол на две персоны, жюри оценивало эстетику оформления стола и правильность поведения юноши и девушки за столом.

Надеемся, что «внешняя красота и изящество станут выражением внутренней чистоты и красоты».

17 ноября 2010 года в библиотеке «РаДуГа» прошло мероприятие посвященное культуре общения, этикету и моде, которое посетили учащиеся 9 «Б» класса школы № 22.

Ребята прослушали и обсудили песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать», выявили качества «человека культурного», разгадали головоломку из пословиц об этикете, познакомились с понятиями «вкус» и «манера», проанализировали стиль одежды звезд, узнали о модных тенденциях школьной одежды для старшеклассников и спроектировали собственные модные комплекты одежды для школы и деловой встречи.

При помощи игровых ситуаций проблемно-поискового характера вспомнили о правилах хорошего тона, а также взяли на заметку опыт древнего восточного мудреца, который учился благовоспитанности у невоспитанных, избегая делать то, что делают они.

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-2 классов

Внеклассное мероприятие: «АЗБУКА КУЛЬТУРЫ»

учитель технологии МБОУ «Основная общеобразовательная школа №2», Бурова Ольга Владимировна

Мероприятие для обучающихся 1-2 классов.

Время проведения 1 час.

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение». И.Ф. Харламова

Диагностика ситуации:

Воспитанность тесно связана с моралью, с общим развитием человека, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Это правила вежливости, внимательности, такта, правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок, кричат на улицах и в общественных местах.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения начинается в семье, в яслях, в детском саду. Более систематическим оно может быть в школе, где осуществляется определенная воспитательная программа, предусматривающая в системе нравственного формирования личности повышение уровня воспитанности, т.е. воспитание культуры поведения. Одновременно учитель формирует у детей бережное отношение к собственности, дружбу и товарищество, честность и правдивость. Эти качества в какой-то мере воспитываются и в процессе работы по культуре поведения.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т. д. Всё вышеизложенное позволяет говорить об актуальности избранной темы. Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.
Создать мотивацию правильного поведения.

1. Показать ребенку нормы и правила общения с взрослыми и сверстниками;
2. Раскрыть понятие «культура поведения» для детей младшего школьного возраста;
3. Научить вежливому поведению в общественных местах, в быту;
4. Развивать у младших школьников духовно-нравственных качеств;
5. Развивать коммуникативные навыки, речь;
6. Формировать навыки культуры поведения младших школьников в повседневной жизни;
7. Побуждать детей к самовоспитанию, саморазвитию.
8. Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Ожидаемые результаты:

Формирование навыков культуры поведения;
уважение к окружающим людям;
умение отвечать за свои поступки.

Ход внеклассного мероприятия.

Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.
Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, это культура поведения. А наше занятие называется «Азбука культуры».
Обратите пожалуйста внимание на слова, написанные на доске.
(можно работать на интерактивной доске, можно подготовить распечатанные слова, а можно с заранее написать мелом: ВЕЖЛИВОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, СКРОМНОСТЬ)
Вам знакомы эти слова? Как Вы их понимаете???
(ответы детей)
Учитель. Я согласна с Вами. Все ваши определения сводятся к тому, что:
Вежливость - украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.
Скромность - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
Учитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, растущей в саду?


Примерные ответы детей:
– Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой яблони мелкие и кислые, а у культурной - плоды хорошие.

Учитель. Вот так бывает и с людьми, они тоже бывают дикими и культурными. Чем же они отличаются?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Учитель. Ребята, а как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
(Дети отвечают)
Учитель. Молодцы! Конечно общаться с культурным человеком всегда приятно.
Если дикой яблоне сделать прививку, она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Учитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным
Учитель. А что значит быть культурным человеком?
Примерные ответы детей:
– соблюдать правила культурного поведения.
– вести себя так, чтобы за себя не было стыдно самому.
– вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Учитель. Я с вами согласна. Хотите ли вы быть культурными людьми?
(Дети отвечают)
Учитель. Предлагаю поиграть! Я читаю Вам загадку, а Вы хором мне отгадку!!!

Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче ….(здравствуй)

Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны), будьте ….(добры)

Порвал Воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно: Ну ….(извините)

Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания всем скажите: ... (до свидания)

Когда я что-то подарю, мне говорят:... (благодарю)

Если словом или делом Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить:...(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол и перебил ненароком посуду.
К Медведице- маме понурый пришёл: …(Прости) меня, мама, я больше не буду!

Учитель. А все из Вас знают, что младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
Как вы можете поздороваться со знакомыми вам детьми?
-здравствуй, привет, доброе утро.
А со взрослыми?
-Здравствуйте.
(На интерактивной доске разместить таблицу из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки)
Учитель. Ребята, у нас есть еще одна не простая задача, нам надо из двух частей составить пословицы о культуре поведения:

Левый столбик:
У себя как хочешь,
Не дорог подарок –
О пустяках спорить –
По одежде не суди,
Слово – серебро,
Хоть не богат,
От слова спасенье,
На незваного гостя
В деревню, где живут одноногие,
От одного слова,

Правый столбик:
по делам гляди.
молчание – золото.
а в гостях – как велят.
дорога любовь.
дело упустить.
и от слова погибель.
не припасена и ложка.
а гостям рад.
да навек ссора.
надо идти на одной ноге.

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Учитель. У людей существуют Правила:
1. Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
2. Вырабатывайте в себе такие качества.
3. Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
4. Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
5. Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
6. Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.
Учитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон? Будем ли мы стараться выполнять этот закон?
(ответы детей)

В ГОСТЯХ У ЭТИКЕТА
(Час информации)

Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми – такова сегодняшняя реальность. В наше время, время сверхзвуковой и электронной техники, время немыслимых ускорений современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Мы едем за границу, вступаем в деловые и личные отношения; посещаем дипломатические приемы, презентации и вернисажи. Все это предъявляет новые требования к нашему поведению и внешнему виду, к языку и культурному кругозору. Именно поэтому в нашей библиотеке 8 ноября 2011 г. было проведено мероприятие « В гостях у Этикета» для учащихся 9-х классов.

Целью данного мероприятия было привлечь внимание ребят к правилам хорошего тона, показать, каким приятным может быть общение, если следовать правилам этикета. Объяснить,как знание и применение правил поведения позитивно влияют на формирование имиджа человекаи как с их помощью получать удовольствие от ежедневных контактов с окружающими.

Ребята узнали об истории этикета и значении этого слова, познакомились с основными требованиями этикета. Была проведена викторина, с вопросами связанными с правилами поведения в транспорте, ресторане, при общении по телефону и т.д. По итогам викторины были определены настоящие « леди» и « джентльмены“, которые были награждены. Всем участникам мероприятия вручены буклеты» « Дисциплина клерикалис“, или Правила хорошего тона». В конце мероприятия был показан фильм « Этикет – трактат для подростков, желающих стать культурными людьми», который помог понять, как важно правильно себя держать в разных ситуациях, как легче добиться успеха, соблюдая этикет.
Мероприятие понравилось учащимся, они активно принимали участие в викторине, с интересом посмотрели фильм, познакомились с книжной выставкой « Этикет от А до Я».

В ходе проведенного мероприятия удалось привлечь внимание учащихся к проблемам этикета,к проблемам человеческого взаимопонимания. Присутствующие на нем смогли расширить свои представления о человеческом общении и надеемся,в дальнейшей жизни будут использовать любую возможность, чтобы применять на практике то, что узнали.


Top