Зачем нам дается роковая любовь. Небесная молния

09.04.2018

РОКОВАЯ ЛЮБОВЬ

Роковая женщина, роковой мужчина - знакомые характеристики, не правда ли? Но по какой причине они появляются в нашей судьбе, заставляя повиноваться их магическому притяжению? Почему эти личности, со своим особым шармом и магнетизмом, наделены судьбоносным влиянием на всех, кто находится рядом? А любовь с ними - роковая, смесь жгучих страстей и неудержимой романтики?

Интервью с Еленой Мэйли о любви, о власти рока в нашей жизни, роковых пристрастиях и рациональной силе исцеления, мы продолжаем наш спецпроект «Эзотерика в лицах”. Елена Мэйли, член-корреспондент РАНМ, лауреат конкурса “Лучший целитель России последнего десятилетия ХХ века”, наследница рода ведических целителей.

РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА

Ее побаиваются - и втайне ненавидят женщины. О встрече с ней мечтают мужчины. Однако никто из них не в силах разгадать Ее по-настоящему. Или хотя бы на миг приоткрыть вуаль Ее тайны.

Чарующе недоступная - и оттого бесконечно желанная. Безумно заманчивая - и почти всегда недосягаемая. Именно этот, сводящий с ума, тип женщин и порождает испокон веков особенные, ни с чем не сравнимые эмоции, вызывая необъяснимое желание подражать им у остальных женщин - и разжигая в мужских сердцах испепеляющий огонь страсти и жажду обладать. Она не спешит раскрывать свои секреты - а лишь приумножает их. Она рождена изменить мир, и не всегда готова продолжить его существование в материнстве. От нее веет мистицизмом… Оттого встречу с ней и помнят всю жизнь. На то она и Роковая женщина!

РОКОВОЙ МУЖЧИНА

Имя Дон Жуана давно стало нарицательным для обозначения неотразимого сердцееда. Вот только не все помнят, что внешность героя была весьма далека от идеала. Он выглядел скорее демоном, чем Аполлоном. Именно в этой художественной параллели и кроется главный секрет неразгаданного типажа Рокового Мужчины. Мистически притягательным для женщин самых разных вкусов Он становится подчас вопреки общепризнанным канонам брутальной мужской красоты. Неотразимым его делают совсем иные черты: cила личности, темперамент, яркий характер и – разумеется - стиль общения, который сложно назвать иначе как завуалированный гипноз.

Невероятный талант создать видимость своей исключительности вкупе с искусным умением играть образ “рыцаря на белом коне” и является самой большой опасностью в судьбе выбранной Им дамы. Он много дает, но еще больше забирает. Ведь виртуозно играя на струнках женской души, парализуя волю и разум мистическим магнетизмом своей натуры, Он забирает часть души, пленит ее и с этим уходит, оставляя свою жертву в горьких мечтах о своем возвращении. Поэтому любовь к этому человеку остается навсегда. И не потому, что так предначертано судьбой, а потому что перед этим испытанием мы порой очень слабы...

РОКОВОЕ УВЛЕЧЕНИЕ

- Елена, расскажите, пожалуйста, вкратце о феномене Роковых Отношений.

Прежде всего следует понимать, что, появляясь в жизни своего партнера, Роковые Мужчина или Женщина априори влияют на нее крайне негативно. Построенная на болезненной игре чувств и страстей жизнь очень часто принимает драматический оборот - а подчас и вовсе может закончиться трагично. Ведь даже если Он (Она) бросает вас - маниакальная одержимость партнером перетекает в серьезнейшую психическую болезнь.

- На чем основана столь глубокая зависимость и есть ли что-то общее во всех подобных историях?

Разумеется, каждая история неповторима, полна глубоко личных переживаний. Однако, если рассматривать ее эзотерически, я вижу, что меняются лишь детали и обстоятельства - в остальном же суть остается неизменной. Все, кто когда-либо сталкивался с Роковым Увлечением, повторяют одни и те же слова: «Любовь к Ней (Нему) - это ВСЁ, что было в моей жизни». Человек навсегда делит свою жизнь на «до» и «после». В этом и состоит самый сложный аспект. Ведь любые отношения с Роковой Половиной представляют собой, в первую очередь, глубочайшую психическую привязку. У меня на приеме очень часто встречаются ситуации, когда доведенные до отчаяния жертвы Роковой Привязанности просят убрать эту болезненную и истощающую привязку и настроить на истинную любовь.

Это был обычный, как казалось, легкий флирт на работе. Вот только он как-то слишком стремительно перерос сначала в страстное влечение, а затем - почти незаметно - в почти полную одержимость.

К моменту, когда Ольга полностью растворилась в его любовных манипуляциях, ситуация стала необратимой. Даже узнавая еще и о параллельных похождениях Андрея, она не могла противостоять его магнетизму - разум был парализован мыслями только о нем. Но именно в этот кульминационный момент – он увлекся… начальницей Ольги. Для него это была лишь игра на их чувствах и мыслях. И он жил этой игрой, а для Ольги под угрозой оказалась все – семья, любящий муж, прекрасные дети, карьера. Она чахла в своих страданиях, теряя себя и свои силы. И лишь чудовищным усилием воли, находясь на грани нервного срыва, она выбрала единственно верный путь – прийти на прием. Именно это решение и спасло ее жизнь, спасло семью и карьеру.

РОКОВАЯ ЛЮБОВЬ

- Роковая Любовь, Елена, скажите в чем ее главная опасность?

Это всегда кармическое слияние двух судеб. Здесь нет места интуиции, поддержке и взаимопониманию. Это пара “Хозяин-Слуга”, в которой удел жертвы - помимо ее воли - терпеливое участие в судьбе возведенного ею на пьедестал Хозяина, ради которого она готова идти на бесконечные страдания. Такие браки всегда драматичны тем, что партнеры ломают судьбы друг другу.

История из практики.

С самого начала Наталья понимала, что ступила на зыбкую почву. Вот только поделать уже ничего не могла. Подруги наперебой твердили, что она совершает огромную ошибку, уходя из стабильного брака с Игорем к избалованному жизнью Виктору, что она лишь очередной желанный трофей в его победоносной коллекции. Виктор мало походил на Казанову, зато от него веяло каким-то особенным магнетизмом, заставляющим забыть обо всем на свете. Свой медовый месяц они провели на Сейшелах, в полном уединении. Виктор дарил ей самые прекрасные рассветы и закаты, и она полностью растворилась в мечтах о безоблачной жизни. Все было слишком сказочно, чтобы обращать внимание на мелочи. И едва закончились эти волшебные дни, как в словах и взглядах Виктора проступила едва ощутимая холодность, а чуть позже отсраненность… Наталья перестала чувствовать себя любимой и единственной.

Мир померк и потерял смысл, когда она узнала о его интрижках на стороне, но скрепя сердце, решила терпеливо ждать, что он успокоится. Получая взамен уже редкие, но оттого еще более желанные часы с ним... Он то уходил, то приходил. Раз за разом, сжигая себя изнутри, прощала - лишь бы ее любимый был рядом, лишь бы не распался ее уже второй брак. Если бы мама буквально не заставила ее прийти на сеанс, все могло закончиться фатально.

- Елена, какой выход из такой ситуации? Как вы разрешаете такие проблемы?

Прежде всего, в каждой ситуации есть своя кармическая упорядоченность, я вижу в силу каких причин образовалось роковое кольцо и что необходимо сделать, для обеспечения положительного энергообмена в паре. Находясь внутри прочного Рокового Круга сделать это своими силами невозможно, ведь независимость мышления каждого из партнеров сводится к нулю. В роковом браке Слуга-Хозяин, не только роковые ошибки у самих супругов, но и их дети вырастают с роковыми страстями, полностью копируя судьбы родителей. Я меняю ситуацию коренным образом - возвращаю истинные чувства и гармонию в семью. Это работа профессионала, работа с душами партнеров, работа с тонким планом чувств… Поэтому, хочу сказать парам, далеким от гармонии - не стоит идти на поводу у Рока, вы созданы для счастья, оно изначально заложено в вашу судьбу, и вы обязательно должны его обрести.

Совет от Елены Мэйли:

Я предлагаю вам сопоставить свои отношения в паре через парность зодиакальных знаков (первый знак пары – «Слуга», второй – «Хозяин»):

Овен-Стрелец, Телец-Водолей, Близнецы-Телец, Рак -Лев, Лев-Рыбы, Дева-Скорпион, Весы-Овен, Скорпион-Близнецы, Стрелец-Дева, Козерог-Рак, Водолей- Козерог, Рыбы-Весы.

Этой схематике подчинен и принцип ритмической смены активности времен года: период «Слуги» – подъем; период «Хозяина» – спад.

Поэтому, намечайте себе в период подъема все, что требует активизации (здоровье, косметология, планы, намерения, мечты). А в моменты спадов - избавляйтесь от всего ненужного (лишние килограммы, вредные привычки, отношения).

Интервью с Еленой Мэйли вела Наталья Зимина

Давайте сразу уточним: роковая страсть - это не обязательно та, которая приводит к трагическим последствиям.

Это - большое, всепоглощающее чувство, которое изматывает до предела, приводит все мысли в беспорядок и дает то ощущение полета, к которому мы стремимся потом всю жизнь. Да что мы вам рассказываем - и без нас небось знаете, не маленькие уже...

Тут вот что интересно. Ученые, которые любят анализировать все подряд (в том числе и чувства человеческие), перед Большой Любовью оказались бессильны. Пытались они и ее изучать, да пока что-то не получается. Есть кое-какие выкладки касательно того, что у человека, поглощенного страстью, учащается сердцебиение и ухудшается аппетит, так это и без ученых понятно. Зато в литературе все то же самое описано куда подробнее и главное - гораздо красивее, душевнее. Поэтому сегодня мы попытаемся понять законы Большой Любви и привлечем в качестве экспертов не психологов, а писателей.

Она такая внезапная!

По мнению ученых (как будто они в этом что-то понимают!), любви с первого взгляда не существует. Любовь, говорят они, зарождается долго, в несколько этапов. А вот так сразу бывает только помутнение рассудка, срабатывание установки на любовь. В психиатрии даже существует специальный термин для обозначения этого явления - "лунный удар". Но почитаем, что пишут в книгах:

"...Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих сразу. Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, а я там, тогда... с этой, как ее..."

М. Булгаков.

"Мастер и Маргарита".

"...Я увидел Ее, просто представился, сказал что-то. Она тоже. Я даже не запомнил ее имени, не зафиксировал, какая у нее прическа и т. д... Я уехал еще до шашлыков... Но на следующее утро я подумал о ней. А потом днем подумал: "А кто ей этот мужик с дурацкой бородой? И как ей с ним? Ведь он же зануда, наверняка зануда". Я вспоминал о ней все лето и начало осени..."

Е. Гришковец. "Рубашка".

Ну и кто, по-вашему, прав - писатели или ученые? Кому верить? И главное - как отличить: где помутнение рассудка, а где действительно Большая Любовь? Тут нам поможет закон N 2.

Роковая любовь - это полное слияние. Так считают и писатели, и психологи.

Чем труднее, тем лучше

Обычная любовная история протекает более или менее гладко. Познакомились, повстречались, поженились. Интрижка на стороне, когда это не Большая Любовь, тоже не мешает семье. А наоборот - даже укрепляет узы брака, опять-таки, по мнению некоторых психологов.

А вот Большая Любовь - совсем другое дело. Между влюбленными то и дело возникают преграды, что-то непременно мешает им быть рядом, видеться каждую минуту. Ромео и Джульетте мешали родственники, Мастера и Маргариту разлучили обстоятельства. В сказках возлюбленных красавиц похищают драконы (зачем, кстати?). "Книжные" любовники часто совершают странные и роковые ошибки. Они бесконечно стремятся друг к другу, но при этом сами устраивают себе душераздирающие испытания и разлуки. И все эти трудности ради того, чтобы потом вместе их преодолевать.

Так вот, различие между психологическим расстройством и настоящими чувствами состоит в том, что Большая Любовь, проходя через тернии, только усиливается и укрепляется. А расстройство не выдерживает испытаний.

"...Неужели была какая-либо возможность жизни моей с Ниной, жизни едва вообразимой, напоенной наперед страстной, нестерпимой печалью, жизни, каждое мгновение которой прислушивалось бы, дрожа, к тишине прошлого? Глупости! Так что же мне было делать, Нина, с тобой?.."

В. Набоков.

"Весна в Фиальте".

"...Теперь его жизнь каким-то образом растроилась на три части: работа, любовь и семья. Смоленскому всегда представлялось, что любовь - это счастье, а теперь выяснилось, что любовь - это болезнь, похожая на аппендицит. Распространенная и вроде неопасная, но, если не вырежешь вовремя, помрешь от перитонита..."

В. Токарева.

"Пропади оно пропадом".

Мы преодолеем все тяжести судьбы, лишь бы быть вместе!

От нее нет спасения

Ученые считают, что любовь длится один-два года. А там либо вообще кончается, либо переходит на уровень дружбы, нежности, привязанности.

Но зато роковая страсть, утверждают писатели, никогда не угасает. Е

Это есть определенная игра или можно представить ее как разновидность борьбы между мужчиной и женщиной, в процессе которой один выполняет роль жертвы, а другой выступает в роли охотника. В данном случае охотник с легкостью разбивает сердца своих выбранных жертв. Как его звали?.. И вот уже все женщины безнадежно располовинены, потому что одни сразу вспомнили - как. А другие даже не поняли - кого. Потому что он был не у всех - этот удивительный гибельный период самоуничтожения, растворения и отчаяния. Но те, кто не поняли - кого, почему-то убеждены, что они обязательно дождутся, заслужат, вымолят себе это счастье. Те же, кто пережил это, качают головами и молчат. Так рождаются легенды о любви.

Пересказать, предостеречь, убедить - пустое. Так же бессмысленно, как пересказывать запах. Как это было? Хорошо? Плохо? Больно? Почему это был именно Он? Спрашивают матери, подруги и младшие сестры. Хорошо, плохо, больно. Прекрасно. Я употребляю здесь прошедшее время, потому что те, кто переживают Это сейчас, не читают мою статью. Они или с ним - и больше никто не нужен. Или без него - и тогда ничто не может отвлечь их от ожидания. Потому что у них та самая роковая любовь , которой мы ждем с тех пор, как поняли разницу между мальчиком и девочкой.

«А ты прыгнешь ради меня с моста?» - спрашивает милая девочка милого мальчика, стоя на мосту, а какая-то случайная тетка с истошным воплем вцепляется в мальчика и орет на девочку. Потому что ради нее когда-то прыгнули, и теперь она с этим живет. Откуда взялась уверенность, что любовь - это отдаться без остатка, забыть себя и все вокруг отбросить, жить им (ею) раствориться в нем (в ней)? «Принеси мне черевички, которых нет у самой царицы»… А все другое - суета и примитив.

…Она была хорошенькой провинциалкой, проложившей себе путь наверх через постель. Он был великий военачальник. Она заставила его забыть семью и службу, но все-таки он не всем смог пожертвовать ради нее. Они расстались. Но продолжали любить друг друга. Волшебное слово сказано. И это волшебное слово превращает сомнительную с точки зрения морали историю в легенду о леди Гамильтон и адмирале Нельсоне. И мы с замиранием сердца следим за всеми перипетиями кинематографических отношений, переживая себя как леди Гамильтон и его - как адмирала Нельсона.

Попробуйте хоть раз пережить этот сюжет как жена адмирала или муж леди Гамильтон - может быть, история покажется вам не такой оранжевой. Одна обязательная примета роковой любви - она выжигает пространство вокруг себя. «Я люблю его», - говорит экранная леди Гамильтон, и ваше сердце сжимается. «Я так люблю его!» - говорит вам секретарша вашего мужа, и ваше сердце тоже сжимается. Но совсем от другого чувства.

Ибо в обществе существует легенда о роковой любви. О любви, не знающей условностей, которые так надоедают нам в обыденной жизни. Любви на грани жизни и смерти. Любви, подобной войне и чуме одновременно. Той самой настоящей Роковой любви.

Эта любовь на то и роковая , что ничто не может остановить ее, и никто не знает, когда она начнется и где закончится. Самое ужасное - оказаться объектом такой роковой страсти, если вы не готовы на нее ответить. Тогда ваша жизнь превращается в ад, потому что нелитературного героя, обрывающего вам по ночам телефон и дежурящего у подъезда, можно нейтрализовать только при помощи милиции, да и то в случае, если он предпримет попытку изнасилования.

Самое неприятное в том, что если он решил, что вы созданы друг для друга, переубедить его нельзя, даже выйдя замуж за другого и родив этому другому шестерых детей. Женщины, безнадежно влюбленные роковым образом, способны на самые феерические поступки - от угрожающих звонков женам или матерям до появления в обнаженном виде на заседании совета директоров.

Если, к несчастью, это произошло с вашим мужем - пожалуйста, не выставляйте сходу за дверь его чемоданы, не пытайтесь мыслить банальным образом, дескать, дыма без огня не бывает и прочее… Возможно, он ни в чем не виноват, и ваши дни, недели или годы брака стоят, по крайней мере, откровенного разговора. Мужчины, безусловно, подлецы и изменники, но ведь, возможно, именно вам достался тот редкий экземпляр…

И все-таки как его зовут, того, кого вы боитесь встретить вот уже… лет, при звуке голоса которого ваше сердце екает, и муж с удивлением восклицает: «Ты покраснела! Впервые вижу!» Здесь нужно разделить понятия - речь идет точно не о вашем муже. Потому что если вы за ним замужем и вам хорошо, то это у вас счастливая любовь, не имеющая к обсуждаемой здесь роковой никакого отношения.

Вы ощутили разочарование, проанализировав, что, похоже, да, у вас именно случай счастливой любви? на то и роковая, что писать о ней бессмысленно, разве что стихи и романы, потому что первый признак охваченных страстью роковой - они никого вокруг не слышат, а видят разве что в пределах, отвоеванных природой для инстинкта самосохранения.

Побочный эффект культа роковой любви заключается в том, что нам, счастливым, в своей счастливой любви не всегда очевидно, как мы счастливы. Иногда благодаря литературе и особенно кинематографу женщины смешивают признаки роковой и счастливой любви и разрушают отношения.

Предложение прыгнуть с моста, достать с неба луну или купить в период финансового кризиса новые сапожки, даже простая просьба вынести мусор или помыть посуду не должна сопровождаться аргументом «если ты меня любишь», потому что тут возможны только две реакции:

а) он прыгнет (достанет, купит, помоет…), и это навсегда останется лежать на вашей совести;
б) он не прыгнет (не достанет, не купит) и сам усомнится в собственных чувствах.

Мужчины внушаемы не меньше детей. Если им все время повторять, что они вас не любят, они в это поверят. Тем более что в тех редко попадающихся им на глаза фильмах о любви они могут наблюдать, как любят по-настоящему. Конечно, их честно добытая зарплата и пучок роз по воскресеньям не идут ни в какое сравнение с тем, что вытворяют для своих любимых настоящие киногерои.

Не провоцируйте мужчин на размышления. В конце концов, они не виноваты, что в тот момент, когда они увидели вас впервые, вы, скорее всего, сидели на диване (шли по улице, пили коктейль…), а не барахтались в пасти крокодила или в объятиях маньяка.

Самые разрушительные для любви слова - если бы ты меня любил (любила), то ты бы… Под варианты: ты не знаешь, что такое любить, ты не способен ради меня на… С таким аргументом можно выиграть то, чего вам захотелось в данную минуту, но проиграть гораздо большее.

Вы когда-нибудь заглядывали в глаза женщине, ради которой мужчина прыгнул с моста? Я заглядывала. Не знаю, в какое время дня состоялся прыжок, но в ее глазах навсегда застыла луна. Так может быть, не стоит рисковать, провоцируя любимого на безумные поступки? В один прекрасный день на свое: «Ты меня не любишь» вы можете услышать «Да. Не люблю» - и что вы будете потом с этим делать?

Конечно, найдутся мужественные и решительные женщины, которые скажут: ну и пусть, раз не любит - в отношениях нет смысла. Горькая, правда… и так далее. Но весь фокус в том, что это не правда. Он просто сам вдруг задумался и решил, что не любит вас, потому что любовь - это страсть и кипение, это взлеты и падения, это встречи и расставания… А он всего лишь готов прожить с вами жизнь. И вам этого мало…

Наверное, я преувеличиваю воздействие информационно-развлекательной среды на наше сознание. Но все же, если сесть в позу лотоса и сосредоточиться на пламени свечи, то окажется, что цветы у ног, прыжки с моста и бриллиантовые ожерелья придумали за нас авторы телесериалов. А в нашей голове нет никакого представления о счастливой любви, а только о роковой, безумной, несчастной, безответной.

Это подметил еще гений Толстой, написавший одну строчку о счастливой любви и два толстенных тома о несчастной и роковой. Так уж разделились жанры - о роковой любви пишут великие и не очень писатели и поэты, а о счастливой - женские журналы и несерьезные газеты.

Если к вам пришла роковая любовь , дальше - тишина. Но прежде чем пытаться внести в свою жизнь признаки роковых страстей, вспомните то, что вы о них знаете. Роковая страсть настигает вас там и тогда, когда ей одной известно, а стало быть, никаким образом спровоцировать ее невозможно - такова ее природа.

А вот счастливая любовь, на мой взгляд, предполагает доверие и партнерство, взращивается трепетно и нежно. Читайте здесь, так как многим надеюсь данная статья будет полезной. lВам ведь никогда не придет в голову потребовать от своего сына прыжок с моста или миллион алых роз? Общеизвестно, что мужчины как дети… И любить их нужно точно так же. В конце концов, если его правильно направить, то царицыны черевички достанутся вам без всяких намеков с вашей стороны…

Ну вот, а теперь можно предаться воспоминаниям. Так как, вы говорите, его звали?

женский мир , полезные советы, надеется, что вы найдете здесь нужные, хорошие, умные ответы, а так же интересную информацию.

© Все права защищены, материалы журнала женский мир могут использоваться только с разрешения владельца сайта.

Ленька не был в числе лучших учеников в классе. Не видел в этом необходимости. По его мнению, чтобы стать отличником в школе, много ума не надо. Программа рассчитана на средний уровень интеллекта. Чтобы ее освоить, достаточно проявить усидчивость и дисциплинированность. «Пока, - размышлял он, - в этом нет необходимости». Четверки и даже тройки его устраивали вполне. Зато не приходилось напрягаться в учебе. Читал книги, какие нравились. Играл в шахматы до одури, иногда по двадцать пять партий сразу. Увлекался настольным теннисом, ну и, конечно, преферансом. Бывало, просиживал за картами до утра. Не на деньги, а так, на интерес. Родители не докучали «моралью строгой», и педагоги относились к ученику терпимо.

Но однажды, в одиннадцатом классе, к ним прибыла из другого города ученица Вера. Сначала, как новенькая, девушка какое-то время находилась в центре всеобщего внимания. Она не была привлекательной. Невыразительное лицо немного бледноватое. Узко посаженные глаза серого цвета. Жидковатая пепельная косичка. Очень даже ординарная юная особа. Характер, правда, покладистый. Поэтому новенькая легко вписалась и вскоре стала равноправным членом ученического коллектива. Все относились к ней так, будто знали с детства. Ни завышенных требований, ни льгот прибывшей уже не полагалось. В общем, стала своей.

И только один Леонид разглядел в девушке что-то такое, из-за чего его сильно потянуло к ней. Сначала возникла просто симпатия, но потом он влюбился, да так, что места себе не находил.

Ученице нравилось, как парень пожирает ее страстными глазами, вертится возле нее, оказывает какие-то услуги. Она даже поощряла это. То попросит показать достопримечательности города, то обратится за консультацией по физике или математике.
Леньке все предметы давались без труда. А тут он из кожи лез вон, чтобы не ударить в грязь лицом. Выучивал все по программе и читал дополнительную литературу. Новый материал объяснял однокласснице не хуже преподавателя.

Почти все свободное от занятий время они проводили вместе. Все считали парочку женихом и невестой. Никто не догадывался, какая чисто платоническая была у них любовь. Парень не сводил глаз с девушки, не отходил от нее, но ни разу не поцеловал и даже не делал попыток.

Как-то Вера завела разговор на эту тему:
-Почему это в кино, да и в жизни все влюбленные целуются? Это что, обязательная составляющая любви?
-Я думаю, что поцелуи и секс только опошляют любовь. Это что-то от животных. Человек - высшее существо, и его чувства должны быть совершеннее. Настоящая любовь - субстанция не физическая, не материальная, а духовная, - растолковывал юный философ.

Вероятно, в этот момент Вера впервые насторожилась. Ничего не сказала, но у нее стали появляться причины, чтобы на вечер-другой «оторваться» от своего поклонника. То она уезжала к дальней родственнице за город, то ходила с мамой на вечерние курсы кройки и шитья. Кавалер дожидался ее в подъезде. Сначала удовлетворялся объяснениями, а затем стал высказывать упреки:
- Ты меня не любишь, ты избегаешь меня.
Девушку это забавляло, но упреки стали перерастать в подозрения и обвинения:
- Ты, наверное, полюбила другого. У тебя кто-то есть. Ты с ним целуешься. Думаешь, я не могу? Вот, - он неожиданно обнял девушку и поцеловал.
Тут она впервые сорвалась:
- Что ты себе позволяешь? Разве я давала повод? Разве я говорила, что люблю тебя? Оставь меня в покое. Не ходи за мной. Мне это надоело.

Леня побледнел, медленно отступил на шаг, затем, словно ошалелый, убежал. Дома закрылся в ванной комнате и прорыдал несколько часов. Родители пытались всячески успокоить влюбленного неудачника, а он все бился в истерике. На следующий день в школу не пошел. Неизвестно, что было бы дальше, но после уроков забежала Вера:
- Извини, Ленечка. Я, наверное, дрянная девчонка. Ты хороший мальчик. Помиримся?

Окончили школу, поступили в политехнический институт. Причем, парень сначала думал об институте связи, но изменил мечте, чтобы быть с девушкой рядом. Теперь они вместе шли в институт и вместе возвращались. Влюбленность у Леонида не проходила. Но Вера через некоторое время стала избегать своего воздыхателя. Снова начались упреки и скандалы, пока однажды девушка не сказала:
- Я люблю другого и выхожу замуж. А с тобой мы останемся друзьями. Хочешь?

Леонид прибежал домой, закрылся в ванной и вскрыл себе вены. Родители, почувствовали неладное, вышибли дверь, увидели умирающего сына, вызвали скорую помощь. Медики спасли, выходили несчастного. В наши дни сватовство не модно. Но здесь отец и мать, пренебрегая гордостью, пошли к родителям возлюбленной своего чада и стали умолять отдать дочь за их сына. Все вместе принялись уговаривать девушку, ссылаясь на то, что любовь - благородное чувство, и что ей посчастливилось быть так сильно любимой. Уговорили. Молодые поженились.

Но недолгим было их счастье. Муж буквально подавлял волю жены, лишил всякой свободы, так деспотична была его любовь. Молодая женщина не выдержала и ушла к родителям. Тогда он вышел на балкон и прыгнул с третьего этажа. Покалечился основательно, но остался жив. С сотрясением мозга, переломами ног и нескольких ребер был доставлен в больницу. Приходя в сознание кричал, что все равно жить не будет. Утихомирился только, когда его стала навещать жена.

Через несколько месяцев выписался домой. Целыми днями ожидал Веру из института, расспрашивал о том, что делала, где была. Наконец поправился и сам приступил к занятиям. Опять молодые весь день вместе. Муж не сводит влюбленных глаз с жены.

Вскоре Вера почувствовала, что у нее приближается нервный срыв. Вероятно, супруг был из числа вампиров, которые питаются биоэнергией других. Она заявила, что порывает с ним, иначе станет истеричкой. Собрала вещи, чтобы уйти. Леонид закрыл дверь на защелку, вышел на балкон, облил себя бензином и позвал жену. Она решила еще что-то сказать на прощание, вышла, но, почувствовав странный запах, хотела убежать в комнату. Муж задержал ее одной рукой сзади, другой чиркнул зажигалкой. Пламя мгновенно обхватило парочку, но Вера успела вырваться и занавеской с окна загасила огонь на себе. Как-то открыла дверь, позвала соседей, а те бросились спасать самоубийцу. Наконец пламя сбили, Леонид упал без сознания на пол. Прибывшая скорая помощь зафиксировала, что ожогом поражено семьдесят процентов кожи. Некоторые участки просто обуглились.

На этот раз Леонид пролежал в больнице около семи месяцев. Что только не делали врачи. С немногих уцелевших участков кожу пересаживали на пораженные очаги. Она плохо приживалась, раны гноились из-за почечной недостаточности и интоксикации крови. Наступил летальный исход. Умер больной в страшных мучениях, но не произнес ни одного плохого слова о возлюбленной и не выразил сожаления по поводу содеянного.

А Вера выздоровела. Более-менее все обошлось благополучно. Правда, на затылке волосы расти не будут, так как там был сильный ожог. Ну да это не страшно - можно прикрыть отращенной косой или париком. Она постепенно успокоилась, стала регулярно посещать кладбище, где похоронен муж. Подолгу сидела молча, уставив отрешенный взгляд в одну точку. Родителям покойного, конечно, было приятно, что сноха постоянно приносит цветы на могилку. Но им стало жалко ее:
- Верочка, дорогая, не надо так убиваться. Ты молодая, живая, следует думать о будущем. А Ленечку уже не воскресить.
Вера обычно отмалчивалась или говорила что-то о злой судьбе, а своим сокурсникам объясняла:
- Я воздаю должное самой любви. Несчастье в том, что мне довелось встретиться с роковой страстью, но многим ли дано быть так любимыми, как была я...

Вот теперь все тайны раскрыты...

Первая тайна:

1. Мужчина и женщина ищут в отношениях внимания к себе. Любое неудовлетворение в отношениях возникает из-за того, что одна из сторон недополучает внимание от партнера.

Может показаться, что отношения терпят крушение из-за сложного характера, дурных привычек, непристойных поступков одного или обоих партнеров, но если партнеры дают внимание друг другу, эти причины не могут привести к разрыву.

А вот когда один партнер прекращает давать внимание другому, тогда начинается битва, в которой есть место всем негативным чувствам.

Мужчина и женщина по разному оперируют вниманием.

На самом деле есть два внимания. Женская форма внимания, когда человек полностью внимает собеседнику, т.е. без сопротивления воспринимает образ, переданный ему собеседником, и мужская форма внимания - вовлечение в какой-то процесс. В этом случае человек полностью вовлечен, и не отвлекается ни на что другое.

Мужчина жаждет, чтобы женщина полностью внимала ему, раскрыв рот и соглашаясь со всеми его доводами. Принимала его информацию безоговорочно. Другими словами, проявляла к нему женскую форму внимания. Примерно так мужчина ожидает, что женщина будет всегда готова к sекsу с ним.

И чтобы женщина внимала ему, мужчина применяет свой прием обращения со вниманием. Он вовлекает ее (или тех, в ком заинтересован) в процесс формирования новых впечатлений, чтобы она (они) раскрылись и начали внимать.

Мужчина в отношениях всегда задает направление, т.е. предлагает проявить интерес к чему-нибудь новому, где, по его мнению, могут возникнуть новые впечатления и тем самым ему начнут внимать.

Женщина, не поддерживающая длительно мужчину в его вовлечениях, становится для него источником дискомфорта и постепенно он прекращает завоевывать ее внимание.

Мужчина, прекративший вовлекать женщину в сферу своих интересов, не дающий ей новых впечатлений, вызывает в ней разочарование.

Женщина считает слабым того мужчину, который не смог убедить ее внимать ему, мужчина считает стервой ту женщину, которая не вовлекается в его предложения.

Однако, если внимание и вовлечение существовали в отношениях мужчины и женщины хоть некоторое время, возникает связь, которая живет сама по себе и является Второй тайной.

Вторая тайна:

2. Между мужчиной и женщиной существует канал отношений, чувственная связь. При разрыве отношений связь остается и вызывает страдания у одной стороны и накачку энергией для второй. Пока связь существует, партнеры попеременно меняют направление движения энергии по этому каналу. Следовательно, то один, то второй чувствует себя то лучше, то хуже партнера.

Любые отношения представляют собой некий процесс энергообмена, а чувства, эмоции, особенности поведения – следствием его.

То, что отношения можно представить в виде трубы между мужчиной и женщиной, по которой перекачиваются чувства и эмоции от одного партнера к другому, значительно упрощает объяснение, почему при разрыве отношений одному из партнеров плохо, а другому, как говорится, удача сама в руки идет.

Связь, труба, привязка – называйте как хотите. Её не видно, но ощущения дискомфорта ведь есть. Как не видно волн, которые приходят в ваш мобильный телефон, но звук в трубке – реальность.

Многие из вас часто ощущали длительные, изматывающие периоды плохого самочувствия, когда хотелось хоть небольшой поддержки партнера в виде смс, звонка или теплого слова.
Но оттуда ни звука, никакого шевеления.
А когда доносятся слухи о том, что партнеру везет?! Внутри начинают кипеть обида, месть, желание рвать и метать!

Что же делать?
А) Осознать, что ваша связь – самостоятельная единица Вселенной. Точно также, как труба вашего пылесоса. Труба есть и она присоединена к вам. Связь в виде трубы всегда будет искать момент, чтобы дать вам знать о себе. Для этого труба будет вызывать негативные чувства и отток энергии.

Б) После того, как вы ее осознали, используйте трубу по назначению в последний раз. Заберите через нее у партнера все, что принадлежит вам и отдайте ему все, что принадлежит ему. Таким образом, необходимость в трубе исчезнет. Она растворится.

В) Поблагодарите партнера за то, что он был в вашей жизни. Дайте ему место в сердце.
С) А вы помните про Тайну Ноль? В этих отношениях вы удовлетворили потребность предков? Если нет, то на место этого партнера придет такой же.

Чтобы отношения не приходили к разрыву и страданиям, нужно знать о Третьей тайне:

Третья тайна:

3. Мужчина должен развестись с мамой прежде, чем решит жениться на женщине.

У мужчины всегда есть его первая женщина. Это его мать.
Будучи мальчиком он привязан к ней первые двенадцать лет жизни. Дальше связь ослабевает, но всегда ли она рвется?

Если мама – самодостаточная, зрелая личность, она легко отпустит сына в мир.
Мать передает сына в руки отца. Теперь мужчина ответственен за мужчину. Так мужественность переходит от отца к сыну.
Но в наши дни не всегда все так гладко.

Часто мать сама остается маленькой Внутренней девочкой, полной страхов и недоверия. И тогда она не может доверить своего сына кому бы то ни было. Ни отцу ребенка, которого возможно давно нет рядом, ни тем более девушке, положившей глаз на самое дорогое в ее жизни.

Мать не дает свободы сыну, решает все за него. Если бы она знала, что собственноручно превращает его в Неудачника! Но она не хочет этого знать – она Мать и больше всех любит свою кровиночку!
Подсознательно она хочет быть нужной и востребованной хотя бы ему, потому что чувствует себя полным Ничтожеством. И растит себе подобного.
Ну и что! – скажет она. - Пока я жива он будет под моей защитой и полностью обеспечен.
Так и хочется спросить: А когда вас не станет, ему тоже пойти за вами в иной мир?

Мамы, пожалуйста, стране нужны мужчины! Отпустите их – дайте им стать Мужчинами! Любите их по-настоящему, а не из страха за своего заплаканного Внутреннего ребенка.

Мамы, чтобы мужчина оставался в зрелом возрасте в состоянии вашего подопечного, или еще хуже “психологическим мужем”, ему придется пить. Только там, в запое, он сможет выполнить ваш родительское послание: “Не расти!”

Мужчины, не женитесь, пока не разведетесь с мамой. Все равно мама, как “первая и законная” отобьет вас от жены.

После того, как мужчина разведется с мамой и к нему, согласно Писаниям, прилепится жена, возникнет то, что скрывается в Четвертой тайне:

Четвертая тайна:

4. Женщина всегда будет хотеть лишить мужчину мужественности, чтобы он не достался другой.

Мужественность – это способность проникнуть в непознанное, в мир, где ничего еще не известно и где необходимо создать порядок. Вселенная возложила эту ответственность на мужчин, заставив их расширять свою мужественность, преодолевая препятствия и раскрывая загадки природы.

Мужчина должен вовлекаться в новое, осваивать это новое и приносить добычу, знания к ногам своей женщины. Жене, или маме. (Давайте считать, что наш мужчина уже развелся и приносит трофеи жене).
Так растет его мужественность.

А что его женщина? Она и есть та Вселенная, которая желает быть изученной ее мужчиной. Она то раскрывается перед ним, то скрывает некие свои тайны, дабы вызвать его интерес к новому познанию им самой себя.

И когда он хочет начать изучать другую вселенную, то в ней возникает сначала недоумение, а потом обида: “Как? Ты еще не познал меня! Как ты можешь изучать что-то другое? Я не могу такое простить тебе!”

Видя его предназначение – познавать новое, она предлагает ему свое “идеальное решение”:
СИДИ ДОМА И ОХОТЬСЯ, ПОЗНАВАЙ ОТСЮДА!
Так она лишает его мужественности, потому что теперь он не может ей отказать – будет скандал: “Как? Ты хочешь мне изменить? Тогда проваливай насовсем!”
Он соглашается остаться рядом и потихоньку становится ей сынком, а она ему – мамой.

Их sекsуальные отношения сходят на нет, но для нее главное достигнуто – рядом есть тот, кто всегда будет изучать и обслуживать ее Вселенную.
Какой же выход из этой ситуации? Он в Пятой тайне:

Пятая тайна:

5. Мужчина растет в статусе только лишь на любви его женщины. Этих женщин у него две: мама и жена. Если мужчина не растет в статусе, значит, любви к нему нет.

Чего хотят все люди? Правильно, развития, роста!
Рост в человеческой повседневной жизни выглядит, как переход от одного статуса в другой.

Чтобы расти в статусе, нужны ресурсы, нужна поддержка. Кто дает эту поддержку? Тот, кто верит, тот, кто любит!

Когда пара долгое время не может перейти из своего статуса в более высокий ранг, например, долгое время невозможно накопить на расширение жилплощади, это означает, что мужчине, как добытчику и охотнику, не хватает сил. Ему нужна поддержка.
Поддержку он может взять только у женщины, которая силой своей веры покажет ему, что он сильный и классный.

Мужчина не сильнее женщины. Мужчина становится сильнее, когда ему позволяет чувствовать себя сильным женщина.
Женщина не слабее мужчины. Просто она понимает, что ее мужчине необходимо чувствовать себя героем, когда он путешествует по просторам ее пока еще неисследованной вселенной.

Женщина готова дать мужчине энергию для того, чтобы он вовлекался своим вниманием к ее персоне, к ее интересам. Женщина дает энергию, напомню, через свое внимание и чувство любви к мужчине.

На ее любви он чувствует себя сильнее и имеет возможность вырасти в статусе, чтобы передать этот статус своей женщине (или маме).
Как только женщина прекращает давать внимание и любовь мужчине, его рост в статусе останавливается. Можно много упрекать мужчину за отсутствие роста и денег, но причина в женщине, которая не дает ему любви.

Что же такое любовь узнайте из Шестой тайны:

Шестая тайна:

6. Любовь – это стремление развить своего партнера. Если партнер не желает вашего развития, он вас не любит.Очень часто слышны такие высказывания: “Зачем тебе эти книжки, тренинги, семинары? Сиди дома, занимайся детьми!”
Что хочет сказать этим человек, произносящий такое? Он просит дать ему Внимание.

Если Внимания он получает много, но все равно продолжает удерживать партнера в “золотой клетке”, то он не желает роста и развития своему близкому.

Почему тогда эти люди рядом?
Потому что им обоим выгодно оставаться ранеными детьми и играть в роли своих неудовлетворенных предков:
Один –жертва, другой – палач. Один – ничтожество, другой – превосходство.

Тот из двоих, кто в позиции сверху, в позиции превосходства, тот более раненый, но скрывает эту правду от себя. Его стратегия: чтобы не чувствовать своей боли, надо быть круче других. Возвышаясь над жертвами я не замечу, что сам такой же убогий, как они.

Эта стратегия приводит его к решению не давать возможность партнеру развиваться, иначе партнер сбежит из-под его рабства.
Очнется, увидит, что путь к свободе открыт и сбежит!

Но рост не остановить, и тогда медленно, потихоньку, через свою роль палача, тирана, партнер начинает самостоятельно, в пределах созданной “золотой клетки” вытаскивать из своей жертвы ее раненных Внутренних детей.

Процесс мучительный и заключен он в Седьмой тайне:

Седьмая тайна:

7. Мужчина служит женщине каждым своим действием, даже негативным: пьянством, бездельем, побоями. Мужчина – зеркало женщины, в котором отражается все то, что она о себе не хочет знать.

Даже в самых тяжелых отношениях, в так называемых неблагополучных семьях, мужчина и женщина служат друг другу. Они – зеркало того, чего сами в себе не хотят признавать.

Двое всегда вместе, пока им есть чего дать друг другу. И, возможно, они дают друг дружке боль, унижения, страдание. Но они не расходятся. И причина здесь только одна: История предков.

Двое повторяют историю своих предков, показывая свою любовь не к партнеру, а к предку: бабушке, прадедушке, или к абортированному ребенку мамы.

Я много писал об этом на страницах своего Блога, но сейчас я просто хочу повторить старую мысль новыми словами:
Если вы не расходитесь с тем, кто вас не развивает и заставляет страдать, вы, благодаря своему тирану, осознаете понемногу и извлекаете из себя тех раненых Внутренних детей, которые были созданы во времена жизни ваших предков.

Жаль, но это так… Поблагодарите тирана, ведь в его роду такие же истории, что и в вашем. Потому вы и пара.

Двое бьются за любовь, но выиграть можно, только зная Восьмую тайну:

Восьмая тайна:

8. Чтобы мужчине победить женщину, ему нужно выиграть битву в ее глазах, чтобы женщине победить мужчину, ей нужно проиграть ему.

Даосы говорили: “Женщина – широка, а мужчина – глубок”.
Это значит, что женщина хорошо себя чувствует, когда может распахнуть свою душу широко-широко, а для этого ей нужно позволить себе довериться миру, принять его, не желая перемен.

Такое состояние бывает в поле, когда лежишь на траве и впускаешь в себя небо, солнце, воздух, траву, мурашек и солнце. И всех-всех-всех.

Женская энергия течет горизонтально, она как Земля.
А мужская энергия вертикальна, и мужчина чувствует себя прекрасно, когда, возвышаясь, как крепкое дерево, проникает глубоко корнями в землю.
Мужчина питается от женской энергии, как дерево питается от земли.

В отношениях, если женщина возвышается над мужчиной, она чувствует победу, но, в итоге проигрывает, потому что дерево под землей означает землетрясение.
В эти минуты женщину трясет, как горы во время подземных толчков и она чувствует глубоко спрятанную тревогу. С каждой победой над мужчинами-деревьями тревога растет и от этого растет усталость. Победы уже не радуют, потому что на этой земле уже давно никто не хочет селиться.

В горах всегда мало жителей и все они оказались там по одной причине: когда-то их предки бежали от смертельной опасности в эти горные ущелья, чтобы там их никто не нашел. Так их потомки и стали горцами. Я сам горец, потому могу так говорить.
Женщина, которая проигрывает мужчине, всегда победительница. Ее энергия спокойна и равнинна. К ее территории многие присоединяются и жизнь становится все более и более многообразной.

У такой женщины много друзей и помощников, потому что она не трясет своей энергией тех, кто решил подойти к ее просторам.

Теперь она готова к новому росту, который раскрывается в Девятой тайне:

Девятая тайная:

9. Мужчина мечтает превратить свою женщину в Королеву, а женщина мечтает о готовом Короле.

Женщина всегда ищет себе Мужчину-Учителя, который сможет помочь ей познать саму себя. Её бескрайняя Вселенная нуждается в человеке, который не пройдет мимо самых разных ее явлений и сможет включить все ее женские состояния: Девочку, Хозяйку, Любовницу и Королеву.

На такое способен только Король и потому ей нужен сильный мужчина, выросший над своими детскими страхами и успокоивший духов предков.

А мужчина хочет быть творцом женщины, он готов сам создавать из своей женщины Королеву и поэтому так ревностно выслушивает ее слова о том, что она хотела бы поучиться где-то, но не у него.

Чтобы превратить мужчину в Короля, женщине стоит дать ему королевское внимание и с почтением признать его заслуги перед ней.

Он – Король, и женщина, создающая в мужчине состояние реализовавшегося Короля, всегда счастлива и живет в согласии и изобилии.

Каждый мужчина понимает это и чтобы ощутить себя Королем, он должен знать Десятую тайну:

Десятая тайна:

10. Мужчина должен понимать, что его интонации влияют на состояние женщины. Ведь она любит ушами. Поэтому мужчина должен уметь любить голосом, заботясь о своих интонациях.

Сильный Мужчина, Король – тот, кто может понять чувства женщины. Чувства – не слова. Они, как листочки на ветру. От сильного ветра дрожат. Обычный мужчина даже не предполагает, что его слова и интонации – это тот ветер, который может напугать женщину. Женщина может испугаться настолько, что спрячется и откажет мужчине во Внимании. А без ее Внимания, он прекращает рост в статусе


Top