Семья в швеции. Шведская семья - что значит

Получив власть, Советы начали перекраивать жизнь советского человека. Изменения затрагивали все стороны жизни человека, в том числе линчую жизнь. Евгений Замятин в антиутопии «Мы» описывал интимные отношения как единственную сторону жизни человека, которая скрывалась. В 20-х годах СССР наоборот, это был самый обсуждаемый и открытый вопрос.

«Бунт чувственности»

Принято считать, что cekcуальная революция свершилась в 60-х года прошлого века, и это связано с движением хиппи и главным лозунгом (sex, drugs and rock-n-roll). На самом деле, настоящая революция межполовых отношений состоялась в 20-х годах, на государственном уровне. Ленин признавал, что «бунт чувственности» - необходимая составляющая для образа нового, советского человека. Вопросы интимного характера выносили на обсуждение партии РСДРП еще до 1917 года. На третьем съезде Ленин поручил Троцкому изучить и разработать теорию отношения между мужчиной и женщиной. Причем еще в 1904 году Ленин писал, что «раскрепощение духа чувственности…поможет выплеснуть сгусток энергии для победы социализма». Советский вождь не собирался угнетать человеческие потребности в ласке, а на их основе построить здоровое социалистическое общество.
Австрийский психолог Вильгельм Райх в своей работе привел выдержку переписки по этому вопросу Троцкого и Ленина в 1911 году. Троцкий, как идеолог новых интимных отношений, пишет: «любовное угнетение – главное средство порабощения человека. Пока угнетают, речи о свободе быть не может. Семья, как институт, себя изжила» Ленин вторит «…не только семья. Все запреты о вопросах интимного характера надо снять. Стоит применить опыт суфражисток, и разрешить однополую любовь в том числе».

Декрет о личной жизни

Декреты большевиков на интимную тематику предлагали бОльшую свободу, чем можно представить. В группе декретов «о гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния», «об отмене брака» был декрет «об отмене наказания за отношения мужчины с мужчиной». Эти декреты давали женщине возможность «материального и интимного самоопределения». Согласно декретам, интимный (брачный) союз легко заключали и легко расторгали.
Появился Институт социальной гигиены во главе с Григорием Баткисом. В 1919 году Баткис докладывал, что «брак, любовные отношения стали личным делом. Количество интимных извращений из-за раскрепощения нравов стало меньше». Как раз в это время появилась теория о простом получении желаемого, «как о стакане воды».
Ситуация с раскрепощением была удивительной для многих. Герберт Уэллс отмечал, что «слишком просто» в СССР относятся к вопросам интимного характера.

Страна с решенным половым вопросом

В декабре 1918 года в Петрограде прошла демонстрация в честь декрета «Об отмене брака». В честь этого по центральным улицам города с шествием прошлись лесбиянки с плакатами «Долой стыд». Ленин был положительно настроен: так держать, товарищи!». В этом же 1918 году, прошел еще один парад с плакатами «Долой стыд!», когда и мужчины, и женщины прошлись по улицам города без одежды и нижнего белья.
В Москве в 1924-1925 существовало движение радикальных нудистов «Долой стыд!» Основной идеей участников движения было равноправие по признаку наготы, ведь пока есть одежда, будет негласное деление людей по уровню достатка и возможностей. Участники движения ходили по Москве голышом, на них была только ленточка «Долой стыд!».
Историки связывают появление этого движения, как логичное продолжение морального разложения» советских людей. Вслед за свободой интимных отношений, разрешением абортов, коммун это был следующий шаг интимной свободы личности.
В декабре 1925 на 14 съезде ВКП(б) Бухарин обрушился критикой на движение нудистов. После этого милиция стала пресекать нахождение москвичей в голом виде.

Половое просвещение

Отношения изменились не только между мужчиной и женщиной. Теперь брак тоже стал личным делом каждого. Женились и разводились свободно. Если брак распадался, то алименты выплачивались только полгода.
Александра Коллонтай много работала над «Кодексом о браке». Она писала, что необходимо уделять внимание интимному просвещению школьников, начинать стоит в 12-13 лет, в начале полового созревания. Если этого не сделать, что ранняя беременность, разочарование в интимных отношениях обеспечено.
Большевики прислушались к Коллонтай, и запустили масштабную акцию по искоренению невежества в половом вопросе у школьников. Но если в больших городах обсуждения на интимные темы встречали более-менее свободно, то в российской глубинке с косностью мышления было трудно бороться. К тому же было мало преподавателей интимных отношений. Поэтому с 1919 по 1925 года в СССР привезли около 300 специалистов из стран Европы. Преподаватели были в восторге: столько работы, какой простор! Как много свободы! К слову, СССР была одной из первых стран, которая официально признала труды Зигмунда Фрейда.
Проводилось много семинаров на интимные темы, люди свободно обсуждали вопросы «насколько естественна интимность ребенка?»
Ожидаемо был высокий рост рождения детей вне брака. В 1923 году больше половины детей были внебрачными, так как они рождались в контексте «гражданского брака».
Тема абортов также обсуждалась свободно, ведь они освобождали женщину. Выросло производство презервативов, создавались новые контрацептивы, таблетки для оплодотворения женщины, для повышения интимной силы у мужчин.
Конечно, перекосы в интимном воспитании иногда случались. Например, в Вологде существовало такое положение: «каждая комсомолка, рабфаковка или другая учащаяся, которой поступило предложение от комсомольца или рабфаковца вступить в половые отношения, должна его выполнить. Иначе она не заслуживает звания пролетарской студентки».

В нашем понимании шведская семья – это группа лиц и мужского и женского пола, которая в большом количестве проживает на одной территории. Оказывается, это советское «изобретение».
Считалось, что брак – это пережиток прошлого, а комсомольская семья – образ семьи будущего. Добровольно в такой советской «шведской семье» проживало по 10, по 12 человек, и мужчин и женщин. Совместно вели хозяйство, кушали, стирали, готовили, убирали и предавались интимным утехам. В отличие от шведской семьи, в советских коммунах дети – нежелательный элемент, ведь воспитание требовали времени, а советские люди строили коммунизм. Если же «казус» случался, то дитя отвали в интренат на воспитание. Постепенно идея половой коммуны распространилась по всему союзу.
Образцом коммуны считалось поселение Болшево. Его создали по распоряжению Дзержинского в 1924 году. В поселении проживало примерно тысяча преступников от 12 до 18 лет, соотношение девочек и мальчиков было неравномерным. Девочки и мальчики жили в общих казармах, поощрялись «совместные сексуальные опыты». Коммуна в Болшево до сих пор остается самым крупным образцом «шведской» семьи в истории.

Завершение революции

С приходом Сталина к власти все поменялось, в том числе и отношение к интимному вопросу. Индустриализация требовала полной концентрации, без траты сил на любовные похождения и воспитание детей. Поэтому «чувственность» стала порицаться на уровне властей, семья снова стала основой общества, а моногамные чувства перестали отвергаться.
Так как за личную жизнь советского человека снова взялось государство, то «посыпались» новые указы взамен старым. Сначала отменили декрет «об отмене брака», потом на законодательном уровне запретили аборты в 1934 году. Позже Калинин подписал указ о запрете интимных отношений между мужчинами. И, конечно, не обошлось без арестов меньшинств в СССР.
Программы по интимному воспитанию прекращались, на долгие годы «возвращалось на сцену» порицание свободных нравов.

Где-нибудь услышав словосочетание «шведская семья», редко возникают ассоциации с традиционными родителями и парой белокурых деток. Чаще всего подобный термин употребляется, как описание нескольких (обычно трех, но обязательно больше двух) сексуальных партнеров, живущих под одной крышей. Так, что это такое «шведская семья» в действительности и откуда появилось подобное название?

Основная версия

Раскрепощенность шведов известна во многих странах и в основном благодаря тому, что у них в школах еще с 1955 года введено обязательное сексуальное образование. Нигде в мире такого не было даже в мыслях, когда жители северной Европы решили учить своих детей премудростям плотских утех. Конечно, никогда не скажешь, если в реальности посмотреть на современную шведскую семью, что она может вызывать такие ассоциации.

В Швеции семьи традиционно состоят из двух разнополых родителей и детей, а подобные сравнения многих даже раздражают или, как минимум,

Догадки

На самом деле понятие «шведская семья» (что это означает известно практически всем) имеет множество вариантов появления. Среди догадок обычных людей чаще всего встречается версия с приписыванием в состав семьи любовников, ведь нередко женщины, неудовлетворенные материальным положением своего официального мужа прибегают к денежной помощи еще одного мужчины. Аналогичная ситуация может сложиться и с другой стороны, когда обеспеченный мужчина в состоянии содержать несколько женщин и, в общем то, этим пользуется.

Чаще всего такие ситуации возникают среди знаменитостей и законные супруги нередко в курсе любовных похождений своих «благоверных».

Реальный вариант

В действительности про шведскую семью нельзя сказать, как про нетрадиционную или излишне раскрепощенную ячейку общества. Причиной появления в жизни одного из супругов нового партнера является банальная нехватка денег на законное расторжение брака. Дело в том, что в Швеции этот процесс очень дорогостоящий и большинство граждан попросту не женятся или, при необходимости расстаться, остаются в браке с одним партнером, а по факту сожительствуют уже с другим.

В таких ситуациях обоим родителям важно соблюдать права ребенка, поэтому детей там не делят, как принято у нас, к примеру. Ребенок живет попеременно с каждым родителем и все они обязаны хорошо общаться, чтобы его не травмировать. То есть, разведенная шведская семья (что это такое в действительности теперь понятно) вынуждена играть роль полноценных родителей и хорошо общаться с новой семьей каждого супруга. Для многих граждан это минимум странно, что и подкрепляет слухи о не традиционности шведов.

Первые представители

Выражение «шведская семья» берет свое начало из 70-х годов, когда молодежь именно этой страны стала выступать против традиционных семей, и открыто сожительствовать с несколькими сексуальными партнерами. Интересно, но к тому моменту такие «треугольники» не были новшеством и первый, официально зарегистрированный случай подобного сожительства произошел в Испании в конце 18 века.

На тот момент этот случай был просто возмутительным, ведь в католической консервативной стране подобное поведение было недопустимым и всех участников «треугольника» могли казнить, если бы они не были правящей династией. Да-да, король и королева приняли в свои объятия молодого гвардейца, которому в дальнейшем присвоили кучу титулов. Один из них даже был придуман специально для него - князь Мира. Видимо у князя хватало сил и фантазии радовать своим присутствием обоих супругов столь долгое время.

Конечно, в связях непосредственно с королем гвардеец замечен не был, но сам правитель отзывался о нем очень уж нежно и ласково.

Появление термина в России

Впервые понятие «шведская семья» в России было упомянуто еще в 70-х годах прошлого столетия. Именно тогда на просторы закрытого от внешнего мира СССР стали пробиваться иностранные артисты, фильмы и журналы. Как раз в то время в самой Швеции и были популярными так называемые коммуны, состоящие из нескольких сексуальных партнеров представителей «левой» молодежи. Тогда же, на просторах советского государства получили распространение журналы и фильмы вольного содержания, которые укрепили миф о сексуальной раскрепощенности шведов и повсеместном распространении в Европе таких не традиционных семей.

Укрепить ассоциацию в то время смогли популярные на тот момент артисты которые в своем понимании также были представителями «шведской семьи». Что это такое, уже знали все, ведь они же пели прекрасные песни о любви и состояли из двух любящих супружеских пар. Да, все так и есть, только эти пары все-таки менялись партнерами однажды, поэтому назвать их истинными консерваторами не получается.

Заключение

Сегодня ответ на вопрос, что это такое «шведская семья» знает практически каждый, только данная информация основывается на стереотипах и ассоциациях прошлых лет. Теперь основная масса жителей этой европейской страны ничем не отличается от своих консервативных соседей, а подобные коммуны встречаются в единичных случаях. Кстати, встретить их сегодня можно практически в каждой стране.

Само понятие «шведской семьи» является символом вседозволенности не только в нашей стране. Практически в каждом государстве есть определенное выражение, означающее неподобающее поведение с отсылкой на Швецию. Так в Великобритании сожительство нескольких сексуальных партнеров (обязательно больше двух) называют «шведский грех», причем воспринимается такая семья, как символ разврата.

«Шведская семья». Звучит будоражащее. Вроде как все знают, это когда один муж живёт с несколькими женами или несколько мужей с одной женой, или вообще несколько пар ведут общее хозяйство и дети у них общие.

А шведы то и не в курсе

Понятие «шведская семья» возникло в СССР в 60-70х годах прошлого века, когда из-за железного занавеса докатывались слухи о хиппи. Эти раскрепощённые дети цветов жили коммунами, совместно решали все хозяйственные вопросы, и попутно занимались друг с другом сексом. Почему именно шведская, а не испанская или норвежская, не очень понятно, ибо подобные коммуны из молодёжи, отвергающей скучные ценности старшего поколения и живущие под лозунгом «занимайтесь любовью, а не войной» существовали во многих странах сексуально раскрепостившейся Европы. Представление о том, что шведы поголовно сексуально раскрепощены, распространилось в 50 годы в Штатах, возник даже термин «шведский грех». Вероятно, причиной послужило то, что Швеция не согласилась вступить в НАТО, поэтому США и попытались целенаправленно создать образ морально разложившейся страны, хотя Швеция действительно отличалась демократичностью во взаимоотношениях полов. Она была одной из первых стран Европы, которая проводила смелые эксперименты в области сексобразования школьников. В 60-х впервые в мире шведы сняли сексологическую научно-популярную ленту, может как раз тогда за ними закрепилась подобная слава.

Не исключено, что отчасти была виновата в возникновении термина безумно популярная группа АББА, симпатичные блондинка с брюнеткой и двое их мужчин, с их любовными песнями, и поговаривали, что жили они все вместе.

При этом самим шведам подобный термин не знаком, они даже не понимают, о чём идёт речь. Когда их спрашиваешь об этом, то они удивляются, а потом смеются.

Это в России так про нас говорят? Вот это да! Ну бывают и любовники, конечно, но чтоб привычным считалось жить вместе всем, ну что вы, такого нет.

Шведы действительно когда-то практиковали коммунальное семьеустройство, но быстро перебесились и сейчас вполне целомудренны.

Немного истории

Бытует предположение, что термин «шведская» появился потому, что для викингов считалось нормальным делить ложе не с одной женщиной, равно как и девушке иметь пару мужей. А если углубиться в историю, то это изобретение вполне может быть советским. Цитирую Ленина, 1904 год:

Раскрепощение… чувственности… поможет выплеснуть… энергию для победы социализма.

После Октябрьской революции брак считали буржуазным пережитком, и существовали даже половые коммуны. Примером может считаться созданная по указу Дзержинского российская комунна в Болшево (1924 г.), где жили около тысячи юношей и девушек 12- 18 лет в общих казармах. До сих пор это самая большая известная шведская семья в мире.

Шведская семья или полиаморные отношения

По статистике около 30% браков в моногамной России распадаются из-за неверности. Может быть, дело в природной полигамности людей? Тема шведского или свободного брака (полиаморности) в последнее время весьма привлекает внимание.

Шведская семья – это разврат или предельная честность между партнёрами? Люди, находящиеся в любовных полиаморных отношениях считают допустимыми такие же отношения и с другими. Принципиальное отличие от свинга, полигамии и прочих подобных форм заключается в открытости и добровольности со стороны всех партнёров.


Участники многовариантных семей утверждают, что это даёт им большее удовлетворение в сексе и более насыщенную активную жизнь. Такие люди чаще всего весьма привлекательны внешне и коммуникабельны, ощущают себя более довольными жизнью физически и эмоционально и лучше реализуются в плане отношений. Шведский брак облегчает домашние обязанности и даёт чувство защищённости и доверия (никто не врёт и не изменяет за спиной).

Существует ли вероятность, что в мире будут разрешены подобные браки? Главная сложность с точки закона – дети, в мире имелись прецеденты когда участников шведских семей лишали родительских прав. Но в прошлом году в Канаде семья из двоих мужчин и одной жены законно были признаны родителями совместного малыша. Они подали судебный иск, после того, как оказалось, что документально может быть указано только двое родителей. Судья решил дело в их пользу, признав, что в законе имеется пробел, нарушающий интересы детей, что родились в подобных семьях. Общество изменяется, и вместе с этим изменяются и структуры семей, – заявил он.

В Голландии и Бразилии подобные браки уже бывали признаны официально. Их приверженцы считают, что раз уж признаются однополые семьи, то и полиаморные браки тоже должны быть законодательно закреплены. Современное законодательство основано на том, что брак возможен только между двумя партнёрами, хотя современная моногамная форма брака часто уже не удовлетворяет многих людей, и они вынуждены скрывать свою иную жизнь от окружающих из-за неприятия подобного обществом.


Будет ли подобная форма семейной жизни приемлема в будущем или нет, пока сложно сказать. Ясно только то, что людские взаимоотношения способны принимать разные формы, и то, что устраивает одних, может абсолютно не подходить другим.

Что такое полиамория

Шведский союз секспросвещения (1933 г основания) определяет полиаморность как сексуальные и/или романтические отношения между более чем двумя людьми. Символ – изображение сердца и восьмёрки бесконечности.


Во всём остальном мире подобную семью называют ménage à trois - в буквальном переводе «хозяйство для троих». Просто трахаться с другими и вступить в множественный союз - совершенно разные вещи. На практике шведская семья – это сожительство нескольких людей вместе, при этом все партнёры (а их может быть какое угодно количество) должны знать друг о друге и быть согласны с такой формой отношений. Мало того, группенсекс при этом не обязателен, отношения могут быть и асексуальными, это бывают и любовь и привязанность, и дружба.

Многие сексологи полагают, что отношения подобного плана будут всё более распространены со временем. Большинством стран законно признана связь только двоих людей, но всё больше людей считают моногамию устаревшей и допускают сексом с кем-то помимо своего партнёра.

В многовариантых браках люди больше и чаще, чем в обычных отношениях обсуждают, что допустимо, а что нет, например, сколько партнёров можно иметь, где проходят границы неверности, как вести себя на людях и т. д. Хотя конечно, нельзя сказать, что полиамория лучше, чем моногамия, и также нет доказательств, что моногамный брак лучше шведской семьи. Только не стоит сравнивать. Иметь только одного партнёра и любить его совершенно не значит быть ограниченным и замкнутым, а предпочитать открытые отношения не означает быть свободным и просвещённым. Это просто различные форматы отношений, подходящие различным людям.

Чем же это отличается от банальных измен? Честностью и добровольностью (если подруга изменила и утверждает, что она полиамор, то это не более чем попытка отмазаться). Подобный тип совместного брака становится всё более привлекателен в основном из-за взаимного уважения и открытости. Собственно, это не означает, что каждый может творить всё, что в голову взбредет, речь о том, что партнёры честны друг с другом и ничего не скрывают. Предательство – это не переспать с другим, а умолчать об этом или соврать. По правде говоря, как-то более честно, чем внешне приличная моногамная пара, которая изменяет друг другу потихоньку.

Как же можно любить сразу нескольких человек? Чаще всего полиаморы отвечают – а как родители одинаково сильно любят всех детей, или – разве нельзя иметь сразу нескольких близких друзей?

Если человек осознал, что полиаморен, но при этом уже женат (моногамно конечно), то лучше всего открыто поговорить об этом с партнёршей. Если, конечно, он не боится, что такой разговор закончится скандалом и разводом.

Плюсы и минусы

Многие парни думают, – «Вау, вот классно!», когда впервые слышит о подобных отношениях. Но семья такого формата – это, собственно, семья, а не один лишь секс. Постель – очень важно, но главное – это быт.

Представим семью из одной женщины и двух мужей. Денег они приносят вдвое больше и всегда есть кому починить розетку или приготовить еду, или заняться классным сексом. А при хорошей конкуренции вялые мужья будут сдувать пылинки с супруги и бороться за право сделать подарок.

Или наоборот: муж один, а жён несколько. Одна пироги печёт, другая за детьми смотрит, рубашки поглажены, ботинки начищены. , они друг друга отталкивают в желании угодить, хлопочут над кормильцем, футбол смотреть не мешают, рыбку под пиво чистят…

«Но с другой стороны, тёщи тоже две», да и две свекрови будут удвоенно доставать одну невестку. Придётся в разы больше стирать и готовить. Да и мало какая современная женщина согласится делить любимого с другой. Это мужчины могут друг с другом поладить, а две женщины? Они же и переругаться, и передраться могут, и далеко не каждый сможет вынести вид драки любимых жён. Опять же одеть их надо, обуть, на море свозить, и упаси боже кого-то обделить! Многие мужчины мечтают о подобном, но как-то сразу забывается, что порадовать в постели одну – не вопрос, а вот нескольких сразу, причём не разово, а постоянно? Это лишь в кино самец лежит как султан, а красотки его ублажают и ласкают попутно друг дружку. В реале каждая из них и сама хочет получить удовлетворение. Несколько жён, конечно, дело приятное, но несколько недовольных жён – это перебор!


Да, тут есть и плюсы и минусы. Сложно всегда уделять равное внимание всем партнёрам, скорее всего, кто-то будет чувствовать себя обделённым, или же участники начнут соперничать. А с другой стороны, если всем удобно, то подобный вариант отношений может надолго сохранить такой союз мирным и прочным, особенно если между участниками существуют тёплые отношения, привязанность и глубокая дружба.

Знаменитые «шведские семьи»

  • Его Величества король Испании Карл IV и королева Мария-Луиза Пармская плюс их друг дон Мануэль Годой.
  • Философ Ф.Ницше плюс П. Реё и их подруга Л. Саломе;
  • Психиатр К.Юнг, его жена плюс их подруга Тони Вольф;
  • Адмирал Нельсон плюс У. Гамильтон с женой;
  • Художник М. Эрнст плюс поэт П. Элюар и его жена Гала (Е. Дьяконова);
  • Поэт Некрасов и семья Панаевых;
  • Поэт Маяковский плюс семья Брик;
  • Семья писателя и поэта Ивана Бунина плюс их подруга Г. Кузнецова.

Какие страны приветствуют

Полиамория – это НЕ полигамия. Полигамия или многобрачие запрещено во многих странах (и в России), поэтому мусульмане законно женятся однажды, а остальных жён приводят для обряда в мечеть.

Изредка встречается брак, основанный на полиандрии, когда у женщины двое, трое и более мужей, принят в Непале и на некоторых островах.

Есть страны, где иметь несколько жён допустимо – это Мьянма, Нигерия, Сирия, Саудовская Аравия, Эмираты, Бруней, Египет, ЮАР, Конго.

Законодательство некоторых стран вроде как не позволяет многожёнство, но вполне допустимо, особенно по религиозным мотивам. В США до сих пор борются с многожёнцами сектантами мормонами, но они всё равно живут и здравствуют. Австралия, Великобритания и Франция признает полигамные браки для мусульманских мигрантов, если они приехали в эти страны со своими жёнами. Ливан, Пакистан, Марокко и Алжир официально запрещают такие браки, но новую жену можно взять в семью, если имеется письменное согласие первой. Единственная азиатская неисламская страна, где можно иметь много жён – это Бирма. Большая часть государств Африки и Азии, кроме Туниса, Бенина и Эритреи многожёнство не так, чтобы поощряют, но смотрят на это сквозь пальцы. В Иордании и Джибути разрешается иметь максимум 4 жены. В Мавритании старшая жена имеет право один раз отказать мужу в желании завести ещё жену. В Сингапуре жениться ещё разок можно, если разрешит суд.

Книги:

  • «Этика бл**ства» К. Лист, Д. Истон – о морали и публичности.
  • «19-я жена» Д. Эберсхоф – детектив из жизни мормонов.
  • «Мальвиль» Р. Мерль – любовь и постапокалипсис.
  • «Невыносимая легкость бытия» М. Кундера – о двойственности тел и душ.

Фильмы:

  • «Любовь», Гаспара Ноэ.
  • «Мечтатели», Бертолуччи.
  • «3я Мещанская», Абрама Рома.
  • «Жюль и Джим», Франсуа Трюффо.

«Шведская семья» - этот будоражащий воображение советского человека термин возник на территории Советского Союза в 70-х годах прошлого века. Тогда на волне сексуальной революции с Запада до СССР докатились слухи о совместно проживающих в так называемых коммунах, по-шведски - коллективах, представителях левой шведской молодежи. Вероятно, свою лепту в создание легенды внесла и восхитительная группа АББА, состоящая из двух пар и поющая сладкие песни о любви.

Понятие «шведская семья» закрепилось только на пространствах бывшего СССР и не известно больше нигде в мире. (В лексикон англоязычных стран в 1950-х годах вошло другое выражение: swedish sin - «шведский грех», происхождение которого связывают с достижениями Швеции в области сексуального образования школьников и смелыми экспериментами шведских кинематографистов.) Cами шведы до сих пор остаются в полном неведении относительно имеющихся в России представлений о шведской семье, что, конечно, не означает, что о таком виде совместного существования не знают в Швеции. «Поли» (от греческого poly - много) - так, согласно определению Шведского союза сексуального просвещения, основанного еще в 1933 году, называются «сексуальные и/или романтические отношения, включающие более двух лиц». Впрочем, в современном шведском обществе «поли» представлены довольно слабо. В Швеции образца XXI века куда большее распространение получили такие формы семейной жизни, как «самбу» и «дельсбу», «сербу» и «шельвбу», а также «большие» и «бонусные» семьи.

Мамы разные нужны. И папы тоже

Несмотря на существующее разнообразие, подавляющее большинство шведских семей выглядит все же весьма традиционно: мама, папа и пара ребятишек. При этом примерно треть родителей предпочитают не оформлять свои отношения официально. Таких здесь называют «самбу» - дословно «проживающие вместе». Типичным (для эмансипированного шведского общества) представляется и распределение обязанностей по дому и уходу за детьми. Папы стараются активно помогать мамам, но львиная доля домашних дел по-прежнему ложится на женские плечи. Что касается декретного отпуска (480 дней), то по шведскому законодательству родители сами могут решать, в каких пропорциях распределять его между собой, за исключением 60 дней, которые обязательно должен использовать один из родителей, де-факто отец. В среднем шведские мужчины проводят с ребенком даже больше зарезервированного времени, около 20% декретного отпуска. По этому показателю шведы уступают только исландцам. В перспективе, как надеются и правые, и левые, папы и мамы будут делить отпуск по уходу за ребенком поровну. К этой точке зрения, судя по недавнему опросу общественного мнения, проведенному шведским телевидением, склоняются 7 из 10 взрослых граждан.

Отличительная черта современного шведского общества - существование параллельно с традиционными семьями разнообразных нестандартных форм совместного проживания. Эта постмодернистская вариативность находит отражение в шведском языке. Среди устоявшихся новых терминов фигурируют, например, «бонусные родители» - так называют мам и пап, воспитывающих детей от предыдущего брака (их становится все больше, как и «бонусных детей»).

Вместе с тем встречаются и более сложные варианты, для которых пока не существует общепринятых названий. Так, недавно в одну из центральных газет обратилась шведка (назовем ее Анна) с предложением совместными усилиями найти определение для того вида семьи, частью которой она оказалась. Дело в том, что отец ребенка Анны до знакомства с ней уже имел сына от другой женщины. Через некоторое время, встретив новую любовь, он расстался с Анной. По всей видимости, и новая любовь длилась не слишком долго, так как вскоре, подарив даме очередного симпатичного мальчугана, «благородный рыцарь» вновь отправился на поиски приключений. Любопытно, что каждая покинутая женщина помогала своей подруге по несчастью, и в результате все три мамы и их дети стали добрыми друзьями. При этом папа, будучи настоящим шведом, не забывал о своих отпрысках и частенько навещал их и, соответственно, бывших подруг.

Анну более всего заботил вопрос, как ей называть мам братьев ее ребенка. Так и не найдя ответа в словаре шведского языка, женщина предложила свой вариант для описания отношений такого рода - «большая семья».

Надо сказать, что такие стихийно складывающиеся «большие семьи» и в самом деле не являются чем-то необычным для шведского общества, в котором стремление к индивидуальной свободе и независимости сочетается с взаимной ответственностью и традиционной способностью преодолевать и даже предупреждать конфликты, руководствуясь принципом «дай жить себе и другим людям». В этом смысле столь удивительное для стороннего наблюдателя разнообразие форм шведского общежития, возможно, лишь отражение столь же разнообразных вариантов решения практических проблем и организации жизни.

Один из таких вариантов - коллективные дома, которые в современной Швеции все более популярны. В отличие от своих предшественников 1970-х годов, сегодняшние коллективисты предпочитают обитать в отдельных квартирах обобществляя лишь некоторые обязанности по дому. Существуют разные типы коллективного проживания: для тех, кому за 55, для взрослых без малышей, для смешанных по возрастному составу групп. Основная цель - помочь друг другу в решении бытовых проблем, сократить расходы и при этом найти новых друзей и знакомых. Для Швеции, лидирующей в мире по числу семей или, как говорят статистики, домашних хозяйств из одного человека (более 45%), этот вопрос весьма актуален.

Один, совсем один?

В иностранных СМИ нередко пишут о распространенном среди шведов одиночестве, ведущем к алкоголизму и самоубийствам. Статистика, однако, опровергает эту версию. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, реальный уровень самоубийств в стране не превышает средних показателей по Европе, а по потреблению алкоголя шведы входят в число наименее пьющих в мире. Более того, результаты большинства международных исследований по измерению счастья и удовлетворенности жизнью выводят шведов в число наиболее счастливых и удовлетворенных.

Чем же можно объяснить этот парадокс одиноких и счастливых? Во-первых, количество настоящих «синглов» в Швеции меньше, чем об этом говорит статистика. Дело в том, что к одиноким принадлежат и те, кто предпочитает поддерживать тесные отношения друг с другом, живя порознь. Таких здесь называют «сербу». А ведь есть еще и дельсбу - те шведы, которые живут то вместе, то отдельно, делая задачу статистиков и вовсе невыполнимой.

Кроме того, вопреки устоявшемуся мнению, что в Швеции скучно, большинство шведов, причем во всех возрастных группах, ведут активную социальную жизнь. Непосвященные не всегда это замечают, поскольку в этой стране не только работа и учеба, но и отдых и общение проходят по расписанию. А уж посещение различных кружков и клубов по интересам вообще можно считать национальным видом спорта - в этом смысле Швеция образец современного сетевого общества. Добавьте сюда регулярные многочасовые вылазки на природу, так называемые народные школы, где можно научиться чему угодно в любом возрасте, и вы поймете, что у шведов на сведение счетов с жизнью просто нет времени.

И все же. Многочисленные письма «синглов» в прессу, где они делятся наболевшим, свидетельствуют, что проблема одиночества реально существует. Симптоматично, что в современном шведском языке слово «один», отягощенное неприятной коннотацией, стало все чаще заменяться позитивным «сам». Например, звучат такие варианты: «я сам отправился в отпуск» или «я сам живу в своей квартире». Появилось даже понятие «шельвбу» - «живущий сам по себе». Однако сути дела это не меняет.

Если посмотреть, о чем пишут одинокие или, если хотите, самостоятельные шведы, то можно увидеть, что практически каждый из них говорит о чувстве неуверенности и даже страха - страха сделать неправильный выбор, лишиться части своей свободы и прочее. Список причин, вызывающих глубокие переживания и беспокойство, длинный.

С подобными настроениями сталкиваются сегодня все секуляризированные общества, где почти безграничная вера в знания, технологии и возможности человека полностью контролировать свою жизнь привела к возникновению очевидного противоречия между стремлением к абсолютной безопасности (в Швеции психологи уже сравнивают гипертрофированную потребность в защищенности с наркозависимостью) и невозможностью обеспечить ее на практике. На фоне растущего информационного потока это порождает всё новые формы фобий. В шведском обществе проблема, возможно, усугубляется особенностями национальной системы, которая, как здесь говорят, опекает человека от колыбели до могилы. Система помогает избежать многих неприятностей в жизни, но одновременно делает людей менее уверенными - в том числе в формировании и развитии личных отношений.

Шведская семья - так традиционно в разговорной речи обозначается форма полиамории , при которой три человека обоих полов (один мужчина и две женщины либо двое мужчин и одна женщина) живут вместе, в одном доме. Большинство европейских языков используют термин французского происхождения - ménage à trois (букв. «хозяйство на троих»).

Шведская семья не равнозначна групповому браку и вовсе не подразумевает групповой секс между участниками (см. триолизм). Отношения между лицами одного пола могут быть различны - нейтральные, платонические, сопернические (см. любовный треугольник), это может быть форма гомосексуальной привязанности и т. д.

История возникновения термина «шведская семья» доподлинно неизвестна. Хотя он существует только на территории бывшего СССР , представление о Швеции как о стране с сексуально раскрепощенными жителями, с легкостью идущими на разнообразные эксперименты, широко распространено и на Западе, в частности в США, несмотря на то что подобного рода семейные традиции крайне редко встречаются в довольно консервативном шведском обществе.

Шведские семьи в искусстве

Шведские семьи выведены во многих классических произведениях литературы («Зависть » Олеши) и кино, включая кинофильмы:

  • «Третья Мещанская » Абрама Роома .
  • «Жюль и Джим » Франсуа Трюффо
  • «Бутч Кэссиди и Санденс Кид » Дж. Р. Хилла
  • «Ретро втроём » Петра Тодоровского
  • «Мечтатели » Бернардо Бертолуччи

Известные исторические примеры

  • Русский поэт и публицист Николай Алексеевич Некрасов , писательница и мемуаристка Авдотья Яковлевна Панаева и её муж журналист и писатель Иван Иванович Панаев ;
  • Русский советский поэт Владимир Владимирович Маяковский , литератор Лиля Юрьевна Брик и её супруг, литературный критик Осип Максимович Брик ;
  • Британский дипломат Уильям Гамильтон , его жена Эмма Гамильтон и вице-адмирал Горацио Нельсон ;
  • Герцогиня Девонширская Джорджиана Кавендиш , её супруг 5-й герцог Девонширский Уильям Кавендиш (англ. ) и леди Элизабет Фостер ;
  • Британский политик, финансист и промышленник Генри Монд (англ. ), его жена Эми Гвен Уилсон и английский писатель и драматург Гилберт Каннан (англ. );
  • Шведский король Густав III , граф Адольф Фредрик Мунк и королева Швеции София Магдалена ;
  • Французский писатель Шарль Виллер (англ. ), немецкая женщина-учёный, доктор философии Доротея фон Родде-Шлёцер и её муж бюргермейстер Любека Матеус Родде;
  • Скрипачка Ольга Рудж (англ. ), американский поэт Эзра Паунд и его жена Дороти Шекспир;
  • Французский поэт Поль Элюар , его жена Елена Ивановна Дьяконова и немецко-французский художник Макс Эрнст ;
  • Английский писатель Олдос Хаксли , его первая жена Мария и Мэри Хатчинсон;
  • Английская поэтесса Эдит Несбит , её муж банковский клерк Хьюберт Бланд и его любовница Алиса Хоатсон;
  • Американский психолог, изобретатель и автор комиксов Уильям Марстон , его жена Элизабет Марстон и его любовница журналистка Оливия Бирн;
  • Немецкие философы Фридрих Ницше , Пауль Рэ и их общая подруга писательница Лу Саломе ;
  • Швейцарский психиатр Карл Юнг , его жена психиатр Эмма Юнг (англ. ) и его пациентка, а затем психоаналитик, помощница и любовница Тони Вольфф (англ. );
  • Американский писатель и художник Генри Миллер , его вторая жена Джун Эдит Смит и её любовница Джин Кронски;
  • Швейцарский теолог Карл Барт , его жена Нелли Барт и любовница Шарлотта фон Киршбаум .

Напишите отзыв о статье "Шведская семья"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шведская семья

Наполеон взял пастильку, положил ее в рот и посмотрел на часы. Спать ему не хотелось, до утра было еще далеко; а чтобы убить время, распоряжений никаких нельзя уже было делать, потому что все были сделаны и приводились теперь в исполнение.
– A t on distribue les biscuits et le riz aux regiments de la garde? [Роздали ли сухари и рис гвардейцам?] – строго спросил Наполеон.
– Oui, Sire. [Да, государь.]
– Mais le riz? [Но рис?]
Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c"est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu"elle s"y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l"encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l"horloger n"a pas la faculte de l"ouvrir, il ne peut la manier qu"a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]
Рапп ничего не ответил.
– Demainnous allons avoir affaire a Koutouzoff! [Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!] – сказал Наполеон. – Посмотрим! Помните, в Браунау он командовал армией и ни разу в три недели не сел на лошадь, чтобы осмотреть укрепления. Посмотрим!
Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. Ночь была темная и сырая; чуть слышная сырость падала сверху. Костры не ярко горели вблизи, во французской гвардии, и далеко сквозь дым блестели по русской линии. Везде было тихо, и ясно слышались шорох и топот начавшегося уже движения французских войск для занятия позиции.
Наполеон прошелся перед палаткой, посмотрел на огни, прислушался к топоту и, проходя мимо высокого гвардейца в мохнатой шапке, стоявшего часовым у его палатки и, как черный столб, вытянувшегося при появлении императора, остановился против него.
– С которого года в службе? – спросил он с той привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. Солдат отвечал ему.
– Ah! un des vieux! [А! из стариков!] Получили рис в полк?
– Получили, ваше величество.
Наполеон кивнул головой и отошел от него.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.


Top