Ребенок не может концентрировать внимание. О концентрации внимания

Вы хотите учиться, вы хотите слушать преподавателя и поглощать всю информацию на уроке. Но вам так… скучно! Очень трудно сосредоточиться на том, что такое число Авогадро, когда вам больше хочется думать о том, как вы вечером встретитесь с Кристиной, но с помощь нескольких психологических и физических уловок, вы сможете быть внимательным на уроках. Как и со всем, что связано с учебой, здесь понадобится работа и решительность, но когда вы выработаете этот навык, вы будете рады, что приложили такие усилия.

Шаги

Часть 1

Контролируйте свои мысли

    Устраните отвлекающие факторы. Самое основное, что вы можете сделать, чтобы помочь себе сосредоточиться на уроке, – это держаться подальше от отвлекающих факторов, которые мешают вашему вниманию. Существует множество вещей, которые могут отвлекать ваше внимание от урока. Постарайтесь осознать, что вы делаете, когда перестаете быть внимательным к предмету. Когда вы будете знать, что это, вам будет легче от этого избавиться.

    • Отвлекающим фактором может быть компьютер, телефон, небольшие предметы, с которыми можно поиграть. Вас также может отвлекать что-то из непосредственного окружения, например, друг, окно или раздражающий одноклассник.
    • Физическое устранение является наилучшим способом справиться с отвлечением. Например, если вы знаете, что одноклассник может вас отвлекать, сядьте на другое место, подальше от него. Учитель вас поймет и, вероятно, будет более чем рад пересадить вас в таком случае.
  1. Сосредоточьтесь на настоящем. Вам нужно постараться сделать так, чтобы ваши мысли не блуждали за пределами класса. Никаких мечтаний во время урока! Сосредотачивайтесь на том, что происходит здесь и сейчас, а мысли обо всем остальном приберегите на потом. Сделать это не так-то просто, но если вам это удастся, это будет очень и очень полезным.

    • Вы можете поймать себя на мыслях о: занятиях после школы, играх, своем парне или своей девушке (или его/ее отсутствии), друзьях, семье… Когда вам скучно, может разыграться воображение, и вы будете думать о книгах, которые вы любите читать, или местах, в которые хотели бы отправиться.
    • Вам придется научиться произвольно менять фокус своего внимания. Когда поймаете себя на отвлеченной мысли, заставьте себя снова думать об уроке. Со временем это станет привычкой, и вы научитесь меньше грезить наяву.
    • Это значит, что даже если вы думаете о другом аспекте предмета, например, о контрольной, которую вы скоро будете писать, необходимо остановиться и перефокусироваться на то, что происходит прямо сейчас. Да, думать о таких вещах, как контрольные, необходимо, но если ваш ум блуждает, то вы не поглощаете информацию, которая вам нужна именно сейчас.
  2. Меняйте фокус внимания по мере необходимости. Всегда будьте внимательны к тому, чем занят ваш ум. Если поймаете себя на мыслях о чем-то ином, помимо того, что сейчас происходит на уроке, то вам необходимо осознанным усилием перефокусировать свое внимание. Попробуйте повторять в уме все, что говорит учитель, особенно подчеркивая важные моменты.

    • Можно попробовать тренировать и нарабатывать свою способность к сосредоточению. Испытайте себя, попробовав решить сложную задачу при громкой, отвлекающей музыке. Сосредоточение – это навык, который необходимо тренировать и развивать точно так же, как и другие навыки.
  3. Поговорите со своим учителем по поводу уроков. Каждый учится по-разному. Методы вашего учителя могут быть не самым лучшим вариантом для вас, а, возможно, существуют способы улучшить уроки для всего класса. Уделите время тому, чтобы поговорить с учителем о способах, которые помогут вам вынести из урока больше.

    • Спросите о стилях обучения. Некоторые люди лучше воспринимают информацию, когда используются картинки, а другие эффективнее учатся, когда используются звуки. Это называется стилями обучения, и их существует огромное множество. Попросите учителя помочь вам выяснить, какой стиль обучения приносит вам наибольшую пользу, и вместе подумайте, как уроки такого типа можно внедрить в ваши уроки.
    • Индивидуальные уроки или задания. Можно также попросить учителя о дополнительных заданиях или параллельных проектах, которые помогут вам выучить этот урок, но таким способом, который лучше вам подходит. Если вы серьезно настроены взяться за учебу и готовы вкладывать особые усилия, ваш учитель, скорее всего, будет рад помочь вам придумать какой-то проект.
  4. Создайте собственную мотивацию. Когда вы мотивированы, вы обнаруживаете, что вам легче оставаться сосредоточенным. Конечно же, если ваш учитель и ваш класс не могут или не хотят вас мотивировать, вам придется поработать над самостоятельным созданием этой мотивации. Это может вас расстроить, но усилия того стоят: вы получите всю пользу от образования, независимо от того, захотят вам помочь в этом или нет. Существует много способов поддерживать свою мотивацию и интерес в обучении, и то, что вы будете делать, зависит от того, кто вы есть.

    • Можно попробовать найти в изучаемом предмете какой-то аспект, который вам интересен. Это может сделать сами уроки более интересными, поскольку вы будете знать, что создаете базу для того, что хотите изучать. Например, возможно, вам не нравятся ваши уроки истории, но вам нравятся средневековые рыцари. Можно попытаться представить, как вся история, которую вы изучаете, связана со средневековыми рыцарями, и вы обнаружите, что так вам становится легче сосредоточиться на изучаемой теме.
  5. Проведите дополнительные исследования. Иногда ваше внимание на уроке может ослабнуть из-за того, что вы не понимаете, о чем говорит учитель. Это нормально и вполне понятно. Если вы проведете свое дополнительное исследование, чтобы лучше понимать предмет, то вам станет легче оставаться сосредоточенным во время урока. По крайней мере, обучение вне стен класса поможет компенсировать вашу невнимательность во время урока. Более подробную информацию буквально по всем предметам можно найти на множестве разнообразных сайтов в интернете. В этом вам сможет помочь даже wikiHow.

    • Например, если вам трудно дается математика, то можно зайти на Easymath или WolframAlpha.
  6. Разработайте распорядок. Невнимательность – это, на самом деле, плохая привычка. Вы можете избавиться от нее точно так же, как и от любой другой вредной привычки – заменить ее другими привычками. Попробуйте создать систему, где вы будете сосредоточенным на уроке, посвятив это время исключительно школе и обучению, и позволяйте себе периоды расслабления, когда вы сможете от души повеселиться. Приучив свой мозг, что в дневное время нужно придерживаться распорядка, вы натренируете его быть внимательным.

Часть 3

Подготовьте свой организм
  1. Высыпайтесь. Сон невероятно важен для того, чтобы оставаться сосредоточенным в школе. Если вы бодрствуете слишком длительный период времени или спите так, что ваш мозг не получает полного отдыха, то вы практически ничего не сможете сделать, чтобы оставаться сосредоточенным в течение дня. Внимательно проанализируйте свой график сна и посмотрите, можете ли вы внести в него какие-то коррективы.

    • Всем, кто младше 12 лет, врачи рекомендуют около 10 часов сна. Для тех, кто старше, рекомендованы 8-9 часов сна. Тем не менее, некоторым людям нужно спать больше, а некоторым – меньше. Вам придется поэкспериментировать с этим.
    • Имейте в виду, если вы будете спать слишком много, это тоже сделает вас уставшим. Если вы спите больше, а в середине дня все равно начинаете чувствовать усталость, то, возможно, вы превышаете свой лимит здорового сна.
  2. Питайтесь правильно, чтобы поддерживать свой мозг. Если вы не едите достаточное количество пищи или слишком долго испытываете дефицит необходимых питательных веществ, то ваш мозг начинает страдать. Точно так же, как если вы не высыпаетесь, когда вы неправильно или недостаточно питаетесь, то практически ничего не можете сделать, чтобы помочь себе оставаться сосредоточенным. Проанализируйте свой рацион и решите, нужно ли вам подкорректировать свое питание.

    • Вашему организму нужно много овощей, немного фруктов, здоровые цельнозерновые продукты и большое количество постного белка. Хорошим вариантом будут: капуста, брокколи, шпинат, яблоки, цитрусовые фрукты, бананы, коричневый рис, лебеда, овсянка, рыба, куриное мясо без кожицы и индейка.
    • Избегайте кофеина или, по крайней мере, употребляйте его в умеренных количествах. Кофеин помогает некоторым людям сосредоточиться, но других может сделать слишком нервными, чтобы они могли достаточно долго уделять внимание чему-то одному. Существует также риск кофеиновой ломки.
  3. Пейте много воды. Для правильного функционирования вашему организму нужно большое количество воды. Если вы не потребляете достаточно воды, в конечном итоге, вас настигнут головные боли и проблемы со вниманием. Каким для вас будет достаточное количество воды, зависит конкретно от вашего организма, все мы разные. Тем не менее, хороший способ оценить получаете ли вы достаточное количество воды, – взглянуть на свою мочу. Если она бледная, значит, вы пьете достаточно. Если она темная, вам нужно больше воды.

    • Полезно было бы пить простую воду. Газировка, сок из упаковки или молоко – не очень полезны для вас, к тому же, сахар, содержащийся в газировке и соке, может на самом деле только усугубить ваши проблемы с концентрацией.
  4. Делайте физические упражнения, чтобы снять напряжение. Организму некоторых людей нужно очень много активности, чтобы быть счастливым. Для того чтобы быть внимательным на уроках нужно много концентрации, а это может очень возбудить ваш мозг и тело. Если вы чувствуете себя слишком взвинченным в классе, попробуйте немного активизироваться в физическом плане во время перемен. Это поможет успокоить ваш ум и тело, чтобы вы могли сосредоточиться. Это также поможет вам взбодриться, если вы чувствуете усталость.

    • Можно попрыгать или побегать на месте. Если у вас есть время, можно сделать пробежку вокруг школы или поиграть с друзьями в игру.
  5. Тренируйте свое внимание. Внимательность требует практики. Да, все очень просто. Ваш мозг похож на мышцу, его нужно тренировать, чтобы он стал сильнее в том, в чем вам нужно улучшить его работу. Вам нужно будет практиковать свою внимательность, если вы хотите повысить свою способность к сосредоточению.

    • Ведение конспекта окажется чрезвычайно полезным, когда вы станете его пересматривать, кроме того, так время на скучном уроке пойдет быстрее.
    • Если вам разрешено жевать резинку в классе, попробуйте пожевать жвачку с сильным мятным вкусом. Это поможет вам взбодриться, если вы чувствуете сонливость.
    • Сядьте на одну из первых парт – так у вас будет самый лучший вид, и вы будете оставаться более внимательным.
    • Очистите свое рабочее пространство ото всего, что вам не нужно. Это также поможет вам сосредоточиться.
    • Постарайтесь заинтересоваться предметом, который преподает вам учитель. Если урок интересный, вам будет не так-то сложно оставаться внимательным.
    • Друг может отвлекать вас, но не обращайте на него внимание.
    • Если на улице немного прохладно, спросите учителя, можно ли открыть окно – холодный воздух вас взбодрит.

    Предупреждения

    • Изо всех сил старайтесь быть внимательным, если урок скучный . Намного труднее быть внимательным на скучном уроке, так что будьте готовы приложить усилия.
    • Если вы уснете во время урока, это очень отрицательно скажется на вашей учебе, и вы запросто можете получить выговор от учителя или еще чего похуже!
    • Да, кофеин поможет вам проснуться и взбодриться на короткий период времени, но после этого вы снова станете вялым, так что такой вариант не всегда будет хорошей идеей. Обязательно проверьте, как ваш организм реагирует на кофеин, прежде чем пить кофе перед уроками.

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»
Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.
И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.
Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности - процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер .

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Елена ДАНИЛОВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог школы № 520,
г. Москва

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А . Внимание школьника. М., 1987.
Заваденко Н.Н . Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
Кикоин Е.И . Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. М., 1993.
Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина . М., 1991.

Публикация статьи произведена при поддержке отеля Подмосковья «Яхонты». Если Вы хотите устроить отдых в Подмосковье с детьми , то предложение отеля «Яхонты» для Вас. Богатая развлекательная программа, аквапарк, опытные педагоги и аниматоры отеля «Яхонты» устроят для Вашего ребенка по настоящему веселый и интересный отдых. Узнать больше о предлагаемых туристических услугах, получить онлайн-консультацию квалифицированного специалиста и увидеть фотографии интерьера отеля и прилегающих территорий можно на официальном сайте дома отдыха «Яхонты», который располагается по адресу http://yahonty.ru

Введите e-mail адрес:

Отсутствие концентрации – распространенная проблема среди детей. Их внимание настолько непостоянно, что даже новые игрушки привлекают их всего несколько часов.

Ситуация становится хуже, когда родители заставляют ребенка выполнять различную деятельность (например, учить уроки), которая требует умственных усилий и концентрации. Но, если ребенок не может сосредоточиться, это еще не значит, что он страдает какими-либо расстройствами обучения (такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Рассмотрим основные причины плохой концентрации у детей и попытаемся разобраться, как родители могут помочь ребенку решить эту проблему. Прежде всего, следует выяснить, действительно ли ребенок не может сосредотачиваться.

Признаки плохой концентрации у детей

У ребенка, имеющего проблемы с концентрацией внимания, могут проявляться некоторые из таких признаков:

  • ребенок не может усидеть на одном месте и легко отвлекается;
  • он часто теряет вещи и неорганизован;
  • он имеет трудности с обучением и запоминанием;
  • он не может сосредоточиться, чтобы выполнить домашнее задание;
  • он постоянно «витает в облаках»;
  • у него плохой почерк по сравнению со сверстниками;
  • он бывает агрессивным или капризным;
  • у него плохо развиты двигательные навыки (например, он плохо бегает или прыгает).

Причины низкой концентрации у детей

1. Недостаточный сон. Детям требуется 8–10 часов сна каждый день, в зависимости от возраста. Если ребенок привык ложиться спать поздно, измените эту привычку и установите для него распорядок. Помогите ребенку ложиться спать раньше, чтобы он получал больше времени на сон.

2. Стресс в семье . Что вызывает стресс у ребенка? Это может быть что угодно – от школы до семейных неприятностей. Чрезмерное давление на ребенка, наставления, чтобы он хорошо учился, занимался спортом и т. д., семейные ссоры и недостаток родительского внимания – все это может быть причиной стресса. Постарайтесь не давить на ребенка и избегайте споров в семье.

3. Неправильное питание. Плохое питание, в частности, употребление продуктов с высоким содержанием сахара и жиров, часто приводит к плохой концентрации. Ребенку хорошо подойдут яйца, цельнозерновой хлеб, молоко, курица, мясо, рыба. Не давайте ребенку кофе, энергетических напитков и вредной пищи.

4. Сложные задачи. Ребенок обычно отказывается выполнять задачи, которые кажутся ему слишком трудными. Сложность задачи определяется возрастом ребенка. Поэтому не давайте своему ребенку слишком сложной работы или задач, которые он не в состоянии понять.

Отдых, здоровый сон и сбалансированное питание помогут решить проблему концентрации у ребенка.

Рассмотрим еще несколько способов, которые помогут ребенку сфокусироваться:

1. Наблюдайте за ребенком

  • сядьте сбоку от ребенка и наблюдайте за ним, когда он играет, разговаривает или читает. Смотрите на выражение его лица и попытайтесь понять, что его интересует;
  • поговорите с воспитателем или учителем ребенка. Поскольку учитель часто взаимодействует с ребенком, он может дать вам много ценной информации;
  • не ругайте ребенка, будьте терпеливы к нему и постарайтесь его понять.

2. Сведите до минимума отвлекающие факторы

Дети не умеют фильтровать шум. Поэтому вам нужно создать подходящую атмосферу, чтобы дать ему сосредоточиться.

  • если ребенок занимается чем-то рядом с вами, не разговаривайте по телефону и не смотрите телевизор;
  • покажите ребенку хороший пример. Установите «спокойное время», во время которого вы читаете книгу или занимаетесь чем-то, пока ваш ребенок учит уроки. Ваш пример будет мотивировать его сделать свою работу лучше.

3. Уменьшайте время, которое ребенок проводит перед монитором

Вместо того чтобы позволять ребенку играть в компьютерные игры, лучше играйте с ним в традиционные игры:

  • покупайте ребенку игры, которые в веселой форме развивают творческое мышление;
  • выделите ребенку определенное время, когда он сможет смотреть телевизор или сидеть за компьютером. Так вы сможете контролировать время, которое он проводит перед монитором;
  • показывайте ребенку пример: меньше смотрите телевизор и меньше используйте мобильный телефон.

4. Устанавливайте цели

  • цели должны быть достижимыми;
  • разделите время учебы ребенка на несколько категорий;
  • создайте расписание для всех дел: игры, учебы, хобби и т.д.;
  • давайте ребенку символическое вознаграждение, когда он хорошо выполняет задания в течение недели или месяца.

5. Давайте ребенку ежедневные обязанности

  • давайте ребенку простые ежедневные обязанности, требующие от него порядка;
  • поручайте ребенку дела, соответствующие его возрасту (например, сервировка стола, помощь в приготовлении пищи, сортировка вещей после стирки и т. д.);
  • если у вас дома есть библиотека, попросите ребенка расставить книги в алфавитном порядке;
  • регулярно давайте ребенку новые задачи, чтобы он не потерял интерес.

6. Разделяйте большие задачи на меньшие

Иногда большие задачи пугают детей.

  • ребенку будет легче, если вы разделите большую задачу на несколько мелких;
  • ребенок не почувствует себя обремененным, если будет выполнять задачи, не занимающие много времени. Если ребенок выглядит растерянным, когда ему предстоит прочитать главу из учебника, давайте ему читать по странице или по нескольким абзацам.

7. Цените ребенка и давайте ему вознаграждение

  • ребенок должен быть мотивирован выполнять задачи;
  • он должен чувствовать себя способным выполнить задачу. Это сохраняет его мотивацию и сфокусированность на том, чтобы выполнить задачу как можно лучше;
  • когда вы видите, что у ребенка получается лучше выполнять свою работу, дружественно похлопайте его по плечу или придумайте какое-то символическое вознаграждение.

8. Обратитесь за помощью к школьному психологу

Школьный психолог, работая с ребенком во внеурочное время, может научить его концентрироваться. Вам также следует присоединиться к этим занятиям, чтобы из первых уст узнать способы развития концентрации.

9. Проверьте наличие у ребенка расстройств обучения

  • обратитесь к детскому психологу, чтобы он провел диагностику;
  • диагностика поможет понять причину плохой сосредоточенности ребенка, потому что последняя не всегда связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
  • для повышения концентрации одни дети нуждаются в медикаментозном лечении, другие – в консультациях психолога, а третьи – просто в благоприятной обстановке.

10. Поддерживайте физическую активность ребенка

Исследования показывают, что подвижные игры и занятия (бег, езда на велосипеде, футбол и т.д.) полезны не только для физического развития, но и для психики ребенка. Эти занятия помогают ребенку лучше концентрироваться на том, что он делает.

11. Выполняйте дыхательные упражнения

Достаточное количество кислорода помогает мозгу правильно функционировать. Для этого выполняйте вместе с ребенком дыхательные упражнения:

  • делать упражнения можно в комнате, возле окна, на террасе или в саду;
  • попросите ребенка лечь на спину. Положите ему на живот мягкую игрушку. Затем попросите ребенка сделать глубокий вдох и поднять игрушку настолько высоко, насколько он сможет, не касаясь ее руками. Если игрушка поднимается высоко, это означает, что в легких много воздуха.

12. Занимайтесь йогой

Некоторые упражнения из йоги способны повысить концентрацию у детей. Они также улучшают осанку, снимают напряжение и расслабляют ребенка.

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» - родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

О концентрации внимания.

Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них - это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип - это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например - шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно - у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример - если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах...» - то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри - здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

Как помочь ребенку сосредоточиться.

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся на занятиях! Соберись! Хорошо слушай воспитателя!»
Для школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для школьников с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Детям с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Часто день дошкольника не ограничивается рамками собственно детсадовских занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного школьника, в работах которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на занятиях или при выполнении домашних заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.
И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую оценку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.
Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности - процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер .

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.


Top