Трудовое воспитание в средней группе – полезная и увлекательная деятельность. Трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении

Картотека трудовых поручений

в старшей группе

Карточка № 1.

«Уборка игрушек на места»

Цель : совершенствовать умение самостоятельно поддерживать порядок в группе (уборка строительного материала, игрушек). Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 2.

«Порядок в шкафу с игрушками»

Цель : учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 3.

«Помогаем няне»

Цель : Учить убирать посуду со столов после еды, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 4.

«Дежурство по столовой»

Цель : самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5.

«Дежурство по занятиям»

Цель : самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 6.

«Порядок в игрушках»

Цель : учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 7.

«Дежурство в уголке природы»

Цель : совершенствовать умение самостоятельно ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю. Воспитывать чувство ответственности. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

Карточка №8

«Чистые поддоны для цветов»

Цель : учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

Карточка № 9

«Стираем салфетки»

Цель : учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 10

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»

(вместе с помощником воспитателя)

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 11.

«Ремонт книг»

Цель : приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками. Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 12.

«Чистые стульчики »

Цель : учить детей поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 13.

«Стирка кукольной одежды»

Цель : Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 14.

«Мытье кукол»

Цель : Учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 15

« У нас в шкафу порядок». Цель : Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Карточка № 16

«Меняем полотенца». Цель : Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь.

Карточка № 17

«Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях». Цель : Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

Карточка № 18

«Расставим стулья в определенном порядке». Цель : Продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.

Карточка № 19.

«Уборка строительного материала». Цель : Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.


Воспитатель детского сада организует трудовую деятельность детей в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.

В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших и средней группах в наибольшей мере используются поручения, в старших группах труд все чаще приобретает коллективный характер.

Следует учитывать, что разные виды объединения в труде, которые складываются в зависимости от избранной формы организации труда, создают возможности для решения разных воспитательных задач. Поэтому при организации труда воспитателю надо четко представлять себе, какие воспитательные задачи он ставит перед собой, включая детей в труд.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива, например: расставить игрушки, принести корм для птицы, полить растения, вытереть полочку, пособия, игрушки, поставить их на место и т. д.

Поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного детства, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью разнообразных простейших заданий постепенно приучает его быть полезным коллективу, сверстникам.

Трудовые поручения следует отличать от обязанностей, хотя многие поручения уже на младших ступенях дошкольного детства условно считаются обязанностью: это поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада, убирать за собой вещи, игрушки, самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, ухаживать за растениями и животными и др.

По отношению к каждому ребенку младшего возраста поручения не могут расцениваться как обязанности в силу того, что дети еще не в состоянии их выполнять. Под обязанностью понимается многократное выполнение каких-либо определенных заданий. Например, воспитатель предлагает ребенку покормить рыбок в аквариуме, и ребенок это сделал. Здесь речь идет о выполнении поручения. Если ребенку предлагается кормить рыбок, предположим, в течение недели и он регулярно выполняет задание, это уже обязанность.

Поручения могут перейти в обязанности только тогда, когда деятельность, их составляющая, станет прявычной. Смысл обязанностей заключается прежде всего в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело, которое хотя и не является трудным, но должно выполняться систематически даже тогда, когда к этому нет желания. Здесь уже многое исходит от самого ребенка. Он должен проявить активность, инициативу, самостоятельность, т. е. действовать не только по требованиям взрослого.

В процессе выполнения отдельных поручений дети постепенно осваивают круг тех маленьких дел, которые составляют обязанности. Не зная их, они не смогут выполнять никакие поручения, а тем более воспринимать их как обязанность.

Таким образом, для того чтобы нести какие-то обязанности дома и в детском саду, ребенку необходима определенная подготовка. Эту возможность создают трудовые поручения. С их помощью ребенка постепенно знакомят с требованиями, которые впоследствии ему придется выполнять самостоятельно, готовят к тому, чтобы он мог нести обязанности.

Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста. Ведь в процессе выполнения эпизодических поручений они овладевают навыками самообслуживания - первыми умениями трудиться.
Наряду с самообслуживанием поручения воспитывают у детей правильное отношение к труду, желание трудиться, готовность сделать что-то хорошее окружающим их взрослым, сверстникам.

В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Поручения многообразны по сложности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), по времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Разнообразие трудовых поручений по содержанию, особенностям организации создает большие возможности для использования их в воспитательной работе с детьми.

Трудовые поручения охватывают всю жизнь детей в течение дня в детском саду. Это закономерно, так как педагог в любое время может найти нужное и полезное дело как для самого ребенка, так и для всей группы детей. Отчасти это объясняется особенностями организации поручений и местом их в режиме дня в отличие, например, от дежурств.

В практике поручения чаще организуют в первую половину дня в утренние часы - до завтрака или во вторую половину - после дневного сна. Объясняется это значительной нагрузкой педагогического процесса в первую половину дня, большей занятостью педагога. Он периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными целями: закрепить трудовые навыки, познакомить с новым по своему содержанию трудом.

Групповая или коллективная форма трудовой деятельности более сложна. Она требует от педагога специального руководства и не может быть осуществлена попутно с решением других воспитательных задач из чисто физических соображений.

Привлечение детей к выполнению простых и посильных им поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5-2 лет. В маленьких и доступных ребенку заданиях: «Посмотри, какой домик построил Коля», «Дай Вове мячик», «Пежалей Раю, у нее болит пальчик» - содержатся определенные указания воспитателя, который вносит в детское неведение целенаправленность, приучает к послушанию, умению выполнять требования взрослого.

По поручению воспитателя дети переодевают кукол, стирают для них белье.
Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста имеют большое воспитательное значение, поскольку они дают возможность повседневно приобщать всех детей группы к посильному труду. Это постепенно приучает детей быть занятыми, находить себе полезнйе занятие, что создает в группе в целом дружную деловую атмосферу.

Очень важно правильно определить содержание поручений. Они должны быть доступными для выполнения детьми разного дошкольного возраста.

«Программа воспитания в детском саду» содержит примерный перечень поручений детям каждой дошкольной ступени. На младших ступенях дошкольного, возраста он представлен в разделе «Воспитание гигиенических навыков, самостоятельности и трудолюбия», на более старших (5-7 лет) - в разделе «Труд». Содержание поручений постепенно усложняется; с возрастом предъявляются и более высокие требования к самостоятельности, качеству выполнения задания, ответственному отношению к порученному делу.
Любые трудовые поручения всегда должны ставить определенную цель, воспитывать умение и желание выполнить задание независимо от того, интересно оно или нет.

Андрюша не знает, чем заняться. Воспитатель дает Ренату вожжи и просит: «Спроси Андрюшу, не хочет ли он поиграть с тобой в лошадки». Или: «Лена, будешь ложиться спать, посмотри, кто лучше всех сегодня ведет себя в спальне».

Часто поручения дают детям с целью отвлечь их от нежелательного занятия, помочь найти себе полезное дело: «Андрюша, посмотри, как дети песок собрали, а ты найди, пожалуйста, флажок и прикрепи его к самой вершине. Поправь лопаткой песок», «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети не сидели на снегу».

Организуя поручения, необходимо решать задачу о правильном и целесообразном отборе их содержания, чтобы они в процессе трудовой деятельности способствовали нравственному воспитанию ребенка.

Кроме интересного содержания поручений большое значение имеет и наличие в них способов действий, их количества, трудности, т. е. того, что ведет к получению результата.
Удачные способы действий ведут к положительному результату и обычно выражаются в тех элементарных и простых требованиях, которые и определяют успех.

К примеру, воспитатель предлагает поставить на четыре стола подставки с цветными карандашами. Для выполнения такого поручения от ребенка требуется четыре одинаковых действия (если ставить на стол по одной подставке). Такое довольно простое поручение по своему содержанию и действию посильно для ребенка любого дошкольного возраста. Но если ему предлагается выбрать и поставить в стакан отточенные карандаши, затем раздать их, то здесь требуется больше усилий - больше способов действия, они сложнее по качеству (найти нужный карандаш и поставить в стакан).

Кроме того, требуются определенные знания, какими карандашами можно рисовать, а какими нельзя - они не заточены. Это вызывает у детей трудность. Ребенок в этом случае начинает часто обращаться с вопросами: «Этот карандаш куда класть? Им можно рисовать?» Естественно, что здесь результат выполнения поручения выступает несколько позднее.

Трудовые поручения, используемые в детском саду, имеют разное назначение.

Одни из них кратковременны, эпизодичны, вызываются временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок, что-то поднять, отнести, отодвинуть, подать кисточку, клей, совок, предложить стул и т. д.

Такие поручения чаще всего возникают в силу жизненных обстоятельств. Дети, как правило, успешно с ними справляются даже на младших возрастных ступенях. Ценность их состоит в том, что, несмотряна их простое, элементарное содержание, они не имеют игрового начала, приучают детей к умению быстро ориентироваться в окружающей обстановке, среди многих вещей и предметов найти нужный.

Эти поручения способствуют воспитанию сообразительности, исполнительности, ловкости. Часто такого рода поручения сопровождают работу, которую в основном выполняют взрослые.
К примеру, воспитатель ремонтирует книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для этого: бумагу, клей, кисточки, ножницы, поднос, относят обрезки, прижимают тряпочкой наклеенные полоски. В процессе такого совместного труда дети постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения такого поручения, как обращаться с ними, привыкают быть полезными в работе взрослых.
При этом легко можно увидеть возможности детей в выполнении данных поручений, их стремление справиться с заданием.

Выполнение второй группы поручений ставит своей целью обогатить детей умениями ухаживать за животными, растениями: помыть клетку, покормить животных, рыбок, птичку. Эти поручения воспитывают любовь к животным, к окружающей природе. Кроме того, они требуют от детей знаний и умений в обращении с материалами, орудиями труда.

К третьей группе относятся поручения, связанные с результатами, получаемыми не сраз у: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку и т. п. Получение результата связано с приложением усилий памяти, знанием некоторых временных понятий (утром когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой).

Четвертая, особая группа, - это словесные поручения : спроситьповара, что сегодня на завтрак, есть ли корм для кролика, передать сведения о количестве детей, пригласить методиста или заведующую на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников детского сада, спросить, можно ли идти на музыкальное занятие, и т. д.

Хотя поручения такого рода не требуют от ребенка особых мускульных усилий, они представляют для детей, особенно 3-5 лет, большую трудность. Здесь ставятся задачи другого характера: уметь общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка. Выполнение этих задач представляет сложность для детей еще и потому, что в таких поручениях результат для ребенка не выступает наглядно и поэтому часто ему непонятен.

Но это не значит, что надо избегать подобных поручений в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Если ребенок не справляется с заданием, воспитатель должен прежде всего выяснить, почему он отказывается от выполнения поручения (стесняется, не знает того человека, к кому посылают плохо ориентируется, малообщителен и т. п.), и по возможности помочь ему справиться с заданием.

Целесообразно вначале давать поручения более смелому ребенку, при этом объяснить куда надо пойти, попросить его повторить задание и рассказать как он будет выполнять его. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, вежливо спросить, поблагодарить, попрощаться.

Таким образом, зная нагрузку различных по содержанию поручении, учитывая возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их, с тем чтобы учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые навыки, другого учить тщательности, старательности выполнения задания и т. д.

Специфику организации поручений следует рассматривать прежде всего в руководстве поручениями.

Руководство поручениями

Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за выполнение поручения, способность довести дело до конца самостоятельно.

Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.
В младшем возрасте дети имеют преимущественно индивидуальные поручения (1, 2 и 4-й групп), так как ребенок 3-5 лет нуждается в индивидуальном обучении, постоянном контроле за его деятельностью.

Малейшая трудность - и он бросает дело, уходит играть. Напоминание педагога, а иногда и требование закончить работу постепенно вырабатывают у ребенка привычку выполнять заданное.
Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а сразу группе детей. В таком случае будут трудиться «рядом» несколько ребят. Подобная организация поручений возможна тогда, когда дети имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного внимания и вмешательства воспитателя.
В этом случае педагог имеет возможность показать несложные приемы работы сразу нескольким детям. Например: четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики: каждый должен протереть один стул. При этом разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой она влажности должна быть, напоминает последовательность действий одновременно всем участникам.

Одним из эффективных приемов руководства деятельностью ребенка в этом возрасте является совместный труд со взрослым или взрослого и нескольких детей. В совместной работе пример воспитателя повышает интерес ребенка к труду, способствует формированию у него желания достичь результата работы.
Особую роль в руководстве выполнением детьми 3-5 лет поручений играет оценка их труда. Надо непременно найти что-то положительное в их поведении и деятельности, даже если на первых порах ребенок не всегда может самостоятельно справиться с заданием: «Молодец, Сережа, ты сегодня сразу подошел, когда я тебя позвала, и мы вместе быстро сделали работу. Игорь скоро совсем хорошо и правильно научится поливать цветы. Сегодня ты очень старался».

В оценке результатов выполненного ребенком задания следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не обходится без персонажей кукольного театра «Петрушка». Такой прием позволяет воспитателю нужное время поддерживать внимание ребенка, чтобы в это время подробно рассказать и дать оценку того, как выполнено задание.

В процессе организации поручений с детьми 3-5 лет важно помнить о роли обучающего воздействия воспитателя, поскольку дети этого возраста пока многое не умеют делать самостоятельно. Педагог широко пользуется такими приемами, как показ, объяснение, разъяснение, мотивировка каждого требования к деятельности ребенка.

В старшей и подготовительной к школе группах расширяются физические возможности детей, накапливается определенный опыт самостоятельного выполнения поручений.

Многие виды труда становятся для детей обязанностью, однако поручения не теряют своей значимости. Качественно меняются не только их содержание, но и задачи, которые ставит перед собой воспитатель.

В работе с детьми 6-7 лет воспитатель широко организует поручения-задания (однодневные, многодневные, с отсроченным заданием), например, воспитатель просит принести к определенному дню пустые спичечные коробки для труда, цветные нитки и салфетку для вышивания, открытки, картинки определенного содержания для альбома, какой-либо природный материал, нарезать дома квадратов, кружков для занятий малышей и т. п.

Педагог строго контролирует их выполнение в срок и качественно. С этой целью на первых порах использует приемы косвенного воздействия на детей: напоминание, намек, иногда требование, постепенно добиваясь полной самостоятельности в выполнении задания.

Широко организуются разнообразные поручения, связанные с длительными наблюдениями в уголке природы за растениями, животными. Через определенное время ребенок должен рассказать воспитателю, всем детям о тех изменениях, которые он заметил, или об интересных фактах поведения животного во время его кормления, сна и т. д.

Детей 6-7 лет широко привлекают оценивать результаты работы, выполненной товарищем, а также и свои собственные. Это способствует формированию критического отношения к результатам труда, умению давать справедливую оценку.

Организуя поручения, воспитатель в любой возрастной группе должен стремиться равномерно привлекать детей к выполнению заданий. При этом все дети приобретают необходимые трудовые навыки и умения, у них появляется привычка к труду.

Желательно вести листок учета поручений по следующей форме:

Фамилия и имя ребенка
Поручения, связанные с игрой
Поручения, связанные с занятиями
Поручения, связанные с бытовой деятельностью
Помощь малышам

Кроме того, в плане воспитательной работы за день следует отмечать, как ребенок справился с заданием, каковы трудности и перспектива индивидуальной работы. Таким образом, тщательный отбор содержания поручений, учет особенностей руководства их выполнением детьми 3-7 лет дают возможность подготовить ребенка к несению обязанностей на следующих ступенях дошкольного детства.

Дежурства

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребенка большей самостоятельности.

Привлекая ребенка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого-либо дела на ряд последовательных заданий, например: «Принеси салфетки»; «Теперь разложи ложки»; «Поставь на стол хлебницы» и т. п.

Дежурные же приучаются выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде: «Накрой на стол» или «Полей растения», «Подготовьте столы к занятиям» и пр.

Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другим, более интересным для него занятием или отвлечься от дела, переключаясь на игру, которую затевают сверстники.
Несмотря на кажущийся незначительный результат работы детей, дежурства имеют большое значение в их нравственном воспитании: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных, конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Согласно «Программе воспитания в детском саду» дежурства вводятся либо во второй младшей группе (в конце года), либо в средней группе детского сада. Такие указания «Программы» не следует рассматривать как противоречивые. Они исходят из того, что опыт участия детей четвертого года жизни в поручениях, как показывают наблюдения, может складываться различно: если группа имела постоянный состав и первые поручения организовывались в группе детей третьего года жизни; если с начала года во второй младшей группе воспитатель активно включал детей в самые разнообразные поручения и добился развития у них некоторой самостоятельности, активности, желания принять участие в труде. В таких условиях воспитатель имеет возможность в конце года ввести дежурства по столовой (так как самыми разнообразными регулярными поручениями обычно бывают те, что связаны с накрыванием стола).

Если же в силу разных причин (смена состава детей, большой контингент вновь поступивших детей, несистематическая работа в первой младшей группе по организации поручений и т. д.) такие условия не были соблюдены во второй младшей группе, естественно, дежурства следует организовать позднее, при переходе детей в среднюю группу.


Похожая информация.


Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:

  1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
  2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
  3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.

Виды труда и задачи

ФГОС ДО предполагает следующие :

  • самообслуживание;
  • хозяйственный труд;
  • труд природный;
  • ручной труд.

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.

Вид труда

самообслуживание

  • учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
  • учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять;
  • учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.

хозяйственный

  • продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их;
  • приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка;
  • учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение;
  • учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.

природный

  • воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
  • учить заботиться о животных, которые имеются в ДОУ, а именно: убирать за животными, своевременно чистить клетки и менять воду, следить за наличием пищи у питомцев;
  • воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.
  • учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
  • учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
  • формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы;
  • учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение ручному труду начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного учреждения.

Как влияет на ребенка каждый из видов труда?

Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных взрослых.

Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.

В отношении природы помогает детям повысить свое настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает мыслительные процессы у ребенка.

Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких.

Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень важно включать в план по воспитанию все виды деятельности, ведь только благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и взрослой жизни человека.

Формы организации трудовой деятельности

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:

  • поручения;
  • дежурства;
  • совместный труд.

Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.

Поручения - самое приятное и эффективное и развития трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные для них взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно.

Поручения бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие.

Начинать стоит с поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения.

Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в поручении окажет негативный результат, наоборот, помогая малышам, вы реализуете у них чувство защищенности и уверенности в других.

Дежурства - определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга.

Совместный труд позволяет малышам правильно распределить обязанности, выбрать роли для каждого участника и нести ответственность за выполнение своей работы перед группой. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через перечисленные формы деятельности, которые были выбраны опытными педагогами благодаря проведенным исследованиям.

Как правильно распределять занятия?

Для того чтобы реализовать цель трудового воспитания дошкольников, необходимо грамотно составлять план деятельности. Очень важно в подборе видов деятельности учитывать возрастные особенности.

Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.

Неверное планирование трудового воспитания в соответствии с ФГОС ДО и его итог

Действие

Воспитатель использует в один день все три формы трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания дошкольников реализуются в слабой мере, за счет сильной нагрузки на детей. Воспитанники считают себя не личностями, а подчиненными, от которых требуют много работы.

Воспитатель использует одну форму деятельности в неделю.

Поскольку во всех видах форм задействовать всех детей абсолютно невозможно, то трудовое воспитание в соответствии с ФГОС будет проявляться только у части воспитанников, которая была больше задействована в деятельности.

Воспитатель неправильно рассчитывает степень сложности заданий.

Для маленьких детей он дает сложные задания, а ребятам из старшей группы - простые и легкие. Такой подход вызовет у детей негативное отношение к трудовой деятельности, поскольку им будет либо очень легко, либо слишком сложно. Более того, данный метод может полностью отбить желание трудиться и уважать людской труд.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо грамотно распределять обязанности детей в процессе трудового воспитания.

Возможные варианты заданий для разных возрастов

С целью максимально точно реализовать задачи трудового воспитания дошкольников была составлена примерная таблица видов деятельности для каждой группы. Ознакомиться с ней можно ниже.

Варианты заданий

Ясельная\Младшая

Две группы объединены в один тип, так как возраст малышей и их возможности примерно одинаковы. В этом возрасте можно дать такие поручения, как полить цветок из детской лейки (только один горшок, если же улица, то одна небольшая клумба), отнести небольшой предмет из одного места в другое, повесить свою одежду сушиться. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в средней группе требует немного усложнить поручения. Например, самостоятельно полить все цветы в группе, аккуратно развесить свои вещи, красиво расставить игрушки и т.д.

Начинается знакомство с новой формой трудовой деятельности - дежурством. Самое первое дежурство - по столовой. Детям необходимо следить, чтобы на столах у каждого были приборы, хлеб, сыр и внимательно наблюдать, чтобы все воспитанники помыли руки перед едой. Возможно также поручить дежурным подать на стол фрукты или овощи, но не полностью на стол, а по 2 штуки.

В старшей группе дети уже более взрослые, и их возможности значительно расширились. Теперь стоит вводить такой вид трудового воспитания, как коллективная работа. Рекомендуется начать с интересной и увлекательной деятельности. Хорошей коллективной работой в таком возрасте будет выращивание цветка группой. Каждый из детей распределит свои обязанности: кто-то следит за поливкой, кто-то за рыхлением земли, а кто-то - за достаточным солнечным освещением. Таким образом воспитатель формирует у дошкольников чувство любви и заботы к окружающей среде и способность выполнять работу в коллективе.

Подготовительная

Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в данной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни - школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке животных или на улице и т.д.

Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться.

Труд и родители

Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду.

Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное - ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное - если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования - лишь выдумка, то их можно не выполнять.

Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого необходимо как можно чаще устраивать где договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное участие.

Помните, только объединившись можно добиться положительных результатов! Не стоит сваливать всю работу на воспитателей, а затем учителей. Их цель лишь направить детей в нужную сторону, а ваша - приложить все усилия, чтобы ребенок научился.

Гигиенические условия

Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают.

Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за чистотой предметов.

Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют, помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому зрению.

Большое значение имеет поза для труда. Нельзя чтобы воспитанники больше часа находились в одной позе, так как это очень вредно для формирующегося позвоночника.

Важность трудового воспитания дошкольников

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.

Заключение

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в таблицах, приведенных в статье, подробно раскрывает суть и проблемы формирования трудолюбия.

Самое главное - начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями. Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается.

Важно отметить, что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии с возрастными особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

И помните, только вместе с родителями можно полностью реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС!

Совместная деятельность воспитателя и детей в процессе режимных моментов. Образовательная область: труд.

Перспективный план. Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Разработка Воробьевой С.А.

Цели:

  1. Формировать навыки самостоятельного и последовательного выполнения
    трудовых действий, соблюдая целостность трудового процесса;
  2. Добиваться целенаправленности действий и своевременности выполнения их;
  3. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда;
  4. Воспитывать умение совместно достигать цель, стремление помогать друг другу;
  5. Развивать чувство радости от выполненной работы;
  6. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе.

I неделя

П неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Формировать навыки самостоятельно расправлять свою кроватку. Наблюдать за деятельностью няни в спальне. Учить последовательности в действиях.

Приучать детей к соблюдению порядка на веранде. Формировать навыки поочерёдно выполнять трудовое действие (подметание части веранды по очереди). Наблюдать за трудом дворника.

Продолжать учить де тей ухаживать за растением в уголке природы (_____)- Наблюдать за воспитателем, как поливает, рыхлит землю, протирает горшок, моет плошку.. Разработать график дежурства в уголке природы. Повесить схемы «можно» «нельзя»

Продолжать учить детей шнуровать шнурки на своих кроссовках и помо гать другим. Развивать моторику рук. Поощрять стремление помогать друг другу. Воспитывать опрят ность и аккуратность своего внешнего вида.

Октябрь

Следить за культурой поведения за столом. Провести беседу по этикету, показать правила пользования столовыми прибо рами. Закрепить правила пользования салфеткой. Воспиты вать культуру пове дения за столом.

Приучать детей к дежурству по столовой. Учить последовательно выполнять действия (убрать вилку, ложку, кружку, выбросить использованную салфетку). Наблюдать за действиями няни. Разработать график дежурства по столовой. Научить детей пользоваться им.

Воспитывать стремление помочь взрослому. Помочь дворнику собирать сухие листья на дорожках д/с и уно сить их в определён ное место. Собирать природный материал. Выполнить поделку из природного материала. Показать красоту природных элементов и развивать воображение.

Продолжать учить детей убирать игрушки на своё место. Воспитывать бережливость. Поощрять инициативу, взаимопомощь.

Ноябрь

Продолжать учить детей ухаживать за животным в уголке природы (мытьё полки, смена воды). Воспитывать любовь к животным.

Читать литературные произведение о труде, о разных профессиях. Вызывать интерес к труду взрослых. Наблюдать за деятельностью повара. Продолжать навыки дежурства по столовой, раскладывать ложки, ставить на стол хлебницы, салфетницы.

Научить детей сметать снег со скамеек и игрового оборудования на участке. Приучать детей бережно пользоваться предметами труда, уносить их на свое место по окончании работы.

Следить за порядком в раздельных шкафах. Отметить самых аккуратных. Формировать навыки складывания одежды и содержания её в порядке. Закреплять навыки убирать всё на свои места.

Декабрь

Наблюдать за трудом дворника и помочь ему в расчистке дорожек и игрового оборудования на участке от снега. Совершенствовать навыки детей в пользовании трудо вым инвентарём. Продолжать воспитывать бережное отношение х инструментам труда

Учить детей приводить свою одежду в порядок после прогулки (отрях нуть от снега помочь отряхнуться другому, положить сушить варежки и шапку, мокрые штаны повесить на дверку своего шкафчика...). Закрепля ть стремление детей самостоятельно следить и ухаживать за своей одеждой. Воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде. Приучать к взаимопомощи.

Продолжать формиро вать навыки работы в уголке природы (рыхление земли в цветочных горшоч ках). Объяснить необходимость и правильность выполнения данного трудового действия. Создавать эмоционально-поло-жительную среду для работы.

Читать литературные произведения, сказки о труде. Развивать представление детей о значимости различных видов трудовой деятельности в жизни человека. Продолжать вызывать у детей интерес к трудовой деятельности и поощрять, желание трудиться.

Январь

Следить за своев ременным выполне нием поручений

Продолжать формировать навыки ухаживания за растениями в уголке природы. Наблюдать за детьми старшего возраста и их умени ями ухаживать за растениями.

Закреплять навыки самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, помогая друг другу (застегнуть сзади пуговицу или замок). Приучать детей к самостоятельности и взаимопомощи. Учить справляться с данными задачами без помощи взрослого.

Продолжать обращать внимание детей на их внешний вид. Учить детей самостоятельно устранять небрежности внешнего вида (заправляться, причёсываться...). Воспитывать стремление к красоте и опрятности. Оформить в группе уголок красоты: сделать кармашки для расчесок.

При помощи взрослых сделать на участке снежную горку. Формировать целенаправленность действий и обозначать их значимость. Слепить на участке снеговика. Дать детям эмоциональную разгрузку и в тоже время закрепить данный вид деятель ности. Обратить внимание на изменения на участке с появлением горки и снеговика.

Февраль

Учить детей выти рать пыль с подокон ников, столов, стульев, влажной тряпкой, предварительно понаблюдав как это делает няня. Следить за соблюдением целостности трудо вого процесса и за тем, чтобы по окончании работы дети все убирали на свои места. Провести беседу на тему «Чистота - залог здоровья» наблюдать за деятельностью врача.

Продолжать формиро вать навыки дежурства по столовой (помогать приносить няне обед). Закреплять навыки накрывания (расклады вание столовых прибо ров, салфетниц, хлебниц и уборки со столов (убирать столовые приборы, кружки, хлебницы, салфетницы, уносить грязные салфетки в мусорницу). Наблюдать за тем как няня моет посуду. Помочь дома маме помыть посуду.

Читать литературные произведения о труде пословицы. Экскурсия в д/с библиотеку. Наблюдать за трудом библиотекаря. Формировать предста вления детей о значимости данной профессии. Учить детей наводить порядок в книжном уголке, правильно обращаться с книгой. Наблюдать за тем как воспитатель «ремонти рует книги», вызывая тем самым бережное отношение к книгам.

Закрепить навыки пользования трудовым инвентарём зимой. Уточнить его место нахождение.

Продол жать формировать навыки своевременно го выполнения поручений (расчистить снег с дорожек и игрового оборудования на участке).

Март

Продолжать учить детей рыхлить землю в цветочных горшочках и правильно поливать цветы (под корешок), опираясь на схемы в уголке природы. Формировать навыки коллективного труда (рыхление, полив, вытирание воды после полива цветов, протирание листьев от пыли). Воспиты вать ощущение общей радости от проделанной работы.

Учить детей соблюдать чистоту в раздевалке (протирать об тряпку грязную обувь). Помогать дома маме ухаживать за обувью. Воспитывать уважительное отношение к труду других. Продолжать воспитывать бережное отношение к своим вещам, учиться самостоятельно ухаживать за ними.

Формировать навыки помогать воспитателю в подготовке к занятиям (расклады вать листочки, карандаши...). Воспитывать желание помочь взрослому и бережное отношение к учебным пособиям.

Провести закрепляющие игры: «Кто всех быстрее?» - оденется - разденется - заправит свою кроватку без помощи взрослого А так же «Кто умеет лучше всех!?» - полить цветы - протереть пыль и воду - подрыхлить землю в цветочных горшках - ухаживать за животным в уголке природы... Закрепить стремление, ответственно трудиться Поощрять победителей.

Апрель

Учить детей мыть игровое оборудование (мыть кукол, стирать их одежду). Продолжать воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию акцентируя на его изнашиваемости. В д/с. наблюдать за трудом прачки, дома наблюдать как стирает и гладит белье мама.

Продолжать формировать навыки работы в уголке природы. Помогать воспитателю чистить клетку животного, менять подстилку, уносить отходы в определенное место. Закрепить в мышлении детей, что труд человека приносит пользу домашним животным.

Научить детей убирать мусор на участке. Добиваться того, чтобы дети сами организовывали свою деятельность, проявляли инициативу. Совместно с детьми сделать коробочку под мусор, как стимул привлечения детей к порядку. Наблюдать за работой продавца.

Май

Закрепить навыки совместной деятельности воспитателя и детей в подготовке к занятиям (раскладывать и убирать учебные пособия), а так же закрепить навыки своевременного выполнения поручений.

Помогать воспитателю вскапывать и поливать песок на участке, собирать его в горку продолжать учить детей трудиться целенаправленно. Наблюдать за трудом взрослых в огороде.

Закрепить навыки самостоятельно исправлять небрежности своего внешнего вида. Провести конкурс на самого красивого и опрятного. Учить девочек самостоятельно прибирать волосы.

Закрепить навыки ухаживания за комнатными растениями. Следить за самостоятельным распределением деятельности среди дежурных и последовательностью её выполнения наблюдать как воспитатель ухаживает за растениями на участке.

Июнь

Помогать воспитателю ухаживать за уличными растениями (рыхлить, поливать, полоть). Продолжать воспитывать чувство радости от совместного труда

Закрепить навыки уборки и аккуратного складывания игрового оборудования на свои места. Воспитывать самостоятельность и инициативу в трудовом процессе.

Отгадывание загадок на темы: профессия, трудовой инвентарь, как средство привлечения детей к труду.

Наблюдать за деятельностью плотника в д/с. вызвать интерес к данной профессии. Сформировать представление о ее значимости.

Июль

Закрепить навыки ухаживания за своей одеждой и обувью. Выявить самый аккуратный шкафчик стульчик. Продолжать воспитывать бережное отношение к своим вещам, стремление к опрятности и красоте своего внешнего вида.

Учить детей собирать огурцы в детском саду в теплице. Объяснить значимость трудовой деятельности. Продолжать учить трудиться целенаправленно. Дома помогать родителям собирать ягоды, огурцы.

Закрепить навыки трудовой деятельности на участке. Дети должны уметь самостоятельно спланировать деятельность во время уборки мусора на участке. Научить подметать веранду по частям; пользоваться метлой.

Наблюдать за деятельностью почтальона, шофёра, кассира продавца в общественных местах. Воспитывать интерес и уважение к профессиональной деятельности взрослых. Обсудить и обобщить опыт наблюдений детей.

Август

Просмотр мультфильмом «Ох и ах!, «Нехочуха» -обсуждение их. Как средство привлечения детей трудиться с желанием, не лениться.

Помогать взрослым собирать урожай в садах и огородах. Продолжать воспитывать стремление и инициативу помочь взрослому, ощутить значимость своего труда.

Учить детей собирать природный материал для поделок (гербарий). Закреплять целенаправленность в трудовой деятельности детей.

Провести беседу о трудолюбивых и ленивых людях (к кому из них отношусь я?) обобщить и закрепить знание детей о значении труда в жизни человека.


Первая младшая группа (от 2 до 3 лет )

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать при­вычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотен­цем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в опреде­ленном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению про­стейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухажи­вает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подме­тает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые дейс­твия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет )

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и разде­ваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одеж­ды и т.п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: гото­вить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необ­ходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: рас­кладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.).

Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растения­ми и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кор­мить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отноше­ние к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представле­ния о трудовых действиях, результатах труда.

Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к резуль­татам их труда.

Средняя группа (от 4 до 5 лет )

Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мы­лом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно оде­ваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баноч­ки, кисти, протирать стол и т. д.)

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное от­ношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные пору­чения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллектив­ной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный мате­риал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столо­вой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посиль­ной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период - к расчистке снега.

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в поря­док используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, про­сушивать, относить в отведенное место).

Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близ­ких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.

Старшая группа (от 5 до 6 лет )

Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятель­но чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться сто­ловыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одевать­ся и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одеж­ду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить ма­териалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать под­готовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятель­ности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах тру­да. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполне­нии различных видов труда.

Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспи­тывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материа­лам и инструментам.

Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу.

Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельнос­ти. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспиты­вать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой - от снега, поливать пе­сок в песочнице и пр.).

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столо­вой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поруче­ния, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.).

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью - к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цве­тущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созда-

нию фигур и построек из снега; весной -к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формиро­вать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Приви­вать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет )

Культурно-гигиенические навыки. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользо­ваться носовым платком и расческой.

Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми прибо­рами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить матери­алы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Общественно-полезный труд. Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельнос­ти наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радовать­ся результатам коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки.

Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участ­ке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспи­тателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).

Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке де­тского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой -от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по сто­ловой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

Прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

Труд в природе. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнат­ные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п.

Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посиль­ному участию: осенью - к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапы­ванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию сне­га к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной -к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом - к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).

Развивать интерес к различным профессиям, в частности к професси­ям родителей и месту их работы.


Top