Можно ли научиться любить детей. Как научиться любить своих детей такими, какие они есть? Как надо любить ребенка

Как научиться любить ребенка ?

Как часто мы говорим своему ребенку, что если он помоет посуду или сделает уроки сам, то мы будем его любить?! А ведь мы должны любить его просто так, за то, что он у нас есть. Когда он находился в утробе матери, к нему не предъявлялись никакие требования. Его любили просто так. Тогда почему же с взрослением ребенка, мы внушаем ему, что любим его только при соблюдении каких-то ними выдуманных условий?

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Будьте более ласковы со своими детьми. Представьте себе, что встретили старого одноклассника, которого не видели несколько лет. Какие эмоции у Вас при этом возникли? А вот ваш малыш вернулся с прогулки: покажите ему как вы рады его видеть, как он вам дорог! Не бойтесь навредить ему этим. За эти мгновения испортить ребенка просто невозможно.

Вы можете задать резонный вопрос: «и что мне его теперь не ругать и попустительствовать?». Нет. Свое недовольство нужно выражать действиями ребенка (я расстроена, что ты не убрал сегодня игрушки), а не ребенком в целом (какой ты неряха, грязнуля, лентяй). Кроме того, не делайте привычкой недовольство действиями ребенка. В противном случае ребенок перестанет реагировать на ваши замечания. Какими бы нежелательными не были чувства ребенка, не осуждайте их. Раз они возникли у него, значит, для этого были основания.

Хочется остановиться на таком показателе общения, как интонация. Одна и та же фраза, произнесенная с разной интонацией, воспринимается по-разному. Попробуйте произнести фразу «опять ты не убрался» сердито, резко, и с вопросительной интонацией. Поведенческая реакция у ребенка будет значительно разиться.

Детям свойственно воспринимать наши слова буквально. Каждое резкое слово оставляет в душе ребенка занозу. По мере накопления таких душевных ран могут появиться эмоциональные проблемы, отклонения в поведении. А мы начинаем хвататься за голову, искренне не понимая, что происходит с ребенком.

Посмотрите со стороны на ваши отношения. Вы воспитываете ребенка с целью компенсировать что-то недополученное в своем детстве, или пытаетесь тем самым доказать окружающим свое активное участие в жизни ребенка, свою незаменимость? Если вы ответили положительно, то определенные проблемы в отношениях с ребенком у вас есть. Первый шаг в решении сложившейся ситуации должны сделать именно вы: задумайтесь, в чем причина вашего неприятия ребенка. Следующим шагом будет анализ степени принятия вашего ребенка. Посчитайте в течение нескольких дней сколько раз вы обратились к ребенку с положительными (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) высказываниями, а, сколько с отрицательными (упреком, критикой, замечанием). Если количество отрицательных высказываний значительно перевешивает положительные реплики, то следует перестроить свое общение.

Желаем удачи! Пусть вопрос «как научиться любить ребенка ?» у Вас больше не возникает!

По материалам книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер

Пока ребенок растет и делает лишь первые шаги в мире человеческих чувств и эмоций, слова любви не могут быть лишними. Важно только научиться произносить их так, чтобы близкий человек мог узнать, понять и почувствовать, что он любим.

В условиях нашей российской культуры сложился привычный образец, когда принято мало говорить, но много делать для любимого человека. Однако ребенку жизненно необходимо постоянно иметь явные подтверждения любви от любимых и любящих взрослых. Обычно дети открыто и трогательно выражают свою любовь и, естественно, ждут ее от других. Любовь оживает именно в словах, жестах, взглядах, мимике, интонации. Взрослый живет эмоциями, не задумываясь, не размышляя о том, как он выразил то или иное свое устремление, отношение, чувство. Кроха же очень многому учится, запоминая те или иные реакции взрослого на ситуацию, определяя для себя, чаще всего на неосознанном уровне, любят его или нет. Взрослый может быть полностью захвачен любовью к ребенку, но порой ему приходится предъявлять строгие требования к определенным поступкам ребенка. Как часто взрослый считает, что он выражает любовь и понимание, а малыш наблюдает совсем другое и не чувствует любви к себе!

Что же такое любовь?

Чувство любви - очень сложное и целостное психологическое явление. Из чего оно состоит? Условно говоря, из сочувствия, эмоционального принятия, эмоциональной близости, чувства ответственности за «предмет» своей любви и т. д.

Любовь невозможно никакими приемами «породить» внутри себя: либо она есть, либо ее нет. И тут ничего не поделаешь. Любовь и другие эмоции переживаются разными людьми по-разному: по характеру проявления, степени выразительности, силе и т.д. Но и ребенку, и взрослому очень важно научиться выражать эти чувства красиво, понятно, недвусмысленно, ярко.

В повседневной жизни в общении родителей и ребенка присутствуют чувство любви (связанность с детьми, притяжение к ним) и отношения с детьми, которые вступают в развивающее противоречие: любовь к ребенку (в узком смысле слова) не допускает осуждения, обсуждения и сравнивания, предполагает полное принятие малыша; а отношения с ребенком, которые воспитывают, развивают и формируют, основываются как раз на оценках, сравнении и обсуждении. Чувство любви к ребенку может быть выражено прямо: словами, интонацией, мимикой, жестами, в том числе поглаживаниями, объятиями и т.п., но это же чувство может в отношениях с Ребенком присутствовать как фон, который существует всегда, но не мешает, а помогает развитию отношений.

Главный учитель здесь - чувство такта, педагогический опыт и чувство любви к ребенку, которое часто порождает интуитивные решения.

Конечно, эмоции пронизывают не только отношения, общее времяпрепровождение ребенка и взрослого, но также и совместные игры, поэтому способам выражения любви можно и нужно учить ребенка именно в эти моменты.

Что чувствует младенец? Начнем с младенческого возраста. Чаще всего взрослые почти непрерывно выражают свою любовь; сама беспомощность, очарование младенца и толкают взрослого к такому проявлению. Жесты и слова любви по отношению к малышу известны всем, но и здесь есть некоторые тонкости. Взрослый, например папа, держит ребенка на руках, и вдруг младенец явно случайно обхватил вашу шею. Проявите радость и превратите эту хватку в объятие: «Мама, смотри, как мы обнимаемся! Обними теперь маму!» Мама берет малыша на руки и помогает ему «обнять» и ее. Первый поцелуй младенца тоже может получиться случайно, малыш ткнется ротиком в щеку взрослого.

Играя в «Ладушки» и «Сороку-ворону», обязательно поцелуйте ладошку малышки и уверьте его, что «мама всегда свою крошку накормит кашкой...» Здесь даже неважно, о чем идет речь, важно как бы вплетать в нее лепет любви. И не надо думать, что малыш еще не понимает речи, такие слова он как раз понимает прекрасно. Игра «По кочкам, по бочкам» обычно вызывает бурную радость малыша. Но здесь также можно фиксировать свое любовное отношение к ребенку, например «вытаскивая его из ямки», приговаривая: «Нет, нет, мы своего Ванечку (Танечку и т.п.) ни за что не оставим в ямке, мы его очень любим, как же мы без него, а он без нас!» Но, выражая ребенку свою любовь, важно не переборщить, не задушить его в своих объятиях. Вот младенец у вас на руках - он стучит по столу погремушкой и так же лихо пытается постучать ею по вашей голове. Этого делать нельзя. Мягко задержите ручку ребенка, покажите, что это больно, и не позволяйте повторять удары. Именно в такие моменты малыши учатся отличать живое от неживого, понимать «боль» близкого человека, проявлять сострадание. Ни в коем случае не откладывайте подобное обучение на более поздний возраст: личность начинает складываться уже сейчас, на ваших глазах.

Когда малыш активно приглашает вас к игре, поддержите или отклоните эту просьбу в зависимости от обстоятельств или вашего состояния. Но нужно обязательно выразить и мимикой, и словами ваш отказ в начале или уже в середине игры. Выражение должно быть следующее: «Мне очень некогда, дорогой», «Я плохо себя чувствую, мое солнышко» и т.д. Однако в другой раз вы вдоволь наиграетесь со своим малышом и разделите его радость. Таким образом, мы даем понять крохе, что мы его (ее) очень любим, но надо считаться и со взрослым, ведь у нас любовь взаимная.

Особенно благоприятной почвой для уроков человечности это тот материал, из которого строится любовь) являются проигрывания с ребенком эпизодов сказок, мультфильмов. Сколько здесь разных эмоций и чувств, и конечно же, любви! Подчеркните родительские чувства или их отсутствие: «Как плохо, мама-зайчиха не смогла бедного зайчика от лисы защитить!» Несомненно, такое творческое «прочтение» знакомой ребенку сказки вызовет и восторг и множество вопросов. Так может возникнуть непринужденная беседа на моральные темы, которая куда более убедительна и доходчива, нежели прямые «вколачивания» в ребенка общепринятых правил.

Любовь в сонном царстве

Перед засыпанием ребенок особенно чувствителен к проявлению любви близких взрослых, так как перед наступлением ночи хочет быть защищенным и уверенным в надежности вашей любви. Здесь, помимо прямых высказываний любви и нежных ласк, мягкая игрушка, которая постоянно участвует в процедуре укладывания ребенка спать и остается с ребенком в кроватке, как бы берет на себя вашу функцию - быть рядом и аккумулировать в кебе вашу любовь.

Воспитание чувств

Как же проникнуть в сюжетно-ролевую игру ребенка трех - шести с половиной лет, чтобы дать ему некоторые образцы проявления чувств? Самый простой способ - непосредственное участие в игре. Находясь в роли, можно очень многое. Вспомните стихи, строки и сцены, когда-то вас потрясшие. О любви надо говорить, и говорить именно красиво, искренне, с волнением, без фальши (ребенок к этому чувствителен).

Во время игр-драматизаций можно, также с помощью персонажей, обыгрывать острые моменты из общей жизни с ребенком с демонстрацией: как жалеть, как не предать свою любовь, как спасать и жертвовать собой (особенно располагают к этому сказочные сюжеты). Дети идентифицируют себя с персонажами, поэтому с отрицательными ролями надо обходиться осторожно. Если ребенок исполняет отрицательную роль, скажите, что он прекрасно справился, хотя сам он совсем другой, и обязательно предложите роль положительного героя. Не бойтесь иллюстрировать в режиссерской игре образцы неправильного, плохого поведения и отношения и тут же показывать, как это исправить, как выразить любовь и заботу, например, родителей друг к другу и к детям, как относиться к братьям и сестрам, что делать, если кто-то заболеет и т.д. Развитие сюжета здесь безгранично.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают увлекаться компьютерными играми. Конечно, надо следить, чтобы эти игры не занимали все время ребенка, и, несомненно, обращать внимание на их содержание. Постарайтесь избегать агрессивных игр, уничтожения живых фигур.

В играх с правилами также есть возможность проявить любовь и заботу: поддержать слабых, не дать обидеть проигравшего ребенка, порадоваться чужому успеху, восхититься победителем и заразить других детей своим вое хищением. Научите не допускать зависти и достойно проигрывать. Но все это требует огромного такта от взрослого, творчества и изобретательности сего стороны, и никаких педагогических приемов здесь не сформулируешь.

Если на любовь не хватает сил...

Чувство любви, как всякое чувство, может выдыхаться, опускаться в глубины сознания, выводя на поверхность ситуативные эмоции. Что делать, если чувство любви есть, но в своем выражении потускнело, ушло на задний план и только мерцает, как слабый фон?

Во-первых, это погружение как бы заново в глубины того удивительного периода, который называется «детство». Понять и проникнуться тем, что дети - это маленькие люди, но совсем особенные, т.е. что все малыши - «специалисты широкого профиля»: они без устали рисуют, строят, конструируют, поют, танцуют, причем каждому виду деятельности они отдаются страстно, с большой охотой. Впечатления детей от различных явлений жизни ярки и полны новизны, и часто они видят и объясняют по-своему то, что взрослый своим «замыленным» глазом уже не обнаруживает. Эмоции детей часто необычны для взрослого.

Во-вторых, это совместные с детьми переживания. Только самые настоящие, искренние. Если вы читаете детям книгу, а она не вызывает у вас никаких эмоций, - отложите ее. Читайте детскую классику. К. Чуковский, А.Барто, Х.-К. Андерсен даже при самом плохом настроении втянут взрослого в круг детских переживаний настолько, что он сможет почувствовать удовольствие от этого чтения (а не бормотать текст с заученным «выражением», под которое обдумываются взрослые проблемы). Совместные чтения, игры, различная деятельность могут вызвать общие переживания. А общие переживания, удивление и восхищение ребенком побуждают к «реанимации» «утомленное» чувство любви взрослого.

Есть еще и третье направление - это обращение к собственному детству, к памяти детских переживаний, влюбленностей в близких взрослых, обид, восторгов, неоправдавшихся надежд и ожиданий и т. п. Такое «погружение часто помогает понять ребенка совсем по-другому, почувствовать к нему сострадание и любовь и проявить их.

Как и всякому искусству, любви необходимо учиться. И учить. Не ленясь душой, преодолевая немоту и невыраженность настоящей и будущей любви к детям. Ведь это так важно для их жизни, для построения семьи и дома, для их утверждения, продвижения и успехов.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Возраст ребёнка: 11

Как научиться любить старшего сына?

Как мне научиться не срываться на своём ребёнке.Научиться любить своего ребёнка.У меня двое детей с разницей в 8 лет.С младшим я с удовольствием провожу время,это мой "родничок", я пью из этого "родничка" и не могу напиться.А старший меня раздражает во всём.Хотя временами я могу с ним общаться.Он тянется ко мне, старается мне угодить,что то сделать,что бы я заметила это и похвалила его.Иногда конечно я перегибаю но не могу первая подойти и попросить прощение.Если младшего я просто зацыловываю, то старшего не могу да же обнять..Очень многие его поступки, просто бьют по рукам и отбивают желание к нежным проявлениям.Например когда я прихожу домой и приношу что то вкусненькое из магазина младший, вытаскивает всё из пакета раскладывает на стол и свой гостинец идут раздаёт всем членам семьи поровну. Старший же при видя пакета вытаскивает из этого пакета то что ему нужно садится в комнату у телевизора и старается всё съесть пока ни кто не видит и таких поступков очень много.На старшего нельзя положиться для него главное компьютер планшет и телевизор.По дому он ни чего не делает вообще.Я до сих пор его купаю как маленького,он не хочет да же это делать.Помогите мне, что мне делать.Как научиться любить своего старшего ребёнка.

наталья

В вашем письме нет ничего об отце детей. У них один и тот же отец, живете ли вместе? Часто, когда женщина живет без мужчины, старший ребенок попадает на роль партнера, и это большой груз для него и для вас. Ведь тогда у вас к нему претензии и ожидания как от супруга, а не как от ребенка, а он, в свою очередь, чувствует ваше давление и материнское отвержение, и сопротивляется такому положению вещей, ведь он тоже ваш ребенок, тоже маленький, хотя и старший из детей. Если у них разные отцы, то, возможно, вы отвергаете в ребенке то, что вам напоминает о его отце, к которому у вас остались претензии. Но даже если вы живете с мужем, а он эмоционально отсутствует (много работает, у вас неблизкие отношения и прочее), то динамика втягивания старшего ребенка на место супруга и навьючивания его соответствующими обязанностями также может иметь место.

И вам необходимо перестать купать 11-летнего мальчика как маленького, он уже подросток и такие отношения вплетают его с вами в сексуальное взаимодействие. Возможно, для него это способ получить ваше тепло, побыть с вами в контакте, но для 11-летнего мальчика это больше не годится. И вам вообще нужно посмотреть в сторону ваших отношений с мужчинами, чтобы вашему старшему ребенку не приходилось быть мужчиной для вас.

Относительно детско-родительских взаимоотношений, в том, что вы пишите, есть два слоя. Первый – это ваше отвержение старшего ребенка. Второй – это уже его реакции на это и последующее поведение. Вы пишите, что он старается угодить вам, ищет вашей похвалы, хочет вам понравится, то есть ему приходится завоевывать и заслуживать вашу любовь как мужчине. Хотя ребенок имеет право на безусловную и безоговорочную материнскую любовь и приязнь. За то, что он просто есть, что он родился, вышел когда-то из вашего утроба. И где-то глубоко в сердце у вас она есть, но она завалена разными вашими травмами и жизненными неурядицами, забаррикадирована. Его поступки – это естественная реакция на вашу скудную любовь, которую он получает лишь урывками, сильно постаравшись, в отличие от младшего, к которому она изобильно течет просто так. Ребенок, который потихоньку берет еду и пытается ее всю один втихомолку съесть, это отвергнутый ребенок, который постоянно испытывает недостаток, нужду, небезопасность, холодность. Он даже не может открыто пойти и взять то, что он хочет! Младший ребенок имеет вашу любовь в избытке, и ему поэтому не жалко делится лаской, едой, помогать вам – ведь он пьет из вашего материнского источника столько, сколько ему нужно. Старший от него отрезан, и из-за постоянного чувства отверженности и недостатка естественным образом возникает жадность, негативизм, нежелание чего-то делать (маму и ее любовь он все равно от этого ведь не получит), и тогда он уходит в телевизор и планшет, для него это более любящие и безопасные «друзья».

Также мы часто переносим на детей то, чего не хотим видеть в самих себе. Отыщите внутри себя такую же вашу собственную забытую детскую отверженную часть, которая испытывала недостаток любви и чувствовала свою ненужность, недостаточность, одиночество рядом с мамой либо папой в вашем детстве. Заметьте ее, пожалейте, отогрейте, поговорите с ней, успокойте, утешьте. Возможно, вы тоже были старшим ребенком, а может и нет. Но вы точно знаете то, что чувствует ваш старший сын сейчас. Найдите внутри себя и свою собственную жадность и прижимистость, нежелание чего-то делать, и посмотрите на них с любовью. Полюбите сначала всю себя, все свои части, все свои истории. И тогда любовь к вашему старшему ребенку откроется и потечет к нему естественным образом.

Анна Зубкова, специалист

На страницах Клуба вы часто встречаете фразу: "Нужно порадовать своего Внутреннего Ребенка". А если бывали в коучинговых программах, то выражение: "Моя Девочка капризничает, отказывается работать и требует мороженку" – не вводит вас в ступор. Так почему же мы так много внимания уделяем этому Внутреннему Ребенку? И в чем, собственно, заключается его такая невероятная важность?

Сегодня меня посетило озарение прямо во сне. Утром, перед пробуждением, я увидела огромную толпу женщин. Я слышала их мысли, а, может, просто знала о них, во сне не разберёшь. Все они думали о том, что в детстве их родители не давали им достаточно поддержки, одобрения, любви. Они размышляли о том, сколько проблем в их жизнь принесло такое отношение родителей. Что именно в этом причина их неуверенности и многих неудач. И каждая из них пообещала себе, что будет воспитывать своих детей по-другому. Каждая была намерена купать своих детей в любви и ласке. Они мечтали о том, что их дети будут расти в атмосфере любви и заботы. Что они будут уверенны в любви и поддержке своей мамы всегда.

И каждая из них сдержала свое обещание. Каждая не просто любила детей, но и проявляла свои чувства всеми возможными способами.

А потом эти дети выросли, и вот тут началось самое интересное. У этих детей были по отношению к родителям те же самые чувства, те же самые претензии . Сначала я удивилась, а потом поняла, что это просто замкнутый круг! И сколько не вываливай любви на ребёнка, он вырастет и найдёт, за что обидеться на родителей. Детям всегда мало родительской любви.

Почему? Да потому что родители должны не просто любить своих детей, но ещё и научить их, как любить себя . А мы, выросшие дети, должны сделать это для себя сами:

– взять на себя ответственность за свои отношения с собой;

– одобрять себя;

– перестать обвинять родителей;

– понять, что они дали нам всё, что могли и как могли;

– и конечно, кому ещё не поздно, научить своих детей правильно относиться к себе

Именно здесь лежит основа внутренней гармонии и счастья . Именно здесь. И никакой Волшебник в голубом вертолёте не осчастливит человека, который не умеет любить. И себя в том числе. Себя в первую очередь. Потому что любовь к другим, без любви к себе, превращает нас в жертву. «Раба любви» – слышали такое выражение? Это как раз о тех, кто любит других, но не себя.

Медитации с внутренним ребёнком, умение слышать его желания и вовремя удовлетворять их, да просто признание существования внутри нас этой маленькой девочки - вот то, что поможет нам стать ближе к себе самой.

Я работаю в основном с женщинами и могу уверенно сказать, что самые счастливые и приятные в общении дамы имеют очень хорошую связь .

Текст: Юлия Лоптева

А как вы наполняете своего внутреннего ребёнка? И как изменилась ваша жизнь после того, как вы начали осознанно строить с ним свои отношения?

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Семейное счастье во многом зависит от счастья ваших детей.

Детство - самая прекрасная пора в жизни, а родители - самые дорогие и близкие люди в жизни каждого ребенка.

Некоторые родители считают, что воспитывать, детей можно только строгостью. С маленькими детьми они постоянно разговаривают в повышенном, раздражительном тоне, часто кричат.

В результате такого воспитания ребенок может стать обидчивым, капризным, плаксивым. Дефицит общения со взрослыми, недостаточное количество игрушек, малосодержательная деятельность ребенка в семье вызывают у него скуку, шалости, капризы.

Устранение перечисленных недостатков "снимает" капризы ребенка. Маленьких детей легко утешить, уговорить, отвлечь от предмета раздражения.

Если отвлечение не получается, то очень важны терпение, спокойствие со стороны взрослых. Это непросто, но необходимо, так как возбуждение родителей и воспитателей только усиливает возникший конфликт.

По мнению детского психолога-консультанта А.С. Спиваковской, "любя своего ребенка, созидая его жизнь, мы преодолеваем ограниченность собственного земного существования. Уметь любить ребенка - значит много думать, много переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков; учиться быть родителем - значит любить и уважать самого себя".

Психологи считают, что настоящие родители должны обладать тремя качествами: умением любить, умением понимать и умением поддерживать своего ребенка. Они смогут помочь своим детям достичь настоящей зрелости и силы только тогда, когда создадут атмосферу любви, понимания и поддержки в отношениях с ребенком.

В семьях, где царит настоящая любовь, она проявляется как целый спектр искренних чувств, включающих: интерес к другому человеку; принятие его таким, какой он есть; заботу о нем; ответственность за него; уважение к его мнению; знание, как ему помочь.

Для тех семей, в которых царят душевная теплота и чуткость, многих проблем воспитания не существует.

Как надо любить ребенка

  • Пусть дети для вас будут прежде всего только детьми, а не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами.
  • Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас.
  • Если родительская любовь будет безграничной, безусловной, ваши дети будут избавлены от внутри-личностного конфликта, научатся самокритичности.
  • Научитесь радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно.
  • Помогайте во всем вашему ребенку, это укрепит его уверенность, в том, что у него все получится.
  • Спрашивайте, что сделал сегодня ваш ребенок в детском саду, с кем и во что играл.
  • Разговаривайте с вашим малышом, интересуйтесь его мнением при обсуждении семейных планов, делитесь с ним своими впечатлениями.
  • Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми, особенно с его братьями и сестрами.
  • Наказывайте дошкольника, если он поступает плохо, но и хвалите его за хорошее поведение, поступок. Обращайтесь к ребенку вежливо, уважительно, не используйте приказной тон.
  • Учите ребенка быть вежливым с детьми и взрослыми, говорить «извините», «пожалуйста», «спасибо» в соответствующих ситуациях.
  • Почаще смотрите ребенку в глаза. Это помогает установить взаи¬мосвязь с малышом, найти с ним общий язык. Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
  • Старайтесь установить физический контакт с ребенком, чаще ласкайте его. Не обязательно постоянно целовать или обнимать малыша - достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы.
  • Помните: ваши ласковые прикосновения помогают ребенку быть увереннее в себе.
  • Не забывайте: важно не количество времени, проведенного с вашим малышом, а качество общения. Будьте внимательными к высказываниям и пожеланиям вашего ребенка, стремитесь всегда понять его, прощайте малыша за совершенные проступки, объяснив ему, в чем он не прав.
  • Воспитывайте у ребенка уважение и внимательное отношение к старшим в семье - бабушке, дедушке, приучайте его с малых лет поздравлять их с праздниками и днем рождения.


Москва, Школьная Пресса, 2009
Взаимодействие с ребенком в семье. Выпуск 3


Top