Во сколько месяцев ребенок начинает тянуть ручки. Календарь ребенка

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Для полноценного развития ребенка ему необходимы игрушки. Подбирать их необходимо, учитывая возраст малыша и его потребности. Несмотря на то, что играть дети учатся только после полугода, первая погремушка появляется у малышей достаточно рано. Сначала родители заинтересовывают кроху необычным звучанием и видом предмета, а позже он и сам может трогать и разглядывать его. Яркие вещи – необходимый этап развития новорожденного и детей до года.

В каком возрасте ребенку нужна погремушка

Приобрести для новорожденного погремушку можно практически сразу после его выписки из роддома, а привлечь его внимание можно уже после трехнедельного возраста. Для малышей первых двух месяцев жизни главная роль этой вещи – привлекать внимание.

Вся жизнь маленького человека состоит из эмоций и впечатлений. Его привлекает все необычное и новое, а таким может стать любой движущийся предмет. Особенно радуют кроху яркие вещи, которые шевелятся, а также всевозможные звуки. Именно поэтому небольшие погремушки, состоящие из нескольких частей, так захватывают внимание ребенка.

Если новорожденному игрушки не так уж и нужны, то после месяца в них возникает необходимость. Погремушки участвуют в развитии человека, оказывая влияние на следующее:

  1. Развитие зрения и концентрации внимания. Когда мама или папа трясут погремушкой и водят ее из стороны в сторону, кроха с интересом и удивлением наблюдает за ней. Если показать малышу новую игрушку вместе с уже знакомой, он сконцентрирует все свое внимание на первой. Резко спрятав ее можно наблюдать, как ребенок ищет заинтересовавшую его вещь глазами.
  2. Развитие слухового восприятия. Несмотря на малый возраст, дети прекрасно реагируют на звук погремушки. Если трясти игрушкой медленнее или быстрее, можно заметить удивление ребенка и его радость. Неожиданный звук с другой стороны заставляет кроху повернуть голову и обратить свое внимание на его источник.
  3. Появление новых предметов рядом с уже знакомыми позволяет хорошо развивать память малыша, заставляя пристально изучать неожиданно появившуюся погремушку.

Совсем малыши не способны управлять своими ручками, не контролируют движения, поэтому свою радость они выражают улыбкой, гулением, удивленными глазками. После двух месяцев кроха начинает махать руками и ногами в ответ на новую игрушку, смеяться и активно «разговаривать».

Когда ребенок начинает держать предметы


Благодаря хватательному рефлексу, хорошо держать небольшую игрушку малыш может практически с самого рождения. Если дать ему небольшое колечко, он схватит его ручкой и будет держать. Однако это происходит неосознанно, так же как ребенок хватает мамин палец или цепляется за одежду.

Самостоятельно новорожденный любую вещь врядли отпустит, придется разжать его пальчики. Несмотря на то, что держать предметы малыш может в достаточно раннем возрасте, играть ими он не способен. Не факт, что он вообще поймет и увидит, что у него в руке. Для привлечения внимания погремушку надо держать на расстоянии не менее 30-50 см от лица крохи.

Игрушки, подвешенные в кроватке или коляске, ребенок может неожиданно для себя задевать при взмахе рукой. Иногда он этому радуется, и родители считают, что крошка играет, в других ситуациях неожиданный звук и резкое движение может испугать малыша. Для предотвращения таких ситуаций надо подвешивать погремушки на расстоянии 40-50 см от ребенка до достижения им двухмесячного возраста.

Ближе к трем месяцам ребенок начинает осознанно держать в ручках предметы. Вложенная в руку игрушка быстро схватывается и, как правило, тянется в рот. Таким образом малыш знакомится с неизвестным предметом. В этом возрасте кроха уже может разглядывать игрушку, трясет он ею еще не совсем осознанно, но звук его радует.

Не рекомендуется давать детям до 5-6 месяцев тяжелые погремушки, так как большая вероятность, что во время игры малыш ударит себя по голове. Чуть позже ребенок начнет выбирать из предложенных вариантов любимые или новые игрушки, не обращая внимания на скучные и однотонные. Интересная особенность – если ручка ребенка занята предметом, а родители вкладывают ему новый в другую конечность – кроха сразу отпустит первый.

Когда ребенок начинает брать игрушки


После 4 месяцев ребенок учиться брать предметы самостоятельно. Происходит это в несколько этапов:

  1. Малыш хватает предметы, которые расположены на уровне его глаз. Он сжимает игрушку двумя руками и усердно тянет ее поближе к себе, чтобы попробовать на вкус. Также крохи стучат по подвешенным погремушкам, трясут схваченным предметом и радуются звуку.
  2. Следующий этап – поднятие игрушки с поверхности кроватки или пеленального столика. Происходит это после пяти месяцев, изначально кроха зажимает заинтересовавший его предмет между ладошками и внимательно разглядывает, чуть позже он научится брать погремушки одной ручкой.
  3. После шести месяцев ребенок уже может взять желанную вещь из положения лежа на спине, животе или боку. Малыш уверенно берет игрушку одной рукой, одновременно с этим вторая также может быть задействована другим предметом. В этом возрасте маленький человек способен самостоятельно играть погремушкой, хорошо трясти, выбирать из нескольких понравившуюся и отталкивать остальные.

Следует отметить, что игрушкой ребенка вполне может стать собственная ручка или ножка. Ребенок подолгу может разглядывать свою конечность, пробовать на вкус, трогать. После 5 месяцев кроха вполне способен снять носки с ног и радостно удивляться этому. В этом же возрасте дети способны сцепить свои руки между собой.

Когда ребенок достигает возраста, в котором появляется возможность самостоятельно схватить интересный предмет, стоит убрать подальше любые вещи, которые могут быть для него опасны. Порой даже обычные и неопасные, по мнению взрослых, детали могут стать причиной травмы у малыша.

Начиная с 5 месяцев, следует быть готовым к тому, что наследник начнет активно изучать окружающий мир: попробует схватить со стола приборы, находясь на руках у мамы или папы; потянуть к себе хвост кота, проходившего мимо; проверить на вкус тюбик с кремом, оставленным рядом с ним.

Все о погремушках для новорожденных


Погремушка – самая первая игрушка в жизни человека. Несмотря на большое разнообразие, всех их объединяет одно – яркий цвет и появление звука при тряске. Отличаются такие предметы между собой по цвету, размеру, количеству деталей, из которых он состоит, интенсивности звука ну и, конечно, цене.

Нет смысла покупать новорожденному много дорогих игрушек-погремушек. Не факт, что они ему понравятся, когда ребенок чуть подрастет, он начнет выбирать любимые вещи, а остальные придется убрать подальше. В первые пол года маленькому человеку вполне достаточно будет следующего набора:

  • две-три простых ярких погремушки разного размера;
  • одна-две подвесных игрушки на кроватку или в коляску (по типу нескольких соединенных деталей);
  • при желании можно добавить мобиль в кроватку, но не все дети им интересуются. Мягкая шуршащая игрушка доставит удовольствие малышам постарше.

Ближе к 6 месяцам можно дополнить список игрушкой, развивающей различные органы чувств, состоящие из разных по текстуре материалов. Стоит помнить, что погремушки для малыша не должны быть большими и тяжелыми, а также издавать резкие звуки, способные испугать ребенка.

Виды погремушек для детей


Попадая в магазин детских товаров, молодые родители нередко теряются, оно и понятно, достаточно непросто разобрать в представленном ассортименте игрушек для новорожденных. Производители такого товара стараются представить погремушки в самом разнообразном виде, дополняя их оригинальными функциями и деталями. Основные их виды, доступные практически всем родителям, следующие:

  1. Погремушки-браслеты. Кроме развития органов зрения и слуха, такие игрушки учат ребенка координации движений. Пытаясь дотянуться и поближе разглядеть необычный предмет, малыш постепенно начинает правильно управлять своим телом. Со временем кроха осознает, что для получения звука необходимо потрясти ручкой или ножкой, а для того, чтобы попробовать на вкус, достаточно поднести конечность к лицу. Рекомендуется использовать такие погремушки не ранее трехмесячного возраста и на короткий промежуток времени.
  2. Погремушки с ручками и без них. Выбор таких игрушек огромен, родители нередко теряются, желая приобрести лучшее. Следует учитывать, что каждая погремушка соответствует определенному возрасту.
    – игрушки без ручки подойдут детям, которым уже исполнилось шесть месяцев. Они могут быть неровной текстуры, с различными колечками и ямками, позволяя ребенку развивать мелкую моторику и удерживать предмет;
    – Для малышей предусмотрены игрушки как с одной ручкой, так и с двумя. Последняя может особенно заинтересовать малыша. Схватив двумя ручками одну погремушку, он будет удивлен невозможности развести руки в стороны. Игрушка с одной ручкой и раздвоенным концом способствует тренировке и укреплению запястья.
  3. Погремушка-подвеска. Используется почти с момента покидания роддома. Игрушка подвешивается на кроватку или коляску малыша, обычно она состоит из нескольких скрепленных деталей. Наличие этого предмета позволяет развить зрительные навыки крохи. После трехмесячного возраста погремушку можно повесить поближе к малышу, чтобы он мог дотянуться до нее, задевая при взмахах ручками.
  4. Погремушка-кольцо. Это идеальный вариант для самых маленьких. Начиная с месячного возраста такой предмет удобно вкладывать в ручку. Как правило, такая игрушка выполнена с особенностью поверхности кольца – оно неровное, ребристое или в пупырышках, что позволяет не соскальзывать руке и развивать мелкую моторику.
  5. Погремушка-прорезыватель. Предназначены не только для игры и развития ребенка, но и для облегчения его состояния при прорезывании зубов. Выполнена она обычно из пластика с прорезиненными частями, которые малыш может грызть без последствия для нежных десен. Бренчание и яркие цвета отвлекают ребенка от боли, а возможность чесать десна ускоряет появление зубов.
  6. Мягкие игрушки-шуршалки также считаются погремушками. Очень полезный вид для детей, достигших шестимесячного возраста. Выполнены они из мягкой ткани, наполненной шуршащим материалом. Отдельные части могут пищать при нажатии, часто вовнутрь вшит шарик, благодаря которому при тряске возникает звук. Дополнительно на таких погремушках бывают различные неровности, например, при изготовлении применяется несколько видов ткани. Это позволяет развивать мелкую моторику ребенка во время игры.

Следует помнить, что важным критерием выбора игрушки является ее качество. Не стоит покупать даже самую яркую и многофункциональную погремушку, если она имеет неприятный запах, подтеки краски, сомнительного производителя.

Также большое значение имеет наличие мелких деталей. Если они имеются – прежде чем дать новую вещь ребенку следует с усилием попытаться их оторвать. Не стоит думать, что малыш слабый и не в силах разобрать предмет. При желании, он оторвет все, что получится, и потянет в рот. Рекомендуется приобретать игрушки известных производителей, а если не хочется переплачивать за бренд – лучше выбрать отечественного производителя с хорошей репутацией.

Давайте делать погремушки вместе

Для полноценного развития ребенка ему необходимы игрушки. Подбирать их необходимо, учитывая возраст малыша и его потребности. Несмотря на то, что играть дети учатся только после полугода, первая погремушка появляется у малышей достаточно рано. Сначала родители заинтересовывают кроху необычным звучанием и видом предмета, а позже он и сам может трогать и разглядывать его. Яркие вещи – необходимый этап развития новорожденного и детей до года.

В каком возрасте ребенку нужна погремушка

Приобрести для новорожденного погремушку можно практически сразу после его выписки из роддома, а привлечь его внимание можно уже после трехнедельного возраста. Для малышей первых двух месяцев жизни главная роль этой вещи – привлекать внимание.

Вся жизнь маленького человека состоит из эмоций и впечатлений. Его привлекает все необычное и новое, а таким может стать любой движущийся предмет. Особенно радуют кроху яркие вещи, которые шевелятся, а также всевозможные звуки. Именно поэтому небольшие погремушки, состоящие из нескольких частей, так захватывают внимание ребенка.

Если новорожденному игрушки не так уж и нужны, то после месяца в них возникает необходимость. Погремушки участвуют в развитии человека, оказывая влияние на следующее:

  1. Развитие зрения и концентрации внимания. Когда мама или папа трясут погремушкой и водят ее из стороны в сторону, кроха с интересом и удивлением наблюдает за ней. Если показать малышу новую игрушку вместе с уже знакомой, он сконцентрирует все свое внимание на первой. Резко спрятав ее можно наблюдать, как ребенок ищет заинтересовавшую его вещь глазами.
  2. Развитие слухового восприятия. Несмотря на малый возраст, дети прекрасно реагируют на звук погремушки. Если трясти игрушкой медленнее или быстрее, можно заметить удивление ребенка и его радость. Неожиданный звук с другой стороны заставляет кроху повернуть голову и обратить свое внимание на его источник.
  3. Появление новых предметов рядом с уже знакомыми позволяет хорошо развивать память малыша, заставляя пристально изучать неожиданно появившуюся погремушку.

Совсем малыши не способны управлять своими ручками, не контролируют движения, поэтому свою радость они выражают улыбкой, гулением, удивленными глазками. После двух месяцев кроха начинает махать руками и ногами в ответ на новую игрушку, смеяться и активно «разговаривать».

Когда ребенок начинает держать предметы


Благодаря хватательному рефлексу, хорошо держать небольшую игрушку малыш может практически с самого рождения. Если дать ему небольшое колечко, он схватит его ручкой и будет держать. Однако это происходит неосознанно, так же как ребенок хватает мамин палец или цепляется за одежду.

Самостоятельно новорожденный любую вещь врядли отпустит, придется разжать его пальчики. Несмотря на то, что держать предметы малыш может в достаточно раннем возрасте, играть ими он не способен. Не факт, что он вообще поймет и увидит, что у него в руке. Для привлечения внимания погремушку надо держать на расстоянии не менее 30-50 см от лица крохи.

Игрушки, подвешенные в кроватке или коляске, ребенок может неожиданно для себя задевать при взмахе рукой. Иногда он этому радуется, и родители считают, что крошка играет, в других ситуациях неожиданный звук и резкое движение может испугать малыша. Для предотвращения таких ситуаций надо подвешивать погремушки на расстоянии 40-50 см от ребенка до достижения им двухмесячного возраста.

Ближе к трем месяцам ребенок начинает осознанно держать в ручках предметы. Вложенная в руку игрушка быстро схватывается и, как правило, тянется в рот. Таким образом малыш знакомится с неизвестным предметом. В этом возрасте кроха уже может разглядывать игрушку, трясет он ею еще не совсем осознанно, но звук его радует.

Не рекомендуется давать детям до 5-6 месяцев тяжелые погремушки, так как большая вероятность, что во время игры малыш ударит себя по голове. Чуть позже ребенок начнет выбирать из предложенных вариантов любимые или новые игрушки, не обращая внимания на скучные и однотонные. Интересная особенность – если ручка ребенка занята предметом, а родители вкладывают ему новый в другую конечность – кроха сразу отпустит первый.

Когда ребенок начинает брать игрушки


После 4 месяцев ребенок учиться брать предметы самостоятельно. Происходит это в несколько этапов:

  1. Малыш хватает предметы, которые расположены на уровне его глаз. Он сжимает игрушку двумя руками и усердно тянет ее поближе к себе, чтобы попробовать на вкус. Также крохи стучат по подвешенным погремушкам, трясут схваченным предметом и радуются звуку.
  2. Следующий этап – поднятие игрушки с поверхности кроватки или пеленального столика. Происходит это после пяти месяцев, изначально кроха зажимает заинтересовавший его предмет между ладошками и внимательно разглядывает, чуть позже он научится брать погремушки одной ручкой.
  3. После шести месяцев ребенок уже может взять желанную вещь из положения лежа на спине, животе или боку. Малыш уверенно берет игрушку одной рукой, одновременно с этим вторая также может быть задействована другим предметом. В этом возрасте маленький человек способен самостоятельно играть погремушкой, хорошо трясти, выбирать из нескольких понравившуюся и отталкивать остальные.

Следует отметить, что игрушкой ребенка вполне может стать собственная ручка или ножка. Ребенок подолгу может разглядывать свою конечность, пробовать на вкус, трогать. После 5 месяцев кроха вполне способен снять носки с ног и радостно удивляться этому. В этом же возрасте дети способны сцепить свои руки между собой.

Когда ребенок достигает возраста, в котором появляется возможность самостоятельно схватить интересный предмет, стоит убрать подальше любые вещи, которые могут быть для него опасны. Порой даже обычные и неопасные, по мнению взрослых, детали могут стать причиной травмы у малыша.

Начиная с 5 месяцев, следует быть готовым к тому, что наследник начнет активно изучать окружающий мир: попробует схватить со стола приборы, находясь на руках у мамы или папы; потянуть к себе хвост кота, проходившего мимо; проверить на вкус тюбик с кремом, оставленным рядом с ним.

Все о погремушках для новорожденных


Погремушка – самая первая игрушка в жизни человека. Несмотря на большое разнообразие, всех их объединяет одно – яркий цвет и появление звука при тряске. Отличаются такие предметы между собой по цвету, размеру, количеству деталей, из которых он состоит, интенсивности звука ну и, конечно, цене.

Нет смысла покупать новорожденному много дорогих игрушек-погремушек. Не факт, что они ему понравятся, когда ребенок чуть подрастет, он начнет выбирать любимые вещи, а остальные придется убрать подальше. В первые пол года маленькому человеку вполне достаточно будет следующего набора:

  • две-три простых ярких погремушки разного размера;
  • одна-две подвесных игрушки на кроватку или в коляску (по типу нескольких соединенных деталей);
  • при желании можно добавить мобиль в кроватку, но не все дети им интересуются. Мягкая шуршащая игрушка доставит удовольствие малышам постарше.

Ближе к 6 месяцам можно дополнить список игрушкой, развивающей различные органы чувств, состоящие из разных по текстуре материалов. Стоит помнить, что погремушки для малыша не должны быть большими и тяжелыми, а также издавать резкие звуки, способные испугать ребенка.

Виды погремушек для детей


Попадая в магазин детских товаров, молодые родители нередко теряются, оно и понятно, достаточно непросто разобрать в представленном ассортименте игрушек для новорожденных. Производители такого товара стараются представить погремушки в самом разнообразном виде, дополняя их оригинальными функциями и деталями. Основные их виды, доступные практически всем родителям, следующие:

  1. Погремушки-браслеты. Кроме развития органов зрения и слуха, такие игрушки учат ребенка координации движений. Пытаясь дотянуться и поближе разглядеть необычный предмет, малыш постепенно начинает правильно управлять своим телом. Со временем кроха осознает, что для получения звука необходимо потрясти ручкой или ножкой, а для того, чтобы попробовать на вкус, достаточно поднести конечность к лицу. Рекомендуется использовать такие погремушки не ранее трехмесячного возраста и на короткий промежуток времени.
  2. Погремушки с ручками и без них. Выбор таких игрушек огромен, родители нередко теряются, желая приобрести лучшее. Следует учитывать, что каждая погремушка соответствует определенному возрасту.
    – игрушки без ручки подойдут детям, которым уже исполнилось шесть месяцев. Они могут быть неровной текстуры, с различными колечками и ямками, позволяя ребенку развивать мелкую моторику и удерживать предмет;
    – Для малышей предусмотрены игрушки как с одной ручкой, так и с двумя. Последняя может особенно заинтересовать малыша. Схватив двумя ручками одну погремушку, он будет удивлен невозможности развести руки в стороны. Игрушка с одной ручкой и раздвоенным концом способствует тренировке и укреплению запястья.
  3. Погремушка-подвеска. Используется почти с момента покидания роддома. Игрушка подвешивается на кроватку или коляску малыша, обычно она состоит из нескольких скрепленных деталей. Наличие этого предмета позволяет развить зрительные навыки крохи. После трехмесячного возраста погремушку можно повесить поближе к малышу, чтобы он мог дотянуться до нее, задевая при взмахах ручками.
  4. Погремушка-кольцо. Это идеальный вариант для самых маленьких. Начиная с месячного возраста такой предмет удобно вкладывать в ручку. Как правило, такая игрушка выполнена с особенностью поверхности кольца – оно неровное, ребристое или в пупырышках, что позволяет не соскальзывать руке и развивать мелкую моторику.
  5. Погремушка-прорезыватель. Предназначены не только для игры и развития ребенка, но и для облегчения его состояния при прорезывании зубов. Выполнена она обычно из пластика с прорезиненными частями, которые малыш может грызть без последствия для нежных десен. Бренчание и яркие цвета отвлекают ребенка от боли, а возможность чесать десна ускоряет появление зубов.
  6. Мягкие игрушки-шуршалки также считаются погремушками. Очень полезный вид для детей, достигших шестимесячного возраста. Выполнены они из мягкой ткани, наполненной шуршащим материалом. Отдельные части могут пищать при нажатии, часто вовнутрь вшит шарик, благодаря которому при тряске возникает звук. Дополнительно на таких погремушках бывают различные неровности, например, при изготовлении применяется несколько видов ткани. Это позволяет развивать мелкую моторику ребенка во время игры.

Следует помнить, что важным критерием выбора игрушки является ее качество. Не стоит покупать даже самую яркую и многофункциональную погремушку, если она имеет неприятный запах, подтеки краски, сомнительного производителя.

Также большое значение имеет наличие мелких деталей. Если они имеются – прежде чем дать новую вещь ребенку следует с усилием попытаться их оторвать. Не стоит думать, что малыш слабый и не в силах разобрать предмет. При желании, он оторвет все, что получится, и потянет в рот. Рекомендуется приобретать игрушки известных производителей, а если не хочется переплачивать за бренд – лучше выбрать отечественного производителя с хорошей репутацией.

Давайте делать погремушки вместе

Гораздо больше времени, чем на осознание причастности к родным, ребенок тратит на то, чтобы обнаружить наличие у себя рук. Ваше лицо возникает в поле его зрения несколько раз в день, а его собственные руки обычно остаются вне поля его зрения и, соответственно, никак не воспринимаются его сознанием - до тех пор, пока сам ребенок не становится способен на некоторые действия, благодаря которым он осознает, что у него есть руки.

Однако этот этап не наступает, пока у него руки сжаты в кулачки. Но вот они разжались, и ребенок готов держать предметы, если вложить их ему в руки.

Шестинедельный младенец находит руки лишь на ощупь. Он умеет хватать одну руку другой, раскрывать и сжимать кулачки. К восьми неделям он манипулирует руками так же, любым другим предметом, но еще не поднимает руки к глазам, чтобы разглядеть их. Двухмесячный ребенок уже умеет управлять своими руками довольно-таки свободно, и поэтому, лежа на спине, он, конечно же, тряхнет погремушкой - и она, конечно же, загремит. Услышав звук, ребенок попытается понять, откуда он исходит, и вот, скосив глаза, он впервые в жизни видит собственные руки и зажатую в них погремушку. В последующие две-три недели очень важно давать ребенку игрушки, которые удобно хватать и которые легко издают звуки, когда ими тряхнешь даже не очень сильно.

К десяти-двенадцати неделям младенец уже хорошо играет руками, не сводя с них глаз; сводит руки вместе, разводит их в стороны, пока они не пропадут из поля зрения, снова сводит их, перебирая пальцы... Он в это время сосредоточен не меньше, чем пятилетний ребенок, который смотрит телевизор.

К трехмесячному возрасту он уже будет исследовать руки не только глазами, но и ртом. Как только ребенок начнет засовывать пальцы в рот, за ними последует в рот и многое другое - рот стал теперь частью его исследовательского аппарата, изучающего окружающий мир. Ребенок не сможет теперь всесторонне исследовать объект, пока не засунет его себе в рот. Не старайтесь отучить ребенка от этой “дурной привычки” - вы потратите время совершенно впустую и даже в ущерб развитию ребенка. Лучше регулярно мойте игрушки. Рот ребенка - часть большого исследовательского инструмента, поэтому особенно жалко, что у некоторых детей он почти всегда заткнут соской. Конечно, плаксивые, раздражительные дети, которым соска нужна почти постоянно, пожалуй, еще не способны играть собственными руками. Но большинство младенцев довольствуется соской лишь во время сна, так что их рты, как и руки, исследуют мир.

Особенности развития ребенка от рождения и до года.

Жизнь ребенка до годовалого возраста — самый активный период, когда он быстро развивается: учится держать головку и переворачиваться, гулить, сидеть, ползать, ходить, говорить некоторые слова… К этому всему нужно относиться с высоким уровнем ответственности, так как от правильности формирования умений и будет зависеть дальнейшая адаптация к условиям современного мира.

Исходя из того, что каждый кроха развивается по индивидуальному плану(опережает развитие или же отстает от него), молодая мама обязана знать примерный возраст, когда должны проявляться новые умения, чтобы не пропустить появления возможных отклонений в развитии грудничка.

Развитие ребенка в 1 месяц

Это самое сложное время для молодой мамы, так как нужно привыкать к новой жизни, в которой есть маленький человечек, требующий заботы и внимания. В этот период малыш практически постоянно спит, таким образом он адаптируется к новым условиям жизни, активно растет и набирает вес.

Грудное вскармливание первого месяца

Грудное молоко — самая лучшая еда для крохи. С ней ребенок получает все необходимые витамины и питательные вещества, которые нужны для полноценного развития. За первый месяц малыш набирает в среднем — 600-700 г.

ВАЖНО: В случае, если мама не может кормить ребенка грудным молоком, его нужно заменить на специальную адаптированную смесь!



Когда ребенок начинает держать головку, узнавать голос мамы?

Если на протяжении первых недель жизни, во время активного бодрствования, он может беспорядочно размахивать ручками со сжатыми кулачками, а также поджимать ножки к животику, то в месячном возрасте у ребенка начинают появляться уже новые умения.

В месячном возрасте малыш способен:

  • на несколько секунд удерживать головку;
  • фокусировать взгляд на лицах родителей или ярких предметах;
  • издавать некоторые звуки;
  • прислушиваться к различным звукам и голосам людей;
  • узнавать голос мамы и ее запах;
  • плачем указывать на дискомфорт (колики, чувство голода).

Видео: Что умеет ребенок в 1 месяц? Развитие малыша

Развитие ребенка в 2 месяца

Это активный период в развитии ребенка, его рост увеличивается на 2-3 см, а вес — на 700-800 г. Он начинает немного меньше спать, больше кушать, рассматривать окружающие предметы.

Молодые родители часто задают вопрос — когда ребенок начнет держать головку и гулить?! Так вот, двухмесячный малыш способен уже поднимать и недолго держать головку за счет окрепших шейных мышц, а также издавать агукающие звуки.

Когда ребенок начинает гулить, улыбаться, тянуть ручки, различать цвета?

Особенности развития ребенка в 2-х месячном возрасте:

  • начинает гулить;
  • поднимает голову, держит ее несколько секунд;
  • может улыбаться;
  • реагирует на гримасы родителей;
  • пытается тянуть ручки к интересующему предмету;
  • успокаивается во время сосания груди;
  • начинает различать цвета, которых для него раньше не существовало.


Развитие ребенка в 3 месяца

Третий месяц характеризуется развитием новых умений, которых раньше не было. Малыш с большим интересом относиться к окружающим вещам и предметам, меньше спит в дневное время. Способен держать головку, лежа на животике поднимается на предплечья, агукает и лепечет.

Когда ребенок держит погремушку, вынимает соску изо рта, тянется к игрушкам?

Умения ребенка в 3 месяца:

  • держит головку;
  • издает различные звуки, реагирует на слова мамы, гулит;
  • может опираться на предплечья;
  • вынимает соску из ротика, вставляет ее обратно;
  • поворачивает головку;
  • улыбается;
  • ручками тянется к предметам;
  • реагирует на звуки и посторонние шумы;
  • может удерживать погремушку.

Видео: Развитие ребенка в 3 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца

В конце этого периода ребенок становится тяжелее еще на 700-800 г, а его рост увеличивается на 2-3 см.

Когда ребенок поднимается на ручках, берет в руки игрушки, узнает маму, реагирует на свое имя?

Когда ребенку исполнится четыре месяца, он уже способен:

  • самостоятельно держать головку;
  • подниматься на ручки;
  • реагировать на звуки, поворачивать голову, искать источник звука;
  • брать игрушки в ручки, рассматривать их, тянуть в рот;
  • узнавать маму;
  • ручками придерживать грудь во время кормления;
  • подниматься, чтобы сесть;
  • реагировать на свое имя;
  • смеяться, произносить слоги.

С каждым последующим месяцем набор веса будет уменьшаться, так как ребенок начинает вести более активный образ жизни.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Этот период становится началом нового этапа в развитии ребенка. Он уже активно переворачиваться с животика на спинку, и наоборот, быстрее познает окружающий мир.

Когда ребенок начинает самостоятельно переворачиваться, сидеть с опорой, произносить слоги, смеяться?

В этом возрасте кроха также умеет:

  • сидеть с опорой;
  • уверенно произносить звуки и слоги;
  • смеяться;
  • отличать родных людей от чужих;
  • плакать, когда ему не хватает внимания;
  • сосать пальчики на руках и ногах.

С каждым днем ребенок становится все интереснее и взрослее, маме нужно уделять крохе как можно больше своего внимания, чтобы не пропустить важные моменты его развития.


Развитие ребенка в 6 месяцев

В шестимесячном возрасте движения ребенка становятся еще более уверенными. Он активнее и настойчивее начинает проявлять свой характер.

Когда ребенок начинает сидеть, становиться на четвереньки, отличать имена, произносить слоги?

Он может:

  • садиться без помощи;
  • сидеть с опорой;
  • перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • становиться на четвереньки, когда лежит на животике;
  • произносить слоги «ма», «па»,»ба»;
  • тянуться руками к родителям и интересующим вещам;
  • отличает имена, поворачивает головку, когда произносишь его имя.

Видео: Что умеет ребенок в 6 месяцев? Календарь развития малыша

Развитие ребенка в 7 месяцев

В этот период кроха начинает еще больше проявлять свою активность и интерес к окружающему миру. С каждым днем у него появляются какие-то новые умения. Маленький непоседа уже не может лежать на одном месте, он быстро переворачивается со спинки на животик, и обратно.

В этом возрасте в рационе крохи появляются новые продукты — творожок и мясо, которые так важны для развития всего организма и формирования зубов.

Когда ребенок начинает сидеть, вставать на ножки, рассматривать книжки?

В 7 месяцев ребенок уже ведет активный образ жизни. Он больше двигается, старается познать что-то новое и интересное.

В этом возрасте малыш может:

  • самостоятельно садиться на попу, сидеть без поддержки;
  • вставать на ножки (держась за опору);
  • ходить с поддержкой мамы;
  • ползти, чаще всего в противоположную сторону;
  • активно играть в игры для развития моторики ручек (напр. «Сорока»);
  • выговаривать разные звуки;
  • запоминать части своего тела,показывает где его носик, ротик, глазки и т. д.;
  • держать кружку во время питья;
  • долго рассматривать яркие картинки, иллюстрации.


Развитие ребенка в 8 месяцев

С этого времени ребенка нельзя оставлять без присмотра, чтобы не допустить возможного травматизма из-за его активных движений.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, самостоятельно пытаться кушать, ходить по кроватке, танцевать под музыку?

Восьмой месяц отличается от всех предыдущих тем, что малыш может говорить первый слова — «мама», «папа», «баба», «дай». Помимо этого кроха также умеет:

  • передвигаться по кроватке, вдоль стен и предметов мебели, держась за них;
  • самостоятельно сидеть, вставать на ножки, долго стоять;
  • быстро ползать;
  • брать еду в ручки, класть ее в ротик;
  • приседать или пританцовывать под музыку.


Развитие ребенка в 9 месяцев

Совсем скоро ребеночек уже сделает свои первые шаги, так как все более увереннее стоит на ножках и ходит с поддержкой. В его поступках начинает проявляться упорство: падая, после неудачной попытки сделать шажок, он опять поднимается, чтобы повторить ее.

Когда ребенок начинает манипулировать взрослыми, понимать простые слова, повторять движения взрослых?

В 9-ти месячном возрасте к общему багажу знаний и умений малыша, добавляются новые. Кроха может:

  • манипулировать взрослыми при помощи своего плача;
  • показывать свое негативное отношение к купанию, чистке ушей, обрезанию ногтей;
  • повторять движения взрослых;
  • говорить некоторые слова, смысл которых понятен только родным и близким;
  • пить из чашки или стакана;
  • менять направление движения во время ползания по комнате.

Видео: Развитие ребенка в 9 месяцев. Как научить говорить ребенка?

Развитие ребенка в 10 месяцев

Этот возраст характеризуется началом «общения» с детками. Для ребенка становятся интересными их игрушки, коляски или вещи. Он пристально их рассматривает — знакомиться. При помощи мамы он уже может играться.

Когда ребенок начинает ходить, самостоятельно играть игрушками, понимать слово нельзя, называть игрушечных зверей?

Первые шаги своего ребенка можно увидеть уже в 10-ти месячном возрасте. Сначала он оторвется от опоры, сделает несколько шагов и упадет на попу, затем опять поднимется, опять упадет…

После нескольких неудачных попыток сделать шаг, начнут появляться уверенные шаги, после которых кроха не будет падать на попу.

  • В 10 месяцев ребенок может:
  • делать первые шаги и ходить;
  • быстро ползать, приседать, пританцовывать;
  • играться игрушками: бросать мячик, катать машинки, берет куклы в руки и т. д.;
  • запоминать название зверей, старается повторить их;
  • понимает значение слова «нельзя»;
  • показывает части тела, называть их.


Развитие ребенка в 11 месяцев

До первого дня рождения остается совсем немного. Малыш с каждым днем взрослеет, показывает свой характер, старается самостоятельно что-то делать (повторять движения за мамой).

Когда ребенок начинает показывать пальчиком, махать ручкой?

В 11-ти месячном возрасте ребенок уже может:

  • сидеть, ползать, ходить, подпрыгивать, приседать;
  • одевать носочки, шапку;
  • проявлять эмоции при виде знакомых людей, любимых игрушек;
  • радоваться новым игрушкам;
  • самостоятельно кушать и пить;
  • машет головкой — «да» и «нет»;
  • играется мелкими предметами (перебирает крупу, горошинки, бобы).

Развитие ребенка в 1 год

В этом возрасте практически все детки уже уверенно ходят без опоры или поддержки. Они становятся взрослыми, стараются самостоятельно познавать мир.

Когда ребенок начинает жевать, пить из кружки, кушать ложкой, ухаживать за игрушками, разбирать и собирать их?

В годовалом возрасте ребенок уже:

  • ходит, прыгает, бегает, приседает;
  • помогает одеваться, расчесываться, чистить зубки, умываться;
  • самостоятельно старается жевать твердую пищу, кукает ложкой;
  • проявляет свою заботу к куклам;
  • играется конструктором: собирает детали, разбирает их;
  • говорит легкие слова;
  • запоминает положение предметов и вещей;
  • кушает только ту еду, которая ему нравиться.

Первый год из жизни ребенка ознаменовался появлением новых умений, навыков и знаний. За это время кроха стал намного самостоятельнее, взрослее и увереннее в своих действиях. Впереди ждет еще много чего интересного, главное все это не пропустить из за постоянной занятости и различных проблем!!! Уделяйте своим детям больше внимания, для них это очень важно!!!

Видео: Развитие ребенка в 1 год Семья от А до Я


Top