Гигиенические условия " воспитания детей в дошкольных учреждениях". Гигиеническое воспитание детей в дошкольных учреждениях

Гигиеническое воспитание детей

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками - основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы, аккуратно одеваться, убирать за собой игрушки и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний.

Гигиенические навыки формируются медицинскими работниками, воспитателями, техническим персоналом детского учреждения и, конечно, родителями. Врач, входя в состав педагогического совета дошкольного учреждения, должен постоянно информировать его членов о новой литературе по данному вопросу, методических и наглядных материалах и др. Вместе со старшим воспитателем в детском саду врач организует методический уголок, в котором сосредоточиваются: а) конспекты занятий, уроков на гигиенические темы; б) наглядный и учебный материалы; в) картотека методической литературы; г) перечень гигиенических вопросов в различных разделах программы воспитания; д) наглядные пособия для детей, подобранные по теме охраны здоровья.

Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей ясельного и дошкольного возраста определено следующими разделами Программы воспитания детей в детском саду: «Организация жизни группы и воспитание детей», «Воспитание навыков личной гигиены», «Игры», «Занятия», «Труд», «Физическая культура». Программа предусматривает сообщение по каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков, специализированную помощь в этом воспитателям оказывает врач.

В практической работе по привитию гигиенических навыков необходимо учитывать, что гигиеническая процедура - это целая серия взаимосвязанных действий, каждое из которых требует обучения. Указание «вымой руки» ребенку выполнить совсем не просто. Правильная процедура мытья рук в действительности состоит из 15 действий, а именно:

1) закатать рукава;

2) открыть кран;

3) смочить руки;

4) взять мыло;

5) смочить мыло и руки;

6) помылить руки;

7) положить мыло;

8) движениями кистей рук размыливать мыло на тыльной и ладонной поверхности, между пальцами, в области запястья;

9) смыть мыло;

10) взять мыло и, опять намылив руки, положить его, выполнить движения кистями, указанные в пункте 8;

11) тщательно смыть пену;

12) стряхнуть воду;

13) взять полотенце и тщательно вытереть руки со всех сторон;

14) повесить полотенце на место;

15) опустить рукава.

Если ребенка не учили этим действиям или он не освоил их полностью, не запомнил последовательности, то команда «вымой руки» понимается и выполняется по-разному. Без специального обучения ребенок может выполнить 2-3 действия, но не 15. Следовательно, в основе гигиенического обучения и воспитания должны лежать детальный показ и постепенное наращивание одного усвоенного звена на другое, исправление ошибок, закрепление освоенного действия.

Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и др., в доступной им форме разъяснять значение того или иного гигиенического правила и важности его соблюдения. Гигиеническое воспитание детей можно успешно осуществлять лишь при условии сознательного отношения к нему воспитателей и активной помощи родителей и технического персонала, работающего в дошкольном учреждении.

В процессе гигиенического обучения детям сообщаются определенные знания, формируются навыки гигиенического поведения. Гигиеническое обучение следует планировать, готовить и проводить так же тщательно и систематически, как занятия по счету, лепке, письму и др. Навыки личной гигиены формируются в раннем возрасте. Методика их воспитания со временем меняется. У детей до полутора лет в основе ее лежит подражание, младшего возраста (1,5-3 года) - совместные действия, среднего (4-5 лет) - доступное данному возрасту обоснование требований, осознание навыков, контроль, старшего дошкольного (6-7 лет) - объяснение на более высоком уровне, осознание навыков, контроль и самоконтроль за действиями. При объяснениях (обоснованиях) излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка данного возраста. Наглядность сочетается со словесным воздействием: воспитатель показывает, рассказывает, поясняет, читает; ребенок смотрит, слушает, отвечает, пересказывает, объясняет.

Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; оснащение передней или вестибюля необходимыми приспособлениями для вытирания ног (мат, тряпка) и щетками для чистки обуви и одежды.

Работа с родителями. Задачу по сохранению и укреплению здоровья детей нельзя решить, не привлекая усилия семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка. В вопросах санитарного просвещения и гигиенического воспитания большую роль играют средства массовой пропаганды: радио, телевидение, статьи в газетах и журналах, научно-популярные издания, санитарно-просветительные брошюры и памятки. Тем не менее необходимо учитывать, что широкое распространение средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Поэтому задача санитарного просвещения - не только давать теоретические знания, но и учить практическому овладению гигиеническими навыками. Особенно это важно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, так как для сохранения их здоровья громадное значение имеют условия, в которых они живут и воспитываются.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение проводится инструктаж родителей врачом или медицинской сестрой в присутствии воспитателя группы, в которую зачисляется ребенок. На инструктаже родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения у него инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, указывают на необходимость соблюдения и дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, закрепления в семье гигиенических навыков, прививаемых ребенку в яслях или саду. Для родителей проводят лекции, беседы, выпускают санитарные стенные газеты или бюллетени, вешают доски вопросов и ответов и т. д.

Исключительно важны и наиболее действенны индивидуальные санитарно-просветительные беседы: во-первых, потому что они ведутся с учетом особенностей ребенка, его родителей и окружающей обстановки; во-вторых, сказанное относится конкретно к данному ребенку, и родители стараются выполнять данные рекомендации. Практика показывает, что медиков и педагогов, не жалеющих времени для бесед с родителями об уходе, питании, закаливании и воспитании здорового ребенка, родители глубоко уважают и ценят.

Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой, касающейся вопросов ухода, режима дня, питания, динамики физического и нервно-психического развития детей того возрастного периода, к которому относится конкретный ребенок.

Существенную помощь в гигиеническом воспитании родителей оказывают санитарные бюллетени, представляющие собой наглядную форму санитарно-просветительной работы, позволяющую осветить любые актуальные вопросы охраны детского здоровья. Санитарные бюллетени выпускаются силами сотрудников детского учреждения и вывешиваются в местах пребывания родителей (холлах, коридорах, около медицинской комнаты и кабинета заведующей). Особая ценность санбюллетеней состоит в том, что они отражают насущные вопросы конкретного учреждения и приводят в качестве примеров местный материал. Выдумка, фантазия, доступный язык, яркое оформление - основные требования к этой форме работы.

Еще по теме Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей:

  1. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕРСОНАЛА. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАIIИЕ В ДОУ

В дошкольном возрасте детям сообщаются знания и прививаются гигиенические навыки и привычки, направленные на предупреждение "групп многих заболеваний, охрану и укрепление здоровья. Все сведения даются с постепенным усложнением от одной возрастной группы к другой. Гигиеническое обучение должно носить целенаправленный характер. Важно исключить стихийное образование навыков и привычек, при котором они часто закрепляются неправильно, поэтому взрослые должны своевременно обучать ребенка гигиеническим приемам.

Обязательным условием выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, учебе, во время физкультурных и трудовых занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в дошкольных учреждениях и в семье. Кроме того, в домашних условиях также должен осуществляться принцип единства требований всех членов семьи. Стремление взрослых все делать за ребенка нарушает систематичность применения навыка, и, следовательно, привычка не сформируется.

Важно помнить, что выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это формирует у малыша положительное отношение к умыванию, вызывает у него желание быть чистым. В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены; содержать руки, лицо, тело волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалета, пользования общими игрущ. ками, книгами, после прогулки, мыть перед сном ноги, чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, в комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.

Детей 2-3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.

Для обеспечения самостоятельности действий детей следует приобрести соответствующую их росту мебель, полки, шкафы для хранения одежды, игрушек, книг и т. п.

Гигиеническое воспитание способствует приобретению трудовых умений, с ранних лет подготавливая и приобщая детей к трудовой деятельности: сами убирают постель, игрушки, свой стол, поддерживают порядок и чистоту в комнате. Дошкольники должны твердо усвоить и гигиенические запреты: не брать различные предметы, игрушки в рот, есть только мытые фрукты и овощи; не есть пищу, упавшую на пол, на землю; летом не есть неизвестную зелень, ягоды с куста; во время сна нельзя ребенку закрываться одеялом с головой, так как ему приходится дышать не свежим воздухом, а своими испарениями; перед сном следует снять дневное нательное белье и надеть ночное, нельзя спать только на одном боку или «калачиком», лучше всего спать на спине, в свободной позе, для предупреждения деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. По утрам ребенок не должен долго лежать в постели, проснувшись, следует сразу вставать и делать утреннюю зарядку.

В дошкольные годы детям сообщают элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты человека.

Залогом здоровья служит выполнение ребенком режима дня. Детям важно разъяснить значение необходимого для их возраста режима, заложить положительное отношение к тем режимным процессам, которые они выполняют с нежеланием (заигравшись, не хотят вовремя лечь спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т. д.), В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.

Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других положительных черт характера.

1.Дошкольная гигиена (гр.hygienos -целебный, приносящий здоровье) как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. При этом понимается не только материальная среда, окружающая ребенка, но и коллектив, в котором он находится, а также методы воспитания и обучения. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении.

На разных возрастных этапах состояние организма ребенка различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные дошкольной гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере роста и развития ребенка.

С момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды. В первые дни и месяцы его жизни эту задачу гигиена разделяет с педиатрией, которая также занимается созданием необходимых для ребенка условий (уход, вскармливание, профилактика заболеваний, закаливание и т.д.).

В практике медицинского обеспечения детских учреждений, как педиатр, так и санитарный врач проводят в жизнь мероприятия, соответствующие современным научным достижениям педиатрии и гигиены. Они снабжают работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, способствует нормальному физическому и нервно-психическому развитию, укреплению здоровья детей.

Педиатрия и гигиена детей школьного возраста в методическом отношении тесно взаимосвязаны, так как объектом их изучения являются дети от рождения до 14 лет. В связи с этим педиатрию и гигиену детей дошкольного возраста необходимо рассматривать в общем контексте, не выделяя какую-то одну дисциплину, так как в данном случае имеет место объединение хотя и самостоятельных, но тесно взаимосвязанных наук.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен обладать необходимыми систематизированными знаниями и практическими навыками в работе по охране и укреплению здоровья детей.

Педиатрия и гигиена детей дошкольного возраста изучают следующие основные темы:

особенности детей раннего и дошкольного возраста;

здоровье и физическое развитие детей;

причины заболеваний и травматизма у детей, влияние их на организм, признаки, по которым можно выявить заболевание у ребенка;

гигиена физического воспитания - (требования к местам проведения занятий, оборудованию, организации закаливания)

гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей;

гигиена окружающей среды;

профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах;

гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала.

2.Одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей, является полноценное в количественном и качественном отношении питание. Продукты питания в организме ребенка выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию. В процессе переваривания сложные составные части пищи расщепляются и через стенки кишечника всасываются в кровь, кровь доставляет питание всем клеткам организма. В результате сложных изменений, происходящих в клетках, пищевые вещества превращаются в составные части самой клетки. Этот процесс называется ассимиляцией . В процессе ассимиляции клетки обогащаются не только строительным материалом, но и заключающейся в нем энергией.

По мере роста и развития ребенка потребность в питательных веществах возрастает. Вместе с тем организм детей младшего возраста может усвоить далеко не всякую пищу. Состав пищи должен соответствовать физиологическим и биохимическим особенностям организма ребенка, а по своему количеству и качеству отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду).

3. СОСТАВ ПИЩИ

Белки

Быстрый рост ребенка требует сравнительно большого количества белка, являющегося основным строительным (пластическим) материалом, из которого формируются клетки и ткани живого организма. При недостатке белка в пище у ребенка теряется аппетит, появляется слабость, быстрая утомляемость, апатия, а затем тяжелое заболевание (пищевая дистрофия), сопровождающееся отеками, изнуряющими поносами, психическими расстройствами. Из всех продуктов питания, получаемых человеком, лишь белки содержат азот, поэтому исследование белкового обмена ведется по балансу азота, содержащегося в принятой человеком пище и выделенного с каловыми массами, мочой.
Недостаток белка в пище вызывает иногда у ребенка значительные нарушения в строении и функциях отдельных его органов и систем. Благодаря интенсивному росту и развитию у ребенка относительная потребность в белке выше, чем у взрослого.
В первые 3 года жизни дети на 1 кг веса должны получать около 4 г белка в сутки, в возрасте от 3 до 7 лет - 3,5 г, взрослые - 2-2,5 г. Мясо, рыба, сыр, бобовые растения содержат 16-25% белка, яйца, творог, пшеница, рожь, гречиха, пшено - 8-15%, молоко, кефир, простокваша - 3-5%, фрукты и овощи - 0,5- 2,5%. Все аминокислоты, необходимые человеку, входят в состав белков, содержащихся главным образом в продуктах животного происхождения (мясо, рыба, яйцо, молоко и др.).
Белки перечисленных продуктов успевают почти полностью расщепиться, проходя по пищеварительному тракту человека, причем около 95% входящих в них аминокислот переходит в кровь, чего не наблюдается с белками растительного происхождения. Так, белки пшеницы расщепляются и всасываются на 85%, ржаной муки лишь на 65%. Поэтому важно, чтобы продукты животного происхождения преобладали в пище ребенка пли по крайней мере составляли не менее 75% его пищевого рациона.
Правильный обмен белков возможен при надлежащем соотношении их с другими пищевыми веществами (жирами, углеводами, минеральными солями).

Жиры

Жиры, как и белки, участвуют в строении клеток организма, являются источником энергии, а также носителями ряда витаминов.
Часть жиров откладывается в печени, мышцах, под кожей, в сальнике, около почек и т. д., фиксируя и защищая многие органы, сосуды и нервы от травм, а весь организм в целом от излишних теплопотерь. Жиры существенно улучшают вкус пищи. Отложение жира в организме зависит от пола, возраста, характера жизни, работы и т. д.
Сливочное масло (в котором содержатся также витамины А и D) хорошо усваивается детским организмом, так как температура плавления этого жира ниже температуры тела ребенка (24-26°). Говяжий (температура плавления 41-43°) и тем более бараний жир (температура плавления 44-51°) лучше исключить из рациона детей первых лет жизни, так как эти жиры трудно усваиваются детским организмом.
Растительные жиры (подсолнечное, оливковое, кукурузное масло и др.), имея низкую температуру плавления, легко усваиваются организмом, не раздражают кишечник, однако они не содержат нужных ребенку витаминов и лецитина, а поэтому могут употребляться лишь в небольших количествах, составляя 20-25% всего суточного рациона жиров. Детям первого года жизни требуется 6-7 г жира на 1 кг веса, детям от года до 3 лет - 4 г, в возрасте от 3 до 7 лет - 3-3,5 г.

Углеводы

Углеводы - органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они входят в состав продуктов растительного происхождения - овощей, фруктов, ягод, злаков - в виде сахаров, крахмала, клетчатки.
В организме человека и животных углеводы встречаются в виде животного крахмала - гликогена.
Более сложные углеводы - полисахариды, к которым относятся крахмал растений, гликоген животных, клетчатка, содержащаяся в оболочках растительных клеток, разлагаются в организме довольно медленно; более простые углеводы - сахара, глюкоза, фруктоза, галактоза и др.- имеют сладкий вкус и распадаются в организме значительно быстрее.
В крови человека сахар циркулирует главным образом в виде глюкозы, количество которой довольно постоянно. Часть глюкозы распадается в организме на воду и углекислый газ, что сопровождается выделением энергии; часть ее синтезируется и откладывается в печени и мышцах.
Потребность в углеводах индивидуальна и зависит от возраста, характера деятельности человека и качества других пищевых веществ, потребляемых им.
Грудным детям и детям до 3 лет в среднем на 1 кг веса полагается 15-16 г углеводов, от 3 до 7 лет - 13-14 г.
При большом поступлении сахара и сладких продуктов в кишечнике у ребенка может возникнуть чрезмерное брожение, усиленная перистальтика (движение стенок кишок), частый стул. У некоторых детей от избытка углеводов, особенно сахара и шоколада, появляется зудящая сыпь, экзема, краснеют и воспаляются веки (блефарит).

Минеральные вещества

Минеральные вещества входят в состав органов и тканей и играют большую роль во всех физико-химических процессах, протекающих в организме. Часть минеральных веществ содержится в клетках, другая часть находится во взвешенном состоянии в виде ионов в крови, лимфе и тканевой жидкости.
Основными элементами, необходимыми для жизнедеятельности организма человека, являются кальций, магний, калий, фосфор, хлор, сера. Они участвуют в строении клеток и тканей, обеспечивают функции сердца, мышечной и нервной систем, нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе обмена веществ. Потребность в кальции как главном строительном материале костной ткани у детей особенно велика, так как в их организме с ростом и развитием происходит интенсивное формирование костей. Кальций содержится в продуктах молочного происхождения, в овощах и фруктах.
Для строения костей, кроме кальция, необходим и фосфор. Около 80% от всего количества фосфора, необходимого ребенку, входит в состав костной, около 10% в состав мышечной ткани. Достаточное количество фосфора в организме нормализует углеводный обмен и укрепляет нервную систему. Содержится фосфор в мясе, молоке, рыбе, зерновых (овсянка, пшено) и бобовых растениях.
Железо входит в состав гемоглобина - сложного белкового соединения, находящегося в красных кровяных тельцах - эритроцитах; оно содержится во фруктах, овощах, мясе, яичном желтке.
Кроме перечисленных минеральных веществ, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие, так называемые микроэлементы, содержащиеся в пище в минимальном количестве (менее 1 мг/%). Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эндемический зоб при отсутствии йода, тяжелое малокровие при отсутствии кобальта или меди, разрушение зубов при недостатке фтора и т. д. Потребность детей в минеральных веществах, в том числе и в микроэлементах, до 2 месяцев жизни удовлетворяется грудным молоком матери. С 2 месяцев их надо вводить ребенку с соками ягод, фруктов и овощей, а с 5-6 месяцев - с прикормом (овощи и фрукты, яйца, мясо, каши, особенно гречневая, овсяная и т. д.).

4. При организации питания детей старше 1 года учитывают их физиологические особенности: нарастание ферментативной энергии пищеварительных соков, развитие жевательного аппарата, вкусового восприятия.

На 2-м году жизни, когда у ребенка уже достаточное количество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкую и полужидкую пищу заменяют более твердой. В этот период можно давать не только каши, но и запеканки, котлеты, оладьи, овощи вареные или тушеные, нарезанные кусочками. Мясное и рыбное пюре заменяют фрикадельками, котлетами. Детям 2-3 лет можно давать мясо, нарезанное кусочками (рагу, гуляш, бефстроганов).

Продукты для детского питания должны быть разнообразными, содержать разные сорта хлеба, Всевозможные крупы, овощи, зелень, фрукты, молоко, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца. Ребенку от 1 года до 2 лет в сутки требуется молока не менее 700 мл, от 2 до 7 лет - не менее 500 мл.

В рацион детского питания следует включать куриное мясо, печень, мозги. Нельзя давать жирную свинину, баранину, гусиное мясо, так как жиры этих продуктов плохо усваиваются. Рыба в питании может быть любая, необходимо только тщательно освобождать ее от костей; можно давать сельдь (паштет, фаршмак). В детском питании широко используют овощи, фрукты и ягоды, такие, как редис, репа, редька, лук, кабачки, шиповник, смородина, крыжовник, облепиха, брусника, клюква, морошка, и др. Следует включать в рацион питания огородную и дикорастущую зелень (лук, укроп, шпинат, салат, щавель, крапиву и т.п.).

Организм ребенка надо обеспечить необходимым количеством воды, поэтому в дневном рационе не менее 5 блюд должны быть жидкими: молоко, кофе с молоком или чай - на завтрак; 1-е и 3-е блюда - на обед; кефир, простокваша, молоко или чай с молоком - на ужин.

5 в тетради.

XI. Требования к приему детей в дошкольные

образовательные организации, режиму дня и организации

воспитательно-образовательного процесса

11.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.

11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.7. При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3 - 4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов - организуется однократный прием пищи.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе ( ). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

7. 2.13. Требования к организации физического воспитания

2.13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

2.13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года. . С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2 - 3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

Рекомендуемая наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность, в зависимости от возраста детей. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

В младшей группе - 15 мин.,

В средней группе - 20 мин.,

В старшей группе - 25 мин.,

В подготовительной группе - 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе занятия проводят при температуре воздухе до -15 °С в безветренную погоду.

В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

Закаливание детей включает систему мероприятий:

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

2.13.9. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

    Систематичность - регулярное, ежедневное проведение закаливающих процедур на протяжении всего года с учетом особенностей климата, сезона и погодных условий;

    Постепенность - постепенно возрастающее воздействие закаливающего фактора;

    Комплексность - одновременное использование нескольких различных закаливающих факторов, сочетания общих и местных охлаждении и т.д. при обязательном выполнении всех общезакаливающих мероприятий;

Важнейшими навыками человека являются умение содержать себя в чистоте и заботиться о своем здоровье. В связи с этим должно начаться как можно раньше, сначала в семье, потом в детском дошкольном учреждении.

Ребенок должен понимать, что причесываться, умываться, мыть руки перед едой, аккуратно кушать, вовремя менять нижнее белье, принимать душ, чистить зубы – необходимые привычки воспитанного, культурного человека.

С чего начинается гигиеническое воспитание

Приучать малыша находиться в чистоте нужно с первых дней жизни. В детской должен быть порядок, в кроватке – комплект свежего белья. После приятной процедуры вечернего купания крошку нужно переодеть во все чистое, завернуть в мягкое полотенце. Важно понимать, что гигиеническое воспитание детей начинается с того, что на эмоциональном уровне они проникаются ощущением удовольствия от чистоты, купание становится для них потребностью.

К полутора – двум годам малышей надо приучать к самостоятельному посещению туалета. До этой поры мало кто из них способен вовремя реагировать на сигналы выделительной системы. Чтобы крошкам было удобнее, подберите им одежду, которая легко снимается и надевается, ведь чтобы справиться с этим «важным делом», ребенок должен сначала снять штанишки, трусики.

Поощряйте желание малыша все сделать самостоятельно. Даже если первые попытки будут неудачными, не ругайте его, помогите понять, как пользоваться туалетной бумагой. Похвалите: «Вот молодец какой! И штанишки сухие, чистые!»

В период приучения к горшку ребенок действует с переменным успехом: иногда может заиграться и промочить штанишки. Не критикуйте и не стыдите его – просто навык еще не закрепился. Примените игровые методы обучения. Например, разыграйте сценку, как кукла (зайка, медвежонок) ходит в туалет. Желательно, чтобы на игрушке была одежда.

Разговаривайте с ребенком: «Смотри-ка, кукла захотела в туалет! Вот она идет к горшку, снимает брючки, трусики, садится… Вот какая молодец, кукла!»

Напоминайте ребенку, что после туалета обязательно нужно мыть руки. Первое время помогайте ему в этом, потом он привыкнет и станет делать это сам.

До поступления в садик малыша нужно научить чистить зубы. Сначала он будет делать это с помощью мамы или папы, потом самостоятельно. Ребенку нужно объяснять, почему важно брать на щетку горошинку пасты и аккуратно водить ею по зубкам сверху вниз.

Главное – не отступать от формирования правильных гигиенических навыков и показывать ребенку пример собственного заботливого отношения к здоровью.

Как замотивировать ребенка на соблюдение гигиены?

При гигиеническом воспитании детей важно обеспечить им комфортную обстановку.

  • У ребенка должно быть собственное полотенце, желательно с веселым орнаментом, красивая зубная щетка, которую он может выбрать с вашей помощью, ящичек или полка в шкафу, на которой будут храниться его личные вещи. Важно, чтобы малыш содержал на ней все в чистоте и порядке, не разбрасывал, как попало
  • Детская косметика: гель для душа, шампунь, зубная паста, мочалка, расческа – тоже должны лежать отдельно, чтобы малыш мог брать их по мере надобности
  • Не стоит создавать ему отрицательную мотивацию: «Вот не будешь руки мыть, в животе заведутся червяки!» Полезные привычки лучше усваиваются на позитиве, когда вы поддерживаете желание малыша нравиться окружающим, выглядеть опрятно
  • Пока ребенок маленький, ему сложно дотянуться до раковины, чтобы помыть руки или почистить зубы, хотя он требовательно заявляет на ваши попытки помочь: «Я сам!» Вариантом выхода из этой ситуации может стать маленькая устойчивая скамеечка, взобравшись на которую, малыш сможет продемонстрировать домашним свою самостоятельность
  • Поддерживайте ритуалы. Например, приучите ребенка перед принятием вечернего душа или ванны самому собирать чистое белье: маечку, трусики, пижаму. Это станет своеобразным сигналом перехода к отдыху
  • Нужно научить ребенка сразу складывать грязную одежду, в том числе, колготки, носочки в специальную корзину, а не разбрасывать по комнате или пытаться упаковать в шкаф с чистыми вещами
  • Покажите, как протирать уличную обувь влажной тряпочкой и убирать на место. У ребенка для дома должна быть удобная, подобранная по размеру обувь, в которую он сможет переобуваться, придя с прогулки. Позже настаивайте на том, чтобы и в школе он переобувался, даже если общего требования нет. Ногам должно быть комфортно, а заодно сменная обувь – профилактика грибковых заболеваний, потницы и усталости

К гигиеническому воспитанию детей относятся и приучение ребенка правильно вести себя за столом, и

Гигиеническое воспитание и обучение необходимо начинать с самого раннего возраста. Значительную роль в этом играют дошкольные учреждения.

В дошкольном возрасте детям необходимо прививать гигиенические навыки и привычки, которые помогут предупредить многие заболевания и укрепить здоровье. Гигиеническое обучение должно иметь целенаправленный характер.

Обязательным условием выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку является их систематическое повторение. Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, в игре, в учебе, во время физкультурных и трудовых занятий. Необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными и в дошкольных учреждениях, и в семье.

Выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это поможет сформировать у малыша положительные эмоции, вызывает у него желание быть чистым.

В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.

В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены: содержать руки, лицо, тело, волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалетной, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки; мыть перед сном ноги; чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.

Детей 2-3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается и они превращаются в устойчивую привычку.

Для обеспечения самостоятельности действий детей следует приобрести соответствующие их росту мебель, полки, шкафы для хранения одежды, игрушек, книг и т.п.

Гигиеническое воспитание помогает с ранних лет подготовить детей к трудовой деятельности: самим убирать постель, игрушки, свой стол, поддерживать порядок и чистоту в комнате. Дошкольники должны твердо усвоить и гигиенические запреты: не брать различные предметы и игрушки в рот; не есть немытые фрукты и овощи, пищу, упавшую на пол, на землю, неизвестную зелень, ягоды с куста. Ребенку запрещают во время сна закрываться одеялом с головой, так как ему приходится дышать не свежим воздухом, а своими испарениями. Перед сном следует снять дневное нательное белье и надеть ночное, нельзя спать только на одном боку или «калачиком», лучше всего спать на спине, в свободной позе, для предупреждения деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. По утрам не нужно давать ребенку долго лежать в постели; проснувшись, он должен сразу вставать и делать утреннюю зарядку.

Дошкольникам целесообразно сообщать элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступ ной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты.

Для здоровья ребенку необходимо соблюдать режим дня. Взрослые должны разъяснить им важность его соблюдения, заложить положительное отношение к этому процессу (вовремя ложиться спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т.д.). В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.

Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других черт характера.

Заведующие дошкольными учреждениями организуют воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить прежде всего охрану и укрепление здоровья детей. Они создают гигиенические условия воспитания и развития детей. В их обязанности входит организация полноценного питания, правильного режима дня, пребывания детей на свежем воздухе, закаливающих процедур. Они контролируют соблюдение гигиенических требований на занятиях, прогулках, во время игр, приема пищи, сна и др.; обеспечивают методическую подготовку воспитателей, оказывают им административную помощь; осуществляют контакт с родителями для обеспечения единства гигиенических требований в дошкольном учреждении и в семье.

В большей степени гигиеническое воспитание детей в группах осуществляют воспитатели. Гигиенические навыки и представления дети приобретают и на занятиях по развитию речи, физической культуре, труду и др. Важно научить детей проводить анализ своих действий на основе уже имеющихся гигиенических представлений и сформированных навыков. Для этого не следует давать детям прямое указание, что надо сделать. Например, можно сказать, что игра закончилась, через 10 мин будет обед или дневной сон. дети сами должны догадаться, что пора мыть руки или готовиться ко сну. Такой прием хорошо обнаруживает сознательное применение закрепленного навыка.


Приведено с некоторыми сокращениями

В воспитании у ребенка культуры поведения, его привычек, санитарно-гигиенической дисциплинированности особенно большое значение имеет гигиеническое образование и воспитание гигиенических навыков.
С понятием гигиенического навыка связывается весь тот комплекс автоматизированных действий, которые позволяют человеку иметь целесообразное с санитарно-гигиенической точки зрения поведение в окружающей среде.
Семилетний ребенок, поступая в школу, уже обладает рядом гигиенических навыков, которые он получил в семье или детском саду. Согласно уставу детского сада дети старшей группы должны приучаться: самостоятельно, без напоминания мыть руки перед едой, после всякого загрязнения и посещения уборной; мыть лицо, шею, уши, чистить зубы утром; полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, аккуратно одеваться и раздеваться, очищать ноги при входе в помещение, правильно держать свое тело при ходьбе и сидя за столом, пользоваться столовыми приборами.
Однако эти навыки не являются достаточно прочными, и если они не будут закрепляться и совершенствоваться, то, как всякий условный рефлекс, утратятся. Помимо этого, в школе учащийся должен получить ряд новых навыков: правильной осанки и рабочей позы, гигиенического содержания учебников, книг, тетрадей и письменных принадлежностей, пользования чистой индивидуальной посудой, тщательного мытья овощей и фруктов перед употреблением, ухода за своим телом, одеждой, помещением.
Ведущим звеном в воспитании всех гигиенических навыков является систематическая работа учителя с учащимися по вопросам охраны здоровья, предусмотренным программой. Эти знания становятся основой, на которой воспитываются гигиенические навыки.
Учитель начинает воспитание гигиенического навыка с выяснения значимости его для здоровья школьника, класса и всего школьного коллектива. Объяснение ведется с учетом особенностей детей семилетнего возраста, конкретно, с наглядным показом, последовательно от легкого к трудному.
Образование всякой условной связи создается на основе повторения одного и того же рефлекса. Поэтому образование навыка достигается многократным и систематическим повторением упражняемого действия.
Одним из первых гигиенических навыков, которые вырабатывает и закрепляет учитель у детей семилетнего возраста, является навык правильной осанки.
Затем последовательно воспитываются навыки ухода за телом: мытье тела, стрижка волос, смена белья, умывание, мытье рук, стрижка ногтей, чистка зубов, пользование носовым платком, содержание в чистоте комнаты и класса.
Работу по привитию всякого гигиенического навыка учитель начинает с того, что объясняет учащимся цель занятия. После этого он проводит краткую беседу по картинкам (наглядным пособиям), сообщает детям новые знания по охране здоровья, показывает правильные приемы выполнения навыка.
Для демонстрации правильных приемов выполнения гигиенического навыка, помимо наглядных пособий, необходимо.подготовить требуемые принадлежности и заранее обучить двух наиболее аккуратных учеников выполнению навыка, предварительно прорепетировать с ними все детали, чтобы на уроке не было допущено никаких неправильностей и неточностей.
Вот пример такого урока.
Учитель раскрывает цель урока: 1) уяснить значение тщательного и регулярного мытья рук и стрижки ногтей; 2) научиться правильно мыть руки и умываться.
К уроку подготовлены пособия: 1) картинки с изображением опрятных и нерях; 2) кувшин с водой и таз, мыло в мыльнице, щетка для рук, чистое полотенце.
Демонстрация состоит в показе мытья рук и умывания: один ученик раздевается до пояса, другой готовится поливать ему из кувшина. Под струей воды ученик смачивает руки; намыливает их с обеих сторон до локтя и между пальцами; тщательно трет рука об руку, смывает мыльную пену; намыливает щетку для рук, очищает с ее помощью подногтевые пространства; ополаскивает щетку и руки. После этого осторожно, не разбрызгивая воды, ученик смачивает ею лицо, уши, шею; намыливает их; старательно смывает мыльную пену и насухо вытирается полотенцем.
Для лучшего усвоения учащимися деталей мытья рук процедура эта повторяется еще раз.
Повседневной проверкой перед началом занятий чистоты рук учащихся, многократным упоминанием об обязательном мытье их перед приемом завтрака в школе, после пользования уборной и после всякого загрязнения учитель добивается закрепления у детей важнейшего навыка личной гигиены.
Воспитание правильной осанки - один из первых важных навыков, которые учитель начинает вырабатывать у детей с первого дня их прихода в школу. Осанкой называется склад фигуры человека, его умение держать свое тело. Хорошая, правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с естественными изгибами его вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы. При этом располагаются автоматически правильно внутренние органы и линия, определяющая направление центра тяжести, проходит наиболее выгодно. Естественная кривизна позвоночника образуется, как только ребенок начинает садиться и вставать на ножки. Но ряд причин - нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению организма, а также плохое физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию навыка правильной осанки у детей - приводит к тому, что у них возникают и развиваются различные неправильности телосложения.
Эти неправильности в виде увеличения естественных изгибов позвоночника и появления боковых искривлений его, крыловидных лопаток, асимметрий плечевого пояса, уплощения грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу внутренних органов и отражаются на здоровье.
Все указанные дефекты осанки могут возникнуть и особенно прогрессировать у детей семилетнего возраста при наличии особой податливости их костной системы, отсутствии внимания к этому со стороны учителей и наличии условий обучения, не отвечающих гигиеническим требованиям.
Равно как и ряд других навыков, осанка приобретается детьми в процессе их роста, развития и воспитания. Выработка и закрепление у школьников навыка правильной осанки протекают медленно.
Особенно долго вырабатывается этот навык тогда, когда дети уже привыкли неправильно держать свое тело Специальные исследования показали, что у детей младшего школьного возраста нарушения осанки в большинстве случаев не связаны с фиксированными анатомическими изменениями в их двигательном аппарате и легко поддаются исправлению.
Легко воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки тогда, когда одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мероприятиями (рациональный распорядок дня, полноценный сон и питание, закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разносторонние физические упражнения, а учебные и неучебные занятия их проходят за мебелью, отвечающей гигиеническим требованиям и их росту, при хорошем освещении и оптимальных воздушно-тепловых условиях.
На специальном уроке учитель объясняет и показывает детям, как надо правильно сидеть за партой.
Учитель подробно рассказывает детям, как надо держать голову, плечи, руки, ноги. Следует сказать, что за партой надо сидеть прямо, голову немного наклонить вперед, но при этом не ложиться грудью на край стола, обе руки должны свободно лежать на парте, обе ноги всей ступней опираться на подножку; во время чтения и письма опираться о стенку парты поясничной частью (показать как), а во время объяснений учителя сидеть более свободно и опираться о спинку парты не только поясничной, но и подлопаточной частями спины.
Объяснение сопровождается показом пособия «Правильно сиди за партой». Кончив объяснение, учитель спрашивает детей, как на рисунке ученик (или ученица) держит голову, руки, ноги. Затем к классной доске выдвигается парта и одному из учеников, сидящему за ней, предлагается сесть правильно.
После такого подробного разбора посадки учитель предлагает всем ученикам сесть правильно, обходит ряды и в случае необходимости исправляет их посадку.
Наглядное пособие «Правильно сиди за партой» нужно повесить в классе.
Повседневно контролируя правильность позы учащихся во время занятий, учитель закрепляет этот навык.
Особенно часто учащимся нужно напоминать на уроках письма о правильном положении тела, многие из них садятся на край скамьи, ложатся грудью на стол, опускают левое плечо и поднимают правое. Это влечет за собой искривление позвоночника, сначала временное - функциональное, а затем, возможно, и органическое - стойкое. Поэтому на каждом уроке письма учитель дает учащимся указания: «Сядьте все правильно, как я вам показывал и как нарисовано на картинке. Положите руки на парту вот так (показывает положение рук под углом в 45°, локти свободны), голову держите на таком расстоянии от тетради (показывает длину от локтя до конца пальцев), не опирайтесь грудью о край стола». Ученики приступают к письму, учитель проходит по рядам, поправляет неправильно сидящих, делает им замечания и, обращаясь ко всему классу, говорит, что будет всегда строго следить за позой каждого ученика.
Воспитание правильной осанки учащихся не ограничивается лишь выработкой у них привычки правильно сидеть за партой. Дети должны всегда соблюдать правильную осанку и тогда, когда они стоят или идут, когда выполняют ту или иную работу. Нужно постоянно напоминать детям, чтобы они сидели и ходили прямо, не горбились.
Не менее важно следить за равномерностью нагрузки на плечевой пояс детей. Постоянное ношение в руках сумок и портфелей с большим числом книг играет немалую роль в возникновении асимметрии плечевого пояса. Более гигиеничны поэтому заплечные сумки для книг - ранцы, так как они исключают неравномерность нагрузки на плечевой пояс и возможность возникновения боковых искривлений позвоночника.
Существенное значение в профилактике дефектов осанки у детей имеет постановка физического воспитания (об этом - в специальном разделе монографии).
Книги и тетради, особенно при неправильном обращении и уходе, могут явиться передатчиками болезней. Особенно сильно подвергаются бактериальному загрязнению книги непереплетенные и необернутые, с шероховатыми, помятыми листами, загнутыми углами страниц. На страницах таких книг микробы-возбудители различных болезней могут подолгу жить и вызывать заражение во время пользования ими. Известно, например, что туберкулезная палочка может жить на листах книги от 3 до 5 месяцев, а дифтерийная - 2-3 месяца. Поэтому-то и важно приучить детей к аккуратному и бережному хранению книг и к правильному пользованию ими. Учащимся следует показать, как обернуть книгу и тетрадь, объяснить, что обертки нужно менять возможно чаще, не доводя их до сильного загрязнения; учителю надо систематически проверять, что находится у детей в их школьных сумках, в каком состоянии их книги и тетради. Посещая семью, контролировать чистоту и порядок в уголке школьника. Со временем, когда ученики привыкнут к порядку, эти обязанности можно будет возложить на санитаров, но не ослаблять и своего контроля. Нужно научить детей правильно перевертывать страницу, беря ее за правый верхний угол, и отучить от вредной привычки слюнявить пальцы перед перевертыванием страниц, грызть и слюнявить карандаш, ручку и резинку. Таким путем передается инфекция.
Все письменные принадлежности вместе с машинкой для очинки карандашей и перочисткой хранятся в пенале. Очинка карандашей допускается только над специальной коробочкой, стружки из которой санитары должны ежедневно выбрасывать в мусорный ящик.
Уроки личной гигиены являются частью программного материала по охране здоровья. Используя методическое пособие «Тело человека и уход за ним», учитель последовательно знакомит учащихся с правилами мытья рук, стрижки ногтей, ухода за зубами, еженедельного мытья тела, обязательной еженедельной смены нательного и постельного белья, содержания в чистоте комнаты и класса, со значением для здоровья свежего воздуха.
Кожа выделяет вещество, убивающее микробов, однако это свойство при загрязнении теряется. Кроме того, на грязной коже легче образуются гнойнички вследствие закупорки выводных протоков сальных желез и нарушение целости кожных покровов при расчесах. Через грязные руки передаются тяжелые кишечные заболевания и происходит заражение глистами. При мытье одной водой невозможно удалить грязь с поверхности кожи. Поэтому мыть руки, а также все тело нужно с мылом, образуя большое количество пены.
Ежедневно во время утреннего и вечернего туалета учащийся должен мыть руки, лицо, шею и ноги. Помимо этого, руки следует мыть в течение дня после всякого загрязнения (пользования уборной, игры с домашними животными, работы с землей и т. д.) и обязательно перед едой.
Руки нужно мыть со щеткой, так как только таким способом возможно удалить грязь из-под ногтевых пространств и складок кожи вокруг ногтей - места наибольшего скопления грязи, микробов и яиц глистов. Ногти на руках следует стричь коротко, дугообразно. Руки каждый раз необходимо вытирать досуха, иначе на коже появятся трещины и образуются «цыпки». В целях профилактики на ночь после мытья целесообразно смазывать руки глицерином (пополам с водой) или смягчающим ланолиновым кремом.
Для лица и рук, а также для ног школьник должен иметь отдельные полотенца.
Ноги моются ежедневно перед сном водой комнатной температуры. Эта процедура, помимо гигиенического значения, оказывает на организм закаливающее влияние.
Еженедельно горячей водой с мылом и мочалкой моется все тело.
Особенно большого внимания требует уход за волосами. Их нужно мыть каждые 5-6 дней. Если вода жесткая, ее следует смягчить, добавив в тазик одну чайную ложку питьевой соды. Лучшими мылами для детей являются: глицериновое, детское, «Красный мак». Девочкам нужно иметь индивидуальную расческу и частый гребень. Ежедневно после расчесывания волос (длинные волосы расчесывают в несколько приемов, начиная с их конца, а короткие от поверности кожи к концу волос) необходимо прочесать их частым гребешком. Вместе с мытьем головы следует мыть щеткой с мылом и гребни.
Состояние зубов, их целость имеет важное значение для здоровья ребенка. В разделе первом настоящей главы указаны особенности зубов детей семилетнего возраста. В силу этих особенностей уход за зубами должен быть особенно тщательным. Утром и вечером зубы чистятся щеткой с зубным порошком.
Учитель в классе показывает детям, как правильно чистить зубы, подчеркивая при этом, что щетка энергично водится по поверхности зубов справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх, а также со стороны языка. Только таким образом можно удалить застрявшие между зубами остатки пищи, которые, разлагаясь, образуют вещества, разрушающие зубную эмаль. Каждый ребенок должен иметь свою зубную щетку с футляром и коробочку зубного порошка. Щетка рекомендуется умеренно жесткая. После каждого приема пищи рот полощут водой комнатной температуры. В целях сохранения зубной эмали не следует грызть орехи и другие твердые предметы, а также избегать быстрой смены горячей и холодной пищи. Зубы, начинающие подвергаться гниению, необходимо немедленно пломбировать, чтобы предохранить их от полного разрушения. Своевременно выявить порчу зубов позволяют регулярные врачебные профилактические осмотры полости рта.
В воспитании у учащихся навыка правильного ухода за своей одеждой огромную роль играет личный пример учителя, аккуратность и опрятность его костюма, а также то, насколько он требователен к выполнению учащимися санитарно-гигиенического режима школы.
Пальто, гимнастерка и рабочий халат школьника обязательно застегиваются им на все пуговицы. Ботинки чистятся, калоши моются, носовой платок меняется ежедневно.
Приходя домой, школьник переодевается в домашнее платье, а форменное чистит щеткой, вешает на плечики и убирает в шкаф, он сам пришивает оторвавшиеся пуговицы, чистит воротничок, а со временем самостоятельно гладит свой костюм.
Школьник должен быть приучен к тому, что при входе в любое помещение надо вытирать ноги, снимать калоши.
Обязанностью учителя является воспитание у детей любви к своей школе, бережного отношениях к школьному имуществу, привычки поддерживать чистоту во всех помещениях школы, на школьном участке, дома.
Вместе с тем учитель объясняет детям, что дома им также надлежит поддерживать чистоту, порядок и помогать родителям. При этом он подробно разъясняет, какое значение имеет чистота помещения и свежий воздух для здоровья: чистота в помещении и свежий воздух предохраняют человека от вредного действия пыли, от болезней.
Учащиеся на специальном уроке обучаются влажной уборке помещений: подметать пол щеткой с навернутой на нее влажной тряпкой, вытирать пыль с парт и с различных предметов также специальными увлажненными тряпками.
Чистота класса имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Учитель обязан следить, чтобы за час до прихода в класс детей была произведена при открытых окнах тщательная влажная его уборка, протерты влажной тряпкой все парты, радиаторы, подоконники, стекла, панели и двери. Во время уборки парты отодвигаются, а затем устанавливаются в строгом порядке. Дощатый пол ежедневно моется, а паркетный два раза в месяц красится и натирается, затем ежедневно протирается суконной тряпкой, смоченной в керосине.
Раз в месяц производится генеральная уборка класса: мылом и щеткой моются панели, радиаторы, двери, подоконники, окна с внутренней стороны, промывается осветительная арматура.
У детей должны быть воспитаны прочные навыки, связанные с приемом пищи. В детском саду дошкольников приучают есть не торопясь, тщательно прожевывать пищу, не чавкать, правильно пользоваться столовыми приборами. Дело школы укрепить и развить эти навыки. Учителю нужно присутствовать при горячем завтраке детей. Он обращает внимание на выполнение детьми всех указанных правил и в случае необходимости показывает, как правильно держать ложку, вилку, нож и как ими пользоваться.
Для закрепления навыков культурного приема пищи необходимо серьезное внимание обращать на обстановку, в которой проходят горячие завтраки школьников. Столовая или буфет должны отличаться чистотой, столы покрыты свежими белыми скатертями, столовые приборы аккуратно разложены и расставлены до прихода детей. Каждому классу отводятся свои столики и определенное время посещения столовой и буфета. Перед завтраком учитель проверяет, все ли дети вымыли руки. Дежурные родители и актив Общества Красного Креста оказывают учителю помощь в организации горячих завтраков.
Одновременно с этим у учащихся нужно воспитать и такие навыки: не есть немытых овощей и фруктов, не пользоваться немытой и чужой посудой, не есть из общей посуды, не откусывать от чужого куска и т. п.
Ряд требований к поведению школьников в коллективе является необходимой противоэпидемической мерой. При кашле и чихании вместе с капельками слюны и носовой слизи вылетает большое количество микробов, среди которых могут быть возбудители различных болезней.
Таким способом от больного человека к здоровому передаются туберкулез, дифтерия, скарлатина, ангина, корь, коклюш, ветряная оспа и другие болезни. Поэтому детей нужно приучить при кашле и чихании отворачиваться от соседа, прикрывать нос и рот носовым платком, не плевать на пол.
Большую роль в воспитании гигиенических навыков играет санитарная самодеятельность учащихся. Первое время учитель сам проверяет, как дети соблюдают чистоту в классе, выполняют правила личной гигиены и поведения в коллективе. Затем за этим начинают следить и санитары. Санитары выбираются по рядам парт. Каждый санитар носит на левой руке белую повязку с красным крестом. Он следит за тем, чтобы все ученики соблюдали правила личной гигиены, чтобы у всех были чистые воротнички, носовые платки, салфетки для завтрака. В его обязанность входит и наблюдение за чистотой класса, за регулярным его проветриванием и т. д. Перед началом уроков каждый из санитаров со всей тщательностью осматривает учащихся своего ряда и о результатах осмотра докладывает учителю, а в случае необходимости принимает немедленные меры сам: выявив ученика с длинными ногтями или плохо вымытыми руками, вручает ему мыло, щетку и полотенце и отправляет к умывальнику. После рапортов учительница проверяет чистоту одежды, обуви, рук и т. д. самих санитаров, весь класс наблюдает за этой процедурой: санитары - пример чистоты и опрятности.
На каждый ряд парт санитары заводят тетрадочки, где знаком плюс отмечают выполнение, а знаком минус невыполнение учащимися правил личной гигиены. Отмечают также и санитарное состояние всего класса.
В конце учебной недели учитель просматривает эти тетрадочки, выясняет, кто получил замечания и за что, проводит беседу с санитарами о содержании их работы на следующую неделю.
К воспитанию и закреплению санитарно-гигиенических навыков, особенно к закреплению навыка правильной осанки, целесообразно привлекать всех учащихся. Каждый ученик может сигнализировать впереди сидящим о нарушении ими правильного положения тела и, таким образом, содействовать выработке правильной посадки.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Top