Платонические любовники. Что такое платоническая любовь

Платоническая любовь, пожалуй, самая возвышенная из всех видов чувств. В ней возлюбленный представляется недосягаемой вершиной, небожителем. Делается все для того, чтобы угодить ему. Причем это не просто забота, а практически служение идеалу. Такой любви подвержены пылкие юноши и увлеченные творческие люди. Они выбирают себе объект, не обращая внимания на то, что ответных чувств нет. Не важен также и возраст, и физические данные партнера. Главное - эмоции, которые возникают у человека при виде него. Именно они и питают платоническую любовь. Она может длиться долго, даже в том случае, когда абсолютно не взаимна. Да это чувство и не требует взаимности. Для влюбленного важно, чтобы ему не запрещали хоть иногда видеть объект любви, разговаривать с ним или просто смотреть.

Термин «платоническая любовь» впервые употребил персонаж Павзаний из сочинения Платона «Пир». Павзаний под этим подразумевал «идеальную», лишенную примеси физического чувства, любовь.

Очень часто к не взаимной платонической любви склонны моральные мазохисты. Они получают удовольствие от того, что объект влюбленности не обращает на них внимания, а часто и полностью пресекает попытки к сближению. Приверженцы такой любви понимают, что физическая близость невозможна, но все равно слепо поклоняются своему идолу. И если вовремя не купировать это состояние, то человек может на всю жизнь остаться одинок.

Объекты платонической любви в современном мире часто испытывают чувство смущения и неловкости перед столь возвышенным к ним отношениям. И зачастую сторонятся этих духовных проявлений.

Платоническая любовь - возможна ли взаимность

Если мужчина и женщина нравятся друг другу, то рано или поздно они окажутся в постели. И это нормально, так как продолжение рода - естественное последствие взаимной любви. Но в том случае, если сексуальные отношения отсутствуют, а теплые чувства и взаимоуважение между партнерами сохраняются, можно говорить скорее о крепкой дружбе. Просто в определенный промежуток времени два человека противоположного пола поняли, что они морально близки, им хорошо друг с другом, они хотят общаться. И никто не запрещает им делать это. Однако нужно понимать, что рано или поздно эти двое встретят своих настоящих «вторых половинок», с которыми будет здорово не только дружить, но и находиться в постели. И тогда с партнером по платонической любви придется расстаться.

2.2. Платоническая любовь и ее виды

Это чувство носит имя древнегреческого философа Платона (427–348 до н. э.). В сочинении «Пир» он вложил в уста своего героя Павсания рассуждения о высоких отношениях. Изначально отношения подобного рода допускались между мудрецом и его учеником. Платон подразумевал любовь к своим ученикам, ищущим мудрости у учителя. Любовь между учеником и учителем философ называет духовной.

Тема идеальной, духовной любви, когда людям не нужен сексуальный контакт, была впервые поднята Платоном в известном диалоге на ужине у Агафона. Платон в этом диалоге раскрывает свою мысль о поиске способа выражения любви человеческой. Платон говорил, что любовь скрывается за масками земного, низшего, Эрота и Эрота небесного, духовного. Земной ищет удовольствия в сексе, он основан на животных инстинктах, тогда как духовный ищет любимую душу, которая когда-то составляла с ним единое целое.

Платон признавал два рода любви - любовь небесную и любовь плотскую. Венера-Урания относится к душе, а не к телу, она ищет не личного наслаждения, но счастья любимого человека. Ее задача совершенствовать его в знании и добродетели. Вместо плотского, мимолетного соединения любовь небесная создает гармонию душ. Любовь плотская, наоборот, чувственна и возбуждает только низменные действия, она исходит из тела, а не из души и владычествует над грубыми людьми, рабами материи. В «Пире» Платона пышные восхваления любви со стороны Федра и Агатона Сократ охлаждает трезвым исследованием этого явления. Мудрец находит, что любовь нельзя назвать божеством (вопреки ходячим понятиям того времени), так как она не обладает ни красотою, ни благом (иначе она к ним не стремилась бы). Не обладая же этими свойствами, она не может быть блаженной, т. е. не имеет основного свойства божественности.

Меньшиков М. О. 1994

Со временем платонической любовью стали именовать любые духовные отношения между людьми без чувственного и сексуального контакта. Главное отличие любви платонической состоит в отношении к понятию «близость». Словосочетание «интимная близость», обычно описывающее сексуальные отношения, здесь приобретает совершенно иной смысл. Интимный - значит глубоко личный. Отношения платонической любви также подразумевают глубоко личный контакт, однако если в обычном понимании в проявлениях любви есть как духовные, так и телесные стороны, то в платонической существует исключительно духовная, эмоциональная сторона.

Надо сказать, что одни люди считают, что истинной любовью может называться лишь платоническая, потому что в ее основе лежат духовная близость и интеллект, а не гормоны и инстинкты. Другие полагают, что любовь двух душ, без телесного влечения, - сказка времен рыцарей и прекрасных дам. Например, известный русский философ Вл. Соловьев писал: «Любовь (платоническую) нельзя признать “истинной”, так как она не допускает противоположения духа телу: человек в целостности, духовно - телесен. Любовь духовная не имеет и не может иметь за собою никакого реального дела; она вне воли и движения».

Другую позицию высказывал философ П. Сорокин, приводя в пример идеальной (платонической) любви поэзию Блока - поэзию «вечной женственности», «прекрасной и незнакомой Дамы».

Нельзя не отметить идеализацию П. Сорокиным платонической любви и ее противопоставление любви эротической. Так, он писал: «Вполне очевидное положение, что эстетическое чувство развивается лишь с ростом культуры, что поэтому и в любви, чем ближе к первобытности - тем больше физиологических переживаний и чем выше культура - тем больше “психических элементов”. А раз это так, то, значит, в наше время их должно быть всего больше; иными словами, потребность любви-обожания, потребность Беатриче - должна быть теперь более сильной, чем когда бы то ни было. Из сказанного видно, что она теперь настолько сильна, что уже вполне отделилась от физиологической любви и даже стала враждебна ей <…>

Я отлично понимаю, что высказываю этим положение, которое многие сочтут парадоксом. В самом деле, разве не в наше именно время кричат всюду о “монизме” в любви, по которому союз душ должен влечь и союз телес; разве не теперь бросают громы и молнии “односторонней” любви, чисто ли духовной или плотской. Разве не называют их ненормальными? И однако этот “монизм” не существует или, вернее, существует теперь менее, чем когда бы то ни было. Как это ни странно, но именно в наше время соединимость в одно целое физиологической и эстетической любви почти невозможна.

В самом деле, если в прошлом эстетика с физиологией уживались, то теперь нельзя в одно и то же время созерцать Венеру и обнимать ее или целовать по-земному. Венера, которую можно целовать и любить физиологически, перестает, по крайней мере в эти моменты, быть Венерой живой, чистой красотой или кантовским “незаинтересованным удовольствием”.

Еще Толстой в “Крейцеровой сонате” указал на эту несовместимость Беатриче и жены, любви физиологической и эстетической <…>

Эстетическое чувство, любовь-обожание - чувство весьма хрупкое, и привилось оно человеку гораздо позже, чем половой инстинкт. Поэтому, как только наступает последний - первый исчезает. Эта любовь не может соединяться и существовать со спазмами сладострастия <…>

Как только страсть удовлетворена - любимый на время становится чужим, ненужным, даже противным. Но мало того, что в половом акте нет эстетических эмоций, само “обладание другим существом” непроизвольно снимает с него вуаль чистоты и очарования, делает его как бы пустым выпитым сосудом <…> На месте Беатриче оказывается простая женщина, “пол”, “физиология”. А потому - нетленная, полутаинственная женская красота при половой близости превращается в “жену” <…>

И как роза с опавшими листьями, она уже не в состоянии восстановить эту старую декорацию. Переход из Венеры в жену прост и легок, но обратный труден и почти невозможен <…>

Итак, говоря коротко, любовь-биология и любовь-красота - несоединимы теперь и враждебны друг другу. Беатриче нельзя целовать, она должна быть неприкосновенной. Только при этом условии она и может быть Беатриче. И обратно, “жена”, т. е. женщина, которую любят физиологически, не есть Беатриче и не может ею быть. “Жена есть жена” и “муж есть муж”. Между ними возможно что угодно, но не эстетическая любовь» (с. 261–262).

А отсюда: «Раз человеку нужна теперь не только “жена” и друг, но и Мадонна, а “жена” в силу того, что она “жена”, Мадонной быть не может, - то человек принужден искать Мадонну в других женщинах, а не в жене» (с. 264), т. е. изменять ей.

Платоническая любовь полезна, ее можно считать нормой для детей и подростков. Мы наблюдали ее у учеников младших и средних классов. У них она может продолжаться достаточно долго - до 12–14 лет. Объектами такой любви становятся опытные учителя, тренеры, наставники. Ее проявление в таких случаях весьма полезно, и желательно, чтобы это чувство продолжалось достаточно долго, ибо оно способствует личностному росту ребенка, который старается соответствовать объекту платонической любви и, следовательно, хорошо учится <…>

Я бы даже сказал, что квалификацию педагога можно определять его способностью вызвать у учеников такую платоническую любовь к себе. К сожалению, вызывают ее только педагоги, тренеры, воспитатели и все остальные наставники, работающие с детьми и подростками, которые имеют большой опыт и очень высокую профессиональную квалификацию. Кроме того, у них должны быть решены собственные сексуальные проблемы. Тогда горящий взгляд подопечного, если наставник вдруг заметит его, не вызовет у него вожделения, и через короткое время возникшее вдруг сексуальное содержание исчезнет как следствие спокойной реакции сексуально удовлетворенного человека, с интересом занимающегося своим делом. Практически в 100 % случаев развитие такой влюбленности значительно повышает успеваемость учащихся.

Литвак М. Е. 2008

Однако время внесло коррективы в понимание платонической любви. В ней теперь не отрицается и наличие сексуального желания, которое при этом виде любви сублимировано или подавлено. Об этом писал еще М. О. Меньщиков (1899): «Не называйте святой любовью так называемую платоническую любовь, вроде той, которою пылал рыцарь Тогенбург. Ведь такая “идеальная” любовь есть все же половая страсть, только неудовлетворенная». Это несколько размывает понятие «платоническая любовь», и хотя многие ее отрицают, говоря, что это просто дружба между мужчиной и женщиной, но все-таки она возможна. Друзьями могут быть коллеги по работе или люди, связанные общими интересами, однокурсники и т. п. Однако дружба - это еще не платоническая любовь, потому что любовь - это не просто общность интересов и схожесть взглядов, это обожание другого, это духовная близость, когда, даже живя своей жизнью, люди тесно связаны друг с другом эмоционально (о дифференциации любви и дружбы см. далее).

Исторические легенды платонической любви

О великой любви Франческо Петрарки, великого поэта Средневековья, и Лауры де Новее сложены легенды. Франческо было двадцать три года в 1327 г., когда он впервые увидел возлюбленную всей своей жизни, замужнюю двадцатишестилетнюю Лауру в небольшой церквушке Св. Клары в предместьях Авиньона. У его музы к тому времени было уже несколько детей, но для романтичного поэта она была настоящим ангелом, воплощением душевной чистоты и неземной красоты.

Шли годы, Лаура от частых родов (всего у нее было одиннадцать детей) быстро старела и теряла стройность, однако для Петрарки это было не важно - он любил ее всей душой. Поэт наделял ее высокой нравственностью и чистотой помыслов, эта платоническая любовь вдохновляла великого классика на творчество. За все долгие годы своей любви он ни разу с ней не заговорил, но всякий раз, заметив нежный взгляд Лауры, Петрарка, вдохновленный и окрыленный, писал новые шедевры всю ночь.

Его муза скончалась в возрасте сорока семи лет во время эпидемии чумы. Поэт долго и мучительно страдал, воспевая свою возлюбленную в великолепных сонетах .

Другая история великой любви также осталась в веках - любовь русского писателя Ивана Тургенева и французской певицы Полины Виардо. Тургенев, зная, что его возлюбленная замужем, добровольно согласился на роль преданного обожателя.

По легенде, эта любовь была платонической, однако сегодня историки, изучая переписку влюбленных, сходятся во мнении, что отношения были не только духовными. Они никогда не были вместе, и Тургенев так и не женился. Его внебрачную дочь от крепостной крестьянки воспитывала Полина Виардо, Тургенев даже переименовал девочку из Пелагеи в Полинет в честь своей любимой женщины.

Умирал писатель на руках своей возлюбленной в Париже, диктуя ей последние рассказы и письма. Уходя из жизни, он был счастлив - любимая была рядом, сорок лет обожания смогла прервать только смерть.

Пятерикова Ж. Платоническая любовь // По материалам Интернета

М. Е. Литвак тоже приводит пример «большой, настоящей» романтической любви.

Александр Блок, когда шел свататься к Любе Менделеевой, нес в кармане пистолет, а дома на столе он оставил предсмертную записку, так как планировал застрелиться в случае отказа. Его предложение было принято, так что стреляться не пришлось.

В первую брачную ночь он страстно объясняет Любе: «Я хочу не объятий: потому что объятия - вонючее чудище. Я хочу сверх слов и сверх объятий». Он мечтал о неземной любви, а ей нужны были вовсе не стихи, а жизнь, какой обычно ожидает девушка: общие заботы, дети, тихие вечера и разговоры о том, о сем.

«…Я стремилась устроить свою жизнь, как нужно, как удобней… Я думала только о том, как бы избавиться от этой уже не нужной мне любви», - писала в воспоминаниях о том времени уже состарившаяся Любовь Дмитриевна. Хорошо быть возлюбленной поэта, но быть его женой!

Она хотела иметь детей, но это не входило в планы А. Блока, и она была вынуждена завести любовника, забеременела от него. Родившийся ребенок прожил совсем недолго.

А Блок скоро разочаровался в жене, и началась большая череда любовниц, но своего идеала Прекрасной Дамы он так и не нашел.

При других вариантах платоническая любовь - это безответная любовь, любовь на расстоянии, любовь, когда один из партнеров или оба несвободны и не хотят изменять, когда сексуальные отношения невозможны по состоянию здоровья, по причине возрастной разницы или при отсутствии потребности. Это и отношения между молодыми людьми до брака при соблюдении культурных и религиозных традиций. Платоническую любовь можно испытывать к актеру кино, певцу, любой знаменитой личности.

Платоническую любовь иногда обвиняют в абстрактности, называя ее любовью-фантазией. Возможно, в какой-то степени это и так. Именно такую любовь часто испытывают подростки, наделяя объект самыми прекрасными качествами, воплощая в нем мечту о прекрасном. Но именно у них платоническая любовь способствует формированию бесценного опыта и часто становится переходным этапом в отношениях, при которых возникает и физическая близость.

Рыцарская любовь

Карл Вайнхольд в своем основополагающем произведении о жизни женщин в Средние века «Die deutschen Frauen in dem Mittelalter» («Германские женщины в Средние века», Вена, 1882) пишет следующее:

«Эпоха рыцарства создала институт службы женщине (Frauendienst). Жизнь рыцарского ордена регулировали особые правила, отличные от правил гражданской жизни. Существовало специальное понятие “честь ордена” и существовали его специальные традиции. Цель жизни для рыцаря заключалась в том, чтобы дерзкими подвигами доказать свое мужество и отвагу. Эта цель порождала и жажду приключений, а один из главнейших законов в поиске приключений - защищать слабых, особенно женщин. Стремление защищать слабых, служить женщинам позже привело к тому, что рыцарь посвящал свое служение одной-единственной женщине <…> Эта рыцарская служба превращалась в конвенциональную привычку, очень часто обходилась без действительных страстей и проявлялась как чисто внешняя, хотя и накладывающая отпечаток на всю жизнь привычка <…> Рыцари посвящали свою службу замужним женщинам, ибо те фигурировали в первых рядах благородного общества. Целью была всего лишь игра ума и любовных чувств. Рыцарь выбирал одну даму (frouwe) и предлагал ей свою верную службу. Для него жизненной необходимостью было найти даму, рыцарем (frouwenritter) которой он себя объявит. Если дама принимала его предложение, рыцарь в дальнейшем все свои поступки совершал от ее имени. По неписаным правилам дама после этого не имела права принимать услуги другого рыцаря и в знак состоявшейся договоренности одаривала своего рыцаря лентой, косынкой или венком, которые тот носил на своем шлеме или на наконечнике копья, чтобы во время свершения рыцарских подвигов память о даме постоянно сопутствовала ему, стимулируя на героические деяния» <…>

«Все, что ни делал рыцарь, будь то просто рыцарский турнир или же участие в крестовом походе, он делал это с именем своей дамы или по ее приказу. Когда Хартманн фон Ауэ шел в поход на сарацинов, он пел: “Пусть никто не спрашивает у меня, зачем я иду на войну. Я скажу сам, что делаю это по приказу любви. И изменить тут ничего нельзя, нельзя нарушать клятву или слово. Многие хвалятся, что ради любви они сделают то-то и то-то, но это лишь слова. А где дела? Ради настоящей любви мужчина способен оставить свой дом и отправиться в чужие края. Видите, как изгнала меня из собственного дома любовь, хотя даже полчища султана Саладина не смогли бы выманить меня из Франконии”».

Все свои поступки рыцарь совершал в надежде на награду. Наградой считали уже то, что посредством службы женщине рыцарь поднимался над буднями и достигал определенного возвышенного духовного состояния.

Бывали случаи, когда госпожа с поистине садистской жестокостью сама определяла тяжелейшие условия, а мечтательный фанатик без возражений принимал их. Здесь уже флирт охлаждался до уровня самого бессердечного кокетства. «Брантом приводит один случай из собственной практики, когда дама потребовала от рыцаря, чтобы тот в доказательство своей любви пронзил кинжалом собственную руку. Кавалер готов был пойти на это, и Брантому пришлось применить силу, чтобы помешать безумному поступку. Вспоминает он и случай с кавалером Жэнле, который безмятежно прогуливался с дамой; они были как раз на мосту через Сену, когда в даму вселился дьявол садистского флирта, она бросила в реку свой дорогой кружевной платочек и попросила рыцаря прыгнуть за ним и достать его из воды. Напрасно кавалер объяснял, что он не умеет плавать, дама обозвала его трусом, после чего тот в отчаянии бросился в воду. К счастью, поблизости была лодка и влюбленного безумца успели своевременно вытащить на берег».

Козлов Н. И. // По материалам Интернета

Любовь родителей к детям. Э. Фромм (1986) указывает на различия материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая - ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.

При этом Э. Фромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе - матери или отце, а о материнском или отцовском началах, которые в определенной степени представлены у обоих родителей.

Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Э. Фромм (1990) пишет, что «материнская любовь имеет два аспекта: один - это идеализация, знание и уважение, абсолютно необходимые для сохранения здоровья ребенка и его биологического роста; другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни, это установка, внушающая ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле <…> Но ребенок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно, оторваться от материнской груди, наконец, стать совершенно независимым человеческим существом. Сама суть материнской любви - забота о росте ребенка - предполагает желание, чтобы ребенок отделился от матери. В этом основное ее отличие от любви эротической. В эротической любви два человека, которые были обособлены, становятся едины. В материнской же любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто смириться, а именно хотеть и поощрять отделение ребенка. Именно на этой стадии материнская любовь возлагает на себя столь трудную миссию, требующую бескорыстности, способности отдавать все и не желать взамен ничего, кроме счастья любимого человека» (с. 34).

Тезис, надо сказать, весьма спорный. Может быть, не мать является инициатором отделения ребенка, а ребенок, взрослея и приобретая самостоятельность, стремится отделиться от матери? Может быть, поэтому многие матери оказываются не способными к «настоящей любви» и не переходят на вторую стадию, на что сетует сам Э. Фромм? Иначе не было бы такого эмоционального явления, как «опустевшее гнездо», после того как дети покидают родительский дом.

Любовь детей к матери. По поводу того, за что ребенок любит свою мать, высказываются различные мнения. А. Фрейд (Freud, 1946) связывает сыновнюю и дочернюю любовь с тем, что мать, кормя и пеленая малышей, удовлетворяет их примитивную - «оральную» или «анальную» сексуальность. Д. Амброс (Ambrose, 1961) полагает, что поскольку мать чаще бывает возле ребенка, тот просто «запечатлевает» ее образ. Другие авторы (Condon, Sandler, 1974) ссылаются на эмоциональную общность матери и ребенка, происходящую из их биологической общности в период внутриутробного развития. Более правильной представляется позиция М. И. Лисиной (1986), считающей, что в основе избирательных привязанностей лежит сложный комплекс разнообразных причин.

Любовь к Богу. Как пишет Э. Фромм (1990), религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Основу религиозной формы любви, любви к Богу, составляют переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества посредством объединения.

Вера в Бога для большинства людей - это вера в помогающего отца. Однако истинно религиозный человек, если он следует сущности монотеистической идеи, не молится ради чего-то, не требует чего-либо от Бога; он любит Бога не так, как ребенок любит своего отца или свою мать; он достигает смирения, чувствует свою ограниченность, зная, что он ничего не знает о Боге. Бог становится для него символом, в котором человек на ранней стадии своей эволюции выразил полноту всего того, к чему стремится сам, реальность духовного мира, любви, истины и справедливости. Он верит в принципы, которые представляет Бог, он думает истинно, живет в любви и справедливости, считает свою жизнь ценной только в той мере, в какой она дает ему возможность более полного раскрытия его человеческих сил, как единственной реальности, которую он принимает в расчет. Любить Бога означает стремление. Несмотря на то что это понимание религии было преодолено некоторыми великими учителями рода человеческого и меньшинством людей, оно все еще остается преобладающей формой религии.

В преобладающей на Западе религиозной системе любовь к Богу это в сущности то же, что и вера в Бога, в божественное существование, божественную справедливость, божественную любовь. В восточных религиях и в мистицизме любовь к Богу - это напряженное чувственное переживание единства, нераздельно соединенное с выражением этой любви в каждом жизненном действии.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Д. Темплтон за 90 минут. Всемирные законы жизни автора Темплтон Джон

Закон 1. ОТДАННАЯ ЛЮБОВЬ - ЭТО ЛЮБОВЬ ОБРЕТЁННАЯ У любви есть одна странность. Люди её ищут, стремятся к ней, стараются её заслужить, получить - схватить и удержать то, что принадлежит им так же естественно, как воздух, которым они дышат! И какие только умственные и

Из книги Любовь и другие человеческие отношения автора Петрушин Сергей

Любовь и виды аттракции Как уже отмечалось, понятие «любовь» имеет широкое толкование, что делает его малоподходящим для научного исследования. Чтобы избежать этого, в последние годы в отечествен ной и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Два вида любви Любовь безусловная и любовь озабоченная Безусловная любовь не считает ребёнка ни слишком мудрым, ни слишком наивным. Она видит его таким, какой он есть. И принимает его незнание, и несовершенство, и его внутреннюю гармонию. Она учит ЗАРАНЕЕ. Безусловная

Из книги Любовь глазами мужчины автора Самыгин Сергей Иванович

Глава 9. Любовь с первого взгляда, или романтическая

Из книги Самопознание и Субъективная психология автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Из книги Любить без условий, растить без усилий автора Некрасовы Заряна и Нина

Из книги Мужчины, подруги и прочие стихийные бедствия автора Лузина Лада

Два вида любви: любовь безусловная и любовь озабоченная. Выбор за вами Безусловная любовь не считает ребёнка ни слишком мудрым, ни слишком наивным. Она видит его таким. Каков он есть. И принимает его незнание и несовершенство, и его внутреннюю гармонию. Она учит ЗАРАНЕЕ.

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

Платоническая любовь Платоническая любовь, освященная рыцарским культом Прекрасной Дамы, именами Петрарки и Лауры, вышла из моды. Нынче мужчину, готового посвятить жизнь служению (спонсорству, безвозмездной помощи) даме сердца, не помышляя о сексе с ней, сочтут голубым,

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

5.1. Настоящая любовь - это любовь с первого взгляда Это мнение отражает красивый миф о половинках, которые ищут друг друга по свету, а когда находят, между ними вспыхивает настоящая любовь. «Любовь дана нам свыше, браки заключаются на небесах!» - провозглашают сторонники

Из книги 1000 мужских секретов, которые должна знать настоящая женщина, или Путешествие по замку Синей Бороды автора Лифшиц Галина Марковна

6. НАША ГЛАВНАЯ ЛЮБОВЬ - ЛЮБОВЬ К САМОМУ СЕБЕ Слово «любовь» необычное, в нем слышатся отзвуки теп­ла, красоты и даже героизма. Если любовь приносит горе, а не радость, то по крайней мере это горе, окрашенное вели­чием. Любовь почитает любящего и может иногда просла­вить его.

Из книги 4 вида любви автора Литвак Михаил Ефимович

Платоническая любовь В некоторых обществах, иных, чем наше, дружба на са­мом деле соперничала по значению даже с любовью муж­чины и женщины. Так было во времена рыцарства в Евро­пе, в золотые дни арабской культуры, в великие годы Древ­ней Греции. Именно о дружбе писал

Из книги автора

Любовь и ее виды Мы все мечтаем о любви. Она – основной двигатель и побудитель нашей жизни. Любовь и голод правят миром. Какая она, любовь? И как понять, настоящая или нет? Мы так часто говорим: «Я тебя люблю», что слово уже почти ни к чему не обязывает. Мы говорим его, когда

Из книги автора

Виды любви: материнская и отцовская любовь Когда ребенок только рождается, он нуждается в материнской и отцовской любви. Подчеркиваю: ребенку не мама и папа нужны, а и важны нужны материнская и отцовская любовь. И если он в детстве их не получит, то вся жизнь его пойдет

К сожалению, до сих пор никто не может дать конкретного определения (описания) платонической любви. Скажем просто: Любовь с платоническим оттенком – это чувство, в котором нет и намека на интимную близость. Такие чувства – настоящие испытания. А для кого-то – ужасные муки.

Платоническая любовь, которая «процветает» у детей с шести до четырнадцати лет, является полезной нормой. Либидо считается завершенным, если подростки делают все, чтобы привлечь внимание любимого человека. Каким образом должно происходить привлечение внимания? Способы: написание записки (письма), словесное (устное) признание в чувствах, вручение подарка без повода, искренние улыбки и комплименты, посвящение стихов или песен, ненавязчивые звонки по утрам и вечерам, приятные разговоры.

Вернитесь в прошлое по волнам красивых воспоминаний…

Постарайтесь вспомнить свою первую любовь. Она изначально тоже носила платонический характер. Возможно, что и всегда, если оказалась .

Восточная мудрость

В странах Востока имеется разновидность древнейшего учения гура – йога – долгий путь любви, уважения и доверия между учеником и учителем. Без данного набора качеств передача знаний считается невозможной. Это и есть настоящая платоническая любовь, не требующая выгоды и взяточничества. Преданными поклонниками «необыкновенной» любви считаются буддистские монахи, поскольку они уверены, что физическая близость высасывает из человека всю его накопленную энергию. Усталость, которая «впитывается» в тело, очень мешает сосредоточиться на процессе медитирования.

Платонический роман

Любовь, носящая платонический характер, является прекрасным способом для того, чтобы пережить роман с кем-то другим (без измены тому, с кем живете). Можно ли считать платоническую любовь изменой? А вот это уже спорный вопрос! Для кого-то измена – это даже дружеский (приветственный) поцелуй.

Что означает платоническая любовь?

Назовем платоническую любовь…. «Воздушным» чувством!

Чаще всего оно «пламенеет» по отношению к звездам эстрады, актерам, знаменитым личностям. Как ведут себя платонические влюбленные? Защищают своих идеалов (морально, физически), посвящают им песни и стихи, мечтают и думают о них. О своей любви они почти никогда не рассказывают, предпочитая сохранить таинство и нежность чувств.

От платонической любви до настоящей – один шаг…

Платоническая любовь способна перерасти и в настоящую. Самый яркий пример таких отношений для настоящего времени – это любовь Стефани Майер и ее супруга. Познакомилась пара, когда Стефани было всего пятнадцать лет. А поженились спустя шесть лет, находясь в чисто платонических отношениях. У них не было вообще никакой близости. Сейчас у этой супружеской пары есть трое детей, и они очень счастливы.

Все прелести подобной любви писательница перенесла на страницы известных романтических книг «Сумерки».

Причины платонической любви

Почему платоническая любовь рождается в человеческих сердцах? Есть тому причины. Рассказываем о них все, что известно.

Отсутствие интимного влечения

Даже в паре, где царит любовь, такое тоже может быть! Привыкайте к этому факту, а не удивляйтесь ему. В этом союзе супруги поддерживают морально и материально друг друга, у них есть много общих интересов, они забывают о грусти, печали и о скуке.

Воспитание в восточной семье

Как вы понимаете, близкие отношения до свадьбы строго запрещены и считаются страшным позором. Поэтому платонические отношения – самый лучший вариант, позволяющий мужчине и женщине хоть как-то быть вместе.

Осознанный отказ от секса

Есть люди, которые отказываются от секса и ничуть об этом не жалеют. Некоторым не нравится вести половую жизнь, некоторые находят счастье совершенно в другом. Они предпочитают довольствоваться духовной любовью, считая ее чистой, безгрешной и правильной.

На самом-то деле, платонической любви нет ничего позорного. Можно сказать, что данное чувство облагораживает человека и ставит его духовный мир выше инстинктов.

Случается так, что за платонические отношения выступает один из партнеров. Что же тогда делать? Либо развивать «необычную» любовь, либо расставаться.

Такая любовь отличается тем, что она расцветает и живет на расстоянии. Она не требует доказательств, интимной близости, объятий, прикосновений, поцелуев. Любовь запрятана в самой глубине сердца.

Платон о платонической любви

Что имел в виду Платон, когда излагал свои мысли о платонической любви?

Он подразумевал под этим чувством огромное желание быть счастливым. Счастье делает жизнь красочнее и ярче.

Изначально платонический тип отношений был разрешен лишь между Мудрецом и его учеником, так как считалось, что она может быть исключительно мужской (женская роль – продолжение рода, рождение и воспитание детей). В наше время все в корне изменилось. Поговорим об этих изменениях уже сейчас.

В супружеских отношениях также «проскальзывает» такая любовь. Вы это заметите, когда проживете в браке лет пятнадцать или двадцать. Интимное желание будет постепенно угасать и отношения перейдут на платонический уровень. Не расстраивайтесь! Платоническая любовь тоже по – своему прекрасна.

Любовь без близости имеет свои неоспоримые преимущества

У вас (у вашего избранника) есть друзья (подруги) противоположного пола. И вам действительно ничего от них не нужно кроме дружеских отношений. Вы любите друзей, как близких людей, однако вовсе не планируете изменять (физически) своему мужчине. То же самое касается и вашего избранника. В этом случае платоническая любовь выступает в роли спасателя и ангела – хранителя ваших отношений.

Некоторые виды платонической любви

Кстати говоря, дружба – это один из видов платонической любви. Вы ведь любите («по – дружески») своих подруг и друзей, правда? Признайте это и не стесняйтесь! Любовь родителей к детям и детей к родителям тоже будет называться именно платонической. Вот такая вот серьезная взаимосвязь получается!

Относитесь к «необыкновенной» платонической любви со здоровым юмором…

Этому вас научит фильм-сериал, который так и называется – «Платоническая любовь». В нем лучшие друзья решили стать исследователями мира свиданий. Приятного вам просмотра!

Что значит термин «платоническая любовь»? Есть ли ей место в современном мире, полного коварных игр и виртуозных манипуляторов?

Впервые слова о зарождении «идеальных», кристально чистых духовных отношений прозвучали из уст древнегреческого философа Платона. Мудрец описывал их как процесс восхождения к «созерцанию божественного» или наслаждением Высшей Красотой, которая начинается как физическое влечение и постепенно перерастает в нечто большее. Согласно его учениям, человек создан из двух важных элементов: души и тела. Каждому из этих частей присущий свой вид любви.

Сексуальная жажда, которая помогает продолжать человеческий род и дарит эротическое наслаждение — это позыв плоти. Благородные чувства душевной близости партнеров — сфера влияния души.

Если плотская любовь основана на эротизме, страстной влюбленности, стремлении обладать объектом влечения и получать сексуальное наслаждение, то платоническая любовь — ее полная противоположность.

Изучение теории помогает понять, что, в отличие от физического притяжения, она развивает духовность человека. Направляет душу к космическим процессам и высоким духовным ценностям, вдохновляет и дарит ощущение блаженства.

Если огненная страсть сужает мир в глазах человека, концентрируясь на половом влечении к конкретному человеку, то чувство платонической любви наоборот расширяет его границы, позволяет выйти за тесные рамки земных чувств и приблизиться к божественному.

Но как понять, что такое платоническая любовь в современном мире? Определение, которое предлагает нам Википедия, описывает её признаки как возвышенные чувства, основанные на романтической чувственности человека, духовном влечении без примеси низменных животных инстинктов и одержимости объектом страсти. То есть, можно сказать, что это бескорыстное светлое чувство, в котором духовные ценности ставятся выше биологических.

Внимание влюбленного переходит с внешних факторов (привлекательности тела, привязанности к плоти) к внутреннему миру человека, красоте и богатству его души.

Таким образом, платоническая любовь антоним плотской, которая выражается в физическом влечении, вожделении, стремлении обладать партнером. Чувственные отношения — синоним, который как нельзя лучше передает глубокую душевную связь между людьми.

Можно ли считать ее результатом нереализованных сексуальных фантазий, увековеченные писателями и поэтами, художниками, скульпторами и музыкантами в своих произведениях, о чем так вдохновенно рассказывал старина Фрейд?

Современный взгляд на отношения

Психологи утверждают, что в прочном семейном союзе платоническая любовь и физическая (плотская сторона жизни) соединяется воедино, что позволяет паре преодолеть преграды и трудности повседневности, сгладить неровности и не растерять взаимного притяжения после многих лет, проведенных вместе.

Что означает платоническая близость в современном мире? Значение данного термина значительно отличается от того, что подразумевали древние мудрецы, рассуждая о богатой палитре человеческих чувств.

В понимании современного человека это близкие отношения гетеросексуальных пар, которые не подразумевают под собой сексуальную связь. Порой они граничат с глубокой симпатией, привязанностью и даже дружбой, поиском родственной души.

Скептики утверждают, что подобная связь обречена на неудачу и рано или поздно притяжение исчезает, ведь отношения нуждаются в постоянном развитии. Застой на определенной фазе свидетельствует об отсутствии перспектив.

Но жизнь гораздо богаче и разнообразнее, чем представление человека о ней. Многие люди на собственном опыте убедились в возможности хранить глубокую любовную привязанность к человеку, даже если физический контакт с ним невозможен в силу объективных причин.

Люди могут жить на разных уголках земли, но быть ближе, чем те, кто делит с ними постель и еду. Иногда подобные отношения переходят на новый этап, если партнеры решаются создать полноценную семью.

Такой случай описан во многих литературных произведениях, в том числе в небольшом рассказе прекрасной писательницы Ирины Говорухи «Сердца трех».

«За бабушкой после войны ухаживало два фронтовых товарища. Вместе рыли окопы под Харьковом, получили ранения, а когда вернулись – оба сделали предложение. Она выбрала того, что повеселее. Второй кивнул, шутливо отдал честь и выстроил дом по соседству. Захаживал в гости, чинил крышу, забор и даже крестил первенца. Потом муж серьезно заболел и умер. Друг выждал положенные полгода, позвал замуж, и бабушка прожила с ним еще тридцать счастливых лет.»

Если брать во внимание классические любовные треугольники, один из которых так мастерски описан писательницей, то чувственная духовная связь спустя некоторое время вполне легко может перейти в интимную.

Также каждый из нас может вспомнить историю жизни родственников или друзей, которые поддерживали связь на расстоянии, сохраняя преданность и верность своему супругу или супруге.

Довольно часто сетевые романы, которые зародились в процессе переписки или дружеского общения по скайпу, виртуального флирта и со временем сформировали взаимную симпатию, переходят в реальную плоскость. Влюбленные создают прочные семейные отношения, предысторией которых по сути являлись платонические чувства и моральная близость.

Такие случаи еще раз подтверждают, что это вполне возможно. А если учитывать тенденции современного мира, его уход из поля традиционного брака, избавление от жесткого общественного давления и контроля над жизнью молодой пары в сторону свободы нравов, что делают людей доступнее друг для друга, то можно утверждать, что настоящая близость в моральном плане без примеси секса существует.

Более того, ей под силу сделать человека счастливее, вдохновить и, как утверждал отец теории Платон, направить наши души к высоким духовным ценностям и подарить ощущение блаженства.


Top