Иллюзия: норма или психическое расстройство? Искаженное восприятие себя.

В процессе работы с клиентами легко заметить, что важное значение для душевного состояния человека имеет то, как он воспринимает происходящее.

Восприятие есть начало и конец того, как человек чувствует, какие поступки совершает, какие особенности характера приобретает, как живёт, какую судьбу пожинает.

Работая с любым запросом, я вынужденно и неизменно прихожу к началу, источнику, с которого всё началось. Это то, как человек воспринял ситуацию.

Когда клиент много и подробно рассказывает о своих затруднениях, неудачах, несправедливости, болезни, унижении, страхе, отвержении и т.д., то я понимаю, что суть его переживаний находится в оценке произошедшего события как негативного, последствия которого не преодолимы. Это первое, с чем можно работать, остальное то, о чём переживает клиент, может рассыпаться в процессе работы само по себе.

Нас учат оценивать, т.е. интерпретировать события, с самого раннего детства. Младенцу уже говорят: "Это не хорошо. Так нельзя, будет ва-ва" . Школьнику ставят оценки, указывая на ошибки, не задерживая внимания на том, что хорошо. Так мы обучаемся негативному мышлению.

Первое, что мы делаем, когда сталкиваемся с событиями жизни, мы инстинктивно оцениваем происходящее: опасно — не опасно, правильно — не правильно, хорошо — плохо. Так мы обучаемся чёрно-белому мышлению.

Клиенты, описывая свою проблему, рассказывают о событиях в терминах оценки и интерпретации. Очень трудно добиться изложения просто фактов, чтобы составить независимое представление. Клиент сразу предлагает собственную интерпретацию событий с точки зрения своего опыта и воспитания. Нет беспристрастного изложения фактов и анализа как такового. А есть сразу оценка, интерпретация, которая принимается за истину. Конечно, это истина для данного человека. Но если учесть, что у каждого человека свой уникальный опыт и воспитание, то приходится признать, что у каждого свой взгляд, каждый смотрит на одно и то же событие через собственный фильтр, который одни факты учитывает, другие отбрасывает как не важные или не замечает их, как не существующие.

Сознание работает выборочно и ассоциативно. Это особенность психики. Это защищает психику от перегрузки. Сознание как бы сканирует события и высвечивает то, что согласуется с уже имеющимися убеждениями. Такое восприятие бессознательно и типично для любого человека.

Таким образом, все искажения начинаются с восприятия, и это в дальнейшем приводит к деструкциям.

Правомерно ли утверждать, что если изменить стиль восприятия, то можно избежать нежелательных последствий в виде болезней, неудач, нервных расстройств?

Возможно ли в принципе реалистическое восприятие?

Во всяком случае можно поставить задачу: приблизить имеющееся восприятие к реальности, и тогда клиент сам станет свидетелем того, как его жизненные затруднения рассыпаются один за другим.

Трудность заключается в том, что клиент живёт в плену своих образов и идеалов и не связывает свои проблемы с ошибками восприятия. Он цепко держится за свои убеждения, которые были созданы при определённых обстоятельствах и в других контекстах не имеют силу. Эти убеждения являются опорой в жизни, ориентирами, которые направляют жизненный путь.

Человек трудно переносит неопределённость. Неизвестность пугает его. Ему страшно доверять не идеям, а самой жизни, которая разворачивается прямо сейчас в своей непостижимой реальности прямо перед ним. И он уводит своё внимание в голову, в рассуждения, в сравнения с идеалами, в оценки и критику. Страх перед непознаваемым заставляет определять, объяснять, давать интерпретации всему происходящему: это потому-то, он думает так-то, они хотят того-то,.. — объяснялки, оправдания, додумывания за других.

Страшно отбросить идеи, и посмотреть правде в глаза, и принять жизнь такой, какая она есть, без объяснений и оправданий.

Страшно отказаться от чёрно-белого мышления, сказать себе: бывает так, а бывает и иначе, у всех по-разному, многое зависит от контекста.

Создан шаблон восприятия, и нужно мужество, чтобы его преодолеть.

Когда человек застревает в эмоциональной оценке происходящего, он не действует. Снова и снова он переживает событие как не справедливость, не правильность.

Надо очнутся от гипноза созданных идеальных образов и спросить себя: если это так, как я могу действовать для пользы себе и другим? Возможно ли что-то улучшить? Как сделать из этого что-то хорошее?

Искажений восприятия нет, когда человек воспринимает только то, что есть, ничего не добавляя, ничего не убавляя. Мы часто не осознаём, как много находимся в отрыве от реальности, наделяем объекты не существующими качествами, предполагаем и догадываемся, не имея для этого реальных фактов. Чем больше мысли оторваны от реальности, тем более не понятным и деструктивным для окружающих представляется поведение индивида.

Кажется, чего проще видеть только то, что есть, не позволяя уму разыграться в своих фантазиях? На деле это оказывается сложным. Беспокойный ум без остановки воспроизводит новые мысли, независимо от воли человека. Иногда ум полностью затягивает человека в свои сладостные фантазии счастья или страдания. Удивительно, что переживания от фантазий такие же реальные, как и от реальных событий. То есть в фантазиях события не реальны, а переживания реальны. Эта ловушка затягивает своей простотой и доступностью. Можно просто, без всяких усилий, получить самые разнообразные переживания, не подвергая, как кажется, себя риску. Вырваться трудно из такого инфантильного эмоционального переживания. Побочный эффект — реальная жизнь трещит по швам. Человек становится не адаптивным и приобретает всё больше неадекватности в поведении, отрываясь от реальности.

Мыслительная деятельность естественна и необходима для человека. Она полезна для занятий наукой и творчеством, которые имеют конкретные цели и достижения. Творческая мыслительная энергия может быть направлена на анализ фактов, планирование событий своей жизни, поиск путей достижения поставленных целей. Но человек с искажённым восприятием застревает в оценках и эмоциях, бездействует. Он ведёт бесконечные монологи, рассуждая и доказывая, сопротивляясь тому, что есть.

Мне представляется, что одна из самых важных задач любого человека развить в себе способность к реалистическому восприятию действительности. Такую работу можно проводить самостоятельно с помощью тренировки концентрации внимания. Доступные каждому методы: молитвы, медитации, упражнения на концентрацию.

Способность видеть ясно и чётко, без замутнения привносит в жизнь спокойное отношение к происходящим событиям и позволяет более эффективно решать жизненные задачи. Принятие всего, что есть, позволяет согласиться с жизнью в целом, с тем, что жизнь больше отдельного человека, и наивно маленькой части бороться против целого. Благоговение перед тем, что больше нас даёт возможность соизмерять силы и не тратить их на то, что невозможно не бороться с ветряными мельницами.

Беспристрастное восприятие того, что есть расширяет кругозор видения, позволят выйти из рамок узкого мышления, столкнуться с чем-то новым и приобрести новый опыт. Широкое видение позволяет увидеть варианты решения проблем, ранее скрытые от глаз.

Познание окружающего мира и самого себя начинается с восприятия нашими органами чувств всего, что окружает человека и является им самим. Мы смотрим в окно своего дома на желтеющую листву. И мгновенно в сознании возникает образ, а затем и суждение о том, что на дворе осень. Мы видим в зеркале свое небритое лицо, и тут же появляется мысль, что нужно привести себя в порядок.

Восприятие - это сумма ощущений + представление. Восприятие - это психический процесс отражения предметов в целом и формирования целостного образа. Восприятие завершается узнаванием.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов окружающего мира при воздействии на органы чувств (холодный, мокрый, твердый и т.д.).
Представление - это мысленный образ предмета, основанный на воспоминаниях.


Нарушение чувствительности

Количественные изменения ощущений:
анестезии (отсутствие чувствительности);
гипестезии (снижение чувствительности);
гиперстезии (повышение чувствительности).

Качественные изменения ощущений:
парестезии (искажение чувствительности);
сенестопатии (сложные нарушения).

Гиперстезии встречаются при астеническом синдроме, тревожных состояниях , делириозном состоянии , у беременных (к запахам).
Гипестезии и анестезии встречаются при депрессии , состояниях выключенного сознания , кататоническом синдроме , истерических (конверсионных) расстройствах , глубоком гипнозе, состоянии сильного аффекта.


Сенестопатии

Сенестопатии - сложные нарушения восприятия, характеризующиеся:
1. Болезненными ощущениями внутри тела.
2. Мучительного характера.
3. Трудноописуемые: спазм, давление, жар, жжение, холод, лопанье, пульсация, отслоение, разрывы, распирание, растягивание, скручивание, стягивание, трение, дрожание и пр.
4. С миграцией по всему телу или неопределенной локализации.
5. Обращение к терапевтам, низкая курабельность.

«В голове, как будто, лопается пузырь», «кишечник, как будто, выкручивают», «в животе такое чувство, как будто, котенок царапает».

Сенестопатии встречаются при депрессии , невротических расстройствах , шизофрении , органических заболеваниях головного мозга .


Иллюзии

Иллюзии - это искаженное восприятие, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде.
«Пальто на вешалке кажется страшным бродягой».

Иллюзии различаются в зависимости от органов чувств: зрительные, слуховые (в т.ч. вербальные), обонятельные, вкусовые, тактильные, галлюцинации общего чувства (висцеральные и мышечные).

Иллюзии различаются по механизму образования:
Физиологические иллюзии возникают у всех людей из-за особенностей деятельности органов чувств и восприятия. Например, иллюзионисты «распиливают» девушку пополам, ложка в воде кажется сломанной и т.п.
Иллюзии невнимательности возникают при недостатке внимания или в условиях затрудняющих восприятие (шум, недостаток освещения и др.). Например, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию (к примеру, на вечеринке, когда рядом играет громкая музыка).
Аффективные иллюзии (аффектогенные) возникают на фоне аффекта (выраженной эмоциональной реакции) страха, тревоги. Тревожно-мнительный человек, идущий в позднее время в незнакомом месте, слышит за собой шаги преследователя, в тенях деревьев видит притаившихся людей и т.д.
Парейдолические иллюзии — зрительные иллюзии причудливо-фантастического содержания, возникающие при восприятии сложных конфигураций линий, узоров на различных поверхностях.

«Коврин остановился в изумлении. На горизонте, точно вихрь или смерч, поднимался от земли до неба высокий черный столб. Контуры у него были неясны, но в первое же мгновение можно было понять, что он не стоял на месте, а двигался со страшной быстротой, двигался именно сюда, прямо на Коврина…Монах в черной одежде, с седой головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо…». А.П.Чехов, рассказ «Черный монах».

Иллюзии невнимательности и аффектогенные иллюзии могут быть в норме.
Парейдолические иллюзии встречаются при делириозных состояниях , органических психозах , наркомании , отравлениях психомиметиками.


Галлюцинации

Галлюцинации - восприятие без объекта, восприятие того, чего на самом деле нет.

Существует множество классификаций галлюцинаций
А. По степени сложности:
. Элементарные - простейшие феномены (вспышки света, щелчки, стук, «оклики» и т.д.)
. Простые - возникают только в одном из анализаторов (например, только чувствуется мнимый запах лаванды)
. Сложные (комплексные) - возникают сразу в нескольких анализаторах (например, больной видит "черта", слышит его слова, чувствует его прикосновения)
. Сценоподобные - изменяется вся окружающая обстановка, например, больному кажется, что он находится совсем в другом месте. Указывает на развитие помрачения сознания.

Б. По анализаторам:
. Зрительные
элементарные - фотопсии (зрительные образы, лишенные конкретной формы в виде пятен, вспышек, "искр", контуров, бликов)
макро- и микроптические - галлюцинаторные образы маленького или большого размера;
. Слуховые
элементарные - акоазмы (оклики, неясные шумы, щелчки, стук);
в форме речи - вербальные:
моно- и поливокальные - один или несколько голосов, соответственно;
по содержанию: осуждающие, угрожающие, восхваляющие, комментирующие, императивные.
. Висцеральные - ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей и т.д.
. Тактильные - восприятие каких-либо объектов на поверхности тела (на коже или слизистых, внутри них или под ними).
. Вкусовые - появление вкуса (обычно неприятного) в ротовой полости без какого-либо реального стимула, приема пищи.
. Обонятельные - появление запаха без реального стимула.

В. По особым условиям возникновения
В некоторых случаях галлюцинации возникают лишь при определенных условиях.
. Гипнагогические - при засыпании, гипнопомпические - при пробуждении. Состояния перехода ото сна к бодрствованию и наоборот облегчают возникновение галлюцинаций при состояниях, предрасполагающих к их развитию (на начальных стадиях алкогольного делирия, на фоне эмоционального стресса).
. Функциональные (рефлекторные) - возникают на фоне другого раздражителя, но в отличие от иллюзий не замещают его и не смешиваются с ним (слышит стереотипное повторение одного ругательства на фоне шума холодильника, шум холодильника воспринимается отдельно, но когда холодильник замолкает, пропадают и ругательства).
. При сенсорной депривации (галлюцинации Шарля Бонне - возникают у утративших зрение).
. Психогенные (вызванные) - после психотравмирующей ситуации, во время гипноза или при пробах на готовность к галлюцинациям (симптомы чистого листа, выключенного телефона и др.).

Г. По характеристикам восприятия

Различают истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации Псевдогаллюцинации
Экстрапроекция - образ воспринимается при помощи органов чувств.
Яркие, как реальные образы.
Связаны с реальной обстановкой.
Больной взаимодействует с галлюцинациями, ловит их, гладит, отмахивается, убегает и тд.
Больной борется с галлюцинациями - он может отвернуться, закрыть уши.
Интрапроекция - образ находится в субъективном пространстве (и больной это понимает).
Не имеют характера реального объекта.
Не связаны с реальной обстановкой.
Поведение больного может быть нормальным.
Невозможно отвернуться, закрыть уши.
Зрительные Больной, находясь на отделении многопрофильного стационара, вечером стал беспокойным, ищет что-то под кроватью, в углу палаты, утверждает, что по полу бегают крысы, отмахивается от чего-то, говорит, что это пауки спускаются с потолка, пытается давить их на полу, на соседней пустой кровати видит «какого-то карлика», обращается к нему, просит помочь поймать крыс. Больной видит ведьму со всеми ее атрибутами (три ружья, бутыль с динамитом, медная труба) лишь внутренне, но так ясно и отчетливо, что может со всеми подробностями рассказать, в каком положении она находилась в данную минуту, какое у нее выражение лица. Он видит ведьму с очень большого расстояния и притом сквозь стены. Больной знает, что ведьма не телесна, и видит ее «духом» своим.
Слуховые Больная 57 лет после недельного запоя стала слышать у себя в комнате звук, похожий на плач ребенка, долго искала источник этого звука, решила, что к ней в комнату как-то попал настоящий ребенок и теперь он плачет от голода. Так как, по мнению больной, плач доносился из дивана, разобрала полностью свой диван (до отдельных пружин). Пациентка рассказывает, что «внутри головы» слышит «голоса» незнакомых ей людей. «Голоса» комментируют ее действия, иногда ругают ее. Считает, что эти «голоса» исходят из Кремля, где следят за ее жизнью и с помощью специальных приборов «помогают». Рассказывает, что голоса слышит «не ушами, а мозгом», т.к. когда затыкает уши, «голоса не уменьшаются», и не может локализовать источник звука в окружающем пространстве.
Тактильные В приемном покое больницы пациентка вдруг начинает кататься по полу, визжит, раздирает у себя на груди рубашку, пытается что-то стряхнуть с себя. Говорит, что у нее на груди кошка, она вцепилась когтями в кожу, просит врачей ее снять
Висцеральные Больная утверждала, что в ее желудке живет змея, самая натуральная обычная змея. Больной сделали имитацию оперативного вмешательства и показали ей якобы извлеченную из ее желудка змею. Успокоение длилось пару дней. Затем больная стала говорить, что змею удалили, но змееныши остались, и она их чувствует. Больной утверждает, что чувствует, как «вселившийся» в него колдун находится в нем «где-то в области живота, около позвоночника», он перекручивает ему внутренности, притягивает их к позвоночнику и пр.
Обонятельные Больному кажется, что его руки воняют калом, хотя окружающие люди никаких запахов не ощущают. Больной постоянно моет руки и ходит в перчатках. У одной больной с шизофреноподобной картиной психоза, возникшим на фоне опухоли лобной доли, моментом истины были обонятельные галлюцинации, при которых она ощущала «запах мужского оргазма». На вопрос, что это за запах, больная, сколько не пыталась, не смогла его конкретизировать.

Галлюцинации встречаются при психозах (алкоголизме , шизофрении , эпилепсии , органических поражениях головного мозга , наркомании) , употреблении психотомиметиков и при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).

Галлюциноз (галлюцинаторный синдром) - это наплыв обильных галлюцинаций на фоне ясного сознания, продолжительностью от 1-2 недель до нескольких лет. Галлюциноз может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями.


Психосенсорные расстройства

Психосенсорные расстройства - это искаженное восприятие явлений и предметов.
Психосенсорные расстройства отличаются от иллюзий адекватностью восприятия: больной знает что он видит стул, хотя и с кривыми ножками. При иллюзии одно принимается за другое (вместо стула - огромный паук).
Метаморфопсии, макропсии, микропсии.
Аутометаморфопсии - изменение и искажение различных частей собственного тела.

Больная, страдающая васкулитом головного мозга, видела автомобили, движущиеся по улице, на которой жила, величиной с божью коровку, а дома, стоящие на той же улице, величиной со спичечный коробок. При этом она ясно понимала, что такого быть не может, но испытывала чувство сильного удивления и тревоги при этих явлениях.

Психосенсорные расстройства встречаются при височной эпилепсии , энцефалитах, энцефалопатиях, интоксикациях , заболеваниях глаз.


Деперсонализационно-дереализационный синдром

Деперсонализация - нарушение реальности восприятия себя.
Бывает:
1. Витальная - у больного исчезает само чувство жизни.
2. Аутопсихическая - отчуждение психический функций своего Я (мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое - как бы не мое, не пойму - хочу я спать или не хочу, к кругу этих расстройств относится и болезненная психическая анестезия).
3. Соматопсихическая - чуждость или исчезновение своего тела или его частей. Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его - «ног вроде бы у меня нет», больные не могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.
Дереализация - нарушение реальности восприятия окружающего.
«Мир как на картинке».
Родственными дереализационными явлениями считаются такие симптомы, как уже виденное (дежа вю), уже пережитое (дежа веку), уже испытанное, уже слышанное(дежа энтенду), никогда не виденное.
Деперсонализационно-дереализационный синдром встречается при психозах (например шизофрении) и у здоровых людей, при недосыпании, длительном стрессе, утомлении, перенапряжении.

Человеческий мозг устроен таким образом, что он воспринимает окружающую реальность определенными категориями. Данные категории (или паттерны), как правило, закладываются в раннем детстве и прививаются ребенку родителями, отражая их собственное мировоззрение, то есть они передаются по наследству.

Принцип работы мозга таков, что столкнувшись с неким событием, он по умолчанию выбирает уже знакомую ему категорию, проецирует ее на ситуацию и автоматически трактует вероятное развитие событий, проводя параллели с тем, с чем ему приходилось сталкиваться раньше. Поэтому шаблоны, штампы и стереотипы – это не плохо, а всего лишь нормальная работа мозга, который честно выполняет свою работу. Он приспосабливается к окружающей реальности.

Процесс наложения одних и тех же категорий на более-менее схожие ситуации приводит к тому, что у человека формируется устоявшееся отношение к событиям определенное восприятие, мировоззрение. Это мировоззрение становится опорой работы мозга, его "позвоночником". И заполучив себе такой стержень, проявлять гибкость становится все труднее и труднее.

Но как реагирует человек со сложившимся восприятием, если ситуация начинает развиваться нестандартно? Начинается системный сбой, называемый когнитивным диссонансом. Сначала мозг отказывается верить происходящему, трактуя событие как ошибку и подыскивая удобное логическое объяснение, почему все сложилось так, как сложилось. А затем начинает выстраивать "параллельную реальность" - происходит искажение восприятия.

Если человек, которого мы очень хотим считать другом, скажет, что собирается нас убить, мы ему не поверим, хотя все слова будут произнесены прямым текстом. Мозг приподнесет кучу возможных вариантов, почему "друг" повел себя таким образом.

Это же какая-то ошибка! Такого не может быть! Возможно, его неправильно поняли. Или заставили повести себя таким образом, например, угрозами. Он же говорит не то, что на самом деле думает. Мы же знаем, что его истинные намерения мирные. А может, он был в плохом настроении или неважно себя чувствовал. Ну преувеличил немного, с кем не бывает. Или обиделся на что-то. Значит, мы что-то сделали не так. Нужно сделать что-то, чтобы он нас простил. И так далее.

Искажение восприятия распространено гораздо шире, чем мы думаем. И порой люди, искренне и беззаветно верящие в некие идеалы, даже не понимают, что живут в параллельной реальности. Ну и что, что их наивные попытки повлиять на то, над чем у них нет никакого контроля, постоянно проваливаются? Это не повод опускать руки.

Как себе признаться в том, что всю жизнь прожита в заблуждении? Мозг настроен таким образом, чтобы охранять психику, поэтому он будет цепляться до последнего, подберет любые даже самые дикие объяснения складывающихся событий вместо того, чтобы просто дать понять человеку – его сложившееся восприятие неадекватно.

Вот так и бывает, что одни и те же события могут получать в корне отличную трактовку. Подробнее об этом написал на "Полосе". Читайте


Вспомните, что конфликт – это восприятие несовместимости действий или целей. Во многих конфликтах присутствует лишь весьма незначительное «рациональное зерно» – действительно несовместимые цели, однако значительно большую проблему создает искаженное восприятие мотивов и целей другой стороны.

Некоторые цели «Орлов» и «Гремучих змей» действительно были несовместимы друг с другом, однако существовавшие между ними различия были явно преувеличены субъективным восприятием участников конфликта (рис. 13.3).

Рис. 13.3. Многие конфликты – это небольшое «рациональное зерно» действительно несовместимых целей, погруженное в значительно больший по объему «клубок» искаженного восприятия
В предыдущих главах мы уже говорили о происхождении подобных искажений восприятия. Предрасположенность в пользу самих себя приводит к тому, что индивиды и группы гордятся своими добрыми делами и снимают с себя ответственность за дурные поступки, отказывая другим в праве на то же самое. Тенденция к самооправданию усугубляет склонность людей к отрицанию вредных последствий тех дурных поступков, от которых невозможно откреститься, а благодаря фундаментальной ошибке атрибуции каждая из сторон видит в недружественности другой стороны отражение её враждебных диспозиций. Следствием этого становится ситуация, при которой человек фильтрует информацию и интерпретирует её в соответствии со своими предубеждениями. В группах часто происходит поляризация этих тенденций к предрасположенности в пользу самих себя и к самооправданию. Одним из симптомов огруппленного мышления является восприятие собственной группы как нравственной и сильной, а группы оппонента – как аморальной и слабой. Террористические акты, которые большинство людей считают проявлениями низости и жестокости, для других – «священная война». Действительно, одной лишь принадлежности к группе достаточно для «запуска» механизма предрасположенности в пользу своей группы. А сформировавшиеся негативные стереотипы нередко оказываются живучими даже тогда, когда реальность противоречит им.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что у конфликтующих сторон формируются искаженные образы друг друга, и мы не должны заблуждаться на этот счет. Парадоксально, но даже типы искаженного восприятия предсказуемы.

Еще по теме Искаженное восприятие:

  1. Занятие 3.5ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ К ИСКАЖЕНИЯМ СЕТЧАТОЧНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (МЕТОД СЕНСОРНЫХ ИСКАЖЕНИЙ
  2. 5.2. Данные по восприятию временив бодрствовании. Искажение восприятия времени в гипнозе, постгипнотическом периоде, аутогенном погружении
  3. Искажения восприятия важнейших мотивационных структур

12 когнитивных искажений, доставшихся человечеству от далеких предков и не дающих нам рационально воспринимать действительность
*Когнитивный (лат. cognitio знание) - имеющий отношение к познавательной деятельности.
Человеческий мозг способен выполнять 1016 операций в секунду. Ни один компьютер на такой объем работы не способен. При этом обычный калькулятор может выполнять математические вычисления в тысячу раз вернее, чем человек.

Наши воспоминания субъективны, обрывочны и изменчивы. Наши восприятие и обработка информации об окружающей действительности подвержены множеству помех. Неточности и погрешности в нашем восприятии называются когнитивными искажениями. Они вызваны эволюционной необходимостью.

Чтобы выжить, нашим предкам нужно было мыслить как можно быстрее и эффективнее. Наш разум до сих пор сохранил тенденцию выбирать самый короткий путь к оценке новой информации. Такие сокращения мысленного пути называют эвристиками. С одной стороны, эвристики помогают нам быстро принимать решения в трудных жизненных ситуациях. С другой - каждая из эвристик приводит к тому, что мы сосредотачиваемся лишь на одном аспекте сложной проблемы и оказываемся не в состоянии трезво и адекватно оценить окружающую обстановку. Вот двенадцать самых распространенных эвристик.

1. Предвзятость подтверждения
Мы охотно соглашаемся с теми людьми, которые охотно соглашаются с нами. Мы ходим на сайты, на которых преобладают близкие нам взгляды, а наши друзья, скорее всего, разделяют наши вкусы и убеждения. Мы стараемся избегать отдельных людей, групп и т.п., которые могут заставить усомниться в правильности нашей жизненной позиции.

Американский психолог Беррес Фредерик Скиннер называл это явление когнитивным диссонансом. Люди не любят, когда в их сознании сталкиваются конфликтующие представления: ценности, идеи, верования, эмоции. Чтобы избавиться от конфликта между установками, мы бессознательно ищем те точки зрения, которые уживаются с нашими взглядами.

Мнения и взгляды, угрожающие нашему мировоззрению, игнорируются или отвергаются.

2. Искажение в пользу своей группы
Этот эффект похож на предвзятость подтверждения. Мы склонны соглашаться с мнением людей, которых мы считаем членами своей группы, и отвергать мнения людей из других групп.

Это проявление наших самых первобытных тенденций. Мы стремимся быть заодно с членами нашего племени. На уровне нейробиологии такое поведение связано с нейромедиатором окситоцином. Это гормон гипоталамуса, оказывающий мощное воздействие на психоэмоциональную сферу человека. Сразу после родов окситоцин участвует в формировании отношений между матерью и ребенком, а в более широком плане помогает нам формировать крепкие связи с людьми из нашего круга.

В то же самое время окситоцин вызывает в нас подозрительность, страх и даже пренебрежение по отношению к посторонним. Это продукт эволюции, в которой выживали лишь те группы людей, которые успешно взаимодействовали друг с другом внутри племени и эффективно отражали нападения аутсайдеров.
Когнитивное искажение в пользу своей группы заставляет нас неоправданно высоко оценивать возможности и достоинства близких людей и отрицать наличие таковых у лиц, нам незнакомых.

3. Рационализация после покупки
Помните, когда вы в последний раз купили что-то ненужное, неисправное или просто слишком дорогое? Вы наверняка очень долго убеждали себя, что поступили совершенно правильно.
Этот эффект также известен как стокгольмский синдром покупателя. Это встроенный в каждого из нас защитный механизм, заставляющий искать аргументы оправданности своих действий. Бессознательно мы стремимся доказать, что деньги были потрачены не зря, даже на ненужное, неисправное или просто слишком дорогое. Социальная психология объясняет эффект рационализации просто: человек готов пойти на что угодно, лишь бы избежать когнитивного диссонанса.

Купив что-то ненужное, мы создаем конфликт между желаемым и действительным. Чтобы снять психологический дискомфорт, действительное приходится долго и тщательно выдавать за желаемое.

4. Эффект игрока
В научной литературе называется ошибкой игрока или ложным выводом Монте-Карло. Мы склонны предполагать, что многие случайные события зависят от случайных событий, произошедших ранее.
Классический пример - подбрасывание монетки. Мы подбросили монету пять раз. Если орел выпадал чаще, то мы будем считать, что в шестой раз должна выпасть решка. Если пять раз выпала решка, мы будем думать, что в шестой раз обязан выпасть орел. вероятность выпадения орла или решки при шестом броске такая же, что и при предыдущих пяти: 50 на 50.

На самом же деле каждый последующий бросок монеты статистически независим от предыдущего и вероятность каждого из исходов всегда 50%.Но на интуитивном уровне человек не в состоянии этого осознать.

На эффект игрока накладывается недооценка возвращения величины к среднему значению. Если решка все-таки выпала шесть раз, мы начинаем верить, что с монетой что-то не так, и что экстраординарное поведение системы продолжится. Далее начинается эффект отклонения в сторону позитивного исхода - если нам долго не везло, мы начинаем думать, что рано или поздно с нами начнут происходить хорошие вещи.

5. Отрицание вероятности
Для большинства полеты - противоестественное и в чем-то опасное занятие, вызывающее внутренний трепет. При этом широко известен факт, что вероятность погибнуть в автокатастрофе гораздо выше, чем вероятность погибнуть при крушении самолета. Но мало кто боится ездить в автомобиле. Этот же самый феномен заставляет беспокоиться о терактах, хотя на самом деле нужно бояться падения с лестницы или пищевого отравления.

Американский юрист и психолог Касс Санстейн называет этот эффект отрицанием вероятности. Мы не в состоянии правильно оценить риск или опасность того или иного занятия. Для упрощения процесса вероятность риска или игнорируется полностью, или ей приписывается решающее значение. Это приводит к тому, что мы считаем сравнительно безобидные виды деятельности опасными, а опасные - приемлемыми.

6. Избирательное восприятие
Внезапно мы начинаем обращать внимание на появление какой-то вещи, феномена или объекта, которых не замечали ранее. Скажем, вы купили новую машину: всюду на улицах вы видите людей в таком же автомобиле. Мы начинаем думать, что эта модель автомобиля вдруг стала более популярной. Хотя на самом деле мы просто включили ее в рамки своего восприятия.

Этот эффект известен в психологии как феномен Баадера-Майнхоф. Из-за данного когнитивного искажения нам очень трудно признать какое-то явление простым совпадением… хотя это именно совпадение.

7. Эффект статуса-кво
Люди не любят перемен. Мы склонны принимать решения, которые приведут к сохранению текущего положения дел или к самым минимальным изменениям.

Мы держимся за рутину, мы начинаем шахматные игры с самых проверенных ходов и заказываем пиццу с одной и той же начинкой. Опасность в том, что потенциальный ущерб от потери статуса-кво для нас важнее, чем потенциальная выгода от нового положения дел или альтернативного варианта развития событий. Это подход, на котором держатся все консервативные течения в науке, религии и политике.

8. Эффект негативности
Мы уделяем больше внимания плохим новостям, нежели хорошим. В процессе эволюции правильная реакция на плохие новости была куда важнее, чем правильная реакция на хорошие. Слова «эта ягода вкусная» можно было пропустить мимо ушей. А вот слова «саблезубые тигры едят людей» пропускать мимо ушей не рекомендовалось. Отсюда избирательность нашего восприятия новой информации. Негативные новости мы считаем более достоверными.

С эффектом негативности связано и понятие фундаментальной ошибки атрибуций. Мы склонны объяснять поступки других людей их личными особенностями, а собственное поведение - внешними обстоятельствами.

Получать негативную информацию о ненадежных или откровенно опасных членах социума и оперативно на нее реагировать для наших предков было куда важнее, чем адекватно оценивать собственное поведение.

9. Эффект большинства
Человек - существо коллективное. Нам нравится быть, как все, даже если мы сами это не всегда осознаем. Вот почему профессиональные политологи так негативно относятся к предвыборным опросам. Результаты опросов вполне способны повлиять на результаты выборов: многие избиратели склонны менять свое мнение в пользу победившей в опросе стороны.

Эффект большинства может наблюдаться и в семье, и в маленьком офисе. Эффект подражания отвечает за распространение форм поведения, социальных норм и идей среди групп людей вне зависимости от того, какие мотивы или основания есть у этих идей, норм и форм.

Бессознательная склонность человека к конформизму и связанные с ней когнитивные искажения были продемонстрированы в 1951 году в серии экспериментов американского психолога Соломона Аша. Собранным в аудитории студентам демонстрировались карточки с изображениями и задавались вопросы про длину линий на изображениях. Только один студент в каждой группе был настоящим участником эксперимента. Все остальные были подставными лицами, специально дававшими неправильный ответ. В 75% случаев настоящие участники соглашались с заведомо неверным мнением большинства.

10. Эффект проекции
Бессознательно мы склонны полагать, что другие люди мыслят точно так же, как и мы. Мы уверены, что большинство окружающих разделяют наши убеждения, даже если у нас для этого нет никаких оснований.

Это когнитивное искажение часто приводит к сходному эффекту ложного консенсуса. Мы не только считаем, что другие люди думают как мы, но и полагаем, что они с нами согласны. Мы склонны преувеличивать свою типичность и нормальность, а вместе с ними переоцениваем степень согласия с нами окружающих.

11. Эффект текущего момента
Без специальной подготовки мы оказываемся не в состоянии спрогнозировать дальнейшее развитие событий, соответствующим образом занизить наши ожидания и скорректировать поведение. Мы согласны на немедленное удовольствие, даже если в будущем оно предвещает сильнейшую боль.

Отсюда возникает эффект текущего момента, также известный как эффект переоценки скидок.
Также этот эффект хорошо известен диетологам. В 1998 году американские ученые провели исследование, участникам которого предлагали выбор между здоровой (фрукты) и нездоровой (шоколад) едой, которую они получат на следующей неделе. Изначально 74% участников выбрало фрукты. Но когда наступил день выдачи пищи и участникам эксперимента была предложена возможность поменять свой выбор, 70% выбрали шоколад.

12. Эффект привязки
Получая новую информацию, мы соотносим ее с уже имеющимися данными. Особенно это касается чисел. Психологический эффект, при котором мы выбираем какое-то отдельное число в качестве якоря и сравниваем с ним все новые данные, получил название эффекта якоря или эвристики привязки.

Эффект используется в механизме скидок и распродаж и при составлении ресторанных меню. Рядом со сверхдорогими позициями там специально указываются (сравнительно!) дешевые. При этом мы реагируем не на цену самых дешевых наименований, а на разницу в цене между стейком из лосося на подиуме из спаржи и куриной котлетой. На фоне стейка за 650 рублей котлета за 190 кажется совершенно нормальным явлением.

Также эффект якоря проявляется, когда на выбор дают три варианта: очень дорогой, средний и очень дешевый. Мы выбираем именно средний вариант, который на фоне двух других опций кажется наименее подозрительным.


Top