Отчет по здоровьесбережению в группе раннего возраста. Педология

Карина Иванова
Здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста .

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных , коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка .

Здоровьесберегающие технологии включают в себя несколько основных направлений :

1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса.

Организованная образовательная деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке , формирует у малышей необходимые умения, совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь, а также побуждает ребёнка к активной познавательной деятельности).

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Так как правильная организация питания даёт ребёнку ответы на вопросы : Что есть? Как есть? Когда есть? Ритуалы приготовления к приёму пищи, знания о пользе и вреде продуктов – всё это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.

Формирования всех этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

Для этого следует использовать следующие методические приёмы :

1. Показ и объяснение;

2. Упражнения и контроль;

3. Пример взрослых;

4. Игровые приёмы;

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.

Хотелось бы обратить внимание на использование потешек в работе воспитателя. Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте , помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

Таким образом воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укреплению здоровья ребенка .

2. Физическое развитие и оздоровление детей : включает закаливание, гимнастика, организация двигательного режима (подвижные игры) .

Закаливание - в физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Также подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни .

Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течении всего дня.

Четкое соблюдение режимных моментов;

Четкая организация теплового и воздушного режима;

Рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребёнка, т. е. в группе или в прохладном помещении) ;

Соблюдение режимов прогулок при температуре 15-20 градусов;

Сон в проветренном помещении;

Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Из приведенной ниже таблицы следует серьезное отношение всего коллектива группы к здоровьесбережению малышей .

См. таблицу :

Закаливающие мероприятия Осень 1. Закаливание воздухом

(+19 : +20)

Зима 1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19 : +20)

Весна 1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19 : +20)

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам

Лето 1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19 : +20)

Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений

Правильный подбор одежды, облегченная одежда

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами

Обширное умывание

3. Закаливание солнечными лучами

Происходит после воздушных и водных процедур в середине прогулки. Время постепенно увеличивается, зависит от возраста детей

Гимнастика - это универсальное средство физического развития человека

Общеукрепляющая гимнастика - это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.

Пальчиковая гимнастика- развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Пальчиковая игра.

Гречку мыли, гречку мыли. (Сжимаем и мнем воображаемую гречку) .

Мышку по воду послали,

По мосту - мосточку,

Желтому песочку. (Шевелим мизинчиком вверх-вниз) .

Проплутала долго-

Испугалась волка. (Шагаем по столу пальчиками) .

Заблудилась, слезы градом, (Трем глазки, как будто плачем) .

А колодец – вот он, рядом. (Вытягиваем руки вперед, показывая колодец) .

Артикуляционная гимнастика- это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Упражнение «Заборчик» .

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка» .

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Дыхательная гимнастика- это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох) . При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.

Упражнение «Бабочка летает» .

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.) . Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

Упражнение «Плывет, плывет кораблик» .

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке) - цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

Подвижные игры - подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.

Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи :

1. Повышается активность и общая работоспособность детей;

2. У детей формируются двигательные умения и навыки;

3. Формируется интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.

4. Лечебно-профилактическая работа.

Игра «Ты, собачка не лай» .

Неожиданно где-то раздается лай, дети прислушиваются : за дверью (если игра проходит в помещении) лает собачка. Малыши открывают дверь и видят : перед ними сидит симпатичная игрушечная собачка. «Она, наверное, заблудилась и забежала в детский сад» , - предполагает воспитатель. Дети знакомятся с собачкой, дают ей имя - Жучка и решают, что она будет жить в группе. Предложите малышам поиграть с Жучкой, принесите обруч - это будет ее дом. Дети берутся за руки, идут по кругу и поют песенку :

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой.

Зубки - острые,

Шерстка - пестрая!

Собачка вдруг «залаяла» . Дети останавливаются, грозят ей пальчиком и говорят :

Ты, собачка, не лай.

Лучше с нами поиграй,

Мы бежим, ты - догоняй! Малыши бегут от собачки, она их «догоняет» , а прячутся они в «домик» (встают за скамейку) .

Игра «Мышки» .

Вышли мышки как- то раз (шагают)

Посмотреть, который час (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири (движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

Побежали мышки вон (бегут)

3. Работа с родителями. Является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

Для этого мы проводим с родителями беседы на темы : " Ваш ребенок идет в детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста ", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста " и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.) , по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей. Мы стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания. Принимают активное участие в жизни группы. Одним словом коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам.

Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий , который проводятся в раннем детстве , позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка .

Людмила Приписнова
Опыт работы по здоровьесбережению детей раннего возраста

по здоровьесбережению детей раннего возраста

Тема : «Расти здоровым , малыш!»

Подготовила :

Приписнова Л. С.

воспитатель первой квалификационной категории

Формирование здорового образа жизни начинается с раннего возраста . Перед воспитателями и родителями стоит главная задача, заинтересовать детей заботься о своём здоровье с самых ранних лет .

Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70%, наследственности (15%, окружающей среды (8-10%) и медицины (8-10%) .

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Здоровье ребенка- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый ребёнок физически , психически и социально активный.

Физическая активность – это естественная потребность здорового , развивающегося организма в движении.

Психическая активность выражается в потребности нормального развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни :

Природы, человеческих отношений;

В познании самого себя.

Социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.

Проблема сбережения здоровья детей на основе здоровьеформирующего образования является на сегодняшний день самой актуальной. Особенно важно это для детей раннего возраста .

Здоровьесберегающие технологии являются важным средством сбережения и укрепления детского здоровья .

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку :

Справиться с трудностями привыкания к новой среде;

Организовать жизнь ребёнка в группе так, что это приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям;

Сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни, создавая при этом у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности;

Развивать у него различные умения, соответствующие возрастным возможностям ;

Формировать потребность в общении со взрослыми.

И главная цель для нас является сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников .

Мероприятия оздоровительного характера обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода, то есть привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.

На современном этапе развития общества в многих детских садах уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Кроме того, серьёзной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников , воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.

Рассмотрим подробнее наиболее часто используемых технологий по здоровьесбережению в дошкольных образовательных учреждениях :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья .

2. Технологии обучения здорового образа жизни .

Технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя :

Подвижные игры;

Спортивные игры;

Динамические паузы;

Игровой самомассаж;

Релаксация;

Пальчиковая гимнастика;

Бодрящая гимнастика;

Дыхательная гимнастика.

Подвижные игры подбираются в соответствии с местом и временем её проведения. Проводятся игры ежедневно : во время непосредсвено-образовательной деятельности по физическому развитию; на прогулке; на прогулке; в группе с малой степенью подвижности. При проведении подвижной игры, воспитатель берёт на себя ведущую роль, а дети выполняют имитационные движения. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации.

Спортивные игры подбираются в соответствии с местом и временем её проведения. Проводятся игры ежедневно.

Развивают физически, умственно;

Воспитывают нравственно;

Воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание) ;

Воспитывают трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение .

Динамические паузы проводятся во время непосредственной образовательной деятельность (2-5 минут, по мере утомляемости детей . Могут включать в себя подвижные игры, пальчиковые игры, физкультурные минутки и другое в зависимости от вида деятельности.

Под игровым самомассажем понимается – имитационные упражнения, мимические упражнения. Делая самомассаж, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Он проводится в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья , приобщения детей к основам здорового образа жизни .

Релаксация осуществляется с использованием спокойной классической музыки (например : Чайковского П. И., звуки природы. Релаксационные упражнения играют большую роль в системе мер по снятию психоэмоционального напряжения.

Пальчиковая гимнастика рекомендуются особенно детям с речевыми проблемами. Проводятся в любой отрезок времени индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Бодрящая гимнастика проводится в любое время года, в течении 3-5 минут. Бодрящая гимнастика может сопровождаться музыкой, так как музыка положительно воздействует на эмоции детей , создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость. Гимнастика проводиться, для того чтобы поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь ребёнку «проснуться» .

Варианты бодрящей гимнастики : разминка в постели и самомассаж; гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса; пробежки по массажным дорожкам и другие.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Для эффективности нужно обеспечить проветривание помещения. Проводят её в различных формах физкультурно-оздоровительной работы .

Технологии обучения здоровому образу жизни включает в себя :

Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре;

Утренние гимнастики;

Подвижные игры на свежем воздухе.

Физкультурная непосредственная образовательная деятельность проводятся в соответствии с программой : 2 раза в неделю 10 минут. Обязательно нужно проветривать помещение. Организация непосредственной образовательной деятельности проводится с использованием фольклора.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно утром, до завтрака, в хорошо проветренной комнате. Гимнастика длиться не более 5 минут. Ежедневная утренняя гимнастика проводится в виде подвижной сюжетной игры, сопровождающейся стихами. Ребёнок выполняет движения, повторяя их за воспитателем.

Подвижная игра является первым уроком физической культуры в жизни ребенка. Одновременно ребенку прививаются нравственные нормы поведения.

В игре дети познают окружающий мир, у них развивается фантазия, пространственное воображение и возникает много положительных эмоций, ощущение свободы, радости.

Подвижные игры чаще всего проводятся на улице, на свежем воздухе, все это способствует умению ориентироваться ребенка в пространстве, укреплению здоровья ребенка , реже такие игры проводятся в закрытом помещении, в спортивном зале, в группе детского сада.

Одним из направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями .

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение , то должны решать эту проблему во взаимодействии с семьёй, детским садом, социумом.

Большое значение имеет взаимодействие с родителями по вопросам состояния здоровья ребенка . Только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о здоровье ребенка , развитие его физической подготовленности и сформированности мотивации к здоровому образу жизни , может обеспечить разумный выбор подходов к индивидуальному развитию каждого ребенка.

Решение этого вопроса требует от нас грамотного подхода к информированности каждого родителя.

Для этого мы определили задачи работы с родителями :

Повышение педагогической культуры родителей;

Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта ;

Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;

Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;

Подобного рода отношения позволяют объединить усилия для достижения высокого уровня реального здоровья каждого ребенка . Решения этого вопроса требует от обеих сторон высокого уровня доверия, информированности и включенности в жизнь ребенка.

Взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, он требует особого внимания и специальной подготовки воспитателей. Особенно в случаях низкого уровня педагогической компетентности родителей, естественным следствием чего является низкая активность, высокая конфликтность либо безответственность ряда родителей.

Таким образом, применение в работе здороесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников .

Только здоровый ребёнок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка .

Литература.

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка . М., 1993 г.

2. В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. Растем здоровыми . П. ,2004 г.

3. Ю. Ф. Змановский. Воспитываем детей здоровыми . М., 1989 г.

4. В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии » . ВАКО, 2004 г.

Анна Гутор
Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников . Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии .

Технологии сохранения и стимулирования здоровья . Пальчиковая гимнастика :проводится индивидуально, либо с подгруппой детей . Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции.

Например : пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» .Подвижные игры :

используются непосредственно в течение всего дня. Вначале это игры с простыми правилами. Например, игра «Самолёты» , в которой дети выполняют три действия – «заводят мотор» , «летят» , «приземляются» . К концу года игры более сложные. Например, игра «Курочка-хохлатка» , в которой правила усложняются, роль курочки, и кошки уже могут брать на себя детки. Кроме подвижных игр с сюжетным содержанием проводятся игры, которые включают основные движения. Например, «Солнышко и дождик» .Игра в раннем возрасте помогает :

1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;

2) освоить групповые правила поведения ;

3) наладить контакт между взрослыми и детьми;

4) развить ловкость и координацию движений.

Игры с ходьбой : «Принеси предмет» , «Поезд» .Игры с бегом : «Самолеты» .

Русская народная игра «Зайка» .

На все слова игры имитируются движения вместе с детьми. Детки на третьем году жизни ещё очень боязливы и неуверенны в своих силах, поэтому широко используется индивидуальный подход, словесное поощрение малыша,игровые упражнения. Для освоения ходьбы и бега хороши такие игровые упражнения, как : «Побежим тихо как мышата» , «Пройдём тихо как котята» . Для закрепления навыков ползания и лазания не обойтись без таких упражнений, как : «Собачки догоняют мяч» , «Пролезь в воротца» . Послужат обучению катанию, бросанию и метанию игровые упражнения с предметами. Например : «Перебрось мяч через заборчик» , «Мячик катится с горки» .В первой младшей группе появляется новое основное движение – прыжки на двух ногах. Игровые упражнения, такие как «Прыгаем как мячики» , «Скачет зайка по дорожке» .Игры по сенсорному развитию :Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.

На это направлены игры : «Чудесный мешочек» (изучение формы, размера, «Собери шишки в корзинку» (количество) .Пробуждающая гимнастика : Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей. Эффективным приемом становится пробуждающая гимнастика.

Например : игра «Мы проснулись» ,«Веселые ручки» ,«Резвые ножки» . Дыхательная гимнастика :Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара, «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки. Технологии обучения здоровому образу жизни . Утренняя гимнастика : Способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости.

Физкультминутка : Физкультминутки проводятся на всех занятиях по мере наступления утомления детей. Упражнения для физкультминуток подбираются с учётом характера и содержания занятия. Физкультминутка длится 1-3 минуты и, как правило, состоит из 3-4 упражнений.

Прогулка : является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья , профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей. Задачи прогулки :

Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем : о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем.

Решение задач нравственного воспитания – знакомство с родным городом, селом, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному селу, городу. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности : игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки.

Структура прогулки.

1. Наблюдение.

2. Двигательная активность : подвижные игры, упражнения.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей , с подгруппами , а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры :

2-3 игры большой подвижности;

2-3 игры малой и средней подвижности;

Игры на выбор детей.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, упражнения на равновесие;

В жаркую погоду проводятся игры с водой;

Использование бессюжетных народных игр с предметами : кегли, мячи т. д. ;

Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, больницу и т. д.) . Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения.

Трудовая деятельность детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, рисовать на нем палочками, делать из него разные сооружения.

Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т. д. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы :

Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

Сформировать навыки в разных видах движений;

Способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей : активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Заключение.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Конспект НОД в младшей группе ДОУ

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
-совершенствовать у детей двигательные навыки и физические качества;
-формировать у детей представления об особенностях образа жизни белки осенью;
-развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий.
Способы: арт-терапия, проблемные вопросы,
здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, самомассаж, дыхательная игра, психогимнастика,
Средства: игрушка-бельчонок, искусственные ёлочки, шишки в корзинке, орехи фундук, ведёрки с изображением белочек, пиктограммы эмоций, модель солнца, прищепки, зонтик, металлофон,
нестандартное физкультурное оборудование: грибы, дощечка, кочки;
световой стол, манка жёлтого цвета, пластиковые бутылочки.
Словарня работа: бельчонок, пасмурная, дождливая погода, массаж, металлофон, ласковое, лучистое солнышко.
Ход занятия:
Организационный момент:
Все собрались?
Все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда подтянись,
Не зевай и не ленись.

-Ребята, какое время года наступило? (осень)
-А какая погода на улице? (холодно, пасмурно, дует ветер, идёт дождь)
-Вы хотите сегодня прогуляться? (да)
-Ребята, давайте позовём солнышко, чтобы было теплее и веселее.
Солнышко-вёдрышко
Выгляни в окошко
Согрей, обогрей
Телят, ягнят
Ещё маленьких ребят.

-Не слышит солнышко. Давайте ещё раз его позовём. Опять никакого результата.
-Вы хотите пойти в гости к солнышку? (да)
-Живёт оно за лесом, за болотом. По пути будем выполнять разные упражнения, которые помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (да)
-Пойдём по тропинке. Смотрите, ребята, грибов-то сколько! Давайте их перешагнём (перешагивание через грибы)
-Пойдём по мостику через речку. Ступайте осторожно, чтобы не оступиться. Руки в сторону, спинку держим ровно (ходьба по дорожке)
-А теперь по болоту по кочкам (прыжки с кочки на кочку)
-Вот мы и добрались до леса. В нашем осеннем лесу листопад. Листочки падают и кружатся. Давайте поможем ветерку поиграть с листочками.
Дыхательные упражнения «Подуй на осенние листочки»
-Смотрите, ребята, кто-то притаился под ёлочкой. Вы хотите узнать, кто это? (да)
-Тогда пойдём посмотрим
/ребята встречают бельчонка/
-Ребята, вы узнали, что это за зверёк? (бельчонок)
-Давайте поздороваемся с ним и узнаем, почему бельчонок такой грустный
/здороваются/
-Что случилось, бельчонок? Почему ты грустишь?
Бельчонок
-Я и мои братья бельчата ждём маму. Очень замёрзли и проголодались.
-Ребята, что же делать, как помочь бельчатам? (поиграть с ними, чтоб нагрелись, покормить их)
-Надо что-то придумать. Посмотрите под ёлочкой лежат шишки. Как бы научить бельчонка греть лапки с помощью шишек? (сделать массаж)
Самомассаж с использованием шишек
/дети берут по шишке и начинают движением вперёд-назад двигать её между ладошками, затем вращать круговыми движениями и в последнюю очередь одной рукой берут шишку и начинают ритмичными движениями дотрагиваться до другой ладошки/
-Ну, что нагрелись ручки, а у бельчонка лапки? Дотроньтесь ладошками до щёчек. Какие ладошки? (тёплые)
-Значит, порядок.
-Ребята, теперь бельчат надо накормить. Чем они питаются? (орехами, грибами)
-Давайте покормим бельчат орехами.
Игра на развитие мелкой моторики рук «Покорми бельчат»
/на столе ведёрки с изображением бельчат, орехи фундук. Дети берут орехи по одному и кладут в рот бельчатам/


Бельчонок
-Спасибо, ребята. А куда вы идёте? (мы ищем солнышко)
-А для чего оно вам? (солнышко нужно, чтоб было тепло и светло)
-Ребята, а давайте для бельчонка нарисуем солнышко.
Рисование с помощью манки на световом столе «Солнышко лучистое»
-Какого цвета солнышко? (жёлтое)
-Какой формы? (круглое)
/дети сгребают манку ребром ладоней в кучу, придавая круглую форму


разравнивают ладошками/


-Лучики какие должны быть? (прямые и длинные)
-Каждый из вас нарисует по лучику
/в качестве инструмента для рисования лучиков используют пластиковые бутылочки с отверстием в пробке, наполненные манкой/


-Вот, бельчонок, какое лучистое солнышко получилось.


-Ребята, пока мы с вами гуляли по лесу, на небе выглянуло солнце. Оно оказывается пряталось за тучами
/воспитатель показывает детям солнце без лучиков/
-Ребята, но что-то с солнышком не так? Вы заметили ошибку? (оно без лучиков)
-Как же нам исправить это? (сделать лучики)
-Из чего же мы сможем сделать лучики? (из прищепок)
-Какого цвета прищепки будем использовать? (жёлтого)
/дети прикрепляют прищепки/


-Вот и солнышко. Давайте вместе с солнышком сделаем гимнастику для глаз. И бельчонка научим.
Гимнастика для глаз: «Солнышко»
Солнышко вставало, солнышко тучки считало.
Посмотрело вверх, посмотрело вниз,
Вправо, влево, глазками поморгало
И закрыло глазки, не хочется солнышку просыпаться!
Но просыпаться надо.
Солнышко проснулось, к щёчкам прикоснулось.
(Дети гладят себя по щекам) .
Лучиками провело и погладило, и погладило.
(Дети гладят себя по голове) .

-Хотите с солнышком поиграть? (да)
Подвижная игра «Солнышко и дождик» (2 раза)
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку
/дети идут по кругу, взявшись за руки/
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку
/хлопают в ладоши/

/ребёнок на металлофоне молоточком ударяет по пластинке, дети слышат звуки дождя, убегают под зонтик/
-Ребята, нам нужно возвращаться с прогулки. Давайте попрощаемся с бельчонком (до свидания)
-Вам понравилось гулять? (да)
-Давайте вспомним, к кому мы сегодня ходили в гости (к солнышку)
-Кому помогли в пути? (бельчатам)
-Чем мы помогли им? (накормили и помогли погреться)
-Какое настроение у нас было, когда солнышка не было в небе? (грустное)
/дети поднимают вверх пиктограмму с эмоцией грусти/
-А когда солнышко засияло в небе, как изменилось наше настроение? (мы стали весёлыми)
/дети показывают пиктограмму радости/
-Что вам больше всего запомнилось? /дети делятся впечатлениями/
-Молодцы, ребята. Во время прогулки мы получили заряд бодрости, хорошее настроение и даже укрепили своё здоровье.

Липская Любовь Ивановна
Должность: воспитатель I кв кат
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 3 "Росинка"
Населённый пункт: г Салехард Тюменская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Здоровье сберегающие технологии при работе с детьми раннего возраста"
Дата публикации: 25.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Росинка»

Здоровьесберегающие технологии при работе

с детьми раннего возраста

(из опыта работы)

Воспитатель: Липская Любовь Ивановна

I квал.кат.

г. Салехард 2017г

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми раннего возраста

(из опыта работы)

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В

современном обществе отмечается повышение требований к физическому,

психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих

более успешное их развитие - предоставление государством возможности

воспитания детей раннего возраста. Восстановление системы общественного

воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся

экономической и политической ситуации. Складывается парадигма новой

государственности,

возрождения

современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития

возраста

условиях

общественного

воспитания

является центральной.

Реализуемые

программы

технологии

помогают

наиболее

полному личностному развитию воспитанников. Их содержание, а также

построение

воспитательно-образовательного

процесса

сотрудничества,

уважения

личности

обеспечивает

уровень компетентности детей в различных сферах.

учебного

составив

здоровья,

заполнив

проанализировав

адаптации,

диагностику

исходного

уровня развития детей. В процессе диагностики мы использовали: метод

наблюдений,

дидактические

подобранные

соответственно

возрасту. Изучив полученные результаты, мы наметили план дальнейшей

доставили

здоровьесберегающую

обеспечить

воспитаннику

возможность сохранения здоровья. А также использование в работе с детьми

здоровьесберегающих

технологий,

создании

благоприятных

полноценного

проживания

ребенком

дошкольного

формирования

культуры

личности,

лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и

всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность мы строим

в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что

позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их

творческий

потенциал.

Педагогический

полностью

необходимыми материалами и пособиями, программой развития ясельной

конспекты

дидактические

обеспечения

индивидуально-дифференцированного

организуем,

педагогический

диагностики

достижений

детей и в результате ее выстраиваем перспективу работы с каждым ребенком,

зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все

условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя

уютно и комфортно. Для достижения поставленной цели необходимо:

организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих

конструированию

вариантов

здорового

повышению

сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.

создание условий для обеспечения психологической безопасности личности

ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений

и навыков в различных видах деятельности.

Проведение с детьми раннего возраста спортивных занятий два раза в

способствует

физическому

развитию

формирует

непосредственно

закрепляются

занятиях в группе.

Воспитатели группы развивают посредством ходьбы в своих воспитанниках

опорно-двигательный

движения,

формирующие

правильную осанку. В этом участвуют 56% мышц тела малышей. Другими

навыками,

приобретаемыми

возраста

являются

(циклическое

движение,

отталкивание

чередуется

полетом);

основного

движения

являющейся

циклическим);

бросание,

прогулок

ползание

(выполняемые

ежедневно

воспитанниками);

развитие

ребенке навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).

Следовательно, работа воспитателей является целостной системой, в которой

сочетается охрана и укрепление здоровья ребенка, происходит совмещение

функций детского организма и формируется физическое развитие.

Важнейшим

ежедневным

занятием

возраста

являются

подвижные

Предусмотренные

планированием

проводятся

утренних

вечерних

прогулках

соответствии

временем

Разработанные С.Н. Теплюк "Игры на прогулке с малышами" способствуют

не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию

здоровья малышей.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором,

способствующим

укреплению

здоровья

закаливанием

понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким

температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную

охлаждение

организма

дыхательных

воспаление

ревматизм

закаливания

выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем

в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма

приспосабливаться

определенным

условиям

вырабатывается

многократным

повторением

воздействия

фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В

процессе

закаливания

организме

происходят

изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания

и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее

реагировать

изменения

окружающей

физиологические

процессы

расширение

сокращение

кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме

окрепшие

влиянием

закаливания

слизистые

оболочки

становятся

чувствительными

проницаемыми

болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже

проникшими в него микробами возрастает. В результате закаливания ребенок

становится

восприимчивым

изменениям

температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным

болезням.

Закаленные

обладают

здоровьем,

аппетитом,

спокойны,

уравновешенны,

отличаются

бодростью,

жизнерадостностью,

высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться

лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

проводятся

закаливающие

процедуры,

предусмотренные

планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года,

в которое они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные

Большое внимание воспитатели группы уделяют использованию дорожек

здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного

отдыха малышей.

Планированием

предусмотрены

закаливающие

мероприятия, которые проводятся в группе в течение всего календарного

года. Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени

проводится.

приведенной

серьезное

отношение

коллектива

здоровьесбережению

Закаливающие

мероприятия

1. Закаливание воздухом

согласно режиму дня

помещении (+19: +20)

1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке,

согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в

помещении (+19: +20)

1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке,

согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в

помещении (+19: +20)

физических упражнений

2. Закаливание водой

смоченными полотенцами

Ходьба по ребристым дорожкам

1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке,

согласно режиму дня

Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Поддерживание нормальной температуры воздуха в

помещении (+19: +20)

Воздушные ванны после дневного сна с проведением

физических упражнений

Правильный подбор одежды, облегченная одежда

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным

смоченными полотенцами

Обширное умывание

3. Закаливание солнечными лучами

Происходит после воздушных и водных процедур в

середине прогулки. Время постепенно увеличивается,

зависит от возраста детей

Происходит

воздушных

процедур

середине

прогулки.

Время постепенно увеличивается, зависит от возраста детей

внимание,

проведению

закаливающих

процедур,

способствующих

укреплению

здоровья

снижению

заболеваемости.

учебного

начинаем

постепенное

обучение

элементам

умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком,

воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий. А также

ходьба по дорожкам здоровья, солнечные и воздушные ванны. Играем с

детьми в игры, которые лечат. Для часто болеющих детей хорошо помогает

дыхательная, артикуляционная гимнастика. Организуем двигательный режим

(согласно возрасту).

Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в

формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей.

Плоская стопа и дефекты осанки у малышей. На первый взгляд, между этими

явлениями

временем

плоскостопие

является

причиной

искривления

позвоночника

серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы

стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические

возможности

ограничены,

движений

суставах

минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль.

Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на

боли в ногах и бедрах.

возраста

закаливания

профилактики

плоскостопия используются дорожки здоровья и босохождение.

В группе раннего возраста во всех проводимых занятиях применяются

технологии направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так

как насколько здоров ребенок - настолько он и развит.

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья

детей так же нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных

задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. Цель которого:

сформировать

самосохранения,

воспитать

привычку

думать и заботиться о своем здоровье. Для достижения поставленной цели

мы формируем навыки ухода за телом; создаем условия для закаливания;

формируем навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даем

представление и функциях тела; учим детей обращаться с опасными для

здоровья

демонстрируем

значимость

правильного

отношения

здоровью и т.д.

проводятся

упражнения,

способствующие:

формированию

осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию

опорно-двигательного аппарата и т.д. Как показывает наша практика, все

выше перечисленные методы нам очень помогают в работе с детьми, мы и в

дальнейшем будем их использовать, о чем свидетельствуют результаты.

Важнейшим

фактором,

способствует

развитию,

сбережению

укреплению

здоровья

младшего

возраста

являются

ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима

туалетном

помещении,

спокойный,

доброжелательный

воспитателя,

обязательные

ежедневные

прогулки

утром и вечером в любое время года за исключением холодных температур

(ниже 16oС). За всем этим строго следят воспитатели.

Работа с родителями для нас является важной составляющей всего

педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С

поступления

ребенка в детский сад мы должны строить совместную

безболезненно

адаптироваться

влиться в коллектив.

Для этого мы проводим с родителями беседы на темы: "Ваш ребенок идет в

детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста",

"Оздоровление и закаливание детей раннего возраста" и многие другие; даем

необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам

адаптации

условиям

интересующие

родителей

Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план

совместной

родителями,

обсуждаются

рассматриваются

различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей. Мы стараемся

привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители

посещают родительские собрания. Принимают активное участие в жизни

значение

анкетированию

родителей,

родителей

помогают

выяснить

увлечение

взрослых

проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о

нашей работе, найти новые пути сотрудничества.

Проанализировав

результаты

повторного

тестирования

убеждаемся, что уровень знаний детей повышается, а уровень проблем и

затруднений

напротив

снижается.

результатов

повторного

тестирования, можно сделать вывод: работу в данном направлении нужно

продолжать, расширять и углублять, так как она дает неплохие результаты.

коллектив

работает

сотрудничестве

родителями

воспитанников.

приводит

положительным

результатам по опыту прошлых лет.

Список литературы:

Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических

работников детских дошкольных учреждений. – М. :АРКТИ, 1999.

Пензулаева

Оздоровительная

гимнастика

дошкольного

возраста(3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.

Двигательная

активность

Мозаика – Синтез, 2002.

ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-

ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.

Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в

ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка.

Управление ДОУ. 2005. N 5.

Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.,

Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового

населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34. Фомина Н. А.

Ч е б от а р е в а

Те о р е т и ч е с к и й

с е м и н а р

" И с п о л ь з о в а н и е

здоровьесберегающих

технологий

педагога".

Фестиваль

педагогических идей «Открытый урок».

Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.

Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.

В о л о ш и н а

О р г а н и з а ц и я

з д о р о в ь е

с б е р е г а ю щ е г о

пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.

Терновская

Теплякова

Создание

здоровье

сберегающей

образовательной

дошкольном

образовательном

учреждении//

Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.

Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей.

С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-

М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008


Top