Отсутствия речи у детей: причины, диагностика и лечение. Причины отсутствия речи

Главным фактором, который отличает человека от прочего животного мира, является умение проговаривать слова и выражать свои мысли и эмоции через речь. Животные выговаривают звуки, люди – слова и целые предложения. Таким образом происходит взаимодействие между людьми. Но нередко родители сталкиваются с проблемой задержки речи у своих детей, и тогда они бьют тревогу.

Сначала ребенок гулит, потом – лепечет и уже после начинает произносить слова с плавным переходом к составлению фраз и предложений. Все это происходит буквально в первые годы жизни каждого человека. И если малыш не проходит через данные этапы вовремя, это вызывает подозрения у родителей.

Как родители влияют на речевое развитие малыша?

Речевой аппарат развивается по мере того, как ребенок растет. Все это время родители стараются общаться с ним, рассказывая об окружающем мире, предметах и явлениях, которые малыш видит, тем самым влияя на его речевое развитие. Мама и папа побуждают ребенка повторять за ним, а также стараться отвечать на их вопросы. Постоянное общение между родителями и ребенком – вот залог правильного речевого развития.

Но если малыш проявляет определенные признаки задержки в речи, тогда родители обращаются за помощью к специалистам. Ошибкой многих родителей является обращение к педиатрам и невропатологам, чтобы они исправили нарушения у малыша. Но такие специалисты могут прописать медикаментозные лекарства, а не исправить нарушения в развитии. Здесь нужен логопед как специалист, который исправляет нарушения в речевом аппарате.

Значительную роль играет и то, как именно родители общаются с ребенком. Если родители сами неправильно произносят слова, то и ребенок начинает неправильно их произносить. Если родитель заикается, заикание наблюдается и у ребенка. Малыши копируют речь своих родителей. И если речь нарушена у родителя, то, скорее всего, она будет нарушена и у малыша.

Как проверить речевое развитие ребенка?

Родители часто рано начинают бить тревогу из-за того, что их ребенок прямо с пеленок не начинает произносить слова. Врачи говорят о том, что у каждого ребенка свой индивидуальный темп развития. А это значит, что если чей-то ребенок заговорил в один годик, еще не указывает на то, что ваш ребенок тоже должен говорить в таком же возрасте.

Мальчики часто опаздывают в развитии своей речи по сравнению с девочками, что тоже следует учитывать. Однако если в 2 годика ребенок все еще не гулит и не лепечет, а в 3 – не произносит слова и не выстраивает фразы, тогда следует обратиться к специалистам. Как еще можно проверить речевое развитие ребенка?

Обычно ребенок может не говорить, но если он проявляет интеллектуальные способности и понимает слова родителей, значит, его развитие проходит успешно. Ребенок понимает короткие команды: «Принеси газету», «Встань со стула», «Обними маму» и т.д. Также ребенок распознает собственное имя, оборачивается, когда его зовут.

Как спровоцировать «языковой взрыв» у ребенка?

Задержки речи у малышей часто наблюдаются в случаях, когда они часто болеют, родители мало с ними разговаривают или вообще игнорируют. Отсутствие благоприятных условий внутри семьи приводит к тому, что ребенок не говорит. Но это еще не значит, что его развитие нарушено. Часто в 2-3 годика дети быстро наверстывают упущенное: из произношения слов переходят к выстраиваю фраз.

Логопеды называют такой феномен «языковым взрывом». Часто на него влияет какой-то фактор: получение новых впечатлений, попадание в окружение умеющих разговаривать детей, работа с логопедом. Таким образом, рекомендуется не ждать, когда малыш заговорит, а побуждать и провоцировать в нем данный навык.

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы - от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется - темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату - малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность - великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов - от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка .

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе.

Становление речи зависит от множества факторов (пола, особенностей деятельности головного мозга, социальной среды, психологического климата в семье). индивидуальны у каждого малыша. При задержке речевого развития (ЗРР) отмечается значительное отставание от возрастной нормы. Если у ребенка в 3-4 года существуют проблемы с развитием речи, то помощь специалиста необходима, так как ребенок вряд ли справится самостоятельно. Заключение невролога, логопеда следует воспринимать без паники, но относится к этому серьезно.

Задержку развития речи (ЗРР) следует отличать от задержки психо-моторного развития. Под ЗРР подразумевается только темповое речевое отставание ребенка, то есть малыш развивается нормально и его интеллект не отличается от сверстников, однако развитие речи запаздывает. При задержке психо-моторного развития все гораздо сложнее.

Причины задержки развития речи

  • Невостребованность речи (с малышом мало разговаривают, или наоборот, предвосхищают все его попытки выразить свои желания);
  • Генетическая предрасположенность (у некоторых детей клетки головного мозга, ответственные за речь, созревают медленнее; также имеют значения гипоксические состояния во время родов и беременности и др.);
  • Нарушения слуха;
  • Тяжелые соматические заболевания, вследствие которых развитие речи малыша значительно отстает от сверстников.

Как родителям можно заподозрить задержку развития речи?

  • Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления (энергичные движения ручками и ножками в ответ на ваше обращение);
  • Если ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не лепечет, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач;
  • Если ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, ротик, глазки; не реагирует на зов по имени, не может показать члена семь («где мама?», «где папа?»); не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би);
  • Если ребенок 1-2 лет не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?»), в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т.п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);
  • Если ребенок 2-3 лет плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т.п.; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку), путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку»), если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов;
  • Если ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т.п.).

Как справится с задержкой речи

Справиться с задержкой речи у ребенка легче на ранних этапах , до 3 лет наиболее благоприятный период для усиленного развития речи. Если родители обратили внимание, что их чадо не говорит в 4 года, то чудес скорее всего не произойдет, и у малыша будут проблемы с произношением слов, что может отразиться и на общем развитии. Однако не стоит расстраиваться, если в 2 года кроха еще не слишком разговорчив. Темпы формирования речи у каждого ребенка индивидуальны, следует помнить, что мальчики обычно отстают от девочек в речевом развитии на 4-5 месяцев.

Если вы (или специалист) обратили внимание на задержку развития речи, то начинайте проводить коррекционные занятия . Их можно получить как в специальных учреждениях – детских садах компенсирующего вида, так и организовать самостоятельные занятия дома. Детские сады компенсирующего вида принимают малышей с задержкой развития речи с 2 лет, однако попасть туда не так просто. Необходимо пройти психолого-педагогическую комиссию, которая направляет детей в диагностические группы (до 3-4 лет) детского сада компенсирующего вида.

В таких диагностических группах дети занимаются в течение года, там с малышами занимаются логопеды, психологи, дефектологи, музыкальные педагоги. После повторного обследования к конце года ребенка или переводят в обычные дошкольные учреждения, или определяют в логопедические группы компенсирующего детского сада.

Самостоятельные занятия с ребенком

Коррекционные занятия с малышами можно проводить и дома . Хорошо, если вы будете периодически консультироваться с логопедами и дефектологами по программе. Все занятия у детей проводятся в форме игры, целью которых является развитие артикуляционного аппарата, «вызывание» речи и накопление пассивного и активного словарного запаса.

Как стимулировать речевую активность малыша? В этом вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от родителей чего-либо, то вам следует сообща изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, кроха в начале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Длительность занятий сначала не должна превышать 5-10 минут. Хорошо артикуляционная гимнастика показана в книге , там приведены не только упражнения, но и интересные рассказы о веселом язычке со звукоподражаниями, которые очень нравятся малышам. Начинайте с простых упражнений – «улыбка» (ребенок улыбается), «заборчик» (зубы смыкаются, рот улыбается), «блинчик» (плоский язык лежит на нижней губе), «прятки с губами» (прячется попеременно, то нижняя, то верхняя губа, то сразу обе). Когда ребенок освоил эти простые упражнения, то необходимо осваивать более сложные – «часики» (язык качается из одного угла рта в другой), «качели» (язык двигается вверх-вниз), «лошадка» (цокание языком). Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своего язычка.

Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения : дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».

Также следует в занятия включить упражнения на . Занятия физкультурой, плаванием принесут несомненную пользу для крохи. позволят улучшить и развить память, усовершенствовать работу сенсорных центров головного мозга.

«Вызываем» речь у ребенка

«Вызывание» речи является одной из основных проблем у детей с ЗРР . Нередко причиной задержки речевого развития становится неправильная тактика взрослого, который предугадывает любые пожелания малыша и немедленно удовлетворяет любые пожелания. Поощряйте любые попытки крохи на звукоподражание и речевую активность. Во время прогулки показывайте малышу как дует ветер («у-у-у»), мяукает котенок, капает дождь и др. Повторяйте звукоподражания «как кричит петух, блеет овечка, мычит корова» и т.п.

Используйте музыкальные инструменты, предлагайте отгадать ребенку, что звучит (ребенок при этом не должен видеть источник звука) – бубен, дудочка, барабан, пианино. Можно использовать в игре спрятанные музыкальные игрушки, которые длительно воспроизводят звуки. Предложите малышу отыскать звучащую игрушку (вначале не прячьте ее полностью, а только прикройте платочком).

Если малыш уже немного говорит, то стимулируйте дальнейшее речевое развитие с помощью «договаривания» коротких стишков (например, А.Барто).

Устройте ребенку домашний кукольный театр , вы можете использовать подручные игрушки или покупать уже готовые предметы для сказок. Хорошо, если участвовать в таких спектаклях будут все члены семьи. Выбирайте те сказки, которые ваш ребенок уже знает – «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Во время представления обращайтесь с помощью кукол к ребенку, задавайте ему вопросы, побуждайте его высказаться.

Помогает стимулировать речь ребенка арттерапия (развитие творческих способностей), музыкотерапия, . Регулярно занимаясь дома с малышом, вы увидите, что ребенок стал лучше понимать речь и пытается ей овладеть. Не ждите быстрых результатов, возможно, пройдет несколько месяцев до достижения первых побед.

Лекарственная терапия

Сразу отметим, что одной лишь лекарственной терапии ребенку с задержкой речевого развития недостаточно . Медикаментозные препараты назначаются в индивидуальном порядке неврологом или психиатром. Существуют как препараты, которые являются «активным питанием» для нейронов головного мозга (Нейромультивит, Актовегин, Кортексин, Лецитин и др.), так и лекарства, стимулирующие речевые зоны (Когитум, Пантогам, Энцефабол). Недопустимо заниматься самолечением, так препарат, который хорошо ребенку вашей подруги, может быть противопоказан вашему малышу. В некоторых случаях дает эффект магнитотерапия или электрорефлексотерапия, однако, данные методики физиотерапии назначаются специалистами избирательно.

Альтернативные способы лечения (дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошадей)) должны подбираться для ребенка индивидуально, с учетом его особенностей.

Приглашаем Вас на бесплатный вебинар Лены Даниловой « «!!!

Смотрите видео: артикуляционная гимнастика для детей:

Нормальное развитие ребенка сопровождается изменением не только показателей роста, веса, умения сидеть и ходить. Не менее важной составляющей социальной адаптации малышей является речь. Первые попытки говорить появляются в 5-6 месяцев со звуков, которые свидетельствуют о просьбе покормить или сменить подгузник. Существуют разные варианты замедленного развития речевых навыков ребенка. Однако отсутствие речи при хорошем физическом слухе, что сопровождается невозможностью произносить простейшие звуки и слоги, - признак серьезного поражения.

Периоды доречевого развития ребенка

Развитие фонематики, лексики и грамматики - основных составляющих человеческой речи, длится до 3,5 лет. Однако существуют периоды жизни ребенка, для которых характерны первые попытки разговора.

  • Первые 1-2 месяца дети пытаются выразить свои эмоции с помощью крика радости или недовольства.
  • В 3 месяца ребенок начинает гулить (гукать) - произносить простейшие слоги: «гу», «га», «ка».
  • С 5-ти месяцев появляются попытки копирования взрослых. Эта фаза доречевого развития называется «лепетом» - ребенок произносит повторяющиеся слоги.
  • В возрасте 8 месяцев формируется «мелодический лепет»: кроме слов, дети стараются повторить интонационную окраску фраз.
  • К 1-му году у ребенка формируется словарный запас из 20 слов, которые чаще всего представляют собой звукоподражания (кошка - «няв» и др.).
  • Первые предложения у малышей получаются в возрасте 1,5-2 года.
  • До 3-х лет развивается грамматическая составляющая - дети пытаются согласовывать числа, роды и падежи в предложениях.

До момента отправления ребенка в детский сад должна быть полностью сформирована грамотная и понятная для окружающих речь. Отмечается, что мальчики начинают разговаривать на несколько месяцев позже девочек.

Важно! Скорость овладения речевыми навыками у каждого ребенка отличается. Приведенные выше сроки - среднестатистическая норма, своевременность появления первых фраз и слов определяет педиатр

Строение речевого аппарата

Функционирование каждой системы человеческого организма обеспечивается согласованной работой исполнительных органов и руководящей нервной системой.

Нормальная речь у людей состоит из двух компонентов: восприятия и воспроизведения. Если не учитывать функциональные возможности слухового аппарат, в коре головного мозга человека существуют два центра, которые отвечают за речевое развитие:

  • Центр Вернике - участок коры в верхней височной извилине, в котором происходит анализ получаемой речевой информации.
  • Центр Брока - зона, расположенная в нижней извилине лобной доли, отвечает за моторную составляющую речи. В этой области генерируются импульсы, которые направляются к исполнительным органам, для воспроизведения устной речи.

Важно! Расположение центров в левом или правом полушарии зависит от того, правша ребенок или левша

Эфекторными органами речевого аппарата являются голосовые связки в гортани, язык, губы и мышцы мягкого неба. Скоординированная работа всех отделов обеспечивает нормальное формирование грамотной, внятной и звучной речи.

Возможные варианты нарушения речевого развития

Установленная артикуляция - залог правильного произношения (фото: www.cvetsakura.ru)

Замедленное речевое развитие или отставание всей психологической сферы может быть вызвано различными факторами. Психологи и логопеды различают понятия общего и системного недоразвития речи. Диагноз системного недоразвития (СНР) устанавливается только при наличии у ребенка умственной отсталости. При нормальном интеллекте говорят об общем недоразвитии (ОНР). Полное или частичное отсутствие речи, в зависимости от уровня нарушения и морфологического компонента повреждения представлено:

  • Дизартрией - нарушением функции артикуляции: взаимодействия голосовых связок, языка, губ и мышц гортаноглотки. Чаще всего нарушение диагностируется у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) или другими патологиями нервной системы, которые сопровождаются нарушением проведения импульса по нервно-мышечным соединениям.
  • Афазией - полное отсутствие признаков речевого развития у ребенка, который разговаривал до этого. Сначала проявляется нарушениями в произношении, появлении элементарных ошибок, фразы становятся бессмысленными. Параллельно с потерей навыков разговора дети начинают отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Наиболее частой причиной афазии являются черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания (менингит, энцефалит после вирусной или микробной инфекции) или опухолевые процессы.
  • Моторной алалией - нарушением функционирования двигательной составляющей речевого аппарата. Проявляется у детей с раннего возраста симптомами генерализированного процесса. Отсутствуют движения губ, языка, мелкая моторика пальцев. Понимание речи сохраняется, однако воспроизведение собственной устной речи такими детьми невозможно. Моторная алалия развивается вследствие врожденных патологий: родовой травмы, внутриутробной инфекции или резус-конфликта крови матери и ребенка.
  • Сенсорной алалией - патологией, при которой нарушение развития речи обусловлено отсутствием восприятия. Дети не разговаривают, потому что не понимают значения звуков, которые слышат от других людей. При легкой степени ребенком не воспринимается смысл сказанного, при тяжелой - не определяется даже обращение.

Причины отсутствия речи

Неполадки в семье - вероятная причина задержки речевого развития (фото: www.colady.ru)

Отсутствие речи - мультифакторная патология, врачи-педиатры выделяют несколько групп вероятных причин отсутствия речи у детей, представленных в таблице.

Органические - с повреждением структур речевого аппарата

  • Паралич или парез мышц лица (вследствие инфекционной патологии или изолированного поражения лицевого нерва).
  • Врожденные пороки: «заячья губа», «волчья пасть» (назаращения костей твердого неба), аномалии языка.
  • Поражение головного мозга (опухолевый процесс в лобной или височной доле, воспаления и травмы).
  • Патологии центральной нервной системы, например ДЦП.
  • Наследственные болезни, вызванные хромосомными мутациями (например, синдром Дауна или Патау).
  • Аутизм - заболевание, которое часто возникает в детей раннего возраста и характеризуется социальной изолированностью

Психологические

  • Психологический «блок» речи после сильного испуга.
  • Скандалы в семье, ссоры и крики, которые останавливают развитие речи у ребенка из-за страха, что на него также будут кричать.
  • Семейная обстановка. Часто ребенок не разговаривает в неполных семьях, или в доме, где проживают асоциальные родители (наркоманы, алкоголики и др.)

Социальные

  • Гиперопека или отсутствие внимания. В первом случае у ребенка нет надобности разговаривать, поскольку его и так понимают без слов. В случае недостаточного внимания - ребенок изолируется и не хочет говорить, потому что не видит смысла, его не услышат.
  • Чрезмерное времяпровождение с компьютером, планшетом или телевизором. В этом случае говорится об ограничении развития «экранными» фразами и шаблонами.
  • Завышенные требования. При частом повторении «скажи» у малышей формируется страх, что не получится выговорить правильно, и он будет наказан. Поэтому дети в таких случаях не разговаривают

Отставание речевого развития - всегда является признаком неблагоприятного воздействия многих факторов на ребенка. Не существует единой причины этого нарушения, поэтому методы диагностики и терапии носят разнонаправленный характер.

Диагностика нарушений речевого развития

Постановка диагноза общего нарушения или задержки речевого развития подразумевает совместное заключение трех специалистов: психолога, логопеда и врача-невролога.

С целью дифференциальной диагностики, определения основной причины и выбора адекватного лечения проводятся следующие исследования:

  • Аудиометрия - способ диагностики нарушений слуха, как одной из причин нарушения речевого развития.
  • Нейросонография - ультразвуковой метод изучения структур головного мозга, который проводится детям первого года жизни через большой родничок.
  • Электроэнцефалография - способ регистрации электрических импульсов, которые возникают в разных участках головного мозга. Проводится с помощью специальных электродов, которые размещаются на голове.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) - лучевой метод диагностики, который определяет морфологический субстрат нарушения в головном мозгу. Исследование заключается в регистрации распределения атомов водорода в тканях под воздействием сильного магнитного поля. Процедура не использует рентгеновского излучения, поэтому совершенно безопасна для детей.

Кроме того, психолог проводит анализ интеллектуальных способностей ребенка с помощью тестов для исключения умственного отставания как причины отсутствия речи.

Методы лечения отсутствия речи у детей

Лечение патологий речевого развития у детей подразумевает комплексный подход с привлечением в процесс родителей.

Чаще всего основную часть работы проводит логопед с помощью специальных упражнений и методик, в зависимости от патологии. Этот компонент терапии направлен на восстановление или развитие артикуляции, правильного грамматического строения слов и словосочинений.

Психологическая составляющая направлена на социальную адаптацию ребенка, работу с родителями для улучшения обстановки в семье. Психологи применяют в своей практике альтернативные методы: арт-терапии, рефлексо- и ароматерапии, а также проводят сеансы на открытом воздухе, в форме игры с животными (например, с лошадьми - ипотерапия).

Кроме того, широким распространением пользуется аппаратное лечение с помощью специальных устройств:

  • Метод Томатис - использование беспроводных наушников с разными звуковыми программами, распределенными на курсы. Ребенок слышит речь, которая соответствует возрасту и стадии речевого развития во время игры, что позволяет лучше воспринимать информацию.
  • Лого+ - аудиотерапия, которая проводится во время массажа или физиотерапевтической процедуры для усиления эффекта.

Лечение детей с замедленным развитием речи - сложная задача, результат которой зависит от ранней диагностики и комплексного подхода к терапии.

Объясняют, почему родительская любовь может привести к задержкам речевого развития у детей.

Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие - биологическая и социальная. И родительское влияние на ребенка с самого раннего детства - всегда ключевой фактор его развития.

Давайте договоримся: мы изначально находимся в парадигме, где ни один родитель не будет осознанно желать зла своему ребенку. Тревожные, заботливые, любящие, они приводят на занятия в логопедический центр своих детей с единственным желанием - помочь.

Но парадокс заключается в том, что, сами того не понимая, взрослые «закрепощают» речевое развитие своего ребенка. И, к сожалению, мы часто сталкиваемся с наблюдением, что при прочих равных условиях дети из разных семей будут иметь совершенно различный уровень навыков речи. И успех овладения речью у этих детей также будет разным. Почему?

Попробуем разобраться.

Причина №1 - Гиперопека

В «Детскую академию речи» заходит мама с ребенком. Ребенок молчит. В помещении тепло и мальчик начинает стягивать шапку. «Жарко? - тревожится мама. – Стой, я тебе помогу. Хочешь пить? Конечно, хочешь. Не холодная? Холодная, дай разбавлю». Во время этого «диалога» взгляд (у обоих) падает на витрину с игрушками. «Чего тебе хочется, машинку?» Мальчик протягивает пальчик к машинке. Сам ли принял решение? Или привык признавать чужой выбор? «Возьми красную, ты же красный больше любишь (то ли вопрос, то ли утверждение на конце фразы)».

iconmonstr-quote-5 (1)

Любовь этой мамы столь всеобъемлющая, что она понимает своего сына без слов. В этом и заключается ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?».

Пример классической педагогической запущенности: ребенку слова не нужны, в них нет никакой надобности. Родители предугадывают желания малыша. Они не дают ему даже попытки самостоятельно ответить на вопрос. Но хуже того, что через какое-то время вопросы просто перестают возникать.

Причина №2 - Тревожность

Администратор в качестве знакомства протягивает ребенку леденец. Мальчик запихивает конфету в рот и тут же начинает давиться. Папа пружиной подскакивает к ребенку и трясущимися руками выбивает лакомство изо рта. После того как все успокоились и все закончилось хорошо, выясняется, что мама с момента рождения малыша пребывает в смертельной, удушливой панике, что ребенок может когда-нибудь подавиться. Она перемалывает, трет на терке любую пищу. Даже котлеты. Малыш никогда не держал в руках морковь, не грыз яблоко. Он никогда не сосал леденец. Ему два с половиной года.

У мальчика элементарно не были развиты мышцы речевого аппарата. Он вообще не понимал, как они должны работать, как ими пользоваться. Он просто физически не мог говорить.

Причина №3 - Ревность родителей

«Пойдем-пойдем, не бойся, тебя здесь никто не обидит», - мама ведет на занятия к логопеду маленькую дочь. И уже после занятий: «Ты моя бедная, иди, я тебя пожалею».

Чужой человек - потенциальное зло. «Он может обидеть» звучит на грани «он обязательно бы обидел, но мама берет ситуацию под контроль». Фраза после занятий «иди, я тебя пожалею» убеждает ребенка в правильности своих подозрений. Малыш непроизвольно считывает: если здесь мама его защищает - значит, там его обижали.

iconmonstr-quote-5 (1)

Такой ребенок не сможет набраться опыта социализации, из лучших родительских побуждений он не допущен к общению, среда априори настроена к нему агрессивно.

Модель, которую транслирует мама: «Мир враждебен, он несет проблему». Подсознательная реакция ребенка: «Я не буду с этим миром общаться». Но это еще не все. Своим сочувствием ребенку после трудной работы родители программируют кроху на то, что там, где его заставляют трудиться, его обижают. Занятия по развитию речи, конечно, пойдут ребенку на пользу, но не в том объеме, в котором хотелось бы взрослым.

Причина №4 - Заниженная самооценка родителей

На диагностике перед курсом «Запуск речи» специалист просит ребенка выполнить задания. Не успевает мальчик обвести карандашом круг, как папа кидается к нему на помощь: «Не так делаешь, надо так». Попытка выполнить следующее задание также проваливается: «Опять не то, разве не видишь? Надо вот так».

Родители с низкой самооценкой (а это именно она!) неумышленно считают, что их собственные способности (не рисовать, конечно, - воспитывать) оцениваются через призму того, насколько хорошо их ребенок умеет справляться с заданием. Они подсознательно сливают в одно целое себя и своего малыша. И несовершенная речь ребенка в представлении таких родителей - не что иное, как проявление «некачественной» работы, прежде всего их собственной. Такие родители все берут на себя: подсказывают, помогают, доделывают. В итоге ребенок перестает развиваться, теряет интерес к познанию, собственному опыту. Сначала оказывается в ситуации неуспеха, потом - безразличия к ней.

Причина № 5 - Психологическое запугивание

Снова диагностика. Скромная, с тихим голосом мама рассказывает специалисту, что четырехлетний мальчик не говорит, заторможенный, стеснительный. В кабинет заходит папа, начинается тестирование, ребенок пытается выполнить первое задание. «Ты что глупый? Не понимаешь?» - реплика отца.

На первый взгляд эти две истории очень похожи - родители не верят в своих детей. Но если в предыдущем случае папой двигало чувство благородное (так ему казалось), то в этом ситуация гораздо хуже. Отец ребенка не только в него не верит, но и утверждается за его счет. Делает это грубо. Ребенок, конечно, имеет право в 4 года многого не понимать, не уметь, не знать. Но при таком подходе он и не захочет ничего ни понимать, ни оспаривать свои права. Его единственное желание - забиться в угол и молча перетерпеть. Ключевое слово - «молча», так как, подав в такой ситуации голос, он только спровоцирует взрослого на еще большую агрессию (которая самим родителем оценивается как проявление досады, не более).

Причина №6 - Протест из-за чрезмерного давления со стороны взрослых

«Скажи…» «Повтори…» «Скажи…» «Повтори…» Бабушка трехлетней девочки настраивает внучку на занятия. Ребенок уже занимался в логопедическом центре. Не пошло. Пришли пробоваться к нам.

Обычно такой «педагогический» прием присутствует там, где уже проявились признаки задержки речевого развития. В основе такого поведения в данной ситуации родственников (а мы, к сожалению, наблюдали такой метод коррекции речевого отставания и у коллег) лежит желание научить ребенка разговаривать. Однако ребенок, не владеющий навыком речи, которого бесконечно «тюкают» заходом «скажи-повтори», может выразить свой протест одним единственным способом - молчать. В логопедии такое речевое «замыкание» ребенка называется «речевой негативизм».

iconmonstr-quote-5 (1)

Ребенок ни в коем случае не должен осваивать навык речи из-под палки. Самый продуктивный способ учиться говорить - в ролевом взаимодействии, во время игры.

Научить потом детей с речевым негативизмом разговаривать очень трудно. А ведь в случае обычной темповой задержки их речь могла бы развиваться нормально. Если бы в свое время не передавили.

Причина №7 - Соска, памперс и iPad

Мама приводит в Академию трехлетнюю дочь. Во рту пустышка.

Ребенок, начиная познавать мир, задает вопросы. Расстроенный ребенок плачет. Голодный, уставший - орет в голос. Однако не все родители согласны это терпеть. И соска в такой ситуации - простой и удобный способ сохранить собственные нервы. Как памперс. И как в дальнейшем телевизор или гаджет.

Другая ситуация. Звучит гораздо гуманнее. Ребенок, начиная познавать мир, пробует его на вкус (иначе выражаясь, все тянет в рот). Выход? Все та же соска.

Для того чтобы малыш не мешал (или, что благозвучнее, не заболел), ему в обоих случаях искусственно затыкают рот. Рассчитывать в этой ситуации на то, что он вовремя начнет говорить, как минимум нелогично.

Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Ухудшающаяся экология, участившиеся случаи сложных родов приводят к тому, что задержки развития становятся массовым явлением. И очень большая роль в преодолении этих трудностей отводится родителям. И тут вступает правило - не навредить. Не навредить - значит помочь.

В раннем детском возрасте с ребенком нужно обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку - делать все то, что проделывали с нами его бабушки и дедушки.

iconmonstr-quote-5 (1)

В сторону отодвинуть игрушки - придвинуть ближе живой, реальный мир.

Эти методы не устарели, и вся индустрия игрушек не нашла им альтернативной полезной замены. С ребенком обязательно нужно играть. Игра - необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка. Ролевые, сюжетные, предметные игры не только удовлетворяют его главные потребности, но и являются предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности. И самое позднее в три года ребенка нужно отпустить. Не бросить, не отвернуться, не лишить поддержки, а именно отпустить познавать мир. Чтобы, охраняя свои собственные границы, он смог вступать в коммуникацию с окружающими. Не через родителей - сам. Тогда у него возникнет потребность в речи.

Фото: Shutterstock.com, Pexels.com


Top