План психопрофилактической работы в условиях школы на обследуемых детей. Игра: «Волшебный клубочек»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5

«Березка»

Конспект

психокоррекционного занятия с детьми

Педагог-психолог:

Чернова О.А.

2015 г.

Конспект психокоррекционного занятия с детьми

Старшего дошкольного возраста

«Путешествие на воздушном шаре»

Цель: развитие познавательных процессов и коммуникативных умений дошкольников.

Задачи:

развитие произвольного внимания, памяти;

развитие мышления и речи;

развитие волевой регуляции поведения;

развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

развитие умения ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;

совершенствование коммуникативных навыков;

воспитание способности подчинять свои действия инструкции;

воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Материалы и оборудование:

магнитная доска, простые карандаши, фломастеры, альбомные листы; шаблоны – силуэты мордочек зверей;

Объемная игрушка-сорока;

Карточка-эталон с изображением воздушного шара, карточки разрезанного на части эталона;

Карточки с образцами узора;

Картинки с изображением солнца, облаков, ели, белки, козленка, медвежонка, ежика;

Карточки с изображением лабиринтов;

Карточки с изображением угощения для животных.

Ход занятия:

I. Вводная часть:

Ритуал приветствия.

Дети вместе с психологом берутся за руки, образуют круг, улыбаются и приветствуют друг друга, называя всех по именам: «Здравствуй, Катя! Здравствуй, Баина! Здравствуй, Тима! и др.».

Ролевая гимнастика общения.

(дети произносят слово «солнышко»: радостно, удивленно, торжественно, разочарованно, нежно, сердито).

II. Основная часть.

1. Появление сороки.

Ребята! По-моему, кто-то стучит к нам в окошко. Смотрите-ка, это же Сорока! Она нам что-то говорит.

Давайте-ка ее внимательно послушаем.

Сорока:

Слушайте, дети, внимательно!

И запомните все обязательно!

Я очень высоко летала,

И над лесом полянку видала!

На полянке, зайчонок, котенок,

Ежик, белочка, козленок и медвежонок.

Хочет их съесть лесной злодей Кощей!

Помогите им скорей!

Улетела Сорока-белобока! Ребята, а вы запомнили, о чем она стрекотала?

Кто и кого хочет съесть? (Кощей хочет съесть зайчонка, белочку, котенка и т.д.)

А где эти зверята? (На полянке).

А где эта полянка? (В дремучем лесу).

Что же мы будем делать? (Нужно спасти зверей).

Как можно добраться до лесной полянки? (Пойти по лесной тропинке, долететь на воздушном шаре).

2. «Постройка воздушного шара» .

Что ж, не будем терять время. У меня есть чертеж и детали, из которых можно собрать воздушный шар. Проверьте, чтобы все детали были правильно подобраны, чтобы наш воздушный корабль не сломался во время путешествия. (Детям предлагается карточка-эталон с изображением воздушного шара и аналогичные увеличенные и разрезанные на части карточки).

3. «Запомни предметы»

А какие же предметы нам могут понадобиться в пути?

(рюкзак, компас, веревка, лопата, фонарик, аптечка, бинокль, видеокамера, карандаш, бумага).

Дети повторяют названные предметы, добавляя по одному предмету. /Тренировка памяти/.

4. Маршрут полета.

– Но, чтобы нам не сбиться с курса, не пролететь мимо поляны, нужно проложить маршрут полета на карте.

Возьмите карточки, внимательно рассмотрите начало пути и продолжите его до самой поляны, повторяя узор без ошибок. (Дети берут карточки с образцом узора и продолжают его).

И так! Все готовы? Отправляемся в путь!

5. Динамическая пауза.

Исходное положение: (дети стоят, ноги на ширине плеч)

Ветер поднимается! (Руки через стороны вверх)

Деревца качаются! (Руки вверху, легкие покачивания рук)

Ветер дует все сильней, (Руки вверху, динамичные движения руками из

Стороны в сторону)

И качает всех друзей. (Руки на поясе, покачивание корпуса с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)

Все равно мы долетим (Имитация плавательных движений руками)

Всех зверей освободим! (Руки вверх, хлопки над головой)

6. Панорама поляны.

Ребята, а как же нам найти нужную полянку в лесу?

А поможет нам Сорока. Она летала высоко и глядела далеко и решила нам помочь. Вот ее письмо.

Давайте по ее рассказу создавать картину того, что она увидела.

Читаем письмо Сороки:

Справа вверху вижу солнце;

Слева вверху – облака;

Посередине леса вижу поляну;

В центре елочка растет;

Справа от деревца – медвежонок и козленок,

Между медвежонком и козленком

Свернулся клубочком ежик;

На ели сидит белочка.

(Дети выставляют на магнитной доске панораму поляны, закрепляя ориентировку в пространстве).

7. Лабиринты.

Вот мы и встретили наших друзей и пора бы нам всем возвращаться домой. Но, посмотрите, путь друзьям преграждают лабиринты, где прячется Кощей. (Детям предлагаются карточки с изображением лабиринтов и простые карандаши).

Проложите для зверят путь через лабиринт. Будьте очень внимательны и аккуратны, чтобы звери не попали к Кощею.

8. Угостим друзей (Закрепление падежных форм существительных).

Зверята спасены!

Но как они напуганы! Чем мы можем помочь им? (Погладить, приласкать, успокоить, утешить, угостить).

Давайте их угостим. Посмотрите, кому какое угощение можно предложить? (Дети раскладывают карточки с “угощениями” в кармашки под изображением зверей, называя, кто, чем питается.)

9. «Портреты друзей».

Ну, вот теперь все довольны! А какое настроение у наших друзей? Давайте нарисуем портреты наших друзей, и покажем их в детском саду.

Детям предлагаются фломастеры, альбомные листы, шаблоны – силуэты мордочек зверей. Дети обводят силуэты и дорисовывают детали мордочки животного, обращая внимание на его эмоциональное состояние.

Какие замечательные портреты у нас получились, все радостные, довольные и, конечно, хотят поиграть.

5. Игра «Передай по кругу»

(дети передают друг другу предполагаемые: подарок, письмо сороки, яблоко, блюдце с молоком, птенчика, морского ежа, грязный листок…)

А теперь, пожалуй, зверята могут отправиться по домам. Все ли они пойдут вместе? Где, чей дом? (Котенок и козленок – домашние животные, пойдут к людям; зайчик, еж, белка, медвежонок живут в лесу, они - дикие животные, они отправятся в свой родной лес).

Ну а мы отправляемся в обратный путь на нашем воздушном шаре. Дети становятся в круг, и имитируют полет воздушного шара.

III. Заключительная часть.

Итог занятия. Рефлексия.

Ритуал прощания.

Панина Светлана Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Кропоткин Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект психокоррекционного занятия в соответствии ФГОС
Дата публикации: 20.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Форма занятия : групповая

Возрастная группа (класс):

лет, средняя (коррекционная) группа ДОУ (ЗПР

психогенного происхождения)

Продолжительность занятия: 30 мин

Тема занятия : «Таинственный остров». Дидактическая игра – путешествие.

Место и роль занятия в изучаемой теме: Коррекционное занятие на развитие

позитивных коммуникативных свойств личности.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: воспитание позитивных коммуникативныхличностных качеств.

Задачи занятия:

Развивающие:

1.Продолжать развивать зрительное восприятие.

2. Продолжать развивать наглядно-образное мышление.

3. Формировать планирующую функцию речи.

4. Продолжать развивать целенаправленное запоминание.

5. Продолжать развивать произвольное внимание.

Коррекционные:

1. Обучать детей прием волевой саморегуляции.

3.Развивать эмоционально-волевую сферу детей с ЗПР.

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать внимательное отношение к сверстникам.

2. Воспитывать вежливое отношение к людям.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;

Умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;

Умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым

необходимо следовать при общении с окружающими;

умение договариваться о совместных делах и играх;

Построение планов и их реализация и пр.; свобода выражения просьб;

Использование в процессе общения различных коммуникативных средств – речевых,

мимических, образно-жестовых.

Планируемые результаты:

освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом

высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

Приобретается способность выбирать себе род занятий, участников по совместной

деятельности;

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и

самому себе;

Обладает чувством собственного достоинства;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

Старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами

игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам

и социальным нормам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

построения речевого высказывания в ситуации общения.

Оборудование:

1.Интерактивная доска, презентация с видами леса, моря.

2.Подушки, игрушки (из м/ф «38 попугаев»), альбомные листы, карандаши; «цветы -

анимашки» для заключительного этапа.

3.Звукоряд:

летящего

самолета;

П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Мой садик»

План занятия: ТКЗ

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап .

(организационный

Сюрпризный

разворачивание

постановка цели

занятия).

– Здравствуйте, ребята! Давайте

все поприветствуем друг друга.

Покажем улыбкой, как мы рады

друг друга видеть.

Скажите, вы любите

путешествовать, посещать

незнакомые интересные красивые

Дети приветствуют

воспитателя и друг друга.

Ответы детей.

Основной этап

(последовательное

решение всех

поставленных

Я так и думала. Тогда предлагаю

всем вместе отправиться в

путешествие. Для этого мы

расположимся на ковре и

представим, что это ковер –

самолет. Возьмитесь за руки,

Выполняют команду

воспитателя.

закройте глазки – и вперед.

(не громко - звук летящего

самолета)

П р е д с т а в ь т е,

поднимаемся вверх в облака, еще

выше, выше облаков, летим, ковер

покачивается.

держитесь

Дышим все легко, ровно, глубоко.

Глубокий

Нам хорошо летать, взявшись за

опускается

ниже, ниже.

(запись звуков леса, шума моря)

О т к р о й т е

таинственном острове.

(слайды природы)

Пойдемте по острову, осмотрим

Что вы видите?

Место это незнакомое, потому

надо идти и слушать каждый звук.

Вроде все спокойно и безопасно.

п о и г р а т ь.

Перед нами ручей и нам нужно

перебраться

другой, мы с вами будем прыгать

с камня на камень, но нужно быть

осторожными,

помогать

А здесь есть пещера, вход в

маленький

Давайте по очереди пролезать в

пещеру. Мальчики идут первыми,

потому что в пещере может быть

Молодцы! Теперь отдохнем.

(запись «Вальса цветов»)

Посмотрите,

цветы? Опишите их.

расцветают. Давайте представим,

что мы - цветы. Присев на пол,

Дыхательная гимнастика

Дети описывают то, что

видят на слайдах.

Переступают с «кочки на

кочку» (с листа на лист).

Пролезают в обруч.

Мальчики – первые.

Присаживаются на ковер.

Называют представленные

на слайде цветы,

описывают, (в случае

необходимости побуждать

вопросами к

употреблению

обхватим

колени-цветы

П р о с ы п а ю т с я

покачиваем

скрылось - цветы опять уснули.

Проснулись - веселые, уснули -

грустные. Опять проснулись.

Да, они живут на этом острове!

Кто назовет этот м/ф?

Представим, что мы, как и они,

Покажите

с л о н е н к а … ,

о б е з ь я н к у … ,

попугая…, удава…

Эти персонажи всегда вместе

играют, никогда не ссорятся,

потому что они друзья.

А еще тут живут зайчики.

Один из них всех боится.

Покажите, как он трясется от

Другой - смелый заяц. «Я никого

не боюсь!» - встаньте и смело

скажите это.

Дети, помните, когда-то вы

говорили, что боитесь темноты,

страшных зверей, кататься на

качелях? Здесь же, на острове, вы

стали такими смелыми и

сильными!

Сейчас я выключу музыку, а вы

вспомните, чего вы раньше

боялись. Нарисуйте все это. Когда

я хлопну в ладоши, все станет по-

другому: исчезнет страх, вы

почувствуете силу, доброту.

Рвем страхи на мелкие-мелкие

кусочки и выбрасываем в

мусорную корзину.

Знаете, на острове есть водопад.

Он тоже волшебный. Вода в нем

опустить

руки, искупаться в нем - то вода

смоет все плохое, все обиды. Вы

станете радостными, все грустное

прилагательных)

Слоненок, удав, мартышка

и попугай.

Ответы детей.

Дети движениями

изображают животных.

Повторяют слова

воспитателя.

Рисуют свои страхи.

Рвут свой рисунок,

говорят: «Я перестал

бояться…»

Опускают руки в теплую

подойдем

водопаду и окунем свои руки в

теплые струи. Вода смывает все

печали, огорчения, обиды, ссоры.

Настроение

ве с ело е,

радостное.

Заключительный

этап (подведение

итогов занятия

(обобщение),

деятельности

детей, создание

благоприятного

эмоционального

фона, выход в

другой вид

деятельности).

Закончилось наше путешествие.

Все были внимательными,

активными, дружелюбными. У

кого сложилось приятное

впечатление от занятия с друзьями

– возьмите в подарок «ромашку»,

кому было грустно и не интересно

– возьмите «грустный поникший

колокольчик». После занятия,

если захотите, можете мне

рассказать о причине, по которой

взяли колокольчик. Можете

рассказать о своих впечатлениях

своим друзьям.

Сядьте на подушки,

возвращаемся в группу.

(звук самолета)

Ну вот мы и вернулись. Всем

большое спасибо! До новых

Берут «цветок –

анимашку», делятся

впечатлениями. Садятся на

подушки, успокаиваются.

Прощаются с педагогом.

Название: Конспект занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Страна эмоций»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Педагогу-психологу, 6-7 лет, подготовительная группа

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ №248
Месторасположение: Красноярский край, город Красноярск

Конспект занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Страна эмоций»

Цель: актуализировать знания детей в области эмоций и чувств, совершенствовать их навыки в области рефлексии и идентификации собственных и чужих эмоций, обеспечение сохранения психического здоровья воспитанников, их психологического и психосоматического благополучия, содействие созданию положительного эмоционального настроя у каждого ребенка и положительного эмоционального климата в группе, психокоррекция проявлений агрессивности, импульсивности, страха, неуверенности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: способствовать формированию у детей положительных черт характера, обучать дошкольников приемам саморелаксации, развивать способности различать эмоциональные состояния человека по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию, формировать у детей навыки самоконтроля собственного эмоционального состояния.

Возраст детей: 6-7 лет. Оптимальное количество участников 6-8 человек.

Материалы: оформление музыкального зала — капельки дождя с изображением эмоций, цветные карандаши, листы бумаги формата А4, фотографии с изображением разных эмоций на лицах людей, картинки с изображением черепахи, зонт, музыка: релаксационная, К. Сен-Санса «Лебедь», клубок ниток, зеркало, ноутбук.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Психолог: Утра доброго всем пожелаю,

Говорю не простые слова,

Говорю потому, что я знаю:

Утро доброе – дню голова! (О. Верникова)

Психолог: Дети, а какое у вас сегодня настроение?

Упражнение «Мое настроение»

Упражнение можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

Цель: определить с помощью ассоциаций состояние настроения участников группы, сделать вывод о качестве проведенной психокоррекционной групповой работы.

По кругу ребята продолжают фразу: «Мое настроение похоже на …, а твое?». Например: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном синем небе, а твое?»

По окончании рассказа можно обобщить настроение группы, какое оно — грустное, спокойное, веселое, смешное и т.д.

Упражнение «Передай улыбку и хорошее настроение»

Дети, находясь в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и дарят ему улыбку. Так улыбка передается по кругу.

Психолог: Ребята, хочу вам кое-что предложить. Я Вас приглашаю отправиться со мной в путешествие в Страну эмоций, согласны?

Дети: Да!

Психолог: Тогда через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза, и я возьму вас с собой в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы его закончим, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдет в путешествии. Теперь я хотела бы, чтобы вы расположились как можно удобнее и закрыли глаза.

Упражнение «Неожиданное путешествие». Подобное фантазирование требует рассказа соответствующим голосом. Рассказ ведется медленно, с большим числом пауз, чтобы дать участникам возможность представить себе вещи, которые я в рассказе прошу делать.

Цель: психотерапевтическая беседа, самоанализ.

Психолог: Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находите себя. Это ваше пространством. При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство, в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство. Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следите за всем телом
от головы до кончиков пальцев. Как вам следует дышать? Делать глубокие вдохи или дышать поверхностно и быстро? Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас сделали пару глубоких вдохов. Делайте шумный выдох: „Хаааааах». Отлично.

Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашу вас совершить воображаемое путешествие. Представьте, что мы идем вместе. Мысленно воображайте то, о чем я рассказываю вам, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока будете делать это. Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно его продолжать. Просто слушайте мой голос, следуйте за мной, если хотите, и следите за тем, что происходит. Я хочу, чтобы вы представили себе, что идете по лесу. Вокруг вас деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву. Очень приятно идти по такому лесу. Вокруг со всех сторон цветы и дикие растения. Вы проходите по тропинке.
По сторонам от нее скалы, и время от времени вы видите, как пробегает маленький зверек, наверное, кролик. Вы идете дальше и вскоре замечаете,
что тропинка ведет вверх. Теперь вы понимаете, что взбираетесь на гору.
Когда вы добираетесь до вершины горы, вы присаживаетесь на большой камень, чтобы отдохнуть. Вы смотрите вокруг себя. Светит солнце, вокруг вас летают птицы. Прямо, через долину высится другая гора. Вы можете видеть, что в горе пещера, и вам хочется попасть на ту гору. Вы видите, что птицы легко перелетают туда, и вам хочется стать птицей. Внезапно, поскольку это ваши фантазии,
а в мечтах всё бывает, вы осознаете, что можете превратиться в птицу.
Вы начинаете пробовать свои крылья и убеждаетесь, что умеете летать.
Вы взлетаете и легко перелетаете на другую сторону. (Пауза, чтобы дать время для полета). На другой стороне вы приземляетесь на скалу и сразу же вновь превращаетесь в человека. Вы карабкаетесь по горе, отыскивая вход в пещеру,
и видите маленькую дверцу. Вы приближаетесь к ней и оказываетесь в пещере. Когда вы попадаете внутрь пещеры, вы прохаживаетесь, рассматривая стены,
и вдруг замечаете проход-коридор. Вы идете по коридору и вскоре видите много дверей, на каждой из которых написано имя. Вы подходите к двери со своим именем. Вы стоите перед своей дверью. Вы знаете, что скоро откроете ее и окажетесь по другую сторону. Вы знаете, что это будет ваше место, ваш дом. Это может быть место, которое вы вспомните, место, которое узнаете вновь, место,
о котором вы мечтаете, место, которое нравится вам или не нравится, место, которое вы никогда не видели, место внутри пещеры или снаружи ее. Вы этого
не узнаете до тех пор, пока не откроете дверь. Но каково бы оно ни было,
это будет ваше место. Итак, вы поворачиваете ручку и перешагиваете порог. Осмотритесь на своем месте. Вы удивлены? Хорошенько осмотритесь. Если вы ничего не видите, вообразите его прямо сейчас. Посмотрите, что находится вокруг. Кто здесь находится? Есть ли здесь люди, которых вы знаете или незнакомые? Есть ли здесь животные? Или здесь никого нет? Как вы чувствуете себя в этом месте. Отмечайте, как вы себя чувствуете. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень хорошо? Посмотрите вокруг себя, походите. (Пауза).
Когда вы осмотритесь, вы откроете глаза и снова окажетесь в нашей общей комнате.

Я хотела бы, чтобы, когда вы откроете глаза, вы взяли бумагу, карандаши
и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место. Пожалуйста,
не разговаривайте, пока будете рисовать. Если вам нужно что-то сказать, пожалуйста, делайте это шепотом. Если вам не хватает нужного цвета, тихо подойдите и возьмите то, что вам нужно, или одолжите это у кого-нибудь. Нарисуйте место, которое вы представили себе, как можно лучше. Если вам захочется, вы можете отразить ваши чувства по отношению к этому месту, используя цвет, различные формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом месте, где и каким образом — с помощью формы, цвета и символов.
Я могу ничего не узнать о вашем месте, глядя на вашу картинку, но вы должны быть готовы объяснить мне. Положитесь на то, что вы увидели, когда открыли дверь, даже если это вам не понравилось. У вас будет около 10 минут. Как только вы почувствуете, что готовы, можете начинать.

Обсуждение: участники мастер-класса рассказывают о том, что изображено на их рисунках, о своих ощущениях.

Психолог: Вот, ребята, мы и оказались с вами с Стране эмоций.

Игра: «Волшебный клубочек»

Цель: формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.
Психолог: Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас? Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Психолог: Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций и такие эмоции как страхи, обиды, плохое настроение, безразличие.

Беседа с детьми «Как можно понять настроение человека?»

Психолог: Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

— Почему людям бывает грустно?

— Если тебе плохо, грустно, как ты себя ведешь?

— А если у твоей мамы, плохое настроение, как ты это узнаешь?

— Каким бывает лицо печального человека?

— Как поднять настроение?

— Как можно спросить о причине плохого настроения?

Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? От чего это бывает?

— Как погода влияет на настроение человека?

— Если дома гости, веселая атмосфера, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать другим? Как думаешь, их это смутит?

Психолог: Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем в глаза, скажем слова: «Пусть у всех будет хорошее настроение!»

Сказка «Полезный страх»

Цель: тренировать психомоторные функции, корректировать страхи.

В одном доме жил маленький серенький мышонок с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и вкусно его кормили. Все, но не все. Была у мышонка одна большая беда по имени Страх. Больше всех котов мышонок боялся темноты.

Как только приходила ночь, он начинал бегать по дому и искать, где светлее. Но жители дома свет ночью выключали. Вот и бегал мышонок до самого утра.

Проходили недели и месяцы, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды сел у дверей и заплакал. Мимо проходил пес и спросил:

— Ты почему плачешь?

— Спать хочу, — отвечает мышонок.

— Так почему же не спишь? — Удивился пес.

— Не могу, у меня Страх.

Какой такой Страх? — Не понял пес.

— СТРАХ, — еще сильнее заплакал мышонок.

— А что он делает?

— Спать всю ночь не дает, глаза держит открытыми.

— Вот повезло, — позавидовал пес, — мне бы твой Страх.

— Тебе? — Перестал плакать мышонок. — Зачем он тебе?

— Старый я стал. Как ночь приходит, глаза сами закрываются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне Страх.

Мышонок задумался: может, такой Страх нужен ему самому? Но решил, что собаке он пригодится больше, и подарил.

С тех пор ночью мышонок спит спокойно, а пес продолжает оберегать сельский дом.

Игра «Подари свой Страх»

Психолог — большой сторожевой пес, а дети — маленькие мышата. Каждый мышонок дарит свой Страх (рассказывает о том, чего боится), а «пес» вместо Страха дает «мышатам» что-то вкусненькое.

Беседа «Возьмем себя в руки»

Психолог: Мы все нередко волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся. Поэтому нужно научиться помогать себе самому.

Как только вы почувствуете, что злитесь, возникнет желание кого-то ударить, что-то бросить, можно использовать очень простой способ доказать свою силу: обнимите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди — это поза сдержанного человека.

Техника «Черепашка»

Цель: учить методам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, обучать преодолевать двигательную скованность.

Психолог: Ребята, сядьте и представьте, что вычерепашка. Нужно сильно-сильно напрячь все мышцы – они должны стать твердыми, как панцирь.

Психолог п роверяет, дотрагивается до ручки, ножки, спинки, животика, пальчиков и т.д. ребят. «Ух, ты! Какие они твердые! А можешь сделать еще тверже?! Вот-вот, они еще тверже становятся! Ты - настоящая черепашка с твердым панцирем!» Следует подержать ребенка в напряжении секунд 10… постоянно проверяя напряжение разных частей тела и подбадривать, побуждая его.

А теперь - солнышко вышло и черепашки согрелись под его лучами. Сейчас им жарко, поэтому они сбросили панцирь и стали мягкими-мягкими, как масло.

И тут проверяем, чтобы все части тела стали мягкими. Пускай малыш «стекает» со стула или дивана. Восхититесь, какой он мягкий, и побудите его расслабиться еще больше.

Обратите внимание на мышцы шеи и лица!!! Обычно про них забывают, а их особенно важно напрячь и расслабить.

Поэтому во время проверки обязательно часто касайтесь щек, лба и побуждайте их напрячь и расслабить.

«А как же личико у нас? Тоже с панцирем? Ой, нужно еще потверже!»

Игра «Движение запрещено»

Сегодня мы отправимся в сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Я перенесу вас туда. Но прежде я хочу узнать, внимательны ли вы, дети.

Становитесь в круг, поиграем в игру на внимание «Движение запрещено». Вы повторяете за мной все движения, а запрещенное движение — руки на поясе — повторять не будете (2-3 раза).

Игра «Летает — не летает»

Цель: научить различать и выражать эмоции (страх, обиду), развивать навыки эмпатии, поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого обидели, защищать их, способствовать самовыражению через изобразительную деятельность.

Психолог: Еще одна задача. Теперь мы проверим, кто из вас самый внимательный. Когда я буду называть предметы и животных, которые могут летать, — вы будете махать руками, как будто крыльями. А когда буду называть то, что не летает, будете прятать руки за спину. (Бабочка, пчела, гриб, оса, соловей, дерево, лодка, самолет, вертолет, белка, зонтик, воробей, божья коровка, муравей.)

Вы, дети, были очень внимательны, поэтому пришло время отправляться в Сказку. Становитесь под мой волшебный зонтик, и мы попадем на птичий двор. (Психолог раскрывает зонтик, крутит его под музыку.)

Вот мы и на месте.

Психогимнастика «Птичий двор»

Гуси (напряжение). Первыми вышли к нам гуси. Они начали шипеть, потому что увидели гадкого утенка. Шею вытащили, плечи подняли, крылья отвели назад и шипели — ш-ш-ш … Шея напряжена, сердятся гуси. Крылья-руки напряжены, отводят их назад. Как шипят! Какие злые!

(Расслабление) Прогнали гуси утенка и успокоились. Стали свободно махать крыльями, шея прямая, расслабленная, мягкая.

Индюк (замирание). Только утенок отбежал от гусей, как натолкнулся на напыщенного и сердитого индюка. Индюк от злости и тщеславия надулся, голову откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: «Бал-баллы».

(Шевеление) Покачал головой индюк: «Бал-баллы-баллы, уходи!». Испугался утенок и убежал.

Петух (бег, передвижение по всей комнате). Бедный утенок еще не пришел в себя после нападения индюка, как на него налетел петух, который начал бегать по двору, сильно размахивать крыльями и громко кричать: «Ку-ка-ре-ку!». Чуть не заклевал утенка!

Кошка (замирание, напряжение). Бедный утенок! Только успокоился, как увидел кошку, которая хочется съесть его! Стала она на свои мягкие лапки, выгнула спинку, вся напряглась, подготовилась к прыжку.

(Шевеление) Потом едва слышно стала кошка подбираться к утенку, мягкая становится своими лапками. Крадется тихо. Только хотела схватить, но тут пес проснулся и залаял: «Гав-гав-гав!». Кошка испугалась и на забор вскарабкалась.

Утки (напряженно, ритмично). С реки возвращались напыщенные тетушки-утки. Покажите, как они идут, медленно переваливаясь (хождение друг за другом, в полуприсяде).

(Расслабление) Устали после долгой дороги, сели, крылья сзади составили, оперлись на них и давай лапками шевелить, расслабляться. Шевелят лапками, увидели утенка и закричали: «Кря-кря-кря, какой некрасивый! Совсем на нас не похожий! ».

Это была последняя надежда утенка. Он побежал прочь со двора и стало жить один. А в конце сказки он превратился в прекрасного лебедя.

Станьте вокруг озера. Опустите сначала свою длинную шею, затем одно крыло, потом второе. Давайте похлопаем крыльями по воде. Вот какие мы красивые лебеди! Покажите, что вы рады видеть утенка.

Упражнение «Передаем эмоции страха, обиды»

Психолог: Теперь можно отдохнуть. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, от которого все в восторге.

Сейчас каждый из вас по очереди будет изображать прекрасного лебедя, а мы будем говорить ему о своем отношении: «Какой ты красивый, белоснежный! Какая длинная шея! Как ты ее гордо держишь! Какие замечательные крылья!».

А теперь давайте теперь послушаем музыку К. Сен-Санса «Лебедь» и попробуем двигаться так, как двигаются настоящие лебеди. (Дети двигаются под музыку)

А помните, как сначала все прогоняли утенка прочь, и называли его гадким? Как это оскорбляло его!

Станьте в круг, поочередно кто будет изображать напуганного утенка, а другие — злых птиц с птичьего двора: «Хоть бы тебя кошка съела! Какой ты гадкий и некрасивый, совсем на нас не похож! Долой со двора, мы не хотим с тобой дружить!».

Бедный утенок, страшно ему, он весь сжался, голову крыльями закрыл. Что же теперь с ним будет?

Беседа о правилах поведения

Психолог: Дети, как вы думаете, можно унижать и оскорблять кого-то, если он не похож на других?

— Можно судить о человеке по его внешности?

— А красивые люди всегда бывают хорошими и добрыми?

— А если ребенок не такой, как все, но он в этом не виноват (и так страдает). Как вы относитесь к детям-инвалидам?

— Что значит быть милосердным? (милое сердце.) После того как птицы напали на утенка, он очень расстроился.

Давайте пожалеем его, возьмем в свою дружную семью, скажем ласковые слова, чтобы утенок гордо поднял голову и не скрывал ее от страха и обиды (тренинг со сменой ролей).

Посмотрите, дети, от добрых слов и вы все стали прекрасными лебедями, у которых не только красивая внешность, но и доброе сердце и душа.

Техника «Зеркало»

Цель: формирование отношения к себе, уверенности в себе

Психолог: Давайте, прекрасные гордые птицы, посмотрим на себя в воду озера (психолог раздает детям маленькие зеркальца). Посмотрите, какие замечательные глаза у лебедей, они сияют добротой, как звезды. Какие стройные у них шеи, какие сильные и мягкие крылья! Полетели, лебеди, над озером, пусть все видят, какие вы красивые и добрые птицы. (Дети двигаются под музыку К. Сен-Санса «Лебедь».)

А теперь становитесь под зонтик, я перенесу вас в детский сад (дети «возвращаются»).

Ритуал окончания занятия

Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»

Список используемой литературы:

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – М., 2000.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» — Ярославль: Академия развития, 1996 г.

3. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» – М.: «Генезис», 1999 г.

4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. –М., Изд-во: Независимая фирма «Класс» 2005.

5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

Ольга Бобочка
Конспект психокоррекционного занятия на развитие эмоциональной сферы и положительных черт характера для детей

Конспект психокоррекционного занятия

на развитие эмоциональной сферы и положительных черт характера для детей старшего дошкольного возраста

«Вот мы какие!» .

Пояснительная записка.

Эмоции оказывают влияние на все психическое развитие дошкольника . Они обладают включающей и выключающей силой по отношению к ассоциациям, мышлению его.

Кроме того, эмоциональные переживания лежат в основе эмпатийного общения между людьми, сопереживания и сочувствия друг другу.

В связи с этим, особую значимость приобретает проведение коррекционно-развивающих занятий , направленных на формирование и совершенствование эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Основными задачами коррекционно-развивающих занятий являются :

1. Закреплять способы адекватного выражения эмоций (физические, творческие, словесные и пр.) .

2. Расширять словарный запас детей за счет слов , обозначающих различные эмоции и их оттенки .

3. Помочь детям адаптироваться к условиям детского коллектива.

4. Познакомить детей с определенными чертами характера человека , объяснить их полярность.

5. Осуществлять профилактику нежелательных качеств личности ребенка.

6. Развитие коммуникативных умений и навыков детей .

7. Ввести ребенка в мир человеческих эмоций , помочь разобраться в своей эмоциональной чувствительности , научить адекватно ее проявлять.

Условия проведения коррекционно-развивающих занятий :

Оптимальное количество детей - 10 ;

Частота проведения - 1-2 раза в неделю;

Продолжительность занятий - 20-30 минут .

Ход занятия.

Цель :

Развивать чувство единства и сплоченности.

Учить выражать свои чувства в рисунке, используя весь колорит красок.

Развитие наблюдательности , умения действовать по правилам волевой регуляции.

Материал : мяч, игрушка, магнитофонная запись спокойной музыки, цветные карандаши, бумага.

1. Ритуал начала занятия .

«Дружба начинается с улыбки» .

Стоящие в кругу дети смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. «Позови ласково» Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает бросить мяч или передать игрушку другому сверстнику (по желанию, ласково назвав его по имени.

3. «Пирамида любви» . Дети стоят в кругу. Психолог говорит : «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам известно это чувство и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите». Взрослый передаёт по очереди мяч и дети рассказывают о том кого или что любят.

Далее предлагает : «Давайте построим пирамиду любви из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку , затем каждый из вас будет называть свое любимое и положит свою руку (выстраивается пирамида) . Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому, что мы любим и любимы сами».

4. Детям предлагается нарисовать то, что они любят больше всего. Под музыку дети рисуют, затем, рассказывают, что они нарисовали и почему (по желанию) .

5. Подвижная игра.

«Кричалки, шепталки, молчалки» .

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони : красный - бегать, кричать, шуметь; синий – замереть на месте, лечь на пол, не шевелиться; желтый - шептаться, тихо передвигаться.

6. Ритуал окончания занятия .

«Эстафета дружбы» .

Дети встают вкруг, берутся за руки и психолог произносит такие слова :

В детском садике своем

Очень дружно мы живем.

Мы веселые друзья,

Ты и я, ты и я!

И далее начинают передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает взрослый : «Я вам передаю свою дружбу, и она идёт от меня к, от … к … и т. д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».

Литература.

1. Алябьева Е. А.

Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М; 2002

2. Петрухина С. Р.

Эмоциональное развитие дошкольника . г. Волжск, РМЭ

Конспекты психокоррекционных занятий для детей

Обследование проводилось только при участии экспериментатора и ребёнка, не прерывалось посторонними. С детьми был установлен контакт ещё в классном кабинете. Место, диагностический инструментарий были заранее подготовлены, исключены отвлекающие факторы (шум, посторонние, лишние предметы на столе). Дети чувствовали себя свободно и комфортно. Длительность обследования 30 - 40 минут (в зависимости от работоспособности)

Занятие 1. «Путешествие в страну Добряндию» (7-8 лет).

Снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё;

Обучать приёмам ауторелаксации;

Формировать моральные представления, адекватные формы поведения.

Материал и оборудование: стульчики, мяч, ковёр, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц», шарф.

Ход занятия:

1) Приветствие.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), называются имена детей по кругу;

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Пс: ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну Добряндию. Как вы думаете, почему она так называется? (дети отвечают) Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны с вами договориться о том, как мы будем общаться друг с другом:

Нужно говорить по очереди, слушать друг друга, запрещается выкрикивать «можно я»; т.к. каждый сможет высказать то, что он хочет. (Звучит спокойная музыка)

Пс: закройте глаза, вам хорошо и приятно. Представьте себе, что мы отправляемся в сказочную страну Добряндию на великолепном ковре -самолете. Мы летим низко над землёй, перед вами широкая - широкая дорога, вам навстречу кивают цветы, подмигивают деревья, птицы поют весёлые песни. Все весело разговаривают и вокруг вас звучит приятная и спокойная музыка, всё вокруг доброе и приветливое (пауза). До кого - то из вас дотронулся лёгкий ветерок, передай прикосновение ветерка следующему... Ветерок прикоснулся ко всем вам. Он проводил вас до великолепного чудесного дворца, полюбуйтесь им, его чистотой и добротой (пауза). Чтобы очутиться в этом дворце, нужно назвать друг друга ласково.

Игра «Ласковое имя».

Цель: гармонизация осознания своего имени. (дети называют свои ласковые имена по очереди, передавая мяч)

Пс: все мы назвали имена, которые вам нравятся, это маленькие ключики, с помощью которых мы заходим во дворец.

Вот мы и очутились на летнем ароматном лугу внутри этого прекрасного замка. Над нами теплое солнце и высокое голубое небо. А сейчас, чтобы не загрустили, поиграем.

2. Игра «Бип!»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход: дети сидят на стульчиках, водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Бип!»

Пс: молодцы, все друг друга узнали, были очень внимательными. А сейчас давайте посмотримся в «кривое зеркало».

Игра «Зеркало»

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход: выбирается водящий, остальные «зеркала». Водящий смотрится в них, а они отражают все его движения. Взрослый следит за правильностью выполнения.

Пс: в нашем замке живёт прекрасная Царевна - Несмеяна. Кто хочет ею быть?

Игра «Царевна - Несмеяна»

Цель: снятие психологических зажимов.

Пс: каждый из вас по очереди будет подходить к Царевне - Несмеяне и постарается её рассмешить. Царевна - Несмеяна изо всех сил старается не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет её рассмешить (обсуждение, как же легче рассмешить другого человека?)

3. Релаксация

Пс: А сейчас давайте присядем на наш ковёр - самолёт. Нам уже пора прощаться с этим прекрасным дворцом, но мы ещё сюда вернёмся. Вы можете прилечь, отдохнуть (звучит спокойная музыка). Закройте глаза и слушайте мой голос. Над вами летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми... Мы медленно поднимаемся. Мы летим невысоко и видим как с нами прощаются все жители страны Добряндии. Они машут вам в след и ждут нас ещё в гости. А мы медленно летим и чувствуем как нам хорошо и приятно... Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе...А теперь мы медленно приближаемся к земле и опускаемся...Вы чувствуете себя отдохнувшими, бодрыми и ощущение полёта сохранится у вас на весь день.

Рефлексия: что запомнилось? как себя чувствуете? какое у вас настроение?

Ритуал прощания: все стоят в кругу, взявшись за руки, говорят слова «всем, всем до свидания!»

Занятие 2. Мячик (для детей 5-3 лет).

Сплочение классного коллектива, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

Развитие чувства ритма, координации движений, ориентации в пространстве;

Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. Материалы: большой мяч, матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине). Ход занятия:

Приветствие (называются все дети по имени).

Психолог показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.

Покажите рукой форму мяча. (Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно).

Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение.

Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой весёлый звонкий мяч» и ритмично шлёпают по мячу сначала одной, потом другой рукой. (Психолог оказывает помощь детям, которые неритмично шлёпают по мячу).

Игра «Мячики».

А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? И т.д. (Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета).

Я буду играть с мячами - легонько шлёпать вас ладошкой, а вы будете прыгать как мячики.

Психолог, рассказывая стихотворение, поочерёдно кладет ладонь на голову каждого ребёнка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «Не угнаться за тобой» - дети убегают от психолога к воспитателю. Игра повторяется и дети убегают от воспитателя к психологу.

4) Игра «Прятки»

Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой весёлый звонкий мяч», дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой» - дети разбегаются по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденый ребёнок должен сказать, где он прятался (под столом, за шкафом и т.д.). Игра повторяется 2-3 раза.

Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется. Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

5) Игра «Найди мячик».

Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.

В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек. (Дети поочерёдно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика).

6)Рефлексия.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за весёлую игру. До свидания!

Занятие 3 «Я - мальчик. девочка» (для детей 5-7 лет)

Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

Идентификация себя со своим полом,

Развитие познавательных процессов: внимания, памяти. Материалы: 2 мяча разного цвета, два стульчика, магнитофон, аудиозапись релаксац. музыки.

Ход занятия:

Приветствие (дети передают по кругу мяч и называют друг друга ласковыми именами).

Игра «Девочки и мальчики умеют».

Ведущий берёт два мяча разного цвета и поочерёдно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч - то, что умеют девочки.

3) «Я люблю».

В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребёнок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю...», затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю...».

4) «Я - мама».

Дети по очереди загадывают и изображают одну из семейных ролей. Остальные стараются отгадать.

План психопрофилактической работы в условиях школы на обследуемых детей

Цель работы

Название деятельности

Объект деятельности

Оформление родительских

Психологическое просвещение родителей, педагогов по проблемам обучения и

личностного

адаптации ребёнка к школе».

«Возрастные психологические особенности первоклассников»

По запросу

«Школьные трудности ребёнка. Пути их преодоления»

«Причины возникновения школьной дезадаптации»

развития младших

«Взаимодействие с агрессивными детьми».

школьников.

«Влияние родительских установок»

«Преодоление тревожности у детей».


Top