Доклад "формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни". Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения тармаева елена раднаевна




Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежду и обуви. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, поскольку их строгое соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности


Рациональное питание является фактором, во многом определяющим здоровье. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи, при этом часть необходимых витаминов образуется в кишечнике.


Вредные привычки не совместимы с занятиями физической культурой и спортом. Курение, употребление алкоголя и наркотиков оказывают пагубное воздействие на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Таким образом, для организации здорового образа жизни и улучшения собственного физического состояния и здоровья, необходимо отказаться от вредных привычек и не возвращаться к ним




Недостаточность мышечных движений на производстве и в быту, а также при передвижениях, отрицательным образом сказывается на физиологических функциях организма современного человека. Человек, в принципе, может жить при полном отсутствии движений, но это приводит к атрофии мышц, ухудшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем






Совет 1. Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.




Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон лучшая профилактика утомления и болезней.










Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: - держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; - не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; - не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.







Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности .

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для младших школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний .

Учитывая состояние здоровья детей младшего школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни .

Обучающий аспект этой системы включает в себя:

· освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

· освоение пособий для педагогов и учащихся;

· создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;

· обучение педагогов общеобразовательных школ активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ .

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный подход.

· Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.

· Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход.

Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути .

3. Принцип "Не навреди"!

Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности .

Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям .

Организуя образование в области здоровья, нужно помнить:

· если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

· если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

· если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

· если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность .

Важная задача, которую необходимо решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ваш ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению "внутреннего наблюдателя" в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости .

Воспитание в области здоровья служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи .

Эффективность решения оздоровительных задач здоровьеформирующего воспитания можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

работа выполнила:

Юсупова Н.В. учитель биологии и географии,

классный руководитель,

ГБОУ Пестречинской школы- интернат

для детей с ОВЗ VIII вида;

научный руководитель:

Тахтамышева Гульнара Чингизовна,

доцент ИРО РТ

Анализ эффективности деятельности образовательного учреждения

Концепция проекта

«Здоровье - это драгоценность, и притом

единственная, ради которой действительно

стоит не только не жалеть времени, сил,

трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится

нестерпимой и унизительной».

Мишель де Монтень

Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более умственно-отсталых, вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно - психическими расстройствами.

В утвержденной Правительством РФ Концепции охраны здоровья на селения Российской Федерации в переходный период реформирования экономики и социальной сферы одной из приоритетных задач определено изменение поведения населения. Это связано не только с заболеваниями, которые приводят к преждевременной смерти взрослых людей, но и с ростом социально обусловленных заболеваний у подростков. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, свя занного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению со трудничества здравоохранения с учреждени ями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для вспомогательных школ 8 вида, т. к. в них существует особый режим жизни. Но, учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим д олжен носить охранительный характер. Поэтому работа учителя и воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья.

Конечно, причины снижения уровня здоровья многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис. Современная школа с ее повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, провоцируя рост заболеваний. Выбор здорового стиля жизни, у ребенка, должен быть осознанным. Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение должно стать « школой здорового стиля жизни » воспитанников, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно - педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Актуальность проекта -

Актуальность здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.

Понятие «ЗОЖ» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Здоровье - категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье - категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация является сложной и требует немедленных действий. Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

И если решением проблемы ЗОЖ не заняться уже сегодня, то думать о ней завтра «возможно» будет некому. Приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива стали: сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни. Анализируя СЛОЖИВШУЮСЯ ситуацию, ВОЗНИКЛА потребность в пересмотре формирования ЗОЖ и создании программы «ЗОЖ».

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

Элементы ЗОЖ реализуются через комплекс действий во всех основ-ных формах жизнедеятельности человека :

трудовой,

общественной,

семейно-бытовой,

досуговой.

Каждый день становимся перед выбором, принимаем решения - выбираем дорожку, по которой пойти. Из этих решений-дорожек и состоит наша жизнь. И основная задача воспитателя у/о ребёнка - научить делать правильный выбор!

С начальной школы в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью. Составляя программу, учитывались психические недостатки детей и возрастные особенности. Поэтому «Азбука здоровья» состоит из шести разделов и в каждом из них, выделены занятия для младшего, среднего и старшего возраста.

Основные принципы программы:

Гуманизации и демократизации — определе- ние конкретных целей и задач образования, воспита ния и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации;

Соответствия целей, задач содержания про- граммы национальной стратегии, интересам государст- венной и региональной политике;

Научности — внедрять пе- редовой научный опыт педагогов по созданию здоровье-сберегающих технологий;

Участия привлечение воспитанников к непо- средственному и сознательному участию в целенаправ- ленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию времени, осуществле- ние санитарно-просветительской работы;

Преемственности — обеспечение комплексно- го подхода в обучении здоровью между раз- ными возрастными группами;

Выделяют три аспекта здоровья или благополучия:

физическое,

душевное (психоэмоциональное)

социальное здоровье

Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ, прежде всего задача воспитательная. В программе выделены основные составляющие ЗОЖ:

1.благоприятное социальное окружение;

2.духовно-нравственное благополучие;

3.оптимальный двигательный режим (культура движений);

4.закаливание организма;

5.рациональное питание;

6.личная гигиена;

7.отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных

напитков, наркотических веществ);

8.положительные эмоции.

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование потребности в ЗОЖ.

Основные проектные линии

На основании изучения трудов В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:

1.Рациональное питание.

Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы (1-1-4), витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.

2.Оптимальная для организма двигательная активность.

Роль двигательной активности в определении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

3.Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

И.Н. Павлов считал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям. Обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня (пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки). Остальные виды деятельности детей можно менять по времени и продолжительности выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма.

4 . Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.

5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Судя по опытам, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожалений, угрызений совести.

Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление. Позитивное мышление - не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.

6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).

К здоровью она имеет самое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое кроме него или лучше него никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь.

При составлении программы использовались следующие методы исследования и воздействия.

Методы исследовани я: изучение, наблюдение, эксперимента.

Методы воздействия : словесные, практические, наглядные.

Необходимость широкого применения словесных методов связана с тем, что у воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, особенно у малышей, ограниченный словарный запас, и содержание многих слов они не понимают. Часто используется беседа, организуемая с помощью системы вопросов, постепенно подводящих их к усвоению нового материала. На частично-поисковых беседах создаются проблемные ситуации (ставятся вопросы, предлагаются задания), организуется коллективное обсуждение.

Использование метода иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске,

картинок и т.п.) и метода демонстрации (демонстрация реальных объектов,

опытов) позволило повысить эффективность занятий. Уделяется большое внимание методу примера. На занятиях активно используются приёмы «приучение» и «упражнение». С целью повышения эмоционального фона занятий использовались дидактические игры (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.

При составлении программы использовалась различная учебная и методическая литература. В книге «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» содержатся разработки дня здоровья - «Если хочешь быть здоров - постарайся!», занятие - совет - «Как научиться соблюдать режим дня», составитель Г.П.Попова. Большую методическую помощь оказала книга Л.А.Обуховой и др. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (Мастерская учителя). Она содержит полностью разработанный курс занятий для школьников с планированием. Практическим руководством послужило пособие для воспитателей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме» Худенко Е.Д.

Программа представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и

включает 6 взаимосвязанных блоков занятий:

Каждый блок программы состоит из трёх подразделов , рассчитанных на три возрастные группы воспитанников:

Среднее;

Старшее;

Выпускники;

Для каждого возраста разработана своя тематика занятий.

Например, раздел «Правильное питание»:

Правильное

питание.

Среднее звено :

1. Питание-необходимое условие для жизни (беседа).

2.Здоровая пища для всей семьи (презентация).

3.Питание - основа жизни (устный журнал).

4.Как стать Геркулесом? (заочное путешествие).

5.Овощи и фрукты - витаминные продукты (беседа).

6.Что такое питательные вещества? (вопросы и ответы).

7.«Полезные» и «вредные» продукты (кроссворд).

8.Какие ты знаешь правила приема пищи? (обобщение знаний и умений).

9.Что необходимо человеку в еде? (правила питания)

Старшее звено:

1.Здоровое питание (час вопросов и ответов).

2Особенности питания по сезонам года (составление рекомендаций).

3.Домашний доктор (разговор с «врачом»).

4.Путь пирожка (презентация).

5.Связь питания и заболевания (аукцион мнений).

6.Кладовая здоровья в лесу, на грядке (заочное путешествие).

7. «Злые продукты» (составление кроссворда).

8.Авитаминоз и обострение хронических заболеваний (ролевая игра).

9.Рациональное питание-залог ЗОЖ (беседа).

Выпускники:

1.Основные пищевые продукты и здоровье человека (устный журнал).

2.Разумный рацион питания (работа с меню).

3.Диета - плюсы и минусы (аукцион интересов).

4.Рациональное питание - залог ЗОЖ (беседа).

5.Авитаминоз и плохое самочувствие (советы врача).

6.Витамины и хронические заболевания («поход» к врачу-диетологу).

7.Анализ суточного меню (практикум).

8.Срок годности продукта и моё здоровье (работа с продуктовыми упаковками).

Работа с учащимися начинается с закрепления начальных знаний о питании человека в виде бесед, игровых моментов, занимательных моментах, то в старшем звене больше уделяется внимания практическим и исследовательским работам.

Анализировалось количество детей страдающих заболеваниями ЖКТ.

№ п./п.

Виды заболеваний

Число учащихся

1 .

Заболевание печени.

Желудочно-кишечный тракт

25,0

Гастрит

25,0

Нарушение опорно-двигательной с-мы

Заболевания органов дыхания

33,4

Итого

12

100

Из данных таблицы видно, что практически у каждого из воспитанников (7 чел.) имеются болезни ЖКТ. И в основном эти заболевания являются приобретёнными.

В ходе внеклассных мероприятий проводилось анкетирование детей. Пример «Ваши пищевые предпочтения».

Анкета.

1. Какие продукты вам больше нравиться употреблять? А) фрукты Б)мучные изделия В) чипсы Г) сухарики Д) другое

2 .Какому напитку вы отдаете при покупке предпочтение? А) сок Б) кока-кола В) спрайт Г) лимонад Д) минеральная вода Е) другие напитки

3. Знаете ли вы о пользе или вреде этих продуктов и напитков? А) да Б) имею смутное представление В) не знаю Г) мне все равно

Проанализировав эту анкету, получили следующие результаты: Диаграмма.

На конец учебного года результаты изменились в лучшую сторону:

Вопрос 3

Вопрос 2

Вопрос 3

Вариант А

20%

31%

48%

Вариант Б

33%

27%

50%

Вариант В

35%

16%

1%

Вариант Г

2%

10%

1%

Вариант Д

10%

7%

Вариант Е

9%

Таким образом, программа «ЗОЖ» обеспечивает

широкомасштабную здоровье-сберегающую культуру воспитанников, с

учетом возможностей и условий школы-интерната. В ней предусмотрены

механизмы перехода внешней культуры здорового образа жизни во внутреннюю культуру личности воспитанника, прежде всего через построение маршрута развития личности, формирование самосознания воспитанника. Программа обеспечивает связь между физической, нравственной, психической составляющими ребенка и соответствующими видами здоровья. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, подбираются особые подходы каждому воспитуемому через нестандартные, активные формы и методы обучения и воспитания.

Цель проекта : формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

Задачи проекта: 1. Формирование мо- тивации и ответственности за сохранение собственного здоровья, обеспечение здорового образа жизни путем создания в группе среды, благоприятной для укрепления з доровья.

2. Организация многообразной и разносторонней деятельности детей по формированию физически здоровой личности,

3. Разработка целостной системы здоровьесбережения и ее применение в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участ-ников воспитательного процесса;

Целевая группа проекта: учащиеся специальной общеобразовательной коррекционной школы-интернат VIII вида

Участники проекта : администрация, учитель-классный руководитель, воспитатель, педагоги, школьный психолог, медицинский персонал школы-интерната, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, родители.

Место реализации проекта: Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Пестречинская школа-интернат VIII вида»

Сроки реализации проекта: 2013-2016 годы.

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

I этап. Информационно-аналитический - 2013-2014 гг.

II этап. Практический - 2014-2015 гг.

III этап. Практико-обобщающий 2015 -2016 гг.

Раздел I . Теоретические основы реализации проекта:

1.1

Первое направление "Основы знаний о здоровом образе жизни"

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.


1.2

Второе направление "Воспитание культуры здоровья"
Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.


1.3

Третье направление "Профилактика вредных привычек".
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.


1.4

Четвёртое направление " Подвижные и развивающие игры"

Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Раздел II . Механизм реализации проекта

2.1Структура комплекса оздоровительных и физкультурных мероприятий, применяемая в школе-интернате

(А) В ходе учебного процесса

Уроки физкультуры с 1

по 12 класс 2-3 раза в неделю;

Вне уроков физкультуры:

Утренняя гимнастика;

Подвижные перемены;

Физкультминутки.

(Б) В ходе внеклассной и

внеурочной работы

Профилактика:

простудных заболеваний;

Нарушение осанки;

Нарушение зрения.

Занятия ЛФК с 1 по 6 класс

2 раза в неделю

Проведение дней Здоровья

и уроков здоровья;

Занятия в спортивных секциях;

Проведение спортивных

праздников.

2.2 Оздоровительные моменты на уроке и в ходе внеклассной и внеурочной работы:

Физкультминутки, динамические паузы

Минутки релаксации

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Массаж активных точек

2.3 Индикаторы (критерии эффективности проекта, методы диагностики) Для решения поставленных задач, использовался метод исследования: анализ методических, психологических, педагогических источников по заявленной теме.

2.4 Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих;

2. Успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве;

3. Раскрыть творческие способности у обучающихся с ОВЗ;

4. Наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.

В течение работы по укреплению здоровья детей с ОВЗ сложилась система, которая позволила зафиксировать положительные результаты: у детей снизилась заболеваемость, формируется культура ЗОЖ, вырабатываются самостоятельные убеждения относительно здоровья.

Ранее, когда сведения о состоянии здоровья были только у медработников, не всегда у воспитателей информация была полной. Заполнение паспорта здоровья позволили дать возможность целенаправленно работать с детьми и проводить беседы о тех нарушениях, каких более всего в группе.

В настоящее время разработано большое количество мероприятий по ЗОЖ. Это и радиолинейка «Путешествие по городу Здоровейка», заочное путешествие «Почему болят зубы», конкурс рисунков «В здоровом теле-здоровый дух», занятие «Овощи и фрукты-витаминные продукты», презентация «Если хочешь быть здоров!», «Скажем наркотикам-нет!», «Курить- здоровью вредить», составление кроссворда «Злые продукты» и др. Темы ДРК (диагностики, регуляции и коррекции), проводимые в группе: здоровье учеников в режиме дня школы - интерната; состояние и уровень комфортности ученика в школе и группе.

Выступала неоднократно на методических объединениях и педагогических советах с темами по ЗОЖ («Влияние ПАВ на подростка»), делимся опытом работы «Методическая копилка группы).

Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей наша первоочередная задача. Здоровье станет для ребенка ценностью если:- У него будет сформирован интерес к данной проблеме;- Поддержан занимательной, игровой деятельностью;

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В.А. Сухомлинский

Литература:

1. Конституция РФ;

3. закон РФ ""Об образовании";

4. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным

постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора;

5. Приказ 1418от 15.05.2001 г. Министерства образования РФ "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению, здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения".

6. В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова

«Основные компоненты ЗОЖ в условиях учебного процесса», М., 2003г.

7 Г.П.Попова. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах», М.,2000г.

8. Л.А.Обуховой «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы » Ротов на/Д:Феникс, 2009г.

9. Е.Д.Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме», М.,2006г.

10.Квач Н.В. Здоровьесберегающая педагогика. - М., «ВЛАДОС», 2001г.

11. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004 г.

Приложения

Приложение № 1

Система формирования здорового образа жизни

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Воспитание культуры ЗОЖ

Лечебно-профилактические мероприятия


Физическая культура и спорт

Оздоровительные мероприятия

Учебно-воспитательная работа

Внедрение новых технологий

Программа
внеурочной деятельности «Спорт - это здоровье»

Цель и задачи программы

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Особенности программы

Данная программа строится на принципах :

Научности ; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности ; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности ; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Обеспечение мотивации

Быть здоровым - значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения;

опыты;

игра.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

    • разучивание и исполнение песен;

      организация подвижных игр;

      проведение опытов;

      выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется 4 года. Количество учащихся 10-15 человек.

Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность;

формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. От­сутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются мо­лочная продукция, рыбий жир, печень.

Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового чело­века среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.

В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Личная гигиена - она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.

Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. Важно соблюдать следующий распорядок дня: Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время!

Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.

Современное общество, высочайшие темпы его изменения предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие «здорового образа жизни (ЗОЖ)» как комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. На наш взгляд нельзя рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий. Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.

Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни - это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижение каждым выпускником максимально возможной самостоятельности и независимости. Педагогические задачи, соответствующие сформированной цели:

·Коррекционно-образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и ЗОЖ.

·Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у воспитанников познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды, развития воли при принятии и реализации компонентов ЗОЖ.

·Коррекционно-воспитательные : формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.

Организация работы по формированию потребности в ЗОЖ в детском доме имеет свои особенности.

Успешность коррекционной работы направлена на преодоление недостатков в развитии детей, в условиях специализированного детского дома зависит от комплексного взаимодействия всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе.

Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации, в силу особенностей психофизического развития имеют разнообразные дефекты, которые усугубляют вторичный дефект - стойкое нарушение познавательной сферы. Поэтому проблемы коррекции и устранения, сглаживание нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.

Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг наших детей с самого детства необходимо создавать такую учебно-познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Реализация внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух компонентов:

Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек. Начинаем рассказ о здоровье в узком смысле – отсутствие у человека болезней (здоровый человек активен, бодр, у него хорошее настроение, ему легче учиться, работать). От чего зависит здоровье? Питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, закаливание. Постепенно материал усложняется.

Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.

Программа состоит из трех блоков:

I.Коррекционно-воспитательная деятельность .

II.Физкультурно-оздоровительная деятельность .

III.Программа занятий «Познай себя».

Коррекционно-воспитательная деятельность:

1)Создание щадящих, благоприятных условий для детей: строгое соблюдение режима дня, включение в режим оздоровительного сна после обеда.

2)Созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении: на территории детского дома оборудованы баскетбольная и волейбольная площадки, спортивно-гимнастический комплекс, футбольное поле. В здании детского дома есть тренажерный зал, теннисный стол, мини батут. Для физкультурных занятий приобретены: лыжи, коньки, самокаты, футбольные и баскетбольные мячи, дартс. В детском доме также имеется инвентарь для туристической работы – приобретен свой катамаран. Накопленный дидактический материал, позволяет правильно организовать коррекционно-воспитательную работу.

3)Эффективным средством предупреждения утомления и улучшения общего состояния является физкультминутки, они проводятся во время самоподготовки.

4)Коррекционные паузы проводятся в течение всего дня в детском доме. Коррекционные паузы включают в себя разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковую гимнастику.

5)Профилактика нарушений осанки – на группах воспитатели проводят утреннюю гимнастику с учетом коррекции. В нее включается традиционный комплекс упражнений имитационного характера на развитие внимания, точности выполнения действий. Основная цель утренней зарядки – поднять настроение и мышечный тонус ребенка, а так же обеспечить профилактику нарушения осанки.

6)Комплекс оздоровительных мероприятий: организация двигательной активности на прогулке.

7)Плавание в бассейне.

8)Использование массажа в коррекционной работе:

а) Точечный массаж – это воздействие пальцами на биологически активные точки (проводится специалистом).

б) Самомассаж пальцев и кистей рук – развивает мелкую моторику рук.

в) Пальчиковая гимнастика – необходима, чтобы снять напряжение с пальцев рук, а так же развить их подвижность и гибкость.

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

Основной акцент идет на развитие умений и обучение детей движениям, двигательным действиям, формированию физических качеств, ознакомление с правилами физических упражнений.

1) Организация двигательного режима: двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования системы организма, нормального физического и психологического развития.

Двигательная активность - хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц ведет их к активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей.

Во время физических упражнений формируются такие личностные качества как выносливость, смелость. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. При выработке гигиенических навыков необходимо придерживаться следующих правил:

*системность, постепенность и последовательность мероприятий,

*учет психо-эмоционального состояния ребенка,

*соответствие методик и приемов возрастным особенностям воспитанников,

*согласованность действий и требований взрослых,

*пример окружающих,

*обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков.

Навыки становятся прочными, если они постоянно закрепляются: дома, в гостях, в походах.

Большое значение имеет активный отдых, главная задача которого - доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления.

Эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления является туристический поход . Основная цель похода - оздоровительная, а важнейшая из задач - формирование ЗОЖ.

Совместная деятельность на природе способствует не только физическому развитию, но и нравственному воспитанию, формирует положительные эмоции, объединяет детей.

Цикл занятий « Познай себя»

Чтобы работа по формированию потребности в ЗОЖ была более эффективной, недостаточно лишь создать необходимые условия для коррекционно-восстановительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо чтобы каждый воспитанник осознал ценность своей жизни, научился бережно относиться к себе и своему здоровью, чтобы у него сформировалась потребность в ЗОЖ. Нужно чтобы слова «В здоровом теле - здоровый дух!» приобрели для воспитанника личностный смысл. С этой целью проводятся специальные занятия. Для новых детей занятия направлены на изучение и закрепление правил личной гигиены и безопасности жизнедеятельности. В дальнейшем осуществляется углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранения зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи, знакомство с элементарными лекарственными растениями. У воспитанников закрепляются представления о значимости культурно-гигиенических навыков в жизни человека, закладываются представления о целостности организма человека, о взаимозависимости всех его систем, а также о собственных взаимоотношениях с окружающим миром.


Top