Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна. Изменения в природе»

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.
  • Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.
  • Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Закреплять навыки послогового чтения и составления слов из слогов.

Словарная работа: скворечник, веснянка, проталинка.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа: чтение: потешки о солнце, весне.

  • И. Соколов – Микитов «Март в лесу»
  • В. Бианки «Когда наступает весна»
  • К. Ушинский «Весна»

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит наступает
Настоящая весна.

– А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость) . А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями предложение) Мы живем на севере, весна у нас запоздалая и часто приходит неожиданно, и мы очень удивляемся этому. Неужели? Весна пришла? А как удивился и обрадовался приходу весны (Саша, Оля)
– А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.

Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)

Выставляется открытка весны.

– У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)

– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)

– Спасибо, ребята, и сестры довольны, что вы им помогли, а Весна приглашает вас в хоровод.

Хоровод – «Веснянка»

1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.

2. Прилетели журавли
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы.

3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

– Ребята, нашей Веснянке очень хочется узнать, какие признаки весны мы с вами знаем? Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной» (Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
– Веснянке очень понравилось, что вы много знаете о весне, о признаках весны. Теперь веснянка уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки. (Воспитатель выставляет картину, на которой изображены деревья, снежная полянка. По ходу занятия после ответов детей на картине появляются изображения солнца, темного снега, ручья, птиц, проталин, подснежников). Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Солнца. Ответы детей полным предложением).
– Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его. (Солнышко, колоколнышко, солнышко-ведрышко, солнышко красное) Дети вспоминают и читают наизусть потешки о солнце.
– Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
– Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». А как бы произнесло Солнышко радостную весть «Весна пришла»?
– Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный) .
Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца. А как произнесет снег новость «Весна пришла?», с какой интонацией? Произнесите слова снега. А во что он превратился, вы скажете, когда послушаете музыку. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
– Вот и растаял снег и превратился… Во что же превратился снег?
– И побежал весенний ручеек.
– А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)
– Бежит ручеек, радуется и приговаривает: «Весна пришла».
– А как радуется ручеек приходу весны? Радуется природа и первому весеннему дождю. А вы хотите почувствовать первый весенний дождик. (Дети встают друг за другом)

Массаж спины

Дождик бегает по крыше похлопывают ладошками по спине впередистоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, –
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом-бом-бом!

– Вот и ожила наша картина, засияло солнышко, растаял снег, зажурчал ручей, потянулись на Родину перелетные птицы.
– Какие птицы возвращаются? (Ласточки, жаворонки, журавли, грачи, скворцы) А какие зазывалки вы знаете о птицах?

1. Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье!

2. Журавли зовут:
Курлы-си, курлы-си,
Полети-ка по Руси!

3. Синички-сестрички, тетки-чечетки,
Циглята-молодцы, воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы по воле поживайте,
К нам весну скорей ведите!

– А как люди ждут первых птиц, вестников весны? Чем мы им можем помочь?
– Получилась ли у нас весенняя картина или мы что-то забыли?
– На весенних проталинах появляются цветы. (Подснежники)

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

– Дорогая Веснянка, тебе понравилась наша ожившая картина? А наши ребята еще хотят порадовать Веснянку.

Инсценировка стихотворения

Ну, Весна!
Как дела?
– У меня уборка.
– Для чего тебе метла?
– Снег смести с пригорка.
– Для чего тебе ручьи?
– Мусор смыть с дорожки.
– Для чего тебе лучи?
– Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.

– Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове «весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких словах как солнце, сосулька, снеговик?
– У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:

  • Весной ручей какой? – весенний.
  • Весной на лице появляются что? – веснушки.
  • Как ласково называют весну? – веснянка.

– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево», составим из слогов слова на весеннюю тему. (Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).

– Весна приготовила нам кроссворд «Весна пришла»

Кроссворд

1. Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась … (верба) .

2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель ).

3. Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (подснежник ).

4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

5. Эта гладкая дорога
Пролежит совсем немного.
Как пройдет по ней весна,
Вся разрушится она. (Лед)

6. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)

7. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (скворец) .

8. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)

9. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето. (Трава)

Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».

Воспитатель ГБОУ Гимназия №1552 Город Москва Капитанская Елена Александровна

Цель:

  • показать знания и умения детей, полученные на занятиях.

Задачи:

Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна» , совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.

Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация.

Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: «Весна» .

Материалы и оборудование: фланелеграф, мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев.

Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, физ. минутка.

Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно. И сегодня я буду весной. Я долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков. Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.

(На флонелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны) .

Воспитатель: Какая весна?

Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.

Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.

Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово» , только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом) .

Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)

Воспитатель: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?

Назовите первый месяц весны? Третий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?

В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней) .

Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают) .

Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их. (На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать- и -мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница) . Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.

Дети: - Да, мы знаем.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.

  1. Март, апрель, май, декабрь.
  2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
  3. Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.
  4. Бабочка, шмель, пчела, воробей.

Воспитатель: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.

Физминутка:

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг (руки в стороны)
Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер
Расстилается ковер
И направо и налево
К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули (руки вверх)
Отдохнуть мы все успели.
И на место снова сели.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите какая картинка у меня, давайте составим рассказ. (составляют рассказ) .

Дети: - Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы. Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.

Воспитатель: Молодцы, а кто знает стихи о весне, цветах, птицах. (дети читают стихи)

1 ребенок:

Рядом с сосенкой подснежник
Смотрит в небо - светлый, нежный
Что снежинки лепестки!
Не тяни к нему руки -

Вдруг растают лепестки!..

2 ребенок:

Воробей взъерошил
Пёрышки-
Жив, здоров
И невредим.

Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.

3 ребенок:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

4 ребенок:

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях - грачей цепочки,

Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.

5 ребенок:

Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.

Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.

Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.

Березу одели листочками.

Играли с мячом (называли весенние признаки) .

Читали стихи.

Составили рассказ о весне.

Воспитатель: Наше занятие закончено. Спасибо всем.

Тема занятия: «Добрая фея весна»

Скороговорка дня:

Ручейки, теките,

Ко реке бегите.

Говорите реченьке

Ласковые реченьки.

Цель занятия: организация практической работы детей, направленной на самостоятельное изучение природных объектов.

Оборудование и материалы : кукла фея Весна, металлическое ведро, корзина, эмблемки животных, цветная бумага.

Часть 1. Здравствуй, Весна!

Цели: актуализация, дополнение и использование знаний о весне; развитие речи; использование навыков само презентации.

Составляем описание «Загадки о весне».

Педагог. Угадайте, кто к нам сегодня придет в гости? Я загадаю вам загадки о нашей гостье.

День прибывает,

Солнце припекает,

Птицы прилетают.

Когда это бывает?

Вот проклюнулись листочки,

Травка первая видна —

Это в солнечном платочке

Приближается... (весна).

Педагог. Вы уже много знаете о весне. Посмотрите на рисунки и попробуйте сами придумать загадки о весне.

Начинаем с простого описания: в какое время года бывает капель? Когда прилетают с юга птицы?

Затем подбираем простейшие рифмы: подснежник расцветает, солнце пригревает, птицы прилетают. Когда это бывает?

Можно собрать все детские строфы в одно общее стихотворение:

Подснежник расцветает,

Белый снежок тает,

Ласточка поет,

Ручеек тенет,

Почки раскрываются,

Грачи возвращаются,

Поле зеленеет,

Дети веселеют!

О ком наш стишок?

Угадай-ка, дружок! (О весне.)

В гости к детям приходит Весна.

Весна . Здравствуйте, ребята. Я — Весна, всем мила, всем красна. Давайте знакомиться.

Дети знакомятся с Весной. Каждому ребенку предлагается сказать о себе несколько слов: во что любит играть, что любит делать, кем хочет стать и т. д.

Весна . Я хочу пригласить вас в гости. В моем доме еще не слишком тепло, не очень уютно, но уже можно увидеть много интересного!

Дети отправляются вместе с Весной на прогулку.

Часть II. Найди весну!

Цели: формирование навыков наблюдения за природными объектами, формулировки их результатов; развитие слухового восприятия, воображения; формирование элементарных умений, связанных с экспериментированием; использование навыков устного счета, составления арифметических задач.

Наблюдение «Кто больше?»

Педагог. Смотрите, ребята, еще много снега вокруг, но присутствие весны становится все заметнее.

Дети делятся на команды, каждая из которых должна постараться найти за отведенное время как можно больше признаков весны.

Педагог (подает команду к началу соревнования).

Глазки, посмотрите

И весну найдите!

Дети (по результатам наблюдений). Солнышко яркое, видны проталины, птицы собирают веточки для строительства и ремонта гнезд, «плачут» сосульки. Почки на деревьях становятся все больше, скоро на их месте будут маленькие ярко- зеленые листочки.

Игра «Услышь весну!»

Педагог. Ушки, слушайте внимательно и услышите обязательно весеннюю капель (подставляет пустое металлическое ведро под тающие сосульки) — поют сосульки песенку, зовут весну; услышите и пение птиц.

Экспериментирование «Прикоснись к весне ладошкой!» Потрогаем руками лавочку, ствол дерева — они теплые. Сделаем вывод: солнышко пригревает сильнее. Поднимем снег на лопатке — тяжелый. Сделаем вывод: снег уже тает. Посмотрим внимательно — в разгар зимы снег был чистым, белым, искрился, блестел. Сейчас он стал рыхлым, темным.

Весенние задачки. Придумываем задания и задачи о весенних превращениях, которые видим вокруг. Попытаемся представить эти изменения количественно.

Примерные вопросы

Сколько сосулек выросло на окне, под крышей?

Где больше сосулек?

Кто найдет самую длинную сосульку?

Сколько сосулек плачет?

Определите длину и ширину проталины в шагах.

Сколько шагов от лавочки до ручейка?

Дидактическая игра «Весенние чудеса в корзинке».

Педагог. Каждый весенний день просто переполнен чудесными событиями. Давайте соберем весенние чудеса в волшебную корзину. Я положу в корзину подснежник (снежок, сосульку, проталину, первые листочки, ручеек и т.д.).

В «волшебную» корзину можно «положить» любые весенние события, явления, природные объекты.

Подвижная игра «Зайка серый».

Фея Весна . Хотите, научу вас играть в новую игру? В разных частях игровой площадки развешиваются изображения (эмблемки) медведя, лисы, барсука, ежа, муравья, бабочки и т. д. Все дети «превращаются» в веселых зайчат. Нужно внимательно слушать и выполнять действия, встречающиеся в тексте.

Фея Весна. Давайте потренируемся, как зайчики будут умываться: мыть носик, чистить хвостик, ухо? Как будут вытираться? Как скакать? {Дети показывают.) Как будем добираться в гости к медведю? К лисе? {Дети прыгают в нужном направлении.)

Начинаем игру:

Зайка серый умывается —

Видно, в гости собирается.

Вымыл ухо, вытер сухо!

И поскакал: скок-поскок, скок-поскок!

Фея Весна (обращаясь к одному ребенку). Куда скачешь? К кому в гости?

Ребенок называет одного из животных, эмблемы которых развешены на игровом поле, и все скачут в нужном направлении.

Педагог. Добрались до медвежьей берлоги. Скоро медведь проснется, будет отъедаться после зимней спячки. А вот и нора барсука! Он уже проснулся! А лиса в своей норе уборку затеяла. Весной у нее появятся лисята — маленькие, пушистые. Вот муравьишкин дом — муравейник. Когда станет теплее, муравьишка, как и другие насекомые, выберется из своего укрытия, и закипит работа. Будет он муравейник чинить, еду добывать, чтобы личинок своих кормить...

Елена Рыжикова
Открытое занятие в старшей группе «Весна пришла»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад комбинированного вида №23 «Малыш» г. Альметьевска»

Интегрированная непосредственная

образовательная деятельность на тему : «Весна пришла »

Воспитатель МАДОУ №23

Рыжикова Елена Герасимовна

г. Альметьевск 2015

Конспект образовательной деятельности в старшей группе .

Тема : «Весна пришла »

Программное содержание :

Интеграция образовательных областей : Коммуникация, Познание, художественно-продуктивная деятельность, Социализация.

Развивающие :

развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику

Образовательные :

Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны ;

расширить знания детей о весне ;

обогатить и активизировать словарь детей по теме;

Воспитательные :

воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы

Активизация словаря :

Закрепить в речи детей : проталинки, цветень.

Оборудование.

Картины с иллюстрациями о весне , мяч, листы белой бумаги, китайская капуста для изображения солнца, краски, кисточки.

Методы и приемы :

Игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Предварительная работа. Беседы о весне , солнце. Заучивание загадок, чтение сказок, стихи о весне , приметы весны .

Структура ОД.

Воспитатель : Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся.

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель : А мы что только на русском умеем здороваться?

Дети : Исэнмесез.

Воспитатель : Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку :

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… .

Дети : Весна .

Воспитатель : К нам пришла замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Мы долго ждали весну значит какая она ?

Дети : Долгожданная.

Воспитатель : У меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, что сегодня утром принес почтальон. Это посылка. От кого она? Нет обратного адреса. Но к посылке прикреплены карточки с буквами, давайте попробуем сложить из них слово.

Дети : выполняют задание.

Воспитатель : Получилось слово ВИННИ ПУХ.

(зачитывает письмо)

Воспитатель : Винни-Пух приглашает ребят в гости в весенний лес. Попасть к нему могут только те, кто преодолеет все препятствия. Ребята, хотите в гости к Пуху? Готовы выполнить все задания? Тогда в добрый путь.

(Задания написаны на картинках, с изображением подснежников) .

1 задание.

Воспитатель : А какие весенние месяцы вы знаете?

Дети : март, апрель, май.

Воспитатель : Ребята, как в народе называли март?

Дети : март- капельник

Воспитатель : Почему?

Дети : Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель. Снег на крышах тает, капает вода.

Воспитатель : А как называли апрель?

Дети : апрель-водолей.

Воспитатель : Почему?

Дети : Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются.

Воспитатель : Как называли май?

Дети : май цветень.

Воспитатель : Почему?

Воспитатель : В мае расцветают деревья и кустарники , распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы.

2 задание.

Воспитатель : Ребята, а зиму с весной не перепутаете ? Давайте, проверим.

Зима ушла,

Дети : а весна … (пришла ) .

Воспитатель : Зима холодная,

Дети : а весна … (теплая) .

Воспитатель : Зимой солнце морозит,

Дети : а весной (греет) .

Воспитатель : Зимой сугробы высокие,

Дети : а весной (низкие) .

Воспитатель : Зимой надевают шубы,

Дети : а весной (куртки) .

3 задание.

«Исправь ошибку»

Засветило солнышко, стало теплее, пришла пора ставить праздничную елку.

Прилетели грачи, потому что пришла зима .

Бегут ручьи, потому что выпал снег.

Дети садятся за столы.

4 задание.

Воспитатель : Ребята, скажите весеннее солнышко какое?

Дети : Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное.

Воспитатель : Винни пух просит нас изобразить солнце нестандартным способом, с помощью китайской капусты. Мы ведь мастера на все руки поэтому справимся.

Выполнения задания.

Появляется ВИННИ ПУХ.

Винни пух : А вот подарки вам, ребята!

Чупа – чупсики для вас!

Вы ребята, молодцы,

Через все прошли преграды

Получайте леденцы!

И с гостями попрощайтесь

На прогулку собирайтесь!

Рефлексия :

1. Ребята, на какую оценку вы справились со всеми заданиями?

2. Скажите, каким было наше путешествие?

3. Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?

4. Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?

Конспект открытого занятия в старшей

группе по теме: «Весна».

Задачи :

Образовательные: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие: 1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия. 2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями. 3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, такая, потому что.

Воспитательные: 1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников. 2. Способствовать формированию интереса детей к природе.

Словарная работа: весна – красна, капель, ледоход, половодье, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: фланелеграф с макетом березки и листочки, ноутбук для показа примет весны, мультимедийный проектор.

Ход занятия.

Воспитатель: – Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. А сейчас отгадайте загадку:

Дел у меня не мало -

Я раскрываю почки, В зеленые листочкиДеревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна,Зовут меня …

Дети: – Весна.

Воспитатель: – Правильно, весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и

снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Какая она?

Посмотрите, какую березку я принесла с собой, но она стоит без листиков.

За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький

листочек, а вы будете «одевать» нашу березку, и мы посмотрим какой она

(На фланелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку за каждый правильно названный признак весны).

Дети: – Веселая, красная, добрая, солнечная… и т.д.

Воспитатель: – Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой.

Значит, вы знаете много слов о весне.

Воспитатель: – Садитесь поудобнее, сейчас я вам покажу приход весны на экране, а вы

скажете что увидели.

(Включается ноутбук, и показываются слайды о весне)

Дети: – Оживает природа и насекомые.

– Медведь просыпается в берлоге.

– Прилетают птицы.

– Птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

– Появляются первые цветы.

– Текут бурливые ручейки.

Воспитатель: – А почему весну называют красной?

Дети: – Потому что она красивая и все ей рады.

Воспитатель: – Кто назовет мне весенние месяцы? Как называется первый месяц весны?

– Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему? Март-капельник, протальник. Апрель-водолей, березень. Май – травень, цветень.Воспитатель: – А сейчас посмотрите на экран.

(Показываются слайды по каждому месяцу с весенними приметами)

Воспитатель: – Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.

Ф и з м и н у т к а. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел Шевельнулся, потянулся – Взвился вверх и полетел. (Повторить 2 раза )

Воспитатель: – А давайте сейчас немного поиграем. Посмотрите на экран.

(Показываются слайды с играми и весенними загадками)

Воспитатель:- Молодцы! О каком времени года мы сегодня разговаривали? Что нового вы узнали?

Воспитатель:- Наше занятие окончено, до свидания.


Top