Малышке 11 месяцев развитие. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

Первый год жизни приближается к концу. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается новыми показателями в физическом развитии, появлением эмоциональных и личностных черт. В одиннадцать месяцев ребенок может обрадовать вас первым словом или первым шажком. При этом он продолжает эмоционально развиваться и закреплять освоенное.

Что нового в физическом развитии?

За этот месяц малыш может прибавить от 300 до 400 г и вырасти на 1 – 1.5 см. В 11 месяцев ребенок имеет вес 8.5 – 10.5 кг (±1 кг), рост 72 – 76 см (± 3 см).


Что умеет ребенок в 11 месяцев:

  1. Ребенок в 11 месяцев может стоять уверенно, держась за опору или за вашу руку. Может ходить, держась за игрушку–каталку или за стену. Некоторые дети могут стоять самостоятельно или даже сделать несколько шажков, держа в руке игрушку для равновесия.
  2. Малыш еще с трудом, но уже садится из положения стоя.
  3. Ребенок в 11 месяцев уверенно ползает на четвереньках, продолжительное время уверенно сидит.
  4. При хватании предмета, ручка раскрывается в соответствии с его размером.
  5. Умеет показывать пальчиком на интересующий предмет.
  6. В одиннадцать месяцев ребенок может держать ложку в ручке и подцепить ею еду. Держит чашку двумя руками.
  7. Малыш полностью освоил хватание двумя пальчиками, может поднять очень мелкие предметы. Пытается один кубик поставить на другой.
  8. У большинства детей в одиннадцать месяцев имеется 4 зуба: нижние и верхние центральные резцы. Могут начать расти первая пара коренных зубов снизу и сверху. Но у некоторых детей может не быть еще зубов – это не страшно, не переживайте и подождите до года. Если в 1 годик их не будет – посоветуйтесь с детским врачом.

Что нового в психическом развитии:

  1. Малыш произносит первые простые слова, в которые вкладывает обобщенный смысл, например, называет всю еду: «ам-ам», под этим же словом подразумевает желание покушать. Ребенок в 11 месяцев знает несколько слов, повторяет новые за родителями.
  2. Малыш стал понимать, что мамой можно манипулировать. Например, сообразив, что на плач она приходит быстрее и становится добрее, ребенок может начать хныкать специально. При этом вы заметите некую хитринку в глазах, при полном отсутствии слез.
  3. Ребенок в 11 месяцев понимает уже многое из разговора родителей. Он отзывается на просьбы: дай, возьми, покажи, брось, кушай. Может качать головой как «нет», так и «да».
  4. Малыш настойчиво способен добиваться своей цели, несколько раз повторяет, если желаемое не получается. Сделав что-то, ждет одобрения и похвалы.
  5. Когда вы играете вместе с крохой, он старается обрадовать вас своим поведением или даже насмешить. Теперь ребенок понимает, что «прятки», «коза рогатая» — это игры.
  6. Малыш стал сообразительным: он может одним предметом спихнуть другой со стула, перевернуть коробку с игрушками, чтобы достать все сразу.
  7. У детей в одиннадцать месяцев появляются признаки простейшей сюжетной игры: качает куклу, кормит мишку.

Тест на развитие детей в 11 месяцев

  • Малыш в 11 месяцев должен уметь хорошо сидеть, стоять у опоры, ползать на четвереньках.
  • Покажите ребенку коробочку с игрушкой, несколько раз откройте ее. Затем спрячьте игрушку. Малыш должен заметить исчезновение предмета и выразить удивление.
  • Ребенок должен уметь пользоваться некоторыми предметами по назначению: , есть ложкой, подносить расческу к голове, повторяя движения взрослых.
  • Покажите малышу, как строить из кубиков башню. Ребенок должен уметь поставить хотя бы 2 – 3 кубика друг на друга. Пирамидки пока сложны для малыша, а вот надевать большие колечки на палочку он уже может.
  • Кроха уже умеет различать предметы по общим признакам, например, попросите показать ему машинки или кукол, среди нескольких игрушек. Ребенок должен пальчиком показать на них.

Развитие ребенка по месяцам — 11 месяцев видео

Как кормить детей в 11 месяцев?

Время прикормов прошло, и ребенок может присоединиться к общему столу при определенных условиях приготовления пищи: она должна быть сварена или потушена, содержать минимум соли, сахара и приправ. Мама теперь может не готовить отдельно для малыша, а всего лишь измельчать для него приготовленную для всех пищу. В сутки ребенок в 11 месяцев съедает примерно 1 – 1.2 л пищи – это без учета жидкости. Питание остается пятиразовым, так будет примерно до 2-х лет. Все основные продукты уже введены, но нужно быть осторожными с аллергенными: апельсины, манго, помидоры. Нельзя пока давать грибы, шоколад, мед, орехи, чай, кофе и коровье молоко.

Если кроха пока на грудном вскармливании, то получает грудь утром и вечером перед сном, а также ночью по требованию. Некоторые мамы, готовясь в 1 год, к 11 месяцам доводят до минимума количество кормлений: один раз в сутки перед сном. Но если вы планируете кормить еще долго, то продолжайте давать малышу грудь, когда он захочет.

Режим – сон и бодрствование

Малыш стал спокойней спать по ночам, даже если вы продолжаете кормить грудью. Теперь он может попросить ночью молока до 2-х раз, и это действительно подарок для мамы, которой приходилось просыпаться до 5 раз за ночь. Многие дети могут проспать до 10 – 11 часов ночью. Днем так же присутствует два сна по 1.5 – 2 часа. Режим у каждого ребенка индивидуален: дети, которые любят поспать подольше, соответственно позже ложатся спать и днем, и наоборот. Маме следует подстраиваться под биоритмы крохи, так как малейшие изменения в режиме могут лишить малыша аппетита или негативно сказаться на психике. Нужно приучать кроху к распорядку дня.

Как помочь малышу развиваться

  • Продолжайте по возможности брать малыша на руки. Несмотря на то, что карапуз скоро пойдет и прекрасно ползает, он все равно нуждается в психологической близости с матерью.
  • Всячески поддерживайте развитие речи. Если ребенок произнес какое-то непонятное слово, попытайтесь понять, что это и вместе с ним отыскать этот предмет. Играйте в речевые игры:
    • Соберите в мешочек разные игрушки и называйте их, когда достаете оттуда перед ребенком. Хорошо, если игрушки близки друг к другу тематически, например: машинка и колесико, кукла и кроватка. В мешочек можно положить любые домашние предметы: ложку, нитки, книгу, то есть все то, с чем малыш соприкасается ежедневно.
    • Показывайте тематические карточки Домана.
    • Лучше всего дети запоминают слова, когда они что-то делают, поэтому наилучшим способом обучения остается игра. Комментируйте все действия во время игры, делайте упор на существительные – именно они являются первыми словами.
    • Разыгрывайте сценки из жизни с речевыми конструкциями, например: «на, возьми», «дай, пожалуйста» — протягиваете или даете предмет, «пока-пока» — помашите рукой, «здравствуй!» — пожимаете руку. Сценки нужно проводить неторопливо, несколько растягивая слова.
    • Обращать внимание малыша на процесс приготовления пищи. Рассказывайте, что и из чего вы готовите, как вы это делаете: чистите, моете, кладете, варите, горячее, холодное, вкусное, горькое, сладкое.
    • Часто малыши, которые плохо говорят, еще и плохо едят. Связано это со слабостью челюстного аппарата. Давайте ребенку погрызть сухарик, морковку.
    • Читайте вместе книжки с картинками.

Развитие речи взаимосвязано с мелкой моторикой, поэтом продолжайте с ребенком занятия, развивающие активность пальчиков:


  • Насыпьте овсяных хлопьев в одну небольшую чашку и покажите малышу, как пересыпать их в другую емкость. То же самое можно делать с водой во время купания. Упражнения хорошо развивает мышцы рук и обучает синхронности в движениях.
  • Во время водных процедур можно предложить ребенку ловить ковшиком разные маленькие предметы. Для реалистичности купите пластмассовых рыбок и поиграйте в рыболова. Игра хорошо разовьет зрительную и моторную координацию.
  • На поднос ровным слоем насыпьте мелкую крупу или муку. Возьмите палец ребенка в свою руку и порисуйте. Затем позвольте малышу самостоятельно нарисовать что-нибудь.
  • Возьмите кольцо, в которое пройдет ваша рука. Наденьте сначала себе на руку, потом – ребенку. Потом предложите малышу надеть вам или себе на руку кольцо, при этом первые разы помогайте ему, ведите его руку в колечко. Навык попадания рукой в кольцо приобретается со 2 – 3 занятия.
  • Проводите с ребенком занятия лепкой и рисованием. Не покупайте малышу толстые фломастеры и карандаши, лучше выберете маленькие и тонкие, с минимальным количеством цветов в комплекте.

Для лепки пока будет достаточно 1 – 2 кусочков пластилина. Сделайте из него колбаску, затем вместе с крохой порежьте ее на равные части и слепите небольшие горошины. Покажите ребенку, как прикреплять их к доске или картонному листу.

Часто бывает, что дети, которые научились хорошо ползать, позже начинают ходить. Происходит это потому, что ребенок находит наиболее легкий и быстрый способ передвижения и не старается принять вертикальное положение. На самом деле это не плохо. Ученые выявили, что такие малыши лучше и раньше начинают говорить, у них хорошая осанка. Так что не переживайте за прямохождение, никуда оно от вас не денется, а вот через важную стадию ползания, к сожалению, проходят не все дети. Не заставляйте малыша насильно ходить, лишь по той причине, что кое-кто из его ровесников во дворе уже сделал первые шаги. Одиннадцать месяцев – не срок для этого. Продолжайте делать гимнастику и массаж, и все придет своим чередом.

В конце одиннадцатого месяца можете начинать готовиться с знаменательному событию. Ровно через месяц вашему малышу будет 1 год: первое день рождения, первый тортик, первые друзья. Подумайте, как сделать этот день незабываемым для вас, интересным и не утомительным для крохи.

Подходит к концу первый год жизни крохи, принося новые изменения в физическом и психическом развитии. Ребёнок 11 месяцев приобретает индивидуальные черты характера, новые интересы. Именно в это время чаще всего малыш делает первые в жизни шаги, произносит первые слова. Меняется поведение чада, досуг и распорядок дня, сокращается время, отведённое на дневной сон.

Особенности развития в 11 месяцев ребенка таковы, что он многое умеет и знает, поэтому постепенно становится более самостоятельным в бытовом плане, а также в социальном отношении. Родителям в этот период уже немного легче ухаживать за крохой, поскольку малыш не находится в абсолютной зависимости от взрослых.

Особенности развития одиннадцатимесячного малыша

Конечно, главными навыками, которые развиваются в данный период, становятся попытки самостоятельно ходить. Мама и папа смогут стимулировать эти стремления, поддерживая чадо под руки или подзывая приблизиться к себе. Малыша порой пугает падение на пол или удар о мебель. В подобной ситуации необходимо продолжать заниматься, чтобы он делал новые попытки ходить. В большинстве случаев примерно в год ребёнок уже вполне уверенно держится на ножках.

Если чадо ещё не готово сделать свои первые шаги в 11 месяцев, но много ползает и активно поднимает конечности, то переживать по этому поводу не стоит. Значит, время просто не пришло. Подрастающему организму очень полезно ползать на четвереньках, поскольку мышцы работают в усиленном режиме. Кроме того, это намного безопаснее, уменьшается риск получения травм и ударов.

У каждого ребенка в 11 месяцев развитие индивидуальное. Но оно тесно связано с особенностями питания. Скорее всего, малыш уже способен есть почти всё, чем питаются взрослые члены семьи: овощи, разнообразные фрукты, каши. Жёсткие продукты (яблоки, злаковые хлебцы) можно давать только после появления первых 4-х зубов. Жевание такой пищи положительно влияет на формирование правильного прикуса.

На общих семейных обедах и ужинах формируется культура питания. Кроха учится держать ложку, пить из чашки. Многие мамы в этот период задумываются об отлучении от груди, но сделать это можно и несколько позднее, когда развитие малыша дойдёт до следующего уровня и карапуз будет полностью переведён на обычное семейное меню.

Дети правильно развиваются при наличии достаточного уровня активности и подвижности. Они очень любопытны, а благодаря навыкам стояния могут дотянуться до наиболее интересующих предметов. По сравнению с младенческим возрастом рост малыша увеличился минимум на 30 см.

  • В одиннадцать месяцев девочка, как правило, имеет рост в пределах 67 – 78 см, вес – 7 – 11 кг.
  • Мальчик к этому же периоду вырастет до 70 – 79 см, вес составляет 7,5 – 12 кг.

Навыки детей в 11 месяцев

Что умеет малыш в таком возрасте? Рассмотрим основные навыки.

  • Кроха может вполне уверенно стоять на ножках, держась за родительскую руку или за другую опору. Первые шаги пока не могут выполняться без посторонней помощи. Часто малышу в 11 месяцев приобретаются специальные игрушки-каталки, которые помогают ему укреплять мускулатуру и развивать навыки ходьбы.
  • Малыш умеет садиться из стоячего положения, правда, пока с трудом.
  • На 11 месяце жизни ребёнок активно ползает, может сидеть на протяжении довольно длительного времени.
  • Ладонь при хватании предметов раскрывается в соответствии с их размерами.
  • Малыш указывает пальчиком на вещь, которая вызывает у него интерес.
  • Кроха умеет держать ложку и даже кушать с использованием этого прибора. Кружка берётся двумя ручками.
  • Ребёнку по силам хватание мелких предметов, при котором задействованы два пальца. Он также может поставить один кубик на другой.
  • У большинства малышей в этом возрасте есть зубки: по два сверху и снизу. У некоторых детишек они пока ещё не появились, и это нормально. Если резцы не прорежутся через месяц, стоит обратиться к врачу.

Психическое развитие

Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев? Дети развиваются в психическом плане очень быстро, практически каждый день демонстрируя родителям всё новые и новые умения.

  • Ребёнок произносит свои первые в жизни слова, имеющие обобщённый смысл. К примеру, «ам» выражает желание покушать. Он знает уже несколько слов и повторяет новые вслед за взрослыми.
  • Кроха понимает, что родителями можно манипулировать при помощи плача. Мама и папа быстро подходят к плачущему ребёнку, становятся ласковее и добрее, поэтому он порой может хныкать специально. При этом в глазах маленького манипулятора нет слёз, зато есть «хитринка».
  • Одиннадцатый месяц развития позволяет понимать многое из разговоров взрослых людей, кроха реагирует на просьбы: кушай, бери, дай, покажи и другие. Многие дети покачивают головой, выражая согласие или несогласие со словами родителей.
  • Малыши способны быть весьма настойчивыми в достижении поставленных целей, повторяют просьбы по несколько раз, если желаемое не дают. После совершения каких-либо действий они ожидают реакции мамы и папы: похвалы, поддержки.

  • Во время игр кроха старается всячески радовать маму и папу или даже пытаться рассмешить родителей своими действиями. Приходит понимание того, что «прятки» или «пятнашки» – это игры.
  • Развивается сообразительность. Дети смогут сталкивать одним предметом другой, стоящий на столе, стуле или вытряхнуть все игрушки из коробки, для того чтобы достать всё содержимое сразу.
  • Ребёнок в 11 месяцев любит играть, его развитие позволяет использовать простые сюжетные игры: кормление игрушек, качание кукол.

Как помочь ребёнку развиваться правильно?

По возможности стоит почаще брать кроху на руки, несмотря на то, что он самостоятельно хорошо ползает и в скором времени начнёт ходить. По-прежнему дети в этом возрасте нуждаются в непосредственной близости родителей, особенно матери.

Развитие ребёнка в 11 месяцев связано с формированием произношения слов. Взрослые люди должны всячески помогать ему в этом. Если малыш говорит какое-то непонятное слово, необходимо попытаться определить смысл сказанного и вместе с карапузом отыскать названный предмет. Очень полезные различные речевые игры:

  • В мешочек собираются игрушки, а затем вынимаются по очереди и называются для ребёнка. Идеальным вариантом станет использование предметов, близких по тематике: кукла и платье, машинка и руль или колесо. Подойдут для этой игры и другие вещи, которые малыш видит каждый день: карандаш, ложка, книжка.
  • Специалисты рекомендуют применять карточки Домана.
  • 11-месячному ребенку легче запомнить слова во время активных игр, поэтому все действия необходимо комментировать. Лучше всего усваиваются названия различных предметов, то есть существительные, поэтому их должно быть больше всего.
  • Можно устраивать простые сценки со словами, которые сопровождаются соответствующими действиями: «дай» – протягиваете руки, «на» – даёте предмет, «здравствуй» – пожимаете ручку, «пока-пока» – машете рукой. Слова следует произносить медленно, без спешки, слегка растягивая их.
  • Во время приготовления пищи малышу стоит рассказывать, что вы будете делать, какие продукты потребуются для блюда, как происходит весь процесс. Используйте слова: мыть, чистить, вкусное, сладкое, солёное, горькое, варить.
  • Часто дети, которые пока говорят плохо, едят мало, что связано со слабым развитием челюстей. В подобной ситуации им рекомендуется давать твёрдые продукты: яблоки, морковку.

Чтение

Развитие ребёнка также не обходится без чтения. Оно положительно влияет на внимание, воображение, любовь к книгам. Родители должны действовать следующим образом:

  • Книжки-игрушки или изделия, изготовленные из твёрдого картона, должны быть участниками детских игр.
  • Необходимо показывать крохе картинки, называя изображённых животных, сказочных персонажей, предметов.
  • Короткие песенки из книжек можно пропеть.
  • Для поддержания интереса во время чтения родители должны менять тембр голоса, активно использовать мимику и жесты.
  • Чтение развивающих книг должно быть частым, но непродолжительным по времени.
  • Во время чтения не стоит заставлять малыша сидеть рядом и слушать, пусть он двигается.

Как развивать чадо? Постепенно при соблюдении перечисленных рекомендаций кроха научится сосредотачивать внимание на книгах. Лучше выбирать те из них, где на каждой страничке есть красивая картинка и небольшое стихотворение, состоящее из нескольких строк. Пока малыш рассмотрит изображение, текст будет прочитан. После этого карапуза стоит отпустить поиграть или поползать. Спустя некоторое время вновь вернитесь к книге, но уже к следующей странице.

Чтение, а также рассказывание историй помогает развивать мышление. Кроме того, любимый голос родителей и их близость будут ассоциироваться с книгами.

Навыки общения

Полноценно развивать ребёнка поможет общение с другими детьми. Прекрасным решением станет посещение образовательных учреждений, предназначенных для малышей. Прогулки лучше проводить на специальных детских площадках, которые посещают сверстники, а также ребята постарше.

Если среди знакомых имеются семейные пары с детьми, следует чаще ходить в гости. Для нормального общения со сверстниками вполне достаточно 40 минут. Взрослые не должны вмешиваться в игры, пусть дети учатся контактировать между собой самостоятельно. Бросать их одних тоже не стоит, достаточно занять место наблюдателя. Для 11-месячного ребёнка подойдёт просмотр книжек, рисование, ролевые игры.

Практически до двухлетнего возраста малыши ассоциируют игрушки, которые держат в руках, с неким продолжением себя, поэтому не могут понять, как и зачем их отдавать другому ребёнку. Родителям не стоит ругать их, ведь своеобразная «жадность» – это естественно.

Правильное развитие ребёнка зависит от мам и пап. Только родители, которые всегда находятся рядом, смогут малыша счастливым, здоровым, умным, физически и психически развитым.

Малыш? В 11 месяцев ребенок уже может стоять, произносить с понимание слова с двумя слогами и у него начинает меняться ритм сна.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

Одиннадцатимесячный ребенок все чаще пытается вставать на прямые ножки. Очевидно, что в вертикальном положении он чувствует себя все лучше и лучше . Иногда ему даже удается в течение некоторого времени стоять без помощи рук. Малышу очень хочется сделать первый самостоятельный шаг, но, скорее всего, придется подождать еще несколько недель. По статистике, этот момент наступает, как правило, в возрасте тринадцати-четырнадцати месяцев.

Чтобы поднять лежащую на полу игрушку, малыш может наклониться или присесть , держась за какой-нибудь предмет мебели. К сожалению, вернуться в положение стоя ему не так просто, большинство детей еще не умеет этого делать. Они становятся на четвереньки и, держась за ножку стола или другую опору, пытаются подняться.

У младенца уже довольно проворные ручки. Ребенок может захватить пуговицу большим и указательным пальцами – это так называемый пинцетный захват . Вы также можете заметить, что малыш держит предметы за рукоятку или за кончик. Ребенку с легкостью удается открыть запирающиеся на магнит шкафчики, он без проблем выдвигает ящики, открывает картонные коробки, высыпая их содержимое на пол. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы дом был безопасным для малыша.

Зрение ребенка обостряется, и он в состоянии фокусировать зрение, отслеживать движущиеся объекты и анализировать изображение.

К концу первого года жизни изменился режим сна . В то время как новорожденные спят в среднем 16 часов в сутки, одиннадцатимесячному ребенку нужно только 13 часов. Большинство детей в этом возрасте непрерывно спят не менее шести часов в ночное время, а также некоторое время днем – в один или два захода.

  • Если вы еще этого не сделали, перестаньте давать ребенку бутылочку. Слишком длительное ее использование может вызвать неправильный прикус.
  • Если малыш "ленивый" и мало двигается, предлагайте ему перевернуться со спины на живот, сесть, кладите его как можно чаще на пол, положив по обеим сторонам игрушки, чтобы они служили для него стимулом перевернуться.

Рост и вес в 11 месяцев

Одиннадцатимесячный малыш вырос на 1,5 см. и прибавил около 400 г. в весе. 11 месячные мальчики теперь весят 9,5-9,7 кг, а девочки 8,9 - 9,2 кг. Рост 72-73 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 11 месяцев

У ребенка в 11 месяцев по-прежнему растет осознание себя как независимой, отдельной личности. Он хочет сам определять, что делать. Это дает ему ощущение власти и контроля над собой и своей жизнью, а также является основой будущих навыков принятия решений (одиннадцатимесячный малыш может уже сказать "нет"!). По мере того, как в ребенке растет осознание собственного независимого "я" , он начинает участвовать в простых процедурах – таких, как переодевание или мытье, начинает предпринимать первые попытки самостоятельных путешествий, хотя все еще чувствует себя неуверенно в нескольких шагах от вас. С одной стороны, ему хочется безопасности, с другой – свободы. Вы можете заметить, как он отходит от вас, чтобы через некоторое время вернуться обратно.

Малыш любит смех и шутки, может их инициировать.

Смех имеет огромное влияние на формирование его характера и личности.

Помните, что мама все равно остается для ребенка самым важным и дорогим человеком. Ни одна игрушка не может сравниться с вами. Это вы пробуждаете все чувства ребенка, обучаете его, играете, занимаетесь с ним. Вы – точка отсчета в любой непонятной ситуации, при определении собственных чувств. Наблюдение за выражением вашего лица помогает малышу оценить, является ли какое-либо занятие безопасным или нет.

  • Развивайте в ребенке чувство юмора. Старайтесь как можно чаще его смешить, делайте гримасы, меняйте голос, предлагайте померить смешные головные уборы.
  • Учите малыша вежливости, говоря всем "спасибо", "извините", "пожалуйста" и т. д.
  • Позволяйте ребенку делать выбор, чтобы он понимал, что вы считаетесь с его желаниями и мнением.
  • Помните, что у вас есть неограниченные возможности для общения с малышом. Во многих случаях вы можете обойтись без игрушек. Каждый раз, когда вы играете с младенцем, он развивается социально, психически, физически и интеллектуально.

Занимайтесь с ребенком, развивая его чувства.

Интеллектуальное развитие ребенка в 11 месяцев

Одиннадцатимесячный ребенок уже умеет вставлять и вынимать мелкие предметы из больших. Хотя для взрослых это кажется по-детски простым, получение этого навыка – веха в развитии ребенка. И не единственная. Следующей является обучение речи. Ребенок осознанно произносит первые двухсложные слова и имитирует звуки. Он понимает все больше и больше слов и, вероятно, уже хорошо знает слова "мама", "папа", "баба", "спать" и "не".

Малыш становится решительным и волевым. Он точно знает, чего хочет, и умеет это выразить. Когда малышу хочется, чтоб вы дали ему игрушку, он тянет ручки в направлении предмета вожделения. Когда он не хочет кушать, решительно качает головой. Он может сопротивляться при одевании и смене подгузников и иногда даже прямо говорит: "Нет!". Когда он слышит "нет" от вас, реакция может быть разной. Малыш может отступить, прекратить то, что он делает, или наоборот – продолжить действие, несмотря на запрет. Таким образом он проверяет, как далеко может зайти. Делая что-то "запретное", смотрит, как вы реагируете. Это доказательство того, что он осознаёт установленные вами правила.

Малыш уже знает свое имя, он учится запоминать имена домочадцев. Старайтесь использовать имена и местоимения – это помогает ему в идентификации близких ему людей и упорядочивании своего мира.

Малыш выказывает больший интерес к книгам. Он фокусирует зрение на картинках , иллюстрирующих текст, который вы читаете. Умеет различать предметы по температуре, форме, весу и консистенции. Младенец может узнать на картинке собаку, кошку, птицу, дом, автомобиль (лучше всего, конечно, он определяет то, с чем соприкасается каждый день). Малыш знает названия частей тела и может уже отвечать на вопросы на эту тему. Он в состоянии указать на свой нос, рот, уши, пупок, ноги и голову.

Впереди у ребенка – первый юбилей. Если подумать, то новорожденный через 4 недели после рождения и малыш в 11 месяцев – почти ровесники. Но как ощутима разница! Что можно сказать о развитии ребенка в 11 месяцев? Чем он может порадовать родителей и себя? Своей активностью, природной пытливостью, усовершенствованием полученных за эти месяцы навыков и кое-чем новеньким.

Физическое состояние

Основной момент, который может вызвать тревогу слишком мнительных родителей, – в последние месяцы ребенок стал меньше расти и набирать вес. Но это совершенно нормально, учитывая, что он сейчас похож на маленький вездеход на батарейках: двигательная активность с того момента, как малыш встал на четвереньки, выросла в разы. Так что к 11 месяцам кроха вырос всего на 1 см и набрал где-то граммов 300. Сейчас его рост может быть от 66 до 80 см, вес – между 7 и 12 кг.

Физическая активность сейчас достигла такого уровня, что родителям постоянно нужно быт начеку: малыш может бесконечно падать, оступаться, терять равновесие, «не вписываться» в двери. Поэтому следует максимально обезопасить для крохи доступную ему территорию, оснастив доводчиками, держателями и заглушками все, что возможно, убрав с пути ребенка все опасное, мелкое, все электрошнуры, «ездящие» коврики, стеклянные предметы.

Что же умеет 11-месячный малыш?

  • Уверенно и подолгу сидеть с ровной спинкой без опоры.
  • Садиться, вставать из положения сидя, лежа, на четвереньках.
  • Много и уверенно ползать – это сейчас любимое занятие малыша.
  • Подниматься по ступенькам, держась за опору.
  • Залезать на кровать или диван, спускаться с них правильно, доставая до пола ножками.
  • Ходить около опоры, иногда отрываться от нее и самостоятельно стоять какое-то время.
  • Координация стала намного лучше: теперь, чтобы поднять с пола упавшую игрушку, крохе не обязательно плюхаться на попу: он может наклониться или присесть, а чтобы взять игрушку, раскрывает ладошку по размеру этой игрушки.
  • Более совершенной стала крупная моторика: кроха сам держит чашку, может собрать пирамидку, башенку из 2–3 кубиков, перекладывать различные предметы из одной емкости в другую.
  • Прогресс произошел и в развитии мелкой моторики: ребенок уже самостоятельно держит ложку, умеет брать предметы пальчиками, поэтому может поднять с пола, например, едва заметную крошку. Может отрывать кусочки от листа бумаги, отщипывать небольшие кусочки пластилина.

Во время подобных занятий не оставляйте кроху одного, чтобы он не проглотил вредные частицы.

Ели говорить о режиме дня, то здесь видимых изменений за последние 2 месяца не произошло. Малыш спит примерно 13-14 часов в сутки, кушает 5 раз, как было и на 9-м месяце. Его рацион все больше похож на рацион взрослого человека.

Здесь стоит помнить 2 важных момента.

  1. Для полноценного развития ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 4 часов ежедневно. Если не позволяет погода, можно проветривать помещение.
  2. За 1,5–2 часа до сна важно прекратить все бурные и шумные увеселения, подвижные, эмоциональные игры, чтобы к ночи психика крохи успела настроиться на сон.

Психическое развитие

В этой сфере тоже произошел настоящий прорыв. Например, сейчас малыш может многократно повторять одно и то же действие, добиваясь результата (скажем, нанизывать на стержень непослушное колечко пирамидки или залезать и слезать с табурета). Такая способность к концентрации внимания свидетельствует о правильном развитии психики.

Развитие 11-месячного ребенка в психоэмоциональном плане поистине впечатляет.

  • Сейчас кроха больше доверяет людям, к которым родители проявляют расположение.
  • Может выполнить разнообразные простые просьбы (подай, подними, покажи, дай, принеси, помаши ручкой, скажи то-то, сделай как мама).
  • Находит и приносит названную игрушку.
  • Активно подражает взрослым во всем, копируя не только их звуки или интонации, но и модели поведения. В своих играх, которые становятся уже сюжетно-ролевыми, 11-месячные дети имитируют стереотипы поведения папы или мамы, которые у них уже сложились. Теперь это не просто груднички, а маленькие члены общества: мальчики стараются вести себя как мужчина, девочки – как женщина (хотя еще не осознают свою принадлежность к определенному полу). Первые водят машинки, возят грузы, что-то строят или ремонтируют, проявляют силу и ловкость, лазая по стульям или тумбочкам; вторые – готовят, качают и кормят кукол, убирают в игрушечном домике, наряжаются в мамины вещи, красят лицо ее косметикой.
  • Подражая взрослым, малыш с удовольствием играет с ними в пальчиковые игры («ладушки», «сорока-ворона»). Ребенок хлопает в ладошки, загибает пальчики, развивая тем самым мелкую моторику, способствующую развитию речи.

Сейчас самое время воспользоваться подражательным этапом развития детской психики, чтобы своим примером приучать ребенка, например, умываться и чистить зубки каждое утро, здороваться и прощаться (пока на доступном уровне).

  • Память тоже совершенствуется. Ребенок теперь может запомнить людей, приходящих в гости не так часто; помнит, что эта игрушка сломалась вчера, а после обеда пора идти гулять; помнит и узнает на фото своих родных; помнит, что, если взять кнопку, уколешься.
  • Также кроха стал более внимательным. Он может выбрать из трех игрушек названную, понять, какой из трех игрушек не стало (мама убрала). Вообще игра в «прятки — ку-ку» стала оной из самых любимых. Спрятанный предмет малыш будет искать, понимая, что он все равно есть, а найдя спрятавшуюся маму, придет в неописуемый восторг.
  • Скачок произошел и в развитии логического мышления. В 11 месяцев маленький человечек уже в состоянии производить такие сложные мыслительные операции, как конкретизация и обобщение. То есть он имеет представление о похожем множестве и может выделить из него отдельный предмет по конкретному признаку: например, из всех машинок – пожарную, понимая при этом, что все остальные – тоже машинки. Но если не назвать конкретный признак («подай птичку»), он может подать любую игрушку или картинку, которая в его понимании является птичкой (цыпленок, курочка, сорока, воробей).
  • Основным и самым главным стимулом к достижению какой-либо цели для крохи этого возраста является родительская похвала. Если он что-то сделал неправильно или нарушил какой-либо запрет, родители должны спокойно и дружелюбно объяснить ему, почему это неправильно или нельзя, и помочь все сделать как надо. А вот когда у него получится – искренне и эмоционально похвалить его за это.

Автономная речь на пути к совершенству

Кто будет спорить с тем, что ребенок этого возраста не просто «энерджайзер», но еще и неумолчный тараторка? Теперь он не просто лепечет, а умеет объяснить маме, чего хочет, так, чтобы она его поняла. Хотя посторонним понять их «диалоги» бывает трудно. Такая «автономная речь», понятная только членам одной семьи, является неотъемлемым этапом на пути к освоению полноценных навыков говорения.

Уже сейчас на этом пути заметен очевидный прогресс.

  • В активном лексиконе крохи есть несколько простых слов: на, дай, ам, бай-бай, да. Возможно, малыш уже произносит «мама» и «папа».
  • Пассивный словарь его намного шире (то, что ребенок пока не может произнести, но уже понимает). Кроха понимает обращение к нему, простые просьбы, знает названия многих предметов и действий, животных, растений, игрушек. Развитие пассивного словарного запаса – необходимое условие для совершенствования его разговорной речи, ведь постепенно, по мере развития речевого аппарата все эти слова перейдут в речевой актив ребенка.
  • Активно развивается звукоподражание. Малыш воспроизводит многие звуки: голоса птиц, животных, звук разных видов транспорта, шум ветра, дождя и т. д. Без этого также невозможно развитие речевых навыков. Помочь ребенку можно в игровой форме, прося изобразить тот или иной звук. Ведь играть детки любят больше всего.
  • Речевая жестикуляция – верный признак того, что мозг крохи уже готов к обучению говорению. Если во время общения с окружающими он требовательно протягивает ручку вперед, то все идет как надо. Ему сейчас пока еще сложно выразить все, что хочется, и активная жестикуляция несколько компенсирует речевое несовершенство. Поэтому даже если малыш пока не говорит, но во время «общения» со взрослыми делает специфические жесты ручками, – он готов к тому, чтобы научиться. Ему нужно только помочь.

Как помочь заговорить?

Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.

Как помочь малышу в развитии?

Чтобы ребенок развивался гармонично, важно на каждом возрастном этапе помогать ему в этом, обращая внимание на его двигательные навыки, манипуляции с предметами, логику, речь, мышление, социализацию. Следующий блок советов поможет расставить нужные акценты.

  1. Физическая форма. Ее укреплению способствует максимальная подвижность. Пусть кроха на прогулке толкает перед собой свою коляску, а возвращаясь, поднимается по ступенькам, держась за руку взрослого или перила. Пусть преодолевает на игровой площадке посильные препятствия. Кроме этого, важно проводить с ребенком укрепляющую гимнастику, состоящую из упражнений на поднимание туловища из положения лежа, сгибание-разгибание ручек и ножек с их круговыми движениями; а также наклонов, поворотов, приседаний.
  2. Социализация. Ей способствует общение с ровесниками, детками постарше и взрослыми, например, на прогулке. Пусть кроха учится взаимодействовать без конфликтов (в этом должны помочь родители).
    Способствуют навыкам поведения в социуме и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются различные роли женщин и мужчин. Для этого полезно приобрести недостающие игрушки: набор детской мебели, посуды, инструментов.
  3. Крупная моторика развивается при различных манипуляциях с большими предметами: кубиками, пирамидами, мячами.
  4. Развитию логического мышления, памяти, мелкой моторики способствуют игрушки-сортеры, матрешки, вкладыши, рисование, лепка, мозаика.

На этом этапе очень важно установить с малышом доверительные, дружелюбные отношения. Избегать криков, необоснованных запретов, наказаний. Чаще эмоционально хвалить, обнимать, выказывать свою любовь, несмотря на какие-то оплошности крохи. В ближайшее время поддержка и понимание родителей малышу ох как понадобятся. Ведь впереди у него – не только первый юбилей, но и первый в жизни возрастной кризис: он будет учиться принимать себя как самостоятельную личность, со своей личной территорией, правами и желаниями.

Ребенок в 11 месяцев продолжает развиваться физически и психически. Младенец уже многое умеет, некоторые малыши могут порадовать родителей первыми словами или шагами. Продолжается формирование личностных качеств, расширяется спектр доступных эмоций. Дети в 11 месяцев хорошо владеют своим телом, поэтому их действия становятся более уверенными. Для нормального развития ребенка в 11 месяцев родителям нужно заниматься с малышом, помогать ему в освоении новых и закреплении полученных навыков.

Фото с сайта vseodetyah.com

Набор веса ребенка в 11 месяцев заметно замедляется. В среднем ему удается набрать всего 300-400 г, но это не мешает развиваться физически. Мышечный аппарат достаточно развит, чтобы выполнять сложные движения. Средняя масса тела, независимо от пола, 8,5-10,5 кг, конечно, девочка должна весить меньше, нежели мальчик. Нормальный вес для девочки в 11 месяцев – 8,5-9 кг. Для мальчика эти показатели выше – 9,5-10,5 кг. Однако все дети индивидуальны, необходимо учитывать особенности развития.

Прибавка роста ребенка в 11 месяцев также немного замедляется. Кроха вырастает на 1-1,5 см. Средний рост ребенка в этом возрасте – 72-76 см.

Пропорции тела ребенка уже больше напоминают взрослые, так как объем грудной клетки превышает размер головы.

Таблица с нормами роста, веса, окружностей

В таблице приведены нормальные показатели окружностей, веса и роста.

В таблице приведены нижние и верхние границы.

Психическое и эмоциональное развитие

Благодаря развитию мелкой моторики пальцев ребенка в 11 месяцев, усовершенствуется сенсорное восприятие, которое важно для познания окружающего мира. Малыш ощупывает предметы, изучает их форму, фактуру и размер. Кроме этого, кроха обязательно пробует их на зуб.

На протяжении одиннадцатого месяца происходит скачок в эмоциональном развитии, формируются личностные черты, продолжает вырабатываться манера поведения. Ребенку доступен широкий спектр эмоций, он активно ими пользуется, поэтому плач слышен все реже.

Грудничок умеет хитрить, знает, как привлечь внимание родителей.

Интеллектуальное развитие ребенка в 11 месяцев прогрессирует наравне с эмоционально-психическим. Кроха понимает взрослых, подражает их действиям, подключает смекалку, если ему нужно обойти препятствие, чтобы добраться до цели.

Малышу в 11 месяцев присуща настойчивость и целеустремленность. Девочки и мальчики в равной степени любят похвалу за свои достижения, радуются вниманию со стороны родителей. Забота – важная составляющая для нормального развития детей. Одиннадцатимесячные малыши еще сильно привязаны к своим родителям.

Что умеет

Что умеет делать ребенок в 11 месяцев:

  • точно указывает на интересующий его предмет;
  • знает команду «нельзя», однако не всегда ее воспринимает;
  • понимает речь родителей;
  • выполняет некоторые просьбы, например, пойдем со мной, иди на ручки, подай игрушку;
  • знает названия большинства предметов;
  • произносит 2-3 слова (мама, папа) или выражается слогами;
  • озвучивает голоса животных.

Ребенку в 11 месяцев легче общаться с родителями, так как он может озвучивать свои просьбы. Если захочет кушать, то может сказать «ам-ам».

Как развивать

На протяжении одиннадцатого месяца ребенка необходимо изучать такую информацию:

  • знакомить с предметами, которые его окружают, с их назначением;
  • рассказывать о природных явлениях, животных;
  • продолжать изучать цвета;
  • тренировать командам «можно» и «нельзя».

Необходимо тренировать память ребенка. Для этого подойдут развивающие занятия, детские потешки, песни, стишки. Незаменимы в этом возрасте сортеры, благодаря им развивается логическое мышление, дети пытаются подобрать подходящий по форме и размеру предмет. Для игр также можно приобрести разные по величине ведерки, коробочки и другие емкости, мячики.

Малыш в 11 месяцев развивается, когда рассматривает книги, где есть яркие картинки. Пускай он сам перелистывает страницы. Для развития внимания и интеллекта полезны поисковые игры. Например, можно предложить грудничку найти и подать мячик, который находится в коробке с игрушками.

Следует учить ребенка в 11 месяцев разговаривать. Именно в этом возрасте формируется не только пассивная, но и активная речь. Ни в коем случае нельзя сюсюкать и коверкать слова. Выражаться нужно четко и медленно, как можно больше общаться с крохой.

Двигательная активность

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев прогрессирует наравне с эмоционально-психическим. Движения рук и ног грудничка становятся более скоординированными и точными. Развивается пинцетный захват, когда ребенок может захватывать пальчиками крупинки или хлебные крошечки.

Малыш умело распоряжается своим телом, усовершенствуются его умения, например, ползанье, сидение. Некоторые дети делают первые самостоятельные шаги.

Что умеет

Что должен делать малыш в возрасте 11 месяцев:

  • сжимать резиновые игрушки;
  • удерживать мелкие предметы двумя пальчиками;
  • катать мяч по полу;
  • вкладывать мелкие предметы в крупные;
  • стоять без опоры;
  • вставать на ножки, держась и подтягиваясь за опору;
  • подолгу сидеть или ползать;
  • садиться или опускаться на четвереньки из положения стоя;
  • наклоняться, приседать или сидеть на корточках;
  • залезать на стул и доставать желаемый предмет;
  • выполнять разные движения обеими руками, например, одной держаться за кроватку, а второй брать игрушку.

Некоторые умеют делать первые шаги. Они сохраняют равновесие, благодаря балансировке рук. Ребенок умеет выстраивать башенку из кубиков, но после он обязательно ее развалит. Также он собирает пирамидку на 4-5 колечек.

Ребенок в 11 месяцев умеет расшнуровывать обувь, стягивать колготки, снимать и натягивать носки. Из-за этого родителям бывает трудно одеть кроху на улицу. Он может пить из чашки и пользоваться ложкой во время еды. Благодаря этому ребенка в 11 месяцев можно научить самостоятельности.

Как развивать

Фото с сайта whqwl.com

Физическое развитие малыша будет прогрессивнее, если помочь ему. Нужно усовершенствовать навыки ребенка, в частности, побуждать его к ходьбе. Чтобы кроха забыл о страхе, можно использовать игрушку, мячик, шарик. Необходимо заманить младенца. Сделав несколько шагов самостоятельно, он поймет, как это здорово.

Для тренировки вестибулярного аппарата и развития чувства балансировки можно приобрести лошадку-качалку или ослика-попрыгунчика. Ребенок будет стараться, чтобы не упасть.

Можно поиграть в игру: добраться до цели, пройдя все преграды. В процессе прохождения дистанции важно, чтобы ребенок не только полз, но и приподнимался на ножки и обходил препятствия.

Медицинские вопросы

Если введены все вакцины согласно прививочному календарю, то прививки в 11 месяцев не делаются. В противном случае нужно доделать недостающие. Если ребенок не ходит или не стоит, то стоит показать его ортопеду, чтобы исключить патологию.

Образ жизни

Для нормального развития родители обязаны поддерживать правильный образ жизни и распорядок дня 11-месячного малыша.

Режим

Для 11-месячного ребенка характерно изменение распорядка дня. Он меньше спит, больше бодрствует. Ребенок переходит на разовый дневной сон, однако некоторым детям такого отдыха бывает недостаточно, поэтому они ложатся спать дважды.

Малыша в 11 месяцев тяжелее уложить спать. Стоит играть с ним до тех пор, пока он не устанет.

Насильно укладывать спать нельзя, но и затягивать со сном тоже. Перевозбуждение чревато капризами и плохим ночным отдыхом.

Кормление

У ребенка в 11 месяцев есть 6 зубов, поэтому он может жевать. Необходимо уменьшить количество перетертой пищи. Можно не измельчать продукты в блендере, а переминать вилкой.

Пищу ребенку все же стоит готовить отдельно, переходить на взрослый стол еще рано. Кормить грудничка следует 5-6 раз в день, 2 кормления должны быть грудным молоком или молочной смесью.

Объем съедаемой пищи без учета жидкости – 1-1,2 л.

В рационе грудничка в 11 месяцев должны присутствовать каши, овощи, фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты, а также сдоба, печенье, хлеб. Что касается молока и яичного желтка, то их присутствие также желательно, если у ребенка нет аллергии.

Сон

Режим сна может отличаться. Если ребенок в 11 месяцев спит один раз, то продолжительность отдыха до 3-4 ч. Двухразовый дневной сон длится по 1,5-2 ч. Ночью кроха спит около 10 ч., может проснуться, чтобы перекусить.

Уход

Уход за ребенком в 11 месяцев остается прежним. Это водные процедуры, зарядка, стирка одежды. Особое внимание стоит уделять выбору обуви. Лучше приобрести ортопедическую. Она не только удобная, но и поддерживает стопу в анатомически правильном положении.

Немаловажна интимная гигиена. Количество мочеиспусканий уменьшается, однако объем выделяемой мочи увеличивается. Необходимо следить за наполненностью памперса, чтобы ребенок длительное время не был мокрым. Лучше, если он 3-4 ч. в день побудет без подгузника. В 11 месяцев можно высаживать его на горшок.

Купание

Ребенок в 11 месяцев уверенно сидит. Чтобы сделать купание интересным, можно добавлять в ванну игрушки. Родителям нужно поддерживать ребенка за грудную клетку. После такого интенсивного купания ему будет легче уснуть.

Прогулки

Грудничок готов к продолжительным прогулкам. Ему интересно рассматривать все вокруг. Дети в 11 месяцев могут проситься ходить. Им хочется бегать, а не сидеть в коляске.

Гулять с ребенком нужно 2 раза в день по 1,5-2 ч.

Массаж, гимнастика

Массаж и гимнастика являются неотъемлемой частью развития ребенка в 11 месяцев. Они помогают развиваться физически, избавиться от лишнего напряжения и перевозбуждения.

Во время купания можно делать водный массаж, после разминать ноги, руки, стопы, пальчики. В утреннее время желательно делать зарядку. Необходимо тренироваться сидеть, шагать, наклоняться вперед, тянуться к игрушке.

Игры

Для девочек и мальчиков в возрасте 11 месяцев интересны сюжетно-ролевые игры. Дети в этом возрасте также охотно занимаются с карточками Домана. С их помощью можно развить речь. Хорошо на развитии сказываются сказки, песенки.

С ребенком можно поиграть в такие игры:

  • «Кто это?». Можно показывать картинки в книге или доставать предметы из коробки, проговаривая их названия.
  • «Угадай, что спрятано». Нужно показать закрытую коробку, потрясти ее, достать предмет и сказать, что это.
  • «Как говорит животное?». Можно заниматься как с карточками Домана, так и по картинкам в книге. Показывать животное и произносить, как оно говорит.

Девочке в 11 месяцев будет интересно рисовать пальчиками или карандашами, делать пирожные в песочнице с помощью формочек.

Возможные проблемы

В 11 месяцев возможны такие патологии развития:

  • ребенок не ползает на четвереньках, сам не садится, сидит только с опорой под спину, не стоит на ножках – причина в неврологических нарушениях или болезнях опорно-двигательного аппарата, нужно проконсультироваться с неврологом и ортопедом;
  • грудничок не понимает речь родителей, не выполняет просьбы, имеют низкую концентрацию внимания, например, не может отыскать спрятанную при нем игрушку – психические отклонения, необходимо обратиться к психологу;
  • ребенок использует предметы не по назначению (например, погремушку не трясет, а катает как мяч), не знает применение обычных бытовых предметов (ложки, чашки), не умеет собирать пирамидку, ставить кубики друг на друга – скорее всего, виной выступают расстройства психики.

Чтобы вовремя выявить проблемы развития, необходимо знать о навыках, которые должен освоить одиннадцатимесячный ребенок. При любых отклонениях нужна консультация специалиста.

Развитие ребенка в 11 месяцев во многом зависит от наследственности и темперамента. Спокойные малыши медленнее осваивают новые навыки. Шустрые и подвижные груднички обгоняют своих сверстников.

Мне нравится!


Top