Агрессивные дети рекомендации. Материал на тему: Рекомендации родителям: "Агрессивные дети"

«Ваш ребёнок грубый, агрессивный, ему не место среди нормальных детей», — вот что могут услышать про своего ребёнка родители. Слова эти больно ранят и огорчают, ведь как правило, нам не хочется слышать подобное о своих детях. Какие рекомендации дают психологи родителям агрессивного ребёнка, мы подробно рассмотрим в этой статье.

А так ли страшна детская агрессия?

Как правило, детской агрессивности однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом.

Как правило, детская агрессия воспринимается социумом, как деструктивное поведение. И вызывает у людей лишь отрицательные эмоции.

Однако, это не совсем верно. Во-первых, агрессия– является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане– личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения.

Но, что делать, если агрессия ребёнка имеет деструктивный характер и несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Огромную роль в этом играет семья, в которой воспитываются дети.

Есть родители, которые очень пекутся за то, как выглядит и ведёт себя ребёнок. И за любой «неправильный», с их точки зрения, поступок, его наказывают, а иногда и бьют, тогда, что ждать от такого воспитания. Всем известна истина «Агрессия порождает агрессию». Или можно наблюдать другую крайность. Когда родители мало времени уделяют общению со своим сыном или дочерью. Тогда, ребёнок, любыми способами пытается его привлечь. Ведь они обращают внимание на него только тогда, когда обсуждают его поведение. И пусть его ругают, в данном случае, но негативное внимание, это тоже внимание, а одинокий ребёнок очень ждёт любое, даже такое.

Лучшие рекомендации психологов родителям агрессивного ребёнка

Психологи рекомендуют начинать коррекцию агрессивного поведения с простых и доступных методов и приемов, которые любой родитель может применить дома. Эти методы бывают, как физическими, так и творческими. Необходимо применять оба направления, для полноценной работы над проблемой.

1. Побить подушки. Подушками можно выбить любую злость, при этом действии даже можно обзываться так, как предлагается в упражнение №3.

2. Боксёрская груша, также является отличным средством для выхода своих отрицательных эмоций и естественного выброса адреналина. Лучше если эмоциональный ребёнок побьёт грушу, чем своего соседа по-парте.

3. Если у ребёнка прослеживается агрессия в виде словесной брани. То есть, во время злости он говорит обидные слова. Предложите маленькому злюки игру в «обзывалки», только обзываться можно овощами, фруктами или предметами быта.

— Ах, ты кабачок, ах ты сковородка и т. д.

И не обидно никому и эмоциональная разрядка.

4. На большом плакате написать или нарисовать самые гадкие слова, которые можно сказать в адрес обидчика, плакат нужно потом сжечь.

5. Если ребёнок ругается плохими словами, кричит, мы можем ему предложить «Мешок криков». Это может быть любой мешочек, но его использовать для других целей нельзя. Можно договорить с ребёнком, что пока в руках у него этот мешочек, то он может ругаться в него сколько хочет. Но если мешочек уже завязан, то все бранные слова остались в мешочке. Он их больше не употребляет, а говорит спокойно о том, что ему не нравится.

6. Обратиться к специалисту, если вы видите, что злость ребёнка изливается не на предметы, а на себя, так называемая самоагрессия. Когда ребёнок бьётся головой о стену или рвёт на себе волосы. Это пограничное состояние и при таком поведении необходима помощь специалиста.

Родители маленького агрессора должны обратить пристальное внимание на следующие моменты в развитии ребёнка: насколько у него развита речь, принимают ли его сверстники, что он умеет делать. Таким детям можно и нужно помогать входить в сообщество, находить интересные дела.

Когда о ребёнке говорят, что он злой, не воспитанный, агрессивный, часто здесь можно найти психологические проблемы, которые и лежат в основе такого поведения. Ребёнок становится «неудобным». Это могут быть дети с синдромом гиперактивности, дефицита внимания. Дети, у которых слабая конституция нервной системы. Этим детям нужна особенная помощь, с помощью которой ребёнок сможет взглянуть на мир другими глазами.

7. Родителям нужно очень осторожно давать советы своим детям. Порой, они сами подталкивают детей на агрессивные действия, говоря им: «Тебя бьют, ты должен дать сдачи».

Как ни странно, но причина, возможно, в том, что сам родитель испытывает большой страх, что его ребёнок вырастит слюнтяем, которого все бьют. Такими советами, они успокаивают себя, что с их ребёнком все будет хорошо. Однако, часто бывает всё совсем наоборот и такими советами родители лишь подкрепляют в ребёнке чувства злости и агрессии. И в другой раз ему лишь только может показаться, что на него кто-то нападает, а он уже пойдёт в оборону.

Ребёнок злиться на себя. Часто это может быть перенос некоторых родительских утверждений, неоправданных ожиданий. Смотря, по какому поводу он злится. Необходимо с ребёнком проговорить, о причине по которой он злится. Ведь причины могут быть разные. Не купили, что-то в магазине, друг пообещал и не выполнил обещанного и т.д.

8. Не применять физические наказания. Наказания вызывают цепную реакцию. Если с ребёнком обходятся агрессивным образом. Шлёпают, ставят в угол, то он будет вести себя ещё хуже. Ведь мы хотим, чтобы ребёнок вел себя дружелюбно, контактно. Сами же прибегаем к таким способам воспитания, которые никак не вяжутся с задачей этого воспитания.

Иногда родителям всё же необходимо проявить твёрдость и остановить агрессивные действия ребёнка, но сделать это нужно не криком и битьём, а уверенным и твёрдым голосом. Взять его за руку и поговорить. Только делать это нужно с позиции — давай решим это вместе, а не с позиции давай тебя научу, я большой и умный, а ты маленький и глупый. Такое общение обычно воспринимается детьми как нравоучения. И такой разговор может вызвать у него новую вспышку агрессии.

Злиться можно и нужно, ведь это обычная составляющая нашей эмоциональной сферы. Вот только как вовремя справится с этой эмоцией, не дать ей выйти из берегов. Этот вопрос и есть самый сложный.

9. Ввести правила. Многие ситуации, в которых ребёнок ведёт себя агрессивно, можно уменьшить или избежать вовсе. Для этого, как не странно, необходимо ввести правила в семье. На самом деле, детям, с их хрупкой нервной системой, очень нужны правила. Так легче организовать ребёнка, выстроить с ним доброжелательные отношения. Можно придумать правила вместе с детьми. Записать их на листе бумаги и повесить на видное место. А за нарушения правил, нарушителю грозит какое-то шутливое наказание. Это может быть танец тумба-юмба, или прокукарекать 10 раз из окна. Тут всё будет зависеть от вашей фантазии.

10. Необходимо переключать физическую агрессию ребёнка на что-то мирное. Например, это может быть езда на велосипеде, игра с мячом. Любой физический труд, который по душе.

11. Контролируйте, что смотрит ваш ребёнок по телевизору. Или, какие передачи вы включаете в присутствии ребёнка.

Если родители постоянно смотрят по телевизору криминальные фильмы, новости со страшными сюжетами насилия и позволяют ребёнку тоже это видеть и слышать. На эмоциональном плане ребёнок считывает такую информации, как социально приемлемую. Заряжается энергетикой негатива и затем это нужно куда-то выплёскивать. В детском саду и школе, на детских площадках.

12. Проговаривайте с ребёнком возможные неприятные моменты для него, еще до их наступления.

Походы, в поликлинику, детский сад, школу, могут восприниматься ребёнком как некое насилие. Он не хочет идти в поликлинику, толкаться в душном транспорте, слушать чужую тётю в детском саду, долго сидеть на уроке в школе. А взрослые его заставляют всё это делать. Вспышки гнева со стороны детей в таких случаях не редкость.

Постарайтесь проговорить с ребёнком, еще до похода в поликлинику, зачем вы туда идёте. Для того, чтобы не болеть. Чтобы быть весёлыми и здоровыми, нам иногда приходится посещать врача. Расскажите ребёнку о своих чувствах. Что вам, возможно тоже не хочется идти в поликлинику. Примите его желания и нежелания одинаково положительно.

Поиграйте с ним в детский сад дома. Возможно, вам станет ясно, почему именно не хочет ребёнок идти в детский сад, чего или кого он боится. Если его кто-то обижает, он может встать в роль обижающего его человека. Проговорив и проиграв дома какие-то эмоционально тяжёлые для ребёнка моменты. Он вытесняет, выплёскивает эти эмоции и негатив не остаётся внутри ребёнка.

13. Не заставляйте ребёнка просить прощения, если ему не хочется. Но если вы чувствуйте, что он готов попросить прощение, у человека которого он обидел, то нужно это сделать обязательно. Ведь когда мы, просим прощение искренни сожалея о содеянном, то нами движут только светлые и добрые чувства.

Если попросить прощение ребёнку тяжело, то вы можете ему помочь, написать открытку для того человека, которого он обидел. Если ребёнок еще не умеет сам писать, то это можете сделать вы. Что именно написать, в такой открытке, пусть решает сам ребёнок.

Чтобы ребёнок просил прощения у других людей, родители должны научиться просить прощение у своего ребёнка, друг у друга в семье, если это необходимо. Ведь если, дома эта модель поведения не принята, то и от детей этого не стоит ждать.

Задача родителей научить ребёнка справляться со злостью и агрессией самостоятельно, без кулаков, с помощью слов и самоконтроля.

14. Развивайте в ваших детях чувство самоконтроля.

Задания по развитию самоконтроля могут быть такие:

  1. «Сержусь, но улыбаюсь». В течении 1 минуты нужно топать ногами, сохраняя при этом улыбку на лице.
  2. «А зелёным не рисовать». На листе бумаги рисуем ель, огурец, крокодила. Условие только одно. Рисовать зелёным цветом нельзя.
  3. «Тихо, очень тихо, ещё тише». По сигналу «Тихо!» ребёнок начинает мять лист бумаги. По сигналу «Очень тихо!» нужно сжать лист бумаги в кулаке. По сигналу «Еще тише!» ребёнок закрывает глаза и ложится.
  4. Не выхожу за рамки. Нужно заштриховать любой рисунок, не выходя за рамки. Делать это нужно левой рукой, стараясь не выходить за границы рисунка.

15. Коррекция агрессивного поведения с помощью цвета и музыки

Давно известно, что цвета влияют на нашу психику, как, и музыка. Так, при коррекции тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости психологи рекомендуют использовать голубой и синие цвета. Музыкальные произведения: Ф. Шопен «Вальс» (любой); Л. Бетховен « К Эльзе»; «Звуки природы»: «Шум океана», «Пение птиц»; И.С. Бах «Искусство фуги».

Задания могут быть самые разные: в течение 3 минут рассматривать картин с преобладанием голубого и синего цвета под музыку, рисовать этими цветами под музыку левой рукой. Выбрать творческую идею вы можете любую. Главное условие, это использование двух этих цветов и классической музыки в коррекционной работе.

Заключение

В этой статье я постаралась изложить основные и лучшие рекомендации для родителей, которые столкнулись с детской агрессией. Возможно, у вас есть свои секретные методы взаимодействия с такими детками. Поделитесь ими с другими и, возможно, ваш опыт станет кому-то очень полезен.

Удачи и терпения!

С детской агрессией встречается в те или иные периоды развития ребенка большинство родителей. И зачастую теряются, как вести себя в этих ситуациях.

Главное правило - во всех случаях необходимо действовать с искренней любовью, уважением и пониманием того, что любая агрессия почти всегда связана с непроработанными .

Личный пример

Не стоит оскорблять ребенка, унижать его, запугивать, применять физические наказания. Ребенок впитывает все, что вы делаете и говорите, вы подаете пример, как обращаться с агрессией.

Если с рождения родители запрещают ребенку выражать агрессию (например, ругают, говорят «Не кричи! Не злись!»), он усвоит, что злиться - плохо, попытается ничего не чувствовать. Но при этом он видит, что родители сами кричат друг на друга, на него или применяют физическую силу. То есть действия родителей расходятся с их словами.

Этот внутренний конфликт приведет лишь к новой напряженности, подавлению чувств, неискренности, депрессиям или враждебности. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок безопасно выражал свои чувства, обратите внимание, какой он получает пример от своего окружения. Если у вас сложности с контролем своей агрессии или с выдерживаем агрессии своего ребенка, то, возможно, стоит обратиться к психологу.

Учим реагировать правильно

Всегда важно вовремя отреагировать эмоцию, то есть дать выход ее энергии, а не подавлять. Нужно научить ребенка, как ее отреагировать социально приемлемым путем.

Часто дети проявляют агрессию физически просто потому, что не знают, что можно выражать негативные чувства по-другому. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать, что о них можно говорить, а не обязательно сразу драться.

Ребенок постепенно освоит язык чувств, и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол, а не пытаться привлечь ваше внимание своим ужасным поведением. Дайте ему понять без чтений нравоучений, что он может рассказывать о своих переживаниях, а вы готовы его слушать.

Научите ребенка выражать чувства разными способами, например можно порвать бумагу, скомкать газету, побить специально заведенную для этого «злую подушку», покусать и покричать в нее. Злость можно рисовать, лепить, можно устроить войну между игрушками или покидать со всей силы в угол мягкие мячики. Можно написать все слова, что хочется высказать.

Если ребенок дерется

Если ребенок кричит, пытается вас ударить, обнимите его, крепко прижмите к себе. Постепенно он успокоится, со временем ему будет требоваться для этого все меньше времени. Позже вы сможете сказать ему, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Покажите, к чему приведет в дальнейшем такое поведение, причем желательно порассуждать вместе с ребенком. Например, объясните, что даже если сейчас он отобрал игрушку у ребенка, то потом дети не захотят с ним играть.

Беседуйте с ребенком о проступке без свидетелей, старайтесь использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).

Обучите ребенка разным способам выхода из конфликтных ситуаций, придумайте их вместе с ним, пусть малыш зарисует возможные пути, проиграйте вместе сценки, сочините сказки, где главный герой ведет себя достойно и заслуживает похвалу.

Агрессия - под контролем

Предоставьте ребенку возможности для эмоциональной разрядки в спорте. Внимательно контролируйте передачи, которые смотрит ваш ребенок по телевизору, ограничивайте просмотры передач с насилием (включая новости и жестокие мультфильмы).

Конечно, ребенок должен знать, что в мире существует не только добро и счастье, но у него не должно создаваться впечатление, что делать кому-то больно - это норма и признак силы и «крутизны». Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Чтобы избежать излишней агрессии, стоит подробно объяснять ребенку, почему вы ему запрещаете делать что-то, чаще искренно говорить ему о своей любви. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

И конечно, не забывайте хвалить своего умницу за его успешные действия! Вам следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Клинический психолог Анастасия Кондюрина

Ася Кузьмина
«Детская агрессия: причины, преодоление, профилактика» (рекомендации родителям)

Истоки детской агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

Разберем примеры детской агрессивности и поведение родителей.

Отсутствие реакции взрослых на негативные поступки детей само по себе является подкреплением агрессии. Конечно, как способ коррекции плохого поведения может быть использовано наказание, но, между его строгостью и уровнем агрессии детей существует положительная зависимость. Если ребенка наказывать за любое проявление агрессивности, он научится скрывать ее в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Строгость родителей может привести к тому, что вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно. Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. А физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними. В случаях, когда родители осуждают агрессию, проговаривают свои чувства ребенку (о его проступке, активно поощряют его положительное поведение, агрессия постепенно угасает.

Часто дети используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети для развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных эмоциях. Как правило, хвалят детей гораздо реже, чем наказывают. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание родителей, пусть даже негативное. Поэтому дети «становятся неблагополучными», агрессивными из-за невозможности каким-либо иным способом получить внимание родителей.

Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными (вспышки гнева, с помощью которых можно влиять на дальнейший ход событий и добиваться своего).

Порой дети понимают, что ведут себя плохо, но им сложно выплеснуть накопившиеся эмоции. Если ребенок скандалит, то изначально нужно найти причину плохого поведения и по возможности устранить ее (ребенок устал, голоден, смотрит долго мультики, тревожится и т. д.).

Принципы общения с агрессивными детьми:

1. Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

2. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

3. Давайте ребенку возможность выплеснуть агрессию (порвать бумагу, поколотить подушку, крепко сжать кулаки и т. д.)

4. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.

5. Хвалите ребенка, тогда и поводов для непослушания будет меньше. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение - это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова. Так же не стесняйтесь обнять ребенка, говорить о своей любви к нему.

6. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!» К сожалению, в большинстве случаев, за критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом. Родители зачастую используют такие фразы: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила?»

7. Показывайте ребенку личный пример конструктивного (неагрессивного) поведения.

Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные ребенка не должны проявлять агрессию. Направляйте активность ребенка в другое русло (активные подвижные игры во дворе, секции по его интересам и возможностям и т. п.). Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.

Для профилактики детской агрессивности:

Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.

Не допускайте бесконтрольного просмотра мультфильмов, фильмов, телепередач, видеофильмов (а так же игр на компьютере, компьютерной приставе). Выбирайте видеопродукты без элементов насилия, агрессии.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему-либо. Справедливым можно назвать такое требование, которое было озвучено родителями, и которые хорошо известно ребенку. Несправедливость требований родителей часто происходит вследствие их внутреннего состояния и не обусловленного непосредственно поступками ребенка (например, на работе – раздражение и ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания (например, неубранные игрушки). У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых, чувство несправедливости, обиды, агрессия.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом (см. статью блога «Безусловная любовь. Информация для родителей»).

Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих.

Так же хочется заметить, что родители, столкнувшись с агрессивностью своего ребенка, часто оказываются перед необходимостью понимания своего ребенка. Без искреннего интереса к личности ребенка невозможно полноценно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для его развития, побуждать к хорошим поступкам и т. д. То есть, родителям необходимо понять причины и следствия, управляющие их ребенком. Одной из важнейших причин конфликтов в детско-родительских отношениях является низкий уровень заинтересованности родителей в отношениях с детьми. Т. е. родители не способны правильно понять реальное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его и, что хуже всего, не стремятся откликнуться на его проблемы, что вызывает протесты, агрессию и обиды детей.

В заключении, можно напомнить, что агрессия присуща практически всем детям как оборонительная реакция. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные агрессивные реакции ребенка, важно лишь научить проявлять их в адекватной и социально приемлемой форме.

Многие родители, стараясь искоренить любой намек на существование агрессии у своего ребенка, чаще всего занимаются поверхностными симптомами и игнорируют корень проблемы. Вследствие чего ситуация усугубляется еще больше.

Причины детской агрессии

Часто агрессия является следствием фрустрации, когда та или иная потребность ребенка не удовлетворена. Ребенок, который испытывает голод, недосыпание, плохое самочувствие, чувствует себя менее любимым, менее желанным, возможно, отвергнутым своими родителями/сверстниками - может стать агрессивным, что выразится в попытке нанести физический или моральный вред себе или окружающим.

Многим родителям достаточно ясно, что такое «подходящие для воспитания и развития ребенка условие»: ребенок должен быть вовремя накормлен, одет, обут, обеспечен кружками/учителями и т.д. Такое понятие, как «недостаток родительской любви и заботы», вызывает недоумение.

Между тем, многие дети испытывают недостаток любви в семье вследствие невнимания родителя к желаниям самого ребенка, а также вследствие многочисленных ссор между родителями, развода, болезни или смерти одного из родителей, и по причине физического и/или психологического насилия.

Ребенок, в погоне за родительской любовью, применяет физическую силу по отношению к младшим и более слабым братьям и сестрам, или оказывает на них психологическое давление для того, чтобы самоутвердиться. Позже, он научится применять новые, приобретенные им навыки, в кругу сверстников.

Как проявляется детская агрессия в разном возрасте?

Основатели психоанализа, Зигмунд Фрейд, Мелани Клайн и др. писали о том, что агрессия, это врожденный инстинкт. Пример этому можно увидеть, когда малыши от переизбытка любви начинают бить маму. Важно остановить это поведение, и объяснить словами «Маме больно».

Со временем, в процессе воспитания, ребенок учится справляться с внутренней агрессией, используя психологические механизмы защиты, такие как сублимация, выражение своей агрессии на бумаге, или проекция, перенос внутренней агрессии на других и восприятие их как агрессивных людей и т.д. А может переводить агрессию в конструктивную деятельность.

Так, в попытке избежать проявления агрессии, ваш ребенок неожиданно начинает активно убирать в доме, самозабвенно разучивать новое произведение на музыкальном инструменте, заниматься спортом и т.д.

В раннем детстве проявление агрессивного поведения считается нормой, но с возрастом оно становится неприемлемым. Ребенок должен научиться выражать свои чувства словами и юные агрессоры становятся профессионалами эпистолярного жанра. Физическая агрессия плавно трансформируется в психологические атаки. Уже с 10-и лет, частая форма агрессии в школах по отношению к ребенку – бойкот.

Виды детской агрессии

Существует открытое проявление агрессии – когда ваш ребенок криками или кулаками выражает свой протест. Дети и подростки, которые не умеют открыто конфликтовать и выражать свое несогласие и недовольство, конфликтуют в скрытой форме и нередко их агрессия приводит к саморазрушению.

Примером такой скрытой агрессии в младшем возрасте, может быть проблемное поведение со сверстниками: желание подчинить другого, неспособность прийти к общему решению, нежелание учиться, делать уроки, энкопрез (недержание кала), брошенные вскользь фразы о нежелании жить, боли живота/головы (хотя проведенные в поликлинике анализы показывают, что ребенок здоров).

В подростковом возрасте, скрытая агрессия проявляется в том, что парень или девушка затрудняется выстроить здоровые отношения со сверстниками, испытывает приступы ревности, неспособен с уважением относиться к желаниям и решениям другой личности.

Пытаясь справиться с внутренним напряжением, подросток может начать использовать не совсем здоровые способы борьбы, в попытке «забыться». В ход идет алкоголь, наркотики, ранняя половая жизнь, порезы на частях тела, анорексия. Не проговариваемые вслух разочарование, обиды и недовольства могут привести к развитию депрессии.

Влияет ли определенный стиль воспитания на детскую агрессивность?

На протяжении многих лет работы семейным психотерапевтом, я обратила внимание на то, что родители, своим воспитанием, формируют не только поведение и мировоззрение своих детей, но также программируют и их будущее.

Вспомнился анекдот:

В кабинете у доктора Фрейда.
- Доктор, мой сын - просто садист какой-то: пинает животных ногами, подставляет подножки пожилым людям, отрывает у бабочек крылышки и смеется!
- А сколько ему лет?- 4 года.
- В таком случае, ничего страшного нет, это скоро пройдет,
и он вырастет добрым и вежливым человеком.
- Доктор, вы меня успокоили, большое вам спасибо.
- Не за что, фрау Гитлер …

В разных семьях используются разные стили воспитания. Некоторые родители устанавливают слишком жесткие границы, они не умеют общаться с ребенком, и цель воспитания заключается в полном контроле и повиновении. Пытаясь быть пай-мальчиком или пай-девочкой дома, ребенок вынужден выражать все свое недовольство в саду или в школе, часто в агрессивной форме.

Есть же родители, наоборот, излишне чувствительные к своим детям, часто прислушиваются к ним, боятся оскорбить чувства ребенка, чтобы ни дай бог не травмировать.

Со временем, таким родителям становится все сложнее ставить рамки в воспитании, ограничивать своего ребенка. Неумение таких родителей выстраивать рамки и вседозволенность приводят к тому, что ребенок чувствует себя сильнее собственных родителей, что ему все можно, начинает проявлять агрессию по отношению к своему родителю/братьям/сестрам и по отношению к сверстникам.

В семьях, где двое детей и больше, родители наверняка могут вспомнить, что родив младшего, не всегда имеются силы и время на старшего. Но, если родители систематически игнорируют, не замечают старшего ребенка, то он начинает чувствовать себя «прозрачным» (высказывание детей). А чтобы не испытывать это тяжелое внутреннее напряжение, поведение ребенка становится импульсивным, агрессивным, с частыми сменами настроения. Таким образом, по словам детей «ИХ ВИДЯТ».

Верная стратегия воспитания заключается в том, что родители открыто проявляют любовь словами, жестами, лаской, интересуются жизнью своих детей, чувствительны, замечают если с ребенком что-то происходит и пытаются его утешить. Эти родители контролируют своих детей, но также умеют доверять. Ребенок, которой растет в семье со здоровой коммуникацией, будет использовать агрессию только в целях самозащиты. Любое свое недовольство он будет способен выразить в открытой форме, словами.

Агрессия по отношению к родителям: причины и что делать?

К сожалению, это не редкость в нашем обществе. Все чаще и чаще я занимаюсь семьями, где ребенок оскорбляет и бьет своих родителей. Это причиняет огромное страдание, как родителю, так и ребенку, который ощущает себя монстром. В данном случае, родителю необходимо научиться ставить рамки в воспитании.

Не ждите обострения ситуации, пресекайте нежелательное поведение немедленно. Как понять, когда именно стоит пресекать нежелательное поведение? Поверьте, вы почувствуете это сами. Как только поведение ребенка, доставляет вам дискомфорт, вы как родитель обязаны остановить это словами: «Мне это неприятно» или «Я не намерен продолжать разговор в такой форме» и т.д

Уважайте себя и этим вы научите своего ребенка быть чувствительным к нуждам других людей, уважать их личностное пространство. Ребенок, которого научили уважать членов своей семьи, обязательно будет относиться с уважением к окружающим его людям и вне семьи.

Агрессия по отношению к сверстникам: причины и что делать?

Причин агрессии к сверстникам может быть несколько. Ребенку может не хватать родительского внимания, или же его брату/сестре родитель оказывает явное предпочтение или ребенок просто избалован и ненаучен уважать окружающих, а возможно переживает тяжелый период в своей жизни, в случае болезни, смерти, развода родителей. В каждом отдельном случае, применяется свой подход.

Семейный психотерапевт, наблюдая за динамикой отношений в семье, способен диагностировать проблему и подобрать подходящее решение.

Отличия агрессивности у мальчиков и девочек

Мы говорили о том, что агрессия – это врожденный инстинкт, как у мальчиков, так и у девочек. Проявление агрессивного поведения, конечно же, отличаются у мальчиков и девочек, в зависимости от принятых норм в социуме. Если конфликт между ребятами, перешедший в драку воспринимается нормально, то драка между девочками может вызвать серьезное недоумение, как у сверстников так и у старшего поколения.

В процессе эволюции девочки научились использовать не физическую, а словесную агрессию, а том числе интриги, и манипуляции. Очень редко организаторами бойкота становятся мальчики, обычно это прерогатива девочек.

Детская агрессия проходит с возрастом?

Нет, детская агрессия ни в коем случае не проходит с возрастом, поэтому важно научиться принимать агрессию, а не бороться с ней. Многие, с годами учатся прислушиваться к себе, своему телу, осознавать свою агрессию, принимать ее, понимая что это преходящее чувство. Выражая свою боль/недовольство/разочарование вслух, мы учимся справляться с этим чувством.

Взрослый человек, который не умеет правильно конфликтовать, выражать свое несогласие, подсознательно будет выражать свою внутреннюю агрессию по отношению к мужу/жене повышенной ревностью и/или романом на стороне. Этот человек не способен уважать желания другого человека и будет активно навязывать свое мнение и свою волю.

На работе это может выражаться в интригах, манипуляцией окружающими или же злоупотреблением своей властью.

Как корректировать агрессию ребенка? Что делать родителям агрессивного ребенка?

Прежде всего, важно понять является ли агрессивное поведение ребенка нормой или патологией. Ко мне обращаются мамы, которые не в силах воспринять агрессивное поведение сына, между тем в юном возрасте, до 6 лет оно абсолютно нормально. Пока ребенку сложно выразить себя вербально, он выражает это поведением.

Учитесь разговаривать со своим ребенком. Объясните, что когда он сердится, то может выплеснуть свою агрессию на неодушевлённый предмет (подушку, матрас).

Запишите ребенка в спортивную секцию, для здорового проявления агрессии. Желательно, чтобы ребенок сам ее выбрал.

Чаще обнимайте ребенка, проявляйте свою любовь и заботу. Учите ребенка разговаривать: о своей радости, о своей боли, о переживаниях. Ребенок, который получает психологическую поддержку родителей, способен вербально выразить свои чувства. Ему не придется выражать агрессию другими способами.

Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности .

Давайте прежде всего разберемся в причинах детской агрессивности . У данного свойства могут быть три основных источника.

Во-первых, семья, в которой растет ребенок , может сама демонстрировать агрессивное поведение (если не физическое , то на словах) и закреплять подобные проявления у ребенка . Некоторые родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей , выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в то же время они не в силах скрыть свое восхищение, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы со сверстниками, бесстрашно вступая в драки или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители , а на то, что те думают, что чувствуют и как сами себя ведут.

Во-вторых, агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно - принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением ребят в детском саду. Если "борьба за выживание" характерна для всего детского коллектива, то вам стоит позаботиться о том, чтобы подыскать ребенку еще какое-либо детское общество, где была бы другая атмосфера. Это может быть кружок по интересам, детский лагерь или круг детей ваших друзей. Главное, чтобы ваш ребенок получил качественно другой опыт общения (без необходимости агрессии ) .

В-третьих, обучающей агрессивности моделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества. Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими, но очень эффективными способами решения конфликтов. Так что не будет лишним обратить внимание на то, что смотрит, читает и во что играет ваш ребенок .

Теперь, когда мы рассмотрели внешние подкрепления агрессивности , можем перейти к ее внутренним причинам.

Здесь главной является очень простая мысль : человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно . То есть агрессивность - это внешнее проявление прежде всего внутреннего дискомфорта. Бурные протестные и злобные реакции маленького "агрессора " являются его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку.

Так что первое, что требуется от вас, как от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребенку , это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Постарайтесь акцентировать внимание на достоинствах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних, учите его тому же. Словом, попытайтесь сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и позитивную самооценку. Если вашего обычного взаимодействия для этой цели окажется недостаточно, можно использовать специальные игры :

1. Рисование карандашами каракулей. Упражнение развивает воображение, снимает напряжение.

2. Игра с игрушечным оружием – пистолеты, шашки, сабли.

Целью данных игр является смещение агрессии в мирное русло или на защиту, т. е. игра в «благородного защитника» .

В арсенале игрушек важно иметь и барабан.

3. «Два барана» Мама (папа, играя с ребенком широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е» , и читайте текст : «Рано-рано два барана повстречались на мосту» .

4. «Бумажные мячики» . Цель : дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. По команде вы начинаете бросать мячи в друг друга. Команда будет такой : «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника.

5. «Посчитал до десяти я и решил.» По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок , когда чувствует свою готовность действовать агрессивно . Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации. Обсудите с сыном или дочерью, как изменились его (ее) мысли и желания после "успокоительного" счета. Какое решение будет более эффективным, а какое повлечет за собой еще большие трудности? Помогите ребенку освоить такой "взрослый" стиль мышления, который он позже сможет использовать самостоятельно.

Как не желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком

Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.

Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол , ожесточая его.

Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень) . Не забывайте, что агрессивность - это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия - не орудия сражения.

На глазах ребенка мучить домашних животных.

Не обучать навыкам выплескивания гнева неагрессивными способами .

Учить подавлять свой гнев, загоняя его вовнутрь.

Преднамеренно разжигать романтические чувства к одному из родителей .

Все время подчеркивать и напоминать, что новорожденный лучше его.

Содействовать соперничеству между детьми в семье.

Культивировать вражду между ним и сверстниками.

Оскорблять достоинство малыша грубыми словами.

Не любить его или любить только "оценочной" любовью.

Помнить, что безэмоциональность родителей , безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей .

Сформулируем некоторые принципы общения с агрессивными детьми :

Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности . Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их , вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята ;

Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести» ;

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию , сместите ее на другие объекты. Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал : "Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей". Разрешите ему поколотить подушку, мяч или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность снизится ;

Учите ребенка свободно говорить о своих чувствах : «Я расстроен» , «Я зол» . Пусть ребенок заявляет о своих чувствах в вежливой форме человеку, который является источником гнева.

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.


Top