Брак без детей муж хочет. Семья без детей

Больной вопрос и для нашей семьи-детки...Женаты 12 лет. У меня проблема со здоровьем и были бы сложности в вынашивании и изначально я мужа предупреждала о том, что может быть так, что детей в браке не будет, на что он мне отвечал, что тогда усыновим (говорить то говорили, но не верили, что это будет с нами...)Просто я в 17 лет насмотрелась на женщин, которые не смотря на запреты врачей рожали деток (муж хотел...), а потом эти женщины месяцами из больничек не вылазили, а мужья гуляли, а деточка в итоге никому не нужен...Очень сильное впечатление на меня это все по юности произвело...Так, отклонилась от темы...По молодости с мужем не до детей было: 2 образования, квартира, работа...А потом я так созрела, что никакие запреты врачей мне были не страшны, а беременнеть не получалось, стали проверяться, а оказывается у мужа тоже проблемы...Сейчас у мужчин тоже частенько проблемы, старо то мнение, что если нет детей, то проблема в женщине...Короче, я так 1,5 года жила тем, что мы боролись с природой, ЭКО тоже делали...Безумно сложно эмоционально, любовь по расписанию, а не по желанию, таблетки, уколы, вся зарплата врачам, дикий стресс, а результат ноль...Я вставала и засыпала с одной и той же мыслью, почему Бог не дает ребенка??? А потом в какой-то момент все в голове перевернулось...я поняла, что жизнь проходит мимо, что в жизни столько всего интересного и классного помимо детей, что наверное, Бог может быть наоборот меня ограждает от чего-то, а я бьюсь в закрытую дверь и не понимаю, что этого просто мне не нужно...И сейчас у нас идиллия, я живу сегодняшним днем, выход есть, есть суррогатное материнство, усыновление...Суррогатное материнство...сложно психологически, огромные деньги и без гарантии на результат...Усыновление...чувствую, что муж не готов...И одновременно остро чувствую, что мы уже смирились и еще год и мы точно на усыновление не решимся...Анализирую свое теперешнее отношение к вопросу нашей бездетности...Наверное, если бы не было в нашем обществе принято, что в моем возрасте должны быть дети, то я бы и не "парилась", единственное, что меня бесит так это-частая беспардонность людей:"А почему у вас нет детей?" До сих пор не готова к таким вопросам, всегда теряюсь и поражаюсь бестактности совсем не близких мне людей. А вообще жизнь прекрасна!!!Бог всего не дает: кому то возможности зарабатывать, кому то детей, кому то красоту, кому то здоровье...Я как то передачу видела о людях, ждущих трансплантации, у которых каждый день может быть последним-вот что страшно!!!А то, что мы заморачиваем себя и придумываем зачастую себе проблемы, а потом их преодолеваем, ведь у нас все хорошо не бывает...Что-нибудь мешает быть счастливым...Это не правильно и воистину: "Хочешь быть счастливым-будь им!!!"

«Дом с детьми – базар, дом без детей – кладбище»

Узбекская пословица

Традиционно при слове семья возникает ассоциация уютного домика, где есть мама, папа и детишки, и именно дети являются здесь определяющим и главным фактором. Многие люди придерживаются мнения, что брак без детей вообще нельзя назвать семьей. Кто-то называет это чистой воды эгоизмом, кто-то добавляет, что рождение детей укрепляет брак и делает его по-настоящему счастливым, и только ради них стоит создавать семью. Но при этом и существует немало пар, которые долгие годы живут вместе без ребенка, и их отношения вполне крепки и гармоничны. А как вы считаете – может быть брак счастливым и прочным без детей или ему все-таки требуется подпитка в виде рождения продолжателей рода? Давайте попробуем сегодня в этом разобраться.

Мила, 29 лет: «Мы с мужем считаем, что брак без детей не может считаться полноценным. И пары, которые вполне здоровы и нормально зарабатывают, но при этом сознательно не заводят детей – для нас тоже неполноценные. Да, с детьми непросто – выносить, родить, воспитывать и растить – это совсем не легко, а подчас и очень сложно, но нормальные люди прекрасно знают, что всё это того стоит!».

Елена, 36 лет: «Не знаю, кто это придумал всё. Мы со своим мужем вполне счастливы, все свободное время мы посвящаем друг другу, ездим, куда хотим, а не туда, где было бы лучше детям. Спокойно, в любое время ходим в театр, ресторан, парк, не ломая голову о том, с кем бы оставить ребенка. Дома у нас всегда порядок, мы покупаем все, что хотим, ни в чём себе не отказываем, ночами высыпаемся и полностью получаем удовольствие от жизни. И кстати, совсем не думаем расставаться, а внуков моей маме родила сестра».

Вот такие кардинально различные мнения, и каждое, по сути, имеет право на существование.

Всегда ли дети укрепляют отношения?

Как показывает практика и множество социологических опросов, бездетные браки также могут быть счастливыми, ведь самое главное в отношениях – это доверие и уважение. А если этого нет, то и ребенок не свяжет родителей, и согласитесь, что жить вместе и терпеть друг друга только ради того, чтобы ребенок не жил в неполной семье – это совсем не лучший способ решения семейных проблем.

Дети, как ни странно, частенько даже не укрепляют брак, а разрушают его, особенно в случаях, когда супруги или один из них не были готовы к их рождению. Этих нежеланных детей оставили из-за различных причин: «родили, так как было уже поздно делать аборт», «так получилось», «вроде время пришло» – и живут теперь просто вместе, но вот любят ли они их?

А теперь представьте, что чувствует малыш, которого постоянно попрекают за то, что своим появлением он испортил родителям жизнь. Мать переживает о потраченной молодости, отец злится, что ему больше приходится работать и нет возможности видеться с друзьями.

Поэтому вряд ли в таком браке ребенок укрепит отношения и семья будет счастлива. Вывод напрашивается сам – ребенок должен родиться тогда, оба будут полностью готовы этому.

Бездетный брак – счастливый брак?

В мире очень много пар, которые считают, что можно прожить вполне счастливо и успешно без детей. Правда, если этого мнения придерживаются оба партнера, не будет крепким брак, где одна половинка будет постоянно переживать об отсутствии малыша.

Из преимуществ, если их так можно назвать, можно отметить, что карьера обеих сторон складывается намного успешнее, супруги имеют больше возможностей путешествовать и отдыхать, наслаждаться и заботиться друг о друге. Материально живется гораздо проще, ведь нет ребенка, который «съедает» колоссальные средства, и они вполне самодостаточны, им не нужен кто-то третий для счастья.

Как правило, бездетные пары прекрасно выглядят, ведь их физическое и моральное здоровье не подорвано бессонными ночами, детскими болезнями, переживаниями, беготней, связанной с воспитанием.

Да, у многих это может вызвать неприятные чувства, ведь брать и ничего не отдавать взамен и жить только в свое удовольствие – это же принципы настоящих эгоистов. Но всё-таки здесь есть одно важное «но»: если пара не хочет или не готова иметь детей, то следует уважать их выбор, и это гораздо честнее по отношению к нерождённому малышу.

А как же тот пресловутый «стакан воды»?

Главным фактом, которым страшат всех бездетных людей, остается: «Ты только представь, как в старости останешься один – стакан воды ведь некому будет подать!». Но и это не совсем однозначно, и вот почему:

  • Во-первых, если уж супруги, несмотря на отсутствие детей, смогли сохранить семью, они и старость встретят вместе, а не в одиночестве.
  • Во-вторых, ситуация во многом зависит от того, как они прожили эту жизнь – насколько были добры и отзывчивы к окружающим. У таких пар, как правило, много других различных связей: друзья, знакомые, родственники, которые, наверняка, не оставят их в преклонном возрасте без поддержки.

Все-таки благополучие в старости зависит от множества фактов, и наличие детей для него желательное, но совсем не обязательное условие. Кто-то, наверняка, скажет, что уж лучше быть одному, чем столкнуться с неблагодарностью детей, на которых потрачены лучшие годы и отдана вся любовь и нежность. Кто-то уверен, что жить без детей просто нельзя, и здесь каждый решает сам.

Так что брак без детей может быть счастливым и прочным, но только в случае, если это устраивает обоих супругов. И окружающие не вправе давать свои советы по этому поводу. Ведь каждый понимает счастье по своему.

Только одиночество в старости может пугать бездетных супругов. Но от одиночества не застрахован никто, даже люди, воспитавшие нескольких детей. Если ты не хочешь детей, то это исключительно твой выбор. Никто не может тебя заставить. Главное, чтобы вы с мужем были едины в своем желании, вернее, нежелании. Тогда ваш брак будет крепким и долгим, не сомневайся!

Современный стереотип «правильной семьи» - «мама+папа+дети». Остальное - отклонение от «нормы». Православные СМИ особенно далеко продвинулись в этом направлении: типичная христианская «ячейка общества» стремится к многочадию. Ну, а без детей семья - словно и не семья вовсе. Так ли все просто именно с христианской точки зрения? Ведь бездетность бывает разная: сознательная и нежелательная, физиологическая и психологическая, временная и та, что «навсегда».

Кроме того, в «Символе веры» ничего о детях не написано. Значит, в жизни христианина они - не главное. В общем, надо разобраться. Попробуем…

Что делать, если нет детей, а желание родить не оставляет женщину? Как быть, если невозможно найти причину бесплодия? Что чувствует женщина, потерявшая ребенка, которая слышит “еще родишь здорового”? Решить проблему помогает вера? Как близким вести себя, чтобы не ранить пару, у которой нет детей? Как поздравить с долгожданной беременностью?

«Мы пытаемся»

От бестактных вопросов и советов родственников и друзей нам иной раз жить не хотелось, - рассказывает Виктория (32 года, в ожидании стать матерью 6 лет), - Если говорить о том, какой вопрос самый больной для бездетной пары, то это, безусловно, вопрос «Почему у вас нет детей?». Но ведь в том и состоит переживание бездетных супругов: они не могут понять, почему Господь послал им это испытание. Они годами обследуются, лечатся, а детей как не было, так и нет. Уже одно это способно свести с ума.

К сожалению, в обществе распространено мнение, что зачать ребенка - вопрос пяти минут. Поэтому я перестала отвечать на расспросы о детях в форме «мы думаем об этом» или «мы стараемся». Нередко можно получить в ответ искреннее недоумение и даже смех собеседника: «А чего тут думать? Раз-два и готово!», или совсем бестактное: «Что-то плохо стараетесь…» Со временем я поняла, что обижаться на таких людей нелепо. Просто собственный опыт убедил их, что дети появляются безо всякого труда и даже тогда, когда их совсем не ждешь.

Бестактность окружающих - не самая трудная проблема, но одна из самых нерешаемых, - рассказывает Юлия (30 лет, три непростых года в ожидании ребенка, сейчас - мама маленькой дочки). - Все-таки это интимная жизнь человека, то, от чего дети получаются. А тут ты вынужден обсуждать ее с окружающими. Даже словосочетание «мы пытаемся» не всегда комфортно произносить. Мы испытывали особенное давление со стороны родителей мужа: мой муж - единственный и поздний ребенок, и им уже очень-очень хотелось продолжателя рода. Мы родственников успокаивали тем, что говорили про возможности нашей медицины, хотя на самом деле врачи у нас проблем не обнаружили.

«Главная иллюзия современных людей - это то, что вопрос рождения ребенка полностью в наших руках, - делится впечатлениями Юля. - В первую очередь, многие люди не понимают, что в принципе не у всех могут быть дети, и никто в этом не виноват! Как не все бывают богатыми и суперталантливыми, так и обыденный, казалось бы, процесс деторождения дается не всем». При этом в нашем обществе сциентизм и вера в прогресс причудливым образом сочетаются со всевозможными суевериями.

«Хочушки»

Женщины, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, в сети образуют своеобразную «нацию» - «хочушки» (от «хочу ребенка»). Согласно учению этой группы, главная и безусловная цель жизни каждой «хочушки» - забеременеть.

Основное содержание «хочушечьих» форумов - обсуждение всевозможных технологий, позволяющих ускорить наступление беременности. Здесь и обмен телефонами клиник, и «бабушкины рецепты», и списки икон, перед которыми нужно поставить свечку, и даже тексты «секретных» заговоров. «Хочушки» оказывают друг другу эмоциональную поддержку: «Держу за тебя кулачки, в этом месяце все у тебя получится!»

Тема очень важная и очень трепетная - и для мужчин тоже. Наверное, есть не только «хочушки», но и «хотенчики»… Есть еще отдельный большой и правильный вопрос - отношение в обществе к тем, у кого сейчас нет детей. Не сейчас он появился. Наверное, все наши беды возникают потому, что в мире не хватает Любви. Семьи без детей (прежде всего те, где супруги хотят детей) - это особенные семьи, совсем не такие, как обычные. И общество, то есть мы с вами, должно учиться трепетно относиться к таким семьям, помогать им. А как помогать? Любить. И молиться за них. Только просить не о ребенке, а о том, чтобы сердце открылось воле Божией, какой бы эта воля ни была. Андрей

Взаимная поддержка в трудной ситуации - безусловно, лучшее, что дают «хочушки» друг другу. Однако интернет-общение содержит немало подводных камней. Один из самых коварных рифов – то, что освоением этой сферы активно занимается коммерческая медицина. Многие «хочушки» вынуждены регулярно страдать от откровенной лжи - сфабрикованных отзывов о «лучших» клиниках, специалистах и препаратах.

«По-особому помолиться»

В каком-то смысле «хочушки» - это «гетто». Внутри него свои традиции и правила, свой мэйнстрим и свои маргиналы. В число последних автоматически попадают православные семьи, коих в России объективно меньшинство. Топики для православных «хочушек» существуют практически на всех крупных ресурсах, посвященных родительству (www.littleone.ru, www.materinstvo.ru, www.eva.ru и др.)

Существуют и специализированные сайты для православных «хочушек» (например, www.chado-chudo.narod.ru - труд р. Б. Аполлинарии). Здесь обсуждаются особые темы: каким святым молиться о даровании ребенка, возможны ли супружеские отношения в пост, как не впасть в уныние от долгого ожидания и неопределенности, как Православная Церковь от-носится к ВРТ… Однако, пожалуй, одна из самых трудных тем для верующих женщин, мечтающих стать мамами, - вопрос о собственных грехах, ставших причиной бесплодия.

По словам нашей героини Виктории, погружение в мир сетевых «хочушек» только усугубило ее переживания. По-настоящему верующих христианок в сети она встретила мало, а провокативной информации - хоть отбавляй. Итогом стало утомительное «самокопательство».

Сперва я думала, - рассказывает Виктория, - что в чем-то согрешила перед Богом, искала свою вину и мучила себя упреками в том, в чем давно раскаялась на исповеди. Этот путь доводил меня до отчаяния и лишал сил хоть сколько-нибудь двигаться вперед. Затем я вообразила, что могу как-то заслужить у Господа Его любовь, проявлением которой, как мне наивно думалось, будет исполнение моего желания. Я начала молиться и ездить в паломнические поездки, брать на себя послушания…

Этот путь тоже вымотал меня: незаметно для себя, я начала с магизмом относиться к православным святыням и упорно не хотела дать Господу проявить Его собственную волю о нас с мужем… Когда это осознание пришло, у меня даже возникло отвращение к молитвам о чадородии и освященным у мощей «маслицам».

Точно так же, как Вика, и Юля пыталась понять, за что Господь ее наказал: «Мне казалось, что я все сделала правильно: обвенчалась в день регистрации, не блудила… и вскоре после свадьбы - замершая беременность, а потом три года томительного ожидания. Мне было обидно, было жаль неродившегося ребенка, и я не могла понять, в чем же провинилась».

Юлия тоже пыталась идти «проторенным путем»: ходила к святой Ксении Блаженной. Ее супруг ездил к мощам святого Александра Свирского. Мама Юли постоянно добывала информацию о том, какие святыни «точно помогают». «Мне кажется, у многих православных есть убеждение - нужно просто съездить в нужный монастырь, как-то по-особому помолиться, и проблема решится сама собой», - вспоминает Юля.

Верующему человеку еще труднее пережить бездетность, нежели неверующему. На фоне привычного предубеждения, что православный брак обязательного предполагает многодетность, бездетные супруги страдают, помимо всего прочего, и от повышенного внимания окружающих к своей проблеме, но особого, не физиологического (как в светском обществе), а «духовного» характера. Кроме того, им подчас сложнее выстроить отношения с духовником: далеко не каждый священник ориентируется в вопросах медицины и психологии, понимает различие между абортивными и неабортивными средствами контрацепции, имеет минимальные представления о причинах .

Раньше я искренне считала, что забеременеть очень легко. Одна моя одногруппница забыла принять таблетку и забеременела. Другая, познакомившись на дискотеке с мальчиком, родила от него, а сейчас не помнит даже имени ухажера. Думала, и у нас все получится легко. Мы венчались, молились о ребенке, но… Однажды батюшка на исповеди привел мне себя в пример: у них с матушкой много лет не было детей, а вот сейчас дочь растет. Меня словно отшатнуло: «Вы хотите сказать, у нас несколько лет детей не будет?!”

Позже встретила в храме подругу, и в разговоре та решила меня успокоить: «Ничего, вымоленный ребенок будет!» Мне захотелось на нее закричать тогда: «Да ты что, дура? Не надо мне вымоленного! Пусть он просто родится, пусть будет счастливым!» Спустя время я перестала ходить в храм, потому что после каждой Литургии рыдала дома: ну почему у них есть дети, а у нас нет?

Еще через время перестала общаться с друзьями, потому что первым вопросом неизменно было: «Ну что, когда обзаведетесь потомством?»Тогда-то я и пошла обследоваться: всерьез задумалась об ЭКО. Но тут мне вдруг стало жалко денег. Я могу их отдать и узнать позже, что попытка неудачная, ведь там всегда 50 на 50…И мы задумались об усыновлении… Пусть лучше все эти деньги пойдут на живого, ждущего нас, любимого нашего ребенка! Мы уже собираем документы… Светлана

Исповедь для женщины, в анамнезе у которой есть замершая беременность или выкидыш, сама по себе - тяжелейшее испытание. «На первой исповеди после потери беременности меня спрашивали, обвенчана ли я, не жила ли в блуде до свадьбы, не желала ли кому смерти, - вспоминает Юля. - Все это очень тяжело и вгоняет женщину в состояние непонятной вины за случившееся».

В то же время, по словам Юли, очень хорошо, когда исповедующий священник, вникающий в детали произошедшего, действительно ориентируется в проблеме: «Я очень благодарна тому священнику, который предупредил меня, что назначенные мне врачами лекарства могут иметь абортивный эффект. Возможно, так мы избежали гибели еще одного ребенка».

Захария и Елисавета

Истории большинства бездетных семей показывают, что конкретные причины бесплодия, как правило, не выявляются ни врачами, ни священниками. Ряд специалистов признают наличие такого феномена, как психологическая неготовность к родительству, однако и его критерии неочевидные.

Это явление можно рассматривать как неготовность жертвовать привычными атрибутами повседневной жизни, существующими до рождения ребенка - свободой передвижения, спокойным сном, привычками, даже деньгами, - говорит Анна Вахрушева. - Отсюда и появляются «рациональные» объяснения того, почему ребенка до сих пор нет - «я не смогу его содержать», «у нас нет собственного жилья», «боюсь быть плохой матерью/отцом» и так далее.

Эти установки действительно могут влиять на состояние репродуктивной сферы, деятельность которой как бы блокируется на физиологическом уровне. Ведь гормональная сфера напрямую связана с нашими эмоциями, она очень чутко реагирует на любые изменения настроения, а если тревога по поводу будущего родительства «сидит» внутри постоянно, то так называемое функциональное бесплодие не заставит себя долго ждать.

О «душевной» неготовности супругов к родительству говорит и (IV том сочинений - «Семья»): «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее».

По мнению старца, «иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Ведь и святым Иоакиму и Анне, и святым Бог дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей».

При слове «семья», как правило, в сознании возникает образ «мама, папа и я» — как минимум один, а то и двое детей. Таково традиционное понятие семьи.

Между тем в последнее время семей, не желающих иметь детей, становится все больше.

Кто-то считает, что такая позиция эгоистична и даже кощунственна, кто-то не видит в ней ничего страшного и противоестественного. Попробуем разобраться, что стоит за этим явлением.

Что стоит за словом «надо»?

Прежде всего, хочется поставить под вопрос саму обязательность появления детей в семье.

Человек на то и человек, что движим не одними инстинктами, у него есть . И если эта способность к рефлексии дана человеку «в базовой комплектации», то он в состоянии задумываться — стоит ли ему приводить ребенка в этот мир?

Однако не столько природа, сколько социальная действительность сыграла с человеком злую шутку — инстинктивное, физиологическое «надо» живой природы человек заменил на «надо» социальное. Физиология, кстати, далеко не всегда «требует» рождения ребенка. Скорее, этого требует его ум и те убеждения, относительно которых он может себя оценивать позитивно.

Например, ребенок порой воспринимается как некая часть атрибутики «благополучия» и «успешности». Надо иметь хорошую работу, крышу над головой, авто, жену/мужа и ребенка. И тогда жизнь будет «устроена», тогда можно сказать себе, что она сложилась, что ты — достаточно успешен, в общем, можно поставить себя пятерку и позволить себе требовать уважения от других.

На практике часто сталкиваюсь вот с чем: приходит женщина, незамужняя, еще не научившаяся даже выстраивать отношения с мужчинами, а уже говорит о том, что надо рожать. Да, в общем-то, не отличаются и те, кто только что вышел замуж, или недавно живет в гражданском браке — не успели еще понять, кто они друг другу, не успели осознать степень ответственности, но уже надо. Часто задаю вопрос: а вы хотите? Ну да! — и в глазах ни тени рефлексии. Стереотипы очень сильны, и часто люди даже не дают себе труда сомневаться. Накладывает отпечаток и господствующая идеология с ее деторождения и социальными поощрениями за него.

А ведь быть родителями — искусство, призвание, которое редко кто воспринимает именно так.

От требовательных мам (будущих бабушек) можно услышать безапелляционное «ты — эгоист, раз не хочешь детей!» За этим нередко стоит: «ты не хочешь меня обрадовать внуками». Есть и более тонкий нюанс — «ты не хочешь соответствовать, не хочешь оправдать мои ожидания, чтобы у тебя было все как надо, а я мог/ла бы тобой гордиться и предъявлять тебя как доказательство и собственной полноценности тоже».

Если человек говорит «я не хочу», какие только не вешают на него ярлыки — бесчувственного, неполноценного, несостоятельного. Но страшнее всего женщинам — если , то она однозначно не состоялась в глазах большинства. И никто не задает вопросов о том, нужна ли ей была на самом деле эта материнская роль, хотела ли они искренне иметь ребенка. Просто «надо».

Ярлыки неполноценных раздают не только недовольные потенциальные бабушки, желающие, чтобы у их детей все было «нормально». А еще и те, у кого дети просто «получились».

На уровне подсознания такие родители чувствуют дисгармонию: они не до конца понимают, зачем они решают все эти бесконечные проблемы с детьми. Ведь хотели-то детей недостаточно искренне, недостаточно осознанно приняли решение о появлении детей.

Скорее всего, намного раньше возможного осознания сработало биосоциальное «надо», обозначаемое легкомысленным термином «так получилось». И нередко в обвинительных речах детных пар в отношении бездетных явственно слышится злость… на свои же собственные обстоятельства, которые на бессознательном уровне воспринимаются как навязанное ограничение.

Есть и другой вариант не совсем здорового, на мой взгляд, отношения к появлению ребенка: когда ребенок является лишь «следствием», «продолжением» отношений, и в нем не видят самостоятельной ценности — лишь атрибутивную.

Нередко можно услышать: «Я так люблю мужа/жену, что лучшее доказательство моей любви — ребенок». А еще более жестким можно назвать вариант, когда кто-то из супругов, чувствуя какую-то трещину в браке, пытается привязать другого ребенком.

Но ребенок не может быть ни средством, ни доказательством, он вообще не может быть атрибутом. За подобным отношением к детям стоит чувство собственности, желание, родив ребенка, присвоить себе хотя бы часть любимого человека, получить его в свое распоряжение в как можно большей степени. А любить-то придется ребенка. И жизнь очень многообразна — того, кого так хотелось присвоить, может смыть волной следующей влюбленности или разочарования.

Помню слова одной своей клиентки: «Мать до сих пор не может простить мне, что родила меня от того, кто ее после предал».

Это не значит, что муж и жена, имеющие детей, вовсе этого не умеют. Но, часто выполняя «социальный заказ» и живя «как все», замученные проблемами женщины и мужчины втайне бессознательно завидуют этому вниманию, этой погруженности друг в друга, этой степени заинтересованности друг в друге бездетных пар.

Семья без детей — территория, почти лишенная понятия «долг», равно как и лишенная «цементирующего элемента». Здесь люди друг с другом по одной причине — им хорошо вместе. Или как минимум удобно. Их ничего не держит рядом, кроме убежденности в необходимости этого союза, они нужны друг другу. И нет никакой «третьей силы», которая удерживала бы их подле друг друга.

Страшно? Возможно. Это — путь без гарантий и страховки. Но именно в бездетных парах чаще всего встречаешь ту истинную свободную привязанность, которая держится душой и взаимным уважением, желанием и заинтересованностью. Меж тем как семья, искусственно «сцементированная» необходимостью иметь детей (если рождение последних произошло не по обоюдному и искреннему желанию!), порой вырождается в общность товарищей, которым просто нужно «дотащить» детей до самостоятельности.

Я демонстрирую эти крайности лишь для того, чтобы показать: только если дети — осознанный партнерами шаг, только если они воспринимаются не как неизбежное следствие отношений, и не как «придаток» партнера, а как полноценные и важные сами по себе личности — только тогда климат в семье будет гармоничным, а союз партнеров — прочным.

Нет путей плохих и хороших, есть то, что походит или не подходит каждому конкретному человеку. И бывает конкретное семейное призвание — кому-то оно подсказывает быть родителем, кому-то — стать единственным лишь для одного человека.

Егор, 26 лет, был в девушку, они прожили вместе чуть больше года, встал вопрос о продолжении в виде рождения ребенка. И при всей своей любви, Егор отказался. Девушка бросила его, и он тяжело это переживал. Но на консультации сказал мне: «Я не хочу никакой лжи. И если я чувствую, что не готов стать родителем, лучше этого не делать. Возможно, это вообще не мой путь. Я хотел жить ради нее, хотел жизни друг ради друга. Что ж, как ни горько, возможно, когда-то я встречу человека, чьи цели совпадут с моими».

Если вы сами чувствуете в себе призвание жить лишь для супруга — стоит ли мучится чувством вины и поддаваться давлению социальных стереотипов? Жизнь у вас одна, и если вы не ощутили определенного и ясного желания быть родителем — вы ни в чем ни перед кем не виноваты.

Когда мне довелось впервые услышать о целом движении чайлд-фри, я понял, что они лишь создают баланс пропаганде традиционной семьи, а в природе все, как известно, стремится к равновесию.

И потому в ответ на одну пропаганду мы получили другую. Ни одна из них не хороша. Правильным можно называть лишь одно — выбор собственного, индивидуального и осознанного пути в этом мире, равно как и отсутствие осуждения чьего-то личного выбора.

60 Прокомментировали


Top