Потеря энергии человека или кто и что съедает вашу энергию. Потери электроэнергии: причины и методы борьбы

23/01/2014

Одна из важных для энергетической отрасли проблем сегодня – потери электроэнергии при транспортировке по сетям. Для потребителей они отрицательно сказываются на качестве электроснабжения, а для энергопредприятий – на их экономике. Также энергопотери негативно отражаются на функционировании всей системы электроснабжения. Их называют фактическими или отчетными. Такие потери представляют собой разность электроэнергии, между той, которая поступила в сеть и той, которая была поставлена потребителям.

Классифицировать энергопотери можно по различным составляющим: характер потерь, класс напряжения, группа элементов, производственное подразделение и т.п. Мы же попытаемся их разделить по физической природе и специфике методов определений количественного значения. По этим параметрам можно выделить:

1.Потери технического характера. Они возникают при передаче энергии по электросетям и обуславливаются физическими процессами, которые происходят в проводах и оборудовании.

2. Электроэнергия, которая расходуется на обеспечение работы подстанций и деятельности персонала. Такая энергия определяется счетчиками, установленными на трансформаторах собственных нужд электростанций.

3. Потери, которые обусловлены погрешностями при ее измерении приборами.

4. Потери коммерческого характера. Это – хищения энергии, различия в показаниях счетчиков и произведенной оплатой потребителями. Их высчитывают по разнице между отчетными потерями и суммой потерь электроэнергии, указанной нами в первых трех пунктах. Энергопотери, которые возникают по причине воровства, зависят от человеческого фактора. Это – . А вот три первые составляющие происходят в итоге технологических потребностей процесса, именно о них сейчас пойдет речь.

Электроэнергия – продукт, который на пути от производителя до потребителя не требует дополнительных ресурсов на транспортировку, а расходует сам себя. Этот процесс неизбежен. Ведь, при передвижении автотранспорта из точки А в точку Б, мы тратим бензин, газ или энергию электродвигателей и воспринимаем это, как должное. Мы никогда не говорим, что при транспортировке груза «потери бензина составили 10 литров», обычно используется выражение «расход бензина составил 10 литров». Количество израсходованной электроэнергии, потраченной на транспортировку, как в примере с автомобилями, мы называем потерями. Суть этого термина в представлении людей несведущих – плохо организованный процесс транспортировки электричества, который может ассоциироваться с потерями при перевозке картофеля или зерна. Чтобы убедиться в обратном, рассмотрим пример.

При передвижении электроэнергия преодолевает сотни километров, такой процесс не может происходить без определенных затрат. Для того, чтобы более наглядно продемонстрировать картину, сравним передачу электрической энергии с передачей тепловой энергии, которые по своей сути очень сходны. Тепловая энергия тоже теряет часть себя во время транспортировки. Например, через изоляцию труб, которая не может быть совершенной. Такие потери неизбежны, они не устраняются полностью, а лишь уменьшаются путем улучшения изоляции, заменой труб на более совершенные. Процесс требует немалых материальных затрат. При этом, подобными потерями полезная работа, направленная на транспортировку самой тепловой энергии, не совершается. Транспортировка по трубам осуществляется за счет энергии, потребляемой насосными станциями. В случаях прорыва труб и протечки горячей воды наружу, термин «потери» можно применить в полной мере. Потери же при передаче электрической энергии носят несколько иной характер. Они совершают полезную работу. Как в примере с водой, электроэнергия не может «вытекать» наружу из проводов.

Электрическая сеть – это преобразовательная и распределительная система. Ее части соединены между собой проводами и кабелями. На сотнях и тысячах километров, которые разделяют производителя энергии и потребителя расположены системы трансформации и разветвления, представляющие собой коммутационные устройства и проводники. Ток, который течет в этих проводниках, — это упорядоченное передвижение электронов. Они при перемещении сталкиваются с преградами кристаллической структуры вещества. Для того, чтобы преодолеть эту преграду электрону надо потратить определенное количество своей внутренней энергии. Последняя превращается в энергию тепла и бесследно пропадает в окружающей среде. Это и есть «потери» электрической энергии.

Но указанная причина, по которой они происходят – не единственная. На длительном пути следования энергия встречается с большим количеством коммутационных устройств в виде пускателей, выключателей, переключателей и им подобных. Они состоят из силовых контактов, имеющих более высокое сопротивление, чем однородные проводники – провода или кабели. Во время эксплуатации происходит износ контактов, как итог – ухудшается электрическая проводимость, а как следствие – потери электроэнергии. Значение в этом процессе имеют и контакты в местах, где есть соединение провода со всевозможными устройствами, аппаратами и системами. В общей сложности все места соединений представляют существенное количество потерь электроэнергии. Энергопотери могут усугубляться несвоевременными профилактикой и контролем участков электросетей. Можно назвать еще одну причину утечки электроэнергии: как бы хорошо не были изолированы провода, определенная часть тока все равно попадает на землю.

В местах устаревшей электрической изоляции потери, естественно, усугубляются. На их количество влияет и то, насколько перегружено оборудование – трансформаторные подстанции, распределительные пункты, кабельные и воздушные линии. Можно сделать вывод, что своевременный контроль за состоянием оборудования, необходимые его ремонт и замена, соблюдение требований эксплуатации, снижают потери электроэнергии. Увеличение количества потерь – это свидетельство проблем в сети, которые требуют технического перевооружения, совершенствования методов и средств эксплуатации.

Международные эксперты определили, что энергетические потери при передаче по электрическим сетям считаются соответствующими, если их показатель не выше 4-5%. В том случае, когда они достигают 10% их нужно считать максимально допустимыми. В разных странах показатели могут существенно различаться. Это зависит от принципов развития энергетической системы. Определяющими факторами становятся ориентация на крупные электростанции и протяженные линии электропередач или же маломощные станции, расположенные в центрах нагрузки и пр. В таких странах, как Германия и Япония показатель потерь составляет 4-5%. В странах, где территория протяженная, а энергетическая система сконцентрирована на мощных электростанциях цифра потерь приближается к 10%. Примером этому служат Норвегия и Канада. Энергетическая генерация в каждой стране уникальна. Поэтому применять показатели какой-либо страны к российским условиям совершенно бессмысленно.

Ситуация в России говорит о том, что уровень потерь может быть обоснован только расчетами для конкретных схем и нагрузок сетей. Норму потерь устанавливает Министерство энергетики для каждой сетевой компании отдельно. В разных регионах эти цифры отличаются. В среднем же по России показатель составил 10%. Значимость проблемы растет с каждым годом. В связи с этим ведется большая работа по анализу потерь и их уменьшению, разрабатываются эффективные методы расчета. Так, «АО-энерго» представило целый комплекс расчета всех составляющих потерь в сетях всех категорий. Этот комплекс получил сертификат соответствия, который был утвержденЦДУ ЕЭС России, Главгосэнергонадзором России и Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России». Установка тарифов на электроэнергию зависит и от норм потерь в этой сфере. Тарифы регулируются федеральными и региональными энергетическими комиссиями. Организации обязаны обосновать уровень энергопотерь, который для них считается целесообразным, и включить в состав тарифов. Энергетические комиссии в свою очередь анализируют данные обоснования и либо принимают их, либо корректируют. Лидер по минимальному показателю энергопотерь в стране – Республика Хакасия. Здесь эта цифра составляет 4%.

Процесс передачи электрической энергии уже давно не вызывает у нас удивления. Электричество настолько прочно вошло в нашу жизнь, что представить себе ситуацию, когда его нет, для большинства из нас почти не возможно. За последние десятилетия были проложены миллионы километров проводов. Стоимость работ по вводу их в работу и эксплуатации составляет триллионы рублей. Но зачем строить протяженные ЛЭП, когда можно у каждого потребителя поставить генератор? Есть ли зависимость между длиной ЛЭП и качеством передаваемой электроэнергии? На эти и другие вопросы я и попытаюсь ответить.

Провода и генераторы

Сторонники распределенной генерации полагают, что будущее энергетики состоит в использовании небольших генерирующих устройств каждым потребителем. Можно подумать, что столь привычные нам опоры ЛЭП доживают свои последние деньки. Попробую встать на защиту «старушек» ЛЭП и рассмотреть те плюсы, которые получает энергосистема при строительстве протяженных линий электропередачи.

Во-первых, транспорт электрической энергии напрямую конкурирует с транспортом топлива по железной дороге, нефте- и газопроводам. При их удаленности или отсутствии строительство линий электропередачи является единственным оптимальным решением для энергоснабжения.

Во-вторых, в электротехнике уделяется пристальное внимание резервированию мощности. Согласно правилам проектирования энергосистем, резерв должен обеспечивать работу энергосистемы при потере любого ее элемента. Сейчас этот принцип называется «N-1». Для двух изолированных систем суммарный резерв будет больше, чем для связанных, а меньший резерв — это меньшее количество денег, потраченных на дорогостоящее электрооборудование.

В-третьих, экономия достигается за счет более грамотного управления энергоресурсами. Атомные электростанции, гидроэлектростанции (за исключением малой генерации) по понятным причинам зачастую расположены в отдалении от крупных городов и поселений. Без линий электропередачи «мирный атом» и гидроэлектроэнергия не были бы использованы по их прямому назначению. Разветвленная энергосистема также позволяет оптимизировать загрузку и прочих видов электростанций. Ключ к оптимизации — управление очередью загрузки. Вначале загружаются электростанции с более дешевым производством каждого кВт*ч, затем уже электростанции с более дорогим. Не стоит забывать и о часовых поясах! Когда в Москве пик энергопотребления, в Якутске этот показатель невелик. Отдавая дешевую электроэнергию в разные часовые пояса, мы стабилизируем загрузку генераторов и сводим к минимуму издержки производства электричества.

Не стоит забывать и о конечном потребителе — чем больше у нас возможностей доставить до него электрическую энергию от разных источников, тем меньше вероятность, что когда-нибудь его энергоснабжение прервется.

К минусам построения разветвленной электросети можно отнести: сложное диспетчерское управление, трудную задачу автоматического управления и работы релейной защиты, появление необходимости дополнительного контроля и регулирования частоты передаваемой мощности.

Однако отмеченные недостатки не могут нивелировать положительный эффект от построения разветвленной энергосистемы. Развитие современных систем противоаварийного управления и компьютерных технологий постепенно упрощают процесс диспетчерского управления и увеличивают надежность электросетей.

Постоянный или переменный?

Существует два принципиальных подхода к передаче электроэнергии — использование переменного или постоянного тока. Не вдаваясь в подробности, отметим, что для небольших расстояний гораздо эффективнее использовать переменный ток. Но при передаче электроэнергии на расстояния свыше 300 км практичность использования переменного тока уже не так очевидна.

Связано это в первую очередь с волновыми характеристиками передаваемой электромагнитной волны. Для частоты 50 Гц длина волны составляет примерно 6000 км. Оказывается, что в зависимости от протяженности ЛЭП существуют физические ограничения на передаваемую мощность. Максимум мощности можно передать при длинах ЛЭП порядка 3000 км, что составляет половину длины передаваемой волны. К слову, этот же объем мощности передают по ЛЭП протяженностью в 10 раз меньше. При прочих размерах линий объем мощности может достигать всего лишь половины от данного значения.

В 1968 году в СССР был осуществлен уникальный и пока единственный в мире эксперимент по передаче мощности на расстояние 2858 км. Была собрана искусственно схема передачи, включающая в себя участки Волгоград-Москва-Куйбышев (ныне Самара)-Челябинск-Свердловск (ныне Екатеринбург) на напряжении 500 кВ. Опытным путем были подтверждены теоретические исследования длинных линий.

Из рекордсменов по протяженности можно выделить проложенную в Китае ЛЭП в 2200 км от восточной провинции Хами до города Чженчжоу (столица провинции Хэнань). Стоит отметить, что полный ее ввод в эксплуатацию намечен на 2014 год.

Также не стоит забывать о напряжении линий. Со школы нам знаком закон Джоуля-Ленца P = I? R , который постулирует, что потери электрической энергии зависят от значения электрического тока в проводе и от материала, из которого он изготовлен. Мощность, передаваемая по линиям электропередачи, есть произведение тока на напряжение. Чем выше напряжение, тем меньше ток в проводе и тем самым меньше уровень потерь электроэнергии при передаче. Отсюда следствие: если мы хотим передавать электроэнергию на большие расстояния, необходимо выбирать как можно большее напряжение.

При использовании переменного тока в протяженных ЛЭП возникает ряд технологических проблем. Главная проблема связана с реактивными параметрами линий электропередачи. Емкостное и индуктивное сопротивление проводов оказывают существенное влияние на потери напряжения и мощности при передаче, возникает необходимость поддержания уровня напряжения на должном уровне и компенсации реактивной составляющей, что достаточно ощутимо увеличивает стоимость прокладки километра провода. Высокое напряжение заставляет использовать большее количество гирлянд изоляции, а также накладывает ограничение на сечение провода. Все вместе увеличивает суммарный вес всей конструкции и влечет за собой необходимость использовать более устойчивые и сложные по своей конструкции опоры ЛЭП.

Этих проблем можно избежать, используя линии постоянного тока. Провода, используемые в линиях постоянного тока, дешевле и дольше служат при эксплуатации в связи с отсутствием частичных разрядов в изоляции. Реактивные параметры электропередачи не оказывают существенного влияния на потери. По линиям постоянного тока наиболее эффективно передавать мощность от генераторов, так как возможен выбор оптимальной скорости вращения ротора генератора, что повышает КПД его использования. Минусами использования линий постоянного тока является высокая стоимость выпрямителей, инверторов и различных фильтров для компенсации неизбежно появляющихся высших гармоник при преобразовании переменного тока в постоянный.

Но чем выше длина линии электропередачи, тем эффективнее использовать линии постоянного тока. Существует некоторая критическая длина ЛЭП, которая позволяет оценить целесообразность использования постоянного тока при прочих равных условиях. По данным американских исследователей для кабельных линий эффект ощутим при длинах более 80 км, но величина эта все время уменьшается при развитии технологий и удешевлении необходимых комплектующих.

Самая длинная линия постоянного тока в мире опять же расположена в Китае. Соединяет она ГЭС Сянцзяба (Xiangjiaba Dam) с Шанхаем. Ее длина составляет почти 2000 км при напряжении 800 кВ. Достаточно много линий постоянного тока находится в Европе. В России можно выделить отдельно вставку постоянного тока Выборг, соединяющую Россию и Финляндию, и высоковольтную линию постоянного тока Волгоград-Донбасс протяженностью почти 500 км и напряжением 400 кВ.

Холодные провода

Принципиально новый подход к передаче электрической энергии открывает явление сверхпроводимости. Вспомним, что потери электрической энергии в проводе зависят помимо напряжения еще и от материала провода. Сверхпроводящие материалы обладают почти нулевым сопротивлением, что теоретически позволяет передавать электрическую энергию без потерь на большие расстояния. Минусом использования данной технологии является необходимость постоянного охлаждения линии, что иногда приводит к тому, что стоимость системы охлаждения значительно превышает потери электрической энергии при использовании обычного не сверхпроводимого материала. Типовая конструкция подобной ЛЭП состоит из нескольких контуров: провод, который заключен в кожух с жидким гелием, опоясывающий их кожух из жидкого азота и менее экзотичная тепловая изоляция снаружи. Проектирование таких линий ведется ежедневно, но до практической реализации доходит не всегда. Самым успешным проектом можно считать линию, построенную American Superconductor в Нью-Йорке, а самым амбициозным проектом — ЛЭП в Корее, протяженностью около 3000 км.

Прощайте, провода!

Идеи не использовать провода вообще для передачи электрической энергии возникли уже достаточно давно. Разве не могут вдохновлять опыты, которые проводил Никола Тесла в конце XIX — начале XX века? По свидетельствам его современников, в 1899 году в Колорадо-Спрингс Тесла смог заставить загореться две сотни лампочек без использования каких-либо проводов. К сожалению, записей о его работах почти не осталось, и повторить подобные успехи смогли лишь спустя сотню лет. Технология WiTricity, разработанная профессором MIT Марином Солячичем, позволяет передавать электрическую энергию без использования проводов. Идея заключается в синхронной работе генератора и приемника. При достижении резонанса возбуждаемое переменное магнитное поле излучателем в приемнике преобразуется в электрический ток. В 2007 году был успешно проведен эксперимент подобной передачи электроэнергии на расстояние в несколько метров.

К сожалению, современный уровень развития технологий не позволяет эффективно использовать сверхпроводящие материалы и технологию беспроводной передачи электрической энергии. Линии электропередачи в привычном для нас виде будут еще долго украшать поля и окраины городов, но даже их правильное использование позволяет принести существенную выгоду для развития всей мировой энергетики.

Потеря энергии человека и ее накапливание – это процесс постоянный. И Вам, дорогой читатель , необходимо знать как сохранить баланс Вашей внутренней энергии и правильно распоряжаться ею. Для чего нам нужна энергия, я писала в статье

Мы можем постоянно повышать нашу энергию различными способами. И методов существует довольно много. Но, если наполнять емкость водой, в которой есть дыры, то эта емкость никогда не наполнится, т.к. будет постоянная утечка воды из этих дыр.

Так и с нашей энергией. Пока мы не поймем и не будем знать откуда идет утечка, мы не сможем повысить наш энергетический уровень.
В процессе наблюдения и осознания приложения своих сил или их расхода в пустую, Вы учитесь отлавливать утечки энергии и пресекать их.

И так, каким образом происходит потеря энергии человека:

  • Зависть, ревность, злоба, раздражение, ненависть и гнев,
  • Подмена индивидуального сознания общественным
  • Страхи о том, как избежать того, чего не хочешь
  • Просмотр негативной информации
  • Чувство вины и сожаления о том, что сделано
  • Переживания и беспокойства о деньгах
  • Попытки быть принятым в обществе или чрезмерное желание понравиться
  • Ложь и попытки скрыть эту ложь
  • Наркотики, алкоголь
  • Болезни
  • Постоянные переживания прошлых событий

1.Самый большой пожиратель Вашей энергии – это Вы сами.
Это споры с самим собой по поводу того, что можно, а что нельзя, постоянные сомнения, Ваше реакция на то, что скажут другие и еще много чего…

Перестаньте себя терроризировать! Просто делайте то, что считаете правильным и важным для Вас. Голоса внутри Вас постепенно затихнут, и критики из вне, так же угомонятся. Вы перестанете от них зависеть. В конце концов, жить-то – Вам.

Успехи в Вашей жизни – это Ваш результат, который вы получаете, и Ваши ошибки – это тоже Ваш результат. Вы никогда не получите никакого результата, если не попробуете. И в конце жизни Вы будете винить всех советчиков, всех доброжелателей, кроме себя, если не научитесь выбирать свои решения сами. С этого момента – вы сами выбираете свой путь.

Пропишите конституцию своей независимости, и придерживайтесь её. Делайте нестандартные поступки, пусть кому-то они покажутся бредовыми, но позвольте себе быть тем, кто вы есть на самом деле и без оглядки, сохраняя свою целостность.

Мне очень нравится это выражение:
Танцуй, как будто тебя никто не видит, Пой, как будто тебя никто не слышит, Люби, как будто тебе никто и никогда не причинял боли, Живи, будто на земле рай!

2. Тушите «очаги внимания».
Если человек не умеет управлять своим вниманием, это приводит к потерям энергии. Какие бывают очаги?
Это все то, что не позволяет вам расслабиться или сконцентрироваться.

Что это может быть? Например, поставили машину в таком месте, где Вас могут оштрафовать. Вы постоянно будете об этом думать и не сможете сконцентрироваться на чем-то очень важном. Или, уезжая в отпуск – закрывайте общие краны с водой.

Делегируйте контроль за какими либо действиями кому-то, кто может это сделать и Вам не прийдется о чем-то постоянно помнить и держать это в голове. Выработайте в себе в привычку организовывать дела с минимумом «очагов внимания» и Вы гораздо больше дел сможете делать за счет перераспределения энергии.

Или, например, если Вы придаете слишком много внимания чему-то или кому-то, что вас возмущает, раздражает. К примеру, обсуждая кого-то, перемалывая все это еще и еще, идет очень сильная потеря энергии, т.к. Вы концентрируете на этом Ваше внимание и гневаетесь. Вы расплескиваете Вашу эмоциональную энергию. Вместо этого могли бы направить на решение более важных своих задач.

Конфуций так сказал по этому поводу:
Страшно не то, что вас обманули, обокрали или оболгали, а то, что вы постоянно об этом думаете и помните.

Энергия там – где наше внимание.
Мы плохо умеем управлять нашим вниманием. В мозг все время поступает тонны полезной или бесполезной информации, и нас постоянно что-то отвлекает. Наше внимание без усилий рассеивается. А концентрируется с очень большим трудом.

3.Общение с негативными людьми
Меняйте свое окружение. Ищите позитивных и успешных людей, тех, кто вас поддерживает, и общайтесь с ними. Ограничьте общение с негативными людьми, перестаньте говорить на темы «все плохо» и «ничего не получится». Это большая утечка энергии. Старайтесь мыслить позитивно. Всегда есть что-то хорошее в любой ситуации, только его нужно найти.

То с кем Вы общаетесь – это отражение того, кто вы на самом деле.
Научиться верить в то, что Вы считаете правильным, и не сомневаться в своем пути – первый шаг на пути к освобождению Вашего внутреннего урагана энергии.

4.Перфекционизм
Это — завышенные мерки к себе и окружающим. Не тратьте слишком много времени на ничего значащие детали.
Перфекционизм включает в себя:
-чрезмерно высокие стандарты (приводит к сильному снижению удовлетворения результатами своей деятельности);
-концентрацию на ошибках и зацикливание, что мешает дальнейшему продвижению;
-сомнения в качестве выполнения деятельности;
-восприимчивость к завышенным ожиданиям;
-восприимчивость к критике;
-дисбаланс в оценке себя и других.

Перфекционизм препятствует достижению результатов. Из-за желания сделать все самым наилучшим образом, множество талантливых и умных людей, пытаясь сделать все идеально так и не добиваются в жизни ничего.

Из-за перфекционизма происходит мощная потеря энергии человека. Мы не можем позволить себе тормозить из-за привычки довести все до совершенства, потому что совершенство вещь субъективная и тратить на это уйму времени во всяком случае не разумно.

5 .Злость
Перестаньте давать свое внимание, деньги, время всем подряд направо и налево. Не давайте садиться вам на шею, оправдывая это жалостью и навязанными вам моральными ценностями.
Злость не обязательно выплескивать наружу.

Злость – это яркий индикатор того, когда ваше подсознание сигнализирует вам, что Вы занимаетесь, не тем чем хотите. И по этому сигналу, вы можете принять решение: отдавать энергию этой злости на то, чтобы продолжать ничего не делать, или принять решение и начать делать. Иногда злиться на себя нужно. Это источник для прироста энергии, но для действия. Только не используйте злость для обвинения себя и других во всех смертных грехах и ваших неудачах.

6.Обиды и недовольства.
Когда-то меня научили одной важной технике. Правда, тогда я не подозревала, что это одна из техник предотвращения утечки энергии. Не копить обиды, даже если тебе кажется, что они мелочные или не значительные, всегда высказать и обсудить. Выложить карты на стол. У разных людей эмоциональное восприятие может быть разным. И то, что одному человеку кажется ерундой, другому может казаться
очень важным. Или наоборот.

С тех пор, я взяла это за правило общения с людьми. Благодаря этому правилу, такие ощущения, как камень на сердце или червь, который пожирает из нутрии, мне сегодня, почти, не знакомы. А ведь это колоссальные пожиратели энергии.

«Прочищайте» отношения. Если вы давно хотите что-то кому-то сказать – обсудите. Это улучшает взаимопонимание, облегчает общение и снимает кучу кирпичей с вашего сердца. А также, находятся пути выхода из ситуации к совместному пониманию и решении проблемы.

7.Научитесь прощать и просить прощение.
Таким образом Вы перекроете мощнейший канал утечки Вашей энергии.
Вы почувствуете такое облегчение, как будто тяжеленный мешок с плеч сбросили!

И так, я привела примеры основных утечек энергии.

Подведем же краткий итог, как можно предотвратить потерю энергии человека:

Прежде, чем накачиваться энергией, научитесь эффективно управлять тем, что у вас есть. Убирайте отвлекающие факторы, перекрывайте утечки, прочищайте засоры. Начинайте освоение управления энергией именно с профилактики вашей, так сказать, «энергоемкости». Работа большая, но благодарная. Даже маленькие успехи на этом пути сразу возвращаются вам сторицей.

P.S. Возможно, Вы знаете как еще происходит потеря энергии человека, буду рада вашим комментариям и дополнениям. И не забудьте нажать на кнопочки Соц. Сетей, если считаете эту статью полезной для ваших друзей.

Лекция № 7

Потери мощности и электроэнергии в элементах сети

1. Потери мощности в элементах сети.

2. Расчет потерь мощности в линиях электропередач.

3. Расчет потерь мощности в ЛЕП с равномерно распределенной нагрузкой.

4. Расчет потерь мощности в трансформаторах.

5. Приведенные и расчетные нагрузки потребителей.

6. Расчет потерь электроэнергии.

7. Мероприятия по снижению потерь мощности.

Потери мощности в элементах сети

Для количественной характеристики работы элементов электрической сети рассматриваются ее рабочие режимы. Рабочий режим – это установившееся электрическое состояние, которое характеризуется значениями токов, напряжений, активной, реактивной и полной мощностей.

Основной целью расчета режимов является определение этих параметров, как для проверки допустимости режимов, так и для обеспечения экономичности работы элементов сетей.

Определение значений токов в элементах сети и напряжений в ее узлах начинается с построения картины распределения полной мощности по элементу, т. е. с определения мощностей в начале и конце каждого элемента. Такую картину называют потокораспределением.

Рассчитывая мощности в начале и в конце элемента электрической сети, учитывают потери мощности в сопротивлениях элемента и влияние его проводимостей.

Расчет потерь мощности в линиях электропередач

Потери активной мощности на участке ЛЕП (см. рис. 7.1) обусловлены активным сопротивлением проводов и кабелей, а также несовершенством их изоляции. Мощность, теряемая в активных сопротивлениях трехфазной ЛЕП и расходуемая на ее нагрев, определяется по формуле:

https://pandia.ru/text/78/372/images/image002_165.gif" width="329 height=29" height="29">

где Абсорбция" href="/text/category/absorbtciya/" rel="bookmark">абсорбции . Рассчитываются потери по формуле:

где U

G – активная проводимость ЛЕП.

При проектировании воздушных ЛЕП потери мощности на корону стремятся свести к нулю, выбирая такой диаметр провода, когда возможность возникновения короны практически отсутствует.

Потери реактивной мощности на участке ЛЕП обусловлены индуктивными сопротивлениями проводов и кабелей. Реактивная мощность, теряемая в трехфазной ЛЕП, рассчитывается аналогично мощности, теряемой в активных сопротивлениях:

Генерируемая емкостной проводимостью зарядная мощность ЛЕП рассчитывается по формуле:

,

где U – линейное напряжение в начале или конце ЛЕП;

B – реактивная проводимость ЛЕП.

Зарядная мощность уменьшает реактивную нагрузку сети и тем самым снижает потери мощности в ней.

Расчет потерь мощности в ЛЕП с равномерно распределенной нагрузкой

В линиях местных сетей () потребители одинаковой мощности могут располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга (например, ). Такие ЛЕП называются линиями с равномерно распределенной нагрузкой (см. рис. 7.2).

В равномерно нагруженной линии трехфазного переменного тока длиной L с суммарной токовой нагрузкой I плотность тока на единицу длины составит I/ L . При погонном активном сопротивлении r 0 потери активной мощности составят:

https://pandia.ru/text/78/372/images/image011_59.gif" width="279" height="108 src=">

Если бы нагрузка была сосредоточена в конце, то потери мощности определялись бы как:

.

Сравнивая приведенные выражения, видим, что потери мощности в линии с равномерно распределенной нагрузкой в 3 раза меньше.

Расчет потерь мощности в трансформаторах

Потери активной и реактивной мощности в трансформаторах и автотрансформаторах разделяются на потери в стали и потери в меди (нагрузочные потери). Потери в стали – это потери в проводимостях трансформаторов. Они зависят от приложенного напряжения. Нагрузочные потери – это потери в сопротивлениях трансформаторов. Они зависят от тока нагрузки.

Потери активной мощности в стали трансформаторов – это потери на перемагничивание и вихревые токи. Определяются потерями холостого хода трансформатора , которые приводятся в его паспортных данных.

Потери реактивной мощности в стали определяются по току холостого хода трансформатора, значение которого в процентах приводится в его паспортных данных:

Потери мощности в обмотках трансформатора можно определить двумя путями:

· по параметрам схемы замещения;

· по паспортным данным трансформатора.

Потери мощности по параметрам схемы замещения определяются по тем же формулам, что и для ЛЕП:

,

где S – мощность нагрузки;

U – линейное напряжение на вторичной стороне трансформатора.

Для трехобмоточного трансформатора или автотрансформатора потери в меди определяются как сумма потерь мощности каждой из обмоток.

Получим выражения для определения потерь мощности по паспортным данным двухобмоточного трансформатора.

Потери короткого замыкания, приведенные в паспортных данных, определены при номинальном токе трансформатора

(7.1)

При любой другой нагрузке потери в меди трансформатора равны

(7.2)

Разделив выражение (7.1) на (7.2), получим

Откуда найдем https://pandia.ru/text/78/372/images/image021_30.gif" width="149" height="52">

Если в выражение для расчета , подставить выражение для определения реактивного сопротивления трансформатора, то получим:

Таким образом, полные потери мощности в двухобмоточном трансформаторе равны:

Если на подстанции с суммарной нагрузкой S работает параллельно n одинаковых трансформаторов, то их эквивалентные сопротивления в n раз меньше, а проводимости в n раз больше. Тогда,

Для n параллельно работающих одинаковых трехобмоточных трансформаторов (автотрансформаторов) потери мощности рассчитываются по формулам:

где S в, S с, S н – соответственно мощности, проходящие через обмотки высшего, среднего и низшего напряжений трансформатора.

Приведенные и расчетные нагрузки потребителей

Расчетная схема замещения участка сети представляет собой довольно сложную конфигурацию, если учитывать полную схему замещения ЛЕП и трансформаторов. Для упрощения расчетных схем сетей с номинальным напряжением до 220 кВ включительно вводят понятие “приведенных”, “расчетных” нагрузок.

Приведенная к стороне высшего напряжения нагрузка потребительской ПС представляет собой сумму заданных мощностей нагрузок на шинах низшего и среднего напряжений и потерь мощности в сопротивлениях и проводимостях трансформаторов. Приведенная к стороне высшего напряжения нагрузка ЭС представляет собой сумму мощностей генераторов за вычетом нагрузки местного района и потерь мощности в сопротивлениях и проводимостях трансформаторов.

Расчетная нагрузкка ПС или ЭС определяется как алгебраическая сумма приведенной нагрузки и половин зарядных мощностей ЛЕП, присоединенных к шинам высшего напряжения ПС или ЭС.

Зарядные мощности определяются до расчета режима по номинальному, а не реальному напряжению, что вносит вполне допустимую погрешность в расчет.

Возможность упрощения расчетной схемы при использовании понятий “при-веденных” и “расчетных” нагрузок показано на рис. 7.3:


Расчет потерь электроэнергии

При передаче электроэнергии часть ее расходуется на нагрев, создание электромагнитных полей и другие эффекты. Этот расход принято называть потерями. В электроэнергетике термин “потери” имеет специфическое значение. Если в дру-гих производствах потери связаны с браком продукции, то потери электроэнергии – это технологический расход на ее передачу.

Величина потерь электроэнергии зависит от характера изменения нагрузки в рассматриваемый период времени. Например, в ЛЕП, работающей с неизменной нагрузкой, потери электроэнергии за время t рассчитываются следующим образом:

где https://pandia.ru/text/78/372/images/image035_17.gif" align="left" width="289" height="222 src=">Предположим, что нагрузка потребителя в году менялась по следующему графику (см. рис. 7.4). Тогда,

Интеграл – это фактически площадь, ограниченная графиком изменения квадрата тока. Таким образом, потери активной электроэнергии пропорциональны площади квадратичного годового графика нагрузки.

Так как напряжение на шинах электроприемника меняется незначительно, то его значение можно считать неизменным. Заменяя интеграл суммой площадей прямоугольников с шагом Δti , получим:

Потери электроэнергии в трансформаторах при заданном графике нагрузки при использовании его паспортных данных рассчитываются по формулам:

· для двухобмоточных

· для трехобмоточных трансформаторов (автотрансформаторов)

https://pandia.ru/text/78/372/images/image041_16.gif" width="412" height="52">,

где https://pandia.ru/text/78/372/images/image043_12.gif" width="148" height="48">

Для типовых графиков нагрузки величина τм определяется по известной величине :

(7.3)

В соответствии с этим методом потери электроэнергии в элементах сети рассчитываются по формулам:

· в линии электропередач

· в двухобмоточных трансформаторах

https://pandia.ru/text/78/372/images/image047_11.gif" width="604" height="52">

Величина τм в рассчитывается по формуле (7.3) по величине в, значение которой определяется как средневзвешенное:

Аналогично определяется величина τм для ЛЕП, питающей несколько потребителей.

Мероприятия по снижению потерь мощности

Потери мощности и электроэнергии достигают значительных величин и являются одним из основных фактов, влияющих на экономичность сетей. Их величина регламентируется постановлениями Национального комитета по регулированию электроэнергии (НКРЭ) в сетях напряжением до 35 кВ и в сетях напряжениям 35 кВ и выше.

Большая часть потерь электроэнергии (60 – 70%) приходится на сети напряжением 6 – 10 кВ. Поэтому перечисленные ниже мероприятия относятся к сетям этих напряжений и к электроприемникам:

· применение более высокой ступени напряжения (10 кВ вместо 6 кВ);

· повышение уровня напряжения в сети путем применения устройств регулирования напряжения;

· регулирование потоков активной и реактивной мощностей в отдельных звеньях сети;

· применение рациональных схем питания потребителей, которые позволяют осуществлять более экономичную загрузку ЛЕП и трансформаторов;

· рационализация энергохозяйств предприятий – улучшение cosφ , правильный выбор мощности и загрузка электродвигателей.

Шульга Татьяна Васильевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДЭБЦ «Смоленский зоопарк»

Сценарий игры

«Мы станем миллионерами…»

Тема «Энергосбережение».

Цель : воспитание у учащихся активной жизненной позиции и осознанного отношения к проблеме энергосбережения, развитие творческих умений, воспитание чувства коллективизма и умения работать в группах.

Задачи:

Формирование у учащихся основ бережливости;

Воспитание культуры энергопотребления;

Развитие умений учащихся работать с различными источниками информации; выделять главное, сравнивать, обобщать, делать правильные выводы.

Формирование культуры энергопотребления у учащихся;

Формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, учебного заведения, всей страны.
Оборудование:

Рабочие столы на 3-4 команды по 3 человека.

Стулья для болельщиков (приглашенные, остальные учащиеся класса, учителя)

Набор карточек на каждую команду с цифрами от 1 до 4.

Таблички с названием ламп различного типа

Таблички с названием различных видов природного топлива,

Таблички с названием видов потерь тепловой энергии,

Мультимедийный проектор, экран, слайды презентации.

Плакаты на стенах
План проведения игры

«Мы станем миллионерами…»

Организационный момент.

Ведущий (учитель)

1. Перед человечеством сегодня стоит множество проблем. Не для кого не секрет, что одной из ведущих проблем является проблема энергосбережения. Газеты кричат – неэкономное использование энергоресурсов может привести к мировому кризису. Выводы неутешительны. В настоящее время энергетические ресурсы играют определяющую роль не только в мировой экономике, но и в мировой политике. Мировое сообщество вступает в полосу дефицита топливно-энергетических ресурсов и борьбы за их перераспределение. В этих условиях на первый план выходит проблема энергосбережения. Причем она становится глобальной проблемой всего человечества, а не только отдельных стран и регионов. Трудно представить себе нашу жизнь без света, тепла, электричества и других благ цивилизации. Но если мы не изменим бездумное, безжалостное и безответственное отношение к энергоресурсам, надолго ли нам хватит этих благ? По подсчетам ученых, на 600 лет. А что будет дальше?

2. Звучит отрывок песни «Сохраним планету»

3.Ведущий (учитель) Сегодня мы проводим игру «Мы станем миллионерами…» , каждый из нас сегодня напрямую коснётся проблемы энергосбережения, сделает для себя определённые выводы и примет кардинальные решения.


  1. Ведущий (учитель)
объявляет цели игры и знакомит с правилами, представляет участников игры. Каждый участник (группа участников) снабжается карточками от 1 до 4. Участник даёт ответ, подняв карточку с номером. Жюри оценивает и фиксирует баллы учащихся (от 1 до 3 балов).

  1. Ведущий (учитель) Представляет жюри.
Проведение игры «Мы станем миллионерами…»

1 тур.

Вопрос:

Что вы понимаете под словом энергосбережение?

Время обсуждения ответа 30 сек.

Оценивается коллективный ответ (Отвечает 1 участник)

ОТВЕТ: Это - просто рациональное использование энергии. С каждым годом на бытовые нужды расходуется всё большая доля электроэнергии, газа, тепла, воды; в огромных масштабах растёт применение бытовой электрифицированной техники. В больших городах, десятки тонн топлива в день тратится напрасно, только из-за того, что ежедневно у нас забывают гасить десятки, тысячи осветительных приборов .

То же самое происходит и с водопотреблением. Незакрытые или текущие краны не редкость. Энергосбережение в доме, энергосбережение в быту, в конечном итоге зависит и от нас с Вами. Как расходовать в быту наименьшее количество электричества, тепла и воды, не испытывая при этом в них недостатка. Использование электроэнергии с целью отопления само по себе нерационально с учетом большой её стоимости. Часто в быту в совокупности с центральным отоплением (из-за его качества) используются масляные радиаторы . Прежде чем их использовать, позаботьтесь о снижении потерь тепла в квартире . В жилище с центральным отоплением и водоснабжением выглядят так: потери из-за не утепленных окон и дверей – 40%; потери через оконные стекла – 15%; потери через стены - 15%; потери через потолки и полы – 7%;. Очевидно, что использование пластиковых окон позволит значительно снизить потери. Своевременно утепляйте и обычные окна . Электроплиты стоят на втором месте по энергопотреблению. Здесь существуют некоторые правила эффективного использования электричества:
1. Использование конфорки на полную мощность только на время, необходимое для закипания.

2. Продукты, требующие долгой варки необходимо варить на маленькой конфорке.

3. Диаметр посуды должен быть равен или немного больше диаметра конфорки

4. Кастрюли необходимо закрывать крышкой.

5. При кипячении и подогреве воды лучше наливать столько воды, сколько необходимо для предстоящего чаепития. Своевременно удаляйте накипь.

6. Применение скороварки существенно экономит энергию и время.

Холодильник должен находиться в самом прохладном место кухни подальше от батареи и плиты, желательно возле наружной стены, но ни вплотную к ней.

Домашний компьютер настройте на экономичный режим работы (отключение монитора, переход в спящий режим, отключение жестких дисков и т.д.).

Светлые занавески светлая отделка стен и потолка, чистые окна, умеренные посадки на подоконниках увеличат освещенность вашего дома.

Рационально используйте три системы освещения : общее, местное и комбинированное.

Обычные лампы накаливания, используемые в наших жилищах, львиную долю энергии тратят на отопление, а не на освещение.
Компактные люминесцентные лампы как сравнительно недорогие и эффективные.

Люминесцентные энергосберегающие компактные лампы окупают свою высокую стоимость только при условии надежной работы в течение всего ее заявленного срока службы (обычно 8-10 тыс. часов).

Ориентируйтесь на качественную продукцию отечественных товаропроизводителей.

Всегда помните о том, что лучшее богатство-бережливость!
2 тур.

1. Лампы накаливания.

2. Энергосберегающие лампы .

3. Люминесцентные лампы.

4. Галогеновые лампы накаливания .

Вопросы:


  1. Какие лампы рекомендуется использовать в первую очередь для рабочих зон с длительным временем их работы при включении? (3)

  2. Эти лампы предусмотрены для направленного освещения (4)

  3. Эти лампы дешевые, имеют плохую световую отдачу, но при этом обладают хорошей тепловой отдачей (1)

  4. Как по-другому называются компактные люминесцентные лампы, которые можно использовать везде, где необходимо длительное время их работы при включении (2).
3 тур.
Энергосберегающие лампы экономический эффект или экологический шок.

(обсуждение в команде 10 сек. ответ дает 1 человек)

Вопросы:


  1. Какими преимуществами обладают энергосберегающие лампы ?
ОТВЕТ: (срок службы от 6 до 15 тыс. часов непрерывного горения, отсутствие нити накаливания, выбор цвета свечения (дневной, естественный, теплый), незначительное тепловыделение, более мягкое распределение света из за отсутствия спирали и свечения всей поверхностью)

  1. Каковы недостатки энергосберегающих ламп?
ОТВЕТ: (высокая стоимость, длительный разогрев (1,5-2 мин), некоторые лампы не предназначены к работе при температуре ниже -15 градусов, жесткие требования к напряжению в сети часто в сельской местности на дачах эл. сети имеют не стандартные показатели).

  1. Каково влияние энергосберегающих ламп на здоровье человека?
ОТВЕТ: (спектр неприятный для зрения, это вызывает напряжение глаз, излучающий свет получается мерцательным, что вызывает напряжение глаз, свет энергосберегающих ламп может стать причиной мигреней и приступов эпилепсии, у людей с чувствительной кожей могут появляться сыпь, экземы, псориаз)

  1. Какие вредные вещества содержатся внутри энергосберегающих ламп?
Ответ: (Внутри лампы содержатся пары ртути, внутренняя стенка покрыта веществом содержащим фосфор. Если внутри помещения разбилась даже 1 лампочка, необходимо покинуть помещение и вызвать МЧС.)
4 тур.

1. Газ.

2. Нефть.

3. Торф.

4. Уран .

Вопросы.


  1. Какой энергоноситель является самым распространённым в России служит сырьем для получения бензина? (2)

  2. Какой энергоноситель является самым древним из добываемых топливных ресурсов на территории России? (3)

  3. Какой энергоноситель используется в качестве топлива на ТЭЦ в Смоленске? (1)

  4. Какой энергоноситель является основным для выработки энергии на АЭС? (4)
5 тур.

  1. Энергия ветра.

  2. Энергия недр Земли (геотермальные воды).
3. Энергия волн и морских приливов.

4. Энергия Солнца.

Вопросы.


  1. Какой из видов энергии является наиболее перспективным для использования на территории России? (1,2,3,)

  2. За счёт какого источника энергии полностью отапливается столица Исландии (Рейкьявик)? (2)

  3. Какая энергия является источником на космических станциях? (4).

  4. Какая энергия является наименее перспективной для использования в Смоленской области? (2, 3).
6 тур.

  1. Потери из-за не утепленных окон и дверей.

  2. Потери через окна.
3. Потери через стены.

4. Потери через потолки и полы.

Вопросы.


  1. Какие из представленных потерь энергии самые большие? (1)

  2. Какие из представленных потерь энергии самые маленькие? (4)

  3. Каких потерь энергии можно избежать? (1)
7 тур.

Задачи сказочного «Энергосбереженка»
(оценивается быстрота и проектная сообразительность команд)
Задача 1: Предыдущее показание счётчика в домике сказочного «Энергосбереженка» составило 360 кВт ч, а последнее- 500 кВт ч. Сколько денег должен заплатить он за электроэнергию, если 1 кВт ч стоит 100 сказочных рублей? (14000 сказочных рублей)

Задача 2: . За 1 час беспрерывно горящих лампочек нужно заплатить 2800 рублей. Сколько нужно заплатить за свет, если он горит 10 часов? (28000 рублей)

Задача 3: Одна люминесцентная лампочка за год потребляет 44 кВт ч энергии. 1 лампа накаливания за тот же период потребляет 263 кВт ч энергии. Сколько кВт ч энергии сэкономит семья, которая вместо трёх ламп накаливания использует три люминесцентные лампочки?(657 руб.)

Задача 4: В большом городе ночью светофоры мигают желтым светом. Мощность одного устройства невелика, но в мегаполисе светофоров много. Общая мощность получается немаленькая. С другой стороны, выключать светофор нельзя – он предупреждает редких водителей о том, что впереди перекресток. Как быть?

Один из возможных ответов: Разрешим противоречие во времени. Если машин нет, светофор можно выключить. Он должен включаться, если к светофору приближается машина. На некотором расстоянии (несколько сотен метров) можно поместить под асфальт датчик массы, который включает светофор, когда проезжает автомобиль.

Задача 5: Огромные потери тепла происходят на предприятиях, в отапливаемых складах, ангарах через дверные проемы при въезде и выезде автомобилей. Что делать: ставить на ворота специального сотрудника или просить водителей закрывать за собой дверь?

Один из возможных ответов: задача теплоснабжения: двери должны быть закрыты, чтобы сохранялось тепло. Двери должны быть открыты, чтобы проезжали автопогрузчики. Противоречие устраняется так: створки делаются из твердой резины или гибкого, но прочного пластика, к которым прикрепляется теплоизолирующий материал (например, войлок). Они сами открываются и закрываются!

8 тур.

Играют по одному участнику от команды. Они должны за 2 минуты составить наибольшее количество слов из слова энергосбережение.
7. Ведущий (учитель) Заключительное слово учителя о необходимости экономии электроэнергии.

8. Рефлексия

Использовать прием незаконченного предложения. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.сегодня я узнал…,

2. было интересно…,

3. было трудно…,

4. я понял, что…,

5. было скучно …,

6. я приобрел…,

7. я научился…,

8. у меня получилось …,

9. я смог…,

10. меня удивило…,

11. урок дал мне для жизни…,

12. мне захотелось…


  1. Подведение итогов и объявление команды будущих миллионеров, его награждение.

Сценарий внеклассного мероприятия « Энергосбережение –первый шаг к устойчивому развитию» Дата проведения: 19.05.2011г. Место проведение: ОШ №7, актовый зал. Цель: воспитание у учащихся активной жизненной позиции и осознанного отношения к проблеме энергосбережения, развитие творческих умений, воспитание чувства коллективизма и умения работать в группах. Оборудование: компьютер, проектор, ватманы, клей, маркеры, шаблоны, мультимедийные презентации, фильм «Экологические катастрофы», иллюстрированные макеты лампочек, рисунки, фото, макет школы. Ход мероприятия. Ведущая: На нашем мероприятии присутствуют гости, разрешите представить их….. Ведущая: а ещё я хочу пригласить удивительную гостью, а кто она представиться сама. Королева страны бережливых: я королева страны бережливых. Я пришла поблагодарить Вас за этот удивительный костюм, который вы приготовили для меня из бросового материала. В нём я просто великолепна. (кружится) А сейчас я хочу узнать чему Вы научились за весь учебный год. Ведущая: В течении 2010 -2011 учебного года школа целенаправленно работала над теорией и практикой экономного использования энергоресурсов. Давайте рассмотрим основные аспекты работы школы по этой проблеме. Прошу обратить внимание на фотоработы, рисунки, листовки изготовленные учащимися нашей школы по теме « Энергосбережение глазами детей» в рамках дня устойчивой энергии. (лучшие на экране) В октябре месяце 2010 года наша школа приняла активное участие во всемирном конкурсе фоторабот по теме энергосбережения. (слайд на экране), а в январе месяце был составлен проект по энергосбережению в рамках конкурса « Энергия и окружающая среда» и награждён сертификатом (слайд). Это ребята наше видение проблемы, а как думаете вы? Активность и правильность вашей работы сегодня будет отслеживать компетентное жури в составе: 1…… 2…… 3…….. Жури будет оценивать вашу работу с помощью зелёных карточек, побеждает та команда, которая наберёт большее количество карточек. В мероприятии принимают участие 4 команды учащихся 6 – 10классов,в каждой команде находится координатор учащийся 10 класса. У каждой команды на столах стоит шкатулка полезных советов в которую входе нашего мероприятия нужно вкладывать записанные мысли о том, как бы вы хотели, чтобы наша работа поданной теме проводилась в школе дальше. Итак, наш 1 конкурс называется «Сохраним природные ресурсы в домашних условиях» (Составление и защита коллажа -проекта) Оценка жури. Королева страны бережливых: Да, ребята, вы молодцы, а у меня для вас есть особое секретное задание. Внимание, «чёрный ящик» (в чёрном ящике находятся предметы вторсырья: бумага, пластиковая бутылка, пакет, лоскут материала), расскажите ребята, как можно использовать эти материалы. Ведущая: Спасибо, тебе фея, за интересное задание, мы обещаем, что будем и в дальнейшем очень бережливыми (Фея уходит) Оценка жури. На протяжении ряда лет наша школа работала по благоустройству школы, а именно: (работа с группами) 1.Все лампы в школе поменяли на энергосберегающие, что позволило не только сэкономить потребление света, но и улучшить качество освещения (фото) 2. В этом году меняется система отопления, что позволит сделать наши школьные кабинеты теплее. (фото) 3.Такжедляотепления кабинетов была осуществлена оклейка окон в зимнее время. (фото) 4. За радиаторами ребята с родителями установили теплоотражательную плёнку, что позволяет сохранять до 20% тепла. (фото) 5. Отремонтирована система водоснабжения. (фото) А для того, чтобы закрепить наши знания о том как следует сохранять природные ресурсы в жилых помещениях проведём викторины. У Вас на столах красные и зелёные лампочки. Красную лампочку вы подымаете, если энергетические ресурсы не сохраняются, а зелёную,если сохраняются. Будьте внимательны. Бабушка Арина Правила не знает – Газовой плитою Дом обогревает. Чтобы был уютным дом, И тепло хранилось в нем, Нужно двери починить, Стёкла вставить и закрыть Ясь в своей квартире Свет везде включает, А что светит солнце, Он не замечает. Надо поменять прокладки в кранах, И тогда вода Не будет капать зря. Папа на диване Задремал немножко, Телевизор вместо папы Смотрит наша кошка. Свет включай, когда темно, С солнышком – расшторь окно Рад Серёжа в ванной Надувной подушке, А из лужи рядом Квакают лягушки. Молодцы ребята, вы были очень внимательны. В течении ряда лет в школе ведётся мониторинг по классам « Экология природы –экология души». В добрых традициях нашей школы проведения ряда акций по экологии. Акция «Посади дерево», каждый класс в школе со всей ответственностью отнесся к этой акции, ребята не только посадили деревья, но и продолжают бережно за ними ухаживать (фото) Акция «Зелёная школа». Школа, наш второй дом и нам всем очень хочется сделать его уютным и зелёным (фото) Акция «Макулатура». Все мы уже привыкли, что в нашей школе ребята относятся к этой акции со всей серьёзностью, ведь сданные 5 кг. макулатуры могут спасти жизнь одному дереву (фото) А сейчас я хочу проверить так ли крепки ваши теоретические знания, как практические (Презентация «Экологические ситуации») Вода – одно из самых важных для человека веществ. Организм человека больше чем наполовину состоят из воды. Если посмотреть на карту мира, больше на ней голубого цвета. А голубым цветом на картах обозначают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем! Вода – добрый друг и помощник человека! Она побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожайность полей и садов. Она послушно вращает турбины гидроэлектростанций. В природе всё объединено в неразрывное целое. Вода также является местом обитания многих животных. Все мы знаем такие Всемирное известные водопады, как Водопад Виктория, Неогарский водопад, а мало кто знает, что в нашем Артёмовске есть пусть маленький, но всё же водопад (видео) Наша школа не один год работала над изучением природных особенностей этого живописного места, именно там появлялись первые научные работы ребят(грамота),мы очень надеемся в дальнейшей на поддержку в реализации проекта «Водопад».На этом наша работа не заканчивается, сейчас прошу представителей выйти и осветить проблемы, мысли над нашей дальнейшей работой. Проблема энергосбережения всемирная проблема. Сегодня у нас в гостях……Дадим ему слово.. Подвести итоги попросим председателя жури, директора школы Беликову Т.М. (рейтинговая таблица)Награждения. Мы все должны помнить, что не на словах, а на деле надо заботиться об окружающей нас природе. Надо изменить потребительское отношение к ней, иначе мы в скором времени окажемся перед фактом экологической катастрофы и погубим себя. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня. Просмотр видеофильма «Прости Земля»


Top