Чем занимается ребенок, пока находится у мамы в животе. Как происходит внутриутробное развитие плода

После оплодотворения начинается внутриутробное развитие плода – длительный, многомесячный процесс формирования новой жизни. В ходе того, как плод развивается в утробе матери, изменяется деятельность всего женского организма, между будущей мамой и плодом происходит непрерывный и весьма активный обмен веществ. Меняется и психологическое поведение женщины.

Как развивается плод в утробе матери (с фото и видео)

После имплантации начинается период внутриутробного развития плода, при этом закладываются зачатки его органов и систем. В процессе беременности в матке образуются плодное яйцо, в котором развивается сначала эмбрион, а затем плод, и плацента. Плод соединяется с плацентой пуповиной.

Оболочки плода выполняют защитную функцию, участвуют в обменных процессах, формировании иммунной системы.

Как видно на фото внутриутробного развития плода, хорион (ворсистая оболочка) сначала не имеет сосудов, но в конце первого месяца они появляются:

В момент имплантации трофобласт уже способен вырабатывать небольшое количество специфического гормона беременности - хорионального гонадотропина, с помощью которого изменяется жизнедеятельность всего организма женщины, сохраняется функция желтого тела беременности в яичнике, на определении гормонов которого в крови и моче основана диагностика ранних сроков беременности.

Децидуальная оболочка во время родов после рождения плода отторгается и изгоняется из полости матки вместе с другими.

А процессе того, как происходит развитие плода, растет и плацента (детское место, от лат. placenta - «лепешка») - важнейший орган, при помощи которого происходит процесс дыхания, питания и выведение продуктов обмена плода. По своей значимости она выполняет функции органов дыхания, пищеварения, выделения плода.

Плацента образуется из части децидуальной оболочки и разросшихся ворсин хориона. По мере развития беременности количество ворсин увеличивается, что приводит к увеличению поверхности соприкосновения между током крови матери и будущего ребенка. В материнской части плаценты образуются углубления, в которые погружены ворсины и в которых циркулирует омывающая их материнская кровь. Эта кровь не свертывается и не смешивается с кровью плода, протекающей по сосудам, проходящим внутри ворсин.

В ходе того, как развивается плод, между кровью матери и кровью плода происходит постоянный активный обмен веществ. Из материнской крови в кровь эмбриона, а затем плода поступает кислород, питательные вещества, одним словом все, что необходимо для развития и нормальной жизнедеятельности. Одновременно в кровь матери поступают продукты обмена и углекислый газ, т. е. все то, что требуется удалить из развивающегося организма. Кроме функции внешнего дыхания, выделительной функции, доставки питательных веществ, плацента выполняет еще одну функцию - внутрисекреторную, вырабатывая хориональный гонадотропин, который особенно важен в первые месяцы беременности.

Вместе с тем, как развивается плод в утробе, начиная с 3-4-го месяца в плаценте образуется прогестерон, так как к этому времени прекращается внутрисекреторная функция желтого тела беременности, и эта функция полностью ложится на нее. Плацента содержит факторы свертывания крови, способствующие нормальной циркуляции крови и остановке кровотечения после родов. Она выполняет и барьерную функцию, т. е. задерживает поступление к плоду вредных для него веществ. Но, к сожалению, часть из них проходит плацентарный барьер. И это надо помнить. Так, наркотики, алкоголь, токсины, никотин, ртуть, мышьяк, свинец, вирусы, фармакологические препараты свободно проникают через маточно-плацентарный барьер и крайне отрицательно сказываются на состоянии и развитии плода.

На фото, как развивается плод, видно, что внешне плацента напоминает круглую толстую лепешку. К моменту родов диаметр ее достигает 15-18 см, толщина - 2-3 см, а вес - около 500-600 г. Плацента имеет две поверхности: материнскую, которая обращена к стенке матки, и плодовую, обращенную к плоду. В норме плацента прикрепляется в верхнем отделе матки на передней или задней стенке, но иногда встречаются аномалии, при которых происходит полное или частичное перекрывание внутреннего зева матки.

Посмотрев видео «Как развивается плод в утробе матери», вы сможете проследить за всеми этапами формирования новой жизни:

Внутриутробное развитие плода на этапе образования околоплодных вод

На следующем этапы внутриутробного развития плода в результате секреции эпителия зародышевой оболочки, проникновения жидкости из крови матери, деятельности почек и легких плода образуются околоплодные воды. Они являются биологически активной окружающей средой, состав которой зависит от срока беременности. К концу беременности накапливается примерно 1-1,5 л околоплодных вод. Они защищают организм будущего ребенка от внешних воздействий, препятствуют сращению его кожи с амнионом, предохраняют пуповину от сдавливания, являются питательной средой для него. В околоплодных водах содержатся белки, липиды, углеводы, витамины, гормоны, ферменты, иммуноглобулины, минеральные и другие вещества. В них плод выделяет мочу и альвеолярный секрет из дыхательных путей. Воды постоянно обновляются, примерно за 3-6 часов меняется все количество вод. Полный обмен растворенных в них веществ происходит за 5 суток. Околоплодные воды частично выводятся через организм плода и в последующем через плаценту, но их большая часть удаляется
через плодные оболочки. Воды могут подвергаться значительным изменениям, обусловленными состоянием матери и плода. Количество околоплодных вод может быть нормальным (о котором мы уже упоминали), избыточным и недостаточным. Избыточное (более 2 л) количество называется многоводием, а недостаточное (500 мл) - маловодием.

Маловодие связано с нарушением образования околоплодной жидкости и ее всасывания. Это состояние встречается примерно у 0,3-0,5 % беременных женщин.

Внутриутробное развитие плода на стадии образования пуповины

Следующая стадия внутриутробного развития плода – это образование пуповины (одной из основных структур, связывающих мать и ребенка). Пуповина является шнуровидным образованием, представленным двумя артериями и одной веной, несущими кровь от плода к плаценте и обратно. От плода к плаценте течет венозная кровь, а по пуповинной вене протекает в обратном направлении артериальная кровь, обогащаемая кислородом в плаценте.

Пуповинные сосуды окружены студенистой субстанцией, вдоль них проходят нервные волокна и стволы. Ход сосудов пуповины извилистый, поэтому пупочный канатик выглядит как скрученный по длине. Один конец пуповины прикрепляется в области пупка плода, другой соединен с плацентой. Длина пуповины доношенного ребенка составляет приблизительно 50-55 см, диаметр - около 1,5 см. Иногда пуповина бывает длинной (60-80 см и более) или короткой (35-40 см и менее). Толщина ее обусловлена количеством студенистого вещества.

Рецепторы в организме матери - это чувствительные нервные окончания, расположенные в эндометрии матки, децидуальной оболочке, кровеносных сосудах. Их функция - воспринимать информацию о состоянии плода и его развитии.

Видео «Внутриутробное развитие плода» поможет вам лучше представить, как развивается эмбрион в материнской утробе:

Статья прочитана 4 343 раз(a).

Развитие ребенка в утробе матери происходит постепенно в течение всех 9 месяцев беременности. Но в первом триместре (до 12 недель) происходит формирование всех органов и систем организма - это наиболее важный этап развития эмбриона, а во втором и третьих триместрах ребенок быстро растет, набирает в весе, готовится к жизни вне утробы матери. Рассмотрим основные моменты развития по неделям. Кстати, именно эти недели (касаемо первого триместра) считаются наиболее опасными для малыша. Любое негативное воздействие может привести к формированию патологии или выкидышу.

Каковы же примерные этапы развития ребенка в утробе матери по неделям?

Итак, начнем с 5 недели гестации (это приблизительно 1 неделя задержка менструации у женщины, считаем в соответствии с акушерскими сроками). Размер эмбриона всего 3 миллиметра, а у него уже начинает формироваться нервная трубка, сердце и легкие, щитовидная железа.

6 неделя - у эмбриона появляются зачатки рук и ног. На УЗИ уже отчетливо различаются 2 полушария мозга. Начинается формирование кишечника. Длина эмбриона достигает 7 миллиметров.

7 неделя. Уже видны межпальцевые промежутки. На УЗИ видны впадинки (глаза эмбриона), носовая складка и слуховое возвышение - будущие ушки. Длина эмбриона - 8 мм.

8 неделя. В эти 7 дней эмбрион очень быстро растет, в начале недели он размером 15-20 миллиметров, в конце недели - в 2 раза больше. У эмбриона начинают формироваться черты лица. Вырисовываются ушки, нос, шея.

9 неделя. Пальцы на руках и ногах уже четко очерчены. Происходит интенсивное развитие кровеносной системы.

10 неделя характеризуется развитием сосательного рефлекса у плода.

К 12 неделе плод обладает хорошей чувствительностью, это свидетельствует о развитии у него центральной нервной системы. Отмечаются реакции не только на прикосновения, но и дыхательные. Костная система постепенно становится прочнее. Таким образом происходит развитие ребенка в утробе матери в первый триместр беременности.

В 13-14 недель половые органы мальчиков достигают таких размеров, что становятся видны при ультразвуковом исследовании на хорошем аппарате опытному специалисту.

16 неделя характеризуется окостенением черепа и повышением подвижности ребенка, хотя, шевеления большинство будущих мам еще не замечают. Активно развивается мышечная система. Весит малыш уже около 180 граммов и имеет рост 13-14 сантиметров.

В 20 недель беременности ребенок все больше становится похожим на симпатичных младенцев, которых мы видим на обложках журналов. Голова по отношению к телу становится более пропорциональной. Правда, тело полностью покрывается пушковыми волосами, которые, в большинстве своем, пропадут к моменту родов, а жировой прослойки почти нет, из-за чего малыш выглядит худым. Но это не мешает ребенку активно двигаться внутри мамы, и она уже это замечает. Рост ребенка достигает 19 сантиметров, а вес 300 граммов.

В 24 недели беременности ребенок имеет такой же в цифрах рост, вес 600-700 граммов. Он активно двигается, сердечко стучит, и его удары уже прослушиваются через акушерский стетоскоп, если не мешает плотная жировая прослойка на брюшной стенке матери и расположенная по передней стенке матки плацента. Малышей, преждевременно родившихся на этом сроке, врачи могут выходить при наличии современного оборудования, высококвалифицированных неонатологов и прочих благоприятных условий.

В 28 недель беременности ребенок уже может различать звуки, при ультразвуковом исследовании, если провести эксперимент, будет видно - какая музыка или интонация голоса малышу нравится, а какая нет. Вопреки расхожему мнению, источник звука совсем необязательно располагать в районе живота матери, так как звуки он слышит через мамины уши. А со стороны брюшной стенки он надежно защищен околоплодными водами , которые «гасят» почти все звуки. Чтобы понять, как слышит ребенок, будучи в утробе матери, попробуйте включить музыку и нырнуть с головой ванну.

В 32 недели ребенок вполне жизнеспособен, рождается с весом 1500-2000 килограмма. Однако дыхательная система его еще не приспособлена к жизни вне утробы матери, а потому ему следует находиться в кювезе, где поддерживается постоянный уровень температуры и влаги. Отсутствуют многие жизненно важные рефлексы.

В 36 недель ребенок уже почти готов к рождению, жировая прослойка на его теле становится больше. Кожа становится более гладкой, пушковые волосы выпадают (при рождении они в совсем небольшом количестве могут остаться на спинке малыша). Сосательный рефлекс присутствует, а это значит - он сможет сосать грудь своей матери, что очень важно как в плане его здоровья, так и психологического контакта матери и ребенка.

38-40 недель - здоровый ребенок полностью жизнеспособен.

Таковы основные этапы развития ребенка в утробе матери.

Многие женщины вынашивают плод, не подозревая, что чувствует ребенок в утробе матери . Но его эмоции начинают свое развитие рано. С помощью современных исследований ученые узнали удивительные вещи о маленьком ребенке, который еще не родился.

Как влияет состояние матери на ребенка

Как только началось развитие малыша в утробе, каждое слово оказывает влияние на него. Женщине рекомендуется особенно следить за своим физическим и психологическим состоянием в первый и третий триместры, так как они являются достаточно сложными.

С 3-го месяца малыш начинает ощущать прикосновения, слышать звуки, чувствовать эмоции. Если будущая мать спокойная, тогда он успокаивается, но от агрессивной речи он становится беспокойным. Если часто повторять какие-то фразы, кроха в животе у мамы способен их запомнить.

Что чувствует ребенок

Ребенок в животе у мамы ощущает чувства из-за гормонов, которые появляются в материнском организме. Если женщина испугалась или расстроилась, вырабатываются гормоны стресса. Они доходят к малышу через кровоток, поэтому он начинает ощущать те же чувства. Если будущая мать находится в спокойном счастливом состоянии, тогда в крови появляются эндорфины, гормоны счастья. В результате малыш также их получает, от этого он радуется. Такие процессы наблюдаются еще вначале беременности.

Во втором триместре происходит развитие слуха, вкусовых рецепторов, открываются глаза. Но что чувствует ребенок в утробе матери:

  1. Врачи заметили, что во время малыш кривится от горьковатого вкуса околоплодных вод, но он охотно их поглощает, если у них чувствует сладость. Когда беременная женщина употребляет пищу, околоплодные воды впитывают вкус еды. Если женщина ела сладости, тогда и они становятся сладкими.
  2. До 17 недели кроха уже имеет острый слух. Ему доходят звуки из окружающей среды. Это может быть голос, музыкальные композиции. В таком маленьком возрасте ребенок запоминает частые звуки, поэтому после рождения, когда снова их услышит, он успокаивается. Исследования доказали, что классическая музыка положительно влияет на кроху, она его усыпляет. Родителям рекомендуется говорить с малышом в утробе, чтобы он узнал знакомые голоса после рождения. Они его также будут успокаивать.
  3. Малыш во втором триместре чувствует, когда кто-то прикасается к животу. Особенно это заметно на поздних сроках. Когда мать гладит живот, она способна почувствовать ребенка. Он может сделать ответный толчок, начать выгибаться.
  4. Можно только представлять, что чувствует ребенок в утробе матери. Ведь его ощущения разные. Было доказано, что он начинает видеть сновидения. Когда человек спит, и ему что-то снится, его глазные яблоки двигаются. Именно такое явление можно увидеть у малыша на 22 неделе беременности.
  5. Ребенок чувствует все переживания женщины. А они особенно часто появляются перед родами. Нередко будущая мать боится перед рождением ребенка, этот страх ощущает и малыш. По этой причине врачи советуют женщине постараться успокоиться, общаться с крохой в период схваток, чтобы он убедился, что ничего плохого не происходит. От этого ребенок родится намного спокойнее.

Как реагирует ребенок

Между женщиной и ее ребенком существует огромная связь. Малыш реагирует на изменения в настроении матери. Если случилась неприятность, он также будет переживать по этому поводу. По этой причине в период вынашивания плода не нужно переживать по пустякам. Ведь ребенок плачет только с мамой, поэтому стоит избегать слез.

Если у матери прекрасное настроение, она ощущает радость, тогда и крохе становится хорошо. Несмотря на то, что ребенок еще находится в утробе матери, он умеет улыбаться и веселиться.

Но не только радость и счастье ощущает малыш. Он реагирует и на стрессовые ситуации, печаль. Если мать находится в депрессивном состоянии, у нее ухудшается настроение, а в кровь поступает гормон кортизола, который дойдет и к плоду. В такой ситуации мало кто подозревает, что чувствует ребенок в утробе матери. Но его настроение также ухудшается, отчего он способен ощущать грусть и даже начать плакать. Это было доказано учеными.

Что хорошо, а что плохо для плода

Малыш ощущает все:
  1. заботу;
  2. радость;
  3. любовь;
  4. гнев;
  5. плач матери.
Одни эмоции беременной женщины хорошо влияют на плод, а другие – плохо. В первую очередь стоит запомнить, что все чувства матери передаются ее ребенку. Злость, крик плохо влияют на кроху, а радость и нежность доставляют ему удовольствие.

Специалисты рекомендуют следить за звуками, разговорами и даже мыслями. Будет полезно читать вслух сказки, смотреть положительные фильмы. Стоит отказаться от триллеров, мелодрам, боевиков, ужасов, так как они вызывают бурные эмоции. Лучше не слушать тяжелую музыку.

Каждой женщине стоит задуматься, что чувствует ребенок в утробе матери . Ей необходимо научиться контролировать свои чувства и эмоции, чтобы вырос ребенок, наполненный счастьем и радостью. Свое маленькое сокровище необходимо оберегать от негатива и злости.

Удивительные сенсорные способности плодаЭмоциональный след

Сходство между периодом внутриутробного разви­тия и процессом гальванопластики

Запись информации на клеточном уровнеВлияние морфогенетических полейСознательное, положительное отношение к плоду во время беременности

Послесловие специалиста

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась воз­можность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего чело­века формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появ­ления на свет уже прожил девять месяцев , которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.

Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность. как и многие другие свойства личности, воспиты­ваются в человеке с момента его зачатия.

Мать- это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Организм будущего ребенка строится из материа­лов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.

Именно неправильное поведение матери, ее излиш­ние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, слу­жат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в ум­ственном развитии и многие другие патологические состояния.

Здесь скептически настроенный читатель может усмотреть неразрешимость ситуации: действительно, можно ли избавить мать и дитя от влияний исковер­канной окружающей среды, социальных и экономиче­ских потрясений, общественных эмоций, пожирающих душу и тело? Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую вселенскую энергию дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку- один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ре­бенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпениемждут они его появления на свет и каким здоровым и красивым, великодушным и сильным они хотят его видеть.

Природа отблагодарит родителей за их сознатель­ные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.

Издательство «Жизнь» искренне благодарит авто­ра лекции - президента Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP ), про­фессионального педагога мадам Андрэ Бертин за лю­безно предоставленное разрешение на публикацию материалов в русском переводе.

При переводе мы попытались максимально сохра­нить своеобразие изложения материала и стиль ав­тора, чтобы не исказить смысл некоторых абсолютно оригинальных идей и положений, которые на первый взгляд могут показаться неосведомленному читателю чем-то вроде из области фантастики.

Санкт-Петербург, май1991г .

Приводя своего очередного ребенка в детский сад и беседуя с воспитателем или заведующей, которых матери знают уже много лет, они как правило сооб­щают им сведения, касающиеся младенчества, родов или беременности. Я часто отмечала взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то не­обычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка.

Результаты исследований, проведенных в послед­нее десятилетие учеными различных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указыва­ют на ее важность.

В1982г ., оставив основную работу, я установила тесный контакт с врачами и медсестрами педиатри­ческих отделений, акушерами, преподавателями учеб­ных заведений различного уровня, а также с родите­лями, наблюдавшими указанную взаимосвязь в процессе профессиональной деятельности или непосред­ственно в рамках семьи. Обобщив кое-какие результа­ты, мы пришли к выводу о необходимости создания Национальной ассоциации пренатального (дородовый,внутриутробный. (Здесь и да­лее - прим. переводчика. )воспита­ния(ANEP), которая должна была стать мостиком между проводимыми исследованиями и супружески­ми парами и матерями.

Было заявлено, что ассоциация берет на себя рас­пространение соответствующей информации (и несет за нее всю ответственность) путем организации кон­ференций и симпозиумов, целью которых является ознакомление с ней специалистов, работающих с буду­щими родителями, молодых людей или лиц, не полу­чивших знаний подобного характера в процессе обу­чения.

Кое у кого разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Ко­нечно, нет. Нормативы и программы имеют отноше­ние к обучению, а не к воспитанию.

Воспитание можно определить как предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Действительно, мы воспитываем живое существо, подразумевая под этим его формирование и развитие в процессе развер­тывания жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному и мен­тальному (психическому ) «материалу», который оно получает извне, то есть из окружающей среды.

После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероят­но, подражание отсутствуют. Что касается впитыва­ния информации, то оно максимально и, как мы уви­дим далее, протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего че­рез несколько месяцев в совершенное существо, обла­дающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Мы не можем отрицать важность воспитания ре­бенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый че­ловек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой. Однако мы уверенно заявляем, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, ко­торое присуще пренатальному воспитанию.

Ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития!

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса раз­вития всего потенциала, всех способностей, изначаль­но заложенных в яйцеклетке.

Нам часто задают один и тот же вопрос: для ко­го важнее результат воспитания – для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Су­ществует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать- это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая ба­за» как с материальной, так и с психической точек зрения.

Мать является также посредником между внеш­ним миром и ребенком. Человеческое существо, фор­мирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у ма­тери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитив­но ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значи­мость периода беременности была абсолютно непре­ложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, афри­канцы и многие другие народы разработали свод за­конов для матерей, супружеских пар и общества в це­лом, которые обеспечивали ребенку наилучшие усло­вия для жизни и развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае существова­ли пренатальные клиники, где будущие матери про­водили период беременности, окруженные покоем и красотой.

Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех различных направлений, по­зволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся:

Сенсорные (от лат. sensus -чувство, ощущение. ) способности плода (изучаются специ­алистами разного профиля);

эмоциональный след (обнаружен и изучается пси­хологами и психоаналитиками);

способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» ин­формацию (область интересов физиков);

действие морфогенетических полей (Морфогенетические поле- поле, в котором формируется тело человека ), (выдвинуто в качестве гипотезы одним из английских биолоюв).

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА

Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о на­личии у плода активной сенсорной системы. Напом­ним, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беремен­ности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответ­ствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод восприни­мает лишь слабый оранжевый свет, да и то при не­посредственном освещении живота матери.

Обоняние, проявляющееся только при наличии воз­духа, также бездействует до момента рождения.

Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстри­рует предпочтение одного другому. Ежедневно он по­глощает определенное количество амниотической жидкости(околоплодные воды ). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «прогла­тывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства(!), яв­ляющейся следствием отрицательных вкусовых ощу­щений. Внутриматочная жидкость подвержена влия­нию всего, что съедает и выпивает мать. Это способ­ствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая ха­рактерна для региона проживания родителей.

Приведем пример, когда малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех ме­сяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности.

На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.

Говоря о чувствительности, мы имеем в виду кож­ный покров. Кожа плода подвергается непрерывно­му воздействию мышц матери- ее матки и брюшной стенки. Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональ­ном уровне. Гаптономия(контакт через прикосновение ) дает возможность поддер­живать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.

Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, по­скольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать не­поддельное изумление.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и переда­ющее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца беременности. Однако Жану Фейжу удалось получить выраженные моторные реакции в ответ на раздражитель у плода в возрасте пяти месяцев. Док­тор Томатис описывает случай с Одилью, маленькой итальянской девочкой, страдавшей аутизмом(погружение в мир личных переживаний ). Ему удалось снять развившееся нарушение психики путем использования английского языка в проводимых бе­седах.

Дело в том, что мать девочки, работавшая в на­чале беременности в фирме по импорту-экспорту, ис­пользовала для общения исключительно английский язык. Вполне возможно, что плод воспринимает виб­рации всеми своими клетками непосредственно с мо­мента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток.

Мари-Луиза Аучер, певица, ставшая впоследствии преподавателем, пришла к исключительно интересно­му выводу после наблюдения за семьями профес­сиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома.

Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хоро­шо развитой верхней частью тела. Они без труда мог­ли поставить пальцы в положение, которое наблюда­ется при щипке (большой палец находится напротив всех остальных). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации.

Напротив, дети отцов с глубоким басом появля­лись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить. Однако гораздо более ин­тересным фактом, нежели это до некоторой степени эфемерное свидетельство раннего развития, является то, что и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.

Пытаясь понять данный феномен, Мари-Луиза Аучер организовала проведение работ в ряде универ­ситетов и больниц Парижа, в которых приняли уча­стие известные специалисты. Они были поражены влиянием звуков, составляющих гамму, и их соотне­сенностью с определенными участками основного энергетического меридиана, хорошо известного спе­циалистам в области акупунктуры.

Бесспорным фактом является существование виб­рационного резонанса между звуком и определенным позвонком, а также парой симпатических и парасим­патических ганглиев (симпатические, парасимпатические -разновидно­сти узлов нервной системы ).

При стимуляции одной из энергетических точек од­ного из нервных центров данный процесс распрост­раняется также и на области, которые они иннервируют. Это приводит к динамизации всей центральной нервной системы, включая мозг.

На основании своих наблюдений Мари-Луиза Ау­чер пришла к выводу о важной роли звука. Работая в так называемом «поющем» родильном доме Мише­ля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы, матери, а также их дети, если они у родителей уже были.

Аучер считает, что «хоровое пение» улучшает са­мочувствие и укрепляет нервы матери, которая впос­ледствии производит на свет здоровых, спокойных ре­бятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее – признак устойчивого психического равновесия, качество ог­ромной важности для мира, в котором они будут су­ществовать.

Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто ро­дители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. При­чем они действуют на малышей как прекрасное успо­коительное средство и могут быть успешно использо­ваны при снятии сильного эмоционального напряже­ния.

Что касается действия голоса матери, то оно на­столько велико, что доктору Томатису удается сни­мать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом слу­чае пациенты воспринимают голос так, как воспри­нимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, да­ет возможность как молодым, так и пожилым паци­ентам установить новый контакт с первичной энерги­ей и устранить нежелательные явления.

Плод также воспринимает музыку, которую слу­шает мать во время концерта. Он избирательно реа­гирует на программу. Так, Бетховен и Брамс дейст­вуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Ви­вальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие ма­тери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они долж­ны слушать иную, более структурированную музыку.

Постоянное слушание музыки может стать под­линным процессом обучения. В своем интервью теле­видению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, сле­дующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведе­ниями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он

упомянул об этом при матери, которая в прошлом бы­ла виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, бу­дучи беременной.

Это доказывает существование процессов непре­рывной регистрации и запоминания. О подобном фе­номене рассказывали Рубинштейн и Менухин. Если бы только мы смогли спросить об этом Моцарта!

Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много играв­шая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет компо­зитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно – он будет восприимчив к музыке и к различ­ным звукам. Кроме возможного формирования опре­деленных способностей мать безусловно привьет ре­бенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь.

Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД

Психологи и психиатры выявили наличие еще од­ного существенного фактора- качества эмоциональ­ной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, ко­торое мать делит с ним, оказывают влияние на раз­вивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющи­еся на протяжении всей последующей жизни.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показате­лей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нерв­ные расстройства. В раннем возрасте такие дети пла­кали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружаю­щим и к жизни. К сожалению, у ученых еще не до­шли руки до изучения их реакций в возрасте поло­вого созревания и в период зрелости.

Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития яв­ляются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.

В июле1983 года доктор Верни, психиатр из То­ронто, организовал проведение Первого американско­го конгресса по пре- и перинатальному(послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страда­ний которых была сохранившаяся в подсознании ин­формация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.

Рассмотрим в качестве примера случай с мужчи­ной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.

Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутроб­ного развития, этот человек чувствовал себя абсолют­но нормально. Когда подошла очередь седьмого меся­ца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жа­ра. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор про­шло30 лет, мать забыла о трудных временах. Одна­ко клеточная память сына сохранила не только чрез­мерное ощущение жара, но и мысль о смерти, кото­рая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого чело­века.

Для того чтобы понять сущность подобных фено­менов, обратимся к исследованиям, проведенным док­тором Левиным, специалистом в области хирургиче­ской стоматологии из Манчестера. В течение ряда лет он собирал молочные зубы, которые затем изуча­лись с помощью электронного микроскопа.

Зубы – это архив нашего организма. Подобно ге­ологу, определяющему возраст пласта, мы можем точно датировать временную принадлежность каждо­го слоя эмали. Доктор Левин был первым специали­стом, обратившим внимание на сероватую линию, ко­торую он назвал неонатальной. По его мнению, она является отражением родовой травмы. Отсутствие неонатальной линии в ряде случаев свидетельствует о том, что рождение происходило в самых благоприят­ных условиях. Однако, к сожалению, это лишь исклю­чение, а не правило.

Слои эмали, расположенные ниже этой линии, от­ражают период, предшествовавший рождению. Док­тору Левину удалось выявить некоторые часто встре­чающиеся аномалии, а иногда и четко видимые пус­тоты. Что же мешало процессу формирования молоч­ных зубов и, возможно, мягких тканей и органов в течение более или менее продолжительного пери­ода?

Доктор Левин пригласил для совместной работы психолога, в обязанности которого входило проведе­ние беседы с матерями маленьких пациентов. Итогом исследований стал вывод о существовании четкой вза­имосвязи между указанными аномалиями и сильным стрессом, пережитым матерями во время беремен­ности.

При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают спра­виться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проника­ют через плацентарный барьер и оказывают воздей­ствие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, по­скольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.

И все же беременным женщинам не следует ис­пытывать особую тревогу по этому поводу, посколь­ку речь идет об очень сильных стрессах. Мы не бе­рем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стрес­са, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супру­гами, которые, повторяясь, превращаются в застыв­шую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Вер­ни называет защитным щитом, предохраняющим ре­бенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, эк­стремальных ситуациях.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство ра­дости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны ра­дости» (эндорфины). Они способны сообщать ощу­щения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они за­поминаются и, вероятно, определенным образом окра­шивают характер будущего мужчины или жен­щины.

На конгрессе в Торонто была также рассмотрена проблема обратного действия плода на мать. Напри­мер, считается, что беременность при диабете харак­теризуется определенной степенью риска. Однако в ряде случаев наблюдалось улучшение самочувствия женщин, что было обусловлено секрецией инсулина из поджелудочной железы плода. Специалисты в об­ласти гомеопатии отмечают влияние беременности на общее состояние здоровья матери. Наблюдения за ре­бенком после рождения свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между этим фактором и состоя­нием плода. Это подтверждается восстановлением ес­тественных реакций у матери после родов.

Имеет ли место обратное действие на психологи­ческом уровне? Определенные факты позволяют дать утвердительный ответ на этот вопрос. Можно при­вести (как в качестве развлечения, так и в качестве информации к размышлению) случай с матерью На­полеона. Только во время именно этой беременности у нее появилась страсть к военному делу, посещению полей сражения, интерес к военным стратегическим планам. Сразу же после рождения будущего импера­тора все это немедленно прошло. Я не рискую ком­ментировать этот факт, а просто сообщаю о нем так, как он описан историками.

СХОДСТВО МЕЖДУ ПЕРИОДОМ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЦЕССОМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

Период внутриутробного развития подчиняется ос­новным законам любого динамического процесса:

формирования, воспитания, роста, обмена (информа­цией) и коммуникаций. Во всех этих случаях проис­ходит перенос материи или энергии с «излучателя» на «приемник» через проводящую среду. Это отчет­ливо видно на примере гальванопластики (рис.1).

Предположим, что мы хотим нанести покрытие на печатную схему для компьютера. Мы укрепляем ее на катоде («минус»), который является принимаю­щим полюсом нашей условной батареи. На аноде («плюс») – излучающемполюсе – устанавливается

пластина из золотой фольги. После этого катод и анод погружаются в раствор соли золота. Под воздей­ствием тока, генерируемого источником питания, про­исходит высвобождение ионов золота из раствора, ко­торые оседают на схеме. Регенерация раствора осу­ществляется за счет пластины из золотой фольги. Та­ким образом осуществляется перенос ионов золота с фольги («плюс») на печатную схему («минус») через раствор.

Точно такие же процессы протекают и во время беременности (рис.2).

Вашему вниманию предлагается еще один рису­нок (рис.3), который стал эмблемой Национальной ассоциации пренатального воспитания. На всех трех рисунках мы находим одни и те же элементы:

принимающий полюс (плод и генетические фак­торы);

излучающий полюс (мать – ее организм, чувства, мысли, духовность);

проводящая среда (кровь матери и ее энергетиче­ское поле, которые передаются плоду);

источник энергии, питающий все эти элементы (солнце – универсальная батарея, без которой жизнь на земле невозможна).

Таким образом, мы можем сказать, что работа идет на всех уровнях:1) организм ребенка полностью формируется из материалов, которые поставляет ему организм матери (будущие его свойства обусловлены составляющими этого материала);2) эмоции матери передаются плоду посредством гормонов и по энерге­тическим каналам, оказывая либо положительное, ли­бо отрицательное влияние на психику. Работы специ­алистов в области теоретической медицины, объясня­ющие пути записи информации на клеточном уровне, позволяют также предположить, что психологическая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.

Запись информации на клеточном уровне

Жан Шарон, французский физик, считает, что эле­ментарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки, подчиняются как законам физики, так и основным законам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведения другим ча­стицам.

Запись информации, запоминание и передача – свойства психики. Жан Шарон утверждает, что каж­дая элементарная частица имеет своего «психическо­го двойника». Следовательно, информация, носителем которой этот двойник является, определяет вибраци­онные характеристики элементарной частицы.

Дэвид Бом, работавший в Англии с Эйнштейном, Джеффри Чью и Фритджоф из США, а также многие другие ученые доказывают справедливость этого вывода с помощью математических расчетов. Инфор­мация о психике, мыслях и чувствах матери, получае­мая формирующимся существом, определяет вибра­ционные свойства его клеток. Таким образом, все, че­рез что мы проходим, записано в хромосомах (скопление генов, передающих признаки по наследству )кле­ток. В частности, это касается половых клеток, со­ставляющих генетический капитал ребенка.

ВЛИЯНИЕ МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ

Дальнейший свет на происходящее проливают ис­следования Руперта Шелдрейка, английского биоло­га, работающего в содружестве с различными специ­алистами. Он отметил, что изучаемые физиками раз­новидности полей не могут объяснить причины появ­ления и постоянства форм как живой, так и неживой материи. Согласно теории формативной причин­ности существует еще одно поле, которое Шелдрейк называет морфогенетическим. Именно оно генерирует волны, определяющие общее поле объекта.

Существующие формы имеют устойчивую взаимо­связь с соответствующей энергетической компонен­той указанного поля, характеризующейся определен­ной вибрацией. По мнению Шелдрейка, мысли и чувства – это энергетические формы, находящиеся и постоянном резонансе с волной соответствующей длины, которая является одной из составляющих космического поля, пронизывающего каждого из нас.

Таким образом, любой поступок, любая мысль или чувство связаны с волной вполне конкретной формы. Энергетический обмен осуществляется по «бороздкам» поля, называющимся креодами. При неоднократном повторе этого обмена бороздки как бы углубляются и придают определенную устойчивость как полю, так и состоянию сознания, постепенно моделируя психи­ку и даже физическую структуру.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЛОДУ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Все сказанное выше свидетельствует о том, что беременная женщина, как никто другой, является сре­доточием различных энергий, структурирующих мате­рию.

Она носит в себе проект нового существа. Поступ­ки, мысли и чувства женщины являются причиной об­разования или притяжения вполне определенных ти­пов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возмож­ности, все силы, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее удобному для ребенка руслу. К этому решению оказываются так или иначе причастны все окружающие люди: как чле­ны семьи, так и все общество в целом.

Внутриутробный период развития подобен, как от­мечалось выше, процессу гальванопластики. Если бу­дущая мать знает об этом, и старается исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы привносит в свое тело, сердце и сознание частицы «золотой фольги». А затем в дальнейшем предостав­ляет формирующемуся ребенку наилучший физический материал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и мен­тальном уровнях. При тесном содружестве с приро­дой женщина становится еще одним сознательным создателем ребенка, которому она предоставляет наилучшие шансы из всех существующих.

Не слишком ли честолюбивые устремления? Да – если рассматривать проблему с точки зрения цели, и нет – если иметь в виду простоту и легкость средств ее достижения. Здесь нет четко разработанных и обя­зательных методов, поскольку это противоречило бысамой сути воспитания, которое можно рассматривать как пробуждение. Будущая мать просто источает лю­бовь, проявляя свой творческий потенциал. Здесь нет также и готового перечня рецептов. Мы просто пыта­емся дать почувствовать дух, атмосферу, которая мо­жет быть создана, и выдвигаем несколько предложе­ний, касающихся физического, эмоционального и ментального уровней.

Физический уровень. Рассмотрим идею сознатель­ного отношения к питанию. Мы все знаем о важно­сти выбора здоровой, полезной пищи и сбалансиро­ванного меню. Однако механический прием пищи ве­дет к потреблению лишь химических элементов, ко­торые поступают (всасываются) через желудок и пи­щеварительную систему. Однако в летнее время фрук­ты, овощи и злаки накапливают значительное коли­чество солнечной энергии, которая может быть ути­лизирована при тщательном и медленном пережевы­вании. Об этом говорят все специалисты по диетиче­скому питанию. Многие сами наверняка не раз убеж­дались в эффективности подобного «технологического процесса» потребления пищи. Когда вы немного ус­тали, попробуйте съесть какой-нибудь даже не очень сладкий фрукт, например яблоко, и к вам вернутся силы.

Пищевые продукты требуют обязательного пере­варивания, только тогда содержащиеся в них вещест­ва попадут в ваши клетки. Солнечная же энергия, проникающая «через рот» и передающаяся непосред­ственно нервной системе, приносит вам чувство об­легчения немедленно. Глубокое дыхание поможет удержать и распределить эту энергию.

Наконец, если будущая мать испытывает в процес­се еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она приносит тем самым ог­ромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положитель­ное, отношение к пище.

Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого са­мочувствия и закрепощения. Радость же заставляет наше сердце «петь». Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир.

Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть тако­го внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает иг­рать и отец. Отношение к жене, к ее беременности и к ожидаемому ребенку- важнейшие факторы, фор­мирующие у этого ребенка ощущение счастья и си­лы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Однако жизнь подчас нарушает эту идиллическую картину, поскольку неизбежны самые неожиданные стрессы (автомобильная катастрофа, утрата близких, увольнение с работы отца). Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное- по­пытаться справиться с возникшей напастью. Матери обладают тем, что доктор Верни назвал защитным щитом ребенка: любовью к н

Дети после рождения не очень привлекательны. Каждая мама ждет, когда из гадкого утенка малыш превратится в красивого лебедя. Сегодня с помощью УЗИ можно следить за развитием ребенка в утробе: вот у головастика появились ручки и ножки, забилось сердечко, открылись глазки, начали расти волосы. Такое общение и знание о развитии плода в утробе матери, необходимо не просто из интереса, но для наблюдения за развитием плода и будущей роженицы.

Все изменения в развитии плода, дают о себе знать будущей маме, что влияет на ее здоровье и самочувствие. Грамотная мама, ведя вместе с доктором наблюдение за развитием ребенка на УЗИ, сможет избежать различных заболеваний и неприятных симптомов. О развитии плода и течении беременности – следующая информация.

Как развивается плод?

Период беременности делится на три семестра. Следующие знания помогут мамам следить за развитием плода, своим здоровьем и самочувствием. Каждый семестр отвечает за определенный этап развития малыша. В каждом из них и самочувствие мамы изменяется.

Развитие плода в 1 триместре

Женщина не догадывается о своей беременности, а организм уже перестраивается на другой ритм жизни. Спустя 5-7 дней после оплодотворения клетки, зародыш прикрепляется внутри матки к стенке. Клетка быстро развивается каждые семь дней. Так молниеносно развивается эмбрион. Вначале формируются – сердце и сосуды. Мозг быстро развивается, и головка очень быстро растет. Первоначально головка будущего человечка похожа на голову рептилии. Нет ручек и ножек, он похож на головастика – большая голова и хвостик. Позже начинается развитие внутренних органов, на УЗИ отчетливо видно – печень, легкие и почки. В матке плод покрывается слизистой и к концу второго месяца разрастается плацента, которая является защитой и питанием. Она будет строительным материалом будущего малыша, и питать плод в утробе матери до появления на свет.

Мозговые импульсы фиксируются в конце седьмой и начале восьмой недели беременности. Головастик постепенно становится похожим на человеческого детеныша: появляются носик и ротик, вырастают ручки и ножки, просматриваются мышцы. Хвостик пропадает. В одиннадцать недель он уже может реагировать и ощущать – свет, тепло, шум. Начинается формирование зубов. Отвердевают косточки. Ребенок на двенадцатой неделе заканчивает свое развитие, как эмбрион. Теперь – это не головастик с хвостиком, а плод, который похож на человека. За ним уже интереснее наблюдать. Он больше движется и развивается еще быстрее.

Какие ощущения испытывает женщина первые три месяца беременности? Как перед менструальным циклом усиливается работа молочных желез, что вызывает их болезненное набухание. Происходят гормональные нарушения – женщина становиться без причины плаксивой и нервной. Бывает ранний токсикоз, чаще он провоцирует тошноту и рвоты по утрам. Женщины не переносят многие продукты. У каждого свои продукты непереносимости. Надо менять меню, которое не вызывает рвотных рефлексов. Необходимо перейти на дробное питание – 5-6 раз в день. Желудок не будет переполняться и пища легче усваиваться. В продуктах питания должно быть много белковой и углеводной пищи. Жирную и жареную пищу желательно исключить. Предпочтительно пить больше овощных и ягодных соков. Проснувшись, не вскакивайте мгновенно, поднимайтесь аккуратно и медленно. Если подступает тошнота, скушайте ломтик лимона или выпейте лимонный сок.

Развитие плода в 2 триместре

Плод к этому времени оченьразвит, и можно установить пол ребенка – мальчик или девочка. Начинается рост волосиков. Происходит дальнейшее оформление лица: у малыша появляется переносица, заметно выделяются щечки. Ребенок проявляет эмоции – он может хмуриться и жмуриться. У человечка формируются зубки, вырисовываются пальчики. Появляется рисунок на подушечках пальцев. Ребенок постоянно двигается, сгибая ручки в локтях и запястьях. С каждым днем происходит развитие органов чувств. Сетчатка глаза приобретает чувствительность. По истечению 24 недели беременности у плода начинает работать своя иммунная система. Имеет вид такой же, как при рождении. Но жировых отложений еще нет.

После трех месяцев состояние беременной женщины улучшается. Проходит тошнота. Можно нормально питаться. Маму ждут удивительные минуты, когда она впервые ощутит первые толчки малыша. Это где-то в районе восемнадцатой недели. Теперь эти общения будут продолжаться до рождения. Поначалу ребенок шевелится мало заметно, позже он двигается более активно. Живот начинает увеличиваться и выступать вперед. На диафрагму давят внутренние органы и немного некомфортно дышать.

В организме мамы увеличивается объем крови, что способствует обеспечению плода необходимым количеством кислорода. Десна могут кровоточить из-за большой нагрузки на сердечно - сосудистую систему. Усиливается работа сальных и потовых желез, что способствует излишнему выделению пота. Из сосков начинает выделяться молозиво. Это нормальный процесс и не нужно бояться. Выдавливать его нельзя. Грудь нужно просто протирать салфеткой. Могут появиться пигментные пятна в области сосков и живота. Это временное явление, после родов они пройдут также, как и появились – незаметно. Могут на животе, груди, бедрах, ягодицах появиться растяжки. Они могут появиться из-за быстрого растяжения кожи во время беременности и кормления грудью. Втирая специальную косметику, можно предотвратить образование растяжек.

Развитие плода в 3 триместре

В этом триместре Ваш малыш может слышать Ваш голос. Разговаривайте с ним, хвалите его, говорите, как Вы его любите и как ждете его рождения. На двадцать шестой неделе у малыша откроются глазки. Ему тесно внутри матки, и он пытается расширить свое пространство, орудуя локтями и коленками. Конец двадцать восьмой недели – малыш полностью заполняет матку, свободного места нет. На тридцать второй неделе ребенок хорошо дышит, диафрагма работает постоянно. На девятом месяце происходит остаточное формирование нервной и мочевой систем. Начиная с тридцать пятой недели, ребенок стремительно набирает вес. Наступает сороковая неделя беременности, и готовясь к рождению, малыш опускается головой вниз, упирается ею в таз. Ближе к родам, тяжелее ходить, живот тянет к низу.

Будьте готовы, скоро Ваш малыш появиться на свет!

Набирайтесь сил. Сон должен быть продолжительнее и полноценнее. Перед сном делайте прогулки на свежем воздухе, примите душ, он успокоит и снимет напряжение. Чтобы не приобрести анемию – надо кушать отруби, в них много содержится железа. Также железо есть в абрикосах и соевом соусе. Необходимо постоянно контролировать состав крови. Следите, чтобы не снижался уровень гемоглобина. В рационе питан6ия должны быть такие продукты: овсянка, чернослив, черная смородина или варенье из нее, бобовые. Больше кушайте киви. Для развития малышу надо много кальция. Если ему его не хватает, он забирает его из организма мамы. Потом у мамы разрушаются и выпадают зубы. Появляются судороги в ногах по ночам. Больше употребляйте творога, хурмы, яблок, киви, чечевицы, болгарского перца. Чтобы избежать запоров – на ночь кушайте чернослив и больше пейте жидкости. 60% рациона беременной женщины – это овощи и фрукты. Надо пить простоквашу и кушать отруби из пшеницы.


Top