Виды украшений на голову. Древнеегипетские Украшения: Ювелирные Изделия, Одежда И Головные Уборы

    Содержание 1 А 2 Б 3 В 4 Г 5 Д … Википедия

    Основная статья: Школа волшебниц Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Winx Club». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список… … Википедия

    Основная статья: Winx Club Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Winx Club». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список вместе… … Википедия

    Основная статья: Winx Club Персонажи итальянского мультсериала «Winx Club», являются героями этого мультсериала. Все они, особенно сами Винкс и их друзья из группы «Специалисты», играют ключевую роль в событиях мультсериала. Здесь также… … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Современный браслет с опалом … Википедия

    Эту страницу предлагается объединить с Золотая рыбка. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/28 августа 2011. Обсуждение длится … Википедия

    Эта статья содержит незавершённый перевод с украинского языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца … Википедия

Несли в себе некую загадочность и очарование. Женщины с их помощью создают таинственный, неповторимый образ, подчеркивая свою индивидуальность и красоту.

Украсим голову в восточном стиле или создание украшений своими руками

Понятие красоты сочетает в себе гармонию внутреннего мира и внешней привлекательности. В разные эпохи каждый народ имел свои собственные представления о красоте и ее красоты. К примеру, в Африке эталоном женской красоты считалась полнота и очень длинная шея. Излишняя худоба говорила жениху о бедности и болезненности.

Эталон женской красоты в Африке

В Европе женский идеал в разные времена заметно видоизменялся от пышных аппетитных форм, кринолинов и корсетов, до современных мини и изящных форм.


Европейская красавица

На Востоке же каноны красоты, как правило, сохранялись веками. Сочетание изящности, яркости, миниатюрности и блеска — традиционная аксиома восточной красоты, которая обязательно воплощается и в украшениях.


Восточная красота и изящество

Традиции восточных украшений

В силу того, что Восток сочетает в себе арабские традиции, а также стран Китая, Индии, Таиланда, Японии и многих других народов, восточная культура многолика и обладает особой харизмой. Национальные украшения , наряду с обрядами, одеждой, кухней, являются ценным наследием. На востоке всегда было принято украшать не только руки, шею, но обязательно голову и волосы. Это всевозможные ободки, диадемы, фантазийные витые короны. В качестве материалов использовались золото, платина, серебро, декор драгоценными камнями и жемчугом.

Использовались не только цветочные мотивы, но и национальная символика.


Восточные украшения с цветочной символикой

В Индии обязательным украшением, которым женщины покрывали свои волосы, является тика (тика). Она имеет продолговатую форму, основная часть ее закрывает пробор, а подвеска-кулон украшает голову в области лба.


Считается, украшение для волос — тика помогало открыть «третий глаз», который отвечал за мудрость, внутреннюю гармонию, спокойствие духа, а также уберегал от сглаза.


Тика — это украшение, которое носят только замужние индийские женщины

Еще одним традиционным украшение в восточном стиле является лалатика — разновидность тики, состоящая из множества тонких цепочек. Такой способ украсить голову помогал подчеркнуть нежность, хрупкость и женственность. Цепочки украшались жемчугом, цветным бисером, бусинами и ниспадали плавно на волосы.



Лалатика — одна из разновидностей тики

Восточные украшения всегда отличались особым колоритом и некой сказочностью. И сегодня многие модные идеи дизайнеры черпают в таинственной восточной культуре.


Восток всегда привлекал очарованием и роскошью своих украшений

Кроме ярких красок, шика и блеска, украшения в восточном стиле необычайно притягательны в своей необычности и харизматичности. Древние мастера считали, что украшение не только отражало статус, но и имело свою душу и характер. Поэтому все изделия изготавливались вручную, индивидуально для каждой девушки.

Украшения своими руками

Чтобы создать эксклюзивную вещицу, потратив при этом совсем немного денег, можно выполнить восточное украшение для волос своими руками.


Украшения и женщины неотделимы

Есть несколько простых способов изготовить интересную вещицу для декорирования волос.


Индийские украшения можно вписать практически в любой образ

Создание тики . Чтобы изготовить ее самостоятельно, понадобится кулон или подвеска, бусы из мелкого жемчуга или бисера, плотные нити или леска. Для начала вдеваем кулон или подвеску в нить и располагаем точно посередине. Средняя часть украшения, которая закроет пробор волос, выполняется из лески. Сначала с каждой стороны нанизываем бусины, на леску посередине нанизываем бисер. Концы соединяем вместе. Обычно тика состоит из трех нитей, но можно, проявив фантазию, можно добавлять много ярусов с самым разным декором.


Индийские украшения ручной работы помогут вам создать стильный этнический образ

Лалатика для волос в восточной стилистике своими руками. Для ее создания понадобится одна толстая цепочка (отмеряется по объему головы), соединительные кольца, более тонкие цепочки (можно разных цветов), пассатижи и круглогубцы. Также при создании украшений в восточном стиле своими руками часто не обойтись без специальных инструментов, таких как круглогубцы или пассатижи. Основную цепь замыкаем в круг при помощи соединительного кольца. Дальше, на основу начинаем прикрепление тонких цепочек в качестве декорирующих элементов. Как их расположить, зависит от фантазии мастерицы. Можно добавить нити с бисером, бусины, стразы или камни.

Красивое восточное украшение для головы

Декорирование волос с помощью повязки в арабской этно-стилистике. Такое украшение на волосы популярно и сегодня. С его помощью можно придать образу этнические ноты. Понадобится лента из атласа или другого материала, элементы декора (бисер, камни, стразы, бусины), резинка в тон ленте и такой же ширины, ножницы. Декор и цветовая гамма украшения на голову выбирается по личным предпочтениям рукодельницы. Концы ленты соединяются с резинкой (сшиваются). Получается ободок по объему головы. Далее мастер отпускает свою фантазию и по своему вкусу декорирует ленту самым разнообразным декором. В итоге получается шикарное и эксклюзивное изделие, способное дополнить роскошный вечерний образ.


Модный тюрбан в этностиле
Платок, завязанный в восточном стиле — излюбленный аксессуар многих модниц

Все эти примеры украшений — лишь малая толика, отражающая разнообразие сказочных восточных традиций. Любая ручная работа всегда эксклюзивна и не остается без внимания и восхищения. Украшения в восточном стиле, отличаются своей необычностью и богатством декора. Выполненные своими руками, они смогут разнообразить повседневность, раскрасить дневной образ и добавить элитарные ноты в вечерний образ.

Для изготовления таких роскошных вещиц ручной работы не понадобится много времени или непосильных финансовых затрат. Однако они ни на йоту не уступают ювелирным работам известных мировых дизайнеров.

Красивое украшение на голову своими руками

Макияж, прическа и наряд в индийском стиле


Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.


Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые .

Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен .

Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.

Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.

Северяне.


Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны . Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).

К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления .

Смоленско-полоцкие кривичи.


У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска . В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) . В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).

Псковские кривичи.


На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).

Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца . Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым . Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром . Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.

В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса , (рис. 9).

Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ - круг - сочетался с символом земного плодородия».

Вятичи и Радимичи.


Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. . Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой . Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).

В своей работе Т.В. Равдина отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец». В той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области . По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).


По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца . Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).

В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).

Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию."

Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной . Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?


Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. . Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X - XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными .

Городские украшения.

К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами . От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.


Бусинные височные кольца имеют разновидности : гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X - нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI - XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня .


Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.


В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).

С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.

Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна " ". По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья . Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.

Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).


Еще более дешевыми были отлитые в жестких имитационных литейных формах колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34), бытовавшие до XIV в. . Так единичными поздними дешевыми переливками, напоминающими капли слез по утраченному древнему ювелирному искусству, закончилась эпоха височных украшений домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие.

Рисунки по реконструкции ношения височных украшений взяты из статьи .

ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.

Женщины разных рас и народов всегда стремились украсить свою внешность. Они вышивали на нарядах, плели браслеты, делали бусы. Разрисовывали даже кожу. И конечно без внимания не остались волосы. В ход шли разноцветные перья, ленты, бусины. А какие украшения на голову девушки выбирают сейчас (см.фото), мы расскажем в нашей статье.

Иногда походы по отделам бижутерии в поисках подходящего атрибута для прически оказываются напрасными. Тогда некоторые умелицы берут дело в свои руки и мастерят аксессуары сами. Талантливые работы могут впечатлить даже именитых мастериц. Ознакомившись с некоторыми техниками изготовления украшений, создадите себе идеальные варианты для всех случаев жизни.

Разновидности

Большая часть аксессуаров отвечает условиям многозадачности. Они служат не только завершающим штрихом образа, но и позволяют прическе держаться на месте. Нередко встречаются исключительно декоративные элементы. Поэтому учитывайте функциональные особенности изделия перед созданием или приобретением.

Видов и стилей украшений для головы современная мода насчитывает много. Так, например, для восточного характерно использование цветочных мотивов, крупных камней, национальной символики. Популярными украшениями этого стиля считают тику и лалатику.

Греческий стиль подразумевает собой использование ободков и повязок, выделяющихся на лбу и собирающих волосы сзади. Особенно эффектно смотрится на вьющихся волосах.


Заколки

Заколками считают основание с зажимом механического типа. Сверху они могут быть украшены бантиками, металлическими аппликациями, камнями, пластиковыми элементами. В зависимости от густоты и типа волос можно подобрать подходящую как взрослым женщинам, так и девочкам.

Кроме стандартных механических заколок популярны заколки с зажимами. Они актуальны для обладательниц коротких причесок, на которых обычные заколки не держатся.

Ассортимент огромен: крабы, заколки-броши, хеагами, заколки-бананы.

Гребни

История использования этих аксессуаров тянется еще со времен древности. И по нынешний день они пользуются большой популярностью.

Сделать это украшение на голову можно из чего угодно: дерево, кости, металл. Основание гребня можно дополнить цветами, стразами, камнями.

Гребни позволяют не только фиксировать прическу, но и закреплять цветы или свадебную фату.

Повязки

Оригинальный аксессуар, который сочетает в себе декоративные и практические функции. Для изготовления повязок используют различные материалы: атлас, шелк, трикотаж. По ширине полосок нет никаких ограничений. Так, изделия из хлопка очень практично носить летом, а вязаные шерстяные зимой.

Для украшения повязки можно использовать декоративные элементы:

  • Бусины
  • Камни
  • Цветы
  • Бантики


Ленты

Этот аксессуар практически ничем не отличается от повязок. Его изготавливают в дополнение к наряду из такой же ткани. Можно проявить креативность и по-разному завязать ленты. Или вплести в косы, если позволяет длина волос.

Украшения для лент можно использовать аналогичные повязкам.

Ободки

Изготавливаются из каркасных материалов: проволока, пластик, дерево. Имеют форму полукруга, что позволяет удерживать пряди или украшать прически с короткими волосами.

Этот аксессуар подходит для всех возрастов. Готовый ободок можно украсить самыми разнообразными деталями, обшить бисером или приклеить веселые рожки. Или изготовить украшение самостоятельно по различным мастер классам

Диадемы

Это наиболее царственное украшение, так как диадема считается утонченной вариацией короны. Издавна этот атрибут был присущ мужскому полу. Им украшали головы с библейских времен первосвященники, затем жрецы и древние правители Азии.

Основа изготавливается из металла, пластика и инкрустируется камнями. Пользуются популярностью среди невест, на новогодних и тематических праздниках.


Как выбрать

Каждое из украшений способно полностью преобразить или испортить образ. Поэтому необходимо учитывать все варианты еще до этапа покупки одежды. Как правильно выбрать украшение на голову и не допустить оплошность, можно следуя нашим советам:

При выборе ободка нет строгих правил. Он подойдет любой форме лица. Изысканные модели небольшой ширины лучше смотрятся на тонких волосах. Для кудрявых волос выбирайте широкие обручи.

Гребни подчеркнут прическу из волос любой длины. Для повседневной носки выбирают изделия с минимумом декора, можно использовать пластиковые. Чтобы + можно сделать своими руками подчеркнуть пучок используйте двойные гребни с цепочками.

Украшения в восточном стиле не подходят для ежедневной носки. Выбирайте их для праздничных вечеров или выступлений.

Повязка будет выгодно завершать наряды в классическом и этно-стилях.


Заколки и невидимки подходят каждой. С их помощью можно смастерить ежедневную укладку. Праздничный вид прическе придадут украшения с камнями, бусинами, бисером.

Делаем сами

Если вы обошли не один магазин с бижутерией, но так и не нашли подходящего аксессуара, не расстраивайтесь. Его всегда можно смастерить самим. Следуя нашей инструкции, вы узнаете, как можно сделать своими руками украшение для головы.

Ободок с цветами (быстрый способ)

Необходимые материалы:

  • Заготовка ободка
  • Цветы
  • Атласные ленты

Для начала возьмите заготовку и оберни лентой по спирали. В нескольких местах проклейте, это удержит витки на месте. Приклейте в нужных местах цветы. Хорошо скрепите ленту на концах ободка. Украшение готово.

Цветы можно сделать вручную или купить уже готовые композиции в магазине для рукоделия. Вместо цветов можно использовать бантики, камни или другие элементы.

В заключении отметим, что головные украшения могут придать особый шик, если их правильно подбирать и сочетать с другими аксессуарами.


Фото украшений на голову


Голова человека одно из тех мест, к украшению которого нужно подходить с особым вниманием. На самом деле хорошо выглядеть не так уж сложно. Некоторые украшения для волос можно и вовсе сделать своими собственными руками.

1. Кристаллы



Стильное украшение, для изготовления которого понадобится классический зажим, небольшой кусочек кожи, хороший клей и красивые камушки-кристаллы.

2. Звезды



Обычная невидимка, украшенная замысловатой конструкцией из проволоки и бусинок-звездочек.

3. Жемчуг



Жемчужные украшения - один из трендов этого сезона, так почему бы не украсить им волосы? К тому же украсить невидимку искусственным жемчугом очень просто и буквально под силу каждому.

4. Яркие нитки



Сделать обычный гребень стильным и ярким можно с помощью цветных ниток.

5. Стильный ободок



Стильный ободок на голову, который можно сделать буквально за пять минут из старых бус и резинки для волос.

6. Жемчужные гребни



Нежное украшение для волос, которое легко сделать из жемчужных бусин разной формы и двух небольших гребней.

7. Цепи



Изготовить прекрасное украшение для любой прически очень просто, понадобятся только два гребня, плоскогубцы, несколько цепочек и немного старательности.

8. Буквы



Сделать обыкновенные невидимки яркими и стильными помогут металлические буковки, которые можно приобрести в магазине для творчества и рукоделия.

9. Цветы



Обыкновенные шпильки, украшенные цветами из фоамирана.

10. Яркие краски



Самый простой способ обновить невидимки - покрасить их яркими лаками для ногтей.

11. Тонкое кружево



Очаровательная повязка, которую можно сделать из небольшой полоски кружева и тонкой атласной ленты или резинки.

12. Проволока



Для изготовления этой необычной диадемы понадобится проволока и набор блестящих бусинок.

13. Шейный платок



Украсить гульку или хвост можно с помощью яркого шейного платка или банданы.

14. Лента шибори



Эксклюзивная заколка с цветком, сделанным из ленты шибори и бисера.

15. Шипы



Украсить старый обруч можно с помощью крупных шипов, которые можно приобрести в швейном магазине.

16. Ветки



Тонкие веточки можно превратить в необычное украшение для волос. Нужно хорошо вымыть и просушить ветки, покрасить их аэрозольной краской и прикрепить к невидимке с помощью клея или тонкой проволоки.

17. Забавные ушки



Для тематической вечеринки можно смастерить забавный ободок с кошачьими ушками. Сделать такой ободок можно с помощью обыкновенного тонкого обруча, толстой проволоки и клея.

18. Помпоны



Модный ободок с помпонами можно купить в магазине, а можно сделать своими руками. За основу следует взять обычный тонкий ободок, к которому с помощью клея будут крепиться яркие помпоны из фетра.

В продолжение расскажем про с секретным ингредиентом для невероятного блеска волос.


Top