История 8 марта праздника. Международный женский день - история и традиции праздника

8 марта - "Международный женский день", праздник весны и повышенного внимания к женщине. 8 марта наши прекрасные женщины ждут от нас нежности, цветов и подарков. Такова традиция это дня. Все мы ждем этот праздник, радуемся ему когда он наступает, но редко кто вникает в первоначальный его смысл. С течением времени, смысл праздника 8 марта улетучивается окончательно, и мы иногда задаем себе вопрос: что, собственно, и зачем мы празднуем 8 марта в "Международный женский день"?

Праздник 8 марта , изначально, задумывался вовсе не как день прославления Прекрасной Дамы, а как праздник женщины-революционерки. Именно этот праздник газета "Правда" на заре революции называла "днём женского Рабочего Интернационала", это праздник тех женщин, которые стремились и стремятся быть равными в правах с мужчинами, это есть день эмансипации. К сожалению, в настоящее время праздник утратил своё былое историческое предназначение. Хотя, во многих странах, в этот день всё ещё проходят массовые акции феминисток, и этот день многие женщины воспринимают как день борьбы с сильным полом.


Америка, или первый женский профсоюз
В Нью-Йорке в 1857 году 8 марта работницы швейных и обувных фабрик собрались на манифестацию. Их требованиями были улучшения условий работы, сокращения продолжительности рабочего дня, равную с мужчинами заработную плату. В те времена женщины работали до 16-и часов в сутки, и получали за свой труд гроши. После решительных выступлений мужчинам все же удалось добиться введения рабочего дня продолжительностью 10 часов. В то время, на многих предприятиях в США стали возникать профсоюзные организации. 8 марта 1857 года образовался ещё один профсоюз - и его членами впервые выступили женщины. Имеено в этот день в Нью-Йорке, во многих городах сотни женщин вышли на демонстрацию, с требаванием представления им избирательного права.


Клара Цеткин
Европа. История праздника 8 марта традиционно связывается с Кларой Цеткин. Это женщина создала революционный отряд, который состоял только из женщин, она, решила включить неудержимую энергию женщин в борьбу с эксплуататорами. Создание это отряда было делом не одного дня, но все же решено было выбрать тет день, который можно было бы считать Днем Рождения "женского пролетариата".

В 1910 году на 2-ой Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин об учреждении "дня борьбы за права женщин" была принята резолюция о том, чтобы ежегодно проводить женский день, "который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права". Это прозвучало словно призыв ко всем женщинам мира подняться на борьбу за равноправие. В ответ на этот призыв многие женщины различных стран включаются в борьбу против нищеты, выступают за право на труд, уважение своего достоинства, за мир.

По предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг датой Международного женского дня было утверждено 19 марта. И именно 19 марта в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии отмечался первый Международный женский день. В 1912-м он проходил в тех же странах, но уже 12 мая. В 1913-м из-за организационных трудностей получился полный разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, во Франции и России - 2 марта. Но только в 1914 году повсеместно впервые Международный женский день провели 8 марта, в силу совпадения его с воскресеньем, другими словами, с нерабочим днем - выходным. Так праздник "Международный женский день" закрепился на этой дате.

Антисемитизм... Согласно весьма популярной теории диакона Андрея Кураева - выбор числа принадлежал Кларе Цеткин, связавшей рождение нового отряда, борющегося против несправедливости, с историей еврейского народа. Много столетий назад царица Эсфирь своей хитростью спасла народ от уничтожения. Именно этой женщине посвящён ежегодный, самый весёлый еврейский праздник - праздник Пурим. Празднуется он на переходе от зимы к весне, а в 1909 году он отмечался накануне 8 марта.

Официальную же позицию Русской православной церкви однозначно высказал Алексий II ещё в конце 1991 года в Нью-Йорке на встрече с американскими раввинами: "Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства... Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".

Праздник Пурим - "Родной брат" Масленицы
Пурим не относится к праздникам религиозным, он он является родным братом нашей Масленицы, европейского Карнавала, греческих Дионисий (или Вакханалий), болгарского Кукере, персидского Новруз-Байрама. Это праздник в честь избиения врагов и восходит к 480 году до Рождества Христова, когда ветхозаветный народ, народ "жестоковыйный", с помощью хитрости Эсфири освободился от власти персов. История царицы Эсфири подробно описана в одноимённой книге, входящей в состав Библии.
Царица Эсфирь почитается нашей Церковью наряду с прочими ветхозаветными праведниками в неделю Праотец (за две недели до Рождества Христова).

В России
Впервые в России Международный женский день отмечался в Петербурге в 1913 году. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации “...научного утра по женскому вопросу”. Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

С первых лет Советской власти, 8 марта стал у нас государственным праздником. В марте 1917 года женщины России получили право голоса, а Конституция 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной и органы Советской власти стали проводить её в жизнь (можно напомнить, что советская идея "равенства полов" привела у нас к появлению такой "сугубо женской" профессии как асфальтоукладчица...).

Постепенно Международный женский день терял свою политическую окраску.

С 1965 года этот день стал нерабочим. Существовал и его празднично-официальный ритуал: на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

Но в период перестройки многие женщины в буквальном смысле слова были выброшены на обочину жизни. Появились термины: “женское лицо безработицы”, “насилие в отношение женщин”, “мужской парламент”, “материнская семья”, “материнская смертность”, “социальное сиротство”, “женский алкоголизм”. Была официально признана дискриминация женщин на рынке труда.

На IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) Правительство Российской Федерации заявило наконец о своих обязательствах по ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 1996 году были приняты Концепция улучшения положения женщин и Национальный план действий по улучшению положения российских женщин. Аналогичные документ были приняты и в субъектах Федерации. Однако, ни 8 марта, ни в День матери в ноябре никаких отчётов о выполнении этих важных государственных документов не было.

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Отмечается женский день и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине как Международный женский день; в Белоруссии и Узбекистане как День матери; в Армении, 7 апреля, отмечают День материнства и красоты.

XXI век. Россия
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие, гл. 1, ст. 27). Если бы человеческое общество в своем развитии руководствовалось этими словами, необходимости в Международном женском дне не возникло бы, поскольку женщинам не было бы нужды доказывать, что они тоже люди, и бороться за свои человеческие права.

Но, увы, только в XX веке человечество, в лице своих лучших представителей, доросло до осознания этой истины, и в 1948 году Организация объединенных наций приняла документ - "Всеобщую декларацию прав человека", в котором сказано:
Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2: Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Декларация стала базой, на основе которой приняты и другие международные документы, направленные в стороны защиты социальных, политических, экономических и общечеловеческих прав женщины (1 сентября 1985 года правительства 88 стран мира подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин).

Но заявлять право и обеспечивать его реализацию - это абсолютно разные понятия. Ведь и сегодня женщины и дети подвергаются насилию и унижениям: это - торговля людьми, принуждение к проституции, жестокость, проявляемая при вооруженных конфликтах и войнах. Растущая нищета и пренебрежение правами человека - коренные причины насилия, к тому же нищета и сама по себе уже есть форма насилия. А жертвами нищеты, как известно, прежде всего становятся женщины и дети.

Двадцатый век ознаменовался социалистической, научно-технической, культурной и сексуальной революциями, и остается только сожалеть, что в этом ряду не нашлось места для революции духовной. А без этого все декларации и призывы ООН, ЮНЕСКО и других организаций так и останутся гласом вопиющего в пустыне.

Праздник Жён-мироносиц, или дарите женщинам цветы не только 8 Марта!
Основатели Советского государства были воинствующими атеистами, и вряд ли руководствовались иудейскими религиозными мотивами при выборе даты для "женского дня". Им нужно было создать свою систему верований, обрядов и ритуалов в противовес Церкви. Советские традиции - пародия на духовную жизнь, фальшивка, пропагандистская пустышка. Партия вместо Церкви, труп вождя вместо Спасителя, портреты руководителей вместо икон, партсъезды вместо церковных Соборов, демонстрации вместо крестных ходов... Вместо почитания Пречистой Матери Божией, люмпенизированной рабоче-крестьянской толпе был предложен "женский день", так удачно вписавшийся в советский календарь. Да и трудно выбрать лучшее время для празднования, чем раннюю весну, когда пробуждается от зимнего сна природа, по-весеннему начинает светить солнце и распускаются первые цветы-подснежники.

Наши современники особо не задумываются об истоках празднования 8 марта, а просто воспринимают этот день как повод подарить цветы своим дорогим женщинам. Но стоит помнить и чтить традиции, тем более что в Православной Церкви третье воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию жён-мироносиц, которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его восстании из мёртвых. И если так, то давайте помнить, что наших жён и матерей, сестёр и коллег мы можем поздравлять когда Церковь прославляет заботу и верность жен-мироносиц. А ещё лучше: давайте не будем забывать их и в прочие дни! Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам не только на 8 марта.

Экология познания: Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Кто же вышел на улицы Нью-Йорка – текстильщицы или проститутки?

Версия первая, официальная: «День солидарности трудящихся женщин»

Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить «международный женский день 8 марта». Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы».

Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». 8 марта стало официальным праздником в России в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами.

Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех врагов евреев, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим (день массовой резни персов). Дата «празднования» была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о проститутках

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная для всех, кто с трепетом ожидает «международный женский день».

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить проституткам.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы.

Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день «женским» и «международным», как это предложила Цеткин.

Сама Клара Цеткин проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подельницей Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием «прекратить бесчинства полиции». Вот только в советской версии проституток заменили на «трудящихся женщин». опубликовано

Мы рассмотрим исторические корни праздника 8 марта. Ответим на вопрос: Когда в первый раз отмечался праздник Международный женский день и когда впервые отмечался праздник 8 марта в России.

Все началось ранней весной 1857 г. в Нью-Йорке, когда текстильщицы прошли по Манхэттену «маршем пустых кастрюль». Женщины требовали улучшения условий труда, повышения заработной платы и равноправия. Естественно, демонстрация была разогнана, однако она наделала много шуму, из-за чего, собственно, данное событие получило название женского дня...

Спустя 50 лет, в 1908 г., в последнее воскресенье февраля, на улицы Нью-Йорка вновь вышли тысячи женщин. Эта демонстрация была приурочена, как вы уже догадались, к тому самому женскому дню 1857 г. Женщины снова требовали права избирательного голоса, выступали против тяжелых условий труда. Полиции был дан приказ разогнать демонстрацию. Блюстителями порядка были пущены в ход шланги с ледяной грязной водой.

В следующем году женский день снова был ознаменован забастовками и маршами женщин. В 1910 г. стараниями социалисток и феминисток женский день был проведен уже по всей стране. В этом же году, но чуть позднее, из США в Копенгаген поехали делегатки на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, там они встретились с Кларой Цеткин.

Клара Цеткин, вдохновленная действиями американских женщин, выступила с предложением поднять на конференции вопрос о том, чтобы женщины всего мира могли выбрать определенный день в году, когда они смогут привлекать к своим проблемам общественное внимание. В конференции приняли участие более

100 женщин из 17 стран мира, и все они горячо поддержали это предложение. Было проведено голосование, в результате которого официально было объявлено о возникновении «Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие». Однако точная дата этого дня на этой конференции так и не была названа.

В первый раз Международный женский день был массово отмечен 19 марта 1911 г. в таких странах, как Австрия, Германия, Дания, и некоторых других странах Европы. День 19 марта был выбран женщинами Германии в связи с тем, что в этот день в 1848 г. король Пруссии в связи с угрозой проведения вооруженного восстания был вынужден дать обещание провести реформы, одна из которых — введение для женщин избирательного права — так и не была проведена.

В 1912 г. Международный женский день женщины отмечали не 19 марта, а 12 мая. И только с 1914г. этот день стали праздновать по неизвестным причинам 8 марта.

В России Международный женский день начали отмечать с 1913 г., правда, не 8 марта, а 23 февраля, поскольку Россия, в отличие от всех европейских государств, жила в ту пору по юлианскому календарю.

В СССР до 8 мая 1965 г. Международный женский день 8 Марта оставался рабочим днем, однако в канун двадцатилетия Победы в Великой отечественной войне этот женский день в СССР был объявлен праздничным днем.

Со временем исторические корни праздника были забыты. И хотя во многих странах в этот день все еще проходят массовые митинги феминисток и некоторые женщины считают этот день днем борьбы с сильным полом, в России праздник 8 Марта стал просто праздником весны, женским днем. И именно в этот день (хоть раз в году!) российские мужчины вспоминают, что их женщины — это не только «рабочие лошадки», но и милые, хрупкие создания, которым требуются забота и внимание, любовь и защита. Пусть хоть и один раз в году, но наши женщины вспоминают, что они слабый пол, нуждающийся в надежном мужском плече!

История праздника 8 марта для детей

Первый человек, которого мы любим в жизни, — конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. Многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Одни — трогательно печалясь об утраченном счастье общения с матерью, другие — с юмором вспоминая детские проделки. Но все же эти произведения отличает общее настроение: мама — это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.

8 марта — один из любимых праздников в нашей стране, это день не только мам, но и бабушек, учительниц, воспитательниц, а также девчонок, которые скоро вырастут и тоже будут мамами.

Официально этот праздник называется Международным женским днем, и отмечают его во многих странах.

Больше ста лет назад женщины стали сообща бороться за свои права, ведь до этих пор за одинаковую работу с мужчинами они получали меньшую зарплату, не имели права голоса на выборах и права на получение профессионального образования. Единственной деятельностью, приличной для женщины, считалось домашнее хозяйство.

Но жизнь складывалась так, что все чаще и чаще женщины вынуждены были работать, чтобы кормить семью. И конечно, представления работающей женщины о себе и своем месте в этом мире сильно отличались от представлений женщины-домохозяйки. Так возникло женское движение, целью которого было убедить власть имущих мужчин в том, что женщина — это полноценная личность, имеющая право участвовать в общественной жизни наравне с мужчиной.

Но и сегодня далеко не во всех странах женщина имеет возможность учиться, выходить замуж по своему выбору и просто покидать дом без специальной одежды, закрывающей лицо. Даже в тех странах, где равноправие женщины закреплено Конституцией, не все проблемы женщин решены. В традиционной семье домашнее хозяйство по-прежнему лежит на ее плечах, при этом она работает се меньше мужчины и воспитывает детей.

8 марта 1857 в Нью-Йорке организовали манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали десятичасового рабочего дня, светлые и сухие помещения, равную с мужчинами заработную плату. До этих пор их рабочий день длился шестнадцать часов! К этому времени мужчинам Америки уже удалось добиться для себя введения десятичасового рабочего дня, а вот женщин продолжали нещадно эксплуатировать. После 8 марта 1957 года они организовали первый профессиональный союз, который отстаивал их права.

В 1910 году в Копенгагене собралась Международная конференция женщин-социалисток. Одна из них, Клара Цеткин, предложила отмечать Международный женский день. Этим праздником следовало ежегодно напоминать всему миру о том, что во всех областях жизни женщина должна иметь равные права с мужчинами.

С тех пор прошло почти сто лет. За это время скромная домохозяйка превратилась в бизнес-леди, политика, ученого. И по-прежнему осталась хозяйкой и хранительницей домашнего очага.

В наше время воинственный, несколько агрессивный характер этого праздника изменился. Теперь это скорее день весны и красоты, которую олицетворяет собой любая женщина — большая или маленькая. Пожалуй, единственный недостаток этого праздника в том, что он приходится на православный Великий пост — время, когда следует думать о достижении духовной гармонии, а не предаваться веселью. В Православии есть множество древних праздников, посвященных женщинам, например, 30 сентября — память святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. А второе воскресенье после Пасхи празднуется как Воскресение жен-мироносиц. Было бы уместно и даже исторически правильно перенести Женский день на один из этих христианских праздников.

8 марта мы, конечно, поздравляем женщин с их профессиональными достижениями. Но гораздо охотнее — с тем, что они вкусно готовят, создают в доме уют, согревают всех своими заботами и любовью. Ведь самое главное в жизни каждого человека — это его семья, которая дает ему опору на всю жизнь, а главный в семье — конечно, мама.

Поэтому давайте не будем ограничиваться поздравлениями и подарками в этот день, а просто постараемся ежедневно делать жизнь наших близких женщин немного легче и праздничнее.

Праздник вымытой раз в год мужем посуды, праздник Mimosa pudica (в народе именуемой «мимозой»), праздник обязательных к посещению детских утренников…. Одна моя приятельница говорит об этой дате исключительно пренебрежительно пожав губы: « Мы в семье не празднуем гендерные праздники». При этом слово «гендер» на данном этапе развития общества имеет значение уничижительное, а временами и оскорбительное. То есть праздник женщин, Женский День, в её представлении - и не только в её - день, который унижает женские честь и достоинство. Так ли это? Давайте разбираться.

Древний Рим

Праздник жизни, праздник возрождения и нарождения, праздник домашнего очага - праздник женщин. Нет, не так: праздник Женщины. Праздник богини Весты и её «подопечных». Праздник, в который все женщины Рима и окрестностей, вне зависимости от своего социального статуса (и свободнорожденные, и рабыни), пользовались несравнимо бОльшим количеством свобод, чем в иные дни (римские женщины, даже свободнорожденные не обладали теми правами, которые имеем мы, современные женщины). Принарядившиеся с утра матроны и рабыни украшали себя венками цветов и шли в храм Весты для принесения жертв и поклонения богине. Кроме этого, особые права в этот день имели и ослы (шутки в сторону) - у них был официальный выходной, ведь, согласно мифологии, именно осел спас Весту от изнасилования Приапом - божеством, отвечающим за плодородие, но имевшим, скажем так, странности в психике. Среди прочего Приап мерялся размером члена с говорящим ослом и, проиграв, в ярости убил последнего.
Несмотря на то, что праздник раньше праздновался 9 июня, то есть в начале лета, после его запрета в 382 году произошло постепенное смещение праздника на весну. Фактически официального праздника не осталось, а привычка сохранилась и её поставили «на службу Отечества», связав уже весну с женщинами и забыв про пострадавших за женскую честь ослов.

Древняя Персия

Ксеркс - тот самый, который задавил числом трехсот спартанцев и царя Леонида - нам сейчас не важен. А вот жена его, Эсфирь, - интересна и вне всякой связи со Спартой. Она была еврейкой и достойной дочерью своего народа. Фактически, она спасла иудеев от очередного тотального уничтожения, направив гнев своего мужа на своих же подданных и преданного царю генерала.
480 год до нашей эры - гибель, « с легкой руки» Эсфирь примерно 75 000 персов вместо примерно такого же количества иудеев. Об этой женщине есть своя книга, которая входит в Ветхий Завет - Книга Эсфирь.
Существует легенда, что Клара Цеткин - которая и «назначила» нам праздновать 8 марта, предложила эту дату в честь праздника Пурим - дня, который отмечает очередное сохранение еврейского народа на иудейской и вавилонской землях, дня, посвященного Эсфирь. Женщине, сумевшей сохранить целый народ.
Где здесь унижение чести и достоинства?..

Америка

1857 год. 8 марта. Есть буквально нечего. Рабочий день женщин составляет 16 часов. Оплата труда мизерная. Избирательным правом и «не пахло». «Марш пустых кастрюль» - скажут в последствии о текстильщицах, которые вышли на улицы Нью-Йорка, протестуя против условий труда. Они хотела не так уж много: рабочий день 10 часов, сухие и освещаемых рабочие места… Вдумайтесь в это слово - «сухие».
Восьмого марта 1908 года те, кто имел силы протестовать дальше - потребовали запрета на использование детского труда и предоставления женщинам права голоса. Те самые права, которые римские женщины никогда не имели: ни права голоса, ни права на недвижимость, ни права на детей.
И уже в 1909 году социалистическая партия Америки решила провозгласить последнее воскресение февраля Национальным Женским Днём.

Дореволюционная Россия

Итак, та самая Клара Цеткин. Та самая женщина, которую почему-то сейчас называют «проституткой», будто кто-то стоял рядом со свечкой. Та самая женщина, которая в 1910 году в Копенгагене, на международной женской конференции, предложила ежегодно отмечать 8 марта в честь тех событий, что произошли пятьдесят с лишним лет назад. Её предложение было поддержано, хотя дата в разных странах перенеслась на иные дни. Так, в 1911 году впервые Международный Женский день был отмечен в Австрии, Германии, Дании и Швейцарии 19 марта, затем, в 1912 году, подключились 12 мая и другие страны. В России впервые он был отмечен 2 марта в 1913 году с разрешения властей. В итоге полторы тысячи женщин собрались для обсуждения насущных вопросов: избирательном праве для женщин, государственном обеспечении материнства (декретном отпуске) и т.д.. В 1914 году в начале марта во многих странах Европы женщины организовали марши протеста против войны, которую в последствии назовут Первой Мировой.
В 1917 году именно женщины в последнее воскресение февраля (в честь американского Национального женского дня) вышли с лозунгами «Хлеба и мира», а после отречения Николая Второго от престола «вытребовали» у временного правительства свои избирательные права. Так сложилось, что этот поистине исторический день выпал на 23 по старому стилю и 8 марта по новому стилю.

Можно ли говорить теперь о том, что праздник этот унижает наши честь и достоинство? Нет. Это праздник в честь тех прав, которые мы сейчас считаем самим собой разумеющимся и забываем, чего стоило тем женщинам, которые это сделали, нам наши права сначала добыть, а потом подарить.

Кристина Вязовская


Top