Кто ввел отмечать новый год. Новый год: история возникновения

13. 12.2015

Блог Екатерины
Богдановой

Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Праздник Новый год – волшебный праздник, который ждут и взрослые и дети. Он так и дышит волшебством, манит блеском и яркими огнями в сказочный мир необычных существ. Этот праздник, как и все другие, имеет свою историю, традиции и особенности.

История праздника Нового года

История нового года насчитывает множество веков. Его праздновали даже за три тысячи лет до рождения Христа. Юлий Цезарь, известный многим правитель древнего Рима, установил начало года с 1 января в 46 г до нашей эры. Этот день принадлежал богу Янусу, а первый месяц года назвали в его честь.
В России 1 января стал считаться первым днем в году только при царе Петре I, который в 1700 году подписал соответствующий указ. Таким образом, император перенес празднование на тот же день, в который было принято отмечать Новый Год в Европе. До этого новогодние гулянья проходили на Руси 1 сентября. А до XV века, считалось, что год берет свое начало 1 марта.

Если же говорить об истории, более приближенной к нашим дням, то 1 января впервые стало праздничным выходным днем в 1897 году. В период с 1930 по 1947 это был обычный рабочий день в СССР. И только в декабре 1947 года его вновь сделали праздничным и выходным, а с 1992 года к нему добавился еще один день – 2 января. И уже совсем недавно, в 2005 году, появилось такое понятие, как Новогодние каникулы, которые длятся целые 10 дней с учетом и выходных.

Традиции нового года многочисленны и разнообразны. Каждая из них несет определенный смысл и имеет свою историю. Так, новогодняя елка – неотъемлемый атрибут праздника. В России впервые украсили еловыми ветками дома по указу Петра I, который во всем подражал Европе.

А обычай ставить и украшать зеленую красавицу на рождество появился уже в конце XIX века. Взят он был у немцев. В начале ХХ века ставить елку было запрещено, но в 1936 году этот запрет отменили, и зеленая красавица вновь стала нести радость детям и взрослым.

Отдельно стоит рассказать о . В древности зеленое дерево украшали незатейливо. Обычно вешали овощи или фрукты, как правило, яблоки, орехи и различные изделия труда. При этом каждое отдельное украшение несло в себе определенный смысл. И только в XVII веке появились первые игрушки, которые послужили прообразом для современных елочных украшений. Именно тогда в Германии появились первые стеклянные шары.

Это произошло в городке Тюрингия в 1848 году. А в 1867 году в Германии в Лауше построили первый завод по изготовлению елочных украшений. Стоит отметить, что немцы еще долгое время по праву держали первенство в этом деле.

А традиция украшать верхушку елки фигуркой Христа возникла в Скандинавии. Позднее, ее заменили золотым ангелом. А ближе к нашему времени стали украшать шпилем. В СССР в каждом доме на верхушке елки горела красная звезда.

С течением времени менялся не только внешний облик игрушек, но и стили, в которых украшалась елка. Так, на смену ярким блесткам и мишуре в конце XIX – начале XX столетия (как и в наши дни) пришла мода на елку в сдержанных серебристых тонах. Позже получили популярность фигурки из бумаги и картона. Но мода циклична, и яркие блестящие украшения вскоре вернули свое место в домах.

Интересно отметить, что история нашего государства прямо отображена в елочных украшениях. В СССР было множество фигурок овощей и фруктов во времена Хрущева. В период ВОВ на ветки вешали фигурки парашютистов.

При Сталине выпускали елочных хоккеистов и фигурки цирковых персонажей. Кроме того, широко были распространены игрушки с государственной символикой, например, уже упомянутая звезда на макушке.

В наши дни модно делать игрушки своими руками. Для этого применяют самые разные технологии и материалы. Их вяжут, клеят, вырезают и совмещают эти разные техники. Практически в каждом доме сегодня есть игрушка или гирлянда, выполненная руками детей и их родителей.

Еще одна традиция – новогодние подарки. Без них и праздник не праздник. Разные по размерам коробочки, обернутые в разноцветную бумагу, кладут под елку в новогоднюю ночь. А на утро эти подарки, обнаруженные детьми, будут источником радости и хорошего настроения. Обязательными гостями новогоднего праздника являются Дед Мороз и его внучка Снегурочка. Именно они по легенде и приносят в мешке подарки детям.


Образ сказочного Деда Мороза собирательный. Он создан на основе Святого Николая и персонажа славянского фольклора Мороза, который олицетворяет зимние морозы.

Если прообразы Деда Мороза есть во многих национальных культурах, то Снегурочка – чисто русское достояние. Появилась она сравнительно недавно. Вероятнее всего, в сказках она впервые была упомянута в XVIII веке. А в 1873 году А.Н Островский сочиняет пьесу «Снегурочка», где она изображена светловолосой дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, одетая в бело-голубую шапку, шубку и рукавички.

А в 1936 году образ Снегурочки получил свой завершенный вид, когда после официального разрешения праздника, в пособиях по организации новогодних утренников она стала выступать наравне с Дедом Морозом.

Особенности празднования

Как известно, Новый Год – это семейный праздник. В эту ночь за столом собирается вся семья, готовятся различные лакомства и угощения. Есть такая примета «Как Новый Год встретишь, так его и проведешь». Поэтому стол, как правило, ломится от разнообразных блюд, чтобы в грядущие 365 дней такое изобилие было на столе ежедневно. Этим же можно объяснить стремление одеться в новые красивые наряды.

В последние несколько лет празднование нового года все чаще стали переносить из уютных домов и квартир в кафе и рестораны. Для того чтобы весело провести ночь, приглашают ведущих, которые устраивают конкурсы и предлагают другие интересные развлечения. Также набирают популярность новогодние туры, которые дают возможность встретить этот праздник в других городах и даже странах.

По обычаю в 23 часа 31 декабря провожают год уходящий. Празднование нового наступившего года начинают в полночь с боем курантов и звоном наполненных бокалов. Многие верят в то, что если под звон курантов успеть написать заветное желание на бумажке, сжечь ее и пригубить шампанское, то оно обязательно исполнится.

Новогоднее настроение дарят и телевизионные программы и передачи, посвященные этому празднику. В приближении 31 декабря эфир наводнен старыми добрыми фильмами про Новый Год, музыкальными телепрограммами, сказками. Каждый житель нашей страны хотя бы раз видел «Иронию судьбы», без показа которой не проходит ни один Новый Год.

«Голубой огонек» и другие музыкальные передачи показывают по каждому каналу. Речь президента и его поздравления имеет возможность смотреть вся страна. Эта традиция берет начало с 1970 года, когда впервые перед гражданами страны выступил Леонид Брежнев.

В наши дни невозможно представить новогоднюю ночь без праздничного фейерверка. Запускают его как централизовано, так и в частном порядке. Начиная с полуночи и до часу ночи в небе без остановки рассыпаются разноцветные звезды и искусственные огни.

Особенно грандиозно это действо выглядит в больших городах, где устраивают впечатляющие пиротехнические шоу. Помимо фейерверков, в каждом доме горят бенгальские огни и взрываются хлопушки. О том как правильно его выбрать можно почитать .

Использование салютов, петард, хлопушек и другой пиротехники в Новогодние праздники берет свое начало в Китае. Там считалось, что злые духи в эту ночь, изгнанные из прежних мест обитания, ищут себе новый дом.

Найдя его, они будут весь год причинять его хозяевам различные беды и неприятности. А громкий шум и яркие огни от взрывов пороха способны их отпугнуть. Эта традиция приобрела широкую популярность и разошлась по всему миру.

Празднование Старого Нового Года распространено только в России и некоторых странах СНГ. Его отмечают в ночь с 13 на 14 января. Именно в этот день по юлианскому календарю начинался новый год. По сути, он представляет собой отголосок смены летоисчисления при переходе на григорианский стиль. Для русских людей это еще один повод собраться за праздничным столом.

История Нового года в России

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал. На Руси же, после принятия христианства (10 век), новый год встречали 1 марта. Началом летоисчисления служил “день сотворения Адама” (пятница 1 марта 1 года от “Сотворения мира”). Новый год для жителей Древней Руси был праздником весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая.

Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот 20 декабря лета 7208 от сотворения мира Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 от Рождества Христова. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным же на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния.

По царскому указанию Петра I москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. В петровском указе писалось: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке". В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале деревья украшали конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Наряжать елку стали немного позднее — в середине XIX века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге.

Обычай наряжать именно ель родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов, защитник правды. Зеленеющая в любое время года ель олицетворяла собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. До XVI века елки было принято украшать на Рождество, но не рубить. На самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу Именно из Германии этот обычай проник и в другие страны. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. В Эльзасе лимитировалось количество елок, и указывалось, что "каждый гражданин может иметь на Рождество не более одной елки, которая должна быть не более восьми футов в высоту", а украшениями для нее должны быть "цветная бумага, яблоки, вафли, позолота и сахар".

В течение XVII века обычай распространился на окружающие Германию страны, в основном протестантские, и Скандинавию. Повсеместное распространение в Европе Рождественская елка получила лишь в XIX веке. Например, точно известно, что первую рождественскую елку в Англии установили королева Виктория и принц Альберт в Виндзорском Замке в 1844 г. как сюрприз для Принца Уэльского (позднее Эдуарда VII) и старшей принцессы. Во Франции Рождественские ели распространились после 1871 года французами, бежавшими из Эльзаса и Лотарингии, отошедших в то время к Германии. В Америке елки стали распространяться с середины XIX века. В России этот обычай ввёл Петр Великий, правда, устанавливать елки предписывалось не на Рождество, а на Новогый Год. В 20-х годах XIX века Рождественские елки появились в домах петербургских немцев, а уже в 40-х годах елки стали уже очень популярны в городской среде, в основном в столицах.

Со временем люди привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке. В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. В каждом доме было принято запасаться продуктами из свинины, которые употребляли вплоть до Великого поста. Пользовались популярностью и блюда из рыбы. На десерт обычно бывали сваренные в меду ягоды и овощи, орехи. Водка, которую в то время называли вином, различалась по своей крепости: «боярская», «простая». Отдельно была водка для женщин — ее настаивали на патоке. Также водку настаивали на травах: мяте, горчице, можжевельнике, и даже на лимонных корках. Привозные вина — греческие, французские, венгерские, итальянские («фряжские») появлялись в то время только в домах знати, поскольку были дороги.

Считалось, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье. Считали также, что Новый год надо встречать в новом платье и новой обуви, ведь тогда и весь следующий год будешь ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. Перед Новым годом выбрасывали из дома всю битую посуду, мыли окна и зеркала.

В начале XIX века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине. В разоренной войнами Франции шампанское покупали плохо, зато в богатой России его приняли с восторгом, и оно мгновенно стало едва ли не национальным напитком. К концу XIX века Россия стала крупнейшим потребителем этого игристого вина. В 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90% всего производства фирмы. Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию. Ее вино называют здесь "кликовское" и не пьют ничего другого».

Если прежде россияне украшали свои дома лишь хвойными ветками, то в середине XIX века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях. Более разнообразным в это время становится новогоднее меню. В новогоднем меню второй половины ХIХ века уже присутствуют семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры — вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. С поросенком, жаренным с гречневой кашей, соперничала дичь. Видимо, к тому времени примета об «улетающем счастье» была уже забыта. В середине XIX века на новогодний стол «переехал» рождественский гусь с яблоками. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков.

На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое. В торжественном застолье тех времен не менее чем качество приготовленной еды ценилась красота оформления стола. Причем красивыми должны были быть не только сервировка и поданные блюда. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Ежегодно «Петербургская газета» информировала своих читателей о том, сколько тысяч поросят, индеек, гусей, уток и кур было и съедено в Петербурге в новогодние и рождественские дни.

В Петербурге начала ХХ века с Рождества начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях.

Увеселительные заведения в столице России того времени были самые разные. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Таможенный квас как называли шампанское вино, истреблялись здесь десятками ящиков. Им поили не только слуг, но и лошадей дожидавшихся гостей. Кутежи доходили до того, что как-то некий посетитель приказал расспытаь депозитки по грязи и, ступая, по ним сел в карету. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения. Традиционным напитком здесь была жженка. Столичный бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади. Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера.

Но, наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики, существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На "Вилле Родэ" был большой летний театр и летняя веранда-ресторан со сценой, где выступали лучшие певцы и драматические артисты. Во время обедов и ужинов играл венгерский концертный оркестр, выступал хор цыган. Ресторан «Вилла Родэ» очень быстро завоевал невероятную популярность, особенно среди петербургской богемной публики. Однако, этот ресторан имел и несколько скандальную славу. По свидетельству современников, здесь обосновался и притон. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Одним из фирменных «кушаний» этого ресторана, не включенное в обыденное меню, было праздничное блюдо «Венера». Группа официантов во главе с распорядителем вносили в залу огромный поднос, на котором среди цветов, укропа, петрушки и прочего гарнира возлежала обнаженная девица. «Венера» вызывала у посетителей неистовый восторг: в ее честь пили шампанское, поливая им девицу и обильно посыпая ее денежными купюрами. Закусывали, естественно, поданным гарниром. Вакханалия эта стоила посетителям огромных по тем временам денег. Кроме того, значились в праздничном меню «купания русалок в шампанском», «танцы одалисок на столах среди посуды», «живые римские качели» (раскачивания обнаженной девицы на руках).

После революции 1917 года буржуазным предрассудкам был объявлен бой. Рождество — долой! Ну а где Рождество — там, естественно, и елка. В прессе велась активная антиелочная кампания. 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате «русское» Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1 января на 14. В 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Это было тяжелое время и для всей России. Еда распределялась по карточкам, вместо хлеба давали немолотый овес. Несмотря на голод, в Петрограде были устроены елки для детей. Впрочем, эти елки оказались последними на долгие годы. В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни, а елка была признана «поповским» обычаем.

В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год — это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. Правда звезда на ее верхушке, из Вифлеемской превратилась в «символ нового мира» — красную пятиконечную звезду. В октябре 1935 года была окончательно отменена карточная система. В стране наступило время относительного благополучия. Новый год стали отмечать пышно и вкусно. Впрочем, советский новогодний стол не стал изысканным — его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны — сначала в Колонный зал Дома Союзов, а с 1954 г. — на Кремлевскую елку.

С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье». Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны, и, в 1904 году, рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкого) масла. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат полагалось класть рябчиков, языки, анчоусы, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане и слыхом не слыхивали. От прежнего салата сохранилось только название: рябчики были заменены докторской колбасой и прочими доступными всем продуктами. Готовили салат «Оливье» в «большом тазу» и щедро заправляли майонезом.

Новогодний стол был однотипен у большинства советских людей, это объяснялось наличием в магазинах небольшого разнообразия продуктов. В Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 63 - 64 года стал «хрущевский пирог» — из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке. Жареный поросенок, гусь или утка на новогоднем столе были все также желательны, но не обязательны. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы, так как в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. А с появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: Особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки».

Настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х. В 1972 году была сильная засуха. В конце лета стали исчезать продукты в магазинах и появились очереди за картошкой.
В магазинах стояли банки с соком, маринованными огурцами, помидорами, вареньем, повидлом, джемом. Мандарины и апельсины появлялись на прилавках только перед Новым годом. В 70-е годы дефицит продуктов в магазинах приятно контрастировал с обильными столами, которые накрывались в домах на праздники. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, на праздничных столах было изобилие. Запасливые хозяйки берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Шпроты, сардины, печень трески заготавливали заранее. Конфеты шоколадные заранее привозили из Москвы и берегли до Нового года. А перед самым Новым годом, специально ездили за продуктами в Москву, где обеспечение было лучше, чем в других городах и привозили оттуда продукты и невиданные лакомства: например, ананас или шоколадные конфеты «Мишка на Севере».

Салат «Оливье», стал непременным атрибутом советского новогоднего стола. «Главный» советский салат с незначительными вариациями включал в себя вареную колбасу, зеленый горошек, отварной картофель, соленый огурец, яйцо, лук и майонез — более или менее доступные в те времена продукты. На праздничных столах также присутствовали непременные «селедка под шубой», винегреты, холодец и как вершина кулинарных изысков советских домохозяек — фаршированная рыба. В конце 70-х женщины многомиллионной советской страны советской страны равнялись на тогдашнюю икону стиля и моды, Барбару Брыльску, явившую довольно несоответствующий советскому мышлению образ в фильме “Ирония судьбы или с легким паром”.

В 80-х годах, большинство людей на Новый год делали подарки для родных самостоятельно, так как выбор был очень маленький. Можно было купить книгу, флакончик духов, электробритву и т. д. закупались хлопушки и бенгальские огни — это в то время была единственная «пиротехника» с помощью которой поддерживали веселье. Разнообразие в такое веселье могли внести лишь ракетницы, которые были далеко не у каждого. В каждом доме Новый год дети с нетерпением ждали подарков, а взрослые надеялись на перемены к лучшему.

Ситуация с продуктами в эпоху Горбачева практически не изменилась. В Москву за продуктами отправлялись жители всех близлежащих городов. В это время на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе любой алкоголь. Приунывшим советским гражданам пришлось отказаться от традиционного Советского шампанского, поскольку достать его нельзя было никакими силами. Народ перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку.

В новогоднюю ночь всё традиционно собирались за празднично накрытым столом, провожали старый год и встречали Новый. Смотрели телевизор, слушали музыку, ходили на дискотеки. В середине 80- х годов популярными были гр. «Земляне», «Аквариум», «Воскресенье», «Машина времени». Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками. На дискотеках звучат: «Мираж», «КарМэн», «Ласковый Май», «На-На» и исполнитель пародирующий западных музыкальных исполнителей Сергей Минаев. Всё чаще слышны хиты известных музыкальных зарубежных групп и исполнителей: “Modern Talking”, Мадонна, Майкл Джексон,“Scorpions” и другие.

В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием.

В современной России с тех пор мало что изменилось. Например, живую или искусственную новогоднюю ёлку, устанавливает у себя дома практически каждая семья. Все так же люди стремятся накрыть богатый стол. И гостей все ждут с нетерпением. Готовят подарки, стремясь порадовать родных и близких. На праздничный стол ставят традиционные новогодние блюда — салат Оливье, селедку под шубой, холодец, заливную рыбу, шампанское. За несколько минут до наступления Нового года танслируют телевизионное обращение Президента России, а затем, в каждом доме раздаётся звон бокалов под бой кремлевских курантов!

Сегодня никто не представляет себе Новый Год без нарядной пушистой елки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под ней. А Новый год, уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Из истории летоисчисления в России.

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.

Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.

В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:

22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."

Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.

4.4 (88.57%) 7 vote[s]

История история праздника новый год. В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени.

Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января.

Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками.

Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника.

Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.

Сколько лет Деду Морозу?

Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок.

Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад.

Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели.

Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее.
Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

История праздника новый год

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают «местных» гномов. В других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек.

Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун , он же Студенец, Мороз.

Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек.

Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты.

Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.

Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой.

После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а у нас ─ Дед Мороз.



Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу.

Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки.

В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.

С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

Как отмечали Новый год в старину

Некоторые народы ведут счет времени по лунносолнечному календарю, и начало года приходится где на осень, где на зиму.

Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту.

Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы.

Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.

Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем.

Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке ≈ со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января.

В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века.
А как же обстояло дело у нас, на Руси?

В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, так же начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи, в 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п., а для. того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого).


Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года. Оделяя каждого яблоком, царь называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.

С 1700 года Царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы.

Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бай возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было «по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых.

А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года.

В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет».

В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1-го по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы».

Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование «и по всей Белокаменной».

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация.

Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова).

Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая «разница во времени» очень мешала. Но с этим было покончено.

Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.

Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами ≈ санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками…

Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки.

И многие старые обряды веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

И хоть морозно было в эту пору, но не страшил людей холод. Как вы знаете, жгли они на улицах костры, исполняли вокруг них танцы, призывая солнце (которое испокон веков обожествляли) согреть скованную снегами и морозами землю.

Новый год - это самый прекрасный и самый любимый праздник для каждого из нас. Как зародилась традиция его празднования и как его отмечают в разных странах? Обо всем этом мы хотим поговорить в нашей статье.

История праздника

История возникновения Нового года уходит корнями в давние времена. Это праздник сейчас отмечается людьми согласно современного календаря. Происходит это в момент ухода последнего дня года и наступления первого дня уже нового года. Интересен тот факт, что обычай праздновать НГ был уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Древней Месопотамии. Дата первого Нового года установлена Юлием Цезарем. Именно он выбрал тот день, с которого отсчитывались все остальные дни. Произошло событие в 46 году до н. э. Этой датой стал первый день января. Кстати, месяц январь получил свое название в честь бога Януса.

Большая часть людей отмечает НГ именно первого января, ведь этот день первый по григорианскому календарю. Если учитывать поясное время, то первыми начинают праздновать жители малоизвестных островов Кирибати, расположенных в Тихом океане. А последним всегда начинает отмечать остров Мидуэй, что в Тихом океане. А вот некоторые страны отмечают праздник, как, например, китайцы, по лунному календарю.

Еврейский же Рош-Ха-Шана приходит через 163 дня после Пасхи. Считается, что этот день решает человеческую судьбу на весь следующий год. А вот китайский НГ связан с зимним новолунием. По григорианскому календарю эта дата припадает на промежуток времени между 21 января и 21 февраля. Китайский Новый год с 1911 года является наиболее значимым праздником в Китае и в прочих Восточных странах. Причем в переводе его название звучит, как «Праздник весны». В это время в домах ставят в вазы цветущие веточки персика или украшают помещения мандариновыми деревцами, увешанными плодами.

Новый год на Руси в языческие времена

История возникновения Нового года на Руси - это один из наиболее спорных моментов в науке. Истоки праздника стоит искать в эпоху глубокой древности. До сих пор не найден ответ на вопрос, когда праздновали Новый год и с какого момента велся отсчет времени. В древности многие народы связывали начало года с периодом возрождения природы. В основном, начало года было приурочено к марту.

На Руси в течение длительного времени существовало пролетье- это март, апрель и март. Предполагают, что, вероятнее всего НГ отмечали 22 марта, в день весеннего равноденствия. Выходит, что Масленицу и НГ отмечали одним днем, ведь с уходом зимы начинался новый отсчет времени.

Изменения, пришедшие после крещения Руси

Ситуация изменилась с приходом христианства на Русь. После этого события появилось новое летоисчисление, которое отталкивается от сотворения мира. В свою очередь, новый календарь был назван юлианским. В нем были закреплены названия месяцев. А первое марта начали считать нового года.

В конце пятнадцатого века православная церковь перенесла дату начала года на первое сентября в соответствии с Никейским собором. Такие изменения были связаны с возрастанием влияния христианской церкви на жизнь Руси того времени. Реформирование календаря проводилось без какого-либо учета ритма трудовой жизни обычных людей, без связи его с сельскохозяйственными посадками и работами. НГ в сентябре был обоснован библейскими сюжетами. Вот так и получилось, что начало года приходилось на первое сентября. Этот дата стала отмечаться как день Симеона - период окончания лета и начала нового года.

Нововведения Петра І

Петр І в 1699 году осуществил реформу. Вышел указ о том, что началом года необходимо считать первое января. Сделано это было в соответствие тому, как жили все христианские народы, использовавшие григорианский календарь. Однако полностью перейти на григорианский календарь Петру І не удалось, поскольку церковь использовала, как и ранее, юлианский. И все же в России было изменено летоисчисление. Если ранее его вели от сотворения мира, то в дальнейшем оно велось от Рождества Христова. Справедливости ради, стоит отметить, что еще долгое время существовали параллельно оба летоисчисления. Указ Петра І разрешал применять для удобства в документах две даты.

Новая концепция праздника

Нововведения Петра І имели необычайно важное значение. Царь полностью запретил любые празднования первого сентября. Он строго следил за тем, чтобы НГ в России был не беднее и не хуже, нежели в европейских странах. С тех самых пор начали появляться новогодние традиции. Интересные факты про Новый год зафиксированы даже в Петровских указах. Царь велел по большим улицам украшать деревья и ворота домов сосновыми и можжевеловыми ветками. В указе речь не шла о елке, говорилось в общем о деревьях. Но начало появления главного символа Нового года было уже положено. Деревья вначале украшали фруктами, орехами, конфетами и даже овощами. А вот наряжать елку на Новый год стали намного позже - в середине прошлого столетия.

Благодаря нововведениям, первое января 1700 года началось ярким шествием на Красной площади в Москве. А вечером небо было раскрашено разноцветными огнями праздничного фейерверка. Именно с 1700 года новогодние забавы получили всеобщее признание. А само празднование Нового года стало носить всеобщий народный характер, а не церковный. В честь такого дня палили из пушек, а по вечерам традиционно любовались прекрасными фейерверками. Люди танцевали, пели, поздравляли друг друга и дарили подарки. Многие интересные факты про Новый год мы даже не знаем, поскольку даже не задумываемся над тем, что история праздника имеет столь давние и глубокие корни.

Смена календаря

После революции 1917 года правительство поставило вопрос о необходимости реформирования календаря. Ведь на тот момент большая часть европейских стран перешла на использование григорианского календаря, который был принят Папой Григорием XІІІ в 1582 году. Россия же на тот момент все еще пользовалась юлианским календарем. Так появился феномен Старого и Нового года в России - еще один интересный факт про Новый год.

Само название праздника уже говорит о связи со старым календарным стилем, по которому жила Россия до 1918 года. На новый стиль страна перешла по указу Ленина. Старый стиль - это не что иное, как древний юлианский календарь, введенный еще Юлием Цезарем. Новый же стиль - это реформированный вариант старого календаря. Изменения были осуществлены по инициативе Папы Римского Григория XІІІ. Реформа была нужна из-за астрономических неточностей календаря, которые с годами накапливались и давали приличные отклонения от истинного движения светила. Поэтому можно сказать, что григорианская реформа была научно обоснована. В двадцатом веке разница между стилями составляла тринадцать дней.

А значит, что день, который по старому календарю считался первым января, на самом деле уже стал четырнадцатым января. Получается, что в дореволюционные времена ночь с 13 на 14 января была новогодней. Отмечая старый Новый год, люди приобщаются к истории и совершают дань уважения времени.

Православная церковь

Интересен тот факт, что Православная церковь так и продолжает жить по юлианскому календарю. Еще в 1923 году было проведено совещание Православных церквей, где было принято решение о том, что необходимо сделать некоторые исправления в юлианском календаре. Представителей русской церкви на данном совещании в силу определенных обстоятельств не было. Узнав о том, какие изменения были приняты, патриарх Тихон издал указ перейти на новый календарь. Однако, постановление вскоре было отменено из-за протестов церковного люда. И в настоящее время вопрос о смене календаря в русской православной церкви не стоит.

Как празднуют Новый год в разных странах?

Справедливости ради стоит сказать о том, что новогодний праздник, как никакой другой, невероятно любим людьми. Причем у каждого народа имеются свои особые традиции празднования НГ. Порой встречаются совсем невероятные обычаи или даже экстравагантные. Как празднуют Новый год в разных странах? Рассказать о традициях, которые имеются в разных странах, физически невозможно. А вот поведать о самых интересных - стоит.

Ну, кто из нас не любит наряжать елку на Новый год. А между тем, эта традиция зародилась давным-давно в Германии, еще в эпоху Средневековья. А позднее распространилась чуть ли не по всему миру. Вообще, немцы полагают, что их Санта-Клаус всегда ездит на ослике, а потому детвора кладет сено в свои башмачки, чтобы угодить животному.

А вот древние вьетнамцы искренне верили, что новый год к ним приплывает спине карпа. Поэтому до сих пор в стране существует обычай приобретать живых карпиков и выпускать рыбок в речку. Главным символом Нового года во Вьетнаме является расцветающая веточка персика. Ими украшают свои дома, а также их дарят друг другу.

Многие из нас любят дарить открытки в канун праздника. Но не все знают, откуда произошла данная традиция. Оказывается, зародился сей обычай в Англии. Обязательным ритуалом для праздничной ночи является встреча Нового года. Его впускают в дом через парадные двери, но перед этим непременно провожают старый год через задние. В Англии в новогоднюю ночь влюбленные целуются под веточкой омелы, но сделать это нужно именно под звон колокольчиков. Считается, что соблюдение подобного ритуала должно навсегда укрепить дальнейшие отношения пары.

Что касается Швеции, то именно в этой стране впервые стали наряжать елку настоящими стеклянными игрушками. На праздник здесь принято включать яркое освещение. А вот французы вообще достаточно экстравагантно отмечают праздник. На Новый год они пекут пирог, в котором прячется боб. Кто его найдет, тот и станет бобовым королем. А все остальные должны выполнять его пожелания в праздничную ночь.

В США еще в 1895 году впервые электрической гирляндой был украшен Белый дом. С тех пор эта традиция разошлась по многим странам. Интересно, но на НГ американцы не преподносят подарков, а также не собираются за столом. Все это они делают на Рождество.

А вот финны в этом отношении больше похожи на нас. Они отмечают не только Рождество, но и сам Новый год. Именно от них пошла традиция плавить воск и опускать его в воду, а потом по очертаниям фигурок делать предположения о том, что их ожидает в новом году.

В Италии празднеств начинают только шестого января. Итальянцы в это время стараются избавиться от ненужных и старых вещей. Они выкидывают мебель и утварь, которая им стала не нужна. А вот дети ожидают праздник с особым восторгом, поскольку в праздничную ночь в каждый дом приходит сказочная фея. Она открывает двери своим золотым ключиком и наполняет детские чулочки сладостями и подарками. Вознаграждение получают только послушные малыши. А забияки и драчуны вместо конфет получают лишь горку золы и уголек.

Венецианцы же стремятся пойти в новогоднюю ночь на площадь Сен-Марка. Там влюбленные парочки встречают праздник и целуются. Такая необычная традиция появилась не так давно, но быстро прижилась среди молодежи.

Очень интересная традиция существует в Шотландии. Там в новогоднюю ночь по улицам катают подожженные бочки с дегтем. Считается, что таким оригинальным способом местные жители провожают старый год и приглашают в дом новый.

А вот в Колумбии на праздники по улицам расхаживает Старый год на ходулях. Он веселит людей и рассказывает детворе смешные истории. Ночью люди устраивают фейерверки. А накануне праздника по улицам шествует парад кукол. Вот такие традиции празднования Нового года существуют в мире.

Новый год в России

Обсуждая интересные факты про Новый год, стоит вспомнить и о наших праздничных традициях. Уже более 300 лет в России отмечают этот праздник. Главным символом является Дед Мороз, который поздравляет детей со своей помощницей Снегурочкой. С первых чисел декабря праздничные персонажи посещают всевозможные утренники и мероприятия, чтобы порадовать малышей. Детвора водит хороводы, рассказывает стихи и поет песни, за что потом получает от Дедушки Мороза подарки. НГ для детей - это самый яркий праздник, ведь в это время вокруг царит волшебство, начиная от украшения замечательной елки и заканчивая долгожданными подарками под ней.

Резиденция волшебника

С 1998 года наш Дедушка Мороз проживает в городке под названием Великий Устюг. Именно там находится его знаменитая резиденция. Со всей страны к волшебнику съезжаются многочисленные гости, причем не только в конце декабря. Все дети знают, что 18 ноября - это день рождения Деда Мороза. И конечно же, волшебник отмечает свой праздник, устраивая в резиденции пышные гуляния. Сколько ему лет, точно никто не знает. Однако известно, что более 2000 лет. День рождения Деда Мороза - это особенная дата. Ее придумали сами дети, ведь именно в этот день в Великом Устюге в права вступает зима и наступают настоящие морозы.

Особенно пышными бывают празднования на родине волшебника. Дедушку приезжают поздравить не только взрослые и дети, но и сказочные коллеги из разных стран.

В резиденции у волшебника имеется немало помощников, среди которых, как уже упоминалось, и Снегурочка. Именно они помогают прочитать Дедушке Морозу все волшебные письма от детей, которые приходят на его сказочную почту. Каждый ребенок знает, что волшебник не оставит без внимания его просьбу и постарается исполнить заветное желание. Иногда встречаются очень трогательные письма, от которых наворачиваются слезы на глазах не только у Деда Мороза, но и его помощников.

В последние годы появилась достаточно новая для нашей страны традиция отмечать день Святого Николая. Все дети в праздник ищут под подушкой сладости, которые волшебник оставляет ночью, пока малыши спят.

Стоит отметить, что в России есть свои незыблемые новогодние традиции, которые чтутся многие годы - бокал шампанского под бой курантов, праздничная елка с гирляндами и шарами, салат оливье, бенгальские огни, хлопушки и многое другое. Без всех этих атрибутов сложно себе представить праздник. Главная традиция - хорошо и весело встретить праздник, ведь даже существует поговорка: «Как встретишь НГ - так его и проведешь». Поэтому новогодняя ночь - это пышное застолье, смех и веселье.На улицах обычно устраиваются пышные гулянья с песнями и пляскам.

Но празднование на этом не заканчивается. Ведь впереди людей ждет Рождество и Старый НГ, который так и остался праздником для народа. Конечно, его отмечают не столь пышно и богато, как сам НГ, но все же традиции чтутся, а потому в этот вечер также люди собираются за столом.


Top