Восьмой месяц ребенку что нужно знать. Развитие ребенка на восьмом месяце жизни

Активное развитие новорожденного ребенка – восьмой месяц жизни малыша касается, в первую очередь, его эмоциональных изменений и физического роста.

Кроме этого, наступает период социальной адаптации, так как моторика, чувства и речь переходят на новый уровень. Развиваются способности чувствовать и ощущать различные внешние факторы воздействия, органы слуха и зрения становятся более восприимчивыми.

Не стоит забывать о том, что развитие новорожденного ребенка протекает разными темпами у каждого малыша: у одних уже получается произносить некоторые слова, в то время, как другие все еще оперируют звуками и их сочетаниями. То же самое касается и – некоторые дети в возрасте восьми месяцев имеют три, а то и четыре зубика, а некоторые – все еще ждут появления первого резца. Развитие ребенка в восемь месяцев – это начало новых физиологических изменений, которые сопровождаются освоение навыков и умений, улучшением способности ориентироваться в окружающем мире и знакомством с новыми действиями и чувствами. Рассмотрим все направления изменений последовательно, уделив внимание каждому из них.

Физические изменения на 8 месяце жизни ребенка

8-ми месячный ребенок растет не так быстро, как в прежние месяцы жизни. Что касается массы тела, то она увеличивается не более, чем на шестьсот грамм за этот период, а в росте младенец набирает до двух сантиметров. В конце восьмого месяца своей жизни ребенок весит около девяти килограмм, а его рост составляет от шестидесяти семи до семидесяти одного сантиметра. Допускаются отклонения в массе на один килограмм, а в росте – на три сантиметра.

Рост зубов в этом возрасте, как уже было сказано выше, не характеризуется какими-либо стандартами. То, сколько резцов появится у малыша на восьмом месяце, и появятся ли вообще, зависит от особенностей его развития и организма. Поэтому, даже если зубки только начинают резаться, в то время, как у некоторых сверстников уже есть два или четыре первых зуба, это не повод для переживаний или сомнений в здоровом развитии малыша.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

Навыки: в 8 месяцев ребенок умеет:

8 месяц беременности - это вторая неделя третьего триместра. А именно 29, 30, 31 и 32 недели. Начало самого трудного отрезка пути в физическом плане. Но не для всех. Некоторые мамочки говорят, что в последнем триместре буквально порхали, не ощущая практически никаких физических неудобств. Но это, конечно же, редкость.

Что ощущает мамочка на восьмом месяце беременности

1. Психологическое состояние.

Появляется множество страхов. Особенно они сильны у будущих мам, которые любят общаться в интернете и читать различные сообщества беременных в Сети. Неосознанно женщины начинают примерять на себя различные неприятные ситуации, чужие проблемы, и от этого страдают. Врачи советуют стараться не читать и не смотреть на то, что вызывает негативные эмоции. Читать медицинскую литературу и пытаться ставить себе диагнозы также не стоит. Иногда женщины у себя находят симптом какой-то патологии и абсолютно уверены, что у них она есть. На деле же это оказывается вариантом нормы или индивидуальной особенностью.

О чем еще беспокоятся будущие мамы? Первородящие думают о том, смогут ли они стать хорошими мамами, а кто-то о своем внешнем виде - смогут они вернуться в форму после родов, скинуть вес, будут ли растяжки. Приближаются роды. Это тоже очень пугает. Хотя, по статистике, большинство мам с приближением ПДР, наоборот, меньше боятся и хотят родить побыстрее.

Боятся, если живот слишком маленький, как им кажется. Сравнивать себя с другими беременными на том же сроке вряд ли стоит. Теоретически маленький живот может свидетельствовать о задержке внутриутробного развития плода, но чаще является индивидуальной особенностью женщины, связанной с крепкой брюшной стенкой и высоким ростом. Главное, чтобы обхват живота и высота дна матки стабильно росли. А то, что визуально живот небольшой - не беда.

Но какие бы тревоги ни возникали, мамочки должны помнить, что беременность - это очень короткий временной промежуток. А после родов они будут очень скучать и по шевелениям малыша, и по той радости, которую они испытывали, зная, что скоро станут мамой, и даже по визитам в женскую консультацию.

2. Физические особенности.

а) Состояние волос на лице и теле. Обычно при беременности у женщин хорошо растут волосы на голове, становятся густыми и блестящими. А вот на лице и теле, напротив, практически перестают расти. Почти у всех будущих мам, депилирующих волосы над верхней губой, при беременности отпадает такая необходимость. Все это связано с гормоном эстроген, которого в избытке вырабатывается во время беременности. После родов его количество уменьшается, и вновь появляется необходимость в удалении лишних волос. Что же касается волос на голове, если их состояние плохое, наблюдается обильное выпадение, проблема, скорее всего, заключается в железодефиците.


б) Папилломы. Это доброкачественные новообразования, представляющие собой белесые наросты на коже. В большом количестве появляются у будущих мам, зараженных каким-либо типом вируса папилломы человека. А им заражено практически все население нашей планеты. Связано обильное появление папиллом с угнетенным состоянием иммунной системы.

Новообразования эти совершенно не опасны. Но не стоит их чем-либо прижигать, а тем более сдирать. Последнее наверняка приведет к инфицированию ранки и станет поводом к лечению у хирурга. После родов, в течение первых же месяцев, папилломы сами начнут усыхать и отпадать.

в) Кровянистые выделения из сосков. Довольно тревожный симптом, заставляющий женщин обращаться к онкологам. Теоретически, при самом плохом раскладе, такое бывает при злокачественных опухолях. Но к моменту, когда они начинают кровить, их уже легко прощупать в молочной железе.

Вне беременности кровь из сосков может быть симптомом внутрипротоковой папилломы. Она доброкачественная, но в 10% случаев может стать злокачественной.
Но у беременных, не имеющих ранее никаких проблем с грудью, это является вариантом нормы. Пытаться давить на соски не следует. Это только навредит.

г) Кровоточивость десен, носовые кровотечения. Все эти кровотечения связаны с разжижением крови будущих мам. Это необходимо для того, чтобы ребенок получал достаточно питания.



Что происходит с ребенком на протяжении 29-32 недель включительно и что смотрят на УЗИ

К концу восьмого лунного месяца беременности у малыша практически не остается на теле волосков лануго. Это является одним из признаков его хорошей подготовки к жизни вне утробы матери. Но, конечно же, в 32 недели рожденные дети еще недоношенные и требуют пребывания в кювезе. Хотя многие уже дышат самостоятельно.

Появились волосики на голове. У кого-то больше и длиннее, у кого-то меньше, это индивидуально. Цвет волос тоже разный. А вот что касается глаз, то у всех новорожденных он одинаковый, какой-то темно-серый, непонятный. И радужная оболочка имеет большие размеры. Цвет глаз изменится и станет окончательным ближе к 6 месяцам .
Практически все детки к этому сроку уже лежат вниз головой. Если же определяется тазовое предлежание, женщине советуют выполнять специальные упражнения, чтобы подтолкнуть плод к перевороту.

В 32 недели вес плода составляет около 2 кг. Малыш очень быстро набирает вес. К моменту рождения он будет весить в 1,5-2 раза больше чем сейчас. Это не относится к деткам из двойни и тройни, так как им мамины ресурсы приходится делить.

При проведении УЗИ врач особое внимание уделяет состоянию кровотока в артериях пуповины. Если он нарушен, возможно кислородное голодание у плода и задержка развития. В этом случае женщину обычно кладут в стационар для более глубокого обследования и наблюдения.

Также неблагоприятным признаком считается преждевременное созревание плаценты . Когда она в начале третьего триместра беременности уже имеет третью степень зрелости, это может быть признаком преждевременных родов в недалеком будущем или внутриутробной задержки развития плода. Но не всегда. Главное, чтобы состояние кровотока было в норме.

Первый год жизни ребенка - время непростое, одновременно счастливое и нервное для мам и пап. Младенец меняется на глазах, ему предстоит очень многому научиться, чтобы в итоге превратиться в веселого, здорового "годовасика". Переломная веха второго полугодия в развитии ребенка - 8 месяцев. Что должен уметь малыш в этом возрасте? Давайте поговорим об этом.

Развитие ребенка в 8 месяцев: рост и вес

Данные показатели зависят от целого ряда факторов: наследственности, индивидуальных особенностей, рациона питания. Тем не менее, можно говорить об окончании периода бурного физического развития. Вес ребенка на 8 месяце увеличивается в среднем на 400-500 г и колеблется между 8-9 кг. При этом допустимы отклонения на 1 кг. Обычно мальчики крупнее, девочки - более миниатюрные.

При правильном развитии ребенка 8 месяцев рост увеличивается на 1,5-2 см. Мальчики вырастают до 66,5-73 см. Девочки немного отстают: их рост колеблется от 66 до 72 см.

Физическое развитие и режим дня

Если ваш малыш гиперактивен - это абсолютно нормально. Для мамы наступают непростые времена, так как ребенок теперь может бодрствовать 5-6 часов, и все это время он исследует окружающий мир. Ночной сон должен составлять не менее 8 часов. Днем грудничок спит два раза по 1,5-2 часа. Правда, некоторым деткам хватает и 40 минут. Можно укладывать малыша 1 раз, но тогда он должен спать около 4 часов.

Питается ребенок 5 раз в сутки, промежутки между кормлениями составляют 4 часа. Дважды в день с крохой надо гулять. Если при этом младенец бодрствует, активно общайтесь с ним, обращайте внимание на интересные звуки, предметы, запахи. Приучайте к качелям, это полезно для развития вестибулярного аппарата. Найдите площадку, где гуляет много молодых мамочек. Деткам нравится разглядывать и трогать друг друга, вместе возиться с игрушками.

У многих ребятишек уже режутся зубки. В 8 месяцев младенец может иметь по 2 передних резца на верхней и нижней челюстях. Обязательно приобретите игрушки-прорезыватели. Почесать десны можно также сухариком, кусочком яблока. В поликлинике вам могут посоветовать специальные мази или гели для снятия воспаления.

Питание

Развитие и питание ребенка 8 месяцев тесно связаны. Малыш должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов. Грудное вскармливание в этом возрасте не следует прекращать, но доля маминого молока составляет лишь одну треть от всего объема, съедаемого за день.

Ребенок уже знаком с молочными кашками (гречка, овсянка, кукуруза, рис, манка), с овощными и фруктовыми пюре, творогом, кефиром, соком. Пришла пора вводить в рацион мясо. Выбирайте нежирные сорта: курицу, индейку, кролика. Так как малыш только учится жевать, мясо измельчается в крошку и подмешивается к овощному пюре. Еще один хороший вариант - супчики на мясном бульоне.

К концу 8 месяца можно познакомиться и с нежирной рыбой (хек, минтай, судак). Их отваривают, измельчают в блендере, очистив от костей, приправляют молоком, растительным маслом, смешивают с картофельным пюре. Рыба должна появляться на столе 2 раза в неделю. Фосфор очень полезен для ребенка 8 месяцев.

Развитие и питание неразделимы, поэтому приучайте кроху мыть руки перед едой, пить из чашки. На время еды убирайте со стола книжки и игрушки. Вот как должно выглядеть меню малыша:

  • первое кормление - молоко;
  • завтрак - каша, пол желтка, морс или сок;
  • обед - суп или овощное пюре с мясом, компот;
  • полдник - творог, фруктовое пюре или молоко;
  • ужин - молоко или кефир.

Двигательные навыки

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Развитие протекает нормально, если малыш:

  • переворачивается с боку на бок, со спины на живот и обратно;
  • садится и ложится по собственной инициативе;
  • активно ползает;
  • встает, держась руками за опору;
  • передвигается вдоль стенки кроватки;
  • переступает, когда взрослый придерживает его под мышки;
  • берет игрушки в обе руки.

Для младенца важно освоить динамичные действия. Учите его садиться, а не сидеть, вставать, а не стоять на одном месте. Привлекая внимание к игрушке, побуждайте доползти до нее, дойти, держась за опору. Чем больше ползает ребенок, тем лучше. Ловите мячик, ищите предмет, который мама спрятала под платок и поставила на расстоянии 2 метров от грудничка. Детки очень любят "догоняшки", когда взрослый пытается поймать уползающего кроху, а затем целует его, щекочет или подбрасывает вверх.

Мелкая моторика

Настоящая революция происходит в развитии ребенка 8 месяцев. Что должны уметь крохотные пальчики? Именно сейчас они овладевают двумя захватами:

  • пинцетным (большой и указательный палец смыкаются, захватывая предмет);
  • щипковым (соприкасаются только подушечки пальцев).

Если раньше малыш брал предметы всей ладонью, теперь он действует более избирательно. В этом возрасте давайте ему ленточки, яркие шнурки. Вытягивайте их из ручек ("смотри, уползает!"), побуждая кроху удерживать убегающий предмет пальчиками. Играйте с лоскутками ткани разных фактур. Складывайте мелкие предметы в бутылку через горлышко. Ведерко наполните мелкими игрушками, научите ребенка высыпать их: "Бух! Упали!". Затем все сложите обратно.

Учите кроху надевать и снимать колечки от пирамидки, играйте с вкладышами, прячьте машинку в "туннеле" (перевернутая коробка с отверстием) и просите вытащить ее, потянув за тесемку. Следите, чтобы игрушки имели разную форму, фактуру, цвет. Это - залог успешного сенсорного развития малыша.

Эмоциональное и социальное поведение

В этом возрасте начинается важный виток развития. Что умеет ребенок в 8 месяцев? У него активно формируется привязанность к близким людям, и особенно - к маме. Малышу необходимо чувствовать себя любимым. Он очень болезненно реагирует на ссоры в семье, на расставание с мамой. Поэтому не ругайтесь при нем, общайтесь в позитивном тоне, не оставляйте одного надолго.

Дети очень хорошо отличают "своих" и "чужих", чувствуют отношение к себе нового человека. Часто незнакомцы пугают младенцев. Помогите им освоиться, находясь рядом. Если человек настроен дружелюбно, ребенок вскоре согласится поиграть вместе с ним, пойдет на руки.

Наконец-то, малыши начинают понимать слова "нет", "нельзя". Они радуются, если их хвалят, и обижаются, когда ругают. Управлять своим поведением грудничок только учится. Поэтому в этом возрасте эффективнее, чем запрет.

Еще одно новшество - появление "делового" общения. Ребенок подражает действиям взрослых. Он катает мяч, берет в руки ложку, копирует движения, слушая потешку. С удовольствием выполняет просьбы: "дай", "возьми", "покажи" и др.

Развитие речи

У младенцев активно пополняется пассивный словарный запас. Они знают названия знакомых предметов, показывают их в ответ на вопрос "где?", откликаются на свое имя. Важно постоянно разговаривать с малышом, давая ему время для ответа, комментировать происходящее, рассматривать картинки в книжках.

Наличие усложняющегося лепета - признак правильного развития ребенка в 8 месяцев. Девочки при этом обычно болтливее мальчиков. Малыши произносят сначала слоги ("ма", "га", "де"), потом цепочки слогов с разной интонацией. К концу месяца возникнут сложные сочетания: "ата", "ама". В речи могут проскальзывать такие долгожданные "мама", "папа", "баба", но ребенок еще не наделяет их соответствующим значением. "Мамой" может стать любой человек, склонившийся над кроваткой.

Повторяйте за малышом его слоги с разной интонацией. Здоровый ребенок вступит в диалог, будет копировать новые звуки вслед за взрослым.

Полезные игры

Учеными доказано, что всевозможные развивающие передачи для младенцев не способствуют развитию речи. Детям нужен контакт с близкими взрослыми. Познакомьте малыша со следующими играми:

  • "Где?". Ищите в зеркале маму, папу и ребенка. В комнате найдите знакомые предметы, четко и медленно произнося их названия: "Где киса мяу-мяу? Вот она! Где машинка би-би? Найди скорее!". Выбирайте те звукоподражания, которые ваш малыш может произнести.
  • "Речевые попрыгушки". Сядьте на фитбол или диван, держа кроху на руках. Подпрыгивайте, повторяя различные слоги: "Гоп-гоп. Та-та-та. Ду-ду-ду. Тпру-тпру. Му-му". Делайте паузы, чтобы ребенок мог произнести их вслед за вами.
  • "Песенка". Напевайте любую мелодию, гремя в такт погремушкой. Затем спрячьте игрушку за спину. "Ой, нет погремушки! Ванечка, где погремушка? Вот она!". Снова исполните песенку, напевая один слог. Выберите тот, который доступен малышу. В конце спрячьте погремушку. Игра продолжается, пока младенец не устанет.

в 8 месяцев

В этом возрасте младенцы начинают пользоваться жестами. Они машут ручкой, когда им говорят "пока-пока", трут глазки при слове "спать". Если малыш хочет какой-то предмет, он способен показать это. Многие дети пробуют манипулировать взрослыми, проверяя их на прочность.

У малышей активно развивается память. Если их отвлечь, они смогут вернуться к прерванной игре. На следующий день ребенок воспроизводит понравившуюся забаву, помнит, на какую кнопочку надо нажать, чтобы машинка замигала фарами. Разглядывая фотоальбом, он узнает членов семьи.

Совершенствуется пространственное мышление. Дети различают знакомые предметы на расстоянии, повернутыми в профиль, расположенными вверх ногами. Им нравятся игрушки, которые можно разложить на части. Хорошим подарком станут матрешка, пирамидка, крупные конструкторы, кубики.

Всем детям нравятся повторяющиеся игры, когда они выбрасывают мячик из кроватки или рушат башенку из кубиков десятки раз. Так младенцы учатся прогнозировать результаты того или иного действия.

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Ученые уверяют, что половые различия оказывают влияние на развитие ребенка. Девочки в 8 месяцев осваивают навыки ходьбы, активно лепечут, хорошо различают эмоции других людей, чаще смотрят человеку в лицо.

Мальчики в это время только учатся вставать, отстают в речевом развитии, хуже распознают эмоции. Зато они активнее перемещаются по квартире, предпочитают шумные игры, проявляют интерес к исследованию окружающих предметов. Им нравятся механические игрушки, конструкторы.

Согласно исследованиям, мальчики больше привязаны к матери, острее переживают расставание с ней, легко раздражаются. Девочки спокойнее, быстрее реагируют на утешающее воркование, но при этом чаще пугаются громких звуков. Безусловно, к этим утверждениям надо относиться с долей здорового скептицизма. Ведь каждый ребенок - индивидуальность.

Тревожные признаки

Однако есть симптомы, которые нельзя списать на особенности индивидуального развития. Ребенок в 8 месяцев нуждается в срочной помощи, если:

  • Вы не замечаете у него физической активности. Такие малыши не пытаются перевернуться, сесть, встать на ножки.
  • Нет интереса к игрушкам. Младенец не берет их в руки, отказывается играть вместе с мамой, капризничает.
  • Отсутствует лепет, нет попыток произносить слоги, подражать взрослым.
  • Лицо крохи не выражает эмоций.
  • Грудничок не узнает родных, пугается их.

Такое поведение может свидетельствовать о серьезном отставании в развитии. Причиной может быть как заболевание нервной системы, так и эмоциональная травма.

Развитие ребенка в 8 месяцев во многом зависит от микроклимата в семье. Постоянно общаясь с младенцем, наблюдая за ним, вы вовремя заметите отставание и быстро скорректируйте его.

На восьмом месяце жизни активность малыша возрастает: он много двигается, хорошо ползает, уверенно пользуется ручками. Темпы роста уже замедляются: вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 7 до 9,5 килограмма, а иногда и больше. Рост в среднем от 68 до 73 см.

Физическое развитие на восьмом месяце

Физическая активность ребенка на восьмом месяце жизни возрастает: он уже уверенно сидит, однако, самостоятельно усесться из положения лежа ему пока не удается. Хорошо ползает – очень быстро и во всех возможных направлениях, может ползать с предметом в одной руке.

Поскольку в процессе ползания у малыша существенно укрепляются мышцы, то он будет делать частые попытки встать, при этом использует мебель для опоры, чтобы подняться в положение стоя. Самостоятельно стоит у опоры и ходит, держась за нее. Многие малыши уже могут ходить за ручку. Как только ребенок научится вставать, ему захочется проверить, что можно не только стоять на двух ногах, но и передвигать ножки вдоль опоры, топать ножками под музыку и пританцовывать.

Малыш уже хорошо владеет своими пальцами и может брать мелкие предметы при помощи большого и указательного пальцев, такой захват называется захват «пинцетом». На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала. На второй ступени формирования пинцетного захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. Такой захват довольно редко используется в быту, но нужен в работе с бисером и мелкими бусинами, при вытаскивании тонкой нити из ткани.

Психическое развитие на восьмом месяце

Наступает период в жизни малыша, который можно назвать временем повышенного любопытства. К этому возрасту эмоциональные проявления ребенка становятся более заметными. Он уже может например, по просьбе взрослых «послать воздушный поцелуй» или может помахать «до свидания».

В течение последующих нескольких месяцев малыш научится оценивать настроение окружающих и подражать их поведению, а также сопереживать и выражать свое сочувствие. Например, видя кого-то плачущим, он может тоже заплакать.

Появились требования и желания - для их достижения ребенок может кричать и выгибаться назад, капризничает в присутствии взрослых «игра на зрителя». Теперь все чаще малыш пытается с вашей помощью заполучить какой-нибудь предмет, например, жестом дает понять, что хочет приблизиться к шкафу и потрогать стоящие там предметы, открыть дверцу шкафа и вынуть оттуда тарелку.

Понимает когда говоришь «смотри», при этом поворачивает голову, чтобы посмотреть. На вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся постоянно на своих местах.

Игры и игрушки на восьмом месяце

На восьмом месяце большой интерес у ребенка вызывают пирамидки с цветными кольцами разной величины. По размеру малыш их еще не умеет собирать, для него пока главное – процесс нанизывания колец на стержень. Взрослые в процессе игры могут объяснять малышу правильную последовательность сбора пирамидки.

Если малышу, который держит по игрушке в каждой руке, дают третью, то он одну бросает, чтобы взять ту, что дают.

Одной из любимых игр в возрасте восьми месяцев становится обследование и разбор содержимого ящиков, коробок, шкатулок и т.д. Может выполнять последовательно два-три действия: открывает ящик, вынимает содержимое, может положить обратно. Малыш вытряхивает все содержимое и медленно начинает перебирать, рассматривать, тянуть в рот, иногда собирать обратно. Для такой игры лучше подготовить специальные коробки с безопасными предметами.

Речь

Восьмой месяц развития – самое время сказать свои первые слова – самые любимые звуки, состоящие из двух слогов «мама», «баба», «папа». Продолжает громко и повторно произносит другие слоги (ай, хэ, аля, адять, баба), хотя соотнесения слогов с понятием еще нет. Малыш хорошо подражает услышанным звукам, долго и с готовностью что-то «рассказывает». Поэтому полезно, рассматривая вместе с малышом какой-то предмет или игрушку обговаривать все, что вы делаете. Например, когда вы рукой будете гладить игрушку – зайчика, произносите что-то вроде: «Вот зайчик, пушистый, с длинными ушками, покажи пальчиком ушки, хвостик, погладь зайку» и т.д.

Слух

В возрасте восьми месяцев у ребенка повышается чувствительность к музыкальным звукам - родители могут заметить раскачивание ребенка в такт музыки. Понаблюдайте, реагирует ли ребенок на свое имя и на знакомые ему звуки: телефонный звонок или звук работающего пылесоса.

Зрение

Зрение ребенка и наблюдательность уже настолько развиты, что он может определить новую вещь в комнате, при виде незнакомых предметов на личике появляется интерес или удивление. Он также может показать на то, что он хочет и проследить глазами, куда вы показываете. Умеет отыскивать упавшие на пол предметы и показывать на них пальцем. Может фиксировать внимание на двух объектах одновременно.

Другие навыки и умения на восьмом месяце

Пьет из чашки, которую держит взрослый. При виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот пьет, слегка придерживая чашку руками. Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко.

Первые зубки

На восьмом месяце жизни у ребенка уже есть два зуба (чаще всего это происходит в возрасте пяти-шести месяцев, хотя зубки могут начать прорезываться и гораздо позже). В этом возрасте, как правило, появляются еще два верхних центральных резца . Если у ребенка есть 4 зуба, можно переходить с пюреобразной пищи на мелко измельченную – можно дать кусочки мягких продуктов – печенье, фрукты, отварную морковь, чтобы он мог тренироваться в откусывании и жевании.

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 9 месяцев.

Поводы для беспокойства на восьмом месяце

Если к концу восьмого месяца малыш:

  • не может короткое время стоять при поддержке за руки;
  • не может удержать между указательным и большим пальцами мелкий предмет;
  • не прислушивается к разговору взрослых.

В возрасте семи месяцев ребенок прибавляет в весе за неделю 110-120 граммов. Вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8 до 8,5 килограмма, а иногда и больше. Не забывайте контролировать вес.

На седьмом месяце у большинства детей уже полностью прорезываются резцы снизу. Вы уже успели полюбоваться на них.

А если зубки еще не появились? Изредка случается и такое. Осмотрите десну; не исключено, что зубки уже видны. Вымойте с мылом руки, проведите пальцем ребенку по десне. Вы можете даже почувствовать зубки под слизистой... Но если их нет и в помине, обращайтесь за советом к врачу.

Запоздание в прорезывании зубов может возникнуть из-за погрешностей в питании или недостатка поступления витамина D. Будет правильнее, если коррекцию в питание введет ваш участковый педиатр.

Оценить физическое и психическое развитие своего семимесячного ребенка вы сможете сами. Он уже должен уметь следующее:
- самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут;
- свободно поворачиваться со спины на бок и обратно;
- крепко хватать рукой интересующие его предметы;
- уверенно и с интересом произносить разные звуки;
- легко узнавать знакомые лица;
- с удовольствием идти на контакт.
У ребенка преобладает бодрое веселое настроение.

На восьмом месяце, как и раньше, продолжаете воспитание ребенка. В часы бодрствования играете с ним в спокойные развивающие игры, разговариваете. Поддерживаете улыбкой и добрым словом оптимистическое настроение малыша. Характер не складывается сам по себе, хотя, конечно, он имеет определенную наследственную основу. Характер выпестовывается.

В конце восьмого месяца ваш ребенок должен весить около девяти килограммов. Если вы придаете большое значение точности регулярных взвешиваний, то проводите взвешивания непременно в одинаковых условиях. Нужно учитывать, в одежде вы взвешиваете ребенка или голенького, после отхождения стула или - до. Рекомендуется взвешивать малыша всякий раз перед кормлением.

У некоторых детей в возрасте до двух лет бывают кривые ножки Это не должно тревожить родителей и близких, кривизна постепенно исчезнет. Как правило, кривые ножки - следствие определенного положения ребенка в матке.

Но вы на всякий случай должны обратить внимание своего врача на ножки ребенка, потому что кривизна может быть и следствием рахита. Врач осмотрит ребенка на предмет других, признаков этого заболевания и при необходимости примет меры.

Когда ребенок еще не встает на ножки, не старайтесь форсировать этот процесс. Это опасно тем, что у ребенка могут искривиться ножки; косточки у ребенка до года мягкие и гибкие и еще не способны удерживать повышенной нагрузки. Также не следует заставлять ребенка и ползать. Может быть, вам кажется, что ваш ребенок двигается меньше других детей? Возможно, это пока так и есть. Подождите немного; природа возьмет свое, и ребенок быстро наверстает то, что упустил.

На восьмом месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кро-
ватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для «упражнений» ребенка.

Не позволяйте ребенку ползать в кроватке, в которой он спит. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием. Если вы придерживаетесь какого-то правила (например, не позволяете ребенку ползать в кроватке), не делайте из него исключений. Ребенок должен хорошо ориентироваться в обстановке. На режим дня и на порядок в окружающей среде ориентированы многие его рефлексы.

Вы отгородили угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Вы удалили из этого угла все предметы с острыми травмоопасными краями. Вы застелили на пол мягкое покрывало... Однако все равно время от времени обнаруживаете царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу. Не переживайте по этому поводу слишком сильно. Маленькие травмы вашему ребенку просто необходимы - так формируется первый жизненный опыт.

Вы уже понемногу воспитываете своего ребенка - быть может, даже не задумываясь об этом. Воспитываете собственным примером. Он внимательно следит за вами и даже кое в чем чуточку вам подражает. Ваш ребенок, хоть и мал, а уже достаточно тонкий психолог; не совершайте ошибок, ребенок подмечает их. А когда он строит свое поведение, он строит его и с учетом ваших ошибок.

Всегда терпеливо объясняйте, чего вы хотите добиться от ребенка. Он должен слышать речь, он уже очень многое понимает. Говорите ему, что пришло время спать, и укладывайте спать; говорите, что пора на прогулку, и идите гулять. Покажите горшок и скажите, что надо постараться сходить на горшок. Ребенок должен знать, чего конкретно от него добиваются.

Никогда не отменяйте своих распоряжений. Это дурно сказывается на характере ребенка, поскольку вы привьете ему необязательность. Например, вы сказали своему малышу, что пора спать, а сами начали с ним играть... В следующий раз вы скажете, что пора спать, а ребенок и не подумает подчиняться.

Не воспитывайте в ребенке такое неприятное качество, как упрямство. Ведь со временем и сами можете от его упрямства пострадать. Упрямство и склонность к капризам - они друг к другу очень близки... Азы упрямства - в примитивных забавах. Вы даете ребенку игрушку и тут же со смехом отнимаете, потом опять даете и снова забираете. Не развлекайтесь так. И не позволяйте другим так забавляться с вашим ребенком.
Игры ребенка - это очень серьезно.

Капризность и упрямство иногда формируются, если ребенок окружен «запретными» предметами. Например, ножницы в руках у мамы или спицы или папина зажигалка. Ребенок тянет к такому предмету руку. Вы говорите: «Нельзя!» А ребенок все равно тянется. И даже плачет. Вы даете ему подержать на минутку, под вашим контролем (лишь бы прекратил крик), и совершаете ошибку. Если сказали «Нельзя!», значит, давать нельзя. В противном случае ребенок почувствует слабину и в следующий раз не отстанет от вас - поднимет такой крик!

Вы должны однажды выдержать свой характер и впоследствии периодически «подкреплять» способ своего поведения, чтобы ребенок не сомневался: капризы его не пройдут.

Не окружайте ребенка искушающими «запретными» предметами, чтобы не было лишнего повода для конфликта. Но если ребенок увидел те же ножницы и просит их, тянет к ним руку, откажите ему спокойно и твердо.

Никогда не кричите на ребенка, не одергивайте его по всякому мелочному поводу. Этим вы сделаете его нервным и несамостоятельным, нерешительным. Прежде чем совершить какой-нибудь поступок, он всю жизнь будет оглядываться на вас.

Хорошо, когда вокруг ребенка постоянно есть игрушки - то одна, то другая. Но еще лучше, когда рядом присутствуют безопасные для малыша, но практичные, предметы - те, которыми он будет пользоваться всю жизнь: катушка от ниток, пластмассовая чашка, мыльница, кожаный башмачок и т.д. Общаясь с этими предметами, ребенок развивается, обретает практические навыки.

Не балуйте детей чрезмерным вниманием; хотя бы не показывайте, сколь внимательны вы к своему ребенку. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, скажите, чего именно вы хотите, и после этого непременно добейтесь. Ребенок должен прочувствовать вашу непреклонность; он должен знать, что вы, хоть и ласковы, но тверды.

Ваш ребенок уже давно упражняется в произношении. Сначала он просто пробовал голос, затем у него стали получаться даже целые слоги - то есть ребенок, кроме гласных, уже освоил и некоторые согласные. Вы наблюдаете за ним: он произнесет отдельный слог и замрет - прислушивается.
В свою очередь он внимательно наблюдает за вами -как вы говорите? Он следит за вашими губами. Стремитесь к тому, чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы с ним разговариваете.

Слоги, которые произносит ваш ребенок, пока еще не несут определенной смысловой нагрузки, но вы уже можете поиграть в очень полезную для развития малыша игру, произнося «ма-ма... па-па...» И пусть он вам подражает. Не сомневайтесь, ребенок уже знает, о ком идет речь...

На восьмом месяце ребенок способен задать педиатрам и детским психологам интересную загадку: почему именно сейчас он начал столь явно бояться незнакомых людей? Вышли, допустим, на прогулку. Спокойный и довольный, сидит он на руках у мамы, с любопытством обозревая все, что попадает в поле зрения. Его внимание привлекает и проехавшая мимо машина, и пробежавшая собака, и яркие цветы на газоне. Но вот подходит незнакомый человек, и выражение лица малыша моментально меняется. Какая гамма чувств!

Сменяя друг друга, следуют растерянность, застенчивая полуулыбка, недоверие, страх и, наконец, гримаска, предваряющая плач. Ребенок оборачивается к маме, как бы стремясь убедиться, что она здесь, что защита обеспечена.

Пока с ним только заговаривают, он еще терпит. Но если пробуют дотронуться, взять на руки - начинается настоящая паника. Малыш активно сопротивляется, прижимается к матери, плачет.

Врачам такое явление известно как «страхи восьмого месяца». Пока еще нет окончательного объяснения: закономерный это этап психического развития или просто особенность поведения, присущая многим детям.

Но, при всех условиях, остается лишь удивляться, как младенец, которому едва минуло 7 месяцев, «своим умом» дошел до здравой, в сущности, мысли: незнакомец может быть опасен. Добро бы это был пятилетний или даже трехлетний, уже пуганный «дедом с мешком» и слышавший разговоры о похищениях детей и прочих страстях. Но этот? Откуда его страхи?

Ключ к разгадке, вероятно, не в отрицательном, а как раз в положительном опыте ребенка. На восьмом месяце он уже хорошо знает свое ближайшее окружение. Сильнее становится привязанность не только к матери, но и к отцу, бабушке, к остальным членам семьи. Их он воспринимает как неких гарантов собственного благополучия, от них исходит все приятное - еда, игра, ласка. А чужие люди становятся подозрительными, потому что ребенок уже четко дифференцирует: это не те, с кем ему спокойно и надежно, это какие-то другие.

Некоторые специалисты считают «страхи восьмого месяца» даже полезными, поскольку замечено: дети, которые в младенческом возрасте не отличают своих от чужих, растут людьми, не обладающими чувством дистанции, столь необходимым в человеческом общении.

Так что не огорчайтесь, если ваш ребенок невежливо повел себя с «чужой» тетей, дав ей понять, что не желает вступать ни в какие контакты. Впрочем, догадливая тетя и сама не будет настаивать, отойдет, чтобы не нервировать ребенка. Вы же постарайтесь постепенно, понемножку знакомить его с другими людьми.

На восьмом месяце жизни ребенку все меньше требуются пеленки. Ребенок уже просится на горшок. К тому же он ведет уже довольно активный образ жизни. Поэтому меняется его гардероб. У малыша появляются трусики, чулочки, ботиночки, рубашки, штанишки или платья и т.д. В новой форме одежды ребенок не должен чувствовать стеснения.

Новые увлечения на восьмом месяце

На восьмом месяце у малыша появляются некоторые представления о времени и пространстве. Ощущение времени формируется ритмом сна, кормлений, прогулок, купаний. Ориентироваться в пространстве с первых дней ему более всего помогала мама - она была центром его Вселенной. Следя за ней, прислушиваясь к ее голосу, он постигает понятия: рядом, близко, дальше, совсем далеко. Но сейчас он стал предпринимать и некоторые самостоятельные эксперименты. Вы уже, наверное, имели возможность проследить его новое «хобби» - полюбил выбрасывать игрушки из манежа или кроватки. Бросит - и с величайшим интересом смотрит вниз, прислушивается к звуку падения. Вы поднимете игрушку, подадите ему, и он с радостью бросит ее снова. Это может повторяться, пока вы не устанете. Но вы не будете сердиться и говорить ему «нельзя». Вы обрадуетесь, что ребенок неутомим в своем вдохновении исследователя.

Еще одно открытие восьмого месяца: оказывается, предмет, которого не видно, все равно существует. Вы уже, наверное, играли с малышом в прятки, то закрывая свое лицо косынкой, то открывая его. И каждый раз недоумение - куда делась мама? - сменялось счастьем: вот она! Как он напряженно ждал маминого появления, пока однажды не потянул сам за край косынки и не сдернул ее. Эффект ошеломляющий!

Попробуйте проверить, насколько возросла поисковая активность ребенка. Незаметно возьмите у него кубик, которым он играл, и накройте какой-нибудь салфеткой. Скорее всего малыш начнет с недоумением оглядываться, а потом осторожно приподнимет салфетку и, торжествуя, возьмет кубик. И есть из-за чего торжествовать - ведь это еще одна ступенька в овладении внешним миром!

Возможности шире - проблемы тоже

Восьмой месяц - поистине время новых, более широких возможностей. У ребенка уже обычно есть два, а то и четыре передних резца. Значит, можно жевать. И не только можно - необходимо! Детские стоматологи и педиатры в один голос повторяют, что, чем раньше малыш научится жевать, тем лучше. Жевание массирует десны, улучшает их кровоснабжение, способствуя росту и укреплению зубов. Причем не только молочных, которые прорезываются сейчас, но и постоянных, ведь их зачатки уже давно заложены в деснах и ждут своего времени.

Жевание готовит ребенка к расширению рациона и предстоящему переходу на общий стол. Привычка хорошо, не спеша жевать -- одно из непременных условий нормального пищеварения, профилактики гастритов. И если в первые месяцы жизни спасительным для ребенка было умение достаточно долго и энергично сосать, то теперь для него гораздо важнее жевать.

Восьмой месяц - самое время овладевать этим навыком. Ребенок сам подсказывает вам это, когда кусает и грызет свои игрушки. И если упустить благоприятный момент, передержать на протертой пище, потом он уже и не захочет жевать. Любой комочек в пюре или каше, любой твердый кусочек овощей будет его пугать, вызывая поперхивание и даже рвоту. У нервных, возбудимых детей такая рвота может стать привычной, и тогда каждое кормление превращается в настоящее испытание и для мамы, и для ребенка.

Так что начинайте варить каши погуще, пюре протирайте не так тщательно - просто разминайте мягкие овощи вилкой. За обедом давайте ребенку кусочек подсушенного хлеба, фруктовое пюре иногда заменяйте четвертушкой вымытого, очищенного и освобожденного от косточек яблока или слегка размятым персиком, абрикосом, сливой, тоже без кожицы.

Ребенок вполне справится и с кусочком (20-30 г) арбуза. Но в этом случае не лишней будет одна предосторожность. Арбу?ы, выращенные на почве, перенасыщенной минеральными удобрениями, интенсивно накапливают нитраты (а где гарантия, что вы не купили такой арбуз?). Поэтому кусочек, предназначенный ребенку, вырежьте из середины, так как концентрация нитратов больше по краям, ближе к корке. Проследите, чтобы в кусочке этом не было жестких светлых прожилок - они тоже «сигнализируют» о наличии нитратов.

Рацион ребенка в основном остается прежним, можно лишь обогатить его стол более разнообразным набором овощей и фруктов. Попробуйте отжать сок свежего помидора - этот один из самых полезных для детей соков богат не только витамином С, но и калием, железом, медью, органическими кислотами.

Если натереть на терке (пластмассовой!) немного свежего огурца, добавить мякоти помидора и несколько капель растительного масла, получится что-то вроде полужидкого салата, 2-3 чайные ложки которого можно дать к обеду со вторым блюдом. Используйте для пюре молодую свеклу, репу, любые виды капусты. Если у ребенка нет диатеза, ему разрешается почти все, но, разумеется, не превышая нормы. Нельзя давать только виноград, потому что он усиливает бродильные процессы в кишечнике и может вызывать вздутие живота, кишечные расстройства.

Очень хорошо, если утром и вечером малыш еще сосет грудь. Но с бутылочкой и соской пора расставаться. Воду, соки, а затем и кефир или молочную смесь ребенок должен пить из чашки. Он уже умеет сам поддерживать ее двумя руками (при вашей, конечно, подстраховке), и эта «работа» делает процедуру питья более интересной. В первый раз сок наливайте тот, который он больше любит, а чашечку подберите небольшую, легкую, с ярким рисунком.

Если малыш заболеет и придется давать ему какое-нибудь невкусное питье, возьмите другую чашку - обеденная посуда должна вызывать только приятные ассоциации.

Среди новшеств восьмого месяца есть еще одно, и немаловажное: ребенок стал лучше осознавать позывы своего кишечника. В такие моменты он прекращает игру, сосредоточивается на своих ощущениях, хмурится, краснеет, напрягается. Мама, спеши с горшком!

Знакомство с этим предметом для ребенка - дело непростое. Надо твердо усвоить, зачем сюда посадили - совершить то, чего от него ждут, а вовсе не играть и не отвлекаться, что очень трудно, если, оказавшись на полу, видишь вокруг так много интересного.

Ребенок может невзлюбить горшок по разным причинам: сидеть неудобно, слишком мал или слишком велик, края оказались холодными. А может, процедура сопровождается маминой нервозностью...

Похвалите ребенка, если все получилось, и не сердитесь на него, если результат оказался нулевым. И не держите малыша на горшке дольше 5-7 минут.

Стул у него стал уже более оформленным и бывает не так часто, как раньше, а 1-2 раза в сутки, обычно в одни и те же часы, и к этому легко приспособиться. Помимо экстренных случаев, сажайте ребенка на горшок каждый раз после сна и после еды, стараясь выработать у него определенный ритм. Горшок после употребления надо ополоснуть, а вечером вымыть с мылом.

Разумеется, если малыш еще не умеет сидеть, все совершают по-старому, держа его над горшком или тазиком.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

ребенок лепечет так, как будто говорит;
понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
играет в игры с выполнением простейших действий («Ладушки»), танцует;
испытывает сильный страх при расставании с матерью;
четко делит людей на «своих» и «чужих»;
пугается резких, неожиданных звуков (пылесос, звонок, лай собаки);
самостоятельно встает и ходит у опоры;
самостоятельно сидит;
начинает активно ползать;
может откусывать мягкую пищу и жевать;
переходит с пюре на измельченную пищу;
спокойно воспринимает высаживание на горшок.


Top