Тренировка духа (эмоциональный аспект). Тренировка эмоций

Я посвящаю эту книгу Тебе Можешь усвоить самые прекрасные уроки в школе жизни - Через твои собственные трудности, неудачи или победы. Можешь создать свою собственную историю. Счастье и покой наполнят твое бытие, Ты сможешь сиять умом, где бы ты ни был. Потому что мир нуждается в таких, как ты.

Аугусто Кюри

Тренировка Эмоций

Как быть счастливым

Я посвящаю эту книгу тем, кто умеет ждать восхода солнца и знает, что жизнь - самое грандиозное из всех зрелищ, какие являет нам Творец этого мира; тем, кто стремится управлять своими эмоциями и готов постоять за право быть свободным и счастливым.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Издревле люди жаждали счастья, подобно тому, как выжженная земля жаждет воды. Легко ли оно давалось? Не всегда! О нем писали поэты и романисты, о нем рассуждали философы, но почти все они знали о счастье лишь понаслышке.

Короли пытались властвовать над ним, но счастье не подчинялось их могуществу. Богач пытался его купить, но оно не продавалось. Интеллектуалы пробовали понять его, но тщетно. Знаменитости пытались обрести счастье за счет славы, но счастье предпочитает безвестность. Молодые люди говорили, что счастье принадлежит им, но счастье невозможно найти в удовольствии, и его не может обрести тот, кто не задумывается о последствиях своих действий.

Некоторые люди полагали, что счастье можно культивировать в лабораториях. Они изолировали себя от мира и проблем жизни, но счастье ценит обычных людей и взращивается в естественных условиях. Другие пробовали обрести счастье с помощью достижений науки и техники, но с ускорением технического прогресса печали и душевные пороки распространились еще больше.

В отчаянии многие люди пытались искать счастье по всему свету. Но дело было не в выборе места - счастье не обитало в небоскребах и дворцах. Утомленные поисками, некоторые люди сказали: «Счастья нет, счастье - это лишь грезы тех, кто никогда не просыпается». Счастье стучалось в каждую дверь. Оно давало надежду всем людям: печальным и веселым, подавленным и смеющимся, энергичным и лишенным фантазии. Оно внушало: «Послушайте, ищите меня не вокруг себя, а внутри себя». Мы переспрашивали: «Что? Говорите громче!» Оно шептало, и шепот его был подобен мягкому бризу: «Не ищите меня в космосе и на разных континентах Земли. Ищите меня внутри себя. Я обитаю среди ваших эмоций, в средоточии вашего духа...»

Большинство людей не понимали языка счастья. Они ожидали, что счастье войдет в их жизнь с громоподобным грохотом. Но счастье любит тишину. Оно скрытно и проявляется почти неощутимо в изгибах жизни и в простых деталях бытия.

Мы не понимаем счастья, поэтому нас можно уподобить кораблю без руля. Мы презирали счастье, и оно не давалось нам. Мы плохо обращались с ним, а оно появлялось на миг и быстро исчезало. Счастье обитало в душах многих людей всего лишь миг, а в иных душах - всю жизнь.

Счастье порождает любовь, спокойствие, мудрость, радость, терпение, терпимость, солидарность, прощение, стойкость, самообладание, доброту и чувство собственного достоинства. Вы никогда не встречали такого дружного семейства!

Если вы плохо обращаетесь с кем-то из членов этой вашей семьи, вы рискуете потерять все семейство. Если пострадала ваша любовь, вы теряете спокойствие; если спокойствие покидает вас, вы теряете стойкость; потеря стойкости будет стоить вам мудрости; если вы лишились мудрости, распрощайтесь с чувством собственного достоинства.

Мы должны познать мир эмоций, чтобы взрастить счастье. Мир развивается с удивительной скоростью. С каждым десятилетием наши знания приумножаются, а прежние мифы рушатся. Старые научные «истины» сменяются новыми. Все происходит так быстро! Может ли счастье двигаться в том же темпе? Нет! Счастье - друг времени. Мы должны тренировать эмоции, чтобы быть счастливыми.

Эмоциональное образование означает развитие наиболее важных функций нашего интеллекта, таких, как управление мыслями, защита эмоций в моменты напряженности, способность обдумывать свою реакцию, умение поставить себя на место другого, способность воплощать мечты и ценить жизнь. Почему одиночество, заниженное чувство собственного достоинства, беспокойство, усталость и раздражительность свойственны юным и взрослым? Потому, что они никогда не тренировали свои эмоции, никогда не пытались в корне изменить свою жизнь. Многие книги по самоусовершенствованию внушают людям неадекватное представление о сущности счастья.

Мы постоянно открываем новые школы, но от этого не стало больше думающих людей. В мире появилось больше физиологов и психиатров, но от этого люди не стали жить лучше. Людей, которые умеют управлять кораблем своей жизни в море эмоций, по-прежнему очень мало.

Более семнадцати лет я разрабатывал новую теорию о работе интеллекта, называемую «Мультифокусное мышление». Я упорно изучал эмоции и написал об этом тысячи страниц. Меня не назовешь всезнающим, но в данном случае я знаю, о чем говорю: нет волшебных способов стать счастливым. Путь к счастью лежит через эмоциональное образование. Мы не можем отказаться от нашей жизни, мы можем только изменить свой подход к ней.

Во второй части этой книги я расскажу о величайшем Мастере Эмоций, когда-либо жившем на этой земле, и о самых важных уроках эмоционального тренинга, которые он оставил нам. Мы продолжим наше интересное путешествие, которое наверняка изменит наше представление о жизни и препятствиях, подстерегающих нас на жизненном пути.

Тому, кто думает, что он все изучил, надеяться не на что. Если вы думаете, что вы - лишь несведущий и неискушенный ученик в Школе Жизни, вы не безнадежны. Нет никаких гигантов в эмоциональной сфере, поскольку все мы - вечные ученики.

Вы можете и должны найти путь к счастью, дорогу к спокойствию, удовольствие в диалоге, храбрость, чтобы преодолеть кризисы, и ясное сознание, чтобы сохранить интерес к жизни. Я расскажу несколько историй, чтобы показать вам, что вы обладаете невероятной силой. Вы выиграли самую большую гонку, вы были самым храбрым и удивительным на Земле, поскольку пережили самый захватывающий роман в истории. Вы не верите мне? Потерпите - и сами все увидите.

Добрый день, дорогие мои читатели! Мы уже неоднократно рассматривали вопросы, связанные с тем, что необходимо уметь трансформировать , отрицательные эмоции в положительные, позитивные. Это следует делать, потому что если мы будем общаться с окружающими нас людьми, имея расшатанные нервы, срываясь, обижая, то вряд ли путь к успеху будет коротким и благополучным. Более того, любое негативное состояние, даже при серьезных потерях, имеет право на существование не более недели. Больший период – это уже диагноз, поскольку сохранение негативного состояния длительное время приводит к неврозам, а затем и более серьезным расстройствам. Отрицательные эмоции серьезно подрывают наше здоровье, поглощают и нейтрализуют энергию, столь необходимую для счастливой и здоровой жизни.
Мы остановились на двух важных вопросах: «Что делать?» и «Зачем это нам нужно?». Однако, очень часто зная ответы на эти вопросы, мы остаемся на месте, так как остается еще один более важный вопрос: «Как это сделать?»
Для тех, кто принимал участие в психологических тренингах и знаком с техниками тренировки эмоций, здесь нет секретов. Они точно знают, почему для римлян важны были не только хлеб, но и зрелища, почему люди не спят во время спортивных матчей, и так живо откликаются на любые лицедейства. Все эти события позволяют испытать сильные эмоции. Они выдергивают нас из повседневной монотонности жизни, дают возможность восстановить эмоциональную гибкость.
Эмоциональная гибкость – умение быстро переходить от экспрессивной эмоции к спокойствию, что способствует нахождению самых результативных решений в любой ситуации. Тренировка эмоций открывает для нас новые перспективы в личностном совершенствовании. Не только длительные негативные эмоции вредны для человека, но и безудержное веселье, продолжительный восторг также опасны. Эмоциональная гибкость позволяет из любого крайнего состояния возвращаться в состояние спокойствия.
Для тренировки эмоций используется метод эмоционального маятника. Для этого необходимо почувствовать себя актером или, еще проще, понаблюдать за детьми, которые естественны в своих эмоциях. Вспомните, как заразителен смех детей, через минуту непереносимый плач. Мы еще не успели отреагировать, а они уже снова помирились и продолжают радоваться игре. Чтобы обрести внутренний покой, обрести чувство спокойствия, мы должны выпустить на волю все свои зажатые эмоции.
Итак, расправили плечи, выпрямили спину, с гордостью приподняли подбородок. Не забываем о легкой улыбке. Вы совершенство. Вы излучаете благородство, внутреннюю свободу. Вы полностью раскрепощены.
А теперь вспомните что-то не очень приятное в вашей жизни, что вызывало ваши слезы. Как актер подтолкните это состояние: опустите плечи, расслабьте нижнюю челюсть, добавьте частое, поверхностное дыхание и начинайте всхлипывать. Не сдерживайте слезы, даже если они переходят в рыдания. Пусть со слезами уйдут все обиды, горести, переживания. Это целебные слезы. Поплакали, как в детстве. А теперь стоп, достаточно.
Расправьте плечи, поднимите голову. Вы – актер… Почувствуйте, что все ваши переживания в прошлом, они не повторятся. На лице улыбка, в душе – покой. Снова настраиваем себя на спокойствие.
А теперь посмеемся от души, лучше всего над собой. Вспомните самые смешные, нелепые ситуации в вашей жизни. Пусть ваш будет заразительным. И вновь переходим к спокойствию. Вы уже запомнили это состояние.
Также попробуйте испытать состояния безысходной тоски, грусти. Погрузитесь в эти состояния. Запомните, как при этом меняется ваш внешний облик. Побудьте в этом состоянии некоторое время и возвращайтесь к состоянию спокойствия.
А теперь радуемся, вспоминаем моменты абсолютного счастья. Изменились дыхание, осанка, мимика. Мы готовы дарить радость всем, кто нас окружает. Все всплески эмоций, сильные душевные движения, словно сбивают накипь с души. Подмечено, что люди, которые много пережили в своей жизни, мудры и доброжелательны. Научитесь ценить свои неудачи, прошлые несчастья – они сделали вас более стойкими и мудрыми.
И наконец, научитесь делать все это с закрытыми глазами, мысленно создавая образы . Тренировка эмоций важна для того, чтобы научиться состоянию спокойствия, для восстановления эластичности эмоций, эмоциональной гибкости, подвижности нервной системы.
Если ваша жизнь вдруг забуксует, как грузовик, на жизненном бездорожье, то вы теперь знаете, как раскачать эмоциональный маятник, чтобы вернуться в состояние спокойствия. Эти упражнения способствуют не только физическому и духовному здоровью, но и поддерживают положительный энергетический баланс вашего организма.

Пиктограммы позволяют закрепить представление детей об эмоциях человека . Дети должны рассмотреть пиктограммы и рисунки с изображением различных выражений лица, сравнить их. Стоит уделить внимание выражению глаз, расположению уголков губ, подбородка и тому подобное. Взрослый должен объяснить, что, несмотря на непохожесть людей между собой по возрасту, внешности, выражению их лиц иногда бывают схожими. Это происходит при определенных обстоятельствах: в тот момент, когда люди радуются, грустят, напуганы, обозлены. Демонстрируя пиктограммы, следует обратить внимание детей, что лицо нарисовано на бумаге с помощью геометрических фигур (квадрат, круг), точки, линии. Такой рисунок - условное изображение. Более точное изображение лица человека передают фотографии. Кроме того, себя можно увидеть в зеркале, в водоемах. Когда еще не было фотоаппаратов, люди рисовали картины, на которых также изображали свое лицо или лицо своих родных.

Постепенно дошкольники будут учиться использовать пиктограммы для определения собственного настроения, настроения родителей, родственников, взрослых, которые им небезразличны .

Упражнение «Выбери правильно»

Ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание.

Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации:

Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?

Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?

Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?

Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?

Что чувствует зайчик, когда за ним гонится лиса?

Что чувствует мальчик, носки которого испачкали другие дети

Как чувствует себя мальчик, который потерялся?

Как чувствует себя мальчик, которого угостили чем-нибудь вкусненьким?

Как будет чувствовать себя человек, на которого напала разъяренная собака?

Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?

Как ты себя чувствуешь, когда другие дети не берут тебя в игру?

Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?

Что ты чувствуешь, когда удалось нарисовать красивый рисунок?

Беседы психолога с детьми на тему эмоции

Разъяснения и беседы должны проводиться взрослым систематически. Информируя ребенка, следует повторять, закреплять и последовательно распространять информацию. Для детей младшего дошкольного возраста продолжительность беседы - неопределенная. В детском саду беседы следует проводить индивидуально или в небольших группах. Пригодятся и адресные превентивные беседы с теми детьми, которые постоянно нарушают правила взаимодействия со сверстниками, агрессивно настроенными, склонными к проявлениям насилия.

В воспитательной работе желательно систематически применять беседы о базовых эмоциях человека, их особенностях, событиях, которые их вызвали. Разговор с ребенком о чувствах взрослого человека позволит ему осознать, что в мире существуют вещи, которые не оставляют равнодушными, - через них человек радуется, грустит, удивляется. Следует подчеркнуть, что радость, удивление, печаль и злость являются естественными ощущениями человека в любом возрасте, и подчеркнуть: осуждаются не сами эмоции, а действия, поступки, которые их сопровождают.

Во время беседы ребенок не только обогащается знаниями. Беседы становятся составной частью отношений и взаимоотношений с взрослым: ребенок осознает, что его понимают, он небезразличен для другого человека, его ощущения - значимы.

Подчеркиваем важность разъяснения младшему дошкольнику особенностей эмоционального реагирования человека. Ребенок должен осознать, что взрослый человек, так же, как и он, расстраивается, сердится, обижается, радуется.

Он может находиться в хорошем или плохом настроении. Необходимо обратить внимание на то, что настроение передается другим людям: грусть или гнев от одного человека переходит к другому. Поэтому лучше делиться приятными впечатлениями, радостью, улыбками, чем «заражать» друг друга грустью и яростью. Не менее важно дать объяснения относительно того, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Например, если потерялась игрушка, у одного ребенка это вызовет отчаяние и печаль, у другого гнев, ярость.

Стоит обращать внимание дошкольников на то, как люди реагируют на различные события. Выбрать такие моменты, когда сверстники наиболее отчетливо проявляют эмоции, и дать возможность понаблюдать за их эмоциональной экспрессией.

Когда следует проводить беседу?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Ориентиром должна быть ситуация и потребности самого ребенка: его желание расширить собственные представления, получить разъяснения, совет, помощь.

Единственное, чего не следует делать, - проводить беседы с одним ребенком ежедневно в строго определенное время. Кроме того, важно предотвращать превращение беседы в поучительную нотацию.

Ориентировочные темы бесед:

- «Ласковое имя»,

- «Разные люди - разные лица»,

- «Движения человека»,

- «Приятное - неприятное» и другие.

Упражнение «Ласковое имя»

Дети находятся вокруг взрослого, образуя круг, и по очереди называют свое имя. Повторяя его вместе с другими, взрослый обращает внимание на то, что есть у ребенка, который назвал себя: внешность (цвет волос, глаз, губ и т.д.), одежда, настроение. Другие дети здороваются с ребенком, искренне улыбаются, ласково касаются его, глядя в глаза. Взрослый спрашивает воспитанников, как можно по-другому обратиться к ребенку, не меняя его (ее) имя (Елена - Алена - Леночка). Выслушав сверстников, ребенок рассказывает, как обращаются к нему близкие взрослые, как называют его члены семьи (Солнышко, Зайка, Звездочка).

Взрослый спрашивает, кого в семье называют так же, если есть такой ребенок в кругу, то оба ребенка выходят в центр круга: другие дошкольники должны отыскать сходство между ними.

Упражнение «Разные люди-разные лица»

Взрослый предлагает осуществить чрезвычайно важное «исследование»: закрыть глаза, кончиками пальцев прикоснуться к собственному носу, лбу, щекам, волосам, повернуть голову в сторону, открыть и посмотреть на соседа сначала правым, затем - левым глазом. Взрослый акцентирует внимание на том, что у разных людей разные лица. Присматриваясь к тем, кто тебя окружает, можно увидеть, что у одних - большие глаза, у других - маленькие, у одних пухлые губы, у других - узкие. Имеется сходство и непохожесть в размере и цвете глаз, щек, губ, их расположении. Эти особенности отличают одного человека от другого и дают возможность его запомнить.

Кроме того, люди имеют разные выражения лица. Выражение лица, как новогоднюю маску, человек может менять по собственному желанию. Каждый решает сам, какое выражение ему нравится, он будет иметь радостное лицо или недовольное. Ребенку следует объяснить, что ощущение сказывается на внешнем виде человека: радостный человек - спокойный, глаза «светятся», голос негромкий, движения уравновешенные, плечи расправлены, губы «растягиваются» в широкую улыбку. Чувствуя радость, человек хлопает в ладоши, поет, танцует. Грустный человек - беспокойный, вялый, имеет полуприкрытые, влажные от слез глаза, тихий голос, сжатые губы. Печалясь, он старается избегать общения с другими, остается в одиночестве.

Особое выражение лица возникает у человека тогда, когда появляется недовольство, обида. О том, что человек чувствует злость, свидетельствуют его нахмуренные брови, прищуренные глаза, стиснутые зубы, опущенные уголки губ. Злость вызывает напряжение не только мышц лица, но и тела: руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак.

Предлагая детям внимательно посмотреть на лица друг друга, взрослый обращает внимание на выражение лица соседа (соседей) слева, справа, напротив. На счет три - каждый ребенок демонстрирует различные выражения лица.

Упражнение «Приятное - неприятное»

Во время беседы следует разъяснить, что способен испытывать каждый человек. Его ощущения бывают приятные и неприятные. Интересно узнать, что является приятным для тебя самого, близкого тебе человека, твоих родителей. Приятными и неприятными могут быть люди, животные, предметы, события.

Если нежно прикоснуться к другому - это вызывает приятные ощущения (взрослый ласково касается, гладит каждого ребенка), если вести себя грубо, например, крепко стиснуть руку человека - это неприятно и даже может вызвать боль. При таких условиях выражение лица человека показывает, что он чувствует и нравится ли это ему. Следует обязательно пояснить младшим дошкольникам, что, кроме прикосновений, человек реагирует на слова других, тон разговора и их поведение. Неприятные слова, оскорбительные сравнения так же вызывают недовольство, возмущение. И еще - каждый человек достаточно чувствительный к силе голоса другого человека, щебету и пению птиц, возгласов животных, звуку музыкальных инструментов.

Упражнение «Движения человека»

Взрослый обращает внимание на необходимость человека менять положение тела. Подчеркивает, что каждый ребенок любит поиграть, попрыгать, побегать, потанцевать. Поскольку очень трудно долго стоять или сидеть в одной позе, приходится все время менять положение частей тела (руки, ноги, голова, туловище, шея). Детям предлагается встать на одну ногу и замереть (почувствовать, насколько это удобно/не удобно), попрыгать, потанцевать, потопать, покрутиться (покружиться вокруг стула, игрушки), в паре.

Уместно поставить вопрос: «другие дети же ничего не видят, как и ты, в то время, когда ты закрываешь глаза?»

Следует обязательно обратить внимание на то, что двигаться не сталкиваясь возможно. Иногда человек попадает в толпу. Среди большого количества посторонних людей чрезвычайно важно быть наблюдательным, внимательным. Если не учитывать направления движения людей вокруг, можно нанести вред и себе и другому человеку. Взрослый отмечает, что толкание, затрагивание другого, даже случайное, может вызвать неудобство, вызвать боль, что, в свою очередь, становится причиной раздражения, возмущение, гнев. Конечно, этого можно избежать, если уделять больше внимания собственным движениям, развивать гибкость тела, восприимчивость.

Следует отметить, что человек движется не только для своего удовольствия. Движения руками, пальцами, наклон головы, туловища помогают людям рядом понять его самочувствие.

Возраст человека также сказывается на его движениях. Маленький ребенок, взрослый и пожилой человек движутся по-разному. Так, жесты взрослого человека, который хорошо себя чувствует, - четкие и выразительные. Детям следует подумать, почему пожилые люди не так искусны, как маленькие дети.

Обратить внимание следует и на то, что различаются между собой жесты мальчиков и девочек. Последние движутся с легкостью, плавно. Движения мальчиков - резче. Стоит сравнить движения людей и животных. Человек, который чувствует угрозу, напуган, не уверен - закрывает глаза, пытаясь спрятать лицо. Именно так делает огромная птица - страус, пряча голову в песок, или обезьяна, которая залезает высоко на дерево и закрывает лапами глаза. Если же человек радостный и довольный, он хлопает, подпрыгивает, кружится. И в этом случае его поведение, позы, жесты напоминают действия представителей животного мира. Например, лебедь танцует на воде, собака подпрыгивает на месте.

При проведении бесед необходимо помочь ребенку найти ответ на следующие вопросы:

Когда человек радуется?

Когда бывает страшно?

Когда человек плачет?

Что заставляет людей улыбаться?

Когда на лице появляется улыбка?

С кем приятно общаться?

Кто в семье всегда радует тебя, а кто огорчает?

class="eliadunit">

Может ли быть красивым злой человек?

Что было самое приятное в жизни?

Кто из твоих знакомых имеет красивый голос?

Чем ты можешь порадовать других?

Чем ты можешь огорчить близкого человека?

Ориентировочные варианты беседы психолога с детьми

Беседа «НАСТРОЕНИЕ»

1. Что значит «хорошо себя чувствовать»?

2. Как ты узнаешь, какое у тебя настроение?

3. Когда у тебя преобладает хорошее настроение?

4. От кого твое настроение портится?

5. Как ты сейчас себя чувствуешь? Почему?

6. Можешь ли ты способствовать улучшению настроения? Как именно?

Беседа «ЖЕЛАНИЯ»

1. Чего тебе больше всего хочется?

2. Выполнимое ли это желание? Почему?

3. Что ты будешь чувствовать, если оно действительно осуществится? Почему?

4. От кого зависит осуществление этого желания?

5. Чего ты больше всего не хочешь? Почему?

6. Что ты можешь сделать, чтобы нежелательное не случилось?

Беседа «Любовь»

1. Что значит «любить»?

2. Как распознать человека, который любит?

3. Кого ты любишь? Почему?

4. Кто любит тебя? Почему?

5. Как ты узнаешь о том, что тебя любят?

6. Любишь ли ты себя? За что именно?

7. Чем ты себе не нравишься?

8. Кого ты не любишь? Почему?

9. Кто не любит тебя? Почему?

10. Можно ли прожить без любви?

11. Чем отличается чувство привязанности, симпатии, товарищества, влюбленности, любви?

Беседа «ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1. Как ты думаешь, до какого возраста ты доживешь?

2. Что важное случилось с тобой, когда ты был маленьким?

3. Что интересного произошло с тобой сегодня?

4. Какие приятные - неприятные события могут произойти с тобой:

а) в ближайшее время?

б) когда будешь заканчивать школу?

в) когда будешь взрослым человеком?

г) когда превратишься в старика?

Беседа «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»

1. Доволен ли ты своей жизнью? Почему?

2. Что в жизни для тебя самое дорогое?

3. У тебя есть личные планы? Какие же?

4. Что в жизни зависит от тебя?

5. Чего ты добился собственными силами?

6. Что необходимо для победы?

7. Ты - хороший человек? Почему так считаешь?

8. Чем ты особенный?

9. Чем похож на других?

10. Что ты сделал по совести?

Организовывать время от времени индивидуальные тематические беседы, направленные на то, чтобы помочь ребенку осознать свои переживания и со временем научиться регулировать их. Это необходимо, поскольку дает понимание внутреннего мира каждого ребенка (темы: «Настроение», «Желание», «Страхи», «Радость», «Уважение», «Любовь», «Обида», «Долг» ...)

Дать возможность ребенку путем рисования (красками, карандашами, мелками...) освободиться от страха, напряжения, негативных переживаний (темы: «Один дома», «Мне приснился сон», «Мой страх», «Моя волнения» ...)

Расширить представление о мире человеческих чувств - радость, интерес, горе, печаль, страдание, презрение, страх, стыд, вина, зависть, огорчение, гнев, совесть.

Пантомимические этюды в работе

Выполнение пантомимических этюдов позволяет свободно проявить собственные ощущения, способствует развитию выразительности движений. Не следует заострять внимание на угловатости ребенка, отсутствии выразительности, непохожести его движений с движениями выбранного ею персонажа. Взрослый должен понимать, что младший дошкольник только учится сосредотачиваться на себе, ослаблять мышцы, проявлять гибкость. Важно заметить сдвиги в положительную сторону, выделить и подчеркнуть положительные моменты «еще вчера тебе не удавалось это сделать, а сегодня - удалось, ты - молодец», «раньше было не так похоже, как сейчас», «сегодня гораздо лучше, чем вчера», «ты постарался, и стало более убедительно, уверена, в следующий раз будет еще лучше». Следует подчеркнуть наблюдательность, гибкость, настойчивость, старательность ребенка.

Применяя пантомимические этюды, целесообразно провести вступительную беседу и использовать фрагменты музыкальных произведений детских композиторов, усиливать выразительность движений, предоставлять возможность раскрепощения. Выполнение пантомимических этюдов позволит развить эмоциональную восприимчивость ребенка, фантазию, гибкость тела.

В работе с младшими дошкольниками можно использовать пантомимические этюды: «Стройная березка», «Музыки», «Строители», «Воздушные шарики», «Бабочки».

Упражнение «Мои любимцы»

Перед выполнением пантомимического этюда следует узнать, есть ли у ребенка домашний любимец и предоставить возможность рассказать, как он выглядит, в каких условиях живет, что любит больше всего. Внимание уделяется тому, всегда ли животное чувствует себя и ведет себя одинаково в различных условиях; как воспринимает хозяев и незнакомых людей, как реагирует на воду, как относится к любимой пищи; как проявляет свое недовольство. Выяснить, обладает ли ребенок языком животных и как общается со своим любимцем. Выслушав малыша, вспомнить тех животных, которые являются главными героями сказок и детских рассказов («Три медведя», и т.п.). Выяснить, кто из них является любимым героем, кто - нет, чем именно одни животные нравятся детям, а другие - не нравятся.

Предложить ребенку изобразить своего любимца (когда он спит, гуляет по квартире, играет с ребенком, просит есть, общается, купается и т.п.) или изобразить любого сказочного героя, о котором рассказывали родители, воспитатель, психолог, другие дети и тому подобное.

Занятие 7
Доброго вам дня, который мы, как обычно, начинаем с комплекса разминочных упражнений.
Не ленимся, не пропускаем ни одной позиции, "дышим" через позвоночник.
Здесь разрешите внести уточнение.
Все упражнения делаем, искусственно создавая хорошее настроение!

Задумывались ли вы, почему человека так манят всевозможные шоу?
Почему народ Рима требовал от своих властителей не только хлеба насущного, но и зрелищ?
Почему футбольный, хоккейный, бейсбольный матчи собирают десятки тысяч болельщиков?
Почему в Средние века, завидев кибитки бродячего цирка, крестьяне бросали работу?
Почему во все времена лицедейство, музыка, танцы, театральные представления были столь притягательны для людей?
Именно возможность пережить сильные эмоции, накопить ощущения быстро сменяющихся впечатлений на какое-то время восстанавливает в человеке эмоциональную гибкость, утраченную в будничной монотонности жизни.
Вы замечали, как ваши душевные переживания то животворно, то угнетающе влияют на вас?
Внезапное горе в один миг лишает сил и может сломить даже очень сильных людей, а нежданная радость окрыляет, и в этот момент вы чувствуете, что готовы горы свернуть.
Особенно живо на печали и радости реагируют дети.

Эмоции - это энергия.
Положительные переживания наполняют животворящей энергией, вызывают прилив сил. Отрицательные - поглощают или нейтрализуют ее.
Вот почему нам так важно сформировать эмоциональную гибкость, а это достигается путем тренировок.
Постоянное отклонение маятника чуть-чуть в сторону плюса называется коррекцией настроения.
Дело в том, что человеку очень вредно впадать и долгое время находиться в пиковых эмоциональных состояниях.
Одинаково опасны и сильная ярость, и восторг, и глубокая печаль, и безудержное веселье.
Древний Восток учит нас, что с эмоциями нужно быть очень осторожными. Нельзя сильно поднимать их, равно как и нельзя их сильно опускать.
Поэтому во время выполнения упражнения на маятник эмоций самый важный момент - это переход от состояния горя, подавленности, апатии к состоянию радости, безмятежности, жизнелюбия.
Именно способность переходить от экспрессивной эмоции к спокойствию тренирует необходимую гибкость, а также способствует нахождению оптимальных решений в любой ситуации.

Рассмотрим энергетический аспект процесса эмоциональной раскачки.
Любая наша эмоция, по сути, есть сигнал-приказ организму запустить в действие ту или иную механику противодействия или содействия ситуации, не важно - реальной или просто воображаемой.
Каждая тренировка - это поиск, познание, дополнительный шаг к идеалу.
Тренируя эмоции, вы искусственно ввергаете себя в пучины печали или поднимаетесь на волне упоения.
Тренируя эмоции, вы непрестанно открываете все новые и новые перспективы для совершенствования.
Так маленькая почка превращается в лист, во много раз превосходящий ее по размерам, а тугой бутон, распускаясь, становится пышным цветком.
Волшебные всплески эмоций, сильные движения чувств сбивают,^0бразно говоря, накипь с души человека.
Недаром подмечено, что страдание очищает душу, что много пережившие люди особенно доброжелательны и мудры.
Духовная сопричастность - это отдача энергии. Вот почему важно осознавать, куда уходит эта энергия, что она питает, ибо тренировка без смысла цели - это путь в никуда.
Вспомним, как вы тренировали эмоции по книге "Тренировка тела и духа".
Вы искусственно отклоняли маятник своего эмоционального состояния в крайние точки, а затем приводили его в нейтральное положение, то есть в состояние спокойствия.
В этом нам помогали образное мышление и способность вживаться в роль.
Если эмоции влияют, на внешний облик, то и внешний облик должен влиять на них!


Итак, эмоции играют огромную роль в энергетической балансировке организма. Собственно говоря, именно они и воздействуют на наш энергетический тонус.
Отрицательные эмоции забирают у нас энергию, положительные - пополняют копилку наших ресурсов. Хорошее, ровное, спокойное настроение свидетельствует о том, что в нашем энергохозяйстве все хорошо.

Тренируя эмоции, мы прежде всего учимся управлять ими, чтобы после эмоционального всплеска всегда приходить в ровное расположение духа.
Корректируя настроение, мы добиваемся того, чтобы расположение духа было приподнятым.
В приподнятом настроении человек лучше работает, действует, принимает решения и вообще ориентируется в жизни.
В дальнейшем тренировку эмоций следует проводить ежедневно и не только как специальное упражнение, но и в повседневной жизни.
Тогда работа над собой войдет в привычку!
Доброго вам дня, успеха в работе и... поздравьте себя. Основная часть настоящей учебной программы вами успешно пройдена.
Теперь вы можете поддерживать силы, восполнять энергию с помощью упражнений из "Канона для будущих властелинов" в книге "Тренировка тела и духа", а также подобрать упражнения из "Атласа ментальной медицины" (рабочее название), который готовится к выпуску.
Эти упражнения способствуют физическому, духовному и, если так можно сказать, энергетическому оздоровлению.
Работайте до появления легкой усталости, внимательно прислушиваясь к себе.
Шум в ушах или тяжесть в голове - сигналы тревоги, предписывающие вам немедленно уменьшить нагрузку, прекратить тренировку и отдохнуть в течение двух-трех дней.

Помните, что перенапряжение вредно в любом деле!

Иллюстративная схема, по которой должны строиться ваши занятия по тренировке эмоций, способствующие скорейшей подготовке души для воссоединения с образом молодости и здоровья. Тренировка эмоций раскачивает буксующий грузовик нашего духа, чтобы он мог без помех выкатиться из ямы, в которой застрял.

У многих из нас расшатаны нервы, близко слезы, мы сами часто не понимаем, отчего вдруг срываемся и несправедливо обижаем близких. Все это - признаки нарушения эмоционального (душевного) равновесия. Если такое состояние сохраняется долгое время, это может привести к неврозу, а спустя еще какое-то время - к более серьезным расстройствам.

Мы считаем слезы признаком слабости, мы стыдимся их, даже когда они появляются к месту. Особенно это характерно для мужчин. Мы часто скованы сомнительными условностями, наши эмоции подавлены ложными установками, мы стали неестественны, мы забыли, как надо себя вести. Вспомните, как естественны дети в выражении своих чувств. Не потому ли их смех так заразителен и так непереносим их плач?

Давайте и мы побудем немного детьми - искренними, чистыми, абсолютно свободными. Давайте и мы отпустим наши эмоции на свободу и позволим хотя бы на короткое время нашим чувствам одержать верх над разумом.

Вы спросите: «Зачем это нам?»

Чтобы обрести чувство глубокой внутренней безмятежности, сравнимое с детским, - вот ответ. Вспомните, с какой легкостью ребенок переходит к покою. Секунда-другая, слезы высыхают, личико озаряется лучезарной улыбкой, глазки сияют. Малыш все забыл, все простил и готов к новой игре. Нам необходимо вернуть нашему духу эмоциональную гибкость, чтобы он, раскачиваясь, подобно дереву, охваченному вихрем, приобрел способность выдерживать натиск житейских бурь и всегда затем возвращался в нейтральное, умиротворенное состояние.

Жизнь - театр, а люди - актеры. Сентенция известная и расхожая, но приглашающая к игре, в которую мы с вами охотно сейчас вступим.

Эмоции сильно влияют на наше внутреннее состояние и, как следствие, - на наш внешний облик. Следовательно, чтобы хорошо выглядеть и постоянно пребывать в приподнятом настроении, нам нужно научиться нашими эмоциями управлять. Как это сделать? На данном этапе - с помощью обратной связи.

Если наши эмоции влияют на наш внешний облик, значит, и наш внешний облик должен влиять на них, и актеры об этом прекрасно знают. Войти в нужный образ им помогают довольно нехитрые вещи.

Превратимся в актеров. Попробуем сыграть роль объятого безграничным спокойствием властелина. Играем честно, без предвзятости, телесно расслабившись и полностью освободив мозг, для чего все посторонние мысли, одну за одной, выталкиваем в воображаемый квадрат или круг, как в мусорную корзину.

Необходимое напоминание. Во время работы с образными рядами ваши глаза должны быть закрыты.

Итак, закрыли глаза, сели прямо, расправили плечи, подняли голову, легкой улыбкой осветили лицо... Вы - самый справедливый в мире король (или идеальная королева). Вы - само совершенство, вы исполнены благородства, достоинства. Вы снисходительны ко всему, что вас окружает, и ко всем, кто от вас зависит. Вы горды, внутренне свободны и полностью раскрепощены; вы знаете: все суета сует, но вы лично отстранены от всего этого, вы абсолютно неуязвимы...

А теперь вкусите от горького пирога.

Вспомните из вашего прошлого что-то такое, о чем нельзя думать без слез.

Помогите себе войти в роль... чуть приоткройте рот, расслабьте нижнюю челюсть, дайте частое, поверхностное дыхание, начните слегка всхлипывать и вспоминайте, вспоминайте, вспоминайте... Детство, юность... Перебирайте все ваши обиды, огорчения, потери, разочарования... вот, кажется, и щеки намокли - у каждого есть над чем пригорюниться, над чем всплакнуть. Не удерживайте своих слез... не стыдитесь их, помните, что они целебны для вас, они освобождают вас от всех глупостей и несправедливостей вашего прошлого, от всего, что вас мучило и давило, от всего, что камнем лежало на вашей душе. Фиксируйте краем сознания этот момент - все, что давило и мучило вас, навсегда безвозвратно уходит. Постарайтесь перейти на рыдания. Не сдерживайте их, усиливайте, насколько возможно... И хорошо, и достаточно... Скажите себе - стоп!

Перейдите к спокойствию, настройте себя на спокойствие... Поднимите голову, расправьте плечи, не забывайте: вы ведь актер (актриса). Что тут было? Мы, кажется, немного поплакали? Ну, ничего - все это в прошлом, все навеки ушло. Зато как славно теперь на душе, как покойно... Запоминайте и этот момент.

А теперь - проглотим смешинку.

Вспомним что-то такое, от чего... нy, просто умереть и не встать! Позволим себе расслабиться, настроимся на веселый лад. Над кем легче всего смеяться? Перво-наперво, над собой. А еще над приятелями, над друзьями, над близкими. С ними столько всего происходит, в жизни столько веселых вещей! Смеемся искренне, заразительно, от всего сердца. Не сдерживаемся, переходим на хохот... и опять говорим себе - стоп!

И опять благодатный покой.

Обратимся к печали.

Тело расслаблено, плечи опущены, голова поникла, руки безвольно брошены на колени... Ах, отчего это сделалось вдруг грустно, откуда накатила такая тоска? Все как-то не греет, все идет вкривь и вкось... и дети не звонят, не пишут, и друг ушел, да и жизнь проходит... что на земле этой делал, зачем топтал почву, зачем жил? Все безысходно, все бессмысленно - и пойти некуда, и не с кем слова сказать... Слезы пришли?.. И Бог с ними... даже не вытираем-сидим, грустим, хандрим - не хочется ничего.

И вернулись к покою. Все хорошо и всего нам хочется, но - без фанатичных позывов вскочить и куда-то бежать. Душе нравится состояние равновесия, ей уютно, комфортно, да и вам хотелось бы, чтобы всегда было так.

И так (и только так!), конечно же, будет, но только не сейчас, не в ближайшую пару минут. Потому что в ближайшую пару минут вам предстоит попробовать испугаться. Причем всерьез.

Войдите в роль неизлечимо больного, отчаявшегося человека. У вас нет выхода, выбора, вы абсолютно беспомощны, всеми брошены, перед вами -небытие. Неделя, месяц - сколько еще осталось? Сколько бы ни осталось - не имеет значения, уже не спастись. Попытайтесь физически ощутить этот ужас, ежесекундно гложущий обреченного человека. Неизбежность, неотвратимость - реальные вещи. Вы прежде сочувствовали людям в таком положении, теперь эта бездна разверзлась перед вами, и не на что опереться, не за что ухватиться... вы бессильны, вам не поможет ничто.

Чувство страха знакомо каждому. Страх играет полезную роль, когда предупреждает нас об опасности, стимулируя гормональные выбросы в кровь, побуждающие нас к защитной реакции. Но стоит дать ему волю, и он превратится в парализующий вас кошмар, он заползет во все уголки существа, угнездится в каждой клеточке вашей кожи.

Остановитесь, когда отчаяние сделается нестерпимым, и в этом состоянии подумайте, что предпринять? Забиться в угол? Скулить, выть, визжать? Или, собрав все мужество, достойно проститься с теми, кто дорог вам и вами любим, а заодно и со всеми, с кем в этой жизни пересекался ваш путь? Проститься, простить, попросить прощения за все, что когда-то неправильно делал, за все страдания, которые кому-то принес... Может быть, в том, что когда-то чего-то не понимал, не прощал, не жалел, воротил нос, копил обиды, гнул, ломая чужое, свое - может быть, именно в том и кроется главная причина того, что с вами теперь происходит? Может быть, вам сейчас воздается по вашим прошлым делам? Увидите, одна эта мысль сразу же принесет облегчение и уберет страх. На этой ноте, не мешкая, стартуйте из бездны ввысь!

Вы проснулись, очнулись, вы чувствуете невероятную радость. Вы молоды, живы, здоровы, кошмар рассеялся, он оказался дурным сном. И - спасибо ему. Контраст словно бы обновил вас. Каждая клеточка вашего тела трепещет от желания жить. Все вещи видятся в новом свете, все дороги открыты, все горизонты ясны! Запомните это состояние. Цените свой прошлый опыт хотя бы за то, что именно он поначалу служит батутом для ваших прыжков в высоту. В таком настроении вам следует просыпаться всегда. При этом вовсе не обязательно видеть во сне кошмары.

Более тога: в таком настроении вам следует пребывать постоянно. На первых порах (особенно когда на душе «заскребут кошки» учитесь искусственно пробуждать в себе радость жизни, пока он не начнет приходить к вам сама.

Ежедневно тренируйте эмоции, придерживаясь выше заданной схемы, но старайтесь выстраивать свои образные ряды. Вам необходимо как следует разработать свой дух, чтобы он обрел гибкость, чтобы маятник вашею самочувствия не застревал в крайних позициях, а всегда приходил в нейтральное состояние.

Кроме того, такие занятия очень обогащают внутренний мир человека. Пройдет какое-то время, и вы с удивлением заметите, что окружающие тянутся к вам. Почему? Потому что в вас появилась тайна, загадка, потому что вы изменились. Вы стали шире и глубже, чем тот персонаж, который вас замещал, пока вы блуждали вдали от себя.

Не смущайтесь, если у вас поначалу что-то не будет получаться. Верьте в успехи неустанно активизируйте свои творческие способности. Чтобы повысить эффективность работы, к каждому этапу тренировок ищите свои собственные детали, объе-диняя их сюжетными линиями, близкими лично вам. Поначалу это покажется трудным, но потом «Лед тронется» и вы станете с легкостью их находить. Творческие поиски развивают наше воображение, помогая скорейшему формированию образа молодости и здоровья, подготавливают нас к слиянию с ним.

Такому слиянию лучше всего способствует медитация - состояние углубленной сосредоточенности или, другими словами, особая душевная расположенность человека К приему позитивных «светлых» вибраций (волн) макро- и микрокосмоса, пронизывающих мировое пространство.


Похожая информация.



Top