Дидактическая игра назови какой. Дидактические игры

Составитель : Щипова О.Л.,
педагог-организатор д/о «Веснушки»

«Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний»
К.Д. Ушинский

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Известный психолог Л.С. Выготский пришел к выводу, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.

Существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать дома или на прогулке. Они помогут малышу тренировать разговорный навык, увеличить словарный запас и учиться выражать свои мысли.

Предложенные ниже игры не только содействуют совершенствованию речи дошкольника, но и расширяют его знания об окружающем мире.

  1. Игра «Кто больше знает?»
    Цель : развитие памяти, речи, расширение знаний детей о назначениях различных предметов.
    Вариант 1 . Взрослый показывает предмет обихода ребенку и предлагает перечислить его назначения. Например, стакан - пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….
    Вариант 2 . Взрослый называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это.
  2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
    Цель : развитие слуховой памяти, обогащение словаря.
    Взрослый сначала играет роль мамы, которая посылает ребёнка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивается их количество). В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручение, но и запоминал, которое сам и дал. Для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов («Молоко», «Булочная», «Игрушки», «Одежда», и т.д.)
  3. Игра «День рождения»
    Цель : развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков.
    Взрослый сообщает ребёнку, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей он знакомит ребёнка с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Ребёнок должен угощать (от имени именинницы) гостей, называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей и изменения их имён.
  4. Игра «Найди связь или что общего?»
    Цель : развитие памяти, речи.
    Вариант 1 . Взрослый раскладывает 10-12 штук любых предметов (лейка, палочка, миска, помидор, огурец, баночка, полотенце, нож, ложка, линейка, веревочка, полиэтиленовый пакет) на столе. Предлагает ребенку рассмотреть их внимательно и вспомнить, как они могут быть связаны между собой (сделаны из одного материала, величина, цвет, назначение, форма, вкус, запах и т.д.). Например, помидор и огурец – овощи; нож, ложка и миска – посуда и т.д.
    Вариант 2 . Все связи необходимо привязать только к помидору. Когда помидор рос, то мы рыхлили землю палочкой, измеряли рост линейкой, подвязывали его верёвочкой, поливали его из лейки, когда он вырос и покраснел, мы его сорвали, положили в полиэтиленовый пакет, принесли домой, помыли, вытерли полотенцем, порезали ножиком, сложили в миску, добавили огурец, ложкой из баночки взяли сметаны, и получился салат.
  5. Игра «Кому что нужно?»
    Цель : развитие зрительной памяти, закрепление названий профессий, орудий труда, действий с ними.
    Взрослый сообщает, что в гости к малышу пришли люди разных профессий (доктор, учитель, строитель, пожарник, продавец, милиционер …и т.д.), а чтобы им приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда). Ребенок подбирает инструменты к каждой профессии, объясняя свой выбор.
  6. Игра «Звук заблудился»
    Цель : развитие слуховой памяти, фонематического слуха.
    Взрослый говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)». Например, хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.).
  7. Игра «Словесное дерево»
    Цель: развитие памяти, расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании.
    Взрослый: «Дерево словесное Голое стоит Дерево словесное Слово говорит …» Называется слово (например «снег»)
    «Дерево просит Листья собрать Слова родные Скорей подобрать …»
    Ребенок начинает называть слова-родственники слова «снег» (снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход и т.д.).
    Каждое слово-листочек взрослый прикрепляет к дереву. Чем больше слов подберут дети, тем пышнее будет крона дерева.
    Можно листики собирать по лексическим темам («Посуда», «Мебель»), по подбору прилагательных или глаголов к существительному, со словами, начинающимися на определенный звук.
  8. Игра «Угадай, кто ты?»
    Цель : тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.
    Ребёнок одевает на голову взрослого шапочку «зайца» (животных, овощей, фруктов). Взрослый поисковыми вопросами должен узнать кто он.
    - Я живое существо или нет? - Да
    - Я большое или маленькое? - Маленькое
    - Я живу в лесу или дома? - В лесу
    - У меня перья или мех? - Мех
    - Я зимой сплю? - Нет
    - Я линяю? - Да
    - У меня уши, какие? - Длинные
    - Чем я питаюсь? - Корой, травой
    - Я – Заяц? - Да.
    Затем педагог меняется ролями с ребёнком.
  9. Игра в рифмы.
    Цель : развитие слухового внимания, фонематического слуха, чувства ритма, словотворчества.
    В кладовой шуршала мышка,
    Под сосной лежала -…(шишка).
    Очень любят мыши сыр,
    В хорошем сыре много -…(дыр).
    Стоит в деревне старый дом,
    В сети к нам попался -…(сом).
    На берегу лежала гайка,
    Рыбешку утащила -…(чайка).
    Дымиться в миске кашка,
    С чаем стоит -…(чашка).
    Очень громко плачет мальчик-
    Он поранил стеклом -…(пальчик).
    В огороде вырос лук,
    На грядке ползал майский -…(жук).
    Темная настала ночка,
    Засыпает моя -…(дочка).
    Было мишке меду мало,
    Пчелка показала -…(жало).
    В сказках очень любят пир,
    Всем на свете нужен -…(мир).
  10. Игра «Определения»
    Цель игры : расширение знаний об окружающем мире, выделение признаков предметов и явлений.
    Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
    Вариант 1 . Придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. Например, снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д. (Река, медведь, облака и др.)
    Вариант 2 . Обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют:
    Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий - ветер.
    Темная, тихая, лунная, черная - ... (ночь).
    Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая - ... (дорога).
    Добрая, заботливая, любимая, красивая - ... (мама).
    Короткие, длинные, стриженые, блестящие - ... (волосы).
    Волшебная, интересная, народная, добрая - ... (сказка).
    Крепкий, душистый, сладкий, горячий - ... (чай).
    Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное - ... (лето).
    Преданная, лохматая, шумная, любимая - ... (собака).
    Круглое, яркое, желтое, горячее - ... (солнце).
  11. Игра «Путаница»
    Цель : автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах, развивать связную речь.
    В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены.
    Взрослый говорит, что из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
    Я купил батон , предъявил его проводнику и сел в поезд. (Билет)
    На улице была жара, поэтому Маша надела шубу . (Сарафан)
    На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (Труба)
    Когда рассвело , мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (Стемнело)
    Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (Песке)
  12. Игра «Найди маму малышу»
    Цель : учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей с помощью суффиксов - онок, - енок, -ат, - ят; способствовать запоминанию названий животных и их детенышей.
    Перед ребенком раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п., - и отдельно картинки с изображением котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п. Детям предлагается найти маму малышу.
  13. Игра «Назови одним словом»
    Цель игры : развитие способности к обобщению и классификации.
    Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
  14. Игра «Кто где живет?»
    Цель игры : развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.
    Карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.) перемешиваются и раскладываются перед ребенком. Взрослый задаёт вопрос: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?». Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».
  15. Игра «Назови ласково»
    Цель : учить применять уменьшительно-ласкательные суффиксы.
    Пример : большое яблоко – маленькое яблочко…
  16. Игра «Один – много»
    Цель : учить образовывать множественное число существительных
    Пример : груша–груши…
  17. Игра «Весёлый счёт»
    Цель : учить детей согласованию существительного с количественными числительными.
    Пример : одно яблоко – два яблока - …- пять яблок…
  18. Игра: «Подбери признак»
    Цель : учить образовывать прилагательные.
    Пример : яблоко (какое?) – красное, большое, румяное, спелое, яркое, вкусное, круглое, полезное…; сок из яблок – яблочный, варенье – яблочное, «шарлотка» - яблочная….
  19. Игра «Подбери действие»
    Цель : учить образовывать глаголы разного времени.
    Пример : яблоко (что делает?) – растёт, спеет, наливается, зреет, падает; яблоко (что делало?) – спело, падало, росло…; яблоко – Что будет делать? – расти, зреть, падать…
  20. Игра «Я знаю пять названий»
    Цель : развитие памяти, быстроты реакции.
    Берётся мяч и отбивается о пол со словами: «Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре, помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений (одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т.д.)

Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста

Лексическая тема: «Растения и животные Красной книги Кубани»

Дидактическая игра « У кого кто?»

Цель: Образование существительных с суффиксами - ат, - ят.

У зубра - зубрята

У рыси - (рысята )

У выдры - (выдрята )

У серны - (козлята )

У дельфина - (дельфинята )

У леопарда - (котята )

Упражнение «Кого не стало?»

Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже .

Картинки с изображениями зубра, леопарда, выдры, серны, рыси.

Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать их запомнить.

Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну

из картинок. Дети открывают глаза.

Воспитатель. Кого не стало? Дети. Не стало зубра (и т. д.)

Дидактическая игра «Чей, чья, чьё, чьи?»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

Хвост рыси - рысий хвост

Лапа леопарда - леопардова лапа

Рога серны - серны рога

Копыта зубра - зубриные копыта

Хвост дельфина - дельфиний хвост

Дидактическая игра «Большие и маленькие»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами - ок, - ят )

Зубр - зубренок, зубрята

Рысь - рысенок, рысята

Леопард - котенок, котята

Серна - козленок, козлята

Выдра - выдренок, выдрята

Дельфин - дельфиненок, дельфинята

Дидактическая игра. «Какое слово самое короткое?»


Рысь , леопард, выдра, серна.

Зубр , дельфин, черепаха, жаба.

Д. и. «Что не так?»

Цель: Закрепить знания особенностей животных

Дельфин дает шерсть.

Зубр рычит на зверей.

Леопард громко топает копытами.

Серна сидит на дереве.

Выдра ест траву.

Рысь ласковая, пушистая.

Д. и. «Четвертый лишний»

Цель: Развивать слуховое внимание, память, мышление.

Леопард, рысь, выдра, зубр

Собака, коза, овца, серна

Зубр, рысь, серна, лось

Лесной кот, рысь, кошка, леопард

Дельфин , серна, зубр, леопард

Д. и. «Продолжи предложение»

Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч, называя птицу, а ребенок возвращает мяч, называя птицу ласково.

Воробей- воробушек, галка-…, синица-….

Игра «Исправь ошибки».

Цель: Согласование прилагательного с существительным.

Воспитатель предлагает детям исправить «ошибки», которые допустил педагог. Воспитатель читает словосочетания, а дети группой коллективно исправляют ошибки.

Черный галка - черная галка. Белый сова - …, Серое голубь - … , Снегирь клевала хлеб-… Сорока сидел на заборе.-……….

Дидактические игры о растениях

Игра «Один-много»

Цель : Образование мн. ч. существительных.

Дуб - дубы

Берёза - (березы )

Каштан - (каштаны )

Ель - (ели)

Клён - (клёны )

Сосна - (сосны )

Липа - (липы )

Осина - (осины )

Игра «Назови-ласково»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными

суффиксами.

Дуб - дубочек

Берёза - (березка )

Липа - (липка )

Осина - (осинка)

Тополь - (тополёк )

Рябина - (рябинка)

Упражнение «Сосчитай»

Цель: Развитие слухового внимания

и элементарных математических представлений

На ромашке - две букашки,

А на лютике - жучок,

В колокольчике - кузнечик,

На гвоздике - паучок,

А на маке - никого.

Сколько было их всего?

Побыстрее расскажи.

Как задачу нам решить.

Н. Нищева

Дидактическая игра « Какой цветок?»

Цель: Развивать умение подбирать прилагательные, обогащать словарный запас.

Описать предложенный цветок.


Дидактическая игра « Считай и называй»

Цель: Активизация словаря, закрепление навыков счета

Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»

Цель: С огласование числительных с существительными

Один синий василек, два синих василька, …..

Один нежный подснежник, два нежных подснежника, …

Один полевой мак, два полевых мака,.....

Один душистый ландыш, два душистых ландыша, …

Один редкий колокольчик, два редких колокольчика, …

Один маленький цикламен, два маленьких цикламена, …

Дидактическая игра «Какое слово самое короткое?»

Цель: Совершенствование слоговой структуры слова.

Мак, ландыш, василек, лотос.

Колокольчик, цикламен, подснежник, ландыш.

Пион, василек, цикламен, касатик.

Подснежник, тюльпан, василек, колокольчик.

Д. и. « Что не так?

Цель: Развитие слухового внимания, мышления, диалогической речи.

Мак расцветает под снегом.

У тюльпана много бутонов на одной ножке.

У василька красные гладкие лепестки.

Цикламен растет на лугу.

У ландыша маленькие резные листочки.

Лотос растет в густом лесу.

Д. и. «Какое слово отличается от других?»

Большой бутон - маленький бутон

Высокий стебель - …

Широкий лист - ..

Яркий цветок -...

Гладкий лист -..

Д. и. « Чем отличаются друг от друга?»

Цель: Совершенствование связной речи (составить сравнительный рассказ)

Подснежник -низкое растение, а василек высокое растение

У ландыша широкие листья, а у тюльпана узкие листья.

У василька резные лепестки, а у лотоса гладкие лепестки

Д. и. «Назови ласково»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи(словообразование)

Синий василек - синенький василечек,

Красный пион - ..

Белый подснежник - ..

Желтый тюльпан -..

Сиреневый цикламен -..

Д. и. «Узнай по описанию»

Цель: Развитие речевого слуха, мышления

Взрослый загадывает описательную загадку, а ребенок угадывает

Например: Этот цветок растет на лугу, имеет сочный стебель, на котором имеется один бутон, длинные узкие листья. (Тюльпан)

Д. и. «Что лишнее?»

Цель: Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи

Пион, роза, колокольчик, мак.

Мимоза, василек, тюльпан, мак.

Подснежник, ромашка, ландыш, цикламен .

Мак, пион, лотос , василек.

Добрый день)

Делюсь играми на развитие речи наших детишек. Нашла в инете, скомпоновала в один пост)

Нужно:
Мяч (необязательно)
Хорошее настроение

Эти игры хороши тем, что можно играть где угодно: в очереди, по дороге домой и т. д. Детям очень нравится, заодно и речь тренируем.

Я создала в Ворде таблицу и каждые игры внесла в отдельные столбик. Распечатала и разрезала, получились карточки с играми. Так намного удобнее. Не ходишь с кипой бумаг, не зная какую игру поиграть, а все запомнить не реально. А тут и с собой удобно носить, в сумочке немного места занимает. Ребенок сам выбирает карточку - еще и сюрпризный момент присутствует, что там за задание))))

Игра «Что бывает круглым?»

Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить.
Учитель:
1. Что бывает круглым?
2. Что бывает длинным?
3. Что бывает высоким?
4. Что бывает зелёным?
5. Что бывает холодным?
6. Что бывает гладким?
7. Что бывает сладким?
8. Что бывает шерстяным?
9. Что бывает колючим?
10. Что бывает острым?
11. Что бывает лёгким?
12. Что бывает глубоким?

*Игра «Кто кем был?»

Учитель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, корова – телёнком, дуб – жёлудем, рыба – икринкой, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, хлеб – мукой, шкаф – доской, велосипед – железом, рубашка – тканью, ботинки – кожей, дом – кирпичом, сильный – слабым и т. д.

*Игра «Скажи ласково»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свекла – свеколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло, креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, усы – усики.

*Игра «Один - много», «Много – один»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы.
Дом – дома Пеналы - пенал
Книга – книги Листья - лист
Дерево – деревья Торты - торт
Стол – столы Ёлки - ёлка
Стул – стулья Псы - пёс
Окно – окна Оконца - оконце
Сильный - сильные Деревца - деревцо
Телефон – телефоны Идут – идёт

*Игра «Добавь слово»

Учитель бросает мяч ребёнку и просит его добавить слово в предложение, поставив его в соответствии с родительным, дательным, винительным, творительным, предложным падежом.
Наташа рисует зелёным (карандаш).
Белка прыгает по веткам (деревья).
Лодка плывёт по (река).
Около школы Витя увидел (Аня).
Ира сочинила сказку о (лисичка).

*Игра «Подбери слово противоположное по смыслу»

Учитель, бросая мяч, просит назвать слово противоположное по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний).
Например, день – ночь, громко смеётся – тихо плачет, легко – тяжело, чёрное платье– белое платье и т. п.

Игра «Кто как передвигается?»

Учитель, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить.
Учитель: Дети:
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают Рыбы, дельфины, киты…
Ползают Змеи, гусеницы, черви…
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т. д.

*Игра «Кто, чем занимается?»

Бросая мяч ребёнку, учитель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Учитель - ученик: строитель - строит, повар - варит, носильщик - носит, рабочий - работает, художник - рисует, фотограф - фотографирует, продавец - продаёт, охотник - охотится, парикмахер - стрижёт, маляр - красит, врач - лечит, учитель - учит, прачка – стирает, пианист – играет, пастух – пасёт и т. д.

*Игра «Горячий – холодный»

Учитель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Можно предложить детям составлять предложения со словами.

*Игра «Животные и их детёныши»

Бросая мяч ребёнку, учитель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч учителю, называет детёныша этого животного.

У тигра - тигрёнок у медведя - медвежонок у коровы - телёнок
у льва - львёнок у верблюда - верблюжонок у лошади - жеребёнок
у слона - слонёнок у волка - волчонок у свиньи - поросёнок
у оленя - оленёнок у зайца - зайчонок у овцы - ягнёнок
у лося - лосёнок у кролика - крольчонок у курицы - цыплёнок
у лисы - лисёнок у белки - бельчонок у собаки – щенок

*Игра «Кто как разговаривает»

Учитель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.
Учитель: Дети:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает и т. д.

*Игра «Чей домик?»

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, учитель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Учитель:
Кто живёт в дупле? Кто живёт в скворечнике? Кто живёт в гнезде? Кто живёт в будке? Кто живёт в улье? Кто живёт в норе? Кто живёт в логове? Кто живёт в берлоге?

*Игра «Звуковая цепочка»

Учитель: Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.
Например: весна-автобус-слон…

*Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Учитель говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую:
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.

*Игра «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т. д.
Вариант 1.
Учитель называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч учителю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.
Вариант 2.
Учитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Учитель: огурец, лук, репа, а дети – овощи.

Игра «Поймай слово»

Взрослый называет ребенку слова. Ребенок должен
хлопнуть в ладоши, если слышит слово, отличающееся от остальных.

Дом, дом, дом, клад, дом.
Рот, рот, бутерброд, рот, рот.
Зима, зима, лето, зима, зима.
Снег, снег, снегопад, снег, снег.
Зайчонок, зайчонок, зайчонок, зайчонок,
волчонок.

Антонимы

День – ночь;
большой – маленький;
черный – белый;
хороший – плохой;
тяжелый – легкий;
веселый – грустный;
горький – сладкий;
горячий – холодный;
грязный – чистый;
здоровый – больной;
короткий – длинный;
говорить – молчать;
вспомнить – забыть;

Антонимы

Мокрый – сухой;
новый – старый;
острый – тупой;
умный – глупый;
широкий – узкий;
близкий – далекий;
быстрый – медленный;
высокий – низкий;
полный – пустой;
тонкий – толстый;
открыть – закрыть
громко – тихо;
много – мал;
справа – слева; трудно – легко

Игра «Поймай слово»

Лист, лист, лист, свист, лист.
Море, море, море, горе, море.
Лицо, лицо, яйцо, лицо, лицо.

Рама, рама, лама, рама, рама, Рома.
Пух, пух, петух, пух, бух, пух, пух.
Шишка, шишка, мишка, шишка.

Коса, коса, коза, коса.
Челка, челка, щелка, челка.

Шелк, шелк, щелк, шелк.
Сток, сток, сток, стог, сток, сток.

АНТОНИМЫ

Брат – сестра;
мальчик – девочка;
мама – папа;
мужчина – женщина;
дедушка – бабушка
вход – выход
горе – счастье
город – деревня
добро – зло
радость – печаль
над – под
начало – конец
улыбка – слезы
молодость – старость
правда – ложь
прямой – кривой
глубокий – мелкий
полезный – вредный

АНТОНИМЫ

Слабый – сильный
смелый – трусливый
бросать – ловить
взять – отдать
ложиться – вставать
мерзнуть – греться
покупать – продавать
помогать – мешать
потерять – найти
сломать – построить
смеяться – лакать
внутри – снаружи
впереди – сзади
вверху – внизу
ласково – грубо
рано – поздно

АНТОНИМЫ

Зима – лето
весна – осень
друг – враг
жара – холод
завтрак – ужин
мир – война
сын – дочь
утро – вечер
спуск –подъем
одинаковый – разный
сытый – голодный

АНТОНИМЫ

Ребенок – взрослый
восток – запад
север – юг
рассвет - закат
свет - темнота
встреча – расставание
выезд – въезд
ленивый - трудолюбивый
аккуратный – неряшливый
ловкий – неуклюжий

АНТОНИМЫ

Шершавый – гладкий
яркий – тусклый
тепло – прохлада
удаляться - приближаться
поднять – опустить
пасмурный – ясный
первый – последний
пресный – соленый
уродливый – красивый
хрупкий – прочный
частый – редкий

Скажи наоборот

Взять много – отдать мало;
Веселый дедушка – грустная бабушка;
Младший брат – старшая сестра;
раннее утро – поздний вечер;
шумный город – тихая деревня

Игра «Один - много»

Дом – дома, стул – стулья,
брат – братья,
сын – сыновья,
стог – стога,
место – места,
море – моря
лес – леса,
луг – луга,
глаз – глаза,
кол – колья,
друг – друзья

Игра «Один - много»

Зайчонок – зайчата,
Медвежонок – медвежата,
Цыпленок – цыплята,
Утенок – утята,
Поросенок – поросята,
Ягненок – ягнята,
Жеребенок – жеребята,
Теленок - телята

Игра «Один - много»

Гнездо – гнезда,
Письмо – письма,
Кольцо – кольца,
День – дни,
Пень – пни,
Жилец – жильцы,
Гонец – гонцы,
Огурец – огурцы,
Ухо – уши,
Метро – метро,
Какао – какао,

Игра «Один - много»

Пальто – пальто,
Какаду – какаду,
Кофе – кофе,
Пианино – пианино,
Брюки – брюки,
Джинсы – джинсы,
Ножницы – ножницы,
Хлопья – хлопья,
Эскимо – эскимо,
Кафе – кафе,
Колье – колье

Игра «Много-один»

Можно также играть в обратную игру: взрослый
называет множественное число, а ребенок – единственное.
Для ребенка очень полезно тренировать образование родительного
падежа во множественном числе: «У нас был один заяц, а стало много –
…зайцев», «У нас было одно эскимо, стало много – …эскимо» и т. п

Игра «Он, она, оно, они»

Правила игры: водящий бросает мяч ребенку, называя слово

Солнце
- Дом..
- Он.
- Кошка.
- Она.
- Оно.
- Машины.
- Они. Правила игры: водящий бросает мяч ребенку, называя слово
(существительное), ребенок возвращает мяч, называя местоимение,
подходящее к этому слову: он, она, оно, они.

Пес
бежит.
- Он
бежит.
- Вишня спеет.
- Она спеет.
- Яйцо катится.
- Оно катится
Стулья стоят.
- Они стоят.

«Скажи ласково»

Дочь-доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка

«Скажи ласково»

Ход игры: попросите ребенка дополнить предложения нужным по смыслу словом.

Начинайте фразу, а ребенок будет договаривать.
Тарелка чистая, а тарелочка -... (чистенькая).
Чайник красивый, а чайничек -... (красивенький).
Сковорода круглая, а сковородочка-... (кругленькая).
Нож острый, а ножичек -... (остренький).
Суп вкусный, а супчик -... (вкусненький).
Салат рыбный вкусный, а картофельный -... (вкуснее).
Суп томатный острый, а подливка -...(острее).
Тарелка красивая, а блюдо -... (красивее).

Игра «Подскажи словечко»

У сороки белые бока, поэтому ее называют... белобокая.
У синицы грудка жёлтая, … желтогрудая.
У дятла длинный клюв, … длинноклювый.
У снегиря грудка красная,... красногрудый.
У воробья тонкие лапки, … тонколапый.

Игра «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Соль лежит в (солонке)
Хлеб лежит в (хлебнице)
Сахар лежит в (сахарнице)
Масло лежит в (масленке)
Салат лежит в (салатнице)
Селедка лежит в (селедочнице)
И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде).

Игра «Для чего они нужны?»

Ложка – чтобы есть суп;
Нож – …
Тарелка – …
Сковородка – …
Вилка – …
Чашка – …
Кастрюля – …
Чайник – …

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: мяч.
Сад и яблоко. Яблоневый сад.
Сад и груша. Грушевый сад.
Груша и варенье. Грушевое варенье.
Персик и сок. Персиковый сок.
Гранат и сок. Гранатовый сок.
Яблоко и пирог. Яблочный пирог.
Яблоко и пюре. Яблочное пюре.
Ананас и желе. Ананасное желе.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.
Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»
Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.
Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:
Что это?
Где растёт?
Внешний вид.
Каков на вкус?
Что из него готовят?

Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
(Т. Кулакова)

Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

Цель: : формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
След (чей?) – лисий, волчий ….
Уши (чьи?) – лисьи, волчьи ….
Голова (чья?) – лисья, волчья ….

Дидактическая игра «Кто кем был»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.
Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.
- Кем был бык? – Бык был теленком.
- Кем был пес? – Пес был щенком.
-Кем был козел?- Козел был козленком
И т. д.

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию.
(Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)

Сторожит, грызет, лает? - ….
Хрюкает, роет? - ….
Ржет, бегает, скачет? - ….
Мяукает, лакает, царапается? - ….
Мычит, жуёт, ходит? - ….
(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч. Взрослый кидает мяч и говорит слово.
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая

Материал: мяч.
Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.
Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.
Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.
Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.
Клен. Кленовый, кленок.
Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.
Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.

Дидактическая игра «Родственные слова»


Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый ….
Шишка (какая?) – еловая ….
Иголки (какие?) – еловые ….

Дидактическая игра «Назови, какой»

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
Кровать сделана из железа, ….
Диван сделан из кожи, ….
Стул сделан из пластмассы, ….
Сапоги из резины – резиновые сапоги.
Шапка из шерсти – шерстяная шапка.
Перчатки из кожи – кожаные ….

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье ….
Мороз – морозный, морозить, замораживать ….
Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ….

Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч.
Гвоздь из железа. Железный гвоздь.
Доска из дерева. Деревянная доска.
Ножницы из металла. Металлические ножницы.
Сапоги из резины. Резиновые сапоги.
Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.
Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.
Горшок из глины. Глиняный горшок.
Стакан из стекла. Стеклянный стакан.
Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы. Развивать воображение.
Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.
Мама достала коробку с елочными игрушками для того, чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).
Мы украсили елку для того, чтобы …
Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …
Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …
К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …

Дидактическая игра «Назови игрушку»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Цель: упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.
Клюшка нужна - хоккеисту
Коньки нужны - …фигуристу
Санки нужны - …саночнику
Лыжи нужны - …лыжнику
Шайба нужна - …. хоккеисту

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
У совы большая голова, поэтому ее называют … (…).
У свиристели звонкий голос, поэтому ее называют … (…).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (…).
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (…).
У совы большие крылья, поэтому ее называют … (…).

Дидактическая игра «Добавь слово – неприятель»

Цель: упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц.
Материал: мяч.
Родимая сторона – мать, а чужая … (мачеха).
От Родины веет теплом, а от чужбины …(холодом).
Собака лает на смелого, а кусает …(трусливого).
Худой мир лучше доброй …(ссоры).
Мир строит, а война …(разрушает).
Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).

Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч.
Солдат любит Родину. Любящий солдат.
Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.
Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.
Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.
Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист.
Граждане живут в России. Живущие граждане.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Материал: мяч.
Пиджак из шерсти. Он (какой?) - Шерстяной.
Платье из шелка. Оно …
Футболка из трикотажа. Она …
Куртка из кожи. Она …
Шуба из меха. Она …
Пальто для бабушки. Оно …
Одежда для улицы. Она…
Сапоги из резины. Они …
Косынка из ситца. Она …
Сарафан для лета. Он …
Плащ для весны. Он …
Майка для детей. Она …
Брюки для Мужчин. Они…

Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»

Голова (чья?) – львиная
Хвост (чей?) – львиный
Туловище (чье?) – львиное
Уши (чьи?) – львиные.

Дидактическая игра «Сосчитай животных»

Один морж, два моржа, … пять моржей.
Один тюлень, … пять тюленей.
Один дельфин, два дельфина… пять дельфинов и т. д.

Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч.
Поле из васильков. – Васильковое поле.
Запах луга. – Луговой запах.
Масло из розы. – Розовое масло.
Семена мака. – Маковые семена.
Аромат цветов. – Цветочный аромат.
Букет из ландышей. – Ландышевый букет.

«У кого есть..»

У кого есть лапы? – У собаки, кошки.
У кого есть копыта? – У коровы, свиньи, козы, лошади.
У кого есть рога? У кого есть шерсть? У кого есть грива?
У кого есть пятачок? У кого есть вымя?

«Подскажи слово»

У детей веселые лица, им сейчас (как?)… (весело).
У них громкие голоса, они говорят (как?)…(громко).
У Кати звонкий смех, она смеется (как?)…(звонко).
У Маши быстрые ноги, она бегает (как?)…(быстро).
Санки тяжелые, их везти (как?)…(тяжело).
Валенки теплые, в них гулять (как?)…(тепло).

Дуб – дубок.

Корень –

Дерево –

Игра «Собери дерево».

Логопед раздает детям разрезные картинки деревьев.

Л о г о п е д. Игра называется «Собери дерево», вам нужно быстро и правильно собрать разрезную картинку. А потом каждый назовет то дерево, которое он собирал.

III. Итог занятия.

Тема: «Предлог НА»

Цели:

1. Знакомство с предлогом на, его схемой.

2. Формирование навыка слышать этот предлог в разговорной речи.

3. Формирование навыка составления предложений с предлогом на.

4. Закрепление навыка составления предложений из слов.

5. Развитие внимания, памяти, слухового восприятия, пространственного восприятия.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: бабочка, схема предлога на.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Куда села бабочка?».

Логопед перемещает бабочку с предмета на предмет.

Л о г о п е д. Посмотрите, на чем сидит бабочка? (На столе, на цветке, на книге...) .

Запомните, если предмет находится наверху, на чем-то мы употребляем предлог на.

Бот как выглядит наше слово (вешает схему на доску).

II. Основная часть.

Игра «Хлопни, если услышишь».

Л о г о п е д. Я прочитаю вам предложения. Если услышите слово на , хлопайте в ладоши (логопед выделяет голосом предлог).

Мама купила печенье.

Мила села на стул.

Я катаюсь на санках.

Миша получил двойку.

Журнал лежит на столе.

Игра «Что получилось?»

Логопед выставляет на доску схему.

Л о г о п е д. Давайте составим предложение с предлогом на .

Галка сидит на заборе.

Аналогично дети составляют предложения по схемам:

Листок - земля.

Котенок - кресло.

Мяч - пол.

Книга - полка.

Игрушки - стол.

Физкультминутка.



Игра «Составь предложение».

Л о г о п е д. Все слова в предложении рассыпались. Расставьте их по порядку.

Конфетка, столе, на, лежит (конфетка лежит на столе).

Папа, на, лег, кровать.

Села,бабочка,цветок,на.

Котенок,на,залез,березу.

Бабушка, стул, на, сидит.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Давайте вспомним, когда мы употребляем предлог на ?

Тема: «Фрукты»

Цели:

1. Уточнение представления о фруктах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка согласования числительных с именами существительными.

4. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного и множественного числа.

5. Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

6. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия.

7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: муляжи фруктов, разрезны картинки (фрукты) на каждого ребенка, банки с вареньем (вырезанные из бумаги, на банках нарисованы фрукты), мяч, картинки с изображением 5 яблок.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Собирание разрезной картинки «Фрукты» (из 5-6 частей).

Каждый ребенок собирает свою картинку и называет фрукт, который у него получился.

Л о г о п е д. Яблоко, груша, банан... как назвать это одним словом?

Сегодня мы поговорим с вами о фруктах.

II. Основная часть.

Игра «Сосчитай до 5».

Л о г о п е д. Посчитайте до 5 те фрукты, которые вы собрали.

(Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов...)

Игра «Угадай фрукт».

Логопед выкладывает на стол фрукты (или муляжи фруктов):

Банан, лимон, яблоко, апельсин, киви, груша.

Угадайте, о каком фрукте я говорю:

Желтый, сладкий, длинный (банан).

Аналогично логопед описывает еще 2-3 фрукта.

Игра «Угощенье от Карлсона».

Логопед прячет в группе банки с вареньем (вырезанные из бумаги, на банках нарисованы фрукты).

Л о г о п е д. Дети, вспомните, что Карлсон больше всего любит? Он с утра прилетел к нам в группу и спрятал угощенье - банки с вареньем. Давайте их найдем. Каждый возьмет себе по одной банке!

Дети ищут угощенье.

Л о г о п е д. Какое варенье в ваших банках?

(В банке яблочное варенье...)

Физкультминутка.

Цель: знакомство педагогов с возможностями использования мяча в работе по развитию речи.

Подготовительная работа: создание видеоролика "Ты любишь играть с мячом?" /по материалам интервью с воспитанниками детского сада/; создание презентации "Наши педагогические секреты".

Материалы: мячи разного цвета и размера, среди них: футбольный, волейбольный, баскетбольный, пляжный, теннисный, мяч для регби, пинг-понга и др., LEGO-конструктор, горка, экран, проектор.

Ход занятия

1. Сообщение темы.

2. Разминка.

Цель: включение в работу, создание доброжелательного настроя.

Участники и ведущие группы сидят на стульях в круге. Ведущий предлагает представиться каждому участнику и назвать сказочного героя, имя которого начинается с любого звука, входящего в состав имени участника.

3. Из истории мяча.

Ведущий предлагает участникам взглянуть на мяч и представить, с чем могли сравнивать мяч наши предки. После того как прозвучит ответ о сходстве мяча с небесными светилами, ведущий перебрасывает мяч одному из участников, предлагая подумать над тем, с чем древние люди сравнивали траекторию движения мяча (с траекторией движения солнца на небосводе).

Ведущий: С незапамятных времен мяч был известен многим народам как священный предмет. По мнению индейцев Северной Америки, мяч изображал солнце, а действия с ним представляли собой магические ритуалы. Как к магическому предмету относились к мячу и в Японии. Его вытачивали из дерева, украшали разноцветными нитями, сплетая их в красивые узоры. Древние греки также наделяли мяч волшебной силой. Они шили мячи из кожи, набивали их мхом и перьями.

Одними из первых мяч в ином качестве стали использовать жители Римской империи. Там, кроме кожаных мячей, наполненных зернами плодов инжира, появились первые

стеклянные шары для одиночных игр. Позднее в других странах для изготовления мячей использовались разные материалы: шкуры животных, тростник, ветошь, дерево и др.

В Европу резиновый мяч попал из Центральной Америки. Его привезли в Испанию матросы Христофора Колумба. В России мячи известны давно. К примеру, в XIII в. дети играли кожаными мячами разного размера. В XIX в. в деревнях играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми, свернутыми из тряпок.

Для миллионов людей мяч был и остается одной из первых и любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его помощью малыш осваивает мир отношений, учится взаимодействовать с другими людьми. С годами меняются материалы, из которых изготавливается мяч, совершенствуется дизайн, но неизменными остаются те его волшебные свойства, которые помогают играть, тренировать, веселить, говорить, дружить!

4. Демонстрация видеоролика "Ты любишь играть с мячом?" Обсуждение.

Цель: уточнение степени использования воспитывающего и развивающего потенциала мяча в жизни современного ребенка-дошкольника.

5. Игра "Чудесный мешочек"

Цель: уточнение и расширение представлений педагогов о видах мячей.

Взрослым предлагается достать из "чудесного мешочка" мяч и назвать его.

6. Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи.

Ранний возраст

Игра: "Спой, как я" Цель: развивать длительный выдох; учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении (к взрослому) из положения сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед.

Описание: взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.

Игра "Назови ласково" Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова; учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.

Описание: взрослый, передавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т.д.

Игра "Кто как кричит?" Цель: развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его.

Описание: взрослый бросает мяч ребенку и предлагает угадать, кто зовет малыша. Вариант: взрослый, бросая мяч малышу, спрашивает, как кричит петух, собака, кошка и т.д.

Игра: "Найди мячику домик" Цель: учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч, соблюдая направления и постепенно увеличивая расстояние между ребенком и воротами.

Описание: взрослый показывает ребенку три "домика", построенных из LEGO-конструктора, предлагает найти мячику домик и прокатить мяч к нему

Игра: "Четвертый лишний" Цель: закреплять представления ребенка о форме (или величине) и учить ребенка отталкивать мяч пальцами рук.

Описание: взрослый показывает детям четыре мяча (три больших, один маленький) и предлагает найти "лишний" предмет. После того, как ребенок объясняет свой выбор, взрослый предлагает ему скатить "лишний" предмет по наклонной поверхности. Вариант: взрослый предлагает детям три кубика и один мяч.

Младший дошкольный возраст

Игра: "Чуткое ухо" Цель: развивать фонематический слух; учить бросать мяч невысоко вверх и ловить.

Описание: взрослый предлагает подбросить мяч вверх, если дети услышат заданный звук среди других звуков или в словах

Игра: "Знатоки" Цель: расширять словарный запас детей; учить бросать вверх или отбивать мяч о землю и ловить его, несколько раз без остановки двумя руками, а затем одной.

Описание: Взрослый предлагает ребенку назвать пять (семь) предметов к обобщающему понятию, отбивая при этом мячом. Например: Я знаю пять (семь) овощей: капуста - раз, :и т.д.

Игра: "Один-много" Цель: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять умение передавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди (мяч необходимо захватывать ладонью с разведенными пальцами).

Описание: взрослый передает мяч одному из детей и предлагает продолжить фразу: "У меня один карандаш, а у тебя много (чего?) - карандашей. Ребенок принимает мяч, передает его взрослому и отвечает на вопрос.

Игра: "Слово заблудилось" Цель: учить детей подбирать рифму к слову; закреплять умение детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его (при ловле мяча следует вытягивать руки вперед).

Описание: взрослый предлагает найти "пропавшее слово" и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и отбрасывает мяч взрослому.

Игра: "Загадки" Цель: формировать навык образования сложных слов; закреплять умение отталкивать мяч пальцами рук, оценивая направление и рассчитывая силу толчка.

Описание: дети сидят полукругом на коврике. Взрослый предлагает отгадать слово, которое состоит из двух других слов. Тому, кто догадался и поднял руку, взрослый катит мяч, ребенок возвращает мяч взрослому и отвечает. Например: сам и летать = самолет; сам и варить = самовар; листья и падать = листопад; овощи и резать = овощерезка и т.д.

Старший дошкольный возраст

Игра: "Строим мост" Цель: развивать фонематическое восприятие и учить детей определять место звука в слове; закреплять умение катить мяч, работая всей кистью руки, развивать глазомер.

Описание: дети играют в парах, для выполнения условий игры используется гимнастическая палка и небольшой мяч красного, синего или зеленого цвета (зависит от звука, с которым дети "дружат" на занятии). Взрослый называет слово, спрашивает, есть ли в слове заданный звук, и предлагает определить место звука в слове (начало, середина, конец).

Игра: "Скажи наоборот" Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); учить бросать мяч под углом, чтобы его мог поймать играющий, стоящий напротив.

Описание: взрослый бросает ребенку мяч с отскоком, называет слово и предлагает назвать слово, противоположное по смыслу: холодный - горячий, веселый - грустный, большой - маленький и т.д.

Игра: "Светофор" Цель: развивать фонематическое восприятие и формировать навыки звукового анализа; закреплять умение бросать и ловить мяч левой и правой рукой.

Описание: взрослый предлагает ребенку определить, какой из согласных звуков (твердый или мягкий) "живет" в слове. Если в слове "живет" твердый согласный звук, то ребенок подбрасывает вверх мячик синего цвета. Если в слове "живет" его мягкая пара, то ребенок подбрасывает мячик зеленого цвета.

Игра: "Угадай, кто (что) это?" Цель: учить подбирать качественные прилагательные к существительному и закреплять умение свободно бросать и ловить мяч, не прижимая его к груди, учить детей правильно рассчитывать и выполнять движения к мячу: шаг вперед или назад, в сторону, присесть или подпрыгнуть.

Описание: один из детей (ведущий) называет качественные прилагательные к предмету и бросает мяч другому ребенку, который должен определить, какой это предмет. Если ответ правильный, то ответивший становится ведущим. Например: маленький, круглый, живой, пушистый, желтый и т.д. (цыпленок).

Аналогичные игры можно проводить для закрепления навыка образования относительных и притяжательных прилагательных.

Игра: "Кто больше знает слов?" Цель: закреплять навыки звукового анализа; учить попадать в горизонтальную цель правой (левой) рукой с расстояния до 3-х метров.

Описание: взрослый предлагает детям подобрать слова с заданным звуком. Ребенок называет слово, берет мяч и бросает его в корзину. Знатоком считается тот, кто больше забросил мячей в корзину.

Игра: "Назови одним словом" Цель: закреплять обобщающие понятия и закреплять умение бросать мяч вверх с хлопком.

Описание: взрослый называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч. Например: "Сорока, ворона, синица, воробей, грач. Кто это?" Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому или другому ребенку с поворотом кругом.

Игра: "Доскажи словечко". Цель: формировать навыки слогового анализа слова и автоматизировать силу удара мячом.

Описание: Взрослый, бросая ребенку мяч с отскоком, произносит первый слог в слове и предлагает назвать вторую половину. Ребенок возвращает мяч тем же способом и произносит недостающую часть слова.

Игра: "Что делает?" Цель: расширять глагольный словарь и закреплять умение точно перебрасывать мяч друг другу.

Описание: ведущий называет слово, дети подбирают к нему слова-действия, перебрасывая мяч друг другу через одного. Например: что делает кошка? Мяукает, спит, ловит, ласкается, ест, сидит и т.д.

Игра: "Строим башню" Цель: формировать навыки лексико-синтаксического анализа и закреплять умение отбивать мяч о землю одной рукой (правой или левой)

Описание: ведущий предлагает "положить столько кирпичей" (столько отстучать по мячу), сколько слов "дружат" в предложении.

Игра для участников: "Минирассказы" (склонение словосочетаний)

Описание: повторяя заданное ведущим движение с мячом, ответить на вопрос, используя словосочетание. Например: заботливый муж

У меня был (кто?):Но я не ценила (кого?):Я решила расстаться с (кем?):Но мне стало плохо (без кого?):Так надо не просто думать (о ком?), а взять и вернуть (кого?). Мне надо извиниться (перед кем?) и у меня снова будет (кто?)

7. Подведение итогов предварительной работы по созданию презентации "Наши педагогические секреты", демонстрация презентации

Цель: уточнение психологических условий успешной работы по развитию речи ребенка.

8. Обсуждение, обмен мнениями

Задание: участникам предлагается оформить игротеку с мячом для дошкольников на исследование родного языка.

Завершающее упражнение: "Я учусь у тебя:"

Цель: подведение итогов, поддержание положительного эмоционального фона.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мяч со словами: "Я учусь у тебя:" (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: "Да, у меня можно научиться:" или "Да, я могу научить:". Затем он бросает мячик другому участнику.


Top