Ромео и джульетта в театральных постановках. Спектакль “Ромео и Джульетта” в театре на Юго-Западе

…Но повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете…

Мне очень жалко Джульетту. После спектакля у меня в голове проносилось много разного. И что-то о жанре пьесы, о неотвратимости судьбы, о первой любви, даже об особенностях перевода и современном восприятии Шекспира. Было и ехидное «а вот посмотрела бы я на Ромео и Джульетту после десяти лет в браке».

И тут меня осенило! Какой рок? Какая вражда между семьями? Это автор виноват! Он - мерзавец! Вот именно мер-за-вец! Вот именно с такой интонацией Тибальда при обращении к Ромео. За что убил девочку? Расправился с бедняжкой совершенно в духе Джорджа Мартина. Она такая милая, красивая, совсем ребенок…. И ведь не напишешь ругательного комментария в соцсетях этого, с позволения сказать, … драматурга.


А в чем смысл пьесы, если все умерли? ©Глеб, 13 лет

Я не знаю, в чем смысл. Зато я точно поняла, что Шекспир был именно Шекспиром. Не было никаких подставных лиц, никакого сложного камуфляжа. У него все прямолинейно. Делаем пьесы, чтобы публике нравилось. А зрителям что нужно? Посмеяться и поплакать.


Отлично! Половину спектакля смеемся, половину плачем. Котируются шуточки ниже пояса? Вставим и их. Романтические сцены, чтобы рыдала женская часть публики? Будут непременно. Комические персонажи – вот вам Кормилица, слуги. Еще неплохо смотрятся драки на шпагах. Есть. Немножко умных фраз, чтобы не дай Бог не заскучала интеллигенция? На cцене прогрессивный монах Лоренцо. Я думаю, примерно так писал Шекспир свои пьесы. Просто так получилось, что был талантлив, чертяка.


Ведь когда зрители театра “Глобус” смотрели “Ромео и Джульетту”, они не ахали в восхищении: “Ах, Шекспир! Ах, гениально”. Неинтересно? Непонятно? Вот тебе помидорчик.


Мы рождаемся со встроенным знанием о том, что Шекспир гений, а главные герои этой итальянской пьесы умрут. И вот представьте, что на обновленной версии “Ромео и Джульетты” в театре на Юго-Западе я вдруг почувствовала, что словно вижу эту историю в первый раз. Я волнуюсь, переживаю и очень надеюсь на хэппи-энд. Ну вдруг? Один разочек, а?

– Ты говоришь от сердца?
– От души

Дело в том, что на сцене появилась Она. Джульетта. И слово “трогательный” вдруг меняет смысл. Это совсем не котики. Актриса Ника Саркисова дотронулась рукой до моего сердца. Оказывается, оно есть. Иногда вспоминаешь об этом только в театре. И смешно, и грустно. Ведь, дожив почти до 40 лет, я знаю, что никакой любви с первого взгляда не существует. Как знаю я и то, что скоропалительные браки ничем хорошим не заканчиваются. И все точно будет плохо. Но как же, оказывается, прекрасна любовь!


В первой сцене Джульетта совсем ребенок. Смеется, шалит, и если говорит правильные с точки зрения родителей вещи, так это потому, что воспитанные дети в принципе умеют быть разумными и вежливыми. Это не значит, что они так думают. Цель всех подростков – свести общение с нами, занудами, к минимуму.

Ромео в исполнении Антона Белова тоже вначале не отличается взрослостью. У него другая подростковая стадия: самокопание, любование собственной меланхолией и якобы любовь (да, Ромео влюблен. Сюрпрайз!) Он находится на стадии “меня никто не понимает”.


Но как все меняется, когда Ромео встречает Джульетту. Эта сцена – катализатор. Такое впечатление, что до этого момента вражда между Капулетти и Монтекки была на грани вымирания. Все действовали по инерции. Слуги дерутся в шутку, герцог в который раз нудно производит разбор полетов, еще чуть-чуть, и все бы само успокоилось. Однако, Ромео сталкивается с Джульеттой, замыкается цепь, и начинают бить электрические разряды. Кричит Тибальт, звучит “Кармина Бурана”, и ты понимаешь: смерть детей не предотвратить.


Действие срывается с поводка и движется быстрее и быстрее. Сначала долго ссорятся слуги, подробно готовятся к балу, тоскует Ромео. Потом – сцена на балконе, свадьба, убийство Меркуцио, склеп. Много Шекспировского текста осталось за кадром.

Словно поцелуй Ромео и Джульетты высвободил ненависть и агрессию, которые только тлели в героях. Кроме Тибальта, разумеется. Отсюда мораль. Никогда не надо враждовать, даже вяло, никогда не произносите пожелания смерти. Наступит такой момент, когда все сказанное материализуется.


А зрителям остается только то хвататься за сердце, то плакать, то смеяться. Шекспир все-таки! Мастер трагедии и комедии. И режиссер Валерий Белякович. От него еще ни один зритель не уходил.

Меркуцио, молчи. Ты пустомеля.

Все девочки мечтают о роли Джульетты. А мальчики о роли Ромео? Думаю, нет. Самая выигрышная, самая сложная мужская роль в “Ромео и Джульетте” – это Меркуцио.


Это не человек, это фейерверк, искрометный юмор, подвижность. Тот, кто замолчал только на смертном одре. Его и назвали то ли в честь бога Меркурия, то ли в честь ртути. Да это вылитый Костик из “Покровских ворот”! Только с трагическим финалом. Прекрасен монолог про королеву Маб. Только такие люди, как Меркуцио, начинают нести чушь, потом сами верят в нее, отчего ерунда уже не выглядит ерундой, а потом сами иронизируют над вышесказанным. О, королева Маб!


Для меня главная интрига спектакля – кто будет играть Меркуцио. И открытие вечера – актер Фарид Тагиев. Зачем, зачем он полез в схватку с Тибальтом? Ведь сам же акцентировал: в междоусобных разборках не участвую, я просто друг Ромео. “Чума возьми семейства ваши оба!”

Шекспир и дети

Театр на Юго-Западе мастерски переводит Шекспира на современный язык. Складывается такое впечатление, что смотришь пьесу не автора, умершего пять веков назад, а вполне себе какого-то драматурга наших лет. Просто сюжет почему-то средневековый. Вроде бы на месте и сложные монологи, и упоминаются непонятные существа, типа королевы Маб.


Но все понятно! Ритмика речи – текст произносится так, будто он написан прозой, шутки, сам вид актеров настолько свой, словно ты едешь в электричке, и соседи по лавочке вдруг начинают разыгрывать перед тобой то грустные, то смешные сцены. Кстати, похожий прием использовал режиссер Валерий Белякович в спектакле “Даешь Шекспира!”.


А “Сон в летнюю ночь”? Это вообще теперь любимый спектакль моего сына. Могла ли я поверить,что ребенок будет знать такую малоизвестную пьесу, как “Два веронца”, кто такие Пирам и Фисба, увидит леди Макбет, будет отличать Меркуцио от Тибальта, и более того – проникнется к “Ромео и Джульетте”. Хотя я была уверена, что пьеса про любовь совершенно не для него. Но в театре на Юго-Западе постановка на редкость динамичная и зрелищная. К тому же, музыкальный редактор отлично подбирает музыку к каждому спектаклю. Лейтмотив “Ромео и Джульетты” – “Кармина Бурана” Карла Орфа.

Ну и никто не отменял драк на шпагах! Это всегда нравится мальчикам.

Мое персональное спасибо любимому актеру моего сына, Андрею Санникову, который сыграл одного из слуг. Когда мы его видим, то радостно переглядываемся с Глебом: наш-то на месте! А это значит, что спектакль удался.


Глеб только не понял два момента. Первый – почему постороннего человека называют отцом? Он даже решил, наивная душа, что у Ромео хорошие отношения с папой. Ха-ха. Это был святой отец, Глеб. Монах Лоренцо.


И второе. Финал. Дело в том, что он выглядит так: все герои пьесы выстраиваются в полукруг вокруг “умершей” Джульетты. И происходит знаменитая сцена на кладбище. А в ней участвуют: Ромео, Парис и спящая Джульетта. Остальные вроде бы есть, но на самом деле их нет. Это образ такой, режиссерский ход.



Постановка: В.Спесивцев

Вячеслав Спесивцев является, пожалуй, едва ли не самым последовательным бунтарем на российском театральном поприще. Нонконформизм известного деятеля проявился и в этой постановке. Спектакль традиционен по содержанию и современен по форме. Мрачная Верона более всего походит на ночное сборище байкеров с безудержным разгулом страстей. Модные мотивы в музыке к спектаклю также придают ему актуальный акцент. МЭТ представляет свою версию «Ромео и Джульетты» как неискушенному зрителю, так и заядлому театралу. К ажиотажу, сопровождающему эту постановку, стены МЭТа уже привыкли. Лишний билетик спрашивают в радиусе квартала вокруг театра. А проходы в зал забиты приставными стульями и просто сидящими на ступеньках зрителями.

Такой спрос оправдан несколькими факторами. Во-первых, трагедия Шекспира о юных влюбленных вот уже четыреста лет пользуется неизменной популярностью у молодёжи, ибо в этом возрасте каждая влюбленность кажется единственной и неповторимой (какой бы по счету она ни была). Во-вторых, наряду с профессиональными артистами многие ключевые роли в спектакле исполнили студийцы, по которым молодые зрители изрядно соскучились. В-третьих, этот театральном проект представлен в новой трактовке в духе 21-го века, насыщенную современными ритмами и материалами, и, конечно, новыми человеческими взаимоотношениями. Ожидания зрителей оправдаются вполне. Авангардная режиссура, непривычная сценография, костюмы, насыщенные джинсой, кожей и металлом, современное, очень удачное музыкальное оформление и, наконец, вдохновенная игра артистов находят понимание и горячий отклик в зале. В спектакле сценический аскетизм студийского театра перемешан с современным антуражем. На почти пустой сцене одетые в современные костюмы актеры крупным планом подают шекспировское слово. Современные платья существенно сдвигают проблематику пьесы в наши дни.

Создатели спектакля несомненно сумеют затронуть какой-то невидимый нерв в душах современных Ромео и Джульетт, который вызвал у них сложную гамму чувств: сострадания, нежности, иронии, восхищения и, бог знает, ещё чего! Холодный мир бессмысленной вражды порождает хрупкий цветок чувства. Печальная история двух юных сердец, которые c первой же встречи стали биться в унисон, разыгрывается на фоне жестких, по-юношески прямолинейных отношений. Вдохновенные порывы и уличные потасовки, самоотречения и убийства, потери и страдание, унижение и страх, выпавшие на судьбу двух молодых людей, заставляют их быть сильными, искать выход, выбирать между благополучием и любовью, вместе с которой приходит смерть. Сконцентрированное действие и напряженная внутренняя жизнь героев отображены в тревожных и щемящих, зажигательных и лирических мелодиях. В одной работе встретились сюжет Шекспира и музыкальная эклектика, представленная современными мотивами. Старинная, всем известная история рассказана языком сегодняшней молодежи, а музыка делает мир чувств шекспировских героев понятным и близким.

Наверное, это произведение инсценировалось рекордное количество раз, если даже отсталый Голливуд почувствовал злободневность этого вечного сюжета. Некоторые считают, что идея спектакля и его форма позаимствованы театром у Голливуда. Эти заявления основаны на недостатке информации о театре: наш спектакль в работе более 25 лет и поэтому, конечно же, первичен. У нас даже есть конкретные подозрения на счет обратного плагиата и известен человек, (не будем называть имен, просто «хороший человек») который, скорее всего, и отвез на запад современную экспликацию пьесы Шекспира. Но мы не в претензии – пусть пользуются, у нас идей на всех хватит.

"Занавес поднялся, и представление началось. Ромео играл тучный пожилой мужчина с наведенными жженой пробкой бровями и хриплым трагическим голосом. Фигурой он напоминал пивной бочонок. Меркуцио был немногим лучше-Но Джульетта! Первый раз в жизни я видел такую дивную красоту!"

Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея"

Несколько веков пьеса Шекспира не сходит с театральных подмостков. Уже первые постановки ее, начиная с 1595 года, были необыкновенно популярны в Англии. Спектакли шли непрерывно до того, как в 1642 году были запрещены пуританским парламентом. В 1660 году спектакли возобновились с грандиозным успехом, вызывая большое количество подражаний и переделок пьесы (пример - драма Томаса Отвея "Каиус Мариус" 1680 г., где действие перенесено в древний Рим). По-разному в разные времена постановщики преподносили зрителю знаменитую историю. Бывало, что в Ромео и Джульетте стремились найти идеальную сущность, не созданную для нашего мира. А бывало, что их видели справедливыми жертвами собственных чувственных страстей в назидание тем, кто шел против воли старших. Это, конечно, две крайние позиции в объяснении образов шекспировских влюбленных, но они существовали долгое время. Еще одним камнем преткновения для многих постановщиков стало, по мнению шекспироведов, определение правильного соотношения комедийных и лирических элементов в пьесе, а также достижение синтеза линии вражды и линии любви.

В 20 веке все более настойчивым становится реалистический взгляд на Ромео и Джульетту. Постановки, не противопоставляющие героев людям, сидящим в зале, пользуются успехом у публики, но не всегда у критики. Алиса Коонен, в 1921 году игравшая роль Джульетты в спектакле Александра Таирова в Московском Камерном театре, так говорит о своей роли: "Мы были в Вероне и видели домик Джульетты, маленький, весь заросший зеленью. Это посещение Италии еще больше убедило меня в том, что Ромео и Джульетта - живые, полнокровные, реальные люди."

В самой Вероне постановкой 1948 года, осуществленной Ренато Симони в древнеримском театре Романо, открывается череда регулярных Шекспировских фестивалей. Пьеса играется даже на городской площади Данте, в натуральном обрамлении. Интересно отметить и более ранний спектакль, запомнившийся веронцам благодаря участию в нем тогда еще очень юной, а в будущем великой, итальянской актрисы Элеоноры Дузе. В 1873 году в возрасте 14 лет, с букетом белых роз, купленным ею перед спектаклем на улице, Элеонора играла Джульетту на сцене древней веронской Арены. Она настолько прониклась образом героини и атмосферой города, что чувствовала себя поистине Джульеттой. В тот вечер зрители восторженно говорили: сегодня в Вероне воскресла Джульетта! Этот знаменательный эпизод описан в романе Габриэля Д`Аннунцио "Огонь" (1900г.)

В Англии в 1882 году на сцене лондонского театра Лицеум пьеса была с большим размахом поставлена Генри Ирвингом (он же сыграл роль Ромео): роскошные декорации, фасад дома Капулетти скопирован с настоящего веронского палаццо, образ Джульетты (Эллен Терри) в духе прерафаэлитской Мадонны, Хор в облике Данте. Спустя два года роль Джульетты в этом спектакле исполняла Стелла Кэмпбелл.

В ХХ веке выдающимся исполнителем роли Ромео стал А.Моисси в постановке 1907 года, осуществленной М.Рейнгардтом. В 1929 году Джон Гилгуд и и Адель Диксон участвовали в постановках трагедии на английской сцене. В 1935 году в театре Олд Вик знаменитые актеры шекспировского репертуара Лоуренс Оливье и Джон Гилгуд, чередуясь, играли роли Ромео и Меркуцио в постановке Гилгуда (с Пэгги Эшкрофт - Джульеттой).

Гилгуд впоследствии писал по поводу их дублирования роли Ромео: "Большое преимущество Лорри надо мной заключалось в его могучей жизненности и страстности. В роли Ромео любовные сцены получались у него правдивыми и нежными, трагическое дарование его глубоко трогало. У меня было преимущество над ним в привычном умении обращаться со стихом и в том обстоятельстве, что постановка была моя."

В 1940 году в Америке Лоуренс Оливье выступал в "Ромео и Джульетте" вместе со своей будущей супругой Вивьен Ли. Оливье, к тому же, был режиссером этих спектаклей и вложил в постановку все сбережения. Критика была неблагоприятной, и спектакли почти не имели успеха, хотя визуально были красивы, и внешний облик Вивьен Ли, как отмечалось, соответствовал образу героини.

Известной исполнительницей роли Джульетты на западной сцене в 60-х годах была Дороти Тьютин. Постановщики второй половины 20 века все смелее старались найти живой, свежий взгляд на героев шекспировской трагедии и дать возможность зрителю угадать за историческими костюмами и декорациями мысли и чувства сегодняшнего дня.

Пример: спектакль Шекспировского Мемориального театра в постановке Глена Байем-Шоу, продемонстрированный в Москве в 1958 году. Также Франко Дзеффирелли со своей знаменательной постановкой 1960 года в лондонском театре Олд Вик (Джон Страйд - Ромео, Джуди Денч - Джульетта), имевшей сенсационный успех. В 1964 году тот же спектакль был поставлен Дзеффирелли в Италии (в Вероне, затем в Риме), а в 1966 году был показан на московской сцене. В этой постановке уже видны черты будущей знаменитой экранизации, сделанной режиссером в 1968 году.

Переместимся теперь в нашу страну...

Существует несколько русских переводов трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта". Первый - И. Расковшенко 1839 г.; затем - Н. Грекова 1862 г.; А. Радловой 1865 г.; Б. Пастернака 1943 г.; Т.Щепкиной-Куперник 1957 г. и, безусловно, есть еще (например, недавний - Е.Савич).

В последнее время в театральных постановках и фильмах все чаще стали использовать перевод Бориса Пастернака. Считается, что этот текст ближе всего к сегодняшней речи, и громкое имя переводчика, видимо, имеет значение.

Уже в 19 веке пьеса Шекспира ставилась во многих городах России. В ролях веронских влюбленных выступали когда-то: Мочалов (Малый театр,1824 г.), Федотова, Ермолова, Ленский (1881 г.) и Остужев (1900 г.)- артисты, ставшие гордостью российского театра. Из многих спектаклей советского периода отметим наиболее знаменитые.

Этапный спектакль театра Революции (ныне театр Маяковского), поставленный Алексеем Поповым в 1935 году с Михаилом Астанговым и Марией Бабановой в главных ролях. Пьеса шла в переводе Радловой. Отметая "романтические штампы", А. Д. Попов писал: "Ромео и Джульетта погибают, как бы не имея своего исторического будущего." Спектакль был задуман им как социальная трагедия. Для выявления ее сути Попов старался как можно больше обострить конфликты в пьесе, и это временами заслоняло тему любви. Отмечалось, что Астангов в своем исполнении сближал Ромео с Гамлетом, играя одухотворенного интеллектуала под гнетом безысходности. Бабанова не стремилась осовременить образ Джульетты. Ее героиня v поэтичное, пленительное и умное дитя с упорным характером. Отмечено, что декорации И. Ю. Шлепянова к спектаклю были впечатляющи.

В спектакле театра имени Ленсовета 1937 года (постановка С. Э. Радлова) образ Ромео, воплощенный Б.Смирновым, в противоположность астанговскому был полон радости, молодости, жизни и лишен чувства обреченности.

В 1955 году трагедия была поставлена в Риге#, в Латвийском художественном театре им. Я. Райниса. Режиссер - Эдуард Смильгис. Спектакль в стиле романтической драмы: много музыки, пения, танцев, комических сцен. Ромео играл Эдуард Павул. Джульеттой была Вия Артмане - та самая, знаменитая по фильму "Театр". Ее хрупкая и изящная Джульетта, покоряющая обаянием шаловливого подростка вначале, затем вырастала в героиню.

В 1956 году в театре им. Вахтангова спектакль "Ромео и Джульетта" был поставлен режиссером И. Рапопортом. Роль Джульетты в нем исполняли Галина Пашкова и Людмила Целиковская. Ромео играли Юрий Любимов и Вячеслав Дугин. В спектакле звучала музыка Д. Кабалевского. Художник - В. Рындин.

1964 год - постановка Игоря Владимирова в театре Ленсовета. Перевод Радловой. Ромео - Барков, Лоренцо vЖженов, Бенволио - Равикович, Джульетта - Алиса Фрейндлих. Авторы спектакля отказываются от традиционных декораций. Вместо этого используются символические детали: металлические витражи, стрельчатые светильники, чаши с огнем, напоминающие об эпохе. Музыка Андрея Петрова дополняет атмосферу спектакля. Добиваясь естественности, персонажи действуют в подчеркнуто простой и непринужденной манере. Своеобразна игра Алисы Фрейндлих. Ее Джульетта решительна, насмешлива и погружена в размышления. В минуты душевного напряжения она не восклицает, а как бы цепенеет от охватившего ее чувства. Спектакль по-своему отвечал требованию времени, настойчивым поискам нового в классике.

Вот что пишет в книге своих воспоминаний режиссер Эфрос: "Я репетировал Ромео и Джульетту в общей сложности более 10 лет. Вышло за это время несколько спектаклей, и появился итальянский фильм (Дзеффирелли- прим.авт.сайта)- Хотелось чего-то более серьезного- Это не романтическая поэма, а протест против ненависти и насилия- Любовь Ромео и Джульетты, если так можно выразиться, сознательная- Они не витали в облаках, они стояли на земле, они умели драться и ненавидеть, но они были цветом нации, и поэтому им в той Вероне было трудно."

Так задумывал героев в своем спектакле Анатолий Эфрос. В 1970 году его Джульетту воплотила в театре На Малой Бронной Ольга Яковлева. До сих пор мы писали о постановках, которых не могли видеть сами, сведения о них почерпнуты нами из Шекспировских сборников разных лет. Спектакль же, поставленный Эфросом в 1982 году на телевидении, мы внимательно смотрели. В ролях: Ромео - Александр Михайлов (Алеша из "Формулы любви"), Лоренцо - Александр Трофимов (Ришелье из "Трех мушкетеров"), Джульетта - Ольга Сирина, запомнившаяся нам как Гретхен в телепостановке М.Казакова "Сцены из Фауста".

Когда смотришь "Ромео и Джульетту" Дзеффирелли, то становишься как бы соучастником действия, и это тебя активизирует как зрителя. Впечатление таково, будто все, что видишь, совершается здесь и сейчас - в твоем присутствии, и может кончиться так, а может - иначе. Другое ощущение вызвал спектакль Эфроса. Здесь мы явно отделены от происходящего, и чувствуем себя словно поставленными перед фактом. Кажется, будто не сама история Ромео и Джульетты разворачивается перед глазами, а чей-то рассказ о ней как об уже свершившемся трагическом событии. Все идет как бы сквозь дымку, раздумчиво и предопределенно. И с самого начала нет у героев настоящей радости и восторга. Джульетта, только-только встретившая Ромео, уже роняет первые капли слез: "Что я пожну, когда так страшно сею?" Во всяком случае это очень авторская постановка, и чувствуется, что режиссер много раздумывал о судьбах героев. Впрочем, этот спектакль Вы тоже можете как-нибудь увидеть на телеэкране и сделать свой собственный вывод.

И в заключение несколько слов о постановках "Ромео и Джульетты" Шекспира и спектаклях по мотивам шекспировского сюжета, которые идут сейчас в московских театрах. Их несколько, и все они стараются раскрыть образы героев с точки зрения сегодняшнего дня. Посетив их, Вы сможете сами составить свое мнение.

Театр "Сатирикон". Шекспир, "Ромео и Джульетта". Перевод Пастернака. Постановка Константина Райкина. Очень энергичное действие, яркие костюмы и декорации. В спектакле звучит музыка Верди, Сен-Санса, Ревербери и Меркури. Ромео - А. Корученков Джульетта - Н. Вдовина, Меркуцио - В.Большов, Лоренцо - Ф.Добронравов, Бенволио - К.Мугайских, леди Капулетти - А.Варганова и др.

Театр "У Никитских ворот". Шекспир, "Ромео и Джульетта". Постановка Марка Розовского. Ромео - А.Милосердов, Джульетта - К.Транская, в ролях: Н.Троицкая, А.Масалов, Г.Борисова, Н.Седых, В.Юматов, П.Татарицкий и др. В спектакле звучит старинная английская мелодия.

Театр "На Юго-Западе". Шекспир, "Ромео и Джульетта". Постановка Валерия Беляковича. Ромео - Г.Дронов, Джульетта - К. Дымонт, в ролях: О.Леушин, А.Задохин, В.Афанасьев, Н.Сивилькаева, А.Горшков, С.Белякович, В.Борисов, О.Иванова, Г.Галкина, В.Долженков, И.Китаев и др.

Московский экспериментальный театр п/р В. Спесивцева. Шекспир, "Ромео и Джульетта". Перевод Пастернака. Постановка Вячеслава Спесивцева. Современные мелодии и костюмы. Актеры (студенты РАТИ и студийцы театра) исполняют роли в спектакле, чередуясь по ходу действия.

Российский Молодежный театр. Шекспир, "Ромео и Джульетта". Постановка 1999 года. Ромео - И. Ильин, Джульетта - В. Чепуркова. В спектакле много пластики.

МХАТ им.Чехова. Постановка 1999 года. Клим, "Джульетта и ее Ромео" - трагикомедия в двух действиях. Современная версия старинного трагического сюжета. Первая работа студийной группы МХАТ. Режиссер - В. Берзин. Ромео - А. Салминов, Джульетта - Е. Галахова, Хор - А.Семчев и др. В спектакле звучит музыка Моцарта.

Театр им. В. Маяковского. "...Чума на оба ваши дома" - трагикомедия по пьесе Григория Горина. Постановка Т.Ахрамковой. Вскоре после смерти Ромео и Джульетты похожая трагическая история происходит в Вероне с другой парой. Предсмертное проклятие Меркуцио сбывается ("...чума на оба ваши дома!"), но давняя ненависть оказывается даже страшнее чумы. Антонио - А. Лобоцкий, Розалина - А.Ардова, синьор Монтекки - А.Лазарев и Э.Виторган, герцог Бартоломео Делла Скала - Е.Байковский и Н.Волков, синьор Капулетти - А.Ильин, синьора Капулетти - С.Немоляева, Бенволио - В.Оамер, Лоренцо - А.Шаврин, кормилица - Л.Иванилова и др. В спектакле звучат баллады на стихи поэтов Возрождения, композитор - А.Мисин.

Театр "Сфера". "Вестсайдская история" - Л. Леман, Л. Бернстайн. Знаменитый мюзикл Леонарда Бернстайна по либретто Артура Лоренца с текстами песен Стивена Сондхайма впервые был поставлен на Бродвее в 1957 году. Герои мюзикла Тони и Мария - Ромео и Джульетта 20 века, живущие в Америке, где воюют молодежные группировки. Постановщик музыкального спектакля (1999 г.) - Е.Еланская.. Балетмейстер - А.Лещинский. В ролях: Мария - Т.Филатова, Тони - Д.Новиков, Анита - Т.Шитова, Бернардо - М.Фоменко и др.

Театр им. Моссовета. "Черная невеста, или Ромео и Жанетта" постановка 2000 года по пьесе Жана Ануя "Ромео и Жанетта" (1945 г.). Фредерик влюблен в Юлию. Но вот он знакомится с ее сестрой - и невеста тут же забыта. Словно лишенные внутренних тормозов, они отдаются испепеляющему чувству, отвергая какой бы то ни было компромисс, и гибнут во имя своих этических принципов. Режиссер-постановщик - А.Житинкин. художник - А.Шаров. В ролях: Фредерик -Д.Щербина, Жанетта - Е.Крюкова, Юлия - В.Каншина, отец - Н.Прокопович, мать - Т.Бестаева, Люсьен - А.Ильин, почтальон - Н.Лебедев, ангел - С.Мухин.

Московский театр юного зрителя. Э.Ростан, "Романтики" - комедия в двух действиях. Спектакль о милых влюбленных, мечтающих о славе Ромео и Джульетты и связанных с нею страстях, страданиях, тайной вражде. Мудрые папаши играют в смертельную ненависть, возводя между домами каменную стену как символ преграды для любящих. Но некстати открываются папашины тайны, и тут для "романтиков" наступает главное испытание - проверка на подлинность чувств. Режиссер - А.Дрознин. В ролях: Сильветта - Ю.Свежакова, Персине - Н.Качура, Бергамен - В.Платонов, Паскино - А.Салимоненко и В.Долгоруков, Страфорель - П.Поймалов и др.


Top