Анкеты по патриотическому воспитанию для студентов. Анкета по патриотическому воспитанию

ОБОЗ ВОЕННЫЙ, подъемные средства, служащие для перевозки за войсками разного рода запасов.

Часть ОБОЗА составляет принадлежность отдельных войсковых частей и носил название полкового ОБОЗА.

Здесь возились предметы, в которых войска нуждаются всегда в бою, в походе и на ночлегах. Поэтому полковой ОБОЗ должен был постоянно находиться при своей части или недалеко от нее.

Прочие перевозные средства армии, не входя в состав отдельных частей войск, образовывали особые подвижные учреждения и в определенном числе придавались дивизиям, корпусам или армиям, составляя ОБОЗ: дивизионный, корпусный или армейский.

Запасы этих учреждений служили для пополнения запасов полковых ОБОЗОВ.

В зависимости от состава груза различался ОБОЗ интендантский и специальный (артиллерийский, инженерный, санитарный).

Некоторые категории перевозочных средств составляют казенный ОБОЗ, его повозки (См. Повозки военные) и упряжь с принадлежностью содержались полностью в виде неприкосновенного запаса, но в мирное время запрягалось лишь небольшая его часть; при мобилизации поставлялось полное число лошадей от населения по военно-конской повинности. Другая часть перевозочных средств составлял обывательский ОБОЗ, который формировался из повозок, взятых от населения на основании подводной повинности, по найму или реквизиций. Размеры его определялись в соображении с местными условиями театра войны.

Исторический очерк.

Уже в походах египтян за 1.000 л. до Р. Х. употреблялся вьючный ОБОЗ под продовольствие войск.

Древние греки сначала не имели ОБОЗА, но за гоплитом шел слуга, несший запасы. Однако, за 400 л. до Р. Х. и у них появляется вьючный ОБОЗ, а при знаменитом отступлении 10 т. греков уже находилось 400 повозок в парной воловьей запряжке.

При армии Александра Великого в 37 т. ч. имелось 2 ½ т. Повозок.

Римляне первоначально обходились без ОБОЗА; каждый легионер нес на себе на 15-30 дн. продовольствие. Во II в. до Р. Х. у римлян появляется вьючный ОБОЗ в числе 250 мул. на легион (4 т. ч.). Позже вводится и колесный ОБОЗ.

В средние века армии сопровождались большим ОБОЗОМ, что вызывалось, однако, не столько заботой о войсках, сколько роскошью начальников и страстью к грабежу.

Густав-Адольф упорядочил перевозочные средства армии, на 100-тыс. армию приходилось 8 т. парных повозок под продовольствие, подвозимое из магазинов.

В эпоху Фридриха Великого, с развитием магазинной системы, ОБОЗ приобрел еще большее значение.

Революционные войны, выдвинув на 1-й план реквизиции, способствовали уменьшению ОБОЗА; французы первые отказались и от возимого в ОБОЗЕ палаточного лагеря. Тем не менее их 30-тыс. армия в Итальянском походе 1796 г. имела 1.200 повозок.

Наполеон особенно умело пользовался своими подвижными запасами, благодаря чему мог быстро сосредоточивать войска в решительный момент.

В кампанию 1812 г. он двинул за армией 17 обозных батальонов с 6 т. повозок, поднимавшими продовольствие на 20 дн. В надежде на подножный корм, обозные лошади не были обеспечены фуражом. Однако, шедшая впереди конница съела весь корм, и ОБОЗ пришли в расстройство, последствием чего явилось расстройство всей Великой армии.

В нашей армии до повозок не существовало, а все запасы или "кормы" следовали при войсках на вьюках, а позже в колесном ОБОЗЕ.

Петровская армия имела уже штатный полковой ОБОЗ (в пехотном — 63 повозок, в драгунском — 60 повозок), который с 1708 г. подразделялся на легкий — "к баталии потребныя вещи" и тяжелый — "лишния тягости", что вполне отвечало современному разделению полковых ОБОЗОВ на 2 разряда.

Полковой ОБОЗ пополнялся из армейского транспорта ("подвижного магазина") на обывательских повозках, поднимавшего месячный запас продовольствия. Серьезные улучшения в организации ОБОЗА последовали при Императоре Александре I.

Полковой ОБОЗ был сокращен, за то образован дивизионный ОБОЗ в составе 1 фурштатского 6-ротного батальона на каждую пехотную или кавалерийскую дивизию (108 повозок с 9-дн. запасом сухарей).

По мере увеличения армий и их потребностей (в особенности с появлением скорострельного оружия) работа ОБОЗА осложнялась. Уже в войсках XIX века ОБОЗ с чрезвычайными усилиями обслуживал армии в тех случаях, когда приходилось подвозить на 150-200 вер., или когда операции принимали напряженный характер.

В войну 1870-71 гг. немцам пришлось усилить корпусные ОБОЗЫ на 100 повозок каждый и заказать сверх того 3 т. повозок.

В войну 1877-78 гг. обозные средства армии б. усилены 17 т. повозок.

В войну 1904-05 гг. полное бездействие войсковых ОБОЗОВ имело следствием чрезвычайное развитие армейских транспортных средств, развозивших запасы до полковых штабов и даже на позиции.

Организация транспортной службы была также неправильна, вследствие чего военные транспорты выполнили работу втрое меньшую против минимальных расчетов теории. Предназначенные для непрерывного подвоза при наступлении армии, они не справились со своим назначением даже при расположении её на месте и вызвали новый 2 ½-милл. расход на формирование вольнонаемных транспортов.

В будущих войнах миллионные армии ожидали еще большие трудности подвоза, но на помощь этому делу уже появились ОБОЗ с механической тягой.

Свобода военных операций в огромной степени зависит от своевременного получения войсками ежедневного продовольствия и боевых средств. Запасы, возимые в ОБОЗЕ, освобождают войска от заботы в этом отношении.

Во все эпохи недостаточность ОБОЗА или его расстройство неблагоприятно отражались на военных операциях.

В войну 1870-71 гг., при обложении , по недостатку перевозочных средств, кругооборот транспортов занимал 9-10 дн., вследствие чего подвозилась только ½ продовольствия и боевых средств. В эту же войну неудовлетворительное состояние французского ОБОЗА заставляло их армии жаться к железным дорогам, вопреки стратегической обстановке (маршала Мак-Магона на выручку Меца; операции Бурбаки под Монбельяром).

В войну 1877-78 гг., по свидетельству ген. Тотлебена, войска западного , вследствие плохой организации службы ОБОЗА, перебивались продовольствием со дня на день, и были стеснены в своих операциях.

Несоответственная организация ОБОЗА также м. ограничить способность армии к маневрированию (наши ОБОЗЫ в войну 1904-05 гг.).

Наконец, огромное значение имеет надлежащее распределение ОБОЗОВ. Следуя при войсках, ОБОЗ связывает их в тактическом отношении: он удлиняет походные колонны, уменьшает их подвижность, затрудняет развертывание. Поэтому во все эпохи, когда войска стремились иметь весь ОБОЗ при себе (в виде полкового ОБОЗА), операции войск отличались медлительностью и пассивностью.

В начала XX в. армиях стремились уменьшить полковой ОБОЗ, эшелонируя прочие перевозочные средства в тылу войск.

Появление железных дорог не умалило значение ОБОЗА, т. к. железные дороги подвержены перерыву и, кроме того, в сфере влияния противника между головными станциями и войсками всегда останется достаточная полоса для работы ОБОЗА.

Статистика указывает, что войсковой ОБОЗ продолжал расти вместе с увеличением армий и расширением их потребности в продовольствии и, в особенности в современных боевых припасах.

В 1813 г. во французской армии повозка (не считая транспортов) приходилась на 53 ч.; в 1866 г. в Пруссии и Австрии — на 28-35 ч.; в 1870 г. в Пруссии — на 24 ч.; в начале XX в.: у нас 1 повозка — на 19 ч., в Германии — на 14 ч.; в Австрии и Франции — на 12 ч.

В некоторые эпохи ОБОЗ имел боевое значение, применяясь в виде подвижного укрепления или опорного пункта на поле сражения (наши обозы в XVII в., обоз гусситов — см. Гусситские войны).

Организация ОБОЗА в главных армиях.

Россия.

У нас имелись все категории ОБОЗОВ.

Полковой ОБОЗ по распределению имущества делился на ротный, эскадронный, батарейный и т. п. и собственно полковой, а в отношении управления и для похода вблизи неприятеля — на ОБОЗ 1 и 2-го разряда.

Дивизионный ОБОЗ

Дивизионный ОБОЗ имелся для пехотных дивизий и стрелковых бригад и состоял из двух отделов: продовольственно-вещевого и санитарного.

В 1-м отделе возился: запас продовольствия (сухари, крупа, соль, чай, сахар — на 4 дня, мясные и овощные консервы — на 1 день), шанцевый инструмент, запас обуви. При нем же состоял конский запас дивизии.

Отдел подразделялся на 5 взводов, из коих первые 4 имеют по 1-дн. запасу продовольствия (см. таблицу в 1-м столбце). Командир этого отдела был одновременно и командир всего дивизионного ОБОЗА.

В состав санитарного отдела входили: дивизионный лазарет; 3 двуколки, 15 парные и 9 четверочные повозки (8 лазаретных линеек и дроги для шатров), всего 27 повозок и 78 лошадей и два полевых подвижных госпиталя, приданных дивизии, в обоих вместе 8 двуколок, 36 парных, 4 четверных — итого 50 повозок и 104 лошадей (см. Военно-санитарное дело.).

Весь дивизионный ОБОЗ составлял 287 повозок с 748 лошадьми; глубина походной колонны — около 3 вер. (без растяжки).

Кавалерийские дивизии не имели дивизионного ОБОЗА.

В инженерных войсках (саперных и понтонных батальонах) роль дивизионного ОБОЗА по содержанию груза выполнял т. называемый продовольственный транспорт, входящий в состав полков.

ОБОЗ Корпусный.

ОБОЗ составлял у нас корпусные продовольственные транспорты, по 1 на корпус. Транспорт состоял из 536 парных повозок и делился на 4 взвода (1-3 взвода везли 3-дн. запас продовольствия и овса, а 4-й — однодневный запас консервов).

Армейский ОБОЗ

Армейский ОБОЗ составлял в военное время транспорты армии, которые не возили отдельных запасов, но служили универсальным перевозочным средством в тылу.

Военные транспорты формировались при мобилизации в числе 120 из кадровых обозных батальонов (см. Обозные войска).

Каждый транспорт состоял из 183 парных повозок (или 131 троечных, или 116 четв., или 362 вьючных лошадей) и подразделяется на 2 самостоятельных взвода. Кроме того, предусматривалась возможность формирования дополнительных военных транспортов: колесных (конных, воловьих, буйволовых) и вьючных (на лошадях, мулах, верблюдах).

Повозки и упряжь приобретались способами, установленными для заготовлений в военное время, лошади — из конского запаса армии или по военно-конской повинности, а личный состав — распоряжением полевого управления армии.

Наконец, в случае надобности, формировались вольнонаемные транспорты, причем одни эксплуатировались военным управлением, другие — через подрядчиков.

Дополнительные и вольнонаемные транспорты соединялись в разном числе в обозные батальоны.

Подъемная (полезная) сила транспорта; колесного — 4.414 пд., вьючного — 1.723½ пд.

К специальным армейским ОБОЗАМ относились: вольнонаемные артиллерийские транспорты, полевые подвижные госпитали не приданные дивизиям, и военно-санитарные транспорты (см. это).

Германия.

Полковой ОБОЗ подразделялся на ротный, эскадронный, батарейный, батальонный.

В полевых пехотных дивизиях к дивизионному ОБОЗУ относился только дивизионный мостовой парк (21 повозка).

Корпусный ОБОЗ состоял из 6 провиантских и 7 фурпарковых колон, 2 конских депо и 12 полевых лазаретов, подразделяясь на 2 обозных батальона.

Кроме того, к корпусному ОБОЗУ относились 4 пехотных и 8 артиллерийских муниционных колон, корпусный и 2 хлебопекарных кол.

На марше корпусный ОБОЗ подразделялся на 2 эшелона (в ½-перехода и в 1 переходе).

Продовольственный ОБОЗ поднимал 4-дн. запас продовольствия и 3-дн. запас овса на весь корпус и ½ кавалерийской дивизии.

Корпусный ОБОЗ формировался при мобилизации из обозных батальонов (см. таблицу).

К армейскому ОБОЗУ можно отнести этапные: муниционные, фурпарковые, хлебопекарные колонны и этапные санитарные депо с обозными колонами.

Все муниционные повозки были запряжены тяжеловозами.

В военное время предположено формирование нескольких грузовых автомобильных колонн в качестве перевозочного средства.

Австрия.

Имелись, как и у нас, все категории ОБОЗА.

ОБОЗ пехотной дивизии состоял из обозного дивизиона, 1 эскадрона который поднимал штаб дивизии и дивизионную продовольственную колону (6-дн. запас продовольствия), а другой эскадрон — дивизионное санитарное учреждение (дивизионный лазарет).

Кроме того, к дивизионным ОБОЗУ относятся: дивизионный муниционный парк (4 пехотных и 4 пушечных муниционных колон), 4 гаубичной муниционной колонны и дивизионная хлебопекарня.

Дивизионный ОБОЗ кавалерийской дивизии состоял из продовольственных колон и санитарного учреждения и 4 кавалерийских муниционных кол.

Корпусный ОБОЗ составлял: корпусный продовольственный транспорт (6-дн. запас) — 1.690 обывательских подвод; корпусная хлебопекарня; полевой госпиталь; конский лазарет и корпусный обозный парк. Кроме того, 4 мостовых парка с полевым подводным парком и инструментальной колонной и 4 муниционных колон для тяжелого гаубичного дивизиона.

К армейским ОБОЗАМ относились: этапные продовольственные транспорты, резервные продовольственные магазины и хлебопекарни, полевые и резервные полевые госпитали, армейские артиллерийские парки, мостовые парки и подвижные депо (инструментальные, пионерные).

Дивизионные, корпусные и армейские ОБОЗЫ формировались только в военное время из обозных дивизионов мирного времени, на усиление которых широко привлекался обывательские подводы с погонщиками.

При организации этапных продовольственных транспортов, а также при перевозках мостовых парков, тяжелой артиллерии и т. п. предположено было широко применять автомобильную тягу.

Войска горных районов снабжались, взамен колесного, вьючным или смешанной системы ОБОЗАМИ.

Франция.

Полковой ОБОЗ делился вблизи неприятеля на 2 эшелона: боевой (Train de combat) и продовольственный (Train regimentaire) и поднимал 2-дн. запас продовольствия.

К дивизионному ОБОЗУ принадлежал только дивизионный лазарет, парк инженерной роты (2 повозки с шанцевым инструментом) и гурт скота.

К корпусным ОБОЗАМ относились: корпусный лазарет, 8-12 полевых госпиталей, продовольственный транспорт (с 4-дн. запасом продовольствия), корпусные артиллерийский, инженерный и понтонный парки, парк запасного обмундирования и снаряжения, подвижное ремонтное депо, полевая хлебопекарня и гурт скота.

К армейскому ОБОЗУ относились вспомогательные продовольственные транспорты (4-дн. запас), армейский артиллерийский парк и армейский инженерный парк.

Дивизионные и корпусные ОБОЗЫ формировались в военное время из обозных батальонов с добавлением обывательских подвод.

Заключение.

Сравнивая организацию ОБОЗОВ в главных европейских армиях, можно видеть, что везде часть ОБОЗА следует непосредственно при войсках (полковой ОБОЗ), при чем в наибольшем размере у нас; везде остальной ОБОЗ эшелонирован в глубину, при чем в германской и французской армиях ближайшим эшелоном за полковым ОБОЗОМ является корпусный ОБОЗ; в австрийской армии, наоборот, очень развит дивизионный ОБОЗ; в глубоких эшелонах ОБОЗ (армейского и отчасти корпусного) предположено применять автомобильную тягу, что в будущем должно отозваться дальнейшим уменьшением собственно войсковых ОБОЗОВ.


Название статьи: Военный обоз Категория темы: Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18 Дата написания статьи: 1916 г. Статьи, использованные при написании этой статьи: Ф. А. Макшеев, Снабжения и военное хозяйство в военное время; Его же, Военное хозяйство и устройство тыла. ОБОЗ и тыловые учреждения иностранных армий; П. Режепо, Значение и работа ОБОЗА; Положения о полковом и дивизионном ОБОЗЕ - приказ по военному ведомству 1907 г. № 229.

И других формирований для организации перевозки припасов и оборудования (артиллерийский обоз, инженерный обоз, санитарный обоз и т. п.); до массового внедрения автотранспорта в вооружённых силах - воинское транспортное подразделение на конной тяге, идущее вслед за дивизией, полком и другими формированиями и предназначенное для доставки материальных средств формированиям для выполнения ими их задач.

В войске Русского государства старший начальник обоза в полках - обозничий, позже военный обозный, или вагенмейстер - чиновник фурштадта (то есть обоза), которому был поручен надзор за лошадьми, упряжью, повозками и прочими принадлежностями обоза, а генерал-вагенмейстер заведовал в том числе всеми обозами армии (вооружённых сил).

  • Походный обоз с артиллерийскими и инженерными принадлежностями назывался парком.
  • Пожарный обоз - дисциплинированный отряд (пожарная команда), снабжённая всеми приспособлениями для тушения пожаров и спасания людей.
  • Ассенизационный обоз - совокупность перевозочных приспособлений (герметически запирающиеся бочки и прочее) для вывоза нечистот.

В литературе встречаются слово для обозначение военнослужащих данных формирований - обозник .

История

Русский военный теоретик и практик Дмитрий Милютин предсказал использование и появление в вооружённых силах России и мира военной техники для боя и его обеспечения, как то автомобиля, броневого автомобиля , танков и самоходных артиллерийский установок .

Есть ли что-либо невозможное, например, в том, что автомобили не только вполне заменят повозки в обозах, но проберутся даже в полевую артиллерию ; вместо полевых орудий с конскою упряжью войдут в состязание на поле сражения подвижные бронированные батареи , и битва сухопутная уподобится битве морской.

В XX веке в связи с широким внедрением в войсках военной техники слово обоз потеряло свою актуальность и как термин вышло из употребления в руководящих документах и заменено словосочетанием - транспорт, военный транспорт.

В России

Обоз в России от старорусского обвоз - возить, доставлять , собирательное название формирований на конной тяге (позднее моторизированной и механизированной тяге), выполнявших задачи тылового обеспечения : транспортировки, содержания и подвоза материальных средств.

В Русском войске все запасы материальных средств или «кормы» следовали при дружине и полках на вьюках, а позже в колесном (санном) обозе или доставлялись по воде. В регулярной армии Петр I ввёл в штатную структуру полков обоз (солдатского строя - 63-и повозки, драгунского строя - 60 повозок). С 1708 года полковые обозы подразделялись на лёгкий - «к баталии потребныя вещи» и тяжёлый - «лишния тягости», позднее стали называться обоз 1-го и 2-го разряда. Александр I обоз в полках сократил но образовал в дивизиях, включив в их в состав фурштадтские батальоны 6-ти ротного состава (108 повозок, с 9-дневным запасом сухарей и другой провизии), на каждую пехотную или кавалерийскую дивизию.

В Русской императорской армии (РИА) существовали войсковые обозы нескольких видов:

  • по порядку сформирования:
    • казённые, то есть принадлежащие казне, государству; в мирное время его повозки, вместе с упряжью и принадлежностями, содержались полностью в РИА, но лошадей имелось лишь незначительное число (при мобилизации комплект лошадей пополнялся на основании военно-конской повинности);
    • обывательские, то есть принадлежащие гражданам государства, формируемые в военное время по найму, реквизицией или на основании подводной повинности.
  • по служебной принадлежности
    • интендантский
    • специальный
      • артиллерийский
      • инженерный
      • санитарный
  • по назначению:
    • продовольственно-вещевой, продовольственно-вещевой обоз являлся Первым отделом дивизионного обоза, и состоял из повозок, поднимающих материальные средства пехотной дивизии (пд): запас продовольствия (сухари, крупа, соль, чай, сахар - на 4 дня, мясные и овощные консервы - на один день), шанцевый инструмент , запас одежды и обуви. При нём же состоял конный запас пд. 1-й отдел состоял из 5-ти взводов , из которых 1-й, 2-й, 3-й и 4-й взвода имели по однодневному запасу продовольствия. Командир 1-го отдела был одновременно и командиром дивизионного обоза.
    • санитарные, санитарный обоз являлся Вторым отделом дивизионного обоза, и состоял из повозок, поднимающих дивизионный лазарет и два полевых госпиталя , а в случае надобности к дивизионному обозу присоединяется ещё военно-санитарный транспорт.
    • офицерские
    • штабные.
  • по формированиям :
  • по распределению между формированиями:
    • ротный (эскадронный , батарейный), то есть каждая рота, эскадрон, батарея имели свои повозки, лошадей и команду
    • батальонный (дивизионный)
    • полковой, для пехотных и стрелковых полков , входил в состав части , им поднимались материальные средства, в которых личный состав нуждался для боя и похода. Поэтому полковой обоз следовал на марше в составе своего полка и должен был постоянно находиться при нём или недалеко от него.
    • бригадный , для стрелковых бригад
    • дивизионный, для пехотных дивизий и состоял из двух отделов: 1-го - продовольственно-вещевого и 2-го - санитарного. Кавалерийские дивизии РИА не имели дивизионного обоза.

… На смотру начальника дивизии один взвод Терско-Горского полка оставлен был позади фронта , в прикрытие полкового обоза, который, к слову сказать, весь состоит у них из кавказских двухколёсных арб. …

Состав

Обоз пд состоял из повозок, лошадей и обозной команды которая включала в себя:

  • Управление (в составе 1-го отдела до)
  • 1-й отдел - продовольственно-вещевой
    • 1-й взвод
    • 2-й взвод
    • 3-й взвод
    • 4-й взвод
    • 5-й взвод
  • 2-й отдел - санитарный

Обоз пд составлял 287 повозок с 748 лошадьми.

Повозки для перевозки предметов первой необходимости следующие вместе с войсками, составляли обоз 1-го разряда, к нему относились:

  • зарядные ящики, одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боеприпасы)
  • инструментальные повозки (походная кузница, инструменты и подковы)
  • аптечная двуколка
  • лазаретная линейка
  • офицерская двуколка.

К моменту смерти Петра Великого в 1725 г. русская армия состояла из 2 гвардейских и 5 гренадерских полков, 49 полков армейской пехоты, 49 гарнизонных пехотных полков, 30 драгунских и 4 гарнизонных драгунских полков, а также довольно значительных инженерных и артиллерийских частей. Русская армия, располагавшая 240 000 солдатами и офицерами, в военное время могла быть увеличена (по крайней мере, теоретически) еще на 100 000 за счет казачьих, калмыцких и других иррегулярных конных формирований. Это была крупнейшая военная сила в Европе.

После окончания Северной войны со Швецией в 1721 г. Петр намеревался расширить южные границы империи, захватив регион между Каспийским и Черным морями. Каспийские силы располагали 9 полками, составленными из подразделений, выделенных из 18 линейных и 2 гренадерских полков основных сил армии. Периодически к ним высылались свежие подкрепления, и к 1734 г., когда эти провинции окончательно отошли к России, они превратились в крупнейшее воинское соединение XVIII в. Британский посол при дворе императрицы Анны Иоанновны сообщал: «Трудно вообразить, сколько офицеров и солдат погибло в этой жаркой стране. Майор, служивший в этих войсках, уверял меня, что он и еще 26 офицеров были посланы туда три года назад, и через два года все, исключая его самого, умерли» (Rondeau, 1730).

Боевые действия в районе Кюстрина на реке Одер, 1758 г. Русская армия на укрепленных позициях. Русская армия по-прежнему находится в огромных маршевых колоннах, сохраняя практику турецких войн 1730-х гг. Армейский обоз составлен в укрепление-«вагенбург» на вершине холма на некотором удалении от основных сил. (Из коллекции Дейва Райана, Партизан-пресс)

Подсчитано, что с 1722 по 1734 г. в прикаспийских районах только от болезней скончалось 130 тысяч русских солдат - в результате введенная Петром I система рекрутских наборов едва не рухнула от перегрузки. Только после того, как в 1734 г. армию отвели из этих гиблых мест, она смогла восстановить свою численность петровских времен. В определенном отношении можно сказать, что каспийская кампания оказала такое же влияние на численность и ресурсы русской армии, что и вторжение в Афганистан 150 годами позже.

Гвардейские полки

Таково было состояние армии, которую унаследовала императрица Екатерина I, a в 1727 г. - внук Петра Великого - Петр II. Но для наследников Петра был важен и еще один военный фактор. Преображенский и Семеновский полки Лейб-гвардии, созданные Петром I в качестве основы армии нового типа и имевшие наибольший боевой опыт, в ходе Северной войны использовались в качестве «пожарной команды», которую перебрасывали с одного участка на другой. Но в последние годы царствования императора эти полки по преимуществу пребывали не на полях сражений, а в столице, Санкт-Петербурге, а гвардейские офицеры стали играть заметную роль во дворцовой политике и интригах. Даже солдаты гвардии участвовали в дворцовой жизни, поскольку большую часть из них составляли молодые дворяне, а не бывшие крестьяне, как в армейских полках. Всего в столице и ее окрестностях дислоцировалось около 30 000 войск: помимо гвардии это были Санкт-Петербургский, Нарвский, Ингерманландский и 1-й Московский пехотные полки, Белозерский и Нарвский драгунские, Лейб-регимент, конная драбантская рота и 4 милиционных полка. Эта сила могла, а в некоторых случаях и желала вмешиваться в жизнь государства, особенно если ее интересы не учитывались при дворе. Войска находились в ведении князя Меншикова, фаворита Петра I и генералиссимуса. При поддержке императрицы Екатерины I военное и политическое влияние Меншикова за несколько месяцев до коронации молодого Государя возросло до огромных размеров. В сентябре 1727 г. князь Меншиков на основании одного из выдвинутых против него обвинений был отстранен от власти, схвачен и отправлен в ссылку. Опасаясь возможного военного мятежа, Петр II незадолго до своей смерти в 1730 г. перевел двор в Москву.

После того как прусская армия обнаружила разрыв в русских позициях в районе Цорндорфа, она вышла в пространство между двумя частями русской армии. Игнорируя хорошо укрепленные, но уязвимые обоз и поезд осадной артиллерии, пруссаки развернули наступление на основные силы русской армии, расположенные в низине, тылом к топким берегам реки. (Из коллекции Дейва Райана, Партизан-пресс)

В результате дворцовых интриг место императрицы заняла племянница Петра I Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская, но ее власть при этом оказалась сильно ограниченной. При поддержке гвардейцев-преображенцев Анна Иоанновна организовала дворцовый переворот, сместив представителей родовой аристократии, пытавшихся ее контролировать, и снова получила самодержавную власть. В качестве награды всем солдатам гренадерской роты Лейб-гвардии Преображенского полка даровалось потомственное дворянство - поддержка армии была обеспечена. Однако для укрепления собственной безопасности на троне Анна Иоанновна учредила третий гвардейский полк - Измайловский - большая часть офицерских должностей в котором была замещена немцами, которым она могла всецело доверять.

В ходе сражения при Цорндорфе 25 августа 1758 г. обе стороны удержали свои позиции. Русское командование не смогло развернуть свои войска на более выгодных позициях, что позволило пруссакам начать лобовую атаку. Только благодаря стойкости русских пехотинцев и артиллеристов пруссаки не смогли разгромить своего противника. Кровавое сражение закончилось, не принеся видимой победы ни одной из сторон. (Из коллекции Дейва Райана, Партизан-пресс)

«Онемечивание»

Это стало началом «онемечивания» армии, которое продолжалось вплоть до кончины Анны Иоанновны в 1741 г. Санкт-Петербург вновь стал столицей, и новая императрица приблизила к себе советников-немцев, прежде всего графа Остермана, вестфальца, который теперь отвечал за внешнюю политику страны. Иностранцы заняли ключевые посты в русской армии. Шотландец генерал-лейтенант Джеймс Кейт стал командующим главными силами армии, а принц Людвиг Гессен-Гомбургский занимает пост генерал-фельдцейхмейстера (командующего артиллерией).

Общий контроль над армией от имени Государыни осуществлялся Военной коллегией, президент которой номинально считался командующим всеми вооруженными силами страны. На этот пост императрица назначила еще одного немца - генерал-фельдмаршала Бурхарда Христофора фон Миниха.

Миних происходил из военного ольденбургского рода. В армии принца Евгения Савойского он участвовал в войне за испанское наследство, затем перешел на службу к Августу II Саксонскому, а позже, в 1721 г. - к Петру Великому. Между 1725 и 1730 гг. он занимал должности начальника фортификационной службы и генерал-фельдцейхмейстера, а затем стал президентом Военной коллегии. «Сильный и активный по своему темпераменту, он, казалось, рожден был генералом», - писал о нем один немецкий историк.

За те десять лет, что стоял Миних во главе армии, он проводил политику реформирования армии - впервые после смерти Петра Великого. С 1735 по 1739 г. Миних провел реорганизованную им армию через ряд военных кампаний против турок, устроив таким образом серьезную проверку как своим войскам, так и всей программе военных реформ.

Русская гвардейская рота на параде в Санкт-Петербурге, примерно 1750 г. Около 60 человек маршируют по 5 в ряд, с барабанщиками и знаменами в арьергарде. С гравюры того времени. (Из коллекции автора)

В 1731 г. Миних занимает пост президента Военной комиссии - организации, созданной императрицей для руководства реформами в армии. С 1736 г. Военная комиссия отвечает за всю военную администрацию и действует сообразно представлениям на сей счет самого Миниха. Его административные и законодательные реформы охватывали гораздо более широкие области, чем собственно армия. Одним из законов петровской армии была двойная система оплаты для офицеров, согласно которой иностранцам на русской службе полагалось более высокое жалование. Таким образом Петр I пытался привлечь в свою армию военных профессионалов из стран Европы. Эта схема была пересмотрена. Миних ввел новую систему установления размеров жалования - также двойную, но теперь помимо окладов «нижние чины» получали дополнительные выплаты для покрытия расходов на приобретение материала для пошива мундиров и амуниции. Приток иностранцев в русскую армию был существенно ограничен.

До того как Миних занял пост президента Военной коллегии, служба в армии для нижних чинов была пожизненной. Он ограничил срок службы 25 годами и при этом повысил солдатское жалование. Для подготовки молодых офицеров был создан Кадетский корпус. Новые положения о службе офицеров исходили из воззрений петровской эпохи относительно того, что дворянам следует непременно состоять на службе у государства (в подавляющем большинстве случаев это и означало военную службу).

Другие реформы Миниха непосредственно касались снаряжения, униформы, состава и тактики армии. Свободная по покрою и удобная униформа, принятая в армии Петра I, была заменена новой, более соответствовавшей европейской моде того времени и по большей части повторявшей прусский фасон. Солдатские кафтаны и штаны стали заметно уже. Распространенные в петровской армии прически с длинными волосами были отменены - согласно новым распоряжениям, волосы должны были заплетаться в косу и пудриться «на немецкий манер». Шляпы-треуголки, штиблеты и гренадерские шапки-митры также копировались с прусских образцов. Были предприняты также попытки унифицировать применявшееся в армии стрелковое оружие; в 1734 г. на вооружение был принят новый образец ружья, во многом повторявший австрийскую модель.

Епанча, кафтан (слева) и камзол русских гвардейцев с 1712 по 1735 г. Показаны также гвардейские гренадерская шапка-митра и треуголка того же периода. (Рисунок С. Петина, журнал «Орел», 1992 г.)

В армии Петра Великого имелось два вида кавалерии - драгуны и казаки. Этого было достаточно для ведения боевых действий в лесистой пересеченной местности, преобладавшей на территориях, охваченных Северной войной. Но Миних посчитал, что петровские драгунские полки будут неспособны противостоять тяжелой кавалерии прусской армии. Поэтому он переформировал четыре драгунских полка в кирасирские , хотя и столкнулся при этом с серьезными проблемами, связанными с необходимостью комплектования новых полков конским составом из более тяжелых лошадей, чем те, которыми снабжались драгуны. Преобразования коснулись также русской легкой кавалерии, в которой появились гусарские роты, а обученные казачьи отряды приравнены к армейским частям.

Кампании против Турции

Помимо непродолжительной кампании в Польше, в результате которой был восстановлен полузависимый статус этой страны, Миних получил возможность испытать храбрость своей армии в боях против турок. Он рассматривал конфликт как шанс «предоставить войскам возможность упражняться во владении оружием» (Mediger, 1952) и разработал полномасштабный план боевых операций, который надлежало провести в четыре этапа - на каждый отводилось по году. Наступление на Крымский полуостров должно было поддерживаться вспомогательными операциями против расположенных на флангах турецких войск крепостей Азов и Очаков. После этого следовало развернуть военные действия в Молдавии, что должно было привести к освобождению от турецкого владычества православного населения. Представляют интерес многие аспекты этой кампании, поскольку они повлияли на тактику русской армии и на развитие системы обеспечения войск во время Семилетней войны.

В 1736 г., в самом начале кампании, полковник В.В. Фермор опубликовал «Диспозицию для военных приготовлений и продвижений при генеральном сражении против турок» - руководство, во многом основывавшееся на военной доктрине Миниха: «Атака наполняет солдата отвагою, а неприятеля заставляет уважать атакующего».

Гренадер армейского гренадерского полка, 1756–1762. Гренадер входит в состав сводного гренадерского полка, на налобнике его митры - герб его родного пехотного полка, в данном случае Ингерманландского. (Висковатов, 1844–1856)

Эти кампании во многом напоминали войны XIX в., когда войска колониальных держав вели боевые действия против неприятеля, существенно отстававшего в технической оснащенности. Армия чаще всего передвигалась строем в виде большого каре с укрытыми в центре обозом и артиллерийским поездом. Армию Миниха сопровождало сравнительно небольшое количество казаков, которое не могло в должной мере обеспечить разведку и наблюдение, и в результате противник обладал существенным преимуществом в легкой кавалерии. Это преимущество в определенной мере нейтрализовалось за счет использования опыта армии петровского периода: каждый батальон русской пехоты имел на вооружении определенное количество пик, которые на походе перевозились в обозе. Дополнительная защита от конницы обеспечивалась быстрой установкой «рогаток» , которые выдвигались вперед при угрозе нападения. Первейшей задачей в негостеприимных степях Украины оказалось снабжение войск; при этом большое внимание уделялось использованию речных путей подвоза. Вблизи берегов Днепра, Буга и Дона было устроено несколько укрепленных складов, но в ряде случаев армии пришлось совершать марши по вражеской территории. Армию Миниха сопровождал обоз из более чем 30 тысяч повозок, который крайне замедлял продвижение, но зато обеспечивал полную независимость от линий снабжения и коммуникаций. Этот метод тылового обеспечения был применен и в ходе кампаний Семилетней войны, что принесло русской армии репутацию медлительной и неповоротливой.

Кампания 1736 г. принесла русской армии Перекоп - крепость, защищавшую подходы к Крыму, и город-крепость Азов в устье Дона. В 1737 г. был покорен Крым и захвачен Очаков - главная цель Миниха на начальном этапе войны. На следующий год болезни и примененная турками тактика «выжженной земли» заставили русские войска отойти в Молдавию и отказаться от удерживания Очакова. В ходе более удачной кампании 1739 г. армия Миниха продолжила наступление через северную Молдавию, но тут заключение мира между Австрией (союзницей России) и Турцией положило конец активным военным действиям. На основании заключенного в 1740 г. договора значительная часть захваченных Минихом территорий была возвращена Турции, но Россия удержала за собой Азов. Британский наблюдатель сообщал, что «хотя русские и не понесли в сражениях больших потерь, следует заметить, что они потеряли много людей [умерших] от перенапряжения, нехватки воды, переходов в бесплодных пустынях и от чумы» (Cook, 1770).

Капитан гренадерского полка, 1756–1762. Как и в предыдущем случае, герб на гренадерской митре указывает на принадлежность офицера к Ингерманландскому полку. Офицер отпустил усы, как и все гренадеры русской армии. (Висковатов, 1844–1856)

Императрица Анна скончалась в 1740 г., и при поддержке Преображенского полка на престол вступила великая княжна Елизавета, дочь Петра Великого. Поддерживая недовольство советниками-«немцами» Анны Иоанновны, новая императрица отправила Миниха и других придворных под арест, а затем в ссылку. На самом деле, императрице Елизавете следовало бы быть благодарной генерал-фельдмаршалу Миниху за его реформы, преобразовавшие русскую армию в преддверии войны с Пруссией.

Армия императрицы Елизаветы

Новая императрица унаследовала армию, подвергшуюся заметному «онемечиванию», и хотя многие нововведения, особенно проведенные Минихом реформы, были несомненно полезны, процесс был запущен в обратную сторону. Императрица приказала, чтобы армия была организована «со всем уважением к прежнему Уставу, бывшему в силе при жизни Его Императорского Величества Петра Великого». Противодействие иностранцам в армии, начавшееся в этот период, закончилось уже во время войны с Пруссией. Административные преобразования были направлены на увеличение военной мощи и затрагивали все ступени - от Кадетского корпуса до коллегий, находившихся под контролем Сената, но при этом выстроенное по эффективному прусскому образцу управление армией значительно пострадало.

Императрица Елизавета Петровна (годы правления 1741–1761) была настроена против Фридриха Прусского. Все попытки «онемечивания» русской армии и внешние проявления, указывавшие на связи России с Пруссией, в царствование Елизаветы последовательно изживались. Дочь Петра I старалась следовать примерам отца, а не иностранных советников. (Из коллекции автора)

Непродолжительная кампания против Швеции в 1741–1743 гг. отчасти позволила новой администрации проверить свою эффективность. В сентябре 1741 г. генерал-фельдмаршал Ласси, ирландец по происхождению, захватил часть находившейся под шведским владычеством территории Финляндии и применил эффективную тактику изматывания противника. На следующий год он возглавил объединенные военно-морские и сухопутные силы, продвигавшиеся вдоль финского побережья, пленил основные силы шведской армии в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) и принудил шведов просить о мире. В ходе второй, более значительной кампании 1748 г., 37-тысячный контингент российских войск вошел на территорию союзной Австрии, чтобы соединиться с австрийской армией для борьбы с пруссаками. Однако мир был заключен еще до того, как русские войска вошли в соприкосновение с противником. Тем не менее эта кампания позволила русским штабам оценить как качества армии Австрийской империи, так и увидеть собственные недостатки и приступить к их исправлению еще до начала следующей кампании против Пруссии.

В начале 1750-х гг. стало ясно, что Пруссия представляет собой наиболее существенную угрозу русским политическим интересам в Европе и является самым вероятным противником в будущей войне. Несмотря на то, что с Австрией был подписан договор о взаимной военной поддержке, Военный совет поручил Военной коллегии провести проверку комплектования, организации и тактики армии. В 1756 г. было поручено также провести инспекцию и реорганизацию служб снабжения русской армии. В 1756 г. были предприняты существенные организационные изменения, особенно затронувшие кавалерию; в результате Россия вступила в Семилетнюю войну с армией, частично затронутой реорганизационным процессом.

Обоз военный

ОБОЗЪ ВОЕННЫЙ , подъемн. средства, служащія для перевозки за войсками разн. рода запасовъ. Часть О. составляетъ принадлеж-ть отдѣл. войсков. частей и носить названіе полкового О. Здѣсь возятся предметы, въ к-рыхъ войска нуждаются всегда въ бою, въ походѣ и на ночлегахъ. Поэтому полков. О. д. постоянно находиться при своей части или недалеко отъ нея. Прочія перевоз. средства арміи, не входя въ составъ отдѣл. частей войскъ, образуютъ особыя подвижн. учр-нія и въ опредѣл. числѣ придаются д-зіямъ, к-самъ или арміямъ, составляя О.: д-зіонный, к-сный или армейскій . Запасы этихъ учр-ній служатъ для пополненія запасовъ полков. О. Въ зав-сти отъ состава груза различается О. интендантскій и спец-ный (арт-рійскій, инж-рный, санитарный ). Нѣк. категоріи перевоз. средствъ составляютъ казен. О. Его повозки (См. Повозки военныя ) и упряжь съ принадлеж-тью содержатся полностью въ видѣ неприкосн. запаса, но въ мирн. время запрягается лишь небол. его часть; при мобил-ціи поставляется полн. число лошадей отъ населенія по в.-конск. пов-сти. Друг. часть перевоз. средствъ составляетъ обывательскій О., к-рый формируется изъ повозокъ, взятыхъ отъ населенія на основаніи подводн. пов-сти, по найму или реквизицій. Размѣры его опредѣляются въ соображеніи съ мѣстн. условіями театра войны. - Историч. очеркъ . Уже въ походахъ египтянъ за 1.000 л. до Р. Х. употреблялся вьючн. О. подъ продов-віе войскъ. Древн. греки сначала не имѣли О., но за гоплитомъ шелъ слуга, несшій запасы. Однако, за 400 л. до Р. Х. и у нихъ появляется вьючн. О., а при знаменитомъ отст-ніи 10 т. грековъ уже находилось 400 повозокъ въ парн. воловьей запряжкѣ. При арміи Александра В. въ 37 т. ч. имѣлось 2 1 / 2 т. повозокъ. Римляне первонач-но обходились безъ О.; кажд. легіонеръ несъ на себѣ на 15-30 дн. продов-віе. Во II в. до Р. Х. у римлянъ появляется вьючн. О. въ числѣ 250 мул. на легіонъ (4 т. ч.). Позже вводится и колесн. О. Въ средн. вѣка арміи сопровождались большимъ О., что вызывалось, однако, не столько заботой о войскахъ, сколько роскошью нач-ковъ и страстью къ грабежу. Густавъ-Адольфъ упорядочилъ перевозоч. средства арміи, на 100-тыс. армію приходилось 8 т. парн. повозокъ подъ продов-віе, подвозимое изъ магазиновъ. Въ эпоху Фридриха В., съ развитіемъ магазин. системы, О. пріобрѣлъ еще большее значеніе. Революц. войны, выдвинувъ на 1-й планъ реквизиціи, способствовали уменьшенію О.; фр-зы первые отказались и отъ возимаго въ О. палаточн. лагеря. Тѣмъ не менѣе ихъ 30-тыс. армія въ Итальян. походѣ 1796 г. имѣла 1.200 повозокъ. Наполеонъ особенно умѣло пользовался своими подвижн. запасами, благодаря чему м. быстро сосредоточивать войска въ рѣшит. моментъ. Въ камп. 1812 г. онъ двинулъ за арміей 17 обозн. б-новъ съ 6 т. повозокъ, поднимавшими продов-віе на 20 дн. Въ надеждѣ на подножный кормъ, обозн. лошади не б. обезпечены фуражомъ. Однако, шедшая впереди к-ца съѣла весь кормъ, и О. пришли въ разстр-во, послѣдствіемъ чего явилось разстр-во арміи. Въ нашей арміи до Петра В. повозокъ не существовало, а всѣ запасы или "кормы" слѣдовали при войскахъ на вьюкахъ, а позже въ колесн. О. Петровская армія имѣла уже штатный полков. О. (въ пѣх. п-ку - 63 повоз., въ драгунскомъ - 60 повоз.), к-рый съ 1708 г. подраздѣлялся на легкій - "къ баталіи потребныя вещи" и тяжелый - "лишнія тягости", что вполнѣ отвѣчало соврем. раздѣленію полков. О. на 2 разр. Полков. О. пополнялся изъ армейск. транс-та ("подвижн. магазина") на обывательск. повозкахъ, поднимавшаго мѣсячн. запасъ продов-вія. Серьезныя улучшенія въ орг-заціи О. послѣдовали при Имп. Александрѣ I. Полков. О. б. сокращенъ, за то образованъ д- зіонный О. въ составѣ 1 фурштатск. 6-ротн. б-на на каждую пѣх. или кав. д-зію (108 повоз. съ 9-дн. запасомъ сухарей). По мѣрѣ увеличенія армій и ихъ потреб-тей (въ особ-сти съ появленіемъ скоростр. оружія) работа О. осложнялась. Уже въ войскахъ минувш. вѣка О. съ чрезвыч. усиліями обслуживалъ арміи въ тѣхъ случаяхъ, когда приходилось подвозить на 150-200 вер., или когда операціи принимали напряжен. характеръ. Въ войну 1870-71 гг. нѣмцамъ пришлось усилить к-сные О. на 100 повоз. каждый и заказать сверхъ того 3 т. повоз. Въ войну 1877-78 гг. обозн. средства арміи б. усилены 17 т. повоз. Въ войну 1904-05 гг. полное бездѣйствіе войсков. О. имѣло слѣдствіемъ чрезвыч. развитіе армейск. транспорт. средствъ, развозившихъ запасы до полков. штабовъ и даже на позиціи. Орг-зація трансп. службы была также неправильна, вслѣдствіе чего воен. транс-ты выполнили работу втрое меньшую противъ минимал. расчетовъ теоріи. Предназначенные для непрерыв. подвоза при наст-ніи арміи, они не справились со своимъ назначеніемъ даже при расположеніи ея на мѣстѣ и вызвали новый 2 1 / 2 -милл. расходъ на формир-ніе вольнонаемн. транс-товъ. Въ будущихъ войнахъ соврем. милліонныя арміи ожидаютъ еще большія трудности подвоза, но на помощь этому дѣлу уже появились О. съ механич. тягой. Свобода воен. операцій въ огромн. степени зависитъ отъ своеврем. полученія войсками ежедневн. продов-вія и боев. средствъ. Запасы, возимые въ О., освобождаютъ войска отъ заботы въ этомъ отношеніи. Во всѣ эпохи недостаточ-ть О. или его разстр-во неблагопріятно отражались на воен. операціяхъ. Въ войну 1870-71 гг., при обложеніи Парижа, по недостатку перевозочн. средствъ, кругооборота транс-товъ занималъ 9-10 дн., вслѣдствіе чего подвозилась только 1 / 2 продов-вія и боев. средствъ. Въ эту же войну неудовлетвор. состояніе франц. О. заставляло ихъ арміи жаться къ ж. дорогамъ, вопреки стратегич. обстановкѣ (маршъ Макъ-Магона на выручку Меца; операціи Бурбаки подъ Монбельяромъ). Въ войну 1877-78 гг., по свидѣт-ву ген. Тотлебена, войска запад. отряда, вслѣдствіе плох. орг-заціи службы О., перебивались продов-віемъ со дня на день и б. стѣснены въ своихъ операціяхъ. Несоотвѣт-ная орг-зація О. также м. ограничить способ-ть арміи къ маневр-нію (наши О. въ войну 1904-05 гг.). Наконецъ, огром. значеніе имѣетъ надлежащее распредѣленіе О. Слѣдуя при войскахъ, О. связываетъ ихъ въ тактич. отношеніи: онъ удлиняетъ походныя колонны, уменьшаетъ ихъ подвижность, затрудняетъ разверт-ніе. Поэтому во всѣ эпохи, когда войска стремились имѣть весь О. при себѣ (въ видѣ полков. О.), операціи войскъ отличались медлит-стью и пассивностью. Въ соврем. арміяхъ стремятся уменьшить полков. О., эшелонируя прочія перевозочн. средства въ тылу войскъ. Появленіе ж. д. не умалило значеніе О., т. к. ж. д. подвержены перерыву и, кромѣ того, въ сферѣ вліянія прот-ка между головн. станціями и войсками всегда останется достаточн. полоса для работы О. Статистика указываетъ, что войсков. О. продолжаетъ рости вмѣстѣ съ увеличеніемъ армій и расширеніемъ ихъ потреб-ти въ продов-віи и въ особ-ти въ соврем-хъ боев. припасахъ. Въ 1813 г. во франц. арміи повозка (не считая транс-товъ) приходилась на 53 ч.; въ 1866 г. въ Пруссіи и Австріи - на 28-35 ч.; въ 1870 г. въ Пруссіи - на 24 ч.; въ наст. время: у насъ 1 повоз. - на 19 ч., въ Германіи - на 14 ч.; въ Австріи и Франціи - на 12 ч. Въ нѣк-рыя эпохи О. имѣлъ боев. значеніе, примѣняясь въ видѣ подвижн. укр-нія или опорн. пункта на полѣ сраженія (наши обозы въ XVII в., обозъ гусситовъ - см. Гусситскія войны ). - Организація О . въ главн . современ . арміяхъ . Россія . У насъ имѣются всѣ категоріи О. Полков. О. по распредѣленію имущества дѣлится на ротный, эск-ный, б-рейный и т. п. и собственно полковой, а въ отношеніи управленія и для похода вблизи непріятеля - на О. 1 и 2-го разр. Составъ полков. О. русск. арміи см. на таблицѣ (69 стр.). Въ составѣ полков. О. б-реи и инжен. части имѣются повозки спец-наго (артил., инж.) О. (см. Артиллерійскій О., а также Инжнерныя войска ). Д-зіонный О. имѣется для пѣх. д-зій и стрѣлк. бр-дъ и состоитъ изъ двухъ отдѣловъ: продовольственно-вещевого и санитарнаго . Въ 1-мъ отдѣлѣ возится: запасъ продов-вія (сухари, крупа, соль, чай, сахаръ - на 4 дня, мясн. и овощн. консервы - на 1 день), шанц. инстр-тъ, запасъ обуви. При немъ же состоитъ конск. запасъ д-зіи. Отдѣлъ подраздѣляется на 5 взводовъ, изъ коихъ первые 4 имѣютъ по 1-дн. запасу продов-вія (см. таблицу въ 1-мъ столбцѣ). Ком-ръ этого отдѣла есть одновр-но и ком-ръ всего д-зіон. О. Въ составъ санит. отдѣла входятъ: д-зіон. лазаретъ ; 3 двук., 15 парн. и 9 четвер. повоз. (8 лазар. линеекъ и дроги для шатровъ), всего 27 повоз. и 78 лош. и два полев. подвижн. госп-ля , приданныхъ д-зіи, въ обоихъ вмѣстѣ 8 двук., 36 парн., 4 четверн. - итого 50 повоз. и 104 лош. (см. Военно-санитарное дѣло . Весь д-зіон. О. составляетъ 287 повоз. съ 748 лош.; глубина походн. колонны - ок. 3 вер. (безъ растяжки). Кавал. д-зіи не имѣютъ д-зіон. О. Въ инжен. войскахъ (сап. и понт. б-нахъ) роль д-зіон. О. по содержанію груза выполняетъ т. наз. продовольств. транс-тъ , входящій въ составъ полков. О. К-сный О. составляютъ у насъ к-сные продов. транс-ты , по 1 на к-съ. Транс-тъ состоитъ изъ 536 парныхъ повозокъ и дѣлится на 4 взвода (1-3 взв. везутъ 3-дн. запасъ продов-вія и овса, а 4-й - однодн. запасъ консервовъ). Армейскій О. составляетъ въ воен. время транс-ты арміи, к-рые не возятъ отдѣл. запасовъ, но служатъ универсал-мъ перевозочн. средствомъ въ тылу. Воен. транс-ты формируются при мобил-ціи въ числѣ 120 изъ кадр. обозн. б-новъ (см. Обозныя войска ). Кажд. транс-тъ состоитъ изъ 183 парн. повоз. (или 131 троечн., или 116 четв., или 362 вьюч. лош.) и подраздѣляется на 2 самостоят. взвода. Кромѣ того, предусматривается возм-сть формированія дополнит. воен. транспортовъ : колесныхъ (конныхъ, воловьихъ, буйволовыхъ) и вьючныхъ (на лошадяхъ, мулахъ, верблюдахъ). Повозки и упряжь пріобрѣтаются способами, установл-ми для загот-ній въ воен. время, лошади - изъ конск. запаса арміи или по в.-конск. пов-ти, а личн. составъ - распоряженіемъ полев. упр-нія арміи. Наконецъ, въ случаѣ надобности, формируются вольнонаемн. транс-ты , при чемъ одни эксплоатируются воен. упр-ніемъ, другіе - черезъ подрядчиковъ. Дополнит-ные и вольнонаем. транс-ты соединяются въ разн. числѣ въ обозн. б-ны. Подъемная (полезная) сила транс-та; колес-наго - 4.414 пд., вьючнаго - 1.723 1 / 2 пд. Къ слец-мъ армейск. О. относятся: вольнонаемные артил. транс-ты, полев. подвижн. госп-ли не приданные д-зіямъ, и в.-санит. транс-ты (см. это ). - Германія. Полков. О. подраздѣляется на ротный, эск-нный, б-рейный, б-нный. Для походн. движеній въ сферѣ вліянія прот-ка разделяется на 1 (Gefechtsbagage) и на 2-й разр. (Grosse Bagage) Д-зіонный О., въ полн. смыслѣ слова, предусмотрѣнъ только для резервн. и резервно-полев. д-зій, въ составѣ: 3 рез. провіант. колоннъ, 3 рез. фурпарк. кол., 2-3 рез. муниціон. кол., 2-3 рез. артил. муниціон. кол., 4 рез. полев. лаз-товъ, 2 рез. хлѣбоп. кол., 1 рез. конск. депо, 1 депо порц. скота и 1 мостов. парка. Въ полев. пѣх. д-зіяхъ къ д-зіон. О. относятся только дивизіон. мостов. паркъ (21 повозка). - К-сный О. состоитъ изъ 6 провіант. и 7 фурпарков. кол., 2 конск, депо и 12 полев. лаз-товъ, подраздѣляясь на 2 обозн. б-на. Кромѣ того, къ к-сному О. относятся 4 пѣх. и 8 арт. муниціон. кол., к-сный понтон. паркъ и 2 хлѣбопек. кол. На маршѣ к-сный О. подраздѣляется на 2 эшелона (въ 1 / 2 -перехода и въ 1 перех.). Продовол. О. поднимаетъ 4-дн. запасъ продовольствія и 3-дн. запасъ овса на весь к-съ и 1 / 2 кав. дивизіи. К-сный О. формируется при мобилизаціи изъ обозн. б-новъ (см. таблицу на 71-ой стр.). Къ армейск. О. можно отнести этапныя: муниціонныя, фурпарковыя, хлѣбоп. колонны и этапн. санит. депо съ обозн. кол-ми . Всѣ муниціон. повозки запряжены тяжеловозами. Въ воен. время предположено формированіе нѣск. грузов. автомобильн. колоннъ въ качествѣ перевозочнаго средства. - Австрія . Имѣются, какъ и у насъ, всѣ категоріи О. Полковой О. по своему назначенію и распредѣленію въ походной колоннѣ раздѣляется на боевой (Gefechtstrain) и хозяйственный (Bagagetrain). Различается О. ротный, батальонный, эскадронный, собственно полковой (см. таблицы выше). Д-зіонный О. имѣется какъ въ пѣх., такъ и въ кав. дивизіяхъ. О. пѣх. д-зіи состоитъ изъ обозн. д-зіона, 1 эск. к-раго поднимаетъ штабъ д-зіи и дивизіонную продовольств. кол. (6-дн. запасъ продов-вія), а друг. эск-нъ - д-зіонное санит. учр-ніе (д-зіонный лаз-тъ). Кромѣ того, къ д-зіоннымъ О. относятся: д-зіонный муниціон. паркъ (4 пѣх. и 4 пушеч. муниціон. кол.), 4 гаубичн. муниціон. колонны и дивизіонная хлѣбопекарня. Д-зіонный О. кавал, д-зіи состоитъ изъ продовольств. кол. и санит. учр-нія и 4 кавал. муниціон. кол. К-сный О. составляютъ: к-сный продов. транс-тъ (6-дн. запасъ) - 1.690 обыват. подводъ; к-сная хлѣбопекарня; полев. госп-ль; конск. лаз-тъ и к-сный обозн. паркъ . Кромѣ того, 4 мостов. парка съ полев. подв. паркомъ и инструмент. колонной и 4 муниціон. кол. для тяж. гауб. д-зіона Къ армейскимъ О. относятся: этапные продов. транс-ты, резервные продов. магазины и хлѣбопекарни, полев. и резерв. полев. госп-ли, армеіск. артил. парки, мостов. парки и подвижныя депо (инструмент., піонерн.). Д-зіонные, к-сные и ар-мейск. О. формируются только въ воен. время изъ обозн. д-зіоновъ мирн. времени, на усиленіе к-рыхъ широко привлекаются обыват. подводы съ погонщиками. При орг-заціи этапн. продов. транс-товъ, а также при перевозкахъ мост. парковъ, тяж. арт-ріи и т. п. предположено широко примѣнять автомобильную тягу. Войска горныхъ районовъ снабжены, взамѣнъ колесн., вьючнымъ или смѣшанной системы О. - Франція . Имѣются всѣ категоріи 0., но со слабо развитымъ д-зіоннымъ О. (см. таблицу на 72-ой стр.). Полков. О. дѣлится вблизи непр-ля на 2 эшелона: боевой (Train de combat) и продов-ный (Trail regimentaire) и поднимаетъ 2-дн. запасъ продов-вія. Къ д-зіонному О. принадлежитъ только д-зіон. лаз-тъ, паркъ инжен. роты (2 пов. съ шанц. инстр-томъ) и гуртъ скота. Къ к-снымъ О. относятся: к-сный лаз-тъ, 8 -12 полев. госп-лей, продов. транс-тъ (съ 4-дн. запасомъ продов-вія), к-сные арт-рійскій, инжен. и понтон. парки, паркъ запасн. обмунд-нія и снаряженія, подвижн. ремонт. депо, полев. хлѣбопекарня и гуртъ скота. Къ армейск. О. относятся вспомог. продов., транс-ты (4-дн. запасъ), армейскій артил. паркъ и арм. инжен. паркъ . Д-зіонные и к-сные О. формируются въ воен. время изъ обозн. б-новъ съ добавленіемъ обыват. подводъ. - Заключеніе . Сравнивая орг-зацію О. въ гл. европ. арміяхъ, можно видѣть, что вездѣ часть О. слѣдуетъ непосред-но при войскахъ (полков. О.), при чемъ въ наибольш. размѣрѣ у насъ; вездѣ остальной О. эшелонированъ въ глубину, при чемъ въ герм. и франц. арміяхъ ближайш. эшелономъ за полков. О. является к-сный; въ австр. арміи, наоборотъ, оч. развитъ д-зіонный О.; въ глубок. эшелонахъ О. (арм-го и отчасти к-снаго) предположено примѣнять автомобильн. тягу, что въ будущемъ должно отозваться дальнѣйш. уменьшеніемъ собственно войсковыхъ О. (Ѳ. А. Макшеевъ , Снабженія и воен. хоз-во въ воен. время; Его же , Воен. хоз-во и устр-во тыла. О. и тылов. учр-нія иностр. армій; П. Режепо , Значеніе и работа О.; Положенія о полковомъ и дивизіонномъ О. - пр. по в. в. 1907 г. № 229).

Составъ полкового О. русской арміи

НАЗНАЧЕНІЕ ПОВОЗОКЪ.

Пѣхотный покъ

Кавлерійский полкъ

Легк. или морт. б-рея.

Конная батарея.

Саперный батальонъ.

Понтонный батальонъ.

Однок. патр. двук.

Однок. аптечн. "

санитарный обозъ при

управленіи арт-рійской

Парн. санит. повозки

Однок. " двук.

Четвер. лазар. лин.

Ротн. эск.

Однок. хозяйств. двук.

Парн. " повоз.

Однок. офицерск. двук.

" двук. ком-ра части

Парн. повоз. полк. имущ.

" поход. кухни

Двук. для казны и канц.

" церковная

" пулем. команды

" съ телеф. имущ.

Спеціалный (артил. или инженерный) обозъ

шестерочныя

четверочныя

раздѣленіе на

разр. по усм-нію

раздѣленіе на

разр. по усм-нію

троечныя

Двуколки однок.

Всего повозок

заводн. офицерск.

запасныя

обозн. въ запряжкѣ

Всего лошадей

Штатъ продов.-вещев. отдѣла.

Взводы .

Упр-ніе
дивиз.
обоза и
5-й взв.

Нижнихъ чиновъ

Всего 315 н. чин.

Повозокъ .

аптечная

санитарная

ком-ра див. обоза

Парн. повоз

взводныхъ

для имущества личнаго состава

Всего повозокъ

Лошадей

Къ двуколкамъ

" взводн. повоз.

" повоз. съ имущ. личн. сотава.

Запасныхъ во взводахъ.

Конск. зап. дивизіи (по 5 на полкъ и батаръ)

Верховыхъ (офицерск. чиновн., фельдфеб. и унт-оф.-ровъ).

Казачьихъ: урядн. и 12 каз.

Итого лошадей.

Глубина колонны - 3.445 шаговъ.

Полковой О. германской арміи

Повозки .

Пѣхот. полкъ

Кавал. полкъ.

Піонерн. бат.

Ротн. (эск.)

парн. патронныя повозки

" вещевыя "

" продовол."

четвер. фураж. "

парн. походн. кухни

парн. вещев. пов. бат. шт.

" санитарн. повоз.

" маркитанск. повоз.

Четвер. шанцев. повоз.

Пулем. ком.

парн. вещев. пов. пулем. ком.

четвер. фуражн. повоз.

" инструм. "

парн. походн. кухни

Парн. вещев. повоз. полк. шт.

Спеціальный

четвер. кавал. мостов. шт.

" телеграфн. "

шестер. инструм. повоз.

парн. шанцев. и инструм. повоз.

четвер. полев. минерн. повоз.

Всего повозокъ

обозныхъ

14
санит.

заводныхъ

Всего

1) Кромѣ того 2 для вожатыхъ. 2) Въ конной батареѣ - 4. 3) Въ конной батареѣ - 10.

Корпусной О. германской арміи

Составъ корпуснаго О. въ германской арміи.

Назначеніе повозокъ .

Итого повозокъ.

Парн. прод. пов.

Четв. фураж. пов.

Парн. пов. съ запасными вещами.

Парн. санит. пов.

Парн. лазар. лин.

Парн. вещев. пов.

Парн. пов. съ лазарет. имуществ.

Парн. экипажей

Колесн. печей

Шестер. заряд. ящ.

Запасн. лафетовъ.

Запасн. повозокъ.

Походн. кузницъ.

Четв. патр. ящик.

Шестерн. мост. пов.

Четв. инстр. пов.

Четв. пов. съ подрыв. имуществ.

Четв. пов. съ запасными частями.

Четв. пов. съ инженер. имуществ.

1-й эшелонъ .

1 отд. муниц. коллонъ (2 пѣх. и 4 артил. мун. кол.).

1-й обозн. б-нъ.

3 провіантск. кол.

4 фурпарков. "

6 полев. лазаретовъ.

Корп. мостовъ паркъ.

Итого повозокъ.

Лошадей конскаго депо.

2-й эшелонъ .

1 отд. муниц. коллонъ.

2-й обозн. б-нъ

3 провіантск. кол.

3 фурпарков. "

6 полев. госпит.

2 хлѣбопек. коллоны

Итого повозокъ

Лошадей конскаго депо.

Всего .

повозокъ
лошадей

Полковой О. австрійской арміи

НАЗНАЧЕНИЕ ПОВОЗОКЪ

Пѣхот. полкъ.

Кавал. полкъ.

Батарея.

Піонерн. рота.

Хозяйств.

Хозяйств.

Хозяйств.

Хозяйств.

Ротн. обозъ.

патрон. двук.

провіантск. повоз.

походныя кухни

Бат-ный обозъ.

вещев. повоз.

вспомогат. повоз.

Для русских характерно, что их танковые дивизии имеют намного меньше автотранспорта, чем танковые соединения западных держав. Было бы неправильно объяснять это недостаточным производством автомобилей в СССР, так как даже стрелковые дивизии, имеющие конный обоз, располагают небольшим количеством лошадей и повозок. Кроме того, по своему численному составу любой стрелковый полк или дивизия русских значительно уступают соответствующим войсковым единицам западных армий. Однако общий численный состав боевых подразделений любой русской части примерно тот же, что и на Западе, потому что русские имеют намного меньше людей в тыловых подразделениях. Русские ведут учет только офицеров, сержантов и специалистов {Это замечание относится к периоду 1941-1945 годов.}. Поэтому в заявках на пополнение командир части требует всегда очень много солдат. В Красной Армии органам тыла не приходится беспокоиться об обеспечении войсковых частей обмундированием, палатками, одеялами и другими предметами, столь необходимыми для солдат армий Запада. Во время наступления они могут позволить себе забыть о снабжении войск даже продовольствием, так как войска находятся «на подножном корму». Основная задача частей снабжения сводится к доставке горючего и боеприпасов, но даже в этом случае для подвоза часто используются боевые машины. В русской моторизованной дивизии у солдата нет другого «багажа», кроме того, который он имеет при себе, и он ухитряется передвигаться на автомашинах, взгромоздившись на ящики с боеприпасами или бочки с горючим.

Этот недостаток автотранспортных средств приводит к важным последствиям тактического и психологического порядка. Поскольку количество автомашин в моторизованной дивизии у русских намного меньше, чем в таких же соединениях западных армий, русская дивизия более мобильна. Такой дивизией легче управлять, ее проще маскировать и перевозить по железной дороге {Как ни странно, русские проявили большое умение в организации железнодорожных перевозок войск. У них не было «железнодорожного атласа» и сложных расчетных таблиц штабов западных армий, но они перебрасывали свои войска с минимальной затратой времени.}. Представляет интерес и психологическая сторона дела. Любой солдат армий Запада.так или иначе связан с тыловыми службами. Они доставляют ему средства к существованию и обеспечивают некоторые удобства, чем скрашивают его тяжелую жизнь. Когда части «здорово всыпят», уцелевшие солдаты обычно собираются у походных кухонь или в обозе, где они, пытаются найти прибежище и утешение. Совсем другое положение в русской армии. У русского солдата, кроме оружия, ничего нет, и тыл его ничем не привлекает. Не существует ни походных кухонь, ни вещевого обоза {В частях Советской Армии всегда имелись походные кухни на конной или механической тяге. Удивительно, что автор не знает таких вещей, хотя воевал на советско‑германском фронте почти два года. - Прим. ред.}. Если солдат лишается своей пушки, танка или пулемета, он лишается тем самым своего единственного прибежища; если он уходит в тыл, его задерживают, и рано или поздно он снова оказывается на фронте.

Так небольшое количество штатных автотранспортных средств дает русским важное преимущество. Высшее командование русских хорошо понимает склад ума русского солдата и умудряется так использовать недостатки последнего, что они становятся его сильной стороной.


Top