Когда ребенок сам держит головку. методик для укрепления мышц шеи

Состояние психофизического здоровья новорожденного ребенка постоянно находится под врачебным и родительским контролем. Еще в первые минуты жизни в роддоме малышу дают первую оценку - выставляют балл по так называемой шкале Апгар. Затем младенца уже дома осмотрит врач или медсестра, а после каждый месяц мама будет приносить его в поликлинику для очного осмотра педиатра.

В течение всего первого года жизни новорожденного детский врач будет регулярно осматривать его и оценивать его физическое и психосоматическое состояние. Среди прочего, большое значение он будет придавать развитию навыков младенца, которыми он в норме должен овладевать по мере своего роста. Существуют некоторые ориентировочные нормы, по которым можно судить о нормальном развитии малыша. Одним из самых первых и самых важных навыков, которым овладевает новорожденный ребенок, является умение держать головку.

Важный навык

Как брать новорожденного ребенка на руки - это, пожалуй, первое, чему придется научиться неопытным родителям. Ведь необходимо будет по многу раз за день перекладывать малыша с места на место, а держать головку самостоятельно он еще не умеет: мышцы шеи неразвиты, им предстоит еще потренироваться.

Обязательно необходимо поддерживать рукой шейку крохи, защищая ее от травм шейных позвонков. Но вскоре мама заметит, что ребенок на несколько секунд способен сам удержать головочку, и постепенно у него это будет получаться все лучше. Если же время идет, а малыш не пытается поднимать и удерживать голову самостоятельно, тем более, если подруги с детьми того же возраста уже похвастались достижениями в данной области, то мама непременно задастся вопросом, когда новорожденный начинает держать голову.

Оговоримся сразу, что установленные нормы являются лишь ориентировочными и не могут быть применимыми ко всем в обязательном порядке. Имеет значение, реагирует ли ребенок на окружающий мир, водит ли глазками за движущимся предметом, хватается ли пальчиками за ваши руки и т.д. Степень развития ребенка оценивается по целому ряду показателей, но все же умение держать головку считается важным этапом: в дальнейшем, уверенно овладев этим навыком, ребенок сможет научиться переворачиваться, ровно сидеть, а затем ползать и ходить.

Между тем, преждевременное удержание головки малышом может быть свидетельством определенных неурядиц с его здоровьем (в частности, указывать на повышенное внутричерепное давление), как и запоздалое. Всему свое время, и упускать его нельзя: отсутствие тонуса мышц к положенному сроку должно вызвать беспокойство родителей. Возможно, придется обратиться за помощью к специалистам, однако сильно переживать не стоит: в большинстве всех случаев то или иное отставание физического развития при правильных тренировках и лечебных мероприятиях можно быстро наверстать.

Во сколько месяцев ребенок держит голову?

Умение, способность и сроки, когда новорожденный начинает держать голову, во многом зависит от его физического здоровья на момент рождения. Недоношенные и младенцы с недостаточным весом всегда запаздывают в физическом развитии, а потому торопить события в таких случаях нельзя, нужно дать время малышу окрепнуть и догнать своих сверстников.

Между тем крепкий рожденный в срок младенец уже к концу первого месяца своей жизни (а порой и на второй-третьей неделях) пытается поднимать головочку и на доли секунды или даже на несколько секунд способен задерживать ее в приподнятом положении, а также поворачивает головку набок, если его выложить на животик. Вскоре он начнет подтягивать подбородок к груди, когда будет лежать на спине, а в полтора месяца сможет приподнимать головку, лежа на животе, приблизительно на 45 градусов и удерживать ее около минуты.

При нормальном психофизическом развитии эти навыки со временем все более закрепятся, и в среднем к трем-четырем месяцам новорожденный демонстрирует неплохие результаты своих достижений. Он начинает ухватываться пальчиками за указательные пальцы взрослого и совершать попытки подняться, то есть сесть. При этом ребенок может сам удерживать головку на одной линии с позвоночником, не запрокидывая ее назад, как раньше, но долго сохранять ее в таком положении кроха еще не сумеет.

Также с четырех месяцев новорожденный пытается подымать уже не только голову с позиции, лежа на спине, но и верхнюю часть туловища.

К 5-6 месяцам шейка уже довольно хорошо окрепнет - и нормально развивающийся малыш сможет подолгу удерживать головку. Но все же еще необходимо создавать опору для позвоночника и шеи ребенка: усаживайте его на кресло со спинкой или лучше к себе на колени, чтобы малыш мог опираться об Ваш живот. Все еще следует избегать значительных неровностей на дорогах, когда Вы возите ребеночка в коляске. И лучше не спешить с ее сменой на сидячий вариант: даже в полгода, когда ребенок уверенно держит голову, лучше выходить на прогулки с «лежачей» коляской.

А если не держит - что делать?

Чтобы новорожденный хорошо себя чувствовал и держал надлежащую физическую форму, с ребенком следует ежедневно заниматься. Маме непременно нужно научиться делать гимнастику для новорожденного и профилактический массаж. Если же имеются какие-то проблемы со здоровьем, то проводить все процедуры должен квалифицированный детский специалист.

Как только пупочная ранка заживет полностью, начинайте выкладывать малютку на животик. Не беспокойтесь: пусть младенцы не умеют еще держать головочку, зато у них прекрасно развит инстинкт самосохранения - ребеночек, как минимум, повернет голову набок, когда вы выложите его на живот. Процедуру следует проводить перед кормлением, на пустой желудок. Очень полезно поглаживать малыша вдоль позвоночника, начиная с шейного отдела, пока он лежит на животе, и одновременно разговаривать с ним, привлекая его внимание. Также положительный эффект на состояние мышц шейного отдела оказывает ношение месячного ребенка в вертикальном положении - а, значит, чаще берите его на руки, не боясь избаловать.

Раз за разом, оказываясь на животе, ребеночек вынуждено будет подымать головочку, чтобы видеть, что твориться вокруг. Можно рядом положить яркую игрушку или наклониться, чтобы малыш пытался увидеть ваше лицо. С каждым сеансом у него будет получаться все лучше и лучше.

Следует быть готовыми к тому, что далеко не всем деткам нравятся подобные упражнения, и они начинают протестовать. Однако здесь родителям придется проявить терпение и настойчивость, поскольку, отступив, Вы можете позже столкнуться с проблемой, что ребенок не держит голову, когда время уже наступило или даже прошло. Обратиться за консультацией к специалисту следует, если по достижении трехмесячного возраста ребенок еще не пытается удерживать головку самостоятельно.

Не запускайте ситуацию: курс профессионального оздоровительного массажа, регулярные водные процедуры и специальные упражнения быстро приведут кроху в нужную форму. Но также не следует паниковать раньше времени и выискивать проблемы там, где их нет. Каждый ребеночек индивидуален, сроки, когда новорожденный начинает держать голову, весьма условны, а выводы о его психофизическом развитии должен делать опытный педиатр при очном осмотре своего пациента.

Не забывайте больше общаться и играть со своим малышом: это поспособствует его более успешному развитию и крепкому здоровью.

Специально для - Елена Семенова

С первых дней рождения, ребенок еще не умеет управлять своим телом, в том числе и работой шейных мышц. Новорожденный не способен держать голову, и умение самостоятельно ее удерживать – это первый серьезный навык управления своим телом, который является также базой для умения сидеть и ходить.

Когда ребенок начинает держать голову?

Каждый ребенок (как и его развитие) индивидуален. Способность держать голову к одним деткам приходит раньше, к другим позже. Но существует норма, по которой многие ориентируются, и она для младенца составляет 3 месяца. Примерно с 1,5-ра месячного возраста, ребенок из положения, лежа на спине, начинает подтягивать подбородок к груди. В 2 месяца можно заметить попытки удерживать голову в вертикальном положении. К 4-м месяцам малыш должен достаточно уверенно держать голову. К 5 месяцам кроха, лежа на животе, уверенно приподымает верхнюю часть туловища. В последние годы к грудничкам умение удерживать голову приходит значительно раньше, и некоторые малыши уже в 2 месяца уверенно управляют мышцами шеи.

Как развивать шейные мышцы новорожденного?

С момента, когда заживет пупочная ранка, ребенка можно выкладывать по несколько раз в день на животик. Для первого раза хватит одной минуты, далее постепенно увеличивая время. Чем чаще вы будете с карапузом проводить такую процедуру, тем больше он будет тренировать мышцы шеи и в итоге быстрее научится ими управлять. Вы заметите, что в положении лежа на животе, младенец старается поднять головку и уложить ее на бок. Это врожденный рефлекс самосохранения, дабы кроха не задохнулся. Эта процедура хороша еще тем, что способствует от-хождению газиков из кишечника, что в свою очередь поможет в борьбе с коликами.

Полезно также носить ребенка в вертикальном положении с месячного возраста, поддерживая его спинку и головку. В таком положении малыш начинает пытаться самостоятельно удерживать голову наравне с туловищем.

Ребенок начал держать голову в месяц и раньше

В случае если ребенок начал держать голову в месяц, его следует показать доктору, так как это явление не есть нормальным. И, как правило, никакого отношения к раннему развитию не имеет. Зачастую это признак внутричерепного давления или гипертонуса мышц. Симптомы: частый плач, мало спит.

Поводом обратиться к доктору, является:

ребенок держит голову, но криво, под аномальным углом;
лежа на животе, ребенок не поворачивает голову вбок;
у ребёнка наблюдается гипотонус мышц шеи или всего тела.

Ребенок в 3 месяца не спешит держать голову

Младенцы с недостаточной массой тела, с низким тонусом мышц, с неврологическими проблемами, недоношенные, детки, родившиеся при осложненных родах, зачастую начинают держать голову чуточку позже за своих сверстников. Если малыш не держит голову в положенные для ребенка сроки, его следует показать специалисту, который предпримет все нужные меры.

Важно! До момента, когда ребенок научится уверенно держать голову, вам следует поддерживать ее в области затылка и шеи. Если этого не делать, малютка может травмировать шею.

Когда новоиспечённой мамочке в роддоме впервые приносят малыша, она стремится понять, когда ребёнок начинает держать голову самостоятельно, поскольку боится навредить ему своими неосторожными движениями. Ведь неокрепшие мышцы шеи ещё не совсем способны удерживать головку младенца.

Необходимо понять, в какие сроки формируется данный навык, чтобы вовремя обнаружить вероятные проблемы, проконсультироваться с доктором и подумать над тем, как можно помочь маленькому человечку укрепить соответствующие мышцы шеи.

Одним из первых признаков правильного развития детей является умение самостоятельно держать головку. И даётся это умение вашему крохе совсем непросто. Ведь для выполнения элементарного, по мнению взрослых, действия приходится затрачивать колоссальное количество энергии.

Первые позывы самостоятельно удержать головку происходят ещё на третьей или четвёртой неделе после рождения, но длится этот процесс всего несколько секунд. Хотя родителей радует уже сам факт того, что освоение нового навыка началось, и с каждым днём будут заметны его улучшения.

Примерно в 2-3 месяца новорождённый может сам удерживать голову лёжа на животике, но происходит это около 1 минуты, дальше малыш кладёт голову обратно, давая ещё не до конца окрепшей шее отдохнуть.

Около трёх месяцев после рождения ребёнок может сам держать головку, когда его держат в вертикальном положении.

К четырём месяцам ребёнок уже должен сам уверенно держать голову, поворачивая её в стороны, чтобы рассмотреть всё вокруг. Когда малыш лежит на животе, он должен стараться приподнимать голову и плечи, опираясь на ручки.

Если ребенок недоношенный, тогда к данному возрасту нужно прибавить такое количество недель, которое он должен был провести в утробе матери и пересчитать данные сроки.

Как проверить уровень развития навыка

Родители, впервые беря ребёночка на руки, должны постоянно создавать опору для головки, это может быть локтевой сгиб, плечо или ладошка, главное — не допускать запрокидывания головы. Когда ребёнок начнёт держать её самостоятельно, риск навредить крохе резко снижается.

В 3-4 месяца малыши обычно уверенно держат головку. Если при этом происходят лёгкие покачивания головой, это вполне допустимо. Но не стоит забывать о некоторой подстраховке малыша, ведь управлять верхней частью туловища, как взрослый, он ещё не может.

Если же кроха в данном возрасте совсем не умеет держать голову, можно пройти несложный тест, чтобы убедиться в отсутствии патологии.

  1. Уложите ребёнка на спину на кровати или диване, затем потихоньку подтяните его за ручки, усаживая на попу.
  2. Когда малыш сидит, его голова должна остаться в прямом положении около 30-40 секунд. Допускаются лёгкие покачивания головой.
  3. Положите малыша обратно на спину, а затем снова подтяните за ручки, дав зависнуть ему в наполовину сидячем положении.
  4. Если ребёнок удерживает свою голову на уровне линии хребта хотя бы несколько секунд, это также вариант нормы.

Если проделывать данные манипуляции в течение дня, то через пару дней родители заметят явные улучшения в умении малыша держать головку.

Многие родители задаются вопросом, когда ребёнок должен уже точно держать голову сам. Большинство специалистов считают, что в возрасте 4 месяцев грудничок уже должен овладеть этим навыком, но при условии, что он полностью доношен и не родился раньше времени.

Если ребёнок к этому возрасту совсем не умеет самостоятельно держать голову и происходит её запрокидывание, немедленно обратитесь к педиатру за консультацией для установления причины. Скорее всего, после осмотра педиатр перенаправит вас к неврологу.

Причин, по которым ребёнок не способен самостоятельно удерживать голову, довольно много. Рассмотрим самые распространённые.

Кривошея

Заметить кривошею у ребёнка родителям не всегда удаётся. Если же ваш малыш постоянно поворачивает головку только в одну сторону, а при смене положения головы начинает капризничать и сопротивляться, возможно, у ребёнка именно эта патология. В таком случае нужно незамедлительно обратиться к неврологу, он проведет осмотр и скажет, что нужно делать дальше.

Причинами кривошеи становятся врождённые аномалии, какая-либо родовая травма, сон только на одном боку, развитие других неврологических заболеваний на фоне данной патологии.

Лечение болезни таково.

  1. Массаж. Чем раньше у ребёнка обнаружили кривошею, тем быстрее и проще пройдёт период восстановления мышц шеи при лечении массажем.
  2. Физиопроцедурный метод лечения (парафинотерапия, электрофорез).
  3. Сон на ортопедической подушке. Сделайте так, чтобы ребенок не поворачивал голову во сне на одну сторону, лучше пусть головка смотри прямо.
  4. Плавание. Занятия и упражнения в воде – прекрасный способ не только расслабить шею, но и оптимизировать тонус всех групп мышц ребёнка.

Гипертонус

При гипертонусе ребенок мало и плохо спит, много и часто срыгивает, капризничает при появлении каких-либо раздражителей. Кроме этого, ноги и руки сильно прижаты к телу, а чтобы выпрямить их, необходимо приложить много усилий.

Невролог проверяет выраженность гипертонуса по рефлекторным тестам, и если диагноз подтверждается, назначается терапию. Обычным лечением считается массаж, плавание, электрофорез, но в самых крайних случаях врач может назначить медицинские препараты, которые расслабляют мышцы.

Гипотонус

Это заболевание также диагностируется неврологом, но и сами родители, возможно, заметят, что мышцы ребенка сильно расслаблены. При разведении ручек и ножек в разные стороны малыш не будет оказывать никакого сопротивления.

Редкое выкладывание ребёнка на живот и чрезмерная опека

При постоянном лежании на спине у ребёнка отсутствует тренировка шейных мышц и шейного отдела позвоночника, вследствие этого он поздно научится самостоятельно удерживать голову прямо.

Также не стоит постоянно поддерживать головку крохи, дайте ему возможность самому держать голову, а вы только страхуйте его.

Обязательно нужно помогать малышу навыку удержания головки.

Остаётся понять, как же научить ребёнка держать голову.

Сделать это довольно просто, так как заниматься этим можно, одновременно играя с малышом.

Выкладывайте ребенка на живот до кормления или через час после него.

Начинать нужно уже с 2-3-й недели жизни.

Продолжительность таких сеансов начинается с 1 минуты, затем родители увеличивают это время по мере взросления крохи.

Мама должна тщательно следить за грудничком, иначе он может случайно скатиться и упасть на пол.

При этом не стоит волноваться, что ребёнок может случайно задохнуться, – здоровый малыш обязательно повернет голову на бок, ведь это инстинкт самосохранения.

Если малыш капризничает при такой процедуре, попробуйте отвлечь его внимание яркой погремушкой, также можно спеть ему весёлую песенку или погладить спинку, ручки и ножки.

Нужно обязательно проводить сеансы массажа, для этого необязательно ехать в поликлинику, мама может делать поглаживания самостоятельно. Предварительно следует посоветоваться со специалистом, который даст советы и рекомендации. В сети также есть множество подробных видео-уроков этой полезной процедуры.

Также не лишним будет приобрести гимнастический мяч (фитбол). При выкладывании на мяч животом вниз ребёнок будет ощущать определённый дискомфорт и инстинктивно начнёт поднимать голову вверх.

Заключение

Помогая своему ребенку укреплять мышцы, вы избегаете многих проблем впоследствии. Когда ребёнок начинает держать голову самостоятельно, вы можете пробовать высаживать его на подушки, в положении полулежа. Теперь уже можно перестать тревожиться, что кроха будет запрокидывать головку на бок или «клевать» носом.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Как известно, человек учится всю жизнь. Когда мы вырастаем, то мало задумываемся о стереотипных движениях как сделать шаг, поднять руку, кивнуть. А ведь и этому приходится учиться! Процесс обучения запускается с первой минуты пребывания в этом мире. И постепенно, день за днем, беспомощная кроха становится сильнее, приобретает необходимые для жизни навыки. Каждый из них появляется в свое время, когда организм готов к выполнению тех или иных движений. Одно из таких умений не вешать нос и смотреть на мир с гордо поднятой головой! Конечно, это все метафоры, а речь идет о развитии шейных мышц. Итак, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно?

Здравствуйте уважаемые читатели блога, я продолжаю делиться с вами знаниями о маленьких детках. Сегодня мы поговорим о малютках от 0 до 4 месяцев.

А вот теперь пора!

Опорно-двигательный аппарат у новорожденных развит очень слабо. Это связано со многими факторами, но, в первую очередь, с необходимостью проталкиваться по узким родовым путям. Не будь тело младенца мягким и податливым, он попросту не смог бы родиться.

Так, головка плода в утробе, в начале родовой деятельности матери, приходит в положении максимального сгибания, то есть подбородок плотно прижат к груди. В процессе родов человечек должен преодолеть несколько физиологических препятствий, для этого он совершает определенные движения. К ним относятся повороты тела и разгибание головки. Подзатылочной ямкой голова упирается в лонное сочленение, чтобы пройти родовые пути. Будь мышцы сильными изначально, будь рефлекс удерживания головки врожденным, преодоление этих этапов стало бы проблематичным (читайте невозможным).

Кости у ребенка очень мягкие. По большому счету, они даже не до конца завершают свое превращение из хрящей. Кроме того, нервная система младенца также находится на «подготовительном» этапе развития. Ни спинной, ни головной мозги еще не совершенны, рефлекторные дуги не сформированы. А уж об осознанных движениях и говорить не приходится.

Все эти факторы позволяют сформулировать причины, почему маленький не держит голову самостоятельно:

  • «Хлипкость» позвоночника;
  • слабость мышц шеи;
  • отсутствие необходимых рефлексов.

Но ведь умение очень важное. Именно поэтому оно появляется одним из первых. Уже к 14-17 дням своей жизни малышу хватает сил повернуть голову набок в положении лежа на животе. Здесь работает инстинкт самосохранения, чтобы не задохнуться. Постепенно новорожденный учится удерживать голову на весу все дольше. К полутора месяцам она не опустится в течение полуминуты (положение аналогичное на животе), а к двум в течение пары минут. Однако, если Вы подняли малыша за две руки из горизонтального положения на себя, его верхняя часть еще запрокинется назад. А вот к трем месяцам уже нет, хотя мышцы еще недостаточно окрепли.

К возрасту 16 недель кроха уже может вовсю вертеть и крутить головой, изучая окружающий мир. Он даже пытается приподнимать верхнюю часть тела над кроватью, лежа на спине. С этого момента головку ребенка можно специально не поддерживать, лишь немного страхуя ее.

Доверяй, но проверяй

Когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, родители обычно это замечают, в каком возрасте это бы ни произошло. Однако как окончательно убедиться в том, что кроха держит ее сам, и можно все время не придерживать?

По нескольким признакам:

  • Малютка спокойно приподнимается на предплечьях;
  • голова не качается вверх-вниз (знаете, как у автомобильных собачек) норовя опуститься;
  • при подъеме его за вытянутые руки не запрокидывается назад;
  • лежа на спине, новорожденный пытается приподнять голову, и у него получается пару секунд оставить ее приподнятой.

Что-то пошло не так…

Какие же проблемы могут возникнуть с удерживанием маленького «котелочка»? Все просто: рано, поздно или неправильно. Обо всем понемногу.

Раннее удержание

Торопыжки, как известно, пытаются овладеть навыками раньше срока, но ничего хорошего в том, что ребенок рано поднимает свой мыслительный аппарат, нет. Однако не стоит сразу паниковать. Кроме симптома раннего подъема головы, у патологических состояний есть и другие признаки.

Причины, которые могут вызвать преждевременное удерживание:

  1. Гипертонус. При рождении у крохи физиологический гипертонус мышц-сгибателей, он проходит к 3-4 месяцам. Но чтобы поднять головку, нужно напрячь мышцы-разгибатели. Если они постоянно работают, то уверенно держаться крохотуля сможет чуть ли не сразу после рождения. Однако в этом случае будут затруднены пассивные движения (тяжело согнуть или разогнуть ножку).
  2. Повышенное внутричерепное давление. Вызванная родовой травмой, заболеванием или опухолью, эта патология приводит к перенапряжению шейных мышц (фактически тому же гипертонусу). Среди других признаков аномально большой диаметр черепа, выбухание родничка, расхождение костей. Косвенными признаками могут быть беспокойство, нарушения сна, недобор веса.

Но, к счастью, бывает, что и здоровые малыши опережают норму. Поэтому, если новорожденный начинает держать головку самостоятельно очень рано, необходимо проконсультироваться с педиатром. Доктор проведет обследование и, исключив патологические причины этой спешки, даст рекомендации по уходу за малышом.

Неправильное удержание

Иногда малыш начинает вовремя удерживать головушку, но заметно, что она все время склоняется в одну сторону. Кроме того, новорожденный поворачивается только направо или налево, причем как на руках у мамы, так и в кровати. Такое поведение ребенка может свидетельствовать о развитии кривошеи. Это ортопедическое заболевание, характеризующееся неправильным развитием кивательных мышц. С одной стороны она слабее, чем с другой, что ведет к неправильному положению головы.

Лечится это заболевание путем массажа, несложных «обманок» типа перемещения кроватки от одной стенки комнаты к другой, но начинать нужно вовремя. Иначе потребуется операция.

Позднее удержание

Любая мама с невероятным жаром готова доказывать, что ее малютка единственный и неповторимый. Никто не имеет права указывать ему, когда и что надо уметь! Но не стоит торопиться с эмоциями. Конечно, любой человек индивидуален, и все процессы развития происходят в своем темпе. Однако мы все одного вида, а это значит, что значительно отличаться показатели не должны. Поэтому «фора» для малыша две-три недели. Если и за это время не наступает момент, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, пора обратиться к врачу.

В чем же может быть причина?

  • Недоношенность и недобор в весе;
  • травма, полученная крохой в процессе родов;
  • недостаточный мышечный тонус;
  • неврологические заболевания;
  • отсутствие должных «тренировок», родители не выкладывали на живот.

Как помочь крошке?

Что делать, если малышу тяжело самостоятельно справляться со своим организмом? Как научить ребенка держать головку?

  1. Уже с первых недель жизни переворачивайте дитя на живот, не помогая ему повернуть голову. Конечно, оставлять его одного в таком положении не стоит, но позвольте ребенку самостоятельно войти в боковое положение.
  2. Выкладывайте чадо на твердую поверхность. На кровать нет смысла, это не тренирует мышцы.
  3. Привлекайте внимание яркими игрушками, поглаживайте по спине, ласково разговаривайте пусть он как можно дольше не переворачивается.
  4. Примерно с месяца помогайте ему вставать на предплечья, поддерживая руки с боков. Какое-то время малютка сможет остаться в таком положении. Когда его головушка опустится на поверхность, и он начнет плакать (так лежать неудобно), не торопитесь перекладывать. Пусть сам вытянет ручки вперед.
  5. Проконсультируйтесь со специалистом, он может посоветовать определенные приемы массажа.
  6. Можно проводить гимнастику: подхватив одной рукой под грудь, а другой под бедра, качать его вверх и вниз. Вариацией этого упражнения является так называемая “лодочка” попеременно поднимать то верхнюю, то нижнюю часть туловища, опуская другую.

Видео

Заключение

Таким образом, дорогие родители, не стоит беспокоиться, если ровно в назначенный срок малыш не научился уверенно держать “нос по ветру”. Однако значительное отставание, как и опережение, может свидетельствовать о наличии патологии. Стоит сказать, что время, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, подкрадывается незаметно. Во сколько недель или месяцев умение ни пришло бы – это неожиданность для близких, ведь кроха становится старше и «увереннее в себе». А я прощаюсь с вами до следующих, надеюсь полезных и интересных статей. Чтобы не пропустить их, подписывайтесь!

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.


Top