Методические разработки «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации фгос до. Социально-коммуникативное развитие

педагогический интеллект социальный коррекционный

Исследуя проблему социально-коммуникативного развития личности в теории педагогики и психологии, мы пришли к выводу, что определилась потребность, прежде всего, проанализировать психолого-педагогическую сущность феномена социально-коммуникативного развития. В определении понятия социально-коммуникативного развития сложность заключается в том, что необходимо найти такие формулировки, которые охватили бы то специфическое, что свойственно этому виду активности подростков как одному из видов социальной активности, что позволило бы отличить социально-коммуникативное развитие от любого другого социального явления.

С самого начала возникновения общество связано двойными отношениями: люди и природа и человек-человек. В первом варианте взаимоотношения человека с природой строго фиксированы как субъект и объект. Отношения второго варианта возникают на основе социальной практики, в процессе которой происходит обработка «людей людьми». Носители этого вида отношений представляют собой социальные сущности (социальные группы - первичные, вторичные, малые; коллективы и т.д.), а также личности, когда они выступают их представителями.

Социально-коммуникативное развитие в рамках дошкольной педагогики -- это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности - общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Детство - уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство - это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Сущность социального развития в более взрослом возрасте определяется как одна из линий связи человека между собой и социальной средой, как одна из характерных черт образа жизнедеятельности социального субъекта (личности, социальной группы, истории сообщества, общества), отражающая уровень направленности способностей, знаний, навыков, концентрацию волевых, творческих усилий на реализацию неотложных потребностей, интересов, целей, идеалов, благодаря освоению, сохранению, разрушению существующих или созданию новых условий, жизненно важных связей с природной и социальной средой, стимулированию личностных социальных качеств.

«Человек есть непосредственно природным существом... он наделён природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом», - подчеркивал К. Маркс .

Поэтому главным механизмом социализации является социальная деятельность человека, а условием и продуктом социализации выступают социальные стереотипы.

Становление личности предполагает стимулирование ценностной системы активности, «на основе которой осуществляется единый процесс сознания и действия» .

Ш.А. Надирашвили понимает социально - коммуникативную деятельность как «внутренний регулятор активности человека, который организует внутренние и внешние воздействия на него самого и его деятельность, и на основе их единства стимулирующий активность индивида в определенном направлении». По мнению Л. А. Старцевой, социальная активность личности выступает как качественное своеобразие деятельности, определяя при этом социальную деятельность как специфическую человеку форму активного отношения субъекта деятельности к окружающему миру: содержание деятельности составляет ее целесообразное изменение и преобразование.

Выбранный учеными подход, позволил выявить направленность мотивационных структур деятельности: индивидуальную (если индивидуальные мотивы преобладают над групповыми, а те, в свою очередь, над социальными), групповую, индивидуально-социальную, коммуникативную .

Г.А. Арсентьева, Б.А. Грудинин, Л.Е. Серебряков определяют социальную активность как меру социально деятельностной деятельности , ее качественно-количественную характеристику. В.И. Тернопольская, подчеркивая качественно-количественную определенность социальной активности, определяет ее количественные параметры: частотность, самодеятельность действий, поступков, степень внешнего стимулирования и самостоятельности, инициативности, творчества и тому подобное. К.В. Щербакова определяет социальную активность как «меру направленного действия, готовность материальных объектов вступать во взаимодействие с другими объектами, активность проявляет себя либо как особое поведение, или как способность, особое состояние».

В этих исследованиях нам предлагают определения социального развития как меры количественных и качественных характеристик деятельности. Под качественными характеристиками социально - коммуникативного развития понимают сознание, содержание, направленность деятельности, интересы и цели, мотивы, потребности, а под количественными - характеристики процесса развития и результаты деятельности (интенсивность, напряженность, временные затраты). Во втором случае понятие «мера» свидетельствует о неправильном понимании закона перехода количественных изменений в качественные.

Ряд ученых характеризует социальное развитие как особое свойство личности, ее качество. Т.М. Мальковская определяет социальную активность следующим образом: «Социальная активность - это интегральное свойство, характеризующее состояние субъекта в процессе взаимосвязей действия в деятельности, необходимость которой обусловлена??общественно значимыми целями».

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе .

Ю.В. Волков предлагает рассматривать социальное развитие как черту личности или какой-то общности людей, которая характеризует ее участие в решении практических задач, стоящих перед обществом в конкретных общественно-исторических условиях, выделяя такие виды общественной активности: трудовая, творческая активность, освоение знаний и опыта, социально политическая активность, военно-патриотическая активность, культурно-творческая активность.

А.В. Сластёнин в широком смысле понятия «социальная активность» предполагает наличие трех крупных блоков, без учёта характеристик в которых понятие «социально-коммуникативная активность» в его эмпирическом представлении становится недостаточно полным. Первый блок - это устойчивые внутриличностные убеждениями, которые формируются в процессе развития и воспитания, активного взаимодействия личности с окружающим миром и характеризует человека как общественное существо, обеспечивая его самоценность как индивидуальность. Второй блок - это сам процесс деятельности. Третья составляющая социальной активности -условия и факторы ситуации, в которой действует индивид .

Понимание социальной активности как деятельности иногда сводится к активной жизненной позиции. Так, отождествляется понятие «социальная активность» с активной жизненной позицией. О.К. Рычков отмечает, что понятие «активная жизненная позиция» по своему содержанию близко к понятию «социально активная личность», которое отражает основное свойство социальной активности личности, связанное с необходимостью выбора ценностных ориентаций и поведения в соответствии с собственными убеждениями.

Поскольку каждое свойство имеет признаки, которые его характеризуют, остановимся на признаках социального развития. Ученые выделяют такие признаки, как: ориентированная целевая установка деятельности на общественный прогресс; направленная деятельность на выполнение общественных задач; мотивация, основанная на мировоззрении, морали и идеологии общества; понимание общественно значимого значения дела; сочетание личностных и общественных интересов; готовности прийти на помощь; стремление овладеть необходимыми умениями для выполнения конкретного дела; интерес, готовность к общественной деятельности; фактическое участие в ней и проявление социальной ответственности; самостоятельности, инициативности; общение выступает как форма и средство проявления общественных отношений, как особый вид совместной деятельности.

О.К. Рычков под критериями, определяющими социально-коммуникативное развитие личности, понимает совокупность количественных и качественных показателей, на основе которых проявляются ее существенные качества, а также степень их проявления в деятельности, выделяя при этом как надежный критерий - деятельность личности, ее направленность, характер, интенсивность. Но, к сожалению, автор рассматривает критерии социально-коммуникативного развития через призму эмпирических характеристик деятельности. В данном случае постулируются показатели деятельности .

Коммуникативность представляет собой ценностные характеристики личности в современном мире, характеризующиеся наличием у личности способностей и возможностей для изменения условий жизни и самого себя, то есть проявления социально-коммуникативной активности. Сейчас коммуникативность личности выражает общечеловеческие и индивидуальные интересы человека.

Теорию коммуникативного воздействия развил немецкий социальный философ Ю. Хабермас, который выделил четыре идеальные типа социального воздействия: стратегическое (действие руководствуется эгоистическими целями), нормативное (подчинение действия общепринятым нормам и ценностям), драматургическое (игра на публику, создание собственного имиджа), коммуникативное (непринужденное согласие участников действия для достижения общих результатов в определенной ситуации). Ю. Хабермас ищет пути, которые вывели бы общество из кризиса, в котором оно оказалось, и делает акцент на человеческом взаимодействии - «интеракции» (коммуникации) и в этой связи выделяют три интереса :

1) «технический», познавательный интерес, характеризующий точные науки;

2) «практический» интерес (человеческая интеракция);

3) эмансипированный, «освобождающий» интерес.

Деятельность всегда определенным образом связана с проявлением коммуникативной активности личности. Проблемами коммуникации занимаются представители разных наук: философы, культурологи, лингвисты, педагоги, психологи, социологи. Но на сегодня в научной литературе отсутствует четкая концепция изучения «коммуникации» как социального феномена.

Коммуникативное развитие рассматривают как составную жизненного развития человека, наряду с познавательным, ценностно ориентационным, практически-преобразовательным и художественным и предлагают следующую структуру коммуникативной деятельности:

Коммуникативный потенциал (имманентные от рождения задатки человека к общению с себе подобными);

Коммуникативная компетентность (приобретенный опыт человека в процессе социального взаимодействия);

Социально-коммуникативная активность (коммуникативно- исполняющее мастерство личности) .

Существует два основных подхода к определению сущности понятия «коммуникации» (общение) - деятельностный и информационный: «...деятельность является активностью, направленной на превращение объекта, а общение - это взаимодействие, где объект и субъект совпадают» ().

Стоит обратить внимание на систему коммуникативных умений (), в которую вошли: интерактивные умения (умение применять правила этикета, проявлять доброжелательность и привязанность, умение ориентироваться в разных условиях, умение прогнозировать свое поведение и поведение партнера, умение найти компромисс, убеждать, сохранять внутреннюю автономию в ситуации общения, управлять собой, умение инициировать общение, устанавливать контакт, умение соблюдать нормы и правила адекватной оценки поведения партнера, умение дифференцировать невербальное поведение партнера); информативные умения (умение быть конкретным в выражениях, умение генерировать идеи и формировать их, умение осуществлять коммуникацию).

«Коммуникация - как утверждал К. Ясперс, - это жизнь человека среди других людей» .

В теории психологии одним из самых перспективных и динамических разделов стала психология межличностного общения. «Как бы человек не пытался, - отмечают психологи, - он не может не коммуницировать» (АВТОР ).

Таким образом - это уже социальная коммуникация, которая становится условием консолидации и согласия в нашем разобщенном, индивидуализированном, прагматическом обществе.

Критерий социально-коммуникативной активности как соотношение деятельности и самодеятельности в процессе межличностного взаимодействия достаточно важен, а именно: преобладание внешних и внутренних побуждений; доминирование в деятельности репродуктивных или творческих компонентов; приспособление к обстоятельствам или творение их; соотношение устойчивого проявления данного качества личности в поведении, действительности, социально-коммуникативной деятельности .

Проблема критериев социально-коммуникативной активности весьма дискуссионная, но, без сомнения, критерий социально-коммуникативной активности имеет комплексную природу. Начальными социологическими показателями этого феномена рассматривают социальную направленность и самодеятельный характер проявления субъектом активности ().

Учитывая это, с пониманием критерия социально-коммуникативного развития тесно связана и проблема его структуры.

По мнению А. К. Колосовой, в структуре социально-коммуникативного развития есть два аспекта: отношение к содержанию деятельности и отношения к социальной ценности деятельности. В.А. Сластёнин доказывает, что социально-коммуникативная активность как системное образование содержит три компонента: аффективный, праксеологический и объединяет вместе когнитивный и аксиологический компоненты.

Другую интерпретацию предлагает Е.В. Андриенко, выделяя в структуре феномена четыре ведущие компонента: аксиологический компонент, который отражает общую направленность позиции субъекта активности в отношении социально значимой деятельности; когнитивный компонент, отражающий уровень осознания субъектом необходимости такой активности; аффективный компонент, выражающий подачу значимости этой активности в эмоциональную сферу субъекта; праксеологический компонент, который находит свое выражение в соответствующих операционных установках субъекта .

А.В. Петровский рассматривает три возможных сферы социальной реализации личности по критерию действие - взаимодействие - результат этого действия (соответственно - интраиндивидуальной, интериндивидуальной и метаиндивидуальной сферы), причем основой этой активности является важнейшая социогенная потребность человека - «потребность быть личностью, потребность в персонализации» .

Таким образом, наличие вышеприведенной структуры, критериев и признаков социально-коммуникативного развития говорит о существовании различных уровней сформированности данного феномена.

Рассматривая уровни социальной активности как меры развития способности личности, социальной группы сознательно влиять на окружающую среду, изменяя и преобразовывая ее в соответствии с задачами общества, И. А. Филиппова выделяет шесть уровней социальной активности .

Нам более импонируют положение, выделяющее четыре уровня социально-коммуникативного развития: нулевой (стойкая социально-коммуникативная пассивность ученика), низкий (ситуативная, неустойчивая социально-коммуникативная активность школьника), средний (стойкая социально-коммуникативная активность, но творческие элементы проявляются в деятельности ситуативно), высокий (стойкая социально-коммуникативная активность с преобладанием в деятельности творческих элементов).

«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

в соответствии с ФГОС ДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей:

1.социально коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3.речевое развитие;

4.художественно эстетическое развитие;

5.физическое развитие.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

На экране вы видите задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.

Коммуникативная компетентность - «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л.А. Петровская).

К элементам эффективного общения относят следующие:

Желание вступать в контакт с окружающими;

Умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.

Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

На экране вы видите формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Формы организации деятельности детей

групповые

подгрупповые

индивидуальные

подгрупповые

Образовательная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

Интегрированные занятия;

Игровые ситуации, игры с правилами,дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

Индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

Самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

Опыт работы дошкольных образовательных организаций показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:

  • организацию предметно-пространственной среды;
  • создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
  • стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
  • устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
  • мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
  • о беспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
  • моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности .

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Сетования педагогов по поводу недостаточного уровня речевого развития детей (особенно связной речи) можно слышать, пожалуй, чаще других. Они говорят о существенных трудностях, возникающих у части детей при составлении рассказов «из личного опыта», по картине и серии картин; пересказывании художественных произведений; выполнении творческих заданий на дополнение незавершенных историй и пр.

Однако за низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, отстающих в развитии от своих сверстников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно – недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является лишь одним из средств, хотя и очень важным.

Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными. Поэтому практическая работа в данном направлении складывается по большей части стихийно, основывается более на педагогической интуиции, нежели на глубоком знании закономерностей развития коммуникативной деятельности в онтогенезе. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения её языковыми средствами (это касается пополнения словарного запаса, формирования словообразовательных навыков и т.д.), что достаточно слабо влияет на процесс развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны.

Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Всем известна, например, ситуация, когда дети ясельного возраста играют в песочнице: каждый со своим совочком, каждый со своим ведерком, просто мирно сосуществуют. Играющего рядом ребенка в качестве объекта взаимодействия они ещё не рассматривают. Но вдруг ведерко соседа привлекает внимание ребенка, он встает, направляется именно к ведерку, отбирает его у владельца и … спокойно начинает совочком насыпать туда песок.

В дошкольном возрасте дело обстоит уже иначе. Уже у младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия. Конечно, самостоятельно наладить взаимодействие младшие дошкольники ещё не умеют, не знают, как это делается. Очень многое зависит от взрослого, от того, как он будет руководить этим процессом, научит ли своего малыша необходимым средствам привлечения внимания другого человека и т.д.

От взрослого зависит так же и то, как будет восприниматься сверстник – на положительной эмоциональной основе или на отрицательной. Но важно то, что уже с младшего дошкольного возраста ребенка не устраивает прежняя позиция «рядом». Он хочет быть «вместе» с детьми. Наряду с эмоциональными у детей постепенно формируются взаимные деловые, в среднем дошкольном возрасте и игровые формы взаимодействия. А в старшем - взаимодействие становится личностным.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы. Интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольника.

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяются различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.

Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим параметрам:

Характеристика коммуникативной активности . Педагог обращает внимание, легко ли вступает ребенок в контакт со взрослыми и детьми, имеются ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх и пр.

Предпочитаемый адресат общения . Выявляют, направлен ли ребенок преимущественно на взрослого, либо на сверстника. Отмечают, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению со взрослыми в поле восприятия дошкольника (начиная со среднего дошкольного возраста), имеется ли предпочтение сверстников (по эмоциональному, деловому, игровому, познавательному принципу).

Степень сформированности «схемы беседы».

Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств. Проводят анализ неречевых коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечают, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.

Анализ речевых средств. Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребенка. какие виды коммуникативных высказываний имеют наибольшую частотность, имеют ли вопросы познавательную направленность.

Опыт показал, что наиболее трудным для анализа коммуникативного поведения ребенка оказывается речевой параметр.

Надо отметить, что бедность словарного запаса не влияет фатально на качество коммуникативного поведения человека. Достаточно вспомнить Эллочку из «Двенадцати стульев», имеющую в активном словаре около 30 слов, но у которой никаких нарушений коммуникативного поведения не было.

Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления:

Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.

Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).

Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, нормами поведения но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.

Все эти направления обеспечивают:

  • развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
  • повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний);
  • овладение «схемой беседы»;
  • развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения;
  • развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений (картинок, картин), имитационных движений и действий с воображаемыми объектами);
  • развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в движении, схематическом рисунке, речи;
  • развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации);
  • умение актуализировать в общении содержание своего собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта в качестве основного содержания коммуникативного тренинга;
  • развитие языковой способности (компетентности);
  • развитие речевого творчества;
  • развитие связной речи.

Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть контекстной речью.

Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.


Социально-коммуникативное развитие

Мальцева Ольга Андреевна, методист ГБОУ СОШ № 1 СП д/с № 27. г. Чапаевск Самарская область.

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

  • усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.

Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

Традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

– утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

– читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

– день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

· Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

  • – воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
  • -воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
  • – устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

· Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.

· Социальные знаки:

  • – повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
  • – руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;
  • – флажок у того, кто замыкает строй.

Педагоги могут привести много таких примеров.

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.).

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.

Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.

С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Непосредственно образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности. Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Света Карастелева
Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие»

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентно способный человек – это не только интеллектуально развитый , способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка .

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему : как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития . Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Вот почему меня заинтересовала проблема « через интеграцию различных видов деятельности». Т. К. основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Основной целью в моей работе по социально-коммуникативному развитию является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства, для осуществления которой я использую следующие задачи :

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

Формирование основ безопасности в быту, социуме , природе;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Ожидаемый результат

развитие эмоций и навыков общения у ребенка;

Успешная социальная адаптация ;

Улучшение детско - родительских отношений.

Данное направление моей работы нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях : Приказ МинОбрНауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.

Мир детства – это период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру и мир открывается ему гармоничными и контрастными сторонами.

« детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.»

В. А. Сухомлинский

Что же такое «социализация » ?

«Социализация » происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Дошкольный возраст – это период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности .

Это начальный период социализации ребенка , приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.

Социальное воспитание дошкольника - это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.

Это формирование гуманистических чувств и отношений.

Это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения.

Это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Я работаю по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» . Использую парциальную программу

Князевой О. Л., М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» , региональную программу «Приключение светофора» , методическое пособие Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова «Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет» .

Главный принцип в построении предметно развивающей среды и игрового пространства : не давать готовые ответы, а развивать исследовательские способности детей в поиске ответа на вопросы.

Создавая развивающее пространство я руководствуюсь принципами в соответствии с ФГОС ДО :

Насыщенности среды;

Трансформируемости;

Полифункциональности;

Вариативности;

Доступности;

Безопасности.

Игра, в реализации ФГОС ДО, выступает как форма социализации ребёнка . Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. А. Екжанова в зависимости от возраста детей, созданы следующие зоны для сюжетных игр :

- «Дом, семья» .

- «Игры с транспортом» .

- «Больница» .

- «Магазин» .

- «Игры с животными» .

- «Мастерская» .

- «Парикмахерская» .

Я проявляю фантазию, чтобы увлечь своих ребят новой игровой ситуацией, которая вдохновит их на самостоятельную игру.

Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.

Создание патриотического уголка помогает мне познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами; с русскими народными промыслами и традициями.

Следующее направление является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе.

В группе находятся :

Макет перекрёстка;

Набор дорожных знаков, макет светофора;

Атрибуты инспектора ДПС;

Набор транспортных средств;

Иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;

Плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;

Папки-передвижки;

Дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.

Трудовая деятельность в воспитании ребенка осуществляться с самого раннего возраста последовательно и систематично.

Труд в этой деятельности рассматриваю как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления , внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу .

В группе спланирована и оборудована зона по познавательно – исследовательской деятельности в соответствии с требованиями, возрастными особенностями и запросами детей. В уголке размещены разнообразные занимательные игры с тем, чтобы каждый ребёнок мог выбрать для себя игру по интересам, а также развитие качеств и свойств личности ребёнка.

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Детское экспериментирование важно для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Развитие речевых способностей у детей невозможно без создания современной развивающей предметно пространственной среды. В результате использования содержания речевого уголка я обогащаю активный словарь детей, обучаю владению речью как средством общения и культуры, развиваю связную , грамматически правильную речь.

Театральный уголок несёт в себе функцию нравственной направленности, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит своё место в импровизированных постановках. Персонажи становятся образами для подражания.

Всю свою работу я строю на следующих принципах :

Научности;

Доступности;

Прогностичности;

Последовательности и концентричности;

Системности;

Интегративности;

Культуросообразности и регионализма;

«диалога культур.

В своей работе я использую следующие формы деятельности :

Совместная (партнерская) деятельность;

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Совместная (партнерская) деятельность подразумевает :

1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

2. Добровольное присоединение детей к деятельности.

3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности.

4. Открытый временной конец занятия.

Образовательную деятельность детей в режимных моментах осуществляю :

1. В утренние и вечерние часы.

2. На прогулке.

Использую следующие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня :

1. Подвижные игры с правилами.

2. Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия.

3. Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе.

4. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.

5. Опыты и эксперименты , дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры-драматизации.

6. Беседы, ситуативные разговоры.

7. Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации.

Самостоятельная деятельность детей

как свободная деятельность детей обуславливается в первую очередь предметно-развивающей образовательной средой.

В своей работе я использую все виды деятельности.

Игровая деятельность оказывает непосредственное влияние на положительную социализацию дошкольников , дает возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.

Познавательно-исследовательская деятельность которая связана с решением задач по формированию элементарных представлений о семье, малой родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, элементарные представления о государстве, знание основ безопасности, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными.

Коммуникативная деятельность главными направлениями внутри данной образовательной области являются социальное развитие , коммуникативно-речевое и нравственное развитие ребёнка .

Восприятие художественной литературы и фольклора приобщение к художественной литературе и фольклору соответствующей тематики содействует формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.

Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Изобразительная деятельность в процессе которой происходит эмоционально-личностное развитие , формируются представления о явлениях действительности, взаимодействии и взаимоотношениях объектов.

Музыкальная деятельность способствующая развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирующая готовность к совместной деятельности со сверстниками, а также развивающая умение распознавать эмоциональные состояния.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд связан с удовлетворением социальных потребностей ребёнка.

Двигательная деятельность способствующая формированию обобщенных представлений детей о своем организме, его возможностях.

В своей работе применяю следующие методы :

Наглядные;

Практические;

Словесные;

Метод сравнивания;

Метод моделирования ситуации;

Метод повторения.

Новизна опыта

В своей работе я применяю тестопластику.

С детьми мы изготавливаем сказочных героев, которые потом мы применяем в игровой деятельности. Вместе с детьми мы сочиняем сказки, и оживляем этих героев.

Свой опыт работы с тестопластикой я применяю и в работе с родителями . Родители помогают создавать материалы для использования оснащения развивающей предметно пространственной среды в игровой деятельности

(знаки, дома, куклы, посуда и т. д.)

Партнёрство с семьёй строю на основе взаимного уважения и добровольности.

Цель взаимодействия с семьёй :

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.

Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются :

Родительские собрания;

Лектории;

Круглые столы;

Мастер-классы;

Заседания клуба «Семейная гостиная» ;

Индивидуальные консультации;

Размещение материала на стенде для родителей;

Тренинги.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей :

Дни открытых дверей;

Турниры знатоков;

КВН, викторины;

Праздники;

Семейные конкурсы;

Выпуск газеты;

Просмотры фильмов, мультфильмов;

Концерты;

Оформление групп;

Соревнования;

Благоустройство ДОО и территории.

Активное участие я принимаю в жизни ДС. Обладая артистизмом и перевоплощением постоянно играю различные роли в мероприятиях дошкольного учреждения.

Готова всегда прийти на помощь коллегам. Я являюсь наставником и примером для молодых специалистов. Провожу консультации, мастер – классы, делюсь своим опытом , разрабатываю проекты.

В МБДОУ№60 я работаю около двух лет . Оценку индивидуального развития детей провожу в рамках педагогической диагностики. Результаты моей непосредственной работы вы видите на экране .

Динамика результатов освоения образовательной программы

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Начало года 2015 9% 91%

Конец года 2016 18% 68% 14%

На экране вы видите мои достижения, и достижения моих воспитанников.

В результате проведённой целенаправленной и систематической работы дети :

Овладели основными способами деятельности, проявляют инициативу, самостоятельность в игре, общении, выборе партнёра;

Положительно относятся к миру, обладают чувством собственного достоинства.

Способны договариваться, учитывать интересы других, сочувствовать.

Активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх;

Адекватно проявляют свои чувства, стараются разрешать конфликты;

Способны к волевым усилиям, умеют подчиняться правилам и социальным нормам ;

Могут подчиняться правилам безопасного поведения и личной гигиены;

Способны к принятию собственных решений.

Благодарю за внимание. Творческих успехов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад первой категории

№ 60 «Ягодка» с. Кулешовка

«Социально – коммуникативное развитие через интеграцию различных видов деятельности».

Карастелева Светлана Анатольевна

Воспитатель первой квалификационной категории

Опыт работы учителя-логопеда ДОУ. Создание условий для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования: воспитателям, логопедам, психологам, а также родителям.
Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации .
Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Коммуникативные способности - это индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения и выполнения какой-либо деятельности.
Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность - потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии.
Что побуждает ребенка вступить в общение?
Причины вступать в общение связаны с тремя главными потребностями ребенка:
- потребность во впечатлениях,
- потребность в активной деятельности,
- потребность в признании и поддержке.
Таким образом, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Развитие при этом – динамичная категория, подразумевающая изменение и совершенствование, и, для создания целостности этого процесса, требующая не только составление определённого плана мероприятий, но и выстраивание их в соответствии с постулатами общепризнанной и апробированной временем теории развития.
Среди множества теорий развития наиболее приемлемой, и с точки зрения понимания, и с точки зрения применения, является теория Л.С. Выготского.
Его идеи удивительно современны, они являют собой оригинальные теоретические представления о психическом развитии ребенка и психологических условиях этого развития.
Л.С. Выготский доказал, что психическое развитие ребенка есть процесс его культурного развития. Он писал, что «… по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка».
Чем же должен овладевать ребенок?
По утверждению Л.С. Выготского, процесс культурного развития включает в себя:
- овладение культурно заданными средствами действий с предметами,
- овладение культурно заданными средствами отношений с другими людьми,
- овладение культурно заданными средствами владения собой, своей психической деятельностью, своим поведением.
Только в результате всего этого развиваются собственно человеческие, высшие психические функции, формируется личность, развивается мировоззрение, компонентом которого является ценностное отношение к человеку вообще и к себе как человеку.
Он не только обосновал, что психическое развитие ребенка есть процесс его культурного развития, но и доказал, при каких психологических, педагогических и социальных условиях этот процесс культурного развития происходит. Очень важно, чтобы современные инновационные процессы в образовании не только учитывали эти условия, но и создавали их.
Как мы все знаем, Л.С. Выготский представлял процесс развития в виде движения от зоны актуального (к ней относились те знания и умения, которые ребёнок мог продемонстрировать самостоятельно, без помощи взрослого) к зоне ближайшего развития (спектру тех знаний и умений, которые ребёнок способен освоить на данном этапе, но только с помощью взрослого).
Для успешного формирования социально-коммуникативных навыков должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
- организацию предметно-пространственной среды;
- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
- стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
- обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками.
И вновь мы приходим к тому, что процесс создания условия для развития социально-коммуникативных навыков должен происходить только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
Ведь в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции».
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.
Какие коммуникативные способности и качества могут сформировать у детей игры, которые проводятся на логопедических занятиях?
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Предлагаю Вам несколько логопедических игр, которые, наряду со своими коррекционно-образовательными задачами, решают также и задачи развития социально-коммуникативных навыков. Таким образом, они могут использоваться педагогами в своей непосредственно-образовательной деятельности.
Игра: «Волшебная палочка»
Цели: развитие умения слушать друг друга, закрепление уменьшительно-ласкательных значений слов, расширение объема словаря.
Детям предлагается на некоторое время стать "волшебниками" и "превратить большие слова в маленькие". Дети передают по кругу "волшебную палочку", называют уменьшительно-ласкательное значение предложенных педагогом слов, внимательно выслушивая ответы друг друга.
Другой вариант игры: дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.
Игра: «Угадай словечко»
Цели: развитие внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения, закрепление понятий: слово-действие, слово-признак.
Дети встают в круг. Педагог бросает мяч каждому ребенку и предлагает по словам-действиям или словам-признакам догадаться, о каком предмете говорится.
Игра: «Всезнайки»
Цели: расширение объема словаря, развитие связной речи.
Дети встают в круг. Педагог дает им цветочек и просит передавать его друг другу до тех пор, пока они не услышат звуковой сигнал ведущего (педагога). Тот, у кого в руках останется цветок, должен назвать по три слова, относящихся к одной категории, например, три фрукта (овоща, домашнего животного, птицы, вида транспорта и т.д.).
Игра: «Посылка»
Цели: развитие умения описывать предмет, расширение объема словаря, развитие связной речи.
Педагог предлагает открыть "посылку", узнать, от кого она и в какую игру предлагает поиграть тот или иной персонаж. Каждый ребенок выбирает себе картинку и, не называя и не показывая ее, описывает изображенное на ней. Остальные дети должны догадаться, кто же это.
Игра: «Сыщики»
Цели: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, формирование фонематических представлений, расширение активного словаря, развитие умения работать в команде, договариваться друг с другом, быть внимательными.
Педагог просит детей разделиться на две команды. Первая команда ищет картинки, в названии которых есть звук [с], а вторая команда- картинки, в названии которых присутствует звук [ш]. Можно поставить любую другую задачу: собрать картинки, относящиеся к домашним/диким животным и т.д.
Таким образом, установление речевой коммуникации является одним из главных условий полноценного развития ребенка.


Top