Доклад " экологическое воспитание в условиях школы-интернат". Экологическое воспитание

ОГБОУ« Елатомская школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

на тему: «Экологическое воспитание в условиях школы – интерната».

Выполнила:

Жукова Н.А.

Экологическое воспитание в условиях школы – интерната.

Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель.

Цель экологического воспитания обучающихся, воспитанников школы-интерната – формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.

Задачи экологического воспитания:

    Образовательные - формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;

    Воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;

    Развивающие – развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья

В школе закладываются основы экологической культуры детей. Здесь они впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.

Формы работы : коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические декады и др.

Экологическое воспитание в интернате начинается с самых простых вещей: например, с умывания по утрам и вечерам. Мы обращаем внимание детей на то, что чистая вода нужна всем.

Экологическое воспитание неотделимо от других направлений воспитания – умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданско-правового. Особое значение воспитатели уделяют здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающие болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые вода и воздух. Мы учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т. д. В классах прошло занятие о вредных привычках»

Развлечения, игры, спорт на свежем воздухе – проверенные средства укрепления здоровья и ознакомления с природой. Ребята с удовольствием играют в спортивные игры на школьной спортивной площадке.

Трудовые хлопоты во дворе школы, операции «Чистый двор», субботники дают возможность получить практические умения и навыки деятельности в природе.

Большую роль в экологическом воспитании наших детей играют экскурсии, выезды на природу, наблюдения в природе. Здесь природа, и её объекты выступают мощными средствами воспитания, формирования знаний о природе, экологического мышления, поведенческого компонента, воспитания чувственной сферы личности.

Дидактические игры – отличное средство систематизации и закрепления знаний о природе. Они проводятся с ребятами индивидуально или группой на занятиях или в досуговое время.

Нельзя не упомянуть об экологии школьного жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т.к многие проживают в интернате, вдали от дома, а также об организация здоровьесберегающей среды. От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми, вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит эмоциональное и психическое и физическое здоровье воспитанников. Термин «Социальная экология» - раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды, актуален и для нас, коллектива воспитанников и сотрудников. Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальнях, классах, интернате, систематически проводят трудовые десанты по генеральной уборке столовой, бытовых комнат, классов, территории школы, заклеивают на зиму окна, соблюдают чистоту и порядок в школе и интернате, ходят в сменной обуви. В интернате педагогами-воспитателями проводится большая работа по организации досуга детей, качество которого способствует хорошему эмоциональному климату в коллективе.

Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Педагоги учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё.

Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В школе проводится различными мероприятиями на экологическую тему (конкурсы плакатов и рисунков, праздник птиц, «Праздник урожая», конкурсы знатоков природы и другое).

Работу по воспитанию экологической культуры можно проводить на всех занятиях, которые проводятся в школе.

Я считаю, что наша работа по экологическому воспитанию способствует формированию:

знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.

интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.

Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • -образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • -воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • - развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

  • 1. непосредственное познание природы;
  • 2. школьное экологическое воспитание;
  • 3. средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы , которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром". Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получают в курсе "Природоведение".

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть рироды, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой - в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения - в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно - оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.

В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога.

Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.

Как актуальная социально - педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.

Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.

Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно - эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.

Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе - это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно - полезных действий. Они помогаю школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела.

Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.

Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.

В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.

Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.

Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.

Формы организации коллектива : кружок, секция, урок, конференция.

Формы работы:

  • · Внеклассная работа по предметам
  • · Практические работы в классе и на местности
  • · Экскурсии
  • · Походы
  • · Формы работы в ЛТО:

a. трудовая деятельность в лесничестве

b. экскурсии в природу

c. проведение старшеклассниками экскурсий для младших учащихся

d. труд на пришкольном участке

e. экологические походы

f. экскурсии в естественнонаучные музеи, ботанический сад

g. походы в историко-культурные места

h. просмотр видеофильмов

i. лабораторные практикумы.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в школе

учитель биологии и экологии МБОУ СШ №6 г.о.г. Выксы Нижегородской области.

Тел. 8317738964, 89103987582 , [email protected]

Сейчас, когда так остро стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, необходимо вести речь о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально – экономического развития, об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений людей.

Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Причем, социальные факторы в настоящее время, становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей. Экологическая проблема, прежде всего нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию.

Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой. Человек познает мир на протяжении всей жизни и самый важный период этого понимания – учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Нужно осознать, что современное состояние природы – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят внутри нас. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем.

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет. Ведущей деятельностью этого возрастного периода является общение, которое очень важно направить в позитивное русло с помощью поставленных задач.

Цель: Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребёнка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной.

Задачи:

  1. Сформировать экологическую культуру: усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
  2. Воспитать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  3. Вовлечь детей в участие в практических природоохранных мероприятиях, в интересную, познавательную и результативную исследовательскую работу;
  4. Привить школьникам навыки исследовательской и проектной деятельности;
  5. Организовать участие школьников в конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах проектов и исследовательских работ;
  6. Сформировать у школьников навыки участия в экологически ориентированной деятельности, развитие способностей к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  7. Сформировать у подростков социально-экологические компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в природе.

Основные направления реализации программы

Направления и мероприятия

1. Эколого-просветительская деятельность

Туристические маршруты, экскурсии

Распространение опыта и знаний

Участие и организация научно-практических конференций

Сотрудничество с лесным хозяйством города

Пришкольный лагерь (отряд экологической направленности)

2. Организация исследовательской деятельности

Экологическая тропа “Красная книга Нижегородской области”

Работа в питомнике Выксунского лесхоза

Экологический мониторинг “Здоровье моей школы”

Здоровьесберегающая роль комнатных растений

Проектная работа по декоративному оформлению пришкольного участка

3. Реализация проектной работы экологического воспитания через художественно эстетическую деятельность

Дизайн цветочных клумб школьного двора

Конкурсы, выставки, благотворительные мероприятия по теме “Экология”

Экологический театр

4. Природоохранная деятельность

Экологические акции

Марш Парков

Изготовление и размещение искусственных гнездовий для птиц

Формирование лесного массива

Ожидаемый результат

Привлечь максимальное количество детей к плодотворной природоохранной деятельности, привить любовь к природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами. Повысить активность детей, участвующих в экологических акциях, воспитать из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу Родины.

Процесс работы школьной экологической организации строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, входящие в экологическую организацию, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу.

  1. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005.
  2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: ЦГЛ. 2003.
  3. Новоселов А.А., Комнатное растениеводство методом водных культур. Пособие для учителей средней школы. Москва. 1959.
  4. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. Руководство для изучения зоологии в природе. Для учащих, учащихся и любителей природы. Часть 1. Ленинград. 1925.

Острота экологических проблем и неотложность их решения требуют разработки новых подходов к оптимизации социоприродного взаимодействия. Взаимодействие человека с природой - необходимое условие и предпосылка становления, существования и развития общества. Это взаимодействие противоречиво в самой своей сущности: человек не может существовать вне биосферы, в то же время само его существование есть ее непрерывное изменение, в результате которого происходят как позитивные, так и негативные явления. Достижение равновесия между развитием цивилизации, социума и природы есть цель, к которой стремится человечество, но, к сожалению, чаще всего не достигает ее.

В настоящее время деятельность человека затрагивает все геологические оболочки планеты и распространяется на околоземное космическое пространство. Возникает угроза таких необратимых изменений окружающей среды, которые могут сделать невозможным существование человека как биологического вида.

Одновременно экологическая ситуация оказывает значительное влияние на собственно социальную действительность: экономическую, политическую, духовную жизнь общества. Она заставляет человека переосмыслить сущностные основания своего бытия в мире, ценности и приоритеты общественного развития

На современном этапе актуальна разработка образовательной программы введения учащегося в окружающий мир (естественной и искусственно созданной природы и социальной культуры), построенной на идее социально-экологического развития и специфически преломляющей в себе все содержание образования.


Необходимость подготовки людей к решению экологических проблем потребовала сегодня экологизации всех сфер жизни и деятельности общества, содержания всех ступеней образования. Экологизация системы образования выступает важной характеристикой тенденции проникновения идей, понятий, принципов, подходов экологии в другие дисциплины, а также подготовку экологически грамотных специалистов самого различного профиля: инженеров, врачей, экономистов и др. Среди путей экологизации он отдает предпочтение точке зрения, отражающей экологизацию в системе непрерывного образования. При этом экологизация образования не должна быть механическим добавлением к общему образованию, она должна стать органичной частью системы образования в целом.

К настоящему времени сложились достаточно определенные предпосылки, способствующие решению проблемы социально-экологического образования: выявленная сущность социально-экологической науки, проектирующей его; накопленный историко-педагогический опыт образования в области окружающей среды; заинтересованность государства и общества в решении этой проблемы; постепенное осознание каждой личностью необходимости перестройки социально-экологических отношений.

Одним из направлений экологизации современного образования выступает социально-экологическое образование.

С позиций деятельностного подхода социально-экологическое образование предполагает особый вид образовательной деятельности, побуждаемой необходимостью решения социально-экологических проблем, выступающей важнейшим условием дальнейшего устойчивого развития общества, направленной на подготовку специалистов, способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения с природной средой на основе исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил природопользования. Социально-экологическое образование, как целостный педагогический процесс, представляет собой обучение и воспитание, целью которых выступает усвоение ими новых научных знаний об окружающей среде, современных видах и способах рационального природопользования; новых нормах взаимодействия со средой; освоение студентами новых социально-экологических технологий, сберегающих среду жизни для настоящих и будущих поколений; овладение опытом творческой (созидательной) деятельности в окружающей среде, опытом человеческого отношения к окружающей среде: отношения любви, бескорыстия, самопожертвования во взаимодействии с ней.

Экологическое образование выступает частью общего образования, позволяет углубить межпредметные связи, последовательно раскрывать основные аспекты взаимодействия общества, с природой в различных учебных предметах. Экологическое образование направлено на усвоение учащимися систематизированных знаний о взаимодействии общества и природы, формирование интеллектуальных и практических умений рационального использования и охраны природы. Оно включает в себя обучение и воспитание учащихся, которые ведут за собой развитие универсального, разностороннего – научного, нравственного, эстетического, экономического, юридического, практического отношений учащихся к природе как объекту труда и среде жизни человека.

Все ранее изложенное позволяет утверждать, что объектом отражения общего экологического образования выступают все области экологических отношений, присущих различным формам движения материи. При этом, каждой форме свойственны свои объектные отношения, являющиеся предметом исследования соответствующей науки с экологическим компонентом и предметом соответствующего образования. Высшая форма движения – социальная – необходимо взаимодействует с другими формами, более низкого порядка, поэтому в социально-экологическом образовании должны быть отражены и эти отношения, а также необходимость сохранения потенциала среды для их дальнейшего существования, функционирования и развития. Иными словами, если в свое время взаимодействие общества со средой выступало объектом исследования наук и человеческого сознания, а в последнее время это взаимодействие стало предметом социально-экологической науки, то и в экологическом образовании: если на этапе своего становления оно отражало объект науки и сознания, т.е. общество и природу, их взаимодействие, то в настоящее время предметы начинают “отпочковываться” от основного объекта и отображаться соответствующей ветвью экологического образования, в частности, социально-экологическим. В связи с этим возникает необходимость переосмысления сущности общего экологического образования, определения филиативных направлений.

Одним из них, как уже отмечалось, является социально-экологическое образование. Оно призвано отражать собственно систему “общество-природа”, взаимодействия между ее элементами. Иначе говоря, эта система отражает сущность содержания социально-экологического образования школьников. С другой стороны социально-экологическое образование – это, прежде всего, процесс.

Cоциально-экологическое образование представляет собой психолого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знаний научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, нравственных принципов, определенной ориентации и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Все ранее изложенное позволяет подойти к определению сущности понятия “социально-экологическое образование ” как одной из подсистем общего и общего экологического образования. Очевидно, что оно отражает сложнейшие функциональные системы, какими являются природа, общество и образование. Последнее выступает в качестве одной из форм культуры. Взаимодействие двух первых элементов обусловлено объективными связями общества с природой. Третий элемент – образование – также определен жизненно важной для общества необходимостью сохранения и воспроизводства окружающей среды, что реально при условии специальной подготовки людей, ориентированной на изучение, использование, сохранение и восстановление среды, причем, на всех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Такая подготовленность реализуется, если в содержание обучения и воспитания включены знания о взаимодействии общества со средой, его видах и способах, нормах и правилах природопользования; связанные с этими знаниями умения и навыки интеллектуальной и практической деятельности в среде; личностные качества, содействующие оптимальному взаимодействию с природой.

Иными словами, социально-экологическое образование предполагает целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий взаимосвязей с природной средой; к ее вхождению в социально-экологические процессы, сознательно направленные на гармонию в отношениях при соблюдении исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил социально-экологических взаимодействий, сохраняющих и восстанавливающих биологическое, социальное и культурное равновесие, сберегающих среду жизни для будущих поколений. Социально-экологическое образование выступает одной из форм накопления и отражения социально-экологических ценностей (естественной психологической, педагогической этнической, социальной, трудовой, экономической). В процессе его практической реализации осуществляется усвоение этих ценностей, позволяющих удовлетворять соответствующие потребности. В условиях образовательного учреждения усвоение содержания социально-экологического образования школьников предполагает и определенный результат, который в самом общем виде заключается в культуре отношений со всеми элементами среды; в соответствующей степени готовности личности к социально-экологическим взаимодействиям; в необходимом объеме адекватных знаний, умений и навыков.

Первой ступенью системы непрерывного экологического и социального образования является дошкольная ступень. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие личности, закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру - природе, другим людям, культуре.


Top