Гендерные исследования. Теория и практика гендерных исследований

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (англ. gender stiudies) - направление междисциплинарных исследований, объектом анализа которых является гендер как социально-культурный феномен. Понятие «гендер» (gender) используется для обозначения различий между мужчинами и женщинами, не сводимых к биологическим и анатомическим различиям, существование которых зафиксировано в понятии «пол» (sex). В гендерных исследованиях на базе современных направлений философии и социологии разрабатываются стратегии теоретического и эмпирического анализа (gender analysis) существующих в культуре представлений о мужественности и женственности, жизненных стратегий и положения мужчин и женщин в обществе, а также идеологии и политики, способствующих или препятствующих достижению гендерного равенства. Соответственно, гендерными проблемами называют проблемы, обусловленные различиями социальных ролей и социальных статусов мужчин и женщин, определяющими как их межличностное взаимодействие, так и отношения в основных институтах общества (семья, образование, занятость, наука, религия, политика и др.). Поскольку исследования гендерных проблем предпринимаются в разных областях академической науки (в антропологии, социологии, психологии, лингвистике, литературоведении, искусствознании и др.), в гендерных исследованиях используются методы и подходы, существующие в этих дисциплинах. В качестве особой области социально-гуманитарной науки гендерные исследования существуют сравнительно недавно (с 1980-х годов), поэтому их понятийный аппарат еще не устоялся, а концептуальные подходы находятся в стадии разработки, получая новые стимулы в исследованиях гендерных проблем, которые обнаруживаются в совр. обществах.

Гендерные исследования базируются на предпосылке, что все социальные феномены и процессы имеют гендерное измерение. Впервые различение пола и гендера было сделано антропологами и психологами. В середине 20 века М. Мид показала, что в описанных ею культурах существуют разные модели отношений мужчин и женщин. М. Мид рассматривала мужскую и женскую роли в семье и обществе как «социальные изобретения», входящие в состав тех важнейших ценностей, наличие которых отличает человеческое общество от животного мира. Антрополог Г. Рубин одной из первых обратила внимание на существование системы пол-гендер и доказывала важность различения биологического и социального пола для объяснения того, как возникают общество и культура. Сам термин гендер был введен психологом Р. Столлером в 1968 году. Позднее, под влиянием дискуссий, развернувшихся в рамках различных направлений философии и социологии, началось формирование понятийного аппарата и методологии гендерных исследований.

Становление гендерных исследований связано с такими традициями и перспективами социально-гуманитарного знания, как марксизм, психоанализ, Структурализм, феноменология. Однако ключевую роль в возникновении и распространении гендерных исследований сыграли современный феминизм и женское движение конца 1960-х годов. В феминистском дискурсе второй половины 20 века (С. де Бовуар, Б. Фридан, К. Гиллиган, К. Миллетт, Дж. Батлер, Н. Чодоров, Ю. Кристева и др.) фундаментальный для культуры факт различия мужского и женского стал рассматриваться в качестве отправной точки для обоснования того, что в процессе социализации создаются правила, закрепляющие неравенство полов, а в обществе конструируются разнообразные системы неравенства по признаку пола. Эти системы закрепляются в социальных институтах и социальных практиках.

Гендерные исследования (gender studies) нельзя отождествлять с феминистскими, или женскими, исследованиями (women studies), институционализация которых происходила в американских университетах в конце 1960-х годов под непосредственным влиянием феминистского движения, или «феминизма второй волны», который перенес акцент с «женского вопроса» на гендерный анализ социальных отношений. В результате центром обсуждения стала критика патриархата как основания культуры, структурно закрепляющего мужское доминирование. Главной задачей феминистских исследований (Философия феминизма) стало изучение положения женщин с точки зрения самих женщин и обоснование политической повестки дня, целью которой является борьба против дискриминации женщин. Феминистские исследования ориентированы на критику общества и критику науки. Теоретики этого направления исходили из наличия специфического женского опыта, не схватываемого в понятиях и концепциях существующей на сегодняшний день социально-гуманитарной науки. Последняя подвергалась ими критике за игнорирование женщин. По их мысли, игнорирование женщин и женского опыта в научном рассмотрении обусловлено тем, что оно сфокусировано на сфере публичного, из которой женщины были, как правило, исключены.

В отличие от феминистских (женских) исследований, гендерные исследования обращаются к гораздо более широкому кругу проблем, возникающих как в женском, так и в мужском опыте в различных возрастных, социокультурных, расовых группах. Методология гендерных исследований формируется, главным образом, на основе переосмысления таких социологических концепций как теория половых ролей и социальный конструктивизм.

Теория половых ролей (поло-ролевой подход), которая получила теоретическое обоснование в работах Т. Парсонса, основывается на идее «естественности» и функциональности разделения мужской и женской ролей в семье, логически вытекающих из классических положений структурного функционализма о стабильной семье как важнейшем элементе нормально функционирующего общества. Т. Парсонс исходил из того, что, хотя роль домашней хозяйки остается главной социальной ролью женщины, только баланс «различных, но равных» ролей жены и мужа обеспечивает гармонию, целостность и стабильность семьи, основанной на разделении домашнего труда. Это разделение труда соответствует, по Т. Парсонсу, «экспрессивно-эмоциональной» ориентации женщин и «инструментально-рациональной» ориентации мужчин. Таким образом, за пределами подхода Т. Парсонса остается проблема неравенства в распределении властных ресурсов в семье, непосредственно связанная с разграничением гендерных ролей. В то же время основные положения теории половых ролей используются в гендерных исследованиях для анализа неравенства, обусловленного предписанными традиционными ролями мужчин и женщин. Так, признается, что «теория половых ролей содержит в себе принципы политики реформ», нацеленных на то, чтобы изменить ролевые ожидания, в соответствии с которыми женщина определяется как «помощник и лицо подчиненное», а ее характер - как «пассивный или экспрессивный» (Р. Коннелл). Тем самым обосновывается возможность изменения гендерных отношений в частной и публичной сферах. В гендерных исследованиях подвергается критике статичность и нормативность модели, которая лежит в основе теории половых ролей, а центром анализа становится обусловленное полом неравенство в распределении властных ресурсов. Подобная трансформация одной из базовых социологических концепций обусловлена тем, что в гендерных исследованиях развивается философско-социологическая традиция критического анализа общества и концептуализируется опыт понимания, объяснения и решения проблем, острота которых еще только начинает осознаваться в совр. мире. Гендерный анализ вскрывает природу отношений между мужчинами и женщинами как отношений социальной асимметрии, тем самым в гендерных исследованиях ставятся вопросы распределения властных ресурсов, легитимности нормативного социального порядка и обосновывается «гендерно чувствительная» политика, целью которой становится достижение гендерного равенства.

В отличие от структурно-функционального анализа, в рамках конструктивистского подхода, опирающегося на работы А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, И. Гофмана, Г. Гарфинкеля, гендер выступает не столько как набор ролей, характеристик или свойств индивидов, сколько как система социальных отношений, конструируемых в ходе повседневных взаимодействий на микроуровне социальной системы. Это подрывает саму основу представлений о «естественном» разделении гендерных ролей, основанном на абсолютизации гендерных различий. В современных подходах гендер определяется как «понятие изменчивое, фрагментированное, спорное, всякий раз конструируемое заново» (Н. Чодоров). Принципиальным пунктом совр. теорий является акцент на активной природе процесса создания гендерных отношений (doing gender), или о создании и воссоздании различий и гендерных границ (gender boundaries) между женщинами и мужчинами, а также среди женщин и среди мужчин. «Множественность женственности и мужественности - это основополагающий факт гендерных отношений и способ проявления гендерных структур в жизни» (Р. Коннелл).

Понятийный аппарат гендерных исследований находится в стадии раз-работки и создается на пересечении структурно-функционалистского и конструктивистского подходов. Понятием гендерная (поло-гендерная) система описываются конкретные формы социально организованной сексуальности, а также механизмы и способы их воспроизводства в разных обществах. Доминирующие отношения между полами в обществе, основанные на гендерном разделении труда, т.е. на соотношении оплачиваемой и неоплачиваемой (домашний труд) работы фиксирует понятие гендерный контракт. Исследователи выделяют гендерные контракты домашней хозяйки, работающей матери, профессионально ориентированной женщины, а также контракт равных статусов. Совокупность гендерных контрактов образует гендерный порядок. Этот термин, как и близкое к нему по значению понятие гендерный уклад употребляются для описания и анализа того, как устроены гендерные отношения в различных обществах. Для исследования того, каким образом гендерные отношения встроены в различные сферы общества и социальные институты, применяется термин гендерные режимы; для анализа совокупности стратегий мужчин и женщин в обществе вводится понятие гендерная композиция.

Период социальных трансформаций, разворачивающихся в России и других посткоммунистических странах с начала 1990-х годов, выявил большое количество гендерных проблем, среди которых выделяются гендерные аспекты бедности и социального неравенства, мужская сверхсмертность в трудоспособном возрасте, распространенность насилия на гендерной почве. Исключительная сложность и драматизм этих проблем формируют «вызов» для гендерных исследований и ставят на повестку дня вопрос о концептуализации опыта гендерных отношений в «переходных» обществах и о методологии гендерного анализа посткоммунистических обществ. Для гендерных исследований, которые проводятся на этом поле, более всего характерно «блуждание» между фактами и гипотезами, а не ориентация на готовые модели и концептуальные подходы, разработанные на материале других, прежде всего западных, обществ.

В России гендерных исследованиях как область социально-гуманитарного знания формируются с начала 1990-х годов. В это время появляются первые гендерные центры и начинается процесс институциализации нового направления в академической науке. Наиболее плодотворный опыт развития гендерных исследований в России связан с включением гендерных курсов в программы вузовского образования, а также с просветительской деятельностью: появлением специализированных журналов и интернет-сайтов, статей в столичной и региональной прессе, а также с начавшимися публичными дискуссиями по проблемам, поставленным в гендерных исследованиях.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 12-14.

Литература:

Гендерные отношения в совр. России. Самара, 2003; Здравомыслова О. М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М., 2003; Пачи П. Гендерные проблемы в странах с переходной экономикой. М., 2003; Темкина О. М., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в совр. России // Социс. 2002, № и; Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. N. Y., 1999; De Beauvoir S. The Second Sex. N. Y., 1989; Connell R.W. Gender and Power. Society, the Person and Sexual Politics. Cambridge, 1987; Chodorow N. The Power of Feeling: Personal Meaning in Psychoanalysis, Gender, and Culture. New Haven, 1999; Gilligan C. In a Different Voice. Phsychological Theory and Women"s Development. Cambridge (MA), 1982; FoucaultM. History of Sexuality: An Introduction. L., 1990; Scott J. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // Gender and the Politics of History. N. Y., 1988; Rubin G. The Traffic in Women: Notes on the "Political Economy" of Sex // Reiter R. (Ed.) Toward an Anthropology of Women. N. Y., 1975; PotuchekJ. L. Who supports the Family. Stanford, 1997; Lorber J., Farrell S. A. (Eds.) The Social Construction of Gender. Sage Publication, 1991.

1

В работе представлены результаты анализа гендерных исследований в современном казахстанском обществе. Гендер, являясь сложным и многоаспектным направлением, занимает в Казахстане определенную нишу. Исследование гендера в поликультурном обществе представляется весьма актуальным и перспективным. Так как поликультурным считается общество, в котором проживают две и более национальности, а Республика Казахстан, как известно, является многонациональным государством с представителями более 100 народов и этнических групп. Исторически Казахстан был вовлечен в мировой культурный процесс. Географическое расположение Казахстана не могло не повлиять на культурный обмен и этнический состав страны. Интерес представляют работы, посвященные этническому аспекту гендера, исследования гендерной лингвистики с точки зрения философии, психологии, социолингвистики, культурологии, этнографии, этикета и т.д., а также сопоставительные исследования национально-культурных особенностей представителей различных этнических групп, проживающих на территории Республики Казахстан.

гендерная лингвистика.

речевое поведение

гендерные стереотипы

1. Жалимбетова Р.Б. Гендерные исследования: история и современность // GROSS VITA. - № 4.

2. Кондратьева О.Н. Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (на примере концептов душа, сердце, ум) : дис. … канд. филол. наук. – Кемерово, 2004.

3. Пименова М.В. Гендерные признаки концептов внутреннего мира человека // Mentalitat . Konzept. Gender. – Landau, 2000.

4. Семенова Д.В. Гендерный аспект концептуального анализа лексем «мужчина» и «женщина» (на материале фразеологии английского, русского и кабардинского языков) : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Нальчик, 2006. - 181 с. - РГБ ОД, 61:06-10/781.

5. Соловьева Г. Гендерная политика и устойчивое развитие // Материалы интернет-дискуссии «Гендерные аспекты устойчивого развития и охраны окружающей среды» / Электронная информационная сеть в области охраны окружающей среды и устойчивого развития в Центральной Азии и России CARNET.

6. Телия В.Н. Семантика идиом в функционально-параметрическом изображении // Фразеография в Машинном фонде русского языка. – М., 1990.

7. Фразеология в контексте культуры. – М. : Языки русской культуры, 1999.

8. Юнусова М.С., Тайшикова К.Ж. Гендерные исследования в КазГосЖеНПу // Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Гендерные аспекты гуманитарных наук» (Россия, г. Новосибирск, 21 ноября 2012 г.).

Введение

В настоящее время можно говорить о том, что в современном казахстанском обществе произошло формирование сообщества гендерных исследований. Во многих вузах республики введены курсы по гендеру. Диапазон исследования гендера в республике Казахстан достаточно широк. Гендер стал объектом исследования в социологии, философии, политологии, психологии, педагогике и филологии и др. «Целью изучения гендерных исследований было и остается углубленное понимание общественной роли женщин в истории и современном мире, оценка их вклада в достижения человечества. Считаем, что в современном обществе необходимо активнее заниматься гендерными исследованиями, для чего следует разработать концепцию гендерного образования, которое определит точное место гендерных исследований в системе знаний, учитывая при этом их подлинное теоретическое и практическое значение для транзитных обществ, какими являются страны Евразийского экономического сообщества» .

Мы согласны с мнением известного казахстанского философа Г. Соловьевой, что существуют две важнейшие социальные стратегии современного мира - устойчивое развитие и гендерная политика. Сегодня их следует понимать в едином социокультурном контексте.
Идея гендерного равенства и сотрудничества полов, их согласия и взаимопонимания приобретает общепланетарную значимость, становится условием и предпосылкой устойчивого развития. Речь идет о возможности включения в полноценную социально-экономическую и политическую жизнь той половины рода человеческого, которая тысячелетиями считалась второсортной. Современный плюральный мир, стремящийся к демократии и развитию форм гражданской жизни, уже не может мириться с подобной ситуацией. На повестке тысячелетия - фундаментальная трансформация гендерных структур на основе идеологии равных прав и возможностей, подключение в процессы устойчивого развития громадного неиспользованного потенциала женского населения планеты. Общества, в которых женщины исключены из общественной жизни и принятия решений, не могут считаться демократическими. Концепция демократии будет иметь реальное и динамическое значение, когда политические решения будут приниматься и женщинами и мужчинами с учетом мнений и интересов обоих полов. В самом деле, разве можно считать «демократией» социальную структуру, где существует явная и скрытая дискриминация более чем половины граждан? Демократия должна осознать и чувствовать особенности пола, равное распределение власти при принятии решений между женщинами и мужчинами укрепляет и обогащает демократию. Международное сообщество связывает с гендерной перспективой не только формирование «демократии для всех», но и вписывает проблему в глобальный контекст: это будущее человеческой цивилизации.
Гендерная проблема, стало быть, характеризуется в качестве глобальной и связывается с контекстом развития, поскольку гендерные несоответствия, ущемляя права и возможности половины человечества, препятствуют устойчивому и целостному развитию всего человеческого рода: от гендерной асимметрии страдают не только ее жертвы, но и те, кто ее осуществляют. Хотя политики часто рассматривают гендерные вопросы применительно только к женщинам, многочисленные данные ныне указывают на то, что гендерная проблема носит более широкий характер, что это - проблема развития .
Гендерный дисбаланс препятствует формированию полноценных типов социальной деятельности, учитывающих опыт обоих полов, так, ограниченное участие женщин в политической жизни, отстранение женщин от власти на любом уровне будет ограничивать эффективность государства и его политики. Ведь женщины способны привнести в политику иной комплекс критериев, открыть новые перспективы в политическом диалоге, изменить традиционный стиль управления под углом зрения большего взаимопонимания, согласованности действий и гуманистических ориентиров. И наконец, самое важное. женщина как мать формирует будущее поколение - от ее образованности, социального статуса и здоровья зависит, каким будет человечество в ближайшем будущем .

Целью нашего исследования является гендерная лингвистика. Исследование гендера в поликультурном обществе представляется весьма актуальным и перспективным. Так как поликультурным считается общество, в котором проживают две и более национальности, а Республика Казахстан, как известно, является многонациональным государством с представителями более 100 народов и этнических групп. Исторически Казахстан был вовлечен в мировой культурный процесс. Географическое расположение Казахстана не могло не повлиять на культурный обмен и этнический состав страны.

В Казахстане гендерной образовательной политике придается большое значение. С первых дней независимости Казахстан включил гендерные вопросы в качестве важнейшей составляющей государст-венной политики, и с каждым годом, по мере совершенствования социально-экономической структуры и демократических институтов, гендерная проблематика становится все более и более актуальной и значимой. Это во многом объясняется тем, что гендер с самого начала находится под пристальным вниманием главы государства Н.А. Назарбаева. Именно по его инициативе была создана национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Это был очень важный шаг, который означал, что гендерные вопросы будут решаться продуманно, концептуально обоснованно, с помощью социально апробированных эффективных механизмов. Комиссия разработала Национальный план действий, где предусматривались меры по экономическому и политическому продвижению женщин, защите репродуктивного здоровья мужчин и женщин, борьбе с насилием против женщин, гендерному образованию. Прежде всего, была создана необходимая нормативно-законодательная база. Казахстан подписал основные международные документы по правам человека, в их числе - «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин», положения которой стали составной частью национального законодательства .

Традиционно объектом гендерных исследований в Республике Казахстан были национально-культурные особенности казахов, русских. Однако, как показывает опыт, анализ национально-культурных особенностей представителей других национальностей представляется достаточно интересным.

В последнее десятилетие основой большинства лингвистических исследований является антропоцентризм. Антропоцентрический принцип в лингвистике представляет собой частное проявление глобального процесса гуманизации науки. Объектом исследования становится человеческий фактор в языке. Те или иные вопросы в лингвистике решаются с использованием понятий «антропоцентризм», «антропоцентрический принцип». Прежде всего, следует отметить появление когнитивного подхода в исследованиях лингвистов.

Современные гендерные исследования в лингвистике сосредоточены на трех проблемных блоках: социальной природе мужских и женских языков, особенностях мужского и женского речевого поведения, исследовании концептов в гендерном аспекте. Прежде всего, описанию подвергаются концепты мужчина и женщина , как они представлены в разных культурах и языках. При этом объектом исследования является преимущественно концепт женщина , являющийся маркированным, отличающимся от нормы, эталоном которой предстает мужчина .

Становление гендерной лингвистики, изучающей проявление гендерного фактора в единицах языка и речи, явилось логическим следствием понимания того факта, что различия между полами, в достаточной мере проявляющие себя в разнообразных аспектах жизни общества, достаточно своеобразно реализуются также в процессе языковой коммуникации. Стоит заметить, что если в самом начале в качестве объекта исследования гендерной лингвистики выступали проблемы отражения гендера преимущественно в аспекте анализа живой речи представителей разных полов, то на данном этапе в круг её интересов входят самые различные вопросы, касающиеся связи языка со всеми видами человеческой деятельности.

Положение о том, что язык запечатлевает культурные различия и по-разному концептуализует одни и те же явления, особенно последовательно верифицируемо в рамках изучения фразеологического состава языка, хранящего и воспроизводящего культурные установки народа. Привлечение в подобных исследованиях гендерного знания, то есть культурной составляющей концепта «гендер», позволит вскрыть культурную специфику гендерных стереотипов и асимметрий, присутствующих в любом обществе, развивавшемся на основе патриархатной культуры .

С точки зрения М.В. Пименовой, «в наивной языковой картине мира зафиксирована дифференциация концептов внутреннего мира по признаку пола. Перенесение концептуальных метафор в область внутреннего мира учитывает и особые квалитативные признаки концептов, которые приписываются только женщинам или только мужчинам» . Существует два типа гендерной характеристики концептов внутреннего мира человека - первичная (прямая) и вторичная (косвенная).

Вместе с тем, как показывают результаты большого количества исследований, подтверждающие факт андроцентричности любого языка, в работах последних лет выдвигается точка зрения о выраженности андроцентризма разных языков и культур. В разных языках и культурах степень андроцентризма может быть в большей или меньшей степени. Поэтому исследование концептов «Мужчина», «Женщина», «мужественность» и «женственность» тесно связано с формированием критериев степени андроцентризма языков. Также следует отметить значение сопоставительного анализа концептов «Мужчина», «Женщина», «мужественность» и «женственность».

Кроме того, все существующие гендерные отношения, на наш взгляд, основываются, прежде всего, на существующих в том или ином обществе гендерных стереотипах, имеющих национально-культурные аспекты. Гендерные стереотипы мужского и женского поведения имеют диаметрально противоположное значение. Все существующие гендерные стереотипы поддерживаются с помощью процесса социализации, будь то воспитание в семье, школе, коллективе, через средства массовой информации и т.д. Основным компонентом гендерных стереотипов являются культура, традиции, обычаи того или иного народа.

Современная гендерология, изучающая проявление гендерного фактора в единицах языка и речи, явилась логическим следствием понимания того факта, что различия между полами, в достаточной мере проявляющие себя в разнообразных аспектах жизни общества, достаточно своеобразно реализуются также в процессе языковой коммуникации. Как известно, объектом исследования современной лингвистики становится человеческий фактор в языке. Те или иные вопросы в лингвистике решаются с использованием таких понятий, как антропоцентризм, антропоцентрический принцип. Повторим, что если в самом начале в качестве объекта исследования гендерной лингвистики выступали проблемы отражения гендера преимущественно в аспекте анализа живой речи представителей разных полов, то на данном этапе в круг её интересов входят самые различные вопросы, касающиеся связи языка со всеми видами человеческой деятельности.

Исследование взаимоотношений языка, культуры, сознания в лингвокультурологии повлекло за собой появление нового направления лингвокультурной концептологии. «Становление лингвоконцептологии как научной дисциплины, изучающей определенные в языке культурные концепты, и межкультурной коммуникации, занимающейся проблемами общения языковых личностей, принадлежащих различным культурным социумам, видимо, не случайно совпадает с общей антропоцентрической переориентацией парадигмы гуманитарного сознания. Предметные области лингвоконцептологии и межкультурной коммуникации частично пересекаются, так как объектом их исследования является этнический менталитет как совокупность групповых поведенческих и когнитивных стереотипов. При этом следует отметить, что первая направлена на выявление лингвоспецифических характеристик этого менталитета через анализ его семантических составляющих - концептов, а вторая занимается анализом путей преодоления лингвокультурной специфики и возможного ее непонимания в процессе межъязыкового общения» .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследование культурных концептов «Мужчина», «Женщина», «мужественность» и «женственность» является одним из наиболее перспективных направлений гендерной лингвистики. Основной целью исследований такого характера является определение представленных универсальных и культурно специфичных черт маскулинности и фемининности в разных языках и культурах. Немаловажную роль играют сопоставительные исследования, посвященные культурным концептам «Мужчина», «Женщина», «мужественность» и «женственность».

Заключение

Несомненно, гендер, являясь одним из важных параметров самоидентификации личности, оказывает воздействие на процессы восприятия и переработки полученной информации в языковом сознании индивидов, что, конечно, имеет влияние на вербальное и невербальное поведение представителей разных языков и культур.

Трудно не согласиться, что гендер, являясь сложным и многоаспектным направлением, занимает в Казахстане определенную нишу. Интерес представляют работы, посвященные этническому аспекту гендера, исследования гендерной лингвистики с точки зрения философии, психологии, социолингвистики, культурологии, этнографии, этикета и т.д., а также сопоставительные исследования национально-культурных особенностей представителей различных этнических групп, проживающих на территории Республики Казахстан.

Так, например, для нас представляется актуальным степень табуированности коммуникативного поведения мужчин и женщин у представителей различных национальностей. Проявление гендерных стереотипов, этапы социализации детей, особенности вербальной и невербальной речи, гендерные особенности, проявляющиеся в традициях и обычаях у представителей различных народов и этнических групп, проживающих в Республике Казахстан.

Признание важности и уникальности человека повлекло за собой смену приоритетов в науке (от исследований массовых масштабных явлений к отдельным проявлениям и особенным вариантам), связанных с широким внедрением антропологического принципа. Таким образом, прослеживается тенденция исследования разнообразия гендерных особенностей у представителей той или иной национальности, проявляющихся в поведении, языке, воспитании, традициях и обычаях в поликультурном обществе.

Рецензенты:

Жумагулова Б.С., д.фил.н., доцент, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы.

Оналбаева А.Т., д.фил.н., профессор, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы.

Библиографическая ссылка

Токтарова Т.Ж. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12885 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Принято считать, что гендерные исследования получили своё развитие в России в конце 80-х - начале 90-х годов, в период возникновения первых феминистских групп и независимых женских организаций, а в журналах стали появляться первые публикации и переводы статей по гендерной проблематике. Опубликованная в 1989 году в журнале «Коммунист» статья А. Посадской, Н. Римашевской и Н. Захаровой «Как мы решали женский вопрос» стала своего рода программным документом начальной стадии нового направления в науке и общественном женском движении, которое позже, в 1994 году, с легкой руки английских издателей книги «Women in Russia», было названо «Новой эрой феминизма в России».

Историками принято датировать исторические события по упоминанию о них в письменных источниках. Если обратить взгляд на историю возникновения и развития гендерных исследований в России (бывшем СССР) с этих позиций, то «отсчет времени» имеет смысл начать с 1990 года, когда в рамках Академии наук, в Институте социально-экономических проблем народонаселения была создана лаборатория, в официальном названии которой впервые использовался термин «гендер». Позже это научное подразделение приобрело известность в качестве Московского центра гендерных исследований (МЦГИ). По этой причине 2000 и 2010 г.г. можно считать юбилейными - сегодня российским гендерным исследованиям двадцать лет. С исторической точки зрения, двадцать лет, естественно, совсем малый срок, но для нашей страны и науки это были годы колоссальных перемен, связанных, в том числе, с зарождением и развитием новых демократических институтов, одним из которых по праву можно считать гендерные исследования.

Появление новых научных парадигм и теорий, как правило, вызвано необходимостью переосмысления изменившейся действительности, когда старые категории и методы изучения общественных явлений оказываются уже малопригодными. Основные причины и факторы, которыми обусловлено начало гендерных исследований в России, были связаны как с социальными изменениями в российском обществе, так и с развитием самой гуманитарной науки и поэтому условно могут быть подразделены на две категории: социальные и академические Силласте Г.Г. Изменение социальной мобильности и экономического поведения женщин / Г.Г. Силласте // Социс. - 2005. - № 5. О взаимосвязи гендерных исследований с такими социальными трансформациями общества, как кардинальная перестройка общественных и экономических отношений в стране, изменившими контекст положения и статуса женщин в российском обществе, а также с возникновением независимого женского движения, было сказано и написано уже немало. Реже упоминалось о роли существенных перемен в области российских общественных наук, которые были вызваны возникновением и развитием новых/альтернативных теоретических направлений и концепций, а также возможностями критики андроцентристских и позитивистских подходов в науке Чирикова А. Женщина во главе фирмы / А. Чирикова // Вопросы экономики. - 2008. - № 3.

Не останавливаясь подробно на этих факторах, отметим, что рождение нового научного направления, каковым безусловно являются гендерные исследования, произошло на фоне существенного сокращения численности занятых в научной сфере. По данным Министерства науки РФ, общая численность исследователей за последнюю декаду XX века сократилась в России более чем вдвое и составляла в 1998 году лишь 42, 7% от уровня 1990 года Шведова Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение. МГЦИ. М., 2002. Данный период в истории отечественной науки нельзя оценить однозначно: с одной стороны, это время называется временем активной «утечки мозгов», когда академическая наука была поставлена на грань выживания и значительная часть исследователей вынуждена или уехать из страны, или сменить характер деятельности. Но, с другой стороны, именно в этот период имело место освобождение российской науки от многих догматических и идеологических оков, что стало следствием возникновения и бурного развития новых для России научных направлений, школ и дисциплин, а также междисциплинарных исследований, таких как политология, культурология, социальная антропология, гендерные исследования и другие.

Эти изменения в российской науке имели, можно сказать, революционный характер. Условно их можно назвать процессом «гуманитаризации и демократизации» российской науки, поскольку они отражают переориентацию науки с преимущественного обслуживания милитаристских и идеологических запросов/заказов авторитарного государства на теоретические и эмпирические исследования, связанные с возникновением и развитием демократических институтов и гражданского общества в России.

Несмотря на сравнительно непродолжительную историю российских гендерных исследований, можно обусловить четыре этапа становления и развития этого научного направления. И хотя имеет место условность данного деления, оно помогает более четко понять своеобразие задач, решаемых в разные периоды развития российских гендерных исследований.

Первый этап можно охарактеризовать как период внедрения новой научной парадигмы, когда энтузиазма первооткрывателей отечественных гендерных исследований было больше, чем теоретических знаний и практического опыта. Этот этап продолжался с конца 80-х до 1992 года, и его основные задачи имели, скорее, организационный и просветительский, чем исследовательский характер. В ноябре 1990 года в Москве прошла первая международная конференция по гендерным исследованиям, организованная ЮНЕСКО. И хотя с основными научными докладами на ней выступили западные ученые, в тематике сообщений российских ученых на секциях уже чувствовалась необходимость и возможность новых научных подходов к изучению статуса и положения женщин и мужчин в обществе. Здесь уместно отметить, что гендерные исследования традиционно достаточно тесно связаны с женским движением и нацелены не только на производство знаний, но и на социальные изменения в обществе.

В 1991 и 1992 годах были организованы и проведены Первый и Второй независимые женские форумы в Дубне. В среде нарождавшегося независимого женского движения феминистские идеи гендерных исследований встречали позитивный отклик, чего нельзя сказать об отношении к этим теориям в академических и образовательных кругах. Ярким примером негативного отношения к гендерной проблематике в тот период может служить история издания книги «Women in Russia», написанной в 1991 году учеными и активистками женского движения, большинство из которых были организаторами Первого независимого женского форума. Никто в России не хотел издавать эту книгу, нам говорили Костикова А.А. Гендерные измерения новейшей философии языка // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов / Костикова И.В. и др.; Под общ. ред. И.В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. С. 169-181: «Кому сегодня интересно читать про женские проблемы? Эту книгу не будут покупать». В результате самая первая книга российских ученых-феминисток о проблемах женщин в бурно трансформирующемся российском обществе была издана только на Западе и только на английском языке. Трудности внедрения в российскую науку и общественные институты новых терминов, понятий и подходов, связанных с гендерной тематикой и методологией, были наиболее сложными проблемами первого этапа.

Второй этап может быть охарактеризован в качестве периода институализации российских гендерных исследований, который наиболее активно начался в 1993-1995 годах. Это было время роста числа гендерных центров и официальной регистрации как новых, так и ранее созданных научных коллективов и организаций. В эти годы были официально зарегистрированы Московский и Петербургский гендерные центры, открыты и начали работу Карельский, Ивановский и другие гендерные центры. И многое другое.

Третий этап является консолидацией ученых и преподавателей российских гендерных исследований - приходится на 1996-1998 годы. Первым шагом на пути к налаживанию более тесных научных контактов и связей между гендерными исследователями из России и стран СНГ стала научная конференция, которая была организована МЦГИ в январе 1996 года "Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития». На конференции учеными и преподавателями из России и Украины обсуждались важные для всех собравшихся вопросы становления и развития гендерных исследований в постсоветском пространстве, а также атмосферы, сложившейся вокруг них не только в академических и университетских кругах, но и в женском движении.

Важную роль в обмене опытом и идеями, а также в обсуждении результатов научных исследований и проблем преподавания гендерных исследований в университетах, сыграл научно-образовательный проект Российские летние школы по женским и гендерным исследованиям (РЛШГИ), который в 1996-1998 годах реализовывался МЦГИ и университетами из российских регионов при финансовой поддержке Фонда Форда. С 1997 года, по» нашему примеру, летние школы начали проводиться также в Форосе Харьковским центром гендерных исследований Тартаковская И.Н. Гендерная социология. - М.: ООО «Вариант при участии ООО «Невский Простор», 2005. - 386 с.

За три года в Российских летних школах побывало около 200 ученых, преподавателей университетов и аспирантов, которые были вовлечены в профессиональную работу в сфере гендерных исследований. Новизна идеи научно-образовательного проекта РЛШГИ состояла в том, что эта программа была направлена не только на обмен опытом и передачу знаний по гендерной проблематике, но и на процесс познания «мира, себя, друг друга, науки, методологии» через призму гендерного подхода, а демократическая форма коллективного диалога позволяла исследователям, которые собирались в летних гендерных школах, выходить на новый уровень творческого сознания и мышления.

Третий этап явился, вероятно, наиболее важным и ответственным периодом, с которого берёт своё начало развитие собственно «российских» гендерных исследований, поскольку в это время имеет место своего рода прорыв в новое качество сразу по двум направлениям. С одной стороны, проект летних школ дал мощный импульс для качественно нового этапа развития женских и гендерных исследований в России, суть которого состояла в переходе от работы в отдельных исследовательских и преподавательских коллективах к взаимодействию и сотрудничеству ученых и преподавателей из разных городов и университетов Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 2-е изд., перераб. и доп. - 508 с. С другой - летние школы своевременно создали благоприятные условия для глубокого и всестороннего обсуждения теоретических проблем нового научного направления. Этот период совпал по времени со своеобразной «стадией зеркала» российских гендерных исследований, когда для нас наиболее остро встал вопрос самоидентификации и рефлексивного осмысления собственного опыта, необходимости выработки своего российского гендерного дискурса, теории и методологии гендерных исследований, основанных на учете многообразия «опытов» российских женщин и особенностях российских гендерных отношений.

Важным итогом процессов, происходивших на этом этапе, который условно обозначается как этап консолидации, стало создание информационной Сети, объединившей гендерных ученых и преподавателей России и стран СНГ и по сей день позволяющей обмениваться информацией, создавать совместные проекты, приглашать преподавателей для чтения лекций в университеты разных городов.

Четвертый этап развития российских гендерных исследований берёт своё начало в последние два года этого столетия и, вероятно, все еще продолжается. Характерной особенностью этого этапа стала активизация работы, которая направлена на легитимацию и более широкое распространение гендерного образования в российских университетах.

Несмотря на проблемы, которые связаны с тем, что гендерные исследования, являющиеся междисциплинарными по своей природе, трудно вписываются в рамки учебных программ университетов, построенных по дисциплинарному принципу, развитие гендерного образования набирает темпы. Уже сейчас во многих российских вузах читаются специализированные учебные гендерные курсы или эта тематика включена в общие учебные программы по социологии, антропологии, философии, лингвистике, истории, психологии и др. В качестве иллюстрации здесь можно назвать некоторые авторские учебные курсы: «Гендерные теории в современном мире: междисциплинарный подход» (О. Воронина, МГУ им. М. В. Ломоносова-Московская школа социальных и экономических наук); «Гендерные практики и гендерные стереотипы» (Т. Барчунова, Новосибирский государственный университет); «Природа женщины как философская проблема» (Г. Брандт, Уральский государственный технический университет); «Психология гендерных отношений» (И. Клецина, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена); «Женщина и СМИ» (Н. Ажгихина, МГУ им. М. В. Ломоносова); «Русская философия женственности XI-XX веков» (О. Рябов, Ивановский государственный университет); "Тендерные аспекты экономического поведения» (Е. Мезенцева, Высшая школа экономики); «Элементы гендерного анализа в литературе и лингвистике» (Т. Гречушникова, Тверской государственный университет); «Российские гендерные отношения и качественные методы в гендерных исследованиях» (Е. Здравомыслова и А. Т мкина, Европейский университет в СанктПетербурге) и др.

На эти же годы приходится настоящий бум публикаций по гендерной тематике. В настоящее время уже не имеется проблем с публикациями - гендерная тематика принята нашими издателями и даже становится популярной.

В качестве заключения по первой главе хочется сказать, что, несмотря на значительные трудности и проблемы, которых особенно много было на первых шагах развития гендерных исследований, за двадцать лет они смогли институализироваться как новое направление российской гуманитаристики, получившее определенное признание в академической и образовательной сферах. Отражением чего является, к примеру, то обстоятельство, что уже сегодня в России защищаются дипломы и диссертации по гендерной тематике, начался нормальный процесс воспроизводства данного научного направления, когда в российских университетах российскими преподавателями готовятся студенты и аспиранты как специалисты в области российских гендерных исследований. http://invest.antax.ru/.

(gender studies) - это сравнительно молодая междисциплинарная программа, нацеленная на изучение гендерной идентичности. Если в российских вузах данную дисциплину можно встретить как профильную или как предмет по выбору на факультетах социологии, психологии или политологии, то в североамериканских или европейских высших учебных заведениях она все чаще стала встречаться как отдельная магистерская или PhD-программа. Чем же так привлекательно данное направление и что именно здесь можно исследовать?

Что такое gender studies?

На сегодняшний день большинство ученых считает, что понятие «гендер» (gender) отлично от понятия «пола» (sex). Впервые об этом заговорил американский психоаналитик Роберт Столлер, который утверждал, что изучение пола является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера должен быть рассмотрен как предметная область исследований в психологии, социологии и других гуманитарных направлениях. Так как гендерные роли не определяются генами, т.е. не являются врожденными, к 70-80-м годам прошлого века, одновременно с нарастанием «второй волны» феминизма в и странах Западной Европы, назрела необходимость исследовать этот социально-культурный феномен отдельно и более детально. Многие считают гендерные исследования феминистским проектом, однако, это не совсем так. В целом, включают в себя не только женские, но и мужские исследования (women’s/men’s studies), а также исследования, связанные с половой и гендерной принадлежностью. Да, здесь предлагается изучить историю и развитие феминистского движения, но еще узнать все о маскулинности и фемининности, равенстве и равноправиии даже проанализировать женские образы в фильмах Хичкока. Специалисты в области гендерных исследований активно дебатируют об эксплуатации женской сексуальности в рекламе, о навязывании гендерных ролей обществом, о дискриминации по половому признаку, а также поднимают другие не менее актуальные вопросы.

Недавно на сайте ЮНИСЕФ была опубликована довольно интересная статья Кортни Янг «10 things women’s studies taught me», в которой девушка, получившая две степени в области женских исследований, делится десятью важными суждениями, к которым она пришла благодаря этой программе. Например, она утверждает, что обучение на данном направлении помогло ей понять важность собственного мнения и умения его отстаивать. «Женские исследования открыли для меня множество способовдостижения равноправия в современном обществе», - пишет Кортни.

О стереотипах

На программах или курсах по гендерным исследованиям наблюдается сильная диспропорция: на них обучается подавляющее количество девушек и совсем небольшое количество парней (или они отсутствуют вовсе). В 2012 году в из 85 студентов, поступивших на магистерскую программу «гендерные исследования», было только 8 парней. В независимой американской студенческой газете The GW Hatchetтакже сообщается, что совсем немного парней решаются посещать курсы женских исследований. Обычно в классе присутствует 1-2 смельчака. Однако как пишет TheGuardian, парни не выбирают для обучения данную программу не из-за отсутствия интереса к ней. Часть студентов полагает, что практически все представители мужского пола, посещающие курсы по гендерным исследованиям, являются членами ЛГБТ-сообщества, другие испытывают определенный страх перед феминизмом. Есть также такие студенты, которые считают гендерные исследования несерьезными, говоря о том, что нужно бороться за права женщин, но совсем не обязательно углубляться в эту тему.

К сожалению, как мы видим, эта научная область не лишена стереотипов. Но стоит отметить, что многие курсы по читают именно мужчины, и любой новый специалист-мужчина в этой сфере особо ценен. Студенты мужского пола не испытывают давления во время обучения со стороны девушек и не воспринимаются как типичные представители патриархального мира.

Перспективы трудоустройства

Возможности обладателей степени в сфере гендерных исследований практически безграничны. Как правило, эти специалисты знакомы с информацией о современных социальных проблемах, обладают развитым критическим мышлением и имеют широкий взгляд на мир.По статистике, около половины всех европейских студентов, завершивших обучение на магистерской программе «гендерные исследования», в течение 6 месяцев находят работу. Примерно 20% решают продолжить свое обучение, чтобы получить степень . Остальные студенты начинают заниматься волонтерством, устраиваются на работу на неполный рабочий день или же находят для себя иные занятия.

Недавние выпускники активно занимаются исследовательской деятельностью, т.к. потребность в изучении гендерных вопросов существенно растет. Зачастую недавние магистры или аспиранты строят карьеру в неправительственных организациях, политических партиях и фондах. Выпускникиоказывают помощь жертвам домашнего или сексуального насилия, борются за права меньшинств и занимаются преподаванием различных гуманитарных дисциплин. Безусловно, это далеко не весь перечень возможностей.

Где изучать gender studies?

В целом, на сегодняшний день можно найти массу магистерских и PhD-программ по гендерным исследованиям в университетах США, Канады и Великобритании. Здесь они представлены практически в каждом крупном вузе. В этих странах изучением гендера занимаются давно и достаточно успешно. Для примера:

(Нидерланды, Утрехт)

Образование в Утрехтском университетев области гендерных исследований - это сочетание теоретических знаний и практики (стажировка занимает 25% образовательного процесса). Здесь читаются такие интересные курсы как «феминистские подходы к искусству», «постколониальные трансформации в обществе» или «власть в эпоху цифровых технологий». Есть возможность получить стипендию.

(Норвегия, Осло)

Университет Осло является одним из ведущих университетов Скандинавии и всей Европы. Структура программы состоит из теоретических курсов о феминизме, равноправии и самостоятельной работы над своим проектом. Двухгодичная программа по гендерным исследованиям в этом университете предполагает обучение в течение семестра в вузе-партнере. Иностранные студенты могут выбрать элективный курс норвежского языка.

(Ирландия, Дублин)

Университетский колледж Дублина - это крупнейшее высшее учебное заведение Ирландии. Магистерская программа предполагает изучение общества с позиции гендерной теории, а также знакомит с методами достижение социальной и экономической справедливости в мире. В рамках данной программы можно выбрать курсы о маскулинности и об истории феминистского движения.

Гендерные исследования стали неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Помимо соответствующих факультетов в университетах, открываются научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Если в России данная дисциплина еще находится на стадии становления, то на Западе она уже бурно развивается и с каждым годом привлекает большое количество абитуриентов, несмотря на преследующие ее стереотипы.

УДК 316 (470)

ББК 60.55 Б-40

Безрукова Анжела Аслановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, т.:8-928-04-09.

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

(рецензирована)

В статье анализируются вопросы, связанные с распространением гендерных исследований в России. Отмечается, что на сегодняшний день гендерные исследования, по -прежнему, междисциплинарны по своей природе и трудно вписываются в рамки учебных программ университетов, построенных по дисциплинарному принципу. Развитие гендерного образования набирает темпы, трудности и проблемы, которых особенно много было на первых шагах развития гендерной социологии, во многом преодолены. Делается вывод о том, что гендерные исследования смогли институализироваться как новое направление российской гуманитаристики.

Ключевые слова: гендер, институализация, гендерные исследования, маскулинность, фемин-ность, гендерные роли.

Bezrukova Angela Aslanovna, Candidate of Sociology, associate professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy, Maikop State Technological University, tel.:8-928-04-09.

GENDER STUDIES IN RUSSIA: PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

The article examines issues related to the proliferation of gender studies in Russia. It is noted that today gender studies are the multi-disciplinary by nature and difficult to fit the curriculum of universities, built on a disciplinary basis. The development of gender education is gaining momentum, difficulties and challenges, which were especially numerous in the first steps of gender sociology. It has been concluded that gender studies have been able to institutionalize a new direction of Russian humanities.

Key words: gender, institutionalization, gender studies, masculinity, femininity, gender roles.

Исследование гендерной теории и методологии открывает перед учеными разных социальных и гуманитарных дисциплин новые аналитические возможности для исследования общества и культуры. Они позволяют раскрыть социальные и культурные механизмы, с помощью которых в традиционном обществе формируется неравенство людей на основе их биологического пола.

Современный гендерный подход сформировался как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. Гендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства. «Гендерный подход» возникает в социологии в 70-е годы ХХ века. Именно он оказывает одно из ключевых воздействий на современные исследования социострук-турных изменений в обществе. Он формируется как оппозиция исследований отношений между полами. Культурно-символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Гендерный подход представляет собой вариант стратифицированного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по принципу предписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола .

Категория «гендер» (наряду с категориями «раса/этничность») добавилась к списку дескриптивных измерений социального контекста и помогла обнаружить такие аспекты социальной жизни, которые не видела классическая социология. Хоф Р. справедливо отмечала, что с помощью новой аналитической категории была «сделана попытка описать феномен соотношения власти между полами без обращения к ставшему проблематичным постулату общего «женского» опыта или универсального угнетения женщин» . Переосмысление социального, вызванное включением гендерной динамики в социологический анализ, привело к пересмотру некоторых центральных понятий в традиционной социологической мысли и к постепенной прочной институализации нового направления в общественных и гуманитарных науках.

Сегодня гендер мыслится как новая, современная развивающаяся социальная категория. Актуальной задачей социального изучения этого феномена становится осуществление системного ана-

лиза различных подходов к определению гендера. Данной проблемой занимаются многие отечественные исследователи. Так, К.В. Шуршин в результате проведенного исследования приходит к следующим выводам:

Гендер - имманентно присущий человеческому бытию социокультурный феномен, который в целях осмысления и познания, можно представить как конструкт, включающий в себя три группы характеристик, определяющих личный, социальный и правовой статус человека в обществе: биологический пол, полоролевые стереотипы и многообразие проявлений социокультурных составляющих пола;

Взаимосвязь социокультурных и биологических характеристик гендера представляет собой не застывшее, а динамично развивающееся явление, способное трансформироваться;

Динамика гендерных характеристик отражается в культуре и социальной реальности;

Сущность гендера выражается в системе синтетических критериев, интегрирующих его биологические и социокультурные свойства;

Разработка классификации гендеров по типам является необходимым методологическим подходом, расширяющим возможности анализа структуры общества и его динамики;

Анализ гендерной структуры общества включает в себя не только изучение репрезентации гендеров в социуме, но и исследование их отражения в художественных произведениях, выявление гендерных стереотипов в массовом сознании и культуре .

Другой подход представлен в трудах Воронина О. Она выделяет три основных направления в концепции гендера:

1. гендер как инструмент социального анализа;

2. гендер в рамках женских исследований;

3. гендер как культурная метафора в философских и постмодернистких концепциях .

Первое направление рассматривает гендер как институт социального анализа. Оно включает в

себя исследование двух типов: 1) исследования, использующиее гендер как социально-демографическую категорию, в которых выявляется влияние пола на различные переменные; 2) исследования, в которых гендер представляет собой социальную конструкцию. В этом случае гендер - это «организационная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, не только характеризующая их межличностные общения, но и определяющая их отношения в основных институтах общества» .

Второе направление в концепции гендера связано с женскими исследованиями. Основные вопросы в рамках данного направления связаны с изучением гендера как субъективности (то есть изучение проблем женской идентичности); как идеологического конструкта в гендерной системе мужского доминирования; как сети властных отношений; как технологии, которая создает социальнонормативный субъект через построение различий по полу, связанных, в свою очередь, с расовыми, этническими и социальными различиями.

Наконец, третье направление рассматривает гендер как культурную метафору в философских и постмодернистских концепциях, в которых мужское и женское выступают как элементы культурно -символических рядов:

мужское - рациональное - духовное - божественное - культурное;

женское - чувственное - телесное - греховное - природное.

Данная классификация направлений в классификации гендера очень ярко демонстрирует сложность и неоднозначность понятия гендер. Сама О. Воронина отмечает, что «гендер - не вещь и не предмет, а комплекс переплетения процессов и отношений» .

Особого внимания заслуживают взгляды Силластэ Г.Г., которая считает, что исследования в области гендерной социологии условно можно разделить на две типологические группы: социоген-дерные (Согис) - имеющие основополагающее значение для развития гендерной социологии как частной социологической теории) и гендерные (Гис) - составной элемент гендерной теории. Социоген-дерные исследования (а их школа и традиции в России особенно развиты) отличаются от гендерных рядом типологических признаков: 1) социальным масштабом изучаемого объекта. В гендерных исследованиях объект преимущественно узколокализованный, микромасштабный: мужчина и женщина как индивиды, имеющие разную биологическую природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символическую функцию (маскулинное и фемининое начало). Для развития этого типа исследований больше подходит социология малых групп, анализ на уровне межличностных отношений. В социогендерных исследованиях объект макромасштабный. Им являются женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие гендерную структуру общества, являющуюся важнейшим элементом социальной структуры общества в целом.

Силластэ Г.Г. также отмечает, что мужская гендерная общность в качестве объекта гендерной социологии в современной российской социологии изучается слабо . На наш взгляд, это объясняется тем, что исследователи гендерной идентичности мужчин сталкиваются со скептическим отношением коллег, которые не признают эвристического потенциала нового направления, хотя гендерная система играет в формировании социального статуса мужчины не меньшую роль, чем в формировании статуса женщины. Одно из первых масштабных социологических исследований социального статуса и общественного мнения женщин как самостоятельной социальной общности было проведено под руководством Силластэ Г.Г. в 1990 г. на кафедре социологии и социальной психологии Академии общественных наук: «Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуальным социально - политическим вопросам” (см. Г.Г. Силласте, Демократия без женщин - не демократия. М., 1991) .

Можно констатировать, что к концу ХХ века в российской науке сложилось несколько подходов к изучению социального положения женщин: социологический, психологический, исторический, культурологический, правовой, лингвистический, антропологический. Плюрализм научных школ и направлений, сложившихся в исследованиях положения женщин и мужчин в начале ХХ I в., способствует активному развитию в российской научной мысли и междисциплинарного подхода к изучению эволюции гендерных общностей, их статуса; реализации социального, экономического, политического и духовного потенциала мужчин и женщин в условиях глобализации.

В настоящее время гендерные исследования сталкиваются с проблемой соотношения уровней структур и действий, с полемикой символического интеракционизма и этнометодологии, с одной стороны, и структурализма и функционализма, с другой. Рядом ученых предлагается решение этой проблемы путем объединительной парадигмы, при которой сочетаются уровни структур и действий . В рамках данного подхода гендерные отношения рассматриваются как процесс; структуры складываются исторически, а способы структурирования гендера многообразны и отражают господство разных социальных интересов.

Что касается развития в России идей гендерной концепции, то необходимо отметить, что в 70-е годы ХХ века стала развиваться «социология пола» в СССР как одна из частных социологических теорий. До середины 80-х гг. ХХ века «социология пола» не имела эмпирической базы, поскольку не проводилось самостоятельных социологических исследований женщин как особой социальнодемографической группы. Социологи изучали женщин либо как неотъемлемую часть общего состава населения, нивелируя особенности женского сознания и поведения, либо ограничивались анализом их ролевых функций в быту и на производстве. И в том и в другом случае такие исследования обычно попадали в разделы социологии семьи или социологии труда .

Принято считать, что гендерные исследования начали развиваться в России в конце 80 -х - начале 90-х годов ХХ века, когда стали возникать первые феминистские группы и независимые женские организации, а в журналах появились первые публикации и переводы статей по гендерной проблематике . Опубликованная в 1989 году в журнале «Коммунист» статья А. Посадской, Н. Ри-машевской и Н. Захаровой «Как мы решали женский вопрос» стала своего рода программным документом начальной стадии нового направления в науке и общественном женском движении, которое было названо «новой эрой феминизма в России».

Процесс становления гендерных исследований в России происходит в отличном от Запада социокультурном контексте: это отличия онтологические, политические, гносеологические и когнитивные .

Несмотря на сравнительно непродолжительную, всего лишь немного более двадцатилетнюю историю российских гендерных исследований, можно согласиться с периодизацией становления и развития этого научного направления, предложенной Е. Здравомысловой и А. Темкиной. И хотя она, по мнению исследователей, является весьма условной, периодизация помогает более четко понять своеобразие задач, решаемых в разные периоды развития российских гендерных исследований.

Первый этап может быть охарактеризован как период внедрения новой научной парадигмы, когда энтузиазма первооткрывателей отечественных гендерных исследований было больше, чем теоретических знаний и практического опыта. Этот этап продолжался с конца 1980-х до 1992 года, и его основные задачи имели, скорее, организационный и просветительский, чем исследовательский характер.

Второй этап может быть охарактеризован как период институализации российских гендерных исследований, который наиболее активно начался в 1993-1995 годах. Это было время роста числа гендерных центров и официальной регистрации как новых, так и ранее созданных научных коллективов и организаций.

Другая ветвь исследований гендерных отношений чаще всего идентифицирует себя как феминистское направление. Парадоксально, но именно, это направление является аналогом западных

Прояснить корни гендерного подхода в данном случае может сопоставление положения российских женщин с западными. Сомнение в релевантности западных моделей приводит исследователей к проблематизации категории единого женского опыта и способствует поиску ответов на вопросы в рамках третьего подхода к гендерным отношениям - социального конструктивизма. Здесь основной вопрос гендерных отношений формулируется следующим образом: как сконструирован (особый) российский опыт отношений мужественности и женственности и в чем его особенность?

Важно, что социально-конструктивистская парадигма задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, «сознания гендера» в повседневности, в публичной (экономике, политике, масс-медиа) и приватной сферах, а также способы формирования знания о них. Одновременно этот подход оставляет пространство для концептуализации социальных изменений гендерных отношений, являющихся результатом пробле-матизации конкретного опыта.

Третий этап - консолидация ученых и преподавателей российских гендерных исследований -приходится на 1996-1998 годы. Первым шагом на пути к налаживанию более тесных научных контактов и связей между гендерными исследователями из России и стран СНГ была научная конференция, состоявшаяся в январе 1996 года «Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития». На ней российские ученые впервые собрались для обсуждения институциональных, методологических, социальных и других проблем, связанных с гендерными/женскими исследованиями и их преподаванием в российской высшей школе. Этот этап был, вероятно, наиболее важным и ответственным периодом, с которого начинается развитие собственно «российских» гендерных исследований.

Важным итогом процессов, происходивших на третьем этапе, который условно возможно обозначить как этап консолидации, явилось создание информационной Сети, которая объединила гендерных ученых и преподавателей России и стран СНГ и по сей день позволяет обмениваться информацией, создавать совместные проекты, приглашать преподавателей для чтения лекций в университеты разных городов.

Четвертый этап развития российских гендерных исследований начался в последние два года ХХ столетия и, вероятно, все еще продолжается. Характерной особенностью этого этапа является активизация работы, направленной на легитимизацию и более широкое распространение гендерного образования в российских университетах.

Несмотря на проблемы, связанные с тем, что гендерные исследования - междисциплинарные по своей природе - трудно вписываются в рамки учебных программ университетов, построенных по дисциплинарному принципу, развитие гендерного образования набирает темпы. Уже сейчас во многих российских вузах читаются специализированные учебные гендерные курсы или эта тематика включена в общие учебные программы по социологии, антропологии, философии, лингвистике, истории, психологии и др.

На эти же годы приходится настоящий бум публикаций по гендерной тематике. Проблематика книг и статей, изданных в последние годы, свидетельствует о том, что гендерный подход позволил российским ученым открыть не только новые темы, в том числе исследования гендерного аспекта социост-руктурных изменений российского общества, но и по-новому взглянуть на уже знакомые проблемы.

Таким образом, несмотря на значительные трудности и проблемы, которых особенно много было на первых шагах развития гендерных исследований, за двадцать лет они смогли институализироваться как новое направление российской гуманитаристики, которое получило определенное признание в академической и образовательной сферах. За двадцать лет «география» гендерных исследований значительно расширилась и сегодня гендерные исследования проводятся и преподаются более чем в 60-ти городах России и стран СНГ. Наметилось увеличение интереса к исследованию гендерной проблематики на примере регионов России.

Литература:

1. Антология гендерных исследований: сб. пер. / сост. и коммент. Е.И. Гаповой, А.Р. Усмановой. Минск, 2000.

2. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура / под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М., 1999.

3. Шуршин К.Е. Гендер как предмет социально-философского анализа // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: материалы третьего Рос. филос. конгресса (16-20 сентября 2002 г.): в 3 т. Т. 3. Ростов н/Д, 2000.

4. Воронина О. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Рос. летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай - 96». М.: МЦГИ, 1997. С. 29-34.

5. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория: состояние, противоречия, социальные возможности и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http: // lib.socio. msu.ru / l / library.

6. Коннелл Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов: переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

7. Лактионова М.А., Безрукова А.А. Гендерный аспект в условиях социальных изменений (на примере Республики Адыгея). Майкоп, 2010.

8. Хоткина З.А. Гендерным исследованиям в России - десять лет // Общественные науки и современность. 2000. №4.

9. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. №6. С. 181.


Top