Лекция "От мужчины к женщине: что такое наслаждение?". Энергия наслаждения

11.11.2014 10:13

Личностно растущий человек благодаря своим неудачам развивается и начинает получать наслаждение от тех вещей, к которым был раньше равнодушен, или которых просто не понимал и не принимал.

Наслаждение следует различать от удовольствия

Под удовольствием я понимаю приятное чувство, связанное с удовлетворением биологических потребностей. Таким образом, удовольствие - это то чувство, которое объединяет нас с высшими животными. Чувством удовольствия сопровождается и акт еды, и питья, и половой акт, и акт дыхания. Да и акт дефекации и мочеиспускания приносит нам большое удовлетворение. Если мы хотим его несколько усилить, нам просто нужно воздержаться от немедленного удовлетворения этой потребности. Тогда мы сможем испытать нечто вроде радости, в некотором роде напоминающей наслаждение. Еще древние говорили, что лучшей приправой к пище является голод.

С моей точки зрения, нельзя наслаждаться, если биологическая потребность не удовлетворена. Если я очень голоден, то ем быстро. Если я давно не был с женщиной, то все действия мои поспешны, и наслаждения почувствовать я не смогу.

Наслаждение возникает после того, как биологическая потребность удовлетворена. Например, я сыт, но вдруг мне предлагают мое любимое блюдо. Я его смакую, в общем, наслаждаюсь едой. Чувство наслаждения в некотором роде искусственно и свойственно только человеку, т.е. наслаждаться едой надо учиться. Тоже самое можно отнести и к сексу. Наслаждать им может только обученный человек, необученный получает только удовольствие. Все наслаждения, о которых мы только что говорили, телесны и ограничены они нашими физическими возможностями. Но есть и духовные наслаждения. Духовных удовольствий, с моей точки зрения, нет. Я не могу получить удовольствие от прослушивания классической музыки. Здесь только два варианта: или я наслаждаюсь, или погибаю от скуки. Таким образом, и духовному наслаждению надо учиться. Спектр духовных наслаждений гораздо шире наслаждений телесных.

Духовное наслаждение я испытываю в процессе интеллектуальной деятельности (обдумывание и чтение лекции, работа с больными и клиентами, написание книги). Не меньшее наслаждение, а, может быть, и большее, я получаю, когда начинаю понимать глубину мыслей известных писателей, поэтов, философов. Знакомо мне наслаждение от музыки (но не от собственной игры, так как играю я плохо). Доставляет мне наслаждение театр, меньше живопись.

Вы, верно, заметили, что я сейчас сам дал себе характеристику. Действительно, по уровню наслаждений можно судить о развитии человека, его способностях. Ведь если я не могу чем-нибудь наслаждаться, то я просто этим не владею, я не развит. Умение наслаждаться расширяет наши возможности. Если я получаю наслаждение от купания в бурном море, то никакая погода не испортит мне отпуска. Если я не могу ходить по горам, то не смогу насладиться видом с вершины горы.

Степень наслаждения зависит от степени умения. И если я что-то умею делать, но делаю это плохо, то вместо наслаждения приобрету только муки. Перефразируя известное изречение можно выразиться так: «Скажи, чем ты наслаждаешься, и я скажу, кто ты".

Где искать наслаждения?


Легче и лучше всего в профессиональной деятельности. Но для этого надо стать профессионалом высокого класса. Если преподаватель говорит, что испытывает большое волнение перед каждой лекцией, что она забирает у него много сил, я начинаю сомневаться в уровне его квалификации. Врач не должен умирать с каждым больным. Он только должен с чистой совестью сделать для больного все, что можно, и тогда его работа превратится в наслаждение.

Для меня сейчас критерием эффективной работы является наслаждение. Если после работы я устал и не получил наслаждения, то это значит, что и мне следует искать пути повышения ее эффективности.

Важнейший признак духовных наслаждений - с ними не жалко делиться, наоборот, оттого, что делишься ими, получаешь дополнительный источник наслаждений. Это положение хорошо иллюстрируется восточной притчей.

«У меня одно яблоко и у тебя одно яблоко. Если мы с тобой ими обменяемся, то у тебя останется одно яблоко и у меня одно. Но если у меня одна идея и у тебя одна идея, то после обмена идеями у каждого из нас будет две идеи».

И, наконец, наслаждения укрепляют здоровье и продлевают жизнь человека. Ведь при наслаждении в крови человека повышен уровень эндорфинов и алкоголя, что улучшает процессы адаптации. Человек, который часто наслаждается, перестает употреблять спиртные напитки, и у него нет склонности к употреблению наркотиков. Но как к дозе морфия или алкоголя человек привыкает, так и мы привыкаем к объекту наслаждений.

Тот же самый объект после многократного повторения чувство наслаждения перестает вызываться одними и теми же предметами. Обратите внимание, как быстро выходят из моды песни, как быстро вы перестаете наслаждаться недавно полученной и только что отремонтированной квартирой. Приходится придумывать что-то новое. Фактически погоня за наслаждениями является источником развития человека.

Но есть еще один источник наслаждения, который не требует дополнительных материальных вложений и смены объекта наслаждений, особенно духовных. Источник этот - собственное духовное развитие. Тогда человек начинает больше видеть в том же предмете и в том же человеке. Тогда можно многократно возвращаться к одной и той же гениальной книге. При последующем чтении ты найдешь в ней что -то новое. Тебя больше начнут интересовать те же самые люди, ибо ты увидишь в них что-то такое, чего раньше не замечал. И тогда источники наслаждений станут необозримыми и будут всегда возле нас.

Но помимо игр формы это слово имеет важный подтекст, необходимое условие наслаждения: субъект наслаждается тогда и только тогда, когда принимает смысл.

Ниже мой перевод статьи. Я благодарна В. А. Мазину за уточнение о соотнесении понятий Lust-Ich и Real-lch, важное для выбора научного стиля в переводе.

наслаждение сущ. ср. р. (фр. jouissance , англ. use или enjoyment; нем. Geniessen; Befriedigung [Lust обозначает удовольствие]). Различные соответствия удовлетворению, которые могут быть достигнуты и испытаны желающим и говорящим субъектом при использовании желаемого объекта.

ЭНЦИКЛ. Когда желающий субъект говорит, согласно Ж. Лакану он становится говорящим бытием, «parlêtre», что предписывает опосредованное отношение к объекту. Эта не-непосредственность несводима к возможности или невозможности доступа к желаемому объекту. То, что отличает наслаждение от удовольствия, не решается смешением фрустрации, потери, траура, напряжения, боли и подобного с удовлетворением. Итак, фрейдовский и лакановский психоанализ утверждают оригинальность концепта наслаждения тем фактом, что наше желание конституируется нашим отношением к словам.

Этот термин следует отличать от общего значения слова, когда наслаждение смешивают с различными производными удовольствия. Наслаждение относится к желанию, и непременно к бессознательному желанию. Мы видим, насколько понятие выходит за пределы рассмотрения аффектов, эмоций и чувств, и поднимает вопрос об отношении к объекту, которое проявляется через бессознательные означающие.

Этот термин вводит в поле психоанализа Лакан; концепт продолжает исследование Фрейдом Befriedigung, но отличается от него. Понятие наслаждения можно было бы объяснить отсылкой к его возможной этимологии (средневековое joy в куртуазной поэзии обозначает свершенное сексуальное удовлетворение) и его юридическим значением (использование блага отлично от владения им).

С точки зрения психоанализа, акцент должен ставиться на комплексном вопросе удовлетворения и, в особенности, на его связи с сексуальностью. Наслаждение здесь противопоставляется удовольствию, которое снижает напряжение психического аппарата до самого глубокого уровня. Однако можно спросить, подходит ли идея подобного чистого удовольствия для обсуждения того, что происходит с человеческим субъектом. Данность такова, что его желание, удовольствия и неудовольствия находятся в сети систем символического как производных речи. Простая идея разгрузки карикатурна в том понимании, что для удовлетворения радикально требуется смысл.

Даже мастурбация, которую можно было бы принять как модель этого одиночного наслаждения, наслаждения «идиота» в греческом смысле слова idiôtês («игнорирующего»), становится таковой только благодаря фантазму и чувству вины в речевых системах. Тогда можно спросить, нельзя ли это особое напряжение, обозначенное концепцией наслаждения, осмыслить не посредством самого мнимого принципа термодинамики, а через логические игры связей в цепи означающих, куда человек попадает по факту говорения.

Наслаждение - единственный термин, адаптированный к такой ситуации. Удовлетворенность или неудовлетворенность относятся не только к равновесию энергий, но к их различным соотношениям, что уже несводимо к личному напряжению, а находится в поле речи с его законами. Игра слов Лакана «j"ouis-sens», я наслаждасмысл, порывает с мифической идеей монадического животного, наслаждающегося одиноко и бессловесно вне радикально интер-субъективного измерения речи. Из факта говорения и того, что Лакан показывает в афоризме «бессознательное структурировано как язык», следует: наслаждение не может пониматься как удовлетворение потребности, привнесенной заполняющим ее объектом. Подходит только понятие наслаждения, и оно interdite, запретное, не в том смысле, что его способны запретить цензоры, но inter-dite, меж-сказанное, то есть создано из той же языковой ткани, из которой формируется желание и его правила. Это место языка Лакан называет большим Другим . Вся трудность термина наслаждения происходит из его связи с неформулируемым Другим, этим местом цепи означающих.

Часто это место отводится Богу или какой-то реальной субъективированной фигуре. Запутанность желания и его удовлетворения понимается в таком отношении к большому Другому, что наслаждение может помыслиться только как наслаждение Другого: это тот, кто позволяет наслаждаться Другому, принявшему субъективное измерение, и тем самым наслаждаюсь я.

Можно сказать, что перенос, в аналитическом лечении, разыгрывается от этих двух границ до точки, где этот Другой может быть помыслен как место и не как субъект. Если психоаналитика просят помочь дойти до знания о наслаждении , то способ постижения этого Другого как места, отмеченного структурной нехваткой означающих, позволяет понять наслаждение согласно представлениям психоанализа: ни согласно идеалу абсолютной заполненности, ни согласно перверсному перекосу, когда стараются захватить воображенное наслаждение субъективированного Другого, но согласно неполноте, связанной с тем, что речь есть материя, а не бытие.

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ И

О вопросе удовлетворения недостаточно говорить только в контексте наслаждения. Античные философы, в особенности Платон и Аристотель, рассматривали изменчивость кажущегося как приятное и неприятное, сложные соотношения удовольствия и боли.

Известно, что ожидание удовольствия, причиняя боль, может позволить добраться до более значительного и длительного удовольствия; единственный вопрос здесь в том, чтобы суметь опознать настоящее Благо, определяемое философами по-разному. То есть, вопрос удовлетворенности фундаментален в том, что мы называем мудростью. А психоанализ, обещает ли он мудрость?

Сама клиника определяла для З. Фрейда сложность этого вопроса : почему, например, в 1900 г. он выстроил теорию «толкования сновидений» на удовлетворении бессознательного желания, когда в травматических неврозах войны некоторые сновидения настойчиво повторяли травмирующее происшествие? Какому принципу подчиняется это повторение боли, тогда как принцип удовольствия хорошо объяснил лишь механизм разрядки напряжения, а удовлетворение прекращало так называемое «болезненное» напряжение? Кроме того, как объяснить многочисленные неудачи в наблюдении истериков, предпринятого согласно идее принципа удовольствия, даже если оно подчинялось принципу реальности, требующему отложить удовлетворение?

Важно, что текст По ту сторону принципа удовольствия (1920) начинается с «fort-da» (прочь-сюда). Два возгласа сопровождают игру ребенка, который забрасывает и вытаскивает катушку. Выдуманная им игра в ритме оппозиции фонем символизирует исчезновение и возвращение его матери. Это связь оппозиции двух слогов речи с повторением утраты и обретения объекта желания, удовольствия и боли, которое определяет наслаждение. Ведь речь, в таком повторении, не интересует как инструмент описания потери или находки; она даже ее не передает; но сама ее текстура создает ткань этого наслаждения в повторении утраты и обретения объекта желания.

Игра крайне символична тем, что уводит от идеи смирить скорбь и смягчить боль утраты. Ее роль в том, что вместо снижения напряжения она его постоянно поддерживает, связывая с текстом, с повторением и оппозицией фонем.

Для Фрейда ткань наслаждения уже та, что и ткань речи . Поэтому мы неспособны иерархизировать удовольствие-я (нем. Lust-Ich) и реальное -я (нем. Real-lch): любая идея генезиса и иерархизации исходит из идеала господства, что противоположно этике психоанализа в том случае, когда знание о наслаждении позволяет жуировать симптомом другого и пользоваться им.

Фрейд задает нам много иных важных вопросов: как понимать, например, то, что называют галлюцинаторным удовлетворением? Это касается не только патологических галлюцинаций, но и общей манеры отбрасывать, отказываться от признания утраты объекта желания. Точнее, отказа признавать, что наша связь с объектом суть связь иного порядка, чем потребительское отношение к постоянно обновляемому предмету. Можно вспомнить о современной проблеме наркомании, в понимании Ш. Мелмана, относительно предложения рыночной экономики.

Даже не говоря о веществах, что сказать о способе, которым сновидение порождает объект желания, или же болезненные либо радостные события?

Текст Фрейда По ту сторону принципа удовольствия связывает оппозицию принципа удовольствия и повторения с влечениями жизни и смерти. Наше наслаждение противоречиво, разобщено меж «удовлетворением» различных принципов.

НАСЛАЖДЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ ОЗНАЧАЕМЫМ НЕХВАТКИ В ДРУГОМ: S (Ⱥ).

Текст Лакана Ниспровержение субъекта и диалектика желания во фрейдовском бессознательном (1960), опубликованный в Écrits (1966), разрушает привычную перспективу отношений субъекта и объекта.

Лакан смещает философскую перспективу, в которой субъект долженствует стремиться к идеалу, и где наслаждение есть высшей степенью Бытия вообще. Традиционное отношение субъекта к наслаждению перевернуто: субъект уже ни сущность, ни субстанция, а место.

Сама речь не отмечена субстантным позитивизмом; она есть нехватка в чистой немоте Не-Бытия. С самого начала скрытое в речи наслаждение обозначено нехваткой, а не полнотой Бытия. Подобная нехватка не является неудовлетворенностью, как в требовании истерика; она указывает на факт, что ткань наслаждения не является ничем помимо текстуры речи. Если наслаждение «оречевляет» Бытие, то тем, что не передает ему ожидаемую субстанцию и делает Бытие всего лишь следствием «языка», сказанного. Понятие бытия перемещено. С момента начала разговора человек для Лакана уже более не существо и не субстанция, но «parlêtre», говорящее бытие. Если бы наслаждение было отношениями или возможностью отношений с Бытием, то Другой становился бы мощнее: тогда он смешивался бы с Богом, и кажущиеся отношения были бы для него гарантированы. Для «parlêtre», напротив, любое выражение имеет гарантией лишь сам процесс выражения: нет Другого у Другого. Наслаждение есть в точности то, что радикально соотносимо с означающим нехватки в Другом, S(Ⱥ).

Как нет Другого у Другого , так и функция зачеркнутого Другого становится важнейшей из всех произведенных означающих, что заметно аналитикам в неврозе; это игнорирование места, из которого исходит отмечающее человека желание. Лакан отвечает на это так, что бессознательное есть дискурс Другого , что желание есть желание Другого; потому человек задает Другому вопрос «что ты хочешь?», как если бы Другой субъектно воплотился и потребовал себе дань.

Ему кажется, что эта дань и есть кастрация. Невротик «изображает, что Другой требует его кастрации», пишет Лакан, и посвящает себя этому, чтобы обеспечить наслаждение Другого, в которое он хочет верить. Чтобы суметь насладиться, невротик «дополняет» Другого до фигуры сверх-я, приказывающей ему наслаждаться.

То есть, по теории Лакана и следуя за Фрейдом, понятие кастрации смещается к символической функции . Но она не является жертвой, уродством, редукцией к бессилию, как ее понимает невротик. Тем не менее, речь идет о необходимости выкупа за сексуальное наслаждение, в том плане, что оно подчинено законам обмена, извлеченным из символьных систем мифического автоэротизма. Даже выбор фаллоса как символа сексуального наслаждения свидетельствует о факте входа в смысловую систему, где отношение к объекту желания отмечено структурной нехваткой. Это выкуп, который платится за человеческое наслаждение, управляемое речевым соглашением. Фантазм, в особенности сценарий наслаждения $ ◊ a, не только лишь воображаемая фантазия в отношении желания объекта. Он подчиняется логике, ограничивающей вложение влечений в объект тем, что Лакан позже назовет фаллической функцией.

НАСЛАЖДЕНИЕ ФАЛЛИЧЕСКОЕ И НАСЛАЖДЕНИЕ ДРУГОГО

В Семинаре Еще (1972-1973) Лакан уточняет разницу между мужским и женским наслаждением.

Подобное различие совсем не обязательно задается анатомией: «parlêtre» имеет собственное отношение к фаллосу и к кастрации, поэтому каждое такое отношение особое. Таблица формул сексуации предлагает комбинаторику, упорядоченную тем, что Лакан называет фаллической функцией (подробная информация есть в изложении матем и в формулах сексуации Семинара Еще ).

Названная таблица матем комментируется также размышлениями о фаллосе , означающем наслаждения. Означающее это то, что в данном тексте определяется как «причина наслаждения» и одновременно становится его пределом. Если объект a является причиной желания, то означающее является причиной наслаждения.

В то время, как наслаждение было размещено в тексте Écrits (Ниспровержение субъекта и диалектика желания во фрейдовском бессознательном) в связи с означающим перечеркнутого Другого S (Ⱥ), то во второй части труда Лакан в особенности выделяет принадлежность ему женского наслаждения: «Другой не является простым местом, где лепечет правда. Он заслуживает представлять то, с чем неминуемо соотносится женщина [...]. Бытием в сексуальных отношениях, относительно которых может проявляться бессознательное, особенно Другой, женщина находится в связи с этим Другим» (Семинар Еще , 1972-1973).

В этом она pas-toute, не-вся , в фаллическом наслаждении, в том же понимании, что и ее отношение с этим Другим. Подобное не значит, что любая женщина способна описать эту данность; в то же время, ее партнер мужского пола способен достичь отношения субъекта к объекту a только выведением на сцену фантазма.

Существует радикальное зияние меж полами. Расстояние между записанным слева как концом поля, где универсальное располагается относительно исключения, и записанным справа как бесконечное поле, где pas-tout, не-все, принимает иное значение, и есть человеческое наслаждение. Во всех своих формах, включая сублимированное в креатив наслаждение и мистическое наслаждение, оно отмечено нехваткой, несводимой к неудовольствию относительно «хорошего» наслаждения. Нет «хорошего» наслаждения, ведь нет наслаждения, соответствующего настоящим сексуальным отношениям, которое бы устранило зияние между двумя полами.

«Сексуальных отношений не существует потому, что наслаждение Другого, воспринятое как тело, всегда неадекватно, перверсно с одной стороны -насколько Другой сводим до объекта a - и с другой абсурдно, загадочно. Не из столкновения ли с этим тупиком, невозможностью, определяется реальное как испытание любви?» (ibid).

В Семинаре Еще Лакан иначе углубляет термин большого Другого. Он обозначал сокровищницу означающих; здесь он обозначает Другой пол. Здесь нет противоречия в том смысле, что Другой пол у Лакана это то, что может записываться справа в таблице сексуации (матемы) и что отмечает прямое отношение к S(Ⱥ), то есть прямое отношение ко всей бесконечной цепи означающих, если она не отмечена кастрацией.

Что значит Другое наслаждение, или наслаждение Другого, в этой новой формулировке Лакана?

Если нет поддающихся описанию сексуальных отношений как таковых, если нельзя написать между мужчиной и женщиной x R y, если нет адекватного наслаждения, если наслаждение отмечено разделением между мужественным фаллическим наслаждением и наслаждением Другого со стороны женщины, каков статус этого наслаждения Другого? ведь фаллическая функция это единственный оператор, который нам помогает размышлять об отношении наслаждения к речи.

Находится ли вне речи, вне фаллической записи наслаждение Другого, Другого пола и его символов, тела Другого, связывающее наслаждение с законами означающего? Лакан пишет так: «Я пройду чуть дальше - фаллическое наслаждение является преградой , из-за которой у мужчины не получается, скажем так, наслаждаться телом именно женщины, потому что то, чем он наслаждается, это наслаждение органом. Именно поэтому сверх-я, которое я только что обозначил как Ликуй! есть коррелят кастрации, знак, которым отмечено признание, что наслаждение Другого, тела Другого, осуществимо лишь в бесконечности» (ibid).

По этому поводу Лакан указывает на парадокс Зенона, когда Ахиллес не может опередить черепаху и способен ее догнать только в бесконечности.

Как артикулируются два наслаждения, фаллическое наслаждение и наслаждение Другого? «Наслаждение, поскольку оно сексуальное, фаллично, пишет Лакан, то есть оно не соотносится с Другим как таковым». Женское наслаждение, если оно относится к другому, к S(Ⱥ), также имеет отношение к фаллическому наслаждению. В этом смысл формулировки, что женщина является pas-toute, не-вся, в фаллическом наслаждении, ее наслаждение сущностно разделено. Необходимо, даже если это невозможно, даже если в этом отношении женщины немы, определить наслаждение Другого, дать ему смысл . Тогда фаллическое наслаждение, вокруг которого оно вращается, сможет восприняться вне абсолютного позитивизма, сможет быть помещено в бездонную нехватку, связывающую его с речью.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АРТИКУЛЯЦИИ ФАЛЛИЧЕСКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ И НАСЛАЖДЕНИЯ ДРУГОГО

Такое отношение к наслаждению Другого, как фаллическое наслаждение, даже если оно одно является границей для «parlêtre», имеет большую теоретическую и клиническую важность. Это загадочное наслаждение может объяснить мистичность мужчины или женщины. Оно важно для верного определения самого фаллического наслаждения. Не как главное достижение - ведь это в сущности перверсная попытка -, но как метка означающего на зиянии, где возможно Другое наслаждение, которое Лакан продолжит называть также наслаждением Другого, что дает «ex-sister» (вне-существовать) центральному месту в его направляющей функции.

Можно ли пытаться утверждать, что наркомания стремится через оральный объект, не являющийся кажущимся и сущностным в терминах фаллической функции, дать консистенцию наслаждению Другого, заполнить обозначенное как бесконечность зияние, более не ограждаемое фаллической функцией, но лишь смертью?

Аспект зияния будет разработан непосредственно через борромеев узел, так как круги свернутой втрое веревки даже на плоском рисунке отмечают основную функцию отверстия в артикуляции этих понятий. Один из последних семинаров Лакана, Синтом (1976), касается четвертого узла, синтома. Он связывает три кольца Реального, Воображаемого и Символического, и задает вопрос о связи сочинения и наслаждения по поводу творчества Джойса (симптом).

Следовательно, в психоанализе наслаждение является комплексным понятием, его требуется рассматривать в смешении речи с желанием у «parlêtre». Эта связь обуславливает радикальное зияние между мужчиной и женщиной. Зияние не редуцируемо к конфликту; это невозможность описать сексуальное отношение как таковое. Вот почему человеческое наслаждение необратимо отмечено нехваткой, а не наполненностью, что являет единую проблематику - и здесь упрощение, взятое из истерии - удовлетворения или неудовлетворения. В результате, со стороны мужского наслаждения фаллос есть означающее этого зияния; со стороны женского наслаждения есть разделение между фаллическим направлением и наслаждением Другого. То есть, цепью означающих в ее бесконечности, которая может «ex-sister» (вне-существовать) лишь поскольку речь и фаллическое означающее позволяют поместить в ней смысл и цель, даже если это невозможно.

Это зияние человеческого наслаждения находится в той же сети, где Фрейд и Лакан помещают первичное вытеснение, ее можно назвать сетью основной символизации.

Полина Ювченко для журнала Лаканалия (СПб)

Мы не прощаемся, буду благодарна за все содержательные комменты, замечания, уточнения!

  • Предпринят перевод по главам программной работы о наслаждении д-ра Патрика Валаса, психоаналитика (Париж). Его работа, Les di(t)mensions de la jouissance (Érès, 1998; Éditions du Champ lacanien - Collection Cliniques, 2009) - (Сказ)мерения наслаждения, предлагается для ознакомления заинтересованному читателю на русском языке.

Веская причина овладеть собственным мозгом

Как бы вы описали различия между удовольствием и наслаждением? На первый взгляд, чувства, испытываемые нами в том и другом случае, очень похожи. Даже мысли внутри обоих состояний могут казаться очень похожими. Но когда дело касается эмоционально-ментальных состояний удовольствия и наслаждения, они оказываются различны.

Удовольствие, например, представляет собой простое первичное состояние разума, тела и эмоций. В удовольствии мы получаем определенную чувственную радость от вида, звука, ощущения, запаха, вкуса и т.д. Наслаждение, с другой стороны, — это не первичное состояние, а мета-состояние. Оно включает в себя на мета-уровне мысли и чувства об определенном первичном состоянии, обычно о состоянии удовольствия, но не ограничено этим.

Удовольствие как первичное состояние сознания

Удовольствие, безусловно, — это основной компонент переживания высококлассной жизни. Оно представляет собой один из самых фундаментальных критериев жизни — континуума боли и удовольствия, по которым мы делаем так много основных оценок и оценочных суждений. В детстве критерий боль/удовольствие был нашим основным способом различения «зла» и «добра».

Удовольствия, которое мы находим и испытываем во сне, при отдыхе, еде, сексе, от красоты, тепла и т.д., дают нам основные гомеостатические переживания. Вспомните, какое удовольствие приносит ночь отличного сна. Вызовите в памяти изысканное удовольствие спокойного полдня на солнечном пляже. Полностью вспомните время, когда вкус и запах какого-то блюда порадовали вас по-особенному. Вспомните телесное удовольствие от сексуальной стимуляции.

Эти сенсорно основанные удовольствия оставляют нас с чувством прелести жизни. «О, как здорово!» И тем не менее они не обязательно ведут нас в состояние счастья. Счастье или наслаждение как состояние сознания включает в себя больше чем простое удовольствие. Удовольствие происходит преимущественно на сенсорном уровне от сенсорной стимуляции: запаха, вкуса и вида мягкой, сочной отбивной; тепла горячей ванны, расслабления мышц, запаха мыла.

Удовольствие обычно происходит без всяких усилий, когда мы воспринимаем определенные стимулы в разных сенсорных модальностях. Иногда, когда мы заставляем себя задуматься над удовольствием и пытаемся понять его, проанализировать его, продиагностировать — ощущение удовольствия исчезает. Мы можем ощущать удовольствие в восприятии настоящего момента — с едой, отдыхом, упражнениями, красотой, запахами, прикосновениями, картинами, звуками и т.д. — отдельно от разума.

Удовольствия также кажутся ограниченными во времени. Они длятся какое-то время и испаряются. Удовольствие от еды в начале обеда кажется чем-то очень отличным от удовольствия или неудовольствия, когда мы уже наелись. Удовольствие от купания на солнце ранней весной кажется чем-то отличным от того же удовольствия поздним летом. Удовольствие, кажется, теряет свою остроту после короткого времени. И поэтому мы говорим: «Больше это не приносит мне такого удовольствия».

Это частично объясняет, почему мы в конце концов скучаем от чего угодно! Нигде это не проявляется так ярко, как в жизни богатых и знаменитых людей, которые часто замечают: «Это такая скука, дорогие мои».

Чем больше мы исчерпываем гамму удовольствий, тем больше мы ощущаем разочарование, скуку и пустоту. Продолжительное удовольствие, кажется, выпивает нас.

В удовольствии мы получаем ощущения стимуляции, радости здоровья и т.п. Оно заставляет нас ощущать себя более живыми, крепкими и расслабленными. Поэтому оно функционирует как встроенная награда для того, чтобы мы продолжали делать то, что делаем. И это до определенной степени объясняет, как оно может вызывать зависимость — мы находим в этом удовольствие. Но зависимость возникает, только если мы перемещаемся в мета-состояние и развиваем мысли о значимости того, что делаем — еде, питье, сексе и т.д. (см. ниже).

На базовом уровне ни одно из этих удовольствий не вызывает зависимости. Попробуйте сами. Мы находим, что каждое удовольствие имеет встроенный порог. Слишком много солнца — и это становится больно! Съешьте слишком много пищи — и вы получите боль в животе, покалывание в сердце и т.п. Слишком много музыки, купания в ванной, секса…Слишком много удовольствия приносит боль (если вы не перекрываете ее мета-состоянием).

Некоторые теоретики пытаются объяснить существование «удовольствия», апеллируя к его ценности для выживания. Они рассматривают удовольствие как эволюционное приспособление, которое позволило нашему виду выжить. Боль сигнализирует нашей нервной системе о том, что нужно прекратить и обратить внимание на опасность, а удовольствие награждает нас, чтобы мы продолжали.

Но такая теория выживания не может объяснить ширину и глубину удовольствия. В конце концов, большинство видов удовольствия прямо-таки перегружено своей способностью радовать. Мы не просто едим. Мы находим удовольствие в тысячах комбинаций запахов, консистенций, температур огромного количества еды. У нас есть аппетит для бесчисленных комбинаций запахов, вкусов, видов, звуков и т.д.

Наслаждение как переживание мета-состояния

Для того, чтобы «насладиться», требуется «разум» или сознание. Это требует внимания, осознавания и более высокого уровня понимания ценностей и верований. Это значит, что наслаждение заключает в себе большую степень сложности, чем простое удовольствие.

Чтобы почувствовать наслаждение, человек должен иметь ощущение контроля над удовольствием. У нас есть ощущение, что мы «имеем» удовольствие (и справляемся с ним), а не удовольствие «имеет» нас. Это позволяет нам дальше строить и развивать свою способность наслаждаться так, чтобы мы могли позже применить ее к тому, что бы ни случилось. Это дает нам способность применять наслаждение — феномен более высокого уровня — к большому количеству ежедневных вещей. И стратегия наслаждения позволяет нам наслаждаться большим количеством вещей, чем те, которые доставляют нам удовольствие.

Наслаждение отличается от удовольствия тем, что по своей природе включает роль сознания («разума»). У нас есть мысли в форме ценностей, верований, пониманий и т.д., об удовольствии и даже о деятельности, удовольствия не приносящей.

MS: Ценностные мысли об PS: определенном удовольствии или другом событии

Когда мы применяем «разум» к огромному разнообразию жизненных переживаний, мы находим себя достаточно сильными, чтобы испытывать радость и удовольствие от практически чего угодно. Это объясняет, почему некоторые люди наслаждаются от самых странных вещей.

Лично я не понимаю, как можно назвать удовольствием лазание по льду при сорока градусах ниже нуля, когда в лицо вам дует ветер шестьдесят миль в час и вы одеваете кислородную маску — для того, чтобы забраться на самую высокую вершину мира. Моя нервная система не назвала бы это источником наслаждения.

Точно так же ни нервная, ни лингвистическая системы во мне не позволят мне присоединиться к Клубу Полярных Медведей, чтобы ходить посреди зимы со смерзшейся задницей. Я могу пойти на лыжах или читать перед горящим камином в горной хижине. И тем не менее у меня есть друзья, для которых такое чтение явилось бы пыткой или чем угодно, но уж явно не удовольствием.

Таким образом, хотя мы все обладаем достаточно схожими нервными системами и сенсорными рецепторами для того, чтобы от одних и тех же вещей получать удовольствие, когда мы переходим к мета-состоянию наслаждения — разница между нами взлетает экспоненциально! На этом уровне наслаждение, красота и счастье действительно находятся «в глазах» их владельца (на самом деле, в «разуме» нейро-семантических оценок). Что дает вам наслаждение? В чем вы черпаете радость? Сделайте список. Остановитесь сейчас и быстро закончите это утверждение: «Что на самом деле приносит мне наслаждение — это…» Теперь посмотрите на свои ответы. То, что дает вам наслаждение, целиком зависит от вашей семантики — тех значений (убеждений, пониманий, лингвистики), которые вы приписываете вещам, разве нет? Обычно то, что вы цените как имеющее ценность, важность и значение, затем становится вашей нейро-семантикой наслаждения.

На мета-уровне значений мы превращаем свои удовольствия (и другие переживания) в переживания наслаждения. В качестве мета-состояния у вас есть внутренние репрезентации слов, которые объясняют ценность и важность этих радостных переживаний. У вас есть объяснения, причины, понимания и верования, которые кодируют для вас значение этого. И чем большее значение вы приписываете опыту, тем больше наслаждения он вам приносит. Это переносит нас из мира животных (и мира маленьких детей), где правит удовольствие, в истинно человеческий мир наслаждений. Здесь мы наделяем свои переживания нейро-семантикой и порождаем драйвы (движущие силы) на мета-уровне. У нас появляются драйвы не только в отношении еды, питья, воздуха, тепла, комфорта и т.п., но еще и для приключений, творчества, взаимоотношений, мудрости и т.д. Эти «драйвы» могут пересиливать действия драйвов низшего порядка.

Это также приводит нас на уровень человеческих зависимостей. Здесь, если мы перегружаем базисное удовольствие слишком большим количеством значений — мы можем впасть в зависимость от этого и получать удовольствие от опыта через долгое время после того, как опыт завершен. Какое значение вы приписываете еде? Выпивке? Табаку? Сексуальным отношениям? Бегу? Социальному статусу? Превратили ли вы какое-нибудь из этих удовольствий в зависимость? Оставляют ли в вас эти зависимости чувства опустошения (отрицательная зависимость) или ресурсности (положительная зависимость)?

Наша способность ценить и оценивать вещи лежит в корне наших переживаний удовольствия. Другая сторона этого проявляет себя в «ангедонии» — невозможности найти удовольствие ни в чем. Еще одно мета-состояние. У людей обычно развиваются подобные состояния, когда они подавляют (дословно, «депрессируют») свои мечты, надежды, желания, энергию и т.д. Они не ценят ничего. Они ничего не наделяют значением. Они выключают свою энергетику удовольствия.

Учитывая элемент времени в удовольствии/наслаждении, когда мы испытываем удовольствие здесь и сейчас, мы можем не чувствовать наслаждения и обнаружить его только позднее. Только тогда, когда мы посмотрим назад на это и не найдем в этом ценность. Тогда мы восклицаем что-нибудь типа: «Боже, вот это было время!» Затем мы начинаем стремиться к тому, чтобы пережить это заново. Наслаждение в тех переживаниях может включать в себя понимание того, что достигнуто что-то важное.

После события, принесшего наслаждение, мы можем начать понимать, что мы сами изменились после этого. Мы понимаем, что наше «я» в каком-то отношении выросло и что в результате мы стали более сложным существом.

Конечно, те действия, которые приносят нам удовольствие, также могут приносить наслаждение, но все же эти две вещи не обязательно совпадают. Мы можем испытать удовольствие без какого-либо вложения своей психической энергии — без использования собственного мозга. Наслаждение, с другой стороны, наступает только после того, как вложено необычайно большое количество психического внимания. Это, на самом деле, объясняет его мощь — мы вкладываем вместе с действием свое сознание.

Поскольку мы можем ощущать удовольствие с очень малыми затратами усилий, если мы не знаем о различии между удовольствием и наслаждением, мы можем считать, что точно так же мы можем получить наслаждение без сознательных усилий.

Неверно! Для того, чтобы насладиться игрой в теннис или в футбол, насладиться чтением книги, интенсивным разговором, бегом, походами, чтобы насладиться расширением себя ради другого в любви, — эти виды человеческой деятельности требуют, чтобы мы «владели собственным мозгом» с достаточной энергией и порядком, так, чтобы мы могли предоставить достаточно внимания и концентрации для наслаждения.

Это дает одну очень значимую причину для того, чтобы люди управляли собственным мозгом. Люди могут испытывать перебегающую гамму удовольствий без этого умения, но они никогда не «будут счастливы так, как они готовят себя», как сказал Абрахам Линкольн, пока они не научатся эффективно управлять собственным разумом. А это уменьшит их способность к наслаждению и счастью. (Звучит как отличная причина для тренировки для меня!) Чикзентмихальи (1991) в своей книге о «потоке» описал феноменологию наслаждения в следующих словах, которые дают много компонентов для стратегии наслаждения:

«Как предлагают наши исследования, феноменология наслаждения имеет восемь компонентов. Когда люди описывают свои чувства при самых приятных переживаниях, они упоминают как минимум одно, а часто и все характеристики:

Первое: опыт обычно происходит, когда мы сталкиваемся с задачей, в которой мы можем рассчитывать на хорошее решение (контекст).

Второе: мы должны быть способны сконцентрироваться на том, что делаем (требуемое состояние).

Третье и четвертое: концентрация становится возможной потому, что задача имеет ясные цели и дает непосредственную обратную связь (желаемый результат и обратная связь).

Пятое: человек действует с глубокой, но не требующей специальных усилий включенностью, которая удаляет из сознания заботы и разочарования обычной жизни (тотальный фокус).

Шестое: это позволяет человеку испытать чувство контроля над своими действиями (мета-состояние самоконтроля).

Седьмое: исчезает забота о себе, но парадоксальным образом ощущение себя после усиливается (опыт обогащает семантику самого себя).

Последнее: изменяется ощущение длительности времени. Часы проходят мгновенно, а минуты могут казаться часами (искажение времени). Комбинация всех этих элементов вызывает чувство глубокого наслаждения, которое дает людям почувствовать, что они потратили свою энергию правильно».

Итак, наслаждение, в отличие от удовольствия, требует вложения психической энергии. Высшее наслаждение наступает, когда мы вкладываем свое сознание целиком и полностью. Тогда наше внимание фокусируется, как пучок лазера, на чем-то, что представляет для нас ценность. Эта полная включенность не позволяет нам фокусировать излишки сознания в сторону. В результате у нас развивается чувство, что мы отлично поработали и что наши цели представляют собой что-то действительно ценное для нас.

Чикзентмихальи (1991) подчеркивает, что наслаждение происходит из «повышенного чувства контроля» и особенно от работающего контроля или, как мы говорим в НЛП, от управления своим собственным разумом и своими состояниями.

Мы переживаем мета-состояние наслаждения так же, как мы переживаем потерю самосознания. Когда мы полностью вовлекаемся в какое-то дело, представляющее для нас истинную ценность, у нас не остается возможности для того, чтобы ругать себя. Поскольку такая озабоченность собой поглощает уйму психической энергии, у нас есть меньше энергии для концентрации.

Феноменология наслаждения соотносится с тем, как мы испытываем само-трансцендентацию («возвышение над собой»). Мы отходим от «я». Мы также возвышаемся над еще одной умственной абстракцией — временем. В переживании наслаждения мы теряем «время». Мы переживаем искажение времени, так что оно либо бежит, либо замедляется. В наслаждении включенность заменяет отделенность, интерес заменяет скуку, чувство контроля заменяет собой рассеянность и беспомощность, и чувство возвышения над собой заменяет самосознание.

Обобщение:

Используя модель состояний в НЛП и технологии сенсорного осознавания, мы можем двигаться от скуки, ангедонии, пустоты и т.п. к удовольствию. А используя модель мета-состояний НЛП, мы можем двигаться от удовольствия на более высокий логический уровень наслаждения и счастья. Мы можем так организовать свой разум, чтобы найти больше смысла и радости в жизни. Для меня звучит хорошо. И ощущается здорово!

Наслаждение - это состояние, при котором у меня на лице лёгкая улыбка, я мысленно сконцентрирована на источнике наслаждения, расслаблена.

Хочу проживать его, потому что, проживая его, радуюсь жизни. Не хочу проживать, когда боюсь радоваться. Например, когда близкий человек сделал что-то, что меня порадовало и обнадёжило, могу сделать вид, что ничего особенного не случилось, как будто так и должно быть, и всё это из страха, что «мне сядут на шею».

Убегаю, глушу наслаждение: молчу, продолжаю заниматься делами, как будто ничего не случилось, выражаю равнодушие.

Культивирую: обращаю внимание на те вещи, которые вызывают во мне наслаждение, и, увидев, открыв новое, радуюсь, наслаждаюсь, и мой список того, от чего я получаю удовольствие в жизни, пополняется.

Хотелось бы с верой и искренне проживать его и свободно выражать, поскольку не хочу быть рабом созависимости и внутри верю, что всё, что ко мне приходит в жизнь, полезно для меня. Но сделать страшно, страшно получить боль, кажется, что она будет такой, что моих сил не хватит. И когда понимаешь, что многие близкие с детства используют манипуляции как понятный язык общения, не пользоваться этим их языком с ними - влечёт риск непонимания с их стороны, и страшно потерять, пусть даже нездоровые, отношения с человеком, которого хочешь видеть рядом и в которого влюблён.

Для меня наслаждение - это кратковременное переживание.

Чаще всего, наслаждение я испытываю, когда удовлетворяются мои потребности. Наслаждение - это «трезвый кайф»... Я хочу проживать чувство наслаждения! Этот «трезвый кайф» - показатель качества моей жизни. Если я удовлетворяю свои потребности (не в ущерб другим): «не ведусь» на свои дефекты и поступаю по-новому, самоутверждаюсь, достигаю своих целей, и в моей жизни есть любовь, то моя жизнь - КАЧЕСТВЕННАЯ, ТРЕЗВАЯ И КАЙФОВАЯ...

Я иногда подменяю чувство наслаждения, например, похотью...

Раз это чувство кратковременное, надо «кайфовать» каждую секундочку и не бояться это делать открыто. Раньше я стеснялась и боялась показывать, что мне «кайфово», но с помощью ВС страх оценки ушёл!

Наслаждение - абсолютная гармония души и тела, осуществление желаний, восторг обладания, потеря границ между «было», «есть» и «будет»!

Хочу его проживать. Высшая форма наслаждения - это осознание божественной сущности, божественной любви во всем и ко всему. Не хочу проживать, потому что познание богооставленности - самое страшное в жизни, а одно без другого не понять...

Убегаю от этого чувства по принципу: не имеешь - не потеряешь. Глушу его через отрицание, я недостойна этого чувства.

Культивирую, когда пытаюсь нащупать это чувство в каждой минуте бытия. Без страха боли от потери, проживая его, как будто ради этого мига наслаждения я и пришла в этот мир!!!

Наслаждение - это несколько чувств: ощущения радости, восторга, довольства и так далее.

Хочу его проживать, так как оно приятное и позитивное.

Не убегаю и не глушу его. Зачем его глушить? Оно же кайфовое. Стараюсь его как можно дольше продлить.

Себе признаюсь в этом чувстве всегда, другим людям - почти всегда, за исключением случаев, когда переживаю это чувство из-за причиненных неудобств или вреда другим. Испытывал чувство наслаждения, когда глумился над подругой и говорил ей всякие пошлые вещи, при этом был еще сарказм.

Хочу проживать по-новому, чтобы оно было вызвано не причинением вреда другим, а нормальными ситуациями, хотел бы исключить из него сарказм и злую иронию.

Наслаждение - это приподнятое настроение, улыбка, когда ничего не беспокоит, спокойствие (но не всегда).

Проживать это чувство хочу, потому что мне нравится состояние, когда я испытываю это чувство.

Я от него не убегаю и не глушу его. Буду учиться развивать его.

Наслаждение – это состояние, при котором у меня на лице лёгкая улыбка, я мысленно сконцентрирована на источнике наслаждения, расслаблена.

Хочу проживать его, потому что, проживая его, радуюсь жизни. Не хочу проживать, когда боюсь радоваться.

Наслаждение – это приподнятое настроение, улыбка, когда ничего не беспокоит, спокойствие (но не всегда). Проживать это чувство хочу, потому что мне нравится состояние, когда я испытываю это чувство. Я от него не убегаю и не глушу его. Буду учиться развивать его.


Top