Конспект занятия старшей группе "пришла зима".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Каенкай» села Кенгер – Менеуз муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Конспект НОД в старшей группе

Пришла зима

воспитатель Биктяшева Рузиля Р.

с.Кенгер -Менеуз

Цель:

Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Обогащать активный словарь детей.

Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

П редварительная работа :

Экскурсия в зимний парк.

Беседы о зиме.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк , «Шёл первый снег» А.П.Чехов, «На катке» В.А.Осеева, «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов, «Снеговик» В.Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Тонирование бумаги, изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут пригодиться.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди и фонограмма песни «Новогодний хоровод» муз. Г. Струве, оборудование для рисования, тонированные альбомные листы и по две плоские счетные палочки на каждого ребенка, подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях.

Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. -

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят -
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,

Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима -
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Отгадывание загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице... (Мороз )

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный... (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи )

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел... (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает... (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим... (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый... (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги. колен.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог: А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог: Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь, и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Вопросы:

Какое наступило время года?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились. А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные художники.

(Показ репродукций картин)

Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Педагог: Хотите и мы с вами организуем выставку ваших работ?

Дети: Хотим.

Педагог: А для этого мы с вами должны стать настоящими художниками. Подходите к своим «мольбертам» и подумайте, какую картину на зимнюю тему вы хотели бы нарисовать. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Педагог: Я предлагаю украсить ваши картины снеговиками. И каждый из вас нарисует только такого снеговика, чтобы он отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут немного похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из снежных шаров. Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как они расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Продуктивная деятельность детей «Забавные снеговики».

Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

(Дети рисуют снеговиков)

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы работаете под музыку Антонио Вивальди. Пьеса называется «Декабрь» из цикла «Времена года».

Итог занятия: выставка детских работ.

Педагог: И так, ребята, у нас получилась замечательная выставка. Действительно каждый снеговик отличается от остальных, но все они очень красивые и весёлые. С такими снеговиками и наступившая зима будет весёлой, интересной и забавной.

Используемая литература:

    Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И. Дубинина. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.-40с.

    Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-150с.

    Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2002. -114с.

    Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

    Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству.- Москва: Творческий Центр «Сфера», 2001г.-130с.

    Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы. Сост. О.И. Бочкарева и т.д.- Волгоград: «Корифей», 2009.- 26с.

    Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой–М.: ТЦ Сфера, 2005.-128с.

    Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году!?.- Москва: «Гном и Д», 2000г.-56с.

Тема занятия : «Зимние чудеса»

Скороговорка дня : «Превратился творог во румяный пирог».

Цели занятия: осуществлять актуализацию знаний о математических действиях; формировать умение обозначать символами различные действия.

Оборудование и материалы: рисунки по теме «Зимние чудеса», карточки с изображениями различных животных, бумага, карандаши и готовые рисунки для задания «Нарисуй отгадку».

Предварительная работа

Во время прогулки обсудим, почему нам тепло в зимней одежде. Ведь, если оставить шубу, шапку или теплую куртку на морозе, они очень быстро станут холодными! Оказывается, все дело в том, что согреваем мы себя сами, а зимние вещи не дают добраться до нашего тела холодному воздуху. Чтобы убедиться в этом, на занятии покажем детям опыт.

Опыт «Греет ли шуба?» Возьмем две крупные льдинки. Одну положим на тарелку и оставим на столе, а другую плотно накроем шубой или шапкой (так, чтобы вещь не касалась льдинки). Детям нужно сформулировать предположения: какая льдинка растает быстрее, пояснить, почему они так думают. Расскажем детям о том, что опыты проводят именно для того, чтобы проверить правильность предположений.

Через полчаса посмотрим, что изменилось. Увидим, что льдинка, лежавшая свободно на тарелке, растаяла полностью, а льдинка под шубой — лишь частично. Выходит, шуба не греет, а лишь не дает рассеиваться теплу тела и не допускает к нему холодный воздух! А в нашем опыте шуба не пускала к льдинке теплый воздух комнаты, который мог ее растопить.

Часть I. Чудеса в загадках

Цели: развитие воображения; формирование умения составлять краткий рассказ о знакомых явлениях, разгадывать загадки, описывающие изменения, происходящие со временем.

Составление рассказа по рисунку «Зимние чудеса». Мы уже видели различные зимние чудеса: зеленая трава под снегом, жизнь водоемов подо льдом, превращения воды, удивительные свойства снега. Предложим детям рассказать о них, опираясь на подготовленную педагогом подборку рисунков.

Работа с загадками «Зимние превращения». Предложим детям разгадать загадки и пояснить, о каких превращениях, изменениях, происходящих в природе зимой, идет в них речь.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины.

Разукрасил все витрины? (Зима.)

Летом бежит,

А зимой стоит. (Река.)

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено,

Зимой бело. (Поле.)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц.)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик, сугроб.)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

Его в меха одели. (Дерево.)

Игра-разминка «Видели, видели!» Выбирается водящий. Он достает из шляпы карточки с изображениями различных животных и задает вопрос: «Зимой гуляли?» Дети отвечают: «Да». Водящий: «А медведя (журавля, снегиря, лягушку) видели?» Если игроки отвечают: «Нет» — водящий спрашивает: «А где же он?» Детям нужно использовать соответствующее движение, чтобы ответить. Например, замахать крыльями (журавль улетел) или положить сложенные вместе ладони под щеку (медведь впал в спячку, барсук спит).

Если игроки говорят: «Видели», водящий спрашивает: «А каков он?» Отвечать нужно пантомимой или в форме коллективного рассказа. В последнем случае дети, дополняя ответы друг друга, составляют описание. Если игроки допустили ошибку и сказали, что видели животное, которое зимой не встретишь в наших краях, водящий должен их исправить. Если этого не происходит, выбирается новый водящий.

Часть II. Присмотрись, прислушайся!

Цели: развитие зрительного восприятия, образного мышления; формирование умения разгадывать загадки, содержащие метафоры, логическим и графическим способами.

Дети уже не раз убеждались, что чудеса всегда где-то рядом. Порой достаточно присмотреться — и увидишь в знакомом дереве, укутанном в зимний наряд, животное или в непростой загадке разглядишь знакомый предмет!

Работа по рисунку «Угадай и дорисуй» . Детям предлагается рассмотреть рисунки и определить, каких животных они увидели? Им нужно дополнить и раскрасить рисунок так, чтобы все увидели, в кого превратились деревья в зимнем лесу (см. рис.). Дети работают самостоятельно.

Дидактическая игра «Нарисуй отгадку» . Наиболее красивыми в своем жанре, но наиболее сложными для детского восприятия являются загадки, содержащие метафоры. Сложности связаны с неумением старших дошкольников отличать прямое описание от описания с использованием метафор. Одним из убедительных признаков метафоры может являться связанное с нею противоречие в тексте загадки, доступное для детского понимания. Поэтому первый шаг в разгадывании — поиск противоречия, второй этап — выяснение того, кто или что скрывается за данной метафорой. Выяснить это можно при помощи логического или графического способа разгадывания загадки.

С другом изумились мы:

Яблоки созрели

В буйный холод — средь зимы —

На... колючей ели.

Мы сорвать их захотели —

Мигом фрукты улетели. (Снегири.)

Эта загадка — удачный пример для тренировки в поиске противоречий. Внимательно слушая и выделяя в загадке то, чего на самом деле не бывает, дети найдут множество противоречий: яблоки созрели посреди зимы, яблоки выросли на ели, яблоки улетели, когда их попробовали сорвать. Теперь остается понять, кто и почему назван автором загадки яблоком. Кто похож на яблоко, умеет летать и может встретиться в зимнем лесу? Если детям сложно представить себе отгадку, нарисуем на ели яблоки с красными боками.

Рогалик, рогалик,

Золотые рожки!

Тучке сел на плечи,

С тучки свесил ножки. (Месяц)

Была рожком —

Стала кружком. (Луна)

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только —

От него осталась долька. (Луна.)

Рисуем отгадку: для первой загадки нарисуем рогалик на облаке и раскрасим его «золотым» цветом. Для второй загадки покажем превращение: рожок — кружок, а для третьей — обратное изменение: шар — долька.

Белая морковка зимой растет. (Сосулька.)

Нарисуем белую морковку, вспомним, где мы видели такие.

Красный пряник в небе есть,

Никому его не съесть. (Солнце.)

Красный пряник, нарисованный в небе, поможет детям легко найти ответ.

Загляните под окошко —

Там растянута гармошка.

Но гармошка не играет —

Нам квартиру согревает. (Батарея.)

Посмотрим, что находится под окнами в группе, похожее гармошку.

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка.)

Эта загадка сложнее. Можно предложить детям готовый рисунок-подсказку.

Итог занятия. Обсудим, где и как мы искали зимние чудеса.

Последующая работа

Логичным продолжением разговора о зимних чудесах и превращениях будет уже знакомая детям работа «Превращение ненужного в полезное». Выполним поделки из фантиков от конфет, обрезков цветной бумаги, баночек от йогурта и т.д. Эта работа поможет детям по-новому взглянуть на привычные вещи, повысить их творческий потенциал. Готовой работе необходимо дать название.

Цель: продолжать развивать связную речь детей, закреплять представления о времени года - зима, развивать общий кругозор детей, память, внимание, воображение, мелкую моторику, упражнять в словообразовании, формировать коммуникативные навыки, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающая среда: картинка с изображением снеговика (или игрушка-снеговик), карточки с изображением (на обратной стороне карточки - буква):

заяц-з, санки -и, месяц-м, морозные узоры-у, шуба-ш, коньки-к, елочка-а, сюжетные картинки по теме «Зима», сенсорное поле с контурами снежинок, снежинки, спокойная музыка, «снежок», сосновые шишки, клей ПВА, клеевые кисточки, манка, одноразовые чайные ложки, картон, пластилин для крепления елочек.

Ход деятельности:

1. Воспитатель предлагает детям коммуникативную игру «Назови ласково». Дети встают в круг и по очереди называют друг друга ласково по имени.

2. Воспитатель:

Ребята, к нам пришел снеговик, и принес письмо от лесных обитателей. Давайте сядем поудобнее на ковер и прочтем его. Воспитатель читает отрывок из сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы»:

«Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом.»

Ребята, лесные жители просят помочь им разгадать волшебное слово, от которого злая старуха-зима станет добрее. Для этого вам нужно выполнить задания снеговика.

Ребята, вы хотите помочь? -Да!

Здорово! За правильно выполненные задания снеговик будет вручать вам карточки с различными изображениями.

3. Воспитатель:

В первом задании снеговик дает одному из вас волшебный снежок, нужно ответить полным ответом на вопрос и только тогда передать снежок следующему ребенку:

Какое сейчас время года?

Какое время года было время года до зимы?

Какое время года будет после зимы?

Назови зимние месяцы по порядку.

Назови первый зимний месяц.

Назови последний зимний месяц.

Назови зимний месяц между декабрем и февралем.

Назови зимующую птицу.

Какое животное меняет к зиме серую шубку на белую?

Воспитатель:

Молодцы, ребята, снеговик вручает вам карточку с изображением зайца . Воспитатель выкладывает карточку, и все последующие, на магнитной доске, чтобы потом, перевернув их обратной стороной, прочитать слово «зимушка».

4. Воспитатель:

Следующее задание. Ребята, придумайте слова, отвечающие на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? Зимой солнце какое?, небо, снег, снежинки, погода, воздух, ветер, иней, узоры, день, мороз.

Молодцы, ребята! Снеговик вручает вам карточку с изображением санок.

5. Воспитатель:

Ребята, придумайте слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

После осени наступает…, зимой валит…, зимой свищет…, бушует…, кружатся…, замерзает…, блестит…, лежит…, впадает в спячку…, катаются…

Молодцы, справились с заданием, снеговик вручает вам карточку с изображением месяца .

6. Воспитатель:

Ребята, садитесь на ковер, в следующем задании нужно внимательно выполнять движения вместе со мной:

Пальчиковая игра «У зимы в лесу изба»

У зимы в лесу изба - «крыша» руками над головой

Во все стороны резьба —вращение указательными пальцами

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить поставлены —стучим кулачком о кулачок

Ледяные окна скрыты —сомкнутые, раскрытые ладони перед собой

Ледяными ставнями —поворачивать ладонями, тыльной стороной

На шесте на ледяном —указательный палец правой руки накрываем

ладонью левой руки

указательным правой

Ребята, вы внимательно выполняли движения, снеговик вручает вам карточку с изображением морозных узоров .

7. Воспитатель:

Снеговик предлагает поиграть в игру «Назови действие», вам нужно закончить предложение:

Зимой метель…метет

Ночью ветер в трубах…воет, завывает

Из снеговой тучи снежинки…падают, кружатся, летят

В лесу зимой голодный волк…воет

Зимой медведь в берлоге…спит

Мороз щеки и носы…щиплет

Зимой вода в реке…замерзает

Зимой снег все вокруг…накрывает

Под снегом травка зимой…греется

Зимой мы на санках…катаемся.

Молодцы, справились с заданием! Снеговик вручает вам карточку с изображением шубы.

8. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Что за звездочки такие,

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке?

Правильно, снежинка! Снеговик принес вам снежинки, возьмите их и повторяйте за мной. Ребята, головой не двигаем, двигаются только наши глазки. (Звучит спокойная музыка)

Гимнастика для снятия напряжения глаз «Снежинка»

Мы снежинку увидали (вытягиваем руку со снежинкой перед собой )

Со снежинкою играли

Снежинки вправо полетели (отвести снежинку вправо, проследить глазами )

Дети вправо посмотрели

Вот снежинки полетели (отвести снежинку влево, проследить глазами )

Глазки влево посмотрели

Ветер снег вверх поднимал (поднять снежинку вверх, проследить глазами )

И на землю опускал (опустить снежинку вниз, проследить глазами )

Снежинки покружились (покружиться )

И на землю опустились (положить снежинку, присесть )

Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть ладонями глаза )

Пока дети сидят с закрытыми глазами, воспитатель кладет перед детьми сенсорное поле с контурами снежинок.

Воспитатель:

Наши глазки отдохнули, а снежинкам пора в лес возвращаться. Расположите свою снежинку на полянке и скажите, где лежит снежинка: на елке, под елкой, перед елкой, между елкой, над елкой.

Молодцы, ребята! Снеговик вручает вам карточку с изображением фигурных коньков.

9. Воспитатель приглашает детей к столу с приготовленными материалами:

Ребята, снеговик предлагает вам превратить эти шишки в маленькие елочки и укрыть их снегом, чтобы им было теплее. Но у нас есть только манная крупа и клей… Ребята, может, вы придумаете, как сделать снег? Дети предлагают покрыть шишки клеем и посыпать манкой.

Молодцы, вы здорово придумали! Если шишку прикрепить с помощью кусочка пластилина на картон, затем кисточкой нанести клей на шишку и посыпать манкой (лишнюю манку аккуратно стряхнуть) - получатся настоящие елочки укрытые снегом!

Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание.

Прекрасные елочки! Снеговик вручает вам карточку с изображением елочки.

10. Воспитатель: Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями снеговика. Сейчас мы с вами разгадаем волшебное слово, от которого старуха-зима станет добрее.

Воспитатель предлагает детям назвать звук в словах:

Воспитатель переворачивает карточки буквами, дети читают получившееся слово - зимушка.

Тема занятия: «Зимний гардероб»

Цели: развитие логического мышления; косвенная подготовка руки к письму; актуализация знаний о видах и деталях одежды.

Часть I. Рисунки Торопыжкина

Предложим детям рассказать Дуду о том, какую одежду носят зимой в наших краях, опираясь на рисунок художника Торопыжкина. Как все работы Торопыжкина, рисунок не завершен (см. рис).

Задание «Дорисуй и расскажи» . Дорисовав недостающие части каждого предмета одежды, детям нужно рассказать Дуду, как называется данный предмет и какие его части пришлось дорисовать, для чего они нужны.

Задание «Найди пару» . Нарисованные Торопыжкиным варежки оказались без пары. Нужно собрать их в пары, раскрашивая одинаковые варежки в один цвет.

Теперь можно рассказывать Дуду о зимней одежде, опираясь на схему:

Часть II. Веселые лоскутки

Цели: использование знаний о частях одежды и тканях, из которых шьют те или иные предметы одежды; развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук; освоение новой техники выполнения аппликации из ткани.

Аппликация из ткани . Выберем лоскутки ткани для каждого вида одежды. С помощью педагога дети обведут соответствующие шаблоны, вырежут из ткани необходимые детали, наклеют их на картонную основу.

Итог занятия. Дуду благодарит ребят за помощь. Теперь ей не страшен мороз. Обезьянка отмечает качество работы детей. При этом она называет предметы одежды и детали, из которых они состоят. Ребятам нужно быть внимательными — Дуду еще не все запомнила и иногда ошибается. Особо отметим, что важно не только заметить ошибки, но и суметь их исправить так, чтобы человек понял свою ошибку и не обиделся.

Творческое задание «Снежные фигуры». Дети заранее придумывают, что они хотят вылепить из снега. Для того чтобы получилось задуманное, снег до/жен лепиться. Детям во время прогулки нужно определять свойства снега: тяжелый или легкий, мокрый или сухой, клейкий или сыпучий. С помощью педагога дети смогут прийти к выводу, что свойства снега во многом зависят от температуры воздуха.

Используя новые знания о зимних явлениях природы, свойствах снега и льда, попробуем разгадать загадки.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Дело было в январе,

Мы лепили во дворе:

Три шара готовы вмиг —

Вышел славный... (снеговик).

Вот серебряный лужок.

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь. (Лед, каток)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина.

У нее теперь ангина. (Град)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Плыла, с неба сыпала

На поля-озерушки

Белый пух да перышки. (Снежная туча)

Сито большое,

Сито голубое

Сеет-веет белый пух

На леса, дома, на луг. (Небо и снег)

В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло разбито,

Ночью вставлено. (Прорубь)

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

И не снег, и не лед,

Серебром все уберет. (Иней.)

Вода-то вода,

Но бела и тверда! (Лед.)

Цель занятия :

Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познание, коммуникация, безопасность,

здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.

Задачи :

Расширить представления детей о характерных признаках зимы.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.

Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве.

Материалы и оборудование :

Стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки, интерактивная доска, сумка-холодильник(для хранения снега и льда) , аудиозаписи: песни” Три белых коня”, игры “Поиграем в снежки ",мелодии на тему зимы по выбору воспитателя.

Ход занятия:

Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва). Входит девочка-негретёнок. (Дети сидят на стульчиках).

Лу: Ой, как холодно. Куда я попала?

Воспитатель: Ты находишься у ребят в детском саду. А тебя как зовут девочка?

Лу: Меня зовут Лу. Я живу в Африке, и у нас очень жарко. Я загадала желание очутиться там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка странных коней.

Воспитатель: Лу, ты оказалась в Сибири. И кони эти непростые, и имена у них необыкновенные. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Декабрь, январь, февраль. Это зимние месяцы.)

Воспитатель: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).

Воспитатель: Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы?

Отгадай загадку:

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось -
С неба на землю свалилось.

Лу: Не знаю. Ребята помогите мне. (Ответ детей). А что такое снег?

Дети: Снег- это замёрзшие кристаллики льда.

(Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом.

Лу: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Лу: Ребята, расскажите мне, какой снег?

Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?

Дети: Снег растаял и превратился в воду.

Лу: Почему это произошло?

Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.

Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)

Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?

Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем. Проводится музыкальная игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре)

(Лу стоит задумавшись)

Воспитатель: Лу, о чём ты думаешь?

Лу: Мой друг загадывал мне тоже загадку и я её не отгадала. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?

Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.

(Лу загадывает загадку).

Зимнее стекло
Весною потекло. (Лёд).

Лу: Я никогда не видела льда.

(Воспитатель вносит лёд, снег. Приглашает детей к столам. Часть детей стоит справа, часть - слева от стола).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды). А чем лёд отличается от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый). Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите те, кто стоит справа от меня под стакан со снегом, кто стоит слева - под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой? (Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет).

Лу: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) А у тебя Максим плавает? А у Полины? Лу, а ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Лу затрудняется).

Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд легче воды.)

Лу: Ребята, а как выиграете зимой? (Катаемся на санкам, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.

Проводится разминка под музыкальное сопровождение.

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

Лу: Ребята, а с помощи каких звуков можно воспроизвести завывание ветра? (Гласных звуков).

Воспитатель: Верно. Ты послушай лучше. Катя поёт первый звук, Федя второй и далее по-цепочке. (а- о- у- ы- и-э-а –о).

Воспитатель: Но не только ветер можно услышать зимой. Мы сейчас с вами поиграем. Как только вы услышите звук, который мы можем услышать зимой- хлопаем в ладоши. Если мы зимой его не слышим, стоим тихо.

(Проводится игра на интерактивной доске.)

Лу: Как у вас зимой весело и интересно!

Воспитатель: Но вот птицам не до веселья. Зима много принесла им хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края. (Беседа по интерактивной доске.) Ребята давайте выберем птиц, которые улетели в тёплые края. Как мы их называем? (Перелётные). Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие).

Ребята, посчитайте сколько здесь зимующих птиц? Сколько перелётных? На сколько перелётных больше, чем зимующих?

Лу: Так вот почему люди развешивают кормушки. Они помогают птицам пережить холодную зиму. А чем можно покормить птиц? (Семечки, пшено, синички любят сало, хлебные крошки.)

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее.) Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.) А ведь это свойство- охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.

Лу: А можно я сейчас расскажу о зиме?

Проводится игра “Бывает- не бывает. “

1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.

2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.

3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.

5. Зимой дети катаются на лыжах, а летом- на велосипедах. (По ходу игры дети исправляют ошибки.)

Воспитатель: Лу, не расстраивайся. Мы с ребятами хотели для тебя сделать подарки - цветные льдинки. Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет.) А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски.) Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?

А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой? (Она замёрзнет.) Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и можно будет украсить ими деревья и ёлки.

Лу: Спасибо ребята. Мне очень понравилось у вас. Я очень многое узнала о зиме, это прекрасное время года.

Воспитатель: Ребята, а вам что больше всего понравилось?


Top