Конспект родительского собрания в средней группе в начале учебного года. Родительские собрания в средней группе детского сада

Родительское собрание в средней группе.

Тема: «Вперед! К новым знаниям!».

Цель: установление партнерских отношений между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • рассмотреть возрастные особенности детей 4-5 лет;
  • познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы в средней группе;
  • формировать потребность у родителей интересоваться успехами, интересами, неудачами своего ребенка, выстраивать тесное сотрудничество с воспитателями, чтобы помочь ему гармонично развиваться.

Форма проведения круглый стол.

План:

Вводная часть.

1. Приветственное слово.

2. Вручение благодарственных писем.

Упражнение «Мяч радости».

Основная часть.

3. Возрастные особенности детей 4-5 лет.

4. Особенности образовательного процесса в средней группе.

5. Знакомство с технологией «Утренний сбор». Экскурс по группе, обзор центров активности.

Упражнение «Мы желаем нашим детям».

6. Выборы родительского комитета на 2018-2019 учебный год.

7. Заполнение социальных паспортов.

8. О разном.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Родители проходят в группу, рассаживаются за столы, расставленные по кругу. Звучит музыка, помогающая снять усталость, расслабиться.

Добрый вечер, уважаемые неравнодушные, активные родители! Мы очень рады вас видеть в нашей обновленной, уютной группе! Сегодня мы собрались первый раз в новом учебном году, перед нами открываются новые планы и перспективы.

В начале нашего собрания позвольте вручить благодарственные письма родителям, чей вклад в жизнь группы неоценим. Нам приятно, что вы работаете с нами в тесном сотрудничестве, по мере сил и возможностей помогаете, поддерживаете нас. Мы высоко ценим каждого из вас.

Упражнение «Мяч радости».

Возрастные особенности детей 4-5 лет. Сегодня мы поговорим о том, как изменились наши дети, что характерно для их возраста. Родителям предлагаем карточки, где написаны возрастные особенности детей. Каждый по очереди зачитывает то, что написано. Это распространенная форма запоминания.

1. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
2. Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью.
3. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование.
4. В возрасте 4-5 лет замедляется рост ребенка и составляет в среднем 5 см в год.

5. В возрасте 4-5 лет костная система находится в процессе формирования, связки эластичны. Именно поэтому нужно оберегать ребенка от чрезмерных физических нагрузок, ведущих к деформации (в первую очередь позвоночника).

6. Также можно поручать детям несложную домашнюю работу, требующую небольшою физического напряжения (например, пропылесосить ковер или помыть пол). Пусть у него все получается хуже, чем у вас, зато он приобретает трудовые навыки, а заодно развивается физически.

7. Формирование легочной системы в 4-5 лет продолжается и обычно заканчивается к 6-7 годам. Дыхание становится более глубоким. При физических нагрузках (беге, подвижных играх, катании на велосипеде, коньках и т. п.) вентиляция легких усиливается. Это способствует тренировке и развитию органов дыхания; вследствие чего у ребенка реже возникают простудные заболевания.

8. Артериальное давление у детей 4-5 лет составляет примерно 95 на 59 мм рт. ст. (у взрослых норма 120 на 80). Частота сердечных сокращений колеблется от 90 до 100 ударов в минуту. К 5 годам увеличивается вес сердца, соответственно увеличивается и работоспособность сердечной мышцы.

9. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

10. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит и к повышенной обидчивости на замечания.

11. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

12. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста.

13. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4-5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки.

14. Первые пять лет жизни - «золотая пора» развития сенсорных способностей детей. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.
15. У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

16. Чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.

17.Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20м.

18. На 5 году жизни у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Очень важно понимать, что он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят.

19. Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

20. Обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости.

21. Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. Правило: «Каждой вещи – своё место».

Особенности образовательного процесса в средней группе.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие , художественно-эстетическое развитие и физическое развитие .

Наш детский сад работает по основной образовательной программе «Развитие».

К концу года дети смогут:

передать на плане основные ориентиры и взаимное расположение некоторых предметов групповой комнаты;

ориентироваться по плану на местности при изменении позиции ребенка на местности;

построить двигательную и сериационную модель сказки с помощью заместителей и пересказать ее;

подготовить игровую площадку для проведения игры драматизации;

самостоятельно сочинять истории по заместителям;

использовать элементы символизации для передачи своего эмоционального отношения к персонажам;

уметь выстроить повествование близко к оригиналу, согласовывая игровое действие и слово;

интонационно выделять первый звук в слове;

различать твердые и мягкие согласные звуки;

называть слова на заданный звук;

уметь изображать некоторые строительные детали в виде схематического рисунка;

уметь соотносить схему постройки с реальной постройкой;

уметь конструировать предмет по его графической модели;

овладеют действием опосредованного сравнения предметов по количеству с помощью фишек заместителей;

овладеют действием опосредованного сравнения двух предметов по величине (с пом. мерки);

смогут рассказать о некоторых свойствах воды, воздуха, магнита, их применении; профессиях; правилах поведения в театре, музее; правилах дорожного движения;

рассказать о характерных приметах сезонов, опираясь на условные обозначения.

Наша группа реализует технологию «Утренний сбор» Гришаевой Н.П. Данная технология позволяет:

  • каждому ребенку чувствовать себя значимым;
  • управлять собой, своей деятельностью и временем;
  • радоваться встрече и началу нового дня, веселиться.

При организации общения во время утреннего круга использую: игры-приветствия, словесные и пальчиковые игры, игры цепочки, речевки, песни, считалки, скороговорки, загадки, вспоминаем стихотворения, демонстрируем свои достижения (рисунки, поделки), обмениваемся новостями, учимся слушать друг друга, строить свою речь, планировать свою деятельность на день. Таким образом устанавливается дружеская атмосфера, способствующая принятию детьми норм поведения в обществе, взаимопониманию и взаимному уважению в сообществе.

Все групповое пространство распределено на несколько центров, способствующих развитию детей:

  1. Игровой центр;
  2. Центр конструктивных и строительных игр;
  3. Центр музыкально- театрализованных игр;
  4. Центр «Изостудия»;
  5. Центр экологии и экспериментирования;
  6. Центр детской книги;
  7. Центр патриотического воспитания;
  8. Центр ПДД и ОБЖ;
  9. Уголок дежурства;
  10. Кабинет
  11. Центр двигательной активности.

Среда группы должна принадлежать детям. Для более глубокого понимания себя и других детей в группе, индивидуализации педагогического процесса, появились стенды «Звезда недели», «Мое настроение», «Наши именинники», «Мы выбираем центры», появились сокровищницы с разными мелкими предметами, разнообразные «подушки - подружки».

Упражнение «Мы желаем нашим детям».

Перед вами лепестки цветов. Напишите пожелания нашим детям на них. Родители формируют цветы на листе ватмана и озвучивают пожелания. Букет пожеланий вывешивается в приемную.

Выборы родительского комитета на 2018-2019 учебный год.

О разном.

Заполнение социальных паспортов.

Рефлексия.

Что для вас было важным на собрании?

Какие чувства вы сегодня испытывали?

Вы получили то, что ожидали от родительского собрания?


Родительское собрание в средней группе. тема собрания «Мы выросли».

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня!

Собрание у нас сегодня не простое… И так, начнем.

1. Презентация «Мы выросли! »(фото детей)

2. Особенности развития детей пятого года жизни

Ребёнку уже исполнилось 4 года. Убедитесь, что:

рост стал 102 см и увеличился на 4-5 см

вес стал 16 кг и увеличился на 1-2 кг

Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выяснить, какие на этом возрастом этапе «ранимые места» в его организме и учитывать это.

Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц, поддерживающая скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последнее, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.

Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

3. Навыки здоровья

К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.

Но ему ещё трудно, и он ещё учится:

Чистить зубы

Расчёсывать волосы

Полоскать горло

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

4. Происходят изменения и в сознании детей

Идёт бурный расцвет фантазии. Воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это назвать ложью. Это очень обидно для ребёнка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова, хотя бы потому, что не приносят ребёнку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьмаразличными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки - спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.

На 5 г. ж. у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Очень важно понимать, что он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и опасливое отношение к акулам и т. д.

Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души вы не любите животных, вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у вас самих.

Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети 5 лет очень активно воспринимают всё, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

И ещё одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

Ребёнок активно осваивает операции счёта в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам - буквам и цифрам.

Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

5. Речевой этикет

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты - всё это для ребёнка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости.

6. Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи - своё место».

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

А сейчас предлагаю вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.

Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно - жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.

Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их, всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.

Аккуратно складывает одежду.

Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости.

Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть куртку, благодарит за оказанную помощь.

Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.

Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.

Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.

При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».

Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.

Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.

Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже на упрашивание.

2. Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.

3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить здравому смыслу.

4. Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.

5. Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить и добиваться выполнения Ваших требований.

Любите своих детей, ведь сильнее вас, их любить никто не будет. Придя в детский сад, у ребенка возникает множество, на первый взгляд, детских проблем. Тут его толкнули, там пихнули, накричали, чихнули, невнимательно отнеслись, обидели, подавили стремление к какой либо деятельности - всякое бывает. И вот долгожданное время для ребенка - мама забирает его из сада. (беседа между мной и родителями)

Давайте вспомним свои детские ощущения, и подумаем, о чем думает ребенок в эту минуту: (ответы родителей с позиции ребенка)

«Придёт любимая мамочка и пойдем гулять»,

«Наконец-то, мама обещала поиграть со мной в домино»,

«Пойдем на озеро кормить уточек», …

И снова вернемся в наши реалии (с позиции родителя).

Мама возвращается с работы домой - усталая, утомленная, желающая добраться до кресла и посидеть в тишине. Да, она обещала погулять, поиграть, сходить на озеро, но вот именно сегодня, как назло, начальник завалил работой, пришлось разгребать кучу бумаг, долго сидеть за компьютером, а по дороге домой сломался автобус, машина обрызгала грязной водой после дождя…

Мама и ребенок встречаются. Малыш начинает требовать обещанного. Мама терпеливо объясняет о невозможности прогулки, уговаривает, сулит выполнить позже любые желания.(я достаю листок на нем портрет ребенка.)

Вот, наконец у мамы заканчивается терпение, и она произносит повелительным тоном, громким голосом: «Все идем домой и точка». Ну, у каждого бывает такой момент. Это не, потому что мы плохие, просто так сложились обстоятельства, не хватило терпения, такта, да и просто усталость. Есть много ситуаций, когда мы не сдерживаемся: разбил дорогую вазу, перепачкался на улице, а сейчас нужно идти в гости и нет времени переодеться, (слушатели ругают портрет, говорят за что можно ругать… перечисление ругательств: дурачок, балбес, хулиган).

Что греха таить, можем, и в угол поставить. Например, истерика в магазине. (в процессе мять листок)

В конце концов, ребенок плачет, мама жалеет о содеянном, и идет просить прощения у малыша, жалеть его. Ведь он не виноват, что так сложился день у мамы. Мама гладит своего ребенка, говорит ему ласковые слова (говорим ласковые слова).

Всякое в жизни бывает, мы срываемся, кричим, ругаемся, на ребенка - чаще не обоснованно, просто так случилось. Потом понимаем свои ошибки, пытаемся их исправить и вроде бы исправляем… (нарочито разглаживаю листок, а душа-то у ребенка осталась мятая, как её не разглаживай.

А ведь в этом повинны мы сами, потому что вовремя не поняли его, пожалели свои силы и время, а может стали требовать от ребёнка то, что он попросту не может нам дать - в силу возраста или характера!

Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:

o Дети, какие вежливые слова вы знаете?

o А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливым, почему?

o Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?

o Подумайте и скажите, почему вежливые слова называют волшебными?

Вам понравилось, что говорят ваши дети? Если да, то мы очень рады. А сейчас давайте обсудим текущие вопросы.

Цель: приобретение родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребенком.

Задачи:

  1. Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.
  2. Знакомство родителей с видами «трудных ситуаций» взаимодействия взрослого и ребенка.
  3. Научить и сформировать у родителей навыки правильного взаимодействия с ребенком в той или иной ситуации.
  4. Повышение уровня взаимопонимания между взрослым и ребенком.
  5. Содействие формированию гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону.

Стимульный материал: клубок ниток, запись со спокойной музыкой, магнитофон, карточки с ситуациями, памятки для родителей

План проведения собрания:

  1. Приветствие родителей.
  2. Упражнение «Знакомство»
  3. Выступление психолога и анализ каждого типа ситуаций
  4. Игра «Пойми меня»
  5. Самостоятельная работа родителей в группах
  6. Рефлексия занятия. Подведение итогов и вручение памятки для родителей «Типы ситуаций взаимодействия с ребенком»
  7. Релаксация «Очищение от тревог»

Ход проведения собрания:

1. Приветствие родителей

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше собрание называется «Азбука взаимодействия родителей с ребенком» . «Буквами» азбуки родительского взаимодействия будут виды ситуаций, которые мы сегодня рассмотрим.

2. Упражнение «Знакомство»

Психолог предлагает родителям поближе познакомиться друг с другом, передавая клубок ниток. Тот участник, у кого в руках клубок, называет свое имя и прилагательное на первую букву имени, которое характеризует его как личность. Затем клубок передается следующему участнику.

Когда клубок возвращается к психологу, он спрашивает: «На что похоже то, что у нас получилось?» (паутина, звездочка и т.д.)

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в жизни наши взаимоотношения с детьми напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном направлении, при этом необходимо еще раз повторить имя и прилагательное, чтобы все участники запомнили их.

3. Выступление психолога.

Жизнь человека можно рассматривать как цепочку ситуаций. Сегодня в различных науках развивается так называемый «ситуационный подход» , который стремится научить людей принимать правильное решение в различных ситуациях.

Вот и мы предметом нашего разговора сделаем ситуацию взаимодействия взрослого с ребенком. Предметом разговора станут такие ситуации, в которых действия ребенка нам по какой-то причине не нравятся, вызывают беспокойство, напряжение, раздражение и т.д., т.е. трудные ситуации взаимодействия ребенка и взрослого. Чтобы научиться выбирать правильные действия в той или иной ситуации, в первую очередь необходимо понимать, что внутри этой ситуации чувствует, хочет, переживает, понимает ребенок, почему он ведет себя именно так.

Исходя из мотивов действий ребенка, можно выделить семь видов ситуаций взаимодействия ребенка и взрослого, которые мы и рассмотрим. Наша задача – научиться определять вид ситуации, т.к. от вида ситуации будут зависеть наши дальнейшие действия.

3. 1. Ситуации, трудные для самого ребенка.

Это ситуации, в которых ребенок не знал, как поступить, не подозревал, что делает что-то плохое, или даже был уверен, что поступает хорошо; сделал что-то нечаянно, случайно; не мог поступить иначе или был вынужден поступить именно так.

Главный признак ситуаций: ребенок не мог (не умел) поступить иначе, он сам страдает.

Рассмотрим пример ситуации такого типа.

В воскресный день девочка 8 лет со своей подругой собиралась на прогулку. Обычно дома был папа, который давал ей с собой деньги на мороженое, сладости. Но сегодня его не было, он ушел по делам. Папин пиджак висел на вешалке. Из кармана этого пиджака папа всегда доставал деньги. Девочка решила взять на себя папину миссию, раз он сам не может ее выполнить. Она была уверена на сто процентов, что папа дал бы ей деньги, просто сейчас его нет. Не долго думая, она взяла деньги из кармана и пошла гулять. Домой девочка вернулась в прекрасном настроении, но увидела разозленного отца. У порога он встретил ее жестким выкриком: «Воровка!» . Дальше она услышала, что отец в ней разочарован, что он не может ее больше уважать, что она будет наказана и не пойдет на улицу гулять две недели т.д. У девочки никто ничего не спрашивал, она не успевала вставить ни слова, а очень скоро уже и не могла говорить от душившей ее обиды.

Давайте подумаем, в чем была вина девочки? У нее не возникло и мысли о том, что она ворует или берет без спроса. Она была уверена, что это ее деньги и она берет свое – ведь папа всегда давал ей металлические деньги из кармана. Скорее всего она вообще не задумывалась о таком явлении, как воровство, так как никогда с ним не сталкивалась.

Почему папа так прореагировал? Наверное, он хотел пресечь воровство в зародыше и считал, что такая реакция станет ярким уроком на всю жизнь. Возможно, он сам когда-то пострадал от воровства и резко негативно к нему относился, что сделало его действия такими эмоциональными.

Девочка несколько раз брала деньги из кармана, но делала это хитро – брала только часть суммы, чтобы было незаметно. Хотя, конечно, она рисковала.

Зачем же она это делала? Если она ни в чем не виновата и не воровка, то зачем же воровать?

Потому что ее уже назвали воровкой. Для всех она воровка, причем назвал ее так самый дорогой для нее человек. Ей было очень обидно.

Что может сделать ребенок, которому очень обидно?

Как уменьшить боль обиды и оправдать действия любимого папы?

Внутреннее напряжение требует разрядки. Эти действия немного снимали боль. Могла она втянуться в это и продолжать дальше воровать? Могла.

Эта ситуация является очень яркой иллюстрацией существующего закона о степени наказания. Мы используем наказание для того, чтобы ребенок больше не повторял ошибочные действия, но реальной внутренней силой, которая может отвратить его от повторения проступка, является чувство вины и желание не поступать плохо в будущем, чтобы не быть виноватым вновь.

Таким образом, в ситуации, трудной для ребенка, мы его никак и ничем не наказываем, наказывать не за что!

Ситуации с деньгами, связанные с тем, что дети абсолютно не понимают их ценности, встречаются достаточно часто. Дети могут взять деньги из дома и раздать их ребятам, так как считают, что если они просто лежат, значит, они не нужны. Могут взять их для игры.

Вот еще один случай: Девочка-дошкольница часто навещала бабушку и играла у нее в разные игры, в том числе в магазин. Для игры она использовала деньги, которые лежали у бабушки в разных местах. Однажды, когда она с папой шла домой от бабушки, она нащупала в кармане платья бумажную денежку, которую забыла оставить у бабушки. Она вытянула бумажку и протянула папе. Папа очень обрадовался и сказал: «Ты нашла денежку?» Не дав ребенку вставить слово, он продолжал: «Какая умница! Добытчица! И отдаешь ее мне? Вот молодец! Мы на эту денежку что-нибудь купим!» В следующий раз, придя к бабушке, девочка специально положила в карманчик бумажную денежку. Ведь ей трак хотелось снова быть добытчицей, и чтобы папа ее снова похвалил. Потом бабушка заметила, что деньги пропадают, и сказала родителям. Виноватой во всем оказалась только девочка. Ее долго ругали, сказали, что она опозорила родителей, и запретили на какое-то время ходить к бабушке.

Давайте подумаем, в чем была вина девочки? В стремлении выполнить одобряемые действия?

Если у бабушки в разных местах лежали деньги, почему она должна была догадаться, что они ей нужны?

В ситуации, когда девочка копила деньги и на них купила родителям в подарок шоколадку и цветы, родители умудрились отругать девочку за то, что она врет и не говорит, где взяла деньги.

Почему мы так не хотим верить ребенку?

Может быть это связано с каким-то собственным детским опытом родителей или с их страхами перед возможным негативным развитием ребенка?

Зачастую из нашей подозрительности и недоверия как раз и вырастают те проблемы, которых мы хотим избежать, а обида детей остается надолго и разрушает отношения с родителями.

Ситуации такого типа могут быть самыми разными. Вот еще несколько примеров:

Вы купили ребенку новые резиновые сапоги. Отправляя его на прогулку, дали наказ – не испачкать новую обувь. Ребенок возвращается в мокрых сапогах. Почему это произошло? Выйдя на улицу, ребенок был наполнен радостью из-за обновки, все его внимание было приковано к красивым блестящим сапогам. А что можно сделать с сапогами? Конечно, испытать из возможности, показать другим ребятам, каких глубоких луж он теперь не боится.

За что же мы наказываем ребенка?

За его радость и эмоциональность?

За то, что он еще мал и не умеет сдерживать свои желания?

Что же необходимо делать взрослым, столкнувшимся с ребенком в такой ситуации? Если ребенок чего-то просто не знал, не понимал, не умел, ему было трудно, то, конечно, задача взрослого оказать ребенку необходимую помощь. Взрослым необходимо дать ребенку нужные разъяснения, научить его правильно действовать, обучить тем умениям, из-за отсутствия которых он сегодня с ситуацией не справляется. Нам не за что ругать и наказывать ребенка, не в чем его обвинять.

Интересно, что родители, потеряв кошелек или ключ, обычно расстраиваются и сочувствуют себе. Но если кошелек потерял ребенок, зачастую злятся на него за рассеянность, безответственность, невнимательность и т.д.

Если мы хотим, чтобы ребенок сделал выводы и приобрел новые способности, нам надо опираться на его понимание, включить его в осознаваемую им самим деятельность.

Если ругать и наказывать, то от этого проблема не решится, а закомплексованность, неуверенность у ребенка появится.

Если ребенок совершает данные действия потому, что не видит другого способа для решения своей проблемы, то наша задача – помочь ему решить проблему.

Причиной возникновения трудной для ребенка ситуации могут стать и сами родители, их взаимоотношения. Например, дети очень тяжело переживают ссоры родителей между собой, а тем более их решение развестись.

Также, ситуацию, трудную для самого ребенка, мы можем решить при помощи игры.

3. 2. Ситуации, возникшие в игре.

Это ситуации игры, т.е. дети просто играют, но то, что происходит в игре, нам хотелось бы изменить.

Если то, чем заняты дети, вступает в противоречие с нашими взрослыми делами, например, с необходимостью куда-то идти, чем-то нужным для нас заняться, то проще всего перестроить детей, войдя в игровую ситуацию через принятие на себя соответствующей игре роли и направив события в нужное русло.

Дети восторженно относятся к подключению взрослого к игре, так как он привносит в нее новые идеи, развивает сюжет игры, с ним интереснее.

Взрослые зачастую не считаются с тем, чем занят ребенок, и считают важными только свои взрослые дела. Поэтому родители настаивают, чтобы всякие игры были прекращены в связи с обедом, необходимостью спать и другими моментами. Хотя войти в игру и повлиять на ее развитие в нужную сторону совсем нетрудно.

Ситуация для анализа:

1. Леня ездит на велосипеде по квартире, представляя себя водителем большой машины. Мама зовет кушать, Леня отказывается, так как он не закончил доставку груза.

Решение: Мама берет тарелку с кашей, садится на диван и говорит: «Товарищи водители, загоните свой автотранспорт в парк. К вам прибыла передвижная столовая. Мы вас ждем» . Леня «подъезжает» к дивану, ставит велосипед-машину «в парк» , не забыв закрыть двери на ключ и включить сигнализацию. Леня спокойно поел, после чего продолжал свой рейс на машине. Все довольны.

2. Моей племяннице 5 лет. Очень часто, играя, она забывает обо всем. Как-то я был у них в гостях, собрались ужинать, позвали за стол Алину. А она играет в собачку Альку: бегает на четвереньках с поводком, лает, не реагирует на слова взрослых. Папа стал ругать дочь, ситуация накалилась.

Решение: Я ей говорю: «Алька, пойдем со мной твои лапы мыть, они у тебя грязные» . Беру за поводок, она с радостным лаем бежит в ванную. Помыв «лапы» , я говорю: «Давай скорее, а то твои косточки в миске остывают» . Аля бежит за стол.

Ребенок может погрузиться в игру под влиянием книги, фильма, мультфильма, который произвел на него сильное впечатление.

Например, пятилетний Денис очень любит мультфильм «Король Лев» , много его смотрит и начинает вживаться в образ льва, в его действия и поступки. Наступает время ложиться спать, а он ложиться на пол, как герой этого мультфильма. Мама пытается с ним говорить, в ответ он только рычит.

Что делать? Нельзя разрушать эмоциональную отзывчивость мальчика, глубокое проживание им событий мультфильма. Самое простое – взять на себя роль одного из героев мультфильма и придумать ситуацию, в которой Лев ложиться спать на приготовленное для него ложе. Например, злая королева предлагает ему лечь на жертвенный камень. Кстати, в мультфильме герои разговаривают на человеческом языке, поэтому мама напоминает ему, что он король Лев, который может говорить, и начинает с ним общаться.

Одной из проблем участия детей в игре является желание играть по-настоящему. Это стремление доставляет много хлопот взрослому и может привести к возникновению серьезной опасности. Вот, например, два мальчика играли дома в индейцев. Желая все делать по-настоящему, дети развели индейский костер прямо на полу в комнате. К счастью, дома оказалась мама, которая не дала состояться трагедии.

Играя в доктора, дети пытаются по-настоящему, проткнув кожу, сделать укол; в качестве таблеток глотают пуговки и детали мозаики. Поэтому наша задача – объяснить ребенку необходимость играть понарошку, так как игра – это условность, сама игра предполагает действия не по-настоящему. Когда мы играем, мы переносимся из обычной реальности в условный вымышленный мир.

3. 3. Ситуации проверки границ.

Это ситуации, в которых ребенок пытается нарушить запреты, чтобы отменить или смягчить их.

От взрослого человека ребенок узнает, что можно и нельзя, от взрослого идут запреты и их контроль. Взрослый устанавливает границы, за которые нельзя заходить, и устанавливает на них посты. Но ребенок от природы экспериментатор. Его психика ищет наиболее удобные и привлекательные варианты действий, а для этого проверяет установленные границы на прочность.

Девочка 4 лет услышала на улице, как мальчик сказал папе: «Папа, ты козел» . Она захотела узнать, можно ли говорить так ее папе. Интуитивно она понимала, что папа навряд ли посчитает такое обращение допустимым. Поэтому, придя домой и крикнув папе услышанную фразу, она побежала в туалет и закрылась в нем. Папа прореагировал бурно негативно, хотя дверь в туалет ломать не стал. Границы были установлены.

В потребности проверять границы есть особый период от 2 до 4 лет, когда ребенок очень внимательно выслушивает запреты взрослого (например, не дотрагиваться до печки, обожжешься) , и тут же делает то, что запрещено.

Получается, что запреты взрослых могут спровоцировать травмоопасные действия ребенка. Поэтому лучше организовать под вашим контролем личное знакомство ребенка такого возраста с опасным предметом.

Во многих семьях ребенок ведет себя совершенно по-разному в присутствии папы и мамы, с бабушкой и со своими родителями. Он экспериментировал, пробовал диктовать свои условия, в результате с кем-то получилось, а с кем-то нет. В соответствии с результатами ребенок выбрал линию поведения.

Вот пример такой ситуации:

«Лене купили нарядные лаковые туфли. На следующее утро она собирается в детский сад.

Лена: Я надену новые туфли.

Мама: Нет, Леночка, мы уже договорились, это туфли для праздников и для гостей.

Лена: Нет, я хочу сегодня! (Начинает плакать)

Папа: Не расстраивайся, мы что-нибудь придумаем. Мама, может быть можно один только раз?

Мама: Нет, я не согласна. Ребенок должен приучаться беречь дорогие вещи.

Лена плачет сильнее и заявляет: Тогда я не пойду в садик вообще.

Появляется бабушка.

Бабушка: Что опять случилось? Опять вы расстраиваете ребенка с самого утра! Иди ко мне, девочка, расскажи, кто тебя обидел. Ах, туфельки? Я тебе куплю сегодня же другие, будешь в них ходить, когда захочешь…»

Какой опыт получает ребенок в этой ситуации? Опыт давления на людей при помощи слез и угроз, нытья и вымогательства, опыт лавирования между взрослыми.

Даже если один взрослый не согласен с требованиями другого, в ситуации взаимодействия с ребенком лучше промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласия и попытаться прийти к общему мнению.

Есть семьи, правила в которых меняются в зависимости от настроения родителей. То, что было нельзя сегодня, можно завтра, но послезавтра снова будет нельзя. В такой семье ребенок ощущает жизнь как произвол взрослого и учится угадывать и использовать его настроение.

Итак, что же должен сделать взрослый, когда ребенок проверяет границы на прочность?

Нужно реагировать спокойно и доброжелательно, понимая, что такое экспериментирование является нормальным поведением для активного ребенка.

Основная задача взрослого – мягко, но однозначно подтвердить наличие границ, если нужно, еще раз обосновать их необходимость и напомнить о последствиях их нарушения.

3. 4. Ситуации проверки взрослого.

Дети пытаются проверить на прочность не только границы, но и самого взрослого. Дети намеренно создают трудную для взрослого ситуацию, в которой он проявляет себя, а они узнают – какой он настоящий.

Взрослые проверяются на эрудицию, ум, юмор, справедливость и прежде всего на психологическую устойчивость. Вычленены четыре качества, которые дети особенно ценят во взрослом человеке: доброта, справедливость, ум, юмор. На разных возрастных ступеньках эти качества располагаются по значимости в разной последовательности.

Организованные детьми проверки взрослого начинаются с проверок на психологическую устойчивость, когда взрослый оказывается в эмоционально трудной для него ситуации. Все это неожиданно и неприятно для взрослого и вызывает в нем бурю негативных эмоций. Что дальше предпримет взрослый? Накричит, будет искать виноватого, накажет? Все эти модели поведения и будут говорить о том, что взрослый проверку не прошел.

Очень часто в ситуации проверки взрослого мы наказываем ребенка. Сможете ли вы ответить на вопрос:

Почему же в такой ситуации мы чаще всего стремимся наказать ребенка? Может быть потому, что не готовы к таким ситуациям, не умеем сохранять эмоциональную стабильность и доброжелательность, боимся непредсказуемости, не способны реагировать на ситуацию, в которой выглядим неловко, с юмором?

Ситуация для анализа:

1. Маленькая девочка гостила у тети. Однажды, когда тетя укладывала ее спать, она обозвала ее коровой. Девочка думала, что в ответ тетя начнет ругаться.

Решение: Тетя сказала: «А ты – золотая рыбка!» . Затем девочка снова назвала ее коровой, и в ответ услышала ласковое слово. Таким образом, тетя все превратила в шутку, которая понравилась девочке. В дальнейшем, укладывая спать, они играли, называя друг друга ласковыми словами.

2. Кристина в возрасте 5 лет решила проверить, как поведет себя мама, если она спрячется. При этом она открыла дверь на лестницу, чтобы мама подумала, что она ушла. Мама обнаружила, что ребенка нет. Поиски ни к чему не привели. Она очень испугалась. Мама нашла Кристину случайно минут через 30-40. Кристина была напугана, поняв, что игра зашла слишком далеко, но сама она уже не могла ее прекратить.

Решение: Наказывать Кристину мама не стала, поняв, что девочка уже наказана свои страхом. Когда они обе успокоились, то поговорили спокойно, но со слезами на глазах. Мама сказала девочке, что очень ее любит и страшно испугалась, потеряв ее. Кристина молчала, обняла маму, а потом сказала: «Я хотела посмотреть, как ты будешь меня искать. Прости меня, мамочка» . Больше девочка так не делала.

Итак, задача взрослого – позволять ребенку проверять и уметь проходить проверки, т.е. продемонстрировать то качество, на наличие которого его проверяют, сохраняя доброжелательное отношение к детям.

3. 5. Ситуации эмоционального выплеска.

Это ситуации нарушения ребенком этических норм общения вследствие тяжелого эмоционального состояния. Ребенок еще не умеет справляться со своими чувствами, не может их скрыть. Находясь во власти негативных эмоций, он говорит что-то грубое, резкое, обидное для собеседника.

Многие дети еще не умеют управлять своими эмоциями, справляться с чувствами, прятать их. Например,

  1. Девочка Тоня 5 лет, находясь у дедушки, пытается собрать картинку из кусочков мозаики. У нее это плохо получается, она начинает плакать. Дедушка, который любит внучку, предлагает ей отложить мозаику и продолжить работу позднее, на что Тоня говорит: «Оставь меня в покое, старый дурак!» . Дедушка обижается и в дальнейшем не разговаривает с внучкой.
  2. Знакомый мамы протягивает четырехлетнему ребенку «конфету» , которая представляет собой завернутый в фантик хлеб. Мальчик развернул конфету и, обнаружив содержимое, расстроился и сказал: «Дядя, ты дурак?»

Решение: Маме в этом случае нужно и помочь ребенку, и не обидеть гостя. Можно сказать следующее: «Сережа, не надо обижаться. Мы в детстве тоже так разыгрывали друг друга. Наш гость надеялся, что ты поймешь, что это шутка. Возьми другую конфету» .

3. В порыве гнева мальчик трех лет сказал маме: «Убью тебя и в ямку закопаю!» .

Надо понимать, что ребенок и сам, сказав неприятное слово, испуган, расстроен. Поэтому лучше, если реакция взрослого будет адекватна ситуации и не приведет в разрастанию конфликта, а поможет ребенку, ощутив свою неправоту, исправить ситуацию. Чтобы это получилось, нужно использовать

приемы этической защиты:

1. Вопрос на воспроизведение.

Вы делаете вид, что на расслышали слов ребенка: «Прости, пожалуйста, ты что-то сказал, но я, к сожалению, не расслышала. Будь так любезен, повтори, пожалуйста» . Эмоциональный накал состояния ребенка снизился вместе с выскочившей фразой, он уже в большей степени владеет собой и ему самому уже неловко.

2. Противопоставление достоинств ребенка его действиям.

Мы говорим какой ребенок всегда хороший (вежливый, добрый, понимающий, скромный, деликатный и т.д.) , и вдруг сейчас он проявил себя как человек нетерпимый (резкий, грубый, подозрительный, недоверчивый и т.п.) . Что же случилось? Мы ждем объяснений.

3. Признание своей вины.

Мы говорим ребенку: «Наверное, я тебя действительно обидела, если ты заявляешь мне такие вещи. Просто так ты бы себе этого не позволил. Но я, к сожалению, не заметила, чем я тебя обидела и когда. Если тебе нетрудно, объясни пожалуйста» .

4. Демонстрация удивления.

Взрослый показывает ребенку сильную эмоциональную реакцию на его слова – удивление. Удивление говорит о том, что мы никак не ожидали от этого замечательного ребенка таких действий, что мы ошарашены, выбиты из колеи и ждем от него… Объяснения? Извинения?

5. Великодушное прощение.

Мы просто говорим ребенку, что прощаем его. Мы можем ничего не добавлять к этим словам и не ничего не объяснять. Прощение важно само по себе.

6. Подстановка мотива.

Например, ваша дочь играла на улице и видела, как один из мальчиков обзывал свою бабушку «собака» . Вы с дочкой повздорили и она вам кричит: «Мама, ты собака!» Ответ мамы: «Как интересно, а ты, значит, будешь щеночком. А как мы будем, лаять или разговаривать?» Таким образом, мама не приняла как возможность использование дочерью грубого слова и подставила игровой мотив. Ребенок понял, что его маму можно называть «собакой» только в игре.

7. Объяснение ребенку его поведения и причин.

Использование этого приема вносит свой вклад в повышение эмоциональной культуры ребенка, помогает ему учиться понимать и контролировать свои эмоции.

8. Отсроченный разговор.

Этот прием необходимо применять, если ребенок сильно выведен из себя и не может быстро совладать со своими чувствами. Мы просто предлагаем ребенку поговорить об этом позже: после обеда, вечером или даже завтра. Очень важно, чтобы разговор состоялся и был не поучающим монологом взрослого, а откровенным разговором ребенка и родителя о своих чувствах.

Итак, задача взрослого – применить прием этической защиты, который позволит ребенку ощутить неловкость за свои слова и вернуть общение к общепринятым культурным нормам.

3. 6. Ситуации педагогического конфликта.

Это ситуации, в которых противоречащими друг другу оказываются желания, интересы, мнения ребенка и взрослого.

Чаще всего они связаны с желанием взрослого заставить ребенка делать что-то такое, что ребенок делать не хочет. Взрослый считает, что это нужно, важно, а ребенок с ним не согласен и по каким-то причинам не хочет выполнять требования взрослого. Возникает конфликт. Чаще всего взрослый уверен, что он прав и пытается решить конфликт с позиции силы, т.е. угрожая, запугивая. Но ведь никто не хочет подчиняться из страха.

Мы можем нагнетать угрозы, и ребенок в конце концов уступит, но чего мы на самом деле добьемся? Ломки его характера, превращения в послушного исполнителя? Снижения самооценки? Возникновения желания делать назло исподтишка? Появление скрытности и хитрости, когда он будет пытаться не делать то, что не хочет, но втайне от родителей? Негативного отношения к тому, что его заставили делать?

Иногда мы создаем конфликт просто потому, что не относимся к тому, что хочет и делает ребенок, серьезно, исходим только из своих желаний.

Ситуация для анализа:

Лена, 6 лет, с интересом и увлечением лепит в своей комнате за столом. В комнату входит мама и дает распоряжение немедленно собираться на прогулку. Девочка хочет закончить работу и просит подождать чуть-чуть. Возмущенная неуважением к ее требованиям мама отбирает пластилин и заставляет дочь одеваться. «До чего же упряма» . – продолжает приговаривать сердитая мама, надевая на дочь пальто и шапку.

Почему мы считаем, что только наши обстоятельства важны и, даже делая доброе дело для ребенка (собираясь с ним на прогулку) , успеваем создать напряжение в отношениях?

Подумайте, а действительно ли то, что вы требуете, важно?

Если вы не можете объяснить ребенку так, чтобы он понял, зачем ему нужно то, что вы требуете, то не надо этого требовать. Если у вас не хватает аргументов, значит, их нет.

Если вы уверены, что для развития личности ребенка жизненно-важно то, что вы требуете, и аргументы у вас есть, то для разрешения конфликта необходимо использовать следующую технику:

Необходимо превратить внешний конфликт между ребенком и взрослым, в конфликт внутренний, между позитивным и негативным началом самого ребенка, его перспективными и сиюминутными интересами.

Например, ваш ребенок отказывается убирать игрушки перед сном. Вы ему говорите: «Я понимаю, что ты устал, но ведь ты у нас волевой человек и уже не раз проявлял свою способность сделать то, что нужно, преодолевая усталость. Я верю, что мой замечательный сын и сегодня справится с ситуацией» .

Таким образом, мы обращаемся к позитивной стороне личности ребенка, демонстрируем веру в его способность справиться с собой и ставим его в ситуацию выбора: преодолеть свою слабость или сегодня сдаться ей на милость.

Задача взрослого в ситуации конфликта – сделать так, чтобы у ребенка появилось нужное нам желание, чтобы он сам захотел быть хорошим.

Иногда нужно временно отступить, уступить. Зачем? Чтобы дать возможность обстоятельствам, которые не устраивают вас, спонтанно развиваться до такой степени, чтобы в новой ситуации нужный вам мотив у ребенка появился.

3. 7. Ситуации проступка.

Это ситуации, в которых ребенок знает, что он поступает плохо, что так делать нельзя, но все равно делает.

Почему ребенок делает то, что запрещено? На это могут быть разные причины. Чтобы понять ребенка и помочь ему в будущем не совершать проступков, очень важно выяснить эти причины и помочь ребенку от них не зависеть.

В данном случае причинами являются те мотивы, которые побуждают его к совершению проступка.

Основные мотивы совершения проступков:

  1. Удовлетворение жизненных потребностей.
  2. Власть желания.
  3. Корысть, желание обладать деньгами, вещами.
  4. Стремление быть не хуже других (соответствовать требованиям референтной группы) .
  5. Стремление быть принятым группой.
  6. Повышение своего престижа, статуса.
  7. Желание попробовать.
  8. Стремление испытать себя в ситуации риска.
  9. Стремление доказать свою смелость в ситуации, когда ребенка «берут на слабо» .
  10. Стремление привлечь внимание.
  11. Действия «назло» .
  12. В целях восстановления справедливости.
  13. «Как все» или за компанию.
  14. Из страха перед шантажистами.
  15. Для достижения позитивных социальных целей.

Таким образом, мотивы совершения проступка могут быть самыми разными. Среди этих мотивов есть позитивные, негативные и нейтральные.

Если мотив негативный (2, 3, 4, 9, 11, 13, 14) , то нам необходимо помочь ребенку от него избавиться.

Если мотив позитивный (12, 14) или нейтральный, то ребенка надо научить удовлетворять его социально приемлемыми способами: не через проступок, а через поступок.

Итак, задача взрослого в ситуации проступка – выяснить мотив его совершения. Если ребенок не называет мотив (Отвечает: «Я не знаю» ) , то, возможно, он стесняется признаться, ведь многие из мотивов имеют отрицательный смысл с точки зрения этики, или сам не до конца осознает, почему сделал именно так. Не соглашайтесь, когда ребенок говорит, что он сделал это «просто так» , что никакого мотива нет: у всего есть свои причины.

Наказанием в ситуации проступка может быть демонстрация огорчения родителей. Ж.Ж. Руссо предлагал такой метод наказания – метод естественных последствий. В этом методе ребенок, совершивший проступок, сам испытывает на себе дискомфорт, вызванный последствиями проступка. Например, если он сломал стульчик, не нужно спешить доставать ему новый. Пусть какое-то время поживет со сломанным стулом.

Мы с вами должны понимать, что ребенок имеет право на ошибку, но важно помочь ему, «превратить шалость в мудрость» , как пишет Амонашвили, т.е. осмыслить полученный опыт и научиться не повторять ошибок.

Именно зная мотивы и причины поведения ребенка мы можем определить тип ситуации, а далее, выбрать в соответствии с этим, модель нашего поведения.

4. Игра «Пойми меня»

Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня» . Ваша задача – определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.

Ребенок говорит Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем. Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Боль, злость, обида, чувство нелюбви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, радость.

5. Определение типа ситуаций

Родители делятся на 4 команды. Получают карточки, на которых написаны различные ситуации. Их задача – определить тип ситуаций.

  1. Однажды зимой мальчики решили поиграть в «войнушку» . Вдоль автомобильной дороги трактором был счищен снег на обочину. Сугробы послужили для мальчиков и прикрытием, и боеприпасами. Они стали лепить из снега комки и кидать их в проезжающие мимо машины, представляя их вражескими танками, а себя – партизанами. (Ситуация, возникшая в игре)
  2. Сережа пошел в детский сад с новой красивой и не дешевой машинкой. Вернулся из детского сада он без нее. На вопрос, где машинка, счастливый ребенок протянул папе коробочку, в которой находился живой рогатый жук, и объяснил, что он обменял машинку на жука. (Ситуация, трудная для ребенка)
  3. На даче строили новый дом. Отец, работая на втором этаже, периодически просил сына 10 лет принести и подать ему то одно, то другое. Ребенок бежал к сараю и приносил то, что потребуется. Отец крикнул сыну очередную просьбу. Сын не понял, переспросил еще раз, потом еще раз и еще. Так и не поняв, что от него требуется, он крикнул отцу: «Чего орешь, как дурак, лучше спустись и скажи!» . Отец действительно спустился, но не затем, чтобы повторить просьбу. (Ситуация эмоционального выплеска)
  4. Мама купила в магазине новую косметику для подарков, выложила покупки на полочку и предупредила девочек трех и пяти лет, что трогать нельзя. Вернувшись через некоторое время, она увидела, что девочки попробовали всю косметику, испортив упаковку. Дарить подарки было нельзя. (Ситуация проступка)
  5. Мой 4-летний малыш, как и все дети, любит играть со своими игрушками, но не любит их убирать. У нас с ним есть определенная договоренность: если н хочет посмотреть мультфильмы, то сначала должен убрать на место все игрушки. Иногда, еще не собрав игрушки, он включает любимую кассету с мультфильмами. (Ситуация проверки границ)
  6. В детстве я много времени проводила со своей прабабушкой. Она меня очень любила, баловала, мы часто смеялись друг с другом, подшучивали друг над другом. В какой-то момент я перестала воспринимать ее как человека, который гораздо старше меня, стала воспринимать ее как подружку. Мне было интересно узнать, сможет ли бабушка стать настоящей подружкой. В это понятие у меня входило не только рассказывание секретов, но и панибратское отношение. Как-то раз мне нужно было позвать бабушку, и я, подумав, крикнула: «Эй, бабуська!» . (Ситуация проверки взрослого)
  7. В школе будет проходить конкурс рисунков по сказкам П. Бажова. Надо нарисовать иллюстрацию. Таня хорошо рисует, но отказывается принимать участие в конкурсе, мотивируя отказ тем, что ей не хочется этим заниматься. Учитель пытается заставить Таню принять участие в выставке, подчеркивая, что обязанность ученика – принимать участие в жизни школы. (Ситуация педагогического конфликта)
  8. Рефлексия. Подведение итогов занятия и вручение памятки для родителей «Типы ситуаций взаимодействия с ребенком»
  9. Релаксация «Очищение от тревог»

Родительское собрание «Путешествие по следам знаний продолжается, или Только вперед!»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 лет, речевому развитию детей среднего дошкольного возраста и с особенностями образовательного процесса в средней группе, новыми совместными проектами.
Родительское собрание сопровождается презентацией
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение культуры родителей.
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.
Форма проведения : встреча – путешествие.
Участники : воспитатели, родители, педагог-психолог, учитель-логопед

План проведения

1. Вступительная часть.
2. Поздравление родителей с началом учебного года. Вручение благодарственных писем.
3. Знакомство с новыми семьями.
4. Выборы нового состава родительского комитета.
5. Знакомство с узкими специалистами.
6. Выступление психолога.
Тема: Особенности детей 4-5 лет.
7. Выступление логопеда.
Тема: Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
8. Особенности образовательного процесса в средней группе.
9. Выступление ст. воспитателя.
Тема: Новые совместные проекты.
10 Заполнение родителями анкеты.
11.Заключительная часть.

Ход родительского собрания

1. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной компании! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим знаменитым путешественникам исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада! Давайте передадим нашим детям свои пожелания.
Упражнение «Пожелание»
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать, посмотреть детям.
Воспитатель. Ну, вот и лето прошло. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнений…
1. Упражнение «Как мы провели лето»
- встаньте те, кто, ходил со своим ребенком в лес… (на рыбалку);
- встаньте те, купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал на пляже);
- у чьих детей от загара сгорела спина;
- кто читал детям книги;

Кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности);
- чьи дети помогали родителям на даче (в огороде);
- чей ребенок научился чему-нибудь новому.
2. Упражнение «Каким вы увидели своего ребенка летом?»
- он внимательный: помог мне нести сумку с дачи;
- он ласковый: охотно целует, обнимает меня; жалеет животных: кормит у бабушки кур, козочку;
- он наблюдательный: всегда заметит, когда распускается цветок, заходит солнце или появляется тучка;
- он веселый: любит петь, никогда не хнычет по пустякам;
- он трудолюбивый: может долго поливать грядку, делает дело до конца;
- он мой любимый: я люблю его и очень хочу, чтобы его любили все.
Воспитатель. Итак, сегодня мы - педагоги и родители - отправляемся в круиз по следам Знаний (показываю на плакат), которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия-это, конечно же, Школа.
Чтобы отправиться в такое длительное путешествие, нам необходимо надежное, оборудование и красивое, надежное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Кто же помог качественно подготовить нашу группу к новому учебному году?
И сегодня мы хотим выразить вам слова признательности и вручить благодарственные письма

2. Поздравление родителей с началом учебного года.
Вручение благодарственных писем
Внимание: новости дня! Наша дружная компания пополнилась новичками. Давайте с ними познакомимся.

3. Знакомство с новыми семьями.
Родители сами коротко рассказывают о своей семье.
Воспитатель. А как можно отправиться в путешествие без надежной команды?! Предлагаю выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.
4. Выборы нового родительского комитета
если есть желание, оставляем родительский комитет в прежнем составе:
- председатель родительского комитета (он является представителем от группы в родительский комитет ДОУ);
- заместитель председателя родительского комитета (его правая рука);
- секретарь родительского собрания;
Вывод. В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость.

5.Знакомство с узкими специалистами
А сейчас познакомимся с педагогами которые ведут образовательную деятельность с нашими детьми (показ слайдов).

6. Выступление педагога-психолога
Воспитатель . А теперь наши следы готовы к путешествию. Нет… чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спамогательных средств-педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших главных путешественников? Что представляет собой дети в возрасте 4-5 лет?
Сейчас нам об этом расскажет педагог-психолог.

7. Выступление учителя-логопеда
Воспитатель: А об особенностях речевого развития детей среднего дошкольного возраста нам расскажет учитель-логопед (дает советы и рекомендации, называет дни для проведения индивидуальных консультаций с родителями).
А теперь мы хотим остановиться на образовательных процессах дошкольников.
Основные направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

8. Особенности образовательного процесса в средней группе.
Учитывая психологические особенности детей 4-5 лет, педагог использует игровой материал, физкультурные минутки, включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.
Образовательная область коммуникация позволяет:
обогащать словарный запас детей;
развивать наблюдательность и любознательность;
совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;
развивать эстетическое восприятие, понимание содержания художественных произведений;
учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;
совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;
учить отвечать краткими и развернутыми предложениями;
обучать правильному согласованию слов в предложении.
Образовательная область познание особое внимание уделяется:
бережному отношению к природе, вещам, созданным трудом людей;
формированию любви к родному краю.
В процессе развития речи большое значение имеет развитие мелкой моторики рук, необходимо использовать книги - раскраски. Раскрашивание предметов надо проводить штриховкой (частой или редкой) в заданном направлении: лежащие линии (горизонтальные), стоящие линии (вертикальные), наклонные («как дождик»)- это способствует развитию тонкой координации руки.
Для умственного развития большое значение имеет формирование элементарных математических представлений и логического мышления.
В образовательной деятельности по лепке формируется умение скатывать пластилин круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы; учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части. Это способствует, с одной стороны, формированию тонкой координации движений кисти руки, с другой - развитию пространственного воображения.
Очень важно в образовательной деятельности по изобразительному искусству не только развивать на лучших произведениях искусства, но и учить сочетанию цветов и оттенков для создания выразительного образа, закрашивать рисунки (красками, гуашью, карандашами), ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы контура; учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа), изображать круглую, овальную, прямоугольные и треугольную формы; учить рисовать элементы узора (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги). Все это направлено на развитие пространственного воображения и мышц кисти руки.
Образовательная деятельность по физической культуре направлены на укрепления здоровья детей, формирование правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Их учат ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, ползать, пролезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках, ориентироваться в пространстве.
На музыкално - ритмических занятиях дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки в умеренном и быстром темпе, самостоятельно менять движения в соответствии с двух и трехчастной формой музыки, выполнять такие танцевальные движения, как прямой галоп, «пружинка», подскоки, переступание с носка ноги на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу в танцах и хороводах; учатся выполнять движения с предметами, выразительно передавать игровые образы. Им прививается интерес к музицированию.

9.Слово предоставляется старшему воспитателю.
Новые совместные проекты.

10. Заключительная часть
Воспитатель. Путешествие по следам Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!
Всех приглашаем на чаепитие.

Рефлексия
Родителям раздаются бумажные силуэты отпечатков следов детей и предлагается написать на них пожелания.

Есть ли в них необходимость? Ведь детский садик - еще не школа.

Часто новость о предстоящем собрании не вызывает энтузиазма у родителей, которым приходится отпрашиваться с работы или менять собственные планы. Многие не видят в таких мероприятиях ничего хорошего, только необходимость сдавать деньги на очередные нужды детсада. Задача воспитателя - переломить негативное отношение мам и пап к таким встречам путем подачи интересной и полезной информации.

Для чего они нужны?

Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь - воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучить актуальную информацию, обсудить важные моменты воспитания, поговорить об особенностях детского развития.

Кроме того, на них, как правило, приглашают психологов, методистов, врачей, логопедов и других специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитание малышей. Информация, которую получают от них родители подопечных, бывает весьма ценной. Грамотный специалист в состоянии вовремя отследить малозаметные отклонения в развитии ребенка и дать семье нужные рекомендации.

Сколько собраний нас ждет?

Родительское собрание в детском саду проводится ежегодно. Как правило, по плану предусмотрено 2-3 таких мероприятия в каждой группе. Кроме того, бывают внеочередные встречи в случае каких-то незапланированных событий, требующих обсуждения с родителями. Например, в обязательном порядке проводится собрание при подготовке выпуска из детского сада, так как это мероприятие хлопотное, требует хорошей организации и предполагает активное участие всей семьи.

Основные темы привязаны к плану учебно-воспитательной работы в течение года. На первое родительское собрание, которое обычно проводится в сентябре, приходят мамы и папы малышей-новичков. Они знакомятся между собой и с воспитателем, вместе с ним обсуждают учебный план на весь год, выбирают родительский комитет. Родительские собрания в младшей группе, проводимые впервые, имеют особое значение. Они задают тон будущему сотрудничеству каждой семьи с персоналом детсада, которое продлится вплоть до школы.

Часто на первое родительское собрание воспитатель приглашает психолога или методиста. Они объясняют родителям особенности развития малышей данной возрастной группы, советуют, как организовать домашние занятия с детьми для закрепления детсадовского материала.

Вторая встреча чаще всего назначается в середине учебного года, в зимний сезон. Обычно это время повальных простуд. Поэтому актуальные вопросы, обязательно включаемые в повестку дня, - детское здоровье, навыки закаливания и профилактика вирусных инфекций. На собрание часто приглашают врача или медсестру. Тогда же обычно ведется обсуждение текущих успехов и проблем, промежуточных результатов и различных мелких происшествий.

На родительское собрание в средней группе детсада приходят уже опытные и закаленные мамы и папы. Детки подросли, и на первый план вместо проблем приучения к горшку и к ложке выходят более "взрослые" моменты. Родительское собрание в средней группе часто проходит с демонстрацией творческих успехов малышей в виде рисунков и поделок.

Заключительную встречу в каждой группе организовывают в конце учебного года, перед летними каникулами. Это время, когда подводятся итоги. В обязательном порядке проводится такое родительское собрание в подготовительной группе. На нем обычно выступают психолог и логопед. Они дают родителям необходимые рекомендации по подготовке к школьной жизни, рассказывают, что могут сделать мамы и папы за летний период для успешного старта будущих первоклассников.

Какими бывают родительские собрания?

По форме такие мероприятия бывают традиционными и нетрадиционными. Собрание в традиционной форме представляет собой встречу родителей с основным докладчиком - воспитателем, а также представителями родительского комитета или узкими специалистами. На нем возможно совместное обсуждение актуальных вопросов, а также различное анкетирование. Темы родительских собраний в этом случае, как правило, стандартные: "Азы воспитания", "Знаете ли вы своего ребенка?", "Подготовка к школе", "Какие игрушки нужны детям" и т. п.

В нетрадиционной форме мероприятие может проводиться в незапланированной ситуации, когда возникает необходимость срочно обсудить какой-то серьезный вопрос. Неформальная обстановка способствует более успешному взаимодействию педагогов с родителями, раскрепощению присутствующих, налаживанию контакта.

Нетрадиционное родительское собрание может проходить в виде совместных посиделок с чаепитием и даже включать в себя элементы сюжетной игры. На нем возможно присутствие детей вместе со взрослыми для совместной подготовки к утреннику. Родительское собрание в старшей группе (не говоря уже о подготовительной) вполне возможно сделать общим с детьми - те уже достаточно большие.

Как правильно организовать собрание

О предстоящем мероприятии воспитатель обязан предупредить родителей заранее, желательно за 2 недели. Объявление о дате, времени и теме будущей встречи должно быть вывешено на доске с информацией.

Воспитатель составляет план мероприятия, готовит наглядные материалы, распечатывает анкеты и продумывает оптимальную форму проведения. Также он согласует с другими специалистами (методистом, логопедом, психологом) необходимость их присутствия и тематику выступлений. Приглашенные обязательно должны иметь время для подготовки.

Как его проводить

В начале собрания необходимо рассказать о детских успехах, похвалить воспитанников за достижения. В присутствии коллектива ни в коем случае не следует обсуждать проблемы отдельного ребенка.

Родительское собрание в детском саду в качестве главной цели имеет задачу информирования мам и пап о важных моментах детсадовской жизни, обогащения педагогическим опытом и знаниями. Если работа с семьей хорошо продумана и организована, результаты воспитательного процесса не заставят себя ждать. Другие менее важные вопросы обычно решаются в рабочем порядке ежедневно при родительских посещениях.

О чем еще должен помнить воспитатель

Планируя поход на собрание, родители должны знать, что их там ожидает. Тем не менее, в первую очередь следует заново напомнить тему и поблагодарить присутствующих за то, что они смогли прийти, особенно если это первое родительское собрание.

Начинать собрание всегда следует с позитивных моментов. Обязательно хвалите детей за успехи, о неудачах лучше упоминать вскользь и только в общем виде, без индивидуального перечисления. Не следует никого приводить в пример или сравнивать с другими детьми (как старшими, так и младшими).

Главные вопросы

Какие организационные моменты обычно решаются на родительском собрании? Это покупка необходимых принадлежностей для садика (игрушек, канцтоваров, хозяйственных мелочей), обсуждение их количества и стоимости. А также выбор родительского комитета или отчет его представителя о проделанной работе, обсуждение предлагаемых экскурсий, развлекательных мероприятий (например, концертов или походов в кукольный театр), подготовка к проведению утренников и закупка детских подарков. Кроме того, организация творческих занятий с детьми и приобретение всего необходимого для этого (бумаги, пластилина, фломастеров).

Если планируется крупное мероприятие, например, новогодний утренник, список обсуждаемых вопросов должен быть подготовлен заранее. Например, будет ли организовано общее чаепитие, стоит ли приглашать фотографа, какие маскарадные костюмы потребуются детям. При обсуждении всех вопросов предполагается активное участие родительского комитета, поэтому просто необходимо дать слово его представителю.

А что потом?

После собрания, как правило, воспитатель (а так же психолог или логопед) обговаривает существующие проблемы и трудности с родителями конкретного ребенка в индивидуальном порядке. Объяснение должно быть кратким и продуктивным, без резких оценок и с обязательной подачей нужных медицинских и психологических рекомендаций. Цель таких бесед - проинформировать мам и пап о возникших трудностях, научить, как грамотно исправить ситуацию в домашних условиях без ругани и наказаний.

О пользе родительских собраний

Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья. Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитательницы. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным. Более того, родители узнают на собрании о взаимоотношениях детей в группе, поймут, насколько успешно их ребенок вписывается в коллектив, оценят соответствие собственного чада общепринятым нормам.

Не бойтесь заведующих!

Если у мам и пап имеются вопросы, решить которые в состоянии только заведующая(ий) детским садом, следует пойти навстречу и постараться организовать выступление представителя администрации. К тому же вопросы, требующие денежных вложений с родительской стороны и касающиеся обустройства и ремонта садика в целом (включая закупку нужного инвентаря), должны решаться в присутствии заведующей или ее заместителя по хозяйственной части.

Протокол - наше все

Если в детском саду проводится родительское собрание, ФГОС предписывает обязательное ведение его протокола. В данном документе, составленном по итогам мероприятия, указывается дата проведения, тематика, количество присутствующих, а также список приглашенных с указанием должностей и фамилий.

Протоколы родительских собраний в детском саду обязательно содержат повестку, все пункты которой отмечаются по порядку. Затем приводится краткое изложение обсуждаемого вопроса с указанием должности и ФИО докладчика, коротко конспектируются высказанные замечания и пожелания, а также результаты по каждому пункту.

Если имело место голосование, это обязательно фиксируется в протоколе с указанием числа высказавшихся как "за", так и "против", а также воздержавшихся. В конце приводится принятое собранием решение с указанием сроков исполнения и ответственных по тому или иному вопросу, проставляются подписи (с расшифровкой) председателя и секретаря.

Что еще важно знать при составлении протокола

Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке. Конфиденциальные вопросы, касающиеся педагогической диагностики, рекомендации конкретным родителям на коллективное обсуждение не выносятся и не протоколируются. Решение принимается отдельно по каждому пункту, причем его формулировка обязана быть четкой и конкретной.

Протокол собрания является официальным документом. Он должен быть оформлен в течение трех дней и присутствовать в числе документов МДОУ. За его правильное и своевременное ведение отвечает воспитатель или старший воспитатель (в случае общего собрания). К протоколу прикладываются конспекты текста выступающих и другие документы.


Top