Объемные картины из папье маше. Объемные картины из папье маше мастер класс

Маргарита Амар предлагает свой мастер-класс, в котором изготовляется интересное панно из , которое украшает парадный вход одного из детских садов. Данное авторское панно папье маше состоит из четырех частей, а его основу составляет традиционная масса папье маше.

Для того кто желает повторить изготовление данной работы предварительно следует подготовить: массу папье маше, картон, бумагу, газеты, бисер и бусины разного размера, кусочки зеркала или CD-дисков, тесемки и шнурочки. Кроме того, понадобится краска акриловая или гуашь, мастика, а также основа из доски или фанеры.

В основе этой работы лежит техника лепки из папье маше, которая основана на массе из бумаги с добавлением ПВА. Предварительно основа, на которой будет выполняться работа, покрывается клеем, после чего папье маше можно либо полностью нанести на нее в виде фона, либо сразу вылеплять необходимые детали. На самом деле папье маше картины лепятся без какого-либо правила, а за основу берется только ваша фантазия.

Также и в этой работе, обратите внимание, насколько разнообразны предметы, которые использованы в ней. Здесь удачно вписаны различные тесемки, веревочки, бусины и бисер, а также блестящие кусочки зеркал и дисков.

На самом деле все эти нюансы способны правильно отобразить задуманное, а порой подчеркнуть ту индивидуальность и особенность, которая должна быть в работе. К примеру, мы использовали бисер для придания фактурности у рыбьих плавников, а стеклянные шарики удачно заменили глаза у птиц.

Отдельным акцентирующим элементом можно назвать драпировку, которая также создана из бумаги. Для этого необходимо взять оберточную достаточно грубую бумагу и смочить ее в разведенном клее ПВА. В таком состоянии она легко подается манипуляциям, и выглядит как обычная ткань при драпировке. В нашей работе подобных эффект использовался и при оформлении павлиньего хвоста.

В целом, если в работе использовать картон, то благодаря ему можно поднять некоторые детали над общим уровнем, чтобы сделать на них акцент, а работу более объемной. Для того, чтобы область под поднимаемой деталью была заполнена, используется папье маше.

После того, как лепка и формирование всего произведения закончились, приступаем к росписи панно.
Это достаточно интересная часть работы должна быть обязательно осуществлена только после полного ее высыхания.

В первую очередь следует нанести грунтовку, цвет которой зависит только от вашей фантазии. Это может быть либо темный, либо светлый вариант.

Обратите внимание в этой работе, насколько получились объемными некоторые детали, для чего отлично подошла газета. Для этого кусочки газеты смачиваются в разбавленный клей, формируется нужная форма и фиксируется на выделенное для нее место. Чтобы деталь лучше приклеилась ее хорошо сжимают, а обклеивание газетами не даст потерять заданную форму.

Когда работа с красками окончена, можно переходить к заключительному слою, для чего нужен либо защитный воск, либо обычный лак для дерева.

В данном случае использовалась мастика из воска, которая лучше всего наносится при помощи кусочка поролона. По мере высыхания этой мастики, ее следует немного натереть, чтобы придать поверхности блеска.

Всем привет, дорогие друзья!

Сегодня я покажу вам, как сделать картину-панно из папье-маше и техники пейп-арт. Картина получится очень красивой и оригинальной.

Нам понадобится:

  • Прямоугольный кусок фанеры или ДВП;
  • Клей ПВА;
  • Горячий клей;
  • Салфетки;
  • Трёхслойные салфетки;
  • Масса для папье-маше (как её изготовить смотрите );
  • Копировальная бумага;
  • Контурный рисунок (можно распечатать на принтере);
  • Акриловые краски и лак.

Шаг 1.

Лицевую поверхность фанеры или ДВП, оклеиваем салфетками с помощью клея ПВА, для создания текстурной поверхности. Оставляем сохнуть.

Шаг 2.

Берём контурный рисунок, который мы хотим видеть далее на картине-панно и с помощью копировальной бумаги переносим его на поверхность приклеенных салфеток.

Шаг 3.

Лепим массу папье-маше внутрь изображений на салфетках (здесь это цветы и листочки), создавая объёмность картины, аккуратно удаляя её по краям контура. Сушим.

Шаг 4.

Шаг 5.

Серединки цветочков и концы стебельков украшаем горохом, приклеив его клеем ПВА, создавая таким образом как бы законченность картины. И клеем ПВА, немного разведённым водой, с помощью кисточки проходим по приклеенным жгутикам из салфеток. Оставляем всё хорошо сохнуть.

Шаг 6.

Теперь нужно покрасить всё изображение акриловой краской в основной цвет (здесь чёрный). Сушим.

Шаг 7.

На данном этапе, нам нужно создать эффект патины на картине, для этого покрываем её акриловой краской зелёного цвета методом «сухой кисти». Сушим.

Шаг 8.

Акриловой краской бронзового цвета, так же методом «сухой кисти», выделяем рельефность изображения. Оставляем сохнуть.

Шаг 9.

Теперь, так же краской бронзового цвета, лёгкими касаниями кисти, раскрашиваем наше изображение, а именно: цветочки, листики и стебельки. Сушим краску.

Шаг 10.

Здесь нужно покрыть нашу картину-панно акриловым лаком и так же дать ему высохнуть.

Шаг 11.

Горячим клеем, приклеиваем сзади картины петельку, на которой она будет висеть.

Шаг 12.

Заключаем картину в рамку и вешаем на стену.

Посмотрите, как будто бронзовая чеканка получилась! Очень красивая и оригинальная идея.

Если вам понравился этот МК, поделитесь им в соц-сетях.

Традиционно папье-маше используется для изготовления масок. Материал, созданный из подручных средств, принимает абсолютно любую форму. Папье-маше в интерьере стали применять совсем недавно. Материал ассоциировался только с детским творчеством и созданием подделок, а ведь из «мокрой бумаги» можно изготовить авторский барельеф, объемное панно, эксклюзивную вазу и даже искусственный кирпич или камень. Декор из папье-маше отличается простотой создания, но при этом обладает невероятной твердостью и прочностью. В отличие отстеклянных, такие украшения не разобьются, а о том, сколько стоят качественные имитации натурального камня лучше умолчать. Рассмотрим в деталях несколько мастер-классов по изготовлению папье-маше и вдохновимся креативными идеями других декораторов.

История происхождения

Название папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Хотя изысканное имя оригинальному тесту для лепки действительно придумали во Франции, его настоящей родиной был Китай. Еще в древние времена, когда здесь изобрели бумагу, параллельно разработали простой способ создания особого материала, который был податлив при работе, но обладал прочностью после просушки. Дополнительную жесткость папье-маше придавали с помощью наложения нескольких слоев лака на готовое изделие. Китайцы предпочитали создавать из бумажной массы боевые шлемы, которые действительно хорошо защищали головы, и даже элементы доспехов. Казалось бы, что может быть глупее, чем доверять свою жизнь размоченной и склеенной бумаге, но амуниция пользовалась популярностью. Стрелы ее не пробивали, а скользящих ударов мечей и вовсе можно было не опасаться. Кроме того, папье-маше в сравнении с металлическим обмундированием было легким, словно перышко, что позволяло китайским воинам передвигаться с большей скоростью и ловкостью.

Следующими эстафету переняли японцы. Заполучив рецепт папье-маше, они приспособили его всвоей культуре, создавая из бумажного теста оригинальные декорации для праздников и традиционных для этой страны церемоний - маски. Изделия шлифовались шкурками до воскового блеска и покрывались дополнительными защитными слоями, раскрашивались. Получалось великолепное и простое в изготовлении украшение. Из Японии рецепт папье-маше попал в Европу, где французы его нарекли всем известным именем, а англичане усовершенствовали. Некто Джон Баскервилл,бывший печатником, открыл производство декора из папье-маше. Вначале он пользовался японскими образцами, а затем стал внедрять и свои идеи. Тарелки, шкатулки, фигурки людей и животных, декоративные маски и даже часы пользовались небывалой популярностью. Помощник декоратора Генри Клей проводил эксперименты с составами, пытаясь найти оригинальную рецептуру, которая обретет еще большую прочность. И, в конечном счете ему это удалось. Размоченную массу он высушивал на манер глины под воздействием высоких температур, и она получалась невероятно твердой, по прочности не уступая даже древесине. Свой рецепт Клей запатентовал.

В последствии было открыто еще несколько фирм по производству оригинальных украшений из папье-маше, но «бумажное тесто» со временем перекочевало в творчество и хобби. Его замешивали на дому и изготавливали кукол для детей, корзинки под конфеты, декоративные блюдца, вазы, лакированные шкатулки для украшений. Особой популярностью материал пользуется, как дешевая имитация дорогих поверхностей: металла, древесины, керамики, камня. Чтобы придать сходство с оригиналом, достаточно просто правильно подобрать краски и создать подлинную фактуру, чего легко добиться, сняв с настоящей поверхности слепок. В Россию техника изготовления папье-маше пришла во времена Петра I. При работе с бумажной массой стоит учитывать, что изделия сильно усаживаются после высыхания. Потеря объема может составлять до 5-8%. Поэтому делать декор необходимо заведомо больше по размерам, учитывая эту особенность мастики.

Изделия из папье-маше прослужат долго, если в помещении будет поддерживаться средний уровень влажности. Постоянное «размокание» сильно сократит эксплуатационный срок украшений.

Техника изготовления

Что касается техники изготовления, то используют два основных способа:

  • Смешивание массы в емкости.
  • Накладывание бумажных слоев на подготовленный молд.

Первый вариант подходит для тех случаев, когда изделие будут лепить руками или заливать массу внутрь формочек. Сам процесс напоминает работу с пластилином или глиной. Второй способ пригодится, если используются молды, которые нельзя наполнить изнутри, но их форму мастер повторить не сможет. Обычно речь идет о шарах, то есть таких изделиях, которые сложно выполнить идеальными самостоятельно.

Рецепты приготовления массы

Хотя основа в любой технике - бумага, «приготовить» ее можно совершенно по-разному с использованием необычных дополнительных ингредиентов. В зависимости от рецептуры в составы добавляют мел, канифоль, муку, олифу, гипс, крахмал, клейстер и даже измельченные овсяные хлопья. Иногда в ход идут довольно необычные составляющие, но мы рассмотрим два традиционных рецепта, которые советуют новичкам мастера лепки из папье-маше.

Рецепт №1

Для первого рецепта понадобится бумага (туалетная, офисная, газетная), жидкое мыльное средство, клей ПВА, горячая вода и строительная шпатлевка. Работу начинают с замешивания теста. Около 8 рулонов туалетной бумаги (этого будет достаточно для получения примерно 2 кг готовой массы) измельчают и помещают в чистую емкость. Ее заливают горячей водой. Бумаге дают «отдохнуть» несколько часов. Теперь ее помещают в марлю, сложенную в несколько раз, ткань (не очень плотную) или сеточку от комаров. Массу отжимают, но не досуха. Затем бумагу измельчают повторно. Для этих целей используют миксер или блендер. В результате получится волокнистое тесто, в которое добавляют примерно 1 ст. ложку мыльного средства (подойдет даже обычное средство для мытья посуды “Фейри”). Перемешивают. Теперь в массу постепенно заливают клей ПВА. Добавляют его порциями, чтобы состав равномерно перемешался. Точной дозировки клея нет. Здесь мастер решает сам, насколько густое папье-маше ему нужно. После клея в тесто добавляют 4-5 ст. ложек шпатлевки. Массу еще раз замешивают. Папье-маше готово к использованию.

Рецепт №2

Для приготовления состава по другой рецептуре потребуется:

  • 0,5 кг туалетной бумаги.
  • 0,5 кг клея ПВА.
  • 2-3 ст. ложки масла льна.
  • 1,5 л теплой воды.

Бумагу измельчают и заливают водой в чистой емкости. Будущее тесто оставляют на сутки. После того как бумага разбухнет, ее порциями помещают в марлю и отжимают. Теперь в миску добавляют клей. Его следует разделить на пять частей и постепенно вливать в бумажную массу, каждый раз тщательно перемешивая. Теперь в почти готовое папье-маше добавляют масло льна, которое позволит получить более эластичные изделия. Массу еще раз перемешивают и тесто из бумаги для лепки готово.

Из папье-маше изготавливают вазы, мелкую скульптуру, чаши, сундучки, шкатулки, коробочки, куклы. С помощью бумажной массы можно создать барельеф или объемное панно на стену. Из материала лепят камушки, гальку, кирпичики, которые после покраски от настоящих отличаются только весом. Необычный декор закрепляют на стенах, каминах, вокруг дверных или арочных проемов. Этот вариант идеален для бюджетного ремонта, если у оформителя есть свободное время, чтобы покорпеть над созданием многочисленных элементов.

Вазы

Вазы проще всего изготовить по технологии накладывая кусочков на форму. В качестве основы может выступать старая или треснувшая керамика, которую хочется заново воссоздать. Газетные листы измельчают, смачивают в клее и накладывают на вазу слоями. После высыхания получившееся изделие разрезают пополам, отделяют от образца, а затем повторно скрепляют столярным клеем. Чтобы получить круглую вазу используют воздушный шарик. После застывания папье-маше его прокалывают иголкой и извлекают через небольшое отверстие, которое тоже впоследствии склеивают. Податливость материала позволяет создавать сложные, ажурные поверхности. Дополнительно украшение декорируют яичной скорлупой, нитками, которые образуют узоры, фурнитурой, бисером, пуговицами.

Декорирование стен

В декорировании стен папье-маше используют для создания сложных художественных композиций и для изготовления дешевой декоративной отделки. В первом случае потребуется фанерный лист, на который наносят рисунок. Затем разводят бумажно-клеевую массу, из которой формируют отдельные фрагменты картины. После их высыхания, детали приклеивают к основе строго по контурам рисунка и окрашивают. Если приложить достаточно усилий, то можно получить фантастические панно с изображениями сказочных принцесс и нереальных существ. Такое украшение идеально подойдет для интерьера детской комнаты. Спальню или гостиную декорируют картинами с изображениями объемных цветов, птиц, животных, деревьев. На кухне будет эффектно смотреться натюрморт или рельефная виноградная лоза. Чтобы сделать кирпичики или камни из материала, обязательно заготавливают формы. Для этого подбирают подходящий образец (а лучше парочку), помещают его в емкость и заливают гипсом. Когда нужно украсить большой участок стены, используют несколько молдов, так как это значительно ускорит трудоемкий процесс штампования. Вместо туалетной бумаги, рекомендуют размачивать яичные лотки. В состав обязательно добавляют алебастр для большей прочности. Изделия хорошо просушивают и закрепляют на стене с помощью столярного клея. Если нужна гладкая поверхность, то искусственные камни шлифуют наждачной бумагой.

Необычно будут смотреться панно, где часть рисунка выполнена красками, а папье-маше декорированы только акцентные детали.

Элементы декора и поделки

Из папье-маше можно сделать дверные ручки или молотки, декоративные венки, которые дополнительно украшают веточками, мешковиной, шишками и лентами. Материал часто используют для создания шкатулок, пиратских сундуков с сокровищами, копилок, подсвечников и искусственных фруктов. В последнем случае лучше пожертвовать оригинальным угощением, чтобы создать форму. Кстати, папье-маше после высыхания будет легче отделяться от молда, если тот предварительно смазать вазелином. Из бумажной массы получаются и сложные украшения. К примеру, изделие декоративная рука, на пальцах которой развешивают браслеты и бусы. Лепниной из бумаги украшают мебель. Завитушки из папье-маше получаются ничуть не хуже, чем из гипса. Солнечная система из миниатюрных планет, которые создают с помощью все тех же воздушных шариков, украсит комнату юного астронома.



Ирина Булатова

ПОННО И ВАЗОНЫ. МАСТЕР – КЛАСС ИЗ ПАПЬЕ – МАШЕ

В дни летнего отпуска я и мои соседки – дачницы «организовали» нечто вроде «клуба по интересам», где делились своими рукодельными умениями – кто –то вязал, кто –то плёл макраме, а одна из нас в течении года посещала кружок, где творят разные поделки из папье –маше. Раньше, ещё из детства, мне была знакома эта техника с использованием газет. Теперь же я предлагаю вам новую, авторскую технологию, которую разработала художник Галина Чаянова.

Для этого нам понадобится:

1. Дешёвая, серая туалетная бумага (5 штук)

2. Обойный клей «Момент» (или любой другой – 2 ст. ложки)

3. Клей ПВА (примерно 1 стакан)

5. Лак бесцветный (мебельный или паркетный, кисть

7. Акриловые художественные краски разных цветов, кисти

8. Толстый картон (вырезать из картонной коробки, пустой пластмассовый цветочный горшок (разной формы)

9. Рамка (размер понно подбираем под готовую рамку)

При изготовлении ПОННО обматываем плотный картон скотчем с двух сторон. Готовим МАССУ ДЛЯ ПАПЬЕ – МАШЕ:

3 рулона серой туалетной бумаги заливаем 1-1,5литрами горячей воды, вынимаем серединку и мнём руками, как «фарш», до тех пор, пока не впитается вода. Добавляем 2 столовые ложки обойного клея, примерно 1 стакан ПВА и снова перемешиваем «фарш». Затем добавляем по 2-3 полоски сухой туалетной бумаги и перемешиваем, пока «фарш» не станет более густым (его станет тяжелее перемешивать, т. к. мы постепенно добавляем 1-2 рулона сухой туалетной бумаги)


Готовой массой облепливаем подготовленный картон тонким слоем



Затем пальцами, смоченными в клее ПВА, разглаживаем шероховатости массы


Заранее продумываем рисунок или сюжет украшения и вылепливаем формы из папье –маше, хорошенько примазывая их к поверхности понно или вазона

Для создания формы листьев, ягод, бабочек, грибов, корзинок и т. д. используем фольгу. Вдавливаем её в поверхность понно –вазона (желательно украшение примазывать по мокрой массе, тогда оно лучше схватывается и поделка равномерно высыхает)



Облепливаем папье –маше, сглаживаем шероховатости клеем ПВА. Шениловые палочки применяются по необходимости в качестве украшения (например, для переплетений корзинки)


Можно использовать высушенные коробочки мака на палочке или другие природные материалы

(шишки, стручки,камушки, ракушки т. д.)


Затем поделка сохнет несколько дней в тепле или на солнышке, после чего покрываем её белой акриловой краской (белую краску лучше иметь в литровой упаковке, которая продаётся на любом строительном рынке и расходуется больше, чем остальные. По ходу раскрашивания её необходимо чуть –чуть разбавить водой, так она легче ложится и меньше расходуется).


Даём высохнуть ещё сутки и расписываем разноцветными акриловыми художественными красками сюжет картины, а после - ёё фон, высушиваем.

Покрываем лаком, снова сушим и оформляем в рамку. Работа готова!

Не торопитесь сказать этой технологии – нет, попробуйте и не сможете оторваться! Ведь такую поделку не стыдно преподнести в подарок друзьям, знакомым и просто украсить свой дом, творческих вам успехов!


Публикации по теме:

В современное время можно использовать различные технологии и материалы для создания изделий и игрушек. Хочу вспомнить о такой старой технологии,.

Мастер – класс "Изготовление пасхальных яиц из папье маше" Широкова Е. Г., воспитатель ДОО «Детский сад №329», г. Екатеринбург, Свердловская.

"Маша и медведь"-мастер класс Уважаемые коллеги!Предлагаю Вам свою работу,выполненную в технике папье маше. Подготовка и процесс изготовления.

Папье-маше своими руками делается легко при наличии базового уровня знаний по заданной теме. Я делала посуду из папье-маше методом наслоения.

Перед днем космонавтики нам дали задание- с каждой группы по макету планеты для украшения зала к празднику. Я выбрала Зелмлю. Вообщем,пока.

Масса папье-маше. МК от Татьяны Бушмановой.

Большое спасибо талантливому мастеру за очень полезное МК!

Ура, вот мы и будет готовить пластичную массу папье-маше.
Уж сколько я перебрала ингредиентов, не буду вам описывать, всё равно многие элементы вы не всегда можете купить в наших магазинах.
Кто захочет вместо ПВА добавить обойный клей, пусть учтёт, что такие изделия будут давать большую усадку, так как обойный клей мы разводим водой.
P.S. для тех, кто будет копировать мастер-класс, просьба указывать первоисточник.
Девочки, добавляю. Я не леплю из этой массы (как вы видите из моих изделий), я её НАМАЗЫВАЮ ТОНКИМИ СЛОЯМИ С ПРОСУШКОЙ. И, так как туалетная бумагабывает разного качества, пробуйте по немногу, не замешивайте сразу ведро.

Нам понадобится: туалетная бумага (серенькая такая, которая быстро размокает в воде, вес одного рулона около 50 грамм), клей ПВА (погуще), шпатлёвка любая (желательно мелкозернистая, хоть масляно-клеевая, хоть латексная), сетка от комаров (та самая, которую на форточки прицепляют, можно и другой тканью покрепче заменить).

Рвём туалетную бумагу на кусочки (можно и не рвать, сама размокнет).

Заливаем горячей водой.

И самое интересное, я пользуюсь вантусом. Начинаем чамкать нашу бумажную кашу. Кому не жалко блендер, можете пользоваться им (вреда ему от этого точно не будет, равно как и желудку).

Получилась бумажная каша-малаша.

Наливаем нашу кашу порциями в сеточку (была идея сшить мешочки из сеточки и отжимать в стиральной машине, но руки пока не дошли до этого эксперимента).

Отжимаем как можно сильнее.

Получаем вот такие бумажные какушки. Руками разбиваем из в кусочки поменьше.

Далее, берём кухонный комбайн (у кого его нет, даже не знаю что и посоветовать), насыпаем нашу бумагу порциями и измельчаем. Пока измельчается можно съесть что-нибудь вкусненькое:)))

Измельчаем...

Получаем крупку волокнистую, похожую на измельчённое варёное куриное мясо (не вздумайте это попробовать на зубок).

Вот получили мноооого бумажной крупы.

Забыла в материалах добавить какое-нибудь мыльное средство (жидкое мыло, фейри) у меня Аос. Наливаю около 1 ст ложки в бумажную крошку.

Добавляю около 5 ст л шпатлёвки.

Клея наливаю по чуть-чуть, чтобы не переборщить, в процессе потихоньку перемешиваю и довожу до нужной кондиции. Дальше я месила эту массу ногами (не стала уж вам свои ноги демонстрировать, дабы не смущать).

И что мы имеем в итоге - около (пошла взвешивать) 2500 грамм массы папье-маше, которая по консистенции напоминает тесто для песочного печенья.
Выводы: что нам дала шпатлёвка (более пластичную массу, которая в последствии будет легче шкуриться), мыло (дало нам гладкость, пластичность и неприлипание к рукам), ну и клей (дал скрепляющие свойства).

Ещё иногда я делаю массу с добавлением голубой глины (вместо шпатлёвки). Это даёт нам более сильную крепость, но большую усадку. Шкурятся изделия с добавлением глины потяжелее.


Top