Что это такое целомудрие в православии. Целомудрие – это…

На самом же деле, термин «целомудрие» имеет другое истинное толкование. Это означает «нравственную чистоту».

Современных девушек трудно назвать нравственно чистыми. Посиделки у подъездов с бутылкой пива в руках, бесконечное курение, нецензурные выражения, скандальное вульгарное поведение, случайные связи и многое другое — вот что характерно для девушек 21 века.

А как развивались отношения раньше, в далекие времена? Сначала парень скромно выражает симпатию понравившейся девушке, потом девушка оставляет за собой право подумать: отвечать ей взаимностью или нет. Если взаимность все-таки имеет место быть, тогда она принимает несмелые ухаживания своего возлюбленного. Влюбленный юноша, смущаясь и краснея, крадет у дамы первый поцелуй спустя нескольких месяцев знакомства…

Сейчас все не так. Девушки слишком торопятся повзрослеть! И здесь огромную роль играет окружение, общество, друзья, родители, средства массовой информации.

Растет себе хорошая девочка в порядочной благополучной семье. И тут начинаются влияние извне… По телевизору целуются, да и ладно целуются, а то порой и что по серьезней делают! Подруги-одноклассницы уже давно обнимаются со старшеклассниками по подъездам, начинают курить (из интереса), пить (для смелости), увлекаются наркотиками (по наставлению «добрых» друзей).

А девочка не хочет оставаться» белой вороной»! И тоже втягивается в процесс.

Потом соседи начинают докучать вопросами повзрослевшую красавицу — а почему у нее до сих пор парня нет? Родители вздыхают — «дочь в девках останется»! Подруги подкалывают — «мол, уже пора попробовать взрослые отношения».

И девочка, чтобы не казаться «белой вороной» идет и ложится в постель к первому встречному. А что такого? Везде ведь пишут, что первый раз не приносит желаемых ощущений. Так что, какая разница, как он пройдет.

Таким образом, наше современное общество, само того не желая втаптывает целомудрие девушек в грязь.

Следующая проблема — желания и предпочтения самих парней и мужчин. Сегодня им нужны опытные, обученные, страстные натуры, которые бы и удовлетворили все их потребности и, если повезет, сами обучили всем «взрослым» вещам.

Да, бывают такие стойкие и сильные девушки, которые подолгу ждут своего единственного и любимого мужчину. Они не обращают внимания на общественность. А просто живут так, как считают нужным. И у них два варианта исхода событий.

Первый — они все-таки дожидаются своего «принца». ОН получает «награду» и оценивает ее, благородно женившись на своей даме.

Второй — они дожидаются и отдаются мужчине, которого любят. Но он не оценивает подобной жертвы. Ему вообще все равно. И бедные девушки думают, так чего они столько времени ждали? И это печально.

Целомудрие девушки — это не только сохранение невинности для одного избранника, это еще и верность ему на всю жизнь (если речь идет о браке). Когда девушка выходит замуж, а тем более венчается, она дает клятву хранить верность своему супругу на протяжении всей жизни.

А что такое хранить верность? Это значит, не позволять себе влюбляться, увлекаться и даже думать о других мужчинах! Никогда не сомневаться в своем выборе и не предполагать — «а что было бы, если я вышла замуж не за Васю, а за Петю?» Да и к чему сомнения уже? Сама ведь выбирала!

Целомудрие — это чистота души и тела, гордость, скромность, стыдливость, чувство долга перед партнером . Все эти качества дорого ценятся, но редко проявляются, к сожалению.

Всю прелесть любовных отношений превратили в бесконечные сомнения, измены, лживые обещания и скандалы.

Можно было бы сказать, что это мужчины «портят» женщин. Но ведь у женщин тоже есть своя голова на плечах. Значит, это замкнутый круг.

Таким образом, целомудрие — это относительно важное понятие для современного общества. Общество само должно определить для себя, какие девушки ему нужны. В любом случае, не все так ужасно. Просто нужно задуматься об этой проблеме и найти ее решение. Так какими же качества обладают или должны обладать, целомудренные женщины, читаем ниже:

Качества женщины, которые дают ей возможность быть целомудренной

Первое качество женщина не должна быть жадной . Жадность – это желание иметь себе. Согласно Ведам, чувства привязываются к каким-либо объектам. Так как чувства имеют тонкую материальную природу, то они реально пропитывают тот объект, к которому они привязываются. Они подобны щупальцам, и ум, испытывая на себе их влияние, начинает проявлять беспокойство и постепенно в нём возникает желание обладать этим объектом.

Поэтому, если женщина очень жадна до половых наслаждений, то естественным образом, в какой-то момент, муж её может не устроить в чём-то, и она начнёт привязываться к другим мужчинам. В начале смотреть на них, пропитывая их своими чувствами. Потом всё больше и больше будет хотеть изменить своему мужу. Таким образом целомудрие будет уничтожено. В результате счастье семьи тоже будет уничтожено.

Женщине следует быть удовлетворённой при любых обстоятельствах. Мы знаем, что женщины, часто не понимая этого, требуют от своих мужей больше, чем те способны. Допустим, жена требует от мужа больше денег или чего-то ещё, не хочет быть удовлетворённой. В результате начинаются конфликты, потому что мужчина тоже неудовлетворён. Он пытается сделать как лучше, но его жена всё равно остаётся недовольной.

Так как жена – это энергия, то когда она не довольна, она начинает распространять свою силу недовольства на всех окружающих. Допустим, если муж недоволен, он может хранить это в себе, и в принципе, если он ведёт себя тихонько, жена может этого не заметить. Но если жена ведёт себя тихонько, но при этом недовольна, то все окружающие почувствуют недовольство внутри себя, и возникнут ссоры, потому что жена – это энергия, это сила, которая влияет на всех окружающих. Таким образом, если жена неудовлетворена при любых обстоятельствах, то в семье есть большая склонность к спорам, к конфликтам.

Второе качество . Целомудренная женщина умело ведёт свои домашние дела . Очень важно понять, что когда женщина чиста, у неё естественным образом появляется вкус к тому, чтобы вести домашние дела. Когда она нечиста, то есть не целомудренна, гуляет где-то, то домашние дела её не интересуют, и она ведёт их не очень умело. Потому что умелость женщины зависит чисто от желания сделать что-то приятное своему мужу, показаться ему хорошим человеком. Она всё делает для того, чтобы удовлетворить своего близкого человека – такова природа женщины. Если же ей в этом доме удовлетворять некого, то у неё всё падает из рук, и от этого домашние дела идут не так умело.

Третье качество . Женщина должна быть знакома с законами жизни . Эти законы называются религиозные правила. В каждой вере, в каждом учении есть религиозные правила жизни, и женщина должна быть с ними знакома для того, чтобы знать, соответствует закону, или нет, то, что требует от неё мужчина. Если это не соответствует закону, то она должна мягко, в смиренной форме, возразить ему, и здесь не будет ничего плохого. Но если она не знакома с законами жизни, не знает, как всё правильно организовать, то когда её муж сделает ей замечание или просто предложит ей сделать что-то каким-то образом, она может не согласиться и возникает конфликт.

Четвёртое качество . Женщина должна уметь приятно говорить . Когда она приятно говорит, даже если она чувствует себя оскорблённой и раздражённой, приятная речь создаёт впечатление уважения. Приятная речь означает, что человек говорит уважительно. Уважительная речь смягчает конфликт. Она даёт возможность людям найти общее мнение, потому то уважительная речь естественным образом вводит всех в состояние умиротворения.

Пятое качество . Также женщина должна уметь говорить правдиво . Когда муж замечает, что его жена хоть немножечко лукавит с ним, он полностью в ней разочаровывается. Для мужчины очень важно, чтобы женщина была открытой и честной по отношению к нему. Это является естественным качеством женщины – быть простой и честной и раскрывать мужу все глубокие моменты своего характера, своей психики.

Шестое качество . Надо всегда быть внимательной . Это очень важный момент. Очень часто бывает, что из-за невнимательности люди ссорятся и теряют друг друга. Внимательность означает угадать плохой момент жизни своего мужа, угадать плохой момент жизни своих детей. У каждого человека бывает в жизни плохой период. Близкие люди должны быть внимательны и угадать этот плохой период. Таким образом, надо быть внимательной к изменениям у своих близким друзей.

Седьмое качество быть чистой во всех отношениях, мы уже разобрали это качество.

Таким образом, имея все эти качества, женщина становится целомудренной, то есть у неё не появляется ни малейшего желания идти куда-то и заниматься с каким-то другим человеком недозволенными вещами.

Все выше перечисленные качества можно назвать одним словом – женской добродетелью. Добродетель означает «делать добро». Мужчина по-своему творит добро в этом мире, женщина по-своему. И существуют признаки женской добродетели. Они формируют четыре постулата.

· ПЕРВЫЙ ПОСТУЛАТ служение своему мужу . Служение мужу, в свою очередь, делится на 5 принципов служения мужу. Служить – значит помогать ему. Говориться, что женщина, которая встала на путь служения мужу, становится абсолютно защищённой от всех трудностей в жизни, потому что мужчина неспособен бросить женщину, которая ему служит. Он не способен изменять ей. Мужчина не способен плохо отзываться о ней, даже если у неё есть недостатки. И мужчина неспособен подвергать опасности такую женщину, если она действительно ему служит.

Принципы служения мужу

Первый принцип – «очень близко и сокровенно». Это означает, что женщина должна быть очень близким другом для мужчины, то есть она должна выслушивать все его проблемы, вдохновлять его в любом случае действовать согласно его возможностям и всегда отдавать ему энтузиазм. Мы уже говорили, что женщина обладает шакти, то есть другими словами энергией. Санскритское слово шакти означает «энергия». Женщина обладает энергией, и она способна вдохновить любого мужчину, особенно своего мужа. Таким образом, она должна служить ему очень близко.

Второй принцип – она должна служить ему с великим почтением. Очень важно понять – чем больше женщина уважает, почитает своего мужа, тем больше возможностей советовать мужчина ей даёт, тем больше он вовлекает её в свою внутреннюю жизнь. Таким образом, чем больше жена почитает своего мужа, тем более близко и сокровенно он начинает к ней относиться. Когда женщина почитает своего мужа, она добивается очень большого успеха в общении с ним.

Третий принцип – жена должна учиться контролировать себя, даже если возникает какое-то недоразумение. Женщина может потерять контроль в отношениях с детьми, но если она контролирует себя в отношениях с мужем, муж защитит её в любой ситуации. Муж для неё – последняя инстанция, он защищает свою жену при любых случаях жизни. Поэтому, если у мужа возникают какие-то недоразумения, а жена настроена действовать именно таким образом, то она получит поддержку и защиту во всех своих делах.

Четвёртый принцип служения мужу означает, что жена всегда должна желать ему блага и говорить ему приятные слова. Если женщина соблюдает пятый принцип, она получает очень сильное благорасположение мужчины. Если мужчина груб по природе, его грубость автоматически не коснётся её, если она желает ему добра и говорит ему приятные слова. Грубость может коснуться кого угодно, только не её. Он на кого угодно будет злиться, кому угодно грубить, с кем угодно выяснять отношения, только не с ней. Таким образом жена может использовать все положительные качества мужа для того, чтобы достичь счастья жизни, а плохие качества негативируются сами собой силой его положительных качеств.

· ВТОРОЙ ПОСТУЛАТ женской добродетели – это доброжелательность к мужу . Этот принцип существует независимо от остальных. Каждый принцип является основополагающим, то есть, имея один из них, женщина автоматически становится добродетельной по отношению к мужу, и он воспринимает её как человека, несущего ему большое благо. Даже если она будет неспособна ему сильно служить, но будет доброжелательна, в этом случае, несомненно, он будет всё равно считать её хорошим человеком и относиться к ней хорошо. Хотя, самый первый принцип – это служение мужу, доброжелательность – второй.

· ТРЕТИЙ ПОСТУЛАТ хорошее отношение с родственниками и друзьями мужа . Соблюдение этого принципа также даёт возможность иметь стойкие отношения в семье, потому что когда в семье начнутся раздоры, то, несомненно, родственники и друзья мужа будут помогать жене понять этого человека. Они хоть и будут выступать с его позиции, но так, как они являются и её друзьями, они будут с ней общаться очень сокровенно и попытаются объяснить, почему он так себя ведёт. И в конце концов они помирятся.

· ЧЕТВЁРТЫЙ ПОСТУЛАТ , хоть и стоит на четвёртом месте, является фактически одним из самых главных. Это разделение вместе с мужем взятых им обетов . Обет означает отказ от определённой деятельности с желанием достигнуть какой-то цели. Человек отказывается что-то делать, или наоборот говорит: «Я всегда буду делать то-то для достижения такой-то цели». Жена разделяет с мужем его обеты, например, если муж говорит: «Я никогда не буду есть мясную пищу – она мешает мне очиститься от проблем. Я хочу иметь хорошее настроение в жизни,» — и жена говорит: «Я тоже хочу так делать». То есть они берут этот обет вегетарианства, в Индии это очень популярно. В результате все семья становится вегетарианской. Когда они разделяют общие обеты в жизни, им это очень помогает для общего прогресса, для хороших взаимоотношений в семье. Люди начинают гордиться друг другом как сильными людьми.

· ПЯТЫЙ ПОСТУЛАТ — самый важный элемент брака – это верность . Это надо учитывать, и это надо понять. Верность означает, что не может быть и речи о пренебрежении супружеских обетов. То есть, существуют супружеские обеты. Мы уже перечислили качества характера жены, которые сами по себе являются обетами, об этом говориться в ведической литературе. Другими словами, необходимо давать обеты и необходимо им следовать. Но самый важный элемент брака – это верность. Самый главный обет – это верность. Поэтому супруги, дающие этот обет, несомненно добиваются в жизни успеха.

Признаки женской добродетели

Итак, мы разобрали качество целомудрия. Оно содержит признаки женской добродетели. Ещё раз напомню, что это:

служение мужу;
доброжелательность по отношению к нему;
хорошее отношение к его родственникам и друзьям;
разделение с ним обетов;
верность.

Всё это даёт возможность жене быть целомудренной. Это мы разбираем принципы истинной жены. Принципы истинной жены – это быть приятной мужу . Жена должна быть приятна мужу. В Ведах говориться, что хорошие мать и жена являются энергией для достижения счастья мужчины. Женщина является энергией, то есть силой, с помощью которой мужчина может достигнуть счастья в своей жизни. Не только во взаимоотношениях с женой, но и во всех других отношениях. В том числе в духовном прогрессе и в любых других вещах, которые он ставит своей целью.

Поэтому, когда жена приятна мужу – это означает, что муж её принимает. Он принимает её силу воздействия на себя. Неприятная жена означает, что он её не принимает – неприятие. Приятие и неприятие. Таким образом, когда жена приятна мужу, она способна вложить в него силу, которая даст ему возможность достигнуть счастья.

Интересно отметить одну вещь. Женщине по своей природе очень трудно вкладывать эту силу в саму себя. Если она действует для себя или для другой женщины, то в результате ничего не получается. Она может вложить силу для достижения счастья именно в мужа, то есть в мужчину, в противоположный пол. Женщина может вкладывать силу только в кого-то, но если она не замужем и хочет действовать своими силами, то в этом случае она тоже должна кому-то служить.

Если, допустим, женщина не хочет выходить замуж, то она может стать святым человеком, и тогда она начинает служить Богу. Но говориться, что для женщины благоприятнее всего служить Богу, когда она замужем, в отличие от мужчины, которому не всегда легче служить Богу, будучи женатым, чем холостым. Но Веды говорят, что большинство мужчин тоже должны жениться, ибо если человек имеет вожделение, он обязательно должен жениться и жить в семье.

Жена должна быть приятна мужу для того, чтобы он был способен достигнуть счастья. Если же жена неприятна мужу, то она не получит много счастья во взаимоотношениях с ним. Приятность не означает только внешнюю красоту. Это не только красить губы и улыбаться. Быть приятной мужу значит быть честной по отношению к нему. Это значит узнать, какие качества ему нравятся в людях и затем пытаться развивать эти качества в себе.

Женщина по своей природе очень динамична в плане изменений себя. Женщина может быстро подстраиваться, и в зависимости от того, какие качества характера мужчина любит в окружающих людях, она может без труда, следуя этому принципу, развить в себе эти качества характера.

Как же проще всего женщине изменить себя? Как ей проще всего прогрессировать?

Проще всего ей это сделать, идя за мужем. Женщина вдохновляет своего мужа, она даёт ему силы . Она даёт ему энергию, она даёт ему возможность достичь цели, она делает его счастливым, богатым и т.д. Она делает его разумным, способным видеть цель и идти к ней.

Веды говорят, что женщина должна идти за мужем. Не идти вперёд самой, а вложить в кого-то силу и идти за ним. Такова природа женщины. Поэтому, когда женщина идёт по стопам своего мужа, ей значительно легче достигнуть успеха в любом отношении, в том числе и в самосовершенствовании.

Например, муж и жена решили стать честными. Жена при этом вдохновляет мужа, даёт ему силу, понимание вещей, как это надо сделать – она его вдохновляет на это. Он начинает заниматься этими вещами очень серьёзно, и когда он добивается успеха, она следует по его стопам. Такова природа семейных отношений.

В настоящее время, к сожалению, в обществе остаются неоцененными такие качества, как нравственная чистота, скромность. Молодежь желает быть раскрепощенной, независимой, зачастую такие желания носят вульгарный и пошлый оттенок.

Многие даже не знают, что такое целомудрие, под этим понятием подразумевается девственность, целомудрие до брака, то есть невступление девушки или парня в интимные отношения с противоположным полом. На самом деле это не совсем так. Что означает это понятие?

Добродетель целомудрия – это моральное качество, которым должен обладать каждый человек. Синонимами этого слова могут быть чистота, невинность, скромность, благоразумность, благородство.

Википедия говорит, что целомудрие – это обозначение телесной, духовной и душевной чистоты.

В православии это отречение от греховных поступков и мыслей, сохранение чистоты помыслов независимо от внешнего негативного воздействия.

Другой проповедник девятнадцатого века Игнатий Брянчанинов утверждает, что эта добродетель заключается в отказе от «блудных дел», сладострастия, двусмысленности в делах, разговорах, мечтах.

Он призывал всех христиан больше молчать, помогать немощным и калекам и самое главное – постоянно думать об адских муках и смерти, которые нас ожидают. По его мнению, стать целомудренным можно через послушание – Богу, родителям, закону, мужу.

Полезное видео: 14 причин хранить целомудрие

Подведем итоги

Целомудрие является даром Божьим, это неиссякаемый источник мира и радости. Человек не может только своими силами и стараниями приобрести ее, она подается по милости Божьей, поэтому будем неустанно просить об этом Всевышнего.

Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях.

Словарные определения

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно.

Понятие в церковной традиции

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:27).

Напишите отзыв о статье "Целомудрие"

Ссылки

В энциклопедии «Кругосвет»

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Целомудрие

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему:
– Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков?
Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера.
– Да, я желаю, – сказал Пьер.
Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.

Многие современные обыватели понятия не имеют что такое целомудрие человека, поэтому сводят его лишь к судьбе прекрасной половины человечества, да и то, ограничивая его временным периодом, до потери девственности,...

Целомурие этимология

«По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие » (моральная добродетель) указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни.... , цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» - П.Флоренский.

Целомудрие и благородство - две аксиологические категории, составляющие понятие чести. А наши предки советовали нам беречь честь смолоду...

Целомудрие – это «полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная» (Федоров Н.Ф.).

«Целомудрие - это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет всё человеческое» - св. Ефрем Сирин. Правдивость этого высказывания в современное не требует доказательств, вся современная культура этому подтверждение.

Целомудрие - это состояние и тела человека, характеризующееся целостностью, единством воли и действия, свободой от внутреннего душевного разлада, которая не обусловливается внешними факторами; сохранение душевной и телесной чистоты в общении с другими людьми.

«Лишь сохраните, я молю,
Всю чистоту души прекрасной
И взгляд на жизнь простой и ясный, ...»

Аполлон Григорьев 1850 год
Ю.М.Масютин «Ассоль»

Отождествление целомудрия с девственностью - сужение понятия. Так Амвросий Медиоланский говорит минимум о трёх формах целомудрия : «Существуют три формы добродетели целомудрия : целомудрие девственности, целомудрие супругов и целомудрие вдовства... ».

Таким образом, целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Она относится к целостному составу человека , его личности в целом. Отсюда и само слово «целомудрие», т.е. мудрость целого и единого - пребывание в сознании Вселенского мироустройства и его законов .

Потеря целомудрия - это растление

Растление - это деятельность, которая сужает видение реального мироустройства до его незначительной материальной составляющей, которая и провозглашается как самая важная и ценная в жизни живого существа.

«Следует заметить, что душа растлевается не только плотскими грехами, но и:

  • сребролюбием,
  • славолюбием (тщеславием),
  • завистью и ненавистью,
  • гневом,
  • дерзостью и жестокосердием,
  • ложью,
  • лихоимством и богозабвением,
  • и всяким другим злом... » - преподобный Ефрем Сирин.

Таким образом, целомудрие в широком смысле слова состоит в том, чтобы «соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах» - преп. Амвросий Оптинский.

«Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей.»
Иоанн Златоуст

Поэтому и говорится, что если по-своему внутреннему состоянию человек исполнен всяких дурных наклонностей, вожделений и живёт этими страстными мыслями, чувствами, то целомудренным его назвать никак нельзя, хотя внешне это пока ещё мало проявляется, но для мудрого и опытного ока это будет сразу же видно.

« ... чистота внешнего человека, т.е. чистота тела, без чистоты внутреннего человека, т.е. духа, не есть чистота... »

В наружности человека, во всех его телодвижениях отражается душа, как в зеркале, и все это служит для нас как бы отголоском или вывеской души, так что из внешних действий нашей телесной природы, по тесной связи души с телом, мы заключаем и о внутренних свойствах нашей духовной природы.

К внешним признакам целомудрия относятся скромность поведения и стыдливость. Скромнoe положение тела, и вообще внешнее поведение - живое отображение благочестивого духа, благонравия и скромности. Целомудренная скромность проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. «Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия и нравственной чистоты, которые во взаимном своем соединении охраняют нашу нравственность (особенно в юном возрасте)... Стыд есть превосходный наставник и руководитель в хранении телесной чистоты» - свят. Амвросий Медиоланский. Наглая походка, с разными кривляниями, нескромными позами и телодвижениями, служит выражением легкомыслия и нескромности (свят.Амвросий Медиоланский).

Целомудрие является и в слове – в чистоте нашего языка. Взор и слух целомудренного человека отвращается от всякой нескромности (соблазнительных зрелищ, картин, книг, рассказов, нескромных плясок и веселья и т.п.). Как говорится, что в голове, то и на языке: «Много срамного изрыгает язык (людей) похотливых (и развратных), много сокровенного и соблазнительного извергает он в уши слушающих» - святой Григорий Богослов.

«Как неповрежденный глаз всё видит чисто, действительно так определяя, как что есть... так и чистая душа всё видит неукоризненно и чисто, а душа возмущенная (оскверненная грехами), имея око, покрытое пылью греха, и хорошего не может видеть хорошим» - преподобный Ефрем Сирин -, и (человека) чистого, целомудренного подозревает в лицемерии и скрытых пороках.

Красота человеческого тела не вызывает в целомудренном страстных чувств, но побуждает к прославлению и восхищению Бога. Так, из житий святых известно, что подвижники, прославившиеся целомудрием и святостью, когда встречали прекрасную лицом женщину или юношу, не прельщались телесной красотой, но своими помыслами возносились к Верховной святейшей Красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е. к Богу, прославляя Его за то, что Он из земли делает такую красоту, удивляясь красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном грехом естестве человеческом, они мысленно созерцали неизреченную доброту лица Божия, красоту святых Божиих, святых Ангелов и Божией Матери, и тем более возгревали в себе чистую любовь к единому Богу, «создавшему всякую красоту Себе ради» - святой Иоанн Кронштадский.

Плоды целомудрия

«Чистота, следствие целомудрия , есть признак здравия души , источник духовной радости. Кто желает стяжать , должен иметь попечение о чистоте своей души. Истинная чистота делает то, что душа приобретает дерзновение в час молитвы. Дерзновение есть плод чистоты и трудов над стяжанием её.» - преподобный Исаак Сирин.

У чистоты чисто сердце, гортань сладостна и лицо светло. Чистота – дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения. Чистота радует сердце, приобретшее её, и окрыляет душу к небесному. Чистота порождает духовную радость и умерщвляет печаль, Чистота умерщвляет страсти и производит бесстрастие.

«Приятность чистоты целомудрия нельзя словами объяснить тому, кто не удостоился достичь высоты сей добродетели. Дивное дело Божие! Человек плотяный, находясь во плоти, отвергает плотские страсти и при великом разнообразии жизненных обстоятельств, вражеских нападений и соблазнов пребывает непоколебимым в чистоте силою Божиею. Кто достигнет этого состояния добродетели, по особой благодати, сам изумляясь, с искренним расположением сердца будет взывать: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело» - Пс. 138:14.

«Совершенно созревшее целомудрие всегда хранит невозмутимую и непоколебимую чистоту тела и души и есть не что иное, как святость.»

Фундамент целомудрия

«Целомудрие - это состояние того, кто достиг такой духовной цельности, такой внутренней мудрости, которая не дает ему отклониться от Бога, отклониться от чистоты, отклониться от своего человеческого величия, то есть от Образу Божию в себе самом.» - митрополит Сурожский Антоний . В таком состоянии нет необходимости в воздержании, о чём говорит преподобный Иоанн Кассиан: «Иное, – говорит он, – быть воздержанным, а иное чистым и, так сказать, прийти в расположение непорочности и нерастленности, что называется невинностью... ».

«Святость, - пишет епископ Феофан Затворник, - есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимущественно она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий».

Праведно жить - значит не только не нарушать правды по отношению к другим, но и делать им всякое добро. Жить благочестиво – значит всё творить посвящая Богу и всячески прославляя Его имя. Благочестие всесторонне обнимает отношения нашего ума и сердца к Богу, больше всего - молитву и творение всего во славу Его.

«Целомудрие зиждется на смирении. «Нельзя приобрести этой добродетели, если прежде не будут положены основания смирения». За смиренномудрием следует воздержанность во всём, самоограничение, внутреннее духовное благоустроение и благоукрашение души целомудрием» - преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Добродетель целомудрия немыслима без милосердия, без любви, оживотворяющей каждую добродетель. По словам того же святителя, без милосердия теряется добродетель целомудрия. Целомудрие и любовь находятся в тесной связи. Чрез посредство искренней любви чистота и целомудрие возводят человека к святости и богообщению - «сочетавают с Богом» - преп. Никита Стифат.

Целомудрие, заключительное слово

Целомудрие в действительности охватывает все стороны человеческой жизни, поэтому неверно сводить смысл этой добродетели лишь к половому воздержанию. Тем не менее половая распущенность, несомненно, является противоположностью целомудренного состояния. Блудная жизнь не остается без последствий, она неизбежно разрушает гармонию и целостность души. Немногие грехи наносят столь же тяжкий урон духовному личности.

Апостол Павел так пояснял свою мысль: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела», то есть разрушает самого себя. Поэтому последствия блуда наступают не в будущем только, они настигают человека и в земной его жизни.

Целомудрие - мудрая устремленность к обретению и сохранению целостности, внутреннего единства личности, пребывающей в согласии душевных и телесных сил.

Распутство отделяет телесные проявления пола от жизни души, от любви, верности, ответственности. Тем-то оно и страшно. В жизнь человека вносится губительное расщепление. Притупляется духовное зрение, ожесточается сердце и становится уже неспособным к настоящей, всеобъемлющей, жертвенной любви. Счастье внутренней гармонии, радость целостного единства, переживаемого в семейной жизни, становятся недоступными для блудника. Он сам себя обкрадывает.

Что такое целомудрие? Какое значение оно имеет как в мирской, так и в церковной трактовке? Об этом Вы узнаете из статьи Александра Ильяшенко.

Целомудрие

Несомненно, целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством. Апостол Павел говорит: «Нет уже Иудея ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Галатам 3.28). Для Господа все едины: не важен ни социальный, ни интеллектуальный, ни национальный признак, ни пол, ни возраст… Каждый человек – драгоценная личность в очах Божиих, у каждого – свое место.

Место мужчины – быть лидером. Это не значит, что он – лучший, это значит лишь то, что во внешней жизни семьи, в государственной деятельности, мужчина должен занимать присущее ему лидирующее положение.

Воспитание мужчины начинается, как это ни странно, с воспитания девушки. В женскую природу вложена удивительно прекрасная добродетель целомудрия. О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях (…) Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит - рублем подарит». Об этом же апостол Петр, который был простым, неграмотным рыбаком, сумел найти поразительные и высокопоэтические слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3;3,4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Эта нетленная красота драгоценна не только пред людьми, но даже пред Самим Господом Богом!

О духовной силе этой красоты написал советский поэт Константин Симонов в стихотворении «Жди меня и я вернусь». Приведем его заключительную строфу:

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Нельзя рационально объяснить, как, будучи неверующим человеком, К. Симонов мог признавать, что ожиданием можно спасти? Казалось бы, что для коммуниста, воспитанного на диалектическом материализме, это невозможно. Несмотря на это, Симонову, благодаря несомненному поэтическому таланту – дару Божиему, удалось проникнуть в факт духовной жизни. Целомудрие, как и каждая добродетель, обладает творческой силой.

Действительно, молитвой, чистотой, стойкостью, мужеством можно спасти не только своего суженого, но и Россию. Хвала той, которая это понимает и хранит целомудрие, как святыню, врученную ей Богом. Горе и беда той, для которой нечистая жизнь становится нормой. Такая, если и пройдет, солнцем не осветит и рублем не подарит… Разве что долларом мутнозеленого цвета.

Знакомо ли вам впечатление, которое производит росистый луг ранним летним утром? Восходит благодатное ласковое солнышко. На каждой травинке - капелька чистейшей воды, и в каждой капельке искрится и переливается солнечный лучик. Необыкновенная красота! Такова сокровенная красота чистой женской души, которая возвышает и облагораживает тех, кто с ней соприкасается.

Продолжая наше сравнение, представим, что проехал грузовик и разбрызгал грязую воду из лужи. Тот же луг, та же трава, но не те капельки, они уже ничего не отражают. В наше время так мало молодых людей сохраняет чистоту до брака, поэтому так много браков распадается. Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.

Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождена вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку. И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины.

Природа мужская более подвержена разлагающему влиянию, чем природа женская. Преступность, алкоголизм, наркомания, сквернословие – все это присуще мужской природе в большей мере, нежели женской. Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию. Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это удивительно прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.

Одна девушка рассказывала, что у ее молодого человека умерла мама, он остался один и в течение трех лет у него никого не было. «Представляете, целых три года его никто не жалел!» Вот она его и пожалела, не задумываясь о том, что она - не первая, кого он берет на жалость, да и не последняя. Женская природа расположена к состраданию и жалости. Слава Богу! Конечно, стремление реализовать себя, создав семью, став женой и матерью, в сильной степени присуще женской душе, но нельзя же бежать вдогонку за своей природой. Поэтому любители полакомиться «клубничкой» имеют возможность получить желаемое без всяких усилий: не вступая в брак, не принимая на себя никаких обязательств, не неся никакой ответственности. Установить с молоденькой женщиной на какое-то время близкие отношения, а потом бросить ее, пусть она одна воспитывает своего ребенка! Тем не менее, многие девушки надеются на то, что «он увидит, какая я красивая, заботливая, любящая, и женится на мне». Но если такое желанное лакомство становится доступным, то отказаться от него может только либо дурак, либо благородный человек. Но дураков нет, а благородных людей мало.

Утрата христианских идеалов чистоты, целомудрия, верности началась уже давно, несколько веков назад. Еще У. Шекспир писал:

“И добродетель в этот жирный век
Должна просить прощенья у порока”
.
(Гамлет).

И в наше время молодые люди не видят целомудрия ни во взрослых, ни в своем окружении, культуре. … Директор одной школы в небольшом рабочем поселке заметила, что одна старшеклассница “заскучала”, ходит, как в воду опущенная. Директор пригласила ее к себе в кабинет, разговорила и оказалось, что произошло то, что происходит обычно. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: “Эх! И ты такая же! Все вы такие!”

Почему же она так страдала? Казалось бы, согласно современным предавлениям, тут нет ничего особенного: “все так живут, так все и поступают”. Однако это всего лишь - самообман, далеко не все так живут и так поступают.

Наш великий соотечественник, А.В.Суворов, которого по праву можно назвать рыцарем без страха и упрека, говорил: “Мне честь дочери дороже жизни и собственной чести”. Сейчас же царят взгляды прямо противоположные. Не только из нашего разговорного языка, но и из системы ценностей давно исчезли такие понятия, как “честь”, и тем более “женская честь”. Бедная девушка так тяжело переживала от того, что не уберегла свою честь.

Думая, что встретила любящего человека, она обманулась, и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, которую он якобы испытывал, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Просто он ею воспользовался для удовлетворения своей похоти и своего мужского самолюбия. Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она сама - неповторимая личность, единственный в своем роде человек, унизила себя, позволив чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения.

В современный разговорный язык прочно вошло слово “пользователь”. Говорить о том, что данный человек - пользователь, например, компьютера, значит говорить о его профессиональной принадлежности, а если он пользователь женской красоты и неопытности, то - о безнравственности, более того, - о подлости.

Но и восклицание этого молодого человека - свидетельство его личной трагедии, потому что не встретилась на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая непреклонно берегла бы свою честь, и свою чистоту, целомудрие и любовь неповрежденными и нерастраченными вручила бы своему мужу. Такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда.

Нельзя думать, что грешить можно безнаказанно. Нравственные законы столь же реальны и столь же объективны, как и законы материального мира. Они существуют и действуют независимо от того, признаем ли мы их действие и существование, или нет. Содеянное зло неизбежно обращается против того, кто его сотворил. Об этом свидетельствует жизненный опыт многих и многих знаменитых и мало кому известных людей.

Подчас приходится сталкиваться с ситуациями, по-видимому совершенно безнадежными. В церковь приходят самые разные люди и нередко совершенно случайно. Девушка попросила подвезти ее и, узнав, что водитель едет в храм, пошла вместе с ним. Ожидая, пока священник освободится, расплакалась, а потом крепко заснула. Оказывается, она потеряла работу, а вместе с ней и жилье, поскольку нет денег, чтобы его оплачивать, и уже неделю нигде не живет, спит где придется. “Где ты работала?”, - “В казино”, - “Что же, и “этим” занималась?”, - “Да, с тринадцати лет”. Мать умерла, отца она не помнит… Она осталась совершенно одна на всем белом свете, образования нет, ничего кроме своего постыдного ремесла она не умеет. Для других в двадцать лет жизнь только начинается, а для нее уже все позади…

Видимо, это достаточно типичная картина: подросток бросает дом, школу и пускается искать несбыточного счастья, но через несколько лет, потеряв все, и стыд, и честь, и человеческое достоинство, а заодно красоту и свежесть молодости, остается в безнадежном одиночестве. Как ужасно, что эта неповторимая пора, которая естественным образом характеризуется чистотой сердца, оптимистической наивностью, радостью, поисками добра в мире, становится вопреки природе временем тьмы, пороков и смерти.

Широко известно горестное восклицание Есенина: “О моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!” Все растрачено и безвозвратно потеряно. Почему? “Похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает ” (Иак. 1,15). Здесь речь идет о смерти нравственной, которая может наступить раньше физической. Разврат убивает способность любить и всегда связан с цинизмом, который не щадит даже самых близких людей. “У нее нет не только виллы, о которой она врала, но даже маленькой виллочки. Одни ножки, да и те старые ”, - так Есенин не постыдился написать своему приятелю об Айседоре Дункан, которую, казалось бы, любил. «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это; побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится», - говорил премудрый Соломон (Притчи 6.32,33).

Массовая культура насаждает как идеал то, что порицал царь Соломон три тысячи лет назад. В результате снижается как нравственный уровень культуры, так и нравственный уровень самого общества. Это можно подтвердить словами эстрадных песенок. Одна была популярна в 70-х годах, другая написана недавно. «Я свою любовь сберегу, Через реки перекину мосты, Если только я поверить смогу, Что идешь навстречу ты». Лирический герой обещает сохранить свою любовь, если «дама его сердца» идет навстречу, а если нет – то, очевидно, ни любовь беречь не будет, ни мостов перекидывать.

Современная песня еще красноречивее. На смеси французского с нижегородским певец плаксивым голосом капризного ребенка обращается к дорогой: «Шерри, как горько сидеть у закрытой двери. Но я сижу, но я стучу, но я стучу, но я достучусь…». Я своего добьюсь, но не интеллектом, ни мужеством, ни решимостью, ни трудолюбием, а стуком. Не мужчина, не рыцарь, а стукач! Во что же мы выродились, если подобные произведения воспринимаются, как имеющие право на жизнь и встречаются аплодисментами, а не тухлыми яйцами?

Нравственная деградация дошла до такого уровня, что любители расточать ласки вместе со стихотворным персонажем Н. Гумилева в свое оправдание могут сказать:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны»
.

Но в том-то и дело, что если девушка непреклонно хранит свою чистоту, тогда она решительно отличается от окружающих. Вовсе не внешние привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность… Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины.

Достоинство человека, независимо от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т. п., определяется чистотой его души и праведностью жизни. Такими людьми невозможно манипулировать, навязывать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, не взирая на его чины и звания.

Благодарную память о таких, казалось бы, малозначительных эпизодах сохранил и передал нам замечательный писатель Б. Шергин.
«…Царский чиновник едет мимо лодемских крестьян, сидящих на бревнах.
- Эй, борода!
- Все с бородами, - усмехнулись крестьяне.
- Кто у вас тут мастер? - сердится чиновник.
- Все мастера, кто у чего, - отвечают крестьяне.
- Я желаю купить здешнюю игрушку - кораблик!
- За худое понятие об учтивости ничего не купишь, - слышится спокойный ответ».

Православные крестьяне не стали топтать друг друга в конкурентной борьбе за рынок сбыта, а хранили свое достоинство, не уронив и человеческого достоинства неучтивого чиновника. Знаток низменных сторон человеческой природы, фашистский идеолог доктор Й. Геббельс сформулировал принцип, который звучит так: «человека дешевле купить, чем напугать». К счастью, этот циничный принцип нельзя считать универсальным, потому что нравственного человека ни купить, ни запугать нельзя.

1 Б. Шергин. Понятие об учтивости. Океан-море русское. Москва. Молодая Гвардия. с. 207.


Top