Родные просторы. Якутский дед мороз рассказал о новогодних пожеланиях детей С Наступающим Новым годом

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Один из самых уютных праздников в России – Новый год. Когда запах мандаринов ассоциируется с торжеством, а мерцающие огоньки на ёлке так и манят заглянуть под хвойную красавицу в поисках долгожданного подарка. Известно, что заведует подарками Дедушка Мороз, но не все знают, сколько их насчитывается в России. Как велико разнообразие народов, населяющих нашу страну, так и количество добрых бородачей не ограничено скромной цифрой.

Мороз из Великого Устюга

В советское время Дед Мороз стал появляться на новогодних праздниках и открытках к Рождеству. Длинная белая борода, красный кафтан в пол, посох и тройка белоснежных лошадей – отличительные черты привычного для нас Мороза. В послевоенное время к дедушке присоединилась его внучка – Снегурочка. И только около 20 лет назад у седобородого добряка появился свой дом-резиденция в Великом Устюге.

Хел Мучи

В Чебоксарах расположился дом чувашского Деда Мороза – Хел Мучи (в оригинале на чувашском языке – Хĕл Мучи). Внучкой ему приходится Юр Пике и всегда сопровождает деда. Хел Мучи владеет такими артефактами, как говорящий самовар, сундук с желаниями и маятниковые часы, которые приносят счастье. Считается большой удачей повстречать Хел Мучи в новогоднюю ночь. Такая встреча сулит богатство и здоровье весь следующий год.

Тол Бабай

Дед Мороз из Удмуртии одет в традиционную для тех мест фиолетовую шубу, а посох его, как гласит придание, кривой от долгих путешествий. По легенде, однажды туда, где жили великаны, пришли люди. Было принято решение уходить на Север, а самый маленький из них не захотел идти вместе со всеми. Так и начал великан по имени Тол Бабай бродить по свету. Обучился звериному языку, узнал целебные свойства растений, – одним словом, сроднился с природой. Находясь среди людей, он и внешне стал походить на человека. Дети его очень любили. За это маленький великан дарил каждому то, что находил в лесу. Так и началась дружба Тол Бабая и детей.

“Всемирный Казачий Дед Мороз Василий Петрович Пестряк-Головатый”

– именно так представляется Казачий Дед Мороз. Его кафтан украшают праздничные эполеты, кушак заменяет пояс, и всегда при нем кавалерийская шашка. Такой образ был придуман генерал-майором Казачьих войск, отсюда и имя такое, и убранство. Казачий Мороз ходит в гости к юным курсантам и рассказывает патриотичные истории, воспитывая в малышах любовь к стране и любимому делу.

Артхурон

Осетинский Дедушка – это не просто сказочный персонаж. Артхурон является божеством. В переводе его имя звучит как Огонь Солнцевич. Сейчас о нем почти никто не помнит, но его имя используют в названии новогоднего пирога, который печет каждая семья в Осетии.

А еще в нашей стране:

Соок-Таадака – Алтайский Дед Мороз;
Кыш Бабай из Башкирии;
Бурятский дедушка Саган Убугун – Белый Старец;
В Кабардино-Балкарии вас ждет Уэс-Дадэ;
Казахского Деда Мороза зовут Аяз-ата;
Калмыкского – аав Киитн (дед Холод);
Дед Мороз из Карелии – Папакайне;
Дед Мороз из Марий Эл – Йушто Кугыз и внучка его Лумудыр;
Мордовский Дед – Нишке, Мороз Атя;
Татарcкий Мороз – Кыш-Бабай;
Якутский Дед Мороз – Чисхан или Эхээ Дыыл, снегурочка – Харчаана;
Ямало-Ненецкий Дедушка Мороз – Ямал Ири.

Теперь, когда письмо со списком желаемых подарков будет готово и останется только вписать получателя, укажите одного из вышеупомянутого старика, и желание непременно исполнится. Увлекательных вам приключений!

Информация взята с сайтов:
nnmama.ru, www.kp.ru, www.sputnik-rostov.ru

Приветствую вас, дорогие мои постоянные читатели и гости бога «Секреты домового». Приближается весёлый Праздник Новый год. Вновь чудесные подарки, пушистые ёлки, весёлые хороводы, народные гуляния. Мне очень жаль, что мы забываем свои традиции и нашего доброго Деда Мороза вытесняет западный Санта – Клаус. Хочу рассказать о нашем добром дедушке и его братьях, живущих у нас в России. Деды Морозы России – сколько их? На этот вопрос вы не найдёте точного ответа. Много народов населяют нашу страну, и у каждого может быть свой национальный Дед Мороз. Как правило, эти Дед Морозы – герои национального эпоса, некоторым из них более сотни лет. Давайте познакомимся с ними поближе.


Наш родной Дед Мороз – великий русский языческий бог, персонал славянских сказок – олицетворение жутких зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра.

Он дважды спасал Русь от врагов. Дед Мороз в трудную годину, когда враг подступал к Москве, превращался в отважного Генерала Мороза и спасал страну. Генерал Мороз напустил невиданные холода и метели, и две мощные по тем временам армии (Наполеон и Гитлер) потерпели крах.

Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет.

Обязательно в руках русского Деда Мороза должен быть посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник как звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа.

Передвигается наш дед по земле, точнее по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца, а не летает по небу как Санта.

Подарки наш Дед Мороз оставляет под елкой. Об истории Рождественской елки рассказано Раздавать подарки помогает ему внучка Снегурочка.

У главного волшебника новогодней ночи много братьев, которые живут в разных уголках нашей огромной страны.

Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец


В Бурятии поздравляет детей с новым годом сказочный фольклорный персонаж Саган Убугун, (в переводе Белый Старец) – сказочный символ зимы.

Есть легенда, согласно которой Саган Убугун – добуддийское божество сразу родился столетним стариком с белой бородой. Так высшие боги наказали его мать за то, что она пренебрегла ими, не напоив их водой.

В Древних бурятских мифах его называют богом — супругом Земли. Его культ был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет еще до буддизма. Саган Убугун покровительствовал семейному благополучию, долголетию, счастью, богатству, продолжению рода, плодородию. Он владыка гор, земли и воды, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Отличительными чертами Саган Убугун являются белые одежды, четки на шеи и своеобразный волшебный посох, на вершине которого находится голова мифического водяного чудовища (макара), имеющего черты крокодила и дельфина. Прикосновение к посоху Белого Старца дарит долгую жизнь.

Поздравления и подарки Белый Старец дарит вместе с Матушкой Зимой, зовут её Тугэни Энёкэн.

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец


Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз – самый молодой из российских Дедов Морозов. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне.

Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце.

Согласно легенде Паккайне появился на свет морозной зимой, когда торговый обоз возвращался в его родной город Олонец (Карелия) с ярмарки. Стужа не навредила младенцу, он родился крепким, здоровым и весёлым, поэтому его назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает Морозец. Рос мальчик не по дням, а по часам, обгоняя своих сверстников. Через неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а всего через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами и отправил торговать в разные страны.

Паккайне любил красоваться перед зеркалом, но все его отражения оживали и оставались в тех городах, где он бывал, но до определённой поры. К началу зимы все они собирались в родном городе Олонце и утраивали состязания, кто же из них настоящий Морозец. Паккайне тоже участвовал в играх, но 1 декабря превратился в младенца, который быстро рост и становился снова женихом.

У Паккайне есть как праздничная, так и будничная одежда. На праздник он облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.


Не так давно (всего пять лет назад) в России появился новый сказочный персонал – Всемирный Казачий Дед Мороз. Его задача не только дарить детям новогодние и рождественские подарки, но прививать им любовь к Родине, приобщать их к истокам национальных традиций и духовности, а также оказывать адресную помощь сиротам и детям — инвалидам.

В истории казачества появился новый символ. Символ добросердечия и милосердия, объединения, преданности и верности Православной вере и своему Отечеству – Матушке России.

Прародителем образа Всемирного Казачьего Деда Мороза является благотворитель — Святитель Николай Чудотворец, а прототипом преподобный Илия Муромец — воин-патриот.

По легенде казачий Дед Мороз жил и не тужил в своей Пещере Вечной мерзлоты под Железноводском. Но Главный Дед Мороз страны, проезжая из Великого Устюга заглянул на Ставрополье и попросил младшего брата помочь ему в важном деле – развести подарки детям.

Казачьего Деда Мороза ни с кем не спутаешь. В его облачении присутствуют детали национального казачьего костюма: терская папаха, эполеты, аксельбант, газыри, башлык, шашка и кинжал.

Сопровождает его внучка Снегурочка, новогодник – мальчик Новый год, скоморохи, казак с казачкой, ручной медведь.

Марий Эл Дед Мороз — Йушто Кугыза и Лумудыр


В марийском фольклоре свой Дед Мороз — Йушто Кугыза «живет» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома — Сурт Кугыза, дух заморозков — Покшым Кугыза, горный старик — Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живет в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.

Мордовский Дед Мороз – Мороз — Атя


Высшим богом в мордовской мифологии считается. Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой.

Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живет Дед Мороз – Мороз-Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области

Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай



Татарский Дед Мороз – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая — «татарского Пушкина»всего в 80 километрах от Казани.
Согласно легенде в самую долгую ночь декабря тюрки отмечали начало обновления жизни. Они считали, что именно этой ночью появился Верховный Бог Тенгре. Он управляет всем миром и божествами. Зимой управляет Кыш Тенгресе или зимнее божество, которого в народе прозвали Кыш Бабай. Именно он отвечает за весёлую встречу Нового Года. Гулянья идут с 21 декабря по 1 января – праздник Нардуган.
Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём может быть синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки — мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.
У татарского Деда Мороза большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики. Все они живут вместе с татарским Дедом Морозом. Ожившие герои поэта Габдуллы Тукая пропагандируют его наследие.

Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай



Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз – фольклорный герой.

Согласно легенде Тол Бабай – самый младший из великанов, живших на Кар – Горе. Они жили ещё тогда, когда на земле не было людей. Но когда на горе появились люди, великаны не хотели иметь с ними ничего общего и постарались спрятаться в яме на вершине горы, а Тол Бабай не успел, переход в параллельный мир закрылся и маленький великан остался один. Долго скитался Тол Бабай в окрестностях Кар – Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений и однажды зимой он встретился с детьми. Они не испугались его, а наоборот подружились с ним, играли в разные игры, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Ребята обрадовались и прозвали великана Тол Бабаем, что означает Снежный дед. Теперь каждый год приходит Тол Бабай к детям и дарит им новогодние подарки.
Волшебной силой обладает и его посох, тот, кто к нему прикоснется, получит исполнение желаний в Новом Году. Как правильно загадать новогоднее желание узнайте
Шуба Удмуртского Деда Мороза – фиолетовая – это любимый цвет его родины — Шарканского района. В руках погнутый посох, Удмуртский Дед много ходил пол белому свету, и посох сильно погнулся. Подарки детям Тол Бабай носит за спиной в берестяном коробе.
К людям он приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.

Якутский Дед Мороз — Чисхан и Эхээ Дыыл

В Якутии живут сразу два Деда Мороза – оба герои фольклора – Чисхан и Эхээ Дыыл.
Чисхан – хранитель холода. Он живет в самой северной части России в Оймяконе – полюсе холода. Он хозяин вечной мерзлоты. Именно к нему накануне Нового Года приезжают все Деды Морозы для благословения и получения настоящего январского морозца. Это злой Дед Мороз. Он несет с собой холодный ветер и несчастья.
Своеобразен костюм зимнего волшебника из Якутии: необычная шапка с рогами быка, роскошно расписанная стразами, бисером, стеклярусом синяя шуба, белый посох.
Второй Дед Мороз — Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года, его ласково называют Дедушка Мороз. Живет он в Верхоянске. У него большое семейство: жена – Королева Зимы (КыхынХотун), три дочери Осень (Кухуунэй), Весна (Саасчаану), Лето (Сайыыну), а также внук Ветерок (Тыалчаан) и внучка Снегурочка (Хаарчаана). Все они отвечают на письма к Якутскому Деду Морозу, дарят детям подарки.

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала


Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — сказочный персонаж, описанный в мифах коренных северных народов.

Как правило, это седовласый пожилой старец, одетый в национальную одежду - кисы (меховые сапоги) и малицу (шубу из оленьих шкур), да пояс, украшенный костью мамонта.

Кроме посоха у него есть заветный бубен, с помощью которых он проводит волшебные обряды и ритуалы, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка — посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Вот какие разные Деды Морозы живут на просторах нашей страны. Я рассказала не обо всех Дедах Морозах России. Есть еще Алтайский Дед Мороз — Соок-Таадак, Кабардино-Балкарский Дед Мороз – Уэс — Дадэ, Калмыцкий Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод), Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи (дед Зима).

Дорогие мои читатели, поздравляю вас с Наступающим Новом Годом и Рождеством. Оставьте в этом году всё грустное, плохое, несостоявшееся и смело шагайте в новый год. Счастья, здоровья, любви вам и вашим близким. Берегите друг друга, цените время, которое можете проводить вместе, потому что, потому что именно наши близкие, друзья и благополучие в наших семьях – самое ценное в жизни. Пусть в ваших домах будет всегда уютно и тепло, а над головой мирное чистое небо.

С уважением, Надежда Карачева

В России – Дед Мороз, во Франции – Пер Ноэль, в Японии – Сегацу-сан…
В разных странах Деды Морозы - разные: один добрый, а другой может и пожурить. У каждого есть свой персональный способ проникнуть в ваше жилище, да и выглядят они по-разному. Какие же они, сородичи Деда Мороза?


Смотреть все фото в галерее


«Санта Христиан» из Бурунди. У африканских католиков Санта-Клаус живет на горе Килиманджаро, т.к. это единственная гора в Африке, на вершине которой постоянно лежит снег.


Вот так выглядит Дед Мороз на Гавайях.

Синтаклаас, или Синтерклаас - Николай Чудотворец, в Нидерландах и Бельгии. Дети и взрослые также отмечают День святого Николая 5 декабря, хотя национальным праздником он не считается.


Белорусский дед Мороз


Пер Ноэль. Зимний фольклорный новогодний персонаж прямиком из Франции. По традиции Пер Ноэль, приехав к дому на осле в деревянных башмаках и с корзиной подарков, проникает через дымоход в дом, раскладывая подарки в обувь, оставленную перед камином.
(Этот, похоже, как и наш, тоже лето решил увидеть.)


Даиди на Ноллаиг – ирландский коллега Деда Мороза. Ирландия – страна религиозная и очень ценит свои старые добрые традиции. Именно поэтому Новый год в Ирландии будет пропитан мистикой и необычностью. (В том, что туристы одеты по-летнему, видимо, тоже есть элемент мистики.)


На Кипре Деда Мороза и вовсе зовут Василием.
(Поправочка. Агиос Василис — святой Василий)


Собственно, сам Дедушка Мороз.


Санта Клаус – самый известный партнер Деда Мороза. Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка (в последние годы старается не «нажимать» на этот элемент образа).


В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.

У многих народов России имеется аналогичный персонаж: у карел его зовут Паккайне (Морозец), и он молод.

Эхээ Дьыл или Чисхан - якутский Дед Мороз.
Этот новогодний персонаж, по видимому, “устроился” лучше других Новогодних коллег. Судите сами: его Кыхын Хотун ведает зимним временем; три дочери Саасчаана, Сайыына и Кyхyyнэй распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. Чем занимается сам Эхээ Дьыл, не совсем понятно.


В Китае Деда Мороза зовут просто и несложно: Дун Че Лао Рен или Шань Дань Лаожен. Несмотря на экзотическое имя, повадками китайский дедушка от знаменитого Санта Клауса совсем не отличается.


В Финляндии живет Йоллопукки. У него есть Мария. Йоллопукки носит длинный тулуп, а о своем появлении предупреждает колокольчиком. На фото Йоллопукки справа со своим венгерским коллегой.

С Наступающим Новым годом!

Якутский Дед Мороз Эьээ Дьыл, который уже 18 лет совмещает работу в университете с образом зимнего сказочного персонажа, пожаловался на то, что современные дети стали меркантильными и зачастую просят слишком дорогие подарки. «Волшебник», который в научной среде известен как Гавриил Угаров, рассказал об этом в своем интервью .

«Приходит много писем. Современные дети стали немножко меркантильными, стали просить iPhone и компьютерную технику», — отметил Эьээ Дьыл, что в переводе с якутского означает Дед Сезон.

Однако, по словам Эьээ Дьыла, среди молодого поколения остались и те, для кого благополучие родных остается лучшим подарком от Деда Мороза. Кроме того, дети просят и самого доброго волшебника беречь здоровье. «Запомнилось еще письмо одной девочки. Она написала: «Дедушка Дьыл, не болейте и не умирайте! Если вы умрете, Новый год никогда больше не наступит», — процитировал одно из писем Дед Мороз. Он также добавил, что сам в качестве новогоднего подарка попросил бы отмечать День рождения Эьээ Дьыла как официальный праздник в Якутии.

Отмечается, что Гавриил Угаров придумал образ Деда Сезона в 1999 году и является одним из двух Дедов Морозов в республике Саха. Второй появился на несколько лет позже и получил имя Чысхаан, или Повелитель Холода. По словам Угарова, от конкурентов его персонажа отличает то, что тот появляется не только на новогодние праздники. Якутский Дед Сезон проводит все якутские астрономические, календарные праздники, такие как День весеннего равноденствия (21 марта), Новый год по астрономическому календарю (21 декабря), День летнего солнцестояния (21 июня) и другие.

Ранее в канцелярии российского Деда Мороза уже рассказали об основных запросах детей в 2018 году. Так, чаще всего в письмах встречаются просьбы о гаджетах нового поколения, куклах, детской косметике, гироскутерах, 3D-ручках, а также железных дорогах на пульте управления. Не менее популярны также настольные игры для всей семьи, такие как «Мафия» и «Монополия».

По словам работников Почты Деда Мороза, около трети писем также приходит от взрослых всех возрастов, которые просят у волшебника решения квартирного вопроса и увеличения доходов.

«Женщины просят квартиру в центре города, путевку на море или стабильную работу. Просьбы мужчин — увеличение заработной платы, карьерный рост и новый автомобиль. Кто-то мечтает о духовных ценностях — о благополучии для своих родных и мире на Земле», — говорится в сообщении в ответ на запрос RT. Отмечается, что Почта Деда Мороза работает уже на протяжении 17 лет и успела получить почти 3,4 млн писем.

Несмотря на то, что времени написать письмо Деду Морозу у президента РФ нет, тоже не останется без подарка. Об этом онлайн-изданию «Инфореактор» рассказали в пресс-службе волшебника из Великого Устюга.

«Дед Мороз всем дарит подарки в Новый год: и взрослым, и детям, и главам государств! Для Дедушки Мороза все внучата, все одинаковые, все равны — любого возраста, любого положения, любого роста. Поэтому он дарит подарки всем без исключения. Все внучата, всех любит и никого без подарка не оставит!» — сообщили сотрудники службы Деда Мороза.

Зимний волшебник уже начал свою «рабочую смену», для чего даже спустился в метро Санкт-Петербурга. Там он поздравил с наступающим праздником пассажиров и работников метрополитена, а также вручил подарки детям.

При этом Дед Мороз едва не столкнулся с проблемами: во время досмотра в его мешке заметили автомат и меч. После долгих объяснений с сотрудниками охраны, которые хотели убедиться в том, что у Деда с собой только игрушки, его, наконец, пропустили в подземку.

Кстати, подарки любят получать и сами новогодние волшебники. Так, на прошлой неделе российский Дед Мороз и его финский коллега Йоулупукки встретились на границе стран между пунктами пропуска «Брусничное» и «Нуйямаа», чтобы обменяться подарками. Отмечается, что волшебники даже обнялись, а их сопровождающие спели и станцевали для «коллег по празднику».

После просмотра выступлений Дед Мороз и Йоулупукки по традиции направились в финский город Лаппеенранту, где встретились с местными жителями. После этого российский волшебник направился в Выборг.


Top