Легенда о петре и февронии. Сказание о петре и февронии

- 8 Июля 2010, 08:58

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь "древолазца" бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивая, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.
Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: "Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром". Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

ЧАСОВНЯ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ЧЕТЫ
В парке "Елочки" г. Домодедова год назад по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был заложен камень и установлен крест в основании часовни в честь святых Петра и Февронии. Со временем здесь вырастет храм, который, по словам Благочинного Домодедовского церковного округа протоиерея Александра Васильева, смог бы стать миссионерским, т.е. тем храмом, встречающим на своем пороге как молодоженов, так и семьи с детьми. Строительство храма в таком месте, где отдыхают и взрослые и дети, было бы шагом церкви к обществу, людям.

ПРИВЕТ ИЗ КАМЕННОГО ВЕКА
Анализ ДНК из останков в древних захоронениях свидетельствует о том, что уже в каменном веке люди жили семьями современного типа, состоящими из родителей и детей.
Международная группа ученых исследовала ДНК в четырех захоронениях возрастом 4600 лет, найденных на территории Германии в 2005 году. Два из них оказались наиболее полными.
В одном захоронении лежали мужчина и женщина, обнимающие двух маленьких мальчиков. Анализ ДНК показал, что взрослые были родителями этих детей. Анализ состава зубов свидетельствует, что дети, так же как и мужчина, росли в этой местности, а женщина выросла в 60 километрах от нее. Это подтверждает предположение, что мужчины данного племени ходили за женами в другие племена.
В другом захоронении находились трое детей - две девочки и мальчик - а также женщина, повернутая от них лицом. Анализ ДНК показал, что дети были братом и сестрами, а женщина не приходилась им матерью, но, возможно, была их тетей или мачехой. Все похороненные были убиты жестоким образом в одно время, что, скорее всего, говорит о нападении соседнего племени.
По словам ученых, то, что их похоронили в соответствии с родственными отношениями, подтверждает существование в каменном веке семьи, похожей на современную.
В науке главной социальной ячейкой у древних людей считается племя. Семьи же имели смешанный характер. Они состояли из нескольких супружеских пар или как минимум нескольких поколений взрослых людей. Семья современного типа из родителей и детей появилась на более поздних этапах развития человеческого общества.

ВЕНЧАНИЕ УРАВНЯЛИ В ПРАВАХ С ЗАПИСЯМИ В ЗАГСАХ
Гражданам Германии, вступающим в брак, разрешается венчаться в церкви без обязательной регистрации брака в загсе. Вступивший в силу закон отменяет положение от 1875 года, запрещавшее венчание без свидетельства из государственных органов загса о заключении официального брака. По статистике, каждый третий гражданский брак подкрепляется в Германии церковным обрядом.

ПРЕДЛОЖЕНЬЕ Я СДЕЛАЛ ТЕБЕ
Хной окрасились косы берёз,
И рябина шаль справила алую.
Но тебя мой весенний вопрос
Не волнует нисколько, я думаю.

Предложенье я сделал тебе,
Своё сердце открыл всё доверчиво.
Устоять я не смог ворожбе
Твоих глаз, соловьиного вечера.

Сколько ж можно ответа мне ждать?
Вон, холодные ветры уж дунули.
Ты, целуя, смеёшься опять:
Посмелей будь чуть, милый мой увалень.

Лада, знай, слишком сильно люблю!
Был с другими я смел и решителен.
Как цветок ты - боюсь, опалю
Страстью жгучей, характер мой мнителен.

Наступает предзимья рубеж.
А рябина пылает, красуется.
Свадьбы едет весёлый кортеж,
И жених на невесту любуется...

* * *
Есть дамы, будто самородки,
Встречаются порой средь масс.
И удивлялся муж находке
И в древности, и посейчас.

В ней ум и красота живут
В согласье, и притом богата.
Как будто женский институт
Она закончила когда-то.

Повадками, к тому ж, лиса,
Кокетка. Время не меняет
Породу лиц таких, неся
Код в генах, - в детях повторяет.

Ведь приходилось же встречаться
В одной из жизней, вспомни ты...
Тогда вам было лет по двадцать -
Бал, Петергоф, фонтан, цветы.

И в век компьютеров сегодня
Она твой бос, для всех - "сухарь".
В глаза заглянешь - сень Господня
Нисходит, как когда-то встарь.

ОПАСНО ЭТО ИЛИ НЕТ
Ещё не ночь, хотя двенадцать.
Вот-вот забрезжит уж рассвет.
Не надоест нам целоваться.
Опасно это или нет?

Сейчас смешно спросить такое, -
Жизнь коротка у "увертюр".
А раньше целовались двое, -
Не торопил любовь Амур.

Мы соловьев ходили слушать
И не одну, порой, весну.
И редко с нас мог, кто нарушить
Обет святой. Сейчас икну -

В сей миг, наверно, вспомнил милый,
Как воспалялся его дух.
А я была неумолима:
"Домой пошли, - поёт петух".

Вот он подходит, мой дедуля,
И улыбается в усы:
"Люблю тебя, старушка-краля,
Пойдем-ка спать, глянь на часы".

Поэтому страна и крепла, -
Семья - ячейка, часть её.
От увертюры типа "рэпа"
Хорошего нет ничего.
Владимир Рогов

Оказалось, я в своем дневнике с самого возникновения праздника – Дня семьи и брака, не касался темы святых Петра и Февронии Муромских, память о которых и отмечают 8 июля. Есть повод исправиться и отметить этот праздник новой галереей картин, тем более обнаружил интересную серию картин «Житие святых Петра и Февронии» работы петербургского художника Александра Евгеньевича Простева .
О самом авторе известно очень мало. Он - выпускник Академии художеств, и еще известный и востребованный иконописец. Простев является официальным иконописцем храма св. Екатерины на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а кроме этого иконы, выполненные им находятся в храмах Ленинградской, Вологодской, Орловской, Томской, Брянской и Ивановской областей. В Екатерининском храме в Царской Славянке художник выполнил также настенные росписи. Не так давно был издан первый альбом Александра Простева из серии «Образ и слово», в котором опубликована не только серия работ о Петре и Февронии, но также серии картин, посвященные русским святым Сергию Радонежскому и Ксении Петербургской.
Искусствоведы отмечают, что эти серии картин - не иконы и не книжная графика. Это - самостоятельные живописные произведения, свидетельствующие о серьёзной академической школе. Они сочетают современность и тонкую архаизацию, наивность и простоту, и выполнены с помощью сложной смешанной техники (пастель, темпера, гуашь, акварель), что дало возможность передать разнообразие фактур – например, дерева или грубых тканей монашеского облачения.
Теперь осталось посмотреть сами картины, заодно освежить в памяти легенду о Петре и Февронии, которая впервые была описана летописцем XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии».

Простев Александр Евгеньевич "Что Бог сочетал, человек да не разлучает". 2008 г.

Простев Александр Евгеньевич Князь Петр зажигающий лампаду. 2008 г.
Простев Александр Евгеньевич Дева Феврония. 2008 г.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году после смерти своего брата Павла. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. У кого только Пётр не пытался получить исцеление... Лучшие врачи оказались бессильны перед неизвестной им тяжкой болезнью. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

Простев Александр Евгеньевич Болезнь князя Петра Муромского. 2008 г.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Пётр повелел себя везти туда, ведь сам он на коне сидеть уже не мог. А после приезда послал в ту деревню своих слуг на поиски.

Простев Александр Евгеньевич Сон князя Петра. 2008 г.

Один из них забрёл в первый попавшийся на глаза двор, вошёл в дом и увидел: сидит одна-одинёшенька девушка за ткацким станком и ткёт холст, а возле неё заяц прыгает, будто ручной.
Сбил слуга князя муромского шапку со своей головы, скомкал в руках и убрал за спину, а сам начал говорить: Зашёл я в дом ваш, потому что ищу врача искусного. Господин мой тяжко болен. Покрылся весь язвами, бедный. Кого ни просили, никто не смог его вылечить. Прошёл слух, что у вас здесь есть врачи искусные. Вот потому я и хожу по домам, расспрашиваю. Господин готов наградить любого, кто его вылечит.
Девушка ответила: Приведи его сюда. И если у него сердце чистое, то будет здоров! А награду здесь не требуют.
Пётр внимательно выслушал и незамедлительно повелел везти его в дом, где жила девушка.

Простев Александр Евгеньевич Промысл Божий. Встреча больного князя Петра и Февронии. 2008 г.

Феврония передала через слугу, что надо вытопить баню, попарить Петра, как следует, и намазать мазью, которую она приготовила, все струпья на теле, только один оставить непомазанным. И будет Пётр здоров!
Мазь принесли, баню истопили. Петр пошел мыться, затем помазал язвы и струпья свои, а один струп оставил непомазанным, как и было велено. К утру его тело стало чистым. Только один струп остался, который он не помазал. Поразился Петр быстрому исцелению и от радости готов был даже взять Февронию в жены, даже обещал это девушке.

Простев Александр Евгеньевич Петр и Феврония. Князь и крестьянка. 2008 г.

Но когда представил, что дочь нищего древолаза станет его супругой, быстро передумал, послал Февронии подарки, а сам уехал в Муром выздоровевшим.

Простев Александр Евгеньевич Нарушенное обещание. Феврония уходит. 2007 г.

Но как только вернулся он домой, снова покрылся струпьями и язвами. Со стыдом он припомнил свои дурные мысли, из-за которых лишился чистоты и душевной, и телесной. И вправду: как сердце может быть чистым, когда плохо думаешь о людях, сделавших тебе добро? Недолго раздумывая, Петр отправился к Февронии.

Простев Александр Евгеньевич Раскаяние князя Петра Муромского. 2009 г.

Теперь он твердо решил: если вновь девушка исцелит его, то он женится на дочери древолаза. Князь Петр снова выздоровел и... полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Привез он Февронию в Муром, взял ее в жены, и зажили они счастливо.

Простев Александр Евгеньевич Свет любви.
Простев Александр Евгеньевич Богоданная невеста. Крестьянка Феврония - будущая княгиня. 2008 г.

Простев Александр Евгеньевич Таинство венчания. 2008 г.

Простев Александр Евгеньевич Птицы небесные. 2008 г.

Бояре уважали своего князя, но вот беда - надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. А те частенько Петру нашептывали всякие гадости.
- Мы все готовы верно служить тебе, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала нашими жёнами. Если хочешь оставаться нашим правителем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же пусть наберёт себе богатства, сколько пожелает, и уходит прочь.

Простев Александр Евгеньевич Зависть боярских жен. 2009 г.
Простев Александр Евгеньевич Правда и кривда. Князь Петр Муромский и его бояре. 2008 г.

Пётр предложил им самим узнать, что думает об этом его супруга.
И вскоре на очередном пиру, когда бояре опьянели, они осмелели и завели разговор:
- Госпожа княгиня! Весь город прости тебя: дай нам, кого мы у тебя попросим!
- Хорошо, возьмите! – скромно отвечала Феврония.
- Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Пётр властвовал над нами, а жёны наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Возьми, сколько тебе нужно, богатства и уходи, куда пожелаешь!
Феврония смутилась, но не растерялась:
- Ну, тогда и вы мне обещайте дать, кого я попрошу у вас. Тогда исполню вашу просьбу.
Бояре обрадовались:
- Всё, что пожелаешь – будет твоим!
- Отдайте мне супруга моего, князя Петра!
Удивились бояре необычной просьбе: Ну, коли князь сам захочет, ни слова тебе не скажем.
А сами представили: если Пётр покинет Муром, то каждый из них может занять место князя.
Князь долго думал, как правильно поступить, но прислушавшись к своей мудрой жене, все же оставил княжеское служение.

Простев Александр Евгеньевич Прощание с Муромом. 2008 г.

Бояре практически изгнали супругов из города, они приготовили суда с прислугой на реке Оке и отправили бывшего князя с Февронией куда глаза глядят. Вечером того же дня судно пристало к берегу, Пётр переживал о будущем, Феврония поддерживала и утешала его, как могла.
- Нес скорби, князь. Будем верить, что Бог не оставит нас в беде! Если без ведома Всевышнего даже один волос с головы человека не падает, то стоит ли нам беспокоиться о своём будущем?

Простев Александр Евгеньевич Княгиня Феврония утешает князя Петра. 2008 г.

Повар на берегу обрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы и приготовить ужин, а Феврония после трапезы, увидев на берегу обрубки, проговорила: Пусть будут они утром большими деревьями! На следующий день произошло чудо: все увидели большие деревья с ветвями и листвой.

Простев Александр Евгеньевич Петр и Феврония. Воскресшее дерево. 2008 г.

Пока князь с княгиней отсутствовали, бояре поссорились из-за власти, пролили кровь, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с Февронией. Вскоре к Петру приехали послы из Мурома, умоляя его вернуться на княжение.

Простев Александр Евгеньевич Повинные головы. Посольство бояр у князя Петра Муромского. 2008 г.

В своей речи послы молвили: Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе с просьбою великой: вернись на княжение, не оставляй нас. В эту ночь много вельмож погибло в городе. Каждый из них захотел стать князем. Перебили они друг друга мечами. А кто уцелел, пришли сюда вместе со всем народом и умоляем тебя: прости нас! Мы хотим, чтобы ты правил в Муроме, мы признаем Февронию твоей супругой и обещаем вас не разлучать.

Простев Александр Евгеньевич Возвращение в Муром.

Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Феврония была доброй помощницей и верной женой Петру. Она уважала своего супруга и никогда с ним не спорила, а Пётр, видя кроткий нрав своей жены, благодарил Бога за семейное счастье.

Простев Александр Евгеньевич Зимним вечером за чтением Евангелия. 2007 г.

Простев Александр Евгеньевич Князь Петр Муромский на строительстве храма. 2009 г.
Простев Александр Евгеньевич Святая Феврония и нищая. 2008 г.

Когда пришла старость, Пётр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Евфросиния.

Простев Александр Евгеньевич Осенние листья. 2008 г.

Простев Александр Евгеньевич Всегда вместе. 2008 г.

Они молили Бога, чтобы умереть им в один день, и повелели сделать из одного камня два гроба, имеющих между собой перегородку. Супруги завещали, чтобы их обоих положили вместе в одной гробнице. Скончались князь с княгиней, как и просили Бога, в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье.

Простев Александр Евгеньевич Потухшая свеча. 2008 г.

Простев Александр Евгеньевич Оставленное рукоделие. 2007 г.

Но люди рассудили, что иноков нельзя положить в одном гробу, и решили князя Петра похоронить в городе у соборного храма, а Февронию в загородном женском монастыре, где она и провела свои последние дни. Народ нарушил волю усопших, и общий их гроб, который был высечен по просьбе княжеской семьи еще при их жизни, остался пустым.
Но на следующий день люди увидели, что гробы, в которые положили Петра и Февронию, пусты, а тела их нашли в городском соборном храме в общем гробе. Дважды тела Петра и Февронии разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Ведь кого сам Бог соединяет, того люди уже не могут разлучить ни при жизни, ни после смерти…

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном Соборе в 1547 году, а днём памяти святых стала дата их смерти - 25 июня (8 июля по новому стилю). Святые Петр и Феврония стали образцом супружества и почитаются церковью, как покровители христианского брака.

Простев Александр Евгеньевич Семья - малая Церковь. 2008 г.
Простев Александр Евгеньевич Святые супруги. 2007 г.

Им молятся верующие о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Вот такая история жизни святых Петра и Февронии, история верности, преданности и настоящей любви…

Простев Александр Евгеньевич Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония. 2008 г.

Цитата сообщения Сказание о Петре и Февронии

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ

СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ПЕТР И КНЯГИНЯ ФЕВРОНИЯ

Житие Петра и Февронии, Муромских чудотворцев.

Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, - святые супруги, ставшие символом супружеской преданности, воплотившие в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, любви и верности.

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ

История жизни , много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края, их удивительная жизнь стала гимном супружеской любви и верности.

Записал повествование о святых Петре и Февронии в 16 веке священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви, - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана по распоряжению митрополита Макария к московскому церковному собору 1547-го года, на котором были канонизированы святые муромские супруги.


Преподобный Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме благоверного Павла. Однажды в семье Павла случилась беда: по наваждению дьявола к его жене стал летать блудный змей. И волшебством своим перед ней он являлся в образе князя Петра. Долго продолжалось такое наваждение. Обеспокоенная и опечаленная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Рассказал Павел брату своему о словах змея, которые тот сказал жене его. Князь же Петр, услыхав от брата, что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его — не ведал он ничего об Агриковом мече.

Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквям. А за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Пришел он в нее один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: «Княже! Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Он же, стремясь исполнить задуманное, ответил: «Да увижу, где он!» Отрок же сказал: «Иди вслед за мной». И показал князю в алтарной стене меж плитами щель, а в ней лежит меч. Тогда благоверный князь Петр взял тот меч, пошел к брату и поведал ему обо всем. И с того дня стал искать подходящего случая, чтобы убить змея.

В один из дней пришел Петр в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего. Твердо уверившись в том, что это не его брат, а коварный змей, ударил мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его.

Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.

И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Юноша же не понимал слов девушки, дивился, видя и слыша подобные чудеса, и спросил у девушки: «Вошел я к тебе и увидел, что ты ткешь, а перед тобой заяц скачет, и услыхал я из уст твоих какие-то странные речи и не могу уразуметь, что ты говоришь. Сперва ты сказала: плохо, когда дом без ушей, а горница без очей. Про отца же и мать сказала, что они пошли взаймы плакать, про брата же сказала - «сквозь ноги смерти в глаза смотрит». И ни единого слова твоего я не понял!»

Она же сказала ему: «И этого-то понять не можешь! Пришел ты в дом этот, и в горницу мою вошел, и застал меня в неприбранном виде. Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок, то, увидя, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это — очи дома. А то, что я сказала тебе, что отец мой и мать пошли взаймы плакать - это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это - плач взаймы. Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат - древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, тот ведь с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Говорит ей юноша: «Вижу, девушка, что ты мудра. Назови мне имя свое». Она ответила: «Зовут меня Феврония». И тот юноша сказал ей: «Я слуга муромского князя Петра. Князь же мой тяжело болен, в язвах. Покрылся он струпьями от крови злого летучего змея, которого он убил своею рукою. В своем княжестве искал он исцеления у многих врачей, но никто не смог вылечить его. Поэтому повелел он сюда себя привезти, так как слыхал, что здесь много врачей. Но мы не знаем ни имен их, ни где они живут, поэтому и расспрашиваем о них». На это она ответила: «Если бы кто-нибудь потребовал твоего князя себе, тот мог бы вылечить его». Юноша же сказал: «Что это ты говоришь - кто может требовать моего князя себе?! Если кто вылечит его, того князь богато наградит. Но назови мне имя врача того, кто он и где дом его». Она же ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому (если вылечит) — большую награду. «Я хочу его вылечить, — просто ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

И принесли князю эту мазь, и велел он истопить баню. Девушку же он захотел испытать в ответах - так ли она мудра, как он слыхал о речах ее от отрока своего. Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду». Слуга принес Февронии пучок льна и, вручив его ей, передал княжеский наказ. Она же сказала слуге: «Влезь на нашу печь и, сняв поленце, принеси сюда». Он, послушав ее, принес поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: «Отруби вот это от поленца». Он отрубил. Она говорит ему: «Возьми этот обрубок поленца, пойди и дай своему князю от меня и скажи ему: за то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него». Слуга принес к своему князю обрубок поленца и передал слова девушки. Князь же говорит: «Пойди скажи девушке, что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!» Слуга пришел и передал ей слова князя. Девушка же на это ответила: «А это разве возможно - взрослому мужчине из одного пучка льна за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?» Слуга ушел и передал эти слова князю. Князь же подивился ответу ее.

Потом князь Петр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Благодатная девица, имевшая премудрость святых отцов, назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Священному Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха.

Подивился князь столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять в жены Февронию из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла. Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим. Лишь оставался на нем один струп, который был не помазан по повелению девушки. И от того струпа пошли новые струпья по всему телу с того дня, как поехал он в вотчину свою. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.

И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, определила ему тоже самое лечение. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней. И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию. Они не желали иметь правительницей над собой крестьянку, поэтому подталкивали своих мужей к недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание, чтобы заповеди божьей не нарушить. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, как приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные князья Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Они соблюдали все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

Когда пришла старость, они в одно время приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божьи в двадцать пятый день месяца июня.

После их преставления решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви Пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые и положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе.

И после этого, уже не смели трогать их святые тела, и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы , как повелели они сами - в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города того, чтобы все припадающие с верой к раке с их мощами щедро обретали исцеление. До советских времен мощи святых, ставшие общероссийской святыней, почивали в Богородице-Рождественском соборе Мурома. Позже богоборцы передали мощи в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен. В 1989 году мощи вернули Церкви. С 1993 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого монастыря. Память благоверных князей Петра и Февронии отмечается 25 июня (8 июля по новому стилю). Статус всероссийского праздника в 2008 году приобрел День семьи, любви и верности, который отмечается.8 июля. В этот день Православная Церковь вспоминает святых Петра и Февронию, жизнь которых является примером любви и верности для всех семейных пар. Отсюда и второе название праздника - День Петра и Февронии Муромских.


Top