Ученье свет. Как делать уроки с первоклашкой

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Когда ваш малыш пошел в 1-ый класс, беспечное время осталось позади для вас обоих, даже если вам оно совершенно не казалось беспечным. Впереди вас ожидает огромное количество всевозможных трудностей, преодолевать которые придется совместными усилиями. Вероятнее всего, в течение всего 1-го года обучения вам придется держать под пристальным контролем выполнение ребенком всех домашних заданий и делать уроки с первоклассником вместе. В противном случае, вы рискуете упустить момент, и вашему малышу крайне тяжело будет приспособиться к школьной программе и новому графику жизни. А между тем, 1-ый год обучения является базовым, именно сейчас закладываются азы, причем не только непосредственно образовательные, а и психологические, физиологические навыки ребенка к обучению в школе. Если пропустить их, сложно будет рассчитывать в дальнейшем на хорошую успеваемость.

Домашние задания первоклашки – извечная проблема родителей

Когда ребенок идет в школу, остро встает вопрос о выполнении домашних заданий. В «умных книжках» об этом все написано складно, да ладно: уроки на дом ребёнок должен делать самостоятельно. Родители помогают исключительно на начальном этапе, затем первоклассник одолевает школьные премудрости сам. И растёт тогда ваше чадо сознательным, ответственным и самостоятельным. Чудесная картинка! Однако увидеть такое воочию, мало кому удается, лично мне не встречались ни такие чудо-дети, ни их счастливые родители.

С девочками в младших классах, в некотором смысле как-то полегче. Они более старательные, внимательные и ответственные (хотя раз на раз, конечно не приходится). Что же касается мальчиков, то здесь картинка одинаковая практически у всех родителей. Перед дверями любой школы можно встретить озабоченных мамочек первоклашек, ведущих разговор примерно следующего формата: «Ну, просто ума не приложу, как делать уроки с ребенком, я уже всё перепробовала – все без толку. И время занятий мы меняли, начинали то со сложного, то с простого, в деталях всё обсудим, на черновике напишем, затем переписываем, и дополнительно по выходным занимаемся, и самостоятельно он прочтёт, и я затем ещё раз всё растолкую. Но все без толку, нет результата, только нервотрёпка одна, и у меня, и у него».

И мечутся бедные родители между двумя крайностями. Если позволяют ребёнку готовить домашние задания самостоятельно, то получают – натянутые троечки. Если делают домашние задания первоклашки вместе, получают более хорошие отметки, но лишая при этом ребёнка самостоятельности и ответственности за выполненные уроки на дом.

И как быть? Как готовить домашние задания с ребенком, как развить в нем эти самые ответственность и самостоятельность, как привить в нем навык делать уроки быстро, а не по 5 часов кряду, да «из-под палки», а что делать, если первоклассник не хочет делать уроки вообще?

Можно, конечно, сказать много умных, нравоучительных слов, порекомендовать пару научных трактатов в тему, но в конечном итоге именно вам придется решать эту проблему, учитывая индивидуальность и характер вашего ребенка. Мы лишь попробуем подсказать вам несколько верных направлений, способных сработать в вашем конкретном случае. А вы – крепитесь!

Нужно ли, и как делать уроки с первоклассником?

Безусловно, в этот период времени бросать выполнение домашних заданий на самотек нельзя категорически, даже если у вас сверхответственный ребенок, знакомый с программой 1-го класса не понаслышке. Вам обязательно нужно делать уроки с первоклассником вместе. Однако, есть и другая сторона медали – если ребенку не давать свободы действий, он очень скоро забудет, что такое самостоятельность. Примеров тому масса: пока вы сидите у него «над душой», ребенок старается, делает уроки на дом, и вы явно видите, что у него неплохо получается, и правила он помнит, и пользоваться ими умеет, но стоит вам только отойти – весь процесс останавливается, в тетради масса помарок и практически нулевой результат.

Поэтому вам нужно найти золотую середину. То есть, поразмыслите, какие именно задания малыш способен выполнить без вашей помощи, так чтобы вы только инспектировали его. К примеру, уроки на дом по рисованию ребенок вполне может выполнить и без вашего присутствия, и у него наверняка есть какие-то способности к еще нескольким более сложным предметам – просто понаблюдайте за ним. А вот арифметику, правописание и другие «сложные» задания нужно разбирать совместными усилиями. И ничего страшного, что ребенок перекладывает львиную долю ответственности на вас и без стеснения «пользуется» вашей помощью – не нужно требовать от него всего и сразу. К тому же, так он запомнит гораздо больше, чем смог бы самостоятельно.

Делать уроки с первоклассником 6-летнего возраста вообще дома не следует. Как правила, таким деткам не задают домашние задания, а потому и вы не нагружайте его лишний раз никакими учебными занятиями! Это объясняется повышенной утомляемостью деток в этом возрасте. Если помимо школьных занятий у 6-летнего малыша будут еще и домашние задания, это грозит нервным переутомлением, которое серьезно вредит здоровью и резко снижает школьные успехи детей. С шестилетками дома нужно заниматься точно так же, как с малышами-дошкольниками: играть, лепить, рисовать, конструировать. А если хотите-таки внести образовательный момент – читайте с малышом перед сном детские энциклопедии, этого будет более чем достаточно.

Детская невнимательность и непослушание плохо сказываются на выполнениях домашних заданий. Как их побороть, или хотя бы свести до минимума? Попробуйте воспользоваться следующими советами:

Делу время – потехе час. Для начала возьмите за правило, заблаговременно согласовывать с малышом время, когда вы приступите к домашним занятиям. В дальнейшем день ото дня строго придерживайтесь графика, не откладывайте и не переносите время выполнения уроков. Так малыш сможет приучиться к планированию, будет более усидчивым и организованным.

Начинать делать уроки с первоклассником лучше часа через 1,5 после возвращения со школы – позже ему будет сложнее «воскресить» в памяти все выученное им за день, да и концентрация внимания может ослабнуть. Раньше тоже не стоит, поскольку его мозг и тело еще не привыкли к таким нагрузкам, и малыш не успеет отдохнуть, а значит, будет рассеянным и медлительным.

Боремся с невнимательностью.Внимание ребенка в этом возрасте еще нестойкое, его легко может отвлечь любая мелочь: яркий ластик на столе, вид из окна, звук телевизора…. Поэтому на время выполнения домашнего задания уберите с рабочего стола малыша абсолютно все лишние предметы и обеспечьте условия, не отвлекающие его внимание. На его рабочем месте должны быть исключительно те предметы, которые необходимы для конкретного задания. То есть, если он, к примеру, сел делать уроки по арифметике, на столе не должно быть цветных карандашей, альбома по рисованию и даже тетради по правописанию. И линейку тоже уберите, если ее использование не требуется в заданной задаче.

Чтобы делать уроки быстро. Лучший способ, хотя и не всегда работающий – это создать для ребенка верную мотивацию. Можно приступать готовить домашние задания за определенное время до начала излюбленного мультсериала. Таким образом, ребенок будет более мотивированным, чтобы постараться делать уроки быстро и качественно. Ведь, в случае неверного выполнения задания, ему доведется переписывать все заново, и он пропустит мультик.

С другой стороны, данный метод подходит далеко не всем деткам. Некоторые осваивать материал способны лишь равномерно, «мелкими порциями». Если ваш малыш относится к их числу, тогда вам больше подойдет способ делать уроки с первоклассником по 15 минут, затем устраивать перерыв, и вновь продолжать. Мультик в данном случае, в период отдыха, также может выступать мотивом, но для выполнения какого-то одного задания, а не всех уроков на дом.

Вдохновляем на подвиги. Для успешной учебы крайне важно, чтобы у ребенка была высокая самооценка. Поэтому не забывайте хвалить малыша даже за самые незначительные успехи. Делать уроки с ребенком, нужно периодически повторяя, что он молодец, все делает верно, старательно и быстро. Лучше лишний раз проигнорировать ошибку, подсказав верный ответ, но за правильность и аккуратность обязательно похвалить. Говорите, а иногда даже «удивляйтесь» вслух, какой он у вас умный и грамотный.

Делать уроки с первоклассником нужно в спокойной атмосфере. Помогая малышу с выполнением заданий, никогда не повышайте на него голоса, каким бы «бестолковым» он не казался вам в этот момент. Иначе, ваше чадо будет ассоциировать выполнение уроков с отрицательными эмоциями, и противиться этому всеми силами. Тогда у вас появится еще одна проблема – первоклассник не хочет делать уроки. Ваш голос должен всегда быть размеренным, ровным и подбадривающим.

Учим читать быстро и с удовольствием. Домашнее чтение лучше проводить перед сном. Поэтому, если домашние задания первоклашки включают прочтение какого-то рассказа, не заставляйте малыша читать и пересказывать его при выполнении всех остальных заданий, а лучше оставьте на вечер. В это время, как ни странно, активируются соответствующие мозговые центры, позволяющие малышу научиться быстро и правильно читать. Почитайте перед сном, обсудите прочитанное – не требуйте пересказать то, что он прочел, а поговорите об этом. Пойдите на хитрость, сказав, что вы такого никогда не слышали или не поняли, о чем шла речь, вдохновите ребенка на то, чтобы он объяснил своей «невнимательной» маме, в чем дело.

Для того, чтобы первоклассник лучше научился осознавать прочитанное, старайтесь покупать ему книги, с множеством картинок и не большим количеством текста. Развить скорость чтения отлично посодействуют детские энциклопедии, а кроме того обучат малыша произношению сложных буквенных сочетаний и расширят словарный запас.

5 шагов, как готовить домашние задания успешно

Ваш малыш находится в самом начале долгого пути учебного года, ну и вы вместе с ним, естественно. Поэтому если относиться к выполнению домашних заданий первоклашки как к каторге, то ничем хорошим это не закончится. Если же воспринимать учебный процесс, как возможность познать что-то новое, научиться чему-то интересному, приобрести полезные навыки и привычки, то время, которое вы проведете с ребенком, за выполнением домашних заданий будет проходить быстро, незаметно и приносить удовольствие.

Шаг № 1. Правильно обустраиваем рабочее место первоклашки

– Во-первых, убедитесь, что рабочее место ребенка организовано правильно. Оно должно быть хорошо освещено. Нужно, чтобы источник света находился спереди и слева, тогда на тетрадь не будет падать тень от руки или от головы. Хорошо, если у вашего первоклашки есть свое собственное рабочее место, где ребенок всегда домашние задания – это помогает, после игры переключится на рабочий лад. У него должно бы комфортное место, чтобы не приходилось протискиваться между кроватью и шкафом ребенку, и чтобы вам было удобно подойти, сесть рядом и помочь при необходимости, а не нависать над ним грозовой тучей.

– В процессе приготовления уроков на дом на столе не должны находиться лишние предметы. Убираем все, что даже теоретически способно отвлечь. А все необходимое для успешного выполнения задания, все канцелярские, школьные принадлежности, должны обязательно быть расставлены аккуратно на своих местах. Иначе обычный поиск карандаша может превратиться в грандиозный розыск и занять массу времени.

Шаг № 2. Правильно организовываем учебный процесс дома

– Делать уроки первоклассник должен в одно и тоже время. Отложите один раз, значит, можно отложить снова и снова. Так в конечном итоге, уроки будут делаться в последний момент и кое-как, лишь бы сделать. Чтобы найти лучшее время, учтите характер малыша и внутрисемейный график (время прогулок, походов в гости, приема пищи, возвращения папы с работы, и т.п.). Ребенок не должен сидеть за уроками, когда в гости приходит бабушка или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь на детскую площадку.

– Приступать к выполнению задания лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но еще не перевозбудился и не устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Научные исследования свидетельствуют, что интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.

– Неправильно требовать от ребенка, чтобы он не поднимался из-за стола, пока не закончит делать уроки. Время непрерывной работы для 7-летнего ребеночка не может превышать 15-20 минут, ближе к концу начальной школы длительность этого времени может увеличиться до 30-40 минут.

– Длительными не должны быть и перерывы – достаточно 5 минут, в особенности, если они посвящены интенсивными физическими нагрузками. В течение этих 5 минут можно поиграть с малышом в мяч.

Привыкание к школе, расписанию, дисциплине на уроках происходит постепенно, как и к выполнению .

В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 N 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» чётко прописаны нормы нагрузки первоклашек: домашнее задание задавать только со второго полугодия, да и то на его выполнение должно уходить не больше часа.

Этот этап – отличная возможность попробовать приучить малыша делать первые в жизни уроки самостоятельно, ведь в первом полугодии оценок не ставят, и если он не справится с домашней работой, то его за это не накажут. Главное, чтобы ребёнок понимал, что выполнение домашней работы очень важно, что нужно обязательно разобраться в теме и научиться делать то, что задано учителем.

Тотальный контроль

Нередко родители считают, что первоклашка ещё слишком мал для самостоятельности. Поэтому делают только вместе, переписывают набело всю «домашку», если допущена малейшая ошибка, портфель перепроверяют по несколько раз. Иногда это действительно необходимо, ведь дети бывают рассеянны и несобранны, не готовы к нагрузкам, быстро отвлекаются. В совместном выполнении уроков нет ничего плохого, главное – вовремя прекратить это делать.

Учителя сходятся во мнении, что уже ко второму классу ребёнок способен , если до этого процесс был правильно организован. А если родители склонны всё держать под контролем, это может подавлять малыша, лишать его возможности проявить себя, стать самостоятельным. И тут появляются две важные проблемы в отношениях в семье.

Во-первых, редкий родитель не раздражается, делая с детьми уроки. Процесс для обоих. Малыш со временем усваивает, что учёба связана с криками и недовольством, он начинает бояться неудачи, потому что перестаёт верить, что у него хоть что-то получится. Поэтому, если уж решаете делать уроки вместе, то запаситесь железным терпением и набором всевозможных похвал за каждый правильно решённый пример и красиво написанную чёрточку.

Во-вторых, со стороны родителей порой заменяет обычное человеческое общение. Попробуйте обратить внимание, общаетесь ли вы с ребёнком как раньше, на темы, не связанные со школой? Оказываете ли поддержку, интересуетесь ли его чувствами и мыслями? Или все вечерние беседы сводятся к обсуждению домашней работы, оценок и того, что произошло в школе?

Пустить всё на самотёк?

Позволить первоклашке самому делать уроки и полностью игнорировать учёбу – вовсе не одно и то же. Задача родителя, который решил воспитать самостоятельного и самоорганизованного школьника – грамотно обустроить весь процесс выполнения домашней работы. Прежде всего это касается создания комфортной среды и атмосферы.

Заведите правило, когда именно ребёнок должен делать уроки, и строго соблюдайте график. Наведите порядок на рабочем столе и уберите с него все отвлекающие элементы – оставьте только необходимый минимум для выполнения конкретного урока. Выключите телевизор и радио, уберите все гаджеты, игры и игрушки. Кстати, чтобы не возникало проблем с началом учебного процесса, лучше не включать телевизор, компьютер и радио с момента прихода школьника домой и до окончания всей работы. Так не возникнет торга, посмотреть ли «ещё один мультфильм», прежде чем сесть за учёбу. Кроме того, малыш будет знать, что, чем быстрее он справится с уроками, тем быстрее увидит любимых героев и поиграет.

Но это не значит, что первоклассник должен целый час сидеть за уроками, не вставая – ему это физиологически и психологически не по силам. Делайте перерывы-пятиминутки каждые 15-20 минут, в это время играйте, прыгайте, бегайте и танцуйте – смените умственную деятельность физической.

Помогайте, но не контролируйте

Когда малыш только садится за уроки, стоит спросить его, что задавала учительница, понимает ли он, как решить примеры, может ли пальчиком в воздухе прочертить палочку или закорючку, которой предстоит заполнить страницу в прописи? Если ему что-то не понятно, разберите, объясните, покажите на примере. И уходите заниматься своими делами. Не стоит думать, что оставшийся без контроля ребёнок будет «стоять на голове». Если в комнате нет ничего отвлекающего внимание, и первоклашка знает, что будет лишён всех удовольствий общения и приятного времяпрепровождения с родителями и друзьями до тех пор, пока не выполнит «домашку», то просто и спокойно сделает её.

Возникает закономерный вопрос – как же тогда проверить, что ребёнок всё делает правильно? Идеальный ответ – никак. Система оценок существует как раз для того, чтобы ребёнок понимал, чем грозит невыученный урок. После пары двоек он поймёт, что стоит немного постараться ради похвалы учителей и мамы с папой.

При этом скажите малышу, что всегда поможете, если у него возникнут сложности. И будьте готовы откликнуться на просьбу в любой момент. Старайтесь всегда говорить спокойным, одинаковым размеренным тоном, без раздражения и недовольства. Тогда дети действительно будут приходить к вам каждый раз, когда понадобится объяснение, и им не придётся часами сидеть над одним сложным примером.

Но задача родителя состоит не только в том, чтобы помочь справиться с новой нагрузкой в этот самый сложный и ответственный период, но и объяснить ребёнку, зачем нужно учиться. Распространённая фраза «дворником станешь» почти не имеет эффекта, уж слишком далёкая перспектива для первоклашки. А вот рассказ о том, что мама любила природоведение, и теперь стала доктором и лечит людей, а папа-экономист может решить абсолютно любой пример, потому что в школе обожал математику – куда более практичны и наглядны.

Мария Степанова

Что делать, если первоклассник не хочет учиться?

Дошкольники, как правило, очень активны и любознательны. Ведь их природа устроена так, что познание мира, который их окружает, самое захватывающее и интересное занятие. Именно поэтому многие повзрослевшие дети так мечтают стать учениками. Но почему тогда в школе некоторые родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка учиться? Эту причину взрослые зачастую списывают на школу и учителя, реже на ребенка и почти никогда на самих себя. К сожалению, в реальной действительности все обстоит наоборот. И большая часть проблем спровоцирована родителями, хотя от школы и учителя тоже зависит немало.Что может спровоцировать приступы нежелания учиться?Личностная неготовность ребенка к школе проявляется в том, что первоклассник с начала учебного года не хочет учиться. Причина кроется в отсутствии мотивации к процессу обучения, которая формируется у некоторых детей только в семилетнем возрасте и позволяет им перейти от игровой деятельности к учебе. Иногда родители торопят события, отдавая ребенка в школу с шести лет, не понимая того, что ни все дети в этом возрасте готовы сесть за парту. В дальнейшем они сталкиваются с проблемой - способный запомнить и усвоить учебный материал школьник, просто не хочет этого делать. Ему не интересно заниматься уроками и домашним заданием, он еще не доиграл свое. Ребенок находится на другом, не менее важном этапе развития, который необходимо пройти до конца, чтобы взойти на новую ступень.Если ребенок достиг школьного возраста (ему исполнилось 7 лет), а он все равно не готов к обучению, то родителям необходимо проконсультироваться с психологом. Причин может быть множество, поэтому важно установить истинную. Ведь только тогда возможно найти верное решение возникшей проблемы. Например, ребенку с задержкой развития необходимо подобрать специальную коррекционную программу, потому что обучение на общих основаниях не даст положительных результатов, а только разовьет комплекс неполноценности. Если ребенок застрял в «игре», то психолог с учетом индивидуальных особенностей ребенка попробует сформировать учебную мотивацию в игровой форме, постепенно заменяя ее на более взрослую. Для этого у него есть специальные методики и приемы. Как правило, если проблема выявлена вовремя, то в течение нескольких месяцев ее удается решить. Поэтому родителям не стоит пренебрегать психологической консультацией перед поступлением ребенка в школу. Современная система диагностики позволит не только определить, готов ли ваш будущий ученик к школе, но и выявить его самые слабые места. Тем самым предупредив родителей о возможных трудностях в обучении и способах их коррекции. А трудности у детей могут быть абсолютно разные. Вот некоторые из них.Способный ребенок, не умеющий трудитьсяТакие дети очень часто встречаются в современных мегаполисах. Их основная цель – познание и получение информации. Именно от этого процесса они получают наибольшее удовольствие. Это чаще всего врожденное свойство, которое получило достойную поддержку от родителей. Такие дети с нетерпением ждут поступления в первый класс, надеясь получить там неиссякаемый поток новой информации. И очень часто бывают разочарованы. Потому что выясняется, что школа – это место, где приходиться заниматься довольно скучными вещами – учиться писать, повторять пройденный вчера материал и слушать ответы других учеников. Ребенок не хочет этого делать, потому что не получает новизны, а значит удовольствия. Такие дети с хорошими умственными способностями, учатся с неохотой и зачастую попадают в разряд неуспевающих. А их родители, не понимающие причину, начинают обвинять школу, ведь именно она не может научить их смышленого и любознательного ребенка.Дети, которым ничего не нужно Этих детей все устраивает. Главное для них, чтобы их как можно меньше тревожили. Это свойство, скорее всего имея врожденные предпосылки, закрепилось воспитанием.Потребность новых впечатлений является движущей силой в развитии ребенка. Для его благополучного протекания необходимо три условия: любовь и внимание родителей, запас энергии, данный природой и правильно организованное окружающее пространство. Дети, не получающие этого в полной мере, вырастают пассивными и лишенными интереса к познанию. Эта проблема часто встречается у детей, воспитанных в детских домах и в благополучных семьях, где ребенка опекают, лишая свободы выбора и ограничивая инициативу. Если у малыша не слишком развиты волевые качества, то он, не смея бунтовать, становится пассивным, привыкая к комфорту и покою. Такой ребенок никогда не станет напрягаться в получении знаний в школе.Причиной нежелания первоклассника учиться может стать конфликт или дезадаптация в коллективе, личная неприязнь к учителю, напряженные отношения в семье и завышенные требования родителей к ребенку, непомерно сложная программа и соматические заболевания. Каждый случай индивидуален, поэтому уважаемые родители, не хватайтесь за ремень, искореняя у ребенка лень - единственную понятную для вас причину плохой успеваемости. Доверьтесь специалисту, и вскоре от ваших проблем останутся лишь воспоминания.


Top