Деревянные фигурки своими руками. Резьба по дереву для начинающих – выбор инструмента для резьбы и его заточка

Трудно точно сказать, когда появились первые изделия, которые были выполнены из дерева. Но можно с уверенностью заявить, что первыми предметами из дерева были символы-идолы. Они представляли собой изображение зверей и небесных светил. Такие изделия довольно часто были талисманами. На сегодняшний день это ремесло сохранилось и на рынке можно встретить множество сувениров из дерева.

Полка своими руками из дерева служит не только элементом декора, но также используются в домашнем хозяйстве.

Из дерева делают самые различные поделки, даже такие, которые можно сравнить с кружевным предметом. Достаточно часто из данного материала изготавливают предметы обихода и декора, резную мебель.

Немного истории

Глубочайшие корни принадлежат и художественной резьбе, ее главному скульптурному течению. Все мы слышали рассказы, в которых упоминались корабли с резными фигурами на носу. Они являлись талисманами для мореплавателей. И неудивительно, что скульптурная техника резьбы имеет «морское» происхождение, лишь потом она появилась и на «суше».

В конце XIX-начале XX веков главным направлением стал такой вид деятельности, как прорезная резьба. Она применялась для оформления фасада дома. Имела выразительные черты и «воздушность».

Материал для изделий

От того, насколько правильно выбрана порода дерева, зависит художественная ценность готового изделия.

Вот список самых популярных пород древесины:

  1. Липа. Довольно легко обрабатывается режущими инструментами, так как она мягкая. Ее используют для выполнения орнаментов, небольшой пластики и различных скульптур.
  2. Осина. По своим характеристикам схожа с липой.
  3. Береза. Отлично подается полированию и морению. Ее применяют при изготовлении мебели.
  4. Сосна. Изделия смотрятся очень красиво, если расположить годичные кольца симметрично.
  5. Дуб, ясень. Древесина выглядит очень выразительно в больших изделиях. Особенно ценна та, которая пролежала долгое время в воде, ее еще называют мореным дубом.
  6. Ольха. Древесина имеет приятный розоватый оттенок. Отлично подойдет для небольшой пластики с подробными деталями.
  7. Яблоня, груша. Сложно высушивать без образования трещин. Полируется до блеска.
  8. Клен. Трудно резать, так как древесина очень плотная. Ее используют для изготовления музыкальных инструментов.
  9. Рябина. Применяется в токарном деле, в небольшой пластике и полировке.
  10. Лиственница. Красивая в обработке древесина. Из нее отлично смотрятся изделия, не имеющие мелкие детали и хорошо полированные.
  11. Кедр. Используется в создании декоративного искусства.
  12. Тис. Хорошо поддается полировке. Его ценят в производстве мебели за красоту.
  13. Можжевельник. Срезы стволов используют в мозаичных работах. Из него получаются красивые украшения.

Техника безопасности по вырезанию из дерева

  1. Необходимо приобрести фартук или халат из достаточно плотного материала. При работе рукава надо засучить до локтя, а лучше всего подобрать одежду без рукавов.
  2. Если длинные волосы, то их надо собрать в пучок или спрятать под головной убор, чтобы они случайно не попали во вращающуюся часть инструмента.
  3. Приобретите очки с обычными стеклами. Они помогут защитить ваши глаза от попадания в них пыли и частичек древесины.
  4. Не вырезайте на коленях. Приобретите струбцины или упор.
  5. Все необходимые инструменты для работы должны лежать справа от вас.
  6. Все режущие инструменты надо хранить в специальных защитных наконечниках. Если таких нет, их можно сделать самостоятельно из резины или пенопласта.
  7. При обжиге деревянных изделий следите, чтобы рядом не было легко воспламеняющих веществ, таких как бензин, скипидар, лак и другие. В помещении должен иметься огнетушитель.
  8. Недалеко должен лежать набор медикаментов, ведь у начинающих мастеров иногда могут возникать различной степени травмы.

Инструменты для вырезания по дереву

  1. Богородский ножик. Используется для создания скульптурной техники.
  2. Ножик-косяк (имеет заточку 20°). Используется при плоскорельефном, плосковыемчатом, ажурном, рельефном выполнении.
  3. Ножик-резак. Дополнительный предмет. Требуется для выполнения многих видов техники.
  4. Прямая стамеска (имеет заточку 18-20°). Считается дополнительным предметом при выполнении разных технологий.
  5. Стамеска полукруглой формы. Один из главных приборов, который нужен для выполнения любого вида деятельности. Существуют стамески отлогого, среднего и крутого вида.
  6. Стамеска-клюкарза. Этот инструмент имеет лезвие изогнутой формы. Благодаря такому изгибу рукоятка при работе не будет задевать рабочую поверхность.
  7. Стамеска-церазик. Походит на крутой инструмент полукруглой формы. Имеет ширину детали 2-3 мм. Используется для вырезания тоненьких прожилок. Разрез будет иметь размер в соответствии с габаритами инструментов.
  8. Уголки или гейсмус (имеет угол заточки 50-70°). Применяют для создания V- образного выреза и для выполнения разных элементов контурной техники.
  9. Штихель. Данный инструмент имеет угловой загиб 15°. Рукоятка выглядит довольно часто, как гриб. Используется для выборки разнообразных прожилок при выполнении гравюр.
  10. Клепики. Они имеют разные габариты, но вид затачивания у них всегда только один из трех: меч, лист и ноготь. Первые два вида имеют названия: клепики-листы и клепики-мечи. Используются в плоскорельефном и объемном исполнении для убирания фона в труднодоступных местах.
  11. Стамеска-ноготок. Имеет отличие от обычных клепиков только видом затачивания. Она у них выглядит в форме ногтя. Его назначение — выполнение работ в трудных местах и создание деталей скобчатой техники.
  12. Ложечники. Хороший вид данного инструмента — это ложечный ножик, у которого заточено кольцо с приделанным прутом. Такой предмет применяется для убирания больших мест в глубине и для обрабатывания внутренних поверхностей при создании посуды.
  13. Пуансонки и чеканки — это стальные стерженьки, который имеют на рабочем окончании орнамент. Требуются для чеканки фона в плоскорельефном и рельефном исполнении.

Основные техники вырезания из дерева своими руками

Контурная резьба — это рисование резцом на древесном материале. Выполнять ее можно при помощи ножичка, косяка, уголочка, церазика, полукруглой стамески. Шкурить лицевую основу перед выполнением работы не надо, так как мельчайшие частички пыли забьют все отверстия в древесине и лезвие инструмента довольно быстро затупится.

Чтобы сгладить поверхность, можно применить рубанок, напильник с большой, а потом с маленькой насечкой.

Имеются небольшие отличия в вырезании рисунка на фанере и доске:

  1. Контурная резьба на фанере. Начинают тренировки с вырезания сплошного фона, а далее переходят уже к более сложным элементам.Очень эффектно смотрится контурная резьба, если ее выполнить на тонированной поверхности. Для этого подбирается рисунок и отрезается необходимый кусок фанеры. Торцы зачищаются шкуркой. После этого лицевую сторону надо покрыть черным нитролаком. Вместо него можно взять тушь, гуашь или морилку.
  2. Контурная резьба на доске. При помощи ножа делают прямые и закругленные линии, которые могут иметь различные направления в зависимости от слоя древесины. После надреза доска поворачивается на 180° и такие же линии выполняются с другой стороны. Главное — следить, чтобы длина и глубина были одинаковыми.

Геометрическая резьба. Данный вид резьбы очень просто выполнить. Для него не потребуется сложного инструмента.

Для работы потребуются мягкие нетекстурные породы: осина, липа, ольха. Не выбирайте тополь. Он слишком мягок. Если у вас уже имеется опыт, то вы легко справитесь с березой и красным деревом. Очень красивый орнамент получается на дубе, но резьба потребует больших физических усилий.

При выполнении данной техники соблюдайте следующие правила:

  • срез рекомендуется выполнять одним движением, кроме тех элементов рисунка, которые имеют большие размеры;
  • при выполнении работы надо соблюдать один угол наклона, если смена наклона не предусмотрена в самом рисунке;
  • постарайтесь избегать подрезания против слоя, так как может возникнуть скол;
  • для работы воспользуйтесь прочным, но не толстым косяком, что позволит меньше разводить слои.

Геометрическая резьба имеет широкое разнообразие элементов: линия, треугольник, квадрат, ромб, глазки и чешуйки. Все эти виды позволяют создать любую композицию.

Кудринский орнамент

Данная техника представляет собой вырезание элементов растений, которые состоят из стилизованных листочков, бутончиков, цветочков. Порой могут добавляться образы птичек, животных и различных героев из былин.

Такой орнамент обычно вырезают на ольховых, липовых, осиновых заготовках, еще используются твердые основы из красного дерева, ясеня, дуба. У последних материалов получается блестящий срез, но при работе с ними потребуются немалые усилия и частая заточка инструмента.

Обычно для получения кудринского рельефа пользуются стамесками отлогой и полукруглой. Но если таких инструментов у вас нет, можно использовать ножик с узким усиком.

Рельефная резьба в плоскостном исполнении

Самый сложный вид исполнения. Выглядит достаточно эффектно.

На подготовленную плоскость переносим эскиз планируемого орнамента. Все пустоты снимаем подходящим инструментом под углом 45°. Если присутствуют большие промежутки между частями орнамента, то вырезаем из дерева плоский фон.

Для этого используется ручной фрезер, имеющий упор ограничения, или клюкарза, имеющая плоское лезвие.

При желании поверхность изделия морится. Чтобы отбелить поверхность узора, необходимо просто протереть ее влажной тряпкой. Осветлить орнамент можно еще при помощи шкурки. Делается это только после полного высушивания изделия.

Прорезная резьба в плоскостном исполнении

При срезании всего фона рельефа, т. е. убирании насквозь всей толщины материала, получается вид резьбы, который получил название прорезной. Ее выполнение возможно, если необходимые детали рисунка скреплены друг с другом, иначе они просто упадут.

При выполнении сквозной резьбы подготовленную деталь с нанесенным орнаментом необходимо положить на ровную поверхность. Это необходимо, чтобы с обратной стороны не образовывались сколы. Коловоротом или крутыми стамесками прорезаются отверстия в фоне. Рекомендуется выполнять эту работу стоя, аккуратно врезая инструмент в деревянную поверхность. При помощи стамески, подходящей по радиусу, или лобзика обрезаются полностью по контуру рисунка детали орнамента. Для создания углов используются ножи и уголки. Как только фон будет снят, можно приступать к самому орнаменту. Обработка поверхности и покрытие делаются на усмотрение мастера.

Мозаика из дерева

Данный метод применяется уже давно. При помощи него делали украшения для мебели, выполняли настенные панно, выстилали полы, создавали художественные изделия. По своей технике исполнения мозаика имеет следующие разновидности:

  1. Инкрустация — маленькие вставочки из костей, перламутра, различной древесины в другой материал. В главном материале, который считается основой для изделия, выполняют углубления. Именно в них и будут размещены и закреплены различные вставные элементы. Данным методом можно украшать поверхности или создавать целые композиции, фигуры.
  2. Блочная мозаика — включает в себя соединение отдельных брусочков или различных пластиночек, которые могут быть выполнены из разных оттенков пород. После этого материал подвергается распиловке. Получаются детали с одинаковыми элементами узора. Эти материалы используются для получения разных композиций или отдельных отрывков украшения.
  3. Интарсия — в подготовленное деревянное основание вставляются пластины из различной древесины.
  4. Маркетри — в данной технике вставочным элементом служит строганый шпон — фанера, имеющая один слой и выполненная из различной древесины. Приклеивают шпон к деревянной основе, стараясь плотно подогнать друг другу различные детали, которые нужны по эскизу.

При грамотном использовании цветового разнообразия древесины и при большом его количестве мозаика дает хорошую возможность создавать сложные узоры и живописные сценки.

Основные изделия для новичков

Каждый новичок, который решил заняться резьбой по дереву, обязательно попробует сначала выполнить нетрудные изделия. Именно они становятся первой пробой и дадут приобрести необходимые навыки.

  1. Ложки. При выполнении этого предмета осваиваются азы самых распространенных видов резьбы.
  2. Кухонная утварь. В основном начинают с разделочной доски. Именно на ней можно поучиться выполнять различные техники выполнения.
  3. Украшения из дерева. Позволят вам приобрести навыки более сложных технологий.

Основные шаги при работе

Работа с деревом требует полной отдачи, хотя для некоторых это только хобби.

  1. Первым шагом при работе является подготовка необходимого инструмента. Обязательно проверьте инструменты и, если необходимо, поточите их. Ведь только острым предметом можно создать аккуратную работу. Даже если планируется простая работа, то все равно надо подготовить несколько видов резаков с различными лезвиями.
  2. Далее подготавливается сама деревянная заготовка. Выбирается рисунок. Если вы начинающий любитель резьбы, то выбирайте только мягкие породы.
  3. Чтобы не пришлось откладывать работу на потом, сразу изучите материал по тому изделию, которое планируется выполнить. Если есть возможность, попросите мастера вам помочь. Ведь именно специалист в своем деле подскажет тот или иной разрез. Данное ремесло довольно сложно изучать по написанным материалам.
  4. После этого подготовьте рабочее место. Нанесите узор на заготовку и начинайте вырезать.
  5. Как только все элементы будут вырезаны, необходимо ошкурить готовую деталь. При необходимости покрыть лаком.

Подводим итоги

Резьба по дереву — довольно сложное ремесло. Для новичка будет не просто выполнить даже простые элементы. Потребуется запастись терпением и приложить максимальные усилия.

Уже давно человек занимается обрабатыванием деревянных полотен и прекрасно знает все ее качественные характеристики. Резьба по дереву считается достаточно древним искусством.

Сегодня можно найти достаточно много специальных школ, которые занимаются обучением резьбе по дереву. Данный вид деятельности никак не относится к обычным ремонтным работам. Хотя данное ремесло иногда применяется при такой деятельности. Например, оно позволит без труда скрыть образовавшиеся изъяны древесины (царапины, сучки), легко и красиво украсить непривлекательные двери, мебель и т.п.

Как вырезать фигуру человека в Photoshop

В этом уроке я расскажу вам, как вырезать человека в фотошопе и поставить на новый фон.

В сущности, вырезать человека в фотошопе достаточно легко и на всю операцию вырезания уходит при определённых навыках и знаниях всего 5-7 минут.

Для примера я взяла фотографию девочки с пышной причёской и вот, в результате, у меня получилась такая замечательная картинка:

Итак, приступим к работе по вырезанию девочки. Откроем изначальную фотографию в фотошопе:

Создадим дубликат слоя CTRL+J :

Теперь активизируем инструмент Быстрое выделение и в настройках установим удобный радиус инструмента:

Проведём инструментом сверху вниз так, чтобы выделение охватило контуры причёски и фигуры девочки.

В местах, где присутствуют мелкие детали такие, как,например, кудряшки причёски, которые остались не охваченными выделением, нужно ещё раз провести инструментом с меньшим радиусом и в результате получится вот такое выделение:

Как мы видим, что выделение охватило так же и фон, который просвечивается между платьем и руками девочки чтобы убрать фон из выделения нужно провести инструментом по фону удерживая клавишу ALT :

Теперь обратим внимание на причёску и как мы видим причёска выделилась с некоторыми погрешностями – сквозь волосы мы видим просвечивание фона, которое необходимо убрать:

Будем исправлять эту неточность выделения с помощью кнопки Уточнить край , которая находится на верхней панели рядом с настройками инструмента Быстрое выделение:

Нажав на кнопку Уточнить край мы откроем окно Уточнить край , где в верхней строке Вид нажмём на стрелочку и выберем временный фон, который поможет лучше видеть все погрешности.

Вы можете выбрать подходящий для вашей фотографии фон, а в моём случае я выбрала красный фон Наложение (V) :

Для моей фотографии я установила значения параметров, как показано на скриншоте:

Чтобы убрать фон просвечивающийся между волосами нужно взять кисть Уточнить радиус, иконка которой находится слева и провести кисть по краю волос, таким образом захватывая ту часть волос через которую просвечивается фон, это позволит удалить фон.

Если вы случайно вместе с фоном удалили волосы, то тогда вы можете исправить ошибку и восстановить волосы, нажав правой кнопкой мыши на иконку с кистью Уточнить край и выпадающем меню выбрать другой инструмент Стереть уточнение:

В результате всех этих действий серые просветы между волосами исчезнут:

В результате мы получим вырезанное изображение девочки на новом слое со слой-маской:

Если результат вырезания всё же имеет дефекты, то с помощью чёрной и белой кисти можно убрать дефекты.

Для этого находясь на слое-маске нужно провести чёрной кистью по изображению в тех местах где требуется коррекция, чтобы удалить ненужное и провести белой кистью, чтобы возвратить удалённое.

В моей картинке всё получилось идеально и я ничего не исправляла.

Теперь нужно поместить в нашу работу фон и для этого нужно перейти на слой ниже слоя с вырезанной девочкой и выполнить команду Файл-Поместить .

В результате откроется проводник компьютера, где нужно найти фон:

Как мы видим фон поместился вместе с рамкой Трансформации , потянув за уголки которой, нужно растянуть фон на изображении.

Хорошо высушенное полено (чурка ) в данном случае это карагач (ильм , вяз ) таит в себе не только тепло, которое может быть извлечено путем сжигания на костре , но и то, из которого может родиться нечто интересное, если приложить немного фантазии и массу труда и усидчивости .


Поскольку согласно замыслу полено должно в конечном результате преобразоваться в "Добрейшего Зомби " закругляем одну оконечность чурки . С гордостью могу похвастаться, что для этих благородных целей у меня специально припасен небольшой топорчик (достался по наследству от деда ).

С легкой претензией на рисунок наносим разметку на поверхность бревна , обозначая пропорции и расположение глаз , ушей , рта.

Итак размечаем полено .

Запиливаем по границам наиболее выступающих мест , чтобы легче отсечь древесину.

Ну а после , когда интеллектуальная часть работы выполнена , дело техники . Или , как сказал один из великих : необходимо удалить все лишнее . Придаем форму или иными словами формируем личность .

Инструмент при этом используется самый незатейливый который уже не один год верой и правдой служит мне . И благодаря которому было реинкорнировано не одно полено .

Формирование личности будущего "красавчика " предпочитаю делать последовательно снимая то с одного то с другого места , постепенно рельеф становится более выраженным и отдельные места сами "подсказывают " каким образом будет лучше придать им форму .

Одновременно с лицевой стороной работаю над тыльной . Предпочитаю чтобы мои работы были легкими и менее всего напоминали деревянные болванки потому старательно выбираю все до чего возможно добраться с тыльной стороны работы .

Работа требует усидчивости и терпения . Карагач дерево довольно твердое и резать его не так просто . Там где предусмотрены сквозные отверстия использую дрель . Как правило это рот , ноздри , глаза , ну и те участки где планируется сделать сквозные отверстия .

После просверливания выбираем пустоты . В процессе работы приходится не один раз повторять разметку , поскольку нанесенная ранее в процессе работы срезается . Но когда голова в основном сформирована , контуры определены можно поработать над деталями .

Может кому -то это покажется неоправданным и странным , но я во всех своих работах (или в подавляющем их большинстве ) старательно и маниакально выбираю сердцевину , как мне кажется наполняю их воздухом и облегчаю .

Не всегда удается высушить полено так , чтобы избежать трещин . К сожалению никакого специального места для этого у меня нет . Поэтому наиболее крупные трещины , которые могут возникнуть также и в процессе работы заделываю кусочками древесины той же породы .

Ну а когда резьба закончена начинается новый , я бы даже сказал самостоятельный этап работы -зачистка и шлифовка .

По времени это занимает практически столько же, а иногда и больше времени, чем резьба . Как только не приходится умудряться, чтобы подобраться во все закутки изделия . При этом начинаю с наиболее крупной наждачки постепенно уменьшая размер зерен . Для того чтобы достать все изгибы и впадины наждачную бумагу приходится сворачивать трубочкой , складывать уголком , рвать на ленточки и т .д . Вот работенка для закалки характера и выработки терпения . В результате после всех "зачисток получаем «Зомбика ». Такого милого , чистенького и гладенького .

3 голоса

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Одна из самых полезных и сложных функций, которые выполняет фотошоп – это вырезание деталей. Благодаря ей создаются самые удивительные фотографии.

В Photoshop есть огромное количество инструментов и отдельных способов, позволяющих делать такие своеобразные коллажи. Если хотите добиться крутого эффекта, который не отличить от реальности, то знать нужно все. Тогда у вас получится хороший результат быстро. Это довольно сложная тема, но поверьте, она не раз пригодится в жизни.

Сейчас я расскажу вам о множестве инструментов, которые подскажут как вырезать изображение по контуру в фотошопе, а какой из них применять в индивидуальном случае – решать вам. Не будем долго ходить вокруг да около. Попробуйте все из них и разберитесь самостоятельно, что вам больше нравится. Приступим.

Важный момент, без которого чуда не произойдет

Запомните один очень важный момент. Если вам нужно вырезать какой-то объект из картинки, то первым шагом почти всегда будет создание дубликата слоя. Это очень важно. Запомните это и доведите до автоматизма. Открыли – сделали дубликат слоя. Даже если это не пригодится – ничего страшного. Все лучше, чем проделать тонну работы, а потом увидеть, что ничего не работает, потому что не сделан дубликат. Со мной такое сто раз было.

Сделали дубликат слоя.

Это очень распространенная ошибка. Стараешься, трудишься, а все насмарку. Такое случается нередко, даже с профессионалами. Вылетело из головы и все, приходится делать заново.

Если у вас есть возможность из которого вы впоследствии будете что-то вырезать, старайтесь подбирать картинку с однотонным фоном – белый, зеленый, рыжий. Это не важно, нужен контраст, тогда работать проще.

Если вас интересуют уроки и вы хотите научиться владеть фотошопом на профессиональном уровне, я рекомендую вам курс Зинаиды Лукьяновой — «Photoshop от А до Я ».


Онлайн уроки позволят вам быстро овладеть техническими навыками и перейти к практике, набираться ценного и личного опыта, в самый короткий промежуток времени. Вы сможете быстро перейти из разряда в новичков к специалистам, а там, благодаря всему, до чего вы дойдете своим умом и до профессионала недалеко!

Теперь давайте познакомимся с инструментами. Каждый из них может пригодиться в том или ином случае. Рекомендую вам узнать все возможности, а дальше уже выбирать по ситуации, что и когда эффективнее. Со временем вы научитесь.

Волшебная палочка

Волшебную палочку я использую когда надо избавиться от одного цвета. В этом случае все будет быстро и почти безболезненно.

Итак, открываем фото и создаем дубликат слоя.

В фотошопе есть 5 инструментов для выделения (магнитное, прямолинейное и просто лассо, быстрое выделение и волшебная палочка). Они расположены на двух кнопках. Зажмите на несколько секунд дольше обычного левую кнопку мыши и откроется дополнительное меню.

Выбираем. Допуск – 30.

Щелкаем там, где нужно убрать цвет.

Выделилось не все. Зажмите Shift и продолжайте кликать, когда выделения будут добавляться к уже существующему. Готово.

Нажмите кнопку Del на клавиатуре и уберите видимость нижнего слоя (фона).

Вот такой вот результат получился.

Теперь можно нажать одновременно Ctrl + А, затем Ctrl + C и вставить картинку в другое фото. Результат мне не очень нравится, я продолжаю кликать по синему морю, которое виднеется через решетку забора, и нажимать delete.

Вот что в итоге у меня получилось. Вполне неплохо.

Быстрое выделение

Открываем фото и делаем дубликат слоя.

Находим инструмент «Быстрое выделение».

И начинаем потихоньку выделять объекты. Как вы можете увидеть, здесь чувствительность к цвету меньше, чем у палочки, а к объектам выше. Обычно я действую потихонечку: немного выделил – удалил (кнопка del).

Кстати, видите, я сделал скриншот про дубликат слоя, но на соответствующую кнопку не нажал. Пришлось выполнять заново.

Теперь удаление не проблема.

С небом получилось гораздо быстрее, так как контраст выше. С пляжем – более трудоемкий процесс.

В этом месте мне вообще пришлось проковыряться минуты 3.

Из этой картинки мне нужно вырезать море, человека и его отражение в воде. Если вырезать полосу между двумя нужными объектами, как показано на скриншоте ниже, то избавиться от нижней части при помощи быстрого выделения можно будет за секунду.

Вот такой результат может получиться. Кстати, для этой картинки мне пришлось использовать еще и фоновый ластик, но об этом чуть позже.

Магнитное лассо

Задача лассо немного другая. Оно не вырезает, а как раз захватывает нужную часть изображения. Копируем и можно вставить в любую картинку.

Конечно же, как и в случае с выделениями, круто когда у вас однотонный фон, но уже не настолько принципиально.

Магнитным лассо удобнее всего вырезать людей. Линия, как бы прилипает к нужному нам изображению и, если что, можно всегда кликнуть, чтобы поставить точку захвата.

Итак, открываем изображение и делаем дубликат. Это не обязательно, но почему бы и нет.

Выбираем нужный инструмент.

Можно просто вести мышкой по контуру, можно щелкать левой кнопкой в некоторых местах, чтобы поставить точку, которая уже не съедет. Со временем вы приноровитесь. На практике становится более понятно. Если делаете выделение при большом масштабе и не видите куда дальше двигать курсор, просто зажмите пробел, а потом ведите мышью вниз. Как только отпустите кнопку пробела курсор преобразуется обратно в лассо.

Вести нужно по контуру объекта, когда вы завершите круг, кликните рядом с точкой из которой отправились и по объекту заползают мигающие муравьи.

Копируете и вставляете при помощи Ctrl+C и Ctrl+V. Убираете видимость лишних слоев и можно сохранять в формате png.

Почти готово. При помощи все того же магнитного лассо убираем фон под хвостом девушки и треугольник между ногами.

Готово, Вот такой результат получается в итоге.

Прямолинейное лассо

Не буду уделять много внимания прямолинейному лассо. Все похоже на магнитное, вот только линия не прилипает. Она прямая.

Копируем – вставляем. Убираем видимость двух ненужных слоев.

Результат можно использовать вот так.

Лассо

Этот инструмент мало чем отличается от двух остальных и обязательно понравится обладателям идеального мозжечка.

Открываем и делаем дубликат.

Выбираем лассо.

Обводим от руки фрагмент.

Отпускаем.

Копируем, вставляем, готово.

А в этом видео вы можете увидеть еще 4 очень простых и крутых способа выделения объектов в фотошопе: вы научитесь круто вырезать людей с кудрявыми волосами (это очень сложная и профессиональная работа, стирать фон ластиком (то, что я использовал для картинки с Годзиллой), выделять быстрой маской и закрепите информацию о лассо. И все это за 13, 5 минут!

Очень много, вот только за технику никто не хочет платить нормальные деньги. Заказчикам важны крутые проекты, а их можно создавать только благодаря опыту. Не переживайте, если сейчас вы ничего не умеете. Пройдет какое-то время, вы выполните не одну работу, но в итоге станете профессионалом. Это неизбежно.

Учитесь, учитесь и еще раз учитесь. Практика должна быть ежедневной. Могу только порекомендовать этот замечательный курс — «Фотошоп с нуля в видеоформате ».


  • Начинать надо с внешнего контура до тех пор, пока его не замкнёте. После этого переходить к внутренним
  • Путь строить нужно, зарезая ваш объект внутрь на 1-2 px. Если меньше, то в результате время от времени фон будет проглядывать.
  • И конечно, строго соблюдать форму объекта.
  • Неторопиццо)))

Начнём с туфли на правой ноге. На рисунке я показал прорисовку контура. Но у меня дрогнула рука, или просто не заметил, и одну точку я поставил неправильно.

Вот тут и начинаем замечать преимущества старого доброго Пера (Pen). Чтобы исправить (переместить) эту точку, мне необходимо всего лишь выбрать инструмент "Стрелка" и мышкой перенести точку в нужное место.

Но и это ещё не всё. Возможно, нам придётся где-нибудь в контуре потом добавить ещё одну точку. Для этого кликаем правой клавишей мыши по инструменту "Перо" и берём инструмент "Перо+(добавить опорную точку)". Ещё может понадобится сделать излом на опорной точке плавным. Для этого от туда же берём инструмент "Угол".

Когда мы уже подвели контур к краю рамки документа, чтобы переместить рисунок, достаточно нажать клавишу пробела, курсор превратиться в руку, и, не отпуская пробел, зажав левую клавишу мыши, перемещаем рисунок в нужное место.

Если вдруг не туда тыркнули, и контур пропал, либо все точки с контура пропали, а сам он стал просто линией, ничего страшного в этом нет, не надо ничего искать и кликать по всему подряд. Стоит всего лишь открыть панель истории и выбрать один из предыдущих шагов.

Закончив с основным контуром, переходим к внутренним, их на этой фигуре будет три.

Замкнув все три контура, убеждаемся, что среди них нет выделенного, т.е все контуры должны быть в виде линий, без квадратиков на них. Если это не так, то берём инструмент "Стрелка и кликаем по свободному месту рисунка.

И теперь у нас появляются два варианта дальнейшей обработки данного контура, это создание нового слоя с вырезанным изображением и создание векторной маски из контура. Второй вариант лучше тем, что контур можно редактировать, также предоставляет массу других удовольствий с помощью применения маски. Например, можно производить различные действия по исправлению контура после растрирования векторной маски в слой-маску , можно работать с силуэтом девушки, можно добавлять участки изображений к вырезанной фигуре. Эти и другие примочки рассмотрены в статье

Ну а пока вернёмся к первому, более простому способу. который применяется всё-таки более часто, чем танцы с масками и бубнами.

Продолжаем работу над первым вариантом. Кликаем правой клавишей мыши по любому месту контура, в открывшемся меню выбираем "Образовать выделенную область", в появившемся новом окне выбираем радиус растушёвки ноль пикселей, ОК.

Контур превратится в выделение.

Чтобы перенести его на новый слой , жмём клавиши Ctrl+J. Открываем панель слоёв, отключаем видимость фонового слоя, смотрим, что получилось.

Для того, чтобы были видны все дефекты вырезки, а они будут обязательно, создаём под слоем с вырезанной девушкой два слоя, один чёрный, а другой ядовито-жёлто-зелёный.

У меня получился захваченным фоновый слой на руке и на каблучках туфелек.

Стёркой с мягкими краями убираем эти дефекты.

Не надо забывать, что при лишнем движении, каком то неправильном действии, всегда можно вернутся на одно или несколько действий вверх с помощью палитры слоёв.

Если диаметр ластика слишком большой, вместе с дефектом он затрагивает и хорошую область, то уменьшать диаметр ластика до минимума не нужно.

Достаточно выделить кусок с дефектом с помощью инструмента Лассо, а потом уже применять ластик. Стирать он будет только в зоне выделения. Потом не забываем убрать выделение, нажав Ctrl+D.


Top