Развитие математических представлений в первой младшей группе. Формирование элементарных математических представлений

Название: Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Один и много»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Первая младшая группа, дети от 2 до 3 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ № 196 Дошкольное отделение «Здоровячок»
Месторасположение: город Новосибирск

Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) в первой младшей группе. Тема: «Один и много».

Основная часть

Воспитатель:

На занятие собирайтесь

И в кружок скорее вставайте.

Улыбнемся всем вокруг

Ведь с тобою рядом друг!

— Ребята, я у вас хорошее настроение?

Воспитатель: Тогда начинаем. Дети, к нам сегодня в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, у нашего гостя есть проблема, и он ее решить сам не может. Он просит нас ему помочь. Дело в том, что ежик пригласил к себе в гости друзей, а угощать он их собирается яблоками. Наш ежик так переживал, когда готовился к встрече гостей, что съел почти все яблоки. И у него осталось только одно яблоко. У ежика было много яблок, а осталось одно. Ребята сколько яблок было у ежика?

Воспитатель: А сколько осталось?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно помочь ежику?

Воспитатель: А что еще помимо яблок любят ежики?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про ежиков. А еще ежики любят грибы. Посмотрите, у меня есть один гриб. Как вы думаете, ежику хватит одного гриба угостить всех своих гостей?

Воспитатель: Конечно же не хватит, за то я знаю полянку на которой растет много грибов. Тогда мы отправляемся в путешествие.

Игра «Грибы на полянке»

На ковре разложены грибы (Подосиновики и мухоморы) Детям предлагается собрать подосиновики в корзины, а мухоморы оставить на полянке.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, вы так много грибов набрали. Как вы думаете, ежик сможет угостить теперь всех своих гостей. Посмотрите у меня на столе сколько грибов?

Воспитатель: А сколько грибов вы собрали?

Воспитатель: Правильно, ребята вы много собрали, а на столе у меня сколько грибов?

Воспитатель: Правильно ребята один гриб. Ребята, давайте мы для нашего ежика нарисуем много яблок.

Художественная деятельность ( рисование) «Яблоко»

Рефлексия

Выставка работ.

Воспитатель: (Обращается к конкретному ребенку) сколько яблок ты нарисовал?

Ребенок: …..

Воспитатель: Правильно, а сколько у нас яблок всего?

Ребенок: ….

Воспитатель: Правильно, много.

Воспитатель: Ребята, сколько яблок мы нарисовали?

Воспитатель: Правильно, много. А сколько яблок у ежика?

Воспитатель: Правильно, одно.

Воспитатель: Ребята ежик просил нас о помощи, о какой помощи?

Воспитатель: Как вы думаете, мы смогли помочь ежику?

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

в первой младшей группе

на тему «Мишка и зайка в гостях у ребят»

Задачи:

1) формировать умение различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик;

2) формировать умение выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать;

3) воспитывать уважительное отношение детей к друг другу.

Методы и приемы : наглядный(показ воспитателя), словесный(объяснение, вопросы), поощрение, игровой.

Материалы: игрушки Мишка и Зайка, 2 коробки, кирпичики и шарики одинаковой величины по количеству детей и для воспитателя).

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

На столе стоят накрытые платком игрушки: мишка и заяц.

В. Ребята, посмотрите, к нам на занятие сегодня кто-то пришел. И не просто пришел, а играет с нами в прятки. Давайте посмотрим, кто же тут прячется.

Воспитатель открывает игрушки.

2. Основная часть.

В: Дети, а кто это к нам пришел на занятие?

Воспитатель показывает мишку.

Д: Мишка (рассматривают мишку).

В: Что принес мишка?

В лапах у мишки шарик.

В: А что можно делать с шариком?

Д: Катать.

В: Правильно. Давайте посмотрим, как шарик катается.

Воспитатель вызывает 2-3 детей покатать шарик.

В: Молодцы!

Физкультминутка

Мишка лапки подними

Мишка лапки опусти

Мишка, Мишка покружись

А потом земли коснись.

Воспитатель показывает вторую игрушку-зайку, который держит кирпичик.

В: Давайте посмотрим, кто пришел с мишкой?

В: А зайка что нам принес?

Д: Кирпичик.

В: Правильно! А что можно делать с кирпичиком?

Д: Ставить.

Воспитатель вызывает 2-3 детей

В: Молодцы!

Пальчиковая гимнастика

Зайчик прыг, зайчик скок (показываем зайку пальчиками)

Спрятался он под кусток (кулачок обнимаем ладошкой)

Под кусточком –молчком(грозим пальчиком, чтоб сидел тихо)

Только уши торчком(показываем зайку).

Игровая ситуация « Собираем шарики и кубики».

В: Ребята, давайте поможем нашим гостям разобрать фигурки. Мишке мы будем давать шарики, а зайке кирпичики.

Дети выходят по одному, берут фигурку, кладут мишке шарик, зайке- кирпичик.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в мишке? Зайке?

3. Итог занятия.

В: Дети, кто сегодня были у нас в гостях? Что принес мишка?

А что принес нам зайка? Всем спасибо. Все молодцы!!!

Конспект занятия по математике

Итоговое занятие по ФЭМП в первой младшей группе
«Найди свой домик»

Долгая О.М., воспитатель МБДОУ Д/с №80
«Реченька» г. Набережные Челны

Цель:

Обучающие задачи:

  • Закрепить умение создавать однородную группу предметов путем добавления предмета к предмету;
  • Закрепит умение отличать понятие «один», «много»;
  • Способствовать расширению знаний в различии и названий основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) ;

Развивающие задачи: Развивать память, мышление, внимание, активный словарный запас;

Воспитывающие задачи: Воспитывать уверенность в себе, активность;

Раздаточный материал: Вырезанные из картона цветные круги;

Демонстрационный материал: Игрушка, 1 большая пирамидка, 4 обруча;

Ход занятия:

I. Ребята заходят в группу. Видят, на полу разбросаны колечки от пирамиды.

Воспитатель: Ай-ай-ай, это кто же разбросал игрушки?

Ребята видят игрушку мишку.

Воспитатель: Мишка это ты раскидал игрушки по группе?

Мишка: Да

Воспитатель: Хорошо мишка раз ты понял, что это плохо, то собери игрушки, а ребята тебе помогут, только пирамидку надо собирать правильно, сначала большие колечки, потом поменьше и меньше и маленькие. Поняли ребята?

Дети: Да

II. Подвижная игра: «Собери пирамидку»

Дети начали собирать колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет и размер колечка. Дети отвечают индивидуально или хором. Если один ошибается, другой поправляет его. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит каждого ребенка. Мишка благодарит детей за помощь. Воспитатель предлагает им поиграть.

III. Пальчиковая гимнастика.

Ребята садятся на стульчики. Проводится, пальчиковая гимнастика (2-3 короткие, пальчиковые потешки) .

IV. Дидактическая игра «Найди свой домик» . Воспитатель предлагает поиграть в игру. Педагог раскладывает на полу 4-обруча. В центре каждого по одному цветному кругу.

Воспитатель объясняет задание: У нас есть цветные круги, какого цвета круги?

Дети ещё раз повторяют названия цветов.

Воспитатель: Молодцы ребята!

А теперь надо эти цветные круги разместить по домикам. У каждого круга, свой домик.

Какого цвета этот круг Яна?

Яна: Синий

Воспитатель: В какой домик ты его положешь?

Яна: В синий

Воспитатель: Правильно! Молодец!

Таким образом, все круги находят свой домик. По ходу игры идет активное повторение название цветов.

V. Надеюсь, мишка научился собирать пирамидку, теперь он знает, все цвета, все размеры.

VI. Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть вместе с мишкой? Детишки делятся своими впечатлениями от игры.



Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми младшей группы «В гостях у Круга и Квадрата»

Цель: Развивать представления о геометрических фигурах. Формировать умение выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку: форма, цвет, величина.

Образовательные задачи : учить детей сравнивать предметы по величине, форме и цвету, называть геометрические фигуры.

Развивающие задачи: развивать представление о геометрических фигурах, их свойствах.

Воспитательные задачи : воспитывать уверенность в себе, любовь к математике.

Материалы и оборудование:

демонстрационный материал : две ширмы: на одной изображен дом Квадрата, на другой — дом Круга; две ленты: длинная — зеленого цвета, короткая — красного цвета, письмо.

раздаточный материал : тарелочки, круги большие и маленькие по количеству детей, полоски – карточки с предметами разной формы; «билет» — карточка с изображением геометрической фигуры (квадрат, треугольник или круг).

Методические приемы :

  1. Художественное слово: приветствие в стихах.
  2. Наглядные (использование наглядного материала: карточек, письма).
  3. Словесные (напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  4. Игровые (игра, сюрпризный момент).
  5. Практическая деятельность (дидактическая игра-упражнение «Разложи по цвету»).
  6. Индивидуальный подход.
  7. ИКТ: закрепление свойств квадрата, игра «Найди меня».
  8. Поощрение: печенье для детей.
  9. Анализ деятельности детей.

Словарная работа : активизировать в речи детей слова: круг, квадрат, длинный, короткий, больше, меньше.

Предварительная работа : рассматривание геометрических фигур, геометрическое лото.

Индивидуальная работа : с Мишей и Ваней закрепить названия геометрических фигур.

Ход занятия.

(Воспитатель с детьми заходят в зал):

Ребята, доброе утро!

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встаёт и идёт по лесам.

Доброе утро, и солнцу, и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

(Стук в дверь. Почтальон приносит письмо).

Воспитатель: — Дорогие мои ребята! Почтальон принес письмо, интересно, кто же нам пишет? (достает конверт, читает ):

«Здравствуйте, дети! Мы – геометрические фигуры, Круг и Квадрат, приглашаем вас в гости. А чтобы вы не заблудились в лесу, мы присылаем вам ленты, которые помогут вам найти дорогу. Выбрать нужно ту, которая длиннее, она и приведет вас к нашим домикам»).

Воспитатель :- Ребята, примем приглашение геометрических фигур? (Ответы детей).

Воспитатель : — Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. По какой же дорожке нам советуют идти, по длинной или короткой дорожке? (Ответы детей). (Воспитатель держит в вытянутых руках красную и зеленую ленты.) Вот у меня в руках две ленты. Посмотрите и скажите, пожалуйста, какого цвета эта лента? (поднимает одну ленту).

Дети: — Эта лента красного цвета.

Воспитатель : — Ваня, эта лента какого цвета? (поднимает другую ленту).

Дети: — Эта лента зеленого цвета.

Воспитатель: — Как вы думаете, лента какого цвета длиннее? Красного или зеленого цвета?

Дети: — Зеленого цвета лента длиннее.

Воспитатель : — Как вы это узнали? Как это можно проверить?

Дети: — Нужно приложить красную ленту к зеленой ленте. (прием приложения лент).

Воспитатель: — Молодцы! Эти ленты — наши дорожки. Как мы уже говорили, мы пойдем в гости по длинной дорожке. Значит, нам нужно выбрать ленту какого цвета?

Дети: — Нужно выбрать ленту зеленого цвета.

Воспитатель:- Молодцы, ребята, правильно.

(Воспитатель раскладывает зеленую ленту: один ее конец – около ног детей, другой – у ширмы с изображением дома Круга. Дети идут за воспитателем вдоль ленты и подходят к ширме).

Воспитатель :- Шли мы, шли и пришли к сказочному домику. Как вы думаете, какая геометрическая фигура в нем живет?

Дети: — В нем живет круг.

Воспитатель:- Как вы догадались?

Дети:- Висит круг на домике.

Воспитатель:- Миша, чей это дом?

Миша: — Это дом Круга.

Воспитатель: — Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали.

(Воспитатель из-за ширмы берет в руки Круг)

Круг (воспитатель): — Здравствуйте, дети!

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Дети : — Круг.

Круг (воспитатель): — Как вы догадались, что я круг?

Дети : — У круга нет углов, он круглый.

Круг (воспитатель): — Молодцы, ребята. Проходите, пожалуйста, садитесь за столы, сейчас мы с вами поиграем. (Дети садятся за столы, на столах лежат на тарелочках геометрические фигуры).

Круг (воспитатель): — Дети, на тарелочках лежат геометрические фигуры. Ребята, как называются эти фигуры? (Дети: — Круги.)

Круг (воспитатель): — Посмотрите, все ли круги одинаковые? (Дети: — Нет.)

Круг (воспитатель) :- Чем же они отличаются?

Дети: — Одни большие, другие маленькие.

Круг (воспитатель):- Как это можно проверить?

Дети: — Маленький круг нужно положить на большой круг и обвести пальцем.

Круг (воспитатель) :- Правильно, их можно проверить путем наложения и обведения пальцем. А еще чем отличаются круги?

Дети: — Они разного цвета.

Круг (воспитатель) :- Какого цвета большие круги?

Дети: Большие круги красного цвета.

Круг (воспитатель):- А какого цвета маленькие круги?

Дети:- Маленькие круги желтого цвета.

Круг (воспитатель): А чем же эти круги похожи?

Дети: — Они одинаковой формы – круглые.

Круг (воспитатель):- Правильно ответили, молодцы! Посмотрите, дети, сейчас я обведу круг пальчиком, пальчик бежит свободно, ему ничего не мешает, значит, у круга нет углов. Вам тоже предлагаю обвести круги. А теперь поиграем, пальчик у нас будет волшебным карандашом, нарисуем им в воздухе большой круг, а теперь маленький круг (рисуют указательным пальцем круги в воздухе). Молодцы! Т.о. мы все выяснили, что у круга нет углов.

Круг (воспитатель): — Ребята, помогите, пожалуйста, фигурам найти свой домик.

Игра «Разложи по цвету и величине».

Круг (воспитатель): — Спасибо, ребята, вам за помощь. Я тоже хочу вам помочь. Чтобы вы быстрее попали в гости к моему другу Квадрату, я раздам вам билеты на автобус. (Раздает карточки.) До свидания! (Круг остается).

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на сиденья автобуса, что вы на них видите?

Дети: — На сиденьях автобуса лежат геометрические фигуры.

Воспитатель: — Наши билеты необычные, на них тоже изображены геометрические фигуры, которые помогут вам найти свое место в автобусе. Какая геометрическая фигура изображена на билетах, на такой стул с геометрической фигурой нужно сесть.

(Дети находят свои места в «автобусе», садятся на поставленные в два ряда стулья и поют песню «Мы едем, едем» с движениями для рук и ног)

Физкультминутка.

Мы едем, едем, едем (имитация руля)

В далекие края.

Хорошие соседи, веселые друзья. (руки разводят в стороны)

Нам весело живется, (хлопают в ладоши)

Мы песенку поем.

А в песенке поется,

О том, как мы живем.

Тра-та-та, тра-та-та (руками стучат по коленям)

Мы везем с собой кота- (сгибают пальчики)

Чижика, собаку, кошку, забияку

Обезьяну, попугая-

Вот! Компания какая! («фонарики» руками)

Воспитатель: — Остановка! Вот мы и приехали. Предлагаю всем выйти и попрыгать на месте (прыжки ). Как здесь нам хорошо!

Подходят к домику Квадрата.)

Воспитатель: — Как вы думаете, кто живет в этом домике?

Дети: — Квадрат.

Воспитатель : — Ксюша, как ты догадалась?

Ксюша: — На домике висит квадрат. (Воспитатель берет Квадрат в руки).

: — Сколько у меня углов? Посчитаем вместе. (считают).

Дети: — У квадрата четыре угла.

Воспитатель (от имени Квадрата) : — Оля, сколько углов у меня?

Оля: — У квадрата 4 угла.

Воспитатель (от имени Квадрата) : — Правильно, ребята, у квадрата четыре угла. Ребята, у меня есть для вас интересная игра. Найдите, пожалуйста, на экране предметы, похожие на меня.

Игра «Найди меня» (ИКТ).

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два — направо,

три-наверх, четыре-вниз,

А теперь по кругу смотрим

Чтобы лучше видеть мир!

Воспитатель (от имени Квадрата) : — Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Я вас благодарю и угощаю вас печеньем в форме квадрата. А мне пора домой. До свидания, ребята. (Квадрат возвращается на место).

Воспитатель: — Поблагодарим Квадрат за угощение. Спасибо тебе, Квадрат. И нам пора вернуться в детский сад.

Ребята, что понравилось вам больше всего в нашем путешествии? С какими геометрическими фигурами мы сегодня встретились? Что вам больше всего запомнилось? А теперь всех приглашаю в группу на чаепитие с квадратными печеньями. (Уходят из зала).

Название: занятие по математике в младшей группе по ФГОС.

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад» №206 «Антошка»
Месторасположение: Чувашия, г. Чебоксары

Занятие по математике в детском саду для детей 3-4 лет

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе.

Тема : «Один, много, ни одного»
Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много».
Развивать умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Воспитывать доброжелательность, желание помогать игровому персонажу.
Материалы: корзинка, осенние листья, иллюстрации картинок один, много, мишка игрушка.

Ход занятия.

Сюрпризный момент: Воспитатель собирает детей в круг и сообщает, что сегодня к ним в гости пришел мишка и он хочет с нами поиграть.
Спрашивает детей где он живет, что любит есть, какой у него окрас…

Дети садятся на ковер и играют с пальчиками под стишок
«По полянке Мишка шел».
По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони
другой
И в бочонке мед нашел. царапающие движения пальцев одной
руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони
указательным пальцем другой руки
Язычком его лизал. круговые движения указательным
пальцем по центру ладони другой руки
Нету меда. крепко зажать кулачки

Где же мед? выпрямить напряженные пальцы

Ищет мишка - не найдет. ладони на щеках, качаем головой

Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным. указательными
пальцами обеих рук стучим по коленям

Затем спросить детей: Сколько пальчиков на ручке? (много), теперь спрятали пальчики в кулачек, сколько кулачков у нас? (один). Молодцы.

Воспитатель: А какое сейчас время года? (Осень)
«Осень, осень к нам пришла много листьев принесла.» Мишка из лесу принес нам в корзинке букет из осенних листочков.
- Что лежит у мишки в корзинке? (листики)
- Сколько у мишки листиков в корзинке? (Много)
- Возьму один листик. У меня один желтый листик.
- Саша, возьми листик. Сколько ты листиков взял? Какой у тебя листик? У тебя один желтый листик. Повтори. (Раздать все листики)
- Сколько было листиков в корзинке? Много.
- А теперь сколько осталось? Ни одного.
Было много листиков, мы взяли по одному, и ни одного листика не осталось.
Давайте поиграем с нашими листиками.

Физминутка. «Мы листики осенние»
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
Полетели, полетели, и на землю сели.
Ветер снова побежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
А теперь громко крикнули «листопад» и подбрасываем листики.

Сколько листиков лежит в корзинке? (Ни одного) - Я положу в корзинку 1 желтый листик. Сколько листиков стало в корзинке? (один).
Теперь вы возьмите по 1 листику и положите в корзинку.

П/И «Собери листики»
- Сколько в корзинке листиков? (Много)
-Мы положили по одному, и их стало много.
Мишке очень понравилось с нами играть, теперь он предлагает нам отправится прогулятся по осеннему лесу. А отправимся мы туда на поезде.
Дружно встанем в паровоз, чтобы в гости нас повез.

Игра "Поезд".
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Мы едим, едим в далекие края…», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к 1 столу где лежит картинка с изображением одного большого гриба и много маленьких.


- Сколько больших грибов? Сколько маленьких?
Едем дальше.


- Сколько маленьких ежиков? Сколько больших?
- Сколько яблок у каждого ежика на спинке? (по одному) А сколько листиков у каждого ежика на спинке? (много).


На последней картинке, у которой останавливаются дети, после беседы по ней, как и с предыдущими картинками, воспитатель сообщает детям, что мишка живет на этой полянке и ему пора идти в свою берлогу, мишке очень понравилось с нами играть, и он хочет попрощаться с вами и говорит спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад.
Итог.
- Ребята кто к нам приходил в гости?
- Что мы делали?
- Какая игра больше понравилась?
Похвалить всех детей.

После обеда можно предложить детям раскрасить картинку,которую оставил в подарок им Мишка


Top