Что можно узнать по почерку. Подчеркивания, «хвостики» в подписи, зачеркивания

Умение анализировать почерк и узнавать по нему характер человека может быть весьма полезным. Строки текста хранят информацию о человеке, его написавшем. И хотя для детального графологического анализа требуются профессиональные навыки и знания, сделать поверхностную оценку под силу каждому желающему. Нужно лишь знать основные особенности написания текста, и что они означают.

Материалы по теме

Следует помнить, что ни один признак не стоит рассматривать как догму. Только комплексный анализ личности, сопоставление различных наблюдений в совокупности может дать ясную картину о внутренних особенностях человека. Анализ почерка – это лишь подсказки, то, на что следует обратить внимание в характере человека.

Смотрим на почерк и читаем характер человека

В первую очередь стоит посмотреть на письмо в целом.

Аккуратный почерк с хорошо прописанными буквами свидетельствует об уравновешенности человека и его спокойствии. Если письмо неразборчивое, то, вероятнее всего, человек опасается раскрыться, стремится к замкнутости и отрешенности.

Крупный, похожий на детский, почерк говорят о доверчивости в характере человека, его чувственности и мягкости. Когда как мелкий убористый почерк свидетельствует о рациональности и сдержанности его хозяина.

Размашистый почерк говорит о широкой душе человека

Очень мелкие буквы могут говорить о жадности и недоверчивости.

Размашистый почерк говорит о широкой душе человека, склонности к глобальному взгляду на вещи. Плотное расположение слов при письме может быть признаком бережливости с переходом в крайнюю степень экономии и расчетливости.

Стоит обратить внимание и на поля. Чем шире левое поле, тем более щедрый перед нами человек. Узкое поле слева говорит о скупости. Если по мере письма левое поле сужается, это свидетельствует о склонности объекта к эгоизму. Практически полное отсутствие полей говорит о том, что человек стремится выжать максимум из предоставленных возможностей.

Какие бывают характеры у людей, определяем по почерку

Более детальное изучение строк письма дает дополнительную информацию. В идеале иметь несколько страниц текста, написанного в разное время при различных обстоятельствах. Именно такой подход дает возможность наиболее точно определить, какие бывают характеры у людей по почерку.

Наклон письма

Ярко выраженный наклон письма вправо говорит о стремлении к общению и любвеобильности натуры. Такой человек отличается энергичностью, он открыт для новых идей.

Незначительный наклон влево характерен для скрытных людей с рациональным подходом к жизни. Для них на первый план выходит разум, который подавляет эмоции.

Сильный наклон влево присущ чувственным натурам, которые привыкли открываться только самым близким. Эти люди умеют принимать взвешенные решения.

Направление строк

Если строчка письма сохраняет горизонтальное положение на протяжении всей ширины листа, значит, перед нами уравновешенный человек, контролирующий свои эмоции.

Строки, уходящие вверх, характеризуют людей с завышенной самооценкой и неисправимых оптимистов. Если же строки, напротив, опускаются вниз, значит, перед нами человек, не уверенный в своих силах, подверженный депрессии и угнетению.

Встречается письмо волнообразного характера, когда строка то уходит вниз, то задирается вверх. Такое присуще непостоянным натурам с переменчивым настроением.

ПОЛЯ

Маленькие поля слева говорят о бережливости, мелочности, склонности к семейной жизни, широкие поля — о деятельности и отсутствии мелочности в характере. Слишком широкие поля — свидетельство щедрости, расточительности, хвастовства, стремления к оригинальности, а так­ же к роскоши и блеску. Кроме того, это говорит о фамильной гордости, светских привычках и манерах.

Если левый край поля постепенно расширяется, то это также свидетельствует о щедрости и расточительности, стремлении к бережливости, только с обратным результатом.

Левое поле сужается — эгоизм, бережливость, доходящая до скупости; самообладание.

Широкий, размашистый почерк, с правой стороны «сжатый» и «свешивающийся», говорит об отсутствии логики, о ложном взгляде на вещи.

«Растрепанный» почерк — это беззаботность, беспечность, деятельность и расточитель­ ность.

НАПРАВЛЕНИЕ СТРОК

Прямые, ровные строчки говорят о спокойствии, об уверенности человека в себе, о наличии у него силы воли, о сильно, развитом чувстве долга, а также о рассудительности и доверчи­ вости. Строчки, имеющие тенденцию подниматься, восходящие строчки — свидетельство чес­ толюбия, тщеславия, храбрости и решительности, сознания собственной силы, а также дея­ тельности, самоуверенности и стремлении к успеху.

Строчки, идущие книзу, — наоборот, говорят о том, что перед нами безынициативный чело­век, апатичный, пессимист, он с недоверием относится к себе, скорее всего, он сентиментален и неудачлив.

Волнообразные строчки — свидетельство хитрости, изворотливости, стремления ко лжи, но и коммерческих наклонностей.

Если строчки сначала восходят, потом опускаются, то это говорит о непостоянстве ха­ рактера, нетерпеливости — перед нами человек, который берется сразу за несколько дел и не оканчивает ни одного, он часто испытывает разочарование; успех не сопутствует ему.

Строчки, которые сначала опускаются, а потом поднимаются, характерны для человека самоуверенного, который неохотно берется за дело, но, начав, доводит его до конца, а потому добивается успеха.

Каждое следующее слово начинается выше окончания предыдущего — деятельность, но неуверенность в себе, сильно развитое чувство долга.

Большие пробелы на концах строк как способ избежать переноса слов — осторожность,


2 доходящая до трусости.

Заполнение строк до конца, сжимая буквы, — свидетельство того, что у человека есть по­ требность высказываться, делиться чувством, и в то же время он испытывает бессознатель­ный страх быть непонятым и не получить сочувствия.

НАКЛОН БУКВ

Сильный наклон, почти лежащие буквы — свидетельство несдержанности, вспыльчиво­ сти, сентиментальности, это увлекающаяся и обидчивая натура.

Наклон в разные стороны говорит о капризном нраве, о неуверенности и нерешительно­ сти, о разладе с самим собой, о борьбе чувств и разума. Но человек с таким почерком, скорее всего, обладает чувством юмора.

Почерк беспокойный, с постоянно изменяющимися по величине и наклону буквами, на­ правлениями строк имеют обычно люди деятельные, нервные, постоянно испытывающие бес­покойство.

Типы почерка:

Мелким почерком обычно обладают люди наблюдательные, спокойные, даже хладнокров­ ные, скрытные, при этом остроумные, склонные заботиться о других.

Круглый почерк, как правило, принадлежит людям гордым, самолюбивым, предприимчи­ вым, решительным, стремящимся к господству.

Узкий почерк — это сдержанность, скрытность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности. Люди с таким почерком часто боятся потерять состояние, утратить благополучие.

Широкий почерк — ум, энергия, общительность и беззаботность, даже беспечность; щед­рость и расточительность.

Если человек пользуется перьевой ручкой, то по нажиму пера тоже можно сделать некоторые выводы. Сильный нажим говорит о строгом взгляде на жизнь, написание без нажима — о бесха­ рактерности, излишней чувствительности, уступчивости. Такой человек осознает, что не понят окружающими.

Беглым и размашистым почерком обладают люди предприимчивые, деятельные, при этом любознательные и веселые, часто фантазеры.

Дрожащий, угловатый почерк говорит о нервности, трусости, неуверенности и нереши­ тельности. Так пишут обычно обидчивые люди, склонные к беспричинной печали.

Сильно угловатый — резкость характера, эгоизм, упрямство.

Беглый и «сухой» почерк бывает у людей умных и сдержанных; излишне витиеватый — у тщеславных, любящих внешний блеск, но которым свойственно чувство неудовлетворенности .

Простой, разборчивый почерк говорит о предусмотрительности, уме, благоразумии, само­ стоятельности, о решительности и уверенности в делах. Человеку с таким почерком обычно со­ путствует успех.

Неразборчивый, очень неправильный почерк характерен для людей нервных, беззаботных, склонных к сумасбродству.

Очень неразборчивый почерк говорит о непроницаемости, загадочности, о невозможности харак­ тера. Человек с таким почерком редко выходит из себя.

Красивый, каллиграфический почерк характерен для людей бесхарактерных, несамостоя­ тельных, всегда находящихся под чужим влиянием.

ПОДПИСЬ И РОСЧЕРК

Если человек, подписываясь, ставит только одну свою фамилию, то это говорит о его скромности, учтивости, но часто и о бесхарактерности. Если к фамилии прибавляются росчер­ ки, то это свидетельство тщеславия, гордости, самолюбия, сознания собственного достоинст­ ва.

Фамилия, только подчеркнутая, — ложное самолюбие, преувеличенное самомнение, бога­тое воображение.

Подпись, оканчивающаяся острым штрихом и точкой, говорит о недоверии и осторож­ ности.

Крючок впереди и после подписи — свидетельство большого недоверия, подозрительно­ сти.

Многократный росчерк означает решительность, склонность к сумасбродным поступкам, иногда безумие.

Сжатый и «скрученный»росчерк — правдивость, любовь к ясности.

Волнообразная черта в подписи может означать чувственность, иногда талантливость, скорее всего, перед нами увлекающаяся натура.

Подпись с зигзагами с острыми углами говорит о непреодолимой энергии.

Росчерк, оборачивающийся вокруг фамилии, — свидетельство скрытности и эгоизма.

Хвостообразныйросчерк говорит о подлости, страсти к сплетням и интригам.


Углы и дуги . Одни и те же буквы, например "п", "т", "ш", можно писать или округло, или угловато. Если восходящие и нисходящие штрихи будут соединяться кривыми округлыми ли­ ниями, то почерк можно назвать круглым; напротив, если эти штрихи везде пересекаются под углом, то почерк называется угловатым.

Замечено, что у людей, склонных смягчать противоречия, идти на компромиссы, отсутствуют угловатости в рисунках букв. Это свидетельствует о мягкости и миролюбии. Закругленное пись­ мо у мужчин говорит о том, что обладатель может приспосабливаться к любым условиям, любит посплетничать, стремится к многолюдному веселью, теряет чувство меры, когда успех способст­ вует ему.

Угловатый почерк позволяет предположить в пишущем упрямство, неуступчивость, требова­ тельность, резкость. Умение энергично и напряженно работать, удивительное самообладание, выносливость этих людей по отношению к физическим и моральным страданиям доходит до крайнего предела. Показателен остроугольный почерк Бисмарка, угловатый — Распутина. За­остренное написание у женщин — их повышенная активность.

Аркадический (т.е. правоокружный) и гирляндический (т.е. левоокружный) характер письма. Если буква "ш" начертана, как "т", дуги обращены своей выпуклостью к верхнему краю страни­ цы, буквы соединены наверху — это аркадическое письмо, которым обладают лица, склонные к фантазии, романтичные натуры.

Если буква "и" начертана как "п", дуги обращены своей выпуклостью к нижнему (пишуще­ му) краю страницы, буквы соединены внизу, напоминая гирлянду, — это гирляндический харак­ тер письма. Его обладатели неразговорчивы, склонны к заострению отношений.

Если буквы выполняются как левоокружными, так и правоокружными движениями, то пи­ шущий человек настойчив в достижении цели, но не "дальнозоркий". Он идет к цели не самым простым путем, а выбирает его без особых раздумий.

Анализу графолога подлежат отдельные буквы: бывают открытые сверху гласные (добро­душие, доверчивость, деликатность; развитая способность сочувствовать; неумение обрывать отношения), открытые снизу гласные (лицемерие, лживость), закрытые гласные (замкнутость).

Преувеличенный размер прописных букв означает настойчивое стремление к самостоятель­ ности, независимости в области мысли, стремление к выявлению своей личности.

Если в письме присутствует написание одновременно двух букв в результате своеобразных связей, то это человек логического мышления, предприимчивый.

Также почерк можно охарактеризовать по длине петель у таких букв, как "у", "р", "д". Раз­ личают длинные (неумение логически мыслить) и короткие (нелюбовь к лишним разговорам, лаконизм в деле, умение не высказывать своих мыслей) петли.


Стилизованный почерк (буквы отличаются фигурностью рисунка, в начертании видна гар­моничность) говорит о богатой образной памяти.

Почерки различают по конфигурации слов: увеличивающиеся к концу слова (доверчивость, ис­ кренность, сентиментальность), клинообразное окончание слов (хитрость, скрытность), укра- шенность слов (мелочность, болтливость, воображение, самодовольство, щеголеватость).

Присутствие петель, завитков, различных крючков в письме и рисунке почерка говорит об из­ воротливости в области мысли, предприимчивости.

Знаки препинания . Если знаки препинания поставлены аккуратно, точно, то это человек аккуратный, точный, осмотрительный. Густые, жирные знаки указывают на чувственную воз­ будимость. Злоупотребление знаками препинания наблюдается у подозрительных, страдающих навязчивыми идеями людей.

Подпись . Подпись без росчерка говорит о высоком уровне культуры, вкусе. Прямой росчерк указывает на энергичность, решительность, смелость; росчерк падающий, волни­ стый — на дипломатичность; росчерк в виде зигзагов — на энергию, деятельность.

Подчеркивание подписи — развитое чувство собственного достоинства.

Центробежное направление подписи — честолюбие.

Подпись, кончающаяся точкой, — склонность к самоанализу.

Темперамент и почерк . Интересна связь между темпераментом и почерком, которую иссле­ довал графолог Моргенштейн.

1. Личность сангвинического темперамента обладает разорванным, наклонным почерком с рез­
кими штрихами. Он подвижен, красив (Лермонтов).

2. У флегматической личности буквы жирные, местами утолщаются, а иногда делаются тон­
кими, неодинаково расстояние между буквами, они могут быть вытянутые, украшенные, калли­
графические (Крылов).

3. Для меланхолика характерны буквы танцующие, бледные со штрихами. Перенос слов с
большими расстояниями (Достоевский).

4. Для холерика характерны завернутые, запутанные штрихи и неравное расстояние между сло­
вами; размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и тесные; падающий
вправо наклон (Пушкин).

Подводя итоги, представим таблицу, в которой показана связь между графологическими при­знаками почерка и индивидуальными особенностями пишущего человека.


Связь между графологическими признаками почерка и индивидуальными

особенностями человека

Графологический признак

Индивидуальные особенности

Строки: прямые

Уравновешенность,сдержанность,последователь­ность

волнистые

Гибкость, пластичность, демократичность

параболические

Импульсивность, нетерпеливость, горячность

поднимающиеся вверх

Энергичность, честолюбие

Наклон: нормальный (вправо)

Дисциплинированность, исполнительность

вертикальный

Сдержанность, самообладание, выносливость

опрокинутый влево

Своенравность, упрямство, скрытность

разнотипный (разные наклоны)

Капризность, аффективность

Буквы: преувеличенный размер пропис­ ных букв

Честолюбие, самоуверенность, самостоятельность

то же в соединении с украшенностью

Тщеславие

сжатые, низкие, короткие

Упрямство

поправка букв и слов

Мнительность, недовольство собой

круглые

Миролюбие, общительность

Угловатые

Упрямство, требовательность

Подпись: без росчерка

Простота, скромность

росчерк, падающий, волнистый, в виде зигзагов

Энергичность, активность, целеустремленность

подчеркивание подписи

Чувство собственного достоинства

снизу вверх

Честолюбие

заканчивается точкой

Склонностьксамоанализу,повышеннаятребова­ тельность к себе


Тест для графологической экспертизы почерка Для него можно использовать почерк любого человека (не менее 20 строк).

1. Размер букв: очень маленькие — 3 балла; маленькие — 7; средние — 17; большие —
20.

2. Наклон букв: левый — 2 балла; легкий влево — 5; правый — 14; резкий вправо — 6.

3. Направление почерка: строчки ползут вверх— 16 баллов; строчки прямые— 12; строч­
ки ползут вниз — 1.

4. Сила нажима: легкая — 8 баллов; средняя—15; сильная — 21.

5. Характер написания слов: склонность к соединению — 11 баллов; склонность к отде­
лению — 18; смешанный стиль — 15.

6. Общая оценка: почерк старательный, аккуратный — 13 баллов; почерк неровный, не­
которые слова трудно прочесть — 9; почерк небрежный — 4.

7. Форма букв: округлая — 9 баллов; бесформенная — 10; угловатая — 19.

Оценка результатов:

38—50 баллов. Чаще всего это пожилой человек; 51—63 балла. Робкие, пассивные, флегматичные люди; 64—75 баллов. Люди нерешительные, мягкие; 76—87 баллов. Прямые, открытые и откровенные люди; 88—98 баллов. Люди инициативные, решительные, практичные;

99—109 баллов. Люди вспыльчивые, обидчивые, но одаренные и склонные к творчеству; 110—121 балла. Чаще всего это люди недисциплинированные, расхлябанные.

1 Графологическая экспертиза

Почерк оценивают по трем графологическим категориям: геометрической выдержанности; гармоничности; графологичности письма.

1 .Степень геометрической выдержанности письма (ровность линий строк и полей, равно­мерность интервалов между строками и словами, равносильность нажима и общая выдержан­ность письма) определяют степень волевого развития человека и запаса нервно-психической энергии, трудоспособности. Ровность линий строки, равномерность нажима указывают на вы­ держанность и равномерность прилива энергии, известную уравновешенность натуры. И на­ оборот, неровность строк, импульсивность нажима указывают на условную работоспособ­ность, проявляющуюся отдельными вспышками.

2.Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетании составных элемен­ тов письма, указывает на степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культуры человека.

3.Степень графологичности письма, т.е. отклонения от безукоризненного каллиграфическо­ го почерка, определяет степень самобытности личности, личной инициативы, степень разнообра­ зия (или однообразия) психических проявлений личности. И чем ярче выражены эти отклонения, чем больше пишущий вносит в почерк своего, оригинального, тем больше мы имеем права ду­ мать, что человек в любой области своего проявления — материальной или духовной — не до­вольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, а стремится вне­ сти в жизнь что-то свое, новое и оригинальное. Каллиграфический почерк безличен.

Мы не заботимся о рисунке букв сознательно, но подсознательно мы его выбираем. Стре­ мясь к одним формам и избегая других, мы выдаем тем самым себя — свои вкусы, предпочте­ ния, свой стиль.

Тут и работает закон обратной связи. С одной стороны, наши индивидуальные особенности как бы диктуют подсознательный выбор рисунка букв, с другой — некоторые геометрические понятия превратились в символ, к которому мы можем как-то относиться, принимая или отвер­ гая его. "Острые углы" надежно ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью. Если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов.

Нажим . У человека устойчивого в проявлении своих чувств, уравновешенного, с равно­ мерным приливом энергии подобная равномерность будет присутствовать во всех движениях (походке, жестикуляции) — неторопливых, спокойных. Противоположными качествами обла­ дает человек, у которого порывистый почерк, мазки не равны по силе. Его деятельность и ха­рактеризуется отдельными различными по силе вспышками энергии.


Строки . Прямые строки указывают на уравновешенность, сдержанность, самообладание, волнистые — на дипломатичность, гибкость мышления, умение подмечать слабые стороны в людях.

Импульсивность, нетерпеливость, горячность характеризуются параболическими строками. Чувства и желания автора обычно отличаются значительной интенсивностью, заставляющей стремиться к немедленному их осуществлению. Эти люди горячо берутся за дело, часто не до­ водя его до конца.

Пробелы на концах строк, чтобы не переносить слов, указывают на осторожность, часто до­ ходящую до трусости.

Поднимающиеся строки встречаются чаще всего у энергичных, деятельных, честолюбивых людей.

Наклон . Хотя в школе нас учили писать косо, т.е. под определенным углом наклона, мы ви­ дим, что каждый выбирает способ письма, который для него удобен. Для большинства почер­ ков характерен наклон в 40—45° (косой почерк), но существуют и прямые, вертикальные почер­ ки (90°), наклонные, иногда опрокинутые (наклон до 125°) почерки. Кроме того, существует множество переходных степеней и комбинаций этих основных форм.

Можно отметить, что у людей, пишущих прямым почерком, большая сдержанность, само­ обладание, выносливость, чем у людей с наклонным почерком.

Замечено, что слишком наклонный почерк (почти лежащий) — у предприимчивых, деятель­ ных людей, которые способны легко ориентироваться в незнакомой обстановке.

Опрокинутый влево почерк возникает чаще всего в результате несоответствия личных есте­ ственных склонностей и влечений человека внешним условиям воспитания и жизни. Он ука­зывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда неискренность и скрытность.

Разнотипность наклона встречается у капризных, несдержанных, порывистых людей, кото­ рым свойственны обостренная нервная чувствительность, разбросанность в целеустремлениях.

Связь . Буква сама по себе не имеет никакого смысла. Только слово, состоящее из соеди­ ненных между собой букв, что-то означает.

Беглость почерка за счет рациональных комбинаций связок характеризует предприимчиво­го, сообразительного, энергичного человека. 3 Штрихообразование в почерке . Если слова заканчиваются горизонтальным штрихом (особенно последние в строке), то человек недоверчив, осторожен (как бы бессознательно бо­ ится, чтобы кто-нибудь не мог на оставшемся свободном месте доставить точку или какой- нибудь другой знак, могущий изменить смысл написанного).

Загибающийся влево вниз (против направления движения) штрих указывает на эгоистич­ ность.

Различают также загибающиеся вверх штрихи (фантазия, впечатлительность), штрихи, предшествующие словам (привычка действовать по внутреннему убеждению), преувеличен­но длинные, резкие, прямые штрихи, предшествующие словам (упрямство, деспотичность), завертывающиеся в себя предшествующие штрихи (упрямство, настойчивость, неуступчи­ вость).

Отсутствие штрихов говорит о стремлении основываться лишь на том, что доступно фак­ тической проверке.

Примерная класс ификация почерков . В зависимости от высоты и ширины почерка раз­ личают почерки "мелкий", "крупный", "беглый" и некоторые другие.

Крупный и размашистый почерк указывает на склонность пишущего к выявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденными условиями жизни.

Если письмо крупное, то у человека развито чувство собственного

достоинства, он — непрактичен.

Мелкое письмо (менее 3 мм) говорит о сдержанности, расчетливости, хладнокровности, наблюдательности.

Сжатый почерк (высота меньше ширины) характеризует расчетливого, бережливого, ос­мотрительного человека, привыкшего к экономии. Эти черты он непроизвольно проявляет в письме, стараясь на предоставленном пространстве уместить как можно больше (поля письма будут почти отсутствовать, промежутки между словами будут крайне незначительными, по­ следние буквы будут уменьшены и стеснены).

Нормальное письмо, которое мало чем отличается от каллиграфического, указывает на ров­ ность поведения, общую уравновешенность, постоянство в привязанностях, взглядах. Пишу­ щий разборчивым почерком уже тем самым проявляет внимание к окружающим.

Наука, которая специализируется на изучении закономерностей между почерком и личностью, называется графология. Данный анализ позволяет дать индивидуальное описание каждому человеку, начиная от перспектив личностного роста, особенностей темперамента и заканчивая сексуальными предпочтениями. При проведении теста специалист учитывает целый ряд основополагающих факторов: наклон литер, их размер и степень сжатости, направление букв в тексте и их расположение на листе. МирCоветов поделится со своими читателями главными аспектами графологии, благодаря чему вы сможете определить характер человека по почерку.

Как проводится тест?

Проведение графологического анализа – достаточно простое занятие, которое можно организовать не выходя из дома. Для этого необходимо написать фрагмент текста на листе А4, желательно также подписаться в конце. Текстовый блок должен состоять не менее чем из 4-5 предложений, однако чем их больше, тем лучше.

Если у вас есть ручка с пером или грифельный карандаш, тогда отдайте предпочтение этим видам канцелярии, поскольку так проще оценить силу нажима. Для того чтобы текст раскрыл полноценную информацию и смог достоверно указать личностные характеристики, необходимо писать его в спокойном состоянии, без спешки и намеренных стараний сделать ровные или каллиграфические литеры.

Раскрываем тайны характера

При анализе текста нужно обращать внимание на несколько ключевых параметров, которые могут дать личностную оценку индивидуума. Рассмотрим каждый из них более детально.

Сила нажима

Слабое надавливание на перо во время писания свидетельствует о том, что автор – крайне чувствительная и восприимчивая персона, сконцентрированная на проблемах внутреннего мира. Это ответственные мечтатели, которые привыкли делать все аккуратно и неторопливо. Также это говорит о слабовольности человека.

Сильный нажим – это признак уверенного в себе, энергичного и стабильного индивидуума, которому свойственна высокая работоспособность. Зачастую это экстраверты, привлекающие людей своей открытостью, оптимизмом, общительностью и целеустремленностью.

Наклон литер

По данному критерию специалисты выделяют две разновидности людей: те, кто делает слишком сильный наклон букв и те, кто пишет относительно ровно. При этом слабый уклон текста в левый бок является признаком сильных индивидуалистов, для которых личные интересы всегда будут главнее общественных. Если же вы заметили, что текст написан с небольшим уклоном в правую сторону, это свидетельствует об уравновешенности и стабильности характера. Такие авторы всегда открыты для новых знакомств и общения, однако они склонны к частой перемене настроения.

Заметный наклон букв характеризует самодостаточных и независимых персон, которые всегда имеют и отстаивают свою точку зрения. Такой признак свидетельствует о напористости и целеустремленности человека, в некотором роде его максимализме, который выражается в желании преуспевать по жизни. Помимо этого такие люди ревнивы и вспыльчивы.

Плотность почерка

Если каждая буква прописывается отдельно, с небольшим зазором, это можно считать признаком независимой личности, а также хорошего воображения и интуитивных навыков. Если же буквы плотно расположены и соединены непрерывной линией, тогда перед вами человек с отлично развитым логическим мышлением. Однако для большинства населения характерен промежуточный вариант, когда в строчке допускаются связки по 2-3 литеры. Это указывает на реалистичность восприятия и уравновешенность автора.

Размер букв в строке

Данный критерий поможет определить широту и открытость натуры. Для творческих персон с креативным мышлением характерно написание крупными буквами. При этом почерк отличается низкой аккуратностью, поскольку педантичность в этом деле не главное, намного важнее записать гениальную мысль, пока она посетила голову. Для людей из этой категории характерна драматизация событий, невнимательность к мелочам. Часто такие индивидуумы прирожденные бунтари, склонные к разрушению общественных устоев. К тому же, если в тексте вы увидите крупные заглавные буквы, это может выступать признаком стремления к власти или славе.

Мелкие буквы помогут распознать сдержанных и консервативных людей, которые склонны к высокой концентрации. «Трудночитаемый» маленький почерк свойственен скрытным натурам, скрупулезным и упрямым, для которых характерна экспансивность в мыслях и действиях.

Форма литер

Округленные и плавные буквы свидетельствуют об отзывчивости, душевной доброте автора, а также его способности идти на компромиссы. На таких людей всегда можно положиться в трудной ситуации.

Угловатый стиль написания – явный признак эгоцентризма. Люди с таким правописанием стремятся быть независимыми, они вполне самодостаточны и не нуждаются в подсказках со стороны.

Уровень строки

Приподнятость строки к концу предложения – это признак отъявленных оптимистов, которые уверены в себе и обладают хорошим чувством юмора. Если строка идет прямо, это характеризует рассудительных, уравновешенных и спокойных персон. А в случае, когда уровень спускается ниже положенной черты, перед вами находится экспрессивный индивидуум, склонный к частой перемене настроения и, как правило, со слабым характером.

О чем расскажет роспись

Для полного представления о характере и темпераменте человека можно узнать не только по почерку, но также и по персональной росписи. Это своего рода малозаметный, однако, вполне точный инструмент, при помощи которого графологи могут сделать глубокий анализ, определяя портрет личности автора. Итак, рассмотрим главные аспекты, которые помогут вам раскрыть психологические особенности человека:

  1. Наличие букв в росписи и их четкое написание свидетельствует об открытости индивидуума, а также о хороших коммуникативных навыках.
  2. Если присутствует заглавная литера, а также преобладают крупные буквы – это признак высокой требовательности к окружающим, широты взглядов и независимости.
  3. Определить жизнерадостного и оптимистичного человека поможет поднятие уровня росписи. При этом у пессимиста окончание будет спадать вниз строки, а ровное написание укажет на личность с внутренней гармонией.
  4. Емкая и короткая подпись свидетельствует об активности автора, его мобильности и быстрой реакции, что нередко продиктовано нехваткой терпения. А вот длинная роспись – признак усидчивого, терпеливого и медлительного человека.
  5. Небрежность или наличие кривых литер указывает на то, что автор чрезмерно сосредоточен на личностных проблемах, а также на его низкие организаторские навыки. И наоборот, четкая подпись без лишних деталей говорит о сдержанности индивидуума в эмоциональном плане.
  6. Множество разрывов между символами или применение печатных букв – это «маячки» непредсказуемой персоны с развитыми демонстративными чертами.
  7. Маленькая подпись, в которой присутствует росчерк, является отображением педантичных черт характера, а вот размашистая свидетельствует о логичности и системности мышления. При этом большая петля вначале может указывать на неудовлетворенность человека своей профессиональной деятельностью.
  8. Если присутствуют нечеткие или непонятные символы, это говорит о склонности автора преувеличивать события и создавать проблемы на пустом месте.
  9. Нижнее подчеркивание в росписи указывает на желание автора заявить о себе окружающим, подчеркнуть свою значимость. Такие представители отличаются волевым характером, а также способностью доводить дела до конца. Как правило, такой стиль принадлежит индивидуумам, получившим высшее социальное признание.
  10. Ну и наконец, наличие точки в окончании росписи свидетельствует о высокой дисциплинированности, стратегическом мышлении, а также стремлении довести начатое дело до завершения.

Для каждого человека важно знать и понять другого. К сожалению, в современном мире часто бывает так, что невозможно общаться с человеком напрямую и в этих случаях незаменимой является такая наука как графология. Графолог сможет, используя только почерк человека, узнать о нем все начиная с характера и заканчивая родом занятий.

Но, зная несколько ключевых моментов, даже человек, не являющийся специалистом, может распознать черты характера и составить психологический портрет другого. Именно поэтому в сегодняшней статье мы поговорим на эту тему. Будем изучать графологию и узнаем важные нюансы данной сферы.

Коротко о главном или что такое графология

Во всех сферах жизни просто необходимо знать человека с кем вы общаетесь, работаете или с кем живете. Ведь от того, насколько хорошо вы знаете другого человека, зачастую напрямую связана эффективность совместной работы или другого рода деятельности. А понять другого можно только в том случае, когда у вас будет начертан его психологический портрет.

А в тех случаях, когда у вас нет возможности посредством физического контакта овладеть нужной вам информацией вам может помочь такая нужная и тонкая наука как графология.

Графология - это наука о почерке и о тех способах, которые позволяют изучить личностные особенности и психическое состояние индивида, написавший конкретный текст.

На сегодняшний день есть очень много книг, в которых каждый может найти интересующую себе информацию. Но тут мы рассмотрим важнейшие моменты данной науки, чтобы вы смогли самостоятельно изучать почерк нужного вам человека и понять его характер и не только.

Итак, прежде всего графологи уверяют, что для точного анализа необходимо изучить не один лист, написанный человеком, почерк которого хотите изучить.

Так как специалисты пришли к выводу, что в начале письма человек пишет неестественно, а после начинает потихоньку »раскрываться», именно поэтому, для исследователей наиболее интересными являются последние страницы.

В такой науке как графология имеет значение каждая мелочь. К примеру, когда графолог берет для изучения лист с надписью, первым делом он начинает изучать сам лист, на котором человек написал. Так как специалисты пришли к выводу, что сам лист расскажет много интересного о хозяине.

К примеру: если вы видите перед собой белый лист у которой оборваны края, есть следы грязи, кофе, жира и т.п., то скорее всего человек, написавший на нем, является растяпой и неряхой. К тому же велика вероятность того, что он жадный, так как скупился поменять лист, когда тот испортился.

А когда перед вами чистый, большой лист бумаги, то это признак того, что хозяин этой бумаги щедрый и аккуратный человек. Но это может также свидетельствовать о таком черте характера как склонность к расточительности.

Так что начиная свое исследование, не теряйте из виду такую важную мелочь, как лист бумаги.

Расшифровка почерка или на что обращать внимание?

Исследования показали, что графология дает наиболее точную информацию о личности в промежутке 25-45 лет. Это тот возраст, где, изучая почерк, можно узнать интересующую информацию о личности.

Начиная изучать почерк человека, для того, чтобы выявить черты характера у личности , специалисты прежде всего учитывают некоторые ключевые моменты. Именно о них мы и поговорим ниже:

  1. Размер букв – это первый важный момент в изучении почерка. Уже доказан факт, что размер букв у человека меняется как с возрастом, так и с конкретным физическим состоянием. К примеру, чем старше человек или же если он усталый, утомленный, то у него буквы получаются крупнее.Более часто можно встретить буквы средних размеров. И если перед вами почерк со средними буквами, то это не свидетельствует ни о каком специфической черте характера у написавшего.В том случае, когда у человека крупные буквы, то это может свидетельствовать о том, что написавший их имеет лидерские качества. Такой человек бывает эмоциональным и общительным. Они могут с легкостью устанавливать новые связи, знакомства.


    Если вы видите почерк, где буквы маленькие, то это верный признак того, что написавший их является целеустремленным и сдержанным человеком. В некоторых случаях, это может говорить и о таких чертах характера у человека как скрытность и замкнутость.
  2. Поля – второй важный нюанс во время изучения почерка – является рассмотрение полей. Если человек оставляет узкие поля, то это говорит о том, что он бережливый. В некоторых случаях это признак мелочности написавшего. Помните, чем уже поля, тем больше у человека выражена бережливость, а иногда это может дойти уже до скупости.Если человек оставляет широкие поля, то это свидетельствует о его щедрости. Однако, не увлекайтесь, так как если поля очень широкие, то это скорее говорит о расточительности автора, чем о его щедрости. А если в письме вы видите чрезмерно широкие поля, то автор может оказаться хвастуном и тщеславным человеком, который стремится к роскоши.
  3. Нажим ручки – этот пункт говорит не только о характере автора, но и о его эмоциональном состоянии во время написания текста или письма. Тут все просто: чем сильнее эмоции у автора, тем сильнее нажим ручки.В основном, сильный нажим бывает у трудоголиков и у людей, которые очень энергичны. Они общительны, с легкостью заводят новых знакомых, они открыты.А когда нажим легкий, то автор предпочитает одиночество, спокойствие. Чаще такие люди бывают романтиками.
  4. Направление строк – следующим важным явлением в изучении почерка является рассмотрение строк. Так как само направление строк тоже многое может рассказать об авторе. Итак, у людей, которым свойственно перемена настроения, авантюры, обман и изворотливость, чаще в письмах встречаем »волнообразные» строки.В том случае, если человек является рассудительным и сдержанным, то у них можно наблюдать прямые строки, они пишут как по линейке. У таких людей бывает адекватная самооценка, они могут трезво и честно оценивать себя и свои умения. Когда у автора строки стремятся вверх, то это говорит о том, что он является оптимистом.
    Когда строки опускаются вниз, то скорее всего написавший это является пессимистом или же это человек с пониженной самооценкой.
  5. Связанность элементов письма – также важно изучить связанность разных элементов в тексте. Это тоже дает важную информацию об авторе.Тот человек, который пишет все элементы связанно, является прямолинейной личностью, у которого преобладает логическое мышление. Они часто бывают предприимчивыми и любят критиковать.Если вы видите текст, где все символы написаны раздельно, то это может свидетельствовать о том, что написавший имеет развитое образное мышление. А в тех случаях, когда связаны 2-3 буквы, то это свидетельствует о том, что автор является уравновешенным человеком.
  6. Форма письма – также важно изучить и форму письма.В том случае, если вы видите, что символы у автора угловатые и острые, тогда это признак того, что человек, написавший данный текст, является эгоистом. В том случае, если символы плавные и округлые, то автор является уступчивым и податливым человеком. Это самые лояльные личности, которым очень трудно добиться своих намерений.
  7. Наклон письма – в графологии также очень важно изучать и наклон письма. Когда наклон в письме слабый и направлен влево, то это говорит о том, что написавший человек любит критиковать всех. У таких людей свои интересы всегда на первой месте. В том случае, если наклон влево очень сильно выражен, то данный автор является упорным, и имеет склонность считать себя единственным правильным. Но, чаще всего, встречается слабый наклон букв направо. Однако, это не говорит ни о какой особенности человека. Это просто особенность школы, ведь всех нас учат так писать.В том случае, если наклон букв сильно вправо, то это говорит о том, что автор сильный и целеустремленный человек. Такой почерк свидетельствует о том, что человек является ревнивцем и он очень сильно может влюбиться.А в тех случаях, когда в письме нет наклона, то это говорит о том, что человек является упрямым. Человек пишущий так, очень хорошо может продумывать свои действия, оценивать ситуацию и действовать наверняка и эффективно.



Это те основные моменты, которые учитываются во время изучения почерка человека. Как может убедиться каждый, изучать почерк не так уж и сложно.

Также важно всмотреться в заглавную букву. В том случае, если она у автора слишком украшенная, то это означает, что пишущий человек нуждается в признании и внимании со стороны окружающих. Это человек, который так сильно хочет найти одобрения.

А когда вы видите, что заглавная буква небольшая, то это может свидетельствовать о том, что автор является зажатым.

Почерк и личностные черты характера

Сама наука графология видит связь между почерком и личностными чертами человека. Так что по почерку можно и говорить о личностных качествах человека.

К примеру, если человек вспыльчивый, то у него буквы поднимаются над строкой, а крючки последних символов чаще опускаются ниже строк.

В том случае, если человек является чувствительным, то у него в письме можно часто встречать незаконченные символы, неравномерный нажим, присутствие наклона и бледных букв.

Об уме написавшего свидетельствуют незначительный или же отсутствие наклона, буквы у них бывают без декоративных элементов, средней величины и округлые. Расстояние между словами один и тот же.

И напротив, о глупости человека говорит насыщенность декоративных элементов в письме, необычные крючки в символах. Разное расстояние между словами и неравномерный нажим. У таких людей особое значение имеют заглавные буквы, которые они пишут с особым старанием и очень оригинально.

У волевых людей символы связаны друг с другом. Нажим бывает равномерным. Небольшое количество штрихов и отчетливые буквы. А само письмо у таких людей почти без »украшенный».

У хладнокровных людей несмотря на то, что все строки неровные, последнее слово всегда находится на своем точном месте. У них символы всегда аккуратны, а расстояние между словами разное.

О жестокости человека говорит почерк, где буквы бывают частенько подчеркнутыми. У жестоких людей буквы написаны старательно, крючковатые, сплюснутые и все же несмотря на все это, смотря на их письмо, возникает ощущение грубости и жирности букв.

Что может говорить подпись человека?

Как письмо, так и подпись может рассказать многое об авторе. Более того, специалисты обращают особое внимание именно на подпись. Ниже рассмотрим важные моменты связанные с подписью и о том, что могут говорить отдельные детали подписи о характере человека.



К примеру, если подпись у человека обычная, без лишних элементов, то это свидетельствует о том, что человек смелый и уверенный в себе.

Когда подпись имеет подчеркивание, то такой человек является предприимчивым.
Если в подписи есть петельки, то скорее всего автор является наблюдательным человеком.

В тех подписях, когда автор перечеркнул свою подпись, то это говорит о его импульсивности и активности.
Когда вы видите обведенную подпись, то можете знать, что автор является трусливым человеком, скорее всего интровертом .

Темперамент и почерк

Специалисты уверяют, что есть связь между почерком и темпераментом человека. Так как каждый представитель того или иного темперамента имеет характерный для себя тип письма.

Холерики пишут с наклоном направо. У них буквы бывают завернутыми и запутанными. Нажим бывает сильным, а расстояние между отдельными словами не ровными.

Флегматиков в письме можно узнать прежде всего по различным межбуквенным расстоянием. А сами символы у флегматиков бывают жирными, однако их толщина бывает изменчивой.

Сангвиники в большинстве случаев являются обладателями красивого почерка, хотя у них буквы бывают бегущими, размашистыми, а строки неровные.

Характерны неровные поля. У них буквы танцуют и имеют сильные штрихи и черточки.


Заключение

На самом деле, распознать человека по почерку является не таким уж и трудным делом. Тут главное знать важные нюансы, о котором мы говорили выше.

Однако, важно понимать, что нельзя однозначно судить о человеке исходя из его почерка. Так как почерк у человека меняется под такими факторами как возраст, физиологическое и психическое состояние, переживание и тому подобное.

Да и когда будете определять человека по почерку, то важно помнить и тот факт, что человек может обладать одновременно несколькими качествами. Так что, не спешите поставить крест на кого-то исходя из того, что вы узнаете, изучая его почерк.

,

С появлением электронной почты мы все реже пишем друг другу бумажные письма и все чаще «стучим» по клавиатуре. А жаль - ведь глядя на лист исписанной бумаги можно узнать кое-что интересное о его авторе .

Если к вам в руки попал текст, написанный «от руки» интересующим вас человеком, если этот текст длиннее 3-4 строчек (чтобы было что анализировать), и это не поздравительная открытка (их, как правило, стараются подписать красиво), поздравляем! Вы имеете вполне подходящий образец для самостоятельной «экспертизы». Есть несколько элементов письма, на которые следует обратить особое внимание.

Поля

  • Узкие поля , расположенные слева, могут говорить о том, что автор строк отличается бережливостью или даже некоторой мелочностью. Чем уже поле слева, тем больше шансов на то, что бережливость может дойти и до скупости.
  • Широкие поля обычно оставляют люди деятельные, с широкой душой. Чем шире поля, тем больше шансов на то, что к щедрости добавляется не только стремление к роскоши, пафосу и сибаритству, но и желание похвастаться.

Направление строк

  • Прямые строчки свидетельствуют о том, что писал их человек спокойный, рассудительный, реально оценивающий собственные возможности, человек с адекватной самооценкой.
  • Строчки, бегущие вверх типичны для оптимистов, а также тех, кто склонен завышать свою самооценку.
  • Строчки, бегущие вниз характерны для пессимистов, и тех, кто имеет заниженную самооценку.
  • «Волнообразные» строчки говорят о некоторой склонности к авантюризму, об изворотливости и умении обманывать. Неровные строчки — признак человека, подверженного постоянной смене настроения.

Нажим

Нажим не так показателен для владельцев обычных шариковых ручек. Если текст написан перьевой ручкой, то можно сделать некоторые выводы:

  • Сильный нажим характерен для людей общительных, целеустремленных и энергичных, склонных к трудоголизму, скорее экстравертов, чем интравертов. Если человеку важна и интересна тема, если он пишет под влиянием эмоций, нажим будет сильным.
  • Легкий нажим типичен для романтиков, людей увлекающихся, скорее интравертов, чем экстравертов.

Связанность букв

  • Все буквы связаны - обладатели такого почерка обычно прямолинейны, предприимчивы, умеют критиковать, преобладает логическое мышление.
  • Каждая буква отдельно - скорее всего, у такого человека преобладает образное мышление, хорошо развита интуиция, есть богатый внутренний мир.
  • Равномерные связки из 2-3 букв - типичны для людей уравновешенных.

Наклон букв

  • Небольшой влево характерен для тех, кто ставит свои интересы выше общественных, для тех, кто любит критиковать.
  • Сильный влево типичен для людей, живущих по принципу «Есть две точки зрения - неправильная и моя».
  • Небольшой вправо встречается достаточно часто и практически ни о чем не говорит — разве что о том, что этот человек был прилежным учеником в начальной школе.
  • Сильный вправо говорит о целеустремленности и настойчивости. Если ваш мужчина пишет именно так - осторожно! Скорее всего, он очень влюбчив и ревнив.
  • Вертикальный почерк (без наклона) характерен для упрямцев, людей предусмотрительных, которые сначала вдумчиво анализируют ситуацию и только потом принимают решения.

Размер букв

  • Крупные буквы (больше 3 мм) говорят о том, что обладатель такого почерка открыт, эмоционален, легко знакомится с новыми людьми, в коллективе, как правило - лидер.
  • Буквы среднего размера (около 3 мм) встречаются чаще всего и не несут никакой скрытой информации.
  • Мелкие буквы (от 2 мм и меньше) свидетельствуют о сдержанности, скрытности, замкнутости и целеустремленности.

Важно помнить, что почерк может укрупняться при утомлении, да и просто с возрастом. Наиболее достоверной будет информация, если автору письма от 25 до 45 лет.

Форма букв

  • Округлые буквы характерны для людей мягких и уступчивых. С ними легко общаться, они всегда готовы к компромиссам, но таким людям гораздо труднее достичь поставленной цели.
  • Угловатые буквы говорят об эгоизме. Человек, который пишет в такой манере, девизом своей жизни считает изречение «Не говорите мне, что делать, а я не скажу, куда вам идти».

Подпись

В принципе, достаточно много информации содержится даже в подписи, уж ей-то пока не придумали достойной замены (электронная подпись не в счет).

  • Стандартная подпись (нет элементов, описанных ниже) указывает на уверенность в себе и смелость.
  • Подпись «с петельками» указывает на хитрость и наблюдательность.
  • Зачеркнутая подпись говорит об импульсивности и энергичности.
  • Подчеркнутая подпись свидетельствует о предприимчивости.
  • Подпись, обведенная в кружок (вся, или несколько букв) говорит о замкнутости и робости.
  • Заглавная буква в подписи заслуживает особого внимания. Чем она крупнее и необычнее, тем сильнее человек жаждет, чтобы на него обратили внимание. Некрупная заглавная буква (размером меньше 2х строчных) говорит о некоторой зажатости.

Top