Все якутские праздники кроме ысыаха. Обычаи и традиции якутов

Ысыах - обряд кропления - вошел как один из определяющих слагаемых в якутский календарный праздник - праздник расцвета природы.

Хоровод осуохай- Этот архаичный танец возник из коллективных движений-поклонов. Круговой танец - ритмическое сопровождение пения семисложных стихов. Слово «ункуу» - «танец» - происходит от глагола «унк» - «молиться», «поклоняться». Участники праздника, взявшись за руки, чувствовали положительную биоэнергию друг друга, и этот положительный импульс уже кодировал сам ритуал.В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах - светлый праздник народа Саха.

Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

На Ысыах люди приходят с добрым сердцем и чистой душой. Никто из его участников не должен был принести отрицательный заряд. Иначе люди верили, что ритуал мог оказаться недействительным и даже нанести вред.

В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь - сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ - белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Это главный сакральный символ на празднестве Ысыах. На Ысыахе существовало строгое правило: отведать свежий кумыс собравшимся на праздник разрешалось лишь после главного молитвенного обращения к божествам и духам и кропления кумысом. Кумыс как пища богов на празднике - это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств айыы.

Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.

Праздник начинается с древнего ритуала - окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей: - церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.

Осуохай - обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.

Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.

В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса по количеству людей одновременно исполняющих танец.

Якутские национальные виды спорта на праздновании Ысыаха

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

Якуты - большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.

16-й по счету Чемпионат Европы по футболу (официально называется UEFA Euro 2020, ЕВРО-2020 ) является юбилейным, поскольку в 2020 году исполняется 60 лет с момента проведения первого Чемпионата Европы.

По случаю юбилея было принято решение, что Чемпионат Европы по футболу в 2020 году впервые будет проведен одновременно на 12 стадионах 12 различных государств (в том числе и в России - городе Санкт-Петербурге).

На решение также повлияло и то, что это будет второй чемпионат, участие в котором примут 24 национальные сборные (а не 16, как ранее). Поскольку увеличивается число сыгранных матчей, то возрастает и необходимость более равномерно распределять финансовую нагрузку между странами-хозяйками турнира.

Финальная часть соревнований пройдет с 12 июня 2020 года по 12 июля 2020 года . Продлится чемпионат 31 день .

Какие матчи Чемпионата Европы по футболу 2020 сыграют в России (в Санкт-Петербурге):

Санкт-Петербург примет игры юбилейного ЧЕ одним из первых. Всего в городе на Неве будет проведено 4 встречи.

Первый матч на "Газпром Арене" будет сыгран уже 13 июня 2020 года , на второй день турнира. Далее состоятся встречи 17 июня 2020 года и 22 июня 2020 года . Это будут игры групповой стадии финального этапа (Группа B). А 3 июля 2020 года Питер примет одну из игр 1/4 финала.

Какие матчи ЧЕ по футболу 2020 будут сыграны в Санкт-Петербурге:
* 13 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 17 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 22 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 3 июля 2020 г. - четвертьфинал.

Какие именно сборные будут играть в Питере летом 20-го года, пока не известно. Жеребьевка финальной части Чемпионата Европы по футболу 2020 будет проведена 30 ноября 2019 года в Бухаресте.

Впервые Ысыах заявил о себе в столице восемь лет назад, в год 375-летия вхождения Якутии в состав России . В честь этой даты в Коломенском было установлено памятное Сэргэ – свидетельство многолетней дружбы и единства народов России.

Ысыах издревле отмечается в начале лета, когда природа пробуждается после долгой зимы. Главный праздник Якутии- по сути Новый год, с размахом отмечается в городах и улусах республики.

Каждый Ысыах в Москве – уникален, неповторим и незабываем, неслучайно он собирает тысячи гостей и участников. В этом году он посвящен двум значительным событиям – Году культуры в России и Году Арктики в Якутии. Организаторами праздника являются Правительства Москвы и Республики Саха (Якутия), Постоянное Представительство Республики Саха (Якутия).

Гостей ждут алгыс, хомус, осуохай, состязания ботуров в национальных видах спорта, конкурсы и игры, выставка-ярмарка, гала-концерт и многое другое. Все это не только очень красивые и эффектные зрелища, но и отличный шанс познакомиться с уникальной культурой народа саха.

Конечно, особый интерес у гостей Ысыаха вызывает национальная обрядовая церемония Алгыс, которую всегда проводит алгысчыт из Якутии: он разжигает огонь, взывая к светлым богам Айыы снизойти к людям милостью, ниспослать им мира, добра и благополучия. Вся церемония состоит из нескольких частей: обрядов очищения, благословения и кумысопития, и каждый раз ее непосредственными участниками становятся лучшие фольклорные ансамбли Якутии.

Во все времена Ысыах гордился своим осуохаем - круговым танцем на большой поляне, который обычно завершает все празднество. По древнему поверью хоровод осуохай, означающий «жизненный круг», символизирует всеобщее единение людей. Два года назад осуохай попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой хоровод: в нем в г. Якутске приняли участие 15 293 человека.

Гостей Ысыаха ждет и церемония кумысопития. Национальный напиток кумыс пьют из чорона- сакрального сосуда. Через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия.

Неотъемлемой частью праздника встречи лета являются спортивные состязания по якутским видам спорта. Самые ловкие и сильные соревнуются в якутских прыжках, якутской вертушке, национальной борьбе хапсагай и мас-рестлинге (перетягивании палки).

Традиционно проводится и конкурс игры на хомусе (варгане), поскольку именно этот уникальный музыкальный инструмент занимает особое место в культуре народов мира.

Неизменный интерес гостей праздника вызывает «Город мастеров» - выставка-продажа изделий народных промыслов, сувенирной продукции, ювелирных украшений и изделий из природных материалов - меха, конского волоса, дерева, бивня мамонта и другие.

Словом, никто не останется без доброго слова, сувенира, а уж отличное настроение гарантировано всем и каждому, кто придет за этим на Ысыах.

Вход свободный. Начало в 11 часов.


17 июня в московском парке «Коломенское» состоялся традиционный государственный праздник якутского народа Ысыах. Масштабные мероприятия самобытного народа проходят в столице вот уже десять лет. Наиболее яркий момент, который многие могли видеть - обрядовая церемония розжига огня. О празднике, мас-рестлинге, якутах и Якутии - далее в фоторепортаже.


Материалы по теме: Сабантуй 2015 | Сабантуй 2014 | Сабантуй 2014: игры и национальный колорит | Открытие творческого сезона в Татарском культурном центре | Борьба на поясах | Лучшие фотографии 2016 года

Ысыах («изобилие») - якутский праздник лета. Проводится ежегодно в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, угощениями и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками и спортивными соревнованиями. Ысыах, считающийся главным праздником для якутов, обычно проходил в день летнего солнцестояния 21-22 июня.

Численность якутов (самоназвание - саха) во всём мире составляет около 480 тысяч. Подавляющее большинство проживает в Якутии, а в Москве по последней переписи живут 1,5 тысячи человек. Якуты - тюркоязычный народ. Из крупных народов России тюрками являются татары, башкиры , чуваши и кумыки. Традиционно занимались скотоводством и коневодством; одежда шилась из шкур и меха. Раньше в Якутии была распространена религия Айыы. После вхождения в состав России якутов обратили в христианство и по именам и фамилиям их теперь не отличить от русских.

Московский парк Коломенское раньше - царская резиденция, а сейчас - место притяжения москвичей и городских событий, где требуются простор и природа. Летом в Коломенском проводятся татаро-башкирский Сабантуй и якутский праздник Ысыах. Для последнего в 2007 году, по случаю 375-летия вхождения Якутии в состав России, установили ритуальный столб сэргэ, связанный с культом коня, которого якуты привязывали к столбу у своего жилища. Вокруг сэргэ проводится осуохай - хоровод, символизирующий замкнутый жизненный круг.

Сабантуй в Татарстане и Башкортостане начинается в районах, а затем проходит главный праздник. У Ысыаха тоже самое: сначала улусы (районы Якутии), затем республиканский праздник. Ысыах, как и Сабантуй, стал проводиться в Москве. Помимо столицы, Ысыах в 2017 году принимают Санкт-Петербург, Хабаровск, Китай, Сербия и Канада. Главный праздник состоится в Якутске 24-25 июня.

04. Начало действа.

Московский Ысыах начался с церемонии благословения Алгыс, в которой алгысчыт разжигает огонь и призывает милость неба. После этого прошёл праздничный хоровод осуохай. Также на празднике присутствовали соревнования по национальным видам спорта, выступления фольклорных коллективов, конкурсы и выставка-ярмарка изделий народных промыслов.

06. Сэргэ.

Республика Саха (Якутия) - регион России на Дальнем Востоке. Это как самый большой по площади (3 миллиона км 2) регион страны (18% от всей России), так и самая большая административно-территориальная единица в мире. Якутия превосходит такие страны, как Аргентина и Казахстан. С запада на восток это 2500 км и три часовых пояса.

В 1632 году Якутия вошла в состав Российского государства. Помимо 385-летия данного события, в этом году республика отмечает 95-летие создания автономии. Якутская АССР в составе РСФСР образовалась в 1922 году. После распада СССР появилась уже Республика Саха. Несколько столетий Якутия входила в число мест ссылки заключённых, с XIX века туда ссылали преимущественно политических активистов.

При огромных размерах Якутия малонаселённая область. В ней проживает 960 тысяч человек (56-й регион в России по численности населения). Треть жителей находится в столице республики - Якутске, основанном в 1632 году. Якутск является третьим по численности населения городом Дальнего Востока (после Владивостока и Хабаровска) и самым крупным городом расположенном в зоне вечной мерзлоты. Температурой в районе -40 градусов жителей не удивить.

Якутия богата полезными ископаемыми. С приходом Советской власти началось активное использование недр Якутии: добыча золота (с 1920-х годов), алмазов (с 1950-х) и угля (с 1970-х). Так, в Якутии находятся крупнейшие в России месторождения коксующегося угля - Эльгинское (запасы более 2 миллиардов тонн), и урана - Эльконское (344 тысячи тонн), правда активно разрабатывается только первое. Что касается золота, то в Якутии добывается около 7% от всероссийской добычи, что делает регион одним из ведущих в данной области. Помимо этого, добывается нефть (преимущественно «Сургутнефтегазом»). В 2016 году объём нефтедобычи превысил 10 миллионов тонн (около 2% от общероссийской), что также солидный показатель, так как почти половина нефти добывается в ХМАО.

Россия входит в число мировых лидеров по добыче и экспорту алмазов. Лидером в этом направлении является якутская компания «Алроса» (28% мировой и 95% российской добычи алмазов). В 2016 году «Алроса» продала алмазов на 4,3 миллиарда долларов. По важности для республики «Алроса» сродни «Татнефти» для Татарстана. В компании работает порядка 30 тысяч сотрудников, многие так или иначе связаны с компанией. На московском Ысыахе можно было услышать, как один из зрителей, менеджер «Алросы», знакомился с одним из организаторов, который в недавнем прошлом также работал в компании.

12. Алгысчыт и огонь.

18. Кумыс - кисломолочный напиток из кобыльего молока.

Республика Саха - один из самых политически спокойных регионов России. За постсоветское время у республики было только три главы: Михаил Николаев (1991-2002, Вячеслав Штыров (2002-2010) и Егор Борисов (с 2010-го). Второй президент Вячеслав Штыров после сложения полномочий главы является заместителем председателя Совета Федерации РФ.

19. Юрий Куприянов - с 2016 года Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.

В числе VIP-персон мероприятия в Коломенском выделялся Александр Акимов - член Совета Федерации с 2013 года, ранее занимавший должности постоянного представителя Республики Саха при Президенте РФ (2007-13) и вице-президента Республики Саха (2002-07). Помимо государственной службы, Акимов выступает президентом Международной федерации мас-рестлинга. Именно с назначением Акимова постпредом связывают начало празднования Ысыаха в Москве. В Коломенском Александр Константинович несколько раз обращался к зрителям и заводил толпу кличем «Уруй - Айхал!»

20. Александр Акимов.

24. Хоровод осуохай.

На празднике Ысыах представлены различные спортивные игры и единоборства - мас-рестлинг, хапсагай, якутские прыжки, якутская вертушка. На мас-рестлинг приехали гости из Финляндии, Беларуси и Украины. Гость открытия спортивной программы, Олимпийский чемпион Пекина-2008 по прыжкам в высоту Андрей Сильнов похвастался, что стал чемпионом Московской области по мас-рестлингу. Сильнов поучаствовал в турнире по якутским прыжкам (в длину, а не в привычную ему высоту), который и выиграл.

26. Александр Акимов и Андрей Сильнов.

27. Соревнования по мас-рестлингу.

Мас-рестлинг - национальный вид спорта Якутии, заключающийся в перетягивании деревянной палки. Спортсмены, чьи ноги упираются в доску, должны вырвать из рук соперника палку. По значимости для своего народа мас-рестлинг можно сравнить с борьбой на поясах для татар и башкир. Первые официальные правила мас-рестлинга появились в 1945 году. В 2000 году его включили в программу международных спортивных игр «Дети Азии». Спустя три года Минспорта России добавило мас-рестлинг во Всероссийский реестр видов спорта. В Международную федерацию мас-рестлинга входит уже 37 стран.

28. Девушка в новой и красивой экипировке ЦСКА.

Первый раз поснимать Ысыах я хотел ещё в 2015 году и даже начал готовить данный материал, однако только спустя два года я добрался до Коломенского. Якутия - это где-то далеко, и отчасти поэтому с темой республики я столкнулся лишь раз. В декабре я был на споттинге в Домодедово , где в мой объектив попал Ту-154 авиакомпании «Алроса» - тот самый борт, который совершил легендарную посадку в Ижме.

Я рад, что удаётся снимать не только спорт, но и различные культурно-массовые мероприятия. Долгие годы меня интересуют культура, традиции и особенности народов России. Из 21 национальной республики нашей страны мне удалось побывать уже в пяти, а Татарстан вообще любимая тема. Приятно, что теперь немного познакомился и с Якутией. Уверен, на этом моя этнография не закончится. Для каждого россияна важно узнавать то, чем живут народы нашей многонациональной страны.

На мои фото Ысыаха не попали остальные спортивные соревнования и концертная программа, так как у меня в этот день была ещё одна съёмка. По тем кадрам, что получились, мне кажется, что вышло всё неплохо и красочно:)

34. Пишите отзывы, приглашайте на съёмки!

22 июня наступает самый длинный день в году, день солнечного солнцестояния. Особенно хорошо это чувствуется в северных широтах, где в это время практически не бывает тёмного времени суток. Когда же как не в это время отмечать новый год? Так и делает народ саха в Якутии. Ысыах – якутский новый год, который отмечается каждый год в разные дни в период с 22 июня по 2 июля. С 1991 года этот праздник плодородия, праздник возрождения природы и поклонения солнцу стал государственным, и его дата назначается каждый год специальным указом.

Ысыах – типичный культовый праздник древнего кочевого народа. Имеет общие черты с летними праздниками тувинцев, алтайцев, с башкиро-татарскими сабантуями. Первое письменное упоминание об этом празднике можно встретить в дневниках голландского путешественника Иоганна Плеса, который ехал из Китая в Европу через Сибирь в конце 17 века. Он отмечал, что это единственный большой праздник у якутов, на котором несколько дней жгут костры и пьют кумыс. Кумыс – обязательный и чуть ли не главный атрибут праздника, который часто так и называют кумысный.


Якуты, как и многие народы в древности, делили год на две половины – зима-осень, весна-лето. Ысыах – это как граница между полугодиями, между старым и новым, между прошлым и будущим, между смертью и жизнью. Надеждами на будущее, светлыми и добрыми, отмечен этот праздник. В нем вся душа народа саха с его вековыми традициями, символ якутской культуры. Лучшие старинные традиции Ысыаха нашли свое творческое продолжение в современной Якутии. Само слово Ысыах обозначает «изобилие».
Ритуал открытия праздника совершал Белый Шаман, сопровождаемый 8 невинными девушками и 9 невинными парнями. Ритуал включал в себя кумысокропление площадки, на которой проходил праздник, моление божествам-айыы и духам местности. Проводился ритуал на восходе солнца.


В наши дни ритуал больше напоминает театрализованное представление. Но площадь обязательно окропляют кумысом, а представляет она собой ритуальный круг, окаймленный молодыми берёзками (чэчир). В центре тоже было арочное украшение из берёз – коновязь (саргэ). Саргэ – символ Мирового древа и оси Вселенной, а также символ дружбы всех народов, населяющих сейчас территорию Республики Саха. Рядом устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветными пучками конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.


Кумысопитие, национальные игры, борьба, разжигание костров (в старину праздник длился порой до 9 дней, и все это время костры поддерживались), конные скачки, состязание олонхосутов (сказителей) – все это и в наши дни проводится на празднованиях. Но главный элемент этого национального праздника – хороводный танец осуохай, который нередко длится часами. Двигаясь по ходу солнцу, танцующие как бы символизирует непрерывное движение светила на небосводе. Танцевальный круг – это замкнутый круг жизненного цикла. Люди в хороводе идут, взявшись за руки, обмениваясь живой энергией, сливаясь в единении с природой и друг с другом.


Игры-состязания, в которых многие принимают участие с большим удовольствие, называются «Игры Дыгына». Дыгын – исторический персонаж, предводитель народа саха, который поставил перед собой задачу объединить свой народ. Удальцы-боотуры (богатыри) стремятся показать свою силу и сноровку в этих играх - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Имена победителей игр передают из уст в уста, а сами они пользуются вполне заслуженной славой, про них могут сложить легенду, которую будут рассказывать на празднике Ысыах олонхосуты. Олонхо – древний героический эпос. Как и у других народов сказители пользовались огромным почетом и уважением, были всегда самыми долгожданным гостями. Одним из сказаний эпоса является сказание о небесном молочном озере, на берегах которого жило одно из высших божеств Айыы Тойон. Именно воды этого молочного озера и олицетворяет национальный напиток – кумыс. У саха есть такое понятие как белая благодать – это высший дар, который люди могут получить от богов. Кумыс – символ белой благодати (илгэ), в ней заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Top