Симонов день: приметы и традиции на «Именины Земли.

В народном календаре дата 23 мая – День Симона Зилота, Симонов день. Православная церковь 23 мая почитает апостола Симона Кананита – покровителя кладоискателей, земледельцев и брака. Святой был выходцем из поселения Кана Галилейская.

Симон сын Иосифа Обручника и брат Иисуса Христа. Именно на его брачном пире Спаситель совершил своё первое чудо – превратил воду в вино. Симон, пораженный увиденным, уверовал в Господа и последовал за Ним. За проповедование Слова Божьего в самых разных местах (в Иудее, Ливии, Египте и даже в Британии) апостола Симона прозвали «зилот», что означает «ревнитель». Свою жизнь он закончил в Абхазии, приняв мученическую кончину от язычников, распявших его на кресте.

23 мая: традиции и обычаи дня

Имя апостола наши предки расшифровали по-своему, исходя из созвучия со словом «золото». Поэтому обнаружили связь с золотой пшеницей или с кладами, закопанными в земле. Также прослеживается и скрытое напоминание о некоем зле, связанным с золотом, кладами и зельем.

Сей пшеницу на Симона Зилота, родиться аки золото.

В других районах, наоборот, считалось грехом в этот день работать на земле, потому что 23 мая земля именинница. Крестьяне в Симонов день не брались ни за какую земляную работу (не пахали, не боронили, не рыли, а особенно старались не вбивать в землю колья, чтобы её не тревожить). В Симонов день предпочитали занимать другими делами, в первую очередь – собирали разные коренья и травы для приготовления зелья.

Симон Зилот, согласно народному убеждению, дает целебные свойства и силу многим растениям. Бабушки-травницы ходили к болоту глядеть на коренья – не налились ли: «На апостола Зилота собирай зелье на болоте» . Ходили они по лесам и полям, собирали травы, обладающие целительной силой. В каждом доме запасались лекарственными растениями от разных недугов, собирали «приворотное» зелье или зелье от мышей и нечистой силы.

Коров в Симонов день кормили желтыми травами, чтобы масло, сбиваемое из их молока, было желтым. Отваром из трав бурёнкам мыли вымя, чтобы молоко быстрее превращалось в сметану.

В этот же день искали сокровища, уверенные в том, что апостол Зилот обязательно поможет кладоискателям. В былые времена разделяли представление о существовании особых дней в году, когда клады сами «открываются». Кроме ночи на ), такое могло происходить на и в Симонов день. Обычно в виде клада представляли мешок или сундук с золотом и деньгами.

Знали, что поиск сокровищ – дело не простое, потому что каждый клад бережет нечистая сила, и голыми руками его не возьмешь. Поэтому с собой брали специальную молитву:

«Пойду я в чистое поле, в дремучие леса, за чёрные грязи, за окиян-море. Там стоит столп, а на нём Пресвятая Богородица. То, что за болотом положено, мне взять нужно. Отойди же, сила нечистая, не ты клад положила, не тебе стеречь».

Но одной молитвы было мало. Даже добравшись до заветного клада, можно было ни с чем остаться. Ведь известно, что в руках несчастливого человека золото может в глиняные черепки превратиться. Есть и такие люди, к которым богатство само идёт в руки, но их мало. Поэтому разумные крестьяне в этот день предпочитали не бегать по лесам в поисках чуда, а заниматься хозяйством.

23 мая – пророческий день: все гадания верны. Чтобы погадать, вечером накануне возьмите двенадцать бобов (одиннадцать белых и один черный). Положите их перед сном под подушку. Утром достаньте одно зернышко. Если попалось белое, то ничего дурного вам в ближайшее время не грозит. Черный боб – знак предостережения. Откажитесь от намеченных планов и проведите день дома. Если же остаться дома не получается, то перед выходом трижды прочитайте оберег:

«От меня, Господь, беду отведи,

Убери все преграды на моём пути.

Избавь меня от страха и тревоги,

Пусть ничего плохого не произойдет со мной в дороге.

От всего дурного меня защити,

Спаси, сохрани и оборони.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».


23 мая: приметы и поверья

  1. Если босая нога в борозде терпит холод, то пора сеять пшеницу.
  2. Посеянная на Симона Зилота пшеница даст отменный урожай.
  3. Дождь в этот день сулит дождливое лето.
  4. Вечером появились большие кучевые облака – к хорошей погоде на следующий день.
  5. Берёзовые сережки лопаются – пора сеять хлеб.
  6. Утром пчелы весело и быстро летают – к погожему дню.
  7. До рассвета слышно пение птиц – к дождю.
  8. Если сон с 22 на 23 мая не исполнится через 7-10, то он пустой. Хорошее сновидение, увиденное днем 23 мая, осуществиться через две недели, плохое – через год.

Видео: церковный календарь на 23 мая

Именины в этот день:

Василий, Кирилл, Таисия.

День труда на Ямайке

День труда был впервые отмечен на Ямайке в 1939 году. Ямайка, остров, благословленный удивительной красотой. Но время вкупе с бездумными действиями подорвали окружающую среду, постепенно все приходило в упадок.


Низкие темпы экономического роста, возникшая необходимость устранения самых различных проблем, связанных с ремонтом больниц, школ, полицейских участков, дорог, - все это стало предпосылками для введения Дня труда.


В День труда была установлена традиция – жители Ямайки в этот день бесплатно работают на благо своего общества. И, хотя жители понимают всю значимость участия в этом дней, с каждым годом количество участвующих уменьшается – ведь многим хочется просто отдохнуть в этот день от своих повседневных дел.

День работников Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана

Распоряжение Президента Азербайджанской Республики об учреждении профессионального праздника работников Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики.


1. Ежегодно отмечать 23 мая как профессиональный праздник работников Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики.


2. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.


Ильхам Алиев,


Президент Азербайджанской Республики.


День Святого Апостола Симона Кананита в Абхазии

Престольный праздник Новоафонского монастыря. Один из главных праздников Абхазской Церкви.


23 мая в Абхазии отмечают День Святого Апостола Симона Кананита. Этот день имеет большое значение не только для православной Абхазии, но значимо для всего христианского мира, потому как один из 12 апостолов проповедовал в Абхазии, и здесь покоятся его мощи. В честь этого святого на месте его захоронения в Новом Афоне в IХ-Х веках был воздвигнут храм.


Есть предание, что на браке у апостола Симона в Кане Галилейской Господь сотворил Свое первое чудо, претворив воду в вино. Презрев все мирское, он пошел за Христом.


Как долго он проповедовал в Абхазии, летописи не говорят. Известно лишь, что прославлял Христа Спасителя многими чудесными знамениями, и божественное учение стало приносить обильный плод веры в народе.


Апостол подвергся за это бесчисленным огорчениям и бедствиям. А во время гонения, воздвигнутого грузинским царем Адеркием, увенчан был мученическим венцем и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу Псыртсхи.

Возвещение Баба

Возвещение Баба, день, когда Баб - пророк-предтеча Веры Бахаи провозгласил Свою Миссию в 1844 году в г.Шираз, Персия. Это день зарождения Веры Бахаи. Известна точная дата, когда это произошло - 2 часа 11 минут после захода 22 мая 1844 года. В этот день молодой персидский купец, Сийид Али Мухаммад, принявший в последствии имя «Баб» (в переводе с арабского «Врата»), провозгласил, что Он призван возвестить миру о близящемся пришествии Обещанного всех религий и подготовить людей к Его приходу.


Главной темой Его Писаний было скорое пришествие «Того, Кого явит Бог» - Посланника, обещанного во всех Священных Книгах прошлого. Именно с приходом этого Посланника, говорил Баб, и наступит долгожданное Царствие Божие на земле. Бахаи почитают Баба наравне со всеми прочими великими Посланниками Бога в истории человечества - Авраамом, Моисеем, Зороастром, Кришной, Буддой, Христом, Мухаммадом и другими.


Баб впервые объявил о Своей Миссии молодому ученому-богослову, которого звали Мулла Хусейн Бушруи. Мулла Хусейн, исполненный ожиданием скорого исполнения пророчества о приходе Каима (Обетованного в исламе), отправился вместе с несколькими своими друзьями на Его поиски. Не имея никакого представления, где этот Человек может появиться, Мулла Хусейн целиком положился на Божественный Промысел.


Провидение привело его в Шираз. У ворот этого города Мулла Хусейн встретил юношу, который поразил его тем, что обратился к нему так, как будто они были давно знакомы друг с другом, а затем пригласил Муллу Хусейна к себе домой. Расспросив Муллу Хусейна о цели его путешествия, юноша спросил его, по каким признакам тот собирается искать Обетованного. Когда Мулла Хусейн перечислил эти признаки, почерпнутые им из пророчеств его духовных учителей, юноша вдруг воскликнул: «Смотри: все эти признаки явлены во мне!» Мулла Хусейн был потрясен такими словами, и, естественно, его немедленно обуяли сомнения.


Во время Своей беседы с Муллой Хусейном Баб привел убедительные доказательства. Он исполнил два обязательных условия в доказательство Своей правоты. Первым условием было то, что Он должен быть способен объяснить сложные пункты в учении шейха Ахмада и Сийида Казима, кто были духовными уличителями Муллы Хусейна. После этого, по словам Муллы Хусейна, Баб «… приступил к изложению некоторых истин, которые нельзя было найти ни в изречениях Имамов, ни в произведениях шейха Ахмада или Сийида Казима. Это были истины, о которых я совсем не слышал до этого времени и, казалось, они обладали какой-то возрождающей силой и оживляющим влиянием».


Вторым условием было попросить Его без малейшего колебания или предварительного размышления написать комментарий к суре [главе Корана] «Иосиф» в стиле, превосходящем все написанное до того времени. Сразу после своих слов Баб взял перо и с невероятной быстротой открыл суру Господства, то есть первую часть Своего комментария к суре «Иосиф». Вот что рассказывает о той ночи сам Мулла Хусейн: «Ошеломляющее воздействие Его манеры письма еще более усиливалось нежными интонациями Его голоса, которым Он сопровождал процесс написания. Ни на мгновение не прерывал Он поток стихов, устремлявшихся из-под Его пера. Он не остановился ни разу, пока не завершил все суру…».


Сам Баб об этом времени отозвался такими словами: «Сия ночь, сей самый час, в грядущие дни будет отмечаться как один из величайших и значительных праздников»

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым.Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народом, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. (Лк. XXII, 24-27).Народное название: апостол Симон Зилот, Зилот, Симон-гулимон, посев.Традиции на 23 мая.Святой покровитель этого дня считался распорядителем над всеми травами, именно по его воле на земле растут всякие растения - целебные и дурные, красивые и невзрачные, медоносные и бесплодные. Этот же святой считался помощником в поиске кладов, которые, как правило, закапывали в землю и хоронили их как можно лучше и «тайней». Заклинали клад, чтобы чужому человеку в руки не давался, а иногда при помощи заговора завещали клад на определенного человека и оставляли ему указания, как найти спрятанное. Частенько зарывали клад на «столько-то голов». Это означало, что клад достанется тому, кто «будет из числа пытавшихся взять клад сверх означенного числа лиц». Например, если клад заговорен на тридцать голов, то он дастся в руки тридцать первому его искателю. Вдень памяти святого апостола Симона землю считали именинницей. В этот день не выезжали на пашню - пахота в этот день считалась большим грехом. Не «бередили» землю ни бороной, ни лопатой, даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить ее покой.Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что святой покровитель этого дня дает им чудодейственную силу, первый раз за лето травы выходили собирать именно в этот день. Но делать это надо было по определенным правилам, в определенное время, с соблюдением известных условий и обрядов. Собирать травы тоже мог не каждый - прежде всего он должен быть чистым как телом, так и помыслами. Поэтому перед тем как выйти в поле, надо было попариться в бане и надеть чистую одежду. Некоторые особо целебные и священные травы не срываются прямо руками, а только через чистые платки и полотенца.Собирать травы надо было только в одиночку, чтобы никого и близко не было. Нужное растение надо сначала найти, а перед тем как сорвать, надо ничком лечь на землю и сказать: «Гой еси, земля сырая, земля матерая, матерь нам родная, всех нас породила и угодьем наделила; ради нас, своих детей, зелий народила и злак всякий напоила, - польгой беса отгоняти и в болезнях помогати. Повели с себя урвати разных надобьев, угодьев ради полый на живот». Во время сбора трав полагалось также читать «Отче наш» или «Богородицу». Собранные целебные травы связывали в пучки и сушили на подволоке, чердаке, «на вольном воздухе». Приметы на 23 мая Копают на Симона Зилота коренья для зелий. Кто сеет пшеницу на Симона Зилота, у того она родится, как золото. Лопаются сережки у березы - время сеять хлеб. Пшеницу сей, когда босая нога вытерпит прохладу почвы в борозде. Сей рожь в золу, а пшеницу в пору. Посеянное вовремя жемчугом взойдет. Сильный ветер во время дождя предвещает хорошую погоду. Пчелы с утра весело летают - будет солнечный день. Именины 23 мая празднуют: Таисия. Василий, Кирилл, Рената, Семен.Характеристика женщины с именем Таисия.Имя дня - Таисия. Энергетику этого имени трудно назвать простой, в нем отмечаются достаточная подвижность, эмоциональность, но самое главное - есть в этом имени некая скрытая пружинка, какая-то кошачья хитрость, позволяющая Тасе быть одновременно домашней и ласковой и вместе с тем всегда готовой выпустить когти. Как правило, женщина с этим именем обладает очень независимым, но довольно скрытным характером. Она, несомненно, самолюбива, однако врожденная осторожность склоняет ее не афишировать свои душевные качества, так что при всем своем самолюбии Таисия предпочитает держаться довольно скромно и уравновешенно, пока однажды она не выпустит на свободу присущую ей импульсивность. Как кошка, которая может часами терпеть, дожидаясь удобного момента, и только движения хвоста выдают ее возбуждение, так и Таисия умеет держать себя в руках, вот только хвоста у нее нет, и потому догадаться о ее истинных мыслях бывает довольно сложно. Впрочем, такая предрасположенность еще не говорит о коварстве Таисии, чаще всего это просто касается ее дипломатичности, причем сама Тася может воспринимать это свое качество как долготерпение. Таисия, родившаяся в мае, рано и счастливо выходит замуж, брак ее удачен, а дети радуют хорошим поведением и прилежной учебой. Эта женщина - исключительная бабушка, внукам она уделяет гораздо больше внимания, чем уделяла детям.

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народом, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. (Лк. XXII, 24-27)

Народное название : апостол Симон Зилот, Зилот, Симон-гулимон, посев.

Традиции на 23 мая

Святой покровитель этого дня считался распорядителем над всеми травами, именно по его воле на земле растут всякие растения - целебные и дурные, красивые и невзрачные, медоносные и бесплодные. Этот же святой считался помощником в поиске кладов, которые, как правило, закапывали в землю и хоронили их как можно лучше и «тайней». Заклинали клад, чтобы чужому человеку в руки не давался, а иногда при помощи заговора завещали клад на определенного человека и оставляли ему указания, как найти спрятанное. Частенько зарывали клад на «столько-то голов». Это означало, что клад достанется тому, кто «будет из числа пытавшихся взять клад сверх означенного числа лиц». Например, если клад заговорен на тридцать голов, то он дастся в руки тридцать первому его искателю. Вдень памяти святого апостола Симона землю считали именинницей. В этот день не выезжали на пашню - пахота в этот день считалась большим грехом. Не «бередили» землю ни бороной, ни лопатой, даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить ее покой.

Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что святой покровитель этого дня дает им чудодейственную силу, первый раз за лето травы выходили собирать именно в этот день. Но делать это надо было по определенным правилам, в определенное время, с соблюдением известных условий и обрядов. Собирать травы тоже мог не каждый - прежде всего он должен быть чистым как телом, так и помыслами. Поэтому перед тем как выйти в поле, надо было попариться в бане и надеть чистую одежду. Некоторые особо целебные и священные травы не срываются прямо руками, а только через чистые платки и полотенца.

Собирать травы надо было только в одиночку, чтобы никого и близко не было. Нужное растение надо сначала найти, а перед тем как сорвать, надо ничком лечь на землю и сказать: «Гой еси, земля сырая, земля матерая, матерь нам родная, всех нас породила и угодьем наделила; ради нас, своих детей, зелий народила и злак всякий напоила, - польгой беса отгоняти и в болезнях помогати. Повели с себя урвати разных надобьев, угодьев ради полый на живот». Во время сбора трав полагалось также читать «Отче наш» или «Богородицу». Собранные целебные травы связывали в пучки и сушили на подволоке, чердаке, «на вольном воздухе».

Приметы на 23 мая

Копают на Симона Зилота коренья для зелий.

Кто сеет пшеницу на Симона Зилота, у того она родится, как золото.

Лопаются сережки у березы - время сеять хлеб.

Пшеницу сей, когда босая нога вытерпит прохладу почвы в борозде.

Сей рожь в золу, а пшеницу в пору.

Посеянное вовремя жемчугом взойдет.

Сильный ветер во время дождя предвещает хорошую погоду.

Пчелы с утра весело летают - будет солнечный день.

Характеристика женщины с именем Таисия

Имя дня — Таисия. Энергетику этого имени трудно назвать простой, в нем отмечаются достаточная подвижность, эмоциональность, но самое главное - есть в этом имени некая скрытая пружинка, какая-то кошачья хитрость, позволяющая Тасе быть одновременно домашней и ласковой и вместе с тем всегда готовой выпустить когти. Как правило, женщина с этим именем обладает очень независимым, но довольно скрытным характером. Она, несомненно, самолюбива, однако врожденная осторожность склоняет ее не афишировать свои душевные качества, так что при всем своем самолюбии Таисия предпочитает держаться довольно скромно и уравновешенно, пока однажды она не выпустит на свободу присущую ей импульсивность. Как кошка, которая может часами терпеть, дожидаясь удобного момента, и только движения хвоста выдают ее возбуждение, так и Таисия умеет держать себя в руках, вот только хвоста у нее нет, и потому догадаться о ее истинных мыслях бывает довольно сложно. Впрочем, такая предрасположенность еще не говорит о коварстве Таисии, чаще всего это просто касается ее дипломатичности, причем сама Тася может воспринимать это свое качество как долготерпение. Таисия, родившаяся в мае, рано и счастливо выходит замуж, брак ее удачен, а дети радуют хорошим поведением и прилежной учебой. Эта женщина - исключительная бабушка, внукам она уделяет гораздо больше внимания, чем уделяла детям.


Top