Что такое педприкорм и как его организовать? Педагогический прикорм при грудном вскармливании.

Прикорм при грудном вскармливании начинают давать в возрасте около 6 месяцев. И если ваш малыш находится полностью на естественном грудном вскармливании по требованию, вы же не собираетесь расставаться со столь полезной и полюбившейся ему пищей еще долго, а уже пришло время вводить прикорм, да и сам малыш с любопытством поглядывает в мамину тарелку, значит, пора давать ему взрослую пищу. И возможно, по новой методике.

Педагогический прикорм что это такое

Введение прикорма - важный момент в жизни каждой семьи. И этот же момент вызывает очень много вопросов. Что делать, если ребенок отказывается есть что-то, кроме груди? Если ваш малыш «нехочуха», рекомендации ниже как раз для вас.

Педагогический прикорм (педприкорм) - это система питания ребенка первого года жизни, которая преследует цель не столько накормить ребенка новыми для него продуктами, сколько познакомить с новыми вкусами и видами пищи. Все необходимые питательные вещества малыш получает из грудного молока, однако в то же время его организм адаптируется к «взрослой» пище. В принципе, педиатрическая схема введения прикорма, ее же еще называют классической, нацелена на ту же цель. Но есть несколько кардинальных отличий. Классику перевода ребенка на общий стол и плюсы и минусы педагогического прикорма мы рассмотрим ниже.

Сегодня тем детям, которые находятся полностью на естественном грудном вскармливании, не рекомендуют давать никакой другой пищи до достижения возраста в 6 месяцев. К этому моменту ребенок уже умеет хорошо сидеть, у него практически угас рефлекс выталкивания языком твердой пищи, скорее всего, появились первые зубки . Все эти признаки говорят о том, что ребенок уже может воспринимать новую пищу. Но основным критерием того, что ребенок готов получать прикорм, в том числе педагогический, является его пищевой интерес, то есть, он хочет подражать маме, так же как и она, брать кусочки еды из тарелки и отправлять их в рот.

С чего начать педприкорм при грудном вскармливании, с каких блюд или продуктов? Введение новой для ребенка пищи начинают с микроскопических количеств продуктов, то есть буквально нескольких крошек или капелек. Ориентировочно, это количество, которое умещается в щепотке между указательным и большим пальцем, на самом кончике чайной ложки, или один глоточек, на дне кружки, если речь идет о жидком продукте. Примерно такое количество пищи ребенок получает несколько раз в день с 6 до 7 месяцев. Обычно за этот довольно длительный период малыш успевает перепробовать практически все основные блюда, которые привыкли готовить в семье. То есть ребенок ест с общего стола. Само собой, что это не должна быть кулинарная экзотика, а обычные традиционные блюда, которые ежедневно готовит любая хозяйка. Следите за реакцией ребенка, ни в коем случае не перекармливайте его!

Далее, количество съедаемой малышом пищи постепенно увеличивается до нескольких чайных ложек, но помните, что никакая схема педагогического прикорма не заменяет грудное вскармливание, а дополняет его. Часто во втором полугодии жизни кормления грудью больше привязаны ко сну ребенка, а педприкорм он получает тогда, когда приходит время покушать маме. Даже после года, когда малыш может съедать уже достаточно большое количество твердой пищи, он продолжает запивать ее грудным молоком и прикладываться перед сном или просто так, когда ему хочется поближе пообщаться с мамой.

Правила педагогического прикорма

1. Не давать пробовать потенциальные аллергены . К ним обычно относятся ярких цветов овощи, ягоды, фрукты. Если ваш ребенок аллергик, вы можете попробовать педприкорм, но очень осторожно. Начните с гипоаллергенных продуктов. Давайте пробовать не более одного блюда в день и следите за реакцией малыша. Обязательно давайте ребенку грудь после прикорма. Исключите из своего питания все аллергены. Не давайте никакого прикорма в период обострения аллергии.

2. Не нужно готовить пищу совсем без соли, сахара и нейтральных для желудка (не острых) приправ. Не стоит беспокоиться о том, что во «взрослой» пище присутствует соль, сахар, приправы. Во-первых, их небольшое количество в любом случае попадает к малышу с грудным молоком, а во-вторых, количество этих веществ в микродозах столь мало, что не окажет существенного влияния на желудок ребенка, а будет, наоборот, способствовать его безболезненной адаптации к пище с общего стола.

3. Не дать ребенку потерять пищевой интерес. Не стоит потакать его пристрастиям (а они обязательно появятся), нужно предлагать разные продукты. Если малыш съел 3-4 чайные ложки одного блюда, но требует продолжения, отвлеките его и дайте что-то другое. До достижения полутора лет ребенок должен познакомиться со всем спектром блюд, которыми привыкли питаться в его семье.

Педагогический прикорм: за и против

К плюсам относят следующее.

1. Нет необходимости готовить еду специально для ребенка , выделять время на его кормление, постоянно пользоваться блендером, измельчать пищу или тратиться на баночки с готовым питанием, коробки быстрорастворимых каш. Ребенок с самого начала начинает кушать все с общего стола.

2. Хороший аппетит. Так как ребенку пища особо не навязывается, он кушает с удовольствием и сразу привыкает к тому, что ест вся семья. Сколько раз вы слышали от мамочек истории о том, что ребенка «невозможно ничем накормить». Это происходит вследствие того, что из кормления малыша делают целый отдельный ритуал, не допуская его к общему столу, потому что «еще рано», «испачкается», «обольется» и так далее. Классический педиатрический прикорм - это не слишком удачная схема прикорма в этом плане. А вот педприкорм помогает решить проблему.

Наблюдая за старшими членами семьи, которые с удовольствием уплетают свой обед или ужин, ребенок развивает свой пищевой интерес. Этому же способствует и то, что мама позволяет ему, по мере возможности, кормить себя самостоятельно. Важно, чтобы все члены семьи демонстрировали правильное поведение и отношение к пище, ведь малыш, как губка, впитывает все увиденное и услышанное.

3. Быстрое появление навыка кушать пищу небольшими кусочками, неизмельченную. Совершенствование навыка тщательно пережевывать пищу. В Интернете можно прочесть много жалоб мам на то, что их дети старше одного года еще не научились кушать не измельченную «в пыль» пищу. И по этой причине могут питаться только дома, где есть возможность измельчить супы, борщи, каши и прочее блендером. Дети на педприкорме куда более развитые и их можно уже с 9-10 месяцев спокойно оставлять с бабушками, у которых дома нет блендера и баночек с детским питанием. Детки покушают то, что и все остальные за столом.

4. Хороший, регулярный стул , если ребенок кушает некоторые овощи кусочками. Например, тыкву. Известно, что регулярный стул бывает у людей, кто питает особенную любовь к продуктам, богатым клетчаткой и кушает их кусками, тем самым отправляя большое количество клетчатки в кишечник. Там она разбухает, растягивает прямую кишку, провоцируя позыв на испражнение. Клетчаткой особенно богаты овощи.

5. Вся семья начинает питаться разнообразно и правильно. Не имеет значения схемы прикорма какие вы используете, педагогическая, педиатрическая ли методика вас больше вдохновляет, но ребенок должен питаться разнообразно. А значит, ежедневно на столе обязаны быть каши, овощи, фрукты, мясо и кисломолочные продукты.

6. Быстрое обучение самостоятельно пользоваться столовыми приборами и воспитание культуры поведения за столом. А этот навык очень пригодится в детском саду.

Минусы педприкорма таковы.

1. Опасность механической асфиксии. Маленький кусочек яблочка, кусочек обычного, не детского печенья, яблочка, морковки, маленький орешек и подобное очень опасно для детей вплоть до 3-4 лет жизни. Множество детских жизней это унесло. Если уж вы сажаете ребенка за общий стол, то позаботьтесь о том, чтобы никакая твердая пища, даже ее маленькие кусочки, к ребенку в рот не попали.

2. Аллергические реакции. При классическом прикорме продукты вводятся поочередно и очень медленно. Есть возможность отследить, на что ребенка отреагировал расстройством стула и сыпью на лице и теле. При педприкорме же это проблематично. Хотя тоже возможно, если мама не будет лениться и станет записывать все то, что семья кушала.

3. Вся семья вынуждена питаться по определенным правилам. Да, никаким чипсам, фастфуду, острому перцу, аджике, горчице и подобному на столе не место. По крайней мере пока… Это кушать в присутствии ребенка не стоит.

4. Необходимость частой уборки на кухне и стирки. Малыши, сидящие за столом со взрослыми, хватают пищу руками, размазывают по себе, по одежде взрослых, мебели и т. д. Что добавляет маме забот.

Доктор Комаровский о педагогическом прикорме говорит, как просто о модной тенденции, прихоти взрослых. И что данная схема появилась после того, как стало популярным кормление ребенка грудью по требованию. Нередко мамы дают грудь детям старше года раз в 30-60 минут. Естественно, что желудок малышей постоянно полон грудного молока, и у них совсем нет аппетита. Ну а таким образом, посадив их за стол со взрослыми, можно добиться, что они хоть что-нибудь съедят. Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ) тоже не считает педагогический прикорм единственно правильным и не лишенным недостатков. Данный термин не научный. Его ввел один из опытных консультантов по грудному вскармливанию. Потому интересоваться про педприкорм у своего педиатра, пожалуй, бессмысленно. Вряд ли он в курсе о том, что это такое.

Если вы побаиваетесь кормить ребенка постоянно с общего стола, можно попробовать частичное введение педприкорма. Например, иногда готовить ребенку отдельно, а иногда сажать за общий стол. Особенно это актуально в возрасте одного года, когда малыши любят все изучать, сидеть же в своем стульчике, «теряя время», они совсем не хотят.

  • При искусственном вскармливании
  • Не ест прикорм
  • Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

    Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.


    Есть множество противников педагогического прикорма и скоро вы узнаете, почему

    Плюсы

    • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
    • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
    • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
    • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
    • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
    • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
    • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.

    Минусы

    • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
    • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
    • При первых пробах кроха может давиться пищей.
    • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

    О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Когда можно начинать?

    Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

    Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.


    Когда и с чего начинать?

    Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии:

    • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
    • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
    • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

    Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.


    При педагогическом прикорме очень важно грудное вскармливание крохи

    Педагогический прикорм вводят так:

    1. Мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу.
    2. Кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке.
    3. Когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки.
    4. Как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов. Так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички. Для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток.
    5. Малыш ест продукт или выплевывает.
    6. Если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда.
    7. В течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз.
    8. Далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.


    Педагогический прикорм удобен мамам, у которых нет времени готовить для своего малыша

    Правила и принципы

    • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
    • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
    • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
    • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
    • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
    • Поощряя интерес карапуза к пище, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
    • Ребенку нужно предлагать еду, которая его заинтересовала. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.
    • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей.

    Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам сайт подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

    Что такое педприкорм?

    Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

    Был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки. Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью. Поэтому ребенка активно кормят. Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

    В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому. Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки. Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

    Чем хорош педприкорм

    Педприкорм – прикорм для ленивых мам!

    • Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
    • Не нужно тратиться на дорогое детское питание
    • Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
    • Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов

    Кроме того, педприкорм полезен для детей:

    • Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
    • Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
    • Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
    • У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
    • Ребенок учится самостоятельно есть.

    Когда уже можно вводить педприкорм

    • Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
    • Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.

    Как организовать педприкорм?

    Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам сайт, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.

    • Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
    • За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
    • Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
    • Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
    • Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
    • Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
    • Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
    • Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
    • По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
    • Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
    • Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
    • Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
    • Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.

    Педприкорм в цифрах

    Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.

    • 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
    • До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
    • Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
    • До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
    • До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
    • 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
    • 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
    • 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
    • После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
    • С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
    • После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока

    И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.

    Появление пищевого интереса у ребенка – это еще один новый этап развития малыша.

    При введении прикорма важно понимать, что ребенка нужно не просто накормить, но и научить его кушать самостоятельно, помочь сформировать ему правильные пищевые привычки. В этом поможет педагогический прикорм.

    Что такое педагогический прикорм

    Педагогический прикорм (педприкорм, естественный прикорм) – это питание малыша, при котором ребенок пробует взрослую пищу за общим столом вместе с родителями. Взрослая еда предлагается в очень маленьких количествах (только попробовать) и не заменяет основные кормления. Основная цель тут – не накормить ребенка, а приобщить его к привычному рациону семьи.

    Зачем вводить педагогический прикорм

    При введении педагогического прикорма ребенок постепенно начинает питаться вместе с родителями, копирует их поведение за столом, учится жевать. Считается, что при этом в будущем у малыша не возникнет проблем с пищеварением или нарушением аппетита.

    При введении педприкорма ребенку предлагаются те же самые продукты, которые ест мама. При этом основным питанием для малыша все равно остается грудное молоко.

    Знаете ли вы? Методика педагогического прикорма основана на том факте, что питательные вещества в рационе мамы и в грудном молоке, которое получает ребенок – одни и те же. Поэтому, если малыш находится на искусственном вскармливании, введение педагогического прикорма для него нежелательно.

    Когда можно вводить педагогический прикорм

    • Примерно с 3-4 месяцев вы можете брать ребенка с собой за стол и держать его на руках, чтобы он видел еду на столе.
    • Предлагать попробовать пищу лучше всего в 5,5 или 6 месяцев, когда у малыша уже начинает проявляться интерес ко взрослой еде или когда ребенок уже может самостоятельно сидеть (около 6-8 месяцев).

    Обратите внимание и на общее состояние малыша. Если у ребенка режутся зубы, он болен или на коже есть аллергические высыпания, введение педприкорма лучше отложить.

    Важно! Если вы решили попробовать ввести малышу педагогический прикорм, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

    Основные принципы педагогического прикорма

    • Посадите ребенка себе на руки. Когда малыш уже хорошо сидит самостоятельно, можно посадить его в стульчик. Главное, чтобы ребенок видел еду на столе и то, как едят взрослые.
    • Не уговаривайте малыша поесть. Важна его собственная инициатива. Предлагайте ребенку продукт только в том случае, если он сам к нему потянется.

    Никакую специальную отдельную еду не готовят. Для прикорма предлагается сразу обычная пища, как у всех, но очень-очень маленькими кусочками (буквально размером с рисовое зернышко), которые будут безопасными для малыша и не травмируют его ЖКТ.

    • При педагогическом прикорме никакого специального порядка введения тех или иных продуктов нет, но все-таки лучше, если малыш сначала попробует что-то более мягкое: кашу, йогурт, творог.
    • В первый день дайте ребенку попробовать что-то одно. Можно подождать несколько дней, чтобы убедиться в отсутствии аллергии. Если все хорошо, в следующий раз уже можно предложить 2-3 продукта за один раз. Постепенно объем пищи можно увеличивать.
    • Со временем предложите малышу самому держать в руках кусочек пищи (яблоко, мясо, печенье).
    • Не кормите ребенка насильно и не перекармливайте.
    • При введении педагогического прикорма малышу разрешается вести себя за столом свободно: трогать еду руками, изучая ее. Постарайтесь отнестись к этому с пониманием. Мягко и спокойно направляйте ребенка: покажите столовые приборы, салфетки; расскажите зачем они нужны и дайте подержать их в руках.


    Важно! Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с едой. Это может быть опасно для жизни малыша.

    Помните, что педприкорм – это еще не полноценная еда, а только первый шаг к плавному переходу на взрослое питание.

    Педагогический прикорм можно вводить при грудном вскармливании. При этом объем и количество кормлений должны сохраняться в полной мере и не уменьшаться

    Плюсы педагогического прикорма:

    • ребенка не отделяют от общего для всей семьи приема пищи;
    • детский ЖКТ продолжает поддерживаться ферментами из грудного молока;
    • кусочки пищи могут не перевариваться полностью, но они будут стимулировать выработку нужных ферментов;
    • ребенок сразу учится жевать небольшие кусочки еды, пользоваться ложкой и вести себя за столом;
    • у малыша не возникает проблем с аппетитом;
    • после 9 месяцев ребенка уже можно будет оставить на целый день с кем-то из взрослых и он сможет есть то, что и все.

    Введение педагогического прикорма: возможные проблемы и пути их решения

    • У каждого ребенка до определенного времени сохраняется выталкивающий рефлекс и вначале введения прикорма малыш может выталкивать пищу языком. Не спешите. Предлагайте еду ненавязчиво.
    • Если ребенок не может проглотить кусочек еды, уменьшайте порцию. Пусть это будет совсем-совсем малюсенький кусочек, но ребенок сможет почувствовать его вкус, проглотить, а со временем и научиться жевать. Можно предложить малышу «запить» взрослую еду грудным молоком.
    • У ребенка может появиться диатез или расстройство. При педагогическом прикорме иногда бывает сложно определить, на что именно возникает реакция. Попробуйте скорректировать рацион всей семьи и готовить более простую и полезную еду (без копченостей, полуфабрикатов и обильного использования специй). Легкое покраснение кожи малыша не считается тревожным симптомом. Следите, чтобы состояние не ухудшилось, и предлагайте ребенку низкоаллергенные продукты. Если симптомы сохраняются в течение долгого времени, лучше отменить прикорм.
    • Не переживайте, если малыш перестал интересоваться взрослыми продуктами или стал их есть меньше. При условии, что грудное вскармливание организовано правильно, ребенок не останется голодным.

    Педагогический прикорм – видео

    В этом видео вы узнаете: что такое педагогический прикорм для малыша; как и когда его можно вводить; с каких продуктов лучше начать; как сделать такой прикорм безопасным для ребенка и легким для мамы.
    О плюсах и минусах педагогического прикорма беседуют педиатр Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей.

    Педагогический прикорм – это еще один метод стать ближе к своему ребенку. Вы поддержите естественное развитие малыша и поможете ему мягко адаптироваться к пищевому рациону взрослых. Сидя за одним столом с родителями, ребенок сможет почувствовать себя полноправным членом семьи и быстро освоит основные навыки поведения во время еды.

    Педагогическим бывает не только прикорм. все больше и больше родители увлекаются разными методиками развития: , . Выбирать вам, как воспитывать своего ребенка.

    Разрешаете ли вы своему малышу пробовать взрослую пищу? В каком возрасте вы начали вводить ребенку педагогический прикорм и пришлось ли вам корректировать при этом меню всей семьи? Поделитесь своим мнением в комментариях.

    Что представляет собой педагогический прикорм? С чего начать введение продуктов? Какие сроки рекомендуют педиатры? Есть ли особенности педагогического прикорма для малышей на грудном вскармливании и детей-искусственников? Особенности техники кормления новой пищей ребенка первого года жизни.

    Термин «педагогический прикорм» возник несколько лет назад. Его противопоставили прикорму педиатрическому, который создавался на мощной научной базе в течение всего двадцатого века. По этой причине данный вид введения новых продуктов в рацион малыша считают необоснованным. Действительно, научного подкрепления у него нет. Но консультанты по грудному вскармливанию советуют присмотреться повнимательней к его особенностям.

    Принципы педагогического прикорма

    Современная система прикорма, - рассказывает консультант по естественному вскармливанию Ксения Соловей, - не учитывает множество факторов. Еда вводится не в ответ на потребности ребенка, готовность его организма к усвоению новой для него пищи, а потому что так надо. Разработаны десятки рекомендаций, когда и какие продукты нужно использовать, созданы таблицы объемов и норм. Педагогический прикорм этим нормам не подчиняется. Он позволяет маме и ребенку организовать знакомство с новой пищей в более комфортном режиме.

    Педагогический прикорм не преследует целью введение каких-либо продуктов. Ребенка не стремятся накормить. Данная техника обеспечивает формирование интереса малыша к пище, становление навыков культуры еды и поведения за столом. Она стремится исключить опасное последствие «насильственного кормления» - отказ ребенка от еды.

    Основные правила педагогического прикорма.

    • Не по календарю. Главным аспектом начала прикорма становится не возраст ребенка, а его готовность к получению незнакомой пищи. Учитываются факторы физиологического и психологического развития. При этом раньше шести месяцев знакомство со «взрослыми» продуктами не начинают. До этого периода, согласно рекомендациям ВОЗ, кормление ребенка осуществляется исключительно грудным молоком или адаптированной молочной смесью.
    • Без изменения консистенции. Ребенок знакомиться с продуктами в том виде, в каком они находятся в тарелке у родителей. Пища не пюрируется. Главное требование - соблюдение членами семьи здорового рациона, в который входят мясные продукты и рыба, злаки, молочные и кисломолочные продукты. На столе не должны присутствовать колбасы, сладости, ограничено количество жареной пищи.
    • Одинаковая еда для всех. Для малыша не готовят пищу отдельно. Он ест те же продукты, что и другие члены семьи.
    • Из маминой тарелки. До тех пор, пока кроха не умеет держать ложку, он пробует новую пищу из тарелок родителей. В возрасте девяти месяцев можно предложить ему собственную тарелку и посадить на личный стульчик.
    • Только грудное вскармливание. Педагогический прикорм при искусственном вскармливании не применяется. В его основе - поддержание полноценного грудного вскармливания до достижения ребенком года и старше. В этом случае малыш получает из маминого молока не только основные питательные вещества, витамины, микроэлементы, но и ферменты, необходимые для усвоения новой пищи. Искусственные смеси таких компонентов не содержат. Поэтому для малышей-искусственников прикорм должен осуществляться по педагогической схеме.

    Система педагогического прикорма как раз и была разработана для малышей на искусственном питании, - уточняет консультант по лактации Лилия Казакова. - Перетертая, пюрированная еда, продукты в баночках придуманы американскими педиатрами для того, чтобы максимально мягко перевести незрелую пищеварительную систему искусственника на более грубую пищу. Детям на грудном вскармливании это не нужно. Они сразу могут получать качественные и свежие продукты в их естественном виде.

    Главное преимущество такого подхода заключается в том, что малыш знакомится не с едой как таковой, а с традициями своей семьи по принятию пищи. Отсутствует необходимость приготовления для него индивидуальных блюд. А грудное вскармливание, как основной источник всех ценных веществ для организма крохи, сохраняется в течение всего первого года его жизни и в дальнейшем.

    Техника

    Концепция педагогического прикорма не требует насыщения новыми продуктами. Согласно ей ни одно полноценное кормление грудью не должно вытесняться иным рационом, так как никакой продукт не сопоставим по качеству и ценности для детского организма с маминым молоком.

    Педагогический прикорм при грудном вскармливании следует начинать лишь тогда, когда ребенок готов к нему. Об этом свидетельствуют следующие признаки.

    • Физические. Ребенок уже научился удерживать в ручках предметы, умеет подносить ладошку с ее содержимым ко рту. Может показать, что конкретная пища ему интересна, демонстрирует желание находиться за столом с другими членами семьи. Для жевания он использует десны, а при попадании на язык пищи у него не возникает выталкивающее движение.
    • Пищевой интерес. Ребенок должен проявлять внимание именно к тому, что находится в тарелках старших членов семьи, а не только к столовым приборам и другим предметам на столе. Кроха требует новую пищу и не соглашается покидать стол, пока не получит желаемое. Пищевой интерес проявляется регулярно.
    • Физиологические. Эта группа признаков основана на дозревании желудочно-кишечного тракта ребенка до того уровня, чтобы потреблять какую-либо другую пищу, кроме грудного молока. До взрослого уровня еще, безусловно, далеко. Но уже сейчас у малыша не возникают аллергические реакции, если он попробовал что-то новое. Не происходит рвота на «взрослый» продукт или нарушение работы кишечника.

    Введение прикорма до момента развития всех указанных признаков опасно для малыша. Поэтому не спешите предлагать ему что-то незнакомое ровно в шесть месяцев. Подождите недельку, другую, понаблюдайте за ребенком. Одни детки полностью готовы к прикорму в этом возрасте, другие приходят к этому значительно позже, в семь и даже в восемь месяцев. Поэтому вопрос, когда начинать педагогический прикорм, по отзывам консультантов по грудному вскармливанию, следует решать индивидуально.

    Ребенку в возрасте до восьми месяцев основательный прикорм не нужен, - уточняет консультант по лактации Ксения Соловей. - Малыш должен получать грудь по требованию, как раньше. Заменять даже одно кормление грудью не нужно, так как именно в мамином молоке содержатся все необходимые вещества для крохи. Энергетическая значимость прикорма начинает проявляться ближе к девяти, десяти месяцам.

    Подготовка

    Непосредственному получению новой пищи должна предшествовать «подготовительная работа». Мама и другие члены семьи знакомят ребенка правилам поведения на кухне, за столом. Для этого его берут с собой на семейные ужины и завтраки, мама позволяет находиться рядом, когда готовит пищу.

    В возрасте с четырех месяцев ребенок активно интересуется столовыми приборами и другими предметами на кухне. Но этот интерес - вовсе не пищевой. Не отказывайте малышу в удовольствии играть с безопасными столовыми аксессуарами. Но контролируйте его поведение, когда он находится у вас на руках. Ваша задача - заинтересовать его процессом потребления пищи, а не теми предметами, которые этот процесс сопровождают.

    Первое знакомство

    Техника первого знакомства с новой пищей выглядит следующим образом.

    • Мама собирается завтракать. В ее тарелке находятся вкусные, свежие и безопасные продукты, например, творог, хлеб, сыр, печенье.
    • Кроха сидит на руках со своей ложечкой. Сначала малыш играет с ложкой, но когда мама приступит к еде, неизменно заинтересуется содержимым ее тарелки.
    • Кроха тянется за едой. Мама предлагает ему микродозу одного продукта. Под термином «микродоза» консультанты по грудному вскармливанию понимают маленький кусочек, буквально со спичечную головку.
    • Кроха кушает новый продукт. Или выплевывает его. В каждом случае первое знакомство состоялось.
    • Ребенок просит еще. Если новая пища понравилась, можно дать микродозу этого продукта три раза в течение одного приема пищи.

    Особенно понравившиеся продукты малыши начинают просить ежедневно. Не торопитесь увеличивать их объем в рационе. В течение трех-пяти дней продолжайте давать их в указанной «микродозе». И только если не отметили негативных реакций, через пять дней можно довести их количество до чайной ложки.

    Правила поведения за столом

    Поощрение интереса ребенка к еде на вашем столе не означает возможность его полной свободы действий. Ведь педагогический прием призван научить его вести себя за столом, кушать в коллективе, получать удовольствие от пищи.

    • Не позволяйте малышу безобразничать в тарелке. Расположите его на руках так, чтобы иметь возможность отодвинуть тарелку в сторону или прикрыть ее рукой.
    • Предлагайте ту еду, к которой ребенок проявил интерес, то есть потянулся за ней руками. Не настаивайте на том, чтобы он попробовал не привлекающую его пищу.
    • Позвольте ребенку попробовать каждый понравившийся ему продукт в микродозе. За один прием пищи количество микродоз не должно превышать трех.
    • Откажитесь от кормления лишь одним продуктом. Достаточно быстро малыш потеряет к нему интерес.
    • Показывайте, какое удовольствие вы получаете от потребления конкретного продукта. Например, с наслаждением съешьте хрустящее яблоко. Это обязательно заинтересует кроху, и он потребует попробовать новый продукт.

    Крайне важно, чтобы рацион малыша составляли именно те продукты, которые ест мама. Это позволит ему получить с грудным молоком необходимые ферменты для переваривания пищи.

    Едим сами

    Собственный стульчик за общим столом позволит ребенку почувствовать себя полноценным членом семьи. Во время обеда или ужина можно предложить крохе овощи или фрукты на пробу. Это могут быть лишь жесткие продукты, от которых сложно откусить большой кусок, например, яблоко, морковь, тыква. Можно попробовать и сушку, сухарик.

    • Следите за тем, как малыш ест. Не позволяйте откусывать крупные куски.
    • Предлагайте кушать из своей тарелки. Сделать это можно будет ближе к девяти месяцам, когда у ребенка сформируются один-два прикорма.
    • Следите за чистотой. Первые попытки покушать самостоятельно всегда приводят к размазыванию еды по столу. Убирайте все разлитое и рассыпанное, так как малыш должен привыкать кушать в чистоте.

    Грудное молоко остается главным пищевым продуктом в рационе ребенка. При введении педагогического прикорма оно сопровождает окончание каждой трапезы. Малыши любят запивать новые продукты маминым молоком. В этом есть преимущество! Содержащее пищеварительные ферменты, оно поможет организму усвоить полученную пищу.

    В возрасте после года рацион малышей существенно расширяется. Вернее, их стол практически ничем не отличается от стола других членов семьи. Они кушают первые и вторые блюда, редко прикладываясь к груди после обеда или ужина. При этом кормления перед сном и в течение дня сохраняются. Малыш продолжает активно сосать грудь в подутренние часы.

    Педагогический прикорм - не просто модное направление или способ облегчить жизнь маме. Это идеальная возможность знакомить ребенка именно с той едой, которую принято есть в вашей семье. Он формирует правильные пищевые привычки и пристрастия, поэтому перед родителями не возникает проблема накормить малыша. Благодаря тому, что его сопровождает грудное вскармливание, ребенок получает все необходимые вещества для физического и социального развития.

    Распечатать

    
    Top