Журналы мод 1920 х годов. Новые течения в искусстве и моде

Период 1920-х г.г. уникален своими культурными изменениями, которые начались в послевоенные годы с того, что женщины получили право голоса. Американки это право приобрели в соответствии с 19 поправкой к конституции США в 1920 г. (как ни странно, во Франции такой закон был принят только в 1945 г.!), вместе с этим они испытали новое для них ощущение свободы и получили право на самовыражение. Рухнул старый порядок классового общества, в результате произошло массовое освобождение в искусстве во всем развитом мире.

Великие модные дизайнеры Парижа 1920-х годов

Что касается изменений в моде, то здесь невозможно переоценить огромное влияние дизайнеров Парижа, таких как Пуаре, Пату, Молиньё, Шанель, Ланвин, Лелонг, сестры Калло и Вионне, а также британских дизайнеров, таких как Норман Хартнелл, который от обслуживания исключительно могущественного высшего класса в 1920-х годах перешел к моделированию практичных женских платьев в начале 1940-х годов. Но влияние оказали не только фантазии дизайнеров одежды, действовали и другие факторы. 1920-е годы – это было время культурной революции!

Джазовая музыка, которая пришла из Нового Орлеана, а также музыка Луи Армстронга стала гимном для молодых девушек с белым или темным цветом кожи, особенно, в США, где в 1920-х годах был запрещен алкоголь, поэтому можно с уверенностью утверждать, что выражение «Бурные двадцатые» вполне соответствовало своему времени. Изобретение кинематографа и все возрастающее влияние Голливуда, а также увеличение рынка модной торговли; слияние «Ар Деко» и нового модернистского движения; культурное влияние Мировой войны, в результате которой произошел крах классовой системы по обе стороны Атлантики, смешение различных классов и рас, в результате чего начало широко распространяться ощущение свободы в борьбе за право голоса; стал появляться консьюмеризм, способствующий процветанию идеалов самореализации и свободы.

Все эти факторы послевоенной культуры привели к тому, что молодые женщины стали отходить от эры Джейн Остин с ее корсетными ограничениями.

Так же как и в Прекрасную Эпоху в 1900-х годах и десятилетиями позже в 1960-х годах существовало молодое богемное движение, несущее флаг свободы самовыражения, и такие важные города, как Париж, Берлин, Нью-Йорк и Вашингтон представляли собой социальный плавильный котел для расцвета культуры 1920-х годов. Лондон, в некотором смысле, занял лидирующее положение в отношении скандально известных джазовых клубов, таких как «The Kit Cat Club», где кутили в упадке яркие молодые личности, что и высмеял Ивлин Во в своем романе «Мерзкая плоть». Кристофер Ишервуд в серии берлинских романов увековечил культуру города Веймара 1920 – х годов, что в 1960-х годах вдохновило на создание музыкального Кабаре. Все это был лишь краткий всплеск креативности и свободы перед тем, как фашизм крепко захлопнул за собой дверь.

В США запрет на продажу алкоголя привел к появлению тысяч кабаков с нелегальной продажей спиртных напитков, посещаемых бандитами в национальном масштабе. Их не нужно путать с представителями богемы 1920-х годов, они проложили свою собственную тропинку. Одним из примечательных клубов Вашингтона, вызвавший сенсацию был «Krazy Kat Klub».

Возможно, самый большой подарок эпохе 1920 годов сделали афро-американцы, чья культура в этот период быстро развивалась под знаменем Гарлемского ренессанса. Джаз с Нового Орлеана начал распространяться на север в сегрегированные клубы Чикаго и Нью-Йорка, где Луи Армстронг и Дюк Эллингтон распространяли послания свободы. Американки с темным цветом кожи боролись не только за женскую эмансипацию, они выстраивали высокую лестницу гражданских прав, что сыграло огромную роль в освобождении всех женщин.

Появление автомобилей, дарящих чувство приключений, также являлось фактором изменения женской моды и стилей, это продолжило те изменения в образе жизни женщин, которые были начаты в 1910 г. И хотя эксклюзивные модели Rolls Royces, Cabriolets, Packards и Horches оставались привилегией богатых слоев населениях, менее обеспеченные яркие молодые женщины могли наслаждаться жизнью, катаясь на Renault, Citroen и Bugatti, которые стали появляться к концу 1920-х годов.

1. Стиль 1920-х г.г. – ключевые моменты

Женская мода 1920 годов славится не только культовой тогда короткой стрижкой, длинными ожерельями, дамской шляпой колокол, своим особым жаргоном и танцами под «Чарльстон»! Это еще и взрыв креативности в удивительно инновационных стилях платьев, причесок, купальных костюмах, обуви – список можно продолжать бесконечно, и все это подняло планку на недосягаемую с тех пор высоту. Все последующие периоды только имитировали, воссоздавали и пересматривали стили в одежде, созданные дизайнерами и носимые авантюрными женщинами в 1920 годах.

Влияние «Ар Деко» и возникновение модернистского движения (сейчас называемого стиль «Ар Деко»), а также особое влияние модных иллюстраторов закрепило хрупкий скромный образ этого периода.

Что делает 1920 годы такими уникальными, так это то, что каждое отдельно взятое изобретение того времени по-прежнему остается с нами в каких-либо своих компонентах.

Платье-рубашка

Впервые появившись в 1916 году в качестве верхней одежды благодаря таким дизайнерам, как Жанна Ланвин, сестры Калло и Коко Шанель, к 1920 г. платье-рубашка или платье-халат заняло лидирующее положение среди повседневной и вечерней одежды. Платье шло от плеча и заканчивалось чуть ниже колена, талия спущена на бедра (возможно, подобная идея появилась в результате ношения широких поясов на более ранних платьях покроя рубашка, а также матросских блузах 1910-х г.г.- особенно пояса любила Шанель!).

Кроме того, она была сильно расположена к черному цвету с его способностью подчеркивать достоинства фигуры, а с появлением своего маленького черного платья в 1926 г. Шанель утвердила вескость черного цвета.

Но произошло не только смещение линии талии, но, что более важно, опасно сократилась длина подола! Эта неожиданная демонстрация женских ножек в 1920-х г.г. привела к тому, что возник огромный интерес к женским чулочно-носочным изделиям, в результате продажа чулок выросла до небес. Главным материалом по-прежнему оставался шелк, а традиционными цветами – бежевый, серый и белый, из которых последний был самым любимым.


Демонстрация ног и бум чулочно-носочных изделий 1920-х г.г.

К 1920-м г.г. стал превалировать образ, когда, казалось, что важно снять с женщины последнее, но при этом чтобы она была одета в соответствии со стандартами своего времени.

В качестве повседневной одежды во время холодной погоды девушки носили пальто свободного покроя или жакет/кардиган, блузку и гофрированную юбку, конечно, не забывали они и о шляпе колокол. Летними вечерами традиционным было платье-рубашка, иногда без рукавов, с глубоким декольте, как у вечернего платья. Что касается вечернего наряда, стали открывать плечи и спину!

Днем голые руки прикрывались пальто свободного кроя, носимые с шарфом и, если женщина могла себе это позволить, с меховыми аксессуарами. Плечи пальто были широкими с огромными рукавными проймами, что делало образ еще более бесформенным. Чтобы показать стройный силуэт в вечерних платьях в 1920-х г.г. появились накидки, сделанные из габардина.


Art Gout Beaute -1925 г.-Вечернее пальто от Люсьен Лелонг

Правильным образом для молодой женщины к 1922 г. стала по-девичьи инфантильная женщина с короткой стрижкой. Теннисистка Сюзан Ленглен в прямом платье без рукавов обыграла свою оппонентку, которая по-прежнему была верна юбкам, рубашкам и нижним юбкам – влияние спорта, в конце концов, проникло в гардероб каждой девушки.

К 1923 г. исчезли традиционная утренняя, дневная и вечерняя одежда, их заменили платья для шопинга, платья для путешествий и платья для танцев.

Маленькое черное платье от Шанель

Опубликованное в «Vogue» 1о ктября 1926 г. и сразу же за этим продублированное в «Ford Dress» редактором «Vogues», оно встало на одну ступень с автомобилем Ford по популярности. Его, подчеркивающий достоинства, силуэт подходил женщинам с любой фигурой. Это платье провозгласило создание парижского экономического стиля или “poverty de luxe» (нищенский люкс), как сама Шанель его называла – дорогая интерпретация простого дизайна из скромных материалов.

Однако вокруг этого платья не было никакого «Ого-го!», просто маленькая заметка с довольно-таки схематичной иллюстрацией, сделанной самой Шанель, из подробностей было следующее: «платье, которое будут носить во всем мире – модель 817 из черного крепдешина. Лиф платья немного нависает спереди и по бокам, сзади – плотно прилегающее болеро. Особую элегантность платью придают маленькие складки, пересекающиеся спереди.

Популярные элементы в моде 1920-х г.г.

а. Коротко подстриженные волосы.
б. Танцы под Чарльстон и расклешенные брюки
в. Курение
г. Чулки
д. Флэпперский жаргон
е. Повсеместные шляпки колокол
ж. Джазовая музыка
з. Маджонг вечеринки

2. «Ар Деко» и мода 1920-х г.г.

Еще в 1908 г., когда Поль Пуаре создал свой каталог «Платья Поля Пуаре» с иллюстрациями Поля Ирибе, произошел тотальный уход от традиционного представления новых линий в одежде. Ирибе был одним из семи первоначальных «Рыцарей Браслета», в группу также входили Жорж Барбье, Жорж Лепап, Чарльз Мартин, Андре Марти, Бернар Буте де Монвель и Пьер Бриссо. Их прекрасные иллюстрации украшали страницы модных имиджевых журналов, таких как «Gazette Du Bon Ton» и «Art-Gout-Beaute».

Эти художники, принадлежащие к движению «Ар Деко», внесли свежие экспрессионистские краски и утонченные линии в мир моды в 1920-1930-х г.г.

«Gazzette du Bon Ton» -1922 г.-платье от Ворт-Жорж Барбье

В 1925 г. на международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже гармонично перемешались изобразительное искусство и мода, что дало рождение Эпохе Элегантности!

1923 г.-вечернее пальто-art-gout-beaute

Вечерние наряды в первом сезоне 1921 г. отличались необычайной роскошью и красотой декоративного искусства. Платья, ниспадающие красивыми складками невероятно утонченных силуэтов, теперь провозгласили новый идеал красоты – стройность. Стали цениться прямые и угловатые женские формы, что отражало влияние «Ар Деко», также как в Прекрасную Эпоху в 1900-х г.г. изогнутые формы «Ар Нуво» были отражением полногрудой девушки Гибсона.

До того как модная фотосъемка заняла свое место в 1930-х г.г., кинематографические журналы, такие как «Hollywood’s Photoplay», журналы того периода демонстрировали простоту, которая поражала. «Короткие платья в форме цилиндра, сигареты в длинном черном мундштуке, шляпы колокол, короткие волосы и бриллиантовые браслеты на руках» (Золотой Век Стиля).

3. Эволюция силуэта 1920-х г.г.

Раз и навсегда оставив позади S образный корсет Эвардианской эпохи, было абсолютно естественным прийти к совершенно противоположным линиям, что и произошло благодаря влиянию модернистов на силуэт в 1920-х г.г.- совсем никаких изгибов, прямая фигура, плоская грудь и мальчишеский образ. Это была битва между женским началом и модернистами.

В начале десятилетия модели женской одежды высшего класса из Парижа, в основном, черпали вдохновение исходя из исторических линий со сжатыми талиями и юбками свободного покроя, называемый Robe de Style (этот тренд вновь использовался в 50-х г.г.).


2 популярных силуэта в начале 1920-х г.г. – the robe de style – и зарождающийся мальчишеский образ

Модный мечтатель Жанна Ланвин была главным представителем этого стиля, создавая красивый гардероб для мамы и дочки пастельных цветов, она также способствовала популяризации образа мальчишки-сорванца в женской одежде, воплощенной в простом платье-рубашке, пригодном как для ношения днем, так и вечером. Эти линии доминировали с 1923 по 1928 г.г. Начало этому молодежному мальчишескому стилю положила Коко Шанель.

В отношении платья мини, отделанного бахромой, которое являлось традиционным вечерним платьем с 1920-х г.г., – широко распространено заблуждение, возникшее к 1960-м годам благодаря возрождению определенных фантазий 1920-х г.г.

Женщины 20-х годов DR

Сухой закон, популяризация джаза, влияние масс-медиа – всё это символы 1920-х годов. Несомненно, такие факторы, как Первая мировая война и эмансипация, внесли наибольшие изменения в образ женщины начала ХХ столетия. Клара Боу, Луиза Брукс, Рудольф Валентино, Жозефина Бейкер на сцене воплощали идеи того времени.

Выражение лица, фигура, прическа и походка стали неотъемлемыми составляющими образа женщины наряду с одеждой и обувью. В моду вошли андрогинные представительницы слабого пола с фигурами мальчиков-подростков. Началась эра женщин с плоской грудью и узкими бедрами.

Девушки, изначально не имеющие этих данных, пытались достичь идеального образа при помощи специальных физических упражнений, диет, перебинтовывали грудь, чтобы она не просматривалась под одеждой.

В моде был сильный загар. Популярная в те времена длинная нить из жемчуга лучше смотрелась на темной коже. Некоторые женщины для достижения наилучшего результата специально принимали йодные ванны. Темно-красные губы, черные глаза, впавшие щеки подчеркивали образ роковой красавицы.

Экономический послевоенный подъем, рост промышленности сформировали стиль «золотых двадцатых». Становление эмансипации женщины способствовало развитию моды в определенном ключе.

Коко Шанель в 20-х годах DR

Короткая стрижка и сигарета в мундштуке стали неотъемлемыми атрибутами настоящей представительницы 1920-х. Открытые спина и руки, короткие юбки и почти просматривающиеся подвязки чулок завершали образ женщины того времени.

Широкое распространение наркотиков не могло не отразиться на моде 1920-х годов и искусстве в целом. Наибольшей популярностью в те времена пользовались такие серьезные наркотические вещества, как кокаин, опий и морфин.

Употребление этих средств было модным в среде так называемых декаденствующих слоев населения.

Не стоит забывать, что наркотики в те времена были сравнительно легкодоступны.

Например, героин, произведенный известной фармацевтической компанией Bayer AG, еще в начале ХХ века продавался в аптеках как успокаивающее при кашле и как не вызывающая привыкания альтернатива морфию.

Наряду с этим в 1914 году в США вышел закон Харрисона о налогах на наркотические средства, который наложил серьёзные ограничения на использование опиатов и также на распространение популярного в те времена кокаина. Кокаин был официально объявлен наркотиком, а в 1922 году поставлен вне закона.

В 1924 году федеральный закон США объявил незаконным любое использование героина. В романе Алистера Кроули «Дневник наркомана» описываются настроения и проблемы общества, живущего на рубеже 1920-х годов. В них показаны чувства, переживания и поступки людей, зависящих от опиатов, столкнувшихся с их официальным запрещением в начале ХХ века.

В какой-то мере это способствовало кризису европейской культуры начала ХХ века в целом, характеризуемому отказом от академизма и прочих «старых» течений искусства. Наряду со всеобщим послевоенным подъемом, в обществе витали настроения неприятия жизни, безнадежности, уныния, болезненности и пессимизма, которые не могли не повлиять на движение тенденций моды в определенном направлении.

Благодаря относительно большому количеству эмигрантов из России, появившемуся в Старой Европе, в обществе начали зарождаться так называемые русские тенденции. Этому, по большей части, поспособствовали балетные «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Необыкновенные декорации и костюмы, создаваемые такими художниками, как Александр Бенуа, Наталья Гончарова или Лев Бакст, не могли не оставить следа в душе европейского зрителя.

DR

Под влиянием неоклассицизма и модерна в моде и искусстве синтезировался ар-деко. Подчеркнутая вычурность и яркость, использование дорогих материалов и роскошный вид характеризовали новый стиль.

Благодаря строгим геометрическим узорам, монохромным или, наоборот, ярким цветовым сочетаниям, женщина выглядела вычурной, претенциозной и замысловатой.

Считается, что в моде в стиле ар-деко первым начал работать модельер Поль Пуаре. Известно, что он был большим поклонником русского театра и черпал свое вдохновение в том числе и из «Русских сезонов» Дягилева.

Винтажная модель наших дней, вдохновленная 1920-ми DR

В сегодняшней моде можно наблюдать много отголосков из 1920-х годов. Это и духи «Chanel no. 5», и «маленькое черное платье», и черный свитер с вывязанным белым бантом на груди Эльзы Скиапарелли, используемый сегодня, например, Moschino.

В этом году стиль ар-деко в очередной раз находится на пике своей популярности.

В то же время, неумирающие декадентские тенденции повсеместно используются авангардными дизайнерами одежды.

Мода 1920-х годов опиралась на облик «новой женщины», появившийся в 1910-х. Дама новой эпохи наравне с мужчинами имела высшее образование и хорошую работу, водила автомобиль и играла в гольф, проводила время на теннисном корте и курила сигареты.

В начале 1920-х годов силуэт женской одежды был вытянутым, цилиндрическим, линия талии занижена, длина – не выше середины лодыжки. Ближе к 30-м годам юбки стали короче, – более облегающими. Силуэт дневных платьев середины десятилетия по-прежнему имел основой прямой крой и заниженную талию. Вечерние платья становились все более прямыми и короткими. В последние годы десятилетия в моду вернулся удлиненный силуэт с близкой к естественной линией талии. Самым компромиссным годом по отношению к длине юбок стал 1928-ой: предлагали как длинные, так и укороченные .

Стиль garsonne

Эпохальный роман Виктора Маргеритта «La Garconne», вышедший в 1922 году, явил миру образ женщины, способной на смелые поступки. Андрогинный стиль , игнорирующий линии груди и талии, получил всеобщее признание в 1925 году, после Парижской международной выставки декоративного и искусства и современной промышленности. В моду вошли короткая стрижка в сочетании с плотно облегающей и свободное платье по колено с заниженной талией. Нарочитая простота наряда в стиле garconne оттенялась яркими , декором из вышивки, боа из перьев. Нижнее белье состояло из , тедди и телесного цвета. Макияж в этом стиле предполагал белую пудру, насыщенно-красную помаду, румяна и темную подводку. Брови выщипывали до тонкой линии.

Увлечение модным мальчишеским стилем создало спрос на спортивную одежду нового типа. Примером для подражания в первую очередь стала Сюзанна Ленглен – не знавшая поражений французская чемпионка по теннису, кумир многих женщин.

В конце 1910-х годов появились нового кроя – более чем когда-либо обнажавшие тело. Модельеры стали предлагать дамам костюмы для прогулок по пляжу. Теперь модно было носить на курорте .

Важную роль в формировании нового образа женщины сыграла . Она разрабатывала одежду, сочетающую неподражаемый шик, удобство и простоту. Она ввела в обиход ткань джерси и фасоны, позаимствованные из мужского гардероба, создала костюмы с , «брюки для яхты» в матросском стиле, пляжные пижамы, . Она была первой, кто ввел в моду .

Силуэт от Коко Шанель стал одним из символов 20-х годов ХХ века. «Маленькое черное платье» американский в 1926 году назвал «Фордом в области моды».

Шанель создала совершенно новую эстетику костюма. Но в то же время в данный период начали творить другие кутюрье – , Люсьен Лелонг. Свой авторитет сохранили и уже ставшие легендой Модные дома и .

Мадлен Вионне называли «архитектором моды». Ее техника кроя ткани с геометрическим узором и умение конструировать произвели настоящую революцию в пошиве одежды. Мадлен Вионне ввела множество конструктивных новшеств: воротник-капюшон, фасон топа с завязывающимися сзади на шее бретелями, круговой крой с фигурными подрезами и вставками, крой по косой нитке, фасон платья, сшитого из одного отреза ткани на манер японских кимоно.

Новые течения в искусстве и моде

В 1920-е годы понятия «мода» и «искусство» стали неразделимы. В поисках новых идей кутюрье объединялись с художниками. Представители новых течений в искусстве – футуризма, сюрреализма, ар деко – предлагали рассматривать человека и все окружавшее его в гармонии со всем миром, как единое артистическое проявление вселенной. Творения художников новых течений вдохновляли дизайнеров одежды, что привело к радикальным изменениям в костюме. В результате этого синтеза появились декоративные аксессуары и ткани эпохи .

Великая Депрессия 1929 года положила конец послевоенному расцвету искусства. Многие состоятельные клиенты Модных домов потеряли свои капиталы. Представители среднего класса в целях экономии стали шить одежду дома.

Стиль 1920-х в XXI веке

В XXI веке впервые обратились к стилю 20-х годов в 2007-ом. Тогда он не стал пользоваться особенной популярностью, так как слишком прозрачно копировал образы десятилетия. Модели в духе 20-х также появлялись на подиуме в 2008 году. Затем эта мода ушла и вернулась только в 2012-ом.

Сезон весна-лето 2012 был богат на в стиле 20-х годов. Дизайнеры предлагали удлиненные силуэты, роскошные материалы, отделку бисером и бахромой. Актуальны были платья в стиле ар деко, а также теннисные костюмы в духе второго десятилетия ХХ столетия.

Мотивы 20-х годов, джаза и ар деко появились в коллекциях , J. Mendel, BCBG Max Azria, Milly и др.

В коллекции весна-лето 2012 от представлено типичное для 20-х сочетание разнофактурных тканей –

1920 годы называют «ревущими двадцатыми», «бурными двадцатыми», «безумными двадцатыми», «золотыми двадцатыми». Это эпоха джаза и арт-деко, расцвет радио и кинематографа, разгул танцев и ночной жизни. Это время людей, переживших разрушительную мировую войну, пора великих перемен и прогресса.

Что повлияло на моду?

В 20-е годы сильно изменилось социальное положение женщин. Если раньше даже феминистки признавали, что представительницам прекрасного пола нужно выбирать между карьерой и семейными ценностями, то теперь дамы желали совмещать и то и другое. Эмансипированных девушек нового поколения называли флэпперами. В отличие от своих матерей и бабушек, воспитанных по викторианским идеалам, флэпперы вели себя подчеркнуто свободно: их одежда все больше открывала тело, они ярко красились и слушали джаз, водили автомобиль и строили карьеру, курили и танцевали.

Кроме эмансипации, на женское мировоззрение сильное влияние оказала Первая мировая война. Когда мужчины ушли на фронт, именно женщинам пришлось вставать за станки на заводах и фабриках, рыть траншеи, ухаживать за ранеными, тушить пожары и выполнять функции стражей порядка. Все эти изменения отразились на женском характере и, как следствие, на моде ревущих двадцатых.

В истории мировой моды этот период стал буквально переломным. Она меняется столь радикально, что именно в 1920 годы можно провести четкую границу между модой 19 века, веяния которой еще ощущались до войны, и модой 20 века. Корсеты и длинные юбки уже не отвечали современным требованиям удобства и функциональности, исчезли сложные прически и крой платья становится проще, застежки переходят со спины на грудь, все чаще встречается новаторская «молния», в моду входит стиль унисекс.

Платье

Мода 20 годов 20 века продиктовала новый идеал женской внешности. Барышня-эмансипе должна быть очень стройной, с узкими мальчишескими бедрами и невыразительной грудью. Дело доходило до того, что слишком пышный бюст женщины туго перебинтовывали. Андрогинную фигуру помогал поддерживать спорт, ставший популярным среди флэпперов. А подчеркнуть почти что мальчишескую худобу и угловатость было призвано платье прямого силуэта. Линия талии на таких нарядах была сильно занижена, а вот подол юбки стремился вверх. Если в начале 20-х годов была в моде длина до щиколотки, то в середине эпохи платье поднялось до колена и даже немного выше, снова опустившись вниз в конце десятилетия. Длинные рукава исчезают и уступают место бретелькам, тело все больше обнажается: на спине появляется вызывающий вырез.

Послевоенный мир охватила так называемая дансингомания. Популярность танцев резко возросла, самыми любимыми были фокстрот, американское танго и вальс, распространились блюз и чарльстон, линди-хоп и свинг. Под влиянием дансингомании изменилась и мода 20-х годов. Платья, в которых должно быть удобно танцевать ночь напролет, становились все короче, популярными стали блестящие ткани, летящие «хвосты», бахрома и бисерная вышивка, перья и меха, на ногах - туфли-лодочки на каблуке. Декольте на спине часто достигало талии модницы, узкие бедра украшали банты, а почти плоскую грудь - многослойные

Верхняя одежда

20-е годы стали временем экспериментов, новаторства и взбалмошных идей. Под влиянием новых тенденций изменилась и верхняя одежда. Если в начале 20 века она не отличалась разнообразием фасонов, то после войны ситуация резко меняется: солдаты, воевавшие за границей, привезли домой множество новых идей. Фасоны других стран подтолкнули европейских и американских модельеров к созданию коллекций, где разные культуры переплетались и превращались во что-то решительно новое. Например, именно в те годы на подиум вышел кейп — пальто без рукавов, известное и в наше время.

Но самым популярным видом верхней одежды стал легендарный тренчкот («траншейное пальто»), созданный англичанином Томасом Бредберри. Этот плащ из непромокаемого габардина был разработан специально для солдат, обрел широкую популярность в Первую мировую войну и успешно покоряет подиумы в наше время. Новое пальто захватило умы модниц ревущих двадцатых. Специально для женщин Бредберри наладил производство более изящных и легких моделей из мягких тканей. Тренчкот идеально соответствовал моде на унисекс, отвечал новым требованиям удобства и комфорта.

Брюки

Женщины в 20-е годы активно осваивали мужские сферы деятельности: они садились за штурвал самолета, водили автомобиль и занимались спортом. Разумеется, мода 20 годов 20 века отразила все перемены: эмансипе носят рабочие комбинезоны и летные куртки, надевают мужские смокинги и бриджи. Но самым, пожалуй, революционным новшеством становятся женские брюки. Пока что они не могли потеснить однако пижамные штаны, пришедшие в Европу из Индии, стали модной одеждой для походов на пляж. Чуть позже, когда французская художница-модельер стала создавать элегантные пижамы из струящихся тканей, украшенные кружевом, вышивкой и бахромой, женщины отважились выйти в таких нарядах на улицы. Можно сказать, что пижамы стали прообразом первых брючных костюмов, которые войдут в моду чуть позже.

Обувь

Помимо коротких платьев джазовых танцовщиц, дансингомания подарила ревущим двадцатым элегантные туфли-лодочки на каблуке, щедро украшенные алмазами, ремнями и пряжками. Изюминкой такой обуви были застежки-перепонки. Туфли-лодочки ценились достаточно дорого, поэтому для защиты от уличной грязи модницы надевали на них специальные резиновые ботинки, что-то вроде галош с небольшим углублением на широком каблуке.

Еще один хит сезона - высокие сапоги, именуемые русскими. Распространению моды на них способствовали многочисленные эмигранты из России, бежавшие за границу после революции. Внесли свою лепту и стремительно укорачивающиеся женские платья. Впервые «русские сапоги» продемонстрировал парижский модельер еще в 1913 году, вдохновленный своим путешествием в Санкт-Петербург и Москву.

Шляпки

Обязательным атрибутом модного костюма в 20-х годах по-прежнему остаются шляпки, вот только выглядят они совсем по-другому. Уходят в прошлое вычурные широкие поля, забываются чепцы и капоры. На пике популярности - шляпка-клош, имеющая форму колокольчика. Своим появлением клоши обязаны французской модистке Каролине Ребу, «королеве» шляпной моды. Такие головные уборы шили, как правило, из фетра, бархата или атласа, конского волоса, соломы или войлока. Шляпки-клош позволяли спрятать волосы, были удобными и практичными. Помимо них, модницы эпохи джаза выбирали береты и повязки. Вечерние головные уборы затейливо украшались декоративными строчками, атласными лентами, цветами и стразами, перьями и брошами.

После миграции из России в Европу и США неожиданно в мир западной моды врывается традиционный русский головной убор - кокошник. Его по праву можно считать самым популярным элементом народного костюма в период между мировыми войнами. Женская мода 20 годов предлагает надевать кокошник-венец на свадьбы, а его вольно переосмысленные копии становятся частью повседневного наряда. Жанна Ланвен даже выпускает коллекцию так называемых русских шляп, а дома моды продают кокошники из пластмассы.

Аксессуары

Модельеры 20-х годов для создания костюмов выбирали атлас, бархат и шелк. Настоящим открытием становится трикотаж: если в 19 веке из него шили только простое белье и одежду для людей из низов, то в ревущих двадцатых он взлетел на свой пьедестал. Меха перестали быть деталью верхней одежды: модницы-флэпперы носили песцовые или соболиные шкурки на обнаженных плечах, дополняя ими вечерний наряд. Непременным аксессуаром становится длинный мундштук и вычурный портсигар.

Мода 20 годов 20 века диктовала однотонность костюмов, а потому их отделка была особенно богатой. Одежду украшали бисером, бахромой и вышивкой. Невероятно популярными становятся народные мотивы: женщины выбирают китайскую вышивку и персидские орнаменты. Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона английским археологом привело к египтомании, охватившей весь западный мир. В модных туалетах стали доминировать контрастные цвета, характерные для египетской культуры, геометрические формы древнего искусства, иероглифы и традиционные рисунки, бисерные сумки и боа из перьев.

Конечно, популярность экзотики сказалась и на ювелирном искусстве, а в моду также входит бижутерия. Пожалуй, главным украшением женщины 20-х годов становятся бусы из жемчуга. Их оборачивали вокруг шеи несколько раз, а самый нижний их ярус мог доходить до бедер. Иногда вместо жемчуга выбирали горный хрусталь. Кроме бус, дамы носили крупные заколки и броши, широкие этнические браслеты и массивные геометрические серьги. В моду входит диадема, ее подбирают для вечерних туалетов. Самыми популярными металлами становятся платина и белое золото, а этот период в ювелирном искусстве получил название «белого».

Из-за моды на короткие платья огромным спросом пользовались тонкие шелковые чулки с поясом, которые, однако, не всем были по карману, а потому вместо них часто покупали синтетические. Новый фасон одежды требовал и нового белья: модницы 1920-х годов выбирали короткие прямые комбинации, тугой топ, сжимающий грудь, шелковые панталоны и узкие нижние юбки.

Прически и макияж

Мода причесок 20 годов велела отказаться от длинных волос в пользу коротких, почти мальчишеских стрижек. Флэпперы, как правило, выбирают гарсон - прическу «под мальчика» из коротких волос. Она становится популярной после выхода повести французского писателя Виктора Маргерита La Garçonne («Холостячка») в 1922 году. Гарсон носили как с челкой, так и без нее, волосы доставали до ушей и имели четкую форму. Это была удобная простая прическа, позволяющая женщинам в очередной раз демонстрировать свое равенство с мужчинами.

Но не только короткая стрижка покорила сердца модниц джазовой эпохи. Мода 20-30 годов предлагает короткие волнистые волосы и аккуратные пучки, доступные для тех, кто не решился подстричься. Важным элементом становятся повязки: их делали из шикарных тканей, щедро украшали жемчугом и кружевами, подбирали к каждому случаю и гардеробу. Такая повязка фиксировалась на лбу и считалась признаком роскоши. Женщины-эмансипе носили и сеточки для волос: помимо чисто декоративной функции, они придерживали прическу, что было особенно актуально во время торжественных вечеров и бурных танцев.

Яркий макияж становится обязательным для каждой модницы ревущих двадцатых. Деликатные бледные цвета сменил броский кинематографический грим. Женщины красили губы в ярко-красный или винный цвета, рисуя драматичный «бантик», щедро пользовались пудрой и румянами, чертили тонкие дуги бровей. Особое внимание привлекали глаза: в моде были темные тени и густая черная подводка, а также накладные ресницы, украшенные бисером и блестками для вечерних выходов в свет. Новая манера курить без стеснения требовала сделать акцент на руках, поэтому в 1920 годы появляются цветные лаки для ногтей.

Мужская мода

В 1920-х годах в США вводится «сухой» закон, алкоголь запрещено производить, продавать и потреблять на всей территории страны. Предполагалось, что это снизит рост преступности, решит социальные проблемы и укрепит здоровье американцев, однако все получилось иначе: в Штатах активно развивалась коррупция и контрабанда. Члены организованных преступных группировок стали называться гангстерами. Мода Америки 20-30 годов попадает под их влияние: мужчины, подражая стилю главы преступного мира Аль Капоне, носят темные в тонкую полоску или с узором «в елочку», двухцветные туфли и фетровые шляпы, подтяжки и запонки, перстни и наручные часы

Мужская мода 20 годов популяризует и классический стиль. Консервативный мужской костюм предполагал пиджак с завышенной талией и узкими плечами: такой крой визуально вытягивал силуэт. Джазовый бум способствовал распространению одноименного костюма с узкими брюками и приталенными пиджаками. Еще один тренд, пришедший из Оксфорда - это широкие фланелевые брюки. Их стали надевать для того, чтобы спрятать спортивные гольфы, попавшие под строгий запрет. Фрак постепенно удаляется в прошлое, ему на смену приходит укороченный смокинг.

Русская мода

Не только Запада коснулась революционно новая мода 20 годов. Россия - точнее, уже СССР - старалась не отставать, мировые тенденции просочились в страну, где еще не было «железного занавеса». В это время открылась первая в Союзе «Мастерская современного костюма». Российскому и советскому модельеру Надежде Ламановой было поручено создать рабоче-крестьянскую моду, но ей предоставлялись лишь дешевые грубые ткани. А созданное позже «Ателье мод» получает в свое распоряжение парчу, бархат и шелк, конфискованные из запасов эмигрантов.

НЭП в пришел на смену разрухе и нищете, в воздухе витали авангардистские идеи и конструктивистские планы. как и на Западе, также предпочитали мальчишескую фигуру, свободные платье, шляпки и бижутерию. Они носили брюки, активно курили, водили машину и занимались спортом. Волосы советские модницы тоже коротко стригли, но, в отличие от американок и европеек, предпочитали их не завивать. Авангардизм ввел в моду геометрический орнамент, украшавший женские наряды. Конструктивисты из бытовой одежды упразднили все, что требовало излишков ткани - защипы, манжеты и складки.

Пожалуй, в прошлом столетии не было ни одного десятилетия, когда мода столь разительно менялась всего за несколько лет. Мода 20 годов 20 века - это феномен, продиктовавший рождение абсолютно новых тенденций, стилей и веяний.

1920-е годы можно назвать временем зарождения современной моды: именно тогда появились и вошли в обиход модели, напоминающие сегодняшние. В этот период в моду вошел и спорт, а идеалом женской красоты стала считаться мальчишеская фигура - одежду создавали для высоких, худых и подтянутых девушек.

После окончания Первой мировой войны женщины не захотели жить прежней, довоенной жизнью, и становились еще более самостоятельными: многие продолжали работать, девушки учились в университетах наряду с мужчинами, а также получили право голосовать. Моду третьего десятилетия ХХ века во многом определила вышедшая в 1922 году повесть Виктора Маргеритта "La Garçonne". Ставшее скандальным произведение положило начало не только новому, раскрепощенному стилю в одежде, но и другому, отличному от прежнего, поведению и образу жизни. Теперь модным считалось и вести себя свободно — открывать ноги и руки, пользоваться яркой косметикой, прилюдно курить, водить машину и делать карьеру. В Америке таких эмансипированных девушек называли flapper. Flappers не боялись осваивать новые профессии, ранее считавшиеся сугубо мужскими, и не обременяли себя строгими моральными устоями. Во многом благодаря этой тенденции 1920-е запомнились как сумасшедшие, взбалмошные годы новых идей и постоянных экспериментов.

Модельеры-новаторы

С изменившимися стандартами красоты новые приоритеты пришли и в моду: если в начале века популярными были облегающие платья, созданные для состояния покоя и часто теряющие форму от спонтанного рывка, то в 1920-е наступило время летящих тканей, повторяющих движения тела. Теперь не женщина стремилась соответствовать строгому стилю платья, а, напротив, модельеры пытались угнаться за меняющимися стандартами, предлагая взамен длинным нарядам прошлого полупрозрачные платья с ассиметричным кроем и драпировкой, плиссированные юбки, развевающиеся детали. "Работая с новым для меня человеком или же с незнакомой тканью, я прежде всего пытаюсь уловить "движение". Некоторые ткани неподатливы, их приходится долго укладывать, добиваясь желаемых линий. Другие свободно драпируются на теле, практически не требуя усилий со стороны модельера. Летящие ткани отражают время, в которое мы живем, они дают свободу движению. Платья более не имеют устойчивой формы, модели с жесткими корсетами ушли в прошлое. Сегодня идеалом красоты является физически развитое, энергичное тело", — писал один из модельеров 20-х годов.

Первопроходцем и главным мастером умелой драпировки тканей была французский модельер Мадлен Вионне, которая предложила ставшие необычайно популярными платья без швов. Вионне родилась в Абервилле в 1876 году, а уже в 20 лет начала управлять швейной мастерской в Лондоне. Позже, проработав пять лет руководителем Дома Жака Дусе, в 1912 году она открыла свой салон в Париже. По-настоящему популярными модели от Вионне стали в 1920-е, когда, вдохновившись греческими вазами и египетскими росписями, она создавала экстравагантные платья и изобрела крой по косой.

Необычным и новаторским был сам процесс работы модельера: обычно Мадлен сидела в кресле напротив манекена с квадратным или прямоугольным отрезом ткани, который затем превращала в платье, драпируя фигуру. Вионне не делала эскизов, а вместо этого крутила манекен, стоявший на вращающемся табурете, прикладывая к нему ткань и перетягивая ее ремешком в талии. Модельер не следовала ни одному из популярных в то время стилей — ни подчеркнутой женственности Поля Пуаре, ни андрогинности, предложенной Шанель. Вионне отвергала корсет, но при этом создавала великолепные наряды на манер античного платья из куска ткани, в качестве украшения используя бахрому и вышивку. Полученные в результате драпировки линии в то время называли "эффектом водопада", а в подчеркивающих силуэт струящихся тканях отмечали гибкость и податливость. Воротнички, рукава и кайма платьев были раскроены по диагонали — это и был главный принцип кроя по косой. Созданные Вионне наряды попадали на страницы ведущих журналов мод, а сама модельер была награждена французским орденом Почетного легиона.

Еще одной знаковой фигурой в мире моды 1920-х годов стала Эльза Скиапарелли. Итальянка, оставшаяся одна в Париже с ребенком на руках, стала модельером случайно. На одном из своих американских гостей Эльза как-то увидела вязаный свитер, который привлек ее внимание. Как выяснилось, такие свитера шила живущая недалеко эмигрантка из Армении, объединившись с которой Скиапарелли и начала работать над вязаными вещами. На одном из мероприятий, где Эльза появилась в одежде собственного пошива, присутствовал представитель торговой марки "Strauss", который тут же заказал ей 40 точно таких же свитеров и юбок. Этот заказ и стал для Скиапарелли пропуском в мир моды. Один из своих главных хитов — шерстяное платье, украшенное белым бантом, она создала в 1927 году, вызвав восторженные отзывы публики. На своих свитерах Скиапарелли вышивала рисунки: вдохновением для нее служили африканское искусство, творчество художников-кубистов, авиация. Однако модельер предпочитала не останавливаться лишь на спортивном стиле, экспериментируя и с вечерними нарядами, удававшимися ей ничуть не хуже. Многие дизайнеры позже использовали ее идею темного длинного платья-футляра, которое Скиапарелли сочетала с белым жакетом и перекинутым через плечо шарфом. Эльза Скиапарелли вошла в историю моды и как создатель прет-а-порте — именно она первой стала следовать принципам стиля, который позже получил такое название.

Культ спорта и мода на мальчишеские фигуры

В начале 20-х годов XX века все большую популярность набирает спорт. Активно заниматься различными физическими упражнениями, следить за своим здоровьем и состоянием фигуры стали и женщины. С появлением Коко Шанель и ее новых, революционных нарядов стандарты красоты претерпели значительные изменения: теперь дамы стремились к угловатым мальчишеским фигурам, пытаясь утянуть грудь и выглядеть более подтянуто и спортивно - так, как выглядела сама Шанель. Поначалу занятия спортом были настоящим испытанием даже для решительно настроенных женщин — не в последнюю очередь из-за неудобной, не предназначенной для упражнений одежды. Девушки, занимавшиеся плаванием, были вынуждены находиться в воде в длинных юбках, которые чуть позже сменили более удобные купальные костюмы длиной до колена. Однако и поверх них пловчихам предписывалось надевать юбку, правда, уже короткую.

Представительницы других популярных видов спорта также не могли похвастаться удобством одежды. К примеру, играть в теннис, крокет или заниматься спортивной ходьбой женщины могли лишь в юбке, достающей до лодыжек. Олимпийские игры 1924 года способствовали еще большему увлечению спортом, сделав повсеместно распространенным конькобежный спорт. Девушек не смущал даже весьма специфический и очень стеснявший движения костюм под названием "норвежский" — вязаный пуловер, брюки по колено и длинная юбка поверх них. Все это превращало бег на коньках в настоящую пытку, однако брюки до середины 20-х годов были разрешены лишь для верховой езды - наездницы могли пренебречь юбкой, но были обязаны надеть длинный жакет.

Новое увлечение быстро подхватили и модельеры, которые начали создавать новые костюмы, предназначенные для занятий спортом. Невероятной популярностью пользовались рубашки от Рене Лакоста. Сын французского предпринимателя Жана Лакоста, он еще в юности начал играть в теннис и в 1925 году стал одним из сильнейших спортсменов своего времени, оставив позади всех соперников на Уимблдонском турнире и Французском открытом чемпионате. Позже Рене Лакост победил на Кубке Дэвиса и ушел из спорта, организовав свой бизнес вместе с владельцем текстильной фабрики Андре Жилье. Бизнесмены занялись выпуском рубашек для игры в теннис и гольф, которые со временем со спортивных кортов перекочевали в жизнь, и популярны до сих пор.

В середине 1920-х годов женские платья стали короче, чем в начале века и в военное время, благодаря чему более удобной стала и одежда для спорта: теннисисткам разрешили сменить длинные юбки на короткие. Эта мода настолько прижилась и оказалась настолько более комфортной, что сохранялась еще не одно десятилетие. Вообще, спортивные модели, появившиеся именно в тот период, оказали наибольшее влияние на сегодняшнюю моду. Практичные эластичные ткани, которые по сей день используются в производстве купальников, также появились в третье десятилетие прошлого века. Тогда же женщины начали носить привычные сегодня костюмы для фитнеса, джемперы, пуловеры и толстовки, перекочевавшие из спортивных залов в повседневную жизнь. Распространению подобной моды способствовала главным образом Коко Шанель, которая первой осмелилась привнести в моду стиль "унисекс" и одежду свободного кроя.

Помимо спортивной одежды в 1920-е у женщин впервые появились . Костюмы-трико открывали руки и ноги, у большинства был глубокий вырез. Подобная вольность в то время воспринималась, как вызов - консерваторы не одобряли столь откровенного наряда, однако женщины с радостью примеряли на себя новые творения модельеров. До этого дамы могли плавать лишь одетыми с головы до ног, теперь же они получили возможность не только свободно чувствовать себя в водоемах, но и загорать - мода на смуглую кожу также появилась именно в этот период. Первые купальники были сделаны из трикотажа, а особой популярностью пользовались костюмы-трико от Жана Пату.

Дом этого модельера специализировался именно на спортивной одежде. Признание пришло к нему после того, как он создал экипировку для знаменитой теннисистки Сюзанны Ленглен. Плиссированная юбка и трикотажная повязка на голову, которые и сегодня используются спортсменами, — тоже идея Жана Пату. Работая с трикотажем, модельер создал кардиганы и пуловеры, которые в гардеробах некоторых модников даже вытеснили привычные фраки и пиджаки. На замену строгим брюкам Пату предложил более свободные брюки-гольф.

Что касается других предметов одежды, появившихся именно в 1920-е и пользующихся успехом многие десятилетия, то к ним можно отнести и ставший культовым для модного Дома Burberry бежевый тренч. Созданный во время Первой мировой войны для британских солдат и изначально носивший название "траншейное пальто", плащ стал по-настоящему популярным уже в третье десятилетие века, перекочевав в мирную повседневную жизнь. Практичный тренч шился из водонепроницаемого габардина, и после войны его стали носить и женщины. Модельер Томас Берберри создал вещь, которая до сих пор занимает одно из главных мест в каждом показе модного Дома.

1920-е Коко Шанель: трикотаж и маленькое черное платье

Спортивная одежда принесла мировую славу, но деятельность модельера в 1920-е годы не ограничивалась лишь фасонами "унисекс". Женщинам впервые были предложены плиссированные юбки, костюмы из джерси и пуловеры. Дополнением к наряду служили тонкие косынки или нитка жемчужных бус. Легендарный парфюм Chanel№5 появился в 1921 году, и с тех пор модельер считала образ незаконченным без тонкого аромата.

Настоящим хитом 1920-х годов стал костюм Шанель из шерстяного джерси, который считался эталоном неформальной одежды. Она же предложила женщинам прямые джемперы, вязаные жилеты, трикотажные юбки в широкую складку. Этот материал стал универсальным: из него шили водолазки, юбки, туники и платья.

Одно из своих самых знаменитых творений - маленькое черное платье - Коко Шанель создала в 1926 году. Автором одной из самых важных идей в истории моды стал основоположник стиля "спортивный шик" Жан Пату, а в жизнь ее воплотила Коко Шанель. До этого момента черное носили разве что горничные богатых дам, одевавшихся у Шанель, поэтому темное однотонное платье стало своеобразным вызовом всему миру моды. Однако наряду суждено было стать бестселлером. Изначально платье прикрывало колени - часть тела, которую модельер считала самой некрасивой, — и было лишено каких-либо деталей и украшений. У него были узкие длинные рукава и полукруглый вырез. Маленькое черное платье стало настоящей находкой - во-первых, такой наряд могла позволить себе женщина с невысоким достатком, во-вторых, с помощью различных аксессуаров и яркого макияжа его можно было из повседневного наряда превратить в вечерний туалет. Сама Шанель говорила, что если у женщины есть маленькое черное платье, она сможет выглядеть уместно при любых обстоятельствах и в любом месте. Американский Vogue поставил его в один ряд со знаменитым "Фордом-Т" Генри Форда, сопроводив фотографию словами о том, что маленькое черное платье займет достойное место в гардеробе каждой женщины, наделенной вкусом. Журналисты Vogue не ошиблись: в этой вещи на приемах и экранах появлялись звезды первой величины, а модельеры, вторя Шанель, описывали неоспоримые преимущества платья: оно стройнит, выгляди одинаково хорошо в качестве повседневной одежды и варианта для вечернего выхода, способно при помощи аксессуаров создавать различные образы. С момента создания наряд претерпел множество изменений и вариаций, но черное платье по сей день остается образцом элегантности и вкуса.

Женщины в те годы стремились не только покупать одежду у легендарной Коко, но и копировали ее образ. Модельер непроизвольно ввела моду на загар, обгорев во время морского круиза. А делая завивку перед походом в театр, Шанель сожгла себе волосы и была вынуждена их обрезать, чем вызвала новую моду - на короткие стрижки. Популярность одной из главных женщин в мире моды росла день ото дня, и уже в 1928 году на первом этаже своего магазина Шанель открыла отдел дорогого эксклюзивного платья от кутюр.

Мода, как диалог полов

Андрогинный стиль, предложенный Шанель, был подхвачен и другими модельерами 1920-х годов, которые не пытались одеть женщину в мужской костюм, но работали над моделями, словно приглашавшими к диалогу о взаимоотношении полов. Именно в это время художники стали все чаще обращаться к брючным костюмам, сделав комбинезон таким же предметом гардероба, как и нарядное платье. Третье десятилетие ХХ века вообще стало временем, когда в моде женственная вышивка и кружево соседствовали со строгими полосками и, к примеру, галстуками. Модельеры экспериментировали с фасонами и образами, одевая модниц в самые разные наряды: от изящных блузок с аппликациями до костюмов мужских фасонов.

"Мы годами слышим о том, что женщина стремится стать вровень с мужчиной. Это не так. Женщина уже давно уподобилась мужчине! Разве не отошла она от своего естественного образа, согласившись коротко стричься, распрямлять данные ей природой очаровательные кудри и зачесывать их на мужской манер? Разве не превратилась женская одежда в подобие мужской? Все это так неженственно!…" — возмущались журналисты немецкого издания о моде Die Dame. Однако наряду с андрогинными моделями, привнесением "мужских" деталей в женский костюм, дизайнеры предлагали и новинки, которые удовлетворяли вкусам консерваторов. "Платья из джерси или твида являются одной из наиболее важных новинок этого лета. Такое платье подойдет не только для партии в гольф, но и для любого другого события. Изящные, яркие, расшитые узорами, они сделают красавицей любую женщину — и днем, и вечером", — писал тот же Die Dame.

Пожалуй, бурные 1920-е можно охарактеризовать, как период постоянного поиска и экспериментов, давших свой результат — именно появившиеся в это время идеи положили начало развитию современной моды.


Top