Во сколько месяцев ребенок начинает присаживаться. Когда дети начинают сидеть самостоятельно и нужно ли торопить малышей

Новые достижения в жизни малыша радуют родителей. Они с нетерпением ожидают каждого этапа, в том числе умения садиться. Некоторые пытаются ускорить этот процесс, высаживая ребенка в подушки уже с 4 месяцев. Не навредят ли такие действия крохе? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, во сколько ребенок начинает сидеть, подчиняясь правилам физического развития.

Если родители хотят узнать точно, во сколько месяцев малыш будет сидеть, они не получат однозначного ответа. Одни дети садятся раньше, другие — позже. Есть такие, которые с 4-5 месяцев пытаются сесть, но большинство детей осваивают вертикальное положение в возрасте 6-8 месяцев. Именно этот период педиатры считают приемлемым. Если малыш самостоятельно садится до полугода, нужно следить, чтобы он не находился в таком положении долго.

После 6 месяцев ребенку можно позволять сидеть, но только при одном важном условии — когда он начинает делать это самостоятельно. Многие родители обкладывают кроху подушками и другими предметами, фиксирующими тело в вертикальном положении.

Не стоит торопить события, чтобы не навредить здоровью малыша.

Почему нельзя садиться рано?

Новорожденные младенцы имеют прямой позвоночник. Все изгибы — грудной, поясничный, шейный, — формируются в процессе роста. До определенного времени позвоночник малыша не готов к нагрузкам. Если обходить эти правила, высаживать ребенка в подушки или подолгу держать его в положении сидя на руках, можно создать все предпосылки к развитию сколиоза. В более старшем возрасте искривление позвоночника станет причиной болей в спине.

Когда малыш цепляется за руки, приподнимает голову и плечи, пытаясь подтянуться, родители могут ошибочно принять это за желание сесть.

На самом деле кроха, изучая мир, старается приблизить руки взрослого, чтобы взять их в рот. За счет маленького веса получается, что он не тянет руки на себя, а приподнимается сам. Это не означает, что ребенок уже должен сидеть.

Как определить готовность малыша?

Существуют признаки, по которым можно установить, что мышцы шеи и груди окрепли и могут удерживать тело. Это такие действия малыша как:

  1. Способность легко поднимать грудную клетку лежа на животе, и так оставаться продолжительное время.
  2. Умение без проблем переворачиваться в обе стороны.
  3. Попытки приподняться из положения «лежа на спине».

Можно провести тест: посадить ребенка вертикально и посмотреть, что получится. Когда у малыша заметно округляется спина, и он заваливается, это означает, что его позвоночник не готов.

Было бы неправильно игнорировать этот факт, обкладывая кроху валиками и подушками. Лучше набраться терпения и подождать столько, сколько нужно, когда ребенок сядет самостоятельно.

Признаки уверенной посадки:

  1. Спина ровная.
  2. Таз немного наклонен вперед.
  3. Ножки расставлены так, что служат опорой.
  4. Если малыша слегка толкнуть, он не заваливается, а продолжает сидеть.

Важно понимать: после того, как карапуз научится садиться, угол наклона в коляске или на стульчике должен составлять 30 градусов.

Спинка малыша еще слабая и находясь в вертикальном положении длительное время, испытывает неоправданную нагрузку.

Занятия для укрепления мышц спины

Не стоит садить ребенка раньше времени, но можно помочь ему приблизиться к этому этапу. Мышцы спины и позвоночник укрепляют с помощью физических упражнений, которые можно делать с 5,5-6 месяцев.

  • Когда малыш, лежа на спине, цепко хватается за руки взрослого, можно слегка подтянуть его, позволяя сесть. Достаточно повторить упражнение 3-5 раз.
  • Чтобы укрепить мышцы спины, нужно , а затем помогать ему переворачиваться на спину — туда и обратно.
  • Если кроха начинает ползать, можно положить яркую игрушку на некотором расстоянии. Ребенок приложит усилия, чтобы добраться до предмета. Когда малыш ползет, мышцы напрягаются и, таким образом, тренируются.
  • Хорошо укрепляет мышечный корсет регулярный легкий массаж спины.

Эти упражнения помогут ребенку уверенно сесть, когда позвоночник будет готов. При подозрении на наличие проблем, например когда малыш не начинает самостоятельно сидеть до 9 месяцев, стоит проконсультироваться с педиатром. Возможно, повода для паники нет, и врач просто объяснит родителям, как научить ребенка садиться. Может быть назначен комплекс специальных упражнений и массажа, а также могут помочь занятия в бассейне.

Мальчики и девочки

Родителей часто интересует, во сколько месяцев должны садиться мальчики и девочки. Какая между ними существует разница? Долгое время существовало мнение, что мальчик может садиться раньше, а девочка нет. Родители даже удерживали малышку, не давая ей сидеть до 8 месяцев. Считалось, что если девочка рано сядет, это вызовет пороки внутренних половых органов и приведет к загибу матки. Подобные опасения не подтверждены научными исследованиями, и современные специалисты утверждают, что присаживание не влияет на развитие половых органов и не способно привести к деформации матки.

Принцип остается тем же: ребенка должен сидеть тогда, когда окрепнет позвоночник, и он сможет принимать вертикальное положение самостоятельно. Неважно, мальчики это или девочки.

Что касается скорости в развитии навыков, то мальчики самостоятельно садятся раньше, чем девочки. Обычно мальчик уже в 4,5 месяца начинает предпринимать попытки перевести тело в вертикаль, а в полгода уже устойчиво сидит. Девочка садится позже — к 7-8 месяцам. Это не связано с развитием половых органов, просто мальчики имеют такие физические особенности, быстрее крепчают и садятся.

Стоит объяснить, что есть разница между значениями слов «садить» и «присаживать». Присаживать, значит ненадолго переводить ребенка в вертикальное положение. Во сколько месяцев позволяется присаживать малыша? Обычно с 4 месяцев родители делают это, когда одевают ребенку кофточку, дают прикорм с ложечки или выполняют упражнение для укрепления мышц спины. Пока малыш не начал самостоятельно сидеть, не стоит долго держать его в вертикальном положении.

Как избавиться от растяжек после родов?

Наступления времени, когда ребенок начинает сидеть, с замиранием сердца ожидают все родители. Кто-то терпеливо дожидается этого момента, не вмешиваясь в естественный ход событий, а кто-то начинает рьяно тренировать кроху задолго до того, как он будет готов принять вертикальное положение тела.

В любом случае, и тем, и другим будет полезно знать, когда ребенок физиологически готов сидеть и каким способом можно подготовить его мышцы к новому виду нагрузки.

Из этой статьи вы узнаете:

Примерно к трем месяцам, большинству карапузов наскучивает горизонтальное видение мира, и они во что бы то ни стало, пытаются расширить грани взаимодействия с ним. Это проявляется в удерживании головы и фиксации ее движений, в попытках встать на четвереньки, поползти, перевернуться с боку на бок, с боку на спинку, а также стремлении добраться до заманчивого предмета, лежащего неподалеку.

К 5 месяцам, когда базовые навыки отточены практически до совершенства, наступает момент попробовать по-настоящему сесть. Правда, на первых парах подобные действия выглядят неуклюже, но все же, они многое значат для развития мышечной силы ребенка.

По мнению педиатров, оптимальный возраст, когда ребенок начинает сидеть следующий:

  • 6 месяцев – малыши уверенно сидят с поддержкой: на коленях у мамы, на диване или кресле, облокотившись о его спинку или опираясь на подушку;
  • 7 месяцев – ребенок хорошо сидит сам: в такие моменты ему можно предложить игрушки, книжки или устроить небольшую фотосессию на память о беззаботных днях;
  • 7,5-9 месяцев – кроха способен самостоятельно сесть и быстро сменить положение тела с вертикального на горизонтальное. В это время родителям следует быть на чеку – уж слишком высока вероятность того, что ребятенок свалится с дивана или кровати, на которых ранее с гордостью восседал.

Физически развитые, крепкие дети могут научиться сидеть гораздо раньше положенного срока. Слабенькие, недоношенные отстают от них на месяц-полтора. В данном случае, отклонение от нормы не свидетельствует о патологиях развития.

Задав доктору вопрос: «Когда мой ребенок будет сидеть?», скорее всего, ответом станет – «Всему свое время».

Стоит ли помогать ребенку учиться сидеть?

По мнению педиатров, разумные способы стимуляции развития опорно-двигательной активности ребенку не навредят. А вот излишняя усердность родителей в попытках досрочно посадить его могут обернуться весьма плачевными последствиями – искривлением позвоночника и нарушением развития костей тазовой области.

Вы поступите правильно, если будете придерживаться нескольких важных правил:

  • Началом освоения навыка сидеть является тренировка мышц шеи, путем краткосрочного, регулярного выкладывая малыша на животик;
  • Если ребенок хорошо держит голову, можно переходить к тренировке его верхнего плечевого пояса, позволяя оторвать грудную клетку от твердой поверхности, на которой он лежит, с опорой на руки;
  • Все мышцы тела эффективно тренируют «парения» в воздухе – малыш фиксируется за корпус, а взрослый, тем временем, организовывает ему плавное передвижения по комнате;
  • Не стоит пренебрегать упражнениями, тренирующими сгибание/разгибание, повороты и вращения конечностей – эластичность суставов необходима для правильного принятия позы сидя;
  • Присаживая кроху к себе на колени, не забывайте – в таком положении самые маленькие не могут находиться более 3-5 минут подряд;
  • Если малыш, которого посадили на попу, начинает ерзать и заваливаться на бок – это сигнал родителям о том, что ему дискомфортно.

Посильная физическая нагрузка не только способствует укреплению мышц тела ребенка, но и позволяет ему гармонично развиваться в эмоциональном плане. Ежедневные занятия налаживают контакт ребенка с родителем и обеспечивают обоим хорошее настроение.

Чего не стоит делать, если ребенок еще не сидит?

Как уже было сказано ранее, многие родители стараются приложить максимум усилий для того, чтобы заставить малыша поскорее сесть. Для этого они используют все доступные методы и подручные средства.

Специалисты предупреждают, что не нужно:

  • Обкладывать малыша подушками – подобные действия пагубным образом сказываются на здоровье неокрепшего позвоночника;
  • Возить ребенка в коляске сидя – угол наклона спинки может подниматься, но не более, чем на 45 градусов;
  • Переносить кроху в сидячих переносках – уж слишком высок риск деформировать позвонки;
  • Насильно усаживать ребенка на руки, особенно, если он того не желает.

Мальчишки и девчонки – кому можно сидеть раньше

Бытует мнение, что мальчикам можно сидеть раньше, чем девочкам. Оно обосновано тем, что у маленьких представительниц прекрасного пола при скором усаживании могут развиваться проблемы с тазовой областью (деформация костей), следовательно, и половыми органами.

На практике, данная теория достаточно спорная. Научного подтверждения того, что именно раннее присаживание девочек вызывает у них проблемы с женским здоровьем, на сегодня не существует.

Педиатры «старой» закалки считают, что ребенок в принципе не готов сидеть до исполнения полугодовалого возраста. Современная медицина столь четких временных рамок не придерживается. Считается, что если малыш, в независимости от половой принадлежности, демонстрирует полную готовность сидеть, то мешать ему не целесообразно, хоть в четыре, хоть в пять месяцев.

Подводя итог всему вышесказанному, напрашивается вывод – ребенок, когда придет его время, сядет сам, без посторонней помощи. Это произойдет абсолютно с каждым: и с тем, кто занимался гимнастикой во младенчестве, и с тем, кому позволили развиваться по законам природы. Торопить, подгонять или всячески влиять на исход событий можно, но каковы будут последствия данных действий – вам никто не скажет.

Лучшим советом, который можно дать родителям, задающимся вопросом, когда ребенок начинает сидеть – это запастись терпением. Поверьте, вы не успеете оглянуться, как ваш малыш с рюкзаком наперевес побежит добывать знания в школе.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Бытует мнение, что происходит это примерно в 6 месяцев. В полугодовалом возрасте грудничок может подтягиваться, держась за руки мамы, и присаживаться. Может показаться, что кроха хочет сесть. На самом деле у него хорошо развит хватательный рефлекс. Он хватает мамины пальцы и притягивает к себе, как и все, что попадает ему в руки. Это стремление никак не связано с желанием малыша сесть. Однако взрослые часто путают эту врожденную способность грудничка и тут же пытаются его усадить. В этом деле не надо спешить. Дети начинают сидеть тогда, когда созреют к этому навыку физиологически.

Чем опасно преждевременное усаживание

Как понять, что еще рано? Если малыш заваливается на бок, у него сильно округляется спина - это явные знаки того, что можно подождать. Нужно ли обкладывать его подушками и валиками? Ни в коем случае! Конечно, этот старый бабушкин метод значительно облегчает маме жизнь. Да и малыш доволен, перед ним открывается обзор, есть чем заняться. Но искусственная поддержка спины грудничка, по мнению профессионалов, - медвежья услуга.

Если ребенок начинает сидеть слишком рано, на неокрепший позвоночник идет большая нагрузка. В будущем это может обернуться сколиозом, деформациями тазовых костей. Доктора рекомендуют не спешить усаживать грудничка. Чем позже его тело примет вертикальное положение, тем лучше для развития скелета. Главное в этом процессе - не помогать! Поощрять надо не сидение, а , .

Как правильно сидеть

Обратите внимание на положение всех частей тела, когда ребенок сидит.

  • Голова . Слегка наклонена вперед.
  • Шея . Разогнута.
  • Верхняя часть позвоночника . Разогнута.
  • Руки . Находятся впереди в качестве опоры.
  • Поясница . Согнута.
  • Тазобедренные суставы . Согнуты и наклонены вперед.
  • Ноги . Развернуты наружу, разведены. Основной упор приходится на боковую поверхность.

Если же части тела расположены иначе, грудничок будет быстро утомляться. Значит, его тело пока не готово для этого навыка, а естественные физиологические изгибы позвоночника еще не сформировались.

Этапы развития навыка

Что влечет за собой способность сидеть? Много других возможностей для развития крупной моторики. Грудничок научится становиться на колени, подтягиваться, вставать, стоять, . Все эти действия связаны со способностью держать равновесие. Умение сидеть, как и все другие моторные навыки, вырабатывается последовательно.

  • . Может сидеть неуверенно, опираясь на одну или обе руки. Часто теряет равновесие и заваливается на бок. Самостоятельно не садится, только с подтягиванием за ручки. Ребенка можно сажать в возрасте полугода, но только на короткое время. Достаточно несколько минут для тренировки.
  • . Сидит более уверенно, без опоры на руки. Сидя, поворачивает корпус в разные стороны, удерживает при этом равновесие. Может самостоятельно сесть из положения лежа на животе, опираясь на руки.
  • . К этому возрасту большинство грудничков уверенно сидят, легко поднимаются в это положение с любой позиции - лежа на спине, животе, боку. И так же легко меняют его.

Грудничок может самостоятельно сидеть уже в полгода. Это признак нормы. Если он сядет на два месяца позже, это тоже будет нормальным показателем. Важно знать, что детям, которые сели рано, запрещается находиться в этом положении более одного часа. Если же ребенок самостоятельно не сидит, не рекомендуется носить его продолжительное время в вертикальном положении или возить в коляске в сидячем положении.

Как помочь: 8 способов

Бывают ситуации, когда ребенок уверенно сидит, но принять эту позу ему трудно. Или у него никак не получается удержать равновесие. Что делать?

  1. Начните с простого . Попробуйте усаживать ребенка из полулежачего положения на спине. Кроха будет затрачивать меньше усилий, снизится нагрузка на позвоночник.
  2. Развивайте мышцы пресса . Делайте самые элементарные упражнения. Из положения лежа приподнимите малыша за ручки под углом в 30°, но не усаживайте. Приподняли - опустили. Проделайте так несколько раз подряд. Также можно качать пресс, лежа на животе. Позвольте малышу ухватиться за ваши пальцы, немного приподнимите его за ручки вверх так, чтобы прогнулась спина.
  3. Укрепляйте мышцы спины . Уложите ребенка на живот. Одну руку подложите под грудь младенца, другую - между ножками. Грудничок должен упереться ими в ваш живот. При этом мышцы его спины и ягодиц напряжены, шея слегка выгибается назад.
  4. . В воде равномерно тренируются мышцы всего тела, при этом нагрузка на позвоночник минимальна. Если есть возможность, можно записаться с крохой в бассейн или на аквааэробику. Если нет, можно тренироваться дома в большой ванной.
  5. Сидение под правильным углом . Если ребенок часто находится в коляске или в детском стульчике, необходимо отрегулировать правильный наклон сидения - 40–45°. Многие мамы интересуются, не вредно ли носить младенца в рюкзаке? Грудничка можно сажать в кенгуру. Важно только выбрать модель с жесткой спинкой, чтобы основной упор шел не на промежность. Вертикальная нагрузка на спину должна быть минимальной. Есть ограничения по времени: носить не более трех часов.
  6. Придумайте мотив . Просто так качать пресс скучно. Можно подвесить перед грудничком игрушки. Он будет пытаться дотянуться и одновременно тренировать мышцы.
  7. Ничего не придумывайте . Может, малыш просто ленится? Зачем садиться, если мама усадит, подтянет, поможет?
  8. Лишите комфорта . Создавайте неудобные условия, которые будут стимулировать кроху к желанию сесть без вашей помощи. Пусть он пытается найти более удобное положение для тела. Дайте ему возможность заваливаться на бок, почувствовать, как балансирует его тело, найти равновесие. Только так он самостоятельно научиться сидеть.

Если ваш малыш хорошо ползает и не хочет садиться, не стоит волноваться. Еще не пришло его время. Даже в не будет поздно! Также нужно знать, что самый безопасный переход в сидячее положение - из позы на четвереньках. В этом случае будет наименьшая нагрузка на позвоночник. Научить ребенка садиться из положения лежа можно, если он уже уверенно садится из положения на четвереньках.

Когда ребенка можно сажать? Лучше ориентироваться на индивидуальное развитие малыша. Если ребенок активно двигается, у него не выявлены проблемы опорно-двигательного аппарата и неврологические нарушения, будьте уверены - он обязательно научится сидеть самостоятельно. И чаще всего вырабатывает этот навык без помощи взрослых.

Всем доброго дня! Сегодня я к вам с плохой новостью. Знаете, что ранние высаживания крохи грозят серьёзными последствиями, когда он подрастёт? То есть сразу вы ничего и не заметите, зато потом...

Чтобы не допустить коварных ошибок, нужно знать, когда ребёнок начинает сидеть самостоятельно. И терпеливо ждать этого момента. Или... ускорить его! Сегодня я поделюсь с вами такими нехитрыми методами!

Как вы считаете, при неокрепших или ослабленных мышцах можно сделать какое-либо упражнение? Конечно, нет. Так и малыш: слабая и неразвитая мускулатура не даёт ему начать садиться самостоятельно. Поэтому, как ни бейся, но, ранними высаживаниями, добиться результата невозможно.

Этот долгожданный момент произойдёт лишь тогда, когда спина крохи будет готова. Точнее, мышцы. Но многие родители действуют по старинке. Садят карапузов, обкладывая жадно их подушками. Мы выяснили, что результата от этого не будет. А что будет? А вот что:

  • Проблемы с позвоночником.
  • Получат развитие болезни внутренних органов.
  • Болезни в области гинекологии.

А знаете, что тут самое коварное? Что эти болячки дадут знать о себе не сразу. Как минимум ближе к школе. Мамы с папами тогда и не подумают, откуда родом эти неприятности.

А что считается нормой?

Почему же многие родители стараются, как можно быстрее посадить своих драгоценных чад? Ответ на поверхности: чтобы не услышать от невролога или педиатра вердикт: «Плохо развивается». Так? Но, надеюсь, убедила вас, что ускорить этот процесс самостоятельными высаживаниями нельзя.

Раз так, то, когда уже настанет сей долгожданный момент? Как я вас понимаю! Я тоже в своё время ждала. Беседовала, просила свою девочку, поощряла всячески её старания. Но села доченька тогда, когда была сама к этому готова. А я не лезла. Подушками не обкладывала. Только считала деньки. Ближе к 8 месяцам этот миг свершился!

Не скрою, делала специальные упражнения и немного хитрила. Что, собственно, мне и помогло ускорить долгожданное событие. Как? Расскажу позднее. А пока про нормы.

Сразу успокою, что нормой считается возраст от 6 до 9 месяцев.

Есть ли различия у мальчиков и девочек? По народным приметам да. А у педиатров эта грань давно стёрлась. Всё зависит от индивидуальных особенностей, если иных нарушений не выявил врач.

Признаки правильного сидения

Если вы уже обкладывали ребёнка подушками, обращали внимание, как косо оно сидит. Спинка дугой, малышок заваливается набок, баланса абсолютно нет. А что видят родители карапузов, которые садятся самостоятельно?

  • Согнута поясница.
  • Шейка и верхняя часть позвоночника расправлены, вытянуты в одну линию.
  • Руки спереди, на них дитя опирается.
  • Ножки разведены.
  • Упор происходит на боковую поверхность бедра.

Да, пока не уверенно, но чувствуется, что мышечный корсет уже развит. Неполностью, но позволяет сесть самостоятельно! Учите, что тело не должно напрягаться, кроха не может заваливаться набок.

Но как добиться таких результатов? Как помочь, если сажать нельзя? Нужно просто подтолкнуть к этому ребёнка. Как? Сейчас расскажу! И поделюсь своим маленьким, но очень эффективным советом!

Как помочь малышу сесть?

Была удивлена, читая информацию по этой теме, что многие мамы учат садиться ребёнка . Вроде, опора есть, чего не сидеть? А нехорошо получается. Тот же позвоночник от этого и пострадает. Ребёнок заработает массу проблем. Как тогда помочь карапузу? Есть несколько способов!

  • Специальные упражнения.
  • Массажи.
  • Хитрые приёмы.

В идеале, эти 3 метода хороши в комплексе. Я расскажу немного о каждом и поделюсь своим опытом.

Упражнения

Дорогие родители! Упражнения направлены на укрепление мышц. Лучше потратить время на это, чем на то, чтобы усаживать дитя в горшки и обкладывать его подушками. Поверьте, результата будет больше.

  1. Присаживание. Обратите внимание, что не усаживание, а присаживание. Кладёте крохотулю на спинку, подаёте свои указательные пальцы. Когда чадо за них уцепится, вы почувствуете, что он напрягся и хочет сам оторваться от матраса. Подтягивайте руки к себе, таким образом, чтобы угол между спинкой ребёнка и матрасом был 45 градусов. Подержите несколько секунд, плавно опускайте.
  2. Мяч. У нас был фитбол. Я клала дочку животиком вниз, сначала плавно качала из стороны в сторону. Потом, когда она привыкла, держала за подмышки и качала вперёд-назад. А через недельку я просто поддерживала чадо за ножки и катала от себя к себе.
  3. Самолётик. Берёте кроху спинкой к себе, придерживая за бёдра. И начинаете с ним наклоняться вперёд-назад. Потом, поддерживая за животик, выпрямляете, берёте спинкой вверх, а пяточки малыша должны касаться вашего живота. Так изображаете самолёт. И деткам нравится, и пользу получите.

Это тот комплекс, который мама сможет сделать самостоятельно. Но есть ещё кое-что...

Массаж

Скажу сразу, что если решились на это мероприятие, лучше выбрать профессиональный. Но только по консультации с врачом. Не раз слышала, что массаж без врачебных рекомендаций может даже навредить неокрепшему телу.

Такие манипуляции чаще доктора советуют деткам, которые имеют некоторые задержки в развитии. А массаж хорошо укрепляет и помогает. Если же не получили одобрение со стороны медицинского работника, можно каждый вечер делать самостоятельные поглаживания. Просто кладёте малыша на животик, и гладите снизу вверх. Поверьте, мамины прикосновения тоже способны сделать многое!

Хитрые приёмы

Самое интересное! Я использовала 2 метода, начиная с полугода:

  1. Приманка в виде любимого предмета.
  2. Показывала и объясняла, как надо правильно садиться. Да, на живом примере, то бишь на себе.

Скажите, какой предмет больше всего нравится вашему крохотуле? Моя девочка была в восторге от детского крема! Конечно, мы его её не давали в полгода. Острые углы и всё такое... но, с помощью волшебного тюбика, она свободно села!

Конечно, предпосылки к этому долгожданному событию были. Деточка кряхтела, суетилась и серчала. Но, ничего не выходило. Я стала выкладывать её на ровную поверхность и показывать детский крем. Как сильно доченьке хотелось потрогать вожделенный предмет! И, о чудо! Опёршись на локоток, она начала садиться...

Так что показывайте на расстоянии любимые игрушки, предметы, только не опасные. У малыша будет стимул дотянуться! Кстати, подобным образом мы поползли. Только приманкой служила мягкая игрушка))

И, конечно, беседуйте с крохами! Объясняйте и показывайте, как надо. Наступит день, и дитя повторит ваши действия.

Поделитесь, а какие приёмы используете вы? Как помогаете своему крохе сесть? А какого возраста ваш карапуз? Что говорят врачи? Делитесь комментариями! А я прощаюсь. До новых встреч. Да, и не забудьте подписаться на обновления блога! Пока!

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.


Top